Вводные слова обращение – Вводные слова и обращение: правило и примеры

ТЕОРИЯ. Задание № 10. Знаки препинания при вводных словах и обращениях.

ЗначениеВводные слова
1.уверенностьконечно, бесспорно, разумеется, без сомнения, несомненно, в самом деле, действительно, само собой, правда, подлинно, само собой  разумеется, естественно, спору нет.
2. неуверенность, предположениенаверное, вероятно, кажется, как кажется, право, чай, по всей вероятности, пожалуй, очевидно, возможно, по-видимому, видно, верно, как видно, должно быть, может быть, полагаю, думаю, думается, надеюсь, надо полагать, в каком-то смысле, некоторым образом, допустим, предположим, так или иначе, если хотите.
3.различные чувства: радость, одобрениеК радости, на радость, к счастью, на счастье, что хорошо, что ещё лучше, к удовольствию кого-либо и др.
4.различные чувства: сожаление, неодобрениек несчастью, к сожалению, по несчастью, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, как на беду, грешным делом, как нарочно, что ещё хуже, что обидно, увы, к огорчению, жаль, как назло, чего доброго  и др.
5.различные чувства: удивление, недоумениеудивительное дело, к удивлению, странно, к изумлению, непонятное дело, странное дело  и др.
6.различные чувства: общий экспрессивный характер высказыванияпо справедливости, по сути, по совести, по душе, по существу, по праве сказать, по правде, правда, если правду сказать, надо правду сказать, сказать по чести, смешно сказать, между нами говоря, нечего зря говорить, кроме шуток, признаюсь, в сущности говоря и др.
7.источник сообщенияпо мнению кого-либо, по сообщению кого- либо, по-твоему, по-моему, по выражению кого-либо, по словам кого-либо, по пословице, по слухам, с точки зрения кого- либо, по преданию, слышно, помнится, дескать, мол, как говорят, говорят, как слышно, как помню, как считают, как указывалось, как известно, как говорили в старину, как оказалось, на мой взгляд, с моей точки зрения , вижу, известно , по наблюдению , с точки зрения и др.
8.порядок мыслей и их связьво-первых, во-вторых, итак, наконец, значит, следовательно, о, таким образом, например, к примеру, наоборот, кроме того, в частности, в довершении всего, к тому же, притом, вдобавок, с одной стороны, с другой стороны, между прочим, впрочем, сверх того, в общем, главное, стало быть, кстати сказать, кстати,  к слову сказать и др.
9.способ оформления речиодним словом, словом, иначе говоря, другими словами, грубо говоря, прямо говоря, собственно, собственно  говоря, вернее,  короче, прямо сказать, лучше сказать, так сказать,  проще сказать, если можно так выразиться,  как бы сказать, что называется, значит   и др.
10.оценка меры степени того, о чём говорится; степень обычности фактов
по крайней мере, по меньшей мере, в значительной мере, в той или иной степени, по обычаю, по обыкновению, случается, бывает, как и всегда, как водится, как это случается, как это бывает, как это иногда случается и др.
11.привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование на нём вниманиязнаешь  (ли), видишь (ли), помнишь (ли), веришь  ли), понимаешь

(ли), позвольте, послушайте, представьте себе, представьте, можете себе представить, вообразите, поверьте, поверишь ли, поверите, признайтесь, не поверишь, заметьте, согласитесь, если хочешь знать, сделайте милость, напоминаем, напоминаю, подчёркиваю, повторяю, что ещё важнее, что важно, что ещё существенней, что существенно , позвольте, помилуйте, поймите , помните, заметьте

( себе) и др.

12.выражения вежливостипростите, извините, будьте добры, спасибо, будьте любезны, пожалуйста и др.

testy-klass.ru

Вводные и вставные конструкции. Обращение.

ТОП 10:

Вводные и вставные конструкции –это слова или конструкции, входящие в состав предложения, но не вступающие с его членами в грамматическую связь. Как правило, вводные слова выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения или связи с контекстом.

Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания,

  • выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого: конечно, разумеется, кажется, по сути, думаю, надеюсь
  • указывающие на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, значит, далее, кстати, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю
  • указывающие на источник сообщения: говорят, по словам.., по-моему, по слухам, помнится, слышно, дескать, как известно
  • выражающие чувства говорящего в связи с сообщением: к счастью, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, как нарочно, что обидно, неровен час
  • выражающие отношение к стилю речи, к характеру и способу изложения: словом, иными словами, мягко выражаясь, так сказать, что называется и др. (слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря),
  • служащие для подчеркивания, выделения того, что высказывается: видите (ли), поймите, послушайте, согласитесь, извините, веришь (ли), пожалуйста, напоминаю, что важно
  • содержащие оценку меры: самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.,
  • показывающие степень обычности сообщаемого: бывает, по обычаю, как правило и др.,
  • выражающие экспрессивность высказывания: по правде, кроме шуток, смешно сказать, надо признаться, между нами говоря и др.

Примечания:

1. Если в вводном словосочетании пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста, то вместо одной из запятых обычно ставится тире: Чичиков велел остановиться, с одной стороны, чтобы дать отдохнуть лошадям, с другой – чтобы и самому отдохнуть…

2. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире, а после него – запятая: Книги, брошюры, журналы, газеты – словом, все виды печатной продукции…

3. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных, то в качестве членов предложения (чаще всего сказуемых или обстоятельств). Ср.: Вы, верно, переведены сюда из России? (Лермонтов). – Вы верно перевели отрывок? (обусловлено контекстом, и семантич. значением)

4. Слова

  • наконец (и словосоч. в конце концов) является вводным в значении «и еще». В значении же «под конец», «напоследок» — не является вводным.
  • однако является вводным, если стоит в середине или конце предложения. В начале предложения или как средство связи однородных членов не является вводным. Исключение — случаи, когда слово имеет значение междометия: Однако, какой ветер!
  • конечно, употребляемое, как правило, в роли вводного, может выступать в функции частицы и запятыми не выделяться.
  • значит является вводным, в значении «следовательно», «стало быть». Если же слово близко по смыслу к «означает», то оно или не выделяется никакими знаками или же требует постановки перед собой тире.

5. При встрече двух вводных слов между ними ставится запятая.

6. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком от оборота оно не отделяется; если же в середине или перед сравнительным и целевым оборотом, то оно выделяется запятыми.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, далее, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы и др.

 




infopedia.su

Задание 10 вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращения

На письме выделяются запятыми: Бабушка, видимо, была прекрасной рассказчицей.

Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:

Я думаю, скоро потеплеет.

Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.

Булочники — их было четверо — держались в стороне.

значения

вводные слова

примеры

1. Разная степень уверенности

Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др.

Дождь, кажется,

кончился.

2. Различные чувства

К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др.

Дождь, к счастью, закончился.

3. Источник информации

По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др.

По-моему, дождь кончился.

4. Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др.

Итак, дождь кончился.

Вскоре, однако, сомнения рассеялись.

5. Замечания о способах оформления мыслей

Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др.

Одним словом, всё обошлось благополучно.

6. Слова, обращенные

к собеседнику с целью привлечь его

внимание к

сообщаемому.

Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Верите ли, я все-таки сделала это.

7. Указывают оценку меры того, о чем

говорится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.

8. Выражают экспрессивность высказывания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы.

studfiles.net

Русский язык в 11 классе: Задание 17

Вводные слова и словосочетания
Чувства говорящего в связи с сообщением К счастью, к удивлению, к радости, к ужасу, к стыду, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить, странное дело, удивительное дело, не ровен час и др.
Достоверность сообщаемого (уверенность, предположение,  возможность, неуверенность и др) Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, может быть, должно быть, кажется, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, право, чай, надо полагать, думая, надеюсь и др.
Связь мыслей, последовательность изложения Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, а общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, таким образом, кстати, во-первых, с одной стороны, с другой стороны,  повторяю и др.
Приемы и способы оформления мыслей Словом, одним словом, иными словами, иначе говоря, попросту сказать, если можно так сказать, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.
Указывают на источник сообщения Говорят, сообщаю, передают, по словам….., по сведениям…., по мнению….., по-моему, по-твоему, по–нашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.
Призыв к собеседнику с целью привлечь Видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), пойми (поймите), поверь, послушай, согласись, вообрази, представь себе, извини, прости, веришь ли,  пожалуйста и др.
Оценка меры того, о чем говорится Самое большое, самое меньшее, по крайней мере и др.
Показывают степень обычности Бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и др.
Экспрессивности (сила проявления чувств) По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, признаться сказать, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между прочим говоря, между нами будь сказано и др.

russki11klas.blogspot.com

Презентация «Вводные слова и обращения»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Вводные слова и обращения
Подготовка к экзамену в 9 классе В5

Слайд 2

Вводные слова и их значения
Группа по значению Примеры
1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно
2. Неуверенность Кажется, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй
3. Различные чувства К счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению
4. Источник информации По сообщению…, по словам…, по мнению…, по моему мнению, по-моему
5. Порядок мыслей Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, следовательно, значит, итак, напротив, наоборот, например, так
6. Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать

Слайд 3

Найдите вводные слова. Определите их значения
1) Он, государь, к несчастью, недостоин ни милостей, ни вашего вниманья. Чувства
2) Я должен буду, без сомненья, письмо Татьяны перевесть.
3) Конечно, шутишь ты – но так шутить безбожно.
4) Онегин, я тогда моложе и лучше, кажется, была, и я любила вас.
5) Недалеко, в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой.
6) Я вас люблю любовью брата и, может быть, ещё сильней.
Уверенность
Уверенность
Неуверенность
Неуверенность
Неуверенность

Слайд 4

Найдите вводные слова. Определите их значения
Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. Порядок мыслей По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу. Источник По летописной легенде, Владимир Мономах получил шапку от византийского императора Константина. Источник И, наконец, всё ещё впереди. Порядок мыслей В прошлом году они, похоже, познакомились. Неуверенность Итак, у Ильи Лапшина я встретился со Слуцким. Порядок мыслей Талант, в сущности, состоит в свойстве выразить в искусстве свой характер. Замечания о способах оформления мысли
У

Слайд 5

Отличия вводных слов от членов предложения
Вводные слова Члены предложения
1. Кажется, шепчут колосья друг другу 1. Мир кажется мне книгой бесконечной
2. Вы, верно, едете в Ставрополь? 2. Задача решена верно
3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка 3. Ваше право на отпуск бесспорно
4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными 4. Правда в огне не горит и в воде не тонет
5. Он, точно, немного странен 5. Все три раза он проводил поезда точно по расписанию
6. Дождь, казалось, зарядил надолго 6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным

Слайд 6

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения
Наконец он приехал. Наконец можно обратиться к врачу за помощью. Он может быть ещё успеет уехать со всеми. Что может быть важнее дружбы! Бывало они часто собирались вместе за чаем. Им бывало весело Это было совершенно очевидно. Он очевидно стесняется среди незнакомых

Слайд 7

Прочитайте со знаками препинаниями. Разграничьте вводные слова и члены предложения
Он проработал таким образом до десяти часов. Уже начинало темнеть и таким образом мы возвратились с прогулки вовремя. Всё казалось ему знакомым. Всё здесь казалось напоминало ему о детстве Он часто бывает у нас. Бывает она поёт очень долго, с удовольствием. Оля видно только проснулась. Мне видно лес из окна
У

Слайд 8

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
Римский философ Сенека в самом начале нашей эры, (1) размышляя о времени, (2) в одном из писем к Луцилию, (3) которые, (4) впрочем, (5) можно адресовать и всем молодым людям нашего времени, (6) писал…
4, 5

Слайд 9

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
Тихий, (1) молчаливый, (2) сдержанный, (3) он появлялся в мастерских, (4) где ещё только заканчивались будущие шедевры живописи,(5) и ,(6) случалось, (7) покупал их для своей галереи прежде, (8) чем они успевали появиться на выставке.
6, 7

Слайд 10

В приведённых предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
Из твоей части, (1) из другой – было невозможно, (2) чтобы кто-то отвернулся, (3) сделав вид, (4) что не заметил. Помогали, (5) тащили на себе, (6) перевязывали, (7) подвозили… Кое-кто, (8) может, (9) и нарушал этот закон фронтовой жизни, (10) так ведь были и дезертиры, (11) и самострелы.
8,9

Слайд 11

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
Поднялся из самых низов, (1) пришёл из Суконной слободки, (2) чтобы дать миру, (3) по выражению Стасова, (4) «радость безмерную».
3, 4

Слайд 12

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
И, (1)наконец, (2) четвёртая, (3) к сожалению, (4) самая многочисленная, (5) – необозримое море людей, (6) которые к языкам равнодушны и палец о палец не ударят, (7) чтобы чего-нибудь добиться.
1,2,3,4

Слайд 13

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
Разумеется, (1) он не сидел всё лето, (2) просто, (3) если человек пробыл всё лето в городе, (4) даже не без удовольствия и пользы, (5) всё равно говорится «просидел».
1

Слайд 14

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при вводном слове
К примеру, (1) некоторые суеверия, (2) связанные с кошками, (3) отличаются жестокостью и основаны на страхе и невежестве, (4) а другие, (5) напротив, (6) основаны на любви и восхищении.
1, 5, 6

Слайд 15

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?

Слайд 16

Слайд 17

Способ выражения
Обращения обычно выражено именами существительными одушевлёнными, реже прилагательными или причастиями в значении существительных. Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живём (Щип.). В роли обращений чаще всего выступают собственные имена и существительные, называющие лиц по родству, по общественному положению, по профессии… Вот, Любушка, Митя проститься пришёл: он едет к матушке своей (Остр.) Личные местоимения 2 лица ТЫ и ВЫ чаще входят в состав особого оборота, выступающего в роли обращения и заключающего в себе качественную оценку лица. Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя? В языке художественной литературы, особенно в поэтических текстах, используются обращения к неодушевлённым предметам. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия (Пушкин).

Слайд 18

Место в предложении
Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Обращение не является членом предложения.

Слайд 19

Знаки препинания
Обращение выделяется запятыми Наташа, иди сюда! Вперёд тебе наука, друг.
Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а идущее дальше предложение начинается с прописной буквы. Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Слайд 20

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. Приплыла к нему рыбка, (1) спросила: — Чего тебе надобно,(2) старче? (Пушкин). Государь ты наш Владимир Андреевич, (1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

Слайд 21

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые при вводных словах. Не только я и соседи, (1) но, (2) кажется, (3) уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. Опустились на колени раскрытые книги, (4) развернутые листы газет. Наверное, (5) у всех, (6) как и у меня, (7) отступило, (8) забылось дневное, (9) несладкое… 2,3,5

Слайд 22

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрёпанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестёршимся золотым тиснением на переплётах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца. 3,4

Слайд 23

В5. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове (выражении). В нём,(1) казалось,(2) не было ни одного из тех качеств,(3) которыми,(4) по общему установившемуся мнению,(5) должны обладать победители женских сердец. 1,2,4,5

Слайд 24


Тут написано: «Всё будет хорошо!»

lusana.ru

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Обращения, вводные слова и вставные конструкции (§ 6)

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация вводности) и на письме; вспомнить, что такое вставные конструкции, их назначение, правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме; 2) уметь находить обращение в предложении, определять способ его выражения, находить вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, выделять на письме обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, объяснить устно и графически условия их выделения; 3) упрочить навыки правописания орфограмм, изученных в 5—7 классах.

I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик записывает на доске предложения с обособленными членами из упр. 35, обозначает графически обособленные члены предложения, подчёркивает грамматические основы в сложных предложениях, выписывает из третьего отрывка словосочетания с подчинительной связью — примыканием.

Учащиеся читают составленные дома тексты по заданию в упр. 37, указывают обособленные члены предложения, объясняют условия их обособления, называют языковые средства, которые обеспечивают связность текста, особенности соотношения начала и конца текста.

II. Повторение необходимых теоретических сведений по теме «Обращения, вводные слова и вставные конструкции». Учащиеся отвечают на вопросы:

— Что такое обращение и для чего оно служит?

— Какими знаками препинания выделяется обращение?

— Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

— Являются ли обращения членами предложения?

— Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

— Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

— Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Какое значение имеет интонация вводности?

— Какие вы знаете виды вводных предложений?

буквы и раскрывая скобки.

— Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

— В каких случаях вводные предложения и вставные конструкции выделяются с помощью тире?

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на способы выражения обращения, правила выделения их в устной речи и на письме, правила выделения вводных слов и предложений в устной речи и на письме, научить подбирать примеры, иллюстрирующие назначение вставных конструкций, выделять вставные конструкции в устной речи и на письме, находить в тексте обращения, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции, производить выбор нужных знаков препинания, объяснять устно и графически условия их выделения.

В классе со слабой подготовкой можно использовать та блицы 8, 9, 10.

Таблица 8

Особенности обращения

Примеры

1. Имеет форму И. п., произносится с особой, звательной интонацией

Пётр, не забывайте нас.

2. Различаются нераспространённые и распространённые обращения

Берёза (нераспростр.), о тебе я в тропических чащах скучал.

Берёза родная (распростр.), со стволом серебристым, о тебе я в тропических чащах скучал. (К. Д. Бальмонт)

3. В разговорной речи выражено одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями (в значении существительных), В художественной речи возможно использование неодушевлённых существительных

Отпусти ты, старче, меня в море! (А. С. Пушкин)

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла. (А. Н. Плещеев)

4. Может стоять в начале, в середине и в конце предложения

Папа, приезжай скорей.

Соберите, пожалуйста, тетради, дежурные.

Сегодня, дети, пойдём в музей.

Таблица 9

Знаки препинания при обращении

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то отделяется восклицательным знаком, а предложение начинается с прописной буквы:

Москва! Москва!

Люблю тебя как сын.

(М. Ю. Лермонтов)

Если перед обращением стоит частица о и сливается с ним в произношении, то запятой она от него не отделяется:

Как хорошо ты, о море ночное!

(Ф. И. Тютчев)

Таблица 11

Группы вводных слов по значению

1. Различная степень уверенности:

большая: разумеется, действительно, конечно, безусловно, бесспорно и др.;

меньшая: возможно, вероятно, кажется, пожалуй, очевидно, может быть и др.

Конечно, поездка понравилась всем.

Кажется, вы уже приходили вчера?

2. Различные чувства: к счастью, на радость, удивительное дело, к досаде, как нарочно, к сожалению и др.

Как нарочно, дождь льёт вторые сутки.

3. Порядок мыслей и их связь: во-первых, далее, стало быть, как было сказано, между прочим, одним словом, следовательно, итак, наоборот и др.

Вы взяли частный случай и возвели в общее правило, стало быть, клеветали. (Ф. М. Достоевский)

4. Источник сообщения (кому принадлежит оно): как известно, по сообщению (кого-либо), по мнению, по-вашему, по сведениям, по слухам и др.

По сообщению синоптиков, погода должна улучшиться.

5. Замечание о способах оформления мыслей: одним словом, иными словами, как говорят, прямо скажем, так сказать и др.

Как говорится, дело мастера боится.

III. Работа по учебнику.

1. В упр. 38 девятиклассники записывают поэтические строки А. С. Пушкина, вставляя пропущенные слова и словосочетания, а также знаки препинания. Учитель делает акцент на постановке знаков препинания при обращении, ученики указывают обращения, рассказывают о знаках препинания при них.

2. В упр. 39 идёт поиск вводных слов и вставных конструкций. Учитель обращает внимание на интонацию вводности в устной речи, признаки отличия вводных и вставных конструкций. Далее учащиеся списывают текст, расставляя пропущенные знаки препинания.

IV. Закрепление материала и контроль за пониманием темы.

1. Самостоятельная работа.

Проецируются предложения из произведений А. С. Пушкина. Учащиеся списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания, указывают обращения.

1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?

2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?

3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.

4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?

2. Текстовый диктант на разграничение вводных и вставных конструкций по вариантам.

Задания:

1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущенные

2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, укажите вводные и вставные конструкции.

Вариант I

Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?

(Д. Д. Брегова)

Вариант II

Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезд.. из станц.. . Углублён..ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде коей как гл..сят многие п..чатные книги нет подобной в целой (Е, е)вроп.. я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг полившийся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей к..ляски пр..знат..ся (не)много подерж..ной поднять было (не)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиват..ся ж..ланием, что(б) (не)погода пр..кратилась.

(А. Погорельский)

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Пусть для вас сияет солнце.

б) Шумит шумит высокая пшеница.

в) Ты помнишь ли былое Неман?

г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

Ответ: в.

2. Найдите лишнее значение вводных слов.

а) большая или меньшая степень уверенности

б) порядок мыслей и их связь

в) источник сообщения

г) сравнение

Ответ: г.

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Дождь, казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.

в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

Ответ: б, в, г.

V. Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):

а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;

б) выполнить упр. 40 на с. 22;

в) написать рецензию на какую-нибудь статью или брошюру, включая в текст вводные и вставные конструкции.

kopilkaurokov.ru

Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. обращения — Мегаобучалка

Не являются членами предложения

На письме выделяются запятыми:Бабушка,видимо, была прекрасной рассказчицей.

Вводные предложения выделяются на письме запятыми, скобками или тире:

Я думаю, скоро потеплеет.

Он оделся потеплее (это было уже в конце сентября) и выехал со двора.

Булочники — их было четверо — держались в стороне.

I. ВВОДНЫЕСЛОВА,СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

 

значения вводные слова примеры
1. Разная степень уверенности Конечно, бесспорно, безусловно, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, кажется, вероятно, очевидно, возможно, верно, без сомнения, без всякого сомнения, казалось бы, видимо, по-видимому, подлинно, в самом деле, действительно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю, должно быть, может, может быть, наверное, пожалуй, по всей вероятности и др. Дождь, кажется, кончился.
2. Различные чувства К счастью, к радости, к общей радости, на счастье, на радость, к стыду, к несчастью, по несчастью, на беду, удивительное дело, к ужасу, к сожалению, к удивлению, к досаде, чего доброго, к огорчению, странное дело, нечего греха таить, не ровен час и др. Дождь, к счастью, закончился.
3. Источник информации По сообщению (кого-либо), по словам (кого-либо), по мнению (кого-либо), по-моему, по-твоему, по сообщению (кого-либо), на мой взгляд, по слухам, по преданию, слышно, дескать, мол, помнится, говорят, сообщают, передают и др. По-моему, дождь кончился.
4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, таким образом, напротив, однако, впрочем, с одной стороны, с другой стороны, в частности, таким образом, главное, впрочем, между прочим, кроме того, сверх того, кстати, кстати сказать, к слову сказать, повторяю, подчеркиваю, скажем, стало быть, наконец, значит, следовательно, наоборот, например, к примеру и др. Итак, дождь кончился. Вскоре, однако, сомнения рассеялись.
5. Замечания о способах оформления мыслей Одним словом, словом, иначе говоря, лучше сказать, попусту говоря, короче говоря, другими словами, так сказать, грубо говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, что называется и др. Одним словом, всё обошлось благополучно.  
6. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому. Видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, представьте себе, помилуйте, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др. Верите ли, я все-таки сделала это.
7. Указывают оценку меры того, о чем говорится. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.   Мы, самое большее, завтра сделаем то, что обещали.
8. Выражают экспрессивность высказывания.   По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, страшно вспомнить, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др. Завтра, страшно вспомнить, будет десять лет, как мы знакомы.

 



 

II. ТРУДНЫЕСЛУЧАИОПРЕДЕЛЕНИЯВВОДНЫХСЛОВ.

Вводное слово пример не вводное слово пример
1. наконец = и ещё — указывает на связь мыслей, порядок изложения; — содержит в себе какую-либо оценку действия   Можно, наконец, использоваться площадку для игр. Наконец = напоследок,после всего, в результате всего Можно добавить суффикс ТО   Наконец он приехал. (Наконец-то)
2. Вообще = вообще говоря (Редко вводное) Мне, вообще, это кажется странным. Вообще =обычно, постоянно, всегда, совсем Он вообще не хочет лечиться. (= Совсем)  
3.Однако = стоит в середине или в конце предложения   Он, однако, заблудился. Однако = но Стоит в начале предложения, в том числе и сложном, или между однородными членами. Тема не новая, однако (=но) интересная.  
4.Значит = следовательно, стало быть. Облако двигалось к западу, значит, рассчитывать на хорошую погоду не приходится. Значит = означает Что значит твоё молчание? (=означает)
5. В конце концов =наконец   Да замолчите же вы,в конце концов. В конце концов =напоследок, после всего, в результате всего Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое всех устраивало.
6. Во всяком случае = имеет ограничи- тельно-оценочное значение Я, во всяком случае, этого не говорил. Во всяком случае = при любых обстоятельствах Во всяком случая он никогда не оставит прежнего своего питомца.
7. Главным образом = самое главное Вам необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить практические задания. Главным образом = преимущественно, в основном, больше всего Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.  

III. Примечание:

1. Не являются вводными словами

Авось, бишь, буквально, будто, вот, ведь, вдобавок, в довершение, вряд ли, вдруг, всё-таки, даже, едва, едва ли, словно, именно, как раз, как бы, как будто, исключительно, обязательно, к тому же, между тем, вроде, якобы, причём, почти, именно, иногда, небось, тем не менее, приблизительно, в конечном счете, примерно, решительно, якобы, притом, никак, поистине, поэтому, просто, по решению, по предложению, по постановлению.

2. Если слова например, в частности, главным образом, допустим, положим, скажем и т.п. стоят в начале уточняющего или присоединительного оборота, то они выделяются вместе с оборотом, т.е. после них никакого знака не ставится.

 

Сравните:Он, например, охотно читает фантастику.Работа может быть представлена в ближайшее время, например завтра.

 

3. Союз А (реже НО) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое:

а значит, а впрочем, а следовательно, а во-вторых, а во-вторых, но стало быть и т.д.

 

Например:Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал ещё крепче и энергичнее.

Жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

4. После других союзов запятая перед вводным словом ставится.

 

ОБРАЩЕНИЕ

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.



Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:


©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку…

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы


megaobuchalka.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *