Китайгородской методика – Метод изучения языков Китайгородской | Блог 4brain

Содержание

Метод изучения языков Китайгородской | Блог 4brain

С каждым днём в сфере образования появляются какие-то новые разработки, программы, обучающие методики и другие всевозможные новшества. Старые, же, или, как ещё их можно назвать, традиционные, если уж и не забываются, то просто отодвигаются на задний план по причине потери своей актуальности и малой эффективности. И эта тенденция наблюдается во всех направлениях, по которым происходит обучение, в том числе и в изучении иностранных языков.

Большинство традиционных методик обучения иностранным языкам сейчас подвергается жёсткой критике, т.к. многие специалисты считают, что обучать им современных детей, да и взрослых тоже, следует по иному пути. А представление о привычных методиках обучения складывается примерно такое:

  • Огромное количество трудных грамматических правил, которые необходимо заучивать
  • Десятки листов со словами, которые также нужно заучивать
  • Объёмные неинтересные тексты, которые нужно читать, переводить и пересказывать

Как вы сами считаете, нужно ли продолжать применять такие методы в современных образовательных учреждениях? Наверняка, вы скажете, что лучше найти нечто более интересное и эффективное, что оказывало бы на учащихся большее стимулирующее воздействие, и помогало бы им гораздо быстрее осваивать лексику, грамматику и фонетику того языка, который они изучают.

И на сегодняшний день исследователи выделяют два основных инновационных пути изучения языков, которыми являются:

  • Применение методов изучения иностранных языков, основывающихся на эффекте сверхзапоминания, когда восприятие и усвоение информации происходит без её критического осмысления;
  • Применение нетрадиционных методов, которые подразумевают ускоренное и максимально интенсивное обучение иностранному языку, где теоретическая база является минимальной или её вообще нет, а основной упор делается на практике, т.е. на разговорной речи в процессе живого общения.

Базой обоих этих путей являются принципы суггестологии, которые были разработаны болгарским педагогом и психологом Геогрием Лозановым. Стоит сказать, что суггестология является наукой, посвящённой раскрытию скрытого потенциала человека, и активизирующей его подсознательные ресурсы. В качестве примера можно назвать метод всем известного «25 кадра», а также обучение во сне. И как раз одним из методов обучения иностранным языкам, которые основываются на принципах суггестологии, является метод Галины Александровны Китайгородской.

Метод Г. А. Китайгородской

Метод Г. А. Китайгородской, который также называют методом «Активизации резервных возможностей личности и коллектива», нельзя назвать новым, т.к. он был разработан свыше 35 лет назад, однако он считается исключительно новаторским и уже ставшим классическим в области интенсивного обучения.

Важно также сказать, что именно Галиной Александровной Китайгородской была создана единственная в России научная система интенсивного обучения иностранным языкам, а также был введён сам термин «интенсивное обучение». И с момента создания этой системы её эффективность была оценена огромнейшим количеством людей, которые в рекордно короткие сроки овладели иностранными языками.

Отличие метода Китайгородской от традиционных заключается в том, что он зиждется на психологических резервах личности и коллектива при целенаправленной манипуляции социально-психологическими процессами межличностного группового взаимодействия, благодаря чему учащиеся за совершенно мизерное время очень легко и продуктивно перерабатывают большие объёмы новых знаний.

Ключевое место в системе интенсивного обучения занимает термин «активизация» — процесс, который направлен на достижение человеком активности и стабилизацию данного состояния. В своей изначальной интерпретации понятие «интенсивность» рассматривается как «напряжённость», а именно: состояние активности в конкретный момент времени. Точно также следует и трактовать понятие «интенсивного обучения» в рамках системы Г. А. Китайгородской – оно должно пониматься как динамизм, активное взаимодействие педагогов и группы учащихся, учащихся друг с другом, активизация процессов познания, ресурсов памяти, воображения и внимания.

Тот ученик, который устал, засыпает на занятиях и нисколько не заинтересован в своём обучении, не способен надлежащим образом воспринимать большие объёмы информации и всецело отдаваться общению со своими партнёрами по обучению. А методика Китайгородской способна привести учащегося в такое состояние, в котором он будет максимально умственно и нередко даже физически активен, по причине чего будет обеспечен самый высокий показатель интенсивности процесса обучения. Если говорить несколько проще, путь овладения человеком иностранным языком, согласно системе Китайгородской, очень схож с тем путём, идя по которому ребёнок осваивает свой родной язык.

Сначала ученик двигается вперёд по различным стадиям формирования способности к речи, начиная с интонационной, затем переходя к лексико-грамматической, а после – к синтаксической и фонетической. Причём, происходит всё это совершенно естественным образом, а не наоборот, как это можно наблюдать в традиционных методах обучения. И сроки овладения новым навыком значительно сокращаются.

Уже в процессе первого занятия ученик начинает изъясняться на иностранном языке при помощи готовых конструкций. Изначально он, конечно, не знает правил грамматики, но постепенно переходит на уровень анализа тех конструкций, которые применяет, а потом снова начинает использовать их в своей речи, вместе с этим производя решение всевозможных задач в атмосфере естественного общения, но уже на совершенно другом уровне. Это называется микроциклом. И уже только на одном этапе процесса обучения этих микроциклов присутствует масса. В итоге ученик осваивает несколько тысяч лексических единиц в течение одного курса, но наиболее важно то, что он научается легко и непринуждённо применять их в различных ситуациях общения.

Всего за восемь недель обучения учащиеся начинают изъясняться на иностранном языке, снимают языковые барьеры, раскрепощаются и получают мощнейшую мотивацию к дальнейшему освоению языка. И этому в немалой мере способствуют специализированные учебники, предназначенные для каждого конкретного языка и каждого уровня обучения, должным образом организованное взаимодействие в группе учеников, атмосфера дружелюбия и творчества, интересные для выполнения задания, которые вызывают у учащихся желание их выполнять, уникальный психотерапевтический эффект, к достижению которого стремятся педагоги Школы Китайгородской, и множество других немаловажных факторов.

В дополнение к этому, следует сказать, что созданная более 35 лет назад Галиной Александровной Китайгородской система обучения иностранным языкам в настоящее время актуальна и востребована гораздо больше, чем когда-либо вообще.

И в качестве заключения несколько слов о Школе Китайгородской.

Школа Китайгородской

Школа Китайгородской является единственным в нашей стране научно-образовательным центром, в котором научные и практические методы направлены на достижение единого результата – интенсивного обучения людей общению на иностранных языках.

Данное научно-образовательное учреждение было основано в 1985 году на базе открывшегося в 1979 году при Московском государственном университете им. В. М. Ломоносова Центра интенсивного обучения иностранным языкам.

Сегодня в Центре интенсивного обучения иностранным языкам проводится обучение для студентов и преподавателей МГУ им. В. М. Ломоносова, а в самом научно-образовательном центре «Школа Китайгородской» имеют возможность проходить обучение все, кто желает овладеть иностранными языками.

И уникальность Школы Китайгородской заключается вот в чём:

  • Только в Школе Китайгородской иностранные языки преподаются по авторской методике интенсивного обучения, разработанной Г. А. Китайгородской, защищённой докторской диссертацией и описанной многими монографиями, методическими пособиями и статьями.
  • Система интенсивного обучения Г. А. Китайгородской снабжена авторскими учебниками, специально разработанными для каждого из уровней.
  • Преподавательский состав Школы Китайгородской состоит из лучших учеников-последователей профессора Г. А. Китайгородской, которые великолепно владеют мастерством педагогики.

Школа Китайгородской всегда верна своей специфике и сохраняет неизменное высшее качество обучения иностранным языкам, которое основано на многолетнем опыте, множестве экспериментов и исследований.

4brain.ru

О Методе

О Методе

Метод «активизации возможностей личности и коллектива» (Метод Китайгородской) — это инновация, ставшая классикой интенсивного обучения. 

Уже более 40 лет Метод Китайгородской работает на обучение ЖИВОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ. Уникальность нашего Метода состоит в том, что благодаря научно разработанной системе, используемым техникам запоминания и специально созданным учебникам результат достигается в МАКСИМАЛЬНО КОРОТКИЕ сроки.

 

Чтобы точно определить, что является для нас главным в концепции так называемого интенсивного обучения, следует ввести слово «активизация». Активизация — процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. В своем исходном значении слово «интенсивный» (лат. «intensus») означает «напряжение», т.е. активность в единицу времени. В этом случае понятие «интенсивное обучение» соответствует нашей концепции — динамизм, активность во взаимодействии преподавателя и учебной группы, учащихся между собой. Именно состояние активности преподавателя и учащегося обеспечивает высокий уровень интенсивности (напряженности) учебного процесса.

 

Подобное представление об обучении исключительно актуально, т.к. проблемы взаимодействия людей все более прочно сращиваются с проблемами обучения неродным языкам. Ведь сегодня стратегической целью обучения является не только овладение языком как средством общения, но и языком как средством приобщения к иной культуре. Социопсихолингвистические исследования за рубежом и в нашей стране позволяют принимать за точку отсчета не языковой код, а речевую активность, активность речевой деятельности. Теория коммуникации убеждает нас в том, что недостаточно знать язык, систему языка, правила функционирования языкового кода. Чтобы общаться, надо знать, как пользоваться языком в определенном контексте, т.е. выучить язык означает сегодня овладеть речевым поведением в естественных ситуациях. В этих условиях функции языка, а не его структура, приобретают первостепенное значение в процессе обучения.

 

В нашей концепции интенсивного обучения мы рассматриваем овладение иноязычным общением в его устной и письменной форме с социально-психологических позиций. Общение на изучаемом языке пронизывает процесс обучения, являясь одновременно целью этого обучения, основным средством и условием его достижения. Поэтому интенсивное обучение может быть определено как особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное усвоение материала (овладение предметом) и активное совершенствование, развитие личности (учащихся и преподавателя).

 

Естественно, что такое понимание интенсивного обучения исключает представление о «минимизации» учебного материала, а также усилий преподавателя и учащихся. В нашем случае речь идет о максимизации объемов учебного материала и усилий преподавателя и обучаемых, т.к. интенсивное обучение основано на активизации их деятельности. Активность участников учебного процесса выражается в максимальной и постоянной их вовлеченности в процесс управляемого группового взаимодействия, общения-обучения.

 

Широкое использование групповых (коллективных) форм взаимодействия в учебном процессе приводит к тесному переплетению методики и социальной психологии, что характеризует нашу концепцию интенсивного обучения. Это единственная психолого-педагогическая концепция, которая строит учебный процесс на основе принципа коллективного взаимодействия, «социального взаимодействия». Именно поэтому единицей организации учебного материала и учебной деятельности является ситуация взаимодействия, динамическое событие, моделирующее образы реальной жизни.

 

Итак, мы предлагаем иной психологический путь достижения педагогической цели. Психологические опоры интенсивного обучения требуют соответствующей организации учебного материала и учебного процесса.

 

Для более полного представления об интенсивном обучении необходимо остановиться на психолого-педагогических принципах, которые не только характеризуют его, но и помогают преподавателю творчески использовать предлагаемое учебное пособие, оставаясь в рамках метода активизации возможностей личности и коллектива.

 

Принципы метода активизации возможностей личности и коллектива:

  1. принцип личностного общения;
  2. ролевой (игровой) организации учебного материала и учебного процесса;
  3. коллективного (группового) взаимодействия;
  4. концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса;
  5. полифункциональности упражнений.

 

Метод Китайгородской — это уникальная система обучения, защищенная докторской диссертацией, описанная в монографии, методических пособиях и статьях. Более того, это целая философия жизни. Как же появился метод и почему он именно такой? Лучше всего рассказ об этом прозвучит из уст самого автора — профессора Г. А. Китайгородской.

Все началось еще в 1964 году, когда Г.А. Китайгородская работала в МГПИИЯ им.Мориса Тореза (как он тогда назывался) на 10-месячных курсах, которые впервые в СССР были организованы для преподавателей — доцентов и профессоров. И уже тогда Галина Александровна понимала, что существующая методика обучения (да и вся система) малоэффективна и ее надо менять. Но как?

www.kitaygorodskaya.ru

Как выучить английский: метод Галины Китайгородской

25.03.2014

Как выучить английский: метод Галины Китайгородской

Одна из самых успешных московских школ иностранных языков работает по принципу активизации возможностей студента. Точнее, полное название метода — «Активизация возможностей личности и коллектива». Звучит серьёзно, и не зря: по этой теме защищено множество диссертаций, в том числе докторская само основательницы метода Галины  Александровны Китайгородской. На деле же обучение по методу Китайгородской очень далеко от академического. По сути, методика вобрала в себя лучшие черты «американских» методов, подразумевающих максимум общения, и «российских», дающих серьёзную грамматическую базу.

Принцип работы метода Китайгородской

Метод «актуализация возможностей личности» на практике реализуется в невероятно увлекательной для студентов форме: каждому студенту на основании результатов предварительно пройдённого психологического теста присваивается особая роль, соответствующая его психотипу. Эту роль он и «отыгрывает» на протяжении всего обучения. С позиции своей роли студент участвует в диалогах, полилогах и коллективных заданиях, одновременно преодолевая языковой барьер и робость (общается-то вроде бы не он, а игровой персонаж), и отрабатывая необходимые навыки. «Президенты фирм», «бизнесмены», «менеджеры» и прочие нефантастические персонажи обсуждают свои дела и решают проблемы, с которым каждый из учащихся наверняка столкнется в реальной языковой жизни. Разумеется, за внешней игровой оболочкой стоит серьёзнейшая методическая работа и особый способ подачи материала, но оставим эту тему для преподавателей, а сами подумаем о том, что может быть понятно любому изучающему язык.

Как можно использовать метод Китайгородской самостоятельно?

Нужно понимать, что в полной мере применить этот метод для самостоятельного изучения языка не получится — здесь требуется и профессиональный преподаватель, и специальные пособия, и масса специфического материала. Но никто не мешает проверить на себе самый очевидный приём метода: попробуйте не учиться, а играть. В группе, с друзьями — максимально перевоплощайтесь и решайте задачи своего персонажа. Вы даже не заметите, когда и вам самим станет легче начать разговаривать!

 

 

indigo-centre.ru

Метод Китайгородской — biz-incom.ru

 

Метод Китайгородской разработан в 1970 году ппрофессором, доктором педагогических наук, Галиной Александровной Китайгородской. Г.А. Китайгородская являлась преподавателем иностранных языков. Возглавляла кафедру в  МГУ. 

Официально метод Китайгородской носит название «метод активизации резервных возможностей личности и коллектива». Методика предполагает высокую динамику и активность учеников во взаимодействии с преподавателем и между собой.

Во время занятий происходит постоянное общение на изучаемом языке. Занятия проходят строго в коллективе.

Успех коллектива возможен при условии успеха каждого ученика. Во время занятий происходит одновременное обучение грамматики, лексики и языковому владению. Набор студентов на курсы происходит по результатам собеседования. На занятия не принимают замкнутых и стеснительных людей.

Основными принципами метода являются принцип личностного общения, который требует высокого мастерства преподавателя выстроить занятие по типу реального общения и встроить в общение учебный материал.

 Ученики приходят не на урок а на встречу. Занятия проходят по принципу игры, в большой группе. Группа учащихся проходит предварительную языковую подготовку. Далее происходит сеанс погружения в языковую среду.

С раннего утра и до вечера ученики обходятся без родного языка. Ученики живут по написанному сценарию в виде диалогов, проблемных ситуаций, вечеринок. Проигрываются жизненные ситуации. Задачи и упражнения для урока формируются в сценарии занятия.

Занятия строятся по принципу спектакля, сценарий которого расписан по теме занятия. Сценарий занятия пишется как естественная жизненная ситуация. Сначала сценарий отрабатывается с преподавателем, за  тем следует импровизация студентов – построение собственных фраз, в зависимости от ситуаций.

При повторении пройденного материала ученики меняются ролями, что заставляет их менять фразы и комбинировать выражения в зависимости от исполняемой роли. Во время занятий допускается петь, читать стихи, ссориться и мириться.

 Метод Китайгородской  допускает импровизации, но существует и серьезный момент  обучения. Происходит и работа над ошибками. Изучаются основы речи, грамматика.

Сценарии занятий построены так, что материал предыдущего занятия закладывается в следующее. Занятия продолжают друг друга, связаны между собой по смыслу.

Весь процесс обучения складывается из трех уровней, причем последний уровень соответствует 4-му курса философского факультета. Курс обучения  по методу Китайгородской рассчитан на 120 часов, в течении двух месяцев. Преподаватель имеет сценарии на всю программу обучения, либо составляет сценарий индивидуально на каждое занятие.

Cайт школы Китайгородской:  http://www.kitaygorodskaya.ru

biz-incom.ru

Метод Галины Китайгородской — путь к жизненному успеху!

Метод Галины Китайгородской — путь к жизненному успеху!

Директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М. В. Ломоносова, декан факультета иностранных языков Международного университета, автор метода интенсивного обучения иностранным языкам профессор Галина Александровна Китайгородская известна не только в академических и университетских кругах, ее также можно встретить в московских школах. Ей не безразлично, кто и как будет учить наших детей. Вот уже несколько лет она возглавляет Большое жюри конкурса «Учитель года Москвы».

 

Об уникальности и актуальности метода

Метод интенсивного обучения иностранным языкам, придуманный и созданный Галиной Александровной Китайгородской более 30 лет назад, не потерял сво¬ей актуальности в ноше время. Такой успех центра «Школа Китайгородской» вполне обоснован. Оно любит то, что делает, и ей удается превращать свои занятия в увлекательнейший процесс для многочисленных слушателей и последователей своей системы.

— Вначале была создана методика краткосрочного обучения, которой в то время в нашей стране не было вообще. Я хотела помочь взрослым людям, у которых существовали проблемы с языком и не было времени для его изучения. В двух словах суть этой методики можно выразить так: обучение в общении, через общение и средствами общения. Мы умеем так обучать, и в этом — наша уникальность. Общение реальное, личностное, доверительное, доброжелательное, ориентированное на конкретную личность, когда преподавателю интересен каждый. Одновременно была разработано и технология такого обучения, необычность которой состоит, в частности, в том, что мы даем огромные объемы материалов. От первого до последнего занятия выстроен некоторый сюжет, героями которого выступают ноши ученики, каждый раз ожидающие новых событий, которые с ними произойдут. Потребовалась специальная технология, очень специфическая, которая обеспечивала бы непроизвольное запоминание. Человек запоминает, потому что материал ему подают в разных эмоциональных регистрах или с использованием специального ритма, жеста, придуманного для конкретной фразы. Это может быть и мелодия, музыка, движение, благодаря которым обеспечивается запоминание. Известно, что жест, мелодика, ритм «вытягивают» из человека ту фразу, которая с ними ассоциировалась. Эта технология актуальна до сих пор, и ею владеют те, кто прошел у нас специальную стажировку. Слушатели, общаясь между собой, учат друг друга. Это безумно интересный процесс. Методика, построенная но хороших психотерапевтических основах (Г. Лозанов), позволяет снять многие комплексы и свободно общаться.

В ритме интенсива

Слово «интенсив» мы понимаем иначе, чем просто большое количество часов за короткий срок. Для нос интенсивность означает напряженность, но не физическую. Напротив, есть контраст между физическим расслаблением, релаксацией, когда снимаются внутренние напряжения и зажимы, и умственной активностью. Мы снимаем психологические барьеры, и человек чувствует себя свободно, комфортно.

Напряжение идет но двух уровнях — интеллектуальном и творческом. Через каждые несколько минут перед слушателями ставятся новые задачи, которые требуют напряженной творческой работы. Представьте только, наши слушатели начинают писать стихи, проявлять актерские и иные таланты, о которых они и не подозревали. Интенсивность для нас — это умение преподавателя создать то напряжение в группе, которое не позволяет ни минуты бездельничать: должна быть вовлеченность и включенность каждого ученика на протяжении всего занятия. Усталость ведь страшно психологическая, а здесь ее нет. Нош слушатель говорит «как я устал» радостно!

Активная жизнь метода сегодня

В последнее время в методике Китайгородской произошли еще некоторые изменения, которые связаны с потребностью нашего общества. Появились огромные компании — нефтяные, газовые, с иностранными капиталами, сотрудники которых работают за рубежом, общаются с иностранными партнерами. — Возникла ситуация, когда иностранным языком должны владеть все сотрудники компании — от топ-менеджера до рядового исполнителя. Владение языком предполагает не только общение на бытовом уровне, но и знание профессиональных особенностей. Перед нами встала новая задача: как научить языку, не утратив всей ценности нашего метода, и учесть при этом профессиональную специфику, Сейчас у нас появились заказы от крупных компаний, причем не только но подготовку их преподавателей и обучение языку сотрудников, но и на создание учебных пособий, рассчитанных на разную продолжительность обучения (до 750 часов).

При этом мы ничего не разрушаем в своем методе. Ноши пять уровней похожи но кирпичики, которые могут складываться в здание, а каким это здание будет, человек вправе решать сам. Он может остановиться на любом из этих уровней или вернуться к нам, когда это понадобится. Помимо этого мы создали мини-курсы дня тех, кто выезжает за рубеж. Многим не безразлично, как они будут себя чувствовать в той или иной стране.

Дерзайте, Вы — талантливы!

Преподаватели «Школы Китайгородской» универсальны: они могут преподавать, писать учебники и разрабатывать методические материалы, а есть и те, кто может учить других учителей. Галина Александровна называет их суперстажерами.

— Любой настоящий учитель должен быть универсалом. Это непросто, но интересно. По-настоящему языковому общению учить могут немногие, нужны очень сильные технологии, принципиально другие преподаватели и другие объемы материалов. Обучение языку по нашей системе мы начинаем с речи, а не с алфавита, и этим многих поражаем. Мы начинаем с речевого блока. Это позволяет выстраивать осмысленный разговор, так как наши слушатели действуют в различных ситуациях абсолютно мотивированно и осмысленно.

Что касается структуры наших учебников, то они состоят из микроциклов, их обычно называют юнитами.

Такая единица нами продумана на определенное количество часов. Огромный полилог, общение в различных микроситуациях. В процессе такого общения отрабатывается «коммуникативное ядро» курса, что позволяет использовать его во множестве других ситуаций. Кроме этого к полилогу прилагается комментарий — страноведческий, лингвистический, грамматический, занимающий несколько полезных страниц. Дальше идут тексты, чаще всего оригинальные, связанные с сюжетом полилога. До текста и после текста обязательно предлагаются задания, вызывающие интерес к прочтению текста и стимулирующие работу с ним. Мн01ие из наших выпускников, даже начального цикла, читают литературу на языке оригинала. К учебнику прилагается, как это принято во многих методиках, рабочая тетрадь. Но и здесь у нас тоже своя специфика. Сначала идет предельно доступное объяснение того или иного грамматического явления, затем приводится модель его выполнения, и только потом следуют упражнения для самостоятельной работы. Это сделано для того, чтобы человек, далекий от лингвистики, все понял. Все задания, включая грамматические и лексические упражнения, максимально творческие. Если обучение интересно, ты с головой включаешься в процесс, благодаря чему активизируется весь твой потенциал. Кассеты и диски — это третья составляющая наших курсов.

О психологической совместимости и установках

В «Школе Китайгородской» всегда работают психологи, которые настолько владеют методикой, что оказывают помощь преподавателям не только при формировании группы, но и непосредственно в процессе обучения. По окончании собеседования заполняется анкета, где подробно описаны реальные языковые знания слушателя и его личностные особенности.

— Независимо от уровня группы каждое первое занятие проводится в форме установочной беседы, где мы сообщаем цель обучения, рассказываем о специфике занятий и о требованиях к преподавателю и слушателю, необходимых для достижения наилучшего результата.

Я рекомендую преподавателям в очень корректной форме сказать каждому слушателю, на что он способен реально, чтобы не было напрасных ожиданий.

Школа педагогического мастерства

Профессор Китайгородская любит придумывать, творить и воплощать в жизнь самые смелые проекты. Пять лет назад Любовь Петровна Кезино пригласила ее работать в Большое жюри конкурса «Учитель года Москвы». Галина Александровна всегда пресекает категоричные фразы в адрес учителей, с энтузиазмом работает с ними и всячески их поддерживает.

— Поверьте, есть определенный процент молодых, умных, талантливых, интеллигентных преподавателей, которые любят свою учительскую работу и не бросают школу. Среди старших поколений тоже есть блестящие учителя. Ведь главное — любить своих учеников и то, что ты делаешь. Правда, я не заметила в современной школе главного — реформы, о которой так много говорят. Не скрою, я плохо отношусь к тому, что предлагает министр образования РФ, и очень хорошо — к деятельности Департамента образования Москвы. Любовь Петровна Кезина — это такая яркая личность, которая с удовольствием идет на поиск нового и, главное, знает школу и любит учителей. Я это очень хорошо увидела за время работы в конкурсе. Убеждена, что в современной школе должна быть современная система обучения и воспитания. Не предметно-ориентированный подход, когда каждый зациклен на своем предмете, а их тесное взаимодействие. Содержание должно быть иным. Мы должны понимать, кого мы хотим выпускать из школы. Мы живем в век высоких технологий, когда информацию можно получить из многих источников. Учебные предметы — это не самоцель, а средство формирования опре деленных умений и качеств личности, которые нужны выпускнику школы. Наш метод помогает с этой задачей справиться.

Татьяна Гражевич
«Лица года. Конкурс», №5 2006 г.

www.kitaygorodskaya.ru

МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ МЕТОД КИТАЙГОРОДСКОЙ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

Метод Китайгородской является уникальной системой обучения, поскольку он соответствует требованиям современного общества. А что хочет современное общество? Конечно же, коммуницировать. Метод Китайгородской изложен в докторской диссертации, которую Галина Александровна успешно защитила. Огромное количество современных школ иностранных языков активно используют учебники, разработанные на основе интенсивного обучения согласно Китайгородской.

Метод активизации возможностей личности и коллектива отлично демонстрируется с помощью одного из учебных пособий, составленных Г.А. Китайгородской [1]. В наши дни стратегической задачей обучения и овладения французским языком является в первую очередь умение общаться на языке и прекрасно знать культуру Франции, франкоязычных стран. Выучить французский язык согласно исследователю Китайгородской — означает пользоваться французским и любым языком в конкретном контексте. Социопсихолингвистические исследования учёных разных стран дают нам возможность понять, что именно функции языка носят первостепенное значение.

В концепции интенсивного обучения Китайгородской рассматривается овладение общением на чужом языке в устной, письменной форме именно с социально-психологических позиций. Суть уроков французского языка по учебнику, приведённому выше, да и вообще по учебникам данного автора, сводится к овладению иноязычного общения, который является средством и целью обучения. С первого урока учащимся предлагается общаться на французском, а не просто изучать «сухой» алфавит, который не имеет смысла изучать, если человек долго и трудоёмко идёт к своей основной цели — коммуникации. Благодаря интенсивному обучению происходит ускоренное усвоение французского, развитие личности, взаимодействие коллектива. [2]

Метод Китайгородской не говорит о том, что человек выучит французский за три месяца. Суть метода заключается в том, что учащийся за короткий период времени научится изъясняться на языке.

На занятиях, в том числе проводимых в различных школах иностранных языков, широко используются групповые и коллективные формы взаимодействия учащихся разных возрастов, профессий. Это единственная, уникальная психолого-педагогическая концепция коллективного взаимодействия. Люди на уроках французского взаимодействуют, проигрывают жизненные, бытовые ситуации на французском языке, вместе ходят в музей, другие мероприятия.

Каждого педагога непосредственно готовят обучать по данной методике. Единицей организации учебного процесса становится динамическое событие, которое моделирует образы реальной жизни. Человек словно проживает свою жизнь во Франции, тренируясь на конкретных ситуациях. Это не скучный школьный урок, наполненный безликой грамматикой и словами из времён Виктора Гюго. Это современный диалог.

Метод активизации возможностей личности и коллектива разрабатывался Китайгородской с семидесятых годов прошлого столетия. Истоки метода в идее психолога Г. Лозанова. Методика Лозанова -«суггестопедия», приобрела популярность в разных странах мира. По методу же Китайгородской занимаются только в группе. Чем меньше группа, тем выше эффект, поскольку здесь важно также участие опытного педагога. Суть метода заключается в том, что ученик оказывается внутри пьесы, которая написана для них и о них. То есть это не неведомая девочка Мими из неизвестного города, а Вы в образе кого-то, кто Вам больше всего подходит. Такой образ даёт возможность раскрепощаться. Сначала студент курса повторяет за преподавателем фразы. Преподаватель выступает в роли суфлёра. Лишь после преподавателя ученик строит свои предложения на основе заученных фраз. То есть с первых уроков учащийся начинает говорить.

Интересным фактом является то, что на курсы по методу Китайгородской берут не всех. Здесь идёт определённый отбор. Человек должен быть мотивирован и общителен. Ведь ему предстоит говорить и много говорить на французском. Студент, словно ребёнок, должен заиграться то в директора школы, то в булочника из соседней пекарни, а может быть студент прирождённый юрист из Парижа. Посредством игры человек, так же как и ребёнок, учится говорить. Ведь все в детстве учились говорить играя. Это было естественно и непринуждённо. Никто не навязывал сначала алфавит, а потом слова. Всё было совершенно наоборот.

Надо сказать, что техника обучения, материалы, пособия основаны на новейших психологических исследованиях памяти, мозга, сознания, функций полушарий мозга, содержащие элементы внушения.

Приведём пример из пособия Китайгородской, чтобы стало ясно, в чём суть метода. «M., je vous présente Mme Louise Dupuis, designer… Je suis de Suisse…»[1] Перевод: «Господин, позвольте представить Вам госпожу Луизу Дюпюи, дизайнера… Я из Швейцарии…»

Примечательным фактом становится то, что для преподавателя представлены основные положения метода активизации возможностей личности и коллектива, а также рекомендации, сценарии по тому, как нужно обучать. На самом деле, идеальными педагогами для данного курса являются молодые и раскрепощённые преподаватели, которые ещё не успели «застыть» в устаревших методиках.

Метод Китайгородской разработан доктором педагогических наук, профессором Г.А. Китайгородской. Каждый человек после результатов психологического тестирования получает роль, которая сохраняется за ним на протяжении всего процесса обучения. На занятиях фигурируют люди разных профессий: от бармена до президента фирмы. Люди общаются на французском языке в различных бытовых ситуациях. Это и гостиница, где человек бронирует номер, и поход в Лувр. Студенты живут реальной жизнью. Они учатся, работают, женятся, разводятся и всё это происходит в классе. Люди приходят изначально согласно методу не на урок, а на встречу, где вместе совершают путешествие. Также немаловажным остаётся организация и построение учебника так, что предыдущий полилог накладывается на следующий. Таким образом, построение уроков не даёт возможности забыть предыдущий материал. Помимо всего прочего весело и легко усваиваются целые пласты французской грамматики. Обучающиеся же находятся в удобных мягких креслах и занимаются. [3]

Теперь рассмотрим принципы активизации возможностей личности и коллектива. Всего выделяют таких пять фундаментальных принципов [4]:

  1. Принцип группового взаимодействия.
  2. Принцип личностного общения.
  3. Принцип игровой организации учебного материала и самого процесса.
  4. Принцип концентрированности в организации учебного материала и самого процесса.
  5. Принцип полифункциональности упражнений.

Исходя из всех вышеназванных принципов, можно догадаться, что принцип личностного общения предполагает, что личность формируется только тогда, когда она контактирует с другими учащимися. Она контактирует в игре, труде, обучении. В учебном же процессе ученик развивается посредством не только обучения, но и общения с преподавателем и студентами. Гармония возможна лишь при адекватном балансировании всех видов деятельности.

Современные педагогика и психология имеют тенденцию к слиянию обучения и общения. Ученик активно посещает и не пропускает занятия, выполняет задания, слушает только тогда, когда ему действительно это интересно и нужно. Следовательно, в задачи педагога входит ещё и повышение мотивации, развитие интереса. Таким образом, отношение к французскому языку должно быть выстроено через отношение к своему учителю и другим студентам. Только так, по мнению психологов, происходит более продуктивное овладение французским языком. Личностное общение предполагает, что ученики имеют между собой поддержку, доверие, доброжелательность. Именно общение, согласно Китайгородской, подразумевает установление взаимного доверия. В полилоге (на примере учебника «Vive la joie!») представлены разные персонажи и голоса. Это позволяет сопоставлять разные точки зрения, определять свою собственную точку зрения. Проблема в организации принципа личностного общения заключается в том, как отобран учебный материал. Сюда относится наличие определённых языковых средств. Ведь ученику необходимо научиться вступать в контакт.

Игровая организация — ещё один важный принцип. Ведь наблюдения и исследования разных учёных, педагогов, психологов показывают, что низкая успеваемость и вся проблема кроется в отсутствии мотивации. Конечно, это идёт и от семьи, и от самого педагога, но и ввиду отсутствия выполнения принципа ролевой или игровой организации. Преподаватель на уроке часто задаёт формальные вопросы: «Пригласите Настю из соседнего подъезда в гости». Но ответа на данный вопрос, который возникает у ученика: «Зачем, с какой целью мне это нужно и нужно ли вообще» — нет.

Игры на уроке французского языка — это не упражнение, а основа основ. Вспомните, как дети учатся всему! Они играют. Сначала в игры «дочки-матери», затем в игры «магазин» и прочее.

Только при ролевом учебном общении происходит активность учащихся. Учащиеся замотивированны.

Принцип коллективного взаимодействия подразумевает организацию учебного процесса, когда учащиеся постоянно общаются друг с другом, они обмениваются новой информацией, расширяют свои знания, совершенствуют свои навыки и умения. При благоприятных отношениях возможно эффективное обучение. Успех всех зависит от успеха каждого учащегося.

Помимо теоретической части данной статьи, хотелось бы отметить и практическую часть. Обучение по интенсивному курсу французского был пройден мною и можно с уверенностью заявить, что метод Китайгородской апробирован и не является только теорией. Благодаря методу Китайгородской можно активно развиваться и совершенствовать свои знания, а также достичь главной цели изучения французского — общение на французском языке.

Принцип концентрированности предполагает большое количество часов, большой объём информации. Нужно понимать, что при ограниченности во времени необходимо освоить огромное количество информации и эта информация должна осесть в подкорке головного мозга не на уровне «понимаю», а ещё и на уровне «знаю». То есть должны быть задействованы все отделы головного мозга.

Принцип полифункциональности упражнений показывает специфику организации учебного процесса. Здесь в отличие от традиционного обучения происходит одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью. Любое упражнение решает несколько задач. Упражнения строятся таким образом, что для того, чтобы сказать, нужно использовать какую-то грамматическую форму и, следовательно, эту форму наполнить лексическим материалом. Одно и тоже грамматическое явление повторяется в разных упражнениях, постоянно сменяются разные ситуации. Например, радость мы можем выразить по разным событиям. Это может быть встреча знакомого на улице или выигрыш в лотерею. Главное то, что учащийся решает свою коммуникативную задачу, плюс тренируется в фонетике, употреблении грамматики и лексики. Приведём пример из учебника «Vive la joie».

P: Vous cherchez un porteur? Je suis à votre service.

D: Vous venez bien à propos. Pouvez-vous porter nos bagages.

P: Ce sont vos valises?

D: Oui, ce sont les nôtres.

Знатоки французского языка заметили, насколько в полилоге ярко используются различного рода грамматические явления. Но это выглядит естественно.

Например, les nôtres, ce sont, pouvez-vous, vous cherchez… То есть, задействованы правила о вопросе с интонацией, настоящее время французского языка, оборот c’est/ce sont и пр.

Преподаватель должен осознавать, что нельзя «пройти» грамматику. Любое грамматическое явление должно существовать до последнего дня обучения.

Подводя итоги сказанному можно сделать следующие выводы о том, что овладение языком должно иметь в первую очередь практическую цель, что обеспечивается при соблюдении всех пяти принципов во время обучения. Изучение французского языка должно иметь коммуникативный характер, что зачастую не является приоритетным в учебном процессе большинства педагогов, школ, высших учебных заведений и курсов. Метод же Китайгородской позволяет взглянуть по-новому на процесс изучения французского и иностранного языка в целом.

Список литературы:

  1. Французский язык. Vive la joie! Книга 1 Автор: Галина Китайгородская. Языки: Русский. Издательство: Высшая школа. ISBN 5-06-003721-5, 5-06-003723-1; 2000 г.
  2. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. Автор: Галина Китайгородская. Языки: Русский. Издательство: Высшая школа, Школа Китайгородской. ISBN 978-5-06-005767-6, 978-5-87151-038-4; 2009 г.
  3. Метод Китайгородской. URL: http://filolingvia.com/publ/95-1-0-264 (дата обращения: 27.08.2015).
  4. О методе. URL: http://www.kitaygorodskaya.ru/about-us/about-the-method.html (дата обращения: 28.08.2015).

    МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И КОЛЛЕКТИВА: ИНТЕНСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИЛИ МЕТОД КИТАЙГОРОДСКОЙ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

    Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как проблема интенсивного обучения остаётся актуальной, а метод Китайгородской давно признан не только в России, но и за рубежом. Ведь в 21 веке перед преподавателем французского языка стоит проблема обучения коммуникации, как первоочередной задачи урока иностранного языка.

    Written by: Сидорова Анастасия Евгеньевна, Бойкова Юлиана Валерьевна

    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА

    Date Published: 01/31/2017

    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)

    Available in: Ebook

euroasia-science.ru

Китайгородская, Галина Александровна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 февраля 2018; проверки требуют 3 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску
Галина Александровна Китайгородская
Дата рождения 13 сентября

ru.wikipedia.org

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *