Структурно функциональный подход в социологии – 11. Социологический подход к изучению культуры (концепции марксизма, э. Дюркгейма, м. Вебера, структурно-функциональные модели р. Мертона, т. Парсона).

Содержание

Структурно-функциональный подход в социологии. Основатель структурно-функционального подхода

Одним из важнейших является структурно-функциональный подход при анализе социальных явлений. Практически вся теория организаций построена на исследованиях и практике применения данного подхода. Концепцию функционализма основал Давид Эмиль Дюргкейм, первым сформулировавший проблемы, касающиеся функционального разделения труда в организации и взаимосвязанности функций системных единиц. Его вклад в социологию трудно переоценить. Далее структурно-функциональный подход изучали и разрабатывали антропологи Альфред Редклифф-Браун и Бронислав Каспер Малиновский. Они рассматривали общество — социальный объект как адаптивную систему, где все элементы структуры служат удовлетворению потребностей всей системы и обеспечивают тем её существование в окружающей среде. Также исключительно большое влияние на становление этой науки оказал Огюст Конт, и его исследованиям будет посвящено особое место в данной статье.

Система

Понятие, характеризующее систему, является основополагающим в структурно-функциональном подходе к построению модели общества. Это ряд компонентов или элементов, более или менее стабильно взаимосвязанных в определённый промежуток времени. Отличительная черта системы — стремление к равновесию. Несмотря на то, что противодействие никогда не имеет одинаковой силы, несмотря на то, что оно не может быть постоянным или конечным, систему характеризует способность к достижению баланса между всеми противодействиями. Американские социологи, изучающие структурно-функциональный подход, подчёркивают, что фактор времени в модели системы значит гораздо меньше, чем динамические процессы, происходящие в ней, которые всегда довлеют над статикой.

Жизнь вообще статичностью не отличается, там постоянно что-то происходит: рождаются новые люди, умирают старые, но институциональные структуры всё равно функционируют и вносят свой вклад в решение тех или иных насущных задач, которые ставит перед ней время. Именно поэтому Толкотт Парсонс, значительно обогативший системный подход и структурно-функциональный анализ, включил в свой исследовательский арсенал постулаты понятия эволюции. Таким образом расширилась идея равновесия, вобрав в себя наряду с принципом самосохранения и принципы развития.

Равновесие

Так же как любой биологический организм, социальная группа описана существующей в постоянном состоянии подвижного динамического равновесия. Под влиянием противодействующих сил, проникающих в сбалансированную систему, появляются новые стимулы для развития. Социальная система сбалансирована, а потому она адаптируется к любым возмущающим её воздействиям, вводит новое в функциональную систему и устанавливает другой уровень равновесия. Именно поэтому постоянно изменяющееся общество и сохраняет стабильность, приобретая всё новые формы социальной интеграции. Структурно-функциональный подход в исследовании позволил Толкотту Парсонсу разработать теорию эволюционных изменений.

Суть её в том, что учёный отвергает представление о простом линейном непрерывном процессе эволюции общества, взамен он выдвинув гипотезу о том, что любое общество имеет тенденцию становиться в собственных функциях и структурах всё более дифференцированным. Однако только лишь дифференциации явно недостаточно, потому что все новые структуры функционально более приспособлены, чем ушедшие. Дифференциация общества была преподнесена учёными-социологами как главный критерий эволюции его. Роберт Белла определял эволюцию как непрерывный процесс роста дифференциации, организационного усложнения, обеспечивающего организму или социальной системе всё большие способности приспособления к среде, то есть новые образования в обществе более автономны относительно своего окружения, они более сложны, чем их предки.

Развитие

Подобного плана дифференциацию можно трактовать и более широкими эволюционными категориями — как поступательное развитие от первобытного общества (идеальный тип, где все роли предписаны и распределены, а разделение труда всегда семейного характера). В общественном развитии существуют самые разные стадии дифференциации и специализации. Парсонс и Белла внесли огромный вклад во все основные направления социологии. Они выделили стадии дифференциации следующим образом: первобытные общества, затем архаические, промежуточные исторические империи, материнские общества (Греция и Израиль), ранние современные и поздние современные общества. Также расклад по стадиям был наиболее полным образом применён и к религиозной сфере, где схемой стадиального развития явились пять идеальных типов.

Они (пять типов) рассматриваются относительно стабильным выражением примерно равного уровня сложности, учитывая совокупность разных характеристик. Последние состоят из социальных функций, религиозных институтов, религиозной деятельности и систем религиозных символов. У Парсонса различаются три разных типа общества: тип примитивный, с незначительной дифференциацией; промежуточный, когда появилась письменность и началось социальное расслоение; современный тип общества, когда правовая система отделилась от религиозной и сформировались административная бюрократия, рыночная экономика и избирательная система.

Закономерности

Основа всех закономерностей жизни общества — изменение формы общественного сознания, прежде всего это касается этических и психологических явлений, то есть обычаев, норм, изменения ценностей и тому подобного. Ядро каждого общества, если рассматривать его как систему, — нормативный структурированный порядок, за счёт которого жизнь коллектива становится организованной. Как любой порядок, он содержит те или иные правила, нормы, соотносящиеся с культурой, именно поэтому он легитимен и значим. Порядком задаётся и понимание членства, то есть определённые различия между разными людьми, где главное — принадлежность и непринадлежность к данному обществу.

Любое общество системно, оно состоит из множества социальных подсистем, и каждая подсистема должна обладать набором основных функций. Прежде всего, это подсистема адаптации, поскольку система должна приспосабливаться к любой среде; подсистема целедостижения, которая определяет цели и реализует их достижение; подсистема интеграции, связывающая все элементы воедино за счёт их функций, и подсистема удержания образца, которая передаёт информацию о прошлом следующим поколениям. Основой стабильности любой социальной системы являются связи и взаимодействие подсистем друг с другом и с общей системой, а также со средой обитания. Тогда будет порядок, то есть доминирование консенсуса над конфликтом.

Согласие

Существует два способа, с помощью которых достигается согласие в обществе. Первый — это социологизация, когда общественные ценности переходят из поколения в поколение (основной механизм передачи ценностей). Эволюционный процесс долог, в результате его движения современное общество научилось институционализировать услуги, возведя их в профессиональную область, создавая функционирующие коллективы и бюрократические организации. Функциональные отношения человека и общества связаны как раз с тем вкладом, который человек вносит в общественную жизнь. Это и есть сущность структурно-функционального подхода к изучению обществ. Так получилось, что в наиболее дифференцированных обществах производство услуг стало источником его развития, которое мобилизуется через рынок. Услуги — продукт экономического процесса. Но это не значит, что потребление в неэкономическом контексте не существует.

Второй способ достижения согласия в обществе — создание разных механизмов контроля, в том числе и общественный контроль над поведением человека, который чаще всего носит территориальный характер, поскольку на него влияют многочисленные взаимосвязи — от места жительства и рабочего места до религиозной и политической деятельности. Структурно-функциональный подход в управлении связан с функцией ответственности за выработанный территориально единый порядок общественной жизни в её внутреннем и внешнем аспектах. Первый аспект — навязывание общих норм во всех подразделенияхъ общества. Второй работает на предотвращение разрушительной деятельности всех, кто не состоит в членах данного коллектива. Но оба аспекта общественной жизни не обходятся без применения физической силы: внутренний враг — в тюрьму, а с внешним — война.

Основные положения

Структурно-функциональный подход в социологии с точки зрения Парсонса ориентируется на следующие положения. Любые социальные системы всегда ищут стабильности, они интегрированы и основываются на согласии. Социальная жизнь требует общественного контроля и обязанностей каждой личности, а её основой являются общие ценности и нормы. Зависит социальная жизнь от взаимодействия, сотрудничества и солидарности.

Специфику социального действия учёный видел в объяснениях теории психоанализа, разделяя действие физическое и биологическое. Различия между ними состоят лишь в символичности, нормативности и волюнтаристичности, а основными элементами являются определённость ситуации, условия деятельности, непосредственно деятели, их цели, нормы и правила поведения, а также способы, используещиеся для достижения этих целей. Все эти элементы составляют систему и каждый из них выполняет свою функцию.

Значение ситуаций

Социальное действие всегда бывает целенаправленным и к тому же обладает неким субъективным значением. Ситуацией могут считаться совершенно любые факторы — социальные, культурные, физические, те, которые на данный момент являются самыми актуальными. Действующие лица всегда владеют (или должны владеть) знанием тех условий, в которых цель реализуется, а также предметов, с которыми придётся иметь дело. Они чувствуют потребность достижения цели и эмоционально реагируют на собственную деятельность.

В структуре социального действия являются определяющими система ценностей и норм, которая будет соотносить цель и ситуацию, одновременно ограничивая в выборе средств и задавая нужный диапазон с набором возможностей и невозможного. Решения принимаются индивидуально в зависимости от существующих средств и условий. В некотором смысле любое действие — действие индивида, но культурная система и весь общественный организм содержат весьма существенные элементы, которые невозможно исследовать на индивидуальном уровне.

Огюст Конт

Огюст Конт ещё в восемнадцатом веке сумел разработать модель трёх стадий развития общества: первая — религиозная, вторая — метафизическая и третья — позитивная. Основатель структурно-функционального подхода и социологии как таковой считал, что общество, в котором он живёт, находится на границе перехода к третьей — позитивной — стадии. Чтобы реализовать такой переход, обществу нужно найти новое знание о собственной структуре, и не критически философское, а позитивное, научное. Конт и назвал новую науку социологией, по аналогии с названиями других появившихся естественно-научных дисциплин — биологией, физиологией и тому подобныи.

Это получилась наука с исторической основой, наука о человеческом обществе, и она явилась самой молодой в энциклопедии наук, которую тоже составил Огюст Конт. Он пытался объяснить законы общественного развития и обустройства, а главное — поставить политику на научную основу для того, чтобы она могла служить прогрессу общества и человека. Корни у новой науки получились исторические, а вот суть её ближе к математике или астрономии, поскольку сложна. И без усвоения математики, астрономии, химии, физики, биологии социолога не получится. Конт хотел увидеть путь сквозь социальные катаклизмы к порядку и прогрессу. Так и были найдены главные общественные закономерности — социальные статика и динамика.

Статика и динамика

Социальная статика занимается общественным порядком, то есть гармонией элементов, выстраивающей отношения в общности, одновременно исследует структуру, условия существования общества и его законы. Социальная статика действует в данный момент времени, анализируя элементы, составляющие консенсус, другими словами — создаёт коллектив.

Социальная динамика изучает то же самое общество в его развитии. Здесь снова появляется трёхстадийность как форма политической организации общественных структур. Сначала теологическая стадия с военным господством, затем метафизическая стадия с господством феодалов, и наконец позитивная стадия с промышленной цивилизацией. Неравенство социальных групп объясняется уровнем развития общества. Закон прогресса — основной в социальной динамике.

История появления

Общая теория систем породила и системный подход вместе со структурным функционализмом. Ближе всех к истокам теперь оказались биология и кибернетика. В двадцатые годы прошлого века была исследована клетка и её взаимодействия с внешней средой. Именно тогда появилось понятие системы как совокупности взаимосвязанных элементов.

А в пятидесятые годы родилась наука об управлении, где главенствовали связь и обработка информации. Теория систем появилась не в математике, не в физике и не в астрономии. Впервые её обосновал Талкотт Парсонс как концепцию социальной системы. Следом она появилась в политологии.

fb.ru

Сущность структурно-функционального подхода в социологии.

Структурный функционализм – одно из наиболее значимых научных направлений, получивших детальную разработку и широкое распространение в 20 веке.

В основе этого направления лежит структурно-функциональный подход к анализу социальной реальности, который задает исходные принципы исследования социокультурных явлений и процессов. В его рамках любой социальный объект (культура, общество, институт, организация, группа, личность) рассматриваются в качестве системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение (выполняет конкретную функцию).

Этот подход объединил в себе функциональный и структурный подходы в общественных науках, имеющих общие «генетические корни», которые прослеживаются в работах значительного числа обществоведов разных эпох.

Структурный подход связан с выявлением и анализом структуры, то есть совокупности таких элементов социального целого, которые способны сохраняться при разнообразных изменениях самой структуры, и вместе с тем поддерживать её в устойчивом состоянии.

Функциональный подход состоит в исследовании взаимосвязи элементов этого социального целого – с точки зрения тех функций, которые они выполняют в нем и с помощью которых оно сохраняет жизнеспособность.

К середине 20в. структурный и функциональный подходы были переосмыслены как две взаимопроникающие и взаимодополняющие стратегии исследования и воплотились в различных версиях в лингвистике, литературоведении, социальной антропологии и социологии.

В основе структурно-функционального подхода в социологии лежит положение –  все явления социального мира организованы в общую (социетальную) систему, составляющими элементами которой выступают менее общие системы (подсистемы) – социальная, культурная, личностная и т.п. Любая из этих систем представляет собой целостный комплекс взаимосвяз. элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом, и определенным образом соотносится с другими системами социума.

Предыстория этого подхода связана с Г. Спенсером, который пытался установить функциональные аналоги между процессами, протекающими в организме и обществе. Ряд методологич. принципов функци. анализа заложил Э. Дюркгейм – разделил социологию на соц. морфологию и соц. физиологию. Эти идеи были восприняты и переработаны в 20в. – британскими антропологами Б. Малиновским, Рэдклифф-Брауном, американскими – Т. Парсонсом и Р. Мертоном.

students-library.com

§ 2.5. Структурно-функциональный подход

Основные
положения структурно-функционального
подхода.
Струк­турно-функциональный
анализ — один из важнейших исследовательских
подходов к изучению социальных явлений.
Наибольшее теорети­ческое и практическое
значение данный подход получил именно
в тео­рии организаций. Основателем
концепции функционализма считают Э.
Дюркгейма, который первым сформулировал
проблему, связан­ную с функциональным
разделением труда в организации, и
проблему взаимосвязанности функций
отдельных системных единиц. В дальней­шем
проблемы функционализма разрабатывались
антропологами Б. Малиновским и А.
Редклифф-Брауном, которые рас­сматривали
социальный объект (в частности, общество)
как адаптив­ную систему, в которой
все части служат удовлетворению
потребнос­тям системы как целого,
обеспечивая ее существование во внешней
среде.

Отправной точкой
структурно-функционального анализа
являет­ся понятие функции каждой
системной единицы по отношению к системе
как целому. Здесь не имеется в виду
математическое пони­мание функции,
скорее «функция» ближе к биологическим
наукам, где она означает «жизненный
или органический процесс, рассматри­ваемый
с точки зрения того, какой вклад она
вносит в сохранение организма» [150. Р.
86].

Согласно теории
структурно-функционального анализа,
любая системная единица организации
обязана быть функциональной, т.е. вносить
свой вклад в деятельность по достижению
организационных целей, а значит,
способствовать адаптации системы в
целом: повышать ее устойчивость,
эффективность взаимодействия с другими
организа­циями (адаптивная часть
функции), осуществлять регуляцию
внутрен­них связей и поведения
отдельных частей системы (регулятивная
часть функции). Например, финансовый
отдел фирм должен выполнять ряд
внутриорганизационных операций по
отношению к другим подраз­делениям
(регулятивная функция) и, кроме того,
способствовать установлению баланса
денежных потоков между организацией
и финансо­выми организациями, входящими
во внешнюю среду. Если подразделе­ние
организации не выполняет функциональных
требований, а его вклад в деятельность
организации не способствует достижению
орга­низационных целей, то это
подразделение следует считать
дисфункци­ональным и реорганизовать.

Подсистема мобилизации ресурсов

Лояльность, солидарность, обязательства

Рис. 8. Условия
выживания организации во внешней среде

Условия
выживания организации во внешнем
окружении.
Американский
социолог Т. Парсонс выявил четыре
основных условия выживания организации
во внешнем окружении, которые тесным
обра­зом связаны с функциями ее
отдельных подсистем [155. Р. 250]. Эту теорию
Парсонса отражает рис. 8, где четыре
подсистемы выживания составляют
прямоугольник, на верхней стороне
которого показаны подсистемы,
ориентированные на внешнее окружение.

1.
Подсистема
адаптации.
Эта
подсистема управляет поступлением
необходимых ресурсов из внешнего
окружения в организацию и орга­низует
сбыт и получение прибыли, должна
ориентировать организа­цию по
отношению к внешней среде и способствовать
активному поло­жительному обмену
между отдельными единицами внешнего
окруже­ния и организацией. Парсонс
полагает, что подсистема адаптации —
это экономическая подсистема, так как
основой выполняемой ею функции являются
экономические контакты, действия и
взаимодействия. Если подсистема не
выполняет свою функцию, организация
не может суще­ствовать вследствие
нарушения баланса между входом и выходом
ре­сурсов из системы.

2.
Подсистема
достижения целей —
важнейшая
системная едини­ца организации,
поскольку она мобилизует организационные
ресурсы, активно воздействует на
различные части внешней среды, ориентируя
их на достижение основных организационных
целей, путем координирующего воздействия
соединяет все части организации в
единое целое.

Данная подсистема действует в процессе
входов в организацию, производимых
внешним окружением, и переносит влияние
на выходы. Здесь под входами понимаются
внешние требования (к распределению
благ, услуг, к регулированию поведения
системных единиц) и поддерж­ка (если
внешней среде выгодна деятельность
организации). Чтобы дефекты и конфликты
в требованиях не привели к распаду
организа­ции из-за возникающей
перегрузки, внедряются культурные
нормы (кодексы, правила и т.д.) и система
сторожей (регуляторов) в подраз­делениях
организации. Поддержки фокусируются
на двух аспектах де­ятельности
подсистемы:1) поддержка целостности
организации; 2) поддержка авторитетной
власти руководства внутри организации.
В соответствии с теорией Парсонса
подсистема достижения целей яв­ляется
политической, или властной, подсистемой,
основная функция которой внутри
организации — это авторитетное (т.е.
общепринятое или законное) распределение
ценностей, под которыми понимаются все
блага и ресурсы, имеющие значение для
членов организации или связанных с ней
элементов внешней среды.

Подсистемы на нижней стороне прямоугольника
Парсонса (рис. 8) ориентированы на
внутреннюю деятельность организации.

3—4.
Подсистемы
интеграции и латентности (поддержания
образцов)
целесообразно
рассматривать вместе, так как процессы
формирования этих подсистем схожи и
на многих этапах характеризуются
не­разрывным единством. Эти подсистемы
должны обеспечивать не толь­ко
внутреннюю целостность организации
как системы, но, что еще более важно,
распределение функций между отдельными
системными единицами, т.е. создание и
поддержание в рабочем состоянии системы
социальных ролей, а также сопряженности
отдельных функций. Кроме того, подсистема
поддержания образцов цементирует
лояльность чле­нов организации по
отношению к организационным нормам и
требова­ниям. На рис. 8 показаны
основные компоненты процесса интеграции
в системе и процесса формирования
подсистемы поддержания образ­цов.
Наиболее полная интеграция в организации,
рассматриваемой как система, включает
в себя: 1) идеологическую интеграцию,
т.е. интегра­цию в системе идеологических
норм, составляющей неотъемлемый ат­рибут
социального порядка в конкретной
социальной группе; 2) интег­рацию в
системе социальных ролей, которые
выражают функциональ­ные требования
в данной организации; 3) интеграцию в
системе куль­турных норм, узаконенных
в ходе их применения в процессе
организа­ционной деятельности. При
реализации полной интеграции каждое
подразделение и каждый член организации
органично входят в систему на правах
системной единицы для выполнения
определенной функции. Результатом
успешной интеграции является сплоченная,
устойчивая, эффективная организация,
где усилия каждой системной единицы
осу­ществляются строго в рамках их
функций, а каждая функция опти­мально
соответствует целям не только отдельных
системных единиц, но и организации как
системы.

По мнению современного социолога Д.
Истона [151. Р. 149—158], процесс интеграции
в системе может протекать в три этапа,
каждый из которых целесообразно
представить как отдельный процесс.

1.
Конформность
этап
интеграции — достижение такого
состоя­ния включенных в систему
объектов (социальных групп или отдель­ных
индивидов), которое характеризуется
их соглашением с системны­ми
требованиями (требованиями по отношению
к членам организа­ции) как законными.
На этом этапе происходит оценка
нормативной базы системы в целом. Если
этот этап проходит успешно, индивид
или социальная группа принимают
нормативную основу организации
(на­пример, способы социального
контроля и распределения власти в
ор­ганизации), но в то же время согласие
может быть чисто внешним, когда системные
роли органично не сливаются с конкретными
функ­циональными единицами. Обязательным
условием формирования конформного
поведения является признание членами
организации ре­левантности ценностей
социальной системы по отношению к их
основ­ным целям и потребностям, что
накладывает определенные ограниче­ния
на их поведение. При таком виде интеграции
на первом месте остаются личностные
цели и потребности. В связи с этим
конформ­ность должна основываться
на доверии индивидов, входящих в
соци­альную систему, к институциональным
и корпоративным культурным нормам,
регулирующим организационное поведение.

2.
Мобилизация
этап,
в ходе которого индивидами осуществляет­ся
идентификация с системными ролями,
соответствующими статус­ному полю
данной системы. Эти роли признаются
значимыми и перво­степенными,
составляющими основу их деятельности.
Этот уровень интеграции следует признать
более высоким, так как члены организа­ции
ставят цели организации выше, чем личные
цели.

Основной отличительной особенностью
стадии мобилизации явля­ется то, что
индивиды не просто соглашаются с
собственными систем­ными ролями, но
и могут осуществлять символическое
взаимодействие на уровне организации
в целом, т.е. могут представлять себе и
осваи­вать многие роли в организации,
хотя реально выполняют только одну.
Практически для выполнения требований
мобилизации каждый работ­ник должен
символически проигрывать роли всех
работников, с кото­рыми он вступает
в ролевые контакты. В ходе символического
взаимо­действия происходит передача
системно связанных ролевых символов
для осуществления ролевого взаимодействия.
Такое включение инди­видов в
организационные процессы позволяет
им органично влиться в систему ролей
организации, представлять себе все
основные виды дея­тельности и
значимость собственной роли. Мобилизация
как часть ин­теграционного процесса
в организации будет считаться успешной
в том случае, если роли будут связаны
между собой и могут функциониро­вать
в виде ролевой системы как единое целое.

В условиях организации мобилизация
возможна как на чувствен­ном, так и
на рациональном уровнях. Мобилизация
на чувственном уровне заключается в
передаче ролевых и институциональных
сим­волов, позволяющих индивидам
осуществлять групповые взаимодей­ствия
для достижения поставленных целей.
Рациональная мобилиза­ция сводится
к передаче (в основном посредством
обучения) орга­низационных ролей,
опосредованных системой. Чувственный
и раци­ональный способы мобилизации
взаимно дополняют друг друга, со­здавая
возможности для идентификации членов
организации с их системными ролями и
установления функциональных связей
внутри системы.

3.
Консолидация
этап
интеграции, в ходе которого происходит
интернализация норм, включающих в себя
институциональные и организационные
поощрения и наказания, культурные
ценности (составляющие особенности
организационной культуры), ролевые
требования и ожидания. Консолидация
предполагает идентификацию индиви­дов
по отношению к нормам своей социальной
группы (организации или ее подразделению),
появление ингрупповой причастности и
ингруппового фаворитизма. Как и первые
два этапа интеграции, консолидация
осуществляется и на чувственном, и на
рациональном уровнях. На чувственном
уровне происходит усвоение всеми
членами организа­ции общих культурных
ценностей, представляющих собой лицо
орга­низации, ее имидж. На рациональном
уровне достигается полное усвоение и
принятие членами организации системы
поощрений и нака­заний, что обеспечивает
контроль за сохранением организационной
культуры.

Как видно из рис. 8, все подсистемы,
ответственные за выживание организации,
связаны между собой. Так, если в
организации отсутству­ет интеграция
ее членов относительно организационных
целей, члены организации теряют
лояльность по отношению к системе
поощрений и наказаний (поддержание
образцов), вследствие чего невозможно
эффективное применение властного
воздействия (достижение целей) и в
конечном итоге нарушается взаимодействие
с внешней средой (адапта­ция).

Взаимодействие
между системой и ее частью (системной
единицей).
Как
указывалось ранее, система представляет
собой сложное целое, состоящее из
относительно автономных, но взаимосвязанных
частей. Очевидно, что позиции этих
частей в системе, их вклад в дости­жение
системой своих целей различны. Для того
чтобы оценить место и роль части системы
(например, отдела, цеха, лаборатории и
т.д.) в деятельности всей организации,
важно определить функциональные
возможности этой части по двум основным
характеристикам — функ­циональной
значимости и функциональной автономии.

Функциональная
значимость части системы (системной
едини­цы) — это показатель того, в
какой мере система как целое может
существовать и функционировать в случае
отделения от нее этой части.
Наиболее
яркие примеры функциональной значимости
дают биологические системы. Например,
в человеческом организме есть части с
очень высокой функциональной значимостью:
мозг, сердце, печень и т.д., изъятие
которых приводит к гибели организма
как био­логической системы; части с
меньшей степенью функциональной
зна­чимости, например конечности,
без которых организм может сущест­вовать,
но круг выполняемых функций значительно
ограничен; части с низкой степенью
функциональной значимости, например
аппендикс, отделение которого от живого
организма не приводит к особым изме­нениям
в его функционировании.

В организациях к системным единицам
высокой функциональной значимости
можно отнести высшие координирующие
органы управле­ния, а также отделы
или службы, которые выполняют или
способству­ют выполнению основных
функций организации. Остальные систем­ные
единицы могут иметь разную степень
функциональной значимос­ти, вплоть
до подразделений, которые признаются
ненужными, баллас­том (самая низкая
степень функциональной значимости).
Очевидно, что политика организации в
отношении распределения приоритетов
и ресурсов должна строиться с учетом
этой важной системной характе­ристики.

Функциональная
автономия — это показатель того, в
какой мере возможно отдельное
существование системной единицы при
отделении
от
системы в целом.
Другими
словами, это показатель самостоятель­ности
и независимости системной единицы по
отношению к системе. Например, в
государстве может существовать отдельная
системная единица (автономная республика,
автономная область), которая в ре­зультате
накопления властных, материальных или
политических ре­сурсов получает
возможность существовать вне государства
как само­стоятельная политическая
единица, наделенная суверенитетом.
Таким же образом из организации может
выделиться отдел, лаборатория или иное
подразделение, которое может
функционировать автономно, об­разовав
самостоятельную организацию.

Каждая системная единица испытывает
имманентное, внутренне присущее ей
стремление постоянно повышать уровень
своей функциональной автономии.
Например, в биологической системе
каждая клетка стремится к отделению
от организма, и только постоянный
кон­троль со стороны высшей
координирующей системы удерживает
от­дельные его части в единстве,
заставляя выполнять функции, присущие,
живому организму. То же явление
наблюдается и в социальной органи­зации,
когда отдельное подразделение, накопив
достаточные ресурсы, ставит себя в
особое положение по отношению к другим
частям систе­мы и может даже диктовать
свою волю руководству организации.

Повышение функциональной значимости
и функциональной автономии ставит
перед руководством организации ряд
серьезных проблем, связанных прежде
всего с осуществлением контроля за
отдельными подразделениями организации
и обеспечением целостности и устойчи­вости
системы по отношению к внешнему
окружению. Например, принимая решение
о сокращении определенной структурной
единицы (отдела, службы, лаборатории и
т.д.), руководство организации должно
четко оценивать степень ее функциональной
значимости в пределах организации и
ее влияние во внешней среде и на основе
этой оценки определить, изменятся ли
условия выживания организации при
отсут­ствии данной структурной
единицы, будет ли способна организация
эффективно достигать свои цели в этом
случае. Если перед руководст­вом
организации стоит вопрос о передаче
определенных властных, эко­номических,
финансовых, информационных и других
ресурсов в рас­поряжение отдельных
структурных единиц, то оно должно
оценить возможность возникновения
ситуации, при которой функциональная
автономия подразделения настолько
повысится, что это подразделение сможет
либо отделиться от организации
(превратиться в самостоятель­ную
организацию), либо начать диктовать
свои условия руководству организации,
настаивая на приоритете своих целей.
Здесь возможны два варианта решения:
1) если функциональная значимость
данного подразделения невысока,
руководство организации может
восстановить положение, приняв энергичные
меры: переложить выполнение функций
на другие структурные единицы (подготовив
тем самым безболезненное отделение
части системы) или перераспределить
ресурсы; 2) если функциональная значимость
подразделения достаточно высо­ка,
то повышение степени его функциональной
автономии может при­вести к возможности
распада организации или резкого
изменения ее целей и политики.

В целом можно сказать, что взаимодействие
между организацией, рассматриваемой
как система, и ее частью является важным
фактором, определяющим внутреннюю
политику организации и ее социальную
структуру.

studfiles.net

Структурный функционализм в социологии

Структурно-функциональный методологический подход в социологии трактует общество как систему, у которой есть своя структура, а также механизмы взаимодействия входящих в нее элементов, имеющих собственную функцию. Структурный функционализм в социологии – наша тема сегодня.

Создал эту теорию Толкотт Парсонс, который в своей научной работе опирался на концепции философов Герберта Спенсер и Эмиля Дюркгейма.

Также косвенное влияние на создание структурно-функционального подхода оказал социальный антрополог, родом из Польши, но живущий в Великобритании Бронислав Малиновский.

Содержание статьи:

Структурный функционализм в социологии

Основная мысль структурного функционализма заключается в том, что любая система старается поддержать равновесие и согласовать различные элементы между собой, чтобы добиться максимальной гармонии между ними.

Ученик основоположника – Роберт Мертон вложил очень много сил в развитие структурного функционализма, а также адаптировал его к практической деятельности. Так, Мертон уделил много времени проблеме дисфункций. Структурные элементы – это образцы деятельности людей.

Истоки

Началось развитие структурного функционализма с работ первых социологов: Огюста Конта, Герберта Спенсера (он еще является философом, просто вложил много сил в развитие социальной философии, которую некоторые ученые отождествляют с макросоциологическим уровнем знания), а также Эмиля Дюркгейма.

Они желали того, чтобы создать такую общественную науку, которая могла бы узнавать о существовании определенных законов общественного развития, а также обосновывать их.

Огюст Конт

Основатель социологической науки Огюст Конт объявил центральной целью социологии исследование объективных (то есть, таких, которые не зависят от конкретного человека) законов развития социума. Конт был по своей природе позитивистом и натуралистом.

То есть, он опирался на методы, имеющиеся в естественных науках. Точно так же, как и в физике, Конт выделил в обществе «социальную статику» и «социальную динамику».

Первая была направлена на исследование того, как структуры социума функционируют, каким образом между ними и обществом в целом происходит взаимодействие. В первую очередь он исследовал особенности функционирования основных социальных институтов (семьи, религии и так далее), и какая их роль в социальной интеграции.

Фактор образования «всеобщего согласия», по теории Конта, – это основанная на разделении труда кооперация. Данные положения Конта в дальнейшем будут улучшены другими представителями структурного функционализма.

Социальная динамика была направлена на осмысление существующих проблем развития общества, а также характера изменений в нем. Ученых хотел создать, как он сам говорил, абстрактную историю, не имеющую ни имен, ни отношения к определенным народам.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер был английским ученым, занимающимся исследованием в рамках социологии и философии. Он также видел общество, как систему институтов и функций, которые они выполняют.

Социология, как говорил этот ученый, – наука, изучающая структурные и функциональные изменения общества. В этом плане были развиты идеи социальной динамики Огюста Конта.

Спенсер предложил интересную эволюционную теорию социума, которая раскрывала социальные изменения, а также характер всего общества на основе усредненного уровня развития каждого входящего в него члена.

Эволюция, как говорил Спенсер, предполагает постоянное изменение в сторону прогресса, действующим в трех направлениях: к интеграции, к дифференциации и к определенности. Эволюция заканчивается изменениями как в структуре общества, так и в функциях, выполняемых отдельными его элементами.

Эмиль Дюркгейм

Эмиль Дюркгейм является французским социологом, имя которого знают не только в научных кругах, но и общественных. Он дал новый взгляд на социум, его структуру и входящих в него личностей и назвал его социальным реализмом.

Его суть – общество, несмотря на зависимость от конкретных действий каждого входящего в него индивида, обретает самостоятельность, если смотреть на него как целостность и в динамике. Во-вторых, каждое общество имеет собственные законы, по которым оно развивается, а в-третьих, существует примат структур и функций, относящихся к входящему в него индивиду.

Проще говоря, индивидуальность отходит на второй план, когда речь идет о функционировании общества как системы.

Предметом социологии Дюркгейма является не личность и даже не группа, а социальный факт, который имеет внешнюю по отношению к индивиду природу и принуждает его к чему-либо. Они могут быть любыми:

  1. Материальными. Сюда входит само общество, его структура и функции.
  2. Нематериальными. Мораль, ценности, социальные нормы и существующие в данном обществе положительные и отрицательные санкции.

Основные положения структурного функционализма

  1. Общество – это полноценная система, а потому любые законы системного анализа на него распространяются. В частности, общество не сводится к простой сумме входящих в него членов, оно имеет относительную самостоятельность, хоть и зависит в какой-то степени от других обществ.
  2. Процессы этой системы изучаются с точки зрения входящих в нее частей и их взаимодействия, но всегда первичное значение придается целостности.
  3. Система все равно ограниченная. Проще говоря, внутри нее существуют процессы, которые направляются на сбережение целостности ее границ. Примером такого структурного элемента является армия.

Недостатки структурного функционализма

  1. В теории Парсонса конфликтов не существовало, хотя по факту они есть. Типичным примером конфликта в обществе является гражданская война.
  2. Парсонс не предусматривал эволюции и иных форм развития общества. Потом у него были попытки исправления этого недочета, но времени, чтобы проработать этот вопрос на должном уровне, у него уже не оставалось.
  3. Парсонс ввел ограничения на функции социальных подсистем. Так, их выделяют всего четыре, хотя для выживания системы может быть намного больше функций.

Вот такие мысли про структурный функционализм в социологии мы вам дали.

Удачи!

Структурный функционализм в социологии видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

sosed-domosed.ru

§ 1.4. Теоретические подходы в социологии Функционализм

В ходе своего развития социология
выработала ряд теоретических подходов,
содержащих различные объяснения
общественной жизни. В современной
социологии существуют три основных
подхода: функциональный (функционализм),
конфликтологический (теория конфликта)
и символический интеракционизм. Мы
будем возвращаться к ним на протяжении
всего учебника.

Структурно-функциональный, или, проще
говоря, функциональный подход,
сформировался на основе идей О. Конта,
Г. Спенсера и Э. Дюркгейма (см. § 1.2). Его
представители рассматривают общество
в целом и уделяют главное внимание
макроаспектам социальной жизни. В 1950-е
– в начале 1960-х гг. функциональные теории
Т. Парсонса и Р. Мертона заняли центральное
место в американской социологии. Более
того, некоторые сторонники этого подхода
утверждали, что он практически синонимичен
социологии.

Социальная система. Функционалисты
исходят прежде всего из того, что общество
– это система. Система представляет
собой целостный комплекс взаимосвязанных
элементов, находящихся в функциональных
отношениях и связях друг с другом в
течение
определенного времени.
Функционалисты акцентируют внимание
на частях общества (отдельных подсистемах),
особенно на его важнейших институтах
– семье, религии, экономике, государстве,
образовании. Они идентифицируют
структурные характеристики институтов
подобно тому, как биологи описывают
основные свойства организма, а затем
определяют функции институтов.

Одна из особенностей системы состоит
в стремлении к равновесию ее компонентов
и воздействующих на нее сил. Таким
образом, изменение в одном институте
имеет последствия для других институтов,
а также для общества в целом. Например,
понижение жизненного уровня населения
отрицательно сказывается на рождаемости.
Это ведет к сокращению в школах набора
учащихся, а далее – к закрытию школ.
Некоторые институты могут меняться
быстрее, чем другие, вызывая дисбаланс
в социальной системе.

Функции и дисфункции. В системном
анализе функционалисты уделяют большое
внимание функциям, которые выполняют
части системы, особенно институты, роли,
модели культуры, социальные нормы и
группы.Функции это наблюдаемые
последствия, позволяющие производить
адаптацию или регулировку системы.
Функционалисты говорят, что выживание
системы зависит от решения ряда важных
задач. Существование общества связано
с выполнением некоторых функциональных
требований. Институты являются основными
структурами, с помощью которых
осуществляются организация, управление
и удовлетворение потребностей социальной
жизни. Каждый институт выстраивается
вокруг стандартного решения определенного
набора проблем.

Р. Мертон указывает на то, что институты
и другие части общества могут не только
способствовать поддержанию социальной
системы, но и вызывать негативные
последствия. Эти наблюдаемые последствия,
уменьшающие адаптацию или приспособление
системы, называют дисфункциями.
Возьмем,
к примеру, бедность. В функциональном
плане наличие в обществе бедных
обеспечивает выполнение “черной работы”
– грязной, опасной, временной,
бесперспективной, низкооплачиваемой,
лакейской. Наличие бедности, кроме того,
создает рабочие места для людей, которые
обслуживают бедных или “защищают” от
них остальное население,– правоохранительные
органы, работники социального обеспечения,
религиозные организации, квартирные
спекулянты, торговцы наркотиками.
Разумеется, большое количество бедняков
в конкретный период времени может
нарушить функции общества. Бедность
обостряет множество социальных проблем,
в том числе проблемы, связанные со
здравоохранением, образованием,
преступностью и наркоманией. Жертвы
бедности часто ощущают свою отчужденность
от общества и, как следствие, отказывают
в своей лояльности системе.

Явные и скрытые (латентные) функции.Мертон проводит также различие между
явными и скрытыми функциями.Явные
функции
это те последствия, которые
планируются и осознаются участниками
системы,
т.е. сознательные субъективные
намерения и объективные последствия
совпадают;скрытые функции это
последствия, которые и не планируются,
и не осознаются,
т.е. эти последствия
не предполагались или вызваны ненамеренно.
Такое разграничение помогает прояснить
кажущиеся порой иррациональными
социальные модели поведения. Рассмотрим
обряды индейцев хопи, предназначенные
для вызова дождя. Наука говорит нам, что
явная функция ритуалов недостижима –
обряды не могут управлять природными
явлениями. Однако понятие скрытых
функций позволяет изучать последствия
ритуалов не для богов дождя, а для самих
хопи. Ритуалы объединяют отдельных
членов общества для совместной
деятельности, отличающейся сильным
эмоциональным порывом, так как представляют
собой средство коллективного самовыражения,
благодаря которому индейцы хопи достигают
социальной солидарности. Короче говоря,
то, что сторонним наблюдателям может
показаться иррациональным поведением,
для самой группы является действием
функциональным.

Социальный консенсус.Функционалисты
также полагают, что большинство членов
общества имеют единое мнение относительно
того, что им представляется желательным,
целесообразным и моральным, а что
нежелательным, нецелесообразным и
неэтичным. Другими словами, у них
существует консенсус в отношении
основных ценностей и убеждений. Так,
большинство американцев принимают для
себя ценности и убеждения, присущие
демократическому кредо, доктрине равных
возможностей и личного успеха; большинство
кубинцев согласны с обществом,
сформированным в соответствии с
коммунистическими идеалами. Функционалисты
утверждают, что высокая степень консенсуса
служит фундаментом социальной интеграции
и стабильности. Благодаря длительному
процессу социализации люди приходят к
принятию правил своего общества, поэтому
по большей части они придерживаются
этих правил.

Оценка функционального подхода.Функциональный подход является полезным
инструментом для описания общества и
определения его структурных элементов
и их функций. Он дает развернутую картину
социальной жизни в целом, которая находит
свое выражение в упорядоченном и
повторяющемся поведении и устойчивых
моделях институтов. Для четкого видения
часто полезно “закрыть” социальные
процессы и описывать поведение в данный
момент времени. Анатом поступает именно
таким образом, когда изучает под
микроскопом клетку или исследует в
лаборатории труп. Применяя функциональный
подход, мы прежде всего получаем статичную
картину – нечто вроде фотоснимка
социальной жизни в конкретный исторический
период.

Однако такой подход не дает полной
картины социальной жизни. С его помощью
трудно получить представление о процессах
социальных изменений. Он не позволяет
понять непрерывное взаимодействие,
происходящее в мире людей. А ведь реальный
мир – это постоянный поток и перемены.
Более того, функционалисты, преувеличивая
консенсус, интеграцию и стабильность,
часто игнорируют конфликты, расхождения
и нестабильность. Проблемы, с которыми
сталкиваются сторонники данного подхода
при изучении социальных изменений и
конфликтов, дали повод его критикам
утверждать, что этот метод консервативен
и склонен поддерживать существующее
социальное устройство.

studfiles.net

Структурно-функциональный подход в социологии. Основатель структурно-функционального подхода

Одним из важнейших является структурно-функциональный подход при анализе социальных явлений. Практически вся теория организаций построена на исследованиях и практике применения данного подхода. Концепцию функционализма основал Давид Эмиль Дюргкейм, первым сформулировавший проблемы, касающиеся функционального разделения труда в организации и взаимосвязанности функций системных единиц. Его вклад в социологию трудно переоценить. Далее структурно-функциональный подход изучали и разрабатывали антропологи Альфред Редклифф-Браун и Бронислав Каспер Малиновский. Они рассматривали общество — социальный объект как адаптивную систему, где все элементы структуры служат удовлетворению потребностей всей системы и обеспечивают тем её существование в окружающей среде. Также исключительно большое влияние на становление этой науки оказал Огюст Конт, и его исследованиям будет посвящено особое место в данной статье.

Жизнь вообще статичностью не отличается, там постоянно что-то происходит: рождаются новые люди, умирают старые, но институциональные структуры всё равно функционируют и вносят свой вклад в решение тех или иных насущных задач, которые ставит перед ней время. Именно поэтому Толкотт Парсонс, значительно обогативший системный подход и структурно-функциональный анализ, включил в свой исследовательский арсенал постулаты понятия эволюции. Таким образом расширилась идея равновесия, вобрав в себя наряду с принципом самосохранения и принципы развития.

Равновесие

Так же как любой биологический организм, социальная группа описана существующей в постоянном состоянии подвижного динамического равновесия. Под влиянием противодействующих сил, проникающих в сбалансированную систему, появляются новые стимулы для развития. Социальная система сбалансирована, а потому она адаптируется к любым возмущающим её воздействиям, вводит новое в функциональную систему и устанавливает другой уровень равновесия. Именно поэтому постоянно изменяющееся общество и сохраняет стабильность, приобретая всё новые формы социальной интеграции. Структурно-функциональный подход в исследовании позволил Толкотту Парсонсу разработать теорию эволюционных изменений.

Суть её в том, что учёный отвергает представление о простом линейном непрерывном процессе эволюции общества, взамен он выдвинув гипотезу о том, что любое общество имеет тенденцию становиться в собственных функциях и структурах всё более дифференцированным. Однако только лишь дифференциации явно недостаточно, потому что все новые структуры функционально более приспособлены, чем ушедшие. Дифференциация общества была преподнесена учёными-социологами как главный критерий эволюции его. Роберт Белла определял эволюцию как непрерывный процесс роста дифференциации, организационного усложнения, обеспечивающего организму или социальной системе всё большие способности приспособления к среде, то есть новые образования в обществе более автономны относительно своего окружения, они более сложны, чем их предки.

Развитие

Подобного плана дифференциацию можно трактовать и более широкими эволюционными категориями — как поступательное развитие от первобытного общества (идеальный тип, где все роли предписаны и распределены, а разделение труда всегда семейного характера). В общественном развитии существуют самые разные стадии дифференциации и специализации. Парсонс и Белла внесли огромный вклад во все основные направления социологии. Они выделили стадии дифференциации следующим образом: первобытные общества, затем архаические, промежуточные исторические империи, материнские общества (Греция и Израиль), ранние современные и поздние современные общества. Также расклад по стадиям был наиболее полным образом применён и к религиозной сфере, где схемой стадиального развития явились пять идеальных типов.

Они (пять типов) рассматриваются относительно стабильным выражением примерно равного уровня сложности, учитывая совокупность разных характеристик. Последние состоят из социальных функций, религиозных институтов, религиозной деятельности и систем религиозных символов. У Парсонса различаются три разных типа общества: тип примитивный, с незначительной дифференциацией; промежуточный, когда появилась письменность и началось социальное расслоение; современный тип общества, когда правовая система отделилась от религиозной и сформировались административная бюрократия, рыночная экономика и избирательная система.

Закономерности

Основа всех закономерностей жизни общества — изменение формы общественного сознания, прежде всего это касается этических и психологических явлений, то есть обычаев, норм, изменения ценностей и тому подобного. Ядро каждого общества, если рассматривать его как систему, — нормативный структурированный порядок, за счёт которого жизнь коллектива становится организованной. Как любой порядок, он содержит те или иные правила, нормы, соотносящиеся с культурой, именно поэтому он легитимен и значим. Порядком задаётся и понимание членства, то есть определённые различия между разными людьми, где главное — принадлежность и непринадлежность к данному обществу.

Любое общество системно, оно состоит из множества социальных подсистем, и каждая подсистема должна обладать набором основных функций. Прежде всего, это подсистема адаптации, поскольку система должна приспосабливаться к любой среде; подсистема целедостижения, которая определяет цели и реализует их достижение; подсистема интеграции, связывающая все элементы воедино за счёт их функций, и подсистема удержания образца, которая передаёт информацию о прошлом следующим поколениям. Основой стабильности любой социальной системы являются связи и взаимодействие подсистем друг с другом и с общей системой, а также со средой обитания. Тогда будет порядок, то есть доминирование консенсуса над конфликтом.

Согласие

Существует два способа, с помощью которых достигается согласие в обществе. Первый — это социологизация, когда общественные ценности переходят из поколения в поколение (основной механизм передачи ценностей). Эволюционный процесс долог, в результате его движения современное общество научилось институционализировать услуги, возведя их в профессиональную область, создавая функционирующие коллективы и бюрократические организации. Функциональные отношения человека и общества связаны как раз с тем вкладом, который человек вносит в общественную жизнь. Это и есть сущность структурно-функционального подхода к изучению обществ. Так получилось, что в наиболее дифференцированных обществах производство услуг стало источником его развития, которое мобилизуется через рынок. Услуги — продукт экономического процесса. Но это не значит, что потребление в неэкономическом контексте не существует.

Второй способ достижения согласия в обществе — создание разных механизмов контроля, в том числе и общественный контроль над поведением человека, который чаще всего носит территориальный характер, поскольку на него влияют многочисленные взаимосвязи — от места жительства и рабочего места до религиозной и политической деятельности. Структурно-функциональный подход в управлении связан с функцией ответственности за выработанный территориально единый порядок общественной жизни в её внутреннем и внешнем аспектах. Первый аспект — навязывание общих норм во всех подразделенияхъ общества. Второй работает на предотвращение разрушительной деятельности всех, кто не состоит в членах данного коллектива. Но оба аспекта общественной жизни не обходятся без применения физической силы: внутренний враг — в тюрьму, а с внешним — война.

Основные положения

Структурно-функциональный подход в социологии с точки зрения Парсонса ориентируется на следующие положения. Любые социальные системы всегда ищут стабильности, они интегрированы и основываются на согласии. Социальная жизнь требует общественного контроля и обязанностей каждой личности, а её основой являются общие ценности и нормы. Зависит социальная жизнь от взаимодействия, сотрудничества и солидарности.

Специфику социального действия учёный видел в объяснениях теории психоанализа, разделяя действие физическое и биологическое. Различия между ними состоят лишь в символичности, нормативности и волюнтаристичности, а основными элементами являются определённость ситуации, условия деятельности, непосредственно деятели, их цели, нормы и правила поведения, а также способы, используещиеся для достижения этих целей. Все эти элементы составляют систему и каждый из них выполняет свою функцию.

Значение ситуаций

Социальное действие всегда бывает целенаправленным и к тому же обладает неким субъективным значением. Ситуацией могут считаться совершенно любые факторы — социальные, культурные, физические, те, которые на данный момент являются самыми актуальными. Действующие лица всегда владеют (или должны владеть) знанием тех условий, в которых цель реализуется, а также предметов, с которыми придётся иметь дело. Они чувствуют потребность достижения цели и эмоционально реагируют на собственную деятельность.

В структуре социального действия являются определяющими система ценностей и норм, которая будет соотносить цель и ситуацию, одновременно ограничивая в выборе средств и задавая нужный диапазон с набором возможностей и невозможного. Решения принимаются индивидуально в зависимости от существующих средств и условий. В некотором смысле любое действие — действие индивида, но культурная система и весь общественный организм содержат весьма существенные элементы, которые невозможно исследовать на индивидуальном уровне.

Огюст Конт

Огюст Конт ещё в восемнадцатом веке сумел разработать модель трёх стадий развития общества: первая — религиозная, вторая — метафизическая и третья — позитивная. Основатель структурно-функционального подхода и социологии как таковой считал, что общество, в котором он живёт, находится на границе перехода к третьей — позитивной — стадии. Чтобы реализовать такой переход, обществу нужно найти новое знание о собственной структуре, и не критически философское, а позитивное, научное. Конт и назвал новую науку социологией, по аналогии с названиями других появившихся естественно-научных дисциплин — биологией, физиологией и тому подобныи.

Это получилась наука с исторической основой, наука о человеческом обществе, и она явилась самой молодой в энциклопедии наук, которую тоже составил Огюст Конт. Он пытался объяснить законы общественного развития и обустройства, а главное — поставить политику на научную основу для того, чтобы она могла служить прогрессу общества и человека. Корни у новой науки получились исторические, а вот суть её ближе к математике или астрономии, поскольку сложна. И без усвоения математики, астрономии, химии, физики, биологии социолога не получится. Конт хотел увидеть путь сквозь социальные катаклизмы к порядку и прогрессу. Так и были найдены главные общественные закономерности — социальные статика и динамика.

Статика и динамика

Социальная статика занимается общественным порядком, то есть гармонией элементов, выстраивающей отношения в общности, одновременно исследует структуру, условия существования общества и его законы. Социальная статика действует в данный момент времени, анализируя элементы, составляющие консенсус, другими словами — создаёт коллектив.

Социальная динамика изучает то же самое общество в его развитии. Здесь снова появляется трёхстадийность как форма политической организации общественных структур. Сначала теологическая стадия с военным господством, затем метафизическая стадия с господством феодалов, и наконец позитивная стадия с промышленной цивилизацией. Неравенство социальных групп объясняется уровнем развития общества. Закон прогресса — основной в социальной динамике.

История появления

Общая теория систем породила и системный подход вместе со структурным функционализмом. Ближе всех к истокам теперь оказались биология и кибернетика. В двадцатые годы прошлого века была исследована клетка и её взаимодействия с внешней средой. Именно тогда появилось понятие системы как совокупности взаимосвязанных элементов.

А в пятидесятые годы родилась наука об управлении, где главенствовали связь и обработка информации. Теория систем появилась не в математике, не в физике и не в астрономии. Впервые её обосновал Талкотт Парсонс как концепцию социальной системы. Следом она появилась в политологии.

autogear.ru

11. Социологический подход к изучению культуры (концепции марксизма, э. Дюркгейма, м. Вебера, структурно-функциональные модели р. Мертона, т. Парсона).

В
марксизме


Кульминационной точкой, возносящей
разум, является диалектико-материалистическая
концепция, связанная с Марксом и
Энгельсом. Проблемы культуры
рассматривались ими исходя из
материалистического понимания культуры.
Культура характеризует человека как
общественное, деятельное существо.

Э.
Дюркгейм

является одним из основателей
структурно-функционального направления
в социологии. Д. утверждал соответствие
каждого социального явления определённой
потребности общества. Социальные
конфликты трактовались им главным
образом как патологические явления.
Это нашло выражение в работе «О
разделении общественного труда», в
которой солидарность по существу
рассматривается как синоним общественного
состояния.

Отношение Д. к
марксизму было противоречивым. В его
концепции сказывается влияние некоторых
идей исторического материализма. В то
же время он вульгарно трактовал
материалистическое понимание истории
как «экономический детерминизм»
и отрицательно относился к идее
революционного преобразования общества
рабочим классом, предпочитая
буржуазно-реформаторский путь социального
переустройства.

М.
Вебер.
В
целом для творчества В. характерна
эволюция от историко-экономической
проблематики к вопросам общей социологии.
В теории социологического познания
Вебер придавал большое значение единству
принципа причинности и теории «понимания».
Задача социологии, по Веберу, дать
«понимание», интерпретацию
субъективных мотивов индивидуального
действия. Эта интерпретация должна быть
проверена эмпирически и сама является
частью причинного объяснения
индивидуального события.

Структурно-функциональный
подход

Понятие
структура у Парсонса —
это совокупность устойчивых отношений
индивидов (элементов). В социальной
структуре функционируют социальные
связи — взаимодействия. Это побудило
Парсонса ввести понятие «функция». И
общество по этой концепции нужно начинать
изучать не с изучения структурных
элементов, а как функционирующую систему,
изучая непосредственное взаимодействие
и функции структурных элементов.

Большое
значение для интеграции общества в
теории Парсонса придается социальным
нормам
.
Важнейшим условием интеграции всей
системы взаимодействия Парсонс полагал
присущую всем членам общества основу
нормативного порядка, то есть общую
культуру. Эта основа должна быть
нормативной, чтобы контролировать
разрушительный потенциал самостоятельности
каждой из единиц и направлять
самостоятельные действия так, чтобы
они усиливали друг друга и тем самым
способствовали усилению самостоятельности
системы в целом или составляющих ее
единиц.

Другим
видным представителем структурно-функционального
направления является Роберт
Мертон
.
Мертон исследовал проблему функциональности
различных сторон социальной и духовной
жизни. При этом он отмечал, что нельзя
сводить функцию к полезному воздействию
на систему, необходимо различать
субъективный мотив и объективную функцию
и ее реальные последствия. Каждое явление
может иметь несколько функций, а одна
функция может выполняться несколькими
средствами. Набор этих средств ограничен
и обозначает пределы приспосабливаемости
общества к требованиям среды.

Функция – то,
что способствует адаптации общества
или индивида к своей среде, дисфункция –
соответственно, то, что уменьшает степень
этой адаптивности. Задача социологии:
оценить соотношение позитивных и
негативных характеристик в каждом
явлении, что дает возможность обнаружить
присущую обществу дифференциацию,
соотношение различных подсистем, их
взаимодействие. Общество рассматривается
как структурное образование, которому
сочетание функций и дисфункций
обеспечивает выживание и адаптацию.

Таким
образом

авторы структурно-функциональной
концепции предложили рассматривать
общество как целостную систему, элементы
которой находятся в функциональных
связях и отношениях друг с другом.

studfiles.net

Author: alexxlab

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о