Для чего нужны средства выразительности в русском языке
Один из навыков языковой подготовки, который должны получить школьники в процессе обучения, — умение анализировать художественный текст, определять, при помощи каких изобразительных средств автор сумел добиться его выразительности.
Это одно их требований программы, вызывающее наибольшие затруднения у школьников на уроке литературы. Стараясь облегчить им задачу, я попытаюсь перечислить средства выразительности, дать им саму краткую характеристику, привести простейшие (не из художественных текстов) примеры.
Для чего нужны выразительные средства? Чтобы сделать речь ярче, красочнее, эмоциональнее. Для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие нюансы мыслей или образов. Подумайте, какое из этих предложений точнее передает авторское отношение к предмету? Мы построили шалаш. Мы построили шалаш, огромный, как настоящий дом. Заметно, что средства выразительности помогают не просто констатировать величину предмета, но делают это очень наглядно.
Одним из приемов создания художественного текста является анафора или единоначалие. (Я не люблю, когда идет дождь. Я не люблю, когда светит солнце. Я вообще ничего не люблю). Анафора нужна для того, чтобы передать суть, квинтэссенцию мысли или текста.
Выделить определенную мысль в тексте помогает эпифора — единая концовка предложений. Она может быть лексической (повторяется одно слово) или семантической (повторяется синоним). (Она дала мне жизнь. Теперь она хочет испортить мою судьбу).
Используя некоторые средства выразительности, можно придать своей речи ироничное значение, подчеркнуть комичность, карикатурность персонажа. Помогает этому гротеск. Пожалуй, один из наиболее ярких и известных гротесковых образов — Кощей Бессмертный.
Средства выразительности помогают выразить свое отношение к предмету, не называя напрямую его качеств. Помогает этому ирония (иносказание). (Выбор блюд был бесконечен: картошка, картошка и еще раз картошка.)
Преувеличение в литературе называется гиперболой. Она также призвана усиливать выразительность речи. (Я миллион раз ему звонил, но он так и не взял трубку).
В противовес гиперболе употребляют литоту, преуменьшение. Довольно популярное сегодня вульгарное выражение «ниже плинтуса» построено при помощи литоты.
Сравнения в литературе — прием, говорящий сам за себя. Это иносказание, в котором устанавливается похожесть между двумя явлениями. В сравнении есть основной образ, в котором заключен смысл всего высказывания, и присоединяемый при помощи союза образ дополнительный. (Голова гудит, как огромный медный колокол).
Соединить в тексте несоединимое, чтобы усилить образ, позволяет оксюморон. Сложность его употребления заключается в том, что в образе должны быть соединены противоположные по смыслу понятия. (Хватал губами человек горячий снег. В банке стоял холодный кипяток.)
Выделить самое существенное из сказанного помогает инверсия или, по-другому — обратный порядок слов. Чем ближе к началу предложения стоит слово, тем оно важнее. Сравните: Я пошла в магазин. В магазин я пошла. В магазин пошла я.
В русском языке есть такое понятие, как неологизмы. А средства выразительности допускают использование окказионализмов (неологизмов авторских). У Шолохова это кирпич румянца, у Маяковского — рабкорь, у Северянина — лазорев (цвет). Главная задача окказионализмов — меткость. Вот примеры современных неологизмов, которые появились как авторские, но сейчас известны многим: погуглить, бот (робот), клава (клавиатура).
Невозможно в одной статье перечислить все выразительные средства: их учат годами в школе, на филологических факультетах. Можно только перечислить некоторые из них (что я и сделала) и призвать людей учить русский язык хотя бы для того, чтобы передавать свои мысли сочно, доходчиво, эмоционально.
fb.ru
В8. Средства речевой выразительности / Русский на 5
- Главная
- В8. Средства речевой выразительности
Как подготовиться к В8?
В8 предлагает найти в тексте и определить средства языковой выразительсти.
Список терминов:
Анафора (=единоначатие) — повторение слов или оборотов в начале одного или нескольких предложений:
Август — астры,
Август — звёзды,
Август — грозди
Винограда и рябины…
(М. Цветаева)
Антитеза – сопоставление противоположного:
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
(М. Цветаева)
Вопросно-ответная форма изложения – изложение в виде последовательности: вопрос-ответ:
У меня зазвонил телефон.
– Кто говорит?
– Слон.
— Откуда?
– От верблюда.
(К.И. Чуковский)
Восклицательное предложение – предложение, выражающее экспрессивность, эмоциональность, оценочность речи говорящего. На письме в восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Сколько яблок! Яблок!
Гипербола — преувеличение, например: Сто лет не виделись!
Градация – расположение однородных членов в порядке возрастания интенсивности признака, действия, состояния, количества и т.п., усиливающего эффект от перечисления:
В углу стояла корзина с ароматными, крупными, спелыми, налитыми сладким соком яблоками.
Диалектизм – слово, употребление которого ограничено территориально, и поэтому не входит в пласт общего литературного языка.
Инверсия – изменение порядка слов с целью привлечь внимание к фразе или слову:
На, кажется, надрезанном канате
Я маленький плясун.
(М. Цветаева)
Ирония — использование слов, высказываний с вложением в них противоположного смысла: Умный какой! (в значении: глупый, дурак).
Контекстные антонимы, контекстные синонимы – слова, служащие антонимами либо синонимами только в данном контексте, а в других контекстах ими не являющиеся.
Изба была не холодной, а выстуженной до такой степени, что в ней, казалось, было даже холоднее, чем на улице.
Холодной – выстуженной – не являются антонимами, но в данном предложении благодаря противопоставлению они употребляются как антонимы.
Лексический повтор – повтор слова:
Ветер, ветер —
На всём божьем свете!
(А. Блок)
Литота – преуменьшение: мужичок с ноготок, мальчик-с-пальчик.
Метафора — перенос значения по сходству: золотая осень, хмурое небо, холодный взгляд.
август — грозди
винограда и рябины
ржавой — август!
(М. Цветаева)
Метонимия — перенос по смежности: выиграть золото, зал аплодировал, ставить Чехова.
Назывные предложения — предложения с одним главным членом – подлежащим: Полдень. Жарища страшная.
Неполные предложения — частотные в разговорной и художественной речи предложения, в которых опущен один из главных членов, ясный из контекста.
Она пришла ко мне вчера(1). Пришла и говорит…(2).
Во втором предложении опущено подлежащее она, чтобы избежать повтора и сделать рассказ более динамичным. Но подлежащее легко восстановить из контекста.
Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов человеческими чертами и качествами: Небо над ним содрогнулось. Небо хмурилось.
Параллелизм (= использование параллельных конструкций) — сходное синтаксическое оформление соседних предложений:
То не ветер ветку клонит,
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
(Русская народная песня)
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Парцелляция — деление фразы на части, возможно и на слова, оформленные как самостоятельные неполные предложения. Часто используется для создания эффекта динамичного разворачивания событий или их драматизма
Она резко отвернулась. Отошла к окну. Заплакала.
Перифраза – замена слова на описательное выражение: столица нашей Родины, город на Неве.
Противопоставление — сравнение, сопоставление чего-либо с целью привлечь внимание к несходству, противоположности признаков, состояний, действий и т.п. Противопоставление лежит в основе антитезы. Примеры те же.
Разговорные слова — стилистически окрашенные слова, употребимые в разговорной речи: электричка, растрёпа, нуднятина
Риторический вопрос — высказывание, имеющее целью не получение ответа, выяснение информации, а выражение эмоций, чувств, оценки, экспрессии: Когда же это всё кончится? Где брать терпение?
Риторическое обращение часто предшествует риторическому вопросу или восклицанию:
Скучно жить на этом свете, господа! (Н.В. Гоголь)
Милые спутники, делившие с нами ночлег! (М. Цветаева)
Ряды однородных членов
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ножкой ножку называть?..
(А. Ахматова)
Сравнение – сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. с другим, имеющим общую черту или черту сходства: витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, бы стро).
Сравнительный оборот – развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде.
Стихи растут, как звёзды и как розы,
Как красота…
(М. Цветаева)
Как правая и левая рука,
Твоя душа моей душе близка.
(М. Цветаева)
Термин — слово, обозначающее понятие какой-либо профессиональной сферы деятельности либо науки и имеющее в силу этого ограниченное употребление: эпитет, перифраза, анафора, эпифора.
Цитирование — использование чужого текста в качестве цитаты.
Эмоционально-оценочные слова: доченька, маленький мой, солнышко моё.
Эпитет – определение:
А он, мятежный, ищет бури,
(М.Ю. Лермонтов)
Эпифора – (общая концовка), повторение слова или словосочетания в конце соседних предложений с целью привлечь к ним особое внимание:
Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. «Любовь покоряет обманно»)
Значение терминов нужно понять, сами термины запомнить.
А теперь проверь себя по заданиям из демоверсий ЕГЭ-2010 и 2011.
Поскольку формулировки заданий не предусматривают выбора, то интерактивная форма на предлагается. Ответы к заданиям даны после задания.
Образец из демоверсии 2010
(1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной поляны. (2) Теперь нетрудно было догадаться, что батарею вот-вот перебросят на другой участок. (3) Лейтенант решил воспользоваться этим. (4) Увидел замполита и попросил разрешения, пока батарея будет менять позицию, отлучиться в город ему и молоденькому телефонисту Федосееву: парень никогда не видел Москвы. (5) — За счёт положенного времени разрешу, — сказал замполит строго. (6) — В самом деле, негоже защитнику Москвы не увидеть Москвы! (7) Выбрались заулками и переулками на Дмитровское шоссе, потом на трамвае добрались до станции «Сокол», вошли в почти невидимую дверь, окутанную морозным паром. (8) Федосеев был разочарован тем, что на станции не оказалось эскалаторов, но в вагоне всё очень понравилось. (9) Неожиданно быстро доехали до площади Революции. (10) Москвич-лейтенант сказал, что она в самом центре города. (11) Пора выходить. (12) Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. (13) Всё ему было ново в подземном этаже Москвы. (14) «Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов и чемоданов не ставить». (15) Те, кто спускается им навстречу по соседнему эскалатору, только с мороза — румяные, особенно девушки… (16) Но вот снова твёрдый пол под ногами. (17) Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова.
(По Е. Воробьёву)
В8 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е.Воробьёв использует такое лексическое средство, как_____(«камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Его речь больше похожа на лаконичный рапорт, из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и_____(предложение 17). Тем выразительнее редкие тропы, передающие эмоциональное состояние героев:_____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____(«в сердце росла гордость» в предложении 35)».
Термины:
1) эпитет
2) ряды однородных членов
3) ирония
4) метафора
5) профессиональная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) сравнительный оборот
9) риторическое обращение
Ответы:
5,2,1,4
* Внимание: в бланках пиши цифры без пробелов.
Образец из демоверсии 2011
(1) Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2) Потом стал лицом к стене и горячо продолжал: (3) — Сам посуди. (4) Нас учили добру, уму, логике — давали сознание. (5) Главное — сознание. (6) Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7) С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8) Тому же учили меня книги, какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9) Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10) Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11) Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны — что же это такое, ведь это сумасшествие? (12) Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами. (13) — Я скажу тебе правду. (14) Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. (15) — Я не могу понять, что это такое происходит. (16) Я не могу понять, и это ужасно. (17) Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18) Ты был на войне, ты видел — объясни мне.
(19) — Какой ты, брат, чудак! (20) Пусти-ка ещё горячей водицы. (21) Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках. (22) Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23) Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там. (26) — Мне надо вылезать из ванны, — легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался — как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли. (27) Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28) Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать. (29) Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою. (30) Как много во всём этом ума и чувства красоты!
(По Л. Андрееву)
В1 «Синтаксические средства выразительности:_____(предложение 6) и ______(в предложениях 21-23) — помогают автору отчасти передать чувства персонажей. Такой приём, как _____(предложения 15, 16), подчёркивают основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне. В какой-то момент братья словно меняются своими ворастными ролями, что подчёркивают ______ («ребёнок» — «взрослый» в предложении 26)»
Термины:
1) анафора
2) гипербола
3) риторический вопрос
4) олицетворение
5) параллелизм
6) диалектизм
7 восклицательное предложение
8) ряды однородных членов
9) антонимы
Ответы:
3,8,1,9
* Внимание: в бланках пиши слова и цифры без пробелов.
Образец В8 из демоверсии 2012
(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь — всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.
(2)- Де нет же, тут другое совсем, — содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.
(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..
(6)Итак, это была первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7) Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, — видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.
(10)Варя сразу наткнулась на главное место.
(11)»Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, — негде было пристроиться, — кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)-Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое — то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15) Сожги это письмо, тебе одной на всём свенте могу я рассказать про это, -Варя перевернула страничку.
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию… (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза — на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял у неё, покидаемой на милость врага… (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. -(26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить…»
(27)- Да, он очень вырос, твой Родион, ты права… — складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.
(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухшие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истёкшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогреметь в те дни на всю страну.
(По Л.Леонову)
*Леонид Максимович Леонов (1899-1994)
русский писатель, общественный деятель.
В8 Фрагмент из романа Л.Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов:______(«купель зрелости» в предложении 24), _____(пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____(«на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчёркивает важнейшие мысли автора.
Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы
Ответы:
2,8,3,6 (можно: 2836)
Внимание: Ответ записывается без пробелов.
— Понравилась статья?:)
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. В широком смысле любой вид употребления слов в непрямом значении. | Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. В. Маяковский Где-то далеко за Москвой молния распорола небо. (М. Булгаков) |
Олицетворение | Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа | Ты опять, опять со мной, бессонница! Неподвижный лик твойузнаю. Что, красавица, что,беззаконница, Разве плохо я тебе пою? А. Ахматова В смертельном обмороке бледная река Чуть шевелит засохшими устами. Н. Заболоцкий |
Оксюморон | Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих определений и понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. | Легкомыслие! – Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! М. Цветаева |
Сравнение | Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим | Смешная жизнь, смешной разлад. Так было и так будет после. Как кладбище, усеян сад В берёз изглоданные кости. С. Есенин Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. (А. Куприн) |
Метонимия | Замена одного слова другим, смежным по значению | Он не то на серебре, на золотеедал (А. Грибоедов) Черные фракиносились врозь и кучами там и сям. (Н. Гоголь) |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо | И малиновоесолнце Над лохматым сизымдымом… Как хозяин молчаливый Ясносмотрит на меня! А. Ахматова И желтыйшелк ковров, игрубые следы, И понятая ложь последнегосвиданья, И парков черные, бездонныепруды, Давно готовые для спелогостраданья… И. Анненский |
Гипербола | Намеренное преувеличение | В сто сорок солнцзакат пылал. В. Маяковский |
Литота | Намеренное преуменьшение | Ваш шпиц, прелестный шпиц, Не более напёрстка. А. Грибоедов В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах…а сам с ноготок! Н. Некрасов |
Перифраза | Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл | Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса… А. Пушкин |
Синоним | Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки | Он не шёл, авлачился,не поднимая ног от земли. А. Куприн |
Контекстные синонимы | Слова или словосочетания, которые обозначают одно и то же, но находятся в разных предложениях, являясь их средством связи. | Однажды в газете поместили фотографию мальчика, который выиграл велосипед. До сих пор помнюэтого счастливца. |
Антоним | Слова, противоположные по своему лексическому значению | В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишкомтонок; нельзя сказать, чтобыстар, однако ж и не так чтобымолод. (Н. Гоголь) |
Омоним | Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению | Радуйся, Радуйся, Ты доканала! Теперь такая тоска, Что только б добежать до канала И голову сунуть воде в оскал. В. Маяковский |
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика | Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка | С Россией кончено… На последях Её мы прогалдели, проболтали, Пролузгали, пропили, проплевали, Замызгалина грязных площадях… М. Волошин |
Стилистически ограниченная лексика | Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную | Подобно земноводной деве, Не скрестит две руки крестом – Дщерь, выношеннаяво чреве Не материнском, а морском! М. Цветаева |
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки | Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения. | Один богразвемог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. (Н. Гоголь) |
Анафора | Повторение отдельных слов или оборотов в началепредложений | Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. М. Цветаева |
Эпифора | Повторение слов или выражений в концесоседних или смежных предложений | Други его – не тревожьте его! Слуги его – не тревожьте его! Было так ясно на лике его: Царство мое не от мира сего. М. Цветаева |
Антитеза | Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия | Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. Пушкин |
Инверсия | Нарушение обычного порядка слов для придания им особого смысла | Знаете ли вы, бездарные, многие, Думающие, нажраться лучше как, — Может быть, сейчас бомбой ноги Выдрало у Петрова поручика?.. В. Маяковский |
Эллипсис | Пропуск слова, легко восстанавливаемого из контекста | Люблю тебя в твоем просторе я И в каждой вязкой колее. Пусть у Европы есть история, — Но у России – житие. С. Парнок |
Градация | Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое текстом | Я вижу, ячувствую, –чуювас всюду! — Что ленты от ваших венков! – Я вас не забыла и вас не забуду Во веки веков. М. Цветаева |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений (или его частей) | Я – внезапный излом, Я – играющий гром, Я – прозрачный ручей, Я – для всех и ничей. К. Бальмонт |
Парцелляция | Членение предложения на части для выделения его смысловых акцентов. | В деревню! К тётке! В глушь! В Саратов! |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа, а привлекает внимание к проблеме. | Сколько раз говорить тебе одно и то же?! |
Риторическое обращение | Обращение к чему-либо (кому-либо) не с целью разговора, а для усиления выразительности речи | О небо, небо, ты мне будешь сниться! |
Риторическое восклицание | Эмоционально окрашенное предложение | Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи! (А. Чехов) |
Многосоюзие (полисиндетон) | Распространение поэтической речи, в которой увеличено число союзов между словами | Исердце бьётся в упоенье, Идля него воскресли вновь И божество,ивдохновенье, Ижизнь,ислезы,илюбовь. |
Бессоюзие (асиндетон) | Построение речи, в которой опущены союзы, соединяющие слова | Переходы, коридоры, уборные, Лестница витая, полутемная; Разговоры, споры упорные, На дверях занавески нескромные. М. Кузьмин |
studfiles.net
ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Наш язык – целостная и логически правильная система. Его наименьшей единицей является звук, наименьшая значимая единица – морфема. Из морфем состоят слова, которые считаются основной языковой единицей. Их можно рассматривать с точки зрения их звучания, произношения, а также с точки зрения строения, как части речиили как члены предложения.
Каждая из названных языковых единиц соответствует определённому языковому пласту, ярусу. Звук является единицей фонетики, морфема – морфемики, слово – единица лексики, части речи – единицы морфологии, а предложения – синтаксиса. Морфология и синтаксис вместе составляют грамматику.
На уровне лексики выделяются тропы – особые обороты речи, придающие её особую выразительность. Подобными средствами на уровне синтаксиса являются фигуры речи. Как видим, всё в языковой системе взаимосвязано и взаимообусловлено.
Лексические средства
Остановимся на наиболее ярких языковых средствах. Начнём с лексического уровня языка, который – напомним – базируется на словах и их лексических значениях.
Синонимы
Синонимами называются слова одной части речи, являющиеся близкими по своим лексическим значениям. Например, красивый – прекрасный.
Некоторые слова или сочетания слов приобретают близкий смысл лишь в условиях определённого контекста, в определённом языковом окружении. Это контекстные синонимы.
Рассмотрим предложение: «День был августовский, знойный, томительно-скучный». Слова августовский, знойный, томительно-скучный не являются синонимами. Однако в данном контексте, при характеристике летнего дня, они приобретают сходный смысл, выступая как контекстные синонимы.
Антонимы
Антонимы – слова одной части речи с противоположным лексическим значением: высокий – низкий, высоко – низко, великан – карлик.
Как и синонимы, антонимы могут быть контекстными, то есть приобретать противоположное значение в определённом контексте. Слова волк и овца, к примеру, вне контекста не являются антонимами. Однако в пьесе А.Н.Островского «Волки и овцы» изображаются два типа людей – люди-«хищники» («волки») и их жертвы («овцы»). Получается, что в названии произведения слова волки и овцы, приобретая противоположный смысл, становятся контекстными антонимами.
Диалектизмы
Диалектизмами называют слова, употребляемые только в определённых местностях. Например, в южных областях России свёкла имеет другое название – бурак. В некоторых местностях волка именуют бирюком. Векша (белка), хата (дом), рушник(полотенце) – всё это диалектизмы. В литературных произведениях диалектизмы используются чаще всего для создания местного колорита.
Неологизмы
Неологизмами называются новые, совсем недавно пришедшие в язык слова: смартфон, браузер, мультимедиа и т.п.
Устаревшие слова
Устаревшими в языкознании считаются слова, вышедшие из активного употребления. Устаревшие слова делятся на две группы – архаизмы и историзмы.
Архаизмы – это устаревшие названия существующих по сей день предметов. Другие названия, к примеру, раньше имели глаза и рот. Они назывались соответственно очи и уста.
Историзмы – слова, вышедшие из употребления по причине выхода из обихода обозначаемых ими понятий и явлений. Опричнина, барщина, боярин, кольчуга – предметов и явлений, называемых такими словами, в современной жизни нет, а значит, это слова-историзмы.
Фразеологизмы
К лексическим языковым средствам примыкают фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, воспроизводимые одинаково всеми носителями языка. Как снег на голову свалился, в бирюльки играть, ни рыба ни мясо, работать спустя рукава, задирать нос, вскружить голову… Каких только фразеологизмов нет в русском языке и какие только стороны жизни они не характеризуют!
Тропы
Тропами называют обороты речи, основанные на игре со значением слова и придающие речи особую выразительность. Рассмотрим наиблее популярные тропы.
Метафора
Метафора – перенос свойств с одного предмета на другой на основе какого-либо сходства, употребление слова в переносном значении. Метафору иногда называют скрытым сравнением – и не случайно. Рассмотрим примеры.
Щёки горят. В переносном значении употреблено слово горят. Щёки как будто горят – вот каким бывает скрытое сравнение.
Костёр заката. В переносном значении употребляется слово костёр. Закат сравнивается с костром, но сравнивается скрыто. Это метафора.
Развёрнутая метафора
С помощью метафоры нередко создаётся развёрнутый образ – в этом случае в переносном значении выступает не одно слово, а несколько. Такая метафора называется развёрнутой.
Вот пример, строчки Владимира Солоухина:
«Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной».
Первая метафора – Земля – космическое тело – рождает вторую – мы, люди – космонавты.
В результате создаётся целый развёрнутый образ – люди-космонавты совершают длительный полёт вокруг солнца на корабле-Земле.
Эпитет
Эпитет – красочное художественное определение. Конечно, эпитеты чаще всего бывают прилагательными. Причём прилагательные красочные, эмоционально-оценочные. К примеру, в словосочетании золотое кольцо слово золотое эпитетом не является, это обычное определение, характеризующее материал, из которого сделано кольцо. А вот в словосочетании золотые волосы, золотая душа – золотые, золотая – эпитеты.
Однако возможны и другие случаи. В роли эпитета иногда выступает существительное. Например, мороз-воевода. Воевода в данном случае приложение – то есть разновидность определения, а значит, вполне может быть эпитетом.
Нередко эпитетами бывают эмоциональные, красочные наречия, например, весело в словосочетании весело шагает.
Постоянные эпитеты
Постоянные эпитеты встречаются фольклоре, устном народном творчестве. Вспомните: в народных песнях, сказках, былинах молодец всегда добрый, девица красная, волк серый, а земля сырая. Всё это постоянные эпитеты.
Сравнение
Уподобление одного предмета или явления другому. Чаще всего оно выражается сравнительными оборотами с союзами как, словно, точно, как будто или придаточными сравнительными. Но бывают и другие формы сравнения. Например, сравнительная степень прилагательного и наречия или так называемый творительный сравнения. Рассмотрим примеры.
Время летит, как птица (сравнительный оборот).
Брат старше, чем я (сравнительный оборот).
Я моложе брата (сравнительная степень прилагательного молодой).
Извивается змейкой. (творительный сравнения).
Олицетворение
Наделение неживых предметов или явлений свойствами и качествами живых: солнце смеётся, весна пришла.
Метонимия
Метонимия – это замена одного понятия другим на основе смежности. Что это значит? Наверняка на уроках геометрии вы изучали смежные углы – углы, которые имеют одну общую сторону. Смежными могут быть и понятия – например, школа и ученики.
Рассмотрим примеры:
Школа вышла на субботник.
Целую тарелку съел.
Суть метонимии в первом примере в том, что вместо слова ученики употребляется слово школа. Во втором примере мы употребляем слово тарелка вместо названия того, что на тарелке находится (суп, каша или что-то подобное), то есть используем метонимию.
Синекдоха
Синекдоха подобна метонимии и считается её разновидностью. Этот троп также заключается в замене – но в замене обязательно количественной. Чаще всего множественное число заменяется единственным и наоборот.
Рассмотрим примеры синекдохи.
«Отсель грозить мы будем шведу…» – думает царь Пётр в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Разумеется, имелся в виду не один швед, а шведы – то есть единственное число употребляется вместо множественного.
А вот строчка из пушкинского «Евгения Онегина»: «Мы все глядим в Наполеоны». Известно, что французский император Наполеон Бонапарт был один. Поэт использует синекдоху – употребляет множественное число вместо единственного.
Гипербола
Гипербола – это чрезмерное преувеличение. «В сто сорок солнц закат пылал», — пишет В.Маяковский. А у гоголевского Тараса Бульбы были шаровары «шириною с Чёрное море».
Литота
Литота – троп, противоположный гиперболе, чрезмерное преуменьшение: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
Ирония
Иронией называется скрытая насмешка. При этом мы вкладываем в свои слова смысл, прямо противоположный истинному. «Отколе, умная, бредёшь ты голова», — такой вопрос в басне Крылова адресован Ослу, который считается воплощением глупости.
Перифраз
Мы уже рассматривали тропы, основанные на замене понятий. При метонимии одно слово заменяется другим по смежности понятий, при синекдохе единственное число заменяется множественным или наоборот.
Перифраз это тоже замена – слово заменяется несколькими словами, целым описательным оборотом. Например, вместо слова «животные» мы говорим или пишем «братья наши меньшие». Вместо слова «лев» — царь зверей.
Синтаксические средства
Синтаксичкские средства – это такие языковые средства, которые связана с предложением или словосочетанием. Синтаксические средства иногда называют грамматическими, так как синтаксис наряду с морфологией является частью грамматики. Остановимся на некоторых синтаксических средствах.
Однородные члены предложения
Это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения и, кроме того, произносятся с особой интонацией перечисления.
В саду росли розы, ромашки, колокольчики. — Это предложение осложнено однородными подлежащими.
Вводные слова
Это слова, которые чаще выражают отношение к сообщаемому, указывают на источник сообщения или способ оформления мысли. Проанализируем примеры.
К счастью, выпал снег.
К сожалению, выпал снег.
Наверно, выпал снег.
По словам друга, выпал снег.
Итак, выпал снег.
В перечисленных предложениях передана одна и та же информация (выпал снег), но выражена она с разными чувствами (к счастью, к сожалению), с неуверенностью (наверно), с указанием источника сообщения (по словам друга) и способа оформления мысли (итак).
Диалог
Разговор двух и более лиц. Вспомним в качестве примера диалог из стихотворения Корнея Чуковского:
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда…
Вопросно-ответная форма изложения
Так называется построение текста в виде вопросов и ответов на них. «Что плохого в пронзительном взгляде?» — задаёт при этом вопрос автор. И сам себе отвечает: «А всё плохо!»
Обособленные члены предложения
Второстепенные члены предложения, которые на письме выделяются запятыми (или тире), а в речи – паузами.
Лётчик рассказывает о своих приключениях, улыбаясь слушателям(предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).
Дети вышли на поляну, освещённую солнцем (предложение с обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом).
Без брата, его первого слушателя и поклонника, он вряд ли добился бы таких результатов. (предложение с обособленным распространённым приложением).
Никто, кроме её родной сестры, не знал об этом (предложение с обособленным дополнением).
Я приду рано, часов в шесть утра (предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени).
Фигуры речи
На уровне синтаксиса выделяются особые конструкции, которые придают речи выразительность. Называются они фигурами речи, а также стилистическими фигурами. Это антитеза, градация, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение и т.п. Рассмотрим некоторые из стилистических фигур.
Антитеза
По-русски антитеза называется противопоставлением. В качестве её примера можно привести пословицу: «Ученье — свет, а неученье — тьма».
Инверсия
Инверсия — обратный порядок слов. Как известно, каждый из членов предложения имеет своё «законное» место, свою позицию. Так, подлежащее должно стоять перед сказуемым, а определение — перед определяемым словом. Определённые позиции закреплены за обстоятельством и дополнением. Когда порядок слов в предложении нарушается, можно говорить об инверсии.
Используя инверсию, писатели и поэты достигают требуемого звучания фразы. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Без инверсии его первые строчки звучали бы так: «Одинокой парус белеет в голубом тумане моря». Поэт использовал инверсию и строчки зазвучали потрясающе:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом…
Градация
Градация — расположение слов (как правило, являющихся однородными членами, по нарастанию или убыванию их значений). Рассмотрим примеры: «Это обман зрения, галлюцинация, мираж« (галлюцинация больше, чем обман зрения, а мираж больше, чем обман зрения). Градация бывает как восходящая, так и нисходящая.
Парцелляция
Иногда для усиления выразительности намеренно нарушаются границы предложения, то есть используется парцелляция. Она заключается в дроблении фразы, при котором образуются неполные предложения (то есть такие конструкции, смысл которых неясен вне контекста). Примером парцелляции можно считать газетный заголовок: «Процесс пошёл. Вспять» («Процесс пошёл вспять», — так выглядела фраза до дробления).
ostapenko.astor.me
Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?
Тема нашей статьи – средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».
Что такое средства выразительности?
Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.
Выделяют:
- Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
- Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
- Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
- Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
- Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.
Средства выразительности в стихотворении
Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.
Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии
Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.
Средства выразительности в стихотворении:
- Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
- Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
- Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
- Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
- Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
- Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
- Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
- Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
- Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.
Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева
Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.
Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.
Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).
Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.
Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.
Стихотворение «Зимнее утро»
Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.
Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.
Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».
В заключение
Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.
fb.ru
Средства выразительности речи — wiki
Автор Яна Рягузова
Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.
Риторические фигуры — такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как
Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания «живых картин» и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.
Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи
На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рассмотрим каждый троп подробнее.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА
1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению
(добрый – злой, могучая – бессильная).
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:
Снег валил с неба пудами.
- 3. Литота – худ-е преуменьшение :
мужичок с ноготок.
Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:
…как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:
Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.'Курсивное начертание
4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:
Влюбленность – любовь, приятель – друг.
Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:
Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)
5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:
Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул.
Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:
Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;'Курсивное начертание
б) с учреждения на его обитателей:
Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):
Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:
Грустное веселье продолжалось…
8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:
Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:
Пушкин – это чудо.
10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:
Город не Неве приютил Гоголя.
11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.
12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:
как, словно, будто, точно, и т.д.
но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:
Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:
Тревога змеею вползла в наши сердца.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:
похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.
13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:
у таких людей, как мой герой, есть искра божия.
Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.
14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:
А.С. Пушкин «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
болтушка сорока, роковые часы.жадно всматривается; слушает замерев;
но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:
взоры полусонные, нежные, влюбленные.
16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир!
Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).
17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.
18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.
19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали
(кольчуга, ямщик)
20. Архаизмы— слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.
(уста-рот, ланиты-щеки)
В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического
21. Заимствования — Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:
О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):
Безобразное отношение! Как можно беречь счастье!
Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:
Сбережем свою душу как святыню!
2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:
Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины.
А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:
Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!
3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:
И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:
Поэт внезапно встал. Побледнел.
5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:
Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!
7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика» .
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:
Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.
8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:
Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?
9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:
Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
10. Водные слова используются для того, чтобы выразить
уверенность(конечно), неуверенность(возможно), различные чувства(к счастью), источник высказывания(по словам), порядок явлений(во-первых), оценка(мягко говоря), для привлечения внимания(знаешь, понимаешь, послушай)
11.Обращения— используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику
(Милая и родная мама!- распространенное обращении е)
12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте
13. Слова-предложения
- Да! А как же! Конечно! Используются в разговорной речи, выражают сильные чувства побуждения.
14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:
(У забора, у самой калитки…)
Блог сервисов Александра Баданова
Ментальная карта
Презентация
Опрос
Категория
wiki.mgpu.ru
Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация…
Изобразительные средства выразительности языка — это художественно-речевые явления, которые создают словесную образность повествования: тропы, различные формы инструментовки и ритмико-интонационной организации текста, фигуры.
По центру расположены примеры использования изобразительных средств русского языка.
Лексика
Тропы – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении. Тропы основаны на внутреннем сближении, сопоставлении двух явлений, из которых одно поясняет другое.
Метафора – скрытое сравнение одного предмета или явления с другим на основе сходства признаков.
(п) «Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелит шаль»
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим по принципу их сходства.
(п) «Анчар, как грозный часовой ,
Стоит один во всей Вселенной»
Олицетворение – разновидность метафоры, перенесение человеческих качеств на неодушевленные предметы, явления, животных, наделение их мыслями речью.
(п) «Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы»
Гипербола – преувеличение.
(п) «Разрывает рот зевота шире Мексиканского залива»
Метонимия – замена прямого названия предмета или явления другим, имеющим причинную связь с первым.
(п) «Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ…»
Перифраз – схож с метонимией, часто потребляется в качестве характеристики.
(п) «Киса, мы еще увидим небо в алмазах» (разбогатеем)
Ирония – один из способов выражения авторской позиции, скептическое, насмешливое отношение автора к изображаемому.
Аллегория – воплощение отвлеченного понятия, явления или идеи в конкретном образе.
(п) В басне Крылова «Стрекоза» – аллегория легкомыслия.
Литота – преуменьшение.
(п) «…в больших рукавицах, а сам с ноготок!»
Сарказм – разновидность комического, способ проявления авторской позиции в произведении, язвительная насмешка.
(п) « За все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей…отраву поцелуев…
За все, чем я обманут был»
Гротеск – сочетание контрастного, фантастического с реальным. Широко используется в сатирических целях.
(п) В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного, в представлении, устроенном Воландом в варьете.
Эпитет – образное определение, которое эмоционально характеризует предмет или явление.
(п) «Рейн лежал перед нами весь серебряный…»
Оксюморон – стилистическая фигура, сочетание противоположных по смыслу, контрастных слов, создающих неожиданный образ.
(п) «жар холодных чисел», «сладкий яд», «Живой труп», «Мертвые души».
https://uchim.org/russkij-yazyk/izobrazitelnye-sredstva-yazyka — uchim.org
Стилистические фигуры
Риторическое восклицание – построение речи, при котором в форме восклицания, в повышенной эмоциональной форме утверждается то или иное понятие.
(п) «Да это просто колдовство!»
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
(п) «Какое лето, что за лето?»
Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию.
Кольцо строфы –звуковой повтор располагающийся в начале и в конце данной словесной единицы — строки, строфы и т.д.
(п) «Ласково закрыла мгла»; «Гром небес и пушек гром»
Многосоюзие – такое построение предложения, когда все или почти все однородные члены связаны между собой одним и тем же союзом
Бессоюзие – пропуск союзов между однородными членами, придающий худ. речи компактность, динамичность.
Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.
Параллелизм – сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность.
Эпифора – повтор слова или сочетания слов. Одинаковые концовки смежных стихотворных строк.
(п) «Деточка, все мы немного лошади!
Каждый из нас по-своему лошадь…»
Анафора – единоначатие, повторение одних и тех созвучий, слов, словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк или в прозаической фразе.
(п) «Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку…»
Инверсия – преднамеренное изменение порядка слов в предложении, что придает фразе особую выразительность.
(п) «Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной…»
Градация – использование средств художественной выразительности, последовательно усиливающих или ослабляющих образ.
(п) «Не жалею, не зову, не плачу…»
Антитеза – противопоставление.
(п) «Они сошлись: вода и камень,
Стихи и проза, лед и пламень…»
Синекдоха – перенесение значения на основе сближения части и целого, использование ед.ч. вместо мн.ч.
(п) «И слышно было до рассвета, как ликовал француз…»
Ассонанс – повторение в стихе однородных гласных звуков,
(п) «ночами без улыбки вырос сын»
Аллитерация – повтора или созвучия гласных
(п) «Где роща ржуща ружей ржет»
Рефрен – точно повторяемые стихи текста (как правило, его последние строки)
Реминисценция – художественном произведении (преимущественно поэтическом) отдельные черты, навеянные невольным или преднамеренным заимствованием образов или ритмико-синтаксических ходов из другого произведения (чужого, иногда своего).
(п) «Я пережил и многое и многих»
Всё для учебы » Русский язык » Изобразительные средства выразительности: инверсия, аллегория, аллитерация…
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
uchim.org