Прототипом какого карточного короля является александр македонский – Каждый король в колоде игральных карт, являются великой исторической личностью. Представители каких государств эти люди?

Кто изображен на игральных картах?

Хоть раз в жизни в карты играл каждый житель нашей страны. Будь-то простой подкидной дурак или аристократический преферанс. При этом большинство любителей карточных игр уверено, что в качестве валетов, дам и королей изображены некие абстрактные персонажи. Это не так…

Джокер: веселый колдун

Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.

Карточные короли: лучшие среди равных

Как утверждают исторические хроники, в Европе играть в карты начали в 14 веке. Не брезговали перекинуться в карты и особы королевских кровей. В это время к середине XVвека в Европе появились основные изображения дам, валетов и королей. В то далекое время, как и сегодня, колода карт насчитывала 52 листа, поделенных на четыре масти. Подобная цифра не случайна, ведь 52 это число недель в году, а масти – четыре времени года. Самое удивительное, что сегодня точно известно, кто являлся прототипом изображений королей в карточной колоде. Королем пик стал царь Давид, известный читателям из Ветхого завета. В роли короля треф выступил великий завоеватель Александр Македонский. Король бубен, не менее знаменитый правитель – Юлий Цезарь. Самым молодым с исторической точки зрения оказался король червей – Карл Великий. Символично, что каждый из прототипов карточных королей оставил свой неизгладимый след в истории человечества. Александр Македонский завоевал половину мира. Царь Давид оказался самым известным коронованным персонажем Ветхого Завета. Ну, а Карл Великий создал Священную Римскую империю. Гай Юлий Цезарь – прославился, как наиболее популярный диктатор древнего Рима.

Карточные дамы: само совершенство

Карточные дамы, также имели своих реальных прототипов. Однако это были вовсе не жены, людей давших прообраз карточным королям, а совершенно посторонние им особы. Дама червей – это воинственная Юдифь, совершившая немало подвигов на страницах Ветхого завета. Это именно она хладнокровно отсекла голову предводителю ассирийцев, спасая город детства от вторжения завоевателей. По другим источникам, считающихся более достоверными, червонной дамой стала великолепная Елена Троянская. По легенде, ее матерью являлась царица Спарты Леда, а отцом сам Зевс. Дама бубей – это супруга одного из рыцарей Круглого стола – Рагнель. В качестве трефовой дамы художники изображали либо греческую богиню Аргину, отвечавшую за тщеславие и пустую суету, либо Лукрецию, представляющую добродетель. Сложнее оказалось с дамой пик. На ее роль ее претендуют сразу три реальных женщины, образ каждой из которых в разное время появлялся на карточных листах. Чаще всего это Миневра – богиня мудрости, войны и победы. Реже дамой пик становилась Афина, также отвечавшая за успешные боевые действия или легендарная героиня средневековья Жанна д Арк.

Валет: прислуга королей

В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.

Китайцы и домино

Кто же изобрел игральные карты: итальянцы, испанцы, французы или они подарок человечеству от нечистой силы? Увы! Автор игральных карт известен – это китайцы. Самое удивительное, что карты в Китае это не самостоятельная игра, а более простая и дешевая в производстве разновидность домино. Когда-то давно китайцы азартно играли в кости, затем они трансформировались в домино, которые в свою очередь переродились в карты. Произошло это в тот момент, когда домино перенесли на картон. Получились карты со шкалой очков, к которым со временем добавились фигуры. В словаре Чинг-цзе-Тунга упоминается, что карты изобретены в 1120 г. н.э., а спустя 12 лет получили распространение по всему Китаю. Существует правда, альтернативная, версия происхождения игральных карт из древнего Египта. Будто бы тысячелетия назад египетские жрецы зашифровали всю мудрость мира на в 78 золотых табличках. Часть из них символически изображалась в форме карт, причем 56 из них (Младшие Арканы) были игральными, а 22 (Старшие Арканы) использовались исключительно для гадания. Впрочем, как китайская, так и египетская версия происхождения игральных карт не более чем легенда, тогда как в Европе карты были известны с XIV века. Например, в 1367 году в Берне карточные игры были запрещены официальным указом, а в 1377 году посланник Папы Римского сетовал, что монахи режутся в карты прямо у стен своей обители.

suharewa.ru

Кто на самом деле изображен на игральных картах?

Хоть раз в жизни в карты играл каждый житель нашей страны. Будь-то простой подкидной дурак или аристократический преферанс. При этом большинство любителей карточных игр уверено, что в качестве валетов, дам и королей изображены некие абстрактные персонажи. Это не так…

Джокер: веселый колдун

Самое удивительное, что единственная карта в колоде не имеющая реального прототипа, это Джокер. Во многих карточных играх он не используется вовсе, а в других выступает в роли высшего козыря. При этом само слово Джокер в переводе на русский язык обозначает весельчака, шута и озорника. Правда, иногда Джокера рисуют в виде маленького чертенка, подчеркивая тем самым, историю его появления из гадальных карт Таро. В колоде магических карт Джокер является злым волшебником. В то же время самой популярной версией происхождения слова «Джокер» является название игры Джукер, в которой впервые и появился этот карточный персонаж.

Карточные короли: лучшие среди равных

Как утверждают исторические хроники, в Европе играть в карты начали в 14 веке. Не брезговали перекинуться в карты и особы королевских кровей. В это время к середине XVвека в Европе появились основные изображения дам, валетов и королей. В то далекое время, как и сегодня, колода карт насчитывала 52 листа, поделенных на четыре масти. Подобная цифра не случайна, ведь 52 это число недель в году, а масти – четыре времени года. Самое удивительное, что сегодня точно известно, кто являлся прототипом изображений королей в карточной колоде. Королем пик стал царь Давид, известный читателям из Ветхого завета. В роли короля треф выступил великий завоеватель Александр Македонский. Король бубен, не менее знаменитый правитель – Юлий Цезарь. Самым молодым с исторической точки зрения оказался король червей – Карл Великий. Символично, что каждый из прототипов карточных королей оставил свой неизгладимый след в истории человечества. Александр Македонский завоевал половину мира. Царь Давид оказался самым известным коронованным персонажем Ветхого Завета. Ну, а Карл Великий создал Священную Римскую империю. Гай Юлий Цезарь – прославился, как наиболее популярный диктатор древнего Рима.

Карточные дамы: само совершенство

Карточные дамы, также имели своих реальных прототипов. Однако это были вовсе не жены, людей давших прообраз карточным королям, а совершенно посторонние им особы. Дама червей – это воинственная Юдифь, совершившая немало подвигов на страницах Ветхого завета. Это именно она хладнокровно отсекла голову предводителю ассирийцев, спасая город детства от вторжения завоевателей. По другим источникам, считающихся более достоверными, червонной дамой стала великолепная Елена Троянская. По легенде, ее матерью являлась царица Спарты Леда, а отцом сам Зевс. Дама бубей – это супруга одного из рыцарей Круглого стола – Рагнель. В качестве трефовой дамы художники изображали либо греческую богиню Аргину, отвечавшую за тщеславие и пустую суету, либо Лукрецию, представляющую добродетель. Сложнее оказалось с дамой пик. На ее роль ее претендуют сразу три реальных женщины, образ каждой из которых в разное время появлялся на карточных листах. Чаще всего это Миневра – богиня мудрости, войны и победы. Реже дамой пик становилась Афина, также отвечавшая за успешные боевые действия или легендарная героиня средневековья Жанна д Арк.

Валет: прислуга королей

В качестве валетов в колоде игральных карт, как в случае с дамами и королями выступили реальные исторические личности. Правда, если бы эти люди узнали, как обошлись с ними вероломные художники, создававшие колоды карт, то сильно обиделись. Валет в переводе с французского означает – слугу или лакея. Однако прототипы валетов ими никогда не являлись. Валет червей – это рыцарь Этьене де Виньеле – ближайший соратник Жанны д Арк. Валет пик – благородный рыцарь Огиер Датский. По преданиям он неоднократно убивал драконов, истребил немало великанов и вообще был закадычным приятелем феи Морганы. Впоследствии волшебница за ночи страстной любви наградила Огиера даром вечной молодости. Валет треф – знаменитый рыцарь Ланселот. В роли бубнового валета выступает неистовый Роланд.

Китайцы и домино

Кто же изобрел игральные карты: итальянцы, испанцы, французы или они подарок человечеству от нечистой силы? Увы! Автор игральных карт известен – это китайцы. Самое удивительное, что карты в Китае это не самостоятельная игра, а более простая и дешевая в производстве разновидность домино. Когда-то давно китайцы азартно играли в кости, затем они трансформировались в домино, которые в свою очередь переродились в карты. Произошло это в тот момент, когда домино перенесли на картон. Получились карты со шкалой очков, к которым со временем добавились фигуры. В словаре Чинг-цзе-Тунга упоминается, что карты изобретены в 1120 г. н.э., а спустя 12 лет получили распространение по всему Китаю. Существует правда, альтернативная, версия происхождения игральных карт из древнего Египта. Будто бы тысячелетия назад египетские жрецы зашифровали всю мудрость мира на в 78 золотых табличках. Часть из них символически изображалась в форме карт, причем 56 из них (Младшие Арканы) были игральными, а 22 (Старшие Арканы) использовались исключительно для гадания. Впрочем, как китайская, так и египетская версия происхождения игральных карт не более чем легенда, тогда как в Европе карты были известны с XIV века. Например, в 1367 году в Берне карточные игры были запрещены официальным указом, а в 1377 году посланник Папы Римского сетовал, что монахи режутся в карты прямо у стен своей обители.

suharewa.ru

Прототипы игральных карт.

 

Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна. Проверьте, какая колода карт лежит у вас дома в ящике. Вполне возможно, что именно эта! Наверное, каждый из нас видел такую колоду карт («Русский стиль») – во времена СССР эти карты были одними из самых распространенных. Ничего необычного на первый взгляд в них нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что наверняка даже не обращали внимания на одежду карточных героев. Вот в этом-то и странность: прототипами для королей и дам в этой колоде стали не пролетарии и колхозницы, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г. Антисоветчина?

Червовая дама и ее прототип – княгиня Ксения Александровна


В феврале 1903 г. состоялся костюмированный бал. Основным требованием к приглашенным было явиться в костюмах эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце Санкт-Петербурга вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II и как последний придворный бал императорской России. Фотографы запечатлели всех именитых участников этого мероприятия, благодаря чему и появилась возможность воссоздать эти образы в игральных картах.

Карты колоды *Русский стиль*, срисованные с участников костюмированного бала


Все 390 гостей императорского бала были наряжены в стиле придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи. Эскизы костюмов разработал художник Сергей Соломко, а шили их лучшие портные Российской империи.


Прототипы бубнового валета и трефовой дамы


Прототипы червовой дамы и трефового валета


Карты создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце». Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью повторяли костюмы участников бала-маскарада. На тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.


Карты из колоды *Русский стиль*


В 1911 г. немецкие мастера фабрики «Дондорф» разработали эскизы для карт, а в 1913 г. их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре. Выпуск колоды под названием «Русский стиль» был приурочен к 300-летию дома Романовых. После революции мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.


Туз из оригинальной колоды и рисунок, воссозданный Юрием Ивановым


Участники последнего костюмированного императорского бала

 


Карты парижского шаблона образца 1895 года

Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.

Во французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:


король червей — Карл Великий 

король пик —  Царь Давид 

король бубен —  Юлий Цезарь 

король треф —  Александр Македонский

валет червей —  Этьен де Виньоль  (по прозвищу Ла Гир — «Ярость»). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.

валет пик — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании

валет бубен —  Гектор  (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота). 

валет треф — Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

спасибо


feldgrau.info

Прототипы персонажей игральных карт — Мастерок.жж.рф


Карты парижского шаблона образца 1895 года

Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.

Во французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:


король червей — Карл Великий 

король пик —  Царь Давид 

король бубен —  Юлий Цезарь 

король треф —  Александр Македонский 

дама червей —  Юдифь  (более ранние изображения — Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)

дама пик —  Афина Паллада  ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)

дама бубен —  Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)

дама треф —  Аргина  (анаграмма слова «королева» — «regina». Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).

валет червей —  Этьен де Виньоль  (по прозвищу Ла Гир — «Ярость»). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.

валет пик — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании

валет бубен —  Гектор  (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота). 

валет треф — Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

Теперь, когда очередной раз будете играть в карты — вспомните это 🙂  Наши карты во многом приемники французского варианта.

Мы уже обсуждали с вами, как появился дизайн игральных карт, в которые мы играем до сих пор.  Ну и раз уж коснулись этой азартной темы, напоминаю вам историю шулерства.



masterok.livejournal.com

Какие люди были прототипами карточных королей?

Сегодня редко кто из игроков интересуется биографиями давно исчезнувших персонажей карточных фигур, да и рисунки на картах-картинках в современных колодах мало чем напоминают реально существовавшие личности. Это — не что иное, как стилизация стилизаций, бесконечно далекая от первоначальных оригиналов. Между тем первоначально, например, четыре короля символизировали легендарных героев-правителей древности, которыми могли восхищаться европейцы в средние века:
король пик — Давид IV Строитель (груз. დავით აღმაშენებელი, Davit Aghmashenebeli), (р. около 1073 — умер 24 января 1125) — грузинский царь (с 1089), сын Георгия II, из династии Багратиони
король треф — Александр III, известный под именем Великий (Македонский) (356-323 гг. до н. э.) , царь Македонии
бубновый король — Гай Юлий Цезарь (102?-44 гг. до н. э. ) — великий римский полководец и государственный деятель — родился 12 июля 102 года до н. э.
король червей — Карл Вели́кий (нем. Karl der Große, лат. Carolus Magnus, фр. Charlemagne, польск. Karol Wielki, 747—814) — король франков (768—814), король Ломбардии (лангобардов) (с 774), император Запада (800—814).

Правда, в некоторых колодах червонный король попеременно изображался то в виде волосатого Исава, то Константина, то Карла I, то Виктора Гюго, то французского генерала Буланже. И все-таки в споре за обладание короной бескровную победу одержал Карл Великий.
Во время наполеоновских войн пикового короля недолго изображали в виде Наполеона Бонапарта во Франции и герцога Веллингтона в Пруссии.

Игральные карты использовались в педагогических целях едва ли не с момента своего появления в Европе. С помощью карт преподавали историю и географию, логику и юриспруденцию, латынь, грамматику, астрономию, геральдику, математику и военное искусство.
Предположительно родиной карт с фигурами королей, дам и оруженосцев — валетов была Франция, где на рубеже XIII-XIV веков художник Грэгоннер разрисовал для Карла VI картонные листы.
Художники придавали карточным персонажам портретное сходство с современными им монархами, их полководцами и дамами сердца (Карл VII, Агнесса Сорель и т. д.) . Например, во времена Великой французской революции, монархов на игральных картах сменяли вольнодумцы и тираноборцы: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон.

Колода «Romanow». На картах колоды представлены члены династии Романовых: К♣ — Петр I, Петр II, Екатерина I, Екатерина II, Иван V, Елизавета Петровна, К♠ — Алексей Михайлович, Алексей Петрович, Федор Алексеевич, Анна Иоанновна, К♦ — Павел I, К♥ — Николай II и политические деятели, оказавшие влияние на судьбу России: Бирон, Меншиков, Распутин.

otvet.mail.ru

Библиотека

Кто послужил прототипами королей, дам и валетов в современной колоде?

Когда мы берем в руки карты, нам в голову даже не приходит мысль, что у королей, дам и валетов могли быть исторические прототипы, поскольку изображения знатных особ совершенно непохожи на реальных людей. Конечно, в современных колодах трудно обнаружить какие-нибудь детали, которые позволили бы строить догадки на сей счет, и мы воспринимаем рисунки на картах-картинках просто как художественную стилизацию. Между тем первоначально у всех королей, дам и валетов были свои биографии. Прототипами четырех королей стали легендарные герои-правители древности, которыми в Средние века восхищались европейцы: Карл Великий, король франков с 768 по 800 год, а также император Западной Европы до 814 года, возглавлял червонную масть; Давид, пастух и певец, благодаря своим подвигам ставший легендарным древнееврейским царем, правил пиками; прославленный полководец Юлий Цезарь командовал бубнами, а не менее знаменитый Александр Македонский — трефами.

Правда, периодически из-за прихоти изготовителей карт начиналась путаница, которая вводила игроков в заблуждение. В некоторых колодах червонный король изображался то в виде Юлия Цезаря, то — Александра Македонского. Иногда этот непостоянный карточный монарх являлся в обличье волосатого Исавы, Виктора Гюго или французского политика генерала Буланже. В конце концов в споре за обладание карточной короной червонной масти победа досталась наиболее популярному историческому персонажу — Карлу Великому. Сегодня в короле червей он предстает в виде мудрого витязя в горностаевой мантии — символе богатства. В левой руке у него меч — символ мужества и власти. Изображение Давида в качестве короля пик изначально украшала арфа — напоминание о музыкальном таланте легендарного царя Иудеи. Но в современных картах эта примечательная деталь сохранилась только во французском варианте. Во время наполеоновских войн пикового короля, которому игроки издавна приписывают мистическую злую силу, стали изображать в виде Наполеона. Однако после того, как Европа избавилась от страха перед ним, на пиковый трон вернулся Давид. А вот Юлий Цезарь при жизни никогда не был королем. Рисовали его чаще всего в профиль, а на некоторых старинных итальянских и французских картах еще и с вытянутой рукой, словно карточный монарх тянется за взяткой. На самом деле такой жест, по замыслу изготовителей карт, должен был свидетельствовать о том, что бубновая масть отождествлялась с деньгами.

Бросающаяся в глаза рука у бубнового короля сохранилась и поныне, хотя далеко не во всех колодах.

Александр Македонский — единственный из карточных королей, в руку которого изготовители старинных карт вложили державу, символ монархии. Но стремление к максимальной стилизации неузнаваемо изменило десницу с державой, оставив от них только мало кому понятную деталь на современном изображении. Внешность короля также стала жертвой изменчивой моды. Из мужественного полководца с яростным взглядом пронзительных глаз и густой курчавой шевелюрой он превратился в худосочное, изнеженное существо с чувственными губами, аккуратными усами и щегольской бородкой. Тем не менее король треф был и остается Александром Македонским.

Дамы из королевского карточного ареопага не имеют никакого отношения к реальным подругам Карла Великого, Юлия Цезаря и других исторических личностей. Первой дамой червей была Елена Прекрасная, в греческой мифологии дочь Зевса и Леды, из-за которой якобы началась Троянская война. Позднее ее соперницами на это почетное звание становились Дидона — основательница Карфагена, целый ряд библейских персонажей, английская королева Елизавета I. В конце концов изготовители карт остановили свой выбор на библейской Юдифи, чей образ теперь присутствует во всех колодах.

Дама пик в мире карт считается «злодейкой». На самом же деле в старину ее было принято изображать в виде Афины Паллады, греческой богини мудрости и войны, за которой в легендах не водилось никаких дурных поступков. Во Франции на роль дамы пик одно время выдвигалась женщина-полководец Жанна д’Арк. Однако ее образ не смог завоевать симпатии игроков, которые все же предпочли видеть в даме пик греческую богиню Афину Палладу, чью суровость стал скрашивать традиционный цветок в правой руке.

Что касается дамы бубен, то средневековые художники не смогли прийти к согласию относительно конкретного прототипа этого карточного персонажа. Во Франции ей придавали черты Панфизелии, королевы амазонок в греческой мифологии. Но эту особу мало кто знал, и она канула в Лету. Тогда ее место заняла библейская Рахиль, отличавшаяся жадностью и злобностью и поэтому прекрасно подходившая на амплуа «царицы денег». Здесь нужно заметить, что при гадании часто забывают об отрицательных чертах дамы бубен и радуются, если выпадает эта карта. Между тем она может предвещать и грядущие неприятности, а не только деньги.

На роль дамы треф долгое время не претендовала ни одна из мифологических или исторических героинь. Иногда в колодах мелькали изображения Гекубы, правительницы Трои, потерявшей во время Троянской войны мужа и почти всех своих детей, и Флоримелы, воспетой поэтом как воплощение женского обаяния. Но они не сумели утвердиться на заветном месте. Такая же участь постигла и аллегорическое существо под именем «Разочарование», которое на старинных французских картах изображалось в виде одинокой красавицы со свадебным колокольчиком. Потом кому-то пришло в голову назвать даму треф Аргиной — от латинского слова «регина» — «царственная». Идея оказалась удачной, поскольку это имя несло в себе оттенок осуждения. Вслед за дамой треф всех фавориток и любовниц французских королей стали называть Аргинами. Причем этого прозвища удостоился даже Генрих III — сексуальный извращенец, часто облачавшийся в женские наряды.

Валеты, как их называли во Франции, или оруженосцы, в английском варианте, — это в большинстве своем стилизованные портреты реально живших людей. Хотя название этой карты буквально переводится как «слуга, лакей», вообще «человек низшего сословия», в карточном мире за ним традиционно стоял образ искателя приключений, не всегда чтящего закон, но чуждого алчности и коварства. Подобное толкование слова «валет» прекрасно соответствует прототипу валета червей. В свое время французы остановили свой выбор на известном историческом персонаже — Этьене де Виньеле, который служил в войсках Чарльза VII. Сам себе де Виньель дал прозвище Ла Ир, что можно перевести как ярость или рычание пса. И, как свидетельствуют современники, не зря, поскольку был отличным воином, храбрым, щедрым, безрассудным и язвительным.

Некоторое время он служил советником у Жанны д’Арк и сохранился в памяти соотечественников как герой народного фольклора, наподобие Вильгельма Телля и Робина Гуда. Образ этого человека настолько привлекателен, что без всяких возражений со стороны других народов Этьен де Виньель прочно занял место валета червей. Как говорят игроки: «Если он у вас на руках — дерзайте!»

Прототипом валета пик был национальный герой Дании по имени Огиер. Причина такого выбора заключалась в том, что, согласно историческим хроникам, в многочисленных битвах оружием ему служили два испанских клинка из знаменитой толедской стали, которыми он прокладывал себе дорогу в самой гуще вражеского войска. Считалось, что этот отменный рубака не знал себе равных во всей Европе.

Впрочем, наряду с подлинными фактами об Огиере есть немало легенд. В них он предстает сказочным героем, побеждающим огнедышащих драконов и возвращающим околдованным принцам их владения. С ранней юности он пользовался покровительством могущественной феи Морганы, сестры сказочного короля Артура, позднее обручившейся с Огиером. В качестве свадебного подарка волшебница даровала ему вечную молодость. Поэтому есть такая примета: если в карточных играх человеку часто приходит валет пик, он долго не будет стареть.

В средневековой Европе общепризнанным «законодателем мод» в мире карт долгое время была Италия. Поэтому нет ничего удивительного, что прототипом валета бубен стал итальянец Орландо, племянник Карла Великого. История не сохранила подробностей жизни этой легендарной фигуры. Известно только, что Орландо был очень мстительным человеком. Возможно, столь плохая репутация привела к тому, что в качестве валета бубен его сменил Гектор де Марэ, один из легендарных рыцарей

Круглого стола и сводный брат сэра Ланселота. По крайней мере именно этот персонаж стал ассоциироваться с карточным образом. Однако знаменитое благородство Гектора де Марэ плохо вяжется с дурной славой, которой пользуется этот валет. Не случайно в русском языке появилось слово «забубенный» в значении «бесшабашный, разгульный». Не исключено, что в действительности прототипом валета бубен, при гадании считающегося предвестником несчастья, послужил другой Гектор — де Галад, один из беспутных рыцарей короля Чарльза VII. Хотя, с другой стороны, бубновая масть в целом олицетворяет деньги, богатство.

Валетом треф стал сам сэр Ланселот, предводитель рыцарей Круглого стола при дворе короля Артура. Первоначально эта карта была самой яркой среди валетов. Но постепенно манера рисунка менялась. Валет треф лишился своего роскошного камзола и большой стрелы с острым наконечником, символа непревзойденного лучника, который, даже будучи раненным в бедро, сумел тем не менее одержать верх над тридцатью рыцарями. Сегодня игроки считают валета треф добрым знаком. Они толкуют его так: не отчаивайся от проигрыша, а продолжай борьбу, и тебе повезет.

В современных колодах из-за стилизации рисунки королей, дам и валетов в значительной степени утратили свои индивидуальные отличия. Этому способствовало еще и то, что в XIX веке для удобства играющих карты-картинки стали печатать с зеркальной симметрией двух половин — верхней и нижней, урезав изображения карточных особ. Весьма характерно, что их всегда окружал ореол магической таинственности. Раньше морские капитаны не разрешали матросам брать с собой в плавание эти «дьявольские картинки». Но даже если карты допускались на судно, в случае возникновения опасности в открытом море их сразу выбрасывали за борт. Начало такому обычаю положила история, приключившаяся с матросами Колумба во время плавания к Америке. Они уже потеряли надежду остаться живыми, когда корабельный священник объявил, что причина всех их бед — игральные карты, оказавшиеся на каравеллах. Легенда гласит, что, как только злосчастные «орудия Сатаны» были утоплены в морской пучине, вахтенные увидали на горизонте берега Америки.

Впрочем, в наши дни тоже есть немало людей, которые относятся с неприязнью и подозрением к маленьким картонкам с мужскими и женскими лицами. Например, шахтеры никогда не берут с собой карты, спускаясь под землю, а квартирные воры не трогают их. Вообще все, чья жизнь связана с риском, не очень-то жалуют эти «инструменты азарта». Специалисты в области оккультных наук считают подобные интуитивные опасения в отношении карт отнюдь не беспочвенными. По их мнению, именно через изображения на картах-картинках потусторонние силы, в том числе и темные, проникают в наш мир, воздействуя на происходящее в нем. Другими словами, карточные короли, дамы и валеты могут служить своеобразными репродукторами на одном конце каналов связи нашей реальности с тем, что именуется «тонким миром».

Скорее всего, эти каналы действуют далеко не всегда, но помнить о них нужно.

Сергей ВАХРОМЕЕВ. «Поле чудес» ВРЕМЯ, НАЗАД!

amber-club.narod.ru

История игральных карт :: Это интересно!

Как всегда — стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты — ну что тут такого? Но пока я уточняла правила для детских карточных игр в интернете, я столько всего о картах нашла!

История карт
Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. «Русская колода» в 36 карт — это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная «французская колода».
Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени — это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).

1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт

Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции). Особенностью таких карт был 21 козырь — «Старшие Арканы». Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).
Итальянские карты относятся к так называем «латинским» (испанским, португальским) — это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе — указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной — в ней было всего 32 карты (не было дам).
Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.
Одна из них — заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В «Летописях Египта и Сирии» есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру «Kanjifah», используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.
В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.
На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям «латинской колоды».
Карты  ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)

Другая распространенная версия — тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), «малик» (эмир — король) и два его помощника — «наиб малик» и «тани наиб». Это очень напоминает  «латинскую колоду», в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово «наиб», «помощник», стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.

Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист  Эттейла. Якобы египетские карты — это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них — «Младшие Арканы» — стали обычными игральными картами, и с 22 «Старшими Арканами» они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
Китайские «денежные» карты

Рисунок карт

Самый распространенный в России дизайн игральных карт — традиционные «Атласные карты», — был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию «северо-немецкой картинки», которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.
Англо-американский шаблон

Карты «Парижского шаблона» были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.
Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французских картах, в отличие от наших, где «картинки» — просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
король червей — Карл Великий
король пик —  Царь Давид
король бубен —  Юлий Цезарь
король треф —  Александр Македонский
дама червей —  Юдифь  (более ранние изображения — Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик —  Афина Паллада  ( в других вариантах Минерва или Жанна д’Арк)
дама бубен —  Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф —  Аргина  (анаграмма слова «королева» — «regina». Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей —  Этьен де Виньоль  (по прозвищу Ла Гир — «Ярость»). Советник Жанны д’Арк , ставший героем народного фольклора.
валет пик — Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен —  Гектор  (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф — Ланселот. Рыцарь Круглого стола.
На этих картах французской «колоды на ногах» (1648 год) изображения подписаны их именами.

Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.
Карточные масти

Привычные нам масти карт — пики, трефы, бубны, черви, — тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с «французской колодой» получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт — «итальянскую и «немецкую» колоды.

Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря — копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти — результат трансформации старинных мастей «итальянской колоды» — «мечей», «кубков» (чаш), «пентаклей» (монет, динариев, дисков) и «жезлов» (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.
Во французском варианте «мечи» превратились в «пики», «кубки» — в «черви», «пентакли» — в «бубны», а «жезлы» — в «кресты», или «трефы» («трефы» по-французски означает «лист клевера» или «трилистник»).
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.
Во Франции  они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии — пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.

В Германии и Англии — лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.


В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей — цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.

В России название карточной масти «черви» произошло, видимо, от французское «кёр» — сердце, или от слова «червонный» т.е. «красный», тоже ассоциирующегося с сердцем.

Традиционная колода. Испания, 1590 год

 Традиционная колода. Италия  

 Традиционная колода. Германия  

Традиционная колода. Швейцария

Интересно, что валет (от французского valet — слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в  старинных «испанской», «швейцарской», «немецкой» колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа — унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Карта современного распространения национальных колод:

Взято отсюда: http://cardistry.su/blog/cards/334.html
Здесь синим отмечены французские масти, зелёным -немецкие, розовым- швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску — территория распространения французских и немецких мастей, красным — североитальянский вариант итало-испанских мастей.

Еще рассказы об истории людей и вещей можно посмотреть тут: «История алфавита», «Как люди научились печь хлеб»,  «История одежды»,  «Где находится Край Света», «Откуда появился человек, когда людей еще не было», Солнечные часы,  «Игры в историю — Инструменты для письма».

Источники :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты
http://cardistry.su
http://vsyako-razno.ru/20595-igralnye-karty.html
http://daksnike.narod.ru/Inter/i7.htm
http://www.liveinternet.ru/community/3860098/post165824125/
http://fishki.net/comment.php?id=117057#/
http://rgpjournal.ru/users/Ascension/
http://www.pokeroff.ru/MaxoshBull/kartochnaja-istorija-v-kartinkah-post-2883348

www.tavika.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *