Рассказ эволюция человека 6 класс – Эволюция человека — Древний человек и этапы развития

Содержание

Эволюция человека — Древний человек и этапы развития

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний человек произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные научные факты.

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию древнего человека, считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. История не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как Шумер или Египет были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.

Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту , который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.

Если вам нравятся интересные факты – подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Интересные факты:

interesnyefakty.org

Эволюция человека — Libtime

  1. Главная
  2. История
  3. Эволюция человека
libre 3507 Переход обезьян к выпрямленному хождению на двух ногах произвел коренную перестройку их тела. Чрезмерно длинные руки и относительно короткие ноги были выгодны нашим предкам – обезьянам, когда они жили на деревьях. Но такие пропорции конечностей не способствуют ни прямохождению, ни труду. И вот под влиянием прямохождения ноги формировавшихся людей стали постепенно удлиняться, руки же под влиянием труда укоротились при одновременном расширении плеч, что благоприятствует свободному размаху рук при работе.
Эволюция человека
происходила во много этапов. Выпрямленное хождение на двух ногах изменило положение центра тяжести тела формировавшихся людей. Опущенная голова обезьяны поднялась у человека вверх, что создало благоприятные условия для развития мозговой части черепа.

Эволюция тела человека

Резко изменилась и нижняя часть черепа. У животных мозговая коробка небольшая и значительную часть черепа составляют мощные челюсти. Человек, употребляющий менее грубую пищу, чем животные, перестал нуждаться в таких челюстях. В связи с этим нижняя часть черепа человека уменьшилась. Морда животного превратилась в человеческое лицо. Сильно сказалось прямохождение на
позвоночнике
, который стал очень гибким и устойчивым. Изменения произошли также в тазе. Испытывая на себе давление корпуса, таз человека стал более низким и широким, чем у обезьян. Верхняя часть скелета человека и шимпанзе. Очень большие преобразования произошли в стопе. Из опорно-хватательного органа обезьян стопа человека сделалась только опорным органом. Это привело к тому, что большой палец стопы человека сильно развился в сравнении с другими пальцами и потерял свою прежнюю подвижность. Тем не менее, у человека сохранились в недоразвитом виде мускулы, которые у обезьян отводят и приводят большой палец. Это лишний раз указывает, что наши далекие предки были древесными животными.
Стопа шимпанзе (слева) и человека (справа) 1-2 — мускулы, приводящие большой палец; 3 — мускул, отводящий большой палец.
Одновременно с потерей подвижности большого пальца стопа человека приобрела сводчатую форму. Она стала своеобразным амортизатором, который предохраняет тело от сильных толчков и мозг – от сотрясений. Особого внимания заслуживает рука человека. Она построена по одному типу с рукой человекообразных обезьян и имеет такое же количество костей, мускулов, сосудов и нервов, как и рука последних. Однако по ряду признаков, особенно по развитию большого пальца, имеющего столь большое значение для труда, по тонкости движений рука человека представляет исключительное явление. Слева: кисть орангутанга с недоразвитым большим пальцем; Справа: кисть человека, сжимающая рукоятку молотка. Словом, вся телесная организация человека представляет собой результат прямохождения и труда, длившегося сотни и тысячи лет.

Развитие ума человека

Эволюция человека происходила не только внешне, но и внутренне. Труд расширил кругозор человека и способствовал развитию его сознания, выросшего из инстинктов животных. Нельзя трудиться, не думая, для чего трудишься. Во время работы невольно соображаешь, каким образом облегчить свой труд, усовершенствовать орудия труда и получить лучший результат от затраченной энергии. Труд «шлифует мозг», развивает сознание, вырабатывает смышленость, сноровку. Это подметил еще древний философ, писавший, что человек разумнее всех животных, потому что он обладает руками. Мы уже говорили, что труд человека немыслим вне коллектива. Коллективным был также труд наших далеких предков – очеловечивавшихся обезьян. Такая форма труда выросла и развилась из общественных инстинктов обезьян. Трудно себе представить, писал Энгельс, чтобы человек, это наиболее общественное животное, произошел от необщественных предков.
Коллективный труд
оказался более выгодным для формировавшихся людей, поскольку труд сообща приносит несравненно больше пользы, чем труд разрозненных и не связанных между собой существ.

Формирование речи

Во время работы сообща у членов коллектива неминуемо должны были возникнуть мысли, требовавшие того, чтобы поделиться ими со своими товарищами. Такая потребность и явилась побудителем для возникновения и развития речи, этого важнейшего средства общения между людьми. Все птицы и млекопитающие животные способны изд

libtime.ru

Презентация «Эволюция человека»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Эволюция человека

Слайд 2

Цели урока:
Раскрыть движущие силы эволюции человека: биологические, социальные. Сформировать знания особенностей строения и жизнедеятельности предков человека. Выяснить причины сходства и различия архо-, палео- и неоантропов.

Слайд 3

Задачи:
изучить вопрос о происхождении существа разумного, его особенностях и месте его происхождения; продолжить формирование знаний о естественном происхождении человека от общих предков с обезьянами, о стадиях эволюции: древнейшие люди, древние люди, современные люди.

Слайд 4

Опрос
1. Охарактеризуйте некоторые мнения ученых о происхождении человека, выскажите свое мнение о происхождении человека как биологического вида. 2. Каковы сравнительно-анатомические доказательства антропогенеза? 3. Что утверждают эмбриологи по поводу животного происхождения человека?

Слайд 5

Опрос
4. Назовите и прокомментируйте главные отличия человека от животных; объясните происхождение этих отличий. 5. Назовите и докажите положение человека в системе живой природы.

Слайд 6

Ныне живущие шимпанзе и гориллы – не точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезьянами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни –«древесная обезьяна»),т.к. он обитал на деревьях. В 1856г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.

Слайд 7

Дриопитек

Слайд 8

К человекообразным обезьянам относятся орангутаны, гориллы и шимпанзе. Поставить в один ряд с ними гиббонов нельзя, но они, несомненно, ближе к гориллам и шимпанзе, чем к остальным обезьянам.

Слайд 9

Эволюция человека
Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отделились две ветви: понгиды (антропоиды) гоминиды (дали начало человеку).

Слайд 10


В 1924 г в Калахари Р.Дартом были обнаружены кости ископаемой прямоходящего обезьяноподобного существа – австралопитека.

Слайд 11

Некоторые ученые считают, что при переселении на открытые пространства у австралопитеков начался процесс потери шерстяного покрова, что предохранило организм от перегрева. В дальнейшем этот процесс приобрел наследственный характер.

Слайд 12

Голландский зоолог Я. Линдблад выдвинул гипотезу о «водном» образе жизни древних предков человека. Согласно ей, африканские австралопитеки (или их предки) поселились на морских мелководьях в устьях рек, где было много пищи и не было хищников. Благодаря прямохождению голова оказывалась над водой, нагрузка на позвоночник в воде была минимальной.

Слайд 13

Российский зоолог Д.В. Панфилов, поддерживая эту гипотезу, отмечал, что форма носа и ушной раковины человека препятствует проникновению воды.

Слайд 14

Согласно гипотезе о моноцентрическом возникновения людей происхождении человека местом считается Африка.

Слайд 15

Согласно гипотезе полицентризма, предки современного человека – архантропы – сформировали 4 независимых центра: Южно — Африканский, Передне — Азиатский, Восточно — Азиатский, Юго – Восточно -Азиатский.

Слайд 16

Архантропы
В 1959 г Л. И Р. Лики в Танзании нашли остатки ископаемых приматов (зинджантропопы) возраст 1,75 – 2млн. лет, много галечных орудий (Олдувайская культура) Homo habilis 1967-1971 в Эфиопии найден целый женский скелет австралопитека, возрастом 3,1 млн. лет (рост 135-150см, объем мозга 680 куб.см.) В науке известен как Люси.

Слайд 17

1861 г. на о. Ява Эжен Дюбуа нашел останки древнего человека – питекантропа (обезьяночеловек). Рост 170 см, вес ≈ 70 кг, объем мозга ≈ 900 куб. см, возраст 1,5-1,9млн. лет 1928-1932 в пещерах Чжоу-Гоу_Дянь найден синантроп (китайский питекантроп), возраст 500-400 тыс. лет, рядом орудия труда. 1907 г. найдены останки гейдельбергского человека, более развитого, чем синантроп, возраст 400 тыс. лет.

Слайд 18

Homo erectus (по Ле Гро Кларку)
Рост 150 -160 см. Объем мозга 800 -1400 куб.см. Развиты большие полушария, особенно правое. Стопа с небольшим сводом, Изменение скелета в связи с прямохождением. Массивный тяжелый череп.

Слайд 19

Сравнение черепов архантропов
горилла питекантроп синантроп

Слайд 20

Палеоантропы
1856 г. в долине Неандер обнаружены останки неандертальца

Слайд 21

Неандертальцы:
Классические: Рост 150-160 см Объем мозга 800-1400 куб. см Развито левое полушарие (правая рука) Небольшой свод стопы Изменения скелета Массивный череп
Прогрессивные Относительно высокий свод черепа Менее покатый лоб Менее выступающее вперед лицо

Слайд 22

Виды деятельности неандертальца
Изготовление каменных орудий: остроконечники, скребла, рубила Облавная охота на оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров, шерстистых носорогов, туров, мамонтов Собирательство ягод и грибов Селились в пещерах, по берегам рек Забота о стариках, калеках, погребение усопших Иногда случаи каннибализма

Слайд 23

По данным А.Валуа (Франция) и В.П. Алексеева (СССР), исследовавших 39 черепов неандертальцев: 38,5% умерли в возрасте до 11 лет 10,3% — в возрасте 12 – 20 лет 15,4% — в возрасте 21 – 30 лет 25,6% — в возрасте 31 -40 лет 7,7% — в возрасте 41 – 50 лет 2,5% (1 человек) – в возрасте 51 -60 лет Средняя продолжительность жизни 20 – 30 лет!

Слайд 24

Дриопитеки, а за ними и австралопитеки постепенно шагали по пути от животного к человеку. Первым достижением австралопитеков стало «прямохождение», а затем и постепенная утрата «шубы из густой шерсти».

Слайд 25

Homo sapiens sapiens
В XIX в. обнаружены останки старика (кроманьонец): Высокий лоб без надглазничных валиков Нижняя челюсть с подбородочным выступом Хорошо развиты лобные доли Прямая походка, современная человеческая рука

Слайд 26

Как же произошло превращение неандертальского человечества в людей разумных?
Полное слияние человечества с природой. Стадия австралопитеков.
Выделение человечества из природы посредством применения орудий труда. Стадия обезьянолюдей.
Развитая трудовая деятельность, переход к цивилизации. Стадия людей разумных.

Слайд 27

Эволюция человека.
Наши австралопитековые предки начали отрыв от мира животных, хотя и не достигли мира людей. Эстафету подхватили люди умелые и прямоходящие. При этом осуществился переход вида как системы с биологического уровня на общественный.

Слайд 28

Закрепление изученного
Назовите сигнальные взаимоотношения между животными, свойственные человеку и «сигналы». Присущие только людям. Сделайте вывод о родстве и отличиях человека и животных. К каким последствиям привело прямохождение наших предков?

Слайд 29

Закрепление изученного
3. Какие данные позволяют утверждать, что древние люди – это прогрессивный тип людей? 4. Назовите наиболее убедительные, на ваш взгляд, доводы, подтверждающие или отрицающие возможность развития полноценного человека в обществе животных (на примере «Маугли»).

Слайд 30

Закрепление изученного
5. Охарактеризуйте факторы антропогенеза, которые играли ведущую роль на стадии кроманьонцев. Почему эти факторы не могли быть ведущими у неандертальцев?

lusana.ru

Эволюция человека.

Обществознание. 6 класс.

Тема: Эволюция человека.

Тип урока: урок практикум.

Цели урока:

  • Образовательные: обобщить информацию об изменениях человека и среды его обитания на разных этапах эволюции.
  • Обучающие: совершенствование УУД:
  • Коммуникативных: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умения ставить вопросы в процессе поиска и сбора информации;
  • Познавательных: умения находить и выделить необходимую информацию, умения использовать компьютерные средства для поиска информации; умения структурировать информацию.
  • Личностных: умения дать нравственно-этическую оценку;
  • Регулятивных: умения контролировать свои действия и их результат, умения мобилизовать силу и энергию для решения учебных задач.
  • Воспитательные: формирование представления о правильном отношении к природе.

План урока:

Введение в проект.

Поиск, обработка информации для проекта.

Оформление проекта.

Формирование представления об эволюции человека и среды его обитания.

Подведение итогов.

    Оборудование: учебники обществознания, истории дренвнего мира, биологии, тетради, карточки памятки.

     

    Ход урока:

    Учитель

    Ученики.

    Как назывались древние люди, которые жили десятков и сотен тысяч лет назад?

    Чем отличались древние люди от современного человека?

    Вступительное слово учителя об эволюции и необходимости подготовить проект под названием «Эволюция человека»

    Ученики разбиваются на группы. И получают задания подготовить сочинения по темам:

    НЕАНДЕРТАЛЕЦ, КРОМАНЬОНЕЦ, СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.

    Учитель дает каждой группе карточку-памятку, которая содержит алгоритм действий группы, во время создания сочинения учитель может вносить коррективы.

    Команды учащихся ищут информацию в учебниках, в интернете, выделяют необходимые данные, вносят их в сочинение.

     

    Руководители групп после поиска информации оформляют сочинение в единое целое, а остальные повторяют пункт «Среда обитания» в §3

    Учитель показывает общее сочинение, зачитывает основные положения его и предлагает подумать над вопросом: что и как изменилось в жизни человека и в среде обитания в ходе эволюции.

    Ученики дают свои варианты ответа

    Происходит озвучивание отметок за проект.

     

    Примерная карточка памятка.

    Неандерталец

    Время существования 200 – 40 тысяч лет назад.

    Одежда

    Внешний облик

    Жилище

    Орудия труда

    Общественная среда.

    Отношение к природе.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Таблица «Этапы эволюции человека»

    Примечание: Объём мозга современного человека находится в пределах 1300—1600см³.

    Этапы эволюции человека, названия

    Место и время нахождения

    Возраст

    Особенности строения

    Образ жизни

    Орудия труда

    Эпоха

    Австралопитек


    homo habilis

    «южная обезьяна»

    «человек умелый»

    Пустыня Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной (1959 г.Кения, между г.Килиманджаро и оз.Виктория в Олдувайском ущелье) и Центральной Африке.

    В 1974 г. американский антрополог нашел в Эфиопии скелет самки австралопитека – Люси

    Около 2,5 млн.лет назад

    (от 4,2 – 1,8 млн.лет назад).

    1 млн.750 тыс. лет.

    Приблизительно 3,5 млн.лет

    Рост 120-150 см, масса 20-50 кг,

    объем мозга 450-650 см³

    Не пользовались огнем, вели примитивную охоту

    Камни, палки, кости животных, ручные рубила, гальки с тремя-четырьмя сколами.

    Ранний (нижний) палеолит

    Питекантроп


    homo erectus

    «Человек прямоходящий»

    «яванский человек»

    «обезьяночеловек прямоходящий»

    1891г.о.Ява, Индонезия, р.Соло (голландский врач Эжен Дюбуа)

    1,5 млн.лет назад-200 тыс.лет назад

    На территории Казахстана около 1 млн.лет назад

    Череп и челюсти менее массивные, ноги стали длиннее, а руки короче.

    Рост примерно 150 см,

    Объем мозга 900-1200 см³

    Собирательство, охота

    Примитивные орудия из костей и рогов, использовать деревянные дубинки и заостренные ветки в качестве копий.

    Ранний (нижний) палеолит

    Синантроп


    homo erectus

    Homo erectus pekinensis или Sinanthropus pekinensis-пекинский человек,

    «Человек прямоходящий»

    «китайский человек»

    1927 г.Китай, в пещере Чжоу-коу-дянь недалеко от Пекина.

    500-200 тыс.лет назад

    Объём мозга 850—1220 см³; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше, по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Рост — 155-160 см.

    Собирательство и охота, строили жилища, поддерживали огонь, имели зачатки членораздельной речи.

    Орудия труда из камня, костей и рогов, прокаленные камни,

    чопперы, дисковидные нуклеусы, рубила, отщепы и прочие образцы древнего быта. Чаще всего, материалом для изготовления служил кварц, песчаник и роговик.

    Ранний (нижний) палеолит

    Гейдельбергский человек

    “homo heidelbergensis”

    «человек прямоходящий»

    1907 г.близ г.Гейдельберг (Германия), исследователь Даниэль Хартманн обнаружил челюсть с зубами, возраст которых около 500 тысяч лет. Исследовал и поставил название профессор Отто Шотензак.


    800-345 тыс.лет назад

    Надбровные дуги ярко выраженные;

    подбородок без выступления, довольно массивен;

    череп имеет толстые стенки;

    лоб низкий.

    Рост от 155-175 см., вес до 65 кг. Ведущая рука-правая.

    Мог строить примитивные хижины и пользоваться огнём.

    Камни и деревянные копья с наконечниками из камня, рубила, отщепы,

    Ранний (нижний) палеолит

    Неандерталец


    «Homo neanderthalensis» или «Homo sapiens neanderthalensis»,

    «мустьерский человек»

    В 1856 году в ущелье Неандерталь возле Дюссельдорфа и Эркрата (Западная Германия). Ущелье получило название в честь Иоахима Неандера, немецкого теолога и композитора. Спустя два года (в 1858) Шаафгаузен ввёл в научный обиход термин «неандерталец».

    В 1938 г. Южный Узбекистан, в пещере Тешик-Таш найден скелет мальчика 8-9 лет.

    Реконструкция антрополога М.М.Герасимова.

    100-35 тыс. лет назад


    Рост: 160-170 см Тяжесть скелета и солидная мышечная масса сочетались с объёмом черепной коробки в 1400-1740 см³ и мозга — 1200-1600 см³.

    короткая шея, низкий лоб, затылочная доля, резко подающаяся назад, руки короткие и лапообразные.

    Пещеры, мобильные жилища в виде хижин из крупных костей мамонта и шкур животных.


    Похоронные ритуалы, вера в загробную жизнь и начало формирования религиозных представлений.

    Умели добывать и сохранять огонь.

    Ножи-копалки, копья, дубинки, дисковидные и одноплощадные нуклеусы, сверла.

    Ценили красоту и искусство в 2003 году была найдена костяная флейта с 4-мя отверстиями (10 см, возраст 35 тыс.лет).

    Намеки на орнамент в изображениях, окрашивание охрой, подобие карандаша.

    Средний палеолит (мустье)

    Кроманьонец


    homo sapiens

    «человек разумный»

    В 1868 г. на юго-западе Франции в пещере Кро-Маньон

    40-35 тыс.лет назад

    Рост до 180 см, объем мозга 1400-1900 см³. имеет все черты, присущие современному человеку.

    Строил шалаши, землянки, создавал одежду, предметы быта и орудия охоты.

    Знал земледелие;

    Со временем научился одомашнивать животных;

    сохранились наскальные рисунки и скульптуры из глины;

    проводил ритуалы во время захоронения сородичей.

    Стали осознавать себя, задумываться, рассуждать, активно исследовать и экспериментировать.

    Орудия труда достигли высокой техники изготовления.

    Поздний (верхний) палеолит

    multiurok.ru

    Эволюция человека

    В науке эволюции важное место занимают вопросы развития человека. С каждым годом мы узнаем все больше о том, как мы формировались на протяжении тысяч лет. Развитие точных наук сделало возможным узнать аспекты далекого прошлого, что еще недавно казалось просто немыслимым.

    Эволюция человека развивается очень быстро, ведь новые открытия освещаются в прессе и привлекают внимание множества людей. Только вот массовое сознание, как обычно, за наукой попросту не успевает.

    В итоге и появляются многочисленные мифы о том, что ученые уже давно доказали, но не успели донести до простых людей. Некоторые «эксперты» даже выпускают книги, в которых развенчивают достижения науки в области эволюции человека. Вот самые популярные мифы, которые живут уже не один десяток лет.

    На самом деле у антропологов есть очень мало ископаемых находок, они к тому же фрагментарные. Так что последователям Дарвина попросту не хватает материала для построения своей теории. Сторонники этого мифы утверждают, что настоящих свидетельств эволюции человека так мало, что их можно все разместить в один небольшой ящик. Например, так писал с позиции православия Серафим Роуз еще в 1974 году. Однако даже тогда это утверждение не соответствовало действительности, священник просто заблуждался. Даже к 1974 году ученые сделали множество находок, в том числе и хорошо сохранившихся. Было найдено так множество неандертальцев, что для их захоронения потребовалось бы отдельное кладбище. Останки питекантропов находили в Южной и Северной Америке, в Китае, Европе и на Яве. Австралопитеки были найдены в Южной и Восточной Африке, человек умелый — на востоке и юге того же материка, останки гейдельбергского человека найдены в Европе, Азии и той же Африке. Этот список можно продолжать. А для того, чтобы расположить ископаемые останки наших предков, найденные за последние 30 лет, не хватит не то что ящика, а целого музея. Число только свежих находок, свидетельствующих об эволюции человека, перевалило за несколько сотен.

    Практически все ископаемые доказательства человеческой эволюции на самом деле являются подделками. Действительно, эволюция человека знает истории подделок. Вернее, всего одной. Речь идет и знаменитом пильтдаунском черепе, истинная история которого стала известна еще в 1953 году. Правда многие ученые изначально сомневались в истинности этой находки, уж больно она выделялась на фоне остальных. Поэтому вот уже полвека ни один антрополог в своих теориях не использует череп из Пильтдауна в качестве довода. В этом нет необходимости, ведь хватает и других найденных материалов. История же про эту подделку интересна в основном тем самым борцам с дарвинизмом, ведь это чуть ли не единственное их оружие.

    Реконструкция внешнего вида предков человека — просто фантазия ученых. Этот миф можно трактовать так: «Я не понимаю, как осуществляется реконструкция, значит — она неверная». На самом деле ученые еще с XIX века стали разрабатывать методики реконструкции внешности с использованием костных останков. В России этим направлением занимался знаменитый антрополог, ученый и скульптор Михаил Герасимов. Он собрал большую коллекцию статистических данных, изучая и приматов, и человека. Ученый выявил закономерность в формировании мягких тканей головы в зависимости от особенностей костей. Герасимов доказал, что эти закономерности действуют одинаково как для человека, так и для шимпанзе. Следовательно, подход действуют и для ископаемых человекообразных. Поэтому ученый смог создать ставшие уже классическими реконструкции лиц наших предков, начиная австралопитеками и заканчивая первыми хомо сапиенс. Надо отметить, что разработанная Герасимовым методика была неоднократно доказана с помощью экспериментов. Ученый восстанавливал внешность человека, фотография которого имелась, но самому антропологу не показывалась. В итоге созданные реконструкции очень походили на оригинал. Первыми же методику ученого признал Уголовный розыск. А ведь это серьезная организация, которая не будет работать лишь с фантазиями ученых. Уже с 1939 году методики Герасимова используются в судебно-медицинской экспертизе. Реконструкции помогли опознать пропавших без вести людей. Так в 1939 году в Ленинградской области вдалеке от мест проживания человека был найден скелет мальчика со следами зубов хищника на костях. Герасимов смог по черепу восстановить скульптурный портрет, его сфотографировали в разных ракурсах в кепке и плаще для убедительности. Отец потерянного мальчика тут же опознал своего сына, правда, заметив, что такой одежды у него не было. Так что тем, кто считает такую методику шарлатанством, стоит обратиться в Экспертно-криминалистический центр МВД и рассказать, что они занимаются ерундой.

    Возраст древних костей получен с помощью довольно сомнительных методов на основе ряда допущений. Не все верят, что можно точно указать миллионный возраст некоторых находок. Обычно сомневающиеся говорят о неточном радиоуглеродном анализе. Но этот подход ошибочен изначально. Ведь такая методика никак не может свидетельствовать о миллионах лет, она используется для обработки гораздо более молодых находок. За последние полстолетия ученые разработали немало методик для определения возраста древних останков. К ним относятся уран-ториевый метод, калий-аргоновый метод, метод урановых серий, метод треков деления, термолюминисцентный метод, оптический метод, метод электро-спин-резонанса и другие. Из школьного курса мы знаем, что решения уравнения надо проверять. Так же и возраст останков, выявленных различными методами в разных городах и лабораториях, должен совпадать. Например, знаменитый скелет австралопитека Люси был найден в породе, чьи образцы были отправлены в разные лаборатории. Метод деления треков показал возраст останков в 2,58 миллиона лет, а калий аргоновый метод — 2,63 миллиона лет. Результаты практически совпадают, но могут ли два разных метода быть одинаково неверными?

    Все ископаемые предки человека описаны по одной лишь сомнительной находке. В человеческой памяти есть эффект первой ячейки. Все мы помним только первых героев, представителей торговых марок. Действует такой эффект и в антропологии. В итоге все знания обычных людей об австралопитеках укладываются в мимолетное воспоминание о какой-то обезьянке Люси, у которого когда-то где-то слышали. На самом же деле Люси стала просто одной из первых, а потому и самой известной находкой афарского австралопитека. Ее обнаружили еще в 1974 году. С тех пор ученые нашли еще несколько сотен подобных останков. Аналогичная история и с другими предками человека, мы слышали только об одном, самом известном. А вот влезать в научные дебри и узнавать о последних находках желающих не так-то и много.

    В конце своей жизни Чарльз Дарвин отрекся от своей теории. Истории о раскаянии человека перед самой его смертью довольно распространены. Есть подобная легенда и о Чарльзе Дарвине. Якобы в конце жизни он сам усомнился в своей теории. Только вот источник такой истории так и остается невыясненным. На самом деле рассказ о якобы отречении Дарвина всплыл уже через много лет после его смерти, в 1915 году. Такая нравоучительная история о духовном преображении ученого была опубликована в американском баптистском журнале. Якобы сам Дарвин сообщил о своих сомнениях лично проповеднице Элизабет Хоуп. Только вот нет никаких реальных фактов в поддержку этой истории. Незадолго до своей смерти ученый издал автобиографию, в которой не содержится никаких сомнений относительно трудов всей его жизни. Да и близкие великого натуралиста ничего не упоминают о колебаниях Дарвина относительно своей теории. Дети же ученого, Фрэнсис и Хенриетта вообще заявили, что леди Хоуп с их отцом никогда не встречалась. Так что данная история является сказкой, придуманной проповедницей по приезду в Америку.

    Эжен Дюбуа в конце своей жизни признался, что обнаружил на Яве вовсе не питекантропа, а просто огромного питона. Эта история «раскаяния» крупного ученого сильно напоминает предыдущую. Между тем в Интернете она очень популярна. Говорят, что военный врач из Голландии Эжен Дюбуа в 1890-1891 годах побывал на острове Ява. Там он нашел останки питекантропа — бедренную кость, кости черепа и зубы. Антрополог объявил всему миру, что нашел предка человека, переходной вид. Однако большинство ученых ему попросту не поверило. Научные круги, посовещавшись, пришли к выводу, что останки на самом деле принадлежали питекантропу. Устав спорить с большинством, Дюбуа в итоге признал, что изначально он заблуждался. Эта история имеет несколько нестыковок. Прежде всего стоит спросить, как именно Дюбуа осуществил свое признание? Прошептал близкому человеку или написал в завещании? А может быть публично выступил с признанием? Четкого ответа нет и быть не может. Скептики ссылаются на журнал «Nature» за август 1935 года. Одна на самом деле никаких признаний и раскаяний Дюбуа там нет. Есть только ссылка на доклад ученого, в котором и рассказывалось о месте питекантропа в эволюции человека. Сторонникам мифы следует задать еще и такой вопрос: «А кто-то кроме Дюбуа находил на Яве или еще где-то останки подобного огромного гиббона?». Оказывается, что больше подобных существ найдено не было. Может быть их просто и не существовало в природе? Зато начиная с 30-х годов прошлого века на Яве, а также в Африке, Азии и на юге Европы люди нашли множество останков питекантропов, или Homo erectus. Всего в руки ученых попали части около 250 особей.

    Теория происхождения человека от обезьяны базируется всего лишь на нашем внешнем сходстве. Внешнее сходство стало основой для классификации живых существ еще много веков назад. Благодаря ему кит, который является млекопитающим, долгое время считался рыбой. Сегодня помимо внешнего сходства о родстве человека и человекообразных обезьян красноречиво свидетельствуют анатомические, биохимические, эмбриологические, поведенческие, палеонтологические и генетические факторы.

    Найденные учеными ископаемые останки на самом деле принадлежат древним обезьянам. Формально это утверждение верно, ведь когда-то давно наши предки не были людьми в современном образе, это были древние обезьяны. Долгое время отличие между предками людей и обезьян были понятны любому ученому. Однако по мере нахождения все новых образцов и останков грань между понятиями сужалась. Рассматривая черепа человекообразных существ, сразу и не поймешь, когда обезьяна стала человеком. Дело в том, что в один прекрасный момент существо научилось думать и стало разумным. Так появилась новая эволюционная ветвь.

    Найденные ископаемые принадлежат вовсе не предкам человека, а деградировавшим веткам его эволюции. Поверить в это легко, ведь никто не видел своими глазами, как обезьяна стала человеком. А вот деградацию и опущение человека до животного состояния приходится наблюдать часто. Только вот палеоантропология работает в тесном сотрудничестве с хронологией. Если нанести все известные найденные останки на ось времени, то получится ясная картина. Мозг древних гоминид с течением времени непрерывно прогрессировал. Для получения такого красноречивого графика понадобилось 300 точек. Если это деградация, то очень странная, сопровождаемая ростом мозга. Хотя его объем и является только одной из характеристик, описывающих эволюцию человека, картина довольно быстро разрушает миф о деградации человека.

    Древние предки человека не происходили один от другого, а жили одновременно. В качестве аргумента звучит тот факт, что известны находки вида-предка, по времени совпадающие с возрастом потомка. Например, есть останки вида Homo habilus, датируемые 1,5-2,3 миллиона лет назад. От него произошел вид Homo ergaster, который появился около 1,8 миллиона лет назад. Как видно, что на временной шкале время обитания на планете этих видов частично перекрывается. Однако происходит лишь частичное, а не полное пересечение. В этом нет ничего странного. Ведь новый вид обычно появляется в одной из обособленных популяция вида-предка, но быстрое и полное замещения никогда не случается. Именно поэтому после появления вида-потомка предки еще длительное время обитают на планете, более того, они могут дать начало даже не одному, а нескольким видам. Похожая история произошла с афарскими австралопитеками, которые породили сразу несколько групп гоминид. Никого не смущает ведь, что на планете одновременно обитает и волк, и собака. А ведь второй подвид является частью первого вида, его потомком.

    Генетически человеку гораздо ближе свинья, а не обезьяна. Сторонники этой теории в качестве аргумента приводят пересадку именно свиных органов человеку. С точки зрения генетики это утверждение абсолютный абсурд. Между геномами свиньи и человека сотни тысяч отличий. Мы занимаем твердое место в отряде приматов, а свинья располагается среди парнокопытных. К человеку гораздо ближе мышь, кстати, именно ее стволовые клетки используются при создании искусственной человеческой кожи. Выбор же свиней для пересадки органов вполне объясним. В данном вопросе генетическая близость не так важна. У медиков-трансплантологов стоит задача массовой пересадки органов. Какое же животное выбрать в качестве донора? Надо, чтобы бы оно было хорошо изученным, разводимым в неволе и не имеющих новых необъяснимых болезней и отклонений. У донора должны быть сопоставимые размеры, он должен быть относительно дешевым, а эксперименты с ним не вызывали бы критику международных организаций. В этом плане обезьяна по всем статьям проигрывает свинье. Мы любим суп со свининой, но многие ли из нас готовые есть суп из шимпанзе? Да и сколько он стоил бы? Каждый год человек убивает несколько сотен миллионов свиней. Горилл же на планете всего 15 тысяч, а шимпанзе всего лишь в несколько раз больше.

    Большинство ученых во всем мире давно уже опровергло теорию происхождения человека от обезьяны. В нашей жизни много людей, которые считают себя если и не учеными, то уж точно знатоками в любой сфере. На самом деле бегун едва ли сможет добиться рекордов в тяжелой атлетике. Точно также ученый, работающий на стыке наук, просто обязан пригласить консультанта. Об эволюции рассуждать любят многие. В поисках же настоящих специалистов в данной области можно провести немало времени. Ученых, профессионально занимающихся антропологией и имеющих собственные научные труды, не так и много. В нашей стране — вообще единицы. На самом деле это и есть то «большинство», мнение которого и важно в данном вопросе. Пускай приматологи, археологи, антропологи и генетики в частных вопросах порой и расходятся во мнении. Однако основные положения (реальность эволюции, происхождение человека от древних человекообразных, Африка, как родина человечества) сомнениям не подлежат.

    Популярные мифы

    Популярные факты

    Популярные советы

    Популярные сленг

    www.molomo.ru

    Этапы эволюции человека. Видеоурок. Биология 9 Класс

    Тема урока: «Этапы эволюции человека». Мы рассмотрим этапы появления вершины эволюции – человека, человека разумного – Homo sapiens.

    Одним из важнейших показателей человека разумного является речь. Для того чтобы овладеть членораздельной речью, человеку необходим мозг, критическая масса которого составляет 750 грамм. Именно возникновение речи отличает высшую нервную деятельность человека от высшей нервной деятельности животных, она отличается очень важным показателем – речь человека абстрактна, люди понимают друг друга, общаясь с помощью слов.

    Первый этап становления человека как представителя рода Homo – возникновение членораздельной речи.

    Второй этап становления человека – проявление заботы о стариках. По сравнению с животными, которые при нападении хищников готовы пожертвовать молодым и старым поколениями, человек при появлении речи берег своих стариков, так как понял, что они представляют собой очень важный носитель нужной информации, а разумного человека необходимо беречь для получения знаний о выживании. Старшее поколение заботилось о младшем, передавало свои знания и житейские хитрости.

    Основные этапы в эволюции человека рода Homo: древнейший человек, древний человек, современный человек (Рис. 1).

    Рис. 1. Основные этапы эволюции человека (Источник)

    Древнейшие люди возникли около миллиона лет тому назад. Это полиморфный вид, включающий в себя несколько форм. К древнейшим людям относятся питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, алантроп – вид человек прямоходящий, Homo erectus. Он обладал развитыми надглазничными валиками, скошенным подбородком и отсутствием подбородочного выступа, что говорит о том, что членораздельная речь была развита очень слабо (Рис. 2). При этом масса мозга составляла до 1000 грамм, то есть в два раза больше, чем у человекообразных обезьян, передвигался он уже на двух ногах, сильно сутулясь.

    Рис. 2. Человек прямоходящий Homo erectus (Источник)

    Человек прямоходящий вел активный образ жизни, охотясь на буйволов, носорогов, птиц, используя при этом орудия труда, изготовленные из гальки (Рис. 3).

    Рис. 3. Орудия труда древнейшего человека (Источник)

    Живя в пещерах, человек начал использовать огонь, еще не умея добывать его, а перенося от горящих деревьев и поддерживая очень долгое время. Огонь дает тепло, увеличивает выживаемость, защищает от врагов и помогает приготовить вкусную пищу. Эволюционные преимущества получили популяции, которые научились пользоваться огнем и освоили общественный образ жизни.

    Древние люди, или неандертальцы – первые представители вида человек разумный, Homo sapiens, появились около двухсот тысяч лет назад. Судя по археологическим находкам, существовало две линии неандертальцев:

    Первая – небольшой рост и мощное физическое развитие, масса мозга, как у современного человека, до 1500 грамм; проживание в пещерах, общественный образ жизни не очень развит, промышляли охотой, использовали галечные орудия труда; они не развивались, не совершенствовались и с течением времени деградировали.

    Вторая – особи более хрупкого телосложения, практически отсутствие надбровного валика, намеки на подбородочный выступ, что говорило о развитой членораздельной речи (Рис.4), уступали в физическом плане предыдущей группе, но в развитии лобных долей головного мозга значительно их опережали.

    Рис. 4. Вторая линия неандертальцев (Источник)

    За счет объединения, развития, противопоставления силы общества грубой индивидуальной физической силе из этой группы неандертальцев около пятидесяти тысяч лет назад появилось новое объединение – современный человек – Homo sapiens.

    Первыми представителями были кроманьонцы, они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ, отсутствие надбровного валика, масса мозга (Рис. 5).

    Рис. 5. Современный человек (Источник)

    Строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников, эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления). Возникновение кроманьонцев – завершающий этап формирования человека современного типа.

    Мы рассмотрели, как на смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

     

    Список литературы

    1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. – Дрофа, 2009.
    2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2005.
    3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

     

    Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Shkolo.ru (Источник).
    2. Grandars.ru (Источник).
    3. Librero.ru (Источник).

     

    Домашнее задание

    1. Каковы основные этапы эволюции человека?
    2. Кто относился к древнейшим людям?
    3. Какая линия неандертальцев эволюционировала далее?

    interneturok.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *