Литература 5 класс стихи – План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Цветные стихи С.Есенина. Литература 5 класс | скачать бесплатно

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р.Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе ,поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. (На данном уроке каждый является не собой, а поэтом). Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

речь

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

•Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

•Игра «Найди рифму».

парта — …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал — … (журнал)

указка — … (сказка)

ручка — … (штучка)

•Виды рифмы.

— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

•Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.

1)Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3)Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская (работа в группах)

— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

VII Итог занятия.

•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

VII Рефлексия.

— А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет- немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Школе отдано.

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает

Ласки и любви.

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Но душа поёт!

Вот тогда твоя работа

На «ура» идёт.

www.testsoch.com

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма!!! =>>>

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р.Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе ,поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. (На данном уроке каждый является не собой, а поэтом). Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

речь

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1)Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2)Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

•Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

•Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

•Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

•Игра «Найди рифму».

парта – …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал – … (журнал)

указка – … (сказка)

ручка – … (штучка)

•Виды рифмы.

— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бы
вают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

•Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.

1)Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3)Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская (работа в группах)

— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

VII Итог занятия.

•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

VII Рефлексия.

— А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет- немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Школе отдано.

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает

Ласки и любви.

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Но душа поёт!

Вот тогда твоя работа

На «ура» идёт.

Сочинение опубликовано: 17.01.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма

www.getsoch.net

Литература 5 класс

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р.Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе ,поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. (На данном уроке каждый является не собой, а поэтом). Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1) Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2) Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

• Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи)

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

• А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? (карточка №1) Почему? (Второй текст звучит ритмично)

• В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

• Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

• Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

• Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

• Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

• Игра «Найди рифму».

— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

• Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская (работа в группах)

— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

VII Итог занятия.

• О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

— А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет- немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Нам на всех всегда хватает

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Вот тогда твоя работа

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

Спасибо что посетили сайт Uznaem-kak.ru! Готовое сочинение на тему:

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма.

velikiy-pushkin.ru

урок литературы на тему «Поэзия

 Поэзия – прекрасная страна.

        Учитель – Лукашова Лариса Ивановна

        Урок литературы в 5 классе

 Тема: «Поэзия – прекрасная страна» (особенности поэтической речи)               

Цель: познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

           дать определение рифме, ритму, интонации;

           повторение термина эпитет.

 Тип урока: урок – практикум.

 Оборудование: картина И. Левитана «Золотая осень»;

                               раздаточный материал;

                               музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь».

                                                   Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Создание эмоционального настроя.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии как о прекрасной стране. И я предлагаю устроиться поудобнее, закрыть глаза и послушать музыку, но не просто наслаждаться звучанием мелодии, а постараться «увидеть» музыкальную картину, созданную композитором при помощи звуков.

           ( звучит музыкальная пьеса П. Чайковского «Октябрь»)

— Какие картины вы увидели, прослушав музыку?

Впечатления от прослушанной музыки, увиденные вами картины – это музыкальные образы, а в целом Чайковский создал свой неповторимый образ осени. А теперь обратимся к картине Исаака Левитана «Золотая осень».

— Определите настроение картины.

— Опишите реку, деревья, небо.

( река спокойная, светлая; деревья величественные, нарядные; небо ясное, бездонное)

 — Какое средство выразительности вы использовали при описании картины? (эпитет)

— Что такое эпитет? (красочное определение)

Все перечисленное вами – образы живописи. Помимо музыкальных, живописных образов существуют и поэтические, художественные образы, «картины», созданные мастерами художественного слова.

   Писатель и поэт, стихи и проза. Чем же отличается проза от стихотворения?

 Перед вами тексты. Прочитаем и определим, какой текст относится к прозе и стихам.

1.       Ветер упал, стало тихо повсюду, но тяжелая рожь более не поднялась.  Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.                                                              А. П. Платонов

2.  Нелюдимо наше море,

     День и ночь шумит оно;

     В роковом его просторе

     Много бед погребено.

                                Н. М. Языков

— Чем же отличается прозаическая речь от стихотворной?

Стихи выстраиваются в строки. Поэт использует в стихах ритм и рифму.

— Что такое ритм?

Ритм – чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых), про-

              исходящее с определенной последовательностью.

 — А где можно встретить ритм? (Маятник часов, биение сердца, смена дня и ночи, весенняя капель, вода из крана)

Ритмы везде: внутри нас и вокруг нас. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему. Ритм — это чередование ударного и безударного слога.

— Обратимся к учебнику (стр. 94 — 95) Найдите определение ритма. (чтение термина и запись в тетрадь).

— Чтение третьего абзаца.

— Что же такое рифма? (чтение определения рифма)

Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов, располо-

                 женных в разных строках.

— Рифмы бывают разные: перекрестная, парная, опоясывающая. Рассмотрим примеры видов рифмы (стр. учебника)

Задание 1. Соберите строфу (четверостишие) и определите вид

                      рифмовки.

Вариант 1. Над морем красавица дева сидит

                     И, к другу ласкаясь, она говорит:

                     «Достань ожерелье, спустися на дно;

                      Сегодня в пучину упало оно!»     (парная)

Вариант 2.  Как мило жили в старину!

                      Бывало, в теремах высоких

                      В кругу красавиц чернооких

                      Певцы поют любовь, войну!       (опоясывающая)

Вариант 3.  В избушке позднею порою

                      Славянка юная сидит.

                      Вдали багровой полосою

                      На небе зарево горит.                  (перекрестная)     

— К нам в гости пришел известный сказочный персонаж.

Незнайка.      Я поэт, зовусь Незнайка,

                         От меня вам всем приветик!

Здравствуйте, друзья! Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Цветик дал мне такое сложное домашнее задание. Помогите, ребята! Найдите среди всех записанных слов и фраз пары рифмующихся.

Задание 2. На парты раздаются карточки со словами:                                 вариант 1 —  три братца, зал, водой, стараться, узнал, молодой;    вариант 2 — товаром, одержим победу, носки, приеду, недаром, близки;                                                                                                                 вариант 3 – совет, дом, от пыли, ответ, потом, не вы ли.                             В результате получатся пары: вар. 1 -три братца – стараться, зал – узнал, водой – молодой; вар. 2 — товаром – недаром, одержим победу – приеду, носки – близки; вар. 3 —  совет – ответ, дом – потом, от пыли – не вы ли.

— А теперь подберем рифмы в стихотворении Д. Хармса «Очень вкусный пирог»

       Я захотел устроить бал,

       И я гостей к себе ……..     

       Купил муку, купил творог,

       Испек рассыпчатый ……

       Пирог, ножи и вилки тут –

       Но что-то гости ….

       Я ждал, пока хватало сил,

       Потом кусочек ….

       Потом подвинул стул и сел

       И весь пирог в минуту …..

       Когда же гости подошли,

       То даже крошек ….

 

— Кроме ритма и рифмы поэт использует в стихах интонацию, которая помогает выразить смысл стихотворения.

 — Что такое интонация? (на доске определение)

Интонация – выразительное средство звучащей речи.

 Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Мы должны уметь читать стихи выразительно, правильно выделять главное слово.

Существует много упражнений, которые помогают сделать речь более выразительной. Вам предлагаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

Задание 3

1)    «Наступила снежная зима» (с радостью; с удивлением; с огорчением; так, словно от холода стучат зубы).

2)    «Ветер в поле разыгрался» (с предостережением – точно надвигается ураган; с насмешкой – точно ругаешь за шалости; таинственно; весело).

3)    «Я буду отдыхать в лагере» (с вопросительной интонацией; недовольно; мечтательно; радостно, точно торопишься показать дома дневник с пятеркой).

Задание 4. Подберите подходящие по ритму, рифме и смыслу слова.

Ватиант 1.   Под бронёй с простым набором,

                      Хлеба кус жуя,

                      В жаркий полдень едет…………

                      Дедушка Илья;

                      Едет бором, только слышно,

                      Как бряцает бронь,

                      Топчет папоротник…………..

                      Богатырский……………

Вариант 2.   И ворчит Илья

                       «Ну, Владимир, что ж?

                       Посмотрю я, без Ильи-то

                       Как ты…………..

                       Двор мне, княже, твой не диво,

                       Не пиров держусь,

                       Я мужик неприхотливый,

                       Был бы хлеба……………»

Вариант 3.   И старик лицом суровым

                       Просветлел опять,

                       По нутру ему здоровым

                       Воздухом………………

                       Снова веет воли………..

                       На него простор,

                       И смолой и земляникой

                       Пахнет темный…………..                             

— А теперь попробуем сами сочинить стихотворение, например о розе. Трудно?

А вот в  программу Лицея, где учился А. С. Пушкин, включали упражнения как в прозе, так и в стихах, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли.

Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал:

— Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне розу стихами.

Господа-лицеисты призадумались. Лишь один Пушкин вмиг сочинил и подал профессору стихотворение, которое всех восхитило:

               Где наша роза, друзья мои?

               Увяла роза, дитя зари.

               Не говори: вот жизни младость,

               Не повтори: так вянет радость,

               В душе скажи: прости, жалею…         

— Можно ли научиться писать стихи?

— Что должен соблюдать поэт? (ритм, рифму, интонацию)

Читать и понимать стихи необходимо, потому что стихи дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, делают нас умнее, добрее, лучше. А талантливым должен быть не только писатель, но и читатель.

     Итог.

— Над какой темой мы работали?

— Как называется род литературы, где главное рифма и ритм?

— Что такое рифма?

— Что такое ритм?

— Какие средства выразительности еще используются в стихах? (эпитет, олицетворение)

               Домашнее задание.

— выучить термины (ритм, рифма)

— сочинить стихотворение на тему «Осень».

                Завет.

         Наполнить ум и душу светом,

         Про ритм и рифму все понять,

         Тогда вы сможете с успехом

         Стихи прекрасные слагать.

 

 

www.metod-kopilka.ru

Короткие стихи для детей 5 класса

Я хочу стать врачом,
Врачи очень людям нужны,
Чтоб никто не болел, не страдал,
Чтоб в лекарствах не было нужды.

Буду учиться я на отлично,
Чтобы лучшим стать,
Уколы делать, банки ставить
И температуру измерять.

2

Освоены мною науки все сложные:
Математика, чтение, письмо,
Перешел я в пятый класс,
Значит очень повезло.

3

Мечтаю об автомобиле
Большом и красном, как у папы,
Кабриолет, линкольн иль мерседес,
Еще не выбрал точно,
Но знаю твердо я,
В машине я нуждаюсь срочно.

4

Как много тетрадок, и книжек, и ранец,
Пеналы, линейки, и ручки,
В школу сегодня я собираюсь,
Без школы жилось бы скучно.

5

Тихо кружатся листочки,
Падают желтые вниз,
Осень пришла к нам досрочно,
Птицы уже улетают,
Холодно будет- ведь знают.

6

Цифры и артикулы изучает класс.
Первые каникулыв ноябре у нас.
Научились вовремя по утрам вставать,
дневники заполнены,все отметки – «пять».
Приведут на встречу к нам стайку дошколят,
и взгрустнётся вечером –как там детский сад? (Е. Долгих)

7

Нарядные! Парадные!
Такие ненаглядные!
Причесанные, с бантиками
Девочки идут!
И мальчики отличные!
Такие симпатичные,
Такие аккуратные,
В руках цветы несут!
Все бывшие проказники
Сегодня первоклассники.
Сегодня все хорошие,
Таких вот в школе ждут!

8

Звонкий смех наполнит школы,
Ведь сентябрь на дворе.
Заскучали коридоры
По веселой детворе.
И учителя готовы
Всем наукам обучить.
Каждый чтоб имел возможность
Балл высокий получить.

9

Снова Год учебный новый
Постучал в окошко школы.
Заждались уже нас парты,
И учебники, и карты.
Снова прозвенел звонок
Начинается урок.
Мел возьмет учитель в руку,
И развеет сразу скуку.
Будем знанья получать,
Чтобы грамотными стать.

10

Я в ней не был девяносто девять дней.
И, сказать вам откровенно, я соскучился по ней.
Захотелось вынуть книги,
Взять тетради, взять пенал.
Потому что я, ребята, отдыхать уже устал.

11

Пришел июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь —
И весь он разлетится.

12

Летний ливень лyжи налил —
Целые моpя!
Дача встала y пpичала,
Бpосив якоpя.
Только мой коpабль отважный
Боpется с волной,
И неважно, что бyмажный
Паpyс надо мной.

13

— Что ты мне подаришь, лето?
— Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
— Что ещё подаришь мне?
— Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!

14

Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
«Погадай мне поскорей!»
И она тебе в ответ
Нагадала много лет!

15

Сенокос идет в июле,
Где-то гром ворчит порой.
и готов покинуть улей
Молодой пчелиный рой.

Еще стихи: 1 2 3 4 5 6

irisday.ru

Литература 5 класс. Стихи и проза. Ритм. Рифма. Разработки уроков

Янв

Тема: Стихи и проза. Ритм. Рифма.

Цели: 1. познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;

2. дать понятие ритма;

3. познакомить с рифмой, её видами: парной, перекрёстной, опоясывающей;

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. научить различать виды рифмы, рифмовать слова, создавать буриме.

Вступительное слово.

Сегодня я хочу показать вам, как я впервые знакомлю пятиклассников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание? Во-первых, мне близка поэзия не только потому, что я преподаю литературу, но ещё и потому, что это для меня – любимое дело: я пишу стихи. И хочу как можно раньше раскрыть поэтический потенциал моих учеников. Я считаю, что не все из них в дальнейшем смогут стать поэтами, но на поэзию они посмотрят уже совсем по-иному: не как на текст, предназначенный для заучивания наизусть, а как на прекрасные образы, созданные авторами. Я пытаюсь внушить им, что без поэзии краски жизни меркнут. Как сказал Р. Гамзатов: «Что может заменить поэзию? Без поэзии горы превратятся просто в нагромождение камней, дождь – в неприятную воду и лужи, а солнце – в небесное тело, излучающее тепло…»

У пятиклассников ещё свежи воспоминания о начальной школе, поэтому очень часто использую в своей работе нетрадиционные формы обучения, и в первую очередь игру, в том числе и ролевую. На данном уроке каждый является не собой, а поэтом. Она помогает создать атмосферу непринуждённости, увлекает, разряжает обстановку, да и всё новое необычное, яркое усваивается быстрее. В процессе игры применяется объяснительно-иллюстративный метод: на доске появляется опорная схема. Очень эффективна групповая форма работы, так как дети не чувствуют себя неловко. Если затрудняются выполнить какое-либо задание – товарищи всегда придут на помощь.

Результат своей работы я вижу не в количестве написанных детьми стихов и даже не в их качестве, а в стремлении к творчеству.

Хочу привести всего лишь один пример: проект «От экологии природы – к экологии души», с которым я принимала участие в Областной конференции учителей русского языка и литературы. Дети очень активно взялись помогать мне, и результатом нашего совместного творчества стал специальный выпуск газеты «Большая перемена».

Ход занятия:

I Психологический настрой.

Учитель: Нарисуйте своё настроение в начале занятия, выбрав один из значков.

II Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Прозаическая Стихотворная речь

речь

Тайна первая: наша речь.

— Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

1Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

2Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

•Чем похожи эти два текста? Одинаков смысл, одинаковые картины

•Чем они отличаются? Второй текст звучит напевно

•Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? проза и стихи

Тайна вторая: стихотворная речь.

III Знакомство с ритмом.

•А теперь посмотрите, одинаково ли записаны эти тексты? карточка №1 Почему? Второй текст звучит ритмично

•В чём же секрет ритма? Где в жизни можно встретить явления ритма? музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т. п.

•Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

В стихе это ударный и безударный слоги.

•Попробуем отстучать ритм этого стихотворения, выделяя более громко ударный слог.

IV Знакомство с рифмой. Тайна третья – рифма.

•Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического рифма.

•Что же такое рифма?

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

от греч. рифмос – стройность

•Игра «Найди рифму».

парта — …карта

ученик -…озорник

пенал — … журнал

указка — … сказка

ручка — … штучка

•Виды рифмы.

— А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бы
вают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

— На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы:
перекрёстная, парная и опоясывающая.

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

•Игра «Кто быстрее?» работа в группах

— А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них?

Выразительное чтение.

1Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. парная

2Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. перекрёстная

3Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. опоясывающая

Последняя тайна – буриме.

VI Поэтическая мастерская работа в группах

— А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение –буриме.

— Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа: книжки – мальчишки, урок – звонок.

— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему «Зима», и я попытаюсь сочинить четверостишие.

VII Итог занятия.

•О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились?

VII Рефлексия.

— А сейчас нарисуйте ваше настроение после занятия.

Я благодарю вас за работу и хочу подарить вам своё стихотворение, посвящённое всем педагогам.

Двадцать с лишним лет — немного,

Ясно всем давно,

Если сердце педагога

Школе отдано.

Важно обладать талантом,

Чтоб детей учить:

И певцом, и музыкантом

Надо в школе быть.

Труд учителя нелёгок,

Что тут говорить:

Не картину, не скульптуру-

Душу сотворить!

Надо всю трудоспособность

И талант привлечь,

Чтобы нам в глазах ребёнка

Искорку зажечь.

Нам на всех всегда хватает

Ласки и любви.

Всем ребятам отворяем

Дверь в сердца свои.

Бьёшься до седьмого пота,

Но душа поёт!

Вот тогда твоя работа

На «ура» идёт.

www.rlspace.com

Урок. Литература. (5 класс) Тема: «Поэзия и проза»

МБОУ «Пудостьская СОШ»

Открытый урок по литературе в 5 классе

по теме: «Поэзия и проза. Основы стихосложения».

Учитель: Ярцева Е.В.

Цели:

— проверить ЗУН, которые должны обеспечить преемственность обучения в начальной и средней школе;

— формирование системы универсальных учебных действий;

-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;

-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.

Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Влияние через произведение на чувства, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной ясной и богато-интонированной речи, на формирование чувства ответственности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор

— несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),

— раздаточный материал (Приложение 2).

1. Организационный момент.

Меня зовут Елена Владимировна Ярцева. Мы с вами будем встречаться на уроках русского языка и литературы. А вам интересны эти предметы или вы их не очень любите?

1ряд – кто любит уроки по русскому языку (постараться писать без ошибок)

2ряд – кто любит уроки литературного чтения (будут моими основными помощниками)

3ряд – кто ничего не любит (верите ли вы, что в конце урока вы займёте места во 2 ряду?)

В 5 классе предмет литературное чтение будет называться – Литература. За 1 мин напишите ассоциации (всё, что приходит в голову, когда вы слышите это слово), когда вы слышите это слово.

Литература – слово многозначное.

Литература Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003

1. Литература — это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.

2. Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

3. Литература — это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.

4. Литература — это один из предметов, входящих в школьную программу.

2. Создание эмоционального настроя.

В литературе художественный образ можно описать либо стихотворным языком, либо языком прозы. А вы, что больше любите читать стихи или прозу?

3. Объяснение нового материала

1. Проза и стихи.

А вы знаете, чем отличается проза от стиха?

Сейчас мы проверим:

Прочитайте отрывки и сделайте выбор.

1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.

А. П. Платонов

2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.

Н. М. Языков

3. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух — молоко парное!

И. С. Тургенев

2. Рифма.

Что такое рифма?

Ри́фма — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Прозу я писал сам, а стихи — так мне всегда казалось — под чью-то диктовку.

Владимир Алексеевич Солоухин (русский писатель, поэт).

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Запишите пары

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.

Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе …….

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый …….

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости ………..

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек ………….

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту …….

Когда же гости подошли,

То даже крошек ………..

Вывод: что важно для стихотворения?

-Рифмующиеся слова на конце строчек.

3. Белый стих.

— А теперь посмотрите на следующий отрывок текста.

Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу — даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.

И.С. Никитин

Задумались? А знаете почему?

Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.

Акутагава Рюноскэ (японский писатель)

Посмотрите, как записал свое произведение автор:

Под большим шатром

Голубых небес

Вижу — даль степей

Зеленеется.

И на гранях их,

Выше темных туч,

Цепи гор стоят

Великанами.

По степям в моря

Реки катятся,

И лежат пути

Во все стороны.

И.С. Никитин

-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?

-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.

-Здесь нет рифмы.

— Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.

-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

4. Ритм.

-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.

Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.

И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. Ритм – это и биение нашего сердца, и смена дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас.

У подлинной прозы всегда есть свой ритм.

Константин Георгиевич Паустовский

А вот по каким законам он строится, мы узнаем с вами на уроках по стихосложению в 5 классе.

Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

5. Рефлексия.

Составьте стихотворения по рифмам.

1. …………………………………..океан

………………………. …………….уши

………………………. ……………ураган

………………………. ……………суши

2. огонь — ладонь — конь — гармонь

3. стакан — банан — карман — обман

4. сок — молоток — Наташка — чебурашка

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *