Как сдать ЕГЭ по литературе на 90 баллов и выше « Год Литературы 2018
Автор сайта ГодЛитературы.РФ, студент МГИМО, рассказывает, как он получил за ЕГЭ по литературе 91 балл
Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew
ЕГЭ по литературе я сдавал в 2014 году. С тех пор ЕГЭ пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл — самый высокий у нас в Ставропольском крае.
Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек — я и две девочки из моей школы.
Первым делом нам рассказали про кодификатор — перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве»
Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.
Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, «Левши» или «Очарованного странника» Н. С. Лескова, тургеневской «Аси», которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки Салтыкова-Щедрина туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).
Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4) — вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.
Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.
«Оттепель» русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни Ахмадулиной, ни Вознесенского, ни Евтушенко, ни Окуджавы, ни Бродского — хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.
Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте — это не так. Лично я не смог осилить «Тихий Дон» и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: «Преступление и наказание», «Мертвые души» и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать — это совершенно разные вещи.
Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть — очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.
Другое дело — C-часть. Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8, 9 и 15,16) и одно большое — С-5 (задание 17.1-17.3). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим — цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.
С1 и С3 (сейчас — 8 и 15) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.
Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией — снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было — тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.
В С2 и С4 (сейчас — 9 и
Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты — нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.
Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому — нет.
Метод работы с заданиями раздела С2 следующий — во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.
Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3) — самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».
С5 — большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное — содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов, при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий — термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье — цитирование, краткий пересказ эпизода, описание — словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое — логика и связность текста, тут все понятно.
Наконец — то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, — речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это — очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.
Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!
Ссылки по теме:
ЕГЭ точно в срок — 07.03.2017
ЕГЭ-2017: справочник выпускника — 13.02.2017
Почему школьники отказываются читать Пушкина и Толстого? — 27.02.2016
Лекции по литературе на нашем портале и на нашем канале YouTube
ЕГЭ по литературе — 2016: как получить 100? — 06.04.2016
В школу вернули обязательное сочинение, но готовы ли к нему выпускники? — 24.03.2016
Просмотры: 7075
09.10.2017godliteratury.ru
Сложно ли сдавать экзамен ЕГЭ по литературе? И какие книги стоит перечитать из школьной программы?
Что сложно для одного, посильно для другого, ведь все ученики разные. Сложность зависит от вашего уровня подготовки и времени до экзамена.
Если у вас впереди 10 и 11 класс, выполняйте следующие шаги.
1. Проработайте прозу.
Перечитайте прозу, которая представлена в кодификаторе. В отдельной тетради кратко записывайте полное название, автора, основные события и ключевые цитаты каждого произведения. При чтении выделяйте систему образов, особенности композиции, портретную и речевые характеристики, художественные детали. Тему произведения и важные цитаты выучите наизусть.
2. Выучите стихи.
Выучите наизусть стихотворения и отрывки стихов из кодификатора. Выпишите в тетрадь краткие справки о произведениях: название, автор, чувства, переживания, мысли лирического героя, красноречивая цитата.
3. Изучите периоды.
Оформите наглядный литературный «таймлайн» — историческую линию творчества писателей и поэтов.
- XVIII век и первая половина XIX века: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
- Вторая половина XIX века: Гончаров, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Толстой, Чехов, Тютчев, Фет, Некрасов.
- XX век:
- Бунин, Куприн,
- поэты Серебряного века,
- Булгаков, Платонов, Зощенко, Замятин, Шолохов,
- проза и поэзия Великой Отечественной войны и о войне (Белов, Астафьев, Распутин, Шукшин, Солженицын, Вампилов)
- Современная проза и поэзия.
Используйте стикеры, портреты писателей, заметки с цитатами. Конспектируйте
учебники В.И. Коровина и С.А. Зинина, критические статьи. Цитаты из работ Белинского выписывайте и учите наизусть. Используйте таймлайны о русской литературе по авторам и произведениям, литературные карточки «Арзамаса». Читайте и пересказывайте теоретический материал вслух.
4. Отработайте теоретические задания 1—7 и 10—14.
5. Научитесь писать развернутые ответы на задания 8, 9, 15, 16.
6. Попрактикуйтесь выполнять задания 17.1, 17.2, 17.3, 17.4
Если вы в начале 11-го класса решили сдавать ЕГЭ по литературе, то алгоритм будет другим.
- Повторите историко-литературный курс: фольклор, древнерусская литература, XVIII и XIX век. Используйте учебники В.И. Коровина, справочники Е.А. Титаренко и Л.А. Скубачевской.
- Читайте художественные произведения XX века из кодификатора, делайте конспекты.
- Изучайте теоретический материал, чтобы выполнить задания 1—7, 10—14.
- Пишите развернутые ответы на задания 8, 9,15 и 16.
- Анализируйте шаблонные сочинения, чтобы сформулировать высказывания в заданиях 17.1, 17.2, 17.3, 17.4.
Тем, кто принял решение сдавать литературу за 3 месяца до ЕГЭ, советую расставить приоритеты иначе.
- Отрабатывайте задания 1—7, 10—14.
- Учитесь детально анализировать эпизод в задании В8—, определять функции портрета или диалога, или пейзажа, или художественной детали. Связывайте выполнение заданий В8-9 с терминами А1—7.
- Тренируйте анализ стихотворения в задании В15—16. Учитесь определять функции художественно-выразительных средств, образной системы, композиции, выявлять тему и идею произведения. Связывайте выполнение заданий В15—16 с терминами А10—14.
- Анализируйте шаблонные сочинения и набивайте руку на собственных высказываниях в заданиях 17.1, 17.2, 17.3.
- Используйте справочный материал «шпаргалочного» характера.
Если хотите максимально эффективно подготовиться к ЕГЭ, ОГЭ и олимпиадам за оставшееся время, попробуйте курсы в онлайн-школе «Фоксфорд» бесплатно.
thequestion.ru
Как сдать ЕГЭ по литературе. Советы и практические материалы.
В чем сложности сдачи ЕГЭ по литературе?
По сравнению с русским языком, ЕГЭ по литературе сдают 2–3 человека в школе, поэтому учитель-предметник не может уделять этому экзамену должное внимание.
К 11 классу накапливается достаточно большой круг художественных текстов, которые изучаются в средней школе, но выносятся на экзамен по литературе. Необходимо их повторение и контроль за проверкой содержания.
Практически вся тестовая часть
ЕГЭ по литературе включает в себя 3 вида сочинений, которые оцениваются по определённым жёстким критериям. Эти критерии необходимо не только знать, чтобы получить максимальные баллы (школьники часто пишут их по аналогии с ЕГЭ по обществу или русскому языку, что категорически недопустимо), но и обязательно нужно вырабатывать навык написания подобного рода работ, так чтобы времени, отведённого на экзамен, вполне хватило бы на их успешное завершение.
Наконец, каждый школьник, вне зависимости от выбранного направления дальнейшего вузовского обучения, должен будет написать сочинение-допуск по литературе. Его результаты, конечно, чрезвычайно важны, ведь в случае неудачи, школьник будет тратить своё время и силы не на подготовку к профильным ЕГЭ, а на пересдачу. При написании этого сочинения важно не только умение создавать связный текст на заданную тему, но и знание русской литературы.
Чем может помочь репетитор?
Репетитор, в отличие от школьного учителя,
– занимается с ребёнком с учётом индивидуальной подготовки и личностных особенностей;
– отрабатывает отдельные темы и определённые навыки столько, сколько ребёнку необходимо;
– обеспечивает постоянный контроль за чтением новых текстов и повторение литературного материала, изученного ранее;
– помогает систематизировать знания теоретико-литературного характера;
– позволяет овладеть навыками написания сочинений разного рода;
– даёт знания, необходимые для написания сочинения-допуска по литературе.
Репетитор может очень помочь школьнику.
Автор: Н.Г. Юрина
govori-pishi.ru
Программа ЕГЭ по литературе — материалы для подготовки к ЕГЭ по Литературе
Минимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.
Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.
Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.
1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.
Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
Проверка знаний учащихся (первичный тест).
2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.
3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.
«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.
4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».
Основные понятия теории литературы.
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.
5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.
6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий «герой», «главный герой», «система персонажей».
7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.
8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.
9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Погасло дневное светило…», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».
10. Стихотворения А. С. Пушкина:
«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «..Вновь я посетил…».
Поэма «Медный всадник».
11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.
12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».
13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Мцыри».
14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.
15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.
16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».
17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.
18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».
19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.
21. Жанровые разновидности русского романа:
Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».
22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).
Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».
23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».
24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.
26. Понятие «модернизм».
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
А. М. Горький «Старуха Изергиль».
27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы.
Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
28. Основные поэтические течения серебряного века.
А. А. Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».
О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
А. А. Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
В. В. Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».
Б. Л. Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
М. И. Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
29. Проза XX века.
М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».
М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».
А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».
30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).
Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).
Проза второй половины XX века (обзорно).
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.
Поэзия второй половины XX века (обзорно).
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.
Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.
31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.
32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.
Ты нашел то, что искал? Поделись с друзьями!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru