Этапы урока и плана
| Организация деятельности учащихся | Рабочие заметки | Универсальные |
1.Понятие общества. На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество. Работа с терминами:
Общество — это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Данное определение отражает понятие общества в широком смысле.
|
| Слайд 4,5,6 | Личностные: понимают Регулятивные: принимают учебную задачу, формулируют цели |
2.Системное строение общества. Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты не какого-то конкретного общества, а общества в целом, общества с философской точки зрения. Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «система» в современной науке и философии является ключевым, мы и будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать общество целом и отдельные его стороны как совокупность взаимосвязанных элементов. Итак, мы рассматриваем общество как целостную систему Система означает «целое», «составленное из частей», «совокупность». Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассмотреть как систему. (Часы. В живой природе примером может служить экосистема (океан, лес, воздух)). Сложной открытой системой является общество. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода. Одним из основных компонентов общества является социальный институт. Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение определенных функций и основана на определенных нормах и стандартах поведения. | Задание для учащихся: Изучите страницы учебника 8-10, документ на стр. 16 Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели. Работая с учебником учащиеся заполняют таблицу. Основные понятия записывают в тетрадь | Слайд 7,8,9 | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, задают друг другу вопросы с целью уточнения информации. Познавательные: общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя; логические – осуществляют |
3.Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу. Политическую сферу образуют отношения гражданского общества, политических партий и государства. Назначение сферы политики — осуществлять руководство и управление. Духовная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе создания, распространения, сохранения и освоения духовных ценностей. Через нее осуществляется такая важная функция общества, как поддержание определенных ценностей, норм человеческого общежития. Сферы жизни общества как части единой системы неразрывно связаны между собой, изменения в одной влекут, как правило, изменения в другой.
| Класс делится на четыре рабочие группы, получают раздаточный материал, а также работая с учебником, дают краткую характеристику четырем сферам жизни общества. Далее закрепляют материал, выполняя задания в формате ЕГЭ | Слайд 11 | Познавательные: общеучебные – умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания; осуществляют поиск информации; логические – строят логическую цепь рассуждений. Личностные: применяют |
4. Изменчивость и стабильность. Ученые относят общество к саморазвивающимся системам. Отрицать преемственный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации (вспомните такие факты). В отдельных случаях возврат к более простым структурам служит гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.
| Записывают основные понятия в тетрадь. Далее закрепляют материал, выполняя задания в формате ЕГЭ | Слайд 17-21 | Регулятивные: учитывают Коммуникативные: точно выражают собственное мнение, оформляют диалогические высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование |
5. Подведение итогов. Рефлексия. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общество как развивающая система». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах | Учащиеся получают инструкцию по выполнению задания 28 ЕГЭ. 1)Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей. А) В узком смысле; Б) В широком смысле. А) Социальные институты – элементы системного строения общества. Б) Функции социальных институтов. В) Типы социальных институтов. 3) Сферы общественной жизни как подсистемы общества. А) Экономическая сфера Б) Политическая сфера В) Социальная сфера Г) Духовная сфера 4) Изменчивость и стабильность развития общества.
| Слайд 22 | Личностные: оценивают собственную учебную Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
6. Домашнее задание | §10, выполните задание 3 стр. 107 | Слайд 23 |
|
worldofteacher.com
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему: Общество как развивающаяся система
Слайд 1
Общество как развивающаяся система План Понятие системы Признаки общества как системы Подсистемы общества Институты обществаСлайд 2
Подумайте, являются ли системой отдельные детали водомера, разложенные на столе? В каком случае детали водомера осуществляют функцию системы?
Слайд 3
Вывод: свойства системы принадлежат не ее отдельным частям, а только системе в целом . Система – комплекс взаимодействующих элементов Элемент – некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании
Слайд 4
Задание Прочитайте параграф 10 пп . «Системный подход к обществу» и «Изменчивость и стабильность» Составьте простой план по прочитанным пунктам на тему «Признаки общества как системы»
Слайд 5
Задание Превратите план в тезисы, кратко сформулировав основные положения прочитанного текста. Например. 1. Общественная система имеет сложный характер, так как включает в себя множество уровней, подсистем, элементов.
Слайд 6
Признаки общества как системы Сложный характер системы – общество включает в себя множество уровней, подсистем, элементов Целостность – взаимосвязь элементов Устойчивость – стремление к самосохранению Способность к саморазвитию – общество постоянно изменяется Открытость – новые элементы общества появляются, старые исчезают
Слайд 7
Подсистемы – сферы общественной жизни Сферы общества Деятельность людей и отношения между ними Учреждения (организации) Экономическая Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ Заводы, фабрики, банки, биржи и др. Социальная отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами Системы здравоохранения, социального обеспечения Политическая Отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями парламент, правительство, партии, общественные организации Духовная Отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки
Слайд 8
Основания для разграничения сфер общественной жизни – базовые потребности человека Базовые потребности человека Материальные потребности Потребности в контактах, общении Потребность в организованности, мире, законе и порядке Потребность в самореализации, в возрастании добра, в нравственном совершенствовании Основные сферы общественной жизни Экономическая Социальная Политическая Духовная
Слайд 9
Каково соотношение основных сфер общественной жизни? Каковы приоритеты?
Слайд 10
Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и др., человек должен есть, пить, иметь жилище
Слайд 11
Мысли человека, идеи, представления предшествуют его практической деятельности… Общественным переменам предшествуют изменения в сознании людей.
Слайд 12
Компромиссный подход каждая сфера общественной жизни может стать определяющей в различные периоды общественной жизни.
Слайд 13
Социальные институты – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение потребностей Социальные институты
Слайд 14
Социальные институты Потребность в воспроизводстве рода Семейно-бытовая деятельность Институт семьи и брака, институты родства
Слайд 15
Социальные институты Потребность в безопасности и социальном порядке Политическая, управленческая, государственная деятельность Политические институты (государство, партии…)
Слайд 16
Социальные институты Потребность в средствах существования Экономическая деятельность Экономические институты (собственности, разделения труда, заработной платы…)
Слайд 17
Социальные институты Потребность в получении знаний социализации, подготовке кадров Научная, воспитательная, образовательная деятельность Институты науки, образования и культуры
Слайд 18
Социальные институты Потребность в решении духовных проблем смысла жизни Религиозная деятельность Институт религии
Слайд 19
Проверь себя Найдите в приведенном ниже списке специфические черты общества. Назовите цифры, под которыми они указаны Статичность Линейность Самодостаточность Системность Динамичность безальтернативность
Слайд 20
Соотнесите Социальные институты Власть Политические институты Семья Институты духовной сферы Собственность Экономические институты Религия Образование Материнство и отцовство Средства массовой информации Суд Обмен и деньги
Слайд 21
Выполните задание в тетрадях Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «институт общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об институтах общества
nsportal.ru
ЕГЭ. Общество. Тема 3. Общество
Общество является системой.
Что такое система? «Система» — это слово греческое, от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей, соединение.
Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.
ПОЯСНЕНИЕ:
Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.
Общество – динамическая система
Вспомним значение слова « динамический». Оно является производным от слова « динамика», обозначающего движение, ход развития какого – явления, чего-либо. Это развитие может идти и вперёд, и назад, главное — оно происходит.
Общество — динамическая система. Оно не стоит на месте, находится в постоянном движении. Не все сферы развиваются одинаково. Какие-т о быстрее изменяются, какие-то медленнее. Но всё движется. Даже период стагнации, то есть приостановки в движении, не является абсолютной остановкой. Сегодняшний день не похож на вчерашний. « Всё течёт, всё изменяется»,- говорил древнегреческий философ Гераклит.
ПОЯСНЕНИЕ:
Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.
Сферы общественной жизни (подсистемы)
Сферы общественной жизни | Определение | Элементы сферы общественной жизни |
Экономическая | создание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. | экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты |
Политическая | включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация. | политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура |
Социальная | внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. | социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы |
Духовная | включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. | духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности |
Признаки общества как динамической системы:
- динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
- саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
- состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
- открытость,
- самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .
Пути развития общества:
- прогресс-регресс,
- эволюция, революция, реформа.
Тенденции развития сфер общественной жизни:
- дифференциация,
- интеграция.
ПОЯСНЕНИЕ
На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.
1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).
- Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.
Пример: Государственная Дума приняла закон « О конкуренции».
В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
obschestvoznanie-ege.ru
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 1 Общество как система План ответа и эссе
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема Искусство
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Тема 1. 10 Искусство Развернутый план ответа по теме: Искусство как феномен культуры Анализ темы Тема относится к 1 типу (глобальная модель). Значит, вначале следует рассмотреть наиболее
ПодробнееЭССЕ СЛОЖНЫЙ ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА
ЭССЕ СЛОЖНЫЙ ПЛАН РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА Эссе это размышление на оригинальную тему с использованием имеющихся обществоведческих знаний. Цель эссе состоит в раскрытии смысла высказывания, а также в представлении
ПодробнееЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Что такое эссе? ЭССЕ Фр. essai опыт, проба, попытка, набросок, очерк Лат. exagium — взвешивание Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную
ПодробнееПояснительная записка
Пояснительная записка ЕГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для
ПодробнееДемонстрационный вариант
Демонстрационный вариант Итоговая контрольная работа по обществознанию (профильный уровень), 10-А класс ( в рамках годовой промежуточной аттестации с аттестационными испытаниями), 2016-2017 учебный год
ПодробнееЧАСТЬ 1 НАПИШИТЕ ЭССЕ НА ОДНУ ИЗ ТЕМ
Время выполнения задания 180 минут. Максимальное количество баллов — 100. В испытании две части. Часть 1 предполагает написание эссе на одну из предложенных тем. Максимальная оценка за эссе 50 баллов.
ПодробнееА.Ю. Лазебникова Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания обществознания Обществознание. ЕГЭ 2014 Экзамен выявляет довольно существенные пробелы. В усвоении вопросов
ПодробнееЕГЭ 2019 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
ЕГЭ 2019 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Инструкция по выполнению работы по обществознанию. Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 29 заданий. Часть1 содержит 20 заданий с кратким ответом. Часть2
Подробнее1. Пояснительная записка
1. Пояснительная записка 1.1. Рабочая программа по элективному предмету «Актуальные вопросы изучения обществознания» разработана в соответствии с учебным планом ГБОУ школы 113. Рабочая программа по элективному
Подробнее2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА:
. Пояснительная записка Цели и задачи предмета, его специфика: Цель предмета: содействовать воспитанию свободной и ответственной личности её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию
ПодробнееЕдиный Государственный Экзамен
Единый Государственный Экзамен по обществознанию 2019 Структура и содержание контрольных измерительных материалов Структура КИМ: Часть 1 20 заданий; Часть 2 9 заданий. Всего 29 заданий Задания части 1
ПодробнееОбщеобразовательный предмет «Биология»
Критерии проверки заданий отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ в 2014-2015 учебном году по общеобразовательным предметам (комплексам предметов) Общеобразовательный предмет «Биология» Задание отборочного
ПодробнееВиталий Викторович Петращук
цикл вебинаров «ЕГЭ ключ к успеху» (обществознание) кандидат юридических наук, доцент Виталий Викторович Петращук Структура и содержание ЕГЭ по обществознанию 2018 года Наиболее трудные вопросы в разделах
ПодробнееДайте общую формулировку тенденции
Тур II I Сегодня оптимистические сценарии развития человечества связываются с рядом актуальных тенденций. Назовите тенденцию, которая, на Ваш взгляд, открывает позитивные возможности во всех сферах общественной
ПодробнееПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Доцент кафедры гуманитарного образования МИОО САПЛИНА Е.В. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Какие компоненты уровня подготовки выпускников оцениваются с помощью ЕГЭ?
ПодробнееОбществознание 5-11 классы
Обществознание 5-11 классы Курс «Общество-знание» по программе Л. Н. Боголюбова позволяет учащимся получить знания из родственных дисциплин: экономики, философии, психологии, социологии, политологии, правоведения,
ПодробнееОбщие положения Целью
Общие положения Изучение обществознания способствует развитию личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной
Подробнееdocplayer.ru
Общество как сложная динамичная система План 1.
Общество как сложная динамичная система
План 1. Представление об обществе как системе. 2. Подсистемы и элементы общества. 3. Специфика общественных отношений. 4. Основные институты общества, их функции.
Социология Наука о наиболее общих проблемах специфически человеческих взаимоотношений и взаимосвязи явлений, изучаемых другими общественными науками Огюст Конт Французский философ, родоначальник (1798 -1857) позитивизма, основоположник социологии
Смысл понятия «общество» Понятие «общество» Относительно Организация Совокупность всех замкнутая и людей, живущих на независимо объединившихся Земле, и существующая часть по каким-либо взаимодействий единого причинам между ними человеческого общества Религиозная община, Человеческое общество книголюбов Нация общество
Общество в широком смысле Совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей
Общество как система В научной литературе общество определяется как система Общество как система Элементы Взаимо- Социальная социальной система в отношения целом системы между элементами
Целое, составленное из частей Система (греч. ) Совокупность Система Совокупность элементов, находящихся в связях друг с другом и образующих определённую целостность
Свойства системы Система отграничивается от обладает состоит из окружения, с свойствами, взаимосвязанных которым которых нет у подсистем или взаимодействует её элементов
Общество Система взаимосвязанных элементов
Элементы общества, неразложимые на более дробные единицы Люди
Формы связи элементов в социальной системе Пространственное или механическое взаимодействие, при котором отсутствует связь между элементами Люди в метро
Формы связи элементов в социальной системе Соединение, обусловленное внешним фактором, причём любой элемент заменяем другим Группа школьников в классе
Формы связи элементов в социальной системе Причинно-функциональная интеграция, при которой различные элементы влияют друг на друга и на систему в целом, причём исключение одного из элементов и перенесение его в другую систему влекут за собой Семья изменение структуры и функций целого
Формы связи элементов в социальной системе Логико-смысловая интеграция, при которой связь элементов наиболее сильна Религиозная община
Подсистемы общества Объединения, состоящие из элементов группы (семья) объединяются в Люди этносы (нация) социальные институты образуют (государство)
Подсистемы социальной системы Сферы общественной жизни Политическая сфера Экономическая Социальная сфера Духовная сфера
Экономическая сфера Функционирование различных экономических институтов фирм заводов предприятий банков
Экономическая сфера это то, что позволяет обществу запустить в производство создать такое количество имеющиеся в его товаров и услуг, которые распоряжении ресурсы удовлетворяют жизненно важные потребности людей землю капитал в досуге в пище в жилье управ- труд ление
Участие в экономической жизни общества Прямое участие Косвенное участие Экономически активное Потребители население товаров и услуг 50 -60 % населения 100 % населения Рабочие Служащие Крестьяне Предприниматели
Политическая сфера Одна из основных сфер общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества Заседание Государственной Думы РФ
Политическая сфера в в современной России Государство Политические партии Президент и Администрация Президента Правительство Парламент (Федеральное Собрание) Местные органы власти Налоговая Армия Полиция служба Суды Прокуратура
Основные задачи государства Обеспечение социального порядка в обществе Учреждение новых законов и слежение за их неукоснительным выполнением Недопущение политических переворотов Защита внешних границ и суверенитета страны Сбор налогов
Основная задача политических партий Выражение многообразия политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы
Основной вопрос политической сферы Узаконивание способов борьбы за власть и защита власти, когда она досталась какому-либо классу или группе
Духовная сфера Культура (в узком смысле Образование слова) Наука Религия
Духовная сфера включает • университеты и лаборатории • музеи и театры • художественные галереи и научно- исследовательские институты • журналы и газеты • памятники культуры и национальные художественные сокровища и т. д.
Главные задачи духовной сферы Призвана открывать новые знания в Наука естественной, технической и гуманитарной областях Должно передавать знание, Образование открытое учёным, последующим поколениям Культура Призвана создавать и хранить художественные ценности
Социальная сфера понимается В широком смысле В узком смысле Охватывает всё Охватывает часть общество общества
Различают социальную сферу Как предмет Как объект научного изучения практического вмешательства Занимаются социологи министерства, ведомства, фонды, учреждения
Социальная сфера в широком смысле Совокупность организаций и учреждений, отвечающих за Охватывает почти благосостояние всего все слои и классы населения общества В социальную сферу включаются магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, учреждения досуга и развлечения
Социальная сфера в узком значении Только социально незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их Пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, органы социальной защиты и социального обеспечения местного и федерального подчинения
Сферы общественной жизни
Общество Это динамическая Это сложная система Состоит из множества Элементы элементов и подсистем меняют свои характеристики
В сложных динамических системах формируются свойства, которых нет у отдельных элементов
Сущность общества Отношения, в которые вступают люди друг с другом в процессе своей жизнедеятельности Общество Совокупность общественных отношений
Общественные отношения — это Многообразные Связи, возникающие формы между различными социальными взаимодействия группами (или внутри людей них)
Общественные отношения Материальные Духовные (идеальные) отношения Возникают и складываются Формируются, предварительно непосредственно в ходе «проходя через сознание» практической деятельности людей, определяются их человека вне его сознания и духовными ценностями независимо от него Производственные Моральные отношения Политические отношения Экологические отношения Правовые отношения Отношения по Художественные отношения детопроизводству Философские отношения Религиозные отношения
Основные институты общества Термин «институт» имеет множество смыслов От латинского Узкое техническое Широкое социальное institutum – значение: установление, устройство, название совокупность норм учреждение специализирован- права по ных научных и определённому кругу учебных заведений общественных отношений
Социальные институты Совокупность норм и механизмов, регулирующих определённую сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), базовые элементы, на которых покоится общество
Предназначение социальных институтов Удовлетворять важнейшие (фундаментальные) жизненные потребности общества
Потребности в Институт семьи и брака воспроизводстве людей Потребности в добывании Экономические институты, средств существования производство Потребности в безопасности и Политические институты, социальном порядке государство Потребности в решении духовных Духовные институты в проблем, разработке и передаче широком смысле, новых знаний, воспитании подрастающего поколения включая науку и культуру
Социальный институт Исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей создана для регулируется удовлетворения сводом социальных важнейших норм, традиций, потребностей людей обычаев
Основные функции социальных институтов Воспроизводство членов общества Социализация Производство и распределение жизненно важных ресурсов Контроль за поведением населения
Социальные институты по видам деятельности Собственность Обмен Экономико- социальные Деньги Банки Хозяйственные объединения
Государство Политические институты Политические партии Общественные организации, преследующие политические цели
Музеи Социокультурные и Театры воспитательные институты Школы Институты
Церковь Нормативно- ориентирующие институты Суд чести
Право Нормативно- санкционирующие институты Исправительно- трудовые учреждения
Ритуалы Церемониально- символические институты Регламент
present5.com
Общество как саморазвивающаяся система План 1 Особенности
Общество как саморазвивающаяся система
План 1. Особенности социальных систем 2. Материально-производственная сфера общества и ее структура. 3. Научно-техническая революция ХХ в. и ее роль в современном цивилизационном процессе 4. Социальная сфера общественной жизни 5. Политическая сфера общества 6. Политическая сфера общества
Особенности социальных систем • Особенности социальных систем. • Материально-производственная сфера как подсистема общества. • Понятие социальной системы и ее характерные особенности. • Основные подсистемы общества и их специфические черты. • Проблема детерминирующего фактора социальной системы и ее решение в различных моделях общества.
• Современная философия рассматривает общество как совокупную деятельность людей, направленную на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. • При этом общество представляет собой не простую совокупность различных частей и элементов, а единый целостный организм, открытую саморазвивающуюся систему. • Первые представления о системности общества зародились еще в античной философии в виде общей концепции об упорядоченности, целостности бытия. • Наибольший вклад в разработку этой проблемы внесли мыслители XIX–XX вв. : О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. • Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы. • Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость
• От всех природных систем (физических, биологических) общество отличается особой сложностью в силу многообразия социальных отношений, в которые включаются люди, и имеет иерархический характер. • В обществе выделяются различные уровни (подсистемы), которые можно рассматривать как относительно самостоятельные системы, включающие в свою очередь собственные подсистемы. • Вместе с тем, общество выступает как некая целостность, т. е. состоит из взаимосвязанных, опосредующих друга и целое частей. Подобная взаимозависимость частей и целого проявляется в особых интегральных свойствах системы, не свойственных ее частям, а присущих системе в целом, сплачивающих ее в целостность. • Иначе говоря, общество включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводимыми к сумме отдельно взятых законов экономической, политической или правовой жизни. • Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.
Подсистемы общества как социального организма • В обществе как сложно структурированном целом можно выделить четыре большие подсистемы (сферы): • материально-производственную • социальную • политическую • духовную Эти сферы выполняют разные функции, имеют свою специфику.
• • Материально-производственная сфера (экономическое бытие общества) связана с деятельностью людей по созданию материальных условий сохранения и поддержания их жизни социальная (социальное бытие) – сфера взаимоотношений различных социальных групп по поводу условий их жизнедеятельности политическая сфера (политическое бытие) связана с регулятивной деятельностью людей, обеспечивающей согласованность и целостность общества духовная сфера – это производство знаний, опыта, ценностей, т. е. производство информации. При рассмотрении общества как целостной системы взаимосвязанных и взаимообусловливающих друга сфер закономерно возникают вопросы: • какой из них принадлежит детерминирующая роль; • существуют ли в обществе системообразующие структурные связи, которые обеспечивают целостность социальной системы и возможности ее функционирования?
В современной философии однозначного ответа на эти вопросы не существует • Идеалистическая модель в качестве фундамента рассматривает духовные ценности • техницистское направление – технику • плюралистическая модель вообще отрицает одностороннюю детерминацию социальных процессов. • Исследователи, разделяющие материалистические взгляды на общество, роль системообразующего качества, придающего целостность, связь и непрерывность человеческой истории, отводят материальному производству.
Какие аргументы приводятся в подтверждение этого вывода? Во-первых: материальное производство есть основа, условие существования общественного человека, так как оно удовлетворяет первейшие потребности в жизненных средствах (пища, одежда, жилище и т. д. ), от которых зависит существование социума и образующих его людей. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать. Это взаимодействие предполагает труд, производство материальных благ.
Во-вторых: материальное производство — генетически первоначальная, исходная форма социальной деятельности, ибо труд – главная причина происхождения человека, его выделения из царства животных, возникновения сознания и общества.
В-третьих : • материальное производство является основой для всех других относительно самостоятельных видов и форм социальной деятельности, т. е. определяет в конечном счете социальные, политические и духовные процессы жизни людей • развитие социальной структуры • изменение политической жизни • создает необходимые материальные условия для функционирования духовной сферы При этом зависимость социальной, политической, духовной жизни общества от материального производства не снимает собственной логики развития этих подсистем общества.
В-четвертых : материальное производство дает возможность выявить причины функционирования и развития общества, что позволяет объяснить это развитие из него самого, из присущих обществу противоречий. Однако вывод об определяющей роли материального производства не следует абсолютизировать, что характерно для социальных концепций вульгарно-материалистического типа и некоторых вариантов марксизма Материальное производство лишь в конечном счете является определяющим моментом и не может рассматриваться как единственно определяющий фактор. На каждом этапе исторического развития и другие сферы могут играть господствующую роль (например, политические и внеэкономические факторы).
М. Вебер показал доминирующую роль протестантской религии в становлении капиталистических отношений в Германии. • С точки зрения реалий сегодняшнего дня можно говорить, что общество представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. При этом приоритетность практики выступает как доминирующая тенденция. Эта проблема является дискуссионной в современной философии и требует дальнейшего исследования. Обратимся к анализу социума как системного целого и его подсистем, их роли в жизни общества и индивидов.
2. Материально-производственная сфера общества • Материальное производство как объект философского анализа. • Производительные силы и их основные элементы. Техника и технология как обобщенный показатель уровня цивилизационного развития. • Место человека в структуре производительных сил. • Производственные отношения, их структура, роль в обществе. • Особенности взаимодействия производительных сил и производственных отношений
Материальное производство как объект философского анализа. • Материально-производственная сфера имеет сложную структуру, включая • материальное производство как ядро этой сферы • производственно-региональный комплекс и • материальную инфраструктуру (материальную базу науки, быта, образования, здравоохранения и т. д. ). Иначе говоря, материально-производственная сфера – это сложное, многокачественное образование.
• Используя формационный и цивилизационный подходы, рассмотрим следующие вопросы: • способ производства материальных благ, его структуру, роль в социальном развитии. Производства «вообще» не существует, оно всегда имеет вид определенного способа производства материальных благ, представляющего единство двух видов отношений – отношений людей к природе и отношений людей друг к другу. Эти отношения зафиксированы в категориях соответственно : • «производительные силы» и • «производственные отношения» .
Производительные силы характеризуют активное отношение людей к природе и представляют систему различных элементов, преобразующих вещество природы в материальные блага, необходимые для существования людей. В эту систему входят : • вещественные элементы (средства производства) и • личный фактор (человек с его знаниями, производственным опытом и навыками).
Вещественный компонент производительных сил – средства производства В составе вещественной составляющей производительных сил важная роль принадлежит технике и технологии, поскольку в них воплощаются качества человека по целенаправленному изменению окружающего мира. Техника – это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности. Технология – способы преобразования материалов и виды их обработки, используемые в производстве. В то же время техника и технология – это и овеществленная сила знания, воплощение мощи человеческого разума. Поэтому в них заключено единство материального и идеального. Техника и технология являются в конечном счете обобщенным показателем уровня цивилизационного развития. Они характеризуют: степень овладения силами природы, различия экономических эпох, развитие человека как производительной силы и, наконец, производственные отношения.
Человек – главный элемент производительных сил Главным элементом производительных сил являются люди, осуществляющие процесс производства Человек создает, приводит в движение и совершенствует орудия труда. Только знания человека, его инициатива и талант основа технических усовершенствований. Человек выступает как активное начало, и этим качеством не обладает ни один другой элемент производительных сил.
Человек в качестве производительной силы представляет собой единство физических возможностей и интеллектуальных способностей, включающих профессиональное мастерство, умение мыслить творчески, личную заинтересованность, всестороннее развитие индивидуальных особенностей, уровень культуры, в чем обнаруживается цивилизационный аспект рассмотрения личностного элемента производительных сил. Все эти качества приобретают свое особое значение в условиях развития современных технологий, что дает основание говорить о возрастании роли личностного, человеческого фактора. Изменяется характер требований, предъявляемых к человеку, его качествам. Передовая технология не может ни разрабатываться, ни применяться в производстве без соответствующих личностных сознательно-психологических предпосылок, без способности работников производства к самодеятельному, творческому мышлению, без их потребности и способности к самореализации.
Взаимосвязь предметных и личных элементов труда Взаимодействие субъекта труда и средств производства представляет собой разрешение противоречия между данными элементами системы производительных сил. Это противоречие коренится в несовершенстве, неприспособленности естественных органов человека к непосредственному воздействию на предметы и преобразованию природы. Оно возникает с того момента, как человек начинает производить предметы с помощью простейших орудий Постоянное усложнение задач деятельности человека заставляет его создавать все более сложные и осваивать новые предметы и средства труда. В тесном взаимодействии с развитием вещественных элементов труда развивается и сам человек.
• Производительные силы имеют определенный уровень и характер развития. Уровень развития производительных сил характеризует состояние, степень развития предметных и личных элементов труда и проявляется в производительности труда. • Характер производительных сил означает способ соединения этих элементов (общественный или частный). • В процессе производства материальных благ люди вступают в отношения не только с природой. • Люди не могут производить, не вступая в процессе производства в определенные отношения друг с другом – производственные отношения. Эти отношения составляют столь же необходимую сторону материального производства, как и производительные силы.
Производственные отношения – это система отношений между людьми, складывающихся в процессе производства материальных благ. • Их следует отличать от технологических отношений, без которых невозможен процесс производства и которые основаны на технологическом разделении труда в процессе производства (отношения между рабочими и инженерами, участками и цехами). • В отличие от них производственные отношения являются экономической формой производительных сил и характеризуют не технические навыки работников, а, прежде всего, собственность на средства производства. Поэтому они являются не техническими, а экономическими отношениями. Эти отношения включают в себя : • отношения собственности, • взаимного обмена деятельности, • распределения и • потребления произведенных предметов и услуг.
отношения собственности на средства производства В развитом виде собственность означает право владения, распоряжения и использования доли общественного богатства. Но в системе производственных отношений определяющими являются отношения собственности на средства производства, так как они определяют: • цель производства, • его внутренние законы, • стимулы к труду и • все другие элементы производственных отношений – обмен, распределение, потребление.
Объективный характер производственных отношений Важной особенностью этих отношений является их объективный характер: • они складываются между людьми в процессе совместной деятельности по производству материальных благ и • определяются характером и уровнем развития производительных сил.
Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил Производительные силы и производственные отношения как стороны способа производства взаимодействуют. Их взаимодействие подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Закон вскрывает двустороннюю зависимость: • производственных отношений от производительных сил и производительных сил от того, соответствуют (дают простор для развития) или не соответствуют им данные производственные отношения. • Но определяющей стороной в этом взаимодействии являются производительные силы.
Производительные силы – более изменчивая сторона способа производства. Они не могут оставаться неизменными, так как люди, средства производства, даже если никто не ставит себе целью изменять и развивать их, постоянно совершенствуются в процессе разрешения противоречия между личностными и вещественными элементами производительных сил.
Производственные отношения имеют тенденцию к устойчивости, так как всякое их изменение затрагивает интересы части или даже всех членов общества и предполагает сопротивление тех или иных групп людей. На определенной стадии своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, которые становятся препятствием для их развития. В предшествующей истории это противоречие приобретало характер острого классового конфликта, который разрешался социальной революцией, утверждающей новые производственные отношения, соответствующие возросшему уровню производственных сил, а следовательно, и новый способ производства.
• Раскрывая причины функционирования и развития общества важно учитывать активную роль производственных отношений, их обратное воздействие на состояние и развитие производительных сил. • Именно производственные отношения задают цель производству, ими регулируется и стимулируется деятельность производителей. • Таким образом, производственные отношения и производительные силы выступают как факторы развития субъекта труда. • Представленный анализ дает лишь общую схему, логику исторического развития, которая не может рассматриваться как универсальная. • На различных этапах истории взаимодействие производительных сил и производственных отношений имеет специфические особенности.
present5.com
Тема 7. Общество как развивающаяся система
Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории философии мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития общества занимали значительное место. Античным мыслителям было свойственно отождествление общества и государства, попытки осмыслить природу общественной жизни с точки зрения не только ее прошлого, но и будущего. Образцом утопического социально-политического устройства общества являются взгляды Платона, в которых представлено идеальное государство, основанное на исходном неравенстве людей и управляемое философами. Идеологи Средневековья давали теологическое объяснение истории, видя в ней воплощение божественного провидения. Смысл всемирной истории, по мнению Августина, заключен в процессе противоборства двух противоположных сообществ — земного и небесного. В основе этого противопоставления лежит концепция божественной благодати, которая ведет к спасению избранное меньшинство — «град божий» и осуждает на греховную жизнь подавляющее большинство человечества — «град земной». Это противостояние завершится в день Страшного суда прекращением земного существования человека и человечества.
Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светского анализа истории человеческого общества. Английский философ Т. Гоббс, социальное учение которого оказало существенное влияние на развитие европейской общественной мысли, рассматривал государство как человеческое, а не божественное установление, возникшее на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя или государственные органы были перенесены права граждан, добровольно ограничивших свою свободу. Эти взгляды были развиты Дж. Локком, который обосновывал неизбежность государственной власти и позиций теорий естественного права и общественного договора. Но, в отличие от Гоббса, правительству передается только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и собственности. Иную позицию высказал французский философ Ш. Монтескье в работе «О духе законов». Телеологической интерпретации исторического процесса он противопоставил идеи географической школы в социологии, основоположником который он считается. Согласно Монтескье, климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер общественного развития. Всеобщие законы истории определяются также и комплексом социальных факторов: производством, собственностью, принципами правления, обычаями и религией.
Сущность философско-исторической концепции Гегеля формулируется в словах: «разум в истории». Его поиски привели к обнаружению исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история движется вперед не как автоматический процесс, она слагается из действий отдельных людей, каждый из которых стремится реализовать свои собственные интересы и цели. Однако в результате деятельности людей возникает нечто новое, отличное от их первоначальных замыслов, с чем в своей дальнейшей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Так случайность становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода осуществляется то, что Гегель назвал «хитростью» мирового духа. Она заключается в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Разум у Гегеля предстает как надындивидуальное, всемирно-историческое начало, которое осуществляется в истории как развитие мирового духа. Цель мировой истории — в познании мировым духом самого себя. В этом процессе он проходит ряд конкретных ступеней, воплощаясь в понятии народного духа, заключающегося в единстве законов, государственных учреждений, искусства, религии и философии. Носителем мирового духа в ту или иную эпоху является дух какого-то одного конкретного народа. Гегель установил четкий критерий периодизации всемирной истории, которым является прогресс в сознании свободы. Ему соответствуют четыре этапа: восточный мир; греческий мир; римский мир; германский мир. Таким образом, согласно Гегелю, всемирная история – воплощение свободы в реальной жизни народов, представляющее собой шествие мирового духа по своеобразным ступеням непрерывного исторического процесса.
Г. Спенсер — один из родоначальников позитивизма — явился основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и возникновение в его рамках различных институтов он истолковывал по аналогии с живым организмом, для которого характерно разделение функций между органами. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из концепции эволюции выводил наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т.е. разделенного на классы общества).
В марксистской концепции общества особое место занимает учение об общественно-экономической формации, а также роль материального производства в функционировании и развитии общества. Выделив среди сфер общественной жизни основную — экономическую, К. Маркс и Ф. Энгельс с показами, что без постоянного процесса материального производства общество не могло бы существовать и, тем более, развиваться. Материальное производство имеет две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы — это люди, впитавшие в себя культурный опыт предшествующих поколений, обладающие определенными навыками к труду и осуществляющие производство материальных благ; созданные обществом средства производства, а также организация труда, технология производства, техника и достижения науки. Производственные отношения — отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления создаваемых благ; главной, определяющей их стороной являются отношения собственности. Существуя и развиваясь в неразрывном единстве, производительные силы и производственные отношения образуют исторически конкретный способ производства. Развитие производства осуществляется прежде всего в системе производительных сил, которое детерминирует соответствующие изменения в производственных отношениях. Таким образом, в марксизме был сформулирован закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, и на этой основе введено понятие общественно-экономической формации как исторически определенного типа общества, представляющего особую ступень его развития. Исследование общественно-экономической формации дало возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной ступени общественного развития. Структура общественно-экономической формации характеризуется категориями базиса и надстройки, которые, по мысли идеологов марксизма призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни. Базис — это совокупность производственных отношений, складывающихся независимо от сознания людей и составляющих экономическую структуру общества. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, формирование которых опосредовано общественным сознанием; она включает в себя также соответствующие организации и учреждения — государства, политические партии, общественные организации. Категории базиса и надстройки в самом общем виде раскрывают механизм детерминации общественных явлений и отношений: базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Таким образом, если Гегель сформулировал сущность идеалистического понимания истории, то Маркс и Энгельс — материалистического.
Философский анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды или этапы. Гегелем и Марксом в основу деления были положены, соответственно, духовный и материальный факторы. Однако в истории философии периодизация истории общества совершалась и по другим основаниям, в частности, О. Шпенглер и А. Тойнби стремились переосмыслить все общественно-историческое развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. О. Шпенглер в работе «закат Европы» развивал мысль о цикличности развития множества разрозненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. Выделив в развитии культурно-исторических миров три стадии: юность, расцвет и упадок, он считал, что последняя переходит в цивилизацию. Эта идея была развита в философско-исторических взглядах А. Тойнби. Он рассматривал всемирную историю как совокупность историй отдельных относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, в результате поиска адекватных ответов на вызовы, которые предъявляются людям либо природой, либо человеческим окружением. Движущей силой процесса формирования цивилизаций является «творческое меньшинство» (элита), которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство».
Современный американский исследователь С. Хантингтон в отличие от Тойнби выделяет не пять, а восемь цивилизаций и полагает , что в современном мире на первое место выходит столкновение цивилизаций.
Во второй половине XX в. на Западе были сформулированы концепции «индустриального» и «постиндустриального» общества. В основу членения всемирной истории на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество был положен уровень развития техники. В соответствии с эти критерием в обществе последовательно преобладают сельское хозяйство, промышленность и сфера услуг. Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации, а также господствующая роль определенных сословий.
Анализ общественного развития предполагает стремление объяснить смысл исторического процесса, его направленность; ответить на вопросы о том, куда идет человечество и как оно развивается . По мнению Бердяева, смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшего историческому процессу характер историчности, т.е. показавшему, что он имеет начало и конец, а не вращается вечно в одном и том же кругу. Осмысливать историю доставляет катастрофическая ситуация, в которой оказывается общество и человек, судьбу которого русский мыслитель объявляет не только земной, но и божественной и связывает с христианством. Другую интерпретацию смысла истории дал представитель экзистенциализма. К Ясперс, в полемике с марксизмом, а также с технократическими концепциями мировой истории он делал акцент на духовной составляющей человеческого бытия. Признавая реальность всемирной истории как особой стадии развития человеческого духа и как результат взаимодействия различных культур, он отмечал, что подлинная связь между народами не родовая, не природная, а духовная. Поэтому реальность мировой истории, по его мнению, обусловлена прежде всего духовным единством человечества. Проблема смысла истории активно обсуждается и современными футурологами, в частности, идея о неизбежности глобальной катастрофы при существующих тенденциях общественного развития, а японский мыслитель Ф. Фукуяма выдвинул понятие «конца истории» как следствия ухода к исторической арены мощных идеологий и основанных на них государств.
Краткий обзор социально-философских и исторических воззрений мыслителей ориентирован на раскрытие сути общества и закономерностей его развития, принцип взаимоотношения людей в обществе, структуры общественных отношений. То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Общество как социальная система представляет собой целостность, объединяющую индивидов многообразными связями и отношениями. Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения человека и его истории. Поэтому основной системообразующий фактор может быть усмотрен либо в материальных, либо в духовных связях людей. История общества отличает от истории природы прежде всего тем, что первую творят люди, а вторая происходит сама. Можно ли в сознательных действиях людей усмотреть порядок, направленность, закономерность? Вне общественных закономерностей немыслима жизнь людей? И хотя эти законы проявляются в совокупной сознательной деятельности людей, они тем не менее носят не субъективной, а объективных характер, ибо не зависят от воли и сознания отдельных людей.
Говоря о реализации закономерностей в историческом процессе, следует конкретизировать роль объективных условий и субъективных факторов в развитии общества. К объективным условиям относится определенный уровень развития производства и общественных отношений. Но каждое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Его содержание раскрывает механизм воздействия людей на объективные условия их жизни, сущность движущих сил истории, показывая процесс обратного влияния идеологических отношений на экономический строй общества. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его «участников»: это и социальные общности (включая их организации), и индивиды, и отдельные выдающиеся личности. Понятие «субъекты исторического процесса» включает в себя индивидуального (т.е. отдельного человека) и социального субъекта, в качестве которого могут выступать та или иная социальная группа, социально-историческая общность, народ, человечество.
Рассматривая общество как целостную систему жизнедеятельности людей, необходимо выделить в его структуре основные сферы социальной жизни: экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая или материально-производственная сфера — необходимое условие существования общества и человека. В процессе материального производства происходит соединения человека — главной производительной силы — со средствами труда. На разных этапах общественного развития оно происходило по-разному: на раннем, общинном этапе человек является собственником средств труда и результатов трудовой деятельности. Позже, в результате общественного разделения труда и появления классов, привело к появлению
частной собственности и эксплуатации. В XX в. эта форма эксплуатации, которая была, в основном, предметом исследований К. Маркса, стала постепенно вытесняться другой — эксплуатацией человека государством и обществом. Состояние современных производительных сил общества представляет собой результат научно-технической революции, основными чертами которой является превращение науки в ведущую силу производства, изменение технологических методов производства и форм его организации.
Социальная сфера общества — исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами. В зарубежной и отечественной философской современной литературе вошло в употребление выражение «средний класс».
Политическая сфера общества — это совокупность организаций, учреждений, институтов, призванных регулировать отношения между государствами, классами, социальными группами и индивидами для поддержания жизнедеятельности социума. Она возникает с разделением общества на классы и включает в себя, прежде всего, государство и политические партии.
Духовная сфера общества. В течение длительного времени ее рассматривали в качестве синонима общественного сознания. Исследования последних десятилетий показали, что понятие общественного сознания не охватывают всю духовную реальность, которая включает в себя и практическую сторону духовной жизни. Общественное сознание является главным элементом духовной сферы общества и представляет собой воззрения людей в их совокупности на явления природы и общества, выраженные в творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах отдельных людей, социальных групп, человечества в целом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, от социальной психологии и заканчивая самым сложным теоретическим, и общественной идеологией. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальным функциям, по характеру закономерностей развития, а также по степени зависимости от общественного бытия.
studfiles.net