Нарушение синтаксической нормы – Синтаксические нормы и культура речи понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм

Содержание

Синтаксические нормы и культура речи понятие синтаксической нормы. Два типа нарушений синтаксических норм

Синтаксические нормы — это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций, предусмотренных системой языка. Наиболее тесно этот вид норм связан, конечно, с синтаксическим строем языка, но он обнаруживает связи и с морфологическим строем, и с лексикой.

Начальное понятие о синтаксических нормах дают примеры их нарушения. Приведем наиболее простые примеры: * Отзыв на статью; *Рецензия о спектакле; *Характеристика на ученика. Во всех трех словосочетаниях наблюдаем неправильное управление: существительное отзыв должно управлять не винительным падежом с предлогом на, а предложным с предлогом о (отзыв о статье), а существительное рецензия — наоборот (рецензия на спектакль}; существительное характеристика должно управлять родительным падежом без предлога 

(характеристика ученика).

Каждый взрослый человек, для которого русский язык — родной, как правило, вполне удовлетворительно владеет законами построения словосочетания и предложения и не допускает, в частности, ошибок в управлении (например, он не скажет *´Садитесь за машину вместо Садитесь в машину, не напишет * Книга под жизнь художника вместо Книга о жизни художника и т.п.). Но в строе языка есть такие участки, где разные — иногда близкие, даже синонимичные — модели синтаксических конструкций вступают в отношения конкуренции, и часто одна модель, стремясь вытеснить другую, встречается с серьезным сопротивлением. В результате возникают колебания, и говорящий (пишущий) испытывает трудность: он не знает, какой из двух — а иногда и больше — вариантов ему выбрать. Кроме того, иногда медвежью услугу говорящему или пишущему оказывают аналогии, которыми язык буквально пронизан: например, слова 

отзыв и отклик близки по смыслу, но обладают разным управлением (отозваться можно о чем-либо, а откликнуться — на что-либо). Ошибочное словосочетание *отзыв на статью — результат

как раз таких колебаний, вызванных действием аналогии и незнанием говорящего или пишущего, какой из двух вариантов, представляющихся ему одинаково возможными, является правильным. Именно в таких случаях вступают в действие синтаксические нормы, предписывающие, какой вариант следует избрать.

Однако не следует думать, будто синтаксические нормы — это всего лишь правила построения предложений и словосочетаний в сложных, вариантных случаях. Ведь можно построить множество предложений, не нарушив ни одного закона синтаксической системы, но при этом явно отступив от норм и вызвав незапланированный эффект — чаще всего комический, хотя бывает и так, что фраза против воли автора становится двусмысленной, неудобопонимаемой или даже бессмысленной. В подобных случаях также приходится говорить о нарушении синтаксических норм.

Рассмотрим для примера одну фразу из школьного сочинения:

*На Дунае стоит крепость, а на крепости стоит Ярославна.

Действительно, в этой фразе с точки зрения собственно синтаксиса все правильно, ни один закон построения синтаксических конструкций здесь не нарушен: подлежащие согласованы со сказуемыми, порядок слов верен, предложно-падежные формы существительных-обстоятельств выбраны безошибочно. Но вот с точки зрения синтаксических норм в этом предложении далеко не все благополучно: не случайно при чтении возникает комический эффект, к которому автор нисколько не стремился. Этот эффект вызван несколькими причинами, которые будут рассмотрены далее.

Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно просто научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Очень часто, разбирая то или иное нарушение синтаксических норм, приходится убеждаться в том, что в неудачной фразе не столько нарушены законы синтаксиса, сколько не учтено его взаимодействие с лексикой и морфологией. А взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических

форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико.

Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории:

  • 1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка;

  • 2) грамматически правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательный побочный результат (двусмысленность, непонимание, комический эффект и т.п.).

Нетрудно догадаться, что если нарушения первого типа можно описать достаточно полно, даже задать списком, то сколько-нибудь полное перечисление неудач второго типа принципиально невозможно. Именно это и побудило некоторых ученых предложить еще одно понятие, которое должно существовать наряду с понятием синтаксической нормы, не смешиваясь с ним: это понятие 

нормализации.Нарушения второго типа, в которых обнаруживаются не столько прямые отступления от законов языкового строя и синтаксических норм, сколько неудачное использование языковых средств в пределах синтаксической конструкции, являются как раз объектом нормализации.

Дальнейшее изложение в этом разделе будет построено в соответствии с разграничением двух типов нарушений синтаксических норм: сначала будут описаны те участки синтаксического строя русского языка, для которых характерны колебания и наличие вариантов, затем — нарушения второго типа.

studfiles.net

Тема 5. Синтаксические нормы русского языка

Синтаксические нормыпредписывают правильное построение словосочетаний и предложений. Строя предложения, необходимо помнить, что в русском языке при свободном порядке слов предпочтительным является прямой порядок слов, а не обратный (инверсия). При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, исходная информация – новой информации. Если не соблюдать этот порядок, предложение может быть двусмысленным. Например, как понять фразу: «Хозяин дома спал?» То ли речь идет о спящем хозяине дома, то ли о том, где спал хозяин? В предложении: «В древних документах подобного рода термин отсутствует» сочетание подобного рода может относиться к сочетанию древних документах или к слову термин.

Строя словосочетание, необходимо помнить об управлении.

Например, директор чего-либо, заведующий чем-либо, оплатить что-либо, заплатить за что-либо, рассказать о чем-либо, указать на что-либо, беспокоиться о ком-либо, тревожиться за кого-либо, превосходство над чем-нибудь, преимущество перед кем-либо и др.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют употребления дательного падежа – согласно расписанию.

Для выражения причинно-следственных связей используются предлоги ввиду, вследствие, в связи, в силу и др.

Ошибочно употребление двух подлежащих: Комната она была вовсе не маленькой.

Часто неоправданно включение слова такой: Условия автоматизации, они такие…

При подлежащем, выраженном именем существительным собирательным (ряд, большинство, меньшинство, часть)

в сочетании с родительным падежом множественного числа, сказуемое обычно ставится во множественном числе, если речь идет о предметах одушевленных, и в единственном, если речь идет о неодушевленных (большинство студентов сдали экзамены).

При словах много, мало, немного, немало, сколько, кто, что сказуемое ставится в единственном числе: Сколько схем было разработано? Что случилось?

Вводя в предложение деепричастный оборот, помните, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи. Нарушение данного правила приводит к ошибкам: Проезжая Байкал, было очень красиво.

При употреблении однородных членов предложения следует учитывать следующие обстоятельства:

  • невозможно соединение в качестве однородных членов неоднородных понятий –

    изучать математику и сорта чая; а также нельзя включать видовые и родовые понятия – я люблю математику, физику, учебные предметы;

  • двойные союзы должны связывать именно однородные члены: он не только получил техническое задание, но и выполнил его;

  • при двух однородных членах ставится общее управляемое слово в том случае, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать лекции (неправильно: любить и думать о стране).

Нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением предлогов. Как сказать: я скучаю по тебе или я скучаю о тебе?

Более давней нормой было употребление предлога по и местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данной конструкции имели форму дательного падежа:

по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные формы по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.

Сохраняют старую форму предложного падежа после предлога по местоимения мы, вы: по нас, по вас. Употребление дательного падежа у этих местоимений (по нам, по вам) считается нарушением литературной нормы.

Особого внимания требуют предлоги на и в. Они указывают на пребывание в каком-то месте или передвижение в какое-то место. Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо сад, в дом, в город)

или обозначает пребывание внутри (в саду, в доме, в городе). Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность чего-либо (на гору, на дерево, на крышу), или означает пребывание на какой-либо поверхности (на крыше, на палубе). Но чаще выбор предлога определяет традицией.

С названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел, деревень, станиц употребляется предлог в: в России, в Англии, в Краснодарском крае, в станице Вешенской, в деревне Молитовка.

С названием островов, полуостровов используется предлог на: на Камчатке, на Диксоне, на Капри.

Предлог на употребляется с названиями проспектов, бульваров, площадей, улиц; предлог вс названиями переулков, проездов: на бульваре Вернадского, на площади Победы, на улице Суворова, в Банном переулке, в проезде Серова.

Если названия горных областей имеют форму единственного числа, то используется предлог на, если форму множественного числа — предлог в. Ср.: на Кавказе, на Эльбрусе, на Памире и в Альпах, в Гималаях.

Предлоги в и на в некоторых конструкциях антонимичны предлогам из и с: поехал в Ставрополь вернулся из Ставрополя, отправился на Кавказ — приехал с Кавказа.

Необходимо избегать нагромождения придаточных предложений, например: Инженеры-конструкторы собрались на совещание, которое состоялось в актовом зале, который недавно был отремонтирован строителями, которые постарались исправить недоделки в срок, который был установлен планом, который месяц назад утвердили в этом же зале.

В романе М. Булгакова «Собачье сердце» пример неправильно­го построения предложения: «Мы, управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома… — Кто на ком стоял? — крикнул Филипп Филиппович».

Использованная литература

  1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 45 – 46).

  2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 65 – 66).

Вопросы для самопроверки

  • В чем особенность синтаксических ошибок?

  • Может ли нарушение порядка слов быть причиной синтаксических ошибок?

  • Почему нужно быть осторожным при употреблении однородных членов предложения?

  • В каких случаях наблюдается нарушение согласования сказуемого с подлежащим?

  • На что следует обращать внимание при употреблении предлогов?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Составить краткие тезисы лекции «Синтаксические нормы и культура речи».

Задание 2.Подобрать свой иллюстративный материал ко всем пунктам тезисов.

studfiles.net

А5. Синтаксические нормы / Русский на 5

Как готовиться к заданию А5?

Найдите представленые ниже примеры предложений с нарушением синтаксических норм.

  1. Анна не так красива, чем её подруги.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  2. Благодаря Вас я сдала экзамен с лёгкостью.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  3. В сказке «Золушке» побеждает добро.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  4. Веры в людей, уверенности в людях — вот чего тебе не хватает.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  5. Вопреки традиции, он не остался с родителями, а уехал из родного города.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  6. Все, кто напишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеет шанс поступить в престижные столичные вузы.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  7. Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  8. Вырастая, дети реже прислушиваются и следуют советам.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  9. Герой не так удачлив, чем его друзья.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  10. Деревья высокие и стройны
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  11. Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  12. Желаю счастья и поступить в институт.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  13. Желчь медведя, использующегося для получения лекарства, выпускается в Китае.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  14. Занятия проходят на стадионе, парке и зале.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  15. Благодаря тренера мой брат выиграл соревнование.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  16. Кто напишут ЕГЭ на 85 баллов и выше, у тех есть отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  17. Кто не опоздают, будут участвовать в конкурсе.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  18. Люди были измучены, но верили и надеялись на победу.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  19. Мне надоело спрашивать разрешения на каждый шаг.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  20. Мне нужно заехать в магазин, на работу, к подруге и родителям. Какой же трудный день сегодня!
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  21. Мне нужно на вокзал, почту и магазин.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  22. Мы поздравили спортсменов, выигравшим соревнование.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  23. На нашем районе скучно.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  24. Мы увлекаемся и любим ходить на футбол.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  25. Он талантливее, нежели его брат.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  26. Ведущий задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  27. Он любит путешествия и фотографировать.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  28. Она ждала и звонила ему весь вечер.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  29. Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать вчера.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушение норм
  30. По окончанию экзаменов вы получите свидетельства.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  31. Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  32. Поезд пришёл согласно расписания.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  33. Протест героини, отстаивающий свои права, показан в этой постановке по-новому.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  34. Прошу тишины и выслушать меня.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  35. Петька сказал, что я ещё не готов к экзамену. (Ситуация: Петька осознавал, что он не готов к экзамену)
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  36. Руководитель должен управлять людьми, дорожить ими и доверять им.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  37. Сажать и ухаживать за цветами в саду не просто.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  38. Сестра больная уже неделю.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  39. Сестра была красива, но очень грустная.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  40. Сказкой «Золушка» зачитывалось много поколений ребят.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  41. Совсем юной она солировала в балете «Щелкунчик».
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  42. Тот, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, имеют шанс поступить в самые престижные вузы.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  43. Учёный оперировал с фактами.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  44. Что же вам посоветовать? Добивайтесь и дорожите успехами.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  45. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  46. Это воспоминание  дорогое  нам.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  47. Я соскучилась по вашим шуткам и по вас.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  48. Экзамены сдали как девятые, также и одиннадцатые классы.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
  49. Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
    • предложение без ошибок
    • предложение с нарушением норм
Правильные ответы:
  1. предложение с нарушением норм
  2. предложение с нарушением норм
  3. предложение с нарушением норм
  4. предложение без ошибок
  5. предложение без ошибок
  6. предложение с нарушением норм
  7. предложение с нарушением норм
  8. предложение с нарушением норм
  9. предложение с нарушением норм
  10. предложение с нарушением норм
  11. предложение с нарушением норм
  12. предложение с нарушением норм
  13. предложение с нарушением норм
  14. предложение с нарушением норм
  15. предложение с нарушением норм
  16. предложение с нарушением норм
  17. предложение с нарушением норм
  18. предложение с нарушением норм
  19. предложение без ошибок
  20. предложение без ошибок
  21. предложение с нарушением норм
  22. предложение с нарушением норм
  23. предложение с нарушением норм
  24. предложение с нарушением норм
  25. предложение с нарушением норм
  26. предложение с нарушением норм
  27. предложение с нарушением норм
  28. предложение с нарушением норм
  29. предложение с нарушение норм
  30. предложение с нарушением норм
  31. предложение с нарушением норм
  32. предложение с нарушением норм
  33. предложение с нарушением норм
  34. предложение с нарушением норм
  35. предложение с нарушением норм
  36. предложение без ошибок
  37. предложение с нарушением норм
  38. предложение с нарушением норм
  39. предложение с нарушением норм
  40. предложение без ошибок
  41. предложение без ошибок
  42. предложение с нарушением норм
  43. предложение с нарушением норм
  44. предложение с нарушением норм
  45. предложение с нарушением норм
  46. предложение с нарушением норм
  47. предложение без ошибок
  48. предложение с нарушением норм
  49. предложение с нарушением норм

Если у тебя не получилось найти все ошибки, обратись к  примерам, приведённым ниже. Материал для расширения  речевого опыта  систематизирован по темам. Типичные случаи нарушения синтаксических норм следует знать.

Ошибкоопасные конструкции

1. Управление

1). Глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения:

Слова с разным управлением могут использоваться в качестве однородных членов, если каждое из них имеет свои зависимые слова, употреблённые в нужном падеже. Например:
 

Она ждала его и звонила ему весь вечер. 

Она ждала (кого?) его (В.п.) и звонила (кому?) ему (Д.п.) весь вечер.

Часто построить такие предложения правильно помогают местоимения:

Дети редко прислушиваются к советам взрослых и следуют им.

Дети редко прислушиваются  (к чему?) к советам (Д.п. с предлогом к) взрослых и следуют (чему?) им  (Д.п.).

Люди были измучены, но верили в победу и надеялись на неё.

Люди были измучены, но верили (во что?) в победу (В.п. с предлогом в) и надеялись (на что?) на неё (Д.п. с предлогом на).

2). Разное управление у глаголов и  существительных:

интересоваться искусством (Т.п.) — интерес к искусству (Д.п.)
любить литературу (В.п.) — любовь к литературе (Д.п.)
ненавидеть беспорядок (В.п.) — ненависть к беспорядку (Д.п.)
уважать коллег (В.п.) — уважение к коллегам (Д.п.)
доверять другу (Д.п.) — доверие к друзьям (Д.п.)
сочувствовать слабому (Д.п.) — сочувствие к слабому (Д.п. с предлогом)

3). Разное управление у слов со сходным значением:

беспокоиться о чём-либо (П.п.) — тревожиться за что-либо (В.п.)
оплатить что-либо (В.п.) — заплатить за что-либо (В.п.  с предлогом за)
уплатить за проезд (В.п. с предлогом за) – оплатить проезд (В.п.)
уделить внимание чему-либо (Д.п.) — обратить внимание на что-либо (В.п. с предлогом на)
сообщать кому-либо (Д.п.) — информировать кого-либо (В.п.) 
упрекать в чём-либо (П.п. с предлогом в) — осуждать за что-либо (В.п. с предлогом за)
отзыв о чём-либо (П.п. с предлогом о) — рецензия на что-либо (В.п. с предлогом на)
вера во что-либо (В.п. с предлогом в (во)) — уверенность в чём-либо (В.п. с предлогом в)
свойственный чему-либо (Д.п.) — характерный для чего-либо (Р.п. с предлогом для)  

4) Разное управление у глаголов с отрицанием и без него:

замечать реакцию (В.п.) – не заметить реакции (Р.п.)
Он замечал (что?) реакцию зала на его слова. — От волнения он не замечал (чего?) реакции зала на его слова.

5) Употребление названий произведений литературы и искусства.

В «Войне и мире» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.
В кинофильме «Война и мир» актёр В. Тихонов сыграл роль князя Андрея.

После слов — родовых обозначений, например, сказка, роман, повесть, рассказ, картина, кинофильм и других подобных, называющих жанр произведения литературы или искусства, имя собственное ставится в именительном падеже. Если такие слова в предложении отсутствуют, то названия произведений литературы и искусства используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.

В сказке «Репка» либо: В «Репке»
В кинофильме «Война и мир» либо: В «Войне и мире»
В балете «Щелкунчик» либо: В «Щелкунчике

Запомни:

Многие глаголы требуют после себя определённого падежа существительного.

Родительного падежа требуют глаголы:

Достигать, добиваться, желать, жаждать, хотеть, ожидать, наделать, опасаться, остерегаться, бояться, избегать, лишаться, пугаться, стыдиться, сторониться, стоить, искать, просить, требовать  и др. (кого? чего?) 

Глаголы с отрицанием: не видеть, не замечать, не слышать и др. (кого? чего?) 

Дательного падежа требуют глаголы:

Давать, верить, доверять, угрождать, потакать, учиться, радоваться, улыбаться, говорить, отвечать, грозить, угрожать, возражать, кланяться, кивать, махать, сигналить, звонить, писать, говорить, рассказывать, объявлять, отвечать, объяснять, сообщать, нравиться, казаться, мешать, вредить, мстить, изменять, вредить, мстить, надоедать, опротиветь, дарить, покупать, приносить, посылать, показывать, помогать, обещать, сниться и др. (кому? чему?)

Винительного падежа требуют все переходные глаголы:

Давать, дарить, продавать, покупать, посылать, показывать, обещать, строить, шить, убирать, мыть, стирать, брать, класть, ставить, вешать, видеть, смотреть, слышать, слушать, чувствовать, испытывать, замечать, любить, ненавидеть, презирать, уважать, ценить, помнить, понимать, изучать, решать, учить, рассказывать, объяснять, сообщать, говорить, благодарить, поздравлять, вспоминать, встречать, ругать, ждать  и др. (кого? что?) 

Творительного падежа требуют глаголы:

Править, руководить, распоряжаться, командовать, управлять, верховодить, заведовать, увлекаться, интересоваться, заниматься, любоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, гордиться, восторгаться, восхищаться, пленяться, дорожить, владеть, пользоваться, обладать, овладевать, хвалиться, гордиться, хвастаться, клясться, торговать, жертвовать, рисковать, быть, стать, становиться, явиться, оказаться, остаться, считаться, слыть, называться и др. (кем? чем?)

Для многих глаголов характерно двойное управление:

Дать, передать, вручить, выдать, продать, возвратить, дарить, сдать, предоставить, вверить, уступить, оставить кому-либо что-либо
Сказать, объяснить, объявить, внушить, рассказать, заявить, ответить, обещать, рекомендовать кому-либо что-либо
Обещать, гарантировать кому-либо что-либо
Учить кого-либо чему-либо
Считать, вообразить, признать, представить, называть, изображать, обругать, объявить кого-либо кем-либо

Варианты норм

Хотеть, желать, жаждать, просить, заслуживать награду — награды (В.п. и Р.п), но: заслужить награду (В.п.)
Спрашивать совета, разрешения – совет, разрешение (Р.п. и В.п.)
Ждать поезда, звонка – поезд, звонок (Р.п. и В.п.), но ждать бабушку, сестру (В.п.)
Дать, брать, добыть, получить, прислать, купить, положить, налить, насыпать, выпить, глотнуть, попробовать воду, сахар – воды, сахара (В.п. и Р.п.)

Внимание:

Скучать (по чему? кому?) по работе, по дому, по матери, по мужу. Но с местоимениями: скучать (по ком?) по нас, по вас. Такое использование местоимений в предложном падеже долгое время считалось единственно правильным.

Например, в справочнике Д. Э. Розенталя «Управление в русском языке» указано, что с существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому-чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

Но в последнее время допустимыми признаются оба варианта. Считается, что скучаю (а также грущу, тоскую и т. п.) по вас – старая норма; по вам – новая. Сегодня эти варианты конкурируют, что находит отражение и в справочниках. Так, «Русская грамматика» (М., 1980) формы скучать по вам и скучать по вас рассматривает как вариативные.

Во многих пособиях сохраняется рекомендация использовать с местоимениями традиционный вариант скучаю по вас. Я поддерживаю эту рекомендацию, поскольку именно такое употребление устравивает сторонников всех точек зрения.

 

2. Конструкции с предлогами

 1) предложное  управление:

благодаря, согласно, вопреки, наперекор, подобно + Д.п. существительного, например: вопреки указанию, правилам, мнению близких, согласно приказу…

по (в значении «после чего-либо») + П.п. существительного, например: по приезде, по возвращении, по завершении эксперимента…

в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством + Р.п. существительного,
например: в продолжение разговора, в течение недели...

2) использование предлогов в беспредложных конструкциях:

Статья послужила толчком мыслям.

Ошибочно: к мыслям

Заказчик выставил рекламацию заводу-изготовителю.

Ошибочно: к заводу-изготовителю

3) предлоги при однородных членах предложения:

Мне нужно на вокзал, на почту и в магазин.
Занятия проходят на стадионе, в парке и в зале.

Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

4) предлоги в, на — с, из:

В Камергерском переулке, магазин в Камергерском

на улице, магазин на Тверской

Из Ростова, из театра, из магазина, из парка, из ссылки, из цирка, из клуба, из консерватории, из ресторана, из школы, из класса, из аэропорта, из порта, из института, из университета, из библиотеки, из больницы

с юга, с площади, с бульвара, с почты, с рынка, с лекции, с представления, с концерта, со станции, с вокзала

 

3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой

1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных:

Сестра больна уже неделю.

Ошибочно: Сестра больная уже неделю.

Эта фотография дорога нам.

Ошибочно: Эта фотография дорогая нам. 

2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:

Сестра была красива и грустна.

Ошибочно: Сестра была красива и грустная.

 

4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто

Относительное местоимение кто в функции союзного слова употребляется только с глаголами в единственном числе, например:

Кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, у того отличный шанс поступить в самые престижные вузы.
Кто не опоздает, будет участвовать в конкурсе.

Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:

Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Все, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.

 

5. Нарушения в предложениях с причастными оборотами

1) согласования причастия с определяемым словом:

Травы, (какие?) использующиеся для изготовления лекарства, собираются в Китае.
Он задал зрителям ряд вопросов, (каких?) волнующих всех.
Протест Катерины, (какой?) отстаивающей свои права, показан в этой постановке по-новому.

2) смешение страдательных и действительных причастий:

Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.

Ошибочно: Задание, выполняющееся нами.

3) совмещение конструкций  а) с причастным оборотом  и б) с который:

Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда.

Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.

Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. 

 

6. Предложения с союзным словом который

Это сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.

1) Ошибочно делать разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который:

Ошибочно: Я хочу сдать ЕГЭ по русскому, математике, и истории, которым я раньше не занимался серьёзно.
Правильно: Я хочу сдать ЕГЭ по математике, истории и русскому языку, которым я раньше серьёзно не занимался.

Ошибочно: Посмотри подарок на день рождения моей мамы, который сестра сделала сама.
Правильно:  Посмотри подарок, который моя сестра сделала сама на день рождения моей мамы.

2) ошибочное управление словом который:  

Ошибочно: Вчера выпал снег, по которому мы все обрадовались.
Правильно: Вчера выпал снег, которому мы все обрадовались. И: Вчера выпал снег, по которому мы все соскучились.

 

 7. Ошибочная передача косвенной речи

Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: — Я еще не готов к экзамену)
Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену. 

Ошибочно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна приехать. (Петька сказал: — Я жду маму, которая должна приехать)
Правильно: Петька сказал, что ждал маму, которая должна была приехать. 

 

8. Предложения с двойными союзами

1) неправильное расположение союзов  в предложении:

Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Не то чтобы…, а…

Ошибочно: Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.

2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем:

Ошибочно: Он талантливее, нежели чем его брат. (Союз чем простой)
Правильно: Он талантливее, чем его брат.

3) нарушение структуры  союза не так…, чем вместо не так…, как:

Ошибочно: Моя сумка не так красива, чем у подруги. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Моя сумка не так красива, как у подруги. Или: Моя сумка менее красива, чем у подруги.

Ошибочно: Он выступил не так удачно, чем  его друзья. (Допущено искажение вида союза так, как)
Правильно: Он выступил не так удачно, как его друзья. Или: Он выступил менее удачно, чем его друзья.

 

9. Предложения с однородными членами

1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения: 

Ошибочно: Прошу тишины и выслушать меня.
(Ошибочное использование разных частей речи в  качестве однородных членов предложения)
Правильно: Прошу тишины и внимания.

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны. 

3) См. пункты 1.1, 2.3.

 

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.

Поиск Лекций

Вопрос 12. Особенности произношения заимствованных слов в русском языке.

Большинство иноязычных слов, вошедших в общенародный язык, фонетически уже освоены русским языком, и их произношение ничем не отличается от слов исконно русских. Однако некоторые из них — технические термины, слова науки, культуры, политики, собственные имена — все еще выделяются своим произношением.

В ряде слов иноязычного происхождения в первом и втором предударных слогах сохраняется ясный нередуцированный звук [о]: б [о] а, б[о]монд, б[о]рдо, к[о]ктейль, [о]азис, [о]тель, д[о]сье, б[о]леро. Гласный [о] произносится в некоторых словах и в заударном положении: вет[о], кред[о], авиз[о], ради[о], кака[о], ха[о]с.
Нередуцированный звук [о] сохраняется в безударном положении во многих иностранных собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, 3[о]ля, Ш[о]пен, М[о]пассан и др. Однако таких случаев сравнительно немного. В большинстве слов иноязычного происхождения о и а в безударном положении произносятся в соответствии с общими нормами, т.е. несколько ослаб- ленно, с редукцией: [б/\]кал, [б/\]стон, [к/\]нцерт, [б/\]таника, [к/\]стюм, [пр/\]гресс, [р/\]яль. В словах, прочно вошедших в русский язык, согласные перед буквой Е произносятся мягко.

Неверно произносить твердые согласные перед Е в таких словах, как аффект, бассейн, берет, конкретный, корректный, кофе, музей, Одесса, пионер, профессор, тема, фанера, эффект.

Однако в ряде случаев перед Е все же отмечается произношение твердых согласных. Эта норма относится прежде всего к зубным согласным [т], [д], [н], [с], [з], [р].
Твердый [т] произносится в таких словах, как адап[тэ]р, ан[тэ]нна, анти[тэ]за, а[тэ]изм, а[тэ]лье, бифш[тэ]кс, о[тэ]ль, с[тэ]нд, эс[тэ]тика и др.

В ряде географических названий и имен собственных тоже следует произносить твердый [т]: Амс[тэ]рдам, Гва[тэ]мала, Воль[тэ]р. Сохраняется произношение твердого [т] в иноязычной приставке -интер: ин[тэ]рнационализм, ин[тэ]рвью, ин[тэ]рпретация.
Твердый [д] произносится в словах: вун [дэ]ркинд, [дэ]кольте,
[дэ]льта, [дэ]нди, ко[дэ]кс, кор[дэ]балет, мо[дэ]рн, [дэ]-юре, [дэ]-факто, мо[дэ]лъ и др.
В трудных случаях следует обращаться к орфоэпическим словарям.

Вопрос 37. Нарушение грамматических (синтаксических) норм при построении сложного предложения (нарушение порядка следования частей сложноподчиненного предложения; ошибки в предложениях с прямой и косвенной речью).

Синтаксис изучает строй связной речи. Как известно, основная функция языка – выражать мысли. Если фонетика, лексика, морфология рассматривают отдельные элементы языка, то синтаксис изучает те единицы, ради создания которых и существуют звуки, слова и морфемы, формирующие словоформы. Единицами синтаксиса являются словосочетание и предложение. Средства выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении разнообразны. Прежде всего, это окончания, с помощью которых оформляется связь всех изменяемых слов. Связь между словами осуществляют предлоги и порядок слов, средством синтаксических отношений на уровне предложений (но не словосочетаний) служит интонация, а также союзы и частицы.

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием языковых средств, благодаря чему в речи возможно использовать различные по структуре типы предложений, употреблять параллельные синтаксические конструкции, находить различные способы актуализации отдельных частей высказывания, то есть делать выбор той или иной синтаксической модели в зависимости от сферы, целей и характера высказывания. Однако этим разнообразием и богатством нужно умело пользоваться. Каждый носитель языка должен помнить о правильности построения синтаксической конструкции, о необходимости выбора синтаксических средств выражения соотносительных значений и, наконец, о точности и коммуникативной обусловленности использования синтаксических средств речи. Все это и определяют синтаксические нормы. Они регулируют образование словосочетания и предложения, определяют способы соединения слов в словосочетаниях и предложениях, а именно – координацию форм подлежащего и сказуемого, согласование определений и приложений, правила управления, а также не допускают нарушения порядка слов в предложении, отступления от правил построения предложений с деепричастным оборотом, неправильного использования союзов и порядка следования частей сложного предложения, нарушений при прямой речи и косвенной.

Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.

Встречаются в текстах и ошибки, связанные с на­рушением порядка следования частей сложноподчи­ненного предложения. Необходимо помнить, что поря­док следования частей сложноподчиненного предложе­ния разных типов различен: он может быть свободным и несвободным, строго закрепленным. Это зависит от структурно-семантических особенностей всего предло­жения. Так, например, придаточные части, прикреп­ляемые союзами ибо, потому что, благо, так что, могут стоять только после главной части. Нарушение этого правила приведет к ошибке: Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Может возникнуть ошибка, связанная с неправиль­ным расположением частей в сложноподчиненном пред­ложении с определительным придаточным предложе­нием. Определительное придаточное предложение сле­дует помещать только после определяемого имени су­ществительного. Нарушение этого порядка расположе­ния частей может привести не только к грамматико-стилистическим ошибкам, но и к фактическим неточ­ностям, к двусмысленности высказывания, которая воз­никла, например, в предложении: Каждый тракто­рист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием. Следует написать: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором и следит за его состоянием. Случается, что иногда оши­бочно пропускают местоимения в главной части слож­ноподчиненного предложения в тех случаях, когда это местоимение конструктивно обязательно. Например, в предложении: Он недолюбливал, которые слишком бой­ко вели себя (пропущенное местоимение тех конст­руктивно обязательно).

Другая распространенная ошибка — неправильный выбор подчинительного союза, не соответствующего смысловым значениям предикативных частей: Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянула девушка (когда в дверь…).

Нарушения синтаксических норм случается и при использовании прямой и косвенной речи. Назначение прямой речи — передавать чужие слова, а также свои слова, раннее сказанные, или невысказанные мысли. Прямая речь, как правило, используется в устных высказываниях (в разговорном стиле) и отличается эмоциональностью, живостью. Именно с учётом этого её и следует использовать в своей речи. При замене прямой речи косвенной отчасти теряются оттенки разговорности, индивидуальности речи говорящего.

Чтобы избежать ошибки, следует изменять все личные и притяжательные местоимения с учетом того, что изменилось лицо говорящего. Вместо: Друг сказал, что я подожду; нужно: Друг сказал, что он подождет. Вместо: Он крикнул, чтобы все двигались в мою сторону; нужно: Он крикнул, чтобы все двигались в его сторону. Ошибка встречается также при использовании форм косвенного вопроса. Вместо неверного: Он спросил, что можно ли взять книгу; нужно опустить союз: Он спросил, можно ли взять книгу. Следует помнить, что междометия, обращения, частицы в косвенной речи опускаются. Вместо неверного: Он сказал, что, мол, вряд ли успеет к поезду, следует: Он сказал, что вряд ли успеет к поезду.

Все рассмотренные случаи нарушения синтаксической нормы делаются в сфере словосочетания и предложения.

К числу же нарушений синтаксических норм на уровне текста следует отнести:

· ошибочное использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания, которое может привести к нарушению его логики, например: Зима вызывает у человека усталость, раздражение. И(?) весной эти чувства притупляются. или Татьяне снится вещий сон. В облике всех тех (?) чудовищ предстают гости на именинах. или Лермонтов изобразил жизнь своего времени. Но (?) главным действующим лицом является Печорин;

· неумение обоснованно пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, что ведёт к появлению «монотона» (Н.И.Жинкин) – короткой, рубленой, однообразно повторяющейся фразы: Пришла весна. Пригрело солнышко. Вылезла зеленая травка. Прилетели птицы. Расцвели цветы и т. д.;

· немотивированное присоединение предложений: Онегин, чтобы позлить Ленского, стал ухаживать за Ольгой. Ленский вызвал его на дуэль. Так друзья поссорились. (Последнее предложение лишнее.)

Как мы видим, нарушение синтаксических норм портит нашу речь. Более того, оно затрудняет выражение и восприятие мыслей, то есть наше общение.



poisk-ru.ru

А 5: Нарушение синтаксической нормы.

Список 1. Нормы управления при некоторых глаголах и прилагательных.

Возможные трудности Добрые советы
Иногда трудно понять, согласуется ли данное приложение с определяемым словом.   В романе «Война(-е) и мир(-е)» более сотни действующих лиц. Если приложение является наименованием и взято в кавычки, оно обычно не согласуется с главным словом: В романе «Война и мир» более сотни действующих лиц. Не забудьте, что то же самое наименование может употребляться не только как несогласованное приложение, а значит изменяться: В «Войне и мире» более сотни действующих лиц. Названия городов, выраженные склоняемым существительным, как правило, согласуются с определяемым словом в падеже: Новый молокозавод построен в городе Дмитрове.
Нередко вызывает сомнения форма сказуемого при подлежащем, выраженном сочетанием существительного со словами большинство, меньшинство, несколько.   (напр., Большинство учеников нашего класса учат(-ит)ся хорошо).   При подлежащем, выраженном сочетаниями неодушевленного существительного с указанными словами, сказуемое употребляется преимущественно в форме единственного числа: Несколько деревьев росло перед домом. При подлежащем, выраженном сочетаниями одушевленного существительного с указанными словами, сказуемое употребляется преимущественно в форме множественного числа: Большинство учеников нашего класса учатся хорошо.
Иногда в распространенном определении при существительном или местоимении в косвенном падеже допускаются ошибки в согласовании. (напр., Одним из российских обычаев, ценивших(-ими)ся многими старыми москвичами, было устное рассказывание). Следите за тем, чтобы все согласованные определения выступали в предложении в том же падеже, что и определяемое слово. Для этого нужно поставить вопрос к определяемому слову и сверить с ним окончание прилагательного или причастия: обычаев каких? ценившихся.
Некоторые слова, близкие по значению или по составу, по-разному управляют своими зависимыми словами, что может спровоцировать ошибку: Дом полон (людьми / людей). Удостоить победителя (медалью / медали). Нормы управления в таких случаях следует запоминать. Вы можете воспользоваться списком 1 (см. ниже), в котором приведены словосочетания, наиболее часто вызывающие сомнения.
Нарушение норм управления часто происходит в предложениях с однородными сказуемыми. (напр., Декарт высоко ценил и доверял научным исследованиям). Зависимое существительное при сказуемых, выраженных глаголами, должно управляться ими обоими. В приведенном же примере оно управляется только последним глаголом (ср.: доверял исследованиям, но ценил исследования). В соответствии с синтаксическими нормами предложение должно звучать так: Декарт доверял научным исследованиям и высоко ценил их.
Нередко допускаются ошибки при употреблении некоторых производных предлогов: по завершении(-ю) эксперимента будет опубликован аналитический отчет. Запомните, что в значении «после чего-нибудь» предлог ПО употребляется с предложным падежом): по завершениИ, по окончаниИ.
Часто допускаются ошибки на нормы управления при некоторых производных предлогах: Вопреки ожиданий(-ям), Костя получил в четверти тройку. При предлогах благодаря, согласно, вопреки управляемое слово стоит в дательном падеже. Вопреки ожиданиям, Костя получил в четверти тройку.
Могут быть ошибки в согласовании времен причастия и соответствующего глагола-сказуемого. (напр., Елена, читавш(-ющ-)ая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни). Время, в форме которого употребляется действительное причастие, должно соотноситься с формой времени, в котором употреблен глагол. Если глагол стоит в форме прошедшего времени, то и причастие должно быть также в форме прошедшего времени (совершенного вида): Елена, читавшая французские романы, имела расплывчатые представления о настоящей жизни. Если глагол стоит в форме настоящего времени, то причастие должно быть, соответственно, тоже в форме настоящего времени (несовершенного вида): Елена, читающая французские романы, имеет расплывчатые представления о настоящей жизни. Следует обратить внимание, что при глаголе в форме будущего времени могут употребляться причастия как прошедшего, так и настоящего времени (как совершенного, так и несовершенного вида) в зависимости от последовательности действий в будущем и вида глагола. При этом причастный оборот обычно имеет причинное значение.

mybiblioteka.su

Нарушение синтаксических норм

Нарушение синтаксических норм

 

Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.

 

Ошибки в структуре словосочетаний:

 

Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье».

Нарушение управления.

Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол».

 

Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком».

 

Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле».

 

Употребление лишнего предлога «Жажда к славе».

 

Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».

 

Ошибки в строении и значении предложения:

 

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись».

 

Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд».

Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись».

 

Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».

 

Ошибки в простом двусоставном предложении:

 

Подлежащее:

— Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца».

— Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей».

 

Сказуемое:

— Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые».

— Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца».

— Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз».

 

Определение:

— Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика».

— Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг».

— Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).

Ошибки в односоставном предложении:

Использование двусоставных конструкций на месте односоставных.

 

Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Предложения с однородными членами:

 

Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая».



Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату».

 

Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный».

Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда».

 

Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах».

 

Нарушения в области однородных сказуемых:

а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;

б) нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: «Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход»; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: «Все очень ждут и переживают за солдат»; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: «Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная».

Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: «Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной». «Дети ждали отца и когда покажется его лодка».

Предложения с вводными словами и вводными конструкциями:

 

Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка«.

 

Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль».

 

Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга — источник знаний. Как утверждают многие».

Предложения с обособленными членами:

 

Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом.

— Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко».

— Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море».

Нарушение правил построения причастного оборота.

— Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая».

— Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали».

 

Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом : «Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».

 

Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь:

 

Объединение прямой речи и слов автора: «Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт».

 

Употребление прямой речи без слов автора: «Девочки увидели баркас: «Папа!».

 

Смешение прямой косвенной речи: «Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками».

 

Ошибки при введении цитат: «К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».

Сложные предложения:

 

Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».

 

Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».

Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных — для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».

б) противительных — для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;

в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;

г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;

д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».

Сложноподчиненные предложения:

 

Несоответствие вида придаточного предложения значению главного: «Но они все же дождутся своего отца, так как рыбаков обязательно должны ждать на берегу».

 

Использование сочинения и подчинения для связи частей в сложноподчиненном предложении: «Если человек не занимается спортом, и он быстро стареет».

Утяжеления конструкций за счет «нанизывания» придаточных предложений: «Парус появился в море как счастливая весть о том, что с рыбаками все в порядке и что девочки смогут скоро обнять своих родителей, которые задержались в море, потому что был сильный шторм».

 

Пропуск необходимого указательного слова: «Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи».

Неоправданное употребление указательного слова: «У меня есть такое предположение, что рыбаков задержал шторм».

 

Неправильное использование союзов и союзных слов при правильном их выборе:

а) употребление союзов и союзных слов в середине придаточного предложения: «В комнате на тумбочке стоит телевизор, после школы по которому я смотрю развлекательные передачи»;

б) нарушение согласования союзного слова в придаточном предложении с замещаемым или определительным словом в главном предложении: «На двух полочках — художественная литература, которыми я пользуюсь при подготовке к урокам».

 

Использование однотипных придаточных предложений при последовательном подчинении: «Прогуливаясь по берегу, я увидела двух девочек, которые сидели на перевернутой лодке, которая лежала у берега верх килем».

 

Использование придаточного предложения как самостоятельного: «Девочки беспокоятся за своих родных. Поэтому так печально глядят они в даль».

 

Бессоюзное сложное предложение:

 

Нарушение единства конструкций однородных частей в составе бессоюзного сложного предложения: «На картине изображено: раннее утро, только встает солнце».

 

Разложение частей бессоюзного сложного предложения на самостоятельные предложения: «Одеты девочки просто. На них летние ситцевые платья. На голове у старшей платок».

 

Одновременное использование бессоюзной и союзной связи: «Одежда на девочках простая: которая постарше с платком на голове, в синей юбке и серой кофте, младшая без платка, в фиолетовом платье и темно-синей кофточке».

 

Сложное предложение с различными видами связи:

 

Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется».

 

Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».

 

 

Речевые ошибки

 


Дата добавления: 2015-07-12; просмотров: 147 | Нарушение авторских прав


Существительное | Прилагательное | Числительное | Местоимение | Причастие |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.015 сек.)

mybiblioteka.su

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *