Примеры профессий | Педагог, врач, журналист, продавец, менеджер | Инженер, водитель, электрик, наладчик, радиомонтажник | Геолог, кинолог, врач, агроном, микробиолог | Бухгалтер, программист, экономист, корректор, ученый-теоретик | Музыкант, актер, искусствовед, архитектор | Ведущие психологические качества работника, формируемые спецификой предмета труда | Общительность, эмоциональность, устойчивость, организаторские способности, эмпатия, внимание, наблюдательность. | Способность к математике, физике, пространственное мышление, технический склад ума, эмоциональная устойчивость, склонность к практическому труду | Наблюдательность устойчивость внимания, склонность к систематизации, потребность в двигательной активности. | Способность к математике, абстрактное мышление, устойчивость внимания, склонность к обобщениям, усидчивость. | Яркое воображение, склонность к творчеству, гибкость чувств, развитость функциональных способностей (зрение, слух, речь, вкус и т.п.). | Ведущим предметом труда является воспитание, обучение, лечение, обслуживание, руководство людьми. Главное содержание труда сводится к взаимодействию между людьми. Представителей этого типа профессий можно встретить в разных сферах деятельности. | Ведущим предметом труда являются технические механизмы. Сотни профессий и специальностей, связанные с созданием, обслуживанием технических устройств, в которых технические механизмы являются предметом и продуктом труда человека. | Ведущим предметом труда (объект, на который направлен труд) являются живые организмы, биологические и микробиологические процессы. | Ведущий предмет труда – знаки и знаковые системы. Труд направлен на создание, накопление, обработку, хранение, анализ, доведение до потребителя информации (сведений), представленной в виде условных знаков, букв, цифр, формул, текстов | Ведущим предметом труда является искусство. Труд направлен на художественные объекты или условия их создания. Основой труда в этих профессиях и специальностях является создание или преобразование художественных образов. | Примеры профессий | (образование): учитель, воспитатель, преподаватель психолог (медицина): врач, фельдшер, медсестра менеджер, экскурсовод, проводник, инспектор по делам несовершеннолетних и др. | токарь, фрезеровщик, наладчик автоматов, оптик-механик, контролер материалов и изделий, слесарь-монтажник, инженер-конструктор, часовщик, техник-технолог, инженер-строитель, швея, портной, столяр, монтажник, водитель, оператор пульта управления и др. | Труд направлен на биологические организмы: садовод, озеленитель, хлебороб, агроном, цветовод-декоратор и др. Труд направлен на живые организмы: пчеловод, животновод, зоотехник, ветеринар, кинолог и др. Работа с микроорганизмами: лаборант-микробиолог, фармацевт, лаборант бактериологического анализа и др. | абстрактно- математические: математик, физик, химик, учетчик, бухгалтер, лаборант, метролог, статист, философ графические: чертежник, инженер-конструктор, картограф, штурман авиации, технические лаборанты, программист языковые: лингвист, историк, корректор, наборщик, библиотекарь, нотариус, почтальон, телефонист, переводчик | скульптор, художник, музыкант, танцор, актер, дизайнер, искусствовед, гравер, стеклодув, витражист, ювелир, чеканщик, фотограф, плиточник, модельер, писатель, композитор, огранщик камней, маляр и др. |
gigabaza.ru
Особенности профессии. Кто что делает?
Особенности профессии. При приёме на работу, менеджер по персоналу, ориентируется на несколько факторов. Во-первых, это профессиональные качества человека и профессиональный тип личности. Во-вторых, это физические и психологические данные.
Особенности профессии
Эта статья сделана в помощь к тесту «Какую профессию выбрать?», в которой определяется, предрасположенность человека к профессиональному типу личности.
Автомеханик — выполняет ремонт и обслуживание автомобилей. Максимальный рост до механика, начальника автотранспортного предприятия.
Физиотерапевт — восстанавливает двигательные функции человека с помощью физических упражнений и массажа. Работают, как в больнице, так и на дому. Профессиональный рост не ограничен.
Специалист по защите информации — особенности профессии в том, что требуется защищать интеллектуальную собственность организаций. Рост до начальника службы защиты информации.
Логист — осуществляет контроль за движением товаров, информации, людей. Задача доставить всё в срок в нужное место, с минимальными затратами.
Оператор связи — обеспечивает бесперебойную связь. Контролирует и консультирует пользователей связи.
Кинооператор — человек управляющей киноаппаратурой. Должен чувствовать картинку объёмно, понимать тонкости световых эффектов.
Водитель — человек управляющий транспортным средством, тяжёлая и опасная профессия.
Продавец — человек занимающийся продажами.
Инженер-конструктор — разрабатывает и проектирует конечную продукцию, от мебели до ракет.
Менеджер по продажам — продавец, занимающийся оптовыми продажами товаров и услуг.
Диспетчер — управляет движением транспорта и оборудования. Принимает и отправляет сообщения.
Дизайнер компьютерных программ — отвечает за внешнее оформление программ. Художник игр и приложений.
Ветеринар — занимается лечением и вакцинацией животных.
Эколог — изучение окружающего мира, взаимодействия живых организмов. Так же, занимается условиями жизни человека.
Биолог-исследователь — изучает растения и животных. Занимается поиском новых видов.
Нет лучшей работы чем сон.
Фермер — предприниматель, земледелец. Занимается сельским хозяйством.
Лаборант — исследование всего на свете под микроскопом.
Дрессировщик — обучение животных на выполнение определённых действий.
Агроном — специалист сельского хозяйства. Осуществляет контроль почвы, семян, удобрения.
Санитарный врач — осуществляет контроль за стерильностью, чистотой помещений и оборудования.
Селекционер — развивает и усовершенствует растения, животных и микроорганизмы.
Заготовитель сельхозпродуктов — осуществляет и отвечает за сбор и хранение сельхозпродукции.
Микробиолог — узкая специализация биологии, изучающая микроскопические организмы.
Ландшафтный дизайнер — дизайнер придомовых территорий, парков, скверов.
Массажист — лечит механическими воздействиями на тело человека.
Воспитатель — работник детского сада, осуществляющий уход и обучение детей.
Преподаватель — особенности профессии преподаватель. Имеет обширные знания, занимается обучением.
Предприниматель — человек имеющий своё дело с целью получения материальной выгоды.
Администратор — управляющий. Осуществляет контроль за коллективом, оборудованием, предприятием.
Режиссер — творческий специалист, занимается созданием фильмов, спектаклей, церемоний.
Официант — обслуживание посетителей в ресторане.
Врач — занимается предупреждением и лечением заболеваний.
Психолог — психотерапевт. Изучает психические аспекты личности с целью дальнейшего лечения психических заболеваний.
Торговый агент — связующее звено между поставщиком и магазином.
Страховой агент — занимается оформлением и продажей страховых полисов.
Хореограф — придумывает и ставит сценические танцы.
Ювелир-гравер — нанесение на ювелирные изделия различных надписей и картин.
Журналист — занимается сбором и подготовкой информации для СМИ.
Искусствовед — изучает искусство, художественные произведения, архитектуру.
Продюсер — администратор в кино индустрии. Занимается юридическими, подготовительными аспектами.
Редактор — работает с текстами. Проверяет и справляет содержание в зависимости от требований.
Музыкант — специалист в области музыки.
Дизайнер интерьера — создаёт красивые и удобные помещения.
Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий.
Композитор — сочинитель музыкальных произведений.
Арт-директор — художественный и творческий руководитель концертов.
Музейный работник — человек занимающий любую должность в музее.
Актер театра и кино — исполнитель ролей по задумке режиссёра.
Верстальщик — специалист разбивающий тексты на отдельные страницы с добавлением иллюстраций.
Гид-переводчик — экскурсовод иностранных делегаций.
Лингвист — человек изучающий языки речи.
Антикризисный управляющий — назначаемый руководитель заведомо убыточных организаций.
Корректор — исправляет грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки в тексте.
Художественный редактор — занимается художественным и техническим оформлением изданий.
Юрисконсультант — консультирует в области юриспруденции.
Программист — разработчик программного обеспечения.
Брокер — проводит операции с ценными бумагами (акциями).
Бухгалтер — следит за финансами предприятия и отчитывается перед государством.
Литературный переводчик — переводит литературные произведения.
Отзывы
dimmkoc.ru
Мореплаватель кто это: особенности и характеристики профессии
Среди морских профессий выделяется одна, полная романтизма и духа приключений. Она получила название мореплаватель кто это, про особенности этой специальности читайте далее.
Кто такие мореплаватели?
Чаще всего мореплаватели – это моряки различных видов больших судов, выходящих в открытое море или океан. А также могут быть и люди, рискнувшие самостоятельно покорять океаны.
Давайте рассмотрим наиболее распространенную профессию из числа мореплавателей – профессиональный моряк. Это специалист, выполняющий основные виды работ на различных видах судов или кораблей. В основном это специалисты широкого профиля, так как могут они выполнять работы различного назначения.
- Кроме того, в число мореплавателей входят такие высококвалифицированные специалисты, как капитан судна, штурман, лоцман.
Наиболее часто можно встретить профессию моряк дальнего плавания. Это специалисты, которые отправляются в дальние рейсы, срок нахождения в которых может составлять 1 год и более. Именно по этой причине, одной из важных качеств, является отличная физическая подготовка и психическая устойчивость. Только в этом случае получится выдержать все нагрузки.
Профессия моряка является не только тяжелой по физическим нагрузкам, но и психологическим, так как очень много времени у него проходит вне семьи и дома. Эта профессия является еще и одной из самых опасных, так как кроме природных явлений в виде штормов и ураганов, есть риск нападения пиратов. Особенно если плавание проходит в южных морях.
Особенности профессии
Моряки являются одним из востребованных специалистов. Особенно если у них имеется стаж, желание выйти в море, крепкое физическое здоровье.
Лучше всего закончить специализированное училище или ВУЗ, получив мореходную специальность. В этом плане уровень востребованности будет на порядок выше, чем у простого человека, пожелавшего связать свою жизнь с морем.
Характеристика профессии
Давайте рассмотрим, какие плюсы и минусы имеет профессия мореплаватель. Прежде всего, море тянет тех, кто хочет испытать себя на прочность и тех, кого тянет романтика морских путешествий. Способствует этому и некоторый романтизм моряков. Молодых людей тянет увидеть морские просторы, зарубежные экзотические страны. Нужно ли говорить, что очень часто вся романтика исчезает, едва только моряк оказывается на борту судна?
Еще один важный плюс заключается в том, что став профессиональным моряком, человек получает возможность не только испытать себя, но и воспитать в себе стойкий характер, закаливает дух. Человек учится преодолевать трудности и учит ценить дружбу и укрепляет взаимоотношения в коллективе.
Если рассматривать отрицательные моменты, то в этом случае стоит сказать, что на первое место выходит длительная разлука и невозможность общения с родственниками, семьей. Для одних — это вполне по силам, другие не выдерживают испытания.
- Еще одним минусом является то, что в дальних и длительных рейсах, когда срабатывает фактор замкнутого пространства, нельзя покинуть корабль во время плавания. Могут возникнуть конфликты внутри коллектива. Именно по этой причине очень важно поддерживать в коллективе дружественную атмосферу, исключающую конфликты.
Во время плавания организм испытывает тяжелые нагрузки, что может подорвать даже самое крепкое здоровье, особенно у неподготовленных людей.
Кроме того, отсутствует четкий график работы, а день может быть ненормированным, что приводит к таким негативным явлениям, как:
- недосып;
- хроническая усталость;
- ухудшение нервного состояния;
- психологические стрессы.
Работа в море – всегда большой риск, ведь опасностей там ничуть не меньше чем на земле. Именно по этой причине необходимо учитывать все нюансы, прежде чем выбрать специальность, как мореплаватель кто это – мы рассмотрели в этой статье.
Возможно вам будет интересна статья: Военный это кто. Особенности профессии.
ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 703-35-33 доб. 822
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 309-06-71 доб. 475
Федеральный номер 8 (800) 777-08-62 доб. 454
Решите свою юридическую проблему не выходя из дома.
Заполните форму и юрист поможет вам.
oksait.ru
Профессии «человек-человек». Характеристика и особенности профессий типа «человек-человек»
Существует довольно распространенная классификация профессий Евгения Александровича Климова, профессора психологических наук. Он делит их на типы по предмету труда. Всего их пять. К примеру, тип «человек-природа» назван так, потому что специалист данной профессии работает главным образом с природой. Это зоологи, геологи, кинологи и так далее. По этому же принципу названы профессии «человек-человек», то есть те профессиональные виды деятельности, где один человек работает непосредственно с другим или другими людьми. Это может быть психология, менеджмент, образовательная сфера и так далее.
Краткое описание: профессии «человек-человек»
Как уже говорилось ранее, предметом труда таких профессий является человек или, точнее будет сказать, люди. Они связаны с обучением детей или взрослых, с управлением предприятием или группой людей, с организацией взрослых и детских коллективов, с торговым, бытовым или информационным, медицинским или информационно-художественным обслуживанием. Все профессии, связанные с людьми, предполагают наличие постоянной коммуникации с другими представителями человеческого рода. Для этого лицо, выбравшее такую профессию, должно изначально обладать соответствующими склонностями, навыками, способностями, которые впоследствии разовьет до профессиональных знаний и умений.
Подобная характеристика профессии «человек-человек» говорит о том, что этот тип деятельности подойдет далеко не всем. Например, социопату вряд ли захочется работать с людьми. Или мужчина, хорошо разбирающийся в технике, но редко добивающийся взаимопонимания с людьми, скорее всего, выберет профессию иного типа. То же может касаться и женщин.
Главные особенности профессии «человек-человек»
Основные отличия, выделяющие профессии данного типа среди других, и объединяющие столь непохожие между собой, выражаются в задачах. Ведь и врача, и полицейского, и продавца объединяет одно – главная их профессиональная задача – взаимодействие с другими людьми, клиентами или пациентами, посетителями или пострадавшими, и так далее.
Еще одна особенность и задача любой профессии «человек-человек» – это наличие практически двойного образования: психологического и специального. Например, продавец должен знать психологию покупателя, специфику продаваемого товара, если нужно, уметь работать с кассой, с платежным терминалом и так далее. Хирург, помимо медицинских прикладных знаний должен также знать психологию человека, чтобы уметь правильно общаться с больными или их родственниками, а также эффективно коммуницировать с подчиненными и коллегами. И так со всеми профессиями данного типа.
Требования к людям, выбирающим этот тип профессий
В первую очередь это стремление к общению с людьми, развитые коммуникативные навыки и хорошее понимание окружающих. Умение держать себя в руках при любом возможном общении с человеком – то, что сейчас модно называть стрессоустойчивостью, – не менее важное требование. Приветствуются такие человеческие качества, как высокая способность к эмпатии, отзывчивость, доброжелательность, толерантность и умение разрешать конфликты.
Индивид, обладающий данными качествами, может смело рассматривать для себя профессии «человек-человек».
Что включает в себя главное коммуникативное требование для профессий, связанных с людьми
Умение коммуницировать включает в себя не только простую способность разговаривать, но и такие важные навыки, как умение грамотно построить свою речь, услышать, выслушать и понять собеседника, донести до него свою мысль так, чтобы он ее понял именно в том смысле, который вложили в нее вы. Большую роль играет способность понять психологию человека в короткий промежуток времени, а также найти общий язык с индивидом любого возраста, социального положения и умственного развития. Умение наблюдать и анализировать необходимо человеку, работающему с людьми.
Подгруппы профессий типа «человек-человек»
Группа профессий «человек-человек» включает в себя три подгруппы: образовательную, защитную и обслуживающую.
К первой подгруппе относятся все педагоги, нянечки и воспитатели, ведущие детских кружков, тренеры по разным видам спорта, а также репетиторы.
Ко второй – полицейские, юристы разного толка, военнослужащие и инспектора.
Третью подгруппу можно разделить еще на несколько категорий. Обслуживание делится на информационное и информационно-художественное, торговое, бытовое и медицинское. По названиям понятно, кто чем обслуживает население. Например, библиотекарь – профессия, относящаяся к информационному обслуживанию, так же, как и гид. Они предоставляют людям информацию.
Медицинским обслуживанием занимаются врачи, медсестры и медбратья, фельдшера, сиделки и фармацевты.
К торговому обслуживанию относятся продавцы различных товаров: от продуктов до техники или канцелярии.
Бытовое обслуживание предоставляют парикмахеры, косметологи, мастера маникюра и другие подобные им специалисты. Также к этой категории относятся официанты и вахтеры.
Информационно-художественное обслуживание близко по своей специфике к профессиям типа «человек-художественный образ». Это могут быть экскурсоводы в картинных галереях или консультанты в художественных магазинах. Также руководителя художественного кружка или хореографа можно отнести сразу к двум категориям – к образовательной подгруппе и к информационно-художественному обслуживанию.
Какие еще профессии относятся к типу «человек-человек»
К типу этих профессий также относятся директора и менеджеры, операторы на телефоне и бармены, контролеры в автобусах или электропоездах, риелторы и страховые агенты, социальные работники и супервайзеры, налоговые инспектора и специалисты по связям с общественностью. Это психологи, политологи, промоутеры и стюардессы и т.п.
С каждым годом появляются все новые и новые специальности. И многие из них связаны именно с людьми.
fb.ru
Профессия и характер человека
Сегодня в блоге: профессия и характер человека, как выпускнику средней школы или старшекласснику не ошибиться и сделать правильный выбор своей будущей профессии, соотнося его со своими психофизиологическими особенностями (характер, темперамент, способности, направленность личности и другие подростковые тесты).
(см. темперамент и профессия)
Приветствую Вас, уважаемые читатели блога психоаналитик-матвеев.рф, желаю Вам психического здоровья.
Профессия и характер человека: время выбора
К концу подросткового возраста, к юношеству у человека появляется очень важная задача, задача выбора будущей профессии. Хорошо если у подростка уже сформировался интерес и развились определенные способности, а также есть склонности к конкретному виду деятельности, тогда уже можно говорить о таланте, и выбирать профессию нет необходимости.
Однако, зачастую молодой человек или девушка находится в активном поиске, выборе будущей профессии. Что-то советуют, иногда настаивают, родители, как правило, проецируя свои промахи молодости; что-то подсказывают друзья и знакомые, расхваливая собственный выбор, а что-то находится как бы само собой, из книг, телевидения, Интернета и пр.
Многие подростки смотрят на будущие профессии с позиций доходности, престижа, карьеры. Так, например, у нас в стране, за последние года, почти забыли обычные рабочие профессии, мало кто поступал и на инженеров. Тогда как юристов и экономистов российские вузы «штамповали пачками».
Но для выбора профессии недостаточно личного предпочтения основанного на вышеперечисленных взглядах, и даже недостаточно интереса к какому-то виду деятельности, необходимо еще физическое и психическое здоровье, и конечно же психофизиологические особенности человека. (теория личности)
Психофизиологические особенности: профессия и характер человека
Для того чтобы будущая профессия приносила не только доход, но и была в удовольствие, а не казалась каторгой, нужно иметь к ней интерес, способности, и склонность, и необходимо подбирать профессию по своему характеру. Точнее по акцентуации характера.
Например, человек с тревожной акцентуацией характера вряд ли сможет стать хирургом или летчиком, также и человек с демонстративным характером не сможет быть библиотекарем или бухгалтером.
Для начала выбора будущей профессии необходимо определится со своим характером, и далее, если еще не знаете, определить свои интересы, направленность личности и склонности.
По Карлу Леонгарду существует десять акцентуаций характера (см. здесь), они не врожденные и формируются, как правило, к старшему подростковому возрасту (14-15 л).
Соответствие (релевантность): профессия и характер человека
Примеры некоторых акцентуаций и профессий:
Демонстративный характер. К нему более всего подойдут профессии: Артист, политик, общественный деятель, лектор, преподаватель, ведущий на радио и телевидении, работник шоубизнеса…и т.п.
Педантичный — Библиотекарь, кадровик, бухгалтер, банкир, кладовщик…и тп.
Застревающий – люди умственного и творческого труда, писатели, художники, библиотекари, и т.п.
Возбудимый характер: политики, ученые, люди творческого труда и т.п.
Гипертимный – Спасатель, торговый представитель, рекламный агент, страховой агент, оперуполномоченный (сыщик), менеджер по персоналу, брокер…
Гипотимный – Механик, конструктор, исследователь, зоотехник, ветеринар, библиотекарь, агроном…
Эмотивный — Писатель, художник, ученый, священник, соцработник…
Тревожный — Искусствовед, рабочий специальностей без риска, научный сотрудник, корректор, натуралист, художник…
Экзальтированный — Клирик, пастер, психолог, служба социальной помощи, и т.п.
Циклотимный – профессии творческого характера.
Как уже было сказано выше акцентуации характера приобретенные особенности личности, в отличие от темперамента, который дается от рождения. Поэтому акцентуации можно корректировать, но для этого нужно большое желание и терпение.
(программа психокоррекции характера)
Сегодня мы рассмотрели соответствие профессии и характера, а в следующем посте мы рассмотрим релевантность профессии и темперамента, что является не менее важным при выборе будущей профессии.
Помощь психоаналитик: Консультация, Вопросы
Часто задаваемые вопросы: Вопрос — Ответ
Читайте также:
Биометрическое тестирование
Диагностика и тестирование
Тест предпринимателя
Темперамент по Айзенку
xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai
Характеристика профессии
Рекомендации по ППФП для профессии учитель
Белорусского языка и литературы
Содержание
1. Характеристика профессии
2. Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП.
3. Ведущие качества.
4. Перечень важных психических качеств.
5. Прикладные умения и навыки.
6. Требования и функции устойчивости организма связанные с особыми внеш ними условиями труда.
Характеристика профессии
1. По степени тяжести и напряженности: лёгкий и мало напряженный.
2. Первая категория: характерна свободная поза.
3. 1-я группа профессий составляет работающих преимущественно умственного труда.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП:
1) пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;
2) интенсифицировать развитие профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;
3) повысить степень устойчивости организма по отношению к условиям, в которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;
4) способствовать успешному выполнению общих задач, реализуемых в системе профессиональной подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств, характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.
Ведущие качества:
- интерес к познанию, самопознанию и саморазвитию,
- артистизм,
- требовательность к себе и к другим,
- организованность,
- наблюдательность и эмпатичность,
- ведущая склонность к работе в сфере общения,
- выраженная склонность к работе с информацией,
- отлично развитая способность к концентрации внимания,
- развитые лексические способности,
- логические способности,
- высокая эмоциональная устойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в разных видах профессиональной деятельности учителя, в процессе ППФП используют широкий круг разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости — аэробный бег и другие упражнения циклического характера. ППФП в таких случаях практически сливается с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно избранном виде спорта.
Перечень важных психических качеств:
умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Интеллектуальные (любознательность, наблюдательность), волевые (самообладание, решительность, настойчивость), эмоциональные (чуткость, эмоциональность, толерантность).
Учителю необходимы хорошая память, интерес к новым знаниям, ответственность, уравновешенность, доброжелательность, готовность к общению с самыми разными людьми, хорошее здоровье. Учителю приходится много времени проводить на ногах во время ведения уроков, а также в положении сидя при подготовке к урокам и проверке тетрадей, а также в школьное время находится в постоянном общении с учениками и коллегами.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Мозгу требуется восстановление и отдых так же, как и мышцам после изнурительной физической нагрузки. Тело, разум не сможет полноценно функционировать, будучи перегруженным и изнурённым. Телу требуется определенный период времени на полноценное восстановление, а ментальные ресурсы восстанавливаются простыми, приятными и эффективными способами.
Упражнения, описанные ниже, стоит внести в свою ежедневную рутину, и тогда удастся предотвратить рассеянность внимания и поддерживать здоровые функционирование системы. Это медитация, прогулки на природе, различные велосипедные прогулки, занятия фитнесом, бегом на природе и т.д.
mykonspekts.ru
45.Описательно- Психологические характеристики типов профессий
Работа приносит радость в жизни, удовлетворение и возможно продляет саму жизнь человека лишь в том случае, если этот человек увлечен своей работой, если она любима. А любима и желанна работа в том случае, если она выбрана верно. Зона оптимального выбора профессии — это зона совпадения его интересов, склонностей, способностей, физических, личностных особенностей с потребностями общества. Но зачастую случается так, что выбранная профессия не удовлетворяет человека. С чем это может быть связано? На наш взгляд, одной из причин является несоответствие типологических особенностей человека и выбранной профессиональной среды.
Уже в 9 классе перед многими учащимися встает вопрос о том, какую профессию выбрать, как правило, выбирая профессию, учащиеся совершают определенные ошибки, такие как выбор профессии «за компанию», перенос отношения к человеку на его профессию, незнание мира профессий, а так же незнание своих психологических особенностей, темперамента, характера, склонностей, способностей.
Понятие «профессиональное становление личности» достаточно широко используется в современной психологии. Обобщенная психологическая характеристика профессионала может быть представлена, по мнению А.К. Марковой, следующим образом: специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности; сознательно изменяющий себя в ходе осуществления труда; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.
Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.
Соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» выглядит следующим образом. Профориентация является более широким понятием, предполагающим широкий комплекс мер по оказании помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально-ориентированная помощь в профессиональном самоопределении. И профориентацию, и профконсультацию можно определить как «ориентирование» школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
— Фаза оптанта: человек обретает озабоченность вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор.
— Фаза адепта: это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее.
— Фаза адаптации: «привыкания» молодого специалиста к работе.
— Фаза интернала: это уже опытный в своем деле работник, который и устойчиво любит свое дело, и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справиться с основными профессиональными функциями.
— Фаза мастерства: может решать и простые, и самые трудные задачи, выделяется какими-то специальными качествами, умениями, обрел свой индивидуальный стиль деятельности, результаты стабильно хороши.
— Фаза авторитета: мастер своего дела, уже хорошо известен в профессиональном кругу и за его пределами. Имеет высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание, ученую степень пр.).
— Фаза наставничества: авторитетный мастер своего дела: передает свой опыт ученикам, последователям, перенимателям опыта.
Выбор профессии — дело личное, поэтому специалисты говорят о профессиональном самоопределении. Самостоятельный выбор профессии и рода занятий гарантируется не только Конституцией страны, но и Всеобщей декларации прав человека. Однако не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже и не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор. Именно в этом заключается важнейшая психолого-педагогическая проблема профориентации — страх перед собственным выбором.
Существует множество типологий личности в профессиональной среде, как отечественных, так и зарубежных, с помощью которых предлагается определить для каждого типа личности наиболее подходящую область профессиональной деятельности. Климов Е.А. в своей теории профориентации говорит о том, что каждый человек согласно своим личностным качествам принадлежит к определенному типу профессии и старается соответственно этому избрать свою деятельность. На основе этого он выделяет в зависимости от предмета труда такие типы профессий, как: человек — человек, человек — техника, человек — природа, человек — знаковая система, человек — художественный образ.
Дж. Холланд придерживается другой точки зрения и считает, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность своим трудом зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Ведь поведение человека определяется не только его личностными особенностями, но также и окружением, т.е. той социальной средой в которой он живет.
Мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тысяч профессий и около 40 тысяч специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям.
За рубежом получили широкое распространение классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим пример таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего, необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 году. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности — интересов ценностных ориентаций — Дж. Холланд выделяет шесть профессионально-ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский и художественный.
Реалистический. К нему относятся люди с ориентацией на настоящее (лучше синица в руках, чем журавль в небе). Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный тип. Его представители занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, животными, машинами. Охотно избирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, шофера и т.д. Их отличает, с одной стороны, способность к усвоению точных знаний, специальных умений, а с другой — недостаток общительности. При этом уровень развития психомоторных качеств преобладает у них над всеми другими свойствами.
Интеллектуальный. Люди, которые относятся к этому типу, в большей степени ориентированы на творческие — теоретические и в некоторой степени — эстетические ценности, умственный труд. Но размышлениям по проблеме они предпочитают занятия по реализации связанных с ней решений. Их отличают такие качества как любознательность, аналитичность, рациональность, независимость, пунктуальность, методичность и точность, у них хорошо развито абстрактное мышление. Но они обычно недостаточно общительны и им не дано быть лидером. Отдают предпочтение научным профессиям. Отличаются очень высоким уровнем развития как вербальных, так и естественно-математических способностей.
Социальный. Относящиеся к этому типу обычно ставят перед собой такие цели и задачи, которые позволяют установить тесные контакты с окружающей общественной средой. Чертами их характера являются социальность, гуманность, женственность, стремление обучать и воспитывать. Они активны, независимы, хотя им присуще и приспособленность. Наслаждаются деятельностью, связанной с оказанием помощи другим людям. Поэтому в занятиях предпочитают обучение и лечение, выбирая такие профессии, как врач, учитель, психолог, декоратор, бармен. Зато не любят работать с инструментами и машинами. Их отличают хорошие вербальные способности, а математические чаще всего слабо развиты. Ярко проявляются организаторские и коммуникативные умения. Проблемы решают, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться.
Конвенциональный. К нему относятся люди, ориентирующиеся на цели, задачи, ценности, происходящие из обычаев и общепринятого, традиционного состояния общества. Их подход к возникающим проблемам носит стереотипный и конкретно-практический характер. Человека этого типа отличают консервативность и зависимость. Он предпочитает профессии, связанные с расчетами и манипулированием числами, символами, их простым воспроизведением, т.е. канцелярскую деятельность, например, машинопись, бухгалтерию, экономику. Хотя у этого типа людей лучше развиты математические способности, они обладают и неплохими навыками общения, но избегают артистической деятельности. Им не свойственна спонтанность и оригинальность мышления, решение зависит от окружающих людей. Они слабые организаторы и руководители.
Предприимчивый. Человек этого типа избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявлять энтузиазм, импульсивность, доминантность, энергию, реализовать любовь к приключениям. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, высоким статусом и властью; такие профессиональные роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании; например, заведующего, директора, журналиста. Избегает монотонной деятельности, не любит ручной труд. Общие интеллектуальные способности у этих людей посредственны, а вот вербальные несколько выше среднего уровня. Они усидчивы, но у них плохо развита устойчивость внимания и его концентрация, не способны к научной деятельности.
Артистичный. К этому типу относятся люди, которые отстраняются от отчетливых проблем и видов деятельности. Уже в молодости у них есть высокий жизненный идеал. Они отличаются акцентированием собственного «Я», сложным взглядом на жизнь, независимостью решений. Это женственный, несоциальный тип. Предпочитает занятия творческого характера — музицирование, живопись, литературное творчество, фотографию и т.п. Для него характерны исключительные способности восприятия и моторики. Вербальные способности преобладают над математическими. В общении с окружающими опирается на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Отличается раскрепощенностью, экспрессией, оригинальностью. Но ему недостает тщательности, скрупулезности.
Холланд отмечает, что каждый человек в какой-то мере обладает личностными свойствами, характерными для всех шести описанных типов. Однако представлены они в разной мере: одни больше, другие меньше. Поэтому большинство людей можно отнести к тому или иному типу, черты которого у них преобладают и наиболее ярко выражены. Хотя и редко, но встречаются люди, у которых почти одинаково выражены черты двух, трех и более типов. Это смешанный тип личности, представляющий как бы исключение из правил.
Каждая профессия создает определенную среду. Разумеется не сама по себе, а с помощью людей. Представители одной и той же профессии — личности во многом схожие, обладающие общими взглядами, наклонностями. Во многих сходных ситуациях они реагируют одинаково и этим создают определенную профессиональную среду.
Реалистичная профессиональная среда. Ее задачи конкретны, решения предполагают настойчивость, силовой натиск. А вот социальные навыки нужны в незначительной степени — только для того, чтобы передавать и воспринимать словесные инструкции.
Интеллектуальная профессиональная среда допускает скорее интеллектуальное давление, для которого требуется наличие абстрактного мышления, творческих способностей. Межличностные отношения при этом играют незначительную роль, сводятся во многом к передаче и восприятию сложных словесных конструкций.
Конвенциональная профессиональная среда (условная). Для решения возникающих в ней задач необходимы способности к обработке конкретной рутинной и цифровой информации. Способности же общения могут быть весьма слабо развиты.
Социальная профессиональная среда предполагает наличие умения разбираться в поведении людей и обучении других, требует постоянного личного общения с ними. Для этого необходимы способность убеждать, красноречие.
Предприимчивая профессиональная среда обязывает обладать красноречием, иметь хорошо развитые социальные навыки, уметь разбираться в мотивах поведения — ведь здесь специалистам надо управлять другими людьми.
Артистическая профессиональная среда характеризуется решением задачи и проблем, предполагающих наличие художественного вкуса и творческого воображения. Сложные задачи решаются преимущественно с помощью фантазии. Все свои знания, эмоции человек в этой среде стремиться посвятить достижению конкретной цели.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
По первому признаку — предмет труда — все профессии и специальности можно разделить на пять типов.
— Человек — живая природа. Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др. Представители профессий этого типа умеют делать, создавать, корректировать биотические средства, условия существования и развития людей. Речь идет о растениях, животных, микроорганизмах и условиях их среды как предмете труда.
Умения, которые должны быть развиты: способность или умение подмечать самые незначительные изменения в обстановке труда, умение планомерно наблюдать биологические объекты, умение предугадывать события в каким-то сложном биологическом процессе, должен быть необходимый кругозор в общих основах и узко специальной области растениеводства, животноводства, микробиологии, в обслуживающих их соответствующих областях фундаментального знания; знание назначения и возможностей многих технических средств труда, знание об организации и экономике соответствующего производства.
Исполнительно-двигательная активность: разнообразна от навыков рисования до управления машинами и их комплексами, иногда бережные движения, иногда — многократно повторяющиеся ручные усилия и значительные физические нагрузки. Познавательные процессы: хорошее цветовое зрение, образная зрительная память, богатое воображение. Личные качества: настойчивость в достижении отсроченных целей, бережность и аккуратность, любовь к природе, нестандартность мышления, терпение. Противопоказания: слабое здоровье, недостаточное физическое развитие, физические недостатки, серьезные дефекты зрения, отсутствие интереса и уважительного отношения к «живому».
— Человек — техника (и неживая природа). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В тех случаях, когда труд специалиста направлен на монтаж, ремонт сооружений и конструкций — это тоже описываемый тип профессии (архитектор, строитель, техник-сантехник). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов. Представители этого типа производят вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы.
Исполнительно-двигательная активность:: монтаж, сборка, наладка, регулировка, ремонт, демонтаж — т.е. ручной труд. Знание, умение: умение разбираться в чертежах и схемах, умение мысленно представлять устройство механизма, процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих, кругозор в области естественных наук: физике, математике, химии, знать устройство и функции приборов, машин, инструментов. Познавательные процессы: сосредоточенность, распределение и переключение внимания, хорошее зрение, линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, память на числовые параметры разного рода, хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве, способность быстро принимать решения. Личные качества: эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенная чувствительность, деловитость, способность работать самостоятельно, аккуратность, добросовестность, любовь к технике, находчивость, дисциплина, осторожность, решительность в сложных ситуациях. Противопоказания: нарушение опорно-двигательного аппарата, органов чувств, слабое физическое здоровье.
— Человек — Человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовые, торговые, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами. Представители этого типа умеют руководить группами, коллективами, учить и воспитывать людей, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей.
Исполнительно-двигательная активность: речевые действия, выразительные движения (мимика, пантомимика), точность и координация движений (в медицине). Умения, знания — умение слушать и слышать, понимать другого человека и именно его внутренний мир, кругозор в области гуманитарного знания, знание психологии человека, четкость, связность и ясность речи. Познавательные процессы: наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир.
Личные качества: способность сопереживать другому человеку, наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность, терпение, снисходительность, творческий склад ума, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами стремительного движения, развития, выдержка, способность «не выходить из себя», принципиальная требовательность к себе и другим. Противопоказания: дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выраженные физические недостатки, нерасторопность, медлительность, равнодушие к людям.
— Человек — знаковая система. Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. — вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф). Представители профессий умеют хорошо ориентироваться, разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах, они создают и перерабатывают тексты, документы, таблицы, формулы, перечни, каталоги, чертежи, карты.
Исполнительно-двигательная активность: обычно сильно свернута, важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук, хороший четкий и красивый почерк. Познавательные процессы: вдумчивость и систематичность, хорошее сосредоточение внимания на знаковом материале, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию большого объема, важны аналитичность и критичность в восприятии знакового материала, хорошее владение письменной речью, безупречная грамотность. Личные качества: эмоциональная устойчивость, чувство слова, контекста, важны скрупулезность, аккуратность, систематичность в работе, находчивость, интеллектуальная инициатива, способность контролировать ход и правильность своих умственных действий, усидчивость, настойчивость, терпение.
— Человек — художественный образ. Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью. (художник, актер, писатель).
Профессионально важные качества: всестороннее знание предметной области и мира прошлой и современной культуры, жизнь общества, развитое цветоощущение (изобразительное искусство), яркие слуховые представления, тонкое различие качеств звуков (музыка), умение чувствовать и изображать личность героя (актер), важны нестандартный ум, мышление, неограниченное шаблонами, эстетическое чувство, чувство красивого, художественный такт, непринужденность, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений. Личные качества: умение подчинять авторские амбиции общим целям, исполнительская четкость и самодисциплина, усидчивость, терпение, способность к многократным переделкам сделанного.
Классы профессий
Изыскательные профессии. В этом классе профессий на передний план выступает та цель деятельности, которая предлагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения. Этот класс невелик по количеству профессий. Примеры: инженер-конструктор, воспитатель, агент по снабжению, программист, математик, дизайнер, композитор.
Преобразующие профессии. Цель деятельности в этом классе: изменение свойств, состояния предмета труда или сохранение его свойств, состояний в определенных предметах. Примеры: зооинженер, агроном, слесарь, токарь, учитель, психолог, чертежник, бухгалтер, цветовод-декоратор, художник-оформитель.
Гностические профессии. В тех случаях, когда деятельность человека как конечный продукт предполагает узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать или сортировать, проверять по заранее известным признакам, оценивать, исследовать, она будет относится к гностической. Примеры: лаборант, дегустатор, контролер готовой продукции, мастер-диагност, следователь, социолог корректор, бухгалтер-ревизор, искусствовед, театровед.
Класс профессий в свою очередь подразделяется на отделы в зависимости от орудия труда или средств производства. Таких отделов можно назвать четыре:
— Профессии ручного труда. Примеры: фельдшер-лаборант, слесарь, картограф.
— Профессии машинно-ручного труда. Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
— Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем: оператор станков, машинист котельной, аппаратчик.
— Профессии, связанные с преобразованием функциональных средств труда. Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мыслительные эталоны: певец, учитель, актер.
По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы:
— Работа в условиях микроклимата, близких бытовым. Лаборанты, бухгалтера, операторы.
— Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду. Примеры: агроном, монтажник, инспектор ГАИ.
— Работа в необычных условиях на высоте, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.д. Водолаз, пожарный, шахтер.
— Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей, большие материальные ценности. Учитель, следователь.
Если проанализировать свой характер, можно легко найти себе подходящую профессию на всю жизнь.
studfiles.net