Событие исторические – Самые важные события в ИСТОРИИ России — Все о шпорах — Каталог статей — School-Boy

Содержание

Исторические события - интересные статьи на историческую тематику

  • История
    • Быт и жизненный уклад
    • Войны
    • Изобретения
    • Личности
    • События
  • Мифы
  • Моя планета
    • Общество, культура, традиции
    • Удивительные места
    • Флора и фауна
    • Явления
  • Наука
    • Археология
    • Естественные науки
    • Космос
    • Технологии
  • Рекорды
  • В мире
    • Животные
    • Люди
    • Новости
    • Открытия

Поиск

Интересные статьи, новости, факты — MyDiscoveries.ru
  • История
    • ВсеБыт и жизненный укладВойныИзобретенияЛичностиСобытия

      Модная римская обувь возрастом 2000 лет

      Откуда в русском языке появился мат?

      Шер Ами — голубь-герой, получивший боевую награду

      Уинстон Черчилль хотел построить авианосец изо… льда

  • Мифы
    • Правда, что если хрустеть суставами, можно заработать артрит?

      Правда, что мухомор убивает мух?

      Правда ли, что носороги топчут огонь?

      «Правило пяти секунд» — правда или вымысел?

      Правда ли, что акулам не нравится вкус человека?

  • Моя планета
    • ВсеОбщество, культура, традицииУдивительные местаФлора и фаунаЯвления

      Почему в Тихом океане часто возникают ураганы и тайфуны?

      «Драгоценности в ночном море» — фотографии планктона у побережья Японии

      Ученые показали на видео, как растения передают сигнал о нападении

      Почему радиация ассоциируется с зеленым цветом?

  • Наука
    • ВсеАрхеологияЕстественные наукиКосмосТехнологии

      Ученые обнаружили возможные следы предыдущей Вселенной

      Когда люди начали есть сыр?

      Все эти предметы удалось найти на дне реки

      Почему радиация ассоциируется с зеленым цветом?

  • Рекорды
    • Самая высокая статуя в мире

      Нисияма Онсэн Кэйункан — самая старая гостиница в мире

      Haliade-X 12-MW — «король ветра» или самый большой ветряк в мире

      Самый продолжительный пассажирский авиарейс в мире

      Самый большой комар в мире

  • В мире

mydiscoveries.ru

Историческое событие и его образы

— Но ведь Стремнина не течет по оврагу,— Питер с трудом сдерживал гнев.

— Ваше Величество говорит «не течет»,— возразил гном.— Но правильнее сказать — «не текла». Вы знали эту страну сотни или даже тысячу лет назад. Разве она не могла измениться?..

— Мне это не приходило в голову, — сказал Питер.

Клайв Стейплз Льюис «Хроники Нарнии»

Было время, когда история утверждала себя как наука, обладающая специфическими предметом и процедурой познания, и вопросы об истинности исторических фактов историкам даже не приходили в голову. «В ту пору историки питали ребяческое и благоговейное почтение к «фактам». Они жили наивным и трогательным убеждением, что ученый — это человек, который, приложив глаз к окуляру микроскопа, тут же обнаруживает целую россыпь фактов. Фактов, дарованных ему снисходительным провидением. Фактов, созданных специально для него, фактов, которые ему осталось лишь зарегистрировать» (Л. Февр).

Так было в середине XIX в. Знаменитые слова немецкого историка Леопольда фон Ранке об изучении событий так, «как это было на самом деле», вполне могут служить выражением исследовательского кредо историографии тех лет. Именно такими представлениями руководствовались французские ученые Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобос при создании «Введения в изучение истории», которое долгое время было настольной книгой каждого историка. «Наивная» историография (по выражению М.А. Барга) позитивизма с беспредельным доверием относилась к добытым ею фактам истории. Это не значит, конечно, что она безоговорочно верила информации, содержавшейся в имевшихся в ее распоряжении источниках. Напротив, именно в середине XIX в. были выработаны приемы, позволявшие отсеять

13

ложные свидетельства от достоверных, установить степень аутентичности и подлинности источников. Суть дела заключалась не в этом. Считалось, что выдержавшие испытания источники дают определенную сумму фактов, которые тождественны исторической реальности прошлого. Задача историка поэтому сводилась к добросовестному изложению добытых фактов, сообщению их читателю в полном, точном виде, свободном от субъективности интерпретаций и оценок. «Постановка проблем и выработка гипотез была... равносильна предательству — пользовавшийся такими методами историк словно бы вводил в священный град объективности троянского коня субъективности» (Л. Февр).

Историей «ножниц и клея» назвал этот подход один из самых ярких, горячих и бескомпромиссных его критиков — английский историк и философ Робин Коллингвуд. Вера в то, что объективная истина составляется из фактов, данных в источниках, прошедших процедуры строгого и пристрастного анализа на достоверность, представлялась ему ребяческой. Пассивному следованию имеющейся информации Р. Коллингвуд противопоставлял активную мыслительную деятельность исследователя, его интуицию. Историк реконструирует прошлое на основе не столько установления последовательности событий, сколько проникновения в то, что стоит за ними,— в сознание исторических деятелей.

Внешние события могут быть представлены конкретными физическими действиями людей: переход Цезарем реки Рубикон, его убийство заговорщиками в здании Римского сената. Но эти события сами по себе не являются предметом исторического знания. Они интересны историку «только в той мере, в какой они выражают мысли»: отвращение Цезаря к республиканской форме правления, столкновение конституционных принципов, отстаиваемых и Цезарем, и его убийцами. «История мысли» и есть «вся история», ее познание — не результат рациональной критики свидетельств источника, а акт «сопереживания», «восстановления», «мыслительной реконструкции» прошлого, которое является в первую очередь реальностью духовной, реальностью мысли познающего субъекта, историка.

Книга Р. Коллингвуда «Идея истории», написанная в 1943 г. и вышедшая из печати лишь в 1961 г., опиралась на традицию, сформировавшуюся в конце XIX в. Если немецкий философ В. Дильтей, подчеркнув активность исследовательской процедуры в истории, определял исто

14

рический факт как факт сознания историка, факт сознания познающего субъекта, то итальянец Б. Кроче придавал важное значение еще одному обстоятельству. Историк, изучающий прошлое, существует в настоящем. Прошлое познается исходя из настоящего и оживает только в настоящем: «Вся история есть современная история, история современности», и лишь в этом смысле она является научной. «Историческая наука, гордящаяся, что она основывается на фактах... живет в детском мире иллюзий. Историк хорошо знает, что смысл прошлого следует искать не в хартиях, остатках прошлого. Его источник — в собственной личности историка» (Б. Кроче). Или, говоря словами другого итальянского историка Э. Сестана, «факт, событие не являются реальностью сами по себе. Факт, о котором ни один человеческий мозг не имеет представления, не является совершившимся».

Такова суть дискуссии — «великого спора» тех, кого принято в историографии называть «позитивистами» и «идеалистами». Аргументов последних вполне достаточно, чтобы омрачить оптимизм первых, основанный на отождествлении исторической реальности и исторических фактов. Если бы так было на самом деле, то история могла бы считаться точной наукой, ничем не отличающейся от математики, физики или химии. Но чем же тогда объяснить часто обращаемое в упрек истории обстоятельство, что различие интерпретаций и оценок даже ключевых событий и процессов является для нее обязательным условием, признаком жизни и симптомом здоровья? «Заприте десять историков в комнате (или в камере), дайте им один и тот же набор источников, и они обязательно придут к десяти различным выводам» (М. Гилдерхус). Почему?

Ответ следует искать и в особой природе исторического факта. В его определении, установлении роль субъективного начала, субъективной мыслительной деятельности самого историка действительно велика. Но не смертельно ли для исторической науки признание факта лишь «духовной конструкцией», субъективной реальностью историка, лишенной объективного содержания? Если это так, то истории следует отказаться от поиска научной истины и честно сказать, что она в лучшем случае,— род искусства, в худшем — форма проявления пустого любопытства, которое сродни любопытству бытовому. Разница только в предмете: кто-то хочет знать, что происходит в квартире соседа, ктото интересуется прошедшими эпохами и бытом королей.

15

Нам представляется обоснованным другое толкование проблемы исторического факта. Исторический факт — «это «узел», «фрагмент», «связь» объективной реальности... независимой в своем бытии и значении от познающего их субъекта» (М.А. Барг). Это объективно существующие факты действительности, находящиеся в определенных пространственно-временных рамках: события, процессы, явления как таковые. Содержание их не зависит от толкования. Оно инвариантно.

Есть вещи, о которых мы никогда не узнаем. Что чувствовал «третий слева в пятом ряду» французского каре в Ватерлоо, когда его командир отвергал предложение о капитуляции? Почему бездействовал Робеспьер накануне роковых для него событий 9 термидора? Кем был Лжедмитрий II?

«Разведчики прошлого — люди не вполне свободные. Их тиран — прошлое. Оно запрещает им узнавать о нем что-либо, кроме того, что оно само им открывает» (М. Блок). Исторические факты доступны историку только в качестве фактов, отраженных в источниках. Они сообщают информацию о событиях, всегда, впрочем, неточную и неполную. Тем не менее историк знает об обстоятельствах взятия Бастилии, казни Карла I Стюарта, убийства Александра II, экономического кризиса 1825 г. в Англии.

Анализ, сопоставление, преобразование этой информации приводят к тому, что рождается научный исторический факт. Он отражает реальность прошлого, реконструирует факты прошлого на основе почерпнутой из источников информации, осмысленной, преображенной его сознанием.

Структура исторического факта может быть представлена следующим образом:

Исторический факт как реальность прошлого

Исторический факт как реальность прошлого, отраженная в источниках

Исторический факт как результат научной интерпретации реальности прошлого, отраженной в источниках

Пришла пора поставить вопрос об историческом источнике. Ибо (вернемся к эпиграфу), если река все-таки текла здесь, хотя бы и тысячу лет назад, должно остаться что-то, напоминающее об этом.

16

studfiles.net

Понятия событие и факт в истории

Событие и факт – важные исторические категории. При кажущейся своей простоте, эти понятия достаточно трудны для определения. Со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени историки дискутируют о природе и сущности исторических событий и фактов.

Событие – нечто произошедшее, свершившееся; то, что попало в сферу внимания исследователя. Историю часто понимают в связи с ее отношением к событиям. В словарях история может определяться как систематический упорядоченный рассказ о событиях или как область знания, фиксирующая и объясняющая события прошлого; Со времен античности история мыслилась как res gestae (деяния) – повествование о выдающихся политических событиях. В современном обществе распространено представление о том, что задача историка состоит в правдивом описании и объяснении событий прошлого. В историческом знании существуют разные интерпретации события. Условно их можно разделить на реалистическую и конструктивистскую. Согласно более распространенной реалистической интерпретации все, что случилось в прошлом, неизменно, имеет свою структуру и зафиксировано в источниках. События, таким образом, являются «сырьём» для историка. Работа исследователя в соответствии с такой позицией, оценивается с точки зрения правдивости, адекватности изложения материала по отношению к событиям прошлого.

Сторонники конструктивистской интерпретации утверждают, что события не существуют независимо от исследователя. Историк, работая с разнообразными источниками, делает умозаключение о произошедшем, создаёт интеллектуальную конструкцию события. Таким образом, событие можно в какой-то мере рассматривать как произведение труда историка. Исследователь не описывает нечто, открыто лежащее перед ним, но «учреждает» событие, которое позволяет сгруппировать отдельные «голоса» прошлого, придать смысл свидетельствам источников.

Американский философ середины XX в. Луи Минк писал, люди склонны предполагать существование некой «нерассказанной истории», где запечатлены все истинные формы любого события прошлого. От историков ожидают, что они обнаружат и раскроют её фрагменты, воспроизведут истинный облик событий. Но это ощущение обманчиво, поскольку нерассказанных историй не бывает, ведь история и есть рассказ. Ученый не имеет прямого доступа к событиям прошлого как таковым: о них он узнает из различных источников. Облик и структура воссозданного события зависят не от его истинной природы, а от историко-литературного контекста, в который это событие включено. Поэтому в качестве такового могут выступать как одномоментные действия или поступки отдельных людей, так и сложные длительные процессы (например, Реформация или Французская революция).

«Объём» события зависит от угла зрения историка и от жанра, в котором он работает: в микроисторическом исследовании и в крупном сочинении, повествующем об истории государств, события имеют различный масштаб, а их логика строится на разных основаниях.

В рассуждениях историков XIX–XX вв. понятие «событие» нередко пересекается с понятием «факт». В целом, если событие запечатлевает нечто произошедшее, то факт можно рассматривать как утверждение о событии.

Понятие «факт» (лат. factum – сделанное) имеет, по меньшей мере, два значения: одно указывает на что-либо совершившееся; другое – на достоверность, подлинность свидетельства о произошедшем. В XIX–XX вв. в интеллектуальной культуре Запада укоренилось представление, что профессиональная история отличается от других форм рассказа о прошлом тем, что основана на фактах, и этот базис отделяет историю от мифа, легенд, вымысла.

В XIX в. в позитивистской историографии сложился своеобразный культ факта. Исследователю надлежало находить факты в источниках, с помощью критических процедур отделять от фактов все недостоверное, неважное, привнесённое, подобно тому, как археолог очищает от земли керамический обломок. Без фактов история лишается почвы; факты придают истории статус объективной, доказательной, научной дисциплины. В свою очередь, без деятельности историка факт утрачивает смысл.

Понятие достоверного факта стало краеугольным камнем профессиональной исторической науки XIX в. Немецкий историк Леопольд фон Ранке писал, что, по его мнению, исторические свидетельства более интересны, чем романы таких писателей, как Вальтер Скотт. Для Ранке «высшим законом» было строгое следование фактам, как привлекательным, так и нелицеприятным. Даже незначительный исторический факт обладал большей притягательностью, чем самое грандиозное вымышленное событие.

Долгое время это понятие не подлежало проблематизации. Для большинства исследователей исторический факт обладал внутренней целостностью, был подобен кирпичику знания, походил на атом в физике. Готовые факты «ожидали», когда историк соберет их и выстроит в повествование. Они «свидетельствовали сами за себя», и устами историка говорила сама история.

Различные модификации этих взглядов бытуют и поныне, однако в XX в. понятие исторического факта перестало быть столь однозначным и очевидным. По мнению итальянского философа Бенедетто Кроче, факты не находятся где-то рядом в готовом виде, они формулируются, выдвигаются историками в соответствии с их целями.

Факт не пребывает сам по себе, вне сознания исследователя, а создается его разумом и воображением. Таким образом, факт представляет собой не отправной пункт, скорее, продукт работы историка. Это положение поставило под сомнение распространённую идею о том, что факт может существовать отдельно от его интерпретации. Переход Цезарем Рубикона в 49 г. до н. э. может рассматриваться как отдельный факт, но он же подразделяется на множество мелких фактов. Факт – всегда некое обобщение, сделанное историком на основе выборки «важного» или «относящегося к делу», т. е. помещенное в соответствующий контекст. На конструирование факта влияют научные методы, с помощью которых историк производит отбор сведений, их группировку, соотносит свидетельства между собой. Несмотря на то, что специалист владеет большим арсеналом критических исследовательских процедур и методов изучения источников, вопросы, которые он задаёт, а также ценности его культуры, этические и эстетические предпочтения оказывают непосредственное воздействие на облик факта в его тексте.



biofile.ru

Как выучить последовательность исторических событий

Как выучить последовательность исторических событий?

Как выучить последовательность исторических событий?

Всем привет!

Друзья! Это нечто!!!

Недавно колесил по просторам Интернета, просматривая сайты по подготовке к егэ по истории... Я просто ужаснулся от того, как некоторые авторы сайтов позиционируют подготовку к экзаменам и как рекомендуют запоминать последовательность исторических событий! Они просто вываливают информацию в сеть, под шокирующими заголовками, вроде этого: «Даты и события, которые надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по истории»... И дальше мы видим список дат почти на каждый год с 962 года по 1994...

И неудивительно, что одна половина абитуриентов впадает в панику, а другая — в транс от такого количества дат, которые «надо знать»... Друзья, будьте осторожны, не верьте этим людям, они просто не владеют методиками подготовки, а просто тупо скачали что-то из Интернета и выложили к себе якобы как уникальный контент.

Что же делать, когда осознаешь, какое количество материала  "надо выучить"? В следующих статьях мы ещё остановимся на этом вопросе, так что оформите подписку на новые статьи!

Лично я на практике уже убедился, что даты событий учить НЕ НАДО, надо учить последовательность исторических событий. В истории надо от силы знать 25 — 30 реально серьезных событий. Остальные события надо уметь соотносить хотя бы с частью века, а лучше с императором, или правителем, правившем в это время в России. 

Сегодня я поделюсь с Вами ещё кое какими своими наработками.

Друзья!  Но вы должны понимать, что поработать всё равно придется! А о том, как повысить работоспособность и мотивацию у меня была недавно отдельная статья.

Итак при запоминании последовательности событий в истории России Вам надо знать только то, что любое историческое событие имеет свою структуру: предпосылки, причину, повод, ход событий и итоги. Более детально о причинно-следственных связях тут

Так вот при подготовке к экзаменам возьмите за правило писать этот план каждого важного события, которое изучаете. Только не вразброс, конечно, а последовательно, начиная с Древней Руси и доведите до 20 века. Думаю, когда Вы напишете около 50 таких важных исторических событий, то их последовательность уляжется в голове прочно и надолго!

Приведу несколько примеров из разных эпох истории России, чтобы подтолкнуть вас к действию:

Русско-византийская война 970 — 972 годов

Предпосылки: давние военные и торговые отношения между Русью и Визнатией.

Причины: Нежелание Святослава соблюдать условия договора с Византией.

Повод:

Византия попросила Святослава подавить восстание в Болгарии за определенную сумму.

1. Ход событий: Святослав потопил восстание в Болгарии в крови и очень жестоко подавил его. Но не пожелал вернуться обратно на Русь. Вместо этого он провозгласил, что Болгария будет центром его земель, что из Руси будут стекаться мёд, воск, пушнина, а из Визнатии вино, ковры, драгоценности.

2. В результате русско-византийской войны Святослав в 972 году был окружен войсками императора Византии Иоанна Цимисхого и был вынужден покинуть болгарские владения Византии.

Итоги:

1. Смерть Святослава в связи с подкупом Иоанном Цимисхим одного из печенежских племен.

2. Попытка Святослава создать империю, объединив Русь и Византию не удалась!

Примечание: желательно знать годы, в которые было указанное событие!

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Северная война 1700 — 1721 годов.

Предпосылки: нерешенность задачи выхода к торговым морским путям.

Причина: необходимость для внешнеполитических интересов России выхода к Балтийскому морю.

Повод: нападение русских войск на крепость Нарва осенью 1700 года

Ход событий:

Первый период войны с 1700 по 1709 годы. В ходе этого периода русские войска взяли Нарву, Иван-город, Орешек и др... В 1703 году был основан Санкт-Петербург. Предательство Ивана Мазепы (гетмана Украины). Карл 12 вынудил Данию и Австрию выйти из коалиции с Московским государством.

27 июня 1709 года — Полтавская битва

Второй период войны: с 1709 по 1721 года. 20 июля 1714 года первая крупная морская битва при мысе Гангут. 20 июля 1720 морская битва при мысе Гренгам.

Итоги войны: август 1721 года — заключением между Россией и Швецией Ништадского мира по которому к России отошли прибалтийские территории.

Победив Шведскую империю, Россия стала империей.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Великая Отечественная Война 22 июня 1941 по 9 мая 1945

Предпосылки: неприятие странами Запада советской власти, установившейся вследствие Октябрьской социалистической Революции 1917 года. Видео, кстати, в тему. Правда оно о начале Второй мировой войны и роли Германии в развязывании этой войны:

приход к в Германии в 1933 году нацистской социал-демократической партии во главе с Адольфом Гитлером.

Причины: агрессивная нацистская идеология.

Повод: формальным поводом нападения Германии на Советский союз была подтасовка фактов: что якобы СССР обстрелял аэродромы Румынии со своей территории, а Румыния союзница Германии, поэтому Германия напала.

Ход событий подробно изложен в таблице, которую можно скачать по этой ссылке==>>

Итоги: СССР сыграл ключевую роль в разгроме как военной основы нацистов, так и идеологии нацизма.

Разобрав по этой схеме событий 30 — 50 вы будете знать последовательность исторических событий гораздо лучше! Также не забудьте про видео "Как запомнить историю", в котором я показал ещё одно классное упражнение! Кроме того, рекомендую изучать историю по странам, чтобы знать, какие процессы в них развивались

Андрей Пучков

«История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов»

Видеокурс представляет собой обучающий дистанционный комплекс из 63 видеоуроков, сборника авторских презентаций и инфокарт, а также разбором заданий ЕГЭ по истории. Курс охватывает как историю России и Всемирную историю. Все темы раскрыты в соответствии с требованиями ФИПИ  и КИМ ЕГЭ. Благодаря этому видеокурсу многие ребята сдали ЕГЭ по истории на баллы, выше 90 и поступили в вуз на бюджет.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О ВИДЕОКУРСЕ

На сегодня, уважаемые друзья, всё! Считаемся в следующих постах!

P.S.: по просьбам читателей выкладываю те самые события отечественной истории, которые надо знать с точностью до года, и конечно помнить их причины, повод, ход событий и итоги. В остальных событиях надо просто уметь ориентироваться, то есть соотносить события с конкретным правителем, и представлять, в какой части века было его правление.

Итак, события:

  1. Христианизация Руси — 988 .
  2. Первое упоминание о Москве — 1147 год.
  3. Битва на р. Калке — 31 мая 1223 года.
  4. Куликовская битва — 8 сентября 1380 года.
  5. Принятие Судебника Ивана Великого  - 1497 год.
  6. Принятие Судебника Ивана Грозного — 1550 год.
  7. Принятие Соборного Уложения — 1649 год.
  8. Северная война 1700  - 1721 год. Полтавская битва 27 июня 1709 года.
  9. Эпоха Дворцовых переворотов 1725 по 1762 гг.
  10. Нашествие Наполеона 1812 год.
  11. Манифест об отмене крепостного права — 19 февраля 1861 года.
  12. Русско-японская война январь 1904—сентябрь 1905.
  13. Первая русская революция 1905 — 1907 гг.
  14. Февральская революция 1917 год.
  15. Октябрьская революция 1917 год.
  16. Гражданская война 1917 по 1921/22 гг.
  17. НЭП — 1921 — 1927 гг.
  18. Индустриализация и коллективизация 1920-е — 30-е годы.
  19. Вторая мировая война 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 гг.
  20. Великая отечественная война 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.
  21. Корейская война 1950 — 53 гг.
  22. Карибский кризис 1962 год.
  23. Холодная война 1946/49 — 1989 годы.
  24. Венгерское восстание 1956 год.
  25. Восстание в Чехословакии 1968 год.
  26. Афганская война 1979 по 1989 годы.
  27. Перестройка 1985 — 1990 годы.
  28. Распад СССР декабрь 1991 год (Беловежское соглашение).

Можете начать с того, чтобы разобрать эти события по той схеме, которая была приведена выше. Пользы будет в сто раз больше, чем от простого заучивания!

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

ege59.ru

Хронология исторических событий по векам

V век до н.э. и ранее

  Годы до н.э. События Ок. 3000 Образование египетского государства. Ок. 2800 Начало строительства пирамид в Египте. XXV в. Древнейший архив из Месопотамии (Шуруппак). Конец…

IV век до н.э.

  399 Смерть Агиса, царя Спарты; царь Агесилай. Смерть Архелая, царя Македонии. Смерть Сократа. "De Mysteriis" ("О мистериях") Андокида. Речь Лисия "Против Никомаха". 398 Заговор Кинадона…

I век до н.э.

Весь мир в I веке до н.э. 100 до н.э. Аграрный закон народного трибуна Апулея Сатурниана о награждении ветеранов Мария земельными участками. Убийство Сатурниана. 91 до н.э. Трибунат и законопроект…

II век до н.э.

II век до н.э. ДАТЫ СОБЫТИЯ 200 до н.э. Началась вторая Македонская война (200 - 197 г до н.э.). 197 до н.э. Македоняне потерпели поражение при Киноскефалах. В Испании были…

II век нашей эры.

II век нашей эры. 101. Траян начинает войну против даков (с 101 по 106 г.), с дакским царем Децебалом. Дакия завоевана и превращена в римскую провинцию. 102.01. Децебал сдается Траяну…

III век до н.э.

III век до н.э. ДАТЫ СОБЫТИЯ 300 (296)до н.э. Закон о допущении плебеев к жреческим должностям понтифика и авгура. 298 до н.э. Началась третья Самнитская война (298 - 290…

III век нашей эры.

III век нашей эры. ДАТЫ 202 Север возвращается в Рим. 203 Консульство Р. Фульвия Плавтиана и П. Септимия Рета. Открытие Арки Септимия Севера в Риме. Ориген сменяет Клемента во…

Весь IV век.

Весь IV век. 301. Эдикт Диоклетиана de maximis pretiis (о максимальных ценах) на продовольственные и ремесленные изделия. 302 Умер Нарсе, которому наследует Хормизд I I . 303. Эдикт…

Весь V век.

Весь V век. 401 - 402 Вторжение короля вестготов Алариха в Италию закончилось его поражением при Полленции. 406 Нашествие варваров в Галлию. 407. Римляне потеряли Британию. 408 Убийство…

Весь мир в VI веке нашей эры.

Весь мир в VI веке нашей эры. 501. Началось расселение саксов в долине Темзы (с 501 по 509 г). Западные саксы основали королевство Уэссекс. (См. подробнее историю Британии) 504 Буддизм…

Весь мир в VII веке

Весь мир в VII веке. 602. Началась (602 - 610 гг) гражданская война в Византии: дунайская армия провозгласила императором простого центуриона (сотника) Фоку, затем восставшие свергли и казнили…

Весь мир в XIV веке.

Весь мир в XIV веке. 1300 Образовалось ядро Османского государства в северо-западной части Малой Азии 1320 Литоский князь Гедемин завоевал Киевщину 1326 Турки завоевали Бруссу и превратили…

Весь мир в XVIII веке.

Весь мир в XVIII веке. 1701. Петр I издал Указ запрещающий опускаться на колени при виде государя и снимать шапку зимой, проходя мимо его дворца. 1703.05.27 (16 мая по юлианскому календарю)…

Мир в IX веке.

Мир в IX веке. 800. Папа Лев III в Риме короновал Карла Великого императором Запада. 800~. Установились прямые связи между Хазарским каганатом (столица в г. Итиль близ дельты Волги) и…

Мир в VIII веке.

Мир в VIII веке. 701. Кентская "Правда Уитреда" 710. Период Нара (710 - 784 гг) в Японии - по названию города Нара. который в это время был первой столицей Японии. 711. Арабский…

Мир в XI веке.

Мир в XI веке. 1000. Венецианский флот одержар победу над хорватами. 1000. Образовалось Венгерское королевство. 1001. Начало завоевания Византией Западной Болгарии. 1001. Поход…

Мир в XIII веке.

Мир в XIII веке. 1200~ Основание Парижского университета. 1201 Крестоносцы основывают крепость Ригу в устье Двины, ставя под контроль всю торговлю по этой реке. Началась длительная борьба…

Основные события XII века.

Основные события XII века. 1100. Началось правление английского короля Генриха I (1100 - 1135). Укрепление системы государственного управления; значительную роль стал играть постоянный королевский…

Основные события XIX века.

Основные события XIX века. 1-е годы См. подробнее таблицу первые годы XIX века 1801.03.23-24 (по юлианскому календарю - 11 - 12 марта) Убийство Павла I. Начало царствования Александра I…

Основные события XV века.

Основные события XV века. 1400~. Москвичи совершили победоносный поход против волжских болгар и взяли их столицу Булгар (Болгар). 1400~. Неизвестным автором создано "Сказание о Мамаевом…

www.examen.ru

Как повторяются исторические события » Перуница


Популярнейшая мысль Гегеля, самая, наверное, известная: исторические события и лица являются дважды – первый раз в виде трагедии, а второй – в виде фарса. Сказано хлёстко, но более остроумно, чем верно. На самом деле, совсем не обязательно дважды повторяются события, иногда гораздо больше, и совсем не обязательно в виде фарса. Иногда жанр событий сохраняется.

Кто-то из известных писателей, кажется, Хемингуэй или Ремарк, высказал такую мысль: сколько б не было у тебя женщин, это будет одна и та же женщина, только имена у неё разные. Это очень верное наблюдение: мы постоянно притягиваем в свою жизнь похожих меж собой людей и сходные события. Всякий минимально наблюдательный и порядком поживший человек согласится: всё повторяется.

Причина, на мой взгляд, простая: характер человека. Судьба – это развёртывание характера во времени.

История, большая история целого народа – это тоже развёртывание характера во времени, только на этот раз характера народа. Про характеры разных народов говорить нынче не принято: зашуганные политкорректностью современные люди столь скользких тем избегают. Политкорректность велит считать всех равными и одинаковыми – вероятно, так удобнее хозяевам жизни для их гешефтов и манипуляций. Но что бы мы ни думали, народы - разные, и у каждого свой, неповторимый характер и своя особенная судьба. И именно поэтому в истории каждого народа можно увидеть удивительные цитаты из его собственного прошлого. Если, конечно, внимательно читать эту захватывающую книгу по имени история. Впрочем из прошлого приходят не только цитаты – из прошлого может иногда и «прилететь», да так, что мало не покажется.

На эти мысли наводят меня события самого последнего времени.

Вчера сообщили.

Отряд разминирования возвратился из Сирии в Россию, в Пальмире оставлена только группа, занимающаяся обучением сирийских саперов. Об этом сообщил министр обороны России Шойгу в ходе коллегии Минобороны.

«Отрядом разминирования международного противоминного центра Вооруженных сил полностью выполнены задачи в Пальмире. Произведена очистка местности площадью 825 га, а также 116 км дорог. Обезврежено порядка 19 тыс. взрывоопасных предметов», — заявил он.


А ведь похожее уже было – пятьдесят с небольшим лет назад. Наши сапёры, деды нынешних, работали вдали от дома, в далёкой южной стране. В Алжире.

Было вот что.

3 июля 1962 г. Алжир, народ которого на протяжении многих лет боролся против французских колонизаторов, получил независимость.

Уже в первые месяцы своего существования Алжирская Республика столкнулась с жизненно важной проблемой – очисткой плодородных земель от взрывоопасных предметов.

То есть что получается? Французы, просвещённые и гуманные, служащие нам, русским варварам, вечным образцом и укором, французы, научившие нас, по выражению Хлестакова, «галантерейному обращению» и снабдившие наши девственные умы идеей представительной демократии и разделения властей – вот эти самые французы, уходя из Алжира, оставили там премилый сувенир. Они этот Алжир плотно заминировали.

Об этом полезно знать всем, а в особенности тем экзальтированным соотечественникам, которые «Шарли». Возможно, их взгляд на вещи расширится и станет более объёмным. И они перестанут быть «Шарли».

Так вот о минах. Самые плотные минные заграждения находились вдоль алжиро-марокканской и алжиро-тунисской границ (линии «Шаля» и «Морриса»).

Ещё в 1959 году граница с Марокко на всех самых важных участках была перекрыта минными полями, системой постов и проволочными заграждениями (560 км, в том числе 430 км электрифицированных). Вдоль границы с Тунисом протянулись 1500 км электрифицированных проволочных заграждений, усиленных сплошными минными полями.

По оценкам некоторых очевидцев, французские сапёрные батальоны на границе Алжира с Марокко и Тунисом оборудовали полосу заграждений, состоящих из многих рядов заминированной колючей проволоки, часть которой находилась под напряжением в 6000 вольт. На каждом километре в полосе от 3-5 до 10-15 км в земле находилось до 20 тысяч мин всевозможной конструкции: «выпрыгивающие» мины, осветительные, «глубинные», фугасные, осколочные противодесантные натяжного и нажимного действия, французские выпрыгивающие мины АРМВ (с радиусом разлёта осколков до 400 метров), американские М-2, М-3 и М-2-А-2, французские противопехотные мины нажимного действия, не обнаруживаемые APID, в пластиковом корпусе и др. По словам бывшего колониста и полковника ВВС Франции, а затем известного писателя Жюля Руа, «только безумец осмелился бы ступить на эту землю».

В общем, славно потрудились. «Messieurs, vous me comblez!» - как писала государыня Екатерина французским просветителям. Меня, знаете, тоже восхищает разносторонность французского гения: не только по словесной и амурной части, а и в борьбе с дикарями проявили тщательность и вдумчивое трудолюбие. Точно и не французы вовсе, а немцы какие-нибудь. «Ах, Франция, нет в мире лучше края!»

Схемы минных полей, естественно, алжирскому правительству не передали – с какой стати? Пускай дикари сами кувыркаются, как знают. Мин на всех хватит, там их заложили больше, чем было жителей Алжира на тот момент. И то сказать: обидно было уходить после 132 лет оккупации. Подлинные же схемы мест минирования были переданы Алжиру французами лишь совсем недавно, уже в начале 2000-х годов, после 40-летнего молчания.

Специалистов нужной квалификации в Алжире, понятно, не было. Потому алжирское руководство было вынуждено обратиться за помощью к европейским государствам (ФРГ, Италии, Швеции). Обратилось – и получило отказ. Попытки заключить договоры с частными компаниями тоже результатов не дали. К примеру, начавшая работу группа итальянцев под руководством отставного генерала Иполито Армандо из-за подрыва на минах нескольких человек, в том числе и начальника работ, вскоре прекратила разминирование.

В сентябре 1962 года правительство Алжира обратилось за помощью в уничтожении минно-взрывных и иных заграждений к СССР. Советская сторона согласилась выполнить эту опасную работу безвозмездно (соглашение от 27 июля 1963 г.).

И выполнила.

Последние советские сапёры покинули Алжир в июне 1965 года. За это время они обезвредили около 1,5 млн. мин, разминировали более 800 км минно-взрывных полос и очистили 120 тыс. га земли.

После возвращения на Родину, большинство сапёров были удостоены советских правительственных наград. В их числе полковник П. Кузьмин, капитаны В.Ф. Бусалаев, М.Д. Курицын, Н.К. Соловьёв, старший лейтенант А.И. Улитин, сержанты и рядовые В. Андрущак, Н. Ахмедов, В. Зуя, Е. Морозов, Н. Пашкин, У. Перфилов, военный врач М.П. Болотов, военный переводчик А.Н. Водянов и многие другие. Ефрейтор Николай Станиславович Пяскорский был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

О тех событиях была написана хорошая песня – слова Е. Долматовского, музыка В. Мурадели.

Эта песня в свое время входила в репертуар дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова. Сейчас не входит – ни в репертуар, ни вообще в культурный обиход. И то сказать, у нас даже высшие лица не стыдятся объявлять, что-де воспитывались на творениях Битлов и Роллинг Стоунз. Что это – как не культурная оккупация?

Вот текст песни.

В саперной части я служил,
Там, где березы и метель.
Читал в газетах про Алжир, —
Он был за тридевять земель...
И вдруг Алжир меня зовет
Освободить страну от мин:
«Кто доброволец — шаг вперед!»
Шагнули все, не я один.

Припев:

Так всю жизнь готов шагать по миру я,
Верные товарищи — со мной.
Я до основанья разминирую
Наш многострадальный шар земной!
Не брал оружия с собой,
В далекий путь я только взял,
Я только взял в тот мирный бой
Миноискатели и трал...
Прошел я с ними весь Алжир.
Мне было выше всех наград —
Что будет здесь цвести инжир,
Светиться будет виноград.

Припев.

Был ранен взрывом командир,
Глушил нас гром, душил нас зной...
И стала мне страна Алжир
Нежданно близкой и родной.
Я про Алжир люблю прочесть
Депеши утренних газет...
Читаю и горжусь, что есть
На той земле мой добрый след!

Припев.

Её очень задушевно исполнял Марк Бернес; можно найти в интернете, послушайте – не пожалеете.


О тех событиях предпочитают помалкивать. Из политкорректности, наверно. Чтобы не задеть, не обидеть, не затронуть ненароком Францию, а заодно и нежные чувства тех наших соотечественников, для которых в самом имени Франции есть что-то сладостно-трепетное.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –
Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжён!

Именно из трепетной любви, полагаю, у нас крайне редко говорят и пишут о том, что во время Второй мировой войны неизмеримо больше французов сражалось на стороне Вермахта, нежели на стороне антигитлеровской коалиции. Только в советском плену оказалось двадцать три тысячи с лишним. А сражались против нас – сотни тысяч. Но кто об этом знает? Про Нормандию-Неман, где было человек двести, – каждый знает, а про это… ну было… и прошло. А если о чём-то не говорят – то его словно и не было.

История часто напоминает мне тёмный лес, по которому идёт человек с фонариком – историк. Он высветил мухомор – все орут: «Тут были сплошные мухоморы!». Высветил малиновый куст – все орут: «Была не жизнь, а малина!». Вопрос в том, в чьих руках фонарик. Явно не в наших он руках.

Мне думается, надо внимательно присматриваться к повторяющимся событиям – и пытаться понять, какое послание высших сил в них содержится. Вполне возможно, что эта событийная пара говорит о подлинном призвании нашего народа – помогать, спасать. А цитата из полувековой дали ещё и предупреждает: не верьте Западу. Его жизненная роль – прямо противоположная: хватать, присваивать. Я далека от копеечного морализма: народы, как и люди, имеют свой неповторимый характер. Это я просто к тому, что забывать не надо о характере наших партнёров, как теперь принято уклончиво выражаться. А так – взаимодействовать и дружить со всеми надо.

И ещё одно повторяющееся, прямо символическое событие вспоминается. Гибель наводчика Александра Прохоренко, вызвавшего огонь на себя. Как раз в то время моя дочка-десятиклассница писала сочинение (называемое ныне почему-то проектом) про поэзию Симонова. Именно она обратила моё внимание на удивительно сходство Лёньки из поэмы «Сын артиллериста» и реального, сегодняшнего Прохоренко. Впрочем, у литературного Лёньки есть вполне реальный прототип. Но тому повезло остаться в живых. А Прохоренко погиб – за други своя. Такая вот цитата из прошлого. Мне кажется, она тоже высвечивает подлинную роль нашего народа, его органический способ поведения. Хапать и наживаться – это не наше, а спасать и жертвовать собой – органический. Это наша предначертанная свыше роль, это именно и есть то, что Господь «думает о России в вечности» (согласно популярному изречению Владимира Соловьёва) а не то, что мы своим слабым умом можем сами себе и о себе придумать.

Мне думается, что эти парные события предупреждают о трудных временах, которые нас ждут. От нас потребуется терпение и мужество. Нам придётся стряхнуть с себя, как шелуху, всю эту психологию конкуренции, личного успеха, наживы, мамонизма, т.е. всего того, что насаждалось у нас четверть века и привело только к упадку и разложению.

В 1939 году Сталин, беседуя с Коллонтай, проницательно сказал о близком будущем, в котором мало весёлого и много трагического.

"Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ ­великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем".

Так, во всяком случае, записала Александра Михайловна в своих воспоминаниях. Словно к нам, сегодняшним, обращены эти слова из далёкого прошлого.

www.perunica.ru

3. Исторические события

Вариантом использования реальных событий являются сюжеты, основанные на событиях исторических.

Кроме вышеперечисленных сложностей, полностью относящихся и к использованию исторических событий, исторические сюжеты имеют и свои особенности.

Когда главных действующих лиц нет в живых, нет нужды ни приобретение прав на историю. Большинство исторических событий, имевших место много лет назад, доступны широкой публике. Если возникают сомнения, поскольку кто-то из действующих лиц еще жив, настоятельно советуем для выяснения возможных проблем обратиться к юридической помощи.

Самая большая проблема, связанная с историческими сюжетами, – коммерческая. Такие сценарии очень трудно продать и в кино, и на телевидении. Причина этому – высокая стоимость исторических фильмов и неуверенность продюсеров, что современный зритель будет способен соотнести происходящее с сегодняшней жизнью и современными характерами.

Использование как исторического источника какой-то одной книги ведет к тем же трудностям, что и использование литературного произведения.

Лучшие и самые успешные исторические сценарии – это те. что основаны на сегодняшней современной идее, теме, проблеме. помещенной в другой исторический период.

Часто лучшее употребление исторических событий – это превращение их в отправную точку для свободного вымысла. Перед вами будут стоять те же финансовые трудности постановки, но у вас будет больше возможностей придать вашей истории лучшую структуру и больше апеллировать к современности («Амадеус»).

4. Заголовки

Заголовки новостей, краткие аннотации статей в газетах и журналах, радио- и телевизионных новостей могут стать отличным трамплином для поисков ваших собственных замыслов. Помните, что на первоначальной стадии – стадии мозговой атаки – вы не ищете хорошие идеи, вам годятся любые идеи, как бы нелепы и далеки от дела они ни были. Все это лишь будит воображение и, может быть, когда-нибудь приведет к чему-то стоящему.

Работая с заголовками и краткими аннотациями, вы не вникаете в факты и детали основного материала. Только слово, мысль, а дальше – полет вашего воображения.

«Парень с каратэ» – прекрасный пример такого процесса. Продюсеру этого фильма Джерри Вайнтраубу попалась на глаза газетная вырезка про школьника из Сан-Фернандо Велли, который научился побеждать пристававших к нему школьных хулиганов, после того как овладел наукой каратэ. Сценарий, выросший из этой газетной вырезки, обогатился любовной линией, престарелым инструктором-японцем из Окинавы и пр. элементами, не имеющими ничего общего с реальной историей. Но газетная вырезка стимулировала воображение продюсера и привела к рождению идеи, а затем и сценария.

Еще эффективнее можно использовать заголовки, комбинируя пару топиков, не имеющих друг к другу никакого отношения. И в этом случае цель не в качестве этих топиков, не в том, чтобы сразу получить готовую великолепную идею, а в количестве идей, рождающихся в мозговой атаке, в том, чтобы через сумбурные сопоставления стимулировать и заставить работать ваше воображение.

Заголовок статейки, случайно прочитанной в Гонолулу в местной газете, гласит: «Женщины – водители автобусов угрожают забастовкой». И без чтения последующей статьи заголовок может направить ваше воображение разными путями и так далеко, как вы сами ему позволите. Вы можете представить себе психологический эффект, произведенный забастовкой на женщину – водителя экскурсионного автобуса и ее семью. Или вы можете вообразить себе комедию, изобретая невероятные варианты способов заработать, на которые пускается эта дама, чтоб поддержать свою семью во время забастовки. Или о том, как забастовка экономически и социально отразилась на детях забастовщицы.

В свою очередь это может натолкнуть вас на размышления о том, как вообще экономические трудности отражаются на судьбе детей – уже не имеющих никакого отношения к стачке водительниц автобусов. Или вы можете взглянуть на эту забастовку с точки зрения руководства компании, или туристов, или музея, который является одной из точек экскурсионного маршрута. Ваша единственная цель – отпустить на волю ваше воображение, – и чем дальше вы уйдете от первоисточника – тем лучше!

В той же газете, случайно прочитанной в Гонолулу (или между станциями метро «Теплый стан» и «Новые Черемушки»), можно найти неплохой пример комбинирования двух заголовков. В тот же день, когда собрались бастовать водительницы туристических автобусов, другой заголовок гласил: «Кришнаитам предъявили иск на 1 миллион долларов». В дополнение к мозговой атаке, относящейся к этому заголовку, неплохо попытаться объединить его с предыдущей историей.

Результатом этого дикого симбиоза может явиться совершенно оригинальная комедия про женщину, которая унаследовала маленькую автобусную компанию. Водители не желают подчиняться женщине и объявляют забастовку. Хозяйка компании ищет других водителей, чтоб спасти свой бизнес. В это же время местная религиозная община последователей Хари Кришны нуждается в крупной сумме денег для уплаты судебного иска. Таким образом, кришнаиты садятся за рули автобусов, что приводи! к самым невероятным событиям. И т. д. и т. п. Возможны варианты.

Суть приведенных примеров в том, что процесс применения заголовков как отправной точки для мозговой атаки весьма продуктивен и может продолжаться до тех пор, пока вы сами себя не остановите сомнениями или саморедактированием. Пока вы себя не остановите, могут родиться оригинальные и весьма жизнеспособные идеи.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *