Основные занятия в древнем китае – 1.Какие были основные занятия жителей Китая, Японии, Индии? 2.Названия государств или династий эпохи Средневековья Китая,

Содержание

Жизнь в Древнем Китае — народ, история, быт, занятие, общество, хозяйство, экономика, вики — WikiWhat

Город в Древнем Китае

Древнекитайская деревня

Дома в древнекитайских земледельческих поселениях раннего периода (примерно до 500 г. до н. э.) строили частично ниже уровня земли. Их деревянные стены были обмазаны глиной. Крыша была изготовлена из тростника, а через отверстие в крыше выходил дым от очага.

В поселении был дом, где собирались все жители древнекитайской деревни. Среди домов был загон для свиней. Просо хранили в вырытых в земле ямах. Ров по периметру деревни защищал жителей от диких животных.

Города периода династии Хань

Дома Древнего Китая в период династии Хань имели деревянные стены покрытые лаком для того, чтобы сквозь них не проникала влага. Покатая черепичная крыша защищала стены от дождя. Зимой окна закрывали вощеной бумагой.

В древнекитайских городах возвышались сторожевые башни. В домах богатых вельмож был свой сад, где отдыхала его семья. У них в саду был бассейн с золотыми рыбками.

На улицах торговцы в лавках продавали продовольствие, а чиновники следили, чтобы торговцы устанавливали справедливые цены. Земледельцы везли разный товар, пригоняли для продажи свиней и гусей. На улицах древнекитайских городов выступали акробаты, организовывались процессии придворных чиновников. Высокопоставленные чиновники передвигались по улицам в колясках, запряженных лошадью, а богатых людей иногда носили в носилках.

Занятия жителей Древнего Китая

Среди занятий древнекитайских мужчин были охота и рыбная ловля. Китайцы начали заниматься земледелием больше трех тысяч лет тому назад в долине реки Хуанхэ. На полях в Китае хорошо растет рис — основная пища китайцев.

Земледелие

Ещё начиная примерно с 5000 г. до н. э. люди стали возделывать землю на берегах Хуанхэ (Желтой реки). Они выращивали просо, фрукты, орехи и овощи. Земледельцы разводили свиней, собак и кур. На берегах Янцзы, где климат был теплее и более влажный, выращивали рис.

Древние китайские земледельцы строили поселения, работали в поле каменными орудиями труда и изготавливали прекрасные расписные сосуды.

Путешествия в Древнем Китае

Уже за тысячу лет до нашей эры древние китайцы начали плавать по морям Тихого океана, омывающим вос­точные берега страны. На западе китайцы доходили до окраин вы­сочайшего в мире Тибетского на­горья, до пустыни Гоби.

Похороны в Древнем Китае

При династии Шан

Начиная с эпохи правления династии Шан в Древнем Китае соблюдались определённые погребальные ритуалы. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Когда царь умирал, его погребали в большой могиле, заставленной драгоценными вещами — погребальной яме. В жертву приносили людей и животных и клали их вместе с ним в могилу. Коней усыпляли, слуг закалывали, чтобы и в загробном мире они могли служить царю. Царскую колесницу и лошадей клали позади тела царя. Рядом складывали котлы из бронзы и резные украшения из нефрита.

По окончании церемонии погребения слуги засыпали могилу землей.

При династии Хань

В гробницах династии Хань оставляли все, что могло понадобиться мертвецу в загробном мире: одежду, пищу, лекарства, чаши и кубки. Один царский сын и его супруга были похоронены в одежде из нефрита (тяжелого зеленого камня). Полагали, что это предохранит тела от разложения. На погребальный костюм царевны Ту Ван пошло более чем 2 тыс. пластин отполированного нефрита, соединенных между собой золотой проволокой.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Рассказ как жили люди в древнем китае

  • Как климат влиял на занятия древних греков

  • Древний китай быт людей

  • Что выращивали земледельцы в китае

  • Какие занятия были в древнем китае

wikiwhat.ru

Занятия местного населения Китая

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы широко расселились по Восточной Азии, достигнув как берегов Амура, так и южной оконечности полуострова Индокитай. На становление материальной культуры Древнего Китая огромное влияние оказали технологические достижения народов Ближнего и Среднего Востока.

Как видим, в Китае перечисленные инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Китае имел тенденцию к постоянному ускорению. Это привело к тому, что уже к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих двух регионов сравнялись. Огромную роль в контактах с внешним миром сыграл со временем Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н.э.3. Он протянулся почти на 12000 км по Евразии.

Основным занятием местного населения Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности. В V в. до н. э. между реками Хуанхэ и Янцзы был построен 260-мильный канал, известный под именем канала Диких Гусей. Впоследствии это монументальное строительство было продолжено. При императоре Цинь Шихуанди (III в. до н.э.) был прорыт Волшебный канал протяженностью 120 миль. Он проходил через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1250-мильному непрерывному навигационному пути по рекам. А в I в. до н. э. началось строительство Великого канала. В целом оно было завершено через полторы тысячи лет. Канал составил почти 1060 миль и опоясал почти весь Восточный Китай.

05.12.2018

nuju.ru

Основные занятия древних китайцев - Неботан.com

В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы широко расселились по Восточной Азии, достигнув как берегов Амура, так и южной оконечности полуострова Индокитай. На становление материальной культуры Древнего Китая огромное влияние оказали технологические достижения народов Ближнего и Среднего Востока.

Как видим, в Китае перечисленные инновации появились позже, очевидно, что они были привнесены туда и не носили автохтонного характера. Но процесс ассимиляции новых технологий в Китае имел тенденцию к постоянному ускорению. Это привело к тому, что уже к середине I тыс. до н.э. технологические уровни этих двух регионов сравнялись. Огромную роль в контактах с внешним миром сыграл со временем Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н.э.3. Он протянулся почти на 12000 км по Евразии.

Основным занятием местного населения Китая было земледелие. Умеренный климат и не требующие искусственного удобрения наносные, образовавшиеся из речного ила почвы способствовали развитию сельского хозяйства. В Древнем Китае была создана совершенная для того времени система орошения. Множество рвов и арыков соединялись каналами. Для поддержания этой системы в порядке были введены специальные повинности. В V в. до н. э. между реками Хуанхэ и Янцзы был построен 260-мильный канал, известный под именем канала Диких Гусей. Впоследствии это монументальное строительство было продолжено. При императоре Цинь Шихуанди (III в. до н.э.) был прорыт Волшебный канал протяженностью 120 миль. Он проходил через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1250-мильному непрерывному навигационному пути по рекам. А в I в. до н. э. началось строительство Великого канала. В целом оно было завершено через полторы тысячи лет. Канал составил почти 1060 миль и опоясал почти весь Восточный Китай

Оцени ответ

nebotan.com

§ 17. Древний Китай. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс

§ 17. Древний Китай

Природные условия Древнего Китая

На юго-востоке Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек такие мягкие, что их можно обрабатывать даже самыми простыми орудиями труда, изготовленными из дерева или кости. Поэтому земледелие распространилось здесь уже в древности.

Древний Китай

Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ, где и были найдены древнейшие поселения китайских земледельцев. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все вокруг. К тому же случается, что из-за мягкости прибрежных почв она при разливе размывает свои берега и меняет русло. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ называли «Блуждающей рекой», «Рекой тысячи бедствий».

Найдите на карте долины рек Хуанхэ и Янцзы. Почему, несмотря на опасный нрав Хуанхэ, поселения людей в Китае появились именно в долине этой реки?

Хозяйство жителей Китая

Основным занятием населения Древнего Китая было земледелие. Первоначально землю обрабатывали мотыгой, но со временем на смену ей пришел плуг. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, но самой распространенной культурой был рис. Для китайцев он до сих пор является важнейшим продуктом питания. Выращивали китайцы и еще одно растение, неизвестное в древности больше нигде, – чай. В Китае было также развито садоводство и огородничество, разведение лошадей, коров, свиней.

Древнекитайский макет дома

Еще одним важнейшим занятием населения было изготовление шелка – полупрозрачной красивой ткани. Ее получали, вытягивая тончайшие нити из коконов шелкопрядов (шелковичных гусениц). Шелк высоко ценился не только в Китае, но и далеко за его пределами. Способ его изготовления держался в строгом секрете. Владение этим секретом приносило китайцам огромные прибыли, и постепенно шелк стал важнейшим товаром, вывозившимся из страны. Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».

В VII–VI веках до н. э. в Китае научились обрабатывать железо. Это способствовало подъему хозяйства. Имея железные топоры, люди очистили долины Хуанхэ и Янцзы от густых лесов и распахали их. Появление плуга с железным лемехом дало возможность обрабатывать твердые степные почвы, лежавшие за пределами речных долин.

Вспомните, когда люди научились обрабатывать железо.

Возникновение государства

Первые государства в Китае возникли в начале II тысячелетия до н. э. В середине I тысячелетия до н. э. здесь насчитывалось уже около десятка государств. Их правители воевали между собой, стараясь расширить свои владения. В конце концов правители государства Цинь сумели создать сильное войско и подчинить себе противников. Многолетние войны завершились объединением страны под властью циньского правителя. В 221 году до н. э. он провозгласил свое государство Циньской империей и принял имя Цинь Шихуанди, что означает «первый император Цинь».

Женщина. Древнекитайская скульптура

Цинь Шихуанди ввел суровые законы. Население империи правитель обложил большими податями. Чтобы избежать мятежей, он приказал переселить знатных людей из завоеванных им государств в свою столицу, где за ними был установлен неусыпный надзор. Цинь Шихуанди разделил огромную империю на области. Во главе каждой он поставил наместников – чиновников высокого ранга. Они собирали налоги, следили за порядком, осуществляли суд. Различные области империи были соединены дорогами. Заботился Цинь Шихуанди и о сооружении оросительных каналов и дамб. Он ввел единые для всей империи меры веса и длины, единые деньги. Это облегчило занятие торговлей и способствовало ее расцвету.

Воин императора Цинь Шихуанди. Древнекитайская скульптура

Чтобы увековечить свое имя, Цинь Шихуанди потратил огромные средства на украшение столицы государства. Император приказал также разбить рядом со столицей огромный заповедный парк со множеством диких зверей. В этом парке для него было возведено 37 роскошных дворцов. Цинь Шихуанди опасался покушений и потому приказал соединить дворцы подземными ходами, чтобы никто не знал, где он находится.

Борьба с северными кочевниками

Цинь Шихуанди пришлось вести ожесточенную борьбу с гуннами (хунну), обитавшими к северу от границ Китая. Это были воинственные кочевые племена, грабившие китайские города, уводившие в рабство людей. Император собрал огромное войско и разбил отряды кочевников. Ему удалось отодвинуть границы империи дальше к северу.

Китайская монета

Чтобы обезопасить новые рубежи, Цинь Шихуанди приказал построить мощные оборонительные сооружения. За 10 лет руками почти двух миллионов человек была возведена Великая Китайская стена – колоссальное сооружение из земли, кирпича и гранитных глыб. Высота ее достигала 10 метров, а ширина такова, что сверху по ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей. Длина стены составляла почти 4 тысячи километров, и на всем ее протяжении, через каждую сотню метров, стояли мощные сторожевые башни. Но у императора не хватало войск для обороны страны, и северные кочевники продолжали свои грабительские набеги.

Империя Хань

Вторжение гуннов и строительство Великой стены подорвали силы государства. Казна империи была истощена, при строительстве погибли десятки тысяч людей. В стране зрело недовольство. Когда в 210 году до н. э. Цинь Шихуанди скончался, в стране начались волнения. Империя Цинь пережила своего основателя лишь на год и рухнула после народного восстания. Повстанцы отменили все законы Цинь и освободили десятки тысяч государственных рабов.

В одной из областей империи – Хань – во главе отряда восставших стоял простой деревенский староста Лю Бан. После победы он стал правителем этой области. Постепенно Лю Бан подчинил себе весь Китай. Так возникло новое государство – империя Хань, просуществовавшая до IV века н. э.

Великая Китайская стена

Подведем итоги

С древнейших времен жители Китая занимались земледелием в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. В начале II тысячелетия до н. э. на территории этой страны появилось первое государство. В 221 году до н. э. возникла Циньская империя, а после ее падения – империя Хань.

• Начало II тыс. до н. э. Возникновение государства на территории Китая.

• 221 год до н. э. Объединение Китая под властью Цинь Шихуанди и образование Циньской империи.

Вопросы и задания

1. Расскажите о географическом положении и природных условиях Древнего Китая.

2. Каковы были занятия населения Китая?

3. Кто и когда создал в Китае единое государство, как оно называлось?

4. Когда и для чего была возведена Великая Китайская стена? Как вы думаете, было ли возможно соорудить ее ранее? Обоснуйте свой ответ.

5. Когда возникла империя Хань и кто был ее основателем?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древний Китай

Март 7th, 2009 | Древний Китай

Географическое положение древнего Китая

На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем — Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки — Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот. Случалось, что во время разлива Хуанхэ затопляла большие территории с сёлами и полями. Поэтому её называли ещё «Рекой, надрывающей сердца» и «Бичом Китая». Со временем люди научились бороться с паводками. Они строили плотины и рыли каналы.

Верования древних китайцев

Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя. Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь...». Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни.

Хозяйство древних китайцев

Основная еда китайцев — рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Поля со всех сторон ограждали невысокими земляными плотинами. В плотине делали ворота, через которые пропускали воду на поле из рек и каналов. Собранный рис толкли в ступе и готовили из него разную пищу. Чаще всего рис просто варили и ели деревянными палочками, которыми китайцы пользуются и сейчас, как мы с вами ложками и вилками.

Шелководство

Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад. Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса (теперь — Кадис) в Испании.

Выращивание чая

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек» (тцай-ие).

Изобретение фарфора

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

Жизнь состоятельных китайцев

Вот что рассказал о жизни богатых древних китайцев древний писатель: «Домов у знатных людей сотни. Плодородные поля их занимают всю землю. Рабов и рабынь у них насчитываются тысячи и десятки тысяч. Их огромные дома не вмещают сокровищ и дорогих товаров. Гор и долин не хватает для табунов их коней, для стад коров и свиней, для отар овец. В их роскошных залах полно гостей, певиц и музыкантов. А мяса коров, свиней и овец столько, что его не успевают съедать, и оно протухает. Столько густого чистого вина, что нет сил его выпить, и оно прокисает».

Жизнь крестьян

Жизнь простых людей в древнем Китае была тяжёлой. Беспрерывно велись войны, опустошавшие страну. По селениям ездили чиновники со стражниками и собирали налоги. Крестьян, которые не могли расплатиться, отдавали в рабство. А в голодные годы случалось, что крестьяне сами продавали в рабство своих детей. Крестьяне должны были возводить плотины вокруг полей, рыть каналы. Их заставляли строить Великую Китайскую стену.

Жизнь рабов

В древнем Китае, как и во всех странах древнего мира, был распространён труд рабов. В древних китайских книгах записаны обязанности раба. Раб должен выполнить сто служб. Подняться рано, подмести дом, помыть посуду, в доме делать всю работу: выдалбливать ступки, вязать веники, вырезать деревянные чаши, плести сандалии. Если в доме гости, раб должен готовить праздничный обед, носить воду, топить печь, а также рубить дрова, охотиться на оленей, ловить рыбу и черепах, стрелять диких гусей. Есть рабу можно только бобы, а пить только воду. Если ему захочется вина, он может лишь обмакнуть губы в чашу, но не глотать. «Переделав всю работу, пусть он для отдыха ещё истолчёт в ступе сто литров зерна. В полночь, когда вся работа уже сделана, пусть стирает бельё». Раба можно было купить, продать и безнаказанно убить.

Китайские деньги

Китайцы пользовались мелкими и крупными деньгами. Мелкие монеты были с дырочками посередине. Их нанизывали на бечёвки по тысяче штук и носили такие связки с собой. Крупными деньгами были слитки (бруски) серебра. Когда нужно было уплатить, от слитка отрубали кусок и взвешивали.

Быт китайцев

Мужчины и женщины в древнем Китае носили халаты с поясом. Рукава были длинными и широкими. Внутри рукавов пришивали карманы для мелких вещей. Богатые люди носили шёлковые или хлопчатобумажные халаты с узорами. Одежду императора украшали изображениями дракона. Слуги и рабы носили синюю и тёмную одежду. Издавна в Китае существовал обычай туго бинтовать ноги девочкам, чтобы ступни не росли, а оставались маленькими. Такие маленькие изувеченные ножки считали признаком красоты и называли «золотыми лотосами» (лотос — цветок, похожий на лилию). Мужчины носили сандалии или сапоги. Китаянки делали себе сложные и причудливые причёски. Волосы скрепляли на голове шпильками и клейким соком алоэ. Такая причёска держалась на голове несколько дней. Чтобы не измять её во время сна, под шею подкладывали твёрдую фарфоровую или деревянную подставку.

Имена

В древнем Китае каждый человек имел несколько имён. Одно из них — детское, или молочное — родители давали при рождении ребёнка. Когда ребёнок подрастал, то учитель или родители давали ему взрослое имя, с которым человек жил всю жизнь. Если раба продавали, он брал фамилию своего нового хозяина и новое имя. У китайцев принято сначала писать фамилию, а потом — имя. Фамилий было немного, а вот имя родители могли придумать какое угодно, например: Фань Лань — «Ароматная орхидея», Цю Жун — «Осеннее лицо». Императоры имели тронные и посмертные имена, а также девизы правления, например: Тай Пин — «Великий покой», Шао Син — «Продолжение расцвета». Здороваясь, китайцы сжимают руку в кулак и подносят его ко лбу.

Рубрики: Китай

Теги: Путешествуем по Китаю


izuchaem.info

Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай". Занятия древнего китая



Открытый урок по всемирной истории по теме "Древний Китай"

Разделы: История и обществознание

Цели урока: дать представление о природно-географических, климатических условиях Китая, хозяйственной и повседневной жизни, раскрыть историческую необходимость и причины возникновения китайских империй, рассмотреть влияние народа на государственность на примере восстаний; развивать навыки работы с текстом учебником, исторической картой, способствовать развитию образного, логического, критического, мышления, зрительной и слуховой памяти; воспитывать уважение и уважительное отношение к истории других народов.

Ожидаемые результаты урока:

После урока учащиеся смогут: называть время возникновения цивилизации в Китае, проявления могучей роли государства в Китае во времена Цинь Шихуанди, называть наиболее известных правителей Китая; определять, как природные условия влияли на жизнь людей в Китае; определять характерные признаки хозяйственной жизни в Китае; определять причины возникновения и упадка государства в Китае.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент урока

Учитель. Очень хочется, чтобы каждый из вас показал свои знания на уроке.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Итак, мы отправляемся в путешествие. Путь впереди нелегкий, но я уверен, что мы его преодолеем.

Во время путешествия нам предстоит выяснить:

1) Где расположен Китай, охарактеризовать его географическое положение; 2) В чем заключались природные и климатические особенности этой страны; 3) Чем занимались китайцы.

Древний Китай возник в V тыс. до н. э., то есть VII тыс. лет назад. В V-III тыс. до н. э. в Китае возникло несколько держав: Цинь, Чу, Ци, Хань, Вэй, Чжао, Янь. Самые интересные цивилизации Китая образовались в долинах крупных рек.

III. Мотивация учебной деятельности

Игра «Историческая кухня»

Учитель. Мы с вами уже изучили ряд государств. Вспомним их и покажем на карте.

Работа с картой: найдите и покажите на карте Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, Израиль.

Учитель: А теперь повторим термины и понятия, которые мы будем использовать во время урока.

Основные понятия

Цивилизация – страны и народы, которых объединяет определенный уровень экономического развития, духовная культура и традиции. Государство – особый способ организации общества, созданного для поддержания внутреннего порядка, защиты от врагов. В неоднородном В неоднородном обществе государство обеспечивает господство одной группы населения на другие. Общество – совокупность людей, объединенных определенными отношениями и общей территорией. Власть – право и возможность распоряжаться, управлять.Частная собственность – форма собственности, при которой орудия труда и продукты труда принадлежат частным лицам.Вельможа – знатный и состоятельный человек, занимающий высокую государственную или придворную должность.Империя – государство, созданное из стран, покоренных государством-завоевателем, которую возглавляет император.

IV. Изучение нового материала

Учитель.  Сегодня мы начинаем изучение стран Востока. Я приглашаю вас в интересное путешествие во времени. Нас ожидает радость знакомства с новой страной. У меня в руках черный ящик. В ней интересные вещи с незнакомой страны. Ваша задача – быть внимательными на уроке и в конце урока определить, что лежит в этой шкатулке. К нам пожаловали гости – жители этого государства.

1-й ученик. Ни хао!2-й ученик. Я вас поздравляю. 1-й ученик. Государство, по которой мы прибыли, – большая и самая населенная страна в мире. 2-й ученик. Жители этой страны называют себя ханьцы (от слова «Хань» – древнего названия страны). 1-й ученик. Свою страну жители называют также Чжунго – Срединное государство, а в древности именовали еще и Поднебесной.2-й ученик. Для работы на кухне здесь берут только мальчиков, которые имеют природные способности в приготовлении пищи. Кулинарных учебных заведений здесь нет, но повар с 20-летним стажем может приготовить до 10 тысяч блюд. Здесь насчитывают до 200 видов пельменей.1-й ученик. Как не странно, но в этой стране хлеба нет.

Учитель. Это страна удивительных изобретений, которыми человечество пользуется и поныне, в частности шелка, бумаги, чая, фарфора, зубной щетки.

1-й и 2-й ученик. Из какой страны мы прибыли?

Ответ. Из Китая.

Учитель: А теперь задача господина Плутослова.

Поставьте буквы в правильном порядке и прочитайте слово: ТИКАЙ.

Ответ. Китай.

Соотнесите страны и название рек, протекающих по их территории.

1. Нил; 2. Хуанхэ, Янцзы; 3. Тигр, Евфрат. А.Месопотамия; Б.Египет; В.Китай.

Ответ: 1 Б, 2 В, С А.

Работа с картой: найдите эту страну на карте и опишите ее по алгоритму.

1. Страна Китай. 2. Материк – Азия 3. Часть мира – Юго-Восточная Азия. 4. Моря, омывающие ее берега, – Желтое и Восточно-Китайское. 5. Реки Янцзы и Хуанхэ. 6. Надпишите на контурной карте реки и моря Китая.

Учитель. Мы прибыли на место, и на нас ожидают экскурсоводы-географы.

Природные и климатические условия Китая

Несколько учащихся получили опережающее задание: подготовить сообщение о природных особенностях Китая.

1-й экскурсовод. Китай – страна, где 80% поверхности занимают возвышенности и горы. Тибетские горы защищают восточные равнинные земли от северных ветров. Высоко в горах расположены истоки рек Хуанхэ и Янцзы. Берега Хуанхэ образуют лесные почвы, поэтому их легко размывают дожди и здесь случаются частые разливы. «Река, что блуждает», «река тысячи бедствий» – так называли китайцы Хуанхэ, поскольку она могла менять даже русло. Высокое плодородие лесных почв дает высокий урожай. Именно это привлекало людей в долины рек Хуанхэ и Янцзы. Этот край заселили во времена раннего и среднего палеолита. Во II тыс. до н. э. земледельческий район возник в долине р. Хуанхэ. Когда китайцы научились обрабатывать железо и делать из него топоры, стало возможным освоение долины Янцзы, ведь теперь можно вырубать непроходимые леса. Среди уникальных китайских растений стоит упомянуть лаковое дерево, из которого изготавливают натуральный лак и клей.

– Что выращивали? (Рис, просо, сорго, ячмень, пшеницу)

Учитель. Китайцы тщательно скрывали секреты изготовления шелка. Кто пытался его вывезти, того казнили. Шелк использовали вместо денег. Лишь в средние века секрет был раскрыт, и шелк начали производить в Европе. Также китайцы скотоводствовали: разводили быков, овец, лошадей для колесниц, свиней, домашнюю птицу. Среди ремесленников были медники, косторезы, каменщики, гончары, столяры.

Физкультминутка

Правила поведения в китайской школе

  • Ли жу сун: стоим смирно, как сосна, ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.
  • Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.
  • Во жу гун: лежать как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.
  • Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.

2-й экскурсовод. Китай – горная страна, но несмотря на это, государство утопает в зелени парков. Особенно величественно смотрятся медные и керамические беседки и пагод

religionpeace.ru

1-й урок. Природа и население Древнего Китая. Установление рабовладельческого строя

1-й урок.

Цель урока: 1) познакомив учащихся с природными условиями Древнего Китая, отметить в них общие черты с природой других изученных стран и выделить своеобразные; 2) показать учащимся исключительное трудолюбие китайцев, их настойчивость и изобретательность в овладении силами природы; 3) подчеркнуть, что возникновение рабовладельческого строя в Китае определялось теми же причинами, что и в других странах.

Оборудование урока: карта восточного полушария или Азии и историческая карта «Древняя Индия и Китай». Таблицы 41 и 42 Альбома по древней истории. Дополнительно диапозитивы 3, 4, 6, 8 и 17, 22—28 из серии «Древний Китай» (М„ 1954).

Опрос проводится по теме «Общественный строй Индии и ее культура». Таблицу «Деление общества Древней Индии на касты» записывает один из учащихся на доске с последующим обсуждением всем классом. Другие учащиеся рассказывают о положении различных каст, о науке и технике Древней Индии.

Дополнительно можно спросить: почему жрецы играли большую роль в обществе Древней Индии? Почему воины тоже стали господствующей кастой? Как религия в Индии помогала богачам угнетать трудящихся?

Своим обобщением учитель подготовляет учащихся к повторительно-обобщающему уроку, отмечая в истории Индии черты, общие всем рабовладельческим государствам Древнего Востока, и выделяя черты своеобразные (деление общества на касты, особенности культуры).

Много своеобразного и самобытного имеет и древняя история другой величайшей страны Азии — Китая, к изучению которой учащиеся переходят. Учитель проводит краткую беседу о Китайской Народной Республике, о дружбе между советским и китайским народами и начинает сообщение нового материала.

План изложения нового материала

1. Природа Китая.

2. Древнейшие люди в Китае.

3. Население Китайской равнины и его занятия.

4. Установление рабовладельческого строя.

Китай занимает обширную территорию, равную почти всей Европе — 9,9 млн. кв. м. С юга и запада он огорожен высокими горами, которые, снижаясь к морю, образуют обширную Китайскую равнину. Густые леса и болота покрывали в древности эту равнину.

Родиной китайского народа является низменность по среднему и нижнему течению р. Хуанхэ. Проследив причудливую линию реки по карте, учащиеся слушают рассказ о том, чем привлекала людей эта река и почему она же называлась «бич Китая». Чтобы дать представление о катастрофических наводнениях, преподаватель может прочитать отрывок из повести современного китайского писателя Жень Да-синя «На дамбе Хуанхэ» (см. «Уроки по истории Древнего мира», Учпедгиз, 1955, стр. 110).

Можно также привести китайскую легенду о наводнении и деятельности «великого Юя» или рекомендовать прочитать ее дома (учебник, стр. 64—65 или Книга для чтения «Древний Восток», стр. 220—222).

На вопрос о том, как боролись люди с наводнениями в странах Древнего Востока, учащиеся ответят, что они вынуждены были строить плотины, рыть отводные каналы.

Но река Хуанхэ почти каждые два года прорывала плотины и причиняла людям неисчислимые бедствия. Только теперь народ Китая, вооруженный передовой современной техникой, создает прочные сооружения, которые предохраняют от наводнений, дают воду для орошения полей и электроэнергию. В журнале «Китай» (1956, № 9) учитель найдет карту бассейна р. Хуанхэ с указанием районов, наиболее подверженных наводнениям, и гидроэлектрических сооружений, намеченных второй пятилеткой КНР, или предложит самим учащимся подобрать соответствующие сообщения из текущих газет и журналов (см., напр., статью «Обуздание Хуанхэ», «Правда», 23/111 1957 г.).

Позже стала заселяться долина другой могучей реки Китая — Янцзы.

Недра Китая богаты медью, оловом, железом. Китайцы очень рано научились изготовлять орудия труда и оружие из бронзы и железа. В богатых погребениях глубокой древности сохранились искусно отлитые бронзовые сосуды со сложной резьбой и надписями (см. в учебнике на стр. 59 изображение бронзового сосуда II тысячелетия до н. э. в виде слона с инкрустацией серебром; в такой сосуд насыпали зерно, когда приносили жертвы предкам).

Закрепляя материал, можно спросить учащихся: какому занятию благоприятствует природа Китая? Чего требует она от человека?

Рассказ о населении и его занятиях учитель начинает с указания, что люди в долине Хуанхэ появились в глубокой древности. В 50 км. от Пекина обнаружена одна из древнейших в мире стоянок первобытного человека. Учитель напоминает, как выглядел человек той эпохи (учебник, стр. 6—7). Эти находки показывают, что территория Китая является одной из областей постеганного развития древнейших людей.

Во II тысячелетии до н. э. китайцы перешли к земледелию и скотоводству. Для успешного занятия земледелием они должны были вырубать леса, осушать болота, организовывать равномерное распределение воды, непрестанно вести борьбу с разливами рек и наводнениями. Это отразилось в китайской письменности; так, иероглиф поля изображает квадрат, перерезанный каналами (см. таблицу 45 Альбома по древней истории).

Совместные работы по орошению привели к распаду рода и замене его соседскими общинами. Повторяется то, что учащиеся знают об этих изменениях в обществе (стр. 18). "" Китайцы возделывали каждый клочок земли. Очень рано они в результате трудового опыта ввели трехпольную систему земледелия, «теплые сады», т. е. парники и оранжереи, где выращивали овощи и фрукты; злаковые культуры высаживали на грядках, тщательно ухаживая за каждым колоском (грядковое земледелие). Сеяли просо, ячмень, пшеницу. Однако главной культурой был рис, известный в Китае с III тысячелетия до н. э. Рис остается наиболее распространенным злаком и в современном Китае; китайцам рис в виде крутой каши заменяет хлеб. Полезно заранее изготовить изображение китайского плуга с сеялкой (стр. 50 учебника С. И. Ковалева) или нарисовать его на доске. Сравнивая китайский плуг с египетским, учащиеся отмечают, что к китайскому плугу прикреплен ящик с семенами. Какое значение имело это приспособление?

Рассказ о выращивании риса учитель может строить по рисунку учебника (стр. 58) или по таблице 41 Альбома по древней истории. Чтобы показать, насколько тяжким был труд китайского крестьянина, учитель может воспользоваться отрывком из древнекитайского документа (Хрестоматия, 1956, стр. 102). Учащимся предлагается отметить характеристику труда крестьянина на рисовых полях. Кто оставил такое описание? Можем ли мы думать, что автор преувеличил тяжесть крестьянской жизни? Очевидно, нет.

Важным занятием китайцев было шелководство, достигшее высокого развития в древнем Китае. Рассказывая о производстве шелка, учитель использует таблицу 42 Альбома по древней истории (или диапозитивы 25—28 и 33). Описание заимствуется из Руководства к Альбому. Желательно принести из кабинета естествознания и показать классу грену. Китайский шелк славился своим высоким качеством далеко за пределами страны — в Средней Азии, в Индии и Других странах. Дорога из Китая в Среднюю Азию так и называлась в древности «Великий шелковый путь». Учитель добавляет, что китайцы рано вывели много культурных сортов чая; лишь через много веков культуру чая заимствовали у китайцев индийцы и другие народы.

В заключение учитель подчеркивает, что занятие земледелием требовало от китайцев настойчивости и изобретательности в борьбе с природой, упорства и выносливости, исключительного трудолюбия. «Страной великих тружеников» называет Китай советский писатель Б. Полевой в своих очерках «30 000 ли по Китаю».

Учитель делает переход к последней части нового материала. Согласно старинной китайской легенде, когда стал известен шелк, вождь племени разрешил носить шелковые одежды только знатным и богатым китайцам, все же прочие должны были одеваться в простые ткани. После рассказа учитель проводит беседу: о каком составе китайского общества говорит эта легенда?

О возникновении рабовладельческого строя в Китае рассказывается в объеме учебника. При этом учитель опирается на знания учащихся по истории Египта (стр. 19). Характеристику положения раба можно перенести на самостоятельную работу учащихся дома. Для этого учащимся предлагается найти на стр. 58 во 2-м абзаце соответствующие строки. О возникновении государства Чжоу будет сообщено на следующем уроке.

Домашнее задание: выучить по учебнику § 26 (без последних 5 строк) и второй абзац § 29. Повторить «Возникновение государств» (стр. 20). Сравнить природу Китая и Индии: что в них общего? В чем своеобразие природы Великой китайской равнины? Отметить на линии времени установление рабовладельческого строя в Китае. По рисунку в учебнике уметь рассказать о выращивании риса. Желающим зарисовать в тетради китайский плуг.

Закрепление: составьте план сегодняшнего рассказа о Китае. Покажите самые большие реки Китая. Где жило древнейшее население Китая? Почему реку Хуанхэ до последнего времени называли «Горе Китая»? Какие занятия были хорошо развиты в древнем Китае? Найдите в учебнике на стр. 58 перечисление того, что сеяли, сажали и разводили китайцы. Прочтите на стр. 58, как изменился облик Великой китайской равнины, благодаря многовековому труду крестьян. Где и когда образовались в Китае первые государства?

pedagogia.pro

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *