Ответы по олимпиаде по истории – Олимпиадные задания (история) – Олимпиада школьников «Высшая проба» – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Содержание

Методическая разработка "Олимпиада по истории"

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение № 3

Олимпиада по истории

Разработала

преподаватель истории

О.С.Бондарь

г. Хабаровск

Цели и задачи олимпиады

Олимпиада проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся.

Целью олимпиады является формирование у обучающихся активной профессиональной позиции; создание условий для самореализации; воспитания патриотических чувств.

Задачами олимпиады являются:

- привитие интереса к дисциплине «история»;

- воспитание чувства гордости за Россию;

-развитие у обучающихся памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей, ответственности;

- показать форму внеклассной работы с обучающимся по дисциплине «история».

Условия проведения олимпиады

Олимпиада проводится в кабинете истории

Каждый участник олимпиады выполняет 6 заданий:

1) дополните имена выдающихся деятелей России;

2) прочитайте текст и найдите допущенные исторические ошибки;

3) приведите в соответствие дату и событие;

4) прочитайте исторический источник. О каком историческом событии идёт описание в документе?;

5) ответьте на тесты;

6) ответьте на вопросы.

Во время выполнения заданий участники могут обращаться за помощью только к членам жюри.

За нарушение правил олимпиады участник по решению жюри может быть дисквалифицирован.

Критерии судейства

1 задание - дополните имена выдающихся деятелей России.

За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Максимум – 7 баллов.

2 задание - прочитайте текст и найдите допущенные исторические ошибки. За каждую найденную и исправленную историческую ошибку даётся 1 балл, а за найденную, но не исправленную – 0,5 балла. Максимум – 9 баллов.

3 задание - приведите в соответствие дату и событие. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум - 10 баллов.

4 задание - прочитайте исторический источник. О каком историческом событии идёт описание в документе? За правильный ответ – 2 балла.

5 задание - ответьте на тесты. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Максимум - 15 баллов.

6 задание - ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум - 9 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания – 52 балла.

Задание 1.

Дополните имена выдающихся деятелей России:

1. Кузьма Захарьич………………

2. Пётр Алексеевич………………………….

3. Александр Васильевич…………………..

4. Михаил Илларионович………………….

5. Георгий Константинович………………..

6. Владимир Ильич…………………………

7. Дмитрий Михайлович………………

Задание 2.

Прочитайте текст и найдите допущенные исторические ошибки.

«Первая русская революция 1904-1907 гг.»

В развитии революции можно выделить три этапа.

1 этап (январь-сентябрь 1904г.) – восходящая линия революции.

Основные события:

- Кровавая суббота – расстрел рабочей демонстрации в Москве.

- Образование первого рабочего Собрания в Иваново-Вознесенске.

- Начало выступлений в армии и на флоте (восстание на броненосце «Варяг»).

2 этап (октябрь-декабрь 1905) - пик революции. Основные события:

- Всесоюзная октябрьская политическая стачка.

- Принятие царского Манифеста 17 июня (в России провозглашаются демократические права и свободы, гарантируются выборы в Сенат).

Задание 3.

Приведите в соответствие дату и событие.

- Первая мировая война 1242г.

- Освобождение Москвы от поляков 1380г.

- Восстание декабристов 1480г.

- Ледовое побоище 1612г.

- Октябрьская революция 1812г.

- Куликовская битва 1825г.

- Первая русская революция 1861г.

- Бородинское сражение 1905-1907гг.

- Освобождение от крепостного права 1914-1918гг.

- Свержение монгольского ига 1917г.

Задание 4.

Прочитайте исторический источник. О каком историческом событии идёт описание в документе?

27 мая... рано утром, открылся страшный мятеж: знатнейшие московские бояре, составив заговор, вломились во дворец, чтобы убить Дмитрия... Дмитрий... выскочил из окна, оступился и упал с ужасной высоты... Бояре же бросились на великого князя, избили его жестоко и неоднократно спра­шивали, точно ли он сын Иоанна Васильевича... После этого убийцы излили злобу на музыкантов великого князя: 16 человек умертвили, а многих изуродовали... Изменники приняли меры, чтобы поляки во время смятения не подоспели к велико­му князю: для этого перегородили огромными дере­вьями улицу, где расположена была польская кон­ница; били в набат во всех церквах и везде крича­ли, что поляки режут бояр в Кремле и хотят овладеть столицей.

Задание 5.

Ответьте на тесты.

1) В каком из этих городов княжил Александр Невский?

а) Псков в) Суздаль

б) Новгород г) Тверь

2) Какой русский город хан Батый назвал «злым»?

а) Суздаль в) Муром

б) Рязань г) Козельс

3) Кто из этих царей правил раньше остальных?

а) Иван Грозный в) Пётр I

б) Борис Годунов г) Алексей Михайлович

4) Кого сменил Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812г.?

а) Ермолова в) Тормасова

б) Багратиона г) Барклая-де-Толли

5) Кто из этих российских императоров умер своей смертью?

а) Павел I в) Александр III

б) Александр II г) Николай II

6) При каком императоре Аляска была продана США?

а) При Екатерине II в) Александре III

б) Александре II г) Николае I

7) Как назывался корабль, давший сигнал к штурму зимнего дворца?

а) «Варяг» в) «Взрыв»

б) «Аврора» г) «Салют»

8) На чём «писались» древнерусские письма и документы?

а) Береста в) Папирус

б) Пергамент г) Лыко

9) Название какой хозяйственной постройки в русских деревнях в переводе с тюркского означает «дворец»?

а) Амбар в) Сарай

б) Хлев г) Сенник

10) Как назывался общий сход всех жителей древнего Новгорода?

а) Митинг в) Съезд

б) Вече г) Вечерня

11) Сколько корон на гербе России?

а) Одна в) Три

б) Две г) Ни одной

12) Назовите высший законодательный орган РФ?

а) Федеральное собрание в) Государственная Дума

б) Совет Федерации г) Сенат

13) Из какого числа депутатов состоит наша Государственная Дума?

а) 400 в) 450

б) 430 г) 480

14) Чем питались славяне?

а) Картофелем в) Кукурузой

б) Помидорами г) Репой

15) Кто из российских самодержцев достиг максимального порядкового номера?

а) Александр в) Николай

б) Иван г) Пётр

Задание 6.

Ответьте на вопросы.

1. В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого.

Первого звали Великий. Назовите имя.

2. Кем по родству Павел I приходился Екатерине II ?

3. Какой российский император отменил крепостное право?

4. Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917г. отрёкся от престола Николай II

5. О каком российском полководце писал лорд Байрон?

«Над ним посмеивались иногда,

А он в ответ

Брал с ходу города….»

6. В комплект для гусарского мундира их входило 30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на 20 лет. Приходилось беречь. О чём идёт речь?

7. Какой титул носили правители Руси до Ивана Грозного?

8. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси?

9. Не только официальное указание руководства, подлежащее неукоснительному исполнению, но и учреждение в Русском государстве ХVI – ХVIIвв., ведающее отдельной отраслью управления или отдельной территорией.

Приложение № 1

Ответы

Задание 1.

Дополните имена выдающихся деятелей России:

1. Кузьма Захарьич Минин и Дмитрий Михайлович Пожарский

2. Пётр Алексеевич………………………….Романов

3. Александр Васильевич…………………..Суворов

4. Михаил Илларионович………………….Кутузов

5. Георгий Константинович………………..Жуков

6. Владимир Ильич…………………………Ленин

Задание 2.

Прочитайте текст и найдите допущенные исторические ошибки.

«Первая русская революция 1904(5)-1907 гг.»

В развитии революции можно выделить три этапа.

1 этап (январь-сентябрь 1905 г.) – восходящая линия революции.

Основные события:

- Кровавая воскресенье– расстрел рабочей демонстрации в Петербурге.

- Образование первого рабочего Совета

в Иваново-Вознесенске.

- Начало выступлений в армии и на флоте (восстание на броненосце «Потёмкин»).

2 этап (октябрь-декабрь 1905) - пик революции. Основные события:

- Всероссийская октябрьская политическая стачка.

- Принятие царского Манифеста 17 октября (в России провозглашаются демократические права и свободы, гарантируются выборы в Государственную думу)

Задание 3.

Приведите в соответствие дату и событие.

- Первая мировая война 1914-1918

- Освобождение Москвы от поляков 1612

- Восстание декабристов 1825

- Ледовое побоище 1242

- Октябрьская революция 1917

- Куликовская битва 1380

- Первая русская революция 1905-1907

- Бородинское сражение 1812

- Освобождение от крепостного права 1861

- Свержение монгольского ига 1480

Задание 4.

Речь идёт о смутном времени. Об убийстве Лжедмитрия 1 .

Задание 5.

Ответьте на тесты.

1) В каком из этих городов княжил Александр Невский?

а) Псков в) Суздаль

б) Новгород г) Тверь

2) Какой русский город хан Батый назвал «злым»?

а) Суздаль в) Муром

б) Рязань г) Козельск

3) Кто из этих царей правил раньше остальных?

а) Иван Грозный в) Пётр I

б) Борис Годунов г) Алексей Михайлович

4) Кого сменил Кутузов на посту главнокомандующего русской

армией в августе 1812г.?

а) Ермолова в) Тормасова

б) Багратиона г) Барклая-де-Толли

5) Кто из этих российских императоров умер своей смертью?

а) Павел I в) Александр III

б) Александр II г) Николай II

6) При каком императоре Аляска была продана США?

а) При Екатерине II в) Александре III

б) Александре II г) Николае I

7) Как назывался корабль, давший сигнал к штурму зимнего дворца?

а) «Варяг» в) «Взрыв»

б) «Аврора» г) «Салют»

8) На чём «писались» древнерусские письма и документы?

а) Береста в) Папирус

б) Пергамент г) Лыко

9) Название какой хозяйственной постройки в русских деревнях в переводе с тюркского означает «дворец»?

а) Амбар в) Сарай

б) Хлев г) Сенник

10) Как назывался общий сход всех жителей древнего Новгорода?

а) Митинг в) Съезд

б) Вече г) Вечерня

11) Сколько корон на гербе России?

а) Одна в) Три

б) Две г) Ни одной

12) Назовите высший законодательный орган РФ?

а) Федеральное собрание в) Государственная Дума

б) Совет Федерации г) Сенат

13) Из какого числа депутатов состоит наша Государственная Дума?

а) 400 в) 450

б) 430 г) 480

14) Чем питались славяне?

а) Картофелем в) Кукурузой

б) Помидорами г) Репой

15) Кто из российских самодержцев достиг максимального порядкового номера?

а) Александр в) Николай

б) Иван г) Пётр

Задание 6.

Ответьте на вопросы.

1. В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого.

Первого звали Великий. Назовите имя. ( Пётр )

2. Кем по родству Павел I приходился Екатерине II ? ( сын )

3. Какой российский император отменил крепостное право? ( Александр 2 )

4. Назовите имя брата, в чью пользу весной 1917г. отрёкся от престола Николай II

( Михаил )

5. О каком российском полководце писал лорд Байрон?

«Над ним посмеивались иногда,

А он в ответ

Брал с ходу города….» (Суворов)

6. В комплект для гусарского мундира их входило 30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на 20 лет. Приходилось беречь. О чём идёт речь?

( о пуговицах )

7. Какой титул носили правители Руси до Ивана Грозного? ( великий князь )

8. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси?

( грамота )

9. Не только официальное указание руководства, подлежащее неукоснительному исполнению, но и учреждение в Русском государстве ХVI – ХVIIвв., ведающее отдельной отраслью управления или отдельной территорией.

( приказ )

ФИО

1 задание

1 балл

(Макс. 7)

2 задание

1 балл

(макс 9)

3 задание

1 балл

(макс 10)

4 задание

2 балла

5 задание

1 балл

(макс 15)

6 задание

1 балл

(макс 9)

Итого

Баранов А.

6

9

6

-

10

5

36

Приходько И.

5

8

8

2

8

8

39

Зубакин Ю.

6

9

7

2

6

7

37

Ионова А.

5

7

7

-

7

6

32

Кришталь Л.

4

5

6

2

6

7

30

Сударикова Д.

6

8

8

2

14

8

46

Шепедко Д.

7

9

9

2

11

7

45

Черепанов В.

4

8

7

-

12

8

39

Усков И.

7

9

10

2

14

9

51

1 место – Усков И.

2 место – Сударикова Д.

3 место - Шепедко Д.

kopilkaurokov.ru

Олимпиада по истории с ответами 9 класс


школьный этап олимпиады по истории
для учащихся 9-х классов

2016 г.

  • Как назывался появившийся в царствование Екатерины II вид наказания крестьян, предполагавший лишение свободы со строгим режимом содержания и привлечения к тяжелому физическому труду?
    1) каторгой;
    2) гнетом;
    3) тяглом;
    4) рекрутчиной.

  • Одним из последствий политической раздробленности русских земель было:
    1)развитие хозяйства и культуры отдельных земель;
    2)развитие мануфактурного производства;
    3)усиление обороноспособности русских земель;
    4)развитие помещичьего землевладения.

  • В эпоху становления русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:
    А) соседская община;
    Б) хутор и отруб;
    В) поместье;
    Г) вотчина.

  • Крепостное право в России окончательно было оформлено:
    А) Судебником Ивана III;
    Б) Судебником Ивана IV;
    В) первым Земским собором;
    Г) Соборным уложением 1649.

  • Первая печатная газета, которая стала выходить в России с начала XVIII в., называлась
    1) «Куранты»;
    2) «Ведомости»;
    3) «Домострой»;
    4) «Апостол»

  • Что из названного относится к царствованию Петра I ?
    1) создание духовной коллегии – Синода;
    2) возникновение церковного раскола;
    3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей;
    4) выдвижение постулата «Москва – Третий Рим».

  • «Советами всея земли» называли
    1) Земские соборы;
    2) церковные соборы;
    3) заседания Боярской думы;
    4) вечевые сходы.

  • В результате военной реформы XVI в. в России появились
    1) рекруты;
    2) стрельцы;
    3) драгуны;
    4) гвардейцы.

  • Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле
    1) по завещанию Петра I;
    2) по требованию участников крестьянского восстания;
    3) по приглашению Верховного тайного совета;
    4) в результате дворцового переворота

  • В России капиталистические мануфактуры возникли на основе:
    А) цехов;
    Б) казенных мануфактур;
    В) вотчинных мануфактур;
    Г) мелкотоварного производства

  • Кроме реформы 1861 г. были проведены и другие реформы. Какие?
    А) судебная и земская реформа;
    Б) военная, городская реформы;
    В) реформы в области просвещения, цензуры, финансов;
    Г) все перечисленные реформы.

  • Впервые свободу слова, печати и уличных шествий граждане России обрели:
    А) в ходе реформ 60-х гг. Х1Х в.;
    Б) 17 октября 1905 г.;
    В) вскоре после совершения Февральской революции 1917 г.;
    Г) после провозглашения России республикой.

  • На подавлении революции 1905 г. силой настаивал:
    1.Николай II 4. П.Д. Святополк-Мирский;
    2.С.Ю. Витте 5. А.Г. Булыгин;
    3.П.А. Столыпин.

  • С целью отвлечь наступавшие силы противника от Франции русское командование срочно разработало план наступления войск Юго-Западного фронта, которым командовал:
    1).А.А. Брусилов 4) А.И. Деникин;
    2).М.В. Алексеев 5) П.Н. Краснов;
    3).Л.Г. Корнилов.

  • Какое из названных событий произошло раньше всех других?
    1)
    капитуляция немецких войск под Сталинградом;
    2) освобождение Крыма советскими войсками;
    3) Смоленское сражение;
    4) Ялтинская конференция.

  • По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [6 баллов]
    1. 1700, 1704, 1708, 1709, 1714, 1721;
    2. 1803, 1842, 1848, 1861, 1863, 1881г.г.;
    3. 5 декабря 1941 г., 19 ноября 1942 г., 23 июня 1944 г.

  • По какому принципу образованы ряды?

  • 1. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов;

    2. Самодержавие, православие, народность;

    3. И.Н. Зарубин-Чика; Салават Юлаев; И.Н. Белобородов

    4. «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

  • Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое обоснование.
    События XV столетия:
    А) стояние на реке Угре, Б) путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию, Г) Грюнвальдская битва, Д) вхождение Рязани и Пскова в состав Московского княжества

  • Определите и впишите пропущенное слово/слова или словосочетание
    1 .Фраза «Мертвые срама не имут» принадлежит
    ______________________________
    2. Победа на льду Чудского озера связана с именем ______________________________
    3. Марфа Посадница возглавляла оппозицию московскому князю__________________
    в городе__________________________________________________________________
    4. Первой печатной книгой на Руси с указанием года издания был ––––––––––––––––--
    5. От обязательной службы российское дворянство было освобождено по _________
    ______________________(название документа) императором____________________
    6. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» можно отнести к периоду правления_______________________________________________________________

  • Соотнесите определения и термины.
    1. Стеклообразное покрытие, наноси-
    мое на металлический предмет; запол- зернь
    няет промежутки между металличе-
    скими ленточками, припаянными реб-
    ром на поверхность металла.
    2. Узор из мелких золотых, серебряных.
    или медных шариков, которые припа- миниатюра
    иваются на ювелирное изделие.
    3. Ажурный узор из скрученной золо-
    той или серебряной тонкой проволоки. мозаика
    4. Узор из цветных камней или смаль-
    ты, составляющий целые картины скань
    5. Живописные картины, написанные перегородчатая
    по сырой штукатурке эмаль
    6. Небольшая картинка в древнерус-
    ской рукописной книге фреска

  • «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
    1) При Иване Калите Москва фактически становится резиденцией митрополита
    2) «Медный бунт» в Москве произошел в 1662 году
    3) Манифест о вольности дворянства был издан в период правления Петра III
    4) Автором картины «Витязь на распутье» является В. Суриков
    5) Брестский мир был подписан в 1920 году
    6) Государственный Комитет Обороны возглавлял И.В. Сталин.

  • Ответьте на вопросы:
    1. Россия- страна крестьянская, и долгое время ее население состояло больше чем на 90% из крестьян. А кого называли черносошными крестьянами?
    2. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили на ней свое имя. На монете Ярослава Мудрого изображен Георгий Победоносец. Почему?
    3. Какое отношение имеет знаменитый барон Мюнхгаузен к России?
    4. Династия русских царей с XVII в.
    5. Императрица, дочь Петра I.
    6. Какой город в эпоху Екатерины II современники называли «дворянской республикой»?
    7. Близкий соратник Петра I, происходивший из низшего сословия, «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».

  • А.В.Суворов написал известную книгу «Наука побеждать», в которой изложил свой взгляд на военное искусство. Ряд крылатых выражений из этой книги мы используем в нашей речи и сегодня.
    Закончите приведенные ниже изречения:
    1. «Стреляй редко, да …»
    2. «Каждый воин должен…»
    3. «За ученого…»
    4. «Научись повиноваться, прежде чем…»
    5. «Дело мастера…»
    6. «Пуля – дура, а…»
    7. «Где пройдет олень, там…»
    8. «Тяжело в учении, да…»
    9. «Воюют не числом, а…»

  • Расположите в хронологической последовательности правления великих князей и государей Московских и Всея Руси. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) Борис Годунов; б) Василий III; в) Иоанн Великий;
    г) Василий Темный; д) Иоанн Грозный; е) Федор Иоаннович.

  • Расставьте в хронологической последовательности следующие факты, связанные с Отечественной войной 1812 г.
    а) пожар Москвы б) арьергардные бои у Витебска в) Бородинское сражение
    г) Дрисский лагерь д) Тарутинский маневр е) Смоленское сражение
    ж) сражение на реке Березина з) сражение под Малоярославцем

  • Расположите в хронологической последовательности события гражданской войны. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) иностранная интервенция; б) борьба с буржуазно-помещичьей Польшей;
    в) борьба с Колчаком; г) борьба с Деникиным;
    д) борьба с Врангелем; е) установление советской власти на Дальнем Востоке.

  • Расположите в хронологической последовательности. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    А.
    Создание Верховного тайного совета. Б. Смерть царевича Алексея. В. Упразднение патриаршества. Г. Согласие Анны Иоанновны подписать Кондиции. Д. Смерть Петра II. Е. Переход России к летосчислению от Рождества Христова

  • Рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло.
    1. 2.

    1._________________________________________________________________________
    2._________________________________________________________________________

  • Историк пишет: В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния»: 1) они были обязаны нести государственную службу с 15 лет и с самого низшего ранга; 2) получить образование; 3) подготовить к службе своих детей; 4) управлять своими крестьянами; 5) нести наравне с «подлыми людьми» телесные наказания; 6) платить прямые государственные налоги.
    Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.

  • Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
    «Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».
    Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы. [По 2 балла за каждый правильный ответ: 10 баллов]

    1. Как назывался приказ, о котором говорится в документе? 2. Назовите имя и 3. – даты правления царя, при котором он был создан. 4. Кто такой диак? 5. Чем необычен диак, упомянутый в документе?

  • С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
    1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
    2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
    3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
    4. «С Дону выдачи нет!»
    5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
    6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»
    Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

  • Соедините названия и функции коллегий:.
    Адмиралтейская контроль за доходами
    и расходами
    Военная дворянские поместья
    Иностранных дел флот
    армия
    Камер-коллегия внешняя торговля
    Штатс-контор-коллегия внешняя политика
    Ревизион-коллегия лёгкая промышленность
    Мануфактур-коллегия сбор налогов
    Берг–коллегия суд
    Юстиц коллегия финансы
    Коммерц-коллегия горное дело

  • О каких периодах истории России XVIII в. говорится в этих отрывках?
    1. «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении» (В.О.Ключевский)
    2. «Россия пришла в себя. На высших местах управления явились русские люди, и когда на место второстепенное назначили иностранца, то императрица спрашивала: разве нет русского?» (С.М.Соловьев)
    3. «Развратная государыня развратила и свое государство. Она уничтожила звание рабства… и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Она уничтожила пытку, а Тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти» (А.С.Пушкин)
    Варианты ответов: правление Екатерины
    II; Анны Иоанновны; Елизаветы Петровны.

  • По 1 баллу за каждый правильный ответ. Сумма – 16 баллов


    п/п

    Правильный ответ

    Оценка

    16

    1. Основные даты Северной войны. 2 Даты принятия указов, связанных с изменением положения крестьян. 3. Наступательные операции Красной Армии в период Великой Отечественной войны.

    По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 3 балла.

    17

    1.-командующие тремя русскими армиями в начале Отечественной войны 1812; 2.-теория официальной народности; 3.-сподвижники Е. Пугачева; 4.-Оперы П.И. Чайковского

    По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 4 балла.

    18

    Д, событие произошло в XVI веке.

    2 балла

    19

    1-князю Святославу, 2-Александра Невского, 3-Новгороде, 4-Апостол, 5-Петром III, 6-Ектерины II

    По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов

    20

    1-перегородчатая эмаль, 2-зернь, 3-скань, 4-мозаика, 5-фреска, 6-миниатюра

    По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов.

    21

    да, да, да, нет, нет, да.

    По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

    22

    1- Государственных крестьян, несших тягло; 2- Георгий – имя, данное при крещении князя; 3- Он служил во времена Елизаветы Петровны в Кирасирском полку; 4- Романовы; 5- Елизавета; 6- Москву; 7- Меншиков

    Сумма 7 баллов.

    23

    1. метко, 2. знать свой маневр, 3. двух неученых дают, 4. приказывать, 5. боится, 6. штык – молодец, 7. и русский солдат пройдет, 8. легко в бою, 9. умением

    Сумма 9 баллов

    24

    г, в, б, д, е, а.

    По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

    25

    г, б, е, в, а, д, з, ж

    По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 8 баллов

    26

    а, в, г, д, б, е.

    По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

    27

    Е, Б, В, А, Д, Г

    По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

    28

    1) Восстание декабристов, 1825; 2) Стрелецкая казнь, 1698

    Сумма –6 баллов. За отсутствие указания даты события снимается 1 балл.

    29

    6) Платить государственные налоги.

    2 балла

    30

    1. Приказ Тайных дел, или Тайный приказ. 2. Алексей Михайлович, 3. 1645 – 1676. 4. Начальник и письмоводитель канцелярии; 5. дьяк Тайного приказа руководил не канцелярией, а приказом.

    По 2 балла за каждый правильный ответ. Сумма – 10 баллов.

    31

    1-Г, 2-Е, 3-А, 4-Б, 5-Д, 6-В

    Сумма 6 баллов

    32

    Адмиралтейская- флот, Военная- армия, Иностранных дел- внешняя политика, Камер-коллегия- контроль за доходами, сбор налогов, Штатс-контор-коллегия- контроль за расходами, Ревизион-коллегия- финансы, Мануфактур-коллегия- лёгкая промышленность, Берг–коллегия- горное дело, Юстиц коллегия- суд, Коммерц-коллегия- внешняя торговля.

    Сумма – 10 баллов

    33

    1-правление Анны Иоанновны, 2-правление Елизаветы Петровны, 3-правление Екатерины II.

    Сумма – 3 балла

    multiurok.ru

    Олимпиада по истории в 10 – 11-х классах (школьный тур)

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 7 г.Видное Ленинского муниципального района Московской области

    Олимпиада по истории в 10 – 11-х классах

    (школьный тур)

    Подготовила

    учитель истории и обществознания

    Лунькова Елена Григорьевна

    Видное 2011

    Олимпиада по истории

    10-11 классы

    1 тур

    Задание 1.

    1. Определите принцип образования ряда.

    2. Дайте краткое описание событию.

    3. найдите лишнее в ряду и зачеркните.

    А:______________________________________________________________________

    1. 1725г…………………………………………………………………………………..

    2. 1730г…………………………………………………………………………………..

    3. 1740г…………………………………………………………………………………..

    4. 1741г………………………………………………………………………………….

    5. 1761г……………………………………………………………………………………

    Б:_______________________________________________________________________

    1. Камер-коллегия………………………………………………………………………..

    2. Юстиц-коллегия………………………………………………………………………

    3. Берг-коллегия…………………………………………………………………………

    4. Главный магистрат……………………………………………………………………

    5. Святейший Синод…………………………………………………………………….

    В:_______________________________________________________________________

    1. Гросс-Егерсдорф……………………………………………………………………….

    2. Полтава…………………………………………………………………………………

    3. Плевна………………………………………………………………………………….

    4. Измаил………………………………………………………………………………….

    5. Фокшаны……………………………………………………………………………….

    Г:________________________________________________________________________

    1. 1535г……………………………………………………………………………………..

    2. 1649г…………………………………………………………………………………….

    3. 1897г…………………………………………………………………………………….

    4. 1947г……………………………………………………………………………………..

    5. 1961г……………………………………………………………………………………..

    Д:_________________________________________________________________________

    1. И.П.Павлов……………………………………………………………………………….

    2. В.Л.Гинзбург……………………………………………………………………………...

    3. И.Бунин……………………………………………………………………………..

    4. В.И.Вернадский…………………………………………………………………………..

    5. А.Сахаров……………………………………………………………………………...

    Задание 2.

    «ДА» или «НЕТ»? Если вы согласны с утверждением, напишите «ДА», если не согласны-«НЕТ»

    1. Заселение территории будущей Москвы началось в каменном веке.

    2. В то время, когда декабристы обещали после освобождения крестьян дать им не более 2-х десятин земли, « главный реакционер и бюрократ» А.А.Аракчеев обещал дать им гораздо больше?

    3. В начале ХХ века в моду вошли галстуки под названием «Столыпинские»?

    4. Популярный американский журнал «Таймс» в начале года объявляет «человека года» и в 1957г. им был объявлен Н.С.Хрущёв.

    5. Александр II был внуком Александра I.

    Задание 3.

    Укажите время проведения мероприятий, характеризовавших внутреннюю политику царского правительства в первой половине XIX века, и расставьте в хронологической последовательности:

    Годы

    Задание 4.

    Они были первыми! Объясните, в чём же эти люди были первыми?

    1. Ю.Гагарин……………………………………………………………………………………

    2. А.Леонов………………………………………………………………………………… ….

    3. В.Терешкова…………………………………………………………………………………

    4. С.Королёв……………………………………………………………………………………

    5. Н.Армстронг…………………………………………………………………………………

    6. С.Савицкая…………………………………………………………………………………..

    7. К.Циолковский………………………………………………………………………………

    Задание 5.

    Соотнесите портреты деятелей XIX-XX веков с их фамилиями и реформами, которые они проводили и впишите в таблицу:

    Фамилия, И.О.

    1. «Манифест 17 октября»; 2. Денежная реформа, при которой рубль стал серебряным;

    3. Крестьянская реформа, предполагавшая одну из мер картофельную запашку; 4. Крестьянская реформа, отменившая «круговую поруку»; 5. Кодификация законов;

    6.Разработал проект выборных от земского и городского самоуправления и предания им законосовещательных функций.

    Портреты:

    1) 2)

    3) 4)

    5) 6)

    Задание 6.

    Краеведение.

    А. Заполни таблицу: «Города Московской области по времени их 1-го упоминания»

    №п/п

    А.Бронницы; Б. Верея; В. Волоколамск; Г. Дмитров; Д. Егорьевск; Е. Истра; Ж. Кашира;

    З. Коломна; И. Лобня; К. Люберцы; Л. Можайск; М. Озёры; Н. Ожерелье; О. Подольск;

    П. Пушкино; Р. Руза; С. Сергиев-Посад; Т. Шатура.

    Б. Рядом с этим городом прошло детство Сергия Радонежского, здесь в настоящее время развиты народные промыслы и есть удивительная усадьба:

    Заполни: город…………………………………………

    промыслы……………………………………

    усадьба ………………………………………

    Сергиев Посад, Павловский Посад, Можайск, Хотьково, Клин, Воскресенск.

    В. Этот монастырь основан в честь победы в Куликовской битве и находится между двумя городами:

    Заполни: монастырь……………………………………..

    год основания…………………………………

    кем основан……………………………………

    Саввино-Сторожевский, Борисоглебский, Николо-Угрешский , Староголутвенный.

    Г. Рядом с этим городом на церковном кладбище старинной усадьбы похоронены близкие родственники А.С. Пкшкина и находится мемориальный музей заповедник другого великого писателя-драматурга:

    Заполни: город…………………………………………….

    усадьба………………………………………….

    музей…………………………………………….

    Троицк, Фрязино, Бронницы, Чехов, Яхрома, Звенигород.

    Задание 7.

    Объясните смысл события истории России связанное с ним выражение:

    1. «Бироновщина» 4. Политика протекционизма.

    2. «Греческий проект» 5. Просвещённый абсолютизм.

    3. «Великий перелом» 6. Теория официальной народност

    Задание 8. Историк должен писать грамотно исторические понятия и термины, географические названия в особенности. Впишите правильную букву вместо пропусков.

    1. Аб-л-ционизм - движение за отмену рабства.

    2. М-с-чина - плата натурой крепостному, лишённому своего надела.

    3. И-р-рхия – соподчинение

    4. М-л-таризм – культ войны и военной силы.

    5. Б-ро-о – архитектурный ситиль.

    6. З-к-мары - элемент древнерусской архитектуры.

    7. Ун-в-рс-тет – тип высшего учебного заведения

    8. Пл-б-сцит - форма народного волеизъявления

    9. Ф-в-рит – любимец высокопоставленного лица.

    10. Ц-нтр-л-зация- формирование единого государства.

    Задание 9.

    Соотнесите битвы даты и события Великой Отечественной Войны 1941-1945гг.

    Фамилии участников сражений6

    1. Генерал-Ф.фон Бок, И.С.Конев, И.В.Панфилов, З.А.Космодемьянская.

    2. Д.Эйзенхауэр, Г.К.Жуков, М.А.Егоров, М.В.Кантария

    3. Генерал-фельдмаршал фон Лееб, К.А.Мерецков, Л.А.Говоров

    4. Генерал Ф.Паулюс, А.М.Василевский., В.И.Чуйков, А.И.Родимцев.

    1 2

    3 4

    Задание 10.

    Подумайте о чём идёт речь ( о каком виде вооружения) и дайте ответ.

    …Шла Первая Мировая война, 1916 год. Военный министр Великобритании направил командующему войсками в Европе телеграмму: «Цистерны отправлены. Ждём результатов»

    О каких цистернах идёт речь?

    Ответ :…………………………………………………………

    Ответы на вопросы олимпиады в 10-11 классах.

    Задание1. ( 30 б.)

    А. 1. Годы вступления на престол императриц.

    2. 1.Екатерина 1, 2 Анна Иоанновна, 3. Смерть Анны Иоанновны, 4. Елизавета1,

    5. Екатерина 2.

    3. 3 лишнее.

    Б. 1. Органы исполнительной власти , принятые Петром1

    2. 1. Сбор государственных доходов, 2. юридические вопросы, 3. тяжёлая

    Промышленность, 4.распределение поместий. 5. Религиозный орган на

    Государственной службе.

    3. Святейший Синод

    В. 1. Географические название мест, где проходили сражения 18 века

    2. 1. Семилетняя война 1757г., 2. Северная война 1709г., 3. Русско-Турецкая 1878-

    1879гг., 4. Русско-турецкая 1787-1791 (1790г)гг., 5. Русско-турецкая 1787-1791гг

    (1789г.)

    3. 3 –Плевна – 19 век

    Г. 1. Проведение денежных реформ в России

    2. 1 Елена Глинская, 2. Соборное Уложение Алексея Михайловича, 3. С.Ю.Витте,

    4. Сталинская реформа, 5. Брежневская.

    3. Соборное Уложение Алексея Михайловича -2.

    Д. 1. Нобелевские лауреаты.

    2. 1 физиология 1904г., 2. физика 2003г., 3. литература 1933г., 4.идея о ноосфере-

    Экология. 5.премия мира .

    3. 4- Вернадский, не лауреат Нобелевской премии.

    Задание 2.(5 б)

    1. да, 2. да, 3. нет. 4. да, 5. нет племянником.

    Задание 3. (11б.)

    1-В; 2-Д;3-З;4-Е; 5-Ж; 6-И; 7-Л; 8-Б; 9- Г; 10- К; 11-А.

    Задание 4. (7 б.)

    1. Первый космонавт. 2. Первый выход в космос. 3. Первая женщина космонавт, 4. Конструктор первого космического корабля , 5. Первый шаг по Луне, 6. Первая женщина в открытом космосе, 7. Первый разработчик теории космического полёта.

    Задание 5.(12 б.)

    Фамилия

    Задание 6. (27 б.)

    А.

    А.Бронницы- 1453г., Б. Верея – 1371г., В. Волоколамск – 1135г., Г. Дмитров- 1154г., Д. Егорьевск- 1462г., Е. Истра- 1589г., Ж. Кашира – 1356г., З. Коломна- 1177г., И. Лобня – 1902г., К. Люберцы-1621г., Л. Можайск-1231г., М. Озёры – 1851г., Н. Ожерелье – 1578г.,

    О. Подольск – 1627г., П. Пушкино – 1499г., Р. Руза- 1328г., С. Сергиев Посад – 1345г.,

    Т. Шатура – 1936г.

    Б.

    Город Хотьково, промысел – художественная резьба, усадьба –Абрамцево

    В.

    Монастырь – Николо-Угрешский, год -1380, Дмитрий Донской.

    Г.

    Город Чехов, усадьба Зачатьевская, музей Мелихово.

    Задание 7. (6 б.)

    1.Засилье немцев при Анне Иоанновне, фаворит Эрнст Бирон,

    2. Восстановление Греческой (Византийской империи) с внуком Екатерины Великой Константином Павловичем на престоле.

    3. «Великий перелом» статья в «Правде» о начале коллективизации.

    4.Политика Петра 1 ,направленная на развитие промышленности в России.

    5. Политика Екатерины 2 , связанная с заботой о благоденствии подданных, правление справедливого монарха с идеалами европейского Просвещения, и в тоже время укрепления самодержавной власти.

    6. Теория укрепления самодержавия при Николае1»православие, самодержавие народность – консервативное направление, курс на защиту абсолютизма.

    Задание 9.(12 б.)

    Задание 8.(10б.)

    Аболиционизм, месячина, иерархия, милитаризм, барокко, закомары, фаворит, централизация.

    Задание 10. (1 б. )

    Танк, в переводе с английского - цистерна – tank.

    Используемая литература

    • «История Великой Войны. 1941-1945», в 2 томах, М., 2010г

    • Военные России на службе Отечественной науки и техники»

    • «1812 год» (на встречу 200-летия событий 1812, 1813, 1814 гг.)

    • «Воскресшая(возрожденная) из пепла. Россия, век XVII»

    • "Духовное краеведение Подмосковья. Автор - Л.Л.Шевченко, 2005 год.

    • Сахаров А.Н., Буганов В.И., Буганов В.И., Зырянов П.Н. Просвещение, под ред. Сахарова А.Н. «История России» (профильный уровень)

    • Шестаков В.А. под ред. Сахарова А.Н. «История России» Просвещение, (профильный уровень)

    Буква

    Мероприятие

    1.1802

    А) издание «чугунного» цензурного устава

    2.1803

    Б) издание Устава, сократившего автономию университетов

    3.1804

    В) замена коллегий министерствами

    4.1810

    Г) проведение реформы государственных крестьян

    5.1816

    Д) издание указа о «вольных хлебопашцах»

    6.1826

    Е) создание Государственного Совета

    7.1828

    Ж) начало массового создания вольных поселений

    8.1835

    З) издание Устава, вводившего автономию университетов

    9.1837-1841

    И) придание III отделению С.Е.И.В. Канцелярии роли и функции высшей полиции

    10.1842

    К) издание указа об «обязанных крестьянах»

    11.1844

    Л) реформа начального и среднего образования- введение «Устава низших и средних учебных заведений»

    № портрета

    № реформы

    1.М.М. Сперанский

    2.П.Д.Киселёв

    3. Е.Ф.Канкрин

    4. М.Т.Лорис-Меликов

    5. С.Ю.Витте

    6.П.А.Столыпин

    Век

    Города

    1.

    12-13

    2.

    14

    3.

    15.

    4.

    16

    5.

    17

    6.

    18

    7.

    19

    8.

    20

    Дата

    Фамилии

    Номер карты

    Название битвы

    1.

    12-30 января 1943г.

    2.

    17июля-

    18-ноября1943г.

    3.

    16апреля –май 1945г

    4

    5 декабря 1941г –

    1942г.20 апреля

    Портрет

    Реформа

    1

    6

    5

    2

    5

    3

    3

    1

    2

    4

    4

    6

    5

    2

    1

    6

    3

    4

    Фамилии участников

    Карта

    Битва

    1.

    3

    2

    Прорыв блокады Ленинграда

    2.

    4

    1

    Оборона Сталинграда

    3.

    2

    4

    Взятие Берлина

    4.

    1

    3

    Наступление советских войск под Москвой

    doc4web.ru

    Олимпиада по истории 9 класс районный этап с ответами

    1. Какой из русских городов  НЕ был основан в XVI?

    А) Тобольск  

    Б) Таганрог

    В) Белгород

    Г) Царицин                                                                                                                                     Всего 1б. __________

    2. В Куликовской битве участвовали

    А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

    Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

    В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

        Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

    Г) Витовт,Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей                                                                                                                                                                                                                        Всего 1б. __________

    3. О каком сражении написаны эти строки?

    «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю»

    А) Куликовская битва             Б) Полтавская битва

    В) Бородинская битва             Г) битва на реке Шелони                                         Всего 1б. __________

    4. При князе Олеге произошли следующие события

    А) Киев стал центром формирующейся государственности, под его властью оказались соседние племена

    Б) дружина стала собирать дань с подчиненных Киеву земель

    В) Олег первым принял крещение

    Г) Олег принял первый свод законов на Руси

    Д) Олег совершил поход на Константинополь и заключил выгодный для Киева договор                                                                                                                                                                                                       Всего 3 б. __________

    5. Какой из этих памятников архитектуры относится к стилю классицизма?

    А) Большой Дворец в Петергофе    Б) Дом Пашкова в Москве

    В) Зимний дворец                             Г) Меншикова башня

    Д) Таврический дворец                    Е) Голицинская  больница                                                                                                                                                                                                                                 Всего 3 б. __________

    6. Соотнесите храмы и их местонахождение:

    А) Десятинная церковь

    Б) храм Покрова на Нерли

    В) Георгиевский собор Юрьева  монастыря

    Г) Храм Покрова на Рву

    Д) Архангельский собор

    Е) церковь Вознесения

    1. село Коломенское

    2. Красная площадь в Москве

    3. Московский Кремль

    4. Киев

    5. Новгород

    6. Владимир                     

     Ответ: А — __; Б — __; В — __; Г — __; Д — __; Е — __.                                          Всего 3 б. __________

                                                       

    7. Расположите в хронологической последовательности:

    А. Сражение при Синопе.

    Б. Адрианопольский мир.

    В. Заграничные походы русской армии.

    Г. Пекинский договор с Китаем.

    Д. Участие России в III и IV антинаполеоновских коалициях                                                      

    Ответ: __________________________________________                                                                    Всего 2б. __________  

    8. Расположите в хронологической последовательности события Северной войны:

    А) сражение у мыса Гангут

    Б) взятие Б.П. Шереметевым Нотебурга

    В) сражение у острова Гренгам

    Г) Полтавская битва

    Д) битва у деревни Лесная

    Е) Ништадский мирный договор                                                        

    Ответ: __________________________________________                                                          Всего 2б. __________

    9. По какому принципу образованы ряды?

    А) Успенский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Архангельский собор

    _________________________________________________________________________________________________

    Б) Ерофей Хабаров, Семен Дежнев, Витус Беринг, Степан Крашенинников

    _________________________________________________________________________________________________

    В) Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая  

    _________________________________________________________________________________________________

      Всего 3 б. _________

    10. По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?

    А) Летний дворец, Петропавловский собор, здание  Двенадцати коллегий, Зимний дворец

    _________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________

    Б) Берковец, золотник, вершок, фунт

    _________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________

    В) 1238, 1378, 1395, 1480

    _________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________

      Всего 6 б. __________

    11. Восстановите отрывок, вставив пропущенные слова

    Самым ярким событием первого периода войны стало последнее крупное сражение парусного флота. 18 ноября ____________г. отряд кораблей _______________ флота под командованием вице-адмирала ________________________, проведя предварительную разведку, атаковал в _____________________________бухте больший по численности ______________________флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены.

    После этого сражения  и военных действий на Дунае правительства _____________и ________________ поняли, что _________________не выдержит единоборства с Россией и вскоре после этого объявили войну России.

    Всего 7 б. ___________

    12. Прочитайте отрывок из исторического сочинения С.М. Соловьева  и ответьте на вопросы.

    «Пешая русская рать уже лежала, как скошенное сено, и татары начали одолевать. Владимир (Владимир Алексеевич Серпуховский), видя, что победа клонится на сторону татар, начал говорить Волынскому: «Долго ль нам здесь стоять? Смотри, уже все христианские полки лежат мертвы?» Но Волынский отвечал, что еще нельзя выходить из засады, потому что ветер дует прямо в лицо русским. Но скоро ветер переменился. «Теперь пора!» — сказал Волынский, и засадное ополчение бросилось на татар, которые не выдержали и побежали. Русские гнали их до реки Мечи и овладели всем их станом».

                                                                                                 

    1. О каком событии идет речь в отрывке?

    2. Когда оно произошло?

    3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?

    4. В чем вы видите причины победы?  

     Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Всего 5 б. _________

    13. Подпишите фамилии и расположите лидеров коммунистической партии в том порядке, в котором они ее возглавляли.

                                                                                         

    А)____________                       Б)_______________                   В)_____________

                       

    Г)______________                  Д) _______________            Е) _________________                                                                                                         

    Ответ: 1 — __; 2 — __; 3 — __; 4 — __; 5 — __; 6 — __.                                                Всего 6 б.__________

    14. Подпишите название архитектурных памятников, изображенных на иллюстрациях, и поставьте цифру на карте рядом с городом, где они находятся ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                          

     

    1.                 2.

               

                                        

    3.                                 4.                                         5.

                                    

     Всего 5 баллов__________

    15. Историческое эссе

    Темы эссе:

    1.  «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»

    2. «Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам многострадального русского народа» (Н.И. Костомаров).

    3. «…Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин).

    4. В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.» (Р.Г. Скрынников).

    5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

    6. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерения верховников огранчить самодержавие потерпело неудачу., почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? (Н.И. Павленко).

    7. «Искусство классицизма сформировало новый тип героя — гражданина, патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы» (Ю.С. Рябцев).

    8. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)

    9. «Находились ли они, союзники [ страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно нет. Но… (У. Черчиль).

    10. «В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это. (Ф.Бурлацкий).

    Ответы 9 класс

    1. Б

    2. В

    3. В

    4. А, Б, Д — 1 балл за каждый правильный ответ

    5. Б, Д, Е — 1 балл за каждый правильный ответ

    6. А-4, Б-6, В-5, Г-2, Д-3, Е-1(5-6 правильных ответов: 3 б.; 4: 2 б.; 3: 2б.; 1-2: 0 б.).

    7. ДВБАГ

    8. БДГАВЕ-если не верно даже один вариант, то 0 баллов.

    9. По какому принципу образованы ряды?

    А) Перечислены здания Московского кремля.

    Б) Перечислены путешественники и первопроходцы.

    В) Перечислены страны, входившие в Северный союз.

    Всего 3 б.

     10.  Что выпадает из логического ряда?

    А) Зимний дворец построен  Растрелли. Остальные – архитектурные сооружения Доменико Трезини.

    Б) Берковец — мера веса. Остальные — меры длины.

    В) 1395- противостояние с Тамерланом (Тимуром). Остальные – битвы с монголо-татарами.

    Всего 6 б., по 2 за каждый правильный ответ.

    11.  Самым ярким событием первого периода войны стало последнее крупное сражение парусного флота. 18 ноября 1853 г. отряд кораблей Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова, проведя предварительную разведку, атаковал в Синопской бухте больший по численности турецкий флот. После трехчасового боя все корабли противника были потоплены.

    После этого сражения  и военных действий на Дунае правительства Англии и Франции поняли, что Турция не выдержит единоборства с Россией и вскоре после этого объявили войну России.

    Всего 7 баллов: 1 б. За правильно указанный пропуск

                                                                                 

    12. 1) Куликовская битва

    2) 1380 год

    3) Дмитрий Иванович Московский (Донской)

    4) Полководческий талант Дмитрия, патриотизм и единство русичей, объединившихся против монголо-татар и тому подобное

     Всего 5 б.,   За 1-3: по 1 баллу; 4-2 балла.   

    13. Подпишите портреты исторических деятелей:

     А) Ю.В. Андропов; Б) К.У. Черненко; В) Н.С. Хрущев; Г) М.С. Горбачев; Д) И.В. Сталин; Е) Л.И. Брежнев.

    Последовательность правления: ДВЕАБГ

     Всего 6 баллов: по 1 б. За каждый правильный ответ и верно указанную последовательность.

     

    14. Всего 5 баллов. 1 балл за правильно указанное соответствие.

    1) Софийский собор в Киеве

    2) Дмитриевский собор во Владимире

    3) Колокольня Ивана Великого в Московском кремле

    4) Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге

    5) Казанский кремль

    15. Историческое эссе

    При оценке эссе следует исходить из следующих критериев (до 10 баллов за каждый критерий):

    1. Обоснованность  выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
    2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
    3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
    4. Четкость и доказательность основных положений работы.
    5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

    shkolnaya-olimpiada.ru

    Всероссийская олимпиада по истории 6 класс с ответами

    1. Определите дату окончания истории Древнего мира и начала истории Средних веков

    ( 1 балл)

    А) 410 г.        Б) 395 г.       В) 476 г.        Г) 500 г.

    2. Когда происходило Великое переселение народов?( 1 балл)

    А) IV-VII в.в.    Б) III-IV в.в.    В) I-II в.в.    Г) VIII-X вв.

    3. Укажите  имя вождя, которого прозвали «бичом Божьим» за то, что он опустошил Европу (1 балл)

    А) Хлодвиг;    Б) Атилла;     В) Аларих.    Г) Карл Мартелл

    4. Старинные документы хранятся в

    А) архивах     Б) музеях        В) конторах       Г) сейфах (1 балл)

    5. Письменные источники по истории средневековья в Европе (1балл)

    А) Календари        Б) Летописи           В) Евангелия    Г) Хроники

    6. В описании владений одного монастыря в X в. сказано, что крестьянин Видрад имеет полный надел земли. Он платит за него одну свинью, фунт льна, трёх кур, 18 яиц. Согласно обычаю, в течение недели пасёт в лесу свиней. По три дня в неделю в течение всего года обрабатывает участок господского поля, в жатву убирает урожай, а во время сенокоса косит стог сена, работает в барской усадьбе. Его жена должна ткать холщовую одежду.

    Укажите,  какие из перечисленных повинностей составляют барщину, а какие —  оброк? (Всего 10 баллов, за каждый правильный ответ 1 балл)

    7. Верденский договор (843г.) закрепил:

    А) принятие франками христианства   Б) создание Франкской империи   В) распад Франкской империи (1 балл)

    8.Соотнесите понятия и их определения:(3 балла)

    1) оброк                              А) земли, пожалованные в наследственное  владение сеньором своему вассалу

    2) феод                               Б) принудительный труд зависимых крестьян в хозяйстве феодала

    3) барщина                         В) сбор продуктов или денег феодалом с  зависимых крестьян

    9. Соотнесите имя правителя с историческим фактом. (9 баллов)

    Александр Македонский

    1. Организация библиотеки глиняных книг

    Ашшурбанапал

    2. Создание древнейших законов

    Константин

    3. Строительство самой длинной стены

    Октавиан Август

    4. Создание новой религии – буддизма

    Соломон

    5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

    Хаммурапи

    6. Захват единоличной власти в Риме

    Царевич Гаутама

    7. Военный поход в Индию

    Цинь Шихуан

    8. Разрешение христианам открыто молиться

    Юлий Цезарь

    9. Установление империи

    10. Соотнесите понятия и их значения. Ответ напишите в таблицу.

    (8 баллов)

    1.Натуральное хозяйство         А. Речь на религиозно-нравственную тему.

    2. Проповедь                             Б. эпоха в истории человечества между древним миром и новым временем

    3. Средневековье                      В. Хозяйство, в котором все необходимое производится в данной местности

                                                    и расходуется на собственное потребление населения данной местности.

    4. Ислам                                    Г. Сложный узор, созданный на основе математического расчета.

    5. Фреска                                  Д. Роспись, выполненная на стене или потолке храма по сырой штукатурке.

    6. Монастырь                           Е. Северные германцы, норвежцы, шведы, датчане.

    7. Норманны                           Ж. Религия многих народов Востока, связанная с верой в Аллаха и его

                                                         Пророка Мухаммеда.

    8. Арабеска                              З. Местопребывание монахов, комплекс зданий, обнесенных высокой стеной.

    11. Найдите  лишнее в ряду: папа, аббаты, рыцари, епископы, монахи.

    Ответ запишите словами и обоснуйте __________________________________ (полный ответ 2 балла)

      12.  Сгруппируйте отрасли хозяйства по их принадлежности. Ответ запишите в виде последовательности  цифр в соответствующей строке. (12 баллов)

        А) Присваивающее хозяйство

        Б) Производящее хозяйство

    1. сбор ягод

    2. охота

    3. скотоводство

    4. сбор грибов

    5. рыболовство

    6. земледелие

    7. бортничество

    8. огородничество

    9. ткачество

    10. сбор яиц

    11. коневодство

    12. кузнечное дело

        13. Верны ли следующие утверждения? («Да» — «Нет»). Ответы внесите в таблицу.(8 баллов)

    1. Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским

    миром с общей религией и сходным образом жизни.

    2. При дворе Карла Великого, в Ахене, возник «Дворцовый лицей».

    3. В бою у города Суассона войска Хлодвига разгромили римлян и подчинили себе плодородные

    равнины Галлии и ряд племен к востоку от Рейна.

    4. Бритты были норманнами, которые еще до Римской империи пришли на остров из Галлии и дали

    имя Британским островам.

    5. Одним из наиболее известных миссионеров в истории христианства является святой Григорий.

    6. Хлодвиг принял крещение по византийскому образцу.

    7. Восточно-Франкское королевство было единым.

    8. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье.

          Ключ к олимпиаде

    1. В
    2. А
    3. В
    4. А
    5. Г

       

    7     В

    8    1В,2А,3Б

    9

    Александр Македонский  -7

    1. Организация библиотеки глиняных книг

    Ашшурбанапал – 1

    2. Создание древнейших законов

    Константин – 8

    3. Строительство самой длинной стены

    Октавиан Август – 6

    4. Создание новой религии – буддизма

    Соломон – 5

    5. Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

    Хаммурапи -2

    6. Захват единоличной власти в Риме

    Царевич Гаутама -4

    7. Военный поход в Индию

    Цинь Шихуан -3

    8. Разрешение христианам открыто молиться

    Юлий Цезарь -9

    9. Установление империи

    10

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    В

    А

    Б

    Ж

    Д

    З

    Е

    Г

    11.  Рыцари не имели отношения к духовенству, они были воинами.

    12.  А-1,2,4,5,7,10:  Б – 3,6,8,9,11,12.

    13.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Да

    нет

    да

    Нет

    нет

    нет

    нет

    Да

    Максимальное количество баллов: 58

    shkolnaya-olimpiada.ru

    Олимпиада по истории России 7 класс, задания с ответами

    Чтобы подготовиться к олимпиаде по истории России мы предлагаем использовать учащимся 7 класса комплект заданий, которые вы найдете на этой странице. Представленные примеры олимпиадных заданий были составлены для учителей истории, которые хотят, чтобы их воспитанники знали историю своей страны и смогли добиться высоких результатов на олимпиаде.

    Учащимся 7 класса предлагается ответить на тестовые вопросы и решить несколько заданий, требующих написания развернутого ответа. Чтобы оценить результаты выполнения представленных заданий, ученики смогут свериться с правильными ответами и решениями, указанными внизу страницы.

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Тестовые задания

    1. Предприятие, основанное на разделение труда и ручной технике:
    А) мастерская
    Б) цех
    В) мануфактура
    Г) фабрика

    2. В каком городе было создано Второе ополчение в период Смуты:
    А) в Рязани
    б) в Ярославле
    В) в Смоленске
    Г) в Нижнем Новгороде

    3. Кто был избран новым царём на Земском соборе 1613г.:
    А) Василий Шуйский
    Б) Михаил Фёдорович Романов
    В) польский королевич Владислав
    Г) Алексей Михайлович Романов

    4. Как называлось торгово-промышленное население городов в XVIIв.:
    А) приказные люди
    Б) ясачные люди
    В) посадские люди
    Г) приборные люди

    5. Свод законов, принятый в правление Алексея Михайловича, получил название:
    А) Судебник
    Б) Закон государства Российского
    В) Русская правда
    Г) Соборное уложение

    6. Выберите из списка события, произошедшие в правление Петра I:
    А) учреждение Сената, Синода, коллегий
    Б) Крымские и Азовские походы
    В) Семилетняя война, учреждение Московского университета
    Г) раскол Русской Православной церкви, восстание С. Разина

    7. Северная война закончилась мирным договором, который получил название:
    А) Прутский
    Б) Ништадский
    В) Каспийский
    Г) Балтийский

    8. Для социально-экономического развития России в XVIII веке не характерно:
    А) сохранение и укрепление крепостного права
    Б) активная внешняя торговля
    В) введение подушной подати
    Г) ослабление абсолютизма

    9. Какое учебное заведение было открыто в 1687г.:
    А) Славяно-греко-латинская академия
    Б) Академия наук
    В) Московский университет
    Г) первая цифирная школа

    10. В чём выражалось отставание России от передовых стран Запада в начале XVIIIв.:
    А) отсутствие регулярной армии
    Б) слабое развитие мануфактурного производства
    В) отсутствие флота
    Г) всё перечисленное

    Открытые вопросы

    Вопрос 1
    По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.
    1. Закупы, рядовичи, смерды.
    2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
    3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

    Вопрос 2
    Что или кто является лишним в ряду?
    1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
    2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
    3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

    Вопрос 3
    Расположите в хронологической последовательности:
    А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова
    Б. Царствование Бориса Годунова
    В. Избрание Михаила Романова царём
    Г. Период «семибоярщины»
    Д. Царствование Лжедмитрия I

    Вопрос 4
    Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
    1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
    2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

    Вопрос 5
    Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:
    1. …рдынский выход, б…с…рмены, б…скаки, …рлык, н…й…н.
    2. Р…формация, к…льв…низм, пр…тес…ан…ство, лют…ранство, …..зуиты.

    Ответы на тесты

    Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
    Ответ Б А В Б А
    Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
    Ответ А Г В В А

    Ответы на открытые вопросы

    Ответ на вопрос 1:
    1) Категории зависимого населения Киевской Руси
    2) Завершение объединения русских земель: 1478 г. — присоединение Новгорода,
    1485 г. – Твери, 1514 г. — возвращение Смоленска
    3) Руководители опричнины
    Ответ на вопрос 2:
    Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.
    1) поляки
    2) 1589 г.
    3) Радим
    Ответ на вопрос 3:Б-Д-А-Г-В
    Ответ на вопрос 4:
    1) Иго — система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды
    2) Местничество — порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги.
    Ответ на вопрос 5:
    1. Ордынский выход, бесермены, баскаки, ярлык, нойон.
    2. Реформация, кальвинизм, протестантство, лютеранство, иезуиты.

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Другие классы
    Обновлено: , автор: Валерия Токарева

    ruolimpiada.ru

    Олимпиада по истории России 9 класс, задания с ответами

    В этом разделе ученики 9 класса найдут интересный и полезный материал по истории России. Мы составили комплект тренировочных заданий для подготовки к олимпиаде. Данный материал может использоваться на уроке для проведения пробной олимпиады, во время которой ученики повторят программный материал и углубят свои знания.

    Если ученик захочет использовать представленный комплект заданий дома для самостоятельной подготовки к олимпиаде по истории России он сможет проверить себя и оценить свои результаты без помощи учителя. Внизу страницы указаны правильные ответы ко всем заданиям

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Тестовые задания

    1. Первые монополии в России в начале XX века существовали в форме:
    А) картелей и трестов
    Б) торговых компаний и акционерных обществ
    В) синдикатов и картелей
    Г) крестьянских общин и кооперативов

    2. Первый полёт человека в космос состоялся:
    А) 4 октября 1957г
    Б) 12 апреля 1960г
    В) 12 апреля 1961г
    Г) 4 октября 1960г

    3. Установите последовательность периодов руководства страной:
    А) К. Черненко Г) Ю. Андропов
    Б) Л. Брежнев Д) Н. Хрущёв
    В) М. Горбачёв Е) И. Сталин

    4. Система двоевластия существовала в стране в:
    А) феврале-сентябре 1917г
    Б) марте-июле1917г
    В) феврале-октябре 1917г
    Г) марте-августе 1918г

    5. Переход к индустриальному обществу называется:
    А) индустриализацией
    Б) промышленным переворотом
    В) модернизацией
    Г) цивилизацией

    6. Отказ в начале 1990-х г.г. от государственного регулирования большинства цен называется:
    А) приватизацией
    Б) инфляцией
    В) национализацией
    Г) либерализацией

    7. Положительными итогами первой революции в России были:
    А) сокращение инвестиций в отечественную экономику
    Б) отмена выкупных платежей, снижение арендной платы за землю
    В) ослабление активности предпринимателей
    Г) сокращение продолжительности рабочего дня
    Д) создание представительного органа

    8. Первые мероприятия советского правительства:
    А) ликвидация сословного деления
    Б) принятие Учредительным собранием «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»
    В) Отделение церкви от государства и школы от церкви
    Г) введение всеобщего избирательного права
    Д) провозглашение демократической парламентской республики

    9. Вторая мировая война началась:
    А) 22 июня 1939г
    Б) 1 сентября 1939г
    В) 22 июня 1941г
    Г) 1 сентября 1941г.

    10. Выборы президента РФ, на которых впервые победил В.В.Путин, состоялись:
    А) 26 марта 2004г
    Б) 12 июня 2000г
    В) 26 марта 2000г
    Г) 12 июня 1996г

    Открытые вопросы

    Вопрос 1
    «Умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь … Одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой … он сидел на веслах и греб вместе с приближенными», – так описывал византийский историк X века Лев Диакон внешность Киевского князя, воевавшего с императором Иоанном Цимисхием. Назовите имя этого князя.

    Вопрос 2
    В 1549 г. впервые в истории России был созван специальный законосовещательный орган при царе, в который вошли представители разных сословий. Он носил название:

    Вопрос 3
    Как называлось объединение правителей ряда стран Европы и России, созданное в первой половине XIX в. с целью сохранения мира в Европе и поддержки старых монархических династий?

    Вопрос 4
    Прочитайте отрывок из воспоминаний Ф. Юсупова и определите фамилию человека, о котором идет речь.
    «Когда ________ черной тенью стоял около престола, негодовала вся Россия. Лучшие представители высшего духовенства поднимали свой голос на защиту Церкви и Родины от посягательств этого преступного проходимца. Об удалении ________ умоляли Государя и Императрицу лица, наиболее близкие Царской семье. Все было безрезультатно. Его темное влияние все больше и больше укреплялось, а наряду с этим все сильнее нарастало недовольство в стране, проникая даже в самые глухие углы России, где простой народ верным инстинктом чуял, что у вершин власти творится что-то неладное».

    Вопрос 5
    Кто из данного списка писателей является лауреатом Нобелевской премии:
    В. Набоков, М. Булгаков, А. Куприн, И. Бунин, А. Толстой, Б. Пастернак, М. Горький, К. Симонов, А. Солженицын, В. Распутин, И. Бродский, М. Шолохов.

    Ответы на тесты

    Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
    Ответ В В Е-Д-Б-Г-А-В Б В
    Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
    Ответ Г Б, Г А, В Б В

    Ответы на открытые вопросы

    Ответ на вопрос 1:Святослав Игоревич
    Ответ на вопрос 2:Земский собор
    Ответ на вопрос 3:Священный союз
    Ответ на вопрос 4:Распутин
    Ответ на вопрос 5:И. Бунин, Б. Пастернак, А. Солженицын, И. Бродский, М. Шолохов.

    Скачайте задания, заполнив форму!

    После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

    Другие классы
    Обновлено: , автор: Валерия Токарева

    ruolimpiada.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *