Что такое проблема в тексте – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции. | скачать бесплатно

Как сформулировать проблему текста?

В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Формулировка проблемы

Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно «между строк».

Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.

Проблемы в художественных текстах

Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.

В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.

Проблемы в публицистических текстах

Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.

Что будет, если неправильно выразить проблему текста?

В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.

Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.

Что делать, если найдено несколько проблем?

Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Книжные аргументы к сочинению

Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.

Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.

Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Научный текст

Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней «воды» и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.

Проблемы из текста песни

Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае — не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.

Песни и аргументы к сочинению

Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.

Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему текста. Это очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.

fb.ru

Как найти проблему текста » Рустьюторс

Как писать сочинение ЕГЭ 2019
 
 
 
 
 
 

 

Итак, что же такое проблема текста?

 

Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа. 

Например: 

 

Как следует относиться к природе? (это проблема)

(Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.)

 

Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких)

 

 

Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

 

Какие бывают проблемы?

 

Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние проблемы — это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль. А внешние — это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

 

 

Скачать схему

 

 

 

Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)

Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы.

Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

 

 Как формулировать проблему?


Проблему можно сформулировать двумя способами:
1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.

Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.


Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.
Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)
Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая. Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.



Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.


Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
— отношение
— взаимоотношение
— воздействие
— взаимодействие
— влияние
— роль
— восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
Как нужно относиться…?
Как следует относиться…?
Почему важно +глагол…?
Почему нужно +глагол…?
Что такое +существительное…?
Для чего нужно…+глагол?
Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
В чем причина…?
Какова роль… в жизни человека?
Что такое…?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо…?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)…?
Что значит …?

rustutors.ru

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Сочинение — самая сложная часть экзамена. Ее успешное выполнение важно для каждого ученика, потому что балл за сочинение составляет почти половину от первичного балла за всю работу. «Заваленное» сочинение помешает получить высокий балл на экзамене, даже если тестовая часть выполнена идеально.

Правильное определение проблемы исходного текста — значимая составляющая успеха. Верно найденная проблема позволяет получить баллы за критерии оценивания сочинения К1-К4. Проблема считается верной, если она действительно есть в тексте. Причем в материалах для эксперта ваша проблема может быть и не обозначена, если она не является основной. Это не значит, что верная мысль не будет засчитана: эксперты руководствуются здравым смыслом и засчитывают необычные, но верные формулировки.

 

Читаем текст

Исходный текст нужно прочитать не менее двух раз. Чем больше, тем лучше. Самое важное — уловить главную мысль. Проверить качество работы над текстом можно попыткой пересказать содержание: если важные моменты при пересказе упущены, текст нужно прочитать еще раз. Читайте до тех пор, пока не будете уверены в том, что правильно поняли содержание. Но следите за временем, на экзамене оно идет очень быстро.

 

Подчеркиваем важное

При втором или третьем прочтении текста выделяем важные для будущего сочинения моменты: выводы автора, события, рассуждения. В печатных материалах на экзамене можно писать, поэтому просто обводите или подчеркивайте нужные фразы. Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное. Но не увлекайтесь, не стоит обводить слишком много информации.

 

Задаем вопрос

Прочитав текст и выделив ключевые моменты, спрашиваем себя: «Что автор хотел сказать читателю, написав этот текст?». Ответьте на вопрос самостоятельно. Определите тему этого вопроса и поймите, что же волновало автора. Вопрос, волнующий автора — это проблема исходного текста. Как вы видите, ее найти очень просто. Будет еще легче, если вы воспользуетесь списком проблем в сочинениях или прочитаете об их видах. Главное — не спеша разобраться в смысле прочитанного, дойти до сути.

 

Пишем сочинение

Начинаем писать сочинение, выбрав один из способов формулировки проблемы. Можно работать с сочинением по шаблону или строить его структуру в голове. Главное — чтобы все было верно и соответствовало критериям.

ege-soch.ru

Как определить проблему текста. Мультимедиа.

Проблема текста – это то, ради чего создавался текст. Синонимами к словам «проблема текста» могут быть слова: вопрос, задача. В основе проблемы лежит некое противоречие, конфликт. Расскажу, как я определяю проблему текста «тремя шагами».

Шаг первый: определяю тему текста, т.е. задаю вопрос «о чём или о ком этот текст?». Ну, допустим, о лошади. Это тема текста.

Шаг второй. Определяем идею текста. Мало ли что мог написать автор о лошади? Может быть, он убеждал нас в её верности хозяину или утверждал красоту её бега. Так что второй вопрос «что автор рассказал о лошади в этом тексте?» Допустим, написал о плохом содержании лошадей в современных племенных совхозах. Это уже идея текста. До определения проблемы текста остался один шаг.

Шаг третий. У нас нет текста, но по теме и идее понятно, что автора волнует проблема сохранения племенных животных. Проблему можно записать и в форме вопроса: «

Как сберечь для потомков это удивительное животное?». Идея может быть выражена и цитатой из текста, если она соответствует роли проблемы. Например: «Что же вы делаете, современные коневоды?»

Проблем в тексте может быть несколько. Выбирайте одну, которая вам интересна и вы сможете её аргументировать. Обязательно надо научиться определять проблему. Иначе о чём писать? Ведь ваше сочинение — это не рассуждение на свободную тему, а сочинение по заданным параметрам. Проблему надо прокомментировать, позицию автора по отношению к этой же проблеме выразить, своё отношение опять же к проблеме высказать, да ещё и аргументировать (желательно 2 примера из художественной, публицистической или научной литературы).

Обязательно прослушайте мультимедийную лекцию о том, как определять проблему текста

. Из этой же лекции вы узнаете типы, виды проблем и их соотнесённость с художественными произведениями. В конце подборки материалов о сочинении есть список публицистических статей с указанием авторов и месте публикации.

likbez24.ru

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

Поиск Лекций

Как создавать сочинение на ЕГЭ

 

С чего начать?

— С внимательного прочтения текста – не менее двух раз.

— Разобраться в том, что является темой текста, какие проблемы текст содержит

 

Текст и проблема, в чём разница?

 

Способы выражения проблемы

 

Обратите внимание

— В тексте может быть несколько проблем

НО

не на все из них есть ответ автора,

То есть

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ВЫВОД:можно начинать с нахождения авторской позиции, а потом формулировать проблему

 

Типы проблем

Философские Социальные Политические
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека Устройство и жизнь общества Деятельность государственной власти
  • В чём смысл жизни
  • Познание и самопознание
  • Свобода и ответственность
  • Человек и история
  • Человек и культура
  • Социальная справедливость и несправедливость
  • Создание правового государства
  • Соблюдение прав человека
  • Прогресс и общество
  • Наука и общество
  • Естественно ли деление людей на бедных и богатых?
  • Политика в жизни общества
  • Гражданское общество
  • Демократия
  • Международные конфликты
  • Разоружение
  • Как остановить международный терроризм
  • Национализм
  • шовинизм
Нравственные Экологические Эстетические
Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей Взаимодействие человека и окружающей среды Восприятие человеком прекрасного
  • Эгоизм и гуманизм
  • Доброта и жестокость
  • Духовность и бездуховность
  • Честь и бесчестие
  • Интеллигентность и хамство
  • Дружба и предательство
  • Любовь и ревность
  • Конфликт поколений (отцы и дети)
  • Взаимосвязь человека и природы
  • Глобальная экологическая катастрофа
  • Потребительское отношение к природу
  • Экология культуры
  • Экология языка
  • Как уберечь мир от экологической катастрофы?
  • Восприятие искусства
  • Воспитание эстетического вкуса
  • Духовность в искусстве
  • Чтение, роль книги в жизни человека
  • Массовая культура. Телевидение. Интернет

 

Помните!!!

В каждом тексте речь идёт о человекеи его отношении к миру общечеловеческих ценностей

— Человек и природа (гармоническое взаимодействие)

— Человек и наука ( истина)

— Человек и политика (мир, справедливость, демократия)

— Человек и право( закон и правопорядок)

— Человек и нравственность (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство и…)

 

О ценностях

— Ценности — это те явления и предметы (материальные и духовные), которые наиболее важны для человека. Чаще всего именно они обусловливают поведение человека, мотивы его поступков и направление мыслей.

— В сознании человека могут сочетаться противоположные ценности.

— Чаще всего, выявив общечеловеческие ценности, мы определим позицию автора.

— При изображении антиценностной действительности автор подводит к мысли, как

должно быть.

 

На что обратить внимание при анализе художественного текста?

— На сюжет

— Героев (внешность, поведение, речь, диалоги)

— Авторское отношение (пишет с негодованием, восхищением, гордостью, осуждением..)

— Помните: в основе – конфликт (столкновение интересов, чувств, характеров) Чаще всего в противоречие вступает прямой и внутренний конфликт, которые могут быть разными.(Базаров — отношение к любви, Обломов — мечты и реальность)

 

Алгоритм выявления проблемы в художественном тексте

 

poisk-ru.ru

Что же такое проблема текста и как её сформулировать? — МегаЛекции

Работа над проблематикой текста при написании сочинения

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Именно так формулируется задание части С, и вот тут-то каждый начинает творить, порой забывая, что каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

• насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;

• проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте:

• насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, вежливо ли, корректно обоснована точка зрения экзаменуемого:

• проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

• хороша ли, богата, выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства.

Таким образом, для успешного выполнения задания части С ключевыми понятиями являются проблематекста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация.Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно.

Довольно часто в заданий С выпускники не могут определить проблему, тему текста, не знают, в каких словах заключается авторская позиция.

На мой взгляд, только методом проб и ошибок учащиеся смогут видеть главное в тексте.

Итак, два вопроса ставим перед первым прочтением предложенного текста: «о чём этот текст?» — это тема;

«почему, с какой целью текст написан автором?» — это идея. Адекватное понимание исходного текста — важнейшее условие успешного

выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринимать проблематику текста (о чём говорится? Какие вопросы ставятся?), позицию автора (позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ на поставленный вопрос, основные аргументы).



Рассмотрим каждое из этих понятий.

Что же такое проблема текста и как её сформулировать?

Проблема текста — это вопрос, над которым размышляет автор.Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Выявление проблематики исходного текста — важнейший этап работы над сочинением, поскольку выбор проблемы определяет структуру сочинения, намечает логику развития мысли.

Проблема— это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема

Проблема чего:войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность.. .какой-либо проблемы.Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо проблемы.Уделить внимание какой-либо проблеме.Над какой-либо проблемойдумать, работать.

Какая-либо проблемавозникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Как видим, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1. проблема чего:Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»;

В тексте поднимается проблема одиночества;

Текст Ю. Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;

2. формулировка в виде вопроса(напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Например, автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Федоровича Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, — однако не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания.

Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И. Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Итак, проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять человеческого достоинства?

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами:

1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

Особую трудность представляет выявление проблем в тексте художественного стиля, в котором описываются взаимоотношения героев, их поступки и т.п.

В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном — в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении — от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае от ученика требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Можно предложить учащимся следующие вопросы:

· Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный-человек и общество; политический— человек и государственная власть, экологический —человек и окружающая среда; нравственный (этический) —взаимоотношения людей, нравственные ценности).

· Какие аналогичные ситуации, случаи известны учащимся?

· Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).

· Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Помочь ученику грамотно включить формулировку в текст сочинения могут типовые конструкции (клише). Например:

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что

Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой….

Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, — это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это…

Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В.Тендряков.

Что такое … ? (В чем заключается… ? Какую роль в жизни человека играет… ?)

Эту важную проблему поднимает автор.

Следует осторожно использовать, подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Ошибки при определении проблемы могут быть связаны с неверным пониманием текста, когда ученик не может выделить главные и второстепенные мысли автора, не видит подтекстовой информации, неправильно интерпретирует авторские метафоры, не замечает иронии и т.п.

Например, довольно часто ученики пытаются сформулировать проблему, опираясь только на первый абзац (а то и первое предложение), в котором содержится вводная информация, мало связанная с основной проблемой. Таким образом, текст требует вдумчивого чтения, выделения в нем смысловых частей, которые обычно отражены в абзацном членении.

Как показывает наш опыт подготовки к сочинению на ЕГЭ, ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему необходимо знать историю?

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

· У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни..

(Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова, «важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой»).

· Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека…

(Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка — нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека).

· Главная проблема этого текста — это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: автор поднимает проблему сострадания или как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?).

· Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…).

· Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью.

(Вместо проблемы формулируется позиция автора).

· В прочитанном, мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема — это не одно и то же).

· Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

 

 

Следующий критерий оценки — К2 — касается комментария.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Поиск проблемы в тексте | LAMPA

Проблема текста – это ответ на вопрос: о чем текст? Главное, о чем рассуждает автор.

Чтобы выявить проблему, вам нужно максимально обобщить содержание текста. Попробуйте сформулировать главную мысль текста в одном предложении. Далее – сократите или обобщите предложение до формулировки проблемы.

К примеру, текст о переселении деревенских жителей в города поднимает социальную «проблему урбанизации» или «проблему города и деревни», текст о вырубке лесов – «проблема экологии», о том, как ребенок не любил читать, а потом понял, что книги важны, – о нравственной «проблеме взросления» или эстетической «проблеме роли чтения в жизни человека».

Как можно заметить из примеров, в одном тексте может быть несколько проблем, которые можно сформулировать несколькими способами.

Формулировка проблемы должна быть в родительном падеже:
проблема (чего?) семейных ценностей.
Но! Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже. Например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичных выступлений до слушателя.

Помните, что все остальные критерии оценки сочинения напрямую зависят от проблемы: обозначив ее неверно или не придерживаясь ее при дальнейшем написании, вы можете потерять значительное количество баллов или не получить их вообще.

Ниже вы можете посмотреть самые распространенные типы проблем. В сочинении желательно обозначать тип проблемы: социальная, философская, экологическая и так далее. Это докажет проверяющим вашу эрудированность.

Как же начинать сочинение и писать о проблеме текста?

В первом абзаце, обозначающем проблему, пишите не более 3-х предложений. Первым предложением может стать риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Вторым – обозначение проблемы. Третьим – небольшое уточнение, более широкая формулировка, отсылка к актуальности или еще что-то, что вы посчитаете нужным (не следует путать с комментарием или повторять одну и ту же мысль).

При обозначении проблемы уместно использовать прилагательные. Проблема какая? Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая, значимая.

Ниже вы можете посмотреть несколько возможных формулировок для начала текста. Помните, что не обязательно повторять их слово в слово: импровизируйте, задавайте риторический вопрос, говорите об актуальности – главное, не отходите от темы и не путайте постановку проблему со всем остальным.

Напоминаем, что все остальные критерии оценки сочинения напрямую зависят от проблемы: обозначив ее неверно или не придерживаясь ее при дальнейшем написании, вы можете потерять значительное количество баллов или не получить их вообще.

lampa.io

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *