Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: смысл жизни (таблица)
Из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку мы выделили самые актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся смысла жизни. К каждой из них мы подобрали интересные аргументы из литературы. Все они доступны для скачивания в формате таблицы, ссылка в конце статьи.
Смысл жизни
В помощи людям
- Проблема смысла жизни полностью раскрывается в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Именно в этом произведении главная героиня, не щадя себя, помогает людям. На протяжении всей своей жизни Матрёна всегда отдавала всё, что у неё было, и ничего не требовала взамен. Несмотря на то, что многие просто пользовались добротой героини, она радовалась каждому дню и была благодарна за свою жизнь. По мнению самого автора, именно Матрёна и есть самый настоящий праведник, на котором держится абсолютно всё.
- Наташа Ростова, героиня романа–эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», видит свой смысл жизни в семье и любви к людям. Начиная с самого детства, она души не чаяла в родителях, братьях и сестрах. Будучи замужней женщиной, Наташа отдавала всю свою любовь мужу, Пьеру Безухову, и детям. Также Ростова не забывала и о помощи незнакомым людям. Вспомним эпизод после Бородинского сражения, когда героиня бескорыстно помогает раненным солдатам и размещает их у себя дома. Наташа Ростова живет ради того, чтобы сеять вокруг себя доброту, любовь и ласку.
В материальных ценностях
- Фамусовское общество, известное по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», считало своим смыслом жизни лишь материальные ценности. Слава, чин, деньги, положение в обществе – всё это играет для них главную роль. И для достижения этого они не боятся лицемерить, совершать подлости, пакостничать и сплетничать. Например, Молчалин обманывает дочь своего начальника, изображая любовь, только бы добиться повышения и протекции. Лишь один Чацкий понимает, что это ложные ценности, но светское общество отказывается в это верить и просто не принимает его точку зрения.
2. Пожалуй, рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан–Франциско» является самым настоящим примером, в котором смысл жизни героя – это материальные блага. Безымянный Господин всё время работал, чтобы обеспечить себе и своей семье счастливое существование. Именно существование, так как каждый их день был похож на предыдущий. Герой не видел смысла жизни в любви или семье, поэтому их единственный совместный отдых превращается в рутинное прозябание на палубе, когда даже поговорить не о чем. Не мудрено, ведь для героя самое главное – это деньги, но жена и дочь не могут о них беседовать. Именно на примере своего героя автор хочет показать, насколько ничтожен такой набор жизненных ценностей. Недаром все пассажиры, зациклившиеся на богатстве, плывут на судне под названием «Атлантида» — они обречены на гибель.
В служении Родине
- Для многих героев русской литературы смысл жизни заключается в служении Отчизне. Например, для Андрея Соколова
- Для Василия Тёркина, героя поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», Родина – это смысл жизни. Он — обычный солдат, который не боится отдать собственную жизнь ради победы над врагом. Тёркин — храбрый, ловкий, мужественный и сильный. Его не пугают трудности, так как с помощью своей смекалки он способен найти выход из любой ситуации. Герой достоин настоящего уважения. Василий Тёркин – это пример истинного патриота своей страны, который готов ради неё на всё.
В любви
- Главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», Катерина, считала смыслом своей жизни любовь. Именно это чувство неразрывно было связано у неё со свободой, которой ей не хватало. Всю свою жизнь героиня хотела любить и быть любимой. Однако её муж, Тихон, не обращал внимания на Катерину. С каждым днём героиня ощущала себя всё несчастнее и несчастнее. Лишь после появления Бориса героиня поняла, что она способна на любовь. Эта запретная связь тяготила Катерину, но поделать она ничего не могла, ведь ей так хотелось быть любимой и в этом чувстве обрести долгожданную свободу. Однако конфликт чувства и долга привел ее к тому, что она не смогла жить, отказавшись от одной из конфликтующих сторон. Женщина избрала смерть, так как утратила смысл в жизни.
- Смысл жизни в любви видел и герой повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Несмотря на то, что эти чувства были обречены с самого начала, Желтков продолжал всем сердцем любить Веру. Он ничего не требовал взамен. Для него самое главное – это её счастье. Желтков никогда не позволял себе переступить черту, зная, что Вера — замужняя женщина. На своём примере герой доказал, что любовь сильнее смерти. Когда его вынудили отказаться от своего чувства, он покинул этот мир, ведь жил лишь ради любви.
Поиски смысла жизни
- В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» герой всю жизнь искал свое предназначение. Однако любое дело приносило лишь скуку и разочарование. Ему надоела пустая болтовня в свете, он принялся за организацию хозяйства в унаследованной деревне. Но и эта деятельность вскоре перестала его интересовать. Дружба и любовь тоже не вдохновляли Евгения. В итоге он слишком поздно понял, что именно в них мог бы найти себя. Пушкин оставляет финал открытым, дабы подчеркнуть, что впереди у героя лишь однообразные одинокие скитания, которые нет смысла описывать. Свой смысл жизни он потерял из-за пресыщенности и лени души.
- В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин ищет смысл жизни, но не находит его из-за своих пороков: эгоизма, боязни чувств и равнодушия. Многие люди идут к нему с добром, лаской и любовью, но взамен получают лишь холодность. Из-за этого Григорий Александрович одинок и бессилен обрести предназначение. Он заплутал в лабиринтах судьбы и потерял надежду на благополучный исход. Ни на службе, ни в семье, ни в творчестве герой не смог получить удовлетворение своих амбиций. Поэтому критики назвали его «лишним человеком», который бесплодно сгинул в небытие, так и не применив свои навыки и знания.
- В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого один из героев на протяжении всего повествования искал себя. Пьер Безухов пробовал найти свое место в высшем свете, но убедился в его фальши и лицемерии. Затем он нашел любовь, но и в ней разочаровался, получив обман вместо преданности и ласки. Он даже вступил в тайное общество, дабы приносить обществу пользу. Однако ни одна из этих ролей ему не подошла, каждая из них не приносила полного удовлетворения. Только в лоне семьи после всех своих скитаний он обрел себя и смысл бытия. Дети, супружество, честный труд во благо народа – вот, что стало для Пьера настоящим предназначением.
Ложный смысл жизни и последствия ошибки
- В произведении Н. В. Гоголя «Шинель» герой жил, не осознавая, зачем. Его существование было лишь ничтожным прозябанием маленького человека в большом городе. Поэтому он нашел его подобие в признании окружения. Он хотел заслужить его не заслугами, а внешним видом. Новая шинель, как ему казалось, стала поводом уважать его персону. Из-за этого он неестественно привязался к этой вещи, и даже погиб от горя, потеряв ее. Если человек ошибается в выборе жизненных ориентиров, его ждут трагические последствия ошибки.
- В пьесе А. П. Чехова «Дядя Ваня» герой всю свою жизнь проработал во имя ложных идеалов. Он и его племянница трудились за минимальное вознаграждение, а все оставшиеся деньги отсылали отцу девушки, мужу покойной сестры дяди Вани. Он – профессор, и в его лице скромные люди видели саму науку, которой они охотно служили. Однако личная встреча с кумиром показала им, что они пожертвовали всем ради самодовольного ничтожества. Психологический кризис Ивана Войницкого после осознания ложности идеалов привел к тому, что тихий и робкий мужчина пытался убить родственника. Однако в финале он смирился с судьбой и своим глубоким несчастьем.
- В произведении А. П. Чехова «Ионыч» главная героиня отвергает предложение Старцева, дабы отправиться в столицу и поступить в консерваторию. Девушка видит смысл своей жизни в музыке. Все нахваливали ее игру на фортепьяно, никто не сомневался в успехе. Но мадмуазель Туркина на деле оказалась посредственной пианисткой. Она вернулась в родной город ни с чем, но так же усердно занималась музыкой, хотя это уже не имело никакого значения. Екатерина разочаровалась в себе и не нашла в себе сил обрести новый стимул развиваться.
Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ
Автор: Алёна Бузькевич
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
Проблема смысла жизни человека. Проблема жизненных ценностей Аргументы
В чём заключается смысл жизни? Зачем человек рождается, живёт и умирает? Неужели лишь за тем, чтобы есть, спать, просто ходить на работу, рожать детей. Почти вся мировая литература стремится дать ответ на два взаимосвязанных философских вопроса «В чём смысл жизни?» и «Какими ценностями должен руководствоваться человек, чтобы прожить жизнь достойно?»
Жизненными ценностями называют те представления и идеи, которые становятся главными, определяющими в жизни того или иного человека. Принято выделять материальные и духовные ценности. Опираясь на них, человек строит свою жизнь, свои отношения с людьми.
Наташе Ростовойсмысл жизни видится в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером она почти не бывает в свете, всю себя отдав мужу и детям. Но любовь и милосердие Наташи распространяются не только на свою семью. Так, она однозначно выбирает помощь раненым солдатам, находящимся временно в Москве после Бородинского сражения. Она понимает, что у них не хватит сил выбраться из города, куда вот-вот войдут наполеоновские войска. Поэтому девушка без сожаления заставляет родителей отдать раненым повозки, предназначенные для перевозки многочисленных вещей из их дома. Совсем другой выбор делает зять семьи Ростовых – Берг. Для него главное сейчас – нажиться, выгодно купить вещи, которые хозяева рады продать за бесценок. Он приходит к Ростовым с одной-единственной просьбой – дать ему мужиков и телегу, чтобы погрузить приглянувшиеся ему шкафчик и шифоньерку.
перед нами некий богатый человек, цель жизни которого сходна с целями великого множества людей: заработать капитал, жениться, завести детей и умереть в почтенном возрасте. Его существование монотонно, без эмоциональных всплесков, без сомнений и душевных терзаний. Смерть настигает его неожиданно, но она, как лакмусовая бумажка, проявляет всю ценность жизни Господина. Символично то, что если в начале своего морского путешествия герой едет первым классом в роскошных каютах, то назад он, всеми забытый, плывет в грязном трюме, рядом с моллюсками и креветками. Бунин таким образом как бы приравнивает ценность этого человека к существам, всю свою жизнь только и занимающимся что поеданием планктона. Таким образом, по Бунину, судьба Господина из Сан-Франциско и ему подобных символизирует собой бессмысленность человеческой жизни, её пустоту. Жизнь, прожитая без душевных потрясений, сомнений, взлетов и падений, прожитая с единственной целью удовлетворить личные интересы и материальные потребности, ничтожна. Скорое забвение – логическое завершение подобной жизни.
Автор: Парочкина Мария Михайловна
Цитата
Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
Василий Макарович Шукшин
literarus.ru
14) Проблема самореализации, стремления. Хороший, добрый, талантливый герой произведения И.А. Гончарова «Обломов» Илья Обломов не сумел преодолеть себя, своей лени и распущенности, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова. карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе, своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье) И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь. Роман знаменитого английского писателя У.С.Моэма «Бремя страстей человеческих» затрагивает одну их наиболее важных и животрепещущих для каждого человека вопросов – есть ли смысл в жизни, а если есть, то каков он? Главный герой произведения Филип Кэри мучительно ищет ответ на этот вопрос: в книгах, в искусстве, в любви, в суждениях друзей. Один из них, циник и материалист Кроншоу, советует ему оглядеть на персидские ковры и отказывается от дальнейших пояснений. Лишь годы спустя, потеряв почти все свои иллюзии и надежды на будущее, Филип понимает, что тот имел в виду и признает, что «жизнь не имеет никакого смысла, и существование человека бесцельно. Зная, что ни в чём нет смысла и ничто не имеет значения, человек всё же может получить удовлетворение, выбирая различные нити, которые он вплетает в бесконечную ткань жизни.» | 18) Проблема патриотизма. В повести «Сотников» В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами. Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе Сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти. Примером истинного патриотизма служит герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона. Главный герой произведения М.А.Шолохова «Судьба человека», Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына. Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг. Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения Б. Васильева «А зори Здесь тихие», проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины. Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте. | 27) Проблема нравственного выбора. Яркий пример нравственного выбора можно найти в произведении Василь Быкова «Сотников». Партизан Сотников, оказавшись перед выбором между жизнью и смертью, не побоялся казни и признался следователю, что он партизан, а остальные тут ни при чём. Ещё один пример можно найти в повести Василь Быкова «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. 28) Проблема нравственной деградации, низости. Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого и самоуверенного «барина» Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни — устройство своего материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена с мозайковым портфелем). Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось много пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты А.П. Чехов «Попрыгунья». Ольга Ивановна, несмотря на стремление к развитию своих способностей, заботе о внешнем облике, желание окружить себя талантливыми людьми, забывает о самом важном, что должно быть у человека – о своей духовности. Поэтому и её картины, и отношения с другими людьми лишены подлинной духовной глубины и ценности. Самого же главного человека в своей жизни, чувства которого к ней были искренними, преисполненными добротой и чуткостью, она так и не разглядела. | 31) Проблема благородства Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста. Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. В наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность. Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие. Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость. Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Любовь всей ее жизни изначально оказалась безответной, и героине романа пришлось выйти замуж не по любви. Но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть. Этот пример иллюстрирует способность благородного человека достигнуть подлинной духовной высоты. Несмотря на то что благородных людей с каждым десятилетием становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое. | 20) Проблема нравственной силы простого солдата Носителем народной морали на войне является, например, Валега, ординарец лейтенанта Керженцева из повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда». Он едва знаком с грамотой, путает таблицу умножения, толком не объяснит, что такое социализм, но за родину, за товарищей своих, за покосившуюся хибарку на Алтае, за Сталина, которого никогда не видел, будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами. Сидя в окопе, он будет больше ругать старшину, чем немцев. А дойдёт до дела — покажет этим немцам, где раки зимуют. Выражение “народный характер” более всего соответствует Валеге. На войну пошёл добровольцем, к военным тяготам быстро приноровился, потому что и мирная его крестьянская жизнь была не мёд. В перерывах между боями ни минуты не сидит без дела. Он умеет стричь, брить, чинить сапоги, разводить костёр под проливным дождём, штопать носки. Может наловить рыбу, собрать ягоды, грибы. И всё делает молча, тихо. Простой крестьянский парень, которому всего-то восемнадцать лет. Керженцев уверен, что такой солдат, как Валега, никогда не предаст, не оставит на поле боя раненого и врага будет бить нещадно. Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты «Красная звезда» и постоянно находился в действующей армии, пишет: «Не забывайте о солдатах, Что бились из последних сил, В бинтах стонали в медсанбатах И так надеялись на мир!» Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков | 30)Проблема интеллигентности. Несомненно, человек должен быть интеллигентен, даже если это будет казаться неуместным в той среде, где вращается человек. Но какова основа интеллигентности, столь необходимой нам для жизни? Д. С. Лихачёв убеждён, что сама интеллигентность зависит отнюдь не от высокого образования или знания культуры и языков, а от особого эстетического чутья, восприимчивости ко всему прекрасному, а главное — от чуткости и отзывчивости. Если человеку это свойственно, то его можно назвать интеллигентным, даже если этот человек позабудет «все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события». Я разделяю точку зрения автора. Действительно, интеллигентность невозможна без особой нравственной основы, непременно прочной, чтобы не дать человеку уйти в сторону, перепутать дурное с хорошим. Для этого надо не допустить проникновения в душу зла, зависти, равнодушия, злобы, чтобы сохранить способность понять другого человека и оценить его по его достоинству. Сама жизнь Д.С. Лихачёва тому подтверждение. Пройдя сталинские лагеря, находясь рядом с ворами, уголовниками, он остался верен себе. Нравственная основа не появляется в человеке просто так. Она закладывается в нем с детства, приобретается путем долгих размышлений, подчас мучительных и раздирающих душу. Но если эта основа есть, то человек может твердо стоять на ногах. Родители, классическая литература помогают детям понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Человеку следует воспитывать в себе не только ум, но и душу, взращивать в себе самые лучшие качества, относиться к окружающим с терпением и пониманием, а к себе — с требовательностью. |
topuch.ru
Смысл жизни
[b]Мила, сочинение интересное. Я кое-где сама подчистила(выделила жирным шрифтом), а кое-что оставила тебе. Вычистишь работу — получишь хорошее сочинение.[/b]М. Веллер, известный
[b]публицист[/b], поднимает проблему поиска смысла жизни. Размышляя, над поставленным вопросом,
[b] писатель[/b]обращает внимание читателей на то, что в молодости человек ищет свое предназначение, но вскоре у него появляются более «важные» заботы: «работать надо, карьеру строить, купить то-се ». Автор отмечает, что в старости люди часто жалеют о том, чего не сделали в юности, но, как правило, они находят себе оправдание»: «характер», «обстоятельства». М.Веллер убежден:
[b]«: че[/b]ловек должен делать в жизни самое большое, на что он способен» Я полностью разделяю точку зрения автора и тоже считаю: человек сам наполняет свою жизнь смыслом: «кому полмира покорить, кому сад посадить…,» -все дело в выборе. Ведь, как говорят, каждый сам кузнец своего счастья. Люди самостоятельно принимают решения,
[b]поступая так или иначе[/b]. Если судьба сложилась не так, как хотелось бы, то в первую очередь нужно винить себя. Об этом неоднократно говорили русские писатели-классики. В рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» главный герой-богатый миллионер прожил бесполезную, бесцельную
[b]жизнь[/b]. Всю
[b]жизнь[/b]он только работал, материальные блага для него играли большую роль, чем духовные. Миллионер так и умер, не узнав настоящей
[b] жизни[/b].
[b](Ф)[/b]Известно, что река, которая перестала течь, превращается в болото. Так и человек, который перестает думать, развиваться, искать, утрачивает «души прекрасные порывы» и постепенно деградирует, теряя человеческий облик. Жизнь его становится серой, скучной, бесцельной. Именно об этом пишет А. П. Чехов рассказе «Ионыч». Главный герой перестает самосовершенствоваться, искать свое предназначение. Так из молодого доброго врача он превращается
без чести и совести, чья жизнь представляет собой безрадостное существование. Таким образом, могу сделать вывод о том, что[b]в человека[/b]
[b],[/b]проблема поиска смысла жизни была и остается актуальной.
[b](Вывод неинтересный…)[/b]
xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai
Сочинение ЕГЭ. Проблема поиска смысла жизни. По Д. Гранину
Встречали вы когда-нибудь тех, кто на старости лет жалеет о прошедших впустую годах, несказанных словах, забытых друзьях, не до конца понятой цели жизни? Как прожить отпущенное нам время так, чтобы вспоминать его с радостью, а не с болью? Именно этот вопрос задает читателю автор предложенного мне текста Д. Гранин, поднимая проблему смысла жизни.
Анализируя эту философскую проблему, писатель сопоставляет жизнь растений и людей. Автор рассматривает годичные кольца дерева и прожитые человеком годы, чтобы понять причины, по которым дерево проживает жизнь без пустот, а человек мечется, страдает, разочаровывается.
Позиция Д. Гранина не является для меня загадкой. Я вижу убежденность автора в том, что человеческий разум, как и годичные кольца дерева, хранят память о былых временах. Д. Гранин советует читателям не придумывать новый смысл существования, а искать его у природы, ведь он определен : надо просто жить всегда, несмотря ни на что.
Конечно, я согласна с мнением автора и думаю, что человек должен преодолевать любые трудности, не отчаиваться и наслаждаться простыми и тихими радостями. Мне знакомы такие люди — принимающие жизнь со своими недостатками как дар, чудо, осознавшие, что не стоит тратить жизнь на поиски смысла нашего существования — нужно просто жить.
Рассуждая на эту тему, я вспомнила произведение Л. Улицкой «Дочь Бухары». Героиня произведения — восточная женщина, прозванная Бухарой — родила девочку с болезнью Дауна. Казалось, недуг страшной бедой повис над семьей девочки. Как по-разному воспринимают это Бухара и ее муж . Меня поразило, что хрупкая, восточная женщина не отчаивается, а видит смысл своей жизни в Миле, помогает ей адаптироваться в обществе и даже находит мужа. В то время как отец девочки Дмитрий Иванович «зацикливается» на ее диагнозе, не находит в себе сил преодолеть эту беду и страх, бросает семью. Для меня это произведение является наглядным примером того, что жизнь следует воспринимать как путь с ровными участками и каменистыми и просто идти по нему.
Порою недостатки могут помочь развить достоинства, если только не сокрушаться о своих бедах, а бороться. Такое произошло с героем повести В. Короленко «Слепой музыкант». Петр Попельский, лишенный зрения от рождения, обладает тонким чувством музыки, играет на фортепиано, но воспринимает свою жизнь как наказание. Мне кажется, эгоистичное и острое сознание личного горя мешало мальчику строить планы на молодую радостную жизнь. Но Петр смог его преодолеть: несколько месяцев наполненного трудностями, нуждами путешествия со слепыми, прошение милостыни и одиночество помогли мальчику забыть о своем недуге и дали то, чего ему не хватало: цель жизни и силу выстоять все испытания.
В конце своего сочинения-рассуждения бы хотела вспомнить слова известного русского писателя В. Вересаева: «В чем жизнь? В чем ее смысл? В чем цель? Ответ только один: в самой жизни».
Текст Д. Гранина
(1) Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. (2) А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря может его сломать. (3) И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
(4) Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. (5) Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6) Смешное детство! (7) Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8) Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9) А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний.. . (10) Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11) Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
(12) Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. (13) А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. (14) В дереве не было впустую прожитых лет. (15) Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. (16) Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов) , но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
(17) Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. (18) Кольца — это автобиография человека. (19) Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. (20) Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. (21) Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? (22) По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы… »
(По Д. Гранину*)
- < Назад
- Вперёд >
referat5top.ru
Литературные аргументы
Литературные аргументыI. Философско-нравственные проблемы
Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути. Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни. Проблема ложной цели в жизни.
(В чем заключается смысл жизни человека?)
Тезисы
— Смысл человеческой жизни заключается в самореализации.
— Высокая цель, служение идеалам позволяет человеку раскрыть заложенные в нем силы.
— Служить делу жизни — вот главная цель человека.
— Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…
— Человек познает окружающий мир для самопознания, для познания вечных истин.
Цитаты
— «Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» (Л. Толстой).
— «Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворить свои желания, а в том, чтобы их иметь» (М. Зощенко).
— «Жизнь, зачем ты мне дана?» (А.Пушкин).
— «Без страстей и противоречий нет жизни» (В.Г. Белинский).
— «Жизнь скучна без нравственной цели» (Ф.М. Достоевский).
Литературные аргументы
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир»раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтобы понять ее трактовку, необходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минуты в жизни князя Андрея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, первая встреча с Наташей… Целью этого пути является обретение смысла жизни, понимание самого себя, своего истинного призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счастливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не для них одних, но и для других тоже.
И А. Гончаров. «Обломов».Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.
М. Горький в пьесе «На дне»показал драму «бывших людей», которые утратили силы для борьбы ради самих себя. Они надеются на что-то хорошее, понимают, что жить надо лучше, но ничего не делают для того, чтобы изменить свою участь. Не случайно действие пьесы начинается в ночлежке и заканчивается там же.
Жизнь без цели есть существование бессмысленное.
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик («располнел, обрюзг… — того и гляди, хрюкнет в одеяло»). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование…
И. Бунинв рассказе «Господин из Сан-Франциско»показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда
американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Многие герои русской литературы ищут ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, о роли человека в истории, о своем месте в жизни, постоянно сомневаются и размышляют. Подобные мысли волнуют и пушкинского Онегина, и главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?..»
Евгений Базаров (И.С. Тургенев. «Отцы и дети»)идет дальше своих литературных предшественников: он отстаивает свои убеждения. Раскольников даже идет на преступление, чтобы доказать верность своей теории. Все эти герои, конечно, отличаются, но они близки своей неуспокоенностью, стремлением познать жизнь и определить свое место в ней.
Возможный вариант вступления/заключения
Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.
Жизнь — это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней «с казённой надобностью», задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо «жизнь трогает везде, достаёт» («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное «я». Один из них — Пьер Безухов — герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути. Проблема нравственного самосовершенствования. Проблема внутренней свободы (несвободы). Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Тезисы
— От каждого человека зависит, каким будет мир: светлым или темным, добрым или злым.
— Все в мире связано невидимыми нитями, и неосторожный поступок, нечаянное слово могут обернуться самыми непредсказуемыми последствиями.
— Помни о своей Высокой человеческой ответственности!
— Человека нельзя лишать свободы.
— Нельзя насильно сделать человека счастливым.
— Свобода – это осознанная необходимость.
— Мы несем ответственность за чужую жизнь.
— Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!
— Человек приходит в этот мир не для того, чтобы сказать, какой он, а чтобы сделать его лучше.
Цитаты
— «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л.Н. Толстой).
— «Свобода в том, что каждый может увеличить свою долю любви, и потому благо» (Л.Н. Толстой).
— «Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой» (Ф. М.Достоевский).
— «Свобода – это когда никто и ничто не мешает тебе жить честно» (С. Янковский).
— «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой).
Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 569 | Нарушение авторских прав
Литературные аргументы | Литературные аргументы | Литературные аргументы | Литературные аргументы | Проблема ссор между людьми. Вражда людей | Литературные аргументы | Литературные аргументы | Литературные аргументы |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.008 сек.)
mybiblioteka.su
Где отыскать тезисы, цитаты и аргументы для сочинения ЕГЭ на общую тему «Смысл жизни»?
В процессе сотворения сочинения, отзыва, эссе, устного выражения необходимо доказать основную идея (тезис) надлежащими теме аргументами, цитатами и примерами, что вызывает трудности у школьников.
Тут приведены примеры тезисов, цитат и аргументов по последующим дилеммам:
1) В чем смысл жизни?
2) Что такое свобода, добро, правда?
3) Счастье и совершенство.
4) Эволюция и революция.
5) Глобальная абракадабра и мировой смысл.
6) Самопознание.
7) Осмысление законов жизни.
Вероятные тезисы:
1) Смысл людской жизни в зании правды, веры, сча-стья…
2) Свобода — это осознанная необходимость.
3) Счастье — это цель конечная, совершенство — нескончаемая.
4) Главные противоречия жизни решаются методом естест-венного развития.
5) Абракадабра — только исчезающая тень смысла.
6) Человек узнает мир вокруг нас для самопознания, для зания нескончаемых истин.
7) Живя во времени, мы живем в малом. Через маленькое мы со-прикасаемся с нескончаемым.
Цитаты:
1) Нужно обожать жизнь больше, чем смысл жизни (Ф.М. Дос-тоевский).
2) Философы только разным образом разъясняли мир, однако дело состоит в том, чтоб поменять его (К. Маркс).
3) Свобода — это высшее нравственное состояние человека, когда ограничения нужны как проявления этой же нравст-венности (Ю. Бондарев).
4) Мы не достаточно видим, знаем, а счастье только знающим дано (И. Бунин).
5) Революция как Сатурн — она пожирает собственных малышей (Г. Бюхнер).
6) А что означает узнать? Это означает увериться в чем либо, до-копавшись до глубины, за которой лежит пласт последующей неиз-веданной глубины (Ю. Бондарев).
7) Тот, кто жил наилучшими рвениями собственного времени, жил для всех времен (Ф. Шиллер).
Аргументы:
1) Какое переживание лирического героя выражено в стихо-творении А.С. Пушкина «Пророк»? Сначала это чувство волнения, вызванное собственной прежней поэтической деятельностью («духовной жаждою томим…»). И это чувство ответственности перед людьми, — чувство, обусловленное осознанием пророче-ской роли поэта. Поэт — таковой же смертный человек, как и все люди. Однако он отличается от их: ему дано видеть, слышать, пони-мать то, чего не видит, не слышит, не осознает обычный человек. Это дает право пророку «глаголом жечь сердца людей».
2) Многие герои российской литературы отыскивают ответ на вопрос о смысле людской жизни, о роли человека в истории, о собственном месте в жизни, повсевременно колеблются и размышляют. Подобные мысли тревожут и пушкинского Онегина, и головного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?..» Трагизм их судьбы в ясном осознании «между глубокостью натуры и жалкостью действий» (В.Г. Белинский). Евгений Базаров идет далее собственных литературных предшественников: он отстаи-вает свои убеждения. Раскольников даже идет на грех, чтоб доказать верность собственной теории. Что-то схожее есть и в герое романа М. Шолохова «Тихий Дон»: Григорий Мелехов в поисках правды способен к внутренним изменениям. Его не удовлетворяют «простые ответы» на сложные вопросы» времени. Все эти герои, естественно, отличаются, однако они близки собственной неуспо-коенностью, рвением узнать жизнь и найти свое место в ней.
3) В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» раскрывается тема поиска смысла жизни. Для того чтоб осознать её трактовку, необ-ходимо проанализировать пути исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского. Вспомним счастливые минутки в жизни князя Анд-рея: Аустерлиц, свидание князя Андрея с Пьером в Богучарове, 1-ая встреча с Наташей… Целью этого пути является обрете-ние смысла жизни, осознание себя самого, собственного настоящего призвания и места на земле. Князь Андрей и Пьер Безухов счаст-ливы тогда, когда приходят к мысли, что жизнь их должна идти не себе, что жить нужно так, чтоб люди не жили незави-симо от их жизни, чтоб они все жили совместно.
4) Образ Мастера позволяет М. Булгакову в романе «Мастер и Маргарита» поставить делему смысла творчества, ответст-венности творца за собственный талант. Мастер наделен способностью осознавать, что есть благо, «угадывать» правду, узреть через толщу веков образ подлинной человечности. Его дар может посодействовать спасти людей от беспамятства, от позабытой ими возможности обожать, творить добро. Однако Мастер, сочинив роман, не выдерживает борь-бы, отрешается от собственного творения, спаливает его. Может быть, потому «он не заслужил света, он заслужил покой»? Каж-дый из героев Булгакова получает то, что отыскивает. И в этом высшая справедливость.
Источник материала Интернет-сайт
Другие выборки тезисов, цитат и аргументов для сочинений на New-Best.com:
Дополнительно на New-Best.com:
Источник материала Интернет-сайт www.genon.ru
new-best.com