Цыбулько егэ 2018 русский ответы – ЕГЭ 2018, Русский язык, Типовые экзаменационные варианты, 36 вариантов, Цыбулько И.П.

Цыбулько Вариант 33 ЕГЭ-2018-русский.

Вариант 33. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1)Проанализировав звуковые особенности криков испуганного человека, учёные заметили, что за секунду частота звуков увеличивается на 30-150 герц, в то время как в обычной речи — не более чем на 5 герц. (2)Исследование человеческого мозга выявило, что у человека, слышащего чей-либо крик, частотные звуковые скачки повышают активность миндалевидного тела (амигдалы), которое часто называют центром страха. (3) учёные сделали вывод о том, что в нашем мозгу есть специальный нейронный канал, нейронная система, настроенная на восприятие именно таких звуков, сигнализирующих о том, что кто-то из нашего вида чего-либо очень сильно испугался и, возможно, находится в опасности.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) О том, что кто-то находится в опасности, человеку сигнализирует обнаруженная учёными в человеческом мозгу нейронная система, настроенная на восприятие криков испуганного человека, при которых возникают частотные звуковые скачки.

2) Исследование человеческого мозга выявило, что, если кто-то из представителей нашего вида чего-то очень сильно испугался и, возможно, находится в опасности, он начинает кричать, привлекая тем самым внимание окружающих.

3) Учёные обнаружили в мозгу человека нейронную систему, которая воспринимает возникающие при крике испуганного человека частотные звуковые скачки и сигнализирует о том, что кому-то грозит опасность.

4) Согласно мнению учёных, крик испуганного человека отличается от звуков обычной речи тем, что за секунду его частота увеличивается не на привычные для человеческого уха 5 герц, а на 30-150 герц.

5) Учёные пришли к выводу о том, что, когда человек пугается чего-либо и кричит, частотные скачки свыше 150 герц, возникающие при крике, повышают у него активность миндалевидного тела (амигдалы), которое часто называют центром страха.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

В результате

Однако

Ведь

Во-вторых,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КАНАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КАНАЛ, -а; м.

1) Искусственное русло, наполненное водой. Судоходный, оросительный, обводнительный, осушительный к.

2) Узкое длинное полое пространство внутри чего-н. (спец.). К. ствола артиллерийского орудия. Маслопроводящий к.

3) Путь прохождения каких-л. сигналов к приборам и т.п. Передача идёт одновременно по двум телевизионным каналам.

4) Орган или совокупность органов, через которые проходят те или иные вещества, сигналы (в организме человека, животного). Пищеварительный к.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

навралА

кровотОчащий

отзЫв (дела из суда)

прибЫв

освЕдомиться

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

СРАВНИМОЕ изучение различных языков мира является значительным достижением языкознания.

На конкурсе чтецов десятиклассник выступил с ОТРЫВКОМ из поэмы А. С. Пушкина.

Музыкант и педагог Далькроз известен также как изобретатель РИТМИЧЕСКОЙ гимнастики.

КОРНЕВЫЕ системы некоторых растений довольно сложные.

Избиратели обратились за помощью к депутату, человеку мудрому, ДИПЛОМАТИЧНОМУ.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пара САНДАЛИЙ

ПЯТЬЮСТАМИ дисками

квалифицированные РЕДАКТОРЫ

ПРИДЁТ вовремя

поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Многие из тех, кто верно служил английскому королю, получили земельные владения в разных областях страны.

2) Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия Солнца.

3) Все, кто видел море лунными южными вечерами, часто вспоминает о нём.

4) По прошествии многих лет мне вспомнились слова Ф. М. Достоевского о том, что высшая и самая характерная черта российского народа — это чувство справедливости.

5) Когда человек надевает защитный костюм, воздух не проникает внутрь и не контактирует с кожей благодаря наличия изолирующих средств.

6) В мае громко поют птицы и ярко светило солнце.

7) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на самостоятельный ремонт машины.

8) В древнерусском языке слово «дом», обозначавшее и хозяйство, и семью, было очень важным.

9) Говорят, он любил стихи и не раз, стоя на вахте, читал вслух Байрона.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ж..стяная (банка)

обл..котиться

прив..легия

прод..лжение (дороги)

уд..вительный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

ра..бросать, и..ход

по..держал, о..далил

с..гласие, поз..вчера

пр..помнить, пр..зыв

пр..образил (картину), пр..пух

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

неуживч..вый

спрыг..вать

перекле..вать

угодл..вый

груш..вый

11.  Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

перекормл..нный

дыш..шь

сфотографиру..шься

атаку..мый

предвид..вший

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.

После ремонта комната ещё (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.

(НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.

(НЕ)СОВСЕМ обычная обстановка мешала сосредоточиться.

Когда смотришь на памятник М. Ю. Лермонтову, (НЕ)ВОЛЬНО складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться: от права выбора или от ответственности за исход экспедиции — и (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?

(НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.

Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.

Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В состав фразеологизма могут входить слова как в прямом так и в переносном значении.

2) Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.

3) Всю ночь крупный дождь лил ручьями и один за другим раздавались удары грома.

4) Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.

5) И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Созданный А. А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют читателя.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в доме Пшеницыной на Выборгской стороне.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

«Поделись праздником со всеми!» — таков ведущий лейтмотив фотовыставки «Россия — Родина моя».

 Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26

 (1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском городе. (2)Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных городов России. (4)И пахло в нём так же: гарью, трупами, пылью. (5)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (6)Над городом мрачно стоял купол пожара. (7)Он слабел, опускался к домам, проваливался в улицы и переулки, дробился на усталые кострища. (8)Но раздавался долгий, глухой взрыв, купол подбрасывало в тёмное небо, и всё вокруг озарялось тяжёлым багровым светом. (9)Листья с деревьев срывало, кружило жаром вверху, и там они истлевали.

(10)На горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в высоте самолёты, неровно вычерчивали линию фронта немецкие ракеты за городом, искрами осыпаясь из темноты в бушующий огненный котёл, где корчилось в последних судорогах человеческое прибежище.

(11)Мне чудилось: я один в этом догорающем городе и ничего живого не осталось на земле. (12)Это ощущение постоянно бывает в ночи, но особенно гнетуще оно при виде разора и смерти. (13)Но я-то узнал, что совсем неподалёку — только перескочить через зелёную изгородь, обжаленную огнём, — в пустой избе спят наши расчёты, и это немного меня успокаивало.

(14)Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (15)Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (16)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (17)И только пожары укрыть не смогла.

(18)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, разлились звуки органа. (19)От дома этого при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (20)Неловко мне было за себя, за людей, под укоряющими взглядами святых, и ночью нет-нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.

(21)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган. (22)Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (23)Глупый был. (24)Малый был. (25)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (26)И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было вовсе и не страшно, жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи…

(27)Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской жалости. (28)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских — бедность и святость, — всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто унижению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною, звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.

(29)Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (30)Музыка властвовала над оцепенелыми развалинами, та самая музыка, какую, словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

(По В. П. Астафьеву)

21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Первым иностранным городом, который впервые увидел рассказчик, оказался польский город, такой же разрушенный в годы войны, как и города России.

2) После того как советские войска заняли польский город, казалось полностью вымерший, в нём стали появляться люди.

3) Выполняя задание командования, рассказчик пытался перескочить через зелёную изгородь, чтобы попасть в избы, где располагались советские расчёты, но был остановлен артиллерийским огнём.

4) Слушая звуки органа, звучавшего из соседнего дома, рассказчик не почувствовал того же восторга и той жалости, которые он испытал в детстве от звуков скрипки.

5) Горло рассказчика, в детстве занимавшегося музыкой и пугавшегося всего, что с ней связано, сдавили воспоминания.

22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4-7 содержится описание.

2) Предложение 8 противопоставлено по содержанию предложению 9.

3) В предложениях 14-15 представлено повествование.

4) В предложениях 18-19 представлено рассуждение.

5) Предложение 26 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 25.

23. Из предложений 8-10 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «В отрывке, завершающем рассказ «Далёкая и близкая сказка», В. П. Астафьев очень точно воспроизводит атмосферу войны. В этом ему помогают лексическое средство — (А)____ («нудили» в предложении 10, «разора» в предложении 12) и троп — (Б)____ («усталые кострища» в предложении 7, «адовым огнём» в предложении 28). Приёмы: (В)____ (предложения 23 и 24) и (Г)____ (предложения 28—30) — помогают передать чувства рассказчика».

Список терминов:

1) анафора

2) градация

3) эпитет

4) фразеологизмы

5) метонимия

6) книжная лексика

7) антитеза

8) синтаксический параллелизм

9) просторечные слова

26. Напишите сочинение.

Вариант 33

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

13 или 31

13

чтобывовремя 

2

врезультате

14

13 или 31

3

4

15

12 или 21

4

кровоточащий

16

24 или 42

5

сравнительное

17

1234 или любая комбинация этих цифр

6

болеечестно 

18

2

7

26735

19

1234 или любая комбинация этих цифр

8

привилегия

20

ведущий

9

припомнитьпризыв 

21

35 или 53

10

грушевый

22

135 или любая комбинация этих цифр

11

дышишь

23

тоидело

12

невольно

24

4

 

25

9381

Проблема

1. Проблема влияния музыки на людей. (Какое влияние музыка оказывает на людей?)

2. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?)

Авторская позиция

1. Музыка способна вызвать в человеке чувство печали и восторга, развернуть его душу.

2. В разном возрасте и в различных ситуациях люди воспринимают музыку по-разному. Слушая музыку, человек начинает с особой остротой ощущать то, что его тревожит или, наоборот, радует.

5


multiurok.ru

Цыбулько Вариант 24 ЕГЭ-2018-русский.

Вариант 24. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Поляризация — хорошо известное свойство электромагнитных колебаний размещаться в одной определённой плоскости. (2)Когда вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о линейной поляризации, вектор вращается по окружности — о поляризации круговой. (3)Вращение может происходить по часовой стрелке либо против часовой стрелки — соответственно, различаются право- и левополяризованные лучи.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Говоря об ориентации и вращении вектора электромагнитного поля, различают поляризацию линейную и круговую, право- и левополяризованные лучи.

2) Когда вращение происходит по часовой стрелке, говорят о правополяризованных лучах, когда вращение происходит против часовой стрелки — о левополяризованных лучах.

3) Вектор электрического поля волны может находиться всё время в одной плоскости, а может вращаться по окружности, следовательно, различают линейную и круговую поляризации.

4) В зависимости от ориентациии электромагнитного поля поляризация может быть линейной и круговой, в зависимости от направления вращения вектора электрического поля лучи бывают право- и левополяризованными.

5) Если вектор электрического поля волны находится всё время в одной плоскости, то говорят о правополяризованных лучах.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

поэтому,

кроме того,

например,

если же

зато

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОЛЕ, -я, ср.

1) Безлесная равнина, пространство. Гулять по полю.

2) Обрабатываемая под посев земля, участок земли. Ржаное п.

3) Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-н. Футбольное, хоккейное п. Лётное п.

4) Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец.). Геологи летом в поле.

5) Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-н. сил (спец.). Силовое п. П. тяготения.

6) перен., чего или для чего. Область деятельности, поприще. Обширное п. деятельности.

7) Основной цвет, фон под узором. Жёлтые цветы по голубому полю.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

недУг

низвЕденный

ободрИшься

отдалА

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Виновник случившегося отвернулся, пряча свой ПУГЛИВЫЙ взгляд.

Одетый в новый костюм, с бабочкой на шее, Олег имел ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ вид.

После НЕУДАЧНОЙ попытки взять высоту спортсмен очень расстроился.

Сотрудникам предприятия предоставляется ГАРАНТИЙНЫЙ отпуск.

Город выглядел так же таинственно и сурово, как декорации РОМАНТИЧЕСКОЙ трагедии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками

пусть ПОПРОБОВАЕТ

из белого ТЮЛЯ

нет спелых АБРИКОСОВ

ЖЁСТЧЕ дерева

7.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Капри расположено в Тирренском море — самой тёплой части Средиземного моря, поэтому климат этого острова считается полезным для здоровья человека.

2) Алёхин, войдя в гостиную, воскликнул, что он очень рад всех нас видеть.

3) В журнале «Этнографическом обозрении» Д. Н. Ушаков опубликовал статьи о поверьях русских крестьян.

4) И. С. Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

5) Пьеса «Чайка» принесла А. П. Чехову много неприятностей: её первое представление в Александринском театре провалилось и запоминалось публике надолго.

6) Страницу паспорта, содержащую закодированные сведения о его владельце, заполняют методом лазерного гравирования.

7) Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца XV века, является графика.

8) Все, кто вспоминал А. П. Чехова, отмечали его интеллигентность.

9) Вспоминая о том, как создавался роман «Анна Каренина», Л. Н. Толстой говорил, что главной в произведении для него была «мысль семейная».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ур..ган

просл..влял

возр..ждение

дов..рять

погл..тить

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

по..скочил, о..бросил

пр..вратил, пр..высил (скорость)

и..брать, ра..пугать

н..право, п..днимать

пр..берёг, пр..одолел

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

капризн..чать

неулыбч..вый

сирен..вый

угодл..вый

подмарг..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

получ..нный

знач..мый

подозрева..мый

помо..шь (руки)

обогрева..мый

12.  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надеяться на чудо нам (НЕ)ПРИХОДИЛОСЬ, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнованиям.

Эта задача так и (НЕ)РЕШЕНА учениками.

(НЕ)ЯРКОЕ, а бледноватое и какое-то спокойное пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

А кругом на полях (НЕ)ПРОБУДНАЯ тишь.

С утра до утра шёл (НЕ)ПЕРЕСТАВАЯ мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

(В)ВИДУ сложности предстоящего маршрута было решено (ВСЁ)ТАКИ не включать подростков в состав туристической группы.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Было прохладно и берёзовые почки источали горькую сладость.

4) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

5) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите дифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Среди поэтов Серебряного века А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Однажды весной с моим дедом, старым соловецким охотником, случился необыкновенный случай.

Прочитайте текст и выполните задания 21 – 26

(1)Шёл я однажды из госпиталя в свою часть и увидел ветряную мельницу при дороге. (2)В стороне от мельницы было ещё недавно какое-то великое село, но оно погорело, и ничего там более нету. (3)На мельнице три крыла целые, а остальные повреждены. (4)Ну, я гляжу, мельница тихо кружится по воздуху. (5)Неужели, думаю, там помол идёт? (6)Мне веселее стало на сердце, что люди опять зерно на хлеб мелют и война ушла от них.

(7)Подле мельницы я увидел ещё, как крестьянин пашет землю под озимь. (8)Крестьянин был малорослый и шёл за плугом натужливо, как неумелый или непривычный. (9)Тут я заметил, что впереди плуга не было лошади, а плуг шёл вперёд и пахал, имея направление на мельницу. (10)Я тогда подошёл к пахарю ближе и увидел, что к плугу спереди упряжены две верёвки, а далее они свиты в одно целое, и та цельная верёвка уходила по земле в помещение мельницы. (11)Эта верёвка давала плугу натяжение и тихим ходом волокла его. (12)А за плугом шёл малый, лет не более пятнадцати, и держал плуг за рукоятку одной своей правой рукой, а левая рука у него висела свободно, как сухорукая.

(13)Я подошёл к пахарю и спросил у него, чей он сам и где проживает. (14)Пахарю и правда шёл шестнадцатый год, и он был сухорукий. (15)Мельница находилась близко от пахоты — саженей в двадцать всего, а далее пахать не хватало надёжной верёвки.

(16)От своего интереса я пошёл на мельницу и узнал весь способ запашки. (17)Дело было простое и правильное. (18)Внутри мельницы другой конец той рабочей верёвки наматывался на вал, что крутил мельничный верхний жёрнов. (19)Теперь жёрнов был поднят над нижним лежачим камнем и гудел вхолостую. (20)А верёвка накручивалась на вал и тянула пахотный плужок. (21)Тут же по верхнему жёрнову неугомонно ходил навстречу кругу другой человек, он сматывал верёвку обратно и бросал её наземь, а на валу он оставлял три либо четыре кольца верёвки, чтобы шло натяжение плуга.

(22)Малый на мельнице тоже был молодой, но на вид истощалый и немощный.

(23)Я опять направился наружу. (24)Скоро плуг подошёл близко к мельнице, и сухорукий малый сделал отцепку, и пряжка уползла в мельницу, а плужок остановился в почве.

(25)Отощалый малый вышел с мельницы и поволок из неё за собой другой конец верёвки. (26)Потом вместе с пахарем они вдвоём поворотили плуг и покатили его обратно в дальний край пашни, чтоб упрячь там плуг снова и начать свежую борозду. (27)Я им тут помог. (28)Сам взялся за плуг и пошёл в пахоте, а сухорукий следовал за мной и отдыхал.

(29)Они, оказывается, мягчили почву под огород на будущее лето. (30)Немцы угнали из их села всех годных людей, а на месте оставили только нерабочие души: малолетних детей и изнемогших от возраста стариков и старух. (31)Сухорукого немцы не взяли по его инвалидности, а того малого, что на мельнице, оставили помирать как чахоточного. (32)Прежде тот чахоточным не был, он заморился здесь на немецких военных работах; там он сильно остудился, работал некормленым, терпел поругание и начал с тех пор чахнуть.

— (33)Нас тут двое работников во всём нашем погорелом селе, — сказал мне сухорукий. — (34)Мы одни и можем ещё терпеть работу, а у других силы нету — они маленькие дети. (35)А старым каждому по семьдесят лет и поболее. (36)Вот мы и делаем вдвоём запашку на всех, мы здесь посеем огородные культуры.

— (37)А сколько ж у вас всего-то душ едоков? — спросил я у сухорукого парня.

— (38)Всего-то немного: сорок три души осталось, — сообщил мне сухорукий. — (39)Нам бы только до лета дожить… (40)Но мы доживём: нам зерновую ссуду дали. (41)Как закончим пашню, так тележку на шариковых подшипниках начнём делать: легче будет, а то силы мало — у меня одна рука, у того грудь болит… (42)Нам зерно надо с базы возить — от нас тридцать два километра.

— (43)А лошадей или скотины неужели ни одной головы не осталось? — спросил я тут у сухорукого.

— (44)Не осталось. (45)Скотину немцы поели, лошади пали на работе, а последних пятерых коней и племенного жеребца они с собой угнали.

— (46)Проживёте теперь? — я у него спросил.

— (47)Отдышимся, — ответил мне сухорукий. — (48)У нас желание есть: видишь — пашем вот вдвоём да ветер нам на помощь, а то бы в один лемех впрягать надо душ десять — пятнадцать, а где их взять! (49)Кой-кто от немцев с дороги сбежит — запашку с весны большую начнём, детишки расти будут… (50)Старики вот только у нас дюже ветхие, силы у них ушли, а думать они могут…

— (51)А это кто ж вам придумал такую пахоту? — спросил я.

— (52)Дед у нас один есть, Кондрат Ефимович, он говорит — всю вселенную знает. (53)Он нам сказал — как надо, а мы сделали. (54)С ним не помрёшь. (55)Он у нас теперь председатель, а я у него заместитель.

(56)Однако мне, как солдату, некогда было далее на месте оставаться.

(57)И жалко мне было сразу разлучаться с этим сухоруким пахарем.

(58)Я поцеловал его на прощание, чувствуя братство нашего народа: он был хлебопашец, а я солдат. (59)Он кормит мир, а я берегу его от врага. (60)Мы с пахарем живём одним делом.

(По А. П. Платонову)

 21. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пахарем, которого встретил рассказчик, был пятнадцатилетний сухорукий крестьянин, оставленный немцами в селе из-за своей инвалидности.

2) Немцы угнали из села всех взрослых людей, за исключением маленьких детей и больных чахоткой.

3) Дед Кондрат Ефимович придумал, как при помощи верёвки, привязанной к мельничному валу, тянуть пахотный плуг.

4) Там, где не хватало верёвки, пахарь запрягал в плуг единственного в селе племенного жеребца.

5) Единственное, на что рассчитывали пахарь и его напарник на мельнице, — это прокормить себя.

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 8, 12 и 22 содержится описание.

2) Предложения 18-21 объясняют содержание предложений 16, 17.

3) Предложения 23, 24 содержат рассуждение.

4) В предложениях 25-28 содержится повествование.

5) В предложениях 48-49 представлено описание.

23. Из предложений 47-50 выпишите антонимы (антонимическую пару).

24. Среди предложений 1-6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущими при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Герой текста А. П. Платонова «Ветер-хлебопашец» поражается встретившимся ему жителям села. Лучше узнать об их жизни помогает особая форма речи — (А)___ (предложения 33—55). Речи юного пахаря свойственна непринуждённость и в то же время серьёзность, что достигается за счёт использования таких лексических средств, как (Б)___ («погорелом» в предложении 33, «нету» в предложении 34, «не помрёшь» в предложении 54) и (В)___ («культуры» в предложении 36, «на шариковых подшипниках» в предложении 41). Описывая столь необычного пахаря, автор использует синтаксическое средство — (Г)____ («как неумелый или непривычный» в предложении 8, «как сухорукая» в предложении 12)».

Список терминов:

1) метафора

2) диалог

3) противопоставление

4) фразеологизмы

5) разговорные и просторечные слова

6) сравнительный оборот

7) риторическое обращение

8) градация

9) специальная лексика

Вариант 24

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

14 или 41

13

чтобызато 

2

еслиже

14

23 или 32

3

5

15

23 или 32

4

низведённый

16

123 или любая комбинация этих цифр

5

гарантированный

17

12 или 21

6

попробует

18

2

7

75314

19

1234 или любая комбинация этих цифр

8

ураган

20

произошёл

9

превратилпревысил 

21

245 или любая комбинация этих цифр

10

сиреневый

22

35 или 53

11

значимый

23

детишкистарики 

12

непробудная

24

234 или любая комбинация этих цифр

 

25

2596

Проблема

1. Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. (Как люди выживали в годы войны?)

2. Проблема проявления заботы о ближних в годы войны. (Возможно ли проявление заботы о ближних в годы войны?)

Авторская позиция

1. В тяжёлые годы войны люди проявляли изобретательность, находили различные способы преодолеть трудности и выжить, даже оказавшись в, казалось бы, самом отчаянном положении. Так, герои текста придумали, как можно пахать, не имея лошадей, чтобы прокормить себя и других.

2. Человек способен проявить заботу о ближних даже в годы войны, когда тяжёлые жизненные условия лишают человека физических сил и возможностей: человек с добрым сердцем найдёт возможность справиться с трудностями.

6


multiurok.ru

Цыбулько Вариант 34 ЕГЭ-2018-русский

Вариант 34. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 3

(1)Хотя глаза у всех людей устроены одинаково, зрительное восприятие цветовых оттенков может заметно различаться, в частности, потому, что в памяти человека откладывается какой-то основной цвет, который заменяет собой все его оттенки. (2)Ещё один фактор цветокоррекции — культурно- языковые особенности: считается, что если в языке есть обозначение для какого-нибудь цвета, то человек будет различать его среди других. (3) как недавно выяснили учёные, восприятие цвета зависит от времени года: зимой слабеет освещённость и цветовая насыщенность того, что мы видим вокруг, и корректировка цветового баланса, или цветокоррекции, вероятно, играет компенсаторную роль.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Как недавно выяснили учёные, поскольку в памяти человека откладывается какой-то основной цвет, заменяющий все его оттенки, корректировка цветового баланса играет компенсаторную роль.

2) Память человека, культурно-языковые особенности и, как недавно выяснили учёные, время года — это те факторы, которые влияют на зрительное восприятие цветовых оттенков.

3) Основным фактором цветокоррекции считаются культурно-языковые особенности, заключающиеся в том, что человек не способен различать цвета, для которых в его родном языке нет обозначений.

4) Глаза у всех людей устроены одинаково, поэтому различия в зрительном восприятии цветовых оттенков у людей незначительны и зависят от освещённости и цветовой насыщенности.

5) Зрительное восприятие цветовых оттенков у разных людей может различаться в результате воздействия таких факторов, как память человека, культурно-языковые особенности и время года.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Таким образом,

Наконец,

А значит,

Во-первых,

Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова БАЛАНС. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

БАЛАНС, -а; м.

1) Искусство удерживать равновесие тела или предметов во время каких-л. упражнений, трюков (цирк.). Потерять б. Взять шест для баланса.

2) Полное соответствие, равное соотношение между чем-л. Б. спроса и предложения. Нарушить б. политических сил в обществе. Б. интересов в коллективе,

3) Средства, находящиеся в распоряжении какого-л. предприятия, учреждения, на его счёте. Брать, записывать, принимать на б. (вносить на счёт какого-л. предприятия, учреждения). Списывать, снимать с баланса (списывать со счёта какого-л. предприятия, учреждения).

4) Короткие брёвна, используемые для производства целлюлозы и бумаги (спец.). Наколотые балансы.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

откупОрить

начАвший

нажИвший

намЕрение

углубИть

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На улице СОСЕДСКИЕ дети играли в прятки.

Невозможно ОБХВАТИТЬ взглядом просторы полей, расстилающихся вдали.

Промышленные альпинисты, выполняющие ВЫСОТНЫЕ монтажные работы, должны обладать соответствующей квалификацией и уметь работать со спецтехникой.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ мастерство талантливой певицы восхищало слушателей.

МОРОЗИЛЬНАЯ камера холодильника была заполнена до предела.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

гора АПЕЛЬСИНОВ

навстречу НИМ

пара КРОССОВОК

встречается наиболее ЧАСТО

без глубоких РАЗДУМИЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) ошибка в построении сложного предложения

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Именно благодаря таких качеств А. В. Суворова, как упорство, усердие и стремление к знаниям, он стал великим полководцем.

2) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

4) Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию как развития жанров симфонии, так и сонаты, квартета.

5) Водитель объявил, что на линии работает контроль, и попросил всех вошедших пассажиров заплатить за проезд.

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Находясь в пути, всегда вспоминаешь дом.

8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме «Формы прошедшего времени глагола в древнерусском языке».

9) Свои яркие впечатления от кругосветного путешествия И. А. Гончаров отразил в двухтомном описании плавания «Фрегате «Паллада»».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выг..рать

тр..фарет

х..рактеризовать

подр..стает

л..гичность

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

во..делать, в..пышка

пр..ложение, пр..плод

з..частую, под..шёл

пр..озёрный, пр..рвал

по..ставил, о..бросил

 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

перестра..ваться

услужл..вый

почу..вший

стро..вой

переменч..вый

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

пересмотр..нный

(всё) забуд..тся

изобража..мый

знаком..шься

неотъемл..мый

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Месяца (НЕ)БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.

До Нового года осталось (НЕ)БОЛЬШЕ недели.

Бабушка, (НЕ)СМОТРЯ на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

Серёжа (НЕ)ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.

В (НЕ)ПРИКРЫТОЕ шторами окно светил яркий месяц.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ДОГОНКУ Николаю крикнули, ЧТО(БЫ) он больше не появлялся на этой улице.

ЧТО(БЫ) ни происходило, штурман (ВСЁ)РАВНО сохранял спокойствие.

А вечером он сидел опять (ЗА)ТЕМ же столом и, положив голову на руку, слушал Настасью Петровну и пытался понять, (ПО)ЧЕМУ ему так хорошо в этом доме.

Хижина наша из досок да фанеры, (ПО)ЭТОМУ в ней ТАК(ЖЕ) холодно, как в палатке.

М. Горький иронично замечал, что «человек (В)КОНЦЕ концов захрюкает, если (ВСЁ)ВРЕМЯ ему говорить, что он свинья».

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1)ая дама с ребёнком на руках с мольбой смотрит на приглашё(2)ого доктора в посеребрё(3)ом пенсне.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связного высказывания.

3) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

4) В силу обстоятельств после революции А. И. Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет писатель страстно стремился вернуться в Россию.

5) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Плакал (1) может (2) быть (3) о сыне,

О жене, о чём ином,

О себе, что знал: отныне

Плакать некому о нём.

Должен был солдат и в горе

Закусить и отдохнуть,

Потому (4) друзья (5) что вскоре

Ждал его далёкий путь.

(А. Т. Твардовский)

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Солист всемирно известной музыкальной группы планирует издать свою автобиографию.

 Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26

 (1)Самая большая ценность народа — его язык. (2)Язык, на котором он пишет, говорит, думает. (3)Думает! (4)Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

(6)Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (7)Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

(8)Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

(9)О русском языке как о языке народа писалось много. (10)Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, обогативший в XIX веке мировую литературу и поэзию. (11)Тургенев говорил так: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

(12)Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении — с момента своего существования в недрах единого восточнославянского языка, языка Древней Руси.

(13)Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы и белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным культурным наследием и различными степенями социальной продвинутости. (14)А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат — лексикой в первую очередь.

(15)Уже древнерусский язык (язык Древней Руси) приобщился к богатству других языков — в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских, финно-угорских, западнославянских и других. (16) Он не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

(17)Благодаря тому что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным, деловым, юридическим, «литературным» языком, в нём создалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

(18)В языке сказались «внутренние силы» народа — его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (19)Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (20)И всё это должно было отразиться в языке.

(21)Ясно, что язык не развивается один, но он обладает языковой памятью.

(22)Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности.

(23)А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, такое разнообразие литературного опыта! (24)Но больше всего развивает язык поэзия. (25)От этого так значительна проза поэтов.

(26)Да, для языка нужна его история, нужно хоть чуточку понимать историю слов и выражений, знать идиоматические выражения, знать поговорки и пословицы. (27)Должен быть фон фольклора и диалектов, фон литературы и поэзии. (28)Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту.

(По Д. С. Лихачёву)

21. Перечитайте предложения 18-28. Укажите номер предложения, после которого должен стоять следующий фрагмент:

«Летописи: «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», проповеди Кирилла Туровского, «Киево-Печерский патерик» с его прелестью «простоты и выдумки», а потом — сочинения Ивана Грозного, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора и… Симеон Полоцкий, а на противоположном конце от Симеона протопоп Аввакум. В XVIII веке — Ломоносов, Державин, Фонвизин, далее Крылов, Карамзин, Жуковский и… Пушкин. Я не буду перечислять всех писателей XIX и начала XX века, обращу внимание только на таких виртуозов языка, как Лесков и Бунин. Все они необычайно различные. Точно они пишут на разных языках».

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1-5 содержится рассуждение.

2) Предложение 7 противопоставлено по содержанию предложению 6.

3) Предложение 11 иллюстрирует то, о чём говорится в предложениях 9-10.

4) В предложениях 18-20 представлено повествование.

5) В предложениях 26-28 дано описание.

23. Из предложений 9-12 выпишите слово, употреблённое в переносном значении «внутренняя часть чего-либо».

24. Среди предложений 9-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Д. С. Лихачёв пишет не только о родном языке, но и о том, как языком пользуется человек. В этом нас убеждают различные средства выразительности, в частности приём — (А)____ («думает» в предложениях 2, 3, «язык», «показатель», «качеств» в предложении 8) и синтаксическое средство — (Б)____ (предложения 3, 23). Лихачёв наряду с привычным для его текстов синтаксическим средством, таким как (В)____(в предложениях 7, 19), использует яркий, запоминающийся троп, такой как (Г)____(в предложении 28)».

Список терминов:

1) книжная лексика

2) метафора

3) противопоставление

4) восклицательные предложения

5) анафора

6) риторическое обращение

7) вводные и вставные конструкции

8) эпитет

9) лексический повтор

26. Напишите сочинение.

Вариант 34

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

1

25 или 52

13

вдогонкучтобы 

2

наконец

14

123 или любая комбинация этих цифр

3

2

15

14 или 41

4

откупорить

16

234 или любая комбинация этих цифр

5

охватить

17

1345 или любая комбинация этих цифр

6

им

18

14 или 41

7

24961

19

1245 или любая комбинация этих цифр

8

логичность

20

свою

9

приложениеприплод 

21

23

10

строевой

22

245 или любая комбинация этих цифр

11

знакомишься

23

(в)недрах или недра

12

несмотря

24

13

 

25

9472

Проблема

1. Проблема ценности языка. (В чём заключается ценность языка?)

2. Проблема взаимосвязи языка и культуры. (Как взаимосвязаны язык и культура?)

Авторская позиция

1. Вся сознательная жизнь человека связана с родным ему языком: с помощью языка человек пишет, говорит, думает.

2. Язык народа является показателем его культуры: язык хранит память о тысячелетнем существовании письменности, литературы.

5


multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *