Лексикон русский: Новый русский: какие слова добавил в наш лексикон 2020-й | Статьи

Содержание

Новый русский: какие слова добавил в наш лексикон 2020-й | Статьи

Уходящий год добавил в русский язык новые слова COVID-19 и «коронакризис», а также прочно ввел в оборот «пандемию», «самоизоляцию», «локдаун». Часто теперь можно услышать про «социальную дистанцию» и «ковид-диссидентов». У спортивных лиг образовались «пузыри», а выборы в США породили выражение «колеблющиеся штаты». Большинство слов и выражений, популярных на фоне распространения коронавируса и других актуальных сегодня событий, — сиюминутное явление в русском языке, считают эксперты. А вот «удаленка» и «дистанционка» переживут 2020-й и останутся с нами надолго.

COVID-19 уйдет

Лингвисты назвали «Известиям» главные слова 2020 года. По очевидным причинам все они так или иначе связаны со сложившейся в мире эпидемиологической ситуацией. В первую очередь минувшие 12 месяцев, конечно, запомнятся заглавными буквами названия COVID-19.

— Это новое слово, его раньше не было в русском языке, — пояснила доктор филологических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета Вера Заботкина.

Среди «лингвистических новинок» года она также назвала «ковид-диссидентов» и «коронакризис».

— Из английского языка к нам пришли выражения «локдаун» (от англ. lockdown — блокировка, строгая изоляция), стали гораздо чаще употребляться «глобальные риски», «анализ рисков», «алармистские настроения» (от англ. alarm — тревога), — добавила профессор.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

— Каждый год вносит свою лепту в развитие языка, — отметил проректор по науке Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина Михаил Осадчий. — Появление новых слов — это возможное последствие каких-либо событий. Но довольно часто события, которые происходят в течение года, дают новую жизнь тем словам, которые и раньше были в нашем языке.

Например, «пандемия», «самоизоляция», «социальная дистанция» и даже «коронавирус» существовали и ранее, но употреблялись редко. Теперь же частота их использования возросла более чем на порядок, пояснил эксперт.

— Новообразованные слова иногда имеют игровой характер. Например, «карантикулы» (карантинные каникулы) или «изумляться» в значении «общаться по Zoom», — добавил он.

Появление неологизмов, по мнению Михаила Осадчего, — явление положительное, оно способствует развитию языка.

Фото: ТАСС/Zuma

— Язык отражает всё, что происходит в обществе. Мы говорим каждый день, а язык служит инструментом. Но нужно разделять сиюминутные и серьезные изменения в языковой системе — в области грамматики, фонетики, словообразования. Последнее происходит очень медленно, на это требуются столетия, — сказал специалист.

Слова 2020 года — это как раз сиюминутный материал, пояснил он. Тоже след в языке, но недолгий.

— Однако я уверен, что «удаленка» и «дистанционка» навсегда вошли в нашу жизнь. Это теперь не просто слова, а привычное явление. Мы и так шли к онлайну семимильными шагами, пандемия просто многократно ускорила этот процесс. Вспять его уже не повернуть, это тренд, который сохранится, — спрогнозировал Михаил Осадчий.

«Инфодемия» и «пузырь»

«Известия» составили свой словарь главных слов 2020 года в разных сферах. Помимо уже упомянутых туда вошли, например, «поправки». Их в язык внесли принятые в Конституцию России изменения.

На слуху были также «фейки» в новостях, «эскалация» конфликта в Нагорном Карабахе и «Хабаровск», прославившийся протестами в поддержку местного экс-губернатора Сергея Фургала.

Фото: ТАСС/Дмитрий Моргулис

Из США к нам дошел лозунг Black Lives Matter (BLM) в связи с акциями, захлестнувшими страну после гибели афроамериканца Джорджа Флойда от рук белого полицейского Дерека Шовина. В связи с выборами президента в Америке часто употреблялось выражение «колеблющиеся штаты», которые долго не могли определиться между кандидатами.

В связи с тем же коронавирусом в научной сфере гремели разные «штаммы» COVID-19, появляющиеся в процессе его «мутации». Вирусологи часто упоминали «цитокиновый шторм», при котором вырабатывается большое количество цитокинов, что ведет к излишне бурной активации воспаления и иммунным сбоям.

Больницы разделились на «красную» и «зеленую» зоны. В регионах организовали «ковидные госпитали». Рассадка в общественных местах стала «шахматной», а условия жизни нам теперь диктуют «ограничительные меры». Мы вводим «QR-коды» в кафе, носим «маски и перчатки» в транспорте, обрабатываем руки «антисептиком» или «санитайзером».

Длительная самоизоляция без возможности живого общения подарила нам «Zoom-встречи», «онлайн-вечеринки», а также -митинги, -концерты и даже -вернисажи. Актуальны были «трансляции» и «стриминги». «По сети» выступали балетные коллективы и театральные труппы, фитнес-тренеры проводили в интернете тренировки. Сотрудники отечественных компаний активно организовывали дома «рабочее пространство».

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Популярность платформы TikTok спровоцировала появление «тиктокеров» — блогеров, снимающий 15-секундные видеоролики для этого приложения.

В сфере спорта образовался «пузырь». Так теперь называют ситуацию, когда спортивная лига возобновляет деятельность внутри карантинной зоны.

Кроме пандемии мир захлестнула «инфодемия» — эпидемия в информационном пространстве. Волна информации о каком-либо событии или явлении, зачастую ложной и преувеличенной, способная нагнетать панику и уже упомянутые «алармистские настроения».

Обогатите лексикон редкими, но важными словами

Политика публикации отзывов

Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:

1. Мы хотим увидеть ваш уникальный опыт

На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast. ru.

2. Мы за вежливость

Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.

3. Ваш отзыв должно быть удобно читать

Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.

4. Отзыв не должен содержать сторонние ссылки

Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.

5. Для замечаний по качеству изданий есть кнопка «Жалобная книга»

Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».

Недовольны качеством издания?
Дайте жалобную книгу