Русский язык егэ 23 задание – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (10, 11 класс) на тему: ЕГЭ русский язык, задание № 23 | скачать бесплатно

Задание 23 ЕГЭ по русскому язку

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2019. Теория и практика. Функционально-смысловые типы речи.

В 23 задании ЕГЭ вам необходимо выполнить два основных действия:  

  1) определить тип речи в указанных фрагментах 
2) понять, какое из высказываний верно, а какое — нет. 
В предложениях содержится: 

ТЕОРИЯ

Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование 

Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. 

Любой текст-повествование состоит из зачина, кульминации и развязки. 

Пример: 

Пришёл, увидел, победил (Цезарь).  

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. 

Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. 

Описания могут быть фактографическими или творческими. 

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. 

Пример: 

Отвёртка— ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, их манер, речи и прочего.В таких описаниях предмет или явление должно выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. 

Пример: 

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.   Рассуждение — последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. 

Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. 

Чаще всего встречается в научном стиле( например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. 

Рассуждение может быть развернутым и кратким. 

!!! Внимательно читайте формулировку 

Если написано, что в предложении 10 представлено повествование, значит, мы ищем повествование в чистом виде. Если написано, что предложение 10 содержит повествование,

rustutors.ru

Задание 23. Средства связи предложений в тексте

Справочная информация

Задание 23 посвящено средствам связи предложений в тексте. Чтобы выполнить это задание, нужно осознать, что текст — это не набор случайных предложений. Его целостность не только смысловая. Она выражена языковыми средствами разных уровней.

Для этой цели служат союзы, повторы синтаксических конструкций (синтаксическое средство), повторывводные слова (лексическое средство), местоимения, повторы морфологических форм (морфологическое средство)  и др.

Если бы задание требовало найти в тексте весь перечень разнообразных средств, оно могло бы считаться сложным. Но, к счастью, в задании 23 средства связи названы в формулировке задания, и задача сводится лишь к поиску предложения, в котором есть союзы, местоимения, лексические повторы, контекстные синонимы, вводные слова и т.п.

Для самопроверки советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения или стихотворение, классификацию местоимений по разрядам (с примерами). Дело в том, что есть КИМы, включающие различные местоимения с указанием на то, какие именно требуется найти. Примеры формулировок заданий:

  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
  • Среди предложений 1-3 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения.
  • Среди предложений 5-10 найдите такое, которое связано с предыдущими при помощи определительного местоимнения.

 Разряды местоимений по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
  2. Возвратноесебя.
  3. Притяжательныемой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный
    .
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
  6. Вопросительныекто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  7. Относительныекто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и  суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Внимание:

Некоторые авторы выделяют 8 разрядов местоимений по значению. Различие в трактовке вопросительных и относительных местоимений. Одни полагают, что это одни и те же слова, но выполняющие разные функции, роли:

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, то есть омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

– вопросительные
– относительные 

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

Средства связи предложений в тексте:

  1. Лексические:

    1. Лексический повтор (повтор слов, однокоренные слова) — это повтор слова или выражения или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяющий сохранить единство темы. 

      Пример: В борьбе с инфекцией организм вырабатывает различные антитела, которые уничтожают бактерии и разрушают выделяемые ими токсины. Антитела образуются преимущественно в лимфатических узлах и селезенке.

    2. Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. 
      Пример: Великий русский ученый И. И. Мечников первый открыл, что белые кровяные тельца захватывают попадающие в кровь инородные для организма вещества, в том числе бактерии, и переваривают их. Такие лейкоциты Мечников назвал фагоцитами.

    3. Использование антонимов. 
      Пример: Поэтому новорожденные и дети первого года жизни устойчивы (иммунны) ко многим инфекциям. Но пассивный иммунитет

       менее стоек, чем активный.

    4. Родовидовые слова, т.е. слова, связанные гиперо-гипонимическими отношениями: род — вид, род — как более широкое понятие, вид — как более узкое. 
      Пример: Различают иммунитет видовой и приобретенный. Видовой иммунитет составляет свойство данного вида животных и передается по наследству.

    5. Употребление слов одной тематической группы. 
      Пример: Так, собаки никогда не болеют корью и другими инфекциями, наблюдающимися у человека. Однако птицы, при обычных условиях не заболевающие сибирской язвой, могут заболеть ею при ослаблении организма в результате охлаждения, голодания и других причин. (Тематическая группа — животные)

  2. Грамматические:

    1. Единство видовременных форм — употребление глаголов одного вида и времени. В описании — несовершенного вида, в повествовании — совершенного, в рассуждении — оба вида.

    2. Местоименная замена — замена существительных или других частей речи местоимениями. Местоимение может быть средством связи двух предложений, а также группы предложений. Оно может даже заменять целое предложение.

    3. Использование союзов, частиц, вводных слов.

    4. Наречия со значением времени и пространства — позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста.

    5. В текстах, особенно научных, встречаются целые предложения, цель которых — связать части текста. Их называют «предложения-скрепы». 
      Пример: Перейдем к следующему пункту нашего плана. Об этом говорится выше.

    6. Вопросно-ответная форма — автор задает вопрос, и сам на него отвечает.

    7. Цепная(последовательная) связь предложений — первое связано со вторым, второе с третьим и т.д. 
      Параллельная связь предложений — все предложения связаны с первым.


Алгоритм выполнения задания:

  1. Внимательно прочитайте выделенные в задании предложения.

  2. Найдите предложение с искомым средством связи.

  3. Запишите номер этого предложения.


Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

Среди предложений 27−34 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения. 

(1)Случилось так, что в качестве преподавателя в аудиторию высшего учебного заведения я впервые вошёл, когда мне не было и двадцати лет, в 1942 году. (2)Мы только что закончили курсы военных переводчиков при Военном институте иностранных языков и готовились ехать на фронт. (3)Но нескольких из нас оставили преподавать в институте. (4)Меня предупредили: моими слушателями будут курсанты, уже закончившие общевойсковые училища. (5)Перед ними я робел. (б)Предстоит учить мне и призванных в армию студенток. (7)Они меня смущали. (8)Вид мой был отнюдь не бравый: более чем скромное обмундирование и сущее несчастье — ботинки с обмотками вместо сапог. 
(9)Вот тут-то передо мной и встал вопрос: «Быть или казаться?» (10)Я представлял себе ясно, каким покажусь своим первым ученикам. (11)Как сделать, чтобы они почувствовали, каков я есть? (12)Решил начать с лобовой психологической атаки. (13)Продемонстрирую несколько примеров работы военного переводчика, потом скажу: «Вот что я умею и этому научу вас». 
(14)Взяв с собой трофейные уставы и письма немецких солдат, я с замирающим сердцем пошёл в класс. (15)Перед дверью маячил дежурный: выше меня на голову, выправка умопомрачительная, обмундирование, какое мне и не снилось. 
(16)Я взялся за ручку двери. 
(17)— Ты куда? — грозно осведомился дежурный. 
(18)—В класс! 
(19)— Это чего ради? (20)К нам сейчас преподаватель придёт! 
(21)—Это я! 
(22)— Брось заливать! — начал дежурный, но вдруг осёкся, широко распахнул передо мной двери и от неожиданности вместо «Встать! Смирно!» гаркнул: «Встать! Руки вверх!» 
(23)Отделение, вскочившее со своих мест, рухнуло на скамьи, давясь от хохота. 
(24)Растерявшись и видя перед собой аудиторию из одних бравых строевиков и блистательных красавиц, — так мне казалось — я, вместо того чтобы продемонстрировать на примерах, в чём состоит работа военного переводчика, сразу сказал: 
(25)— Сейчас я покажу вам, что я умею… 
(26)Тут у меня распустилась обмотка. (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить: 
(28)— И этому научу вас! 
(29)Слушатели задохнулись от смеха. 
(30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием. 
(31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал: 
(33)— Раскрыть любой устав на любом месте! 
(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. (35)И я стал переводить с листа, сам себе приказав: «В темпе!» (Зб)Потом проделал то же самое с выхваченным наудачу трофейным приказом. (37)Особенно впечатлил слушателей перевод трофейного письма, написанного возрождённым в гитлеровские времена готическим шрифтом. (38)Непривычному он кажется иероглифами. (39)И наконец, не глядя на схему, отбарабанил структуру двух дивизий вермахта: пехотной и танковой. 
(40)Словом, я заставил своих учеников забыть и мою неприличную молодость, и гротескно-нелепое появление, и даже обмотки. (41)Но уж потом мне приходилось каждый день, не давая себе спуску и поблажки, быть, а значит, не заботиться о том, чтобы казаться. 

1) (33)— Раскрыть любой устав на любом месте! 
(34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек. 
раскрыть — лексический повтор. 
устав — книжка — контекстные синонимы. 
Ответ: 34

Тестовые варианты для задания 23 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:

Среди предложений 27−35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу. 
—(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! — недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы? 
—(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась! 
—(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! —вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его: 
—(11)Ты точно антилопу видел? 
—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекрестился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испортится! 
—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочкау меня сильно хворает, уже третий год. 
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. 
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (ЗО)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. 
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. 
—(37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад…
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. 
—(45)Вкусно, миленькая? 
—(46)Вкусно! 
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

Пример 2:

Среди предложений 3–10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 

(1)Вопрос «Кто виноват?» называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи… (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват? 
(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении человека. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (11)Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции… (12)И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16) Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма — живого человека. (17)Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное «Ждите, нам некогда»— всё это симптомы самой страшной социальной болезни —пренебрежения к человеку. (18)0 человеке никто не думает, когда строится дом, и в космос запускают очередную ракету, и голосуют за какое-то якобы судьбоносное решение. (19)0 человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним, он считает себя маленькой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства. 
(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров… (24)Надо, чтобы человек не чувствовал себя униженным и оскорблённым, и поднимется производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека, никто не станет терзаться бессмысленным вопросом «Кто виноват?».

Пример 3:

Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим предложением с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

(1)3а несколько дней до войны Академия архитектуры в Москве решила реставрировать редкие и наиболее ценные издания своей библиотеки. 
(2)Огромные тома Витрувия или Палладио, источенные червями или обветшавшие от времени, требовали тончайшего мастерства переплётчика, который должен был вернуть им первоначальный вид. 
(З)Такие золотые руки нашлись в Москве. (4)Это был старый переплётчик Эльяшев, родом из Николаева, человек, тонко чувствовавший эпоху, бескорыстно влюблённый в своё дело, виртуозный переплётчик и футлярщик. 
(5)Его пригласили в библиотеку Академии архитектуры, и Эльяшев реставрировал там или, вернее, воссоздал ряд замечательных книг, так что даже самый опытный взгляд не обнаружил бы изъянов. 
(6)Я всегда с уважением смотрел на Эльяшева, который обращался с книгой так, словно разговаривал с ней. 
(7)В 1941 году, во время эвакуации, я потерял Эльяшева из виду в сложных событиях войны и считал, что старик не вынес, вероятно, тяжёлых потрясений. (8)Но однажды, года через два после окончания войны, я узнал, что Эльяшев жив и даже работает продавцом в книжном киоске Академии наук на одной из станций московского метро. (9)Я поехал на эту станцию и отыскал Эльяшева. 
(10)— Как я рад, что вы живы, — сказал я ему, — ведь часто вспоминал ваши руки. 
(11)— Жив-то я жив, — ответил он, — но с руками мне пришлось проститься. 
(12)Он показал мне свои руки, на которых были ампутированы все пальцы, за исключением двух — большого и указательного, которыми он и действовал. 
(13)— Я отморозил их на лесозаготовках. (14)Ноги у меня были тоже отморожены, но не в такой степени. 
(15)— Неужели без вас не обошлись на лесозаготовках? (16)Ведь вам больше шестидесяти лет, — сказал я, готовый предположить чьё-то равнодушие к чужой старости. 
(17)— Нет, я пошёл добровольно, — ответил он с твёрдостью. (18)— Разве мог я остаться без дела, когда вся страна воюет? (19)Нет, я не вправе был поступить иначе. 
(20)Я вспомнил о своих книгах, которые переплёл Эльяшев, вспомнил редчайшие издания в библиотеке Академии архитектуры, которым этот старик дал вторую жизнь. 
(21)— Как же мне жалко ваши руки, Эльяшев, — сказал я, искренне скорбя за него. (22)— Они у вас были как у скрипача.
(23)— Конечно, руки мои пропали… но если я принёс ими хоть сколько-нибудь пользы в войну, что сейчас говорить о них. 
(24)Он сказал это, нисколько не рисуясь, и я подумал о том, что, может быть, спиленное его шестидесятилетними руками дерево послужило топливом для двигателя или станка, на котором изготовляли оружие. 
(25)Неделю спустя Эльяшев неожиданно пришёл ко мне. 
(26)— Вот что, — сказал он, — дайте мне какую-нибудь вашу самую любимую книгу… я постараюсь переплести её, и это будет в последний раз в моей жизни. 
(27)Я дал ему редкость — сборник высоких мыслей «Похвала книге», и он переплёл её, орудуя двумя уцелевшими пальцами; вероятно, это стоило ему многих усилий, но он переплёл книгу, и она стоит у меня на полке и поныне. (28)Она напоминает мне о том, что истинное существо человека проверяется в самых трудных испытаниях.

Пример 4:

Среди предложений 7−15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? 
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых — наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? 
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». 
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: 
(32) — Мы? (33) Л оси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова… 
(39) — Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же… 
(41) — Мы согласно инструкции… 
(42)Вот и весь разговор. 
(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном — о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу…

Пример 5:

Среди предложений 18−23 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

(1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, — первое поколение, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти-пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что-либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются.
(12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи считают, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. 
(16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учиться, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. 
(18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколения. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстников. (20)Надо быть как все. 
(21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зарабатывать. 
(26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они другие.

Пример 6:

Среди предложений 1−5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. 

(1)Когда размышляют о том, каким должен быть хороший врач, то часто профессиональное мастерство, знания, опыт противопоставляются нравственным качествам: чуткости, простоте, общительности. (2)Кто-то резонно говорит, что врач не священник, что его дело — грамотно лечить, а не утешать. (З)Другие возражают: физическое здоровье человека неразрывно связано со здоровьем душевным. (4) Добрым словом, сочувствием, отзывчивостью можно добиться большего, чем самыми эффективными лекарственными препаратами. 
(5)17 июня два выпускника медицинской академии, Кирилл Максимов и Артём Беляков, одетые в строгие костюмы, торопливо шагали по улице, боясь опоздать на торжественное вручение дипломов. (б)Вдруг, переходя улицу, Артём увидел, что в открытом канализационном колодце кто-то лежит. (7)3нойное солнце, гул машин, спешащие люди, кусты пыльной сирени, сквозь которые стекают золотистые струи света… (8)Всё как обычно! 
(9)А тут, прямо под ногами, неподвижно лежит человек. 
(10)— Кирилл, подойди! 
(11)Кирилл подошёл и посмотрел вниз, потом оглянулся по сторонам. 
(12)— Пошли скорее! — придушенным шёпотом прошипел он. (13)— Вечно ты куда-нибудь влипаешь! 
(14)— Куда пошли?! (15)Может, человеку плохо! 
(16)— Тема, это не человек, а семьдесят килограммов всевозможной заразы! 
(17)— Да тут любому упасть — нечего делать. (18)Я сам чуть в эту дыру не свалился… (19)Может, так же шёл человек, зазевался и упал вниз… 
(20)Кирилл закатил глаза: 
(21)— Тема, у меня красный диплом, а у тебя синий. (22)3наешь, почему? (23)Потому что я умный, а ты — нет. (24)И вот тебе умный человек говорит: это бродяга отсыпается после бурной ночи. (25)Пошли отсюда, пока не подцепили какую-нибудь чесотку. 
(26)Артём неуверенно оглянулся, потом вздохнул и стал спускаться по железной лестнице в шахту. (27) Л ежащий ничком мужчина, услышав посторонние звуки, резко вздрогнул, испуганно вскинул бородатое лицо с исцарапанными до крови скулами и что-то нечленораздельно крикнул. 
(28)— Мужчина, с вами всё нормально? — спросил Артём. (29)Сверху раздался хохот. 
(30)— Тема, ты ему сделай искусственное дыхание по методу «рот в рот»… 
(31)— Вы не ушиблись? — громче спросил Артём, морщась от густого запаха пота и закисшей сырости. 
(32)Бродяга перевалился на бок и, недружелюбно сверля глазами вторгшегося в его жилище чужеземца, стал растирать затёкшие руки. 
(33)— Аскорбинку ему дай или через пипетку рыбьего жира накапай! —веселился Кирилл. 
(34)Артём вылез из шахты. (35)Кирилл, взвизгнув, изображая панический страх, отскочил в сторону. 
(36)— Тема, не приближайся ко мне. (37)Ты теперь биологическое оружие массового поражения… (38)Посмотри на себя! (39)Пугало! (40)Как ты пойдёшь в таком виде диплом получать?! 
(41)Артём снял пиджак и горько вздохнул: на спине темнели жирные пятна, на локтях, словно присосавшиеся пиявки, висели тяжёлые капли жёлтой краски. 
(42)— Король трущобных окраин! — насмешливо покачал головой Кирилл, глядя на удручённого друга. (43)— Говорили ему умные люди… 
(44)…Когда на сцену под бурные аплодисменты вышел Кирилл, ректор вручил ему красный диплом и, пожимая руку, по-отечески ласково улыбнулся. (45)Потом, не выпуская его руки, повернулся к важному чиновнику из министерства здравоохранения и с гордостью показал на сияющего отличника. 
(46)Артём, услышав свою фамилию, выскочил на сцену, стесняясь неуничтожимого запаха помойки, торопливо выхватил диплом из рук ректора и, ссутулившись, побежал на своё место.

Пример 7:

Среди предложений 13−19 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения. 

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может. 
(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (З)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный. 
(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга — это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи. 
(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек. 
(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели. 
(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст. 
(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно». 
(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить». 
(31)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (ЗЗ)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке. 
(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!

Пример 8:

Среди предложений 43−48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом — слякотный перрон… (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река… 
(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. 
(8)Снова — метро, его подземелья… (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили. 
(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу. 
(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью… 
(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили… (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит… 
(19)Глаза прикрыл, но задремать не успел: застрекотали рядом молоденькие девушки. (20)Хорошо, что обходились без убогого «короче», «прикольно». (21)Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты —словом, учёба. (22)Потом Новый год вспомнили, ведь он недалеко. 
(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого. 
(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?! 
(28)— А ты? 
(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее. 
(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит. 
(37)— А папе… (38)У нас такой папа хороший, работящий… (39)И я ему подарю… (40)А дедушке… (41)А бабушке… 
(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок… 
(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече…

Ответы: 
1) 29 
2) 10 
3) 5 
4) 13 
5) 22 
6) 2 
7) 17 
8) 47

multiurok.ru

Презентация по русскому языку ЕГЭ «Задание 23 «Средства связи предложений в тексте».

Средства связи предложений в тексте

(Среди предложений … найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи… Напишите номер этого предложения).

Алгоритм действий.

Обязательное чтение всех предложений, в которых необходимо вести поиск — выявление формальных показателей связи предложений — определение наличия связи между двумя предложениями —  запись ответа цифрами только одного предложения (в клеточке должен находиться один символ).

Аналитический отчёт ФИПИ:…Низкие результаты выполнения задания фиксируются в случаях, когда средство связи – местоимение – «спрятано» внутри следующего предложения либо средством связи являются контекстные синонимы или антонимы…

Средства связи. Лексические:

1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

2) однокоренные слова

Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному — первый признак талантливости.  (В.Белов)

2) Синонимы.  В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Контекстные синонимы.

) Антонимы.

 У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

4) Описательные обороты

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические:

1) личные местоимения

1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

2) указательные местоимения (такой, тот, этот)

1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».

3) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

4)союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой)

6) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

7) единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.

Подражание французскому тону времён

Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:

Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

 

 

infourok.ru

Тестовые задания в формате ЕГЭ 23 — Средства связи предложений в тексте — ЕГЭ-2018. Русский язык. Сдаем без проблем! — ЕГЭ 2018

ЕГЭ-2018. Русский язык. Сдаем без проблем!

Тестовые задания в формате ЕГЭ

1. Среди предложений 3—9 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. (З)Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. (4)Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. (5)Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. (6)Чтение Достоевского в юности производило потрясающее впечатление. (7)Я до сих пор уверен, что человек, прочитавший «Преступление и наказание», гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа.

(По Ф. Искандеру)

2. Среди предложений 2—8 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(1)С огромным интересом читаю приходящую почту. (2)Абсолютное большинство наших читателей, судя по почте, живет в городах. (З)Казалось бы, театры, кино, соседи, родственники, друзья… (4)Как много возможностей для общения! (5)Однако в городе человек чаще всего грустит. (6)Из-за чего грустит человек? (7)Он одинок. (8)Ему кажется, что его не понимают другие люди.

(В. Шахиджанян)

3. Среди предложений 2—11 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью синтаксического параллелизма. Напишите номер этого предложения.

(1)Великий немой. (2)Так называли кино, когда не была еще изобретена аппаратура для озвучивания фильмов. (3)Но разве был когда-нибудь фильм немым? (4)Первые ленты действительно выпускались беззвучными. (5)Но беззвучным кино никогда не было. (6)Уже первые киноролики, отснятые братьями Люмьер, сопровождались во время показа игрой на фортепьяно. (7)Музыка — душа немого фильма! (8)Она одухотворяла тени на экране, безмолвно кричащие, бесшумно передвигающиеся, беззвучно целующиеся… (9)Музыка — это пульс кинематографического искусства! (10)Ведь человек по своей природе не в силах воспринимать мир одним зрением — он непроизвольно напрягает слух.

(По Л. Тарасову)

4. Среди предложений 8—15 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью наречия. Напишите номер этого предложения.

(8)Пику сильно укоротили, оставляя от нее наконечник с частью древка. (9)Вставляя коротышку в ружейный ствол, превращали ружье в пику и, как пикой, орудовали им в рукопашной схватке. (10)Но такое ружье не могло выстрелить! (11)В XVII веке французы догадались насаживать видоизмененный наконечник пики на ружье с помощью трубки. (12)Получился первый штык. (13)Теперь ружьем можно было колоть, как пикой, и стрелять. (14)Такое маленькое изобретение привело к тому, что исчез целый род войск с тысячелетней историей — копейщики-пикинеры. (15)Они стали не нужны на войне.

(По А. Митяеву)

5. Среди предложений 8—11 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

(8)Писатель не может пренебрегать ничем, что расширяет его видение мира, конечно, если он мастер, а не ремесленник. (9)Если он создатель ценностей, а не обыватель, настойчиво высасывающий благополучие из жизни. (10)Часто бывает, что после прочитанного рассказа, повести или даже длинного романа ничего не остается в памяти, кроме сутолоки серых людей. (11)Мучительно стараешься увидеть этих людей, но не видишь, потому что автор не дал им ни одной живой черты.

(По К. Паустовскому)

6. Среди предложений 4—11 найдите предложение, которое связано с предыдущими с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(4)Чтобы понимать смысл поведения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру: их простую, обычную жизнь, их привычки, бытовавшее в те годы представление о чести, долге. (5)Надо представлять, как жили люди этой эпохи, какой мир их окружал, какие проблемы волновали, каковы были их семейные и служебные обязанности. (6)Надо знать, одним словом, культуру того времени. (7)Культура исторична по своей природе. (8)Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и к будущему. (9)Она вечна и всемирна, но всегда подвижна и изменчива.

ЗАДАНИЕ 23

(10)Есть и другая причина, диктующая обращение к истории. (11)История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее.

(По Ю. Лотману)

7. Среди предложений 11 — 17 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза, лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(11)Вспомним Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (12)Он сознательно, из идейных соображений убил старуху-процентщицу, вроде бы для блага других, близких ему людей. (13)Но ко благу это не привело. (14)А герой на протяжении всего романа мучается, томится, бродит по улицам, не находя покоя. (15)Убив другого, пусть неприятного, чужого ему человека, он убил жизнь в себе самом. (16)Рассудочное самооправдание не помогает ему, он совершает один за другим странные, иррациональные поступки. (17)И наконец, решается на поступок, достойный истинно раскаявшегося человека: признается в своем преступлении и добровольно просит наказания.

(По Е. Соколовой) 8

8. Среди предложений 16—23 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью вопросительного и притяжательного местоимений. Напишите номер этого предложения.

(16)Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. (17)Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема «знание и нравственность». (18) Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. (19)Но чем будут отличаться новые образованные люди? (20)В чем их благородство? (21)«В интеллигентности» — был ответ. (22)В благородстве духа. (23)Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира.

(По С. Соловейчику)

9. Среди предложений 6—9 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения.

(6)Александра Михайловна жила недалеко от нас, работала воспитателем в детском саду. (7)Когда я родился, Александра Михайловна помогала за мной ухаживать, ну а потом стала мне совсем родной.

(8)В их доме царила такая бедность, что день, когда ей удавалось напечь пирожков с картошкой, был большим праздником. (9)Но в этой нищете было столько доброты.

(По Г. Хазанову)



scribble.su

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Материал по книге С.В. Драбкиной и Д.И. Субботина Средства связи предложений в тексте

2 слайд Описание слайда:

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку Средства связи предложений в тексте: Лексические: Лексический повтор (повтор слов, однокоренные слова) — это повтор слова или выражения или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяющий сохранить единство темы.  Пример: В борьбе с инфекцией организм вырабатывает различные антитела, которые уничтожают бактерии и разрушают выделяемые ими токсины. Антитела образуются преимущественно в лимфатических узлах и селезенке. Синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом.  Пример: Великий русский ученый И. И. Мечников первый открыл, что белые кровяные тельца захватывают попадающие в кровь инородные для организма вещества, в том числе бактерии, и переваривают их. Такие лейкоциты Мечников назвал фагоцитами.

3 слайд Описание слайда:

Использование антонимов.  Пример: Поэтому новорожденные и дети первого года жизни устойчивы (иммунны) ко многим инфекциям. Но пассивный иммунитет менее стоек, чем активный. Родовидовые слова, т.е. слова, связанные гиперо-гипонимическими отношениями: род — вид, род — как более широкое понятие, вид — как более узкое.  Пример: Различают иммунитет видовой и приобретенный. Видовой иммунитет составляет свойство данного вида животных и передается по наследству. Употребление слов одной тематической группы.  Пример: Так, собаки никогда не болеют корью и другими инфекциями, наблюдающимися у человека. Однако птицы, при обычных условиях не заболевающие сибирской язвой, могут заболеть ею при ослаблении организма в результате охлаждения, голодания и других причин. (Тематическая группа — животные)

4 слайд Описание слайда:

Грамматические: Единство видовременных форм — употребление глаголов одного вида и времени. В описании — несовершенного вида, в повествовании — совершенного, в рассуждении — оба вида. Местоименная замена — замена существительных или других частей речи местоимениями. Местоимение может быть средством связи двух предложений, а также группы предложений. Оно может даже заменять целое предложение. Использование союзов, частиц, вводных слов. Наречия со значением времени и пространства — позволяют уточнить временную и пространственную характеристику текста. В текстах, особенно научных, встречаются целые предложения, цель которых — связать части текста. Их называют «предложения-скрепы».  Пример: Перейдем к следующему пункту нашего плана. Об этом говорится выше. Вопросно-ответная форма — автор задает вопрос, и сам на него отвечает. Цепная(последовательная) связь предложений — первое связано со вторым, второе с третьим и т.д.  Параллельная связь предложений — все предложения связаны с первым.

5 слайд Описание слайда:

Среди предложений 27−34 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.  (27)Я поставил ногу на табурет и начал обматывать ею ногу, но продолжал говорить:  (28)— И этому научу вас!  (29)Слушатели задохнулись от смеха.  (30)«Всё погибло!» — подумал я с отчаянием.  (31)Но отступать некуда. (32)Делая вид, что не слышу смеха, я приказал:  (33)— Раскрыть любой устав на любом месте!  (34)Дежурный поспешил раскрыть одну из синих книжек.

6 слайд Описание слайда:

Среди предложений 27−35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.  (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу… (ЗО)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.  (32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки.

7 слайд Описание слайда:

Среди предложений 3–10 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.  (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5) А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват?  (8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении человека. (10)Надо сделать человека высшей ценностью.

8 слайд

infourok.ru

Как делать задание а23 в егэ по русскому языку

Смысловые отношения между предложениями

Знаки препинания

Примеры

Перечисление

Запятая

Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит.

Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания

Точка с за­пятой

1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; я продвигался вперед с трудом.

Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой)

Двоеточие

(по какой причине?)

Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)

Разъяснение смысла первой части

Двоеточие

(а именно)

Об одном вас прошу: стреляйте скорее. (М. Лермонтов)

Пояснение сказуемого первой части

Двоеточие

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах.

Если в первой части

Есть слова так,

одно, таков, такой.

Двоеточие

Они жили так: он вставал, как всегда, рано, и шел на завод.

Перед прямым

вопросом

Двоеточие

Хочу вот что знать: кто рассказал Анне о моей беде?

Вспомнить двоеточие при обобщающих словах при однородных членах предложения. Стр 84.

Время, условие

Тире

(когда)

Ехал сюда — рожь начинала жел­теть.  Поработаешь до поту — поешь в охоту.

Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие, о чем говорится в первой)

Тире

(поэтому, тогда)

Распахнули окна — запах сосен вступил на веранду.

Противопоставление

Тире

(а)

Лето припасает —  зима поедает.

Быстрая смена событий

Тире

Сыр выпал — с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

resh-ege.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *