Международный рейтинг университетов: российская версия
Дмитрий Гришанков, Алексей Ходырев
В глобальный топ-200 от «Эксперт РА» попало семь отечественных вузов. Оказывается, на практике лучшие работодатели мира берут выпускников совсем не из тех университетов, за которые сами обычно голосуют в социологических опросах
Пророссийский характер рейтинга отнюдь не означает попытку создать тепличные условия для российских вузов или выпятить какие-то присущие только им маргинальные свойства. Главное условие — достоверность, прозрачность, отсутствие доморощенности. Поэтому мы опирались исключительно на признанные в мире источники данных. И это, естественно, не лучшим образом отразилось на показателях наших соотечественников.
Пророссийская же направленность проявилась лишь при формировании критерия отбора. Исходя из скрупулезного анализа целей высшего образования в России мы постарались сформировать критерий так, чтобы по нему можно было судить о полезности университета с точки зрения нужд нашей страны.
Итак, критерий, основной вопрос на который отвечает рейтинг. Он естественным образом вытекает из наших многочисленных бесед с руководителями вузов и работодателями: где готовят кадры для лучших компаний мира? Можно сформулировать еще более прагматично: кто может помочь в подготовке кадров для экономического роста нашей страны?
На наш взгляд, вопрос вполне актуальный. По крайней мере, ничуть не менее актуальный, чем вопросы, на которые отвечают наиболее известные международные рейтинги. К сожалению, нам не удалось найти авторских формулировок, поэтому приносим извинения авторам за возможные неточности: приходится воспроизводить по косвенным признакам. ARWU (более известен как Шанхайский рейтинг): куда направить учиться и стажироваться китайских студентов и преподавателей, чтобы, вернувшись, они могли вывести китайское образование на новый уровень. QS (Quacquarelli Symonds): какие университеты в наибольшей степени способствуют образовательным достижениям, карьерному росту и международной мобильности (из «Миссии QS»).
Теперь о данных, которые позволят оценить заявленный критерий. Сразу оговоримся, что мы пытались уложиться в скромный бюджет при приемлемом качестве.
Шаг первый. Мы составили шорт-лист, в который вошло 284 университета — объединение двух множеств: топ-200 рейтинга The Times Higher Education World University Rankings (THE) и топ-200 World University Rankings компании Quacquarelli Symonds (234 зарубежных вуза) плюс 50 лучших российских вузов по версии рейтингового агентства «Эксперт РА». То есть в состязании участвовали мировая элита и элита России. Мы заведомо обеспечили возможность участия лучших из лучших, отобранных нероссиянами (QS и THE достаточно авторитетны). Единственная вольность — мы дали россиянам шанс отстоять свои позиции. Но если они слабы, то все равно окажутся за бортом.
Шаг второй. Мы отобрали лучшие компании мира, интересные для России. Было бы наивно делать этот выбор самостоятельно. После долгих поисков мы решили довериться выбору шведской компании Universum, регулярно составляющей список наиболее привлекательных работодателей (The World’s Most Attractive Employers 2013 составлен на основании опроса около 200 тыс. студентов из 12 ведущих экономик мира: Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Индия, Италия, Россия, США, Франция, Япония). По данным Universum, подавляющее большинство наиболее привлекательных работодателей — американские и европейские компаниями, ни один российский работодатель в список не вошел. В итоговый шорт-лист были включены 30 организаций из списка Universum, наиболее сильно представленных в России (с точки зрения числа занятых россиян с высшим образованием): 3M, Adidas, Bain & Company, BMW, Citigroup, Deloitte, Deutsche Bank, Ernst & Young, Heineken, Intel, Johnson & Johnson, KPMG, LVMH, Mars, McKinsey & Company, Microsoft, Nestle, Nokia, Novartis, Oracle, PepsiCo, Philips, PwС, Procter & Gamble, Schlumberger, Schneider Electric, Siemens, The Coca-Cola Company, Unilever, Volvo. То есть были отобраны лучшие мировые компании («компании мечты», «компании будущего»), не пренебрегающие работой в России.
И наконец, шаг третий. Мы посмотрели, сколько выпускников каждого из 284 университетов работают в отобранных 30 компаниях. Но мы не стали опрашивать HR или экспертов, а обратились к более беспристрастным источникам: международным социальным сетям, таким как Facebook, LinkedIn. Всего было проанализировано трудоустройство более 300 тыс. человек.
Итоговый список 200 университетов упорядочен по убыванию совокупного удельного веса выпускников вузов, работающих в 30 лучших корпорациях мира. Кто сомневается — может повторить наше упражнение. Подсуживание и лукавство исключены.
Можно, конечно, поспорить о нюансах. Почему 30, а не все 64 из списка Universum? Ответ простой: в списке те, кто ближе России. Нам не очень интересны кадры для корпораций, в России не работающих или представленных слабо. Другая возможная претензия: почему список Universum, ведь можно взять другой, побольше, попредставительнее, например, Fortune? Да потому, что он нам нравится и это «компании будущего», нам предстоит создавать в России именно такие. Следующий пункт: социальные сети не вполне корректны, там изрядно мусора и проч. Да, согласны. Но лучшего источника пока нет, кроме того, их некорректности ничуть не выделяют российские университеты. А нам важна объективность.
Далее, дежурный реверанс по поводу крупных университетов. Безусловно, они в рейтинге имеют преимущество. Но давайте вспомним исходный вопрос: где готовят кадры для обновленной России? Естественно, оптовые поставщики высококвалифицированных кадров предпочтительнее. А если бы мы, например, озаботились воспитанием элит, то и вопрос был бы сформулирован иначе, и приоритет получили бы иные университеты.
Наконец, многие указывают, что интересна судьба выпускников в течение трех–пяти лет после окончания университета, особенно важно проследить динамику их карьерного роста. Каемся, бюджета исследования на столь детальную проработку не хватило. Для очистки совести мы провели выборочные расчеты: порядок мест при более изощренных выборках меняется незначительно. Но это тема для дальнейшего развития проекта.
Бег в мешках
Участие российских университетов в исследовании напоминает бег в мешках, в то время как их зарубежные коллеги выступают в хорошей легкоатлетической амуниции.
Во-первых, в 30 тестовых корпорациях средняя доля выпускников рассмотренных нами российских вузов — 0,6%. В то время как в случае с американскими университетами — 9,2%. Совершенно очевидно, что если бы мы добавили к выборке «Газпром», РЖД и Сбербанк, ситуация бы сильно сдвинулась в сторону российской «сборной». Но, к сожалению, пока российские корпорации никто не называет в числе лучших. Среди 30 рассмотренных нами компаний 14 представляют США, все остальные — из Европы (см. график 1). Сформировав список работодателей таким образом, мы поставили Россию в заведомо проигрышную позицию. Но правда превыше всего.
Во-вторых, социальные сети, особенно профессиональные, в России пока распространены куда меньше, чем в США или Европе. К примеру, в ведущей сети для профессионалов LinkedIn количество зарегистрированных американцев в 46 (!) раз превышает число пользователей из России (см. таблицу 3). Причем россияне уступают не только благополучным европейским странам, но и более экзотическим, например ЮАР, Филиппинам, Чили и Индонезии. Но даже в мешках МГУ занял вполне пристойное 47-е место, а в топ-200 вошло семь российских университетов: МГУ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Финансовый университет, РЭУ им. Г. В. Плеханова, Новосибирский госуниверситет.
По нашим оценкам, если бы средство замера было более совершенным (хотя бы равный уровень проникновения социальных сетей во всех странах), то представительство России в топ-200 могло бы удвоиться. Например, если ради эксперимента сделать поправку на структуру пользователей социальных сетей (как уже говорилось, по количеству профайлов сейчас безоговорочно лидируют США), то МГУ в рейтинге оказался бы на уже 12-м месте, рядом со шведским Университетом Лунда.
Ну а развитие российских корпораций до конкурентоспособного в мировом хозяйстве уровня увеличило бы число российских университетов в рейтинге никак не меньше чем до 20, а МГУ однозначно попал бы в первую десятку. Так что конкурентоспособной высшей школе нужна конкурентоспособная экономика, одно без другого не живет.
Любят одних, а женятся на других
Результаты рейтинга оказались неожиданными. В компаниях, формирующих экономическую и технологическую повестку дня, оказалось не так много выпускников наиболее престижных вузов, как ожидалось (см. таблицу 1). Скажем больше: университеты — лидеры западных рейтингов: Гарвард, Стэнфорд, Оксфорд, Массачусетский технологический институт — в рейтинге с треском провалились. Лишь Кембридж сумел добраться до 15-го места (в западных же рейтингах, напомним, он уверенно обосновался в тройке лидеров). Массачусетский технологический институт (MIT), лидирующий в рейтинге QS, занял в нашем рейтинге 37-е место. А вот лидер рейтинга THE, Калифорнийский институт технологий (Caltech), занял всего лишь 212-е место, совсем немного уступив своему российскому коллеге МФТИ (211-е) и незначительно опередив МГИМО (213-е).
Рейтинг показал: транснациональные компании, объекты обожания современного студенчества, охотно нанимают на работу выпускников российских вузов. Как уже было сказано, МГУ занял 47-е место, расположившись рядом с китайским Tsinghua University. И все же чуда не случилось: в рейтинге, составленном по американским данным, победили американские же вузы: Penn State University, University of Illinois at Urbana-Champaign, а также Rutgers, The State University of New Jersey — New Brunswick. Это крупные университеты, к слову, с весьма невысокой репутацией по версии QS: первые два из них по показателю «репутация у работодателей» имеют ранги 78 и 117 соответственно, а третий даже не вошел в топ-400. А вот из университетов, находящихся в топ-10 итоговых рейтингов QS или THE, в наш топ-10 вошел только University of California, Berkeley (7-е место). Занятный вывод: по представленности выпускников в лучших компаниях мира наиболее раскрученные университеты проигрывают менее известным. Оксфорд, Гарвард, MIT уступили не только американским кузницам кадров, но и, например, немецкому Technische Universitat Munchen и бразильскому Universidade de Sao Paulo.
Важен еще один вывод. Исследования репутации университетов среди работодателей, основанные на опросах, не дают однозначного представления о востребованности выпускников. Похоже, при опросах работодатели ориентируются не только, а может даже и не столько, на кадровый состав своих компаний, а прежде всего на ранее опубликованные списки. В анкетах пишут одно, а реально рекрутируют работников совершенно из иных соображений.
Для того чтобы закрепить полученный на уровне ощущения результат, мы сравнили наш топ-200 с рейтингом репутации университетов у работодателей по версии QS. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между этими списками составил 0,36. Для тех, кто далек от статистики, это означает отсутствие какой-либо зависимости.
И в завершение. Наш рейтинг показал две вещи. Во-первых, результат рейтингования кардинально может поменяться даже при не очень значительной, казалось бы, корректировке критерия, постановке задачи. Поэтому, прежде чем смотреть на результаты и делать выводы, не грех проверить критерий: насколько он соответствует вашим представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Во-вторых, наши университеты все еще вполне конкурентоспособны на мировом рынке труда.
Однако полученные нами результаты — это вовсе не абсолютная истина, они не свидетельствуют о том, что с высшим образованием у нас все хорошо, а университетам не хватает лишь самого главного — правильного ценителя. Мы ответили только на заданный вопрос, и не более того. Неплохая востребованность на рынке труда вовсе не означает, что ничего не нужно менять. Рынок меняется, образование тоже. Нам есть чем заняться.
Таблица 1. Рейтинг университетов — крупнейших поставщиков кадров для ведущих работодателей мира
| Место | Университет | Страна | 
| 1 | Penn State University | США | 
| 2 | University of Illinois at Urbana-Champaign | США | 
| 3 | Rutgers, The State University of New Jersey — New Brunswick | США | 
| 4 | Universidade de Sao Paulo | Бразилия | 
| 5 | University of Minnesota — Twin Cities | США | 
| 6 | Purdue University | США | 
| 7 | University of California, Berkeley | США | 
| 8 | Technische Universit?t Munchen | Германия | 
| 9 | The University of Texas at Austin | США | 
| 10 | Texas A&M University | США | 
| 11 | Georgia Institute of Technology | США | 
| 12 | University of Michigan | США | 
| 13 | Michigan State University | США | 
| 14 | Cornell University | США | 
| 15 | University of Cambridge | Великобритания | 
| 16 | University of Massachusetts | США | 
| 17 | Erasmus Universiteit Rotterdam | Нидерланды | 
| 18 | London School of Economics and Political Science | Великобритания | 
| 19 | University of Florida | США | 
| 20 | The Ohio State University | США | 
| 21 | Stanford University | США | 
| 22 | Arizona State University | США | 
| 23 | University of Oxford | Великобритания | 
| 24 | National University of Singapore | Сингапур | 
| 25 | University of Wisconsin-Madison | США | 
| 26 | Technische Universiteit Delft | Нидерланды | 
| 27 | University of California, Los Angeles | США | 
| 28 | Universiteit van Amsterdam | Нидерланды | 
| 29 | Harvard University | США | 
| 30 | Jiao Tong University — Shanghai | Китай | 
| 31 | Katholieke Universiteit Leuven | Бельгия | 
| 32 | University of New South Wales | Австралия | 
| 33 | New York University | США | 
| 34 | Fudan University — Shanghai | Китай | 
| 35 | Rijksuniversiteit Groningen | Нидерланды | 
| 36 | University of Southern California | США | 
| 37 | Massachusetts Institute of Technology | США | 
| 38 | Technische Universiteit Eindhoven | Нидерланды | 
| 39 | The University of Manchester | Великобритания | 
| 40 | Imperial College London | Великобритания | 
| 41 | Boston University | США | 
| 42 | University of Maryland College Park | США | 
| 43 | Indiana University Bloomington | США | 
| 44 | McGill University | Канада | 
| 45 | University of Sydney | Австралия | 
| 46 | Tsinghua University — Beijing | Китай | 
| 47 | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | Россия | 
| 48 | Universita degli Studi di Roma «La Sapienza» | Италия | 
| 49 | Northwestern University | США | 
| 50 | University of Pennsylvania | США | 
| 51 | University of Toronto | Канада | 
| 52 | Monash University | Австралия | 
| 53 | Kungliga tekniska h?gskolan | Швеция | 
| 54 | The University of British Columbia | Канада | 
| 55 | University of Leeds | Великобритания | 
| 56 | University of Washington | США | 
| 57 | Nanyang Technological University | Сингапур | 
| 58 | Lunds universitet | Швеция | 
| 59 | University of Nottingham | Великобритания | 
| 60 | Ludwig-Maximilians Universit?t Munchen | Германия | 
| 61 | The University of Birmingham | Великобритания | 
| 62 | University of Virginia | США | 
| 63 | Universidad Nacional Autonoma de Mexico | Мексика | 
| 64 | Peking University — Beijing | Китай | 
| 65 | Universiteit Gent | Бельгия | 
| 66 | University of Waterloo | Канада | 
| 67 | Iowa State University | США | 
| 68 | Carnegie Mellon University | США | 
| 69 | University of Warwick | Великобритания | 
| 70 | University of Melbourne | Австралия | 
| 71 | Universiteit Maastricht | Нидерланды | 
| 72 | University of California, Davis | США | 
| 73 | Stockholms universitet | Швеция | 
| 74 | The University of Edinburgh | Великобритания | 
| 75 | University College Dublin | Ирландия | 
| 76 | Columbia University in the City of New York | США | 
| 77 | Queen’s University | Канада | 
| 78 | Uppsala universitet | Швеция | 
| 79 | Universiteit Utrecht | Нидерланды | 
| 80 | Universitat de Barcelona | Испания | 
| 81 | Universiteit Leiden | Нидерланды | 
| 82 | University of Bristol | Великобритания | 
| 83 | University of California, San Diego | США | 
| 84 | University of Arizona | США | 
| 85 | The University of Western Ontario | Канада | 
| 86 | University of California, Santa Barbara | США | 
| 87 | University of Colorado Boulder | США | 
| 88 | University College London, U. of London | Великобритания | 
| 89 | Duke University | США | 
| 90 | University of Notre Dame | Франция | 
| 91 | Boston College | США | 
| 92 | University of Pittsburgh | США | 
| 93 | University of North Carolina at Chapel Hill | США | 
| 94 | University of Illinois at Chicago | США | 
| 95 | University of Durham | Великобритания | 
| 96 | Technion-Machon Technologi Le’ Israel | Израиль | 
| 97 | Rheinisch-Westfalische Technische Hochschule Aachen | Германия | 
| 98 | Georgetown University | США | 
| 99 | Universiteit Twente | Нидерланды | 
| 100 | University of Cape Town | ЮАР | 
| 101 | Universita di Bologna | Италия | 
| 102 | The University of Sheffield | Великобритания | 
| 103 | The George Washington University | США | 
| 104 | Tel Aviv University | Израиль | 
| 105 | Zhejiang University | Китай | 
| 106 | Technische Universitat Berlin | Германия | 
| 107 | University of Delaware | США | 
| 108 | University of Iowa | США | 
| 109 | Universiteit Antwerpen | Бельгия | 
| 110 | Rensselaer Polytechnic Institute | США | 
| 111 | Universidad Autonoma de Madrid | Испания | 
| 112 | University of Bath | Великобритания | 
| 113 | The Chinese University of Hong Kong | Гонконг | 
| 114 | Radboud Universiteit Nijmegen | Нидерланды | 
| 115 | King’s College London, U. of London | Великобритания | 
| 116 | University of California, Irvine | США | 
| 117 | Ecole centrale de Paris | Франция | 
| 118 | University of Southampton | Великобритания | 
| 119 | McMaster University | Канада | 
| 120 | Yale University | США | 
| 121 | University of Auckland | Новая Зеландия | 
| 122 | University of Liverpool | Великобритания | 
| 123 | State University of New York at Buffalo | США | 
| 124 | The University of Queensland | Австралия | 
| 125 | Princeton University | США | 
| 126 | the University of Hong Kong | Гонконг | 
| 127 | Pontificia Universidad Catolica de Chile | Чили | 
| 128 | Vanderbilt University | США | 
| 129 | University of Chicago | США | 
| 130 | University of Leicester | Великобритания | 
| 131 | Trinity College, Dublin | Ирландия | 
| 132 | Lancaster University | Великобритания | 
| 133 | University of Exeter | Великобритания | 
| 134 | Wageningen Universiteit en Researchcentrum | Нидерланды | 
| 135 | Universite catholique de Louvain | Бельгия | 
| 136 | Washington University in St. Louis | США | 
| 137 | Danmarks Tekniske Universitet | Дания | 
| 138 | The University of Reading | Великобритания | 
| 139 | Helsingin yliopisto | Финляндия | 
| 140 | University of Alberta | Канада | 
| 141 | НИУ «Высшая школа экономики» | Россия | 
| 142 | State University of New York at Stony Brook | США | 
| 143 | The Johns Hopkins University | США | 
| 144 | Brown University | США | 
| 145 | The University of Texas at Dallas | США | 
| 146 | Cardiff University / Prifysgol Caerdydd | Великобритания | 
| 147 | Ecole polytechnique federale de Lausanne | Швейцария | 
| 148 | Eidgenossische Technische Hochschule Zurich | Швеция | 
| 149 | The University of Glasgow | Швейцария | 
| 150 | University of Utah | США | 
| 151 | National Taiwan University | Тайвань | 
| 152 | Dartmouth College | США | 
| 153 | Vrije Universiteit Brussel | Бельгия | 
| 154 | University of Ottawa | Канада | 
| 155 | Universite Paris Sud Paris XI | Франция | 
| 156 | University of York | Канада | 
| 157 | Fashion Institute of Technology | США | 
| 158 | Emory University | США | 
| 159 | Tufts University | США | 
| 160 | The Hong Kong Polytechnic University | Гонконг | 
| 161 | University of Victoria | Канада | 
| 162 | Universite Pierre et Marie Curie Paris VI | Франция | 
| 163 | The Hong Kong University of Science and Technology | Гонконг | 
| 164 | Ecole centrale de Lyon | Франция | 
| 165 | University of Aberdeen | Великобритания | 
| 166 | Rice University | США | 
| 167 | Case Western Reserve University | США | 
| 168 | Санкт-Петербургский государственный университет | Россия | 
| 169 | Universite libre de Bruxelles | Бельгия | 
| 170 | Wake Forest University | США | 
| 171 | Queen Mary, U. of London | Великобритания | 
| 172 | The Hebrew University | Израиль | 
| 173 | The University of Western Australia | Австралия | 
| 174 | Ecole polytechnique | Франция | 
| 175 | Keio University | Япония | 
| 176 | Universitat Hamburg | Германия | 
| 177 | Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации | Россия | 
| 178 | Nanjing University | Китай | 
| 179 | Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | Россия | 
| 180 | Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова | Россия | 
| 181 | Universite Joseph Fourier Grenoble I | Франция | 
| 182 | University of Miami | США | 
| 183 | University of California, Santa Cruz | США | 
| 184 | Aarhus Universitet | Дания | 
| 185 | City University of Hong Kong | Гонконг | 
| 186 | University of Rochester | США | 
| 187 | University of Adelaide | Австралия | 
| 188 | Queen’s University Belfast | Великобритания | 
| 189 | Yonsei University | Корея | 
| 190 | University of Sussex | Великобритания | 
| 191 | Johann Wolfgang Goethe-Universitat Frankfurt am Main | Германия | 
| 192 | Universite de Montreal | Канада | 
| 193 | Kobenhavns Universitet | Дания | 
| 194 | Новосибирский государственный университет | Россия | 
| 195 | Universitat Wien | Австрия | 
| 196 | Royal Holloway, U. of London | Великобритания | 
| 197 | The University of Science and Technology of China | Китай | 
| 198 | University of St. Andrews | Великобритания | 
| 199 | University of California, Riverside | США | 
| 200 | University of Newcastle | Австралия | 
Источник: «Эксперт РА»
Таблица 2. Крупнейшие поставщики кадров для ведущих работодателей мира среди российских университетов
| Место | Университет | 
| 47 | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | 
| 141 | НИУ «Высшая школа экономики» | 
| 168 | Санкт-Петербургский государственный университет | 
| 177 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 
| 179 | Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | 
| 180 | Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова | 
| 194 | Новосибирский государственный университет | 
Источник: «Эксперт РА»
Таблица 3. Россияне крайне скудно представлены в деловых социальных сетях
Топ-10 стран по количеству пользователей социальной сети для профессионалов LinkedIn (млн чел.)
| 1 | США | 91,4 | 
| 2 | Индия | 23,3 | 
| 3 | Бразилия | 15,2 | 
| 4 | Великобритания | 13,8 | 
| 5 | Канада | 8,6 | 
| 6 | Франция | 6,3 | 
| 7 | Италия | 5,8 | 
| 8 | Испания | 5,3 | 
| 9 | Мексика | 5,2 | 
| 10 | Австралия | 5,0 | 
| … | ||
| 21 | Россия | 2,0 | 
Источник: socialbakers.com
raexpert.ru
«Эксперт РА» подготовил комплексный рейтинг вузов России
Ноябрь 2012Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» подготовило Рейтинг высших учебных заведений России. Участники рейтинга – высшие учебные заведения, исключая вузы творческой, спортивной направленности, а также вузы силовых ведомств.
Отличительной особенностью рейтинга является комплексная оценка деятельности вузов, исключающая ранжирование по одному показателю, а также проведение масштабных опросов наряду с анализом статистической информации. Место вуза в рейтинге определялось, исходя из оценки 3-х составляющих: качество образования, востребованность работодателями, научно-исследовательская деятельность. Методика рейтинга была представлена широкой общественности и скорректирована с учетом мнений представителей ведущих вузов РФ.
«При подготовке рейтинга мы получили самый высокий процент отклика от высших учебных заведений: свои данные нам пред оставили 116 вузов из 130 включенных в шорт-лист, – комментирует Алексей Ходырев, ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА». – Также беспрецедентным стал отклик респондентов: в анкетировании приняли участие 4 тысячи человек – это представители академических и научных кругов, работодатели, студенты и выпускники».
Тамара Румянцева, генеральный директор Фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» отмечает: «Широкий отклик со стороны вузов – это хороший знак того, что наша работа востребована. Фонд «Вольное Дело» занимается темой рейтингования вузов с 2006 года. Стремление создать наиболее объективную методику оценки – это наш вклад в создание в стране системы независимой общественной оценки качества высшего образования, ответ на общественный запрос».
Лидерами рейтинга стали МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики.
По словам аналитиков «Эксперт а РА», рейтинг не выявил явной связи между укрупнением вуза и повышением его конкурентоспособности. Из 20 крупнейших высших учебных заведений в число 20 лидеров рейтинга вошли только 7, из них только 3 – федеральные университеты. Также было отмечено, что выпускники технических вузов более востребованы рынком труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии. Если же отдельно оценить интенсивность сотрудничества вуза с работодателями (финансирование кафедр, обучение за счет средств работодателей, совместные учебные программы), то наиболее активной группой здесь оказались нефтегазовые и энергетические вузы – Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и т.д.
Как показало исследование, стоимость платного обучения в технических вузах, как правило, заметно ниже, чем в экономических (среди вузов-лидеров по стоимости обучения единственный технический университет – это МГТУ им. Н. Э. Баумана), кроме того, вузы технической направленности уступают экономическим и медицинским по баллу ЕГЭ абитуриентов. Однако, по мнению экспертов агентства, мода на подготовку экономистов и управленцев со временем может начать ослабевать. Помимо высокого спроса на «технарей» со стороны работодателей, для повышения престижа инженерных специальностей есть и другие предпосылки. По уровню научно-исследовательской активности ведущие технические вузы сейчас не оставляют никаких шансов экономическим и гуманитарным. И если коммерциализация разработок вузов начнет набирать обороты, если появится значительное число реальных прибыльных проектов, это послужит отличным аргументом для повышения привлекательности технического образования.
Источник: Студенческая правда
raexpert.ru
Рейтинг вузов России
Все материалы проекта
- Таблица 1. Рейтинг вузов России, 2012г.
- Таблица 2. Позиции самых крупных вузов России (с численностью студентов свыше 20 тыс. чел.)
- Таблица 3. Лучшие вузы по качеству образования
- Таблица 4. Лучшие вузы по востребованости работодателями
- Таблица 5. Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской активности
- Таблица 6. Компании из списка «Эксперт-400», предоставившие данные о выпускниках вузов в составе правления
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда «Вольное дело» Олега Дерипаска составило рейтинг вузов России. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Методика рейтинга составлена с учетом мнений, высказанных представителями ведущих вузов РФ.
Рейтинг показал, что укрупнение вузов не является панацеей для системы высшего образования: рейтинг не выявил явной связи между укрупнением вуза и повышением его конкурентоспособности. Так, из 20 крупнейших вузов в число 20 лидеров рейтинга вошли только 7 вузов (см. таблицу 2). В частности, относительно скромные результаты продемонстрировали федеральные университеты, образованные путем объединения вузов в регионах. В числе 20 лучших вузов России только 3 федеральных университета (Сибирский, Казанский (Приволжский) и Уральский), а, например, Северо-Восточный федеральный университет не вошел даже в топ-100. Впрочем, у федеральных вузов есть шансы на улучшение позиций в рейтинге: это может произойти в случае грамотного завершения процессов интеграции вузов, включенных в состав федеральных университетов. Кроме того, при принятии решения о слиянии вузов необходимо четко просчитывать возможный синергетический эффект и учитывать все факторы риска, сопровождающие объединение.
Победители рейтинга – МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет и Московский физико-технический институт – также вошли в первую пятерку лучших вузов по востребованности работодателями. В целом, расклад по этому критерию свидетельствует о том, что выпускники технических вузов более востребованы рынком труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии (см. Таблицу 4). Если же отдельно оценить интенсивность сотрудничества вуза с работодателями (финансирование кафедр, обучение за счет средств работодателей, совместные учебные программы), то наиболее активной группой здесь оказались нефтегазовые и энергетические вузы – Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Московский энергетический институт. Довольно странно, что в число лучших по этому параметру не вошел «МИСиС», ведь среди отраслей промышленности металлургические компании РФ по объему доходов уступают только нефтегазовым.
Несмотря на то, что работодателям требуются «технари», популярность технических специальностей среди абитуриентов не высока, по популярности технические вузы пока уступают экономическим и управленческим. Среди вузов- лидеров по стоимости платного обучения в 2011/2012 г. единственный технический университет — МГТУ им. Н.Э.Баумана (см. график 1), кроме того, технические вузы уступают экономическим и медицинским по баллу ЕГЭ абитуриентов. С другой стороны, есть и предпосылки для изменений. В технических вузах доля победителей олимпиад среди студентов 1-го курса, как правило, существенно выше, чем в экономических высших учебных заведениях, и существует вероятность, что распространенная мода на подготовку экономистов и управленцев начнет проходить. Аргументом в пользу технических вузов также является высокий уровень их научно-исследовательской активности (см. Таблицу 5).
Еще один примечательный вывод заключается в том, что управление крупными компаниями чаще доверяют выпускникам с менеджерским или экономическим образованием (см. График 2). Постепенно уходит в прошлое практика 90-х годов, когда на ведущие управленческие должности владельцы компаний назначали знакомых технарей, не имеющих менеджерской подготовки. Но это отнюдь не означает, что «технарям» закрыт путь в большой бизнес – другое дело, что для этого многим из них нужно обучиться менеджменту, финансам и экономике, получить второе высшее образование.
raexpert.ru
Рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям RAEX (Эксперт РА), 2016 год
Скачать полный текст исследования
Содержание
Основные выводы:
- Одновременно войти в топ-10 лучших вузов как по техническим, так и по экономическим направлениям удалось только МГУ, СПбГУ и Новосибирскому госуниверситету.
- В России довольно высока конкуренция между техническими вузами, тогда как в сфере экономики и управления налицо явный разрыв между лидерами и середняками.
- МГУ им. М.В Ломоносова занял первые места почти во всех публикуемых рейтингах по направлениям. Исключения — сфера «Технические науки, инжиниринг и технологии», где лидирует МГТУ им. Н. Э. Баумана, и сфера «Медицина», где верхнюю строчку занял Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
- Лучших менеджеров и экономистов готовят в Москве: семь вузов первой десятки – из столицы, тогда как в топ-10 рейтинга лучших вузов по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона.
Рейтинговое агентство RAEХ (Эксперт РА) в третий раз подготовило ежегодные рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям. Публикуются списки топ-50 вузов в сферах «Технические, естественно-научные направления и точные науки» и «Экономика и управление», а также топ-10 вузов по направлениям «Математика и естественные науки», «Информационные технологии», «Технические науки, инжиниринг и технологии», «Гуманитарные и социальные направления» и «Медицина». Рейтинги отражают результат оценки вузов участниками опросов, проведенных агентством RAEX (Эксперт РА) в 2012–2016 годах. Учитывались мнения респондентов о качестве образования, востребованности выпускников работодателями, а также об уровне научно-исследовательской деятельности. В опросах принимали участие представители академического и научного сообщества, представители компаний-работодателей, а также студенты и выпускники. Общее количество респондентов превысило 60 тысяч человек. Результаты репутационных замеров RAEX (Эксперт РА) не только используются для построения рейтингов по направлениям, но и учитываются наряду со статистическими показателями при формировании ежегодного комплексного рейтинга «100 лучших вузов России» (актуальная версия опубликована в июне 2016 года).
Технари и экономисты
Рейтинги лучших вузов по укрупненным направлениям показывают: в сфере «Экономика и управление» разрыв между вузами-лидерами и вузами-середняками огромен, в то время как в части подготовки по техническим направлениям конкуренция между вузами более ощутима. Если принять за ориентир балл МГУ как победителя рейтингов и подсчитать количество вузов, которым удалось набрать хотя бы 10% от балла лидера, получится следующая картина. При оценке репутации в области подготовки экономистов и управленцев количество таких вузов составит всего 10. Тогда как в технической сфере в группе преследователей, набравших 10 и более процентов от балла МГУ, расположились сразу 19 университетов, что говорит о более заметном уровне конкуренции.
Одновременно войти в топ-10 лучших вузов как по техническим, так и по экономическим направлениям удалось только МГУ, СПбГУ и Новосибирскому госуниверситету – эти вузы подтвердили свою репутацию лучших многопрофильных университетов страны.
Из первой десятки вузов-лидеров по направлению «Экономика и управление» семь вузов представляют Москву, и это подтверждает тезис о том, что наиболее качественное экономическое образование можно получить в столице. Из немосковских университетов наиболее сильны позиции у входящих в топ-10 СПбГУ, Новосибирского госуниверситета, Санкт-Петербургского государственного экономического университета, а также у Национального исследовательского Томского государственного университета (11-е место), Уральского федерального университета (12-е место) и Казанского (Приволжского) федерального университета (15-е место).
Из наиболее заметных изменений в рейтинге по сравнению с прошлым годом можно отметить вхождение в топ-50 по направлению «Экономика и управление» Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королёва (бывший Самарский аэрокосмический университет, к которому был присоединен Самарский госуниверситет), а также Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (присоединившего Санкт-Петербургский государственный торгово-экономический университет).
Несмотря на то, что образование – это довольно консервативная сфера, такой параметр, как репутация вуза, оказывается высокочувствителен к новостному фону вокруг того или иного учебного заведения. К примеру, в первой двадцатке вузов в сфере «Технические, естественно-научные направления и точные науки» наилучшую положительную динамику продемонстрировал Университет ИТМО из Санкт-Петербурга, переместившийся на 14-е место против 17-го места годом ранее. Помимо улучшения статистических показателей, относящихся к ресурсной обеспеченности и международной интеграции (финансирование в расчете на студента, процент прошедших стажировку за рубежом и др.), немаловажную роль в повышении репутации вуза мог сыграть благоприятный информационный фон вокруг вуза в СМИ. В частности, это информация об успехах представителей Университета ИТМО на студенческом чемпионате мира по спортивному программированию ACM ICPC, победах в соревнованиях по программированию Google Code Jam, а также о высокой оценке ИТМО Советом по повышению конкурентоспособности ведущих университетов России (так, в 2016 году ИТМО оказался в числе шести вузов, которые получат максимально возможную субсидию государства в рамках программы «5–100»).
Самое ощутимое падение в рейтинге репутации в 2016 году зафиксировано в случае с Иркутским национальным исследовательским техническим университетом (переместился с 37-го на 44-е место), что коррелирует с ухудшением ряда статистических показателей (финансирование в расчете на студента, балл ЕГЭ бюджетников и др.). Негативное репутационное влияние также могло оказать и появление информации о массовых сокращениях сотрудников вуза, вызвавшей публичные протесты его работников.
Технические науки, инжиниринг и технологии
Топ-10 вузов в сфере «Технические науки, инжиниринг и технологии» второй год подряд возглавляет МГТУ им. Н. Э. Баумана. Респонденты оценили Бауманку заметно выше, чем участников программы «5–100», среди которых наиболее сильные позиции у Томского и Санкт-Петербургского политехнических университетов, а также у МФТИ. Следует отдельно отметить лидирующие позиции МГТУ им. Н. Э. Баумана по востребованности выпускников работодателями, что подтверждает тесную связь университета с предприятиями гражданской промышленности и оборонно-промышленного комплекса.
Математика и естественные науки
В сфере «Математика и естественные науки» пьедестал заняли университеты крупнейших городов России – Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Научные школы, традиции развития фундаментальных наук в тесной кооперации со структурами Российской академии наук обеспечили МГУ, СПбГУ и НГУ не только наивысшую репутацию по итогам проведенных RAEX опросов, но и доминирование по части научных публикаций. Например, в сфере «Математика» на три упомянутых вуза приходится свыше 25% публикаций от общего количества научных работ, индексируемых в международной базе научного цитирования Scopus и опубликованных за последние четыре года. В сфере «Физика и астрономия» аналогично рассчитанный показатель также весьма высок: три вуза совокупно готовят 20% от общего числа российских публикаций.
В целом же рейтинг репутации вузов по направлению «Математика и естественные науки» показывает очевидные успехи нестоличных вузов: из топ-10 только четыре вуза представляют Москву и Московскую область, а шесть университетов расположены в других регионах.
Информационные технологии
Все десять вузов, входивших в прошлом году в состав топ-10 вузов по направлению «Информационные технологии», подтвердили свою высокую репутацию и в этом году: состав десятки лучших в 2016 году не изменился. Первую строчку занимает МГУ им. М. В. Ломоносова, где расположены два самых мощных в стране суперкомпьютера, использующихся для поддержки выполнения фундаментальных научных исследований. Из изменений в расстановке участников топ-10 образовательных учреждений в сфере «Информационные технологии» можно особо отметить улучшение позиций двух вузов из Санкт-Петербурга – Университета ИТМО (Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики; поднялся с 5-го на 4-е место), а также СПбГУ (с 7-го на 6-е). Примечательно, что рост в рейтинге произошел на фоне новостей о победах программистов СПбГУ и ИТМО на студенческих чемпионатах мира по спортивному программированию ACM ICPC (в прошлом году Университет ИТМО стал чемпионом, а в этом завоевал серебряную медаль, в то время как СПбГУ завоевал чемпионский титул именно в 2016 году). Успехи вузов в престижных международных соревнованиях повышают репутацию, что и было зафиксировано в ходе опросов RAEX (Эксперт РА).
Гуманитарные и социальные направления
Согласно мнению респондентов опросов RAEX (Эксперт РА), лучшее образование по гуманитарным и социальным направлениям сконцентрировано в московских вузах. В списке десяти вузов с наиболее высокой репутацией сразу семь образовательных учреждений столицы: МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, НИУ ВШЭ, РГГУ, МГЛУ, РУДН, а также вошедший в топ-10 РАНХиГС. К слову, за два года РАНХиГС удалось нарастить число публикаций сотрудников по гуманитарным наукам в изданиях, индексируемых РИНЦ, в два с половиной раза, по общественным наукам – в полтора. При доминировании московских вузов в сфере «Гуманитарные и социальные направления» географическое разнообразие в топ-10 привнесли только Санкт-Петербург (СПбГУ), Новосибирск (НГУ) и Екатеринбург (УрФУ).
Медицина
Отечественное медицинское образование пользуется устойчивым спросом со стороны абитуриентов, причем не только из России, но и из-за рубежа. Медицинские вузы для иностранных абитуриентов даже более привлекательны, чем вузы – участники активно поддерживаемой государством программы «5–100»: доля иностранных студентов-очников в ведущих медицинских вузах составляет 12,7% против 12,1% у первых получателей средств поддержки на повышение конкурентоспособности. В пользу медицинского образования также свидетельствует высокая обеспеченность штатными преподавателями: по данным рейтинга RAEX (Эксперт РА), на 100 студентов медицинских вузов в среднем приходится 13,3 преподавателя, тогда как в технических вузах – 7,0 преподавателя, в экономических – 6,8 преподавателей.
Тройка лидеров в области медицинского образования не изменилась по сравнению с прошлым годом: возглавляют список Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И. П. Павлова и Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова. В десятку лучших вузов в сфере «Медицина» в этом году впервые вошел Российский университет дружбы народов, что коррелирует с ростом конкурса в РУДН на медицинское направление в последние годы: если три года назад конкурс для бюджетников составлял около 66 человек на место, то в 2015 и 2016 годах – около 90 человек на место.
Приложение. Рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям, 2016 год
Открыть таблицу в новом окне Открыть таблицу в новом окнеraexpert.ru
Рейтинг школ RAEX (Эксперт РА) – 2016
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) во второй раз подготовило рейтинг 200 лучших школ России. Цель рейтинга – определить, какие школы готовят наибольшее количество студентов для лучших вузов России – университетов из топ-20 рейтинга RAEX.
RAEX (Эксперт РА) сознательно отказался от анализа данных о среднем балле ЕГЭ, так как на фоне активных слияний-укрупнений школ измерение «средней температуры по школе» могло бы сильно дезориентировать учащихся и их родителей. Напротив, рейтинг школ RAEX (Эксперт РА) позволяет понять, в каких школах формируется интеллектуальная элита России: где готовят выпускников, которые успешно поступают в 20 лучших российских вузов, включая те из них, которые сохранили за собой право на дополнительные вступительные испытания (например, МГУ им. М. В. Ломоносова и МГИМО). Рейтинг ориентирован прежде всего на родителей учащихся и самих школьников, которые нацелены на поступление в престижный вуз.
Рейтинг качественно улучшился по сравнению с исследованием прошлого года: теперь учитываются данные сразу двух приемных кампаний (2015 и 2014 годов), что дает более сбалансированный результат. Кроме того, массивы информации о зачислении, напрямую передаваемые вузами рейтинговому агентству, стали более выверенными и полными. Например, СПбГУ, КФУ и МИСиС впервые предоставили данные о поступлении выпускников школ только в этом году. Таким образом, если в прошлом году рейтинг базировался на статистике поступления в 14 ведущих российских вузов, то в этом году — на данных по 17 лучшим вузам. Всего же составителями рейтинга были обработаны сведения о поступлении свыше 87 тысяч выпускников из 15 тысяч российских школ.
Шесть лидеров рейтинга школ 2015 года подтвердили свои лидерские амбиции и в 2016 году, не изменив своих позиций по сравнению с прошлым годом. Наибольшее количество выпускников, успешно поступающих в ведущие университеты, готовят базовые учебные заведения при вузах: первое место в рейтинге второй год подряд занял Лицей №1580 при МГТУ им. Баумана, второе – СУНЦ МГУ им. Ломоносова, замкнул тройку лучших Предуниверситарий НИЯУ МИФИ.
Довольно стабильна и первая двадцатка рейтинга школ, в которой в 2016 году нашлось место только двум новым участникам – это Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей №30 и Академическая гимназия имени Д. К. Фаддеева СПбГУ. «Новым старым» участником первой двадцатки рейтинга можно назвать Многопрофильный лицей №1799, присоединивший Школу с углубленным изучением английского языка №19 им. В.Г. Белинского, занимавшую в рейтинге 2015 года 18 место.
Подробности составления рейтинга приведены в методике исследования.
Физмат школы в цене
Большинство расположившихся на верхних строчках рейтинга школ имеют физико-математический или естественнонаучный уклон: только в 5 из топ-20 школ гуманитарные направления представлены в равной степени с техническими либо преобладают. В топ-5 рейтинга вошли 4 школы с физико-математическим уклоном, их выпускники успешно поступают не только в технические вузы, но и в экономические университеты. 8% выпускников этих школ были зачислены в НИУ ВШЭ, 2% – в Финансовый университет и МГИМО.
Как показано на графике 1, связь школ из топ-5 рейтинга с «материнскими» структурами очень крепка – преимущественно выпускники поступают в тот вуз, с которым аффилирована школа. Так, для выпускников СУНЦ МГУ соотношение поступивших в МГУ и в иные вузы нашей выборки составляет 65% к 35%.
География лидеров
Московские образовательные учреждения безоговорочно доминируют в рейтинге – в список 200 лучших вошли 102 столичные школы. Достаточно широко в рейтинге представлена Свердловская и Красноярская области (21 и 18 школ соответственно), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (9 школ).
На усилении доминирования столичных школ в рейтинге сказалось влияние процессов укрупнения образовательных учреждений – год назад процесс слияния школ в Москве в основном завершился, их количество сократилось примерно вдвое, и часть школ стали крупными «многопрофильными образовательными комплексами». Следует отметить, что реформирование сильно усложнило выбор родителями достойной школы для своих детей. Проблема состоит в том, что за единым «брендом» образовательного учреждения (т.е. названием школы) кроется сразу несколько школ-подразделений, нередко сильно различающихся по качеству образования и составу обучающихся. В этой связи наилучшая рекомендация для родителей – не только анализировать позиции школ в рейтингах, но и изучить «на местах», как различаются между собой конкретные структурные подразделения интересующей школы.
Санкт-Петербург пользуется большим спросом, чем Москва
Подавляющее большинство выпускников после окончания школы продолжают обучаться в своем регионе, если в нем присутствует сильный научно-образовательный центр. Согласно данным, присланным вузами в RAEX, среди выпускников школ Красноярского края 95% поступили в расположенный в регионе Сибирский федеральный университет, и только 5% — в иные топовые вузы за пределами края. Схожее соотношение наблюдается и в Свердловской области: только 6% выпускников местных школ переехали обучаться в лучшие вузы Москвы и Санкт-Петербург, тогда как 94% остались в своем регионе, поступив в УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Если сопоставить данные по всему массиву информации, полученной в ходе составления рейтинга, то в среднем за два года в Сибирский федеральный университет поступило 30% выпускников школ из других регионов. В УрФУ эта цифра еще ниже – 24%. Не сильно выделяется и Москва: среди поступивших в 10 столичных вузов в 2015 году только 35% выпускников немосковских школ (65% — Москва и область). При этом Санкт-Петербург в борьбе за талантливых иногородних абитуриентов с явным преимуществом обыгрывает Москву. Среди зачисленных в лучшие вузы Санкт-Петербурга доля выпускников школ других регионов составляет 57% (см. График 3). Повышенное внимание иногородних абитуриентов к Санкт-Петербургу предположительно вызвано экономическими соображениями – обучаться и проживать в городе на Неве менее накладно, чем в Москве, при том, что сложность поступления в вузы примерно сопоставима. Так, по данным Росстата, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в Санкт-Петербурге на 24% ниже, чем в столице. Похожая разница наблюдается и по возможным затратам на платное обучение: стоимость договора в лучших вузах Санкт-Петербурга в среднем на 25% меньше, чем в Москве.
Открыть таблицу в новом окне
| Место в рейтинге | Название | Город | Регион | Балл | Количество абитуриентов, поступивших по конкурсу на бюджетной основе, человек* | Количество абитуриентов, поступивших на платной основе, человек* | Количество абитуриентов, поступивших на основании победы в олимпиаде, человек* | 
| 1 | Лицей № 1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана | Москва | Москва | 166.8 | 168.0 | 16.0 | 87.5 | 
| 2 | СУНЦ школа-интернат им. А. Н. Колмогорова МГУ им. М. В. Ломоносова | Москва | Москва | 123.5 | 116.0 | 3.0 | 53.0 | 
| 3 | Предуниверситарий НИЯУ МИФИ | Москва | Москва | 110.4 | 163.5 | 38.5 | 7.5 | 
| 4 | Лицей № 1502 при МЭИ | Москва | Москва | 91.9 | 158.5 | 16.5 | 12.0 | 
| 5 | Лицей №1535 | Москва | Москва | 87.8 | 84.5 | 43.0 | 23.0 | 
| 6 | СУНЦ УрФУ им. первого Президента России Б.Н.Ельцина | Екатеринбург | Свердловская область | 85.3 | 119.0 | 30.0 | 20.5 | 
| 7 | Президентский физико-математический лицей №239 | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 70.3 | 64.5 | 5.5 | 26.0 | 
| 8 | Лицей при ТПУ | Томск | Томская область | 66.6 | 96.5 | 3.0 | 24.0 | 
| 9 | Школа 179 МИОО | Москва | Москва | 65.1 | 34.0 | 18.0 | 39.0 | 
| 10 | Лицей «Вторая школа» | Москва | Москва | 57.9 | 60.0 | 13.0 | 18.5 | 
| 11 | Лицей № 1581 | Москва | Москва | 52.6 | 35.5 | 7.0 | 37.5 | 
| 12 | Центр образования № 57 «Пятьдесят седьмая школа» | Москва | Москва | 52.2 | 25.5 | 18.0 | 32.0 | 
| 13 | Санкт-Петербургский губернаторский физико-математический лицей № 30 | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 49.3 | 53.5 | 2.0 | 13.5 | 
| 14 | Академическая гимназия имени Д.К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 47.4 | 36.5 | 5.0 | 11.0 | 
| 15 | Многопрофильный лицей № 1799 | Москва | Москва | 47.0 | 43.0 | 51.5 | 4.0 | 
| 16 | Гимназия №1514 | Москва | Москва | 45.7 | 34.5 | 12.0 | 22.0 | 
| 17 | Школа № 2086 | Москва | Москва | 45.1 | 26.0 | 51.5 | 10.5 | 
| 18 | Лицей № 1568 имени Пабло Неруды | Москва | Москва | 44.3 | 50.5 | 10.5 | 13.0 | 
| 19 | Гимназия № 1567 | Москва | Москва | 41.3 | 42.0 | 23.5 | 8.5 | 
| 20 | Гимназия № 9 | Екатеринбург | Свердловская область | 40.6 | 52.5 | 14.0 | 11.5 | 
| 21 | Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 | Москва | Москва | 40.5 | 36.0 | 10.5 | 16.0 | 
| 22 | Школа № 2095 «Покровский квартал» | Москва | Москва | 37.8 | 19.5 | 33.5 | 15.5 | 
| 23 | Лицей № 1533 (информационных технологий) | Москва | Москва | 37.5 | 36.0 | 33.5 | 4.5 | 
| 24 | Лицей научно-инженерного профиля города Королёва | Королев | Московская область | 35.4 | 50.0 | 3.0 | 6.5 | 
| 25 | Красноярская университетская гимназия №1 Универс | Красноярск | Красноярский край | 35.2 | 49.5 | 40.0 | 2.0 | 
| 26 | Лицей №130 | Екатеринбург | Свердловская область | 35.2 | 63.5 | 10.5 | 4.0 | 
| 27 | СУНЦ НГУ | Новосибирск | Новосибирская область | 35.2 | 40.5 | 9.5 | 10.0 | 
| 28 | Средняя общеобразовательная школа № 654 имени А.Д. Фридмана | Москва | Москва | 33.0 | 32.5 | 20.0 | 7.0 | 
| 29 | Гимназия №13 «Академ» | Красноярск | Красноярский край | 32.6 | 52.0 | 25.0 | 4.0 | 
| 30 | Центр образования №548 «Царицыно» | Москва | Москва | 32.6 | 31.5 | 31.5 | 3.0 | 
| 31 | Академическая гимназия № 1534 | Москва | Москва | 32.3 | 34.0 | 25.0 | 4.0 | 
| 32 | Инженерный лицей НГТУ | Новосибирск | Новосибирская область | 32.1 | 54.5 | 8.5 | 6.0 | 
| 33 | Школа с углубленным изучением математики, информатики, физики № 444 | Москва | Москва | 31.0 | 32.0 | 9.5 | 11.5 | 
| 34 | Лицей №131 | Казань | Татарстан республика | 31.0 | 35.5 | 6.0 | 5.0 | 
| 35 | Гимназия № 1529 имени А.С.Грибоедова | Москва | Москва | 30.3 | 25.5 | 38.0 | 1.0 | 
| 36 | Школа № 171 | Москва | Москва | 30.1 | 34.5 | 16.5 | 4.0 | 
| 37 | Лицей № 1575 | Москва | Москва | 29.7 | 26.5 | 30.0 | 5.0 | 
| 38 | Гимназия № 710 им. Народного учителя СССР В.К. Жудова | Москва | Москва | 29.3 | 10.5 | 50.5 | 4.5 | 
| 39 | Гимназия № 1518 | Москва | Москва | 29.3 | 28.0 | 21.5 | 5.5 | 
| 40 | Многопрофильный лицей № 1501 | Москва | Москва | 28.8 | 31.5 | 18.5 | 5.0 | 
| 41 | Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина | Брянск | Брянская область | 28.8 | 30.5 | 10.0 | 7.5 | 
| 42 | Академическая гимназия № 56 | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 28.1 | 26.0 | 18.0 | 1.5 | 
| 43 | Лицей № 1547 | Москва | Москва | 27.9 | 36.5 | 12.0 | 4.5 | 
| 44 | Лицей № 1525 «Красносельский» | Москва | Москва | 27.7 | 25.0 | 19.5 | 7.0 | 
| 45 | Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина | Тамбов | Тамбовская область | 27.5 | 21.5 | 2.5 | 14.5 | 
| 46 | Школа № 354 имени Д.М. Карбышева | Москва | Москва | 27.2 | 27.5 | 21.0 | 6.0 | 
| 47 | Лицей №7 г. Красноярска | Красноярск | Красноярский край | 27.1 | 53.5 | 8.0 | 2.5 | 
| 48 | Школа-интернат «Интеллектуал» | Москва | Москва | 26.9 | 17.0 | 15.0 | 11.0 | 
| 49 | Гимназия № 35 г. Екатеринбург | Екатеринбург | Свердловская область | 26.6 | 41.0 | 18.0 | 2.0 | 
| 50 | Естественно-научный лицей СПбПУ | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 26.4 | 47.5 | 3.5 | 2.5 | 
| 51 | Лицей № 1557 | Москва | Москва | 26.4 | 29.0 | 12.0 | 5.5 | 
| 52 | Лицей № 110 им. Л.К. Гришиной | Екатеринбург | Свердловская область | 26.1 | 40.0 | 23.5 | 0.5 | 
| 53 | Лицей № 153 | Уфа | Башкортостан республика | 25.4 | 27.5 | 0.5 | 8.0 | 
| 54 | Школа № 192 | Москва | Москва | 25.0 | 24.5 | 13.0 | 6.5 | 
| 55 | Лицей №3 | Чебоксары | Чувашия республика | 25.0 | 36.5 | 2.5 | 4.0 | 
| 56 | Школа с углубленным изучением физики и математики № 2007 | Москва | Москва | 24.9 | 29.5 | 4.0 | 6.5 | 
| 57 | Курчатовская школа | Москва | Москва | 24.6 | 31.5 | 11.5 | 2.0 | 
| 58 | Югорский физико-математический лицей-интернат | Ханты-Мансийск | Ханты-Мансийский Автономный округ — Югра | 24.5 | 30.0 | 1.5 | 8.0 | 
| 59 | Школа № 218 | Москва | Москва | 24.3 | 19.5 | 8.0 | 10.5 | 
| 60 | Гимназия № 1517 | Москва | Москва | 23.5 | 22.0 | 21.5 | 3.5 | 
| 61 | Лицей №84 им. В.А. Власова | Новокузнецк | Кемеровская область | 23.4 | 30.0 | 2.5 | 4.5 | 
| 62 | Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» | Москва | Москва | 23.1 | 21.5 | 18.5 | 4.5 | 
| 63 | Школа № 315 | Москва | Москва | 23.1 | 20.0 | 6.5 | 11.0 | 
| 64 | Вторая Санкт-Петербургская гимназия | Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 23.1 | 20.0 | 18.5 | 0.0 | 
| 65 | Школа № 2107 | Москва | Москва | 23.1 | 20.5 | 21.5 | 4.5 | 
| 66 | Экономико-математический лицей № 29 | Ижевск | Удмуртия республика | 22.8 | 13.0 | 4.0 | 14.0 | 
| 67 | Лицей информационных технологий № 1537 | Москва | Москва | 22.8 | 29.0 | 6.0 | 6.0 | 
| 68 | Школа с углубленным изучением английского языка № 1944 | Москва | Москва | 22.5 | 22.0 | 20.0 | 2.5 | 
| 69 | Средняя школа №143 г. Красноярск | Красноярск | Красноярский край | 21. | 
raexpert.ru
| 1 | Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова | 4,7029 | |
| 2 | Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана | 4,2937 | |
| 3 | Санкт-Петербургский государственный университет | 4,2062 | |
| 4 | Московский физико-технический институт | 4,1695 | |
| 5 | Высшая школа экономики | 3,9911 | |
| 6 | Московский энергетический институт | 3,846 | |
| 7 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 3,8411 | |
| 8 | Томский политехнический университет | 3,7528 | |
| 9 | Санкт-Петербургский государственный политехнический университет | 3,7501 | |
| 10 | Новосибирский государственный университет | 3,7207 | |
| 11 | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России | 3,6974 | |
| 12 | Сибирский федеральный университет | 3,6361 | |
| 13 | Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина | 3,4611 | |
| 14 | Финансовый университет при Правительстве РФ | 3,3238 | |
| 15 | Томский государственный университет | 3,276 | |
| 16 | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ | 3,2569 | |
| 17 | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 3,2192 | |
| 18 | Казанский (Приволжский) федеральный университет | 3,2045 | |
| 19 | Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина | 3,2018 | |
| 20 | Российский университет дружбы народов | 3,1563 | |
| 21 | Южный федеральный университет | 3,0501 | |
| 22 | Новосибирский государственный технический университет | 3,0461 | |
| 23 | Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики | 2,8483 | |
| 24 | Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова | 2,8388 | |
| 25 | Казанский технологический университет | 2,5752 | |
| 26 | Российский государственный гуманитарный университет | 2,5301 | |
| 27 | Самарский государственный университет | 2,511 | |
| 28 | Российский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Минздравсоцразвития России | 2,4026 | |
| 29 | Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) | 2,3489 | |
| 30 | Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова | 2,3116 | |
| 31 | Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) | 2,3 | |
| 32 | Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» | 2,2864 | |
| 33 | Московский авиационный институт | 2,2735 | |
| 34 | Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского | 2,2188 | |
| 35 | Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева | 2,2063 | |
| 36 | Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева | 2,2058 | |
| 37 | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) | 2,1938 | |
| 38 | Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова | 2,1855 | |
| 39 | 1-й Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова | 2,1851 | |
| 40 | Дальневосточный федеральный университет | 2,1776 | |
| 41 | Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет | 2,1629 | |
| 42 | Московский государственный технологический университет «СТАНКИН» | 2,1603 | |
| 43 | Воронежский государственный университет | 2,1468 | |
| 44 | Московский архитектурный институт (государственная академия) | 2,1421 | |
| 45 | Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена | 2,1317 | |
| 46 | Московская государственная юридическая академия им. О. Е. Кутафина | 2,1164 | |
| 47 | Сибирский государственный медицинский университет | 2,1148 | |
| 48 | Государственный университет управления | 2,1118 | |
| 49 | Уфимский государственный нефтяной технический университет | 2,0961 | |
| 50 | Национальный исследовательский университет «МИЭТ» | 2,0923 | |
| 51 | Московский технический университет связи и информатики | 2,0691 | |
| 52 | Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения | 2,0551 | |
| 53 | Московский государственный горный университет (рейтинг считался отдельно от МИСиС, к которому Горный университет сейчас присоединен) | 2,0432 | |
| 54 | Московский государственный университет тонких химических технологий им. М. В. Ломоносова | 2,0305 | |
| 55 | Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина | 2,0139 | |
| 56 | Всероссийская академия внешней торговли | 2,0054 | |
| 57 | Иркутский государственный технический университет | 1,9836 | |
| 58 | Петрозаводский государственный университет | 1,9538 | |
| 59 | Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко | 1,9383 | |
| 60 | Казанский технический университет им. А. Н. Туполева | 1,9307 | |
| 61 | Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА) | 1,9203 | |
| 62 | Пермский политехнический университет | 1,9098 | |
| 63 | Тюменский государственный нефтегазовый университет | 1,8376 | |
| 64 | Белгородский государственный университет | 1,8098 | |
| 65 | Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова | 1,8089 | |
| 66 | Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова | 1,8057 | |
| 67 | Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича | 1,799 | |
| 68 | Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова | 1,7808 | |
| 69 | Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского | 1,746 | |
| 70 | Московский государственный строительный университет | 1,7386 | |
| 71 | Алтайский государственный университет | 1,7367 | |
| 72 | Иркутский государственный университет | 1,7137 | |
| 73 | Омская государственная медицинская академия | 1,6934 | |
| 74 | Уральская государственная юридическая академия | 1,6829 | |
| 75 | Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского | 1,6745 | |
| 76 | Пермский государственный университет | 1,6624 | |
| 77 | Уральская государственная медицинская академия | 1,6517 | |
| 78 | Самарский государственный медицинский университет | 1,6513 | |
| 79 | Астраханский государственный технический университет | 1,6321 | |
| 80 | МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского | 1,6275 | |
| 81 | Российский новый университет | 1,6092 | |
| 82 | Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева | 1,5977 | |
| 83 | Башкирский государственный университет | 1,5947 | |
| 84 | Самарский государственный технический университет | 1,5496 | |
| 85 | Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) | 1,5231 | |
| 86 | Кубанский государственный университет | 1,5195 | |
| 87 | Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского | 1,5082 | |
| 88 | Уфимский государственный авиационный технический университет | 1,4967 | |
| 89 | Юго-Западный государственный университет | 1,4724 | |
| 90 | Ульяновский государственный университет | 1,4722 | |
| 91 | Вологодский государственный технический университет | 1,4576 | |
| 92 | Рыбинский государственный авиационный технический университет им. П. А. Соловьева | 1,4533 | |
| 93 | Саратовский государственный технический университет им. Ю. А. Гагарина | 1,4414 | |
| 94 | Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) имени М. И. Платова | 1,4324 | |
| 95 | Тольяттинский государственный университет | 1,4293 | |
| 96 | Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова | 1,414 | |
| 97 | Уральский государственный университет путей сообщения | 1,4124 | |
| 98 | Кемеровский государственный университет | 1,4105 | |
| 99 | Кубанский государственный технологический университет | 1,4067 | |
| 100 | Новосибирский государственный университет экономики и управления | 1,4059 | 
expert.ru
Рейтинг вузов России
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» по инициативе и при поддержке фонда «Вольное дело» Олега Дерипаска составило рейтинг вузов России. Рейтинг стал ежегодным и получил признание экспертного сообщества. При подготовке рейтинга использовались статистические показатели, а также проводились масштабные опросы среди 4 тыс. респондентов: работодателей, представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников. Методика рейтинга составлена с учетом мнений, высказанных представителями ведущих вузов РФ.
• Выводы
Лидерами рейтинга стали МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный университет, Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики.
Рейтинг не выявил явной связи между укрупнением вуза и повышением его конкурентоспособности. Из 20 крупнейших высших учебных заведений в число 20 лидеров рейтинга вошли только 7, из них только 3 – федеральные университеты.
Выпускники технических вузов более востребованы рынком труда, чем управленцы, экономисты и гуманитарии.
Если оценивать интенсивность сотрудничества вуза с работодателями (финансирование кафедр, обучение за счет средств работодателей, совместные учебные программы), то наиболее активной группой здесь оказались нефтегазовые и энергетические вузы – Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и т.д.
Стоимость платного обучения в технических вузах, как правило, заметно ниже, чем в экономических (среди вузов-лидеров по стоимости обучения единственный технический университет – это МГТУ им. Н.Э. Баумана), кроме того, вузы технической направленности уступают экономическим и медицинским по баллу ЕГЭ абитуриентов.
Мода на подготовку экономистов и управленцев со временем может начать ослабевать. Помимо высокого спроса на «технарей» со стороны работодателей, для повышения престижа инженерных специальностей есть и другие предпосылки. По уровню научно-исследовательской активности ведущие технические вузы сейчас не оставляют никаких шансов экономическим и гуманитарным. И если коммерциализация разработок вузов начнет набирать обороты, если появится значительное число реальных прибыльных проектов, это послужит отличным аргументом для повышения привлекательности технического образования.
Управление крупными компаниями чаще доверяют выпускникам с менеджерским или экономическим образованием. Постепенно уходит в прошлое практика 90-х годов, когда на ведущие управленческие должности владельцы компаний назначали знакомых технарей, не имеющих менеджерской подготовки. Но это отнюдь не означает, что «технарям» закрыт путь в большой бизнес – другое дело, что для этого многим из них нужно обучиться менеджменту, финансам и экономике, получить второе высшее образование.
• Позиции участников
Виктор Антонович Садовничийректор МГУ им. Ломоносова
«Мне кажется, главное, чтобы рейтинг имел многофакторный характер, чтобы в нашей «фотографии» было много пикселей. Образование не может измеряться двумя, тремя, пятью параметрами» Подробнее
Александр Борисович Соболевдиректор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России
«Я считаю, что эта работа (создание рейтинга) очень важна. Она обеспечивает прозрачность и открытость системы высшего профессионального образования, запускает конкурентные механизмы, механизмы саморазвития и повышения эффективности системы» Подробнее
Борис Анатольевич Якимовичректор Ижевского государственного технического университета им. Калашникова
«Очень важно, что этот рейтинг состоялся. Ориентируясь на ведущие российские вузы, остальные учебные заведения России выстраивают свою политику. Это позволит им достигнуть высокой эффективности» Подробнее
Тамара Дмитриевна Румянцевагенеральный директор Фонда «Вольное дело»
«Востребованность общественной независимой оценки очевидна, в таких рейтингах очень важна неангажированность» Подробнее
Ефим Иосифович Пивоварректор РГГУ
«Я считаю, что рейтинги не случайно появились десять лет назад. Это было проявление процесса глобального образования. Это открытый бизнес-план, задача которого состоит в привлечении ресурсов из других стран. Под ресурсами я имею в виду студентов из других стран» Подробнее
Игорь Эдмундович Булыженковпроректор МФТИ
«Догнать топовые вузы, двигаясь по траектории, которую предлагают Times Higher Education или QS-рейтинги, у нас не получится. Надо понять, как будет развиваться образовательная среда в течение ближайших десяти-двадцати лет, срезать угол и обогнать, чтобы потом догоняли нас» Подробнее
Иван Олегович ДементьевАгентство стратегических инициатив
«В отношении качества образования нужно не сделать ошибку, копируя международные рейтинги. Они сосредоточены на поддержке и понимании образования как бизнеса. У нас нет капитализации вузов, поэтому применять такой подход не совсем целесообразно, если мы хотим, чтобы наш рейтинг продвигал российское образование в мире» Подробнее
• Значимость проекта
С 2012 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» осуществляет подготовку ежегодного рейтинга высших учебных заведений России. Опубликованный рейтинг вузов РФ, в частности, был представлен в Общественной палате РФ, где получил высокую оценку от российского академического сообщества. Благодаря вступлению в международную экспертную группу IREG, одну самых авторитетных организаций в области ранжирования университетов, рейтинги университетов «Эксперта РА» приобрели еще и международную известность
Формирование рейтинга вызвано следующими предпосылками:
В России:
- Необходимо задать ориентир для абитуриентов, работодателей, общественности и власти
В СНГ:
- Требуется привлечь абитуриентов и специалистов бывшего СССР, восстановить разрушенные связи
В мире:
- Необходимо возродить престиж российского высшего образования
- Альтернативный рейтинг – наиболее эффективный способ воздействия на методики уже признанных рейтингов
- Требуется содействие глобализации российских ВУЗов
raexpert.ru
 
 