Ткани растений таблица 5 класс – План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Урок «Ткани растений и их функции», 5 класс | скачать бесплатно

Ткани растений

2

(5-7 мин)

Актуализация знаний

Итак, ребята, у вас на партах лежат конверты, возьмите их и посмотрите, что там лежит?

Что это такое? Как мы называем общим словом эти кусочки?

Совершенно верно, это разные ткани.

Как вы думаете, почему эти ткани оказались у нас сегодня на уроке? Как они будут связаны с биологией?

Чтобы нам стало понятно, давайте найдем в толковых словарях, какое значение имеет слово ткань?

Итак, в животных и растительных организмах это системы или группы одинаковых клеток. Но организмы у нас состоят из большого количества клеток. Мы можем сказать, что все клетки организма, например растения, будут одинаковые?

В листьях у нас одни клетки, в корне другие, следовательно, и ткань у нас будет не одна, а…

С помощью словаря мы подтвердили то, что ткань может быть не только на нас в виде одежды, но и внутри и являться частью любого организма, в том числе и растения. А так как растения, это те объекты, которые мы изучаем в этом году, то и тема нашего урока будет связана с ними.

Итак, тема нашего урока будет звучать…

Совершенно верно, записываем тему урока в вашу технологическую карту.

Достают различные кусочки ткани

Варианты ответов детей (материал, тряпочки, ткани)

Затруднение

ТКАНЬ, -и, ж. I. Изделие, изготовленное тканьем (см. ткать в 1 знач.). 2. Общее название для тканых, трикотажных и нек-рых нетканых материалов 3. перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т: рассказа. 4. В животных и растительных организмах: система однородных клеток.

Нет

несколько

Ткани растения

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с сверстниками; познавательные: логические – анализ дополнительной информации ; регулятивные: умение преобразовать информацию

3

(5-10 минут)

Целеполагание

Тему мы с вами определили. Скажите, пожалуйста, этот материал вам знаком?Вы знаете какие ткани есть у растений?

Значит, какова цель нашего урока?

Давайте определим маршрут нашей работы на уроке.

Вашему вниманию предлагаются задачи, которые нам предстоит решить, но они перепутаны местами. Вам нужно поставить их в том порядке, который поможет достичь цели урока.

Определить цель

Нет

Сегодня на уроке мы познакомимся со строением растительных тканей.

Изучить особенности строения тканей растения в учебнике

Вспомнить правила работы с микроскопом

Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах

Сделать вывод о многообразии и значении тканей для растения

    Регулятивные: целеполагание, умение выполнять разнообразные задания; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные — самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические-формулирование проблемы

    4

    (15 мин)

    Операционно-технологический этап

    Приступаем к работе, что у нас первое по плану?

    Чтобы знакомиться с тканями растений, нам нужно четко понимать, что это такое.

    Для этого я предлагаю вам заполнить ваши технологические карты, возьмите листочки.

    Первое задание у вас найти и записать определение, что такое ткань. Для этого вы воспользуетесь своими учебниками: параграф 10, стр. 46. После этого вы просматриваете параграф и выписываете в схему названия тканей, которые есть в учебнике. Не забывайте, после задания нужно сделать вывод о том, какое количество тканей есть в растительном организме.

    Как только вы справились с работой, вы показываете зелёный кружок, затем мы ждем остальных и проверяем.

    Все выполнили задание, давайте проверять. Поменяйтесь листочками. Ваша задача заключается в следующем: на слайде представлен правильный ответ, сверяясь по нему вы должны выставить оценку своему товарищу. Если все правильно вы закрашиваете весь кружок, если есть неточности или сделано не все задание, закрашиваете половинку, если задание не сделано, оставляете кружок пустым.

    Проверили, хорошо верните назад листочки. У кого все правильно поднимите зелёный кружок, у кого есть недочеты, покажите желтый кружок, кто не справился, покажите красный. Таких ребят у нас нет, молодцы!

    Теперь оцените свою работу в этом задании! Если все сделал быстро и правильно зелёный, у кого задание вызвало затруднение – желтый, кто не понял задание – красный.

    Замечательно, идём дальше. Теперь мы знаем, что такое ткань, и какие бывают ткани. Когда вы выписывали названия, у вас возникали какие-нибудь образы, связанные с названиями тканей?

    Хорошо, то есть названия нам с вами помогут разобраться со значением тканей для растения.

    Рассказ учителя о тканях: (с показом видеофрагментов)

    Образовательная: ткань состоит из мелких клеток, которые очень быстро делятся и потом превращаются в клетки других тканей.

    Как вы думаете, где располагаются эти ткани? Чем растет растение? Это и будут места расположения этих тканей. А тогда главное значение ткани?

    Покровная ткань: клетки мелкие, плотно прилегают друг к другу. По названию, вы можете определить, где она находится? И что делает?

    Но ребята, если эта ткань будет плотной и цельной как пленка, то растение сможет получать питательные вещества? Что потребуется?

    Такие отверстия существуют и называются они устьица (записать на доске слово)

    Механическая (опорная) ткань: длинные клетки с плотными стенками. Что они делают? Без них растение смогло бы подняться и вынести к свету цветы и плоды?

    Проводящая ткань: ткань, которая проводит вещества по растению, клеточки будут в виде трубок. Но мы с вами привыкли, что клетки в организме живые, в этой ткани будут и живые и мертвые клетки. Живые – ситовидные трубки – проводят органические вещества, мертвые – сосуды – проводят воду и минеральные вещества.

    Основная ткань: составляет основу растения, заполняет пространство между другими тканями. Существует много видов основных тканей, но главная их функция будет производство и запасание питательных веществ.

    Мы рассмотрели 5 видов растительных тканей, и теперь вам предстоит работа в группах: объединяемся по 2 парты, просто повернитесь друг к другу.

    У каждой группы на столе лежит конверт желтого цвета, откройте его. Перед вами листок с центральным словом, у каждой группы свое слово. Это название одной из тканей. Так же в конверте у вас лежат разные картинки, связанные с темой нашего урока. Вам нужно, используя эти картинки, свои знания о тканях и, возможно, какие-то дополнительные надписи, составить по стрелочкам схему, которая будут наглядно показывать, что это за ткань.

    На выполнение работы вам дается 7 минут, как только группа справилась с работой, она дает опознавательный знак, вся группа поднимает руки в центре.

    Когда все группы будут готовы, один представитель рассказывает, что у них получилось. Остальные по окончании ответа оценивают работу группы. Сравнивая ее с примером на доске и поднимая зелёный кружок, если все правильно, желтый, если есть недочеты, красный, если неправильно.

    Молодцы, все справились. Оцените свою работу: активно принимал участие в решении проблемы – зелёный кружок, не участвовал в работе – красный кружок.

    Хорошо, ребята, давайте проверим, какие задачи мы с вами в ходе этой работы выполнили?

    Правильно, но теперь мы немножко отдохнем!

    Знакомство с тканями растения

    Да, проводящая – проводит, опорная – опирает, покровная — покрывает

    Верхушка стебля, кончик корня, в толщину.

    Рост растения

    Снаружи

    Защищает

    Нет, отверстия

    Опора, прочность

    В конвертах, картинки с изображениями клеток разных тканей (выбирают необходимое), картинки с местоположением (выбирают), и картинки со значением (выбирают)

    Изучить особенности строения тканей растения

    Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

    6

    (10 мин)

    Первичное закрепление и Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Итак, теоретические знания о тканях вы получили самостоятельно, теперь давайте проверим, сможете ли вы распознать их по описаниям на микропрепаратах.

    Но для этого нам нужно вспомнить, как правильно работать с микроскопом.

    Сейчас вы работаете в парах и устанавливаете микроскоп в рабочее положение. Как только вы будете готовы, поднимите вместе зелёный кружок.

    Я вижу, все готовы. Итак, у вас на партах есть подносики с микропрепаратами, ваша задача рассмотреть все микропрепараты и определить, к какому виду тканей относится данный препарат, используйте ваши знания о тканях.

    Так как этот материал мы только прошли, вам будет немножко трудно, поэтому можно пользоваться подсказкой, которая размещена на слайде. (фотографии микропрепаратов и подписи к ним). Но обязательно помним правила работы с оборудованием!

    Приступаем к работе.

    Я вижу, все ребята справились, давайте проверим, что у вас получилось.

    На слайде выведен правильный ответ, посмотрите, если все правильно, полностью закрашиваем кружок, если есть 1-2 ошибки – половинку, если больше 2, то оставляем кружок пустым — с работой не справился.

    Оцените эту работу: все получилось – зелёный кружок, были затруднения – желтый, не получилось – красный.

    Теперь посмотрите на доску, какие задачи мы выполнили с вами?

    Что у нас осталось? Правильно, сделать вывод о значении тканей для растения.

    Для этого мы с вами выполним третье задание из вашей технологической карты.

    Вам предложена табличка, где в 1-ом столбике представлены названия тканей, во 2-ом столбике указано значение, которое выполняет определённая ткань, но в табличке все перепуталось, и теперь каждой ткани соответствует не то значение.

    Ваша задача будет заключаться в том, чтобы протянуть стрелочки от названия ткани к функции, которую она выполняет.

    Сначала, выполняем самостоятельно, а затем, кто-нибудь выйдет к доске и покажет свой вариант решения. Когда закончите, поднимаете зелёный кружок.

    Приступаем к работе.

    Итак, …выйди к доске и расставь, пожалуйста, стрелочки.

    Ребята, кто согласен с ней, поднимите зелёные кружки, кто не согласен? Почему? (выйти исправить).

    Оцените свою работу в этом задании: все правильно – зелёный кружок, есть недочеты – желтый, много ошибок – красный.

    Хорошо, давайте, сделаем вывод о значении тканей для растения: обратите внимание на слайд.

    Вам представлен текст, где пропущены важные слова, это и есть наш вывод, но он не полный, давайте попробуем его сформулировать правильно.

    Группы клеток, сходные по строению, называются___________. В растении существует ______видов тканей, это покровные,_______, механические, _______,образовательные. Все они выполняют определённые _________, которые будут обусловлены строением этой ткани.

    Устанавливают микроскоп

    Вспомнить правила работы с микроскопом

    Научиться различатьрастительные ткани на микропрепаратах

      Регулятивные: контроль, оценка, самооценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

      Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      §5. Строение клетки. Ткани Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс

      Главная › 5 класс › Биология › Рабочая тетрадь Биология Корнилова Николаева Симонова 5 класс Задание 1. Рассмотрите рисунок, подпишите основные органоиды клетки. Зеленым цветом отметьте органоиды, имеющие зеленую окраску.



      Задание 2. Заполните таблицу.


      Задание 3. Укажите черты сходства и различия в строении растительной и животной клетки.



      Задание 4. Заполните таблицу.


      Задание 5. Заполните таблицу.



      Задание 6. Выполните задание 1 лабораторной работы №2 «Знакомство с клетками растений»

      1. Зарисуйте клетки кожицы лука, которые вы увидели под микроскопом. Укажите увеличение, при котором вы рассматривали препарат.

      2. Укажите, в чем отличие внешнего вила клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.


      При большом увеличении видны ядра клеток и органоиды.


      3. Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ обоснуйте.


      Покровная. Покрывает лук, клетки плотно соприкасаются друг с другом


      4. Объясните, зачем нужны предметные и покровные стекла.

       

      На предметное стекло кладут препарат, покровным его фиксируют, чтобы не произошло смещение.


      §4. Увеличительные приборы§6. Химический состав клетки

      dourokov.ru

      Презентация к уроку биологии 5 класс на тему: «Ткани».

      Повторение:

      1) Наука о клетках называется -….

      2) Клетки бывают — ….

      3) Перечислите основные части любой клетки.

      4) Что называют органоидами клетки.

      5) Перечислите органоиды растительной клетки.

      6) Перечислите органоиды животной клетки.

      7) По количеству клеток организмы бывают:…

      Проверочная работа.

      Тема урока:

      «Ткани живых организмов».

      Организм

      Системы органов

      Орган

      Ткань

      Клетка

      Словарь

      ТКАНЬ — группа клеток, сходных по строению, функциям, имеющих общее происхождение. Между клетками находится межклеточное вещество

      Определение в учебнике стр.21

      Словарь

      Гистология – наука изучающая ткани.

      Костная ткань

      ТКАНИ

      растительные

      животные

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ

      образовательная

      эпителиальная

      основная

      соединительная

      мышечная

      покровная

      нервная

      проводящая

      механическая

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ ТКАНЬ

      Образует покровы тела(входит в состав кожи).Защищает от неблагоприятных воздействий внутренние органы.

      В этой ткани почти нет межклеточного вещества.

      8

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

      Много межклеточного вещества. Из этой ткани состоят хрящи, кости, кровь.

      Выполняет множество функций:

      • защитную
      • опорную
      • транспортную
      • заполняет промежутки между органами

      8

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ . МЫШЕЧНАЯ ТКАНЬ

      Образованы все мышцы тела, она входит в состав многих внутренних органов.

      Функция:

      • движение органов и организма.

      8

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ. НЕРВНАЯ ТКАНЬ

      Из нее состоит спинной и головной мозг, а также нервы. Основу нервной ткани составляют нервные клетки – нейроны.

      Функция:

      • контролирует работу организма.

      Нейрон – нервная клетка

      8

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ

      Состоит из клеток, которые способны делиться в течении всей жизни растения.

      Эта ткань находится в местах активного роста, например в кончике корня и в верхушке почки.

      Функция:

      • обеспечивает рост растения.

      корень

      почка

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ОСНОВНАЯ ТКАНЬ

      Эта ткань содержит зеленый пигмент хлорофилл, благодаря которому и образуется органическое вещество..Основная ткань обычно находится в листьях.

      • образование и накопление питательных веществ.

      Покровная ткань

      Столбчатая ткань

      Проводящая ткань

      Губчатая ткань

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПОКРОВНАЯ ТКАНЬ

      Функция:

      • защищает растение от неблагоприятных воздействий.

      эпидермис

      устьице

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ. ПРОВОДЯЩАЯ ТКАНЬ

      Функция:

      • передвижение растворенных питательных веществ по растению.

      Клетка сосуда

      Сосуды и корневые волоски

      Ситовидные трубки

      Корневые волоски

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ. МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ

      Образована клетками с очень прочными клеточными стенками.

      Функция:

      • опорная функция «скелет растения».
      • Благодаря этой ткани растение противостоит большим механическим нагрузкам, например стебель выдерживает сильные порывы ветра.

      Проверка знаний

      1. Что такое ткань?

      2 . Назовите виды тканей растений, животных.

      3 . Какие функции они выполняют?

      8

      Эпителиальная ткань

      Нервная ткань

      Мышечная ткань

      Соединительная ткань

      ТКАНИ ЖИВОТНЫХ

      ТКАНИ РАСТЕНИЙ

      образовательная

      эпителиальная

      основная

      соединительная

      мышечная

      покровная

      нервная

      проводящая

      механическая

      ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

      • Учебник § 5,
      • раб. тетрадь § 5 задание 4, 5.
      • Изготовить аппликацию или рисунок «Строение клетки » (На отдельном листе и подписать).

      1 . Плотное образование, ограничивает клетку, определяет её форму

      • цитоплазма
      • оболочка
      • поры
      • вакуоль
      • пластиды

      2. Мельчайшие отверстия в оболочке клетки, через которые осуществляется обмен веществ

      • оболочка
      • поры
      • вакуоль
      • пластиды
      • хлоропласты
      • хромопласты
      • лейкопласты

      3. Небольшое плотное тельце

      • цитоплазма
      • оболочка
      • поры
      • ядро
      • пластиды

      4. Полость, заполненная клеточным соком.

      • вакуоль
      • хромопласты
      • цитоплазма
      • оболочка
      • лейкопласты

      5. Зеленые пластиды.

      • лейкопласты
      • хромопласты
      • хлоропласты
      • вакуоль
      • ядро

      6. Оранжево-красные пластиды

      • лейкопласты
      • хромопласты
      • хлоропласты
      • вакуоль
      • ядро

      7. Бесцветные пластиды

      • поры
      • лейкопласты
      • вакуоль
      • хромопласты
      • оболочка

      8. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку

      • цитоплазма
      • пластиды
      • вакуоль
      • оболочка
      • ядро

      Лабораторная работа № 2 Знакомство с клетками растений

      Рабочая тетрадь с. 16 – 17

      задание 6

      videouroki.net

      Урок по теме «Ткани растений», 6-й класс

      Разделы: Биология


      Цели урока:

      1. Изучить особенности строения тканей растительных организмов.
      2. Раскрыть взаимосвязь строения растительной ткани от выполняемой функции.
      3. Продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками как источниками информации.

      Оборудование:

      • микроскопы,
      • микропрепараты,
      • таблицы,
      • рисунки учебника по данной теме.

      Методы обучения: частично – поисковый, проблемный.

      Основные понятия и термины урока:

      Ткань, её виды (образовательная, основная, покровная, механическая, проводящая). Жилки. Проводящий пучок.

      Ход урока

      1.Создание проблемной ситуации:

      Так как учащиеся шестого класса не обладают достаточным уровнем развития для самостоятельного формулирования проблемной ситуации, то ситуация возникает в ходе предварительной беседы. Для этого доска разделяется на две части и в каждой прописывается, что учащиеся знают, а что не знают по данной теме.

      Знаем: Не знаем:
      Определение ткани.

      Основные места расположения тканей. (частично)

      Виды тканей растений.

      Как строение ткани связано с выполняемой функцией.

      2.В ходе беседы с учащимися решается проблема, как строение ткани связано с выполняемой функцией. Для этого с помощью таблиц, рассматривания микропрепаратов и живых объектов (побеги растений, листья, комнатные растения) заполняется следующая таблица: [ Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” ]

      Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
      образовательная Верхушка корня, стебля.        
      основная Мякоть листа

      Мякоть плодов

      Середина корня, стебля

      Мягкие части цветка

      Главная масса коры

             
      Механическая Жилки листа

      Волокна стебля

      Косточка абрикоса

      Скорлупа грецкого ореха

             
      Покровная Кожица листа, кора дерева.        
      Проводящая Жилки листа, в корне, стебле        

      3. Так как у учащихся шестого класса заполнение таблицы может вызвать затруднения, учитель должен в ходе беседы с ребятами не только направлять их деятельность, но и поощрять правильные ответы и акцентировать их внимание именно на взаимосвязи строения и функции.

      4. Учащиеся, заполнив таблицу, делают вывод, что строение ткани зависит от выполняемой данной тканью функции.

      3. Рефлексия: учащиеся проговаривают, что им понравилось в уроке, что вызвало сложности. Как они себя чувствовали на уроке.

      4. Домашнее задание: прочитать текст учебника: “Строение тканей растительного организма”

      Таблица в готовом виде:

      Тип тканей Где расположена Форма и размеры клеток Внутреннее строение Особенности жизнедеятельности Функции
      образовательная Верхушка корня, стебля. Округлые, мелкие. Крупные ядра, нет вакуолей. Постоянное деление. Рост корня и стебля.
      основная Мякоть листа, плодов.

      Середина корня, стебля

      Мягкие части цветка

      Главная масса коры

      Округлые,

      крупные и средние

      Хлоропласты.

      Ядро у стенки, крупные вакуоли.

      Хорошо развито межклеточное вещество

      Образуются органические вещества из неорганических

      Превращение и накопление веществ.

      Фотосинтез

      Запас питательных веществ

      Механическая Жилки листа

      Волокна стебля

      Косточка абрикоса

      Скорлупа грецкого ореха

      вытянутые Оболочка утолщена, одревесневела, цитоплазма часто отсутствует Мёртвые клетки Опора,

      Защита.

      Покровная Кожица листа, кора дерева. Мелкие и средние Плотно прилегают друг к другу Мёртвые и живые клетки. Оболочка одревесневает Защита.

      Связь с внешней средой

      Проводящая Жилки листа, в корне, стебле вытянутые Остались оболочки клеток, между ними есть отверстия Сосуды – мёртвые клетки

      Ситовидные трубки — живые

      Передвиже-

      ние веществ

      Список литературы:

      1. Игошин Г.П. “Уроки биологии в шестом классе” Ярославль. Академия развития. 2002г.

      Поделиться страницей:

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      Author: alexxlab

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *