Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления 10 класс – § 9. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления — ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ | Решебник (ГДЗ) Русский язык 10 класс Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина 2011

Презентация к уроку мастер-класс «Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. 10 класс.»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории,

первого уровня

КГУ «Гимназия №21»

города Алматы

Емельянова О.В.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО УПР. 190

Историзмы Архаизмы

барыня едва – только

тягловым исправным- хорошим

службы око – глаз

дворня ланит – щёк

побегушек лик – лицо

алтарь надменен – высокомерен

дворянство вещает – говорит

воздвигли – построили

аки — как

Критерии оценок

26-23 балла – «5»

22-20 баллов – «4»

19-15 баллов – «3»

Меньше 15 баллов – «2»

Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова для современного читателя необычны?

Драчёна — кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

Дёжка — деревянная кадка для теста

Пахнет рыхлыми драченами,

Паз — узкая щель между кирпичами и досками

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз…

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Махотка крынка

  А.Т. Твардовский писал: « … не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

О какой лексической группе слов идёт речь?

  А.Т. Твардовский писал: « Диалектизмов не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

Как вы понимаете это высказывание Твардовского?

Определите, с какой ещё группой слов будем работать на уроке.

 

Слова какой лексической группы встречаются в тексте ?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

Чем занимался Митрашин отец? 

Какие слова помогли вам определить это?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок , ладило длинной больше чем в два его роста. И этим

ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

 

Фуганок — длинный рубанок с двойным ножом

Ладило — бондарный инструмент, необходи-мый для изготовления бочек; колодка-шаб-лона, служащая для подгонки клепок-доще-чек из которых собирается тело бочки.  

Обдерживает — обхватывет, связывает.

Бондарь — мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

Лексика с точки зрения сферы употребления

Общеупотребительная лексика – слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Такие слова знакомы всем и всем понятны. Их употребление не зависит ни от места жительства, ни от профессиональной принадлежности.

думать

располагать

деревья

лгун

напрасно

крошечный

Попробуйте объяснить значение выделенных слов .

Я впервые увидел белый рязанский шушун , новенький черный платок с белыми цветами, повязанный на голове, и синюю клетчатую поневу (К.Паустовский « Стекольный мастер»).

Диалектизм шушун

с пометой архангельское, костромское, ярославское, сибирское определяется в Словаре В. И. Даля как «кофта, шушпан » .

Понёва  — элемент русского народного костюма, женская шерстяная  юбка  замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом

Слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными и относятся к лексике ограниченного употребления .

Лексика

Имеющая ограниченную

сферу употребления

Общеупотребительная

Специальные слова

Диалектизмы

Жаргонизмы

Профессионализмы

Термины

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!

«Словарь — это

вся вселенная в

алфавитном

порядке!»

А.Франс

СЛОВАРИ

Грамматические

Филологические

-двуязычные

— орфографические

— орфоэпические

-этимологические

-исторические

-фразеологические

-иностранных слов

-терминологические

-диалектные

-словари языка писателей

-словари речевых

неправильностей и трудностей

СЛОВАРИ

  • Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов:

-синонимов

-антонимов

-паронимов

Самые давние словари – это

ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ . В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по общим свойствам вещей или понятий:

  • Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Большое количество диалектных слов (около 200000) включено в  «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI X  века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой  обл. (т. е. областное).

Даль В. И. — русский писатель, лексикограф, этнограф, член – корреспондент Петербургской АН (1838 г.). Помимо словаря, за который он был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863 г.) создал очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский и сборник « Пословицы русского народа» (1861 – 62 гг.).

Ожегов СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

(1900-1964)

российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук создал «Толковый словарь русского языка» , собрав слова уже современного литературного языка

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник
  • Полотенце Слаборукий
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок
  • Помор Моряк

Ответ

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Полотенце Слаборукий
  • Колокольчик Рукотерник
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок

Критерии оценок

1 задания

7 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4 балла – «3»

Меньше 4 баллов – «2»

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

Ответ

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

мо ле кулы география

ато мы атомы

флора информатика

глобус

ион ион русский язык

параллели

вир усы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окис лен ие

Критерии оценок

2 задания

19-17 баллов – «5»

16-14 баллов – «4»

13-10 баллов – «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.

Ответ

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два экзамена пересдавать . А вот Маринке везёт: она, мало того, что в красивом платье пришла, так ещё и зачет без предварительного собеседования по трём предметам получила , теперь едет веселиться с интересной компанией в отличный клуб и задержится там до утра.

Критерии оценок

3 задания

13-12 баллов – «5»

11-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»

Меньше 7 баллов – «2»

Домашнее задание:

1. §10 (§ 21) (уч.), упр. №195, (№ 208), стр. 11 (Шың).

2. Мини-сочинение «Вот так слова!»

(О диалектных словах нашей местности или специальных

словах, относящихся к профессиям ваших родителей).

Дополнительные

задания

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

Тут человек рыбу лавит , а вы калган подняли на весь свет (К. Паустовский « Золотая роза»).

Ответ

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

В Словаре В.И. Даля дается слово калгатиться с пометкой тамбовское и со значением «беспокоиться «. Отсюда и слово калган имеет значение » беспокойство, шум «.

Тут человек рыбу ловит , а вы шум подняли на весь свет.

Запишите слова, относящиеся к

профессии «Художник»

профессии «Врач»

профессии «Шофер»

Ответ

Профессионализмы художников:

палитра, мольберт, гуашь, акварель…

Профессионализмы врачей:

тонометр, гематома, фурункул…

Профессионализмы водителей:

баранка, подрезать, свечи…

«Переведите» текст, используя нормальный литературный язык

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже Аськи :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил форточку’98 , дурачина,

Не хочу быть чайником

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ваксой не возиться,

А писать на лазаре

Разные красивые штучки

Правильный вариант

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже system message :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил Windows 98, дурачина,

Не хочу быть начинающим пользователем

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ассемблером не возиться,

А писать на чистом Pascal’е

Разные красивые вещи…

Литература

  • http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662
  • http://www.rlspace.com/dialektizmy/
  • http://www.rusedu.ru/detail_8830.html
  • http://www.ro-to.ru/books/1978704.shtml

multiurok.ru

Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Урок «Общеупотребительная и ограниченная в употреблении лексика».

Цели образования:

-дать представление о лексике общеупотребительной и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления;

-обогатить словарный запас учащихся;

-обобщить и систематизировать теоретический материал, изученный учащимися по данной теме.

Цели развития:

-развивать способности к самостоятельному размышлению над поставленными вопросами, поиску ответов на них;

-совершенствовать речевую, мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки.

Цели воспитания:

-воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-воспитывать любовь к родному языку;

Оборудование.

-учебник «Русский язык. 10-11 классы» под ред. Гольцовой Н. Г.; Шамшина И. В.

-презентация;

-записи на доске;

-иллюстративный материал;

-«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Тип урока: урок-исследование.

План-конспект урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы продолжили знакомство с лексикой современного русского языка. О каких именно разделах мы говорили?

-Что такое заимствованные слова?

-Каковы основные признаки заимствованных слов?

-Опасно ли заимствование?

-Вам было дано задание, пользуясь словарём иностранных слов или интернет ресурсами, определить значение иностранных слов и составить по выбору несколько словосочетаний или предложений с ними.

-антагонизм (противоречие)

-антология (сборник избранных произведений)

-апатия (равнодушие)

-апелляция (просьба о пересмотре чего-либо)

-балласт (груз)

-дифирамб (неумеренная похвала)

-кворум (установленное уставом количество присутствующих)

-панегирик (хвалебная речь)

-раритет (старинная вещь)

-фиаско (поражение).

3.Объяснение нового материала.

а) Сегодня мы продолжим знакомство с лексикой современного русского языка. Посмотрите свою таблицу, которую мы чертили на прошлом уроке «Словарный состав языка». Мы повторили разновидность лексики с точки зрения происхождения. Сегодня вспомним и обобщим материал по общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики.

Запись темы урока. (На доске, показ первого слайда)

-Ребята, а как вы думаете, зачем мы изучаем эту тему? Актуальна ли она?

(После ответов учащихся показ 2 слайда).

Работа с эпиграфом.

«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих мыслей».
К. И. Чуковский.

Таким образом, цели и задачи нашего урока будут следующие:

(показ 3 слайда)

-Давайте рассмотрим таблицу (слайд 4),перечертим её в тетрадь.

Работа с таблицей.

Богат наш язык, многолик. В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению, сфере употребления, времени появления и характеру употребления слова. Основную, самую большую группу составляет актуальная лексика — слова активные и постоянно используемые всеми, независимо от возраста, профессии и образования носителей языка, а также места их рождения и жительства.

Заимствованные слова и фразеологизмы мы разобрали на предыдущих уроках, а про архаизмы и неологизмы я попросила подготовить небольшие сообщения.

(Сообщения учащихся, запись в тетрадь основных понятий, работа с 8 слайдом).

б) Теперь поговорим об ограниченной в употреблении лексике.

(чтение учебника, страница 26, диалектизмы, запись определений).

Слайд 5

Перед нами на доске меню, предложенное бабушками наших деревень. По­пробуйте определить, какие кушанья нам предлагают отведать, из каких продуктов они при­готовлены?

На доске рисунки с надписями:

Пресник

Кокорки

Алялюшка

Бобыльник

Губник

Крендельё

Диалектные слова встречаются и в художественной литературе.

Прослушайте отрывок из стихотворения Сергея Есенина “В хате”.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз…
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко..

— Какие слова стихотворения вам непонятны?

Дается объяснение этих слов:

  • драчёна – кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

  • дёжка – деревянная кадка для теста;

  • паз – узкая щель между кирпичами и досками;

  • махотка – крынка, горшок, кувшин.

-Ребята, а как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

— А вот как считают ученые.

(выразительное чтение отрывка учащимся)

Для чего же, спрашивается, сохранять то, что не только не вошло и, может быть, никогда не войдет в литературный язык, но даже стало ненужным самим носителям того или иного местного говора? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, вооружение, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо и бережно хранятся в наших музеях, архивах, научных библиотеках и других учреждениях.

…Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях. (Г. Мельниченко).

Слайд 6.

Чтение материала про жаргонизмы (запись определения в тетрадь)

Слайд 7.

В толковом словаре или пользуясь интернет ресурсами, найти и выписать значение непонятных вам слов, а так же перечислить термины, которые вы уже знаете, используете, изучая материал по своей профессии «Оператор по обработке цифровой информации» — домашнее задание.

Чтение материала про термины и профессионализмы (запись определений в тетрадь).

И профессионализмы, и диалектизмы, и арготизмы употребляются преимущественно в разговорно-бытовой речи. Появление их в письменной речи при соблюдении литературных норм языка должно быть обязательно коммуникативно и экспрессивно оправдано. Если этого нет, то перед нами речевая ошибка, нарушение принятых правил.

4.Закрепление.

Выборочный диктант.

1) Выборочный диктант:

выпишите общеупотребительные слова.

Диагноз, квадрат, тусовка, помидор, кросс, кантата, связист, ноктюрн, доказательство, производство, вертолет, скорость, универсам, выпендреж, окружение, спринтер, террористы, автор.

5.Подведение итогов.

— Что такое общеупотребительные слова?

— Что такое диалектизмы? Каковы их стилистические функции?

— Что такое жаргонизмы? Каковы их стилистические функции?

— Что полезного вы извлекли для себя на уроке?

Выставление оценок.

Слайд 9

kopilkaurokov.ru

Конспект урока с презентацией по русскому языку для 10 класса на тему «Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления»

Тема: Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

1. Углубить представление об исконно русских и заимствованных словах, дать понятие о старославянизмах; формировать умение опознавать группы слов русской лексики с точки зрения происхождения.

2. Дать общее представление о лексике современного русского языка с точки зрения сферы употребления, определить понятия «общеупотребительная лексика», «лексика ограниченного употребления»;

3. Развивать умение распознавать, анализировать, классифицировать языковые факты.

4. Учить пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов).

5. Воспитывать интерес к изучению русского языка, обогащать представления учащихся о духовной, нравственной и языковой культуре народа.

I. Орг. момент

II. Введение в тему урока

— Сегодняшний урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения ( Слайд №1)

С особой, своей судьбою.

Бежали столетья и годы.

По-разному жили народы.

Жить в добром соседстве учились.

Волшебное слов превращенье.

Слово потом оказалось в другом.

То смысл поменяв, то звучанье.

Слово по вкусу пришлось языку.

— Как называется совокупность всех слов языка? (лексика)

— Как вы думаете, о чём сегодня будем говорить на уроке? ( о лексике)

— Сегодня мы на уроке поговорим о русской лексике с точки зрения её происхождения и употребления. Выясним на какие группы делится лексика с точки зрения происхождения, каковы пути заимствования слов, а также определим, какая лексика составляет основу словарного состава русского языка и какими сферами жизни человека она может быть ограничена.

-Итак, тема урока:» Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления» (Слайд №2)

III. Изучение нового

1. Актуализация уже имеющихся знаний учащихся по теме “Лексика”

— Вспомним термины, относящиеся к понятию «лексика»

Найдите соответствия. Я читаю определение, я вы соотнесите его с понятием

1. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности? (слово)

2. Как называется словарный состав языка? (лексика)

3. Какая наука изучает словарный состав языка? (лексикология)

4. В каком значении могут употребляться слова? (в прямом и переносном) (золотой крестик- золотые руки)

5. На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные) (торт, крем)

6. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы) (коса)

7. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы) (добро-зло)

8. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы) (друг, приятель, товарищ)

1 – Ё, 2 – Б, 3 – А, 4 – Г, 5 – В, 6 — Е, 7 – Б, 8 — Ж (Слайд №4)

2. Знакомство с новым материалом

А. Происхождение лексики современного русского языка

Русский язык существует много веков, и за это время он претерпел немало изменений. Самые значительные изменения происходят в словарном составе языка, т.е. в лексике

Существуют два основных пути формирования лексики: прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова ( например, каменщик, голубцы, листовка), и путь заимствования, при котором новые слова приходят со стороны, из других языков (автомобиль, кино, телевизор). (Презентация. Слайд № 5)

Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно представить в виде схемы: (Слайд №6)

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения

— Какие слова входят в состав исконно русской лексики определите самостоятельно, пользуясь учебником (стр.36)

— Какие 3 группы слов можно выделить? (общеславянские, восточнославянские, собственно русские)

— Прочитать об исконно русской лексике и подготовиться к ответу по рядам (5 мин.)

1 ряд — общеславянская лексика; 2 ряд — восточнославянская лексика; 3 ряд — собственно русская лексика. Когда возникла и примеры слов.

-Во время ответа записать в столбик группы слов исконно русской лексики(Слайд №7)

— А как вы думаете, много ли заимствованных слов в русском языке?

— Приведите примеры заимствований.

— А ещё заимствования происходили из старославянского языка древнейшего языка славян, начался этот процесс в 10 веке после принятия христианства на Руси. (Слайд №8)

— Заимствованная лексика составляет около 10 % лексики русского языка. (Слайд №9)

— Познакомьтесь с таблицей и ответьте на вопрос: В чём отличия старославянизмов от исконно русских слов? (Слайд №10)

Отличия старославянских слов от исконно русских

Учащиеся сопоставляют слова в том и другом столбце, делают выводы:

Признаки старославянизмов

-старославянизмы характеризуются неполногласными сочетаниями: -ра, -ла, -ре, -ле на месте русских -оро, -оло, -ере, еле;

-сочетаниями ра-, ла- в начале слова на месте русских ро-, ло-;

-сочетанием жд, соответствующим русскому ж;

-согласным щ на месте русского ч;

-начальными а, е вместо я, о

-Ещё в русском языке немало словообразовательных элементов старославянского происхождения (Презентация. Слайды № 10, 11)

Словообразовательные:

Приставки воз-, из-, низ- пре-, пред-, чрез- (изнемогать, воздать )

Суффиксы -ени-, -енств-, -еств, -знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) (единение, жизнь, кормчий)

-айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ, -ущ-, им-, -ом-, -енн-(добрейший, ведомый)

Части сложных слов: зло-благо-, бого-, велико-, грехо-( богобоязненный

Работа в группах

— Есть ещё заимствования из других языков.

— Разделимся на группы и прочитаем о заимствованиях в русском языке из других языков

В течение 3 минут вы изучаете материал учебника на стр. 37-40 и готовитесь рассказать, когда и какие слова заимствовалась из других языков (Слайд №13)

1. Греко-латинских заимствования

2. Тюркские и скандинавские заимствования

3. Голландские, немецкие и французские заимствования

4. Английские, итальянские и испанские заимствования
( Слайды №13-27)

— Параллельно с ответом учащихся записываем основные признаки заимствований из других языков

— Итак, на какие 2 группы с точки зрения происхождения делится лексика современного русского языка? (исконно русская и заимствованная)
— Из каких языков пришли слова в наш язык?
Тренировочные упражнения: (Слайд №28)

— Определите , из какого языка пришли слова.

а) Базар, туман, бисер, караван, сундук, башмак ( сингармонизм гласных – фонетическая примета тюркских языков).

б) Пари, шасси, жалюзи, павильон, манто, резервуар, тротуар, силуэт, авеню, пилотаж, макияж ( конечное ударное -е, -э, -о при неизменяемости слов, сочетания –уэ, -уа, конечное –аж во французском.)

в) Митинг, прессинг, пудинг, бриджи, бюджет, киллер, брокер (конечное –инг, -ер, сочетание –дж- — приметы английского языка)

г) Факт, форма, автограф, антибиотик, панорама (из греческого)

— А если трудно определить происхождение слова, что нужно делать?

— Какие знаете словари?

— Представление словарей

— А само слово «лексика» из какого языка к нам пришло?

— Посмотрим в Школьном словаре иностранных слов.

Б. Лексика русского языка с точки зрения её употребления.

Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте ещё раз тему урока. О чём мы говорили в 1-ой части урока?

— А сейчас поговорим о русской лексики с точки зрения её употребления.

Перед вами обычные слова русского языка (слова на карточках):

Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово, любовь, гутарить, карбюратор, фонетика

— Разделите их на 2 группы. Запишите.

— Почему так разделили?

– Почему в первую группу выделили эти слова, как их можно назвать?

– Это общеупотребительная лексика.

(Слайд №29)

Общеупотребительная лексика – это слова, использование которых не ограничено ни территорией распространения, ни родом деятельности людей, ни их социальной принадлежностью. Она составляет основу словарного состава русского языка. Слова понятны и доступны каждому носителю языка и могут быть использованы в самых разных условиях, без какого бы то ни было ограничения.

— А слова 2-ой группы всеми употребляются?

– Это лексика ограниченного употребления.

Слайд №30

Лексика ограниченной сферы употребления распространена в пределах определённой местности или в кругу людей, объединяемых профессией, социальными признаками, общими интересами, времяпрепровождением и т.д.

– Итак, на какие две группы можно разделить лексику современного русского языка с точки зрения сферы употребления? (Слайд №31)

– Какие факторы ограничивают употребление того или иного слова?

— Для ответа на этот вопрос обратимся к словам второй группы

— Теперь разделите их на 3 группы. По какому признаку делили?

(Территория – место жительства, профессиональная деятельность, социальная принадлежность)

– Исходя из этого, назовём эти группы (Слайд №32)

Лексика ограниченного употребления включает в себя диалектизмы (Слайд № 33)

Диалектизмы (от греч. diaλextos – говор, наречие) – это слова, свойственные местным говорам и стоящие за пределами нормированного литературного языка (примеры)

Анализ предложений

— Проанализируем предложения

— В своих произведениях писатели используют диалектизмы. Прочитаем отрывки из «Донских рассказов» М.А.Шолохова, найдём в них диалектизмы и ответим на вопрос:

— Для чего употребляет диалектизмы в тексте писатель?

1) «Миновал Лукич часового и не дорогой, а стежкой лесной, одному ему ведомой, затрусил к хутору». («Родинка»)

2) «Они смывались надо мною». («Родинка»)

3) «За ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и – опрометью в горницу». («Нахаленок»)

4) «Семь лет атаман не видал родных куреней». («Родинка»)

5) «Телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цибарки вызванивают струи молока». («Родинка»)

6) «Опостылело все». («Родинка»)

7) «Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит…» («Чужая кровь»)

8) «Голуби, вспугнутые было стрельбой и вновь попадавшие на крышу амбара, сорвались в небо фиолетовой дробью». («Чужая кровь»)

9) «Дверью рыпнул, серников нарочно не зажигаю, а слышу, что на кровати возня…» («Лазоревая степь»)

10) «Теперь Семка видит как Маринка нагибается и утиркой смахивает пыль с Гришкиных калош». («Калоши»)

— При употреблении диалектизмов сохраняется описание особенностей быта, местности, своеобразие речи героев, т.е. самобытность и яркость рассказов.

— Известный языковед академик Щерба считал, что: «Если бы литературный язык оторвался от диалектов, от «почвы», то он, подобно Антею, потерял бы всю свою силу и уподобился бы мёртвому языку, каким теперь является латинский».

— К лексике ограниченного употребления относятся профессионализмы — слова и выражения, которые не являются строго узаконенными, научными определениями тех или иных профессиональных понятий, но широко используются специалистами в той или иной области (Слайд №34)

— Знаете примеры профессионализмов?

— Например, у компьютерщиков:

Форточка — это презрительное название операционной системы Windows

материнка — материнская плата

чайник — начинающий пользователь

глюк — некорректная работа оборудования

лазарь — лазерный принтер

— Ещё к лексике ограниченного употребления относится жаргонная лексика — это искусственные, иногда условные слова, используемые членами какой-то социальной или иной группы, объединённой общими интересами (Слайд №35)

1) воровской жаргон: липа (фальшивка), крыша (защита), шмон (проверка)

2) молодёжный сленг:

а) студенческий: общага (общежитие), стипуха (стипендия), хвост (несданный зачёт, экзамен)

б) школьный сленг: прикол, отпад, базар..

— Приведите примеры жаргонизмов

— Итак, лексика с точки зрения происхождения делится на какие группы?

— А с точки зрения употребления?

III. Закрепление изученного.

1. Распределительный диктант

Определите, к какой группе лексики с точки зрения сферы её употребления, относятся данные слова: а) диалектная; б) профессиональная; в) жаргонная

адсорбент «тело, на поверхности которого происходит поглощение вещества из раствора или  газа»;

автомат «выставление  итоговой оценки по результатам текущей успеваемости без сдачи зачёта или экзамена»;

адажио «музыкальная пьеса в медленном темпе»; аккредитив «вид банковского счёта»;

ангина «острое инфекционное заболевание»;

бадминтон «спортивная игра»;

кумашник «сарафан красного цвета»;

бемоль «знак понижения звука на полтона»;

блатарь «представитель преступного мира»;

брам-рей «поперечный брус, прикреплённый к мачте судна»;

бугор «начальник»;

буерак «овраг»;

гипербола «стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении»; замочить «убить»;

зыбка «колыбель»

2.Выполнить тест.

Тест по теме «Лексика с точки зрения её происхождения и употребления»

1. Какие слова входят в состав исконно русской лексики:

а) общеславянские, восточнославянские, собственно русские

б) старославянские, собственно русские, восточнославянские

в) западноевропейские, старославянские, общеславянские

2.Выберите ответ, в котором представлены группы лексики с точки зрения происхождения слов:

а) Высокая и низкая лексика

б)Заимствования, старославянизмы

в)Синонимы, антонимы, омонимы

3. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?

а) Старославянское слово было вытеснено русским;

б) исконно русское слово было вытеснено старославянским.

4. Найдите соответствия:

5. Поберите русский синоним к заимствованному слову паж:

а)конюх

б)дядька

в)мальчик-слуга

г)дворник

6. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
 а) бежать
 б) четыреста
 в) гипотенуза
 г) время

7. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
 а) клевый
 б) классный
 в) крутой
  г) отличный

8. Какое из слов является диалектным?
  а) солнце
  б) ратник
  в) зеленя
  г) меломан

9. Какое слово является термином?
  а) зачетка
  б) камзол
  в) инъекция
  г) писатель

10. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

11. Выпишите из текста жаргонное слово.

Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.

12. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

а) термин;

б) профессионализм;

в) диалектизм;

г) жаргонизм.

Ответы:

в

в

г

в

в

балка

качался

б

IV. Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

— А как вы можете применить эти знания в жизни?

V. Домашнее задание

Работа со словарём: определить происхождение и лексическое значение слов (кабинет, вариант, аргумент, абзац, блокнот, реклама, факсимиле)

Приложение к уроку

I. Небо, солнце, город, работа, жамки, кубрик, кочет, стипуха, клёвый, слово, любовь, гутарить, карбюратор, фонетика

II. Анализ предложений

1) «Миновал Лукич часового и не дорогой, а стежкой лесной, одному ему ведомой, затрусил к хутору». («Родинка»)

2) «Они смывались надо мною». («Родинка»)

3) «За ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и – опрометью в горницу». («Нахаленок»)

4) «Семь лет атаман не видал родных куреней». («Родинка»)

5) «Телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цибарки вызванивают струи молока». («Родинка»)

6) «Опостылело все». («Родинка»)

7) «Каждую ночь после первых кочетов просыпается дед, сидит, курит…» («Чужая кровь»)

8) «Голуби, вспугнутые было стрельбой и вновь попадавшие на крышу амбара, сорвались в небо фиолетовой дробью». («Чужая кровь»)

9) «Дверью рыпнул, серников нарочно не зажигаю, а слышу, что на кровати возня…» («Лазоревая степь»)

10) «Теперь Семка видит как Маринка нагибается и утиркой смахивает пыль с Гришкиных калош». («Калоши»)

III. Тест по теме «Лексика с точки зрения её происхождения и употребления»

1. Какие слова входят в состав исконно русской лексики:

а) общеславянские, восточнославянские, собственно русские

б) старославянские, собственно русские, восточнославянские

в) западноевропейские, старославянские, общеславянские

2.Выберите ответ, в котором представлены группы лексики с точки зрения происхождения слов:

а) Высокая и низкая лексика

б)Заимствования, старославянизмы

в)Синонимы, антонимы, омонимы

3. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?

а) Старославянское слово было вытеснено русским;

б) исконно русское слово было вытеснено старославянским.

4. Найдите соответствия:

5. Поберите русский синоним к заимствованному слову паж:

а)конюх

б)дядька

в)мальчик-слуга

г)дворник

6. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
 а) бежать
 б) четыреста
 в) гипотенуза
 г) время

7. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
 а) клевый
 б) классный
 в) крутой
  г) отличный

8. Какое из слов является диалектным?
  а) солнце
  б) ратник
  в) зеленя
  г) меломан

9. Какое слово является термином?
  а) зачетка
  б) камзол
  в) инъекция
  г) писатель

10. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

11. Выпишите из текста жаргонное слово.

Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.

12. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.

Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.

а) термин;

б) профессионализм;

в) диалектизм;

г) жаргонизм.

infourok.ru

Лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

Урок русского языка в 10 классе.

Тема: Лексика с точки зрения её происхождения и употребления.

Цели:

1) расширение знаний о группах слов с точки зрения их происхождения и употребления;

2) показать подвижность лексики;

3) дать понятие об активном и пассивном словарном запасе;

4) показать новые тенденции в сфере лексики русского языка;

5) развивать навыки работы с лингвистическими словарями;

6) развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

7) обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.

Обсуждение упражнений учебника.

  1. Работа по теме урока.

1. Повторение темы «Устаревшие слова и неологизмы»

Как известно, язык – явление развивающееся. Сменяются поколения – меняется язык. Но происходит это медленно, постепенно, иногда не слишком заметно. Мы свободно читаем написанное Пушкиным, создателем русского литературного языка, и другими писателями ХIX в., хотя порой приходится обращаться к словарям, чтобы понять значение тех или иных слов. Но, например, язык времен «Слова о полку Игореве» (ХII в.) уже так далёк от нас, что без перевода его понять сложно. Вышли из употребления многие слова, обозначавшие предметы, явления, бытовавшие во времена автора «Слова…».

Посмотрим на лексику, современную нам, с точки зрения исторической.

Мы пользуемся в основном современной лексикой. Эта повседневная лексика составляет наш активный словарь. Но у нас есть и пассивный словарный запас. Это слова, вышедшие из постоянного употребления, и новые слова, которые еще не вполне освоены всеми носителями языка.

— Как называются слова, вышедшие из употребления? На какие группы они делятся? (Устаревшие: историзмы и архаизмы)

— Чем отличаются историзмы от архаизмов? Приведите примеры тех и других.

— Есть ли синонимы у историзмов?

Лексический состав языка постоянно пополняется новыми словами – неологизмами. Интересно, что некоторые неологизмы имеют точную дату рождения. Так слово субботник впервые было употреблено 10 мая 1919 года.

— Когда новые слова перестают быть неологизмами?

Со временем некоторые из неологизмов могут перейти в разряд историзмов. Ведь когда-то слова дружина и баталия были неологизмами.

В 20-х гг. ХХ появилось много новых слов. Значительная их часть была образована по способу сложения: нэп (новая экономическая политика), рабфак (рабочий факультет), колхоз (коллективное хозяйство), губком (губернский комитет) и т.д. Со временем большинство подобных слов ушли в прошлое.

— Какие из перечисленных слов вам приходилось слышать?

— Какие слова можно отнести к неологизмам в наше время?

2. Повторение темы «Лексика с точки зрения ее происхождения».

Доклады учащихся.

3. Повторение темы «Лексика с точки зрения ее употребления».

В составе лексики русского языка есть слова, которые понятны всем, их употребление повсеместно ив устной речи, и в письменной: слово, речь, вода, земля, хлеб, люди, работать, читать и т.д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными. А есть необщеупотребительные слова, которыми пользуются ограниченные группы носителей языка: диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы.

— Вспомните, что такое диалектизмы, приведите примеры.

Различают несколько типов диалектизмов. Лексические диалектизмы – слова, по форме и значению отличаются от слов общеупотребительной лексики: намедни – на днях, гутарить – говорить, сусалы – скулы и т.д.

Диалектное слово может отличаться не формой, а значением. Например, словом верх в некоторых южных говорах называют овраг, глагол зевать используется в значении кричать, звать и т.д.

Диалектизмы часто используются как выразительные средства в произведениях художественной литературы для речевой характеристики персонажей, для передачи местного колорита, для обозначения некоторых вещей и понятий.

— В чем особенность употребления профессионализмов?

В словарях эти слова имеют помету спец. – специальное. Речь идет не только о терминах, но и о принятых в этой области словах, употребляемых при неформальном общении.

Активное использование профессионализмов характерно для текстов научного стиля. Встречаются они в ряде жанров официально-делового стиля, например в инструкциях.

— Что называют жаргонизмами?

Жаргонным словам присуща образность, выразительность, поэтому они легко могут переходить в разговорно-бытовую речь, в просторечия.

-Жаргонизмы отличаются неустойчивостью во времени – одни быстро выходят из употребления, другие появляются и живут много лет. Примеры долговечных жаргонизмов: хвост – не сданный в срок зачет или экзамен, липа – подделка, молоток – молодец.

К жаргонизмам относятся новые значения слов общеупотребительной лексики: предки – родители, тачка – автомобиль, слинять – незаметно уйти, баранка – руль и т.д.

— Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов, а в чем разница между ними?

4. Работа со словарями.

— Определите значение, происхождение и сферу употребления слов-терминов.

1) Бот;

2) брамсель;

3) грот-мачта;

4) брандспойт.

5. Домашнее задание.

Повторить тему «Изобразительно-выразительные средства русского языка». Упражнения учебника.

Запись опорной схемы:

infourok.ru

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории,

первого уровня

КГУ «Гимназия №21»

города Алматы

Емельянова О.В.

Родные слова

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева.

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёвушка, фыпики – снегири,

Дежень, воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретёна.

А. Яшин

профессионализмы

Жаргоны ,

арго

Лексика с точки зрения сферы употребления

диалектизмы

Общеупотребительная лексика

Лексика

Имеющая ограниченную

сферу употребления

Общеупотребительная

Специальные слова

Жаргонизмы

Диалектизмы

Сленг

Арго

Термины

Профессионализмы

Общеупотребительная лексика – слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Такие слова знакомы всем и всем понятны. Их употребление не зависит ни от места жительства, ни от профессиональной принадлежности.

думать

располагать

деревья

лгун

напрасно

крошечный

Диалектизмы

Семантические

Лексические

Этнографические

Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Речь этой местности называется диалектом .

Петух – кочет; утка – кочка; говорить – баить; одежда – лопоть; белка – векша.

Диалекты семантические – слова по своему значению совпадающие со словами литературного языка, но имеющие другое значение.

Дробный (литературное) – расчлененный на части.

Дробный (диалектное) – худой, слабый.

Диалекты лексические – слова, имеющие параллели в литератур-ном языке, но отличающиеся своим звучанием.

Петух — кочет

Петух – литературное

Певень – диалект северных районов России

Кочет – диалект южных районов России

коса литовка

гадюка козюля

Диалекты этнографиче-ские – слова, характери-зующие особенности языка определенной местности.

На севере России избу строят с подпольем. Вход с подполье называют ГОЛБЕЦ.

На юге России в хате нет подполья, поэтому нет слова ГОЛБЕЦ.

Небольшая пристройка, вроде чуланчика, немного повыше или пониже печи называ-ется голбец . Не-

редко так называ-

ется и само подполье.

ШКОЛЬНЫЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ диалектные слова даются с пометой обл. (областное)

  • Чапыга , -и, ж . Обл . — частый кустарник, частая молодая поросль леса.

Профессионализмы – слова, употреб-ляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией или специальностью.

На эту комнату нам не хватит ЛЕВКАСА, приготовьте, пожалуйста, его.

ЛЕВКАС – смесь алебастра или мела с клеем.

Термины – это слова (или сочетания слов), являющиеся официально принятыми и узаконенными наименованиями какого-либо пред-мета или явления в науке, искусстве, технике и т.д.

Гематома, гайморит, лейкемия – медицинские;

инфинитив, морфема, суффикс — лингвистические.

  • Профессиональные слова, часто используемые в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой (спец.) — специальное, проф. — (профессиональное) или с пометой – сокращенным названием соответствующей области знаний: (тех.) — техническое, (мед.) — медицинское, (лингв.) лингвис-тическое и т.п.
  • Например, ПЕНАЛЬТИ , нескл., м.

Спорт. Штрафной удар по футболь-

ным воротам с одиннадцати метров.

Удачно пробить пенальти.

Жаргонизмы – слова, используемые в речи определенной социальной группы людей, например, школьников, студентов, молодёжи ( сленг ) заключенных в местах лишения свободы ( арго ).

Хвост – несданный экзамен;

автомат – зачет, полученный

без предварительного собеседования;

тусоваться – общаться;

клевый, козырный – хороший.

Жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго (от фр. argot — замкнутый, недеятельный) , а слова, входящие в его состав, арготизмами . К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.

Значение лексики ограниченной

сферы употребления

В языке художественной лите-ратуры  диалектизмы , профессионализмы и жаргонизмы ( аргонизмы ) используются для изображения местных географических особенностей, специфики быта, культуры, своеобразия профессий, воспитания и образа жизни людей различных социальных групп. Эти лексические группы слов помогают ярче охарактеризовать героев, передать инди-видуальность их речи, а иногда служат

и средством сатирической окраски.  

Для чего нужно сохранять лексику, которая не входит в литературный язык? Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих пластов русского языка?

Да, потеряем, и не меньше, если бы потеряли и не сохранили бы памятники старины (старинную одежду, орудия труда, домашнюю утварь, древнейшие рукописи), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в музеях, архивах, библиотеках. Это колоритная история языка, используемая мастерами слова для его красоты и живости.

Литература

  • http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662
  • http://www.rlspace.com/dialektizmy/
  • http://www.rusedu.ru/detail_8830.html
  • http:// www.ro-to.ru/books/1978704.shtml

multiurok.ru

Презентация к уроку мастер-класс «Общеупотребительная лексика. Лексика ограниченного употребления. 10 класс.»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

высшей категории,

первого уровня

КГУ «Гимназия №21»

города Алматы

Емельянова О.В.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО УПР. 190

Историзмы Архаизмы

барыня едва – только

тягловым исправным- хорошим

службы око – глаз

дворня ланит – щёк

побегушек лик – лицо

алтарь надменен – высокомерен

дворянство вещает – говорит

воздвигли – построили

аки — как

Критерии оценок

26-23 балла – «5»

22-20 баллов – «4»

19-15 баллов – «3»

Меньше 15 баллов – «2»

Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков, чугунов – железное полукольцо в виде двух рогов на длинной рукояти

Прочитайте стихотворение С.Есенина. Какие слова для современного читателя необычны?

Драчёна — кушанье из картофеля и муки с молоком и яйцами;

Дёжка — деревянная кадка для теста

Пахнет рыхлыми драченами,

Паз — узкая щель между кирпичами и досками

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз…

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Махотка крынка

  А.Т. Твардовский писал: « … не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

О какой лексической группе слов идёт речь?

  А.Т. Твардовский писал: « Диалектизмов не нужно бояться, ими нужно пользоваться с толком, и великие старики (Л.Толстой, И.Тургенев, не говоря уж о Лескове…) отлично знали об этом … Литература невозможна на так называемом литературном, дистиллированном языке «.

Как вы понимаете это высказывание Твардовского?

Определите, с какой ещё группой слов будем работать на уроке.

 

Слова какой лексической группы встречаются в тексте ?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило, длинной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

Чем занимался Митрашин отец? 

Какие слова помогли вам определить это?

 

Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок , ладило длинной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными и деревянными обручами.

 

Фуганок — длинный рубанок с двойным ножом

Ладило — бондарный инструмент, необходи-мый для изготовления бочек; колодка-шаб-лона, служащая для подгонки клепок-доще-чек из которых собирается тело бочки.  

Обдерживает — обхватывет, связывает.

Бондарь — мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (бочки, кадки, лоханки).

Лексика с точки зрения сферы употребления

Общеупотребительная лексика – слова, известные всему народу и употребляемые всеми. Такие слова знакомы всем и всем понятны. Их употребление не зависит ни от места жительства, ни от профессиональной принадлежности.

думать

располагать

деревья

лгун

напрасно

крошечный

Попробуйте объяснить значение выделенных слов .

Я впервые увидел белый рязанский шушун , новенький черный платок с белыми цветами, повязанный на голове, и синюю клетчатую поневу (К.Паустовский « Стекольный мастер»).

Диалектизм шушун с пометой архангельское, костромское, ярославское, сибирское определяется в Словаре В. И. Даля как «кофта, шушпан » .

Понёва  — элемент русского народного костюма, женская шерстяная  юбка  замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой) с богато украшенным подолом

Слова, которые используются не всеми говорящими, называются необщеупотребительными и относятся к лексике ограниченного употребления .

Лексика

Имеющая ограниченную

сферу употребления

Общеупотребительная

Специальные слова

Диалектизмы

Жаргонизмы

Профессионализмы

Термины

ПОЛЬЗУЙТЕСЬ СЛОВАРЯМИ!

«Словарь — это

вся вселенная в

алфавитном

порядке!»

А.Франс

СЛОВАРИ

Грамматические

Филологические

-двуязычные

— орфографические

— орфоэпические

-этимологические

-исторические

-фразеологические

-иностранных слов

-терминологические

-диалектные

-словари языка писателей

-словари речевых

неправильностей и трудностей

СЛОВАРИ

  • Словарь может описывать не всю лексику языка, а какие-либо группы слов:

-синонимов

-антонимов

-паронимов

Самые давние словари – это

ТОЛКОВЫЕ и ИДИОГРАФИЧЕСКИЕ . В них описывается смысл слов, но в толковом слова описаны по алфавиту, а в идеографическом выделяются группы по общим свойствам вещей или понятий:

  • Например: «ЧЕЛОВЕК», «Физические свойство» «Действие» «Животное «Чувство»

Большое количество диалектных слов (около 200000) включено в  «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный Владимиром Ивановичем Далем во второй половине XI X  века.

Диалектные слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковые словари с пометой  обл. (т. е. областное).

Даль В. И. — русский писатель, лексикограф, этнограф, член – корреспондент Петербургской АН (1838 г.). Помимо словаря, за который он был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863 г.) создал очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевдонимом Казак Луганский и сборник « Пословицы русского народа» (1861 – 62 гг.).

Ожегов СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

(1900-1964)

российский языковед, лексиколог, лексикограф, исследователь норм русского литературного языка, доктор филологических наук создал «Толковый словарь русского языка» , собрав слова уже современного литературного языка

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Колокольчик Рукотерник
  • Полотенце Слаборукий
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок
  • Помор Моряк

Ответ

Задание 1. Подберите к диалектным словам общеупотребительные синонимы :

  • Полотенце Слаборукий
  • Колокольчик Рукотерник
  • Гудеть (о насекомых) Хоронушки
  • Драчливый Утирка
  • Носовой платок Брунжать
  • Прятки Позвонок

Критерии оценок

1 задания

7 баллов – «5»

6-5 баллов – «4»

4 балла – «3»

Меньше 4 баллов – «2»

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

молекулы география

атомы

флора информатика

глобус

ион русский язык

параллели

вирусы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окисление

Ответ

Задание 2.

«Найдите пару» — слова, соответствующие наукам:

мо ле кулы география

ато мы атомы

флора информатика

глобус

ион ион русский язык

параллели

вир усы химия

префикс

сервер физика

морфема

блог биология

окис лен ие

Критерии оценок

2 задания

19-17 баллов – «5»

16-14 баллов – «4»

13-10 баллов – «3»

Меньше 10 баллов – «2»

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два хвоста закрывать. А вот Маринке везёт: она, мало того, что в клёвом платье припёрлась, так ещё и автомат по трём предметам схлопотала, теперь катится тусить с прикольной компашкой в классный кабак и зависнет там до утра.

Ответ

Задание 3. «Переведите» текст на нормальный литературный язык:

Мне ещё сегодня два экзамена пересдавать . А вот Маринке везёт: она, мало того, что в красивом платье пришла, так ещё и зачет без предварительного собеседования по трём предметам получила , теперь едет веселиться с интересной компанией в отличный клуб и задержится там до утра.

Критерии оценок

3 задания

13-12 баллов – «5»

11-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»

Меньше 7 баллов – «2»

Домашнее задание:

1. §10 (§ 21) (уч.), упр. №195, (№ 208), стр. 11 (Шың).

2. Мини-сочинение «Вот так слова!»

(О диалектных словах нашей местности или специальных

словах, относящихся к профессиям ваших родителей).

Дополнительные

задания

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

Тут человек рыбу лавит , а вы калган подняли на весь свет (К. Паустовский « Золотая роза»).

Ответ

«Переведите» текст на нормированный литературный язык:

В Словаре В.И. Даля дается слово калгатиться с пометкой тамбовское и со значением «беспокоиться «. Отсюда и слово калган имеет значение » беспокойство, шум «.

Тут человек рыбу ловит , а вы шум подняли на весь свет.

Запишите слова, относящиеся к

профессии «Художник»

профессии «Врач»

профессии «Шофер»

Ответ

Профессионализмы художников:

палитра, мольберт, гуашь, акварель…

Профессионализмы врачей:

тонометр, гематома, фурункул…

Профессионализмы водителей:

баранка, подрезать, свечи…

«Переведите» текст, используя нормальный литературный язык

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже Аськи :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил форточку’98 , дурачина,

Не хочу быть чайником

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ваксой не возиться,

А писать на лазаре

Разные красивые штучки

Правильный вариант

Как узрела Старика Старуха-

Разругалась хуже system message :

«Дурачина, ты, простофиля!

Выпросил Windows 98, дурачина,

Не хочу быть начинающим пользователем

Хочу творить, что душеньке угодно

Чтоб с ассемблером не возиться,

А писать на чистом Pascal’е

Разные красивые вещи…

Литература

  • http://www.uchportal.ru/load/32-1-0-4662
  • http://www.rlspace.com/dialektizmy/
  • http://www.rusedu.ru/detail_8830.html
  • http://www.ro-to.ru/books/1978704.shtml

multiurok.ru

«Общеупотребительная и общенаучная лексика русского языка» для 10 класса

Куанышбаева Жанар Ибайдуллаевна

Учитель русского языка и литературы

ГКУ «Средняя школа имени Н.Бозжанова с ДМЦ»

Русский язык, 10 класс

 Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык. Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы: Мектеп, 2014.

Тема урока: Общеупотребительная и общенаучная лексика русского языка

Цель урока: обобщить изученный материал о лексике русского языка, воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, развитие критического мышления, творческих способностей, грамотной речи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашней работы

III. Формирование новых понятий

1. Сравните данные группы слов. Какая группа слов хорошо известна, постоянно встречается с повседневном общении?

Утро, вечер, обед, дом, окно, дверь, хороший, добрый, идти, учиться, работать, отдыхать

Анализ, аналогия, аргумент, исследование, категория, классификация, синтез, эксперимент, система

2. Чтение теоретического материала

В лексике русского языка имеются слова, которые составляют ее основу и употребляются без всяких ограничений. Эти слова относятся к общеупотребительной лексике. В состав общеупотребительной лексики входят существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, междометия и др. Им свойственна общенародная распространенность и известность.

Общенаучная лексика – это лексика, которая употребляется во многих науках. Общенаучные слова характеризуются однозначностью и полным отсутствием эмоциональной окраски.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Упр.84 Выпишите вначале общеупотребительные слова, затем – общенаучные.

Общеупотребительные — Человек, характер, общество и т.д.

Общенаучные — Клетка, анализ, исследование и т.д.

2. Распределите общеупотребительную лексику по темам:

1) слова, называющие явления, понятия общественно-политической жизни; 2) слова, называющие явления культурной жизни; 3) бытовые наименования; 4) слова, обозначающие природные явления

1

2

3

4

парламент

конференция

саммит

депутат

съезд

хор

солист

ансамбль

ария

шоу

кондиционер

жалюзи

картина

рынок

ярмарка

водопад

град

снегопад

радуга

затмение

3. Игра-разминка «Назовите одним словом»

Встреча глав государств, правительств. /саммит/

Степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы./рейтинг/

Предварительное объявление о гастролях, спектаклях, концертах./анонс/

Объявление о том, что все билеты на концерт, спектакль проданы./аншлаг/

Богатый покровитель наук и искусств./меценат/

Официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны./коммюнике/

Должностное лицо, представляющее интересы государства на территории другой страны./консул/

Дипломатический документ, детально излагающий суть обсуждаемых вопросов , служащий дополнением к ноте./меморандум/

Дипломатическое обращение одного правительства к другому. /нота/

4. Развитие речи. Работа с текстом упр. 85, 88

Класс делится на группы. Задания для групп:

Прочитайте тексты. Сформулируйте оновную мысль текста

Опираясь на тексты, создайте в группе постер на одну из тем: «Самое главное – воспитай в себе Человека», «Высочайшее призвание человека»

Защита постеров

    V. Обобщение урока:

    1. Какая лексика составляет основу языка?

    2.Какие слова входят в этот пласт?

    3. Что для них характерно?

    4. Какая лексика употребляется в большинстве наук?

    5.Чем она характеризуется?

    6.Какая лексика является наиболее употребительной во всех сферах речевой коммуникации?

    VI. Этап информации о домашнем задании

    § 10, упр. 90,91

    VII. Подведение итогов

    VIII. Этап рефлексии

    5 – 5 – 1

    Сделать итог сегодняшнего урока в 5 предложениях.

    Сократить до 5 слов.

    Сейчас до 1 слова.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *