Доказательства эволюции биология 11 класс – План-конспект урока по биологии (11 класс) на тему: Подробный план-конспект урока по биологии на тему «Доказательства эволюции» | скачать бесплатно

11 класс. Биология. Доказательства эволюции — Доказательства эволюции

Комментарии преподавателя

 Доказательства эволюции

1. Пе­ре­ход­ные формы

2. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ряды

3. Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

4. Эм­брио­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

5. Био­гео­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

6. Ге­не­ти­че­ское до­ка­за­тель­ство

Пе­ре­ход­ная форма – ор­га­низм, об­ла­да­ю­щий при­зна­ка­ми обоих так­со­нов, от­ра­жа­ю­щий по­сте­пен­ный пе­ре­ход от од­но­го био­ло­ги­че­ско­го вида к дру­го­му.

Рис. 1. Пе­ре­ход­ные формы между так­со­на­ми живых су­ществ: ар­хео­пте­рикс (реп­ти­лии – птицы), се­мен­ной па­по­рот­ник (па­по­рот­ни­ки – го­ло­се­мен­ные), дво­я­ко­ды­ша­щая рыба (кост­ные рыбы – ам­фи­бии).

Су­ще­ству­ют виды или па­ле­он­то­ло­ги­че­ские остан­ки видов, ко­то­рые обье­ди­ня­ют черты древ­них и более со­вре­мен­ных ор­га­низ­мов. На­при­мер, ар­хео­пте­рикс имел при­зна­ки реп­ти­лий и птиц. Се­мен­ные па­по­рот­ни­ки имели при­зна­ки па­по­рот­ни­ков и го­ло­се­мен­ных рас­те­ний. Дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы – при­зна­ки рыб и ам­фи­бий (Рис. 1).

Пе­ре­ход­ные формы счи­та­ют­ся до­ка­за­тель­ством того, что аро­мор­фо­зы про­ис­хо­ди­ли не вне­зап­но, а по­сте­пен­но.

Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ряды – ряды ис­ко­па­е­мых род­ствен­ных форм, ко­то­рые от­ра­жа­ют ход эво­лю­ции.

На­при­мер, па­ле­он­то­ло­ги­че­ский ряд ло­ша­ди по­ка­зы­ва­ет, как раз­ви­ва­лась нога ло­ша­ди от од­но­па­лой к пя­ти­па­лой (см. видео). Ко­пы­та ло­ша­ди – это ро­го­вые на­ро­сты сред­них паль­цев ко­неч­но­стей.

Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии ана­ло­гич­ных и го­мо­ло­гич­ных ор­га­нов, ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов (рис. 2).

Го­мо­ло­гич­ные и ана­ло­гич­ные ор­га­ны по­яви­лись в про­цес­се важ­ней­ших эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов – кон­вер­ген­ции и ди­вер­ген­ции при­зна­ков.

Рис. 2. Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство эво­лю­ции

го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны (раз­ви­ва­ют­ся из одних за­чат­ков, вы­пол­ня­ют раз­ные функ­ции) и ана­ло­гич­ные ор­га­ны (раз­ви­ва­ют­ся из раз­ных за­чат­ков, вы­пол­ня­ют оду и ту же функ­цию)

Ру­ди­мен­ты – это нефунк­ци­о­наль­ные (или умень­шив­ши­е­ся в раз­ме­рах) остат­ки ор­га­нов живых су­ществ, ко­то­рые ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись и были более раз­ви­ты у их пред­ков. 

На­при­мер, у китов со­хра­нил­ся неболь­шой ру­ди­мент зад­них ног. Это озна­ча­ет, что пред­ки китов ко­гда-то хо­ди­ли на ногах, но в ходе эво­лю­ции стали во­до­пла­ва­ю­щи­ми жи­вот­ны­ми (см. видео).

Ата­виз­мы – это по­яв­ле­ние у особи ка­ко­го-то при­зна­ка ее пред­ка. При­чем в общем слу­чае этот при­знак ни­ко­гда не про­яв­ля­ет­ся, но у неко­то­рых осо­бей он может по­явить­ся. То есть, ата­визм – это все­гда урод­ство, па­то­ло­гия.

На­при­мер, у неко­то­рых людей раз­ви­ва­ет­ся гу­стой во­ло­ся­ной по­кров, как у древ­не­го пред­ка-при­ма­та, или мно­го­сос­ко­вость, как у еще более древ­них мле­ко­пи­та­ю­щих (см. видео).

Ру­ди­мен­ты и ата­виз­мы до­ка­зы­ва­ют, что при­зна­ки пред­ков, так или иначе, со­хра­ня­ют­ся у по­том­ков. По­че­му же они так про­яв­ля­ют­ся? Ответ на это во­прос не так прост – чи­тай­те об этом в раз­де­ле Ге­не­ти­че­ские до­ка­за­тель­ства.

Эм­брио­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство. Рус­ский уче­ный Карл Бэр по­ка­зал, что на ран­них эта­пах он­то­ге­не­за за­ро­ды­ши раз­ных видов по­хо­жи, а раз­ли­чия на­кап­ли­ва­ют­ся на более позд­них эта­пах.

О по­доб­ных вещах го­во­рил Эр­нест Гек­кель, фор­му­ли­руя био­ло­ги­че­ский закон: «он­то­ге­нез есть уско­рен­ное по­вто­ре­ние фи­ло­ге­не­за».

Закон Бэра: чем более ран­ние ста­дии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тии ис­сле­ду­ет­ся, тем боль­ше сход­ства об­на­ру­жи­ва­ет­ся между раз­лич­ны­ми ор­га­низ­ма­ми.

Это пра­ви­ло можно трак­то­вать так, 

что все живое раз­ви­ва­лось из об­ще­го пред­ка в про­цес­се ди­вер­ген­ции видов.

Био­гео­гра­фи­че­ское до­ка­за­тель­ствоИзу­чая мор­фо­ло­гию и ге­не­ти­ку близ­ких видов, на­се­ля­ю­щие раз­де­лен­ные аре­а­лы, можно до­ка­зать важ­ность изо­ля­ции ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

На­при­мер, свое­об­ра­зие флоры и фауны Ав­стра­лии обьяс­ня­ет­ся дли­тель­ной изо­ля­ци­ей и от­сут­стви­ем по­то­ка генов.

Ге­не­ти­че­ское.до­ка­за­тель­ство. Изу­че­ние нук­лео­тид­ных по­сле­до­ва­тель­но­стей ДНК поз­во­ли­ло до­ка­зать на­ли­чие эво­лю­ции на мо­ле­ку­ляр­ном уровне.

Все эти до­ка­за­тель­ства под­твер­жда­ют право­ту эво­лю­ци­он­ной тео­рии. 

источник конспекта — http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/bmakroevolyuciyab/dokazatelstva-evolyutsii

истчоник презентации — http://www.myshared.ru/slide/276102/

источник видео:

www.kursoteka.ru

Доказательства эволюции по предмету биология за 11 класс.

Биология, 11 Класcы
  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • ЕГЭ
Предметы
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Математика
  • Информатика
  • Обществознание
  • ОБЖ

web-dev01.interneturok.ru

Доказательства эволюции органического мира 11 класс 900 igr

Доказательства эволюции органического мира 11 класс 900 igr. net

Цель урока: Доказать, что эволюционные изменения реально происходили в органическом мире на нашей планете, используя данные полученные разными естественными науками l l Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции; сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции; убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Сравнение понятий «макроэволюция» и «микроэволюция» Различие макроэволюции и микроэволюции: l Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д. ) l Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции. l Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению. l

Сходство макроэволюции и микроэволюции: В основе лежат процессы: 1. наследственная изменчивость; 2. борьба за существование; 3. естественный отбор; 4. изоляции. l Носят дивергентный характер. l

Группы доказательств эволюционного процесса Палеонтологические Эмбриологические Молекулярно-биологические и цитологические Сравнительноанатомические (Морфологические) Биогеографические

Что изучают науки? l Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени l Эмбриология — наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов l Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов l Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов l Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле.

Что обозначают термины? l l l l l Онтогенез Филогенез Дивергенция Конвергенция Гомологичные органы Аналогичные органы Рудименты Атавизмы Эндемики Реликты

Задания группам 1. Найти факты, доказывающие существование эволюционного процесса на нашей планете (Используя учебники и материалы лежащие на столах) l I группа- палеонтологические доказательства эволюции; l II группа – эмбриологические доказательства эволюции; l III группа – сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции; l IV группа – молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции; l V группа – биогеографические доказательства эволюции. 2. Лидер каждой группы представляет наработки группы классу.

Таблица № 1 Доказательства эволюции органического мира Группы доказательств эволюционного процесса 1. Палеонтологические 2. Эмбриологические 3. Сравнительноанатомические (морфологические) 4. Молекулярнобиологические и цитологические 5. Биогеографические Факты, доказывающие существование эволюционного процесса

Эмбриологические доказательства эволюции В пользу эволюционного происхождения органического мира говорят данные эмбриологии К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных.

Эмбриологическое доказательство эволюции l Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез) l А. Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

Сравнительно- анатомические (морфологические) доказательства эволюции Общий план строения позвоночных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие в современной флоре и фауне переходных форм (эвглена зеленая , латимерия, утконос, ехидна, асцидия)

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Гомологичные органыобразования, сходные друг с другом по общему плану строения, положению в теле и возникновению в процессе онтогенеза. Гомология передних конечностей наземных позвоночных

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Аналогичные органы — не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции. Рудимент задних конечностей питона

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

Атавизмы- признаки свойственные далеким предкам

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции Клеточное строение организмов Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С, О, H, N) Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

Молекулярно-биологические и цитологические доказательства эволюции Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ l Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека l Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах l Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений l

Палеонтологические доказательства эволюции Ископаемые формы

Палеонтологические доказательства эволюции Археоптерикс Ископаемые переходные формы

Филогенетический ряд лошади (Воссоздал В. О. Ковалевский)

Биогеографические доказательства эволюции А. Уоллес выделил 6 зоогеографических областей по распространению животных и растений на нашей планете

Биогеографические доказательства эволюции Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) и Палеоарктической области (Евразия) имеют много общего, хотя изолированы Беринговым проливом? l Почему флора и фауна Неарктической области (Северная Америка) отличается от Неотропической области (Южная Америка), хотя они соединены Панамским перешейком? l

Биогеографические доказательства эволюции l Почему флора и фауна Неотропической области (Южная Америка) и Эфиопской области (Африка) имеют много общего?

Биогеографические доказательства эволюции Современные континенты возникли из единого массива суши — Пангеи, существовавшей в палеозое, в результате дрейфа континентов l А. Пангея; конец палеозоя, 230 млн. лет назад l Б. Лавразия и Гондвана; мезозой, 180 млн. лет назад l Нынешние континенты сформировались в конце мезозоя, 110 млн. лет назад l

Биогеографические доказательства эволюции l Почему только в Австралии существуют сумчатые животные?

Особенность фауны и флоры островов свидетельствуют в пользу эволюции l l Почему на Британских островах флора и фауна близка к материковой, а на острове Мадагаскар нет типичных для Африки крупных копытных (быков, антилоп, носорогов, зебр), крупных хищников (львов, леопардов, гиен), высших обезьян (павианов, мартышек)? Однако там много низших обезьян – лемуров, которые нигде больше не встречаются (эндемики)

Заселение островов Почему океанические острова очень бедны по сравнению с материковыми островами?

Биогеографические доказательства эволюции Виды животных и растений, попавшие на океанические острова, получают широкие возможности для размножения. l Например, на Галапагосских островах из 108 видов птиц 82 вида эндемичны и 8 видов рептилий(нигде больше не встречающихся) l На Гавайских островах 300 эндемичных видов улиток l

Вывод: Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук.

Тест по теме: «Доказательства эволюции органического мира» 1. Макроэволюция: а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида б) происходит быстро и внезапно в) надвидовая эволюция г) доступна для наблюдения Надвидовая эволюция 2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение: а) аналогичные б) гомологичные в) атавизмы г) рудименты Рудименты

Тест 3. Какой из факторов доказывает единство органического мира? а) наличие ископаемых форм животных и растений б) универсальность генетического кода в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами г) способность к полету насекомых и птиц универсальность генетического кода 4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является: а) сходство деления клеток у всех организмов б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов г) общность строения кровеносной системы млекопитающих сходство ранних стадий развития зародышей разных классов

Тест 5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара? а) различиями в климате б) размерами территории в) давней обособленностью территорий г) форма естественного отбора давней обособленностью территорий 6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос? а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий и млекопитающих

Тест 7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей? а) способность к откладыванию яиц б) общность строения кровеносной систем в) наличие червеобразной личинки у бабочек г) строение конечностей наличие червеобразной личинки у бабочек 8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? а) жабры рака и легкие кошки б) хобот слона и рука человека в) лапа крота и лапа обезьяны г) глаз кальмара и глаз млекопитающего лапа крота и лапа обезьяны

Тест 9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется: а) разной степенью влияния естественного отбора б) их а разобщенностью в течении миллионов лет в) различным влиянием полюсов г) различным климатом их разобщенностью в течении миллионов лет 10. Биогенетический закон гласит: а) органический мир развивается б) движущей силой эволюции является естественный отбор в) онтогенез кратко повторяет филогенез г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах онтогенез кратко повторяет филогенез

Тест 11. Аналогичные органы: а) передняя конечность летучей мыши и кита б) передняя конечность лягушки и крыло птицы в) крыло бабочки и крыло птицы г) усики гороха и колючки кактуса крыло бабочки и крыло птицы 12. Биогенетический закон был сформулирован а) Шлейденом и Шванном б) Морганом в) Геккелем и Мюллером г) Опариным и Холдейном Геккелем и Мюллером

Тест 13. Дивергенцией называется а) расхождение признаков в процессе эволюции б) схождение признаков в процессе эволюции в) объединение нескольких популяций в одну г) образование изолированной группы внутри популяции расхождение признаков в процессе эволюции 14. Микроэволюция приводит к образованию новых а) семейств б) подвидов и видов в) родов г) классов подвидов и видов 15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени а) ископаемые формы б) островные формы в) реликты — существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов г) гомология органов ископаемые формы

Рефлексия Вопросы: l Выполнили мы все поставленные задачи? l Что нового узнали на этом уроке? l Какой материал поняли полностью или частично? l l Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции; сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции; убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле.

Домашнее задание: Изучить материал по § 61 и записям в тетради; 2. Ответить на вопросы 1 -3 в конце § 61. 1. Спасибо за внимание!

present5.com

Презентация по биологии на тему «Доказательства эволюции» 11 класс

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему «Доказательства эволюции» 11 класс

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ доказательства эволюции.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ТЕМА: МАКРОЭВОЛЮЦИЯ, ЕЁ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА Презентацию составила учитель биологии МКОУ «Кореневская средняя Общеобразовательная школа №2», Лагутина Галина Борисовна.

2 слайд Описание слайда:

Задачи урока: сформировать понятие макроэволюция; углубить и расширить знания о прямых и косвенных доказательствах эволюции; сформировать умение использовать данные разных наук для доказательства эволюции; убедиться в необходимости комплексного использования всех групп доказательств для изучения подлинной эволюции живого мира на Земле. ЦЕЛЬ УРОКА: ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РЕАЛЬНО ПРОИСХОДИЛИ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РАЗНЫМИ ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

3 слайд Описание слайда:

СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ «МАКРОЭВОЛЮЦИЯ» И «МИКРОЭВОЛЮЦИЯ» Различие макроэволюции и микроэволюции: Макроэволюция – надвидовая эволюция, приводит к образования таксонов более высокого ранга, чем вид (родов, семейств, отрядов, классов, типов и т. д.) Микроэволюция – происходит внутри вида, внутри его популяции. Макроэволюция происходит в исторически грандиозные промежутки времени и недоступна непосредственному изучению.

4 слайд Описание слайда:

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА МАКРОЭВОЛЮЦИИ

5 слайд Описание слайда:

Палеонтология Палеонтология изучает ископаемые остатки древних организмов, сохранившихся в земной коре, и дает возможность устанавливать изменения органического мира во времени Эмбриология Эмбриология — наука, изучающая строение и развитие зародышей различных организмов Сравнительная анатомия Сравнительная анатомия изучает строение организмов разных видов. На основании их сходства устанавливает родство организмов Молекулярная биология Молекулярная биология изучает строение и функционирование макромолекул, входящих в состав особей разных видов Биогеография Биогеография – наука о закономерностях распространения организмов на Земле. ЧТО ИЗУЧАЮТ НАУКИ?

6 слайд Описание слайда:

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ИСКОПАЕМЫЕ ФОРМЫ

7 слайд Описание слайда:

ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Ископаемые переходные формы

8 слайд Описание слайда:

ПЕРЕХОДНЫЕ ФОРМЫ. АРХЕОПТЕРИКС

9 слайд Описание слайда:

ФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЯД ЛОШАДИ (ВОССОЗДАЛ В.О.КОВАЛЕВСКИЙ)

10 слайд Описание слайда:

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЭВОЛЮЦИИ Ф. Мюллер и Э. Геккель сформулировали биогенетический закон: «Индивидуальное развитие особи (онтогенез) повторяет кратко и быстро историческое развитие вида (филогенез) А.Н. Северцев установил, что в эмбриогенезе повторяются признаки зародышей, а не взрослых особей

11 слайд Описание слайда:

ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ К. Бер сформулировал закон зародышевого сходства: « В пределах типа эмбрионы, начиная с самых ранних стадий, обнаруживают общее сходство» Стадии эмбрионального развития позвоночных.

12 слайд Описание слайда:

СРАВНИТЕЛЬНО- АНАТОМИЧЕСКИЕ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

13 слайд Описание слайда:

Гомология передних конечностей наземных позвоночных Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

14 слайд Описание слайда:

СРАВНИТЕЛЬНО-АНАТОМИЧЕСКИЕ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Аналогичные органы — не имеющие общего плана строения и происхождения, но выполняющие одинаковые функции.

15 слайд Описание слайда:

Наличие рудиментов – недоразвитых органов, утративших свое основное значение в ходе эволюции. Рудимент задних конечностей питона Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

16 слайд Описание слайда:

Наличие атавизмов признаков появляющихся у отдельных особей, существовавших у отдаленных предков и утраченных в процессе эволюции. Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

17 слайд Описание слайда:

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства эволюции

18 слайд Описание слайда:

МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Клеточное строение организмов Сходный элементарный химический состав живых организмов (98% приходится на четыре элемента- С,О, H, N) Одинаковое строение и функционирование органических молекул (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

19 слайд Описание слайда:

МОЛЕКУЛЯРНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЦИТОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ Аккумулятором энергии во всех живых организмах являются молекулы АТФ Генетический код универсален для всех живых организмов от бактерий до человека Одинаково происходит процесс биосинтеза белка во всех живых организмах Деление клеток (митоз, мейоз) протекает сходно у животных и растений

20 слайд Описание слайда:

Чтобы доказать, подлинность эволюции живого мира на Земле, необходимо использовать данные разных наук. Это данные генетики, палеонтологии, молекулярной биологии, селекции, эмбриологии, биогеографии, экологии, цитологии, сравнительной анатомии и других наук. ВЫВОД:

21 слайд Описание слайда:

1. Макроэволюция: а) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида б) происходит быстро и внезапно в) надвидовая эволюция г) доступна для наблюдения Надвидовая эволюция 2. Органы, утратившие в ходе эволюции свое биологическое значение: а) аналогичные б) гомологичные в) атавизмы г) рудименты Рудименты ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА»

22 слайд Описание слайда:

3. Какой из факторов доказывает единство органического мира? а) наличие ископаемых форм животных и растений б) универсальность генетического кода в) сходство между человеком и человекообразными обезьянами г) способность к полету насекомых и птиц универсальность генетического кода 4. Решающим эмбриологическим доказательством эволюции является: а) сходство деления клеток у всех организмов б) сходство в строении скелетов млекопитающих разных отрядов в) сходство ранних стадий развития зародышей разных классов г) общность строения кровеносной системы млекопитающих сходство ранних стадий развития зародышей разных классов ТЕСТ

23 слайд Описание слайда:

5. Чем объяснить значительные различия между фаунами Африка и Мадагаскара? а) различиями в климате б) размерами территории в) давней обособленностью территорий г) форма естественного отбора давней обособленностью территорий 6. Признаки, каких классов сочетает в себе утконос? а) рептилий и млекопитающих б) птиц и рептилий в) птиц и млекопитающих г) амфибий и рептилий рептилий и млекопитающих ТЕСТ

24 слайд Описание слайда:

7. Какой из фактов доказывает происхождение насекомых от кольчатых червей? а) способность к откладыванию яиц б) общность строения кровеносной систем в) наличие червеобразной личинки у бабочек г) строение конечностей наличие червеобразной личинки у бабочек 8. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? а) жабры рака и легкие кошки б) хобот слона и рука человека в) лапа крота и лапа обезьяны г) глаз кальмара и глаз млекопитающего лапа крота и лапа обезьяны ТЕСТ

25 слайд Описание слайда:

9. Различие в фауне Северной и Южной Америки объясняется: а) разной степенью влияния естественного отбора б) их а разобщенностью в течении миллионов лет в) различным влиянием полюсов г) различным климатом их разобщенностью в течении миллионов лет 10. Биогенетический закон гласит: а) органический мир развивается б) движущей силой эволюции является естественный отбор в) онтогенез кратко повторяет филогенез г) материальными носителями наследственной информации являются гены, локализованные в хромосомах онтогенез кратко повторяет филогенез ТЕСТ

26 слайд Описание слайда:

11. Аналогичные органы: а) передняя конечность летучей мыши и кита б) передняя конечность лягушки и крыло птицы в) крыло бабочки и крыло птицы г) усики гороха и колючки кактуса крыло бабочки и крыло птицы 12. Биогенетический закон был сформулирован а) Шлейденом и Шванном б) Морганом в) Геккелем и Мюллером г) Опариным и Холдейном Геккелем и Мюллером ТЕСТ

27 слайд Описание слайда:

13. Дивергенцией называется а) расхождение признаков в процессе эволюции б) схождение признаков в процессе эволюции в) объединение нескольких популяций в одну г) образование изолированной группы внутри популяции расхождение признаков в процессе эволюции 14. Микроэволюция приводит к образованию новых а) семейств б) подвидов и видов в) родов г) классов подвидов и видов 15. Укажите факт, который доказывает существование эволюции органического мира и, в частности, изменчивость органического мира во времени а) ископаемые формы б) островные формы в) реликты — существующие ныне виды с признаками давно вымерших групп организмов г) гомология органов ископаемые формы ТЕСТ

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-423288

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Методическая разработка урок по биологии «Доказательства эволюции органического мира»(11 класс)

Доказательства эволюции органического мира

Борисова Людмила Ивановна
учитель биологии, МБОУ «СОШ с.Буревестник»

Цели:

  • Обучающие:

  • Раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп.

  • Дать оценку биогенетического закона Ф. Мюллера и Э. Геккеля как эмбриологического доказательства.

  • Выяснить значение ископаемых переходных форм для науки как палеонтологические доказательства, изучить сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

  • Выявить ключевые понятия доказательств эволюции

  • Расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на планете Земля.

Развивающие:

  • продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,

  • продолжить развитие поисково-информационных умений: использовать Интернет-ресурсы и литературные источники,

  • продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение

Воспитательные:

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование Интернет-ресурсов и создание ситуации успеха,

  • способствовать воспитанию культуры общения.

Материалы и оборудование: коллекции конечностей животных, таблицы  “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”; карта материков.

Ход урока:

(Звучит музыка. На фоне которой учитель читает стихотворение Н. Веселовской

Немало — девять месяцев. И все же
Срок обозрим, ведь тут и года нет,
А сын, во мне, за это время прожил
Десятки тысяч, сотни тысяч лет.

Всех видов жизни мерил он обличья:
Нес панцирь, плавниками обрастал,
Лез в чешую, рядился в перья птичьи,
Таился, полз, и плавал, и летал…

Он видел взросший папоротник серый

И белый мир в период меловой,

При нем была и суша с атмосферой,

И океан великий мировой.

А я жила, как все. Считала сроки

И много раз, пока недели шли,

Мне вспомнились школьные уроки

О древе жизни, юности Земли.

-Какие мысли наводит этот стих? Как вы помните с предыдущих уроков, терию эволюции не приняли те, в кого у распоряжении есть «вера». И сейчас, когда- иногда и постучат в дверь бродячие проповедники с вопросом: Вы верите в то, что мир был сотворен Богом, или в то, что возник в результате эволюции?»

Эволюция для меня не является предметом веры, это научная гипотеза. Гипотезы могут быть правильными либо ошибочными. Правильная гипотеза хорошо аргументирована, объясняет факты и дает возможность делать какие – либо предпосылки. Эволюционная теория этим требованиям полностью соответствует.

Сегодня мы попробуем доказать, что эволюция органического мира имела место.

Проблема урока :«Эволюция это процесс постепенного усложнения органического мира или плод научных фантазий ученых».

Чтобы обосновать это, на уроке будут работать три исследовательские группы:

Структура работы:

  1. Каждая лаборатория получает задание, согласно которому будет проводить исследование.

  2. Учитель координирует работу в группах, проводит поэтапное закрепление знаний после отчете каждой группы.

  3. Группы отчитываются о проделанной работе согласно поставленным заданиям.

  4. Последовательно после отчета каждая группа заполняет на доске свой содержательный блок в схеме:

Сравнительно – анатомические
  1. Единый план строения

  2. Гомология и аналогия органов

  3. Рудименты

  4. Атавизмы.

Палеонтологические

1. Переходные ископаемые формы

2.Филогенетические ряды

Доказательства эволюции органического мира

Эмбриологические

Биогенетический закон

Биогеографические

Сходство и различие флоры и фауны разных

континентов

Задания

для групп «Палеонтологи»

  1. Что изучает палеонтология?

  2. Восстановить внешний вид ископаемого животного.

  3. «Нарастить» мышцы на костях этого животного.

  4. Составить отчет по пунктам:

  • Описать внешнее строение восстановленного животного (скелет головы, позвоночник, конечности, развитие мышц)

  • Описать в какой среде обитала реконструированное вами животное

  • Чем животное питалось

Поможет ли вам цитата: «Во время раскопок палеонтологи находили некотрые кости пустыми, а черепа имели несколько больших отверстий, что уменьшало их массу». О чем это говорит?

  1. Сделайте вывод, почему эта палеонтологическая находка является одной из доказательств эволюции органического мира.

Задания для групп «Анатомы»

1.. Приведите примеры сравнительно-морфологических доказательств.

1). Наличие в современной флоре и фауне переходных форм – …
2). Наличие в пределах класса, типа гомологичных органов – …
3). Наличие рудиментов – …
4). Наличие атавизмов – …
5). Примеры аналогичных органов – …

Работа с терминами.

Цель: Закрепить основные биологические понятия по теме. Определить уровень знаний по изученной теме.

2.. Выписать понятия: Эмбриология, Закон зародышевого сходства, Биогенетический закон, онтогенез, филогенез, гомологичные органы, аналогичные органы, рудименты, атавизмы.

3. Распределите данные биологические объекты на 4 группы: аналоги, гомологи, атавизмы и рудименты.

1. Корень и корневище
2. Конечности крота и медведки
3. Крыло птицы и бабочки
4. Лапы тигра и крота
5. Усики гороха и винограда
6. Клешни речного рака и краба
7. Ловчие листья росянки и напестеса
8. Жабры рака и рыбы
9. Колючки боярышника и барбариса
10. Крылья летучей мыши и рука человека
11. Тазовые кости китов
12. Трехпалость лошадей
13. Волосатый человек
14. Недоразвитфе глаза крота
15. Отсутствие зубов у муравьеда
16. Хвост у человека
17. Аппендикс у человека
18. Многососковостьу человека
19. Крылья у не летающей киви
20. Тазовые кости у змей

Задания для групп «Биогеографы»

Биогеография – наука о закономерностях распространения по земному шару живых организмов. К данным биогеографии, являющимися доказательствами эволюции, относятся следующие:

1. Особенности распространения животных и растений по разным континентам.
2. Особенности фауны и флоры  островов также свидетельствуют в пользу эволюции.

Ответьте на вопросы:

1) Какой ученый привел все сведения о распространении животных и растений в систему и выделил  шесть биогеографических областей?
2) Назовите эти области.
3) Чем объясняется наличие многих общих черт или напротив их незначительность у флоры и фауны разных зон?
4) Какой можно сделать вывод о связи континентов и родстве их живых организмов?
5) От чего зависят различия флоры и фауны материковых островов и ближайшего континента?
6) Чем отличается органический мир океанических островов?

Работа с терминами.

Задание: Выписать в тетрадь понятия:  геном, транскрипция, трансляция, биогеография, палеонтология, филогенетические ряды, переходные формы.

После окончания исследований каждая группа отчитывается о результатах своей работы и сделанными выводами, заполняют свой блок в таблице.

Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся проводится в виде логического брифинга.

Логический брифинг

1. Наука о животных и растениях прошлых геологических эпох, изучаемых по ископаемым остаткам………

2. Это формы, сочетающие признаки древних и более молодых групп высокого систематического ранга…..

3. Наука о зародышевом развитии организма…..

4. Индивидуальное развитие организмов……..

5. Органы, которые имеют общее происхождение и общий план строения независимо от выполняемых функций….

Проверка задания.

Итак, давайте подведем итог нашего занятия, дайте ответ на главный вопрос нашего урока: «эволюция это процесс постепенного усложнения органического мира или плод научных фантазий ученых». Напишите ваш ответ как итог урока.

Домашнее задание: параграфы 4.13; подготовить сообщение на тему «Гипотезы о происхождении жизни на Земле».

infourok.ru

Урок биологии в 11 классе по теме: «Доказательства эволюции»

Доказательства эволюции

Колудеева Ольга Ивановна
учитель биологии, МКОУ «СОШ № 1» город Благодарный

Место урока:

урок предназначен для учащихся 11 класса, изучающих раздел «Эволюция».

Цели:

Планируемые результаты:

Учащиеся получают представление об основных доказательства развития органического мира.

Методы обучения: Частично поисковый.

Форма организации

учебной деятельности: урок с использованием Интернет-ресурсов.

Оборудование:

  • компьютеры, выход в Интернет

  • коллекции “Формы сохранности ископаемых видов растений и животных”;

  • таблицы “Схемы кровообращения позвоночных”, “Схемы строения головного мозга позвоночных”, “Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные”;

  • объемные таблицы “Развитие зародышей хордовых животных”.

Ход урока

Класс предварительно разделен на 3 группы. В ходе урока учащиеся должны используя раннее приобретенные знания по данной теме, доказать, что эволюция действительно была, применяя при этом палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомические и биогеографические данные.

I. Актуализация знаний:

Существование факта эволюции, как процесса исторического развития живых организмов от простых форм к более высокоорганизованным, был принят учеными и подтвержден данными различные наук. На сегодняшний день палеонтология, генетика, эмбриология, анатомия, систематика и многие другие науки располагают фактами, доказывающими существование эволюционного процесса. Поэтому цель этого урока: выявить и раскрыть сущность основных доказательств эволюции. Конечно, тема эта очень обширна и за один урок охватить все нам вряд ли удастся, поэтому мы будем работать в группах и каждая группа в ходе урока постарается ответить на самый главный вопрос, который, я думаю, волнует многих людей, даже далеких от науки, а вопрос заключается в том – эволюция это процесс постепенного усложнения органического мира или плод научных фантазий ученых.

I. Проверка знаний – фронтальная беседа.

Вопрос: какие науки помогают человеку в доказательстве эволюции органического мира?

Что изучает наука палеонтология, эмбриология, сравнительная анатомия и биогеография?

Итак, начнем с палеонтологических доказательств.

1-я группа, используя предложенный материал докажите, что птицы произошли от пресмыкающихся.

1-й ученик, рассказывает об археоптериксе.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-1.

В-1. Из перечня выберите признаки одновременно характерные как для птиц, так и для рептилий.

А) четырехкамерное сердце; Б) откладывают яйца; В) теплокровны; Г) сохранились роговые чешуи; Д) 5 отделов головного мозга; Е) двойное дыхание.

3-й ученик выполняет задание В-5.

В-5. Установите соответствие между признаками характерными для археоптерикса и для современных птиц:

А. пятипалая передняя конечность 1. археоптерикс

Б. трехпалая передняя конечность 2. современные птицы

В. хвостовые позвонки

Г. копчик

Д. зубы на челюстях

Е. киль

4-й ученик выполняет задание С-2. Перед вами скелет археоптерикса и современной птицы. Назовите не менее трех отличий в скелете этих экземпляров.

5-й ученик выполняет задание С-3. Используя знания английского языка, определите, что обозначено у археоптерикса на рисунке под цифрами 1,2,3,4.

6-й ученик работает с текстом из Интернета. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

7-й ученик выполняет лаб. работу №1 с макетами «Головной мозг птиц и пресмыкающихся». Назовите 5 отделов головного мозга, которые одновременно есть как у птиц, так и у пресмыкающихся. В чем отличие строения головного мозга птиц от рептилий? Каковы причины этих отличий?

2-я группа, используя предложенный материал, постройте филогенетический ряд современной лошади.

Карточки с заданиями:

1-й ученик рассказывает об эволюции современной лошади.

2-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность эволюции современной лошади:

А. гиппарион

Б. эогиппус

В. современная лошадь

Г. миогиппус

Д. мерикгиппус

3-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствия между эогиппусом и современной лошадью и их характерными признаками:

А. рост около 40 см. 1. эогиппус

Б. рост около 1м. 2. мерикгиппус

В. 1 палец на передних и задних конечностях

Г. 4 пальца на передней и 3 на задней конечности

Д. обитали в прериях

Е. обитали в тропических лесах

4-й ученик выполняет задание С-2. По предложенному рисунку, установите, каким предковым формам современной лошади соответствую данные рисунки.

5-й ученик выполняет задание С-3. Среди изображенных животных древней фауны Северной Америке, найдите виды (их три), которые являются предками современной лошади, напишите, под какими цифрами они обозначены.

6-й ученик выполняет лаб. работу №1. По предложенному макету «Конечности Непарнокопытных животных», определите, почему данный отряд получил такое названия? Назовите не менее 5 видов животных относящихся к отряду Непарнокопытные, которые живут в современную историческую эпоху.

7-й ученик работает с текстом из Интернета.С-4. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

3-я группа, используя Интернет–ресурс, подтвердите правильность высказывания известного французского палеонтолога Жоржа Кювье, который говорил так: «Дайте мне кость, и я восстановлю животное».

1-й ученик рассказывает о динотерии.

2-й ученик работает с текстом из Интернета и выполняет задание С-2. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

3-й ученик работает с коллекцией «Гомология скелета позвоночных животных». В чем сходство скелета передних и задних конечностей лягушки, голубя и крысы? В результате чего образовались эти органы, конвергенции или дивергенции?

4-й ученик работает с коллекцией «Гомология черепа позвоночных животных», В чем сходство скелета черепа данных животных? В результате чего образовались эти органы, конвергенции или дивергенции?

5-й ученик работает с коллекцией «Формы сохранности ископаемых животных и растений».

6-й ученик работает с ископаемыми находками. Среди предложенных ископаемых находок, найдите окаменевший позвонок древней рыбы. Ответьте, от какой древней рыбы произошли земноводные, если известно, что до наших дней дожил один представитель этого отряда. Какие особенности внешнего строения говорят от том, что данная рыба была предком амфибий?

Учитель — По мнению одного из персонажей поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», Кифы Мокиевича, случай нахождения в одном месте одновременно костей, сходных с костями человека, и костей, сходных с костями лошади, доказывает, что кентавры – не вымысел, а реально существовавший вид. Что вы могли бы возразить на это?

Теперь перейдем к биогеографическим доказательствам.

1-я группа, используя предложенный текст из Интернета, расскажите о теории дрейфа материков.

1-й ученик рассказывает о теории дрейфа материков.

2-й ученик выполняет задание

В-4. Установите соответствие между фауной Индии и Африки.

А. тигр 1. Индия

Б. лев 2. Африка

В. птица секретарь

Г. павлин

Д. антилопа гну

Е. олень аксис

3-й ученик выполняет задание В-1. Выберите роды млекопитающих, которые одновременно встречаются как в Африке, так и в Индии.

А) слон; Б) носорог; В) зебра; Г) буйвол; Д) тигр; Е) леопард.

4-й ученик выполняет задание В-5. Установите соответствие межу видами слонов и их характерными признаками.

А. обитает в джунглях 1. Африканский слон

Б. обитает в саванне 2. Индийский слон

В. уши большие

Г. уши меньших размеров

Д. имеют высоту тела до 3 метров

Е. имеют высоту тела до 3,5 метров

5-й ученик выполняет задание В-4. Установите соответствие между млекопитающими Евразии и Северной Америки.

А. пума 1. Евразия

Б.медведь гризли 2. Северная Америка

В. бурый медведь

Г. зубр

Д. бизон

Е. кабан дикий

6-й ученик выполняет задание В-7. Установите последовательность стадий изменения экологической ситуации при расселении ондатры из Северной Америки.

А) Ондатра – грызун, питающийся околоводной растительностью, — попал в среднюю полосу России из Центральной Европы, а туда из Северной Америки.

Б) Ареал распространения ондатры расширился на север России, где встречается ценный пушной зверек выхухоль.

В) Ондатра вытесняет выхухоль из естественной среды обитания, численность выхухолей заметно сокращается.

Г) Видов с таким образом жизни, как ондатра, в нашей фауне не было, зверь начал быстро размножаться.

Д) Хотя выхухоль питается не растениями, а беспозвоночными животными, возникла конкуренция. ответ — агбдв

7-й ученик выполняет задание В-2.

В-2. Выберите роды млекопитающих, которые одновременно встречаются как в Евразии, так и в Северной Америке.

А) лось; Б) бобр; В) ондатра; Г) кайот; Д) дикий кабан; Е) белый медведь.

2-я группа, пользуясь географическим атласом и картой, а также текстом из учебника биологии на странице , докажите. что Африка и Южная Америка составляли раньше один материк.

1-й ученик рассказывает о родстве материков Африка и Южная Америка.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствие между животным миром Африки и Южной Америки:

А. Водосвинка 1. Африка

Б. Панголин 2. Южная Америка

В. Броненосец

Г. Дукер

Д. Пака

Е. Корешковый гиппопотам

3-й ученик выполняет задание В-1. Выберите из перечня животных, которые встречаются только в Африке.

А) леопард; Б) ягуар; В) анаконда; Г) удав; Д) тапир; Е) бегемот.

4-й ученик выполняет задание В-2. Выберите из перечня животных, которые встречаются только в Южной Америке.

А) леопард; Б) ягуар; В) анаконда; Г) удав; Д) тапир; Е) бегемот.

5-й ученик работает с текстом из Интернета. Прочитайте текст из Интернет-ресурса об истории образования Гондваны. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

6-й ученик выполняет задание С-2 работая с рисунком «Гондвана 2».

3-я группа, пользуясь предложенным материалом, объясните своеобразие животного мира Австралии.

1-й ученик рассказывает о своеобразии животного мира Австралии.

Карточки с заданиями:

2-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность стадий возникновения нежелательной экологической ситуации при акклиматизации кроликов в Австралии.

А. При сокращении площади угодий возникла конкуренция с местными травоядными животными – мелкими видами кенгуру.

Б. Переселенцы из Европы завезли на австралийский континент кроликов.

В. Значительно выросшая популяция кроликов вредила на полях и пастбищах, роя норы и разрушая корни многолетних трав.

Г. Численность отдельных видов кенгуру заметно сократилась.

Д. Кролики массово размножились, не встречая естественных врагов. ответ БДВАГ

3-й ученик выполняет задание В-4.

В-4. Установите соответствие между млекопитающими и их признаками:

А. температура от 30-35 градусов 1. ехидна

Б. температура около 37 градусов 2. еж

В. плацентарные

Г. яйцекладущие

Д. молоко выделяется на поверхность тела в виде пота

Е. молоко выделяется через соски

4-й ученик выполняет задание С-2. Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (3 предложения написаны с ошибками).

1)Утконос и ехидна это древние примитивные млекопитающие. 2) Они относятся к подклассу Сумчатые. 3) Температура тела их непостоянна и колеблется от 22 до 30 градусов. 4) Сердце их состоит из 3-х камер. 5) Размножаются они, откладывая яйца. 6) Выкармливают своих детенышей молоком, которое выделяется через специальные соски.

5-й ученик выполняет задание В-1. Выберите из перечня млекопитающих, которые являются аборигенами Австралии, то есть не были туда завезены европейцами или туземцами.

А) собака динго; Б) коала; В) кролики; Г) кенгуру; Д) утконос; Е) крыса.

6-й ученик работает с текстом об утконосе. Прочитайте текст из Интернет-ресурса. Восстановите пропущенный текст, обозначенный под цифрами 1, 2, 3, в скобках под знаком(?).

Как вы прокомментируете гипотезу, выдвинутую в 1812 году французским естествоиспытателем Ж. Кювье, названную в последствии «Теорией катастроф», согласно которой, в истории Земли было 27 катастроф, в результата этих катастроф погибало все живое, а затем опустошенные места заселялись другими видами, в результате очередного «акта божественного творения».

Физ. пауза.

Эмбриологические доказательства.

1-я группа, используя предложенный материал, в частности динамические пособия по ботанике, гербарий растений, а также печатный материал, воспроизведите основные этапы эволюции растений.

1-й ученик рассказывает о постепенном усложнении растений.

2-й ученик выполняет задание «Цикл развития мха» С-2. Рассмотрите рисунок. Что указано на рисунке под цифрами 1-6? На какой стадии развития мох больше всего похож на водоросль?

3-й ученик выполняет лаб. раб №1. Используя динамическое пособие «Цикл развития папоротников», докажите, что папоротникообразные произошли от мхов.

4-й ученик выполняет лаб. раб. №2. Используя предложенный гербарный материал, установите последовательность в эволюции растений, начиная от самых примитивных форм до современных.

5-й ученик. Выполните задание В-7.

В-7. Установите последовательность в эволюции растений, начиная от одноклеточных водорослей.

А) кукушкин лен

Б) сосна

В) ламинария

Г) вишня

Д) хламидомонада

Е) хвощ

6-й ученик выполняет задание В-4.

Установите соответствие между отделами растений и их признаками.

А. имеют ризоиды во взрослом состоянии 1. мхи

Б. имеют корни во взрослом состоянии 2. папоротники

В. гаметофит преобладает над спорофитом

Г. спорофит преобладает над спорофитом

Д. двудомны, сперматозоиды и яйцеклетки созревают на разных растениях

Е. сперматозоиды и яйцеклетки созревают в заростке

7-й ученик выполняет лаб. работу. Пользуясь учебником 6 класса, страница 87, рисунок 58 и микропрепаратом «Зерновка пшеницы», рассмотрите строение семени однодольного растения, найдите у него зародыш и семядолю, сделайте схематический рисунок. Как Вы думаете, какие растения появились раньше на Земле, однодольные или двудольные, почему Вы так решили.

8-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите микропрепарат «Эвглена зеленая». Объясните, почему ботаники относят этот организм к растениям, а зоологи к животным? Какой вывод мы можем на основании этого сделать?

2-я группа, используя микропрепараты, а также печатный материал, докажите правильность биогенетического закона сформулированного немецкими учеными Геккелем и Мюллером.

1-й ученик рассказывает о биогенетическом законе Геккеля и Мюллера.

2-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Дробление яйцеклетки аскариды», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия дробления у аскариды. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

3-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Стадия бластулы лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия бластулы у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

4-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите макет пресноводной гидры. Определите, к какому типу животных она относится и почему этот тип получил такое название. На какую стадию эмбрионального развития зародыша похоже внутренне строение гидры?

Карточки с заданиями:

5-й ученик выполняет задание В-7.

В-7. Установите последовательность этапов эмбрионального развития позвоночных животных, начиная с оплодотворенной яйцеклетки.

А) нейрула

Б) зигота

В) бластула

Г) дробление

Д) органогенез

Е) гаструла

3-я группа, эмбриологически докажите, что Земноводные произошли от рыб.

1-й ученик рассказывает о сходстве головастика с рыбой.

2-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «стадия дробления лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия дробления у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

3-й ученик выполняет задание В-4.

Карточки с заданиями:

В-4. Установите соответствие между взрослой лягушкой и головастиком и их характерными признаками.

А) сердце двухкамерное 1. головастик

Б) сердце трехкамерное 2. взрослая особь лягушки

В) дышит легкими и кожей

Г) дышит жабрами

Д) один круг кровообращения

Е) два круга кровообращения

4-й ученик выполняет лаб. работу. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «Нейрула лягушки», сделайте рисунок, на какой раннее изученный организм похожа стадия нейрулы у лягушки. В качестве подсказки используй учебник, страница 132, рисунок 55.

5-й ученик выполняет задание С-3. Какие стадии развития лягушки показаны на рисунке под цифрами 1-6?

6-й ученик выполняет задание В-7. Установите последовательность этапов развития лягушки.

А.выход головастик из икры

Б. слияние сперматозоидов и яйцеклеток в воде

В. появление передних конечностей у головастика

Г. появление задних конечностей у головастика

Д. взрослая лягушка

Е. образование зиготы

7-й ученик выполняет задание В-1. Выберите признаки, которые характерны как для головастика лягушки, так и для рыб.

А) двухкамерное сердце; Б) трехкамерное сердце; В) орган дыхания жабры; Г) орган дыхания легкие и кожа; Д) боковая линия; Е) два круга кровообращения.

Учитель. Согласны ли вы с высказываниями сторонников теории преформизма, которая была популярна в 19 веке. Что с точки зрения Р.Левенгука, эмбрион еще до оплодотворения представляет собой — в яйце или семени — полностью сформированный организм, который может быть наблюдаем с помощью увеличительных приборов, а его взросление понималось не как развитие, но как количественный рост.

По мнению креационистов, зародыш человека, начиная с самых ранних стадий своего развития уже является человеком (а не рыбой, земноводным или пресмыкающимся), — и поэтому должен обладать всеми правами человека:

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока на тему «Доказательства эволюции» (11 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия №39 имени Фридриха Шиллера г. Орла, ул. Пожарная д.52

Новикова Елена Николаевна, учитель биологии.

Урок на тему: «Доказательства эволюции» 11 класс.

Авторская программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина).

г. Орел 2015 год

Тема урока:  Доказательства эволюции

 Цель урока: создать условия для использования учащимися уже имеющихся у них знаний по биологии в качестве доказательств объективного существования эволюционного процесса.

 Задачи урока: создать условия для развития:

1.   предметных компетенций: посредством анализа имеющихся знаний в качестве доказательств процесса эволюции

2.   общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение)

3.   ключевых компетенций:

— ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;

— учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, поиском способов решения поставленной проблемы;

— информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;

— коммуникативных посредством развития умений полилогической речи;

— социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;

Тип урока: урок новых знаний

 Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании биологии

 Оборудование: мультимедийная презентация

УМК:  учебник В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Ход урока.

Фронтальная беседа по вопросам.

  1. Дайте определение терминам:

— гипотеза;

— теория.

2. Кто является автором первой эволюционной теории.

3. За что критиковали теорию Ж.-Б. Ламарка современники?

4. Чем эволюционная теория Ч.Дарвина отличается от эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка?

5. А что такое доказательство? Где вы слышали это слово? Где используются доказательства? Что нужно доказывать?  Как выглядит процесс доказательства?

В процессе обсуждения надо подвести учащихся к мысли, что доказательство – это логический аргумент подтверждающий истинность умозаключения (теории, правила и проч.) с одной стороны, а с другой – процесс установления истины.

Исходя из того, что мы сейчас с вами  обсудили, сформулируйте цель сегодняшнего урока?

А существования чего мы будем доказывать? Что такое эволюция?

Используя уже имеющиеся у нас знания, мы постараемся привести как можно больше доказательств в пользу того, что эволюционный процесс действительно существует, что все организмы произошли от одного общего древнего предка, а значит, имеют родство между собой.

Работа по изучению нового материала проводится с использованием презентации.

Слайд 3. Что изучает наука палеонтология?

Слайд 4-8. Знакомство с работами В.О.Ковалевского по созданию филогенетического ряда лошади. Запись определения в тетради. Другие примеры филогенетических рядов.

Слайд 9.Назовите животных изображенных на слайде. К какому классу животных они относятся? В чем особенность их строения и жизнедеятельности?. Представителями каких классов животных у них наблюдается сходство? Запись в тетради определения переходных форм.

Слайд 10-13. Примеры переходных форм растений и животных.

Слайд 14.Сравнительно-анатомические доказательства эволюции.

Слайд 15-18. Гомологичные органы. Определение и примеры. Запись учащимися в тетради.

Слайд 19-21. Аналогичные органы и их примеры. Запись учащихся в тетради.

Слайд 22. Сравнение строения и функций аналогичных и гомологичных органов.

Слайд 23-28. Рудименты и атавизмы. Какие вы можете назвать органы, которые есть у человека, но мало используются, или не используются совсем в течении жизни? Приведите известные вам примеры, когда у человека проявлялись признаки животных.

Слайд 29-31. Эмбриологические доказательства. Что изучает наука эмбриология? Что вам известно о развитии эмбрионов позвоночных животных на разных стадиях развития?

Слайд 32-34. Молекулярно-генетические и биохимические доказательства Что такое ген? Дайте определение генома. Почему генетический критерий вида является одним из важнейших?

Слайд 34-36. Биогеографические доказательства.

Вопросы для закрепления.

1. Взаимосвязь онтогенеза и филогенеза отражает закон

1) биогенетический
2) расщепления
3) сцепленного наследования
4) независимого наследования

Пояснение.

Биогенетический закон. Онтогенез – есть краткое и быстрое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 1

2. Палеонтологическим доказательством эволюции служит

1) отпечаток раковины моллюска
2) видовое разнообразие рыб
3) приспособленность рыб к жизни на разных глубинах
4) наличие раковины у моллюсков

Пояснение.

Палеонтологи изучают найденные при раскопках окаменелости с отпечатками растений и животных, выстраивая развитие жизни на Земле.
Правильный ответ указан под номером: 1

3. Эмбриологическим доказательством эволюции позвоночных животных служит развитие зародыша из

1) зиготы
2) соматической клетки
3) споры
4) цисты

Пояснение.

У позвоночных животных – половое размножение, поэтому они развиваются из зиготы, т.е. из двух слившихся клеток.
Правильный ответ указан под номером: 1

4. Гомологичными считают органы

1) сходные по происхождению
2) утратившие свои функции
3) приспособленные к движению
4) различные по происхождению

Пояснение.

Гомологичные органы сходны по происхождению, но разные по функциям.
Правильный ответ указан под номером: 1

5. Остаток третьего века в углу глаза человека — пример

1) рудимента
2) аналогичного органа
3) атавизма
4) гомологичного органа

Пояснение.

Рудимент – это остаток органа у человека от предковых форм. Атавизм – появление органа животного у человека.
Правильный ответ указан под номером: 1

6. Появление какого признака у человека относят к атавизмам

1) аппендикса
2) шестипалой конечности
3) многососковости
4) дифференциации зубов

Пояснение.

Аппендикс – рудимент, шестипалая конечность – мутация, дифференциация зубов – наш видовой признак.
Правильный ответ указан под номером: 3

7. К рудиментарным органам человека относят

1) трахею
2) копчик
3) лопатку
4) ушные раковины

Пояснение.

Рудиментарные – зачаточные неразвившиеся органы, которые не выполняют своих функций, характерных для других млекопитающих.
Правильный ответ указан под номером: 2

8. О чем можно узнать, изучая находки отпечатков и окаменелостей растений в древних пластах Земли

1) о сезонных изменениях в жизни растений
2) об историческом развитии растений
3) об индивидуальном развитии растений
4) об особенностях фотосинтеза у древних растений

Пояснение.

Палеонтологи дают нам представление об историческом развитии растений.
Правильный ответ указан под номером: 2

9. Причина биологического разнообразия и приспособленности организмов к условиям жизни заключается в

1) сохранении естественным отбором полезных в данных условиях наследственных изменений
2) внутренним стремлением организмов к прогрессу
3) упражнении полезных в определенных условиях органов и их наследовании
4) появлении в определенных условиях только полезных мутаций и их наследовании

Пояснение.

2, 3 ответы соответствуют движущим силам эволюции сформулированных Ж-Б. Ламарком в первой эволюционной теории, которая опровергнута и уточнена теорией Ч. Дарвином (1 пункт — положение эволюционной теории Ч. Дарвина). 4 ответ — мутации бывают вредными, полезными, нейтральными.
Правильный ответ указан под номером: 1

10. К биогеографическим доказательствам эволюции относится

1) распространение сумчатых преимущественно в Австралии
2) сходство устройства геномов разных групп животных
3) прохождение эмбрионом человека стадии ланцетника
4) наличие аналогичных органов у разных групп животных

11. Одним из доказательств эволюции организмов может служить

1) обтекаемость формы тела у водных животных
2) жаберное дыхание ракообразных и рыб
3) сходство в типах питания грибов и животных
4) сходство зародышей хордовых на ранних стадиях развития

Пояснение.

К эмбриональным доказательствам эволюции относится сходство зародышевых стадий на ранних стадиях эволюции.
Правильный ответ указан под номером: 4

12. Доказательством эволюции хордовых может(могут) служить

1) отпечатки трилобитов
2) обнаружение костей мамонта
3) наличие аналогичных органов у летучей мыши и бабочки
4) филогенетический ряд лошади

Пояснение.

Филогенетические ряды − ряды видов, последовательно сменявших друг друга в процессе эволюции различных групп животных и растений.

Впервые были открыты В. О. Ковалевским, который показал, что современные однопалые копытные происходят от древних пятипалых мелких всеядных животных.
Правильный ответ указан под номером: 4

13. Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они

1) дышат растворённым в воде кислородом
2) населяют сходную среду обитания
3) питаются подвижной добычей
4) относятся к одному типу

Пояснение.

Щука, крокодил, тюлень, кит имеют обтекаемую форму тела, так как они — населяют сходную среду обитания.

Это пример конвергенции.

Конвергенция — схождение признаков в процессе эволюции неблизкородственных групп организмов, приобретение ими сходного строения в результате существования в сходных условиях и одинаково направленного естественного отбора.

Неблизкородственные группы организмов: щука — рыба; крокодил — пресмыкающееся; тюлень и кит — млекопитающие.
Правильный ответ указан под номером: 2

14. В чём сущность биогенетического закона Геккеля — Мюллера?

1) генотип проявляется при взаимодействии фенотипа и среды
2) онтогенез есть краткое повторение этапов эмбриогенеза
3) онтогенез есть краткое повторение филогенеза
4) фенотип проявляется при взаимодействии генотипа и среды

Пояснение.

Биогенетический закон Геккеля — Мюллера гласит:

Каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или, — онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Правильный ответ указан под номером: 3

Задание на дом:

Источники информации:

Н.Н.Воронцов, Л.Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. Москва «Просвещение» 1991

Н.И. Гигани. Общая биология. Схемы и таблицы. ВЛАДОС 2006.

http://biogdz.ru/10-11-klass/tema-4-1-istoriya-evolyutsionnykh-idej.html

http://cdo-bio.ru/obschaya-biologiya/2013-12-13/razvitie-volyutcionnykh-idey-znachenie-rabot-k-linneya-ucheniya-

http://schabarov.ru/wp-content/uploads/.doc

http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid

http://www.avifarm.ru/page.php?al=analogigomolog

http://ru.wikipedia.org

http://yandex.ru/images/

http://uchkopilka.ru/biologiya/konspekty-i-stsenarii/4230-dokazatelstva-evolyutsii-20140709

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *