Вош по литературе задания – Олимпиадные задания по литературе (9, 10, 11 класс) на тему: XX Всероссийская олимпиада школьников по литературе. 2015 год Задания заключительного этапа | скачать бесплатно

Олимпиадные задания и работы победителей и призеров олимпиады 2014 года

ФИОРегион школыПобедитель/призер1 тур2 турНапечатанная версия работы
Анкудинова Мариамна ИгоревнаНовгородская областьПобедитель

 Работа (PDF, 5.37 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.61 Мб)

 

 
Грищук Софья АлександровнаПермский крайПобедитель

 Работа (PDF, 4.25 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.49 Мб)

 

 
Кабисова Марина МуратовнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 7.02 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.91 Мб)

 

 
Казаков Илья ВикторовичПсковская областьПобедитель

 Работа (PDF, 5.51 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.17 Мб)

 

 
Кипнис Михаил ЕвгеньевичМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 5.69 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.95 Мб)

 

 
Колыгина Дарья ИгоревнаВологодская областьПобедитель

 Работа (PDF, 8.63 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.07 Мб)

 

 
Лазарева Валерия НиколаевнаЛенинградская областьПобедитель

 Работа (PDF, 4.66 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.96 Мб)

 

 
Массух Елизавета ИльиничнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 7.32 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.41 Мб)

 

 
Сапунцова Анна ВитальевнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 7.26 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.92 Мб)

 

 
Файнберг Вероника ВладимировнаМоскваПобедитель

 Работа (PDF, 4.63 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.67 Мб)

 

 
Харланова Ксения МихайловнаВолгоградская областьПобедитель

 Работа (PDF, 6.13 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.57 Мб)

 

 
Чепуркова Елизавета ИгоревнаКраснодарский крайПобедитель

 Работа (PDF, 5.69 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.37 Мб)

 

 
Шульга Арина СтепановнаОрловская областьПобедитель

 Работа (PDF, 7.95 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.55 Мб)

 

 
Алферова Александра СергеевнаСвердловская областьПризёр

 Работа (PDF, 4.55 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.34 Мб)

 

 
Глебина Маргарита ВладимировнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 6.95 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.61 Мб)

 

 
Горпинко Екатерина НиколаевнаВладимирская областьПризёр

 Работа (PDF, 7.57 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.15 Мб)

 

 
Жарнова Лариса АлександровнаРеспублика КарелияПризёр

 Работа (PDF, 4.47 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.34 Мб)

 

 
Зайцева Елизавета МихайловнаМосковская областьПризёр

 Работа (PDF, 6.10 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.21 Мб)

 

 
Калинина Анастасия РустамовнаВологодская областьПризёр

 Работа (PDF, 8.85 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.62 Мб)

 

 
Каменская Елизавета ДенисовнаКалужская областьПризёр

 Работа (PDF, 3.75 Мб)

 

 

 Работа (PDF, 5.50 Мб)

 

 
Кривицкая Софья Николаевна
Московская областьПризёр

 Работа (PDF, 3.52 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.95 Мб)

 
Криксунова Мария ВладимировнаАлтайский крайПризёр

 Работа (PDF, 6.06 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.69 Мб)

 

 
Курганова Анастасия СергеевнаСаратовская областьПризёр

 Работа (PDF, 4.37 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.42 Мб)

 

 
Лобанов Андрей МаксимовичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 6.26 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.76 Мб)

 

 
Новгородова Мария ЮрьевнаОренбургская область Призёр

 Работа (PDF, 5.61 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.02 Мб)

 

 
Плашинова Анастасия ВладимировнаТюменская областьПризёр

 Работа (PDF, 5.81 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.03 Мб)

 

 
Рыбаков Владислав АлександровичМоскваПризёр

 Работа (PDF, 9.20 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.64 Мб)

 

 
Свищёва Юлия ГригорьевнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 5.55 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.34 Мб)

 

 
Соловова Наталья АлександровнаМоскваПризёр

 Работа (PDF, 6.60 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.23 Мб)

 

 
Фесенко Ксения КирилловнаЛенинградская областьПризёр

 Работа (PDF, 2.63 Мб)

 

 Работа (PDF, 3.69 Мб)

 

 
Филимонова Анастасия ЕвгеньевнаЧелябинская областьПризёр

 Работа (PDF, 7.04 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.88 Мб)

 

 
Часовская Элина ДмитриевнаРеспублика ТатарстанПризёр

 Работа (PDF, 9.43 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.13 Мб)

 

 
Шевченко Лилия ИгоревнаРеспублика КомиПризёр

 Работа (PDF, 3.61 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.96 Мб)

 

 
Шестопалов Артём СергеевичЛипецкая областьПризёр

 Работа (PDF, 5.44 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.09 Мб)

 

 

olymp.hse.ru

Олимпиадные задания и работы победителей и призеров олимпиады 2015 года

ФИОРегион школыПобедитель/призер1 тур2 тур
Давыдова Алина ГеоргиевнаГород МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 17.77 Мб)

 

 Работа (PDF, 17.54 Мб)

 

Зверяева Вера АндреевнаЧувашская РеспубликаПобедитель

 Работа (PDF, 7.36 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.98 Мб)

 

Кислова Юлия НиколаевнаЯрославская областьПобедитель

 Работа (PDF, 29.17 Мб)

 

 Работа (PDF, 22.80 Мб)

 

Кондратьева Анна АнатольевнаСвердловская областьПобедитель

 Работа (PDF, 31.74 Мб)

 

 Работа (PDF, 23.30 Мб)

 

Ларина Евгения СергеевнаГород МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 5.53 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.54 Мб)

 

Мухаметов Оскар РустямовичРеспублика БашкортостанПобедитель

 Работа (PDF, 25.60 Мб)

 

 Работа (PDF, 26.10 Мб)

 

Подколзина Елизавета Юрьевна Город МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 6.36 Мб)

 

 Работа (PDF, 9.80 Мб)

 

Саньков Александр ЕгоровичГород МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 23.71 Мб)

 

 Работа (PDF, 24.45 Мб)

 

Сизарева Мария АндреевнаГород МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 33.49 Мб)

 

 Работа (PDF, 34.77 Мб)

 

Чернышевская Юлия АлександровнаКраснодарский крайПобедитель

 Работа (PDF, 6.82 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.15 Мб)

 

Шишаев Арсений ЮрьевичГород МоскваПобедитель

 Работа (PDF, 17.39 Мб)

 

 Работа (PDF, 16.67 Мб)

 

Ярцев Ростислав ИгоревичЧелябинская областьПобедитель

 Работа (PDF, 38.08 Мб)

 

 Работа (PDF, 35.39 Мб)

 

Алыпова Светлана АлексеевнаПермский крайПризёр

 Работа (PDF, 26.78 Мб)

 

 Работа (PDF, 30.91 Мб)

 

Афанасьева Софья АндреевнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 23.64 Мб)

 

 Работа (PDF, 23.63 Мб)

 

Бароян Герман ГарегиновичГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 23.47 Мб)

 

 Работа (PDF, 26.65 Мб)

 

Бахарева Марина ДмитриевнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 8.74 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.21 Мб)

 

Бубнова Евгения СергеевнаИркутская областьПризёр

 Работа (PDF, 20.39 Мб)

 

 Работа (PDF, 22.57 Мб)

 

Булахова Марина СергеевнаМосковская областьПризёр

 Работа (PDF, 26.42 Мб)

 

 Работа (PDF, 29.97 Мб)

 

Веревкина Дарья МихайловнаГород Санкт-ПетербургПризёр

 Работа (PDF, 7.03 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.44 Мб)

 

 
Вяльцева Маргарита СергеевнаХабаровский крайПризёр

 Работа (PDF, 4.43 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.53 Мб)

 

Гладышева Мария ИгоревнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 9.93 Мб)

 

 Работа (PDF, 10.12 Мб)

 

Гневшева Мария НиколаевнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 7.61 Мб)

 

 Работа (PDF, 8.22 Мб)

 

Денисова Дарья АндреевнаЧувашская РеспубликаПризёр

 Работа (PDF, 16.07 Мб)

 

 Работа (PDF, 23.51 Мб)

 

Кайгородова Христина ВладимировнаСамарская областьПризёр

 Работа (PDF, 7.48 Мб)

 

 Работа (PDF, 7.62 Мб)

 

Колмаков Всеволод МихайловичВолгоградская областьПризёр

 Работа (PDF, 13.77 Мб)

 

 Работа (PDF, 21.59 Мб)

 

Кочеткова Вероника ВикторовнаПермский крайПризёр

 Работа (PDF, 4.57 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.61 Мб)

 

Кузнецова Полина СергеевнаНовгородская областьПризёр

 Работа (PDF, 5.00 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.35 Мб)

 

Назарова Лилия ВладимировнаРеспублика ТатарстанПризёр

 Работа (PDF, 16.61 Мб)

 

 Работа (PDF, 18.00 Мб)

 

Пинигина Маргарита ЕвгеньевнаТюменская областьПризёр

 Работа (PDF, 21.82 Мб)

 

 Работа (PDF, 27.86 Мб)

 

Пономарева Любовь ИгоревнаТульская областьПризёр

 Работа (PDF, 17.89 Мб)

 

 Работа (PDF, 15.39 Мб)

 

Попова Юлия СергеевнаВолгоградская областьПризёр

 Работа (PDF, 18.08 Мб)

 

 Работа (PDF, 22.98 Мб)

 

Посадкова Тамара АлександровнаТверская областьПризёр

 Работа (PDF, 5.52 Мб)

 

 Работа (PDF, 5.48 Мб)

 

Рыбка Мария СтаниславовнаЧелябинская областьПризёр

 Работа (PDF, 6.12 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.17 Мб)

 

Сапронов Антон ВалерьевичТамбовская областьПризёр

 Работа (PDF, 27.71 Мб)

 

 

 Работа (PDF, 42.86 Мб)

 

 
Седова Полина МаксимовнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 17.64 Мб)

 

 Работа (PDF, 26.66 Мб)

 

Сенаторова Елизавета ЕвгеньевнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 26.70 Мб)

 

 Работа (PDF, 24.45 Мб)

 

Сметанина Анна ДмитриевнаПермский крайПризёр

 Работа (PDF, 19.19 Мб)

 

 Работа (PDF, 23.32 Мб)

 

Смирнова Татьяна АндреевнаВоронежская областьПризёр

 Работа (PDF, 32.96 Мб)

 

 Работа (PDF, 35.51 Мб)

 

Федорова Екатерина ДенисовнаОмская областьПризёр

 Работа (PDF, 21.11 Мб)

 

 Работа (PDF, 21.94 Мб)

 

Халтурин Сергей ДмитриевичХанты-Мансийский автономный округ -ЮграПризёр

 Работа (PDF, 28.91 Мб)

 

 Работа (PDF, 35.44 Мб)

 

Харитонова Анна ПавловнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 3.79 Мб)

 

 Работа (PDF, 4.21 Мб)

 

Чубукин Георгий ВикторовичГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 21.48 Мб)

 

 Работа (PDF, 21.75 Мб)

 

Шамардина Влада ОлеговнаОренбургская областьПризёр

 Работа (PDF, 6.91 Мб)

 

 Работа (PDF, 6.19 Мб)

 

Юдова Татьяна АлександровнаГород МоскваПризёр

 Работа (PDF, 25.27 Мб)

 

 Работа (PDF, 23.57 Мб)

 

olymp.hse.ru

Учитель словесности: Олимпиады по литературе

Региональный этап олимпиады по литературе 2015-2016: задания, 

ответы, критерии оценивания

Олимпиада по литературе

Олимпиада по литературе в 8 классе
Задания для школьного тура

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

2007 / 2008 учебный год



Задания для 10 класса
Олимпиады по литературе (ответы 10 класс)

Задания для 11 класса

Олимпиады по литературе (ответы 11 класс)

Задания олимпиады c сайта ОЛИМПИЙСКИЙ ПОРТАЛ

Задания для 5 класса (47.0 Кбайт)
Задания для 6 класса (44.0 Кбайт)
Задания для 7 класса (47.5 Кбайт)
Задания для 8 класса (63.5 Кбайт)
Задания для 9 класса (56.0 Кбайт)
Задания для 10 класса (60.5 Кбайт)
Задания для 11 класса (54.5 Кбайт)

Ответы к олимпиаде

Ответы для 5 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 6 класса (28.0 Кбайт)
Ответы для 7 класса (30.5 Кбайт)
Ответы для 8 класса (28.5 Кбайт)
Ответы для 9 класса (37.5 Кбайт)
Ответы для 10 класса (43.0 Кбайт)
Ответы для 11 класса (38.0 Кбайт)

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

ОКРУЖНОЙ ЭТАП  2010 — 2011 учебный год   г. Москва

7 класс


Для выполнения заданий окружного тура Всероссийской олимпиады школьников выберите один из вариантов.


Вариант 1-1. Комплексный анализ прозаического текста.
Евгений Львович Шварц
                                              Рассеянный волшебник

Жил-был на свете один ученый, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, легкие, как перышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдет Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним, да еще споет ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит, да еще залает ему вслед, как настоящий цепной пес. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:

— Хозяин, а хозяин! Вставать пора!

Иван Иванович был хороший человек, но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно — напомнит, когда нужно — поправит.

Вот однажды пошел Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит ее:

— Тише, тише, не мешай мне размышлять.

И вдруг услышали они: копыта стучат, колеса скрипят.

И увидели — выезжает им навстречу мальчик, везет зерно на мельницу.

Поздоровались они.

Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана.

Иван Иванович стал объяснять.

А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик.

Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:

— Нет, вы прямо настоящий волшебник.

— Да вроде этого, — отвечает Иван Иванович.

— Вы, наверное, все можете сделать?

— Да, — отвечает Иван Иванович.

— Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?

— Отчего же! — отвечает Иван Иванович.

Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.

— Это, — говорит, — зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три!

И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь.

И вдруг — вот чудеса-то! — дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя легонькой, вожжи повисли тесемочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал ее мальчик — шерстка мягкая. Погладил — замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке.

Посмеялись они.

Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у нее на спине.

— Что такое? — испугался Иван Иванович.

— Как что? — закричала машинка. — Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь?

Что тут делать?

Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:

— Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.

Подумал он, подумал и говорит:

— Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.

Успокоился мальчик.

Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дернул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.

Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку.

Распряг мальчик кошку.

Собаки было бросились на нее, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться.

Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут ее в телегу, и работает кошка, как лошадь.

Все ее очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.

Так прошло двадцать пять дней.

Ночью дремлет кошка на печи.

Вдруг — бах! бум! трах-тах-тах!

Все вскочили.

Зажгли свет.

И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может.

Что же, оказывается, произошло?

В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать ее в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три — и очутилась на печке, вместо кошки, целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики.

Но все кончилось хорошо.

Иван Иванович на другой же день построил им печку еще лучше прежней.

А лошадь так и осталась лошадью.

Но, правда, завелись у нее кошачьи повадки.

Пашет она землю, тянет плуг, старается — и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же все забудет, стрелой бросается на добычу.

И ржать разучилась.

Мяукала басом.

И нрав у нее остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрешь — кричит лошадь на все село:

— Мяу! Мяу!

По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки ее любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им — о лошадиных. И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.


Вариант 1-2. Интерпретация поэтического текста

Николай Александрович Заболоцкий
                                                                       Утренняя песня

Могучий день пришел. Деревья встали прямо,

Вздохнули листья. В деревянных жилах

Вода закапала. Квадратное окошко

Над светлою землею распахнулось,

И все, кто были в башенке, сошлись

Взглянуть на небо, полное сиянья.

И мы стояли тоже у окна.

Была жена в своем весеннем платье.

И мальчик на руках ее сидел,

Весь розовый и голый, и смеялся,

И, полный безмятежной чистоты,

Смотрел на небо, где сияло солнце.

А там, внизу, деревья, звери, птицы,

Большие, сильные, мохнатые, живые,

Сошлись в кружок и на больших гитарах,

На дудочках, на скрипках, на волынках

Вдруг заиграли утреннюю песню,

Встречая нас. И все кругом запело.

И все кругом запело так, что козлик

И тот пошел скакать вокруг амбара.

И понял я в то золотое утро,

Что счастье человечества — бессмертно.

                                                           1932

ruslut.blogspot.com

Олимпиадные задания по литературе для 5-11 классов

Литература

школьный этап

всероссийской олимпиады школьников

2015-2016 учебный год

10-11класс

Время выполнения заданий 240 минут

Максимальная оценка за все задания – 100 баллов

При выполнении олимпиадной работы необходимо выполнить только одно из двух предложенных заданий (1 или 2). Третье задание представляет собой творческую работу, его выполнение обязательно.

Задание1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

(Максимальный балл за выполнение заданий 1 или 2 – 65 баллов)

В. Шаламов «Воскрешение лиственницы».

Мы суеверны. Мы требуем чуда. Мы придумываем себе символы и этими символами живем.

Человек на Дальнем Севере ищет выхода своей чувствительности – не разрушенной, не отравленной десятилетиями жизни на Колыме. Человек посылает авиапочтой посылку: не книги, не фотографии, не стихи, а ветку лиственницы, мертвую ветку живой природы.

Этот странный подарок, иссушенную, продутую ветрами самолетов, мятую, изломанную в почтовом вагоне, светло-коричневую, жесткую, костистую северную ветку северного дерева ставят в воду.

Ставят в консервную банку, налитую злой хлорированной обеззараженной московской водопроводной водой, водой, которая сама, может, и рада засушить все живое, – московская мертвая водопроводная вода.

Лиственницы серьезней цветов. В этой комнате много цветов, ярких цветов. Здесь ставят букеты черемухи, букеты сирени в горячую воду, расщепляя ветки и окуная их в кипяток.

Лиственница стоит в холодной воде, чуть согретой. Лиственница жила ближе к Черной речке, чем все эти цветы, все эти ветки – черемухи, сирени.

Это понимает хозяйка. Понимает это и лиственница.

Повинуясь страстной человеческой воле, ветка собирает все силы – физические и духовные, ибо нельзя ветке воскреснуть только от физических сил: московского тепла, хлорированной воды, равнодушной стеклянной банки. В ветке разбужены иные, тайные силы.

Проходит три дня и три ночи, и хозяйка просыпается от странного, смутного скипидарного запаха, слабого, тонкого, нового запаха. В жесткой деревянной коже открылись и выступили явственно на свет новые, молодые, живые ярко-зеленые иглы свежей хвои.

Лиственница жива, лиственница бессмертна, это чудо воскрешения не может не быть – ведь лиственница поставлена в банку с водой в годовщину смерти на Колыме мужа хозяйки, поэта.

Даже эта память о мертвом тоже участвует в оживлении, в воскрешении лиственницы.

Этот нежный запах, эта ослепительная зелень – важные начала жизни. Слабые, но живущие, воскрешенные какой-то тайной духовной силой, скрытые в лиственнице и показавшиеся на свет.

Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет.

Сколько лет – исковерканная ветрами, морозами, вертящаяся вслед за солнцем, – лиственница каждую весну протягивала в небо молодую зеленую хвою.

Сколько лет? Сто. Двести. Шестьсот. Зрелость даурской лиственницы – триста лет.

Триста лет! Лиственница, чья ветка, веточка дышала на московском столе, – ровесница Натальи Шереметевой-Долгоруковой и может напомнить о ее горестной судьбе: о превратностях жизни, о верности и твердости, о душевной стойкости, о муках физических, нравственных, ничем не отличающихся от мук тридцать седьмого года, с бешеной северной природой, ненавидящей человека, смертельной опасностью весеннего половодья и зимних метелей, с доносами, грубым произволом начальников, смертями, четвертованием, колесованием мужа, брата, сына, отца, доносивших друг на друга, предававших друг друга.

Чем не извечный русский сюжет?

После риторики моралиста Толстого и бешеной проповеди Достоевского были войны, революции, Хиросима и концлагеря, доносы, расстрелы.

Лиственница сместила масштабы времени, пристыдила человеческую память, напомнила незабываемое.

Лиственница, которая видела смерть Натальи Долгоруковой и видела миллионы трупов – бессмертных в вечной мерзлоте Колымы, видевшая смерть русского поэта, лиственница живет где-то на Севере, чтобы видеть, чтобы кричать, что ничего не изменилось в России – ни судьбы, ни человеческая злоба, ни равнодушие. Наталья Шереметева все рассказала, все записала с грустной своей силой и верой. Лиственница, ветка которой ожила на московском столе, уже жила, когда Шереметева ехала в свой скорбный путь в Березов, такой похожий на путь в Магадан, за Охотское море.

Лиственница источала, именно источала запах, как сок. Запах переходил в цвет, и не было между ними границы.

Лиственница в московской квартире дышала, чтобы напоминать людям их человеческий долг, чтобы люди не забыли миллионы трупов – людей, погибших на Колыме.

Слабый настойчивый запах – это был голос мертвых.

От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить.

Для воскрешения нужна сила и вера. Сунуть ветку в воду – это далеко не все. Я тоже ставил ветку лиственницы в банку с водой: ветка засохла, стала безжизненной, хрупкой и ломкой – жизнь ушла из нее. Ветка ушла в небытие, исчезла, не воскресла. Но лиственница в квартире поэта ожила в банке с водой.

Да, есть ветки сирени, черемухи, есть романсы сердцещипательные; лиственница – не предмет, не тема для романсов.

Лиственница – дерево очень серьезное. Это – дерево познания добра и зла, – не яблоня, не березка! – дерево, стоящее в райском саду до изгнания Адама и Евы из рая.

Лиственница – дерево Колымы, дерево концлагерей.

На Колыме не поют птицы. Цветы Колымы – яркие, торопливые, грубые – не имеют запаха. Короткое лето – в холодном, безжизненном воздухе – сухая жара и стынущий холод ночью.

На Колыме пахнет только горный шиповник – рубиновые цветы. Не пахнет ни розовый, грубо вылепленный ландыш, ни огромные, с кулак, фиалки, ни худосочный можжевельник, ни вечнозеленый стланик.

И только лиственница наполняет леса смутным своим скипидарным запахом. Сначала кажется, что это запах тленья, запах мертвецов. Но приглядишься, вдохнешь этот запах поглубже и поймешь, что это запах жизни, запах сопротивления северу, запах победы.

К тому же – мертвецы на Колыме не пахнут – они слишком истощены, обескровлены, да и хранятся в вечной мерзлоте.

Heт, лиственница – дерево, непригодное для романсов, об этой ветке не споешь, не сложишь романс. Здесь слово другой глубины, иной пласт человеческих чувств.

Человек посылает авиапочтой ветку колымскую: хотел напомнить не о себе. Не память о нем, но память о тех миллионах убитых, замученных, которые сложены в братские могилы к северу от Магадана.

Помочь другим запомнить, снять со своей души этот тяжелый груз, видеть такое, найти мужество не рассказать, но запомнить. Человек и его жена удочерили девочку – заключенную девочку умершей в больнице матери – хоть в своем, личном смысле взять на себя какую-то обязанность, выполнить какой-то личный долг.

Помочь товарищам – тем, кто остался в живых после концлагерей Дальнего Севера…

Послать эту жесткую, гибкую ветку в Москву.

Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека; что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь.

1966

Опорная схема для проведения анализа текста*

1.Какой литературный род и жанр представляет данное произведение?

2. В чем заключено художественное своеобразие этого произведения?

3. В чем, на ваш взгляд, обусловлен выбор названия произведения? Что значит слово «воскрешение», как оно интерпретируется в данном тексте? Свой ответ аргументируйте.

3. Какие проблемы волнуют автора данного текста? Какие жизненные установки и ценности позиционирует автор произведения?

5. Как вы понимаете финальную фразу произведения «Посылая ветку, человек не понимал, не знал, не думал, что ветку в Москве оживят, что она, воскресшая, запахнет Колымой, зацветет на московской улице, что лиственница докажет свою силу, свое бессмертие; шестьсот лет жизни лиственницы – это практическое бессмертие человека; что люди Москвы будут трогать руками эту шершавую, неприхотливую жесткую ветку, будут глядеть на ее ослепительно зеленую хвою, ее возрождение, воскрешение, будут вдыхать ее запах – не как память о прошлом, но как живую жизнь». Свой ответ аргументируйте.

6. Определите ключевые слова-образы произведения. Как они помогают раскрыть авторский замысел?

7. С помощью каких изобразительно-выразительных средств воплощен авторский замысел?

Задание 2

Выполните интерпретацию данного лирического произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь интерпретации. При этом помните, что оценивается глубина постижения текста, ваше умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства, логика, стиль композиционная стройность и речь вашего письменного ответа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

А. Кушнер

Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять.

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; я в пять лет

Должен был от скарлатины

Умереть, живи в невинный

Век, в котором горя нет.

Ты себя в счастливцы прочишь,

А при Грозном жить не хочешь?

Не мечтаешь о чуме

Флорентийской и проказе?

Хочешь ехать в первом классе,

А не в трюме, в полутьме?

Что ни век, то век железный.

Но дымится сад чудесный,

Блещет тучка; обниму

Век мой, рок мой на прощанье.

Время — это испытанье.

Не завидуй никому.

Крепко тесное объятье.

Время — кожа, а не платье.

Глубока его печать.

Словно с пальцев отпечатки,

С нас — его черты и складки,

Приглядевшись, можно взять.

1978

Опорная схема для интерпретации поэтического текста**

  1. Какова, по вашему мнению, главная тема стихотворения?

  2. У стихотворения А. Кушнера нет название? Какое название дали бы вы этому стихотворению? Свой ответ аргументируйте.

  3. Каким настроением проникнуто это стихотворение и почему? Свой ответ аргументируйте.

  4. Лирический герой стихотворения — кто он? Как раскрыт внутренний мир лирического героя? Свой аргумент аргументируйте.

  5. В чем, по вашему мнению, смысл выделенных строк? Свой ответ аргументируйте.

  6. Дайте оценку поэтическому синтаксису.

  7. Каковы основные образы стихотворения. Звук, свет, цвет, слова-доминанты в стихотворении. Свой ответ аргументируйте.

  8. Проанализируйте изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом

в данном стихотворении.

Задание 3

(Максимальный балл за выполнение задания — 35 баллов).

Если бы вы были составителем сборника лучших произведений для подростков и молодежи, какие бы произведения вы туда включили и почему? Напишите вступительную статью к этому сборнику.

infourok.ru

История заданий всероссийской олимпиады школьников по литературе

История заданий всероссийской олимпиады школьников по литературе

В 2017 году всеросс по литературе прошел в Ярославле, там же, где проходил впервые 22 года назад, в 1995 году. Возвращение места проведения туда, где все начиналось – хороший повод обратиться к истории олимпиады, в частности, к тому, как менялись и развивались ее задания.

Главное задание

Олимпиада по литературе среди прочих предметных олимпиад стоит особняком, потому что фактически это единственная олимпиада, одно из основных заданий которой вовсе не предполагает ключей. К примеру, в отличие от эссе по истории и обществознанию, нет условного списка терминов, которые необходимо употребить. В связи с этим, каждая работа неповторима и требует индивидуальной проверки. Поэтому составление таких заданий, к которым возможно найти несколько подходов, выявляющих уровень и глубину ответа – настоящее искусство.

С первых же олимпиад эту роль получил анализ художественного текста малой формы (рассказа и стихотворения). Текст чаще всего относился не к школьной программе, но принадлежал классику. Любимыми писателями у составителей были и остаются Чехов, Бунин, Набоков, Андреев, Олеша и др. Для стихотворений пространство поиска тем более широко: даже у самого подробно изучаемого «школьного» автора Пушкина количество малоизвестных стихотворений велико. Иногда участникам предлагают, напротив, известные, даже входящие в школьную программу, но непростые тексты. Из опыта последних лет вспоминаются «Полководец» Пушкина или «Адмиралтейство» Мандельштама. Такой методический ход предполагает преодоление участником традиционного взгляда на текст, не отменяющее необходимость его изложения, и создание собственной интерпретации. То, что выбор автора и произведения до самого начала тура остается непредсказуем, волнует участников и интригует взрослых. Делаются прогнозы, кого выберут составители на этот раз. Секрет задания по анализу – в его одновременной оригинальности и простоте. Несмотря на кажущееся «неучастие» составителя в создании текста задания на этот тур, сам его выбор – это решение трудной методической задачи. Нужно найти интересное произведение, удачно дифференцирующее участников по уровню литературной подготовки.

В качестве короткого примера такого «олимпиадного» прозаического текста можно привести рассказ И. А. Бунина «Убийца»:

Дом с мезонином в Замоскворечье. Деревянный. Чистые стекла, окрашен хорошей синеватой краской. Перед ним толпа и большой автомобиль, казенный. В растворенные двери подъезда виден на лестнице вверх коврик, серый, с красной дорожкой. И все толпа смотрит туда с восхищением, слышен певучий голос:

– Да, милые, убила! Вдова молодая, богатого купеческого роду… Любила его, говорят, до страсти. А он только на ее достаток льстился, гулял с кем попало. Вот она и пригласила его к себе на прощанье, угощала, вином поила, все повторяла: «Дай мне на тебя наглядеться!» А потом и всадила ему, хмельному, нож в душу…

Открылось окно в мезонине, чья-то рука в белой перчатке дала знак автомобилю. Машина зашумела, народ раздался. И вот она показалась — сперва стройные ноги, потом полы собольей накидки, а потом и вся, во всем своем наряде — плавно, точно к венцу, в церковь, стала спускаться вниз по ступенькам. Бела и дородна, черные глаза и черные брови, голова открыта, причесана гладко, с прямым пробором, в ушах качаются, блещут длинные серьги. Лицо спокойно, ясно, на губах ласковая улыбка — ко всему народу… Вошла в машину, села, за ней вошли власти, человек в ловкой шинели строго и недовольно глянул на любопытных; хлопнула дверца, машина сразу взяла с места…

И все, глядя вслед, с восхищением:

– И-их, покатили, помчали!

1930

В бунинском рассказе прослеживается любопытное фабульное решение: само действие длится всего несколько мгновений, но классические требования к композиции – наличие экспозиции, завязки, кульминации и развязки – все равно соблюдены. Образ героини вырастает из фольклорных мотивов, которые задаются напевным стилевым окрасом первой реплики в рассказе – голоса из толпы. Текст совсем небольшой, но дает пространство для содержательного размышления о том, как он устроен.

Сверхзадача анализа – раскрытие смыслового и стилевого своеобразия произведения через конкретные наблюдения по нему. При этом анализ сам по себе должен представлять связный текст со стройно выдержанной композицией. Работа над ним предполагает сосредоточение литературоведческих знаний, владение теоретическим аппаратом, стилистический вкус в создании собственного текста.

Эволюция олимпиады

В программе заключительного этапа всеросса по литературе три тура. До 2014 года все туры были письменными и делились так: первый – комплексный анализ прозаического текста, второй – сопоставительный анализ двух или нескольких стихотворений. В третьем же туре участники получали задания, посвященные истории и теории литературы: определение автора короткого фрагмента по стилю и памяти, задание на знание биографий, культурного контекста. Развернутых ответов требовали историко-литературный комментарий к небольшому художественному тексту с объяснением непонятных обыкновенному читателю реалий, написание литературоведческой статьи и, наконец, творческое задание. В последнем участник должен проявить себя как стилист, работая в предложенном жанре и решая оригинальную литературную задачу. Например, в 2011 году участники должны были продолжить переписку между двумя писателями: Пушкиным и Вяземским, Григоровичем и Чеховым, Чуковским и Горьким. Другое характерное задание на стилизацию – сочинение диалога между персонажами разных произведений, например, между Штольцем и Базаровым.

С 2014 года распределение туров претерпело изменения: анализ остался только в первом, и участники получили возможность самостоятельно сделать выбор между комплексным анализом прозаического или поэтического текстов. Творческое задание переросло в отдельный, теперь второй по счету тур, увеличилось в объеме и балловом значении. Составители стали подключать возможности медиа при создании творческих заданий. Например, анализ кинофрагмента из экранизации произведения русской литературы или подготовка слайдов для выступления на научной конференции.

Новинкой последних лет стало появление устного тура. Поначалу это было рассуждение на тему высказывания о литературе или литературной проблеме, вполне подразумевающее последующий диалог с членом жюри. В этом году жанр задания устного тура немного изменился и неожиданно приблизился к первому туру. Участникам предложили устно проанализировать стихотворение поэта так называемого «второго ряда» и попытаться объяснить выбор эпохи, к которой оно могло относиться и даже попробовать угадать автора.

Сегодня региональный и заключительный этапы олимпиады схожи между собой, потому что в 2014 году регион по литературе впервые стал проходить не в один день, а в два. Это позволило «срифмовать» эти этапы: задания на них соответствуют друг другу. Пакет первого тура содержит шесть текстов на анализ – по одному стихотворному и прозаическому для каждой параллели, для второго тура создаются оригинальные творческие задания.

Тот плодотворный контакт, который установился между членами жюри и руководителями команд, обмен методическими находками и мнениями, та общность олимпиадного движения, столь характерная для всеросса по литературе, во многом обязаны замечательным по своему разнообразию заданиям, традиционным и в то же время предполагающим поиск новых находок и для составителей, и для учителей, и для школьников.

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

info.olimpiada.ru

Материалы для школьного этапа ВОШ по русской литературе в 5-11 классах. Задания и ответы.

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 2017- 2018 УЧЕБНОМ ГОДУ

9-11 КЛАССЫ

Задание №1

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете

опираться на данные после него вопросы, а можете выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Во время Второй мировой войны фашисты схватили одного из активных деятелей французского Сопротивления. Вначале ему предложили вступить в сговор с тайной полицией. Но схваченный подпольщик с негодованием отверг эту сделку. Тогда от уговоров палачи перешли к пыткам. Невозможно даже вообразить, через что пришлось пройти этому мужественному человеку. Но ни адская боль, ни разрывающий душу страх перед неизбежностью, ни щедрые посулы – ничто не смогло сломить его воли. Пытки стали ещё более жестокими, ещё более изощрёнными, палачам уже хотелось не столько вырвать нужную информацию, сколько победить узника. Мужество подпольщика они воспринимали как бессмысленное упрямство человека, бросившего вызов их не знающему пределов могуществу. Они были твёрдо уверены в том, что сломать можно любого, просто одни терпят день, другие неделю, но рано или поздно перед судьбой даже герои встают на колени.

Как же бесил их этот безумный фанатик! Уже казалось, что ничем невозможно поколебать его твёрдой, как гранит, решимости.

Но однажды его пригласили в кабинет, предложили переодеться в хороший костюм, велели принять душ, побриться, привести себя в порядок. Потом посадили в машину и повезли по цветущему Парижу. Завели в кофейню, угостили его горячим шоколадом. Рядом сидели беспечно смеющиеся люди, о чём-то загадочно шепталась молодая парочка, бабушка кормила внука пирожными, на улице ласково шелестели листвой деревья… Жизнь шла своим чередом. От стриженых газонов пахло свежей травой, и этот удивительный запах уносил измученного пытками человека в даль минувшего, в ту сказочную долину детства, где, словно хрустальные замки в клубах синеватого тумана, слабо дрожат очертания полузабытых детских снов. Его никто ни о чём не спрашивал. А он задавал себе один и тот же вопрос: зачем я умираю? Ну вот я умру, умру в страшных мучениях ради этих людей, которые даже не знают о моём существовании, ради этого перепачканного кремом ребёнка, ради этой темноволосой девушки, которая не сводит глаз со своего парня… Какое им дело до меня, до моих переломанных костей, до моих страданий, до моей жизни?.. Так неужели я обязан мучиться ради тех, кому моя жертва не нужна?

В камеру его нарочно везли по самым красивым улицам, жизнь стучала в стёкла машины, звала его остаться…И тогда он произнёс: «Ладно». Сказал тихо. Но его услышали. Сказал только одно слово. Но его поняли…

Через месяц его выпустили…Раньше было нельзя, чтобы не вызвать подозрений у соратников по подполью. Он пришёл в то же самое кафе… Но там не было ни бабушки с её внуком, ни той влюблённой парочки… И почему-то на улице не шелестели деревья и не пахло травой. Было тихо, было неестественно тихо, и это была даже не тишина притомившейся жизни, а неподвижное безмолвие могилы. Он сыпал в кофе сахар, одну ложку, вторую, третью…Но кофе всё равно был горький, как будто его сварили из полыни.

Вопросы:

1) Почему и при каких обстоятельствах человек становится предателем и что он при этом чувствует?

2)Почему человек совершает предательство и каковы нравственные последствия этого поступка?

3) Какого человека можно назвать настоящим героем? (Почему человек совершает героические поступки?)

(По А.Авдееву)

Критерии оценки аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения. Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использовании фонового материала из области культуры и литературы. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Задание № 2.

Творческое задание

Это задание должно выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчётов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» — «прогулки». Так, например, у К.Н. Батюшкова мы найдём прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи, заметки на своей странице в социальных сетях. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных ниже фрагментов стихотворений. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. Брожу ли я вдоль улиц шумных… А.С.Пушкин

  1. …Посмотри в окно Осень, в жёлтых листьях, в нежной позолоте,

Медленно колдует. Что нам суждено?

К. Бальмонт

Комментарии и критерии оценивания творческого задания

Выполнение этого задания позволяет учащимся проявить творческую фантазию, без которой невозможно представить полноценного читателя. Но не менее важно умение учитывать особенности речевых жанров (наличие адресата, если избирается форма письма), умение выдержать единство тона, эмоционального строя в описании, его соответствие выбранному эпиграфу.

Критерии:

1.Разнообразие деталей и достаточная степень проработанности описываемого ландшафта, значимость попутных наблюдений, умение включить в описание характерные подробности городского пейзажа (или картины природы).

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

2.Соответствие описания избранной жанровой форме письма, дневниковой записи, заметке в блоге или на странице в социальных сетях.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0-3-7-10

3.Соответствие эмоционального строя созданного текста тональности эпиграфа. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-2-4-5

4. Речевая грамотность. Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0-3-4-5

Итого: максимальный балл 30.

Критерии

1

2

3

4

5

Задание 1

Критерии

1

2

3

4

Задание 2

Итого по 2 заданиям:

multiurok.ru

Задания Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе


Задания

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

(2010/2011 учебный год)
В олимпиаде участвуют учащиеся 7-11 классов всех типов общеобразовательных учреждений республики.

Основными целями и задачами олимпиады являются пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных обществ учащихся, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации.

Олимпиада также ставит своими целями выявить широту литературного кругозора наиболее одаренных учащихся и глубину их литературоведческих знаний, навыки филологического анализа и индивидуальной интерпретации художественного текста, творческие способности старшеклассников.

^

— для учащихся 9 – 11 классов – 4 часа
Критерии оценки и краткие ответы прилагаются к заданиям каждого класса.

Оргкомитет.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе (2010/2011 учебный год)

7 класс

1. По данному отрывку (по начальным строкам текста) определите автора и его произведение.

1.Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

2. «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина…. На площади ни души»….

3. «В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.

Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые».
2. Природа в лирике русских поэтов изображалась неотъемлемой частью души человека, глубоким и искренним переживанием, связывающим его с землей, с «малым домом» родного края, с Отчизной.

Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов.


1. Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.


1. А.С. Пушкин.

2. Унылая пора! Очей очарованье!

Прията мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…


2. В.А. Жуковский

3.Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром


3. И.А. Бунин

4.Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной


4. С.А. Есенин

3. Какой троп (слово или выражение, использованное в переносном его значении, смысле) использует С.А. Есенин в четверостишии? Дайте определение этого тропа.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.
4. Перед вами пейзажный отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество» (гл. «Поездка на долгих»). ^

«До ближайшей деревни оставалось верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул…. Василий приподнимается с козел и поднимет верх брички…, лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваются к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу…».
^
6.Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Сказка». (Дайте определение, какие бывают сказки, кого из писателей-сказочников вы знаете).
7.Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла, содержания) лирического произведения.

(Какое настроение вызывает это стихотворение? Какими способами поэт создает это настроение? Какие языковые средства для этого использует (звуки, слова, построение предложений)?
А.А. Фет

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.
Ветер спит и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.
^

«В школе»,

«В библиотеке»,

«На дискотеке»,

«В походе»,

«В каникулы»,

«На олимпиаде»

^

по русской литературе (2010/2011 учебный год)

8 класс

1. По данному отрывку (по начальным строкам текста) определите автора и его произведение.

1.Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве

Жил-был славный царь Додон.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело…

2.«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней».

3. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
2. Природа в лирике русских поэтов изображалась неотъемлемой частью души человека, глубоким и искренним переживанием, связывающим его с землей, с «малым домом» родного края, с Отчизной.

Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов.


1.Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе влечет.


1. Ф.И. Тютчев

2.Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…


2. С.А. Есенин

3. Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.


3. А.С. Пушкин

4.Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…


4. А.С. Пушкин

^ (слово или выражение, использованное в переносном его значении, смысле) использует С.А. Есенин в четверостишии? Дайте определение этого тропа.

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.
4. Перед вами пейзажный отрывок из повести Л.Н. Толстого «Отрочество» (гл. «Поездка на долгих»). ^

«До ближайшей деревни оставалось верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул…. Василий приподнимается с козел и поднимет верх брички…, лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваются к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы летят через дорогу…».
^

О чем говорили за Крылова его звери, кого он показывал под видом этих зверей?

Назовите известные вам басни И.А. Крылова.
6. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Басня».
7. Интерпретация (истолкование, раскрытие смысла, содержания) лирического произведения

(Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие образы и картины вам представились? Какие краски, звуки, запахи вы почувствовали в этом стихотворении?)
И.А. Бунин

Ландыш

В голых рощах веял холод…

Ты светился меж сухих,

Мертвых листьев… Я был молод,

Я слагал свой первый стих-
И навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой.
^

«В школе»,

«В библиотеке»,

«На дискотеке»,

«В походе»,

«В каникулы»,

«На олимпиаде»

^

по русской литературе (2010/2011 учебный год)

9 класс

1. По данному отрывку (по начальным строкам текста) назовите автора и его произведение

1. «В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал».

2.Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куря,

Был монастырь…

3. «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг…. В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось…, он отвел от глаз бинокль, нагнулся и … апчхи!!! Чихнул, как видите».
2. Природа в лирике русских поэтов изображалась неотъемлемой частью души человека, глубоким и искренним переживанием, связывающим его с землей, с «малым домом» родного края, с Отчизной.

Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов.


1.Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…

Грустную думу наводит она.


1.А.С. Пушкин.

2.Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу…


2.М.Ю. Лермонтов.

3.Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.


3.Н.А. Некрасов

4.Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…


4.А.Н. Майков

^

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, согнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел…

1925 г.

4.Какое настроение вызывает у вас стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»? При помощи каких художественных средств создается это настроение? Как в стихотворении проявляется образ автора?

^

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
5.Вспомните эпиграф, предпосланный А.С. Пушкиным всей повести «Капитанская дочка». Объясните его смысл.
6.В каких произведениях древнерусской литературы содержится указание на их жанр?
7.Друзьям А.С. Пушкина очень хотелось иметь его портрет. С.А. Соболевский попросил известного художника В.А. Тропинина написать портрет поэта – домашний, обыкновенный, в халате, с перстнем на большом пальце. Тропинин написал такой домашний портрет Пушкина. Друг А.С. Пушкина А.А. Дельвиг настоял на том, чтобы другой знаменитый художник, О.А. Кипренский, написал второй его портрет. Так в один год было написано два прекрасных портрета Пушкина.

О каком портрете А.С. Пушкин говорил:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.
8.Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Рассказ».
^

Каким настроением проникнуто стихотворение? Какими художественными средствами пользуется поэт для изображения грозы?
Ф.И. Тютчев

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахохлилась земля.
Ветра теплые порывы,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.
Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся сметенная земля.

1849
8. Напишите миниатюру (10-15 предложений) на одну из предложенных тем:

«В школе»,

«В библиотеке»,

«На дискотеке»,

«В походе»,

«В каникулы»,

«На олимпиаде»

^

по русской литературе (2010/2011 учебный год)

10 класс

1. По данному отрывку (по начальным строкам текста) назовите автора и его произведение

1.На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

2.Я к вам пишу случайно; право,

Не знаю, как и для чего.

Я потерял уж это право;

И что скажу вам? – ничего!

Что помню вас? – но, боже правый,

Вы это знаете давно;

И вам, конечно, все равно.

3. «Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.

Это произошло так. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда, — ещё издали, на пороге дома, — свою жену Мери…»
2. Природа в лирике русских поэтов изображалась неотъемлемой частью души человека, глубоким и искренним переживанием, связывающим его с землей, с «малым домом» родного края, с Отчизной.

Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов


1.В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь…


1.И.А. Бунин.

2.Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком….


2.А.С. Пушкин.

3.Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В овраге сыростью грибной.


3.Н.А. Заболоцкий

4.Когда минует день и освещение

Природа выбирает не сама,

Осенних рощ большие помещенья

Стоят на воздухе, как чистые дома.

В них ястребы живут, вороны в них ночуют

И облака вверху, как призраки, кочуют.


4.С.А. Есенин

^
Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа…

(А.С. Пушкин)
И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый.

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

(М.Ю. Лермонтов)
^


«Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели: не слышно было ни веселых песен, ни смеха, ни звонких голосов по берегам: лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птица не защебечет на дереве; только галки и вороны наводили уныние на душу…»

^


«Я остановился…. Мне стало грустно, сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы. Высоко нодо мной, тяжело и резко рассекая воздух крыльями, пролетел осторожный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и, отрывисто каркая, скрылся за лесом; большое стадо голубей резко пронеслось с гумна и, внезапно закружившись столбом, хлопотливо расселось по полю – признак осени.

^

5.В чем заключается смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза»?

6.Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Драма».
7.В начале 19 века среди слушателей Московского университета встречались совсем молодые люди, но одиннадцатилетний студент даже и те времена был редким исключением. За шесть с половиной лет он прошел курс 3 факультетов. Впоследствии он стал известным русским писателем. Кто это?
^
9.Интерпретация (истолкование) лирического произведения.

Каким настроением проникнуто стихотворение? О чем думает и что чувствует лирический герой? Каков смысл открытого финала стихотворения?
А.С. Пушкин

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,

По дороге в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой.
Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?

1833 г.

^

«В школе»,

«В библиотеке»,

«На дискотеке»,

«В походе»,

«В каникулы»,

«На олимпиаде»

^

по русской литературе (2010/2011 учебный год)

11 класс

1. По данному отрывку (по начальным строкам текста) назовите автора и его произведение

1.Не мысля гордый свет забавить,

Вниманье дружбы возлюбя,

Хотел бы я тебе представить

Залог достойнее тебя,

Достойнее души прекрасной,

Святой исполненной мечты,

Поэзии живой и ясной,

Высоких дум и простоты.

2. «Мне как-то раз случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге; тут же стоял батальон пехоты; офицеры собирались друг у друга поочередно, по вечерам играли в карты».

3. «Когда в губернском городе С. приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства».
2. Природа в лирике русских поэтов изображалась неотъемлемой частью души человека, глубоким и искренним переживанием, связывающим его с землей, с «малым домом» родного края, с Отчизной.

Соотнесите стихотворные отрывки с именами их авторов


1.Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест…


1.А.С. Пушкин

2.Опять осенний блеск денницы

Дрожит обманчивым огнем,

И уговор заводят птицы

Умчаться стаей за теплом.


2.С.А. Есенин.

3….Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.


3.Ф.И. Тютчев

4.Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг её подков.


4.А.А. Фет.

3. .Назовите троп, выделенный в стихотворных отрывках. Кого подразумевают поэты в том и другом случае?
Хотя мы знаем, что Евгений

Издавна чтенье разлюбил,

Однако ж несколько творений

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа…

(А.С. Пушкин)
И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый.

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

(М.Ю. Лермонтов)
^


«Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели: не слышно было ни веселых песен, ни смеха, ни звонких голосов по берегам: лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птица не защебечет на дереве; только галки и вороны наводили уныние на душу…»

^


«Я остановился…. Мне стало грустно, сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы. Высоко нодо мной, тяжело и резко рассекая воздух крыльями, пролетел осторожный ворон, повернул голову, посмотрел на меня сбоку, взмыл и, отрывисто каркая, скрылся за лесом; большое стадо голубей резко пронеслось с гумна и, внезапно закружившись столбом, хлопотливо расселось по полю – признак осени.

^

5.В русской литературе «золотым веком» принято называть период, освещенный гением А.С. Пушкина. Личность и художественные находки великого поэта по-разному, но отразились в исканиях поэтов «пушкинской плеяды» (К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, П.А. Вяземский, А.И. Одоевский, Н.М. Языков, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, Д.В. Давыдов).

А каковы особенности «серебряного века» русской поэзии?
^

В каком году и кому из русских писателей была впервые присуждена Нобелевская премия?
^
8. Напишите статью в словарь литературоведческих терминов «Лирика».
^

В кинофильме «Служебный роман» прозвучала песня А. Петрова на стихи Н.А. Заболоцкого «Облетают последние маки…».

О чем эта песня (стихотворение)? Почему Н.А. Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? Что позволило композитору положить стихи на музыку?
Облетают последние маки,

Журавли улетают, трубя,

И природа в болезненном мраке

Не похожа сама на себя.
По пустынной и голой аллее,

Шелестя облетевшей листвой,

Отчего ты, себя не жалея,

С непокрытой бредешь головой?
Жизнь растений теперь затаилась

В этих странных обрубках ветвей.

Ну а что же с тобой приключилось,

Что с душой приключилось твоей?
Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу свою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?
Пусть непрочны домашние стены,

Пусть дорога уходит во тьму, —

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому.

(1952 год)

10. Напишите миниатюру (10-15 предложений) на одну из предложенных тем:

«В школе»,

«В библиотеке»,

«На дискотеке»,

«В походе»,

«В каникулы»,

«На олимпиаде»

top-bal.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *