Тема человек по обществознанию – человек обществознание

ЕГЭ. Человек. Тема 3. Человек-биосоциальное существо |

Человек — это биосоциальное существо. Это  значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

На  ЕГЭ есть задания, в которых необходимо определить, что свойственно только человеку, что только животному, а что и человеку, и животному. Поэтому давайте разграничим все эти особенности.

Особенности , характерные для  человека

  • Способность обладать мышлением, способностью анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

 

Особенности , характерные для  животного

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности , характерные и для человека, и  для животного

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Таким образом, человек, как биосоциальное существо, обладает и природными особенностями , которые сближают его с миром животных, и  социальными, отличающими его от животных и, их он приобретает  в процессе социализации. О социализации можно прочитать здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

конспект урока по обществознанию на тему «Человек и общество» 11 класс

Обществознание 11 класс

Тема урока: «Человек и общество»

Цель: повторить и обобщить материал модулей

Задачи: формировать умения вести дискуссию, формировать и отстаивать собственное мнение, развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Работа с терминами и понятиями

-Объясните значение терминов и понятий:

Человек, индивид, личность, деятельность, сознание, природа, культура, общество, общественные сферы, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, формация, цивилизация, прогресс, регресс, типология обществ, теория локальных цивилизаций, теория стадиального развития, закон ускорения истории, урбанизация, модернизация, глобализация, революция, эволюция, реформа, органическая модернизация ,неорганическая модернизация, мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Терминологический диктант

Прогресс, человек, реформа, сознание, деятельность и т.п.

Предполагается набор терминов, которые нужно сгруппировать на основе существующих между ними взаимосвязей, выделить критерий классификации.

Природа, культура, общество, типология обществ, традиционное общество, постиндустриальное общество, ядро мировой системы, прогресс. (возможны ответы:1) среды обитания человека – природа и культура; 2) типология обществ – традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Остальные термины являются лишними)

  1. Мини- дискуссии

— «Когда мыслят все одинково, значит, никто не мыслит».(Г.Гегель)

— «У философов и детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним.» (А.Аверченко)

— «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Белинский)

4. Работа с текстами

Вариант 1

Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:

  1. Почему автор с грустью вспоминает свои детские восторги и печали?

  2. Что нужно сделать, чтобы стать личностью?

  3. В какой степени детство и судьба могут определять личностные качества?

  4. Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?

Детство.

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…

Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были в жизни единственными побуждениями? Где те горячие молитвы? Где лучший дар – те чистые слезы умиления? Прилетел ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.

Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?

Л.Н.Толстой

Вариант 2

Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:

  1. Каким видит человека Р.Киплинг?

  2. Предложи почему именно такие качества выделяет Р. Киплинг?

  3. В чем ты согласен или не согласен с автором? Свой ответ аргументируй.

  4. Насколько актуально стихотворение Р.Киплинга для современного общества?

  5. Приведи соответствующие примеры из истории или из реальной современной жизни.

Заповедь.

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за метенье всех,

Верь сам в себя, наперекор вселенной,

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;

Уме прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив;

Равно встречай успех и поруганье,

Не забывая, что их голос лжив;

Останься тих, когда твое же слово

Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,

Когда вся жизнь разрушена и снова

Ты должен все воссоздавать с основ.

Умей поставить, радостной надежде,

На карту все, что накопил с трудом,

Все проиграть и нищим стать, как прежде,

И никогда не пожалеть о том,

Умей принудить сердце, нервы, тело

Тебе служить, когда в твоей груди

Уже давно все пусто, все сгорело

И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,

Останься честен, говоря с толпой;

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все, в свой час, считаются с тобой,

Наполни смыслом и каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь во владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Р.Киплинг

5. Фронтальная работа

М.В. Ломоносов писал: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»

— назовите три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.

6. Работа над ошибками.

www.metod-kopilka.ru

Урок обществознания по теме «Человек, индивид, личность»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: дать представление о понятиях “человек”, “индивид”, “личность”

Задачи:

Образовательные:

  • Дать характеристику понятиям индивид, индивидуальность, личность;
  • Выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности

Развивающие:

  • Способствовать развитию умений работы с текстом учебника, анализа и обобщения
  • предложенного материала

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию уважения к человеку, личности.

План.

  • Человек, подходы к его изучению.
  • Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека)
  • Личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИТ, метод проблемного обучения

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность

Домашнее задание: параграф 2, написать эссе на тему “Человек немыслим вне общества” Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

— обучающиеся зачитывают стихотворения на предложенную тему

— фронтальный опрос по пройденным темам

Примерные вопросы:

1. Что такое общество?

2. Какие сферы общественной жизни вы знаете?

3. Взаимосвязаны ли сферы общественной жизни (примеры)

3. Вводная беседа

— объявление темы урока

— постановка цели урока: охарактеризовать понятия: человек, индивид, личность, выявить соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

4. Человек, подходы к его изучению.

В современной науке существует свыше 800 дисциплин, изучающих человека и общество. Биология, генетика, медицина, психология, история, социология – вот лишь некоторые из них. Несмотря на множество научных дисциплин, в происхождении и природе человека и общества еще много спорного и неизвестного.

Первый человек появился на Земле примерно 2,5 – 3 млн. лет тому назад. Вместе с первыми людьми неизбежно возникло и человеческое общество.

Давайте разберем понятие “человек”. Кто же такой человек? (ответы обучающихся)

Человек – целостное биосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель Homo sapiens), создатель и носитель культуры человеческого общества.

Существует достаточно много теорий происхождения человека. Познакомимся с некоторыми из них.

Основные теории происхождения человека

1. До настоящего времени немало приверженцев имеет теория божественного происхождения, или теологическая. В течение пяти дней Бог создавал свет и мир. В шестой день Бог создал человека:

26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся на земле.

27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Коран, священная книга мусульман, рассказывает, что Аллах создавал мир с помощью животворящего слова “кун” (“будь”). Два дня заняло творение неба и земли. Четыре дня ушло на творение того, что находится на Земле. Первого человека Бог создал из праха земного, “из звонкой глины”. Бог “сотворил его лучшим сложением и вдохнул в него душу”.

В иудаизме Бог – творец всего существующего. Брахма сотворил брахманов (жрецов) из своих уст, кшатриев (воинов) – из своих могучих рук, вайшьев (земледельцев) – из своего живота, а шудр (слуг) – из запыленных ступней. Это четыре основные касты индийского общества.

Свои сказания о сотворении мира и человека высшими силами есть у всех народов мира.

2. Развитие космонавтики, популярность научной фантастики, неспособность науки немедленно ответить на многие важные вопросы, интерес к паранормальным явлениям – все это способствовало возникновению уфологической теории (от UFO – английской аббревиатуры НЛО). Суть теории – предположение о заселении Земли пришельцами из Космоса.

Человек практически одновременно появился в Центральной Европе, Северной Америке и Юго-Восточной Азии, т.е. в регионах, разделенных очень большими расстояниями. На стенах Храма Солнца в Центральной Америке, на египетских пирамидах, на стенах шумерских храмов обнаружены древние изображения летательных аппаратов, похожих на современные космические корабли.

Естественнонаучные (материалистические) теории связаны прежде всего с именами Ч.Дарвина и Ф.Энгельса.

К началу XIX века в ботанике и зоологии был накоплен огромный фактический материал, который необходимо было систематизировать. Требовалась новая эволюционная теория, и она была создана. Это сделал Чарльз Роберт Дарвин. В 1859 году он опубликовал книгу “Происхождение видов путем естественного отбора…”. Главная научная заслуга Дарвина заключается в том, что он определил движущий фактор эволюции – естественный отбор: сохранение, выживание наиболее приспособленных организмов в борьбе за существование. В основе естественного отбора лежат изменчивость и наследственность. Но теория Дарвина не давала ответа на вопрос, почему человек отличается от обезьян прямохождением, развитыми передними конечностями, большим объемом головного мозга.

Приверженцы трудовой теории сошлись во мнении, что появление вышеперечисленных отличий было связано с систематической деятельностью по изготовлению и использованию орудий труда, сначала примитивных, а потом все более совершенных. В своей работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” Ф.Энгельс сделал вывод: “Труд сделал из обезьяны человека”. Именно под влиянием трудовой деятельности и изготовления орудий труда сформировались такие качественные характеристики человека, как сознание, речь, сложились разнообразные формы общности людей.

Сегодня появились факты, которые невозможно объяснить при помощи этой теории. Например, навыки изготовления орудий не записываются в генах. Каждое новое поколение учится вновь навыкам трудовой деятельности.

Теория аномалии была выдвинута еще в 1903 году русским биологом И.И.Мечниковым в книге “Этюды о природе человека”. Мечников пишет: “Из суммы всех известных данных мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего “урода” не с эстетической, а чисто с зоологической точки зрения. Человек может быть рассмотрен как “необыкновенное” дитя человекообразных обезьян, дитя, родившееся с гораздо более развитыми мозгом и умом, чем у его родителей… Аномально большой мозг, заключенный в объемистом черепе, позволил быстро развиться умственным способностям, гораздо более мощным, чем у родителей… Мы знаем, что иногда рождаются необыкновенные дети, отличающиеся от родителей какими-нибудь новыми, очень развитыми способностями… Приходится допустить, что некоторые виды организмов не подчиняются медленному развитию, а появляются внезапно, и что в этом случае природа делает значительный скачок. Человек, вероятно, обязан своим происхождением подобному явлению”.

Широкого распространения в то время теория аномалии не получила. Но в 60-е годы XX века ситуация изменилась. Накопились данные о влиянии на человека и даже на его генетический код магнитных аномалий и колебаний солнечной активности. На предполагаемой прародине человечества была обнаружена радиационная аномалия. В результате вулканической деятельности несколько миллионов лет назад там произошел разлом земной коры в местах залегания урановых руд и радиационный фон повысился. У живших в этой местности обезьян, возможно, стали рождаться разнообразные мутанты, в том числе и такие, которые были физически слабыми, но обладали сравнительно большим мозгом. Пытаясь выжить, мутанты стали использовать разные орудия труда и, вероятно, эволюционизировали к современному человеку. Но фактов, стопроцентно подтверждающих эти предположения, нет.

Т.о., загадка происхождения человека еще очень далека от своего решения.

Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной? Почему? (ответы обучающихся)

Тем не менее можно выделить два подхода к изучению человека.

Извне Изнутри
Сопоставление человека с Биологическое строение, психика,
природой (космосом), обществом, нравственные, духовные,
Богом, другим человеком общественные позиции

Несомненно, человек – удивительное и безмерно интересное существо. Издавна человек пытался узнать свою природу, сущность.

Заполнение таблицы “Философские поиски сущности человека” (работа с текстом учебника)

Философские системы Высказывания о сущности человека
1. Древняя философия Востока Человек – часть природы

Человек – часть Великой Триады

2. Философия античности Человек – духовно-телесное существо

Человек – мера всего

Природа человека определяется его душой и телом

3. Христианская философия средневековья Человек – образ и подобие Бога
4. Философия эпохи Возрождения Красота человека сообразна красоте божественной

Творческие возможности человека безграничны

5. Философия XVII века “Я мыслю, значит, я существую” Р.Декарт
6. Философия эпохи Просвещения Человек – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
7. Философия И.Канта Человек – существо, принадлежащее двум различным мирам – природной необходимости и нравственной свободе.
8. Гуманистическая философия XIX века Введение в науку понятий индивидуальность и личность.

Можно предположить, что данная таблица не является законченной, т.к. поиски сущности человека продолжаются.

4. Индивид и индивидуальность

Как часто о человеке заметно, выделяющемся среди других, приходится слышать: “Он – индивидуальность!”. Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие “индивид”. В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

Индивид

1. отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

2. человек – как один из людей.

Впервые понятие “индивид” использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. С греческого “атом” — индивид.

Термин “индивидуальность” дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.

Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Примеры: Леонардо да Винчи, Николо Макиавелли.

5. Личность. Понятие “личность” неразрывно связано с общественными свойствами человека.

Личность –

1. человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности;

2. устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Подходы к изучению личности:

1. Через сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики: а) личность – активный участник своих действий;

б) оценка другими людьми личности человека в соответствии с нормами;

в) самооценка.

2. Через набор функций, ролей.

Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них.

Таким образом, понятие “личность” связано с понятием “общество”.

6. Подведение итогов.

Итак, в ходе уроков мы познакомились с понятиями человек, индивид, личность, выявили соотношение биологических и социальных условий для развития личности.

7. Рефлексия. Работа с основными понятиями.

1. На знание термина “индивид”

Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:

а) лидер;

б) деятель;

в) индивид;

г) человек;

д) личность.

2. На знание основных признаков, характеризующих личность:

Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:

а) победитель конкурса эрудитов;

б) человек высокого роста;

в) “душа” коллектива;

г) готов придти на помощь в любую минуту

8. Выставление оценок, объявление домашнего задания.

6.04.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Викторина по обществознанию на тему Человек и общество

Викторина по обществознанию на тему: «Человек и общество»

Вопрос № 1. Совокупность качеств которые человек приобретает, живя в обществе, общаясь с другими людьми и занимаясь разными видами деятельности, составляет его… Личность

Вопрос № 2. Отношение человека к окружающему миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает, — все это составляет его … Сознание

Вопрос № 3. Заполните схему: Человек Индивид … Индивидуальность Личность

Вопрос № 4. Нижу приведен ряд характеристик. Все они за исключением одной, относятся к чертам, присущим только индивиду и не характерным для личности: Форма глаз Рост и вес Цвет кожи Характер Скорость ходьбы Характер

Вопрос № 5. Чертой, характерной для деятельности человека является: 1) активность; 2) творческий характер; 3) движение; 4) инстинктивный характер. Творческий характер

Вопрос № 6. изображения: Какое понятие объединяет эти Конфликт

Вопрос № 7. К видам деятельности человека относится: 1) сон; 2) приме пищи; 3) учеба; 4) отдых. Учеба

Вопрос № 8. Найдите ошибку и замени ее на правильное слово: «Многие ученые считают важным видом деятельности прием пищи» . Пища (общение)

Вопрос № 9. изображения: Какое понятие объединяет Деятельность эти

Вопрос № 10. К биологическим потребностям человека относится потребность в: 1) труде; 2) общении; 3) познании; 4) отдыхе. Отдыхе

Вопрос № 11. Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам, — это: 1) суждение; 2) понятие; 3) эмоция; 4) теория. Понятие

Вопрос № 12. Заполните схему: Виды деятельности Игра Учеба Труд … Общение

Вопрос № 13. Какое понятие объединяет эти изображения: Страх

Вопрос № 14. Выберите предложенного списка: Понятие Эмоции лишнее понятие Суждение Умозаключение Эмоции из

Вопрос № 15. Найдите лишние слово в определение: «Человек – это существо биосоциальное, которое с детства является личностью, частью общества» Личностью

Вопрос № 16. Подберите правильное понятие данному определению: «… — особые связи человека с окружающими людьми» . Межличностные отношения

Вопрос № 17. Заполните схему: Межличностные отношения … Деловые Личные

Вопрос № 18. Какое понятие объединяет эти изображения: Группы людей

Вопрос № 19. Выберите лишнее понятие в списке чувств, сближающих людей: Сочувствие Доверие Зависть Уважение Доброжелательность Зависть

Вопрос № 20. Взаимные деловые и дружеские отношения людей – это … Общение

Вопрос № 21. Столкновение нескольких участников общения, каждый из которых отстаивает свою позицию, — это … Конфликт

Вопрос № 22. Найдите в предлагаемом списке понятие, которое не относится к средствам разрешения конфликта: Сотрудничество Агрессия Приспособление Избегание Агрессия Компромисс

Вопрос № 23. Какое понятие объединяет эти изображения: Человечность

Вопрос № 24. Правила поведения, установленные в обществе и опирающиеся на силу общественного мнения, — это … Мораль

Вопрос № 25. Определенная система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье и развитие, — это … Гуманизм

Вопрос № 26. Умение владеть собой перед лицом страха – это… Смелость

Вопрос № 27. Выберите лишнее понятие в перечне добрых чувств: Милосердие Сочувствие Симпатия Гордость Сострадание

Вопрос № 28. Вставьте пропущенные словосочетания в предложения, которые пронумерованы: 1. Живи так, как … … 2. Живи так, что бы других рядом с тобой … … 3. Живи так, чтобы не навредить … 1. Тебе хочется 2. Было хорошо 3. Другим людям

Вопрос № 29. Какое понятие объединяет эти изображения: Способности

Вопрос № 30. Сложившийся способ поведения (стереотип) в определенных ситуациях- это … Привычка

present5.com

Практическая работа по Обществознанию по теме»Человек. индивид. личность».

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические указания по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к практическим работам правильного составления отчетов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами третьего поколения (ФГОС-3), краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы , ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все задания к практической работе Вы должны выполнять в соответствии с инструкцией, анализировать полученные в ходе занятия результаты по приведенной методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине , поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем успехов!!!

Перечень лабораторных (практических заданий)

Тема лабораторной работы

(практического занятия)

Количество часов

1

Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

2

2

Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные институты общества.

2

3

Общество и природа. Глобализация.

2

4

Духовная культура личности и общества. Виды культуры.

2

5

Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества

2

6

Мораль. Религия.

2

7

Искусство.

1

8

Экономика как наука. Типы экономических систем.

2

9

Факторы спроса и предложения.

1

10

Функции государства в экономике. Причины безработицы и трудоустройство.

2

11

Особенности современной экономики России.

1

12

Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России.

2

13

Виды социальных норм. Социальные конфликты.

2

14

Межнациональные отношения.

1

15

Семья в современной России.

1

16

Политическая система общества, ее структура.

Государство в политической системе общества.

2

17

Функции государства. Формы государства.

2

18

Гражданское общество и правовое государство.

Избирательное право в Российской Федерации.

2

19

Личность и государство.

1

ИТОГО

32

Практическая работа № 1

Тема: Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы.

Выявление биологических и социальных черт в человеке, индивиде, личности, формировании потребностей.

Формируемые З1, У1, личностные, метапредметные и предметные результаты.

Цели:

  1. Закрепление теоретических знаний по теме (по ФГОС): З 1 Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

  2. Умение (по ФГОС): У 1 Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

  3. Создание условий для формирования

с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к

самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; владение языковыми средствами:

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный

аппарат обществознания;

Оснащение:

  1. МУ по выполнению практической работы;

  2. Рабочая тетрадь для выполнения ПР;

  3. Справочная литература: Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

Инструкция по выполнению работы

Тестовые задания.

Внимательно прочитай и выполни тестовое задание по теме.

1.Важное отличие человека от иных живых существ:

А) Инстинкты.

Б) Рефлексы.

В) Потребности.

Г) Сознание.

2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:

А) Общение при помощи членораздельной речи.

Б) Способность укрываться от опасности.

В) Потребность в пище.

Г) Необходимость поддержания теплового баланса.

3.Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:

А) Общении.

Б) Семье.

В) Признании.

Г) Тепле.

4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?

А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.

Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе

А) Верно только А.

Б) Верны оба суждения.

В) Верно только Б.

Г) Оба суждения неверны.

5.В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:

А) Личность.

Б) Индивид.

В) Деятель.

Г) Субъект.

6. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:

А) Постановка осознанных целей.

Б) Приспособление к внешней среде.

В) Использование природных веществ.

Г) Взаимодействие с себе подобными.

7. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:

А) Использование вещества природы.

Б) Удовлетворение биологических потребностей.

В) Создание нового, не имеющего аналогов в природе.

Г) Использование орудий и средств труда.

8. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:

А) Материально-производственную.

Б) Социально-преобразовательную.

В) Ценностно-ориентировочную.

Г) Познавательную.

9. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?

А) Социальных.

Б) Естественных.

В) Духовных

Г) Эстетических.

10. Верны ли следующие суждения о деятельности?

А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.

Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.

А) Верно только А.

Б) Верны оба суждения.

В) Верно только Б.

Г) Оба суждения неверны.

Задание 2.

Заполните таблицу.

Вопросы для сравнения

животное

человек

1 Какие факторы биологические или социальные влияют на развитие

2 Чем руководствуется при совершении каких-либо действий

3 Какие потребности преобладают

4 Как развивается?

5 Обладает ли способностями и интересами?

6 Где обитает?

Дайте определение человека, используя данные таблицы.

Задание 3

Каждый ли человек является личностью? Приведите 2 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения.

Задание 4

Перечислите черты индивидуальности. Определите, какие черты носят биологический, а какие социальный характер. Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5

Перечислите первичныеи вторичные потребности по А.Маслоу. Приведите по 3 примера на каждый вид потребности.

Задание 6

Алкоголизм, табакокурение, наркомания – это потребности человека? Если да. то определите, к какому виду потребностей они относятся? Являются ли эти потребности положительными? Можете ли Вы привести примеры отрицательных потребностей и объяснить как, на Ваш взгляд, они возникают?

Задание 7

Дайте определение способностей человека. Приведите 3 примера способностей. Каждый ли человек является способным? Объясните свою точку зрения.

Задание 8

Из предложенного списка, выделите то, что интересно Вам.

-получение знаний

Занятие спортом

Занятие музыкой

Слушать музыку

Писать стихи

Читать книги

Гулять

Посещать театр, выставки

Играть в компьютерные игры

Потреблять алкоголь

Курить

Прыгать с парашютом

Исходя из выбранных Вами интересов, определите к какому типу личности относитесь Вы? Изменятся ли Ваши интересы с возрастом? Обоснуйте свою точку зрения.

Форма контроля выполнения практических работ:

  1. Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Обществознание».

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ оценивания

Критерии оценок практической работы, выполняемой индивидуально

Формируемые ОК З, У

Основные показатели оценки результата

Оценка

0\1

личностные

Самостоятельно называет и выполняет последовательные действия по достижению результата

1

Выполняет работу в установленный преподавателем срок

1

метапредметные

Самостоятельно анализирует задание по ПР и делает выбор из известных способов её разрешения

1

Самостоятельно находит корректирующие действия при совершении ошибки в ходе выполнения ПЗ

1

предметные

Самостоятельно находит необходимую для выполнения ПЗ информацию из указанных преподавателем источников

1

Преобразует информацию, получаемую при выполнении ПР, в форму, удобную для анализа и обобщения

1

Самостоятельно формулирует выводы

1

У 1

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».

1

Перевод баллов в отметку по универсальной шкале оценивания

«5» отлично – от 7 до 8 баллов

«4» хорошо — от 5 до 6 баллов

«3» удовлетворительно — 4 Балла

compedu.ru

Разработка урока по обществознанию по теме «Человек, индивид, личность»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

« СЕМИКАРАКОРСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

( ГБПОУ РО « САТТ»)

Методическая разработка открытого урока по дисциплине

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

Тема урока: «Человек, индивид, личность».

Автор: Вострикова Светлана Николаевна, преподаватель дисциплины обществознание I квалификационной категории.

2015г.

План – конспект открытого урока

по дисциплине обществознание.

Тема: «Человек, индивид, личность».

Аннотация к уроку: урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия между студентами: работа в группах, парах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. В уроке используется слайдовая презентация. Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует единой дидактической цели урока. Она повышает восприятие студентами учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Содержание его направлено на развитие навыка работы с выдержками из статей, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач, но главное- на воспитание высококультурной личности.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

 

Цели урока:

— ознакомление с научными представлениями об уникальности человеческой личности (рассмотреть понятие «Личность» с точки зрения биологии, социологии и психологии)

— доказательство влияния природных и социальных условий на формирование личности

— обучение терпимому отношению к любой личности

— продолжение формирования навыков работы в команде, умения аргументировано выражать собственную точку зрения

— актуализировать теоретические знания учащихся с уже имеющимся жизненным опытом и метапредметными знаниями

Задачи урока:

— знать, что понимается под личностью в обществе

— различать понятия личность, индивид, индивидуальность

— понимать, какое влияние оказывают природа и общество, сам человек на становление личности

— уметь определять уровень своей социальной зрелости

Средства обучения: печатные (исторические документы, бланки,), аудиовизуальные (презентация), наглядные плоскостные (доска-экран), информационно-технологические (персональный компьютер).

План урока:

1) Организационный этап.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

Актуализация знаний.

2) Первичное усвоение новых знаний.

3) Первичная проверка понимания.

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

5)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1 этап «Организация урока, мотивация учебной деятельности студентов, актуализация знаний»

Позвольте мне начать урок с маленькой притчи: «Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем, Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек….»

-Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под словами «Ищу человека»?

Предполагаемые ответы студентов: ученых, знать, особенного человека-личность и т.д.

Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску — «личину» , в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.

А какие у вас есть ассоциации со словом личность?

Предполагаемые ответы студентов записываем на доске (староста группы, ведущий за собой, суперчеловек и т.д.)

Ответы преподавателя записываем на доске (индивид, человек, индивидуальность, сверхчеловек, и т.д).

2 этап Первичное усвоение новых знаний.

«Работа с понятием «личность».

Итак, мы видим, что у нас с вами различные представления о том, кого можно называть личностью.

Работа с учебником.

Обратимся с вами к учебнику стр. 10. А.Г. Важенин.

Личность — совокупность социальных свойств человека, включенного в систему социальных отношений посредствам активной предметной деятельности и общения.

Другими словами можно сказать, что  личность  это система в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление.

Однако это не единственное определение. Различные группы ученых, изучающих человека, рассматривают понятие личность через призму своих познаний.

У вас на столах лежат словари. Давайте зачитаем определения личности.

Мы с вами разделились на 3 группы, в каждой группе мы выберем руководителя, который будет координировать деятельность группы.

Я предлагаю вам представить себя в роли ученых, собравшихся на круглый стол по теме: «Кого можно назвать личностью?»

К нам приехали делегации психологов, биологов, социологов, а также независимых экспертов.

Первое задание для групп: обсудить в течение 5 минут и наглядно представить на вашем дереве развивающейся личности определение понятия личность. С точки зрения психологии, социологии, биологии. Кроме этого, каждому необходимо будет в конце работы заполнить бланк само оценивания.

Ответы студентов (студенты самостоятельно дают определение личность это…????????)

Резюме преподавателя: Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что каждый человек становится личностью в процессе усвоения социальных норм и развития своего самосознания и понимания своей неповторимости в обществе. Только в этом случае человека можно назвать личностью.

3 этап Первичная проверка понимания

«Работа с «живым» материалом»

Второе задание для групп: Обсудить слайды с примерами конкретных людей и ответить на вопросы: Можно ли назвать этого человека личностью? И почему? Аргументировать свой ответ, исходя из подхода вашей группы.

Преподаватель зачитывает статью о жизни отдельного человека.

(на своем развивающемся дереве личности записать свои примеры кого вы считаете личностью и пояснить.)

А теперь ребята давайте вернемся к нашей доске и еще раз рассмотрим ассоциации со словом личность (исправить ошибки)

4 этап «Рефлексия»

Заполняют бланки самооценивания и высказывается каждая группа, подводя итоги.

— Что нового узнали на уроке?

-Поднимите руку, кому понравился урок? Почему?

— Кому не понравился? Почему?

5 этап Иформация о д/з. Заключительное слово учителя (оценивание студентов, благодарность за урок).

Итак, в заключение нашего урока можно сделать вывод, что понятие «Личность» является очень сложным и многогранным, нет его однозначного понимания, но за всеми людьми признается право называться личностью, хотя иногда с определенными оговорками. Ребенка можно назвать формирующейся личностью, психически нездорового чел. – аномальной личностью, человека стремящегося к развитию- личностью.

Спасибо за урок, я желаю всем быть зелеными листьями и чтобы ваше дерево личности приносило как можно больше плодов.

videouroki.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *