Обращение упражнения 3 класс – Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 3 класса | скачать бесплатно

Обращение (Упражнения и тест)

 Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с______________________________

_ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич

, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

 

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия… (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Тест по теме «Обращение»

 

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

 

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

 

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

 

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

 

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

 

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1)  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4)  Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

 

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

 

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее.

Б. Князь — подлежащее.

В. Гости — обращение.

Г. Князь — обращение.

 

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

 

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

 

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

 

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

 

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

 

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

 

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.’

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

 

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

 

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.   

 

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

 

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

 

                                                              Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Карточки по теме «Обращение. Знаки препинания.», 3 класс

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 

4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 
4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 
4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 
4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 
4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращение, подчеркни. Поставь знаки препинания при обращении.


1. Прочитай Оля эту сказку малышам 
2. Ребята приготовьтесь к конкурсу чтецов 
3. Объясни Наташе решение задачи Олег 
4. Друзья к чему весь этот шум 
5. Березы шумите в роще сильней 

Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.

ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.

Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.

ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.

Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.

ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.

Найди обращения и подчеркни. Поставь правильно знаки препинания.

ДО СВИДАНИЯ ЛЕТО!

Вот и дождались мы тебя красавица осень! Мы уезжаем из деревни. До свидания голубая речка! Много дней мы провели на твоём песчаном пляже. Вспоминай нас широкий луг! Всё лето ты дарил нам аромат душистых трав и цветов. Не скучай без нас сосновый бор! Спасибо тебе за прохладу в знойные дни! Не спеши осень с холодами и ненастьем.

infourok.ru

Урок русского языка в 3 классе по теме «Обращение. Предложения с обращением (общее представление)»

Обращение. Предложения с обращением (общее представление)

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу

урока, находить обращение в предложении и наблюдать за его выделением в письменной речи: составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях рассказа — обращения, записывать диалог; оценивать результаты своей деятельности на уроке и при выполнении заданий из рубрики «Проверь себя»

Ход урока

  1. Организационный момент.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

II. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания.

Прочитайте текст. ( уч. стр.23, упр.33)

-Сколько предложений в тексте?

-Какие предложения по цели высказывания в нём есть?

-А по интонации?

-Объясните значение слова таволга

Таволга – это кустарник, высота которого достигает 1,5 метра. К тому же, таволга — это съедобное растение. Корневые клубни и молодые побеги таволги не просто съедобны, а очень вкусны. Используют и листья, богатые каротином и аскорбиновой кислотой — их добавляют в салаты. Из цветов заваривают душистый чай.

2. Орфографическая минутка.

Комментированный словарный диктант: вместе, спасибо, праздник, овёс, магазин, картина, урожай, товарищ, диалог.

3. Развитие речи. Составление предложений из любых слов словарного диктанта по заданиям.

-Составьте предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации восклицательное.

— Составьте предложение по цели высказывания побудительное, по интонации невосклицательное.

III. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой.

Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?

— Из какой сказки эти строки?

-Прочитайте эти строки без выделенных слов.

-Что вы заметили?

-К кому обращены слова в первом отрывке?

-А во втором?

-Как могут называться такие слова?

-Как на письме выделены эти слова?

Сформулируйте тему урока.

Постановка задачи урока: «Что такое обращение?

Определение целей урока.

IV.Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику

1.(упр. 34, с. 24)

Работа в парах.

-Прочитайте выразительно диалоги по ролям.

-Найдите в диалогах слова, к которым обращена речь.

-Как называются такие слова?

-Как на письме выделены обращения?

Выполните письменные задания к упражнению.

Взаимопроверка.

-Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте выполненное упражнение друг у друга. (Ученики должны не просто исправить ошибки, но и обосновать исправление — объяснить правило и условия его применения)

2. Ознакомление с определением понятия обращение (учебник, с. 25). Выразительное чтение предложений, данных в определении, нахождение в них обращений.

V. Первичная проверка понимания

Выполнение заданий в «Рабочей тетради. (упр. 25, с. 12):

-Прочитайте выразительно диалоги по ролям.

— Из каких сказок эти строки? («Морозко» «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо.)

-Определите вид предложений в диалогах. Подчеркните обращения.

Проверка по эталону.

VI. Физкультминутка

Раз — руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два — три нагнулись, пол достали

А четыре — прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем

При наклонах выдох дружный

Но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

VII. Первичное закрепление.

Работа по учебнику

1.(упр. 35, с. 25)

Наблюдение за интонацией предложений с обращениями и за тем, как отделяется от других слов обращение в устной и письменной речи; обоснование выбора необходимого знака препинания в конце предложений.

-Прочитайте.

-Назовите сказки, из которых взяты эти строки.

-Прочитайте данные предложения выразительно.

-Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.

-Найдите обращения в каждом предложении.

-Как на письме выделены упражнения?

-Выполните письменные задания к упражнению.

-Какие знаки препинания поставили в конце предложения?

Чему учились, выполняя это упражнение?

Иллюстрации к упражнению

Работа в парах («Рабочая тетрадь», упр. 26, с. 12): составление диалога с использованием в предложениях обращений или выполнение задания учебника (рубрика «Проверь себя», задание 4, с. 38).

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

интересно

не интересно 

Своей работой на уроке я 

доволен 
не совсем доволен

Урок для меня показался 

понятен

не понятен 

За урок я 

не устал

устал 

Мое настроение 

стало лучше

стало хуже 

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

Используемые источники

1.Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

2. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ В. П. Канакина. — 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

3.Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками.2 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. В 2 ч./В. П. Канакина, Г. Н. Манасова. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2015. -206с. – (Школа России).

4.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. — М.: Вако, 2013.

infourok.ru

Русский язык. 3 класс. Тема урока: Обращение

План-конспект урока Русского языка в 3 классе.

Тема урока: Обращение

Цели урока:

— познакомить учащихся с обращением, учить правильно интонировать и оформлять на письме предложения с обращениями;

— закрепить знания о видах предложений по цели высказывания;

— воспитывать культуру общения.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Чистописание

пи пи пи кра кра кра ва ва ва

крапива

— Составьте и запишите предложение со словом «крапива».

Работа по карточкам

Прочитай текст. Придумай к нему заголовок. Запиши текст вместе с заглавием, вставляя пропущенные буквы.

__________________

Хорошо и привольно летом в л…су. З…лёной л…ствой одеты д…р…вья. Пахнет гр…бами и спелой душистой земляникой.

Поют разные птицы. Св…стит иволга. Кукуют бойкие кукушки. В кустах над ручьями п…ют соловьи.

В лесу под деревьями рыщут звери.

Словарный диктант.

Природа, крапива, картина, посуда, футбол, лягушка, красивый, коридор, космос, пальто.

3. Новая тема

Наблюдения над обращением в начале и в середине предложения.

Жадная лисица (печатная тетрадь, стр. 25, упр. 3)

— Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?

— Рыбку.

— Сестричка, дай мне попробовать.

— Ты, братец, ступай на речку, опусти хвост в воду. Сам наловишь.

* Анализ знаков препинания в конце предложений.

* Обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания.

— К кому обращается волк?

— К кому обращается лисичка?

Стр. 37 – 38  упр. 52

Рассматривание рисунка.

Чтение текста стихотворения.

— Из каких предложений по цели высказывания состоит текст?

— Спишите первые два предложения.

Стр. 38, правило.

— Придумайте своё предложение с обращением.

— Как часто употребляется обращение в речи?

— С какой интонацией произносятся предложения с обращениями?

Стр. 38 упр. 53.

Ознакомление с оформлением на письме предложений с обращениями.

Чтение предложений.

— Где находится обращение в первом предложении?

— Как и какими знаками препинания оно выделено?

4. Обобщение изученного на уроке материала

Стр. 39 упр. 54.

Чтение стихотворения об обращении.

— Когда и где можно и нужно употреблять обращение?

— В чём может помочь обращение?

Стр. 40 упр. 56.

Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок.

Запись небольшого диалога.

5. Итоги урока

— Что такое обращение?

— Зачем оно нужно?

— Как на письме выделяется обращение?

6. Домашнее задание

Стр. 41 упр. 57.

Чтение текста в классе со вставкой необходимых обращений.

Конспекты уроков — СЮДА!

Следующие уроки русского языка:

Восклицательные предложения

Главные члены предложения (1 ч.)

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий 😉 Я ценю ваше мнение!

С уважением и любовью, Татьяна Саксон

lit-dety.ru

Обращение (общее представление). Русский язык, 3 класс: уроки, тесты, задания.

1. Какие утверждения правильные, а какие – ошибочные?

Сложность: лёгкое

1,5
2. Продолжи утверждения

Сложность: лёгкое

1,5
3. Какие слова могут быть обращением?

Сложность: лёгкое

1,5
4. Выпиши из предложений обращения

Сложность: среднее

3
5. В какой части каждого предложения находится обращение?

Сложность: среднее

3
6. Одно или два слова?

Сложность: среднее

3
7. С какой буквы необходимо писать обращение?

Сложность: сложное

4
8. Измени предложения так, чтобы в них появилось обращение

Сложность: сложное

4
9. Сколько запятых необходимо поставить при обращении?

Сложность: сложное

4

www.yaklass.ru

Обращение

Тема: Обращение

Цель: научиться различать обращения, ставить знаки препинания при обращении.

Задачи: различать обращения и подлежащее, ставить знаки пре­пинания при обращении, которое находится в начале, середине, конце предложения.

Ход урока

1. Целеполагание: Минута чистописания.

2. Слово учителя. Обращение — это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение не явля­ется членом предложения, его нужно отличать от подлежащего. К нему нельзя поставить вопрос ни от какого члена предложения: Об­ращение может стоять в начале, середине и конце предложения. Мама, я люблю тебя! Милая мама! Я люблю тебя. Куда поставить цветы, мама? Прости меня, мама, за опоздание!

Вывод: Как выделяется на письме обращение? Обращения вы­деляются запятыми: Не попадайся, рыбка, на крючок! Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интона­цией, то после него ставится восклицательный знак. Ребята! Не дадим в обиду малышей!

Как доказать, что в предложениях есть обращения?

Слово ребята — обращение,

так как

во-первых, обозначает того, к кому обращаются

с речью; во-вторых, не является членом предложения.

3. Тренировочные упражнения. Упр. 506. Найти слова, к кому обращаются с речью. Обратить внимание, как выделены обращения, с помощью каких знаков препинания?

2) Упр. 507. Найти обращения-. Составить к предложениям схемы с обращением, которое стоит в начале, середине и конце предложения.

3) Упр. 508. Перестроить повествовательные предложения в побу­дительные с обращением. Записать их. Найти грамматическую основу. Чем по структуре различаются пары предложений? Образец: Шумит быстрая река. — Шуми, быстрая река!

4) Упр. 509. Составить и записать предложения, в которых слова папа, брат, ветер были в одном случае подлежащим, а в другом — об­ращением.

4. Секреты письма (упр. 510). Найти обращения, расставить зна­ки препинания. Объяснить расстановку знаков препинания. Найти по­будительные предложения.

1. Эй, быстрые кони, неситесь по степи! 2. Мама, купи мне шап­ку. 3. Старик, кто меня от смерти спас? 4. Поливайте, малыши, цве­ты. 5. Друзья, я позвоню вам вечером. 6. Дом родной, я часто думаю о тебе. 7. Не играйте, дети, на проезжей дороге, берегитесь машин!

5. У нас в гостях литературные герои (упр. 513). Прочитать вы­разительно. Найти обращения. Что они обозначают? Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

6. Развитие речи (упр. 514). Составить диалог: Ты хочешь купить другу (подруге) диск в подарок. Ты обратился за советом к продавцу. Обрати внимание на то, какие обращения ты используешь.

7. Подведение итогов. Что я знаю и умею: находить и употреб­лять в речи обращение; отличать обращение от подлежащего; выделять обращение на письме: ставить знаки препинания.

8. Задание на дом:

www.metod-kopilka.ru

Персональный сайт преподавателя литераты — Упражнения по теме «Обращение»

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) –Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

 

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия… (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

filologpu15.ucoz.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *