Основные направления внешней и внутренней политики Карла Великого
Другом и советником Карла Алкуиным по поручению императора был выверен, исправлен и приведен к единому порядку текст Библии. Выверялись, исправлялись от ошибок и другие литургические произведения. Стали появляться труды современников — анналы, жития святых, эпические поэмы. Делались новые манускрипты старых трудов, скопированные и перекопированные с редких даже в то время экземпляров, благодаря чему многие из них дошли до нашего времени. Текст Символа Веры, по указанию императора, в церковных службах следовало петь, а не читать. Всё, от церемонии крещения до принятия последнего причастия, от торжественной мессы до последнего богослужения, было пересмотрено, систематизировано и унифицировано по воле императора. Были определены содержание, время и адреса молитв. Карл взял под свой контроль культ поклонения реликвиям и могилам святым, над которыми возводились часовни. Церкви перестраивались, увеличивалось их число, алтари в них по образцу собора св. Петра в Риме разворачивали на запад. К жителям империи также предъявлялись свои требования. Народ должен был приложить усердие и разучить хотя бы две молитвы, Отче Наш и Символ апостольской Веры. Каждый священник обязан обучить молитве Отче Наш и Символу Веры каждого человека, соблюдать которого ему положено…Каждый священник обязан не только обучить молитве Отче Наш, но и разъяснить пастве Символ Веры. Каждому мирянину следует знать Отче наш и Символ Веры.
В эпоху Карла Великого религия являла собой все составляющие мироздания. Ею пронизано было всё общество, экономика, администрация, королевские управленческие структуры. Идея св. Августина о построении Града Божьего, о божественном порядке на земле, согласно которой каждый из людей поставлен Богом на своё место на земле и должен выполнять выпавшую на его долю миссию, притворялась Карлом Великим с максимально возможным усилием в жизнь, чтобы место каждого было ясно и определено.
Глава 4. Заключение
Карл Великий став в 754г. королём франков, умер в 814г. обладателем императорского титула. Пройдя путь от короля до императора Карл, по словам Алкуина, становится маяком христианского мира, или, как говорят теперь, зачинателем Западноевропейской цивилизации. Обширная франкская империя была составлена из множества разных народов, только христианство и могучая воля Карла Великого держали эти народы в единении. Именно поэтому деятельность Карла Великого оставила в истории глубокий след. Её можно рассматривать с трёх главных точек зрения:
) как воителя и завоевателя;
) как администратора и законодателя;
) как покровителя наук, искусств и вообще интеллектуального развития.
Войны Карла Великого существенно отличались от войн предшествовавшей династии. Это не были уже схватки одного племени с другим и не походы, предпринятые с исключительной целью овладения и грабежа. Это были войны систематические, политические, вызванные планами, предписанные известной необходимостью. Ведя их он стремился поработить враждебные племена, истребить их религиозные верования и распространить повсеместно христианство, как средство единения завоёванных народов.
Карл Великий как правитель и законодатель в государстве франков сумел внедрить римскую идею, примерить её с местными обычаями, разъяснить её и сделать более доступной. Он приспособил римские законы к миру франков, к христианскому народу. Учитывая местные особенности и традиции покорённых им народов, для каждой отдельной области была создана своя собственная модель управления — разумеется, при сохранении единого общего руководства. В обществе, основы которого Карл закладывал, он содействовал формированию вассальной и домениальной систем.
Многосторонняя административная деятельность Карла в основном была направлена на побуждение народа к практической деятельности — занятию сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Он создал для этого все условия — безопасность от внешних вторжений и внутренний порядок.
Карла Великого, несомненно, можно назвать одним из выдающихся христианских правителей. Император строил своё государство на религиозном фундаменте, государственное устройство было подчинено христианским принципам. Приняв на себя миссию защитника Церкви, Карл подчинил её себе, а для укрепления политического влияния своей державы он использовал проповедь христианства.
Несмотря на то, что Карл христианизировал народы Европы с помощью меча, он вместе с тем приложил огромные усилия к духовному исправлению общества и Церкви, всячески способствовал повышению уровня пастырской проповеди, которая должна была стать доступной простому человеку и служить ему руководством в жизни. Он категорически запретил духовенству принимать участие в светских делах: торговле, войнах и т.д., поощрял благотворительность, заботу о бедных. Приложил максимум усилий к развитию религиозной и светской культуры, ввёл начальное образование для народа, основой просвещения которого стала библия.
Как истинно великий человек, император Карл был одновременно и воином, и государственным деятелем, и полководцем, и правителем. Им было создано государство, связавшее воедино множество сильных народов населявших пределы современной Европы, давшее им государственный строй. Оно основывалось на разуме и воле лишь одного великого деятеля — императора франков — Карла Великого, поэтому, несмотря на то, что империя Карла распалась менее чем за 30-ть лет после его смерти на три госуд
www.studsell.com
Обозначьте наиболее важные направления деятельности Карла Великого. Прошу полный ответ.
Карл Великий (Charlemagne) – король франков (768-814) и первый император Священной Римской империи (с 800 г.), внук Карла Мартелла. Он родился в 742 г. в Германии и после смерти своего отца – Пипина Короткого – начал царствовать (768) совместно с братом Карломаном: Карл управлял Австразией, а Карломан – Нейстрией. Долгое царствование Карла Великого прошло почти в непрерывных войнах с соседями, в которых он проявил выдающиеся дарования полководца и военного администратора.
Карломан вскоре умер (771 г.). Карл принудил его вдову бежать с малолетними сыновьями в Италию и сделался единовластным. В 772 г., под предлогом прекращения жестокостей, чинимых германским племенем саксов над христианскими миссионерами, Карл Великий начал с саксами упорную войну, тянувшуюся с перерывами более 30 лет. Став во главе большой армии, Карл перешел Рейн и, нанеся поражение саксам на реке Везере, взял священный город саксов Эресбург (близ современного Оснабрюка). Разрушив главную языческую святыню саксов, Ирминсуль, Карл принудил их в 773 г. к миру.
Правивший в Италии король лангобардов Дезидерий поначалу искал союза с Карлом и выдал за него дочь, Дезидерату. Ради этой женитьбы Карл Великий расторг свой первый брак. Но через год он развёлся (771) и с Дезидератой. Разгневанный Дезидерий хотел провозгласить франкским королем жившего у него сына Карломана, однако папа Адриан I не согласился венчать его на престол. Лангобарды в отместку стали опустошать область Рима. Призванный на помощь папой, Карл Великий совершил замечательный поход в Италию (773-774). Разделив свою армию на две части, он быстро перешел Альпы и, окружив противника, заставил Дезидерия отступить из Римской области к Павии и Вероне. После 7-месячной осады Павия была взята, неприятельская армия рассеяна, и государство лангобардов присоединено к владениям франков (774). Адриан I признал Карла Великого покровителем Рима и королем Италии, а Карл взамен утвердил дар Церковной области, сделанный отцом его Пипином в пользу римского престола. Как светский владетель, папа считался вассалом Франкского государя.
775 г. возобновилась война с саксами, во главе которых стал Видукинд. Разделив войска на несколько армий, Карл Великий двинул их через Рейн и, разрушая на пути все города и селения, одержал над саксами ряд блестящих побед и покорил множество племен, заставив их силой принять крещение (777).
В 778 Карл совершил поход в Испанию в защиту одного из своих арабских вассалов. Перейдя Пиренеи, он взял Памплону, Барселону, осадил Сарагосу и, соединившись с другой своей армией, присоединил к своей короне Наварру, Арагон и Каталонию. При возвращении из этого похода Карл Великий подвергся внезапному нападению басков, служивших герцогу гасконскому Лупу II, и избежал гибели лишь благодаря геройскому самопожертвованию своего племянника Роланда, который, командуя арьергардом, задержал неприятеля до поздней ночи в Ронсевальском ущелье и тем дал возможность главным силам совершить отступление. Роланд со всем своим отрядом был истреблен гасконцами — событие, ставшее темой знаменитой народной песни. За это нападение Карл в следующем году разорил Гасконское герцогство, герцога повесил, а владения его присоединил к государству франков.
781 г. Карл Великий опять отправился в Италию, чтобы усмирить мятеж, поднятый Адельхисом сыном Дезидерия, бывшего короля лангобардов, по наущению герцога баварского Тассилона. Адельхис при поддержке ещё и византийцев пытался восстановить независимость лангобардского государства, но безуспешно. Во время этого похода папа короновал сыновей Карла Великого: Пипина – будущим королем Италии, а Людовика – Германии.
Пока Карл вел войны в Испании и Италии, саксы вновь подняли восстание и, захватив берега Рейна и Везера, объявили своим королем Видукинда, выгнали миссионеров и священников и вернулись к прежним порядкам. В 782 г. саксы разбили войска франков при горе Зунтеле, но вскоре Карл Великий нанес им ряд жестоких поражений при Липпе, Детмольде и в Вестфалии и принудил снова признать власть франков. Видукинд покорился франкам и крестился (785).
istinaved.ru
КАРЛ l ВЕЛИКИЙ
Жан Фуке. Коронование Карла Великого. Миниатюра из хБольших французских хроник». Около 1460 г.
В средневековых легендах, в сочинениях современников, ближайших потомков и позднейших историков Карл Великий изображён могучим монархом, просветителем, создателем христианского государства, объединившего многочисленные европейские народы.Карл был сыном Пипина Короткого, первого франкского короля из династии Каролингов, по завещанию которого в 768 г. государство было разделено между Карлом и его младшим братом Карломаном. Их ссора чуть было не привела к войне, но внезапная смерть брата позволила Карлу объединить все земли. С этого момента главной целью Карла стало создание прочного христианского государства, в которое вошли бы помимо франков ещё и язычники. Завоевание и обращение варваров в христианство было необходимо для Франкского государства, соседствовавшего с германскими племенами саксов на севере и северо-востоке. На востоке жили славяне и авары, на юге находилась занятая арабами-мусульманами Испания. Можно сказать, что государство Карла I создавалось политикой войны и укреплялось политикой мира.
Военные походы устраивались почти каждый год. Самые долгие и тяжёлые сражения пришлось вести на востоке. Войны с саксами затянулись на 30 лет. Для язычников франкское владычество и христианство — религия завоевателей — разрушали весь привычный уклад жизни так же жестоко, как было уничтожено грандиозное языческое святилище, где стояла статуя Арминия — священнейшего кумира саксов. Очевидно, что восставшие саксы не делали различия между воином и священником и уничтожали подряд всех своих врагов. Франки отвечали
массовыми казнями тысяч человек. Через десятилетия противостояние исчерпало себя, и саксы к 803 г. навсегда вошли в состав христианской Европы. Позже они сами продолжили христианизацию других народов.
На востоке Карл сражался со славянами. Союз с ободритами (славянским племенем), заключённый против саксов, позволил ему продвинуться за Эльбу. Франки встретились с серьёзным сопротивлением аваров, выходцев из азиатских степей, проживавших в Паннонии (сейчас территория Венгрии) и создавших там своё государство — Аварский катанат. Они оказывали помощь мятежной Баварии, стремившейся освободиться от франкской зависимости. Последствия были ужасны для аваров - франки вскоре разгромили их «конную империю», и она перестала существовать. Что касается Баварии, то это герцогство было завоёвано, а герцог Тассилон и вся его семья были заключены в монастырь. В ходе этих действий франки продвинулись до Дуная. Эльба, Дунай, Пиренеи… Размах завоеваний был настолько велик, что территория Франкского государства удвоилась.
Самыми знаменитыми являются походы Карла против испанских арабов. «Песнь о Роланде», один из лучших образцов средневекового эпоса, повествует о том, как однажды войско христиан потерпело неудачу и возвращалось домой через Пиренеи. В мрачном Ронсевальском ущелье на отряд, прикрывавший отступление основных сил, напали местные жители - баски. В жестоком бою погиб приближённый Карла — Хруодланд. Народная фантазия сделала его символом доблести, а незначительное столкновение — великим сражением между христианами и мусульманами. В этих походах на сарацин часть испанской территории была завоёвана, и на ней возникла Испанская марка — пограничная область государства Карла.
Ещё одно направление его политики — италийское. Здесь встретились римская идея государства и жизненная сила народа, призванного её осуществить. После того как в VI в. лангобарды завоевали Италию, Римская область осталась под владычеством Константинополя. Папы, являвшиеся фактическими правителями этой области, пытались уберечь её от вторжений лангобардов и, не получив помощи от византийского императора, обратились к правителям франков. Карл Великий и Папа выступили вместе против ланго-бардского короля Дезидерия. В конце концов Дезидерий потерял трон и оказался в монастыре, а Карл в Италии был коронован и стал кем-то вроде покровителя Рима. Когда там вспыхнуло восстание против Папы Льва III, король франков явился в Рим и созвал епископский суд, который заявил, что никто не вправе судить Папу. Таким образом, римский первосвященник стал главой Католической Церкви.
И вот после этого события Карл празднует Рождество в Риме. Во время рождественского молебна в соборе Святого Петра происходит величайшее событие — Папа Лев Ш возлагает на голову Карла императорскую корону. С тех пор как в 476 г. был низложен последний римский император и Константинополь стал монопольным обладателем этого титула. Запад впервые обрёл высшую светскую власть. Всё это время варварские короли были фактически независимы от константинопольского трона и признавали за ним только некое неопределённое почётное верховенство. Мощное развитие Каролингского государства и отступление Византии с Европейского континента потребовали воплощения имперской идеи. Поэтому не случайны столь тесные отношения между христианским государем и главой Церкви. Как Папа мог завоевать авторитет, только опираясь на силу и титул императора, так и политика Карла получила внутреннюю уверенность и освящение благодаря его роли охранителя сердца Вселенской Церкви. Тем более что в это время в Византии развернулось иконоборческое движение, и франки могли претендовать на защиту первоначальных церковных установлений — православие. Таким образом, в этом случае светская и церковная власти встретились и усилили друг друга. По существу войны с арабами, саксами, славянами, аварами велись за распространение христианства.
Языческий мир был готов принять его, чтобы потом остаться в легендах, суевериях, праздниках. Так произошло с самими франками и с другими народами Европы. Франкское государство строилось на основе христианских ценностей. Это ясно выражено в его законодательстве.
Карл ожидал от своих подданных преданности и подчинения. Чтобы добиться этого, он поделил страну на округа, во главе каждого из которых стоял выбранный им из местной знати граф (тогда это был не титул, а должность). Граф возглавлял ополчение, собирал налоги, вершил суд вместе с особыми заседателями - шеффенами. Кроме того, существовали «государевы посланцы» из ближнего окружения Карла для специальных поручений. Они разъезжали по стране, контролировали местных управителей, вершили суд от имени государя. Откуда же появились эти верные слуги? Карл нуждался в преданных людях как любой реформатор и следовал обычной для того времени практике дарения земли с тем, чтобы принявший подарок был обязан ему службой и поклялся в верности. При помощи личных связей Карл старался укрепить государство. Другим средством повысить эффективность управления была забота об образованности чинов (хотя бы высших), советников, секретарей, составлявших двор государя.
Важнейшей частью государственной системы стали «майские поля» (в древности — собрание народного ополчения). Во времена Карла так называли собрание влиятельной церковной и светской знати. Оно только обсуждало вопросы, окончательное решение по которым принимал
глава государства. На этих собраниях Карл издавал указы и особые сборники распоряжений -капитулярии (от лат. capitula - «глава», «раз дел»). Странно слышать, но лишь тогда впер вые стали придавать большое значение распространению указов в письменной форме, чтобы власть короля проявилась во всех уголках королевства. В качестве монарха, ответственного перед Богом за души подданных, Карл уделял немало внимания делам Церкви, учреждая епархии, назначая епископов и аббатов, поучая и наставляя. Капитулярии были сборниками не только законов, постановлений, но и проповедей.
Обширнейшая деятельность Карла на ниве образования посвящена той же задаче — христианскому воспитанию. С юных лет он питал уважение к просвещению. Ему принадлежат указ о создании школ при монастырях и капитулярий об образовании, где предписывалось обязательное обучение для детей свободных людей. Однако последнее распоряжение было невыполнимо в то время. Трудно вообразить всеобщую грамотность в VIII в. При дворе была организована школа, ученики которой готовились к управлению государством.
Карл приглашал к себе со всей Европы просвещённых людей и многих из них назначал на высшие государственные и церковные должности. Некоторые из них составили учёный кружок, названный Академией, членом которой был сам Карл, носивший там прозвище Давид (в честь библейского царя, служившего примером боголюбивым монархам). Эта Академия была чем-то средним между собранием друзей и учёным сообществом, где в свободной беседе, даже на пиру, обсуждались философские и богословские вопросы, сочинялись и читались стихи. Проявлявшийся при дворе Карла интерес к теологии и латинской словесности даёт право историкам называть его эпоху «каролингским возрождением». Как известно, так называют времена, когда люди стремятся подражать образцам античной культуры, выражая свои мысли и чувства на языках древних греков и римлян. Это «возрождение» было поверхностным, ограниченным пределами узкого кружка — скорее придворной игрой и забавой. Но зато оно показывает, что обширнейшие реформы были под силу только государю, способному широко мыслить и действовать во имя великих целей. Обращение к античности меняло взгляд на окружающий мир, и не случайно именно Карл приказал составить грамматику франкского языка, собирать германские песни.
В быту этот римский император оставался германским королём: он носил национальную одежду — рубаху, штаны и плащ — и только в Риме в знак уважения к Папе облачался в одежды римского патриция. Согласно тому же германскому обычаю, у него было несколько жён, из которых одна считалась главной, тогда как христианские законы категорически запрещали подобное. От трёх жён и пяти наложниц он имел семь сыновей и восемь дочерей. Из трёх законных сыновей — Карла, Пипина и Людовика - пережил отца только младший. Дочерей он настолько любил, что не желал выдавать замуж, и отчасти поэтому им приписывают достаточно вольное поведение.
Карл Великий умер 28 января 814 г., как писали хронисты, от лихорадки. Его империя просуществовала недолго и по Верденскому договору 843 г. была разделена на три государства, два из которых - Западно-Франкское и Восточно-Франкское — стали предшественниками нынешних Франции и Германии. Образ Карла после его смерти стал легендарным. Ещё в раннее Средневековье имя Карла в латинизированной форме - Carolus - стало в Восточной Европе титулом «король». В эпических поэмах Карл предстаёт то мудрым и строгим, то добрым, но слабым, то хитрым и коварным. Очевидно, что Карл Великий был значительнейшим государем Каролингской эпохи, в ходе которой общество стало сложнее, укрепилась зависимость слабого от сильного, а в качестве сильных утвердились те, кто нёс государственную службу, получали от государя землю, а от земли — власть над кормящимися с неё. Таких людей, на которых опиралось государство, стало гораздо больше. В эту эпоху возросла важность такого качества, как верность, а государственное дело требовало уже не только сильной личности, но и просвещённого монарха. И хотя Карла нельзя так назвать, именно он стоит у истоков будущей традиции просвещённого правления.
Карл Великий опередил своё время. В некотором смысле его реформы были навязаны народу, только близкие сподвижники понимали его дело, а среди знати у него было много врагов. Если империя Карла распалась, то составлявшие её народы продолжали жить в очерченных им границах в тесном общении друг с другом.
Личность Карла Великого, без сомнения, незаурядна. Нас и ныне поражают реформаторский характер его государственных забот, любовь к просвещению, глубина религиозных переживаний, связанных с поиском внутренней опоры.
www.examen.ru