Здания древней греции – Общественные сооружения в архитектуре Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции.Основные сооружения

Развитие архитектуры началось с развитием городов- в период архаики.

Наряду с вазописью ,архитектура дает нам понять, как развивалась культура и ремесло в Древней Греции.

Главным сооружением в архитектуре греческой античности выступал храм.

Храм посвящали богам — хранителям города или обоготворенным героям. Храм являлся центром городских событий.

В храмах хранилась городская казна и художественные сокровища. Площадь перед храмом служила местом собраний и местом для проведения праздников.

Храм возводился в центре городской площади или на акрополе. Фасад храма был расположен на восток к восходящему солнцу..

Храмы — главные архитектурные сооружения Древней Греции

Простейшим и древнейшим типом храма был Дистиль Пример такого храма это храм в Антах. Он состоял из небольшого помещения-наоса прямоугольного в плане и открытого на восток с двумя колоннами между антами ( боковыми стенами)  на главном фасаде Такой храм воспринимался только с фасадной стороны 

Следующим, более совершенным,  типом храма был Простиль. Он был схож с дистилем, но в таком храме на фасаде было уже четыре колонны.

Усовершенствованным простилем был Амфипростиль или двойной простиль.Такой храм имел по четыре  колонны на переднем и на заднем фасаде храма (там , где был вход в сокровищницу)..

Классическим видом греческого храма стал Периптер ( оперенный). Такой храм был прямоугольным в плане и по периметру окружен колоннадой.

На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

Развитие архитектуры  продолжалось и

появляются новые типы храмов  

Диптер тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

И наконец, Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму.

Храм окружается колоннами по всему периметру. 

Подведем итог, на рисунке представлены планы античных греческих храмов.

1-дистиль-храм-в-антах 2-простиль 3-амфипростиль 4-периптер 5-диптер 6-псевдодиптер 7-толос

Основные элементы в архитектуре храмов Древней Греции

  • Основой всех греческих храмов служил фундамент из трех и более ступеней, который представляет собой плиты, выложенные из плоских отесанных камней.
  • Ступени дорического храма носят названия стереобат и стилобат. Верхняя часть храма получила название фронтон, от латинского frontis – лоб, передняя часть стены.
  • В греческой архитектуре использовался фронтон треугольной формы.

Основные элементы храма просты и органично связаны с конструкцией здания.

В результате эволюции сложилась стройная система элементов конструкции.Она позже у римлян получила название ордер— порядок, строй. Подробнее об ордерной системе античной Греции читайте в материале Ордерная система Древней Греции.

Ландшафт и архитектура в Древней Греции

Важным моментом в античной архитектуре является то, что  в строительстве большое внимание уделялось природным условиям и тому, как построенный объект будет гармонировать с окружающим его пейзажем

Во время эпохи высокой классики создается

самый замечательный ансамбль эпохи- Афинский акрополь.

Акрополь располагался на холме, возвышаясь над Афинами

На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике.

Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи. Тут возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше  своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи — кариатиды.

И конечно главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад.  Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке.

Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином. 

Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.

Другие важные архитектурные сооружения Древней Греции

В период поздней классике появляются грандиозные архитектурные сооружения- театры, которые обычно располагались под открытым небом.

По склону холма вырубались посадочные места для зрителей. Например, театр в Эпидавре содержал 52 ряда сидений.

Еще один тип античных сооружений- это сооружения, посвященные возвеличиванию определенной личности.

Примером может служить Галикариасский мавзолей-  усыпальница правителя Кария Мавсола (около 353г.до н.э.

Видеофильмы об искусстве и архитектуре Древней Греции

Учебные и документальные фильмы находятся в этой статье сайта


interior-in.ru

Древняя Греция — Архитектура и Архитекторы

Эрехтейон

История архитектуры и культуры древней Греции разделяется на три периода.

1. Древний период – архаика. Отразив нашествие персов, освободив свои земли, персы получили возможность свободно творить. 600-480 гг. до нашей эры.

2. Период расцвета – классика. Александр Македонский покорил огромные территории с разными культурами, эклектика этих культур была причиной упадка греческого классического искусства. Период расцвета наступил после его смерти. 480-323 годы до нашей эры.

3. Поздний период – эллинизм. Этот период закончился в тридцатом году до нашей эры при завоевании Древнего Египта римлянами, который находился под греческим влиянием.

Искусство Древней Греции, несомненно, оказало огромное влияние на последующие поколения. Для позднейших эпох развития культуры источником и образцом стали величественная красота, спокойствие, гармония.

    Греция – страна с великим архитектурным прошлым, в которой уделялось много внимания возведению храмов. Греки в строительстве древнейших храмов еще в эпоху архаики заменили дерево белым мрамором и желтоватым известняком. Такой материал не только выглядел благородно, но и отличался своей многовековой прочностью.

Парфенон

   Образ храма напоминал древнее жилище греков, которое по своей форме имело сходство с прямоугольным строением. Далее строительство продолжило всем известную логическую схему – от простого к сложному. Совсем скоро планировка каждого храма стала индивидуальной. Но некоторые особенности все же остались неизменными. Например, осталось неизменным ступенчатое основание храмов. Храм представлял собой помещения без окон, которые окружали в несколько рядов колонны, а внутри здания стояла статуя божества. Колонны поддерживали двускатную крышу и балки перекрытия. Народу не позволялось входить в храм, здесь имели право присутствовать только жрецы, поэтому все остальные любовались его красотой снаружи. Эта особенность и послужила приданию храму внешней гармонии и красоты.

Планы храмов. 1 Храм в Антах. 2 Простиль. 3 Амфипростиль. 4 Периптер. 5 Диптер. 6 Псевдодиптер 7 Толос.

Греческие храмы различны по своим композициям, стилистические элементы в каждом используются особым образом.

1. Дистиль — «храм в антах». Самый ранний тип храма. Состоит из святилища, передний фасад — лоджия, ограниченная по краям боковыми стенами (антами). Две колонны устанавливались по переднему фронтону между антами.

2. Простиль. Имеет сходство с антовым, только на фасаде устанавливаются не две, а четыре колонны.

3. Амфипростиль или двойной простиль. На обоих фасадах здания располагаются портики с 4-я колоннами.

4. Периптер. Встречается наиболее часто. Колонны окружают храм по всему периметру. На обоих фасадах располагаются шесть колонн, боковые определяются по формуле «2р + 1». Р – число колонн на переднем фасаде.

5. Диптер. Тип храма, на боковых фасадах которого размещались два ряда колонн.

6. Псевдодиптер. То же что и Диптер, только без внутреннего ряда колонн.

6. Круглый периптер или Толос. Святилище такого храма имеет цилиндрическую форму. Храм окружается колоннами по всему периметру.

   В греческой архитектуре  различались типы колонн и фризов, получившие названия ордеров.

   Самый ранний-дорический-связан с культурой дорийцев, живших в материковой Греции. В дорическом ордере мощные и короткие, сужающиеся кверху, колонны с каннелюрами заканчиваются капителью с квадратной абакой и не имеют базы.

Дорический ордер

   Ионический ордер развился в островной и малоазийской Греции. Ионические колонны, более тонкие и вытянутые, опираются на базу и завершаются капителью, высеченной из прямоугольного блока. Капитель образована двумя завитками (волютами). В большинстве дошедших до нас храмов применены дорический и ионический ордера.

Ионический ордер.

   Коринфский ордер появился в Афинах в 5 веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Коринфский ордер. Дорический ордер с росписью.

    В строительстве исключительное внимание уделялось природным условиям, наибольшее художественное вписывание здания в окружающий пейзаж. Благородные формы архитектуры Древней Греции поражают и в наше время. Хотя с конструктивной точки зрения все было очень простым. Использовалось только два элемента: несомая часть (балки, перемычки, плиты) и несущая (стены и колонны).

    Возводилось множество разных сооружений, носящих общественный характер: палестры, стадионы, театры, жилые дома. Театры строились на склонах холмов, зрительские подмостки делались поперек склона, сценическая площадка находилась внизу. Жилые дома строились таким образом, чтобы в центре получался маленький прямоугольный дворик.

Акрополь. Афины. Акрополь в ночное время

   Акрополь – священный город, в котором каждая руина говорит о красоте, неподвластной даже времени. На холм ведет мраморная широкая лестница. Возле нее, справа, возведен изящный небольшой храм богине победы Нике. Его очертания напоминают драгоценную шкатулку. Чтобы попасть на главную площадь, следует миновать ворота с колоннами-Пропилеи.

План Акрополя.

    Здесь возвышается статуя богини мудрости Афродиты, покровительницы города. Дальше не трудно заметить сложный и своеобразный по плану храм Эрехтейон. С его знаменитым портиком, где вместо колонн использованы женские статуи — кариатиды. Нельзя оставить без внимания главный храм Акрополя Парфенон, который был посвящен Афине. Он был построен в дорическом стиле и по праву считается самым совершенным сооружением, возведенным 2 тысячи лет назад. Калликрат и Иктин – создатели храма. Статуя Афины, над которой трудился скульптор Фидий, мраморные фризы, которые опоясывали храм своей 160 метровой лентой, удивительный рельеф из двухсот лошадей и трехсот человеческих фигур являлись главными образами в праздничном шествии афинян.
Парфенон превратился в руины более 300 лет назад, в период осады венецианцами Афин в 17 веке. Турки обосновали в храме пороховой склад. Уцелевшие рельефы храма были вывезены в 19 веке в Лондон англичанином Эльджином. Теперь они хранятся в Британском музее и напоминают лишь часть рассказа славной истории архитектурного прошлого Акрополя.

Акрополь. Пропилеи. Акрополь. Портик кариатид. Храм Эрехтейон. Акрополь. Храм богини победы Ники Акрополь. Одеон Герода Аттика.

Назад к списку стилей.

При создании статьи использовались следующие источники информации.

www.archandarch.ru

Архитектура Древней Греции. Классический период. — Волшебный мир архитектуры

Во втором тысячелетии до н. э. греческие племена постепенно перемещаются в эгейскую область с севера. Племя дорийцев захватывает микенские территории и приносит с собой иной способ жизни и, видимо, знание железа.

Греки-дорийцы, племена которых покорили ахейские города, восприняли религиозно-мифологические представления ахейцев, многие навыки и традиции, но в целом они стояли на более низкой ступени общественного развития, потребовалось более трех столетий для того, чтобы на земле Древней Эллады созрело классовое общество и возникли рабовладельческие города-государства.

Под давлением дорийцев местное население отступает и заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. На территории Греции возникает множество городов-государств, таких как Афины или Спарта, соперничающих между собой.

Историю культуры античного мира традиционно делят  на периоды.

Гомеровский период  (XI — IX вв. до н. э.) От архитектурных сооружений этого периода сохранились лишь руины, по которым можно судить о преемственности гомеровской Грецией эгейской культуры: в именах богов, которым посвящались храмы; в планах храмов, напоминавших очертания мегарона микенской эпохи с входом на узкой стороне прямоугольной постройки.

Архаический период (с XII до н. э. до 590 г. до н. э.) Прошёл в отношении зодчества в выработке основных принципов и форм. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. однако не сохранилось никаких вещественных памятников этого периода.

Ранне-классический период (590 г. до н. э. — 470 г. до н. э.)
Дошедшие до нас развалины сооружений второго периода удостоверяют, что главную его черту составляло постепенное освобождение греческой архитектуры от чужеземного влияния, претворение элементов, занесённых из Азии и Египта, в формы, соответствующие духу народа и условиям его религиозных воззрений и обрядов.

Почти все постройки в этом периоде — дорического стиля, сначала тяжёлого и мало изящного, но потом делающегося более лёгким, смелым и красивым.

Из храмов этой эпохи, находившихся в самой Греции, можно указать на храм Геры в Олимпии, храм Зевса в Афинах, храм Аполлона в Дельфах (одно из самых знаменитых и роскошных святилищ древней Греции) и храм Афины Паллады на острове Эгине, получивший в новейшее время громкую известность по скульптурным группам, украшавшим его фронтоны .

Храм Аполлона в Дельфах.

Древние греки придавали расположенному в Дельфах храму Аполлона и Дельфийскому оракулу огромное значение. Античный географ Страбон писал: «Наибольший почет выпал на долю этого святилища ради его оракула, так как из всех оракулов на свете он казался самым правдивым, но все же и местоположение самого святилища кое-что прибавило к его славе. Ведь оно расположено почти в центре всей Греции как по эту, так и по ту сторону Истма. Полагали также, что оно находится в центре обитаемого мира, и назвали его пупом земли. В добавок был сочинен миф, передаваемый Пиндаром, о том, что здесь встретились два орла, выпущенные Зевсом: один — с запада, другой — с востока».

Храм Аполлона в Дельфах.

Храм был построен в 366—339 годах до н.э., на месте нескольких сменявших друг друга построек, самая ранняя из которых датируется 548—547 годами до н.э. Но и до нее на этом месте существовало по крайней мере еще три храмовых здания-предшественника.

Ныне от величественного храма Аполлона уцелело несколько колонн и фундаменты. В длину храм составляет 60 м, в ширину — 23. Некогда его окружали со всех сторон по шесть колонн с торцов и по пятнадцать — на длинных боковых сторонах. Это был классический древнегреческий храм, получивший название периптера.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского самый большой во всей Греции храм, строившийся с VI века до н. э. до II века н. э.
Длина основания храма Зевса составляла примерно 96 м, а ширина — 40. Пятнадцать из ста четырех 17-метровых колонн храма стоят до сих пор, еще одна колонна лежит разобранной.

Олимпейон, храм Зевса Олимпийского

Храм Артемиды в Эфесе одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии (в настоящее время Сельчук, Турция). Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разрушен готами.

Храм Артемиды в Эфесе

Классический период (470 г. до н. э. — 338 г. до н. э.)

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Собственно в Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей.

В V-IVвв.до н.э. Афины стали главным городом Древней Греции. Кипучее строительство развернулось в правление Перикла. При нем, под руководством выдающегося скульптора Фидия был возведен ансамбль из нескольких сооружений — афинский Акрополь.

 

Храм Ники Аптерос

Афинский Акрополь.

Храмы,скульптуры и вся композиция Акрополя стали самым ярким примером расцвета греческого классического искусства.

У подножия холма находятся портик Пропилей- торжественных ворот-и маленький храм бескрылой Ники (Ники Аптерос).

 

 

Главный храм Акрополя-Парфенон

Главный храм Акрополя-Парфенон (447г.до н.э.).На фоне яркого голубого неба его колоны из коричневато-золотистого мрамора выглядят торжественно и монументально.Всего 46 колон окружают храм. Расстояние между крайними колонами меньше чем между колонами в середине. Это создает ощущение, что колоны движутся.

Парфенон украшал скульптурный фриз, большинство скульптур которого Фидий высек своими руками. На фризе запечатлены 365 фигур людей и 226-животных, и ни одна фигура не повторяется. Внутри здание делилось на две части. В большом зале стояла 12-метровая статуя богини Афины, созданная Фидием. Другую половину храма занимал зал, где хранились казна, государственный архив.

Небольшой храм Эрехтейон  стоит на месте, где, по преданию, произошел спор Афины с Посейдоном. Боги хотели владеть Грецией, но они должны были принести ей свои дары. Посейдон высек из скалы своим трезубцем соленый источник.

Афина вонзила в землю свое копье, и выросло оливковое дерево. Дар Афины людям понравился больше. И она стала покровительницей Аттики и города, которому дали ее имя.

Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на архитектурную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса.

Храм Аполлона в Бассах ( уникальный в своем роде, так как сочетает в себе все три древнегреческих архитектурных ордера. В основе своей это — дорический храм, периптер, с пронаосом(пристройкой перед входом в храм), целлой, святилищем и сокровищницей. Он имеет 6 колонн по узким сторонам и 15 по длинным (в противоположность принятому в ту эпоху соотношению числа колонн 6 х 13). Храм посвящен Аполлону Эпикурейскому.  Аполлон Эпикурий означает Аполлон-спаситель, вероятно, потому, что он помог фигалийцам в борьбе со Спартой, либо потому, что он избавил город от эпидемии чумы, которая была распространена во время Пелопоннесской  войны.Сооружение храма относят к 420-400 гг. до н.э., а его архитектором считают Иктина (одного из строителей Афинского Парфенона), которому в этом своем творении удалось соединить множество архаических элементов, свойственных древней религиозной традиции Аркадии, с новейшими достижениями классической эпохи.По причине отдаленности от главных греческих центров, храм был долгое время забыт, но именно благодаря этому он так хорошо сохранился до наших дней. Он был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 году. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 году (в них принимал участие Карл Брюллов).

Интерес представляет культовая статуя Аполлона, ещё раз подчеркнувшая асимметричное и живописное оформление храма. По одной из версий, она стояла против входа в маленькое отделение целлы, в южной части храма — таким образом, ее освещали первые лучи восходящего солнца. Статуя Аполлона, не сохранилась,  она якобы была увезена в IV в до н. э. в ново основанный пелопоннесский город Мегалополь и получила там новое место.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса в Олимпии (468—456 г.г.до н.э.)— один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии.Храм знаменит своими скульптурными украшениями, в особенности же колоссальной статуей отца богов, исполненной Фидием.Историческая реконструкция Храма Зевса 19 века, выполненная Паулем Неффом Верлагом.

 

Похожее

www.mir-arxitiktyri.ru

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции развивалась в три этапа. Период приблизительно с 600 по 480 гг до н. э. ознаменовался отражением нашествия персов. После освобождения своей земли, греки стали снова свободно творить. Этот период назывался «архаика».

Свой расцвет архитектура Древней Греции переживала с 480 по 323 гг до н. э. В этот период Александром Македонским были завоеваны огромные территории, значительно различающиеся по своим культурам. Это оказало разрушительное влияние на классическое греческое искусство.

Поздний период – эллинизм – завершился в 30 г до н. э. Римлянами в то время был завоеван древний Египет, находившийся под влиянием Греции.

К периоду архаики относятся развалины храмов. Эти древнейшие сооружения являлись одним из самых великих достижений зодчества. В тот период на смену дереву пришел белый мрамор и известняк. Предположительно, прообразом древних храмов являлось жилище греков. Выглядело оно в виде прямоугольного строения, перед входом которого были установлены две колонны. Это достаточно простое сооружение положило начало более сложным по планировке строениям.

Как правило, храм устанавливали на ступенчатом основании. В сооружении не было окон, внутри него располагали статую божества. Здание было окружено колоннами в два или один ряд. Они выполняли роль опоры для двускатной крыши и балок в перекрытии. Внутреннее помещение разрешено было посещать только жрецам. Остальные люди видели храм снаружи. Строительство храма подчинялось определенным законам, применялись точно установленные пропорции, размеры, количество колонн.

Архитектура Древней Греции характеризовалась тремя направлениями: коринфским, ионическим, дорическим.

Последний сформировался еще в эпоху архаики. Таким образом, дорический стиль был самым древним. Он отличался сочетанием мощи и простоты. Название стиля произошло от создавших его дорических народов.

Ионический стиль сформировался в Малой Азии, в ее Ионийской области. Оттуда его переняла Древняя Греция. Архитектура этого стиля отличалась стройностью и нарядностью колонн. Средняя часть в капители была похожа на подушку с углами, закрученными в спираль.

В период эллинизма архитектура Древней Греции отличалась стремлением к пышности, некой величественности. В то время чаще всего применялись коринфские капители (венчающие части колонн). В их украшении преобладают растительные мотивы, преимущественно с изображением листьев аканта.

В 5 в до н. э. древнегреческая архитектура переживала свой расцвет. Большое влияние на формирование искусства в этот классический период оказал знаменитый государственный деятель Перикл. Его правление было ознаменовано началом крупномасштабного строительства в Афинах – самом крупном художественном и культурном центре Древней Греции. Основные работы проводились в Акрополе – на древнем холме.

Греки смогли в своем зодчестве довести до совершенства единство конструктивного и художественного содержания сооружений.

Следует отметить, что в 5 в до н. э. свой расцвет переживала и архитектура, и скульптура Древней Греции. В этот период были созданы величайшие исторические памятники. Однако до сегодняшних дней сохранились и ранние произведения греческих скульпторов.

В 7-6 вв до н. э. статуи отличаются удивительной симметрией – одна часть тела зеркально отражает другую. Скульптуры находились в скованных позициях – к мускулистому телу прижаты вытянутые руки. Несмотря на отсутствие какого-либо признака движения (поворота головы или наклона), губы статуй были раскрыты в легкой улыбке. Скульптурное искусство более поздних периодов отличается большим разнообразием форм.

В 1 в до н. э в результате активного расширения Римской Империи древнегреческая архитектура перенимает больше черты завоевателей, теряя свои собственные.

fb.ru

Архитектура Древней Греции

Архитектура Древней Греции
Кто-то из великих сказал :»Архитектура — это застывшая музыка .»
Древняя Греция — колыбель европейской культуры и искусств. При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя ,уподобившего себя олимпийским богам.


Архитектура
Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.
Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трех ступенях цоколя, обнесенное строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, — вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова «архитектура Древней Греции.» И действительно, построенный по правилам ордера
греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Итак, запомним сразу — ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.
Ордера и их происхождение
В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки — основание, колонны и перекрытие. Дорическому ордеру (возник в начале VII в. до н.э.) с его мощными пропорциями свойственны колонна, рассеченная желобками-каннелюрами, сходящимися под острым углом, стоящая без базы и завершенная простой капителью, архитрав в виде ровной балки и фриз из чередующихся триглифов и метоп. Ионический ордер (сложился в середине VI в. до н.э.) отличается стройной колонной, стоящей на базе и завершенной капителью с двумя завитками-волютами, трехчастным архитравом и лентообразным фризом; каннелюры здесь разделены плоской дорожкой.
Коринфский ордер похож на ионический, но отличается от него сложной капителью, украшенной растительными узорами (самая древняя коринфская колонна известна в храме Аполлона в Бассах, ныне — Вассе в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года до н.э. знаменитым зодчим Иктином). Эолийский ордер (известен по нескольким постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос) имеет тонкую гладкую колонну, стоящую на базе и завершенную капителью, большие волюты и лепестки которой воспроизводят растительные мотивы.
Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен. В капители эолийского ордера проявляется местный строительный прием, согласно которому балки укладывались на развилку ветвей древесного ствола. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм-периптер, то есть храм, обнесенный со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Происхождеие периптера можно проследить начиная от построек, близких древнейшим мегаронам. Наиболее близок мегарону храм «в антах», то есть храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны. Далее следуют простиль с портиком на фасаде, амфипростиль с двумя портиками на противоположных сторонах и, наконец, периптер. Разумеется, это лишь схема исторического развития: в Греции нередко одновременно сооружались храмы разных типов. Но так или иначе древнейшим образцом послужила жилая постройка-мегарон, а в VII в. до н.э. появились храмы-периптеры (храм Аполлона Термиоса, иначе Фермосе, храм Геры в Олимпии и др.). В храмах этого времени еще применялись кирпич-сырец и деревянные колонны, которые со временем заменялись каменными.
Вместе с созданием каменных конструкций древние зодчие «из области шатких и неустойчивых глазомерных расчетов доработались до установления прочных законов «симметрии» или соразмерности составных частей здания». Так писал об этом римский архитектор I в. до н.э. Витрувий, автор единственного полностью сохранившегося античного трактата о зодчестве, по которому мы можем достоверно судить о взглядах той эпохи на архитектуру. Разумеется, с учетом того, что ордера сложились за шестьсот лет до появления на свет этого трактата. Все эти «прочные законы» закрепились в каменном зодчестве Древней Греции на века, а если считать те эпохи, когда в архитектуре снова возрождался ордер, — то и на тысячелетия.
В этих законах и в приемах их использования, в сочетании правила и творчества, числа и поэтической фантазии, «порядка» и его»нарушения», присущих греческой архитектуре, нам и предстоит разобраться.
Геометрия, пластика, цвет
Прежде всего надо сразу же освободиться от въевшихся в память гимназических предрассудков, по которым ордерный храм будто бы представляет собой до миллиметра геометрически правильное сооружение, сложенное из белого мрамора, очерченное прямыми линиями. Его красота будто бы заключается в идеальной бесцветной чистоте и безупречности, подобной идеальной дистиллированной воде,абсолютно чистой, но безвкусной. Будто бы красоту ордера составляет гармония идеальных, абстрактных чисел и можно составить цифровую таблицу пропорций и
масштабов ордерной постройки, а потом отштамповывать по ней вечно прекрасные произведения. Такое представление удобно для педанта; это сущий рай для догматика. Но живому человеку оно отвратительно, и он готов принять любое варварское сооружение, лишь бы оно несло в себе чувство и выразительность, и противопоставить его постройкам, воздвигнутым по всем этим казенным мертворожденным правилам.
Давным-давно заброшенные, полуразрушенные и разграбленные, веками омывавшиеся дождями греческие храмы потеряли многое из своего живого облика. Обнажился их геометрический мраморный костяк. На самом же деле их облик был совсем иной, чем можно представить себе по фотографиям сохранившихся руин. По углам фронтона помещались резные каменные украшения-антефиксы, подобные живой поросли, пробивающейся на каменных плитах. В древнейших деревянных храмах антефиксы были керамическими. Таким образом, очертания храма вовсе не были геометрическими, составленными из прямых линий. Скульптурой были насыщены и другие части храма. На фронтоне размещались статуи. Рельефами украшали прямоугольные метопы в дорических и фриз в храмах иони-ческого ордера. Изображения людей и мифологических существ самими своими «негеометрическими» формами придавали храму живую, пластическую выразительность. А если учесть, что эти фигуры изображались в движении, то будет легко представить себе, насколько более богатым, многообразным был облик храма по сравнению с тем, что можно было создать с помощью только архитектурных средств. Скульптурное убранство храма было естественно и прочно связано с его архитектурой, которая сама создавала поля, предназначенные для скульптуры: фронтон, полосу фриза, прямоугольники метоп. Собственно архитектурная форма прямо переходила в орнаментальный мотив или в скульптурное изображение. В дорическом ордере (в древнейших зданиях из дерева и сырца) метопа была плитой,входившей в конструкцию, и одновременно рельефом с изображением какой-либо сцены. Водосток завершался львиной головой; плитки-калиптеры, покрывавшие швы, образованные мраморной «черепицей» крыши, завершались маленькими резными антификсами. А что представляют собой триглифы или находящиеся под нависающим карнизом плитки-мутулы с цилиндрическими каплями-гуттами? Орнамент, изображение когда-то существовавших деревянных конструкций, архитектурно-строительную деталь? В чистом виде — ни то и ни другое, а вернее, все это вместе.
В ионическом ордере мы найдем еще большую связь, более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент. База колонны здесь украшается растительным орнаментом, сочетающимся со сложными и пластичными валами и выкружками. Ионическая капитель — это единый сплав изобразительных, орнаментальных и архитектурно-конструктивных начал. На блоках антаблемента высекаются узоры и изображения и т.д. Подобно стволу дерева, несущему на себе живую, подвижную крону, геометрическая основа ордера расцвечена в греческом храме живым скульптурным изображением и орнаментальным узором. Но это еще не все. Греческий храм действительно был разноцветным! Не идеальная и очищенная белизна мрамора приподнимала его над жизнью города и природы, а, напротив, праздничная яркость цвета, полная шумного человеческого темперамента,выделяла храм среди однообразной и одноцветной жилой застройки или на фоне мягких и светлых по цвету гор, окутанных удивительным прозрачно-серебристым воздухом Греции. Храм раскрашивался в синий и красный цвета. Окраска наносилась не сплошь. Естественный цвет мрамора тоже участвовал в расцветке храма: колонны и каменные балки архитрава оставались не закрашенными. Но, напротив, в дорической колонне красным цветом помечались опоясывающие ее верхнюю часть врезы и рельефные полоски-ремешки. Тем же цветом окрашивались нижние поверхности нависающих карнизов. Вообще красной краской покрывались главным образом горизонтальные части храма. Триглифы и мутулы окрашивались в синий цвет, а метопы, вернее, их фон, на котором выступает рельефное изображение, — в красный. Поле фронтона (тимпан) также окрашивалось в интенсивный красный или синий цвет. На этом фоне отчетливо выступали статуи, в свою очередь окрашенные тоже. Кроме того, применялись и другие краски, а также позолота, которой покрывались отдельные детали. Здесь справляла праздник рука мастера, украшавшего свое изделие,радовавшегося многоцветности мира и своих чувств. Добавим к этому и умение зодчих выбрать камень необходимого цвета: голубовато-серый мрамор для храма бога морских стихий Посейдона (сооруженного в 3-й четверти V в. до н.э. на мысе Сунион недалеко от Афин) или мрамор теплых, словно бы живых, человеческих тонов для Парфенона, украшавшего собой афинский Акрополь. Что же касается древнейших ордерных храмов, сооруженных из дерева, там богато раскрашивались детали, украшения и скульптура, выполненные из керамики.


Здания и город
В эпоху архаики складывается тип древнегреческого города. Определяются основные его части. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм - акрополь, где сооружаются храмы, и агора — торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе.Нас, естественно, будет интересовать здесь то, как все эти представления воплощались в художественном образе городской архитектуры и какие идейно-художественные свойства архитектурного ансамбля греческого города были ими порождены.Итак, в общественном центре города создавались крупные ордерные постройки — прежде всего храмы. Они служили всему свободному населению города-государства, создавались на его средства и его руками, были частью его общественной жизни, запечатленным в камне оттиском с общих представлений о мироздании. Разумеется,представлений культовых, мифологических. Всеми этими свойствами такой храм резко отличается от главных построек микенских городов — то есть от царских дворцов. Какой бы значительной ни была общественная роль правителя в жизни микенского города, все же это была роль единственного царя, и дворец был жилищем правителя. Храм же олицетворял собой некую силу, перед которой даже царь или тиран выглядел одним из сограждан полиса. Этот общественный и гражданственный смысл и приобретал художественно-архитектурный образ греческого ордерного храма, сооруженного на городской площади или на возвышающемся над городом акрополе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города. Надо сказать, что эта задача нелегкая и, более того, не вполне осуществимая. Мраморные храмы сохранились хотя бы частично. Многие из них удалось восстановить, собрав разбросанные вокруг фундаментов каменные блоки. Что же касается жилых и хозяйственных построек в городах, то подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Кому могло прийти в голову веками сберегать обычный, рядовой дом? Только случай помогает здесь исследователям архитектуры. И вот — исторический парадокс! Таким случаем, сберегающим обычные, массовые постройки города, чаще всего оказывается внезапно разразившаяся разрушительная катастрофа. После извержения Везувия в Италии остались под пеплом и лавой древние города, словно бы законсервированные в момент, когда остановилась их жизнь. Город Олинф на полуострове Халкидика был в 348 году до н.э. захвачен и полностью разрушен македонским царем Филиппом II.Развалины города были заброшены и сохранились, по существу, в нетронутом виде. Живой город, напротив, стирает от века к веку старые постройки. Новая жизнь буквально выжигает собой остатки прошлого. А в греческом городе тому были особенные причины. Жилой дом, как это показывают раскопки в Олинфе и находки в других местах, зачастю строился из сырца. Такой дом легко мог быть разрушен без остатка. Понятно, что самой прочной частью дома был пол: его-то и украшали наиболее богато и тщательно, например, мозаикой, выложенной из разноцветных камней. Обычно это был дом с внутренним двориком, в который открывались жилые помещения. На улицу такой дом выходит глухими стенами. Один дом примыкал к другому, и вся улица жилого района обрамлялась стенами. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. С середины V в. до н.э. начала внедряться регулярная планировка: улицы стали прокладываться строгим шахматным порядком. Но многие города, и прежде всего Афины, сохраняли свой старый облик и позже. Не трудно представить себе, хотя бы в самых общих чертах, как соотносились друг с другом в древнегреческом городе непрочный сырцовый дом и мраморный храм. Низкая постройка из дешевых материалов — и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, — и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, — и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны — отдельный человек и его частный быт, с другой — общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос — то есть свободные граждане (рабы, разумеется, в расчет не принимались)…
…Выше уже шла речь о стадионах и театрах. Оба эти типа построек — едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ,чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Существуя и поныне, традиция сохранять прямоугольные зрительные залы — результат предрассудка, косной неспособности расстаться с примером, возникшим несколько веков назад, когда под театр приспосабливали обычный дворцовый зал, использовали случайно подысканный сарай или конюшню. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли.Иначе обстояло дело в тех общественных сооружениях, которые создавали особую идейно-художественную среду в религиозно-политическом (акрополь) и государственно-хозяйственном (агора) центрах города. Здесь и оказывается необходимой ордерная архитектура, художественно выражающая общественные представления. Агора в Афинах украшается храмами и длинными портиками-стоями с открытыми колоннадами (храм Ареса, храм Гефестейон, стоя Зевса, стоя Пойкиле — все в V в. до н.э.; во II в. до н.э. здесь сооружаются средние и южная стои). От площади агоры, окаймленной стоями, шла на холм Акрополя дорога священных процессий, по которой раз в год в день праздника в честь Афины поднималась вверх многолюдная процессия. Главные события празднеств происходили на Акрополе. Он и венчал собой ансамбль города и был подлинным центром общественной жизни всей страны…

www.examen.ru

Архитектура в Древней Греции

Храм в пилястрах. Модель храма Геры в Аргосе, 720 г. до н. э.

Греческая архитектура нисходит корнями к простым постройкам из кирпича-сырца и дерева, из которых были возведены первые дома и культовые сооружения. С возникновением городов-государств произошел переход к монументальной архитектуре общественных зданий и храмов. Необходимость возведения построек больших размеров способствовала распространению новой строительной техники с использованием крупных каменных блоков и элементов декора.

Храмовая архитектура

Древнейшие храмы представляли собой простые постройки.В задней части помещения делали комнату, предназначенную для хранения храмового имущества (опистодом). В передней части устраивали небольшую прихожую (пронаос), из которой можно было попасть в центральную часть здания (наос). Внутреннее пространство храма делилось одним, затем двумя рядами колонн, поддерживающих стропильные балки. Внутри было темно, поскольку окон не было и свет попадал в здание только из дверей. Когда их открывали, лучи солнца освещали установленную в центре наоса культовую статую божества, которому был посвящен храм.

Первоначально переднюю сторону храмовой постройки украшали двумя колоннами, такой тип сооружения называют «храм в пилястрах». Затем количество колонн увеличилось до четырех и более. Такой храм назывался «с портиком» или простильный. Когда ряд колонн появился на тыльной стороне, храм назвали «с двумя портиками» или амфипростильный. Наконец, колонны стали окружать боковые стороны святилища, храм стали называть «окрыленный» или периптер. В VI в. до н. э. возникли «двоякокрылые» храмы, или «дип-теры», в которых колонны окружали здание в два ряда. Когда греки начали строить храмы из мягкого известняка, «периптер» стал наиболее распространенным типом храмовой постройки.

Наиболее знаменитый храм — афинский Парфенон. Его строительство началось в 447 г. до н. э. и велось на протяжении 15 лет. Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Храм имел длину 70 м, ширину 31 м. Его окружали 50 колонн высотой 10 м. Фронтон и карнизы здания были украшены 40 скульптурами. По периметру внешних стен наоса 160-метровой лентой тянулся знаменитый парфенонский фриз, включавший около 350 пеших и 150 конных фигур. Храм сооружен из пентелийского мрамора. Его строительство обошлось афинянам в 700–800 талантов.

Архитектурный ордер

В VII-VI вв. до н. э. в храмовой архитектуре складывались определенные принципы и каноны постройки — ордера.
Самым ярким признаком каждого ордера считалась форма колонны. Древнейшим ордером был дорический, отличавшийся простотой, мощностью и даже тяжеловатостью форм. Многие черты дорического ордера свидетельствуют, что первоначальные постройки этого типа возводились из дерева. Дорические колонны представляют собой прямые стержни, слегка сужающиеся вверху. Ионический ордер появился в Малой Азии, где раньше, чем в материковой Греции,начали возводить каменные храмы. Ионическая колонна выше и тоньше дорической, меньше суживается вверху. Как и дорические храмы, ионические святилища окрашивались в красный и синий цвета.

Фортификация

Искусство фортификации у греков достигло расцвета в VIV вв. до н. э. Глиняные стены архаической эпохи сменились сложенными из тесаного камня на основе сухой кладки или скрепленными известковым раствором. В Греции насчитывалось около 30 укрепленных городов. Стены теперь окружали весь периметр города, внутрь вели ворота, укрепленные башнями. В центре города, как правило на высоком холме, находилась сильно укрепленная цитадель, или акрополь (верхний город). Для защиты пограничных территорий здесь строились башни или небольшие форты с постоянным гарнизоном. Таких укреплений было достаточно, чтобы в течение двух веков держать на расстоянии захватчиков.

Основание колонн дорического храма

Городская архитектура

Городская планировка у греков поначалу отсутствовала. Ей препятствовали значительные перепады высоты или террасы, спускающиеся вниз уступами. Только после греко-персидских войн благодаря реконструкции Милета появились первые концепции регулярной планировки города на основе пересекающихся под прямым углом улиц. Ее авторство приписывают Гипподаму из Милета, который в 446 г. до н. э. спроектировал план Пирея, в 444 г. до н. э. — Фурий и, возможно, в 408 г. до н. э. — Родоса. Обычно центральная часть города предназначалась для храмов и общественных зданий, здесь также находилась торговая площадь (агора), театр, гимнасий и стадион. Если город располагался на морском берегу, то прибрежная часть оформлялась в портовый район с верфями, доками и складами. Водопровод должен был снабжать город водой, канализация выводила за стены нечистоты.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Квартал и жилище в городах Древней Греции эпохи эллинизма | Архитектура Древней Греции

Глава «Квартал и жилище» подраздела «Архитектура эпохи эллинизма (323 гг. до н.э. — I в. н.э.)» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона. Автор: В.Е. Быков (Москва, Стройиздат, 1973)


Жилые дома, составлявшие сплошную застройку квартала, имели общие (разделяющие один дом от другого) стены и окруженные колоннами световые дворы. Относительно небольшие размеры жилых кварталов эллинистических городов (Приена — 35×47 м, Милет — 30X36 м, Книд — 32Х48 м), включавшие в большинстве случаев от четырех до шести домовладений в квартале, обусловили размеры среднего жилого дома от 15X18 до 16×24 м. Однако это распределение застройки участков в эпоху эллинизма при сильном росте имущественного неравенства постоянно нарушается отдельными наиболее богатыми застройщиками (рис. 21). Наряду с обычными домами среднего размера в эпоху эллинизма возникают большие городские дома, занимающие половину или всю территорию квартала.

21. Приена. Жилой дом XXXIII (дом Патриция): 1 — первоначальный план; 2 — реконструкция общего вида с портиком, решенным в виде простады; 3 — план дома после перестройки; а — вход; б — двор; в — ойкос; г — двор присоединенного соседнего дома

Наиболее распространенным типом жилища в эпоху эллинизма был перистильный дом, сформировавшийся еще в V—IV вв. до н.э. и особенно подходящий к условиям южного климата.

Жилые дома эллинистических городов возводились из сырцового кирпича, иногда нижняя часть стен выкладывалась из камня. Дома наиболее зажиточных жителей возводились целиком из камня. Внутри помещения штукатурились. В богатых домах отделка нижней части стен имитировала мраморную облицовку при помощи живописных средств либо путем неглубокого рельефа с последующей раскраской. Стены нередко венчались карнизом с сухариками и фризом, выполненным в рельефе. Полы парадных помещений были мозаичными, в других — глинобитные или из каменных плит. Окна небольшого размера располагались обычно высоко от земли и были защищены решетками. Воздух и свет проникали в помещения главным образом через дверные и оконные проемы, выходящие во внутренний дворик. Большинство домов имели уборные с каменными стоками, богатые дома — ванные помещения с керамическими или каменными ваннами, кровли домов были черепичными.

Архитектура эллинистического жилого дома отличается исключительной утонченностью и изяществом. Сочетание разнообразных по форме, отделке и цвету помещений, залитый светом дворик, окруженный тенистыми колоннадами и украшенный небольшими фонтанами, зеленью, цветами, скульптурой, многоцветная фресковая роспись и мозаики — все это делало архитектуру жилого дома особенно уютной, красивой и комфортабельной.

Наряду со знаменитыми мозаиками эллинистических жилых домов из Делоса, Приены, Помпей следует упомянуть замечательные галечные мозаики г. Пеллы в Македонии, который при Филиппе Македонском был ее столицей (IV в. до н.э.). Мозаики сохранили натуральный, необычайно чистый цвет и форму гальки. Сюжеты изображений — самые разнообразные, от мифологических и бытовых сцен до орнаментально-декоративных: спасение Кратерсом Александра во время охоты на льва в Сузах (рис. 22), обнаженный Дионис на пантере с церемониальным жезлом в руке (рис. 23), кентавры, грифон, раздирающий оленя.

22. Пелла. Мозаика. Охота на льва
23. Пелла. Мозаика. Дионис (?) на пантере

При раскопках 1961 г. в Пелле был обнаружен еще ряд интересных мозаичных полов больших размеров с изображениями: похищения Елены, охоты на оленя, битвы «амазонок. Мозаики обрамлены цветными бордюрами.

Среди эллинистических жилых домов встречаются два основных типа: пастадный и перистильный.

По всей вероятности, более старый пастадный тип жилого дома в эпоху эллинизма в меньшей степени отвечал вкусам и потребностям разбогатевших горожан, чем дом с более просторным и парадным пери- стильным двориком; этим обстоятельством следует объяснить частую переделку домов пастадного типа в перистильный, как это имело, например, место в доме Патриция в Приене и др.

Наиболее характерной архитектурно-композиционной особенностью эллинистического, как и более раннего, жилого дома является изолированность его внутреннего пространства от улицы, что объясняется патриархальным укладом жизни греческой семьи. Все средства архитектурной выразительности и все богатство декоративной отделки были сосредоточены в интерьере, главным образом в композиционном центре жилища — перистильном дворике. Со стороны улицы фасады жилых домов были весьма скромными и однообразными. Поверхность стен изредка оживлялась плоским архитектурным обрамлением проема входной двери, рустом кладки или нишей пристенного фонтана. Скромный внешний вид жилых зданий резко контрастировал с их нарядной внутренней отделкой.

Жилые дома Делоса, в отличие от приенских, редко имели регулярную прямоугольную форму, что связано с расположением города в условиях сложного рельефа, при котором прямоугольная система кварталов и улиц не могла быть последовательно применена (рис. 24).

24. Делос. Планы жилых домов 1 — дома Е и F; 2 — дом Диониса; 3 — Дом Масок; 4 — дом Трезубца
25. Делос. Жилой дом. Фрагменты (реконструкция)

Жилые дома большого размера нередко располагались на узких, искривленных в соответствии с рельефом местности улицах. Относящиеся преимущественно к перистильному типу делосские дома были сложены целиком из камня на глиняном растворе и довольно хорошо сохранились. Во многих домах в сторону улицы выходили лавки и мастерские с большими проемами, что придавало их фасадам более открытый и представительный облик.

Большинство домов было двухэтажными, с двухъярусными перистильными двориками (рис. 25). Другие характерные особенности делосских домов состоят в устройстве в центре дворика плоского бассейна, куда стекала вода с кровли, и в увеличении глубины северного портика перистиля, в который открывались большие парадные помещения дома (ср. с домами Олинфа).

Приведенные ниже названия жилых домов Делоса приняты по найденным в них замечательным мозаикам полов и бассейнов.

Дом Трезубца (см. рис. 24), строительство которого относится ко II в. до н.э., является примером небольшого дома с богатой отделкой интерьера. Широкий коридор-прихожая ведет с улицы в перистильный дворик, который в связи с малой шириной участка примыкает к наружной стене. Справа от входа была комната раба-привратника. Слева от входа помещалась лавка с подсобным помещением, открывающаяся на улицу широким проемом — дверью. Мраморный перистиль дома Трезубца, состоящий из 12 дорических колонн, каннелированных только вверху, выделяется среди других помещений богатством декора. Большие мозаики бассейна, главного портика и др. представляли собой орнаментальные многоцветные композиции. В северо-восточном углу, рядом с главным залом, находилось открытое на юг помещение — экседра. В состав помещений дома входили также комната для рабов и кухня с переносным очагом. Стены главных помещений дома были покрыты стуком и расписаны фресками, изображающими архитектурные элементы отделки интерьера: квадры кладки из ценных пород камня, пояски, карнизы, различные орнаментальные детали, украшавшие фризы, метопы, карнизы. Поверхность полов парадных помещений белая, выложенная одноцветными кубиками и оживленная небольшими цветными вставками.

В перистиле по оси главного входа на квадратном поле изображены черный дельфин и красный якорь, а перед боковым входом — посох Посейдона — черный трезубец, давший название дому. Под бассейном находилась глубокая цистерна для хранения воды.

Дома Е и F (см. рис. 24) типичны для жилой застройки Делоса с его неправильной формы кварталами и узкими изломанными улочками, по которым, однако, везде была устроена сеть водостоков. Размер домов в плане примерно 30×20 м. Раскопками вскрыто состояние домов при их перестройке после 88 г. до н. э. Во многих местах проемы заделаны или пробиты заново. Так, дом F получил новый вход на месте бывшей ранее лавки; старый узкий вход был заделан, и в получившемся закутке была устроена уборная. Хотя дом F, по-видимому, принадлежал небогатому владельцу, судя по малому числу комнат, он имел большую столовую и четко выраженный по всем четырем сторонам геометрически правильный перистильный двор. В доме Е колоннада обрамляла дворик с трех сторон неравным числом колонн. С четвертой стороны двор примыкал к стене столовой, в которой был устроен широкий проем, поделенный на две части колонной.

В доме Е имелась не только достаточно просторная уборная, но и ванна — редкость в условиях бедного водой Делоса. Высеченные в камне места для лестничных косоуров указывают на наличие второго этажа.

26. Делос. Дом на «Холме». Разрез, план

Дом на Холме (рис. 26), расположенный вне тесных кварталов города, отличается исключительной законченностью композиции и гармоничностью пропорций, позволяющих отнести его к лучшим произведениям эллинистической жилищной архитектуры. В центре почти квадратного в плане двухэтажного дома размером 15X14,5 расположен восьмиколонный двухъярусный перистиль дорического ордера, вход в который с улицы был расположен сбоку, что несколько нарушало симметрию. Пространство под портиком, ведущим в парадные комнаты, было не; только увеличено в глубину, но и расширено по бокам до наружных стен дома. Таким образом был создан просторный портик, открытый в перистильный двор, что еще более акцентировало значение этой группы парадных помещений в композиции дома.

Внутренняя отделка стен перистильного дворика помещений первого и второго этажей отличается большим изяществом, насыщенностью и разнообразием гаммы. Примечательно тонкое сочетание строго симметричного построения композиционного ядра — перистиля и окружающих его пространств со свободным асимметричным расположением входа и некоторых помещений, что придает разнообразие пространству интерьера.

27. Делос. Дом Клеопатры. Фрагмент (реконструкция)

Дом Клеопатры (рис. 27), в котором частично восстановлены стволы нескольких колонн двора, свидетельствует о том, что богатые делосские дома украшались не только мозаикой и яркой раскраской стен, но и скульптурой.

Дом Диониса — пример большого делосского дома с большим количеством комнат (см. рис. 24). Название дома дано по мозаике, изображающей Диониса на пантере.

Дом расположен на одной из главных улиц города и раскрывается на нее двумя (главным и служебным) входами в перистиль и большими проемами четырех помещений лавок и мастерских, сдававшихся, по всей вероятности, внаем. Любопытной особенностью дома является примыкающая к улице лестница, ведущая на второй этаж с самостоятельным входом со стороны улицы.

Неправильная форма участка обусловила асимметричное построение плана здания и вытянутые пропорции перистиля дворика. Он имел мраморные колонны высотой 5,6 м и значительный размер в плане — 8,5X12 м. В отделке дома кроме мозаик, росписи и инкрустации стен широко применен мрамор (пороги, наличник дверей и другие детали). Отделка стен была выполнена в «инкрустационном стиле» с применением неглубокого стукового рельефа при изображении архитектурных деталей.

Дом Масок (см. рис. 24) — пример жилого дома, занимающего целый квартал (39X45 м). Дом имел два перистиля и несколько десятков комнат. Со стороны главного фасада, выходящего на улицу, располагалось несколько лавок с широкими проемами. Каждый перистиль имел самостоятельный вход с улицы; помещения, группирующиеся вокруг перистилей, были связаны внутренними проходами так, что легко могли быть изолированы одно от другого. Это заставляет предположить, что возникновение такого большого комплекса, возможно, произошло в результате объединения двух самостоятельных владений одним хозяином либо несколько иным его назначением в качестве, например, гостиницы или пансионата для актеров. На последнее указывают его расположение поблизости от театра и изображение масок в мозаиках.

Описанные выше эллинистические дома с перистильными двориками и скатными кровлями для стока воды в бассейны предвосхищали развитие римских атриумно-перистильных домов эллинистического периода.

28. Делос. Дом Дельфина. План, дворик. Мозаика (слева)

Теми же особенностями отличается другой делосский дом, названный домом Дельфина (рис. 28) по мозаикам его бассейна с изображением четырех дельфинов в морских волнах. В этом доме помещение главного зала также расположено по оси главного входа и перистиля; глубина расположенного перед ним портика — места дневного пребывания обитателей дома — увеличена.

Царские дворцы эпохи эллинизма дошли до нас в плохой сохранности. Некоторое представление об их архитектуре дают раскопки дворцов пергамских царей, входивших в комплекс сооружений акрополя и расположенных вдоль его восточной границы (рис. 29). Дворцы были отделены от общественных и культовых сооружений широким проходом, ведущим на верхнюю террасу акрополя. По композиции плана они близки к типу эллинистического перистильного дома, но отличались большими размерами и великолепием отделки. Известно, что в Большом пергамском дворце мозаики пола были исполнены крупнейшими художниками своего времени. Об их роскоши и утонченном мастерстве, сближающим их с живописью, свидетельствуют найденные фрагменты и древние описания дворцовых полов.

29. Пергам. Дворцы. План
30. Пелла. Руины дворца

Дворец в Пелле (рис. 30), включавший несколько дворов, являлся, по-видимому, не только резиденцией правителя, но и местом расположения различных органов государственного управления.

По свидетельству древних (Либаний и др.), роскошные царские дворцы были в Антиохии, Селивкии, Александрии Египетской, Тире и других резиденциях эллинистических правителей. Дворцовые сооружения представляли собой сложные комплексы, в составе которых были жилые и хозяйственные постройки, святилища, стадионы, театры, сады и рощи, орошаемые многими источниками и украшенные скульптурой. Судя по литературным источникам, особенной роскошью отличались загородные дворцы-виллы, которые возводились в красивой местности среди садов и парков. Такой, например, была загородная резиденция Селевкидов в Дафне под Антиохией.

antique.totalarch.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *