Исправительная психология – § 1. Предмет и задачи исправительной психологии, Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология). Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 114. Читать онлайн

Содержание

Исправительная психология | Психологическая энциклопедия 1vc0

Исправительная психология — отрасль юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциализации (восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе), проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях исполнения уголовного наказания, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения, соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Ресоциализация личности осужденных связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социальноположительного поведения. Создание условий формирования социально-адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Ее решение связано с теоретической разработкой проблемы исправления личности в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед исправительным учреждением, могут успешно решаться лишь на основе их комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Перед работниками исправительного учреждения стоит сложнейшая задача диагностики личностных дефектов осужденных, разработки обоснованной программы их исправления, предупреждения тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации личности.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных — задача, посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит соответствующих кадров, и научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

Среди осужденных (заключенных) — люди, потерявшие ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями — психопаты, невротики, лица с крайне пониженной психической саморегуляцией.

В психологическом плане под исправлением осужденного следует понимать личностно-психологическую коррекцию — исправление отдельных психорегуляционных дефектов личности осужденного.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально-адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более перевоспитать методом устрашения, кары, прямого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей, имеет различное мотивационное влияние на поведение разных индивидов.

Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние — самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения — раскаяния.

Исправить провинившуюся личность — значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.

Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений. И лишь та кара имеет значение, которая данному индивиду представляется справедливой. Невозможно поэтому классифицировать кару по степени жестокости. Человек может пренебречь даже потерей своей жизни. Большинство осужденных оценивают назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое, незаслуженное. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека; единственный их самоукор — обвинение себя за то, что «попался».

Барьер нравственного самоанализа преступника — основное препятствие на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник — индивид с атрофированным нравственным самосознанием, с кризисом нравственного самоанализа. «Случайный» преступник — индивид с дефектами психической саморегуляции. Между тем сотрудники исправительных учреждений почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию, более того — чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимные переживания им неведомы. Идет невидимая война между администрацией исправительных учреждений и осужденными.

В таких «боевых» условиях личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни — их лучше вытеснить, самооправдать и забыть. Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника.

Идет отбывание срока, процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы. Для того чтобы современные исправительные учреждения стали учреждениями ресоциализации осужденных, они сами должны быть ресоциализированы. Необходимы их принципиальная реорганизация, укрепление психолого-педагогически грамотным персоналом.

Лишение человека свободы, его социальная изоляция — мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на это обстоятельство. Тюрьма, колония — ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования, частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты.

Тюрьмы предварительного заключения, следственные изоляторы (СИЗО) — скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом, тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным даже на самооговор, лишь бы скорее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения. Но и там его ожидает стрессогенная обстановка.

Первые 2-3 месяца — период первичной адаптации — отличаются наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. У него происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности.

Следующий период связан с ценностной переориентацией осужденного, принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, выработкой стратегии и тактики поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы». Они просты и жестоки, санкции их примитивны и однообразны — увечья, побои, а иногда и лишение жизни.

Личность новичка проверяется жестоким н примитивным ритуалом «прописки». Индивид оказывается перед выбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия чрезвычайно интенсивными. Реакция личностного самосохранения часто бывает бурной, аффективной.

В чем же причина такого жестоко-ритуального поведения заключённых? Суровые тюремные законы исходят из жестоких условий обстановки. Эти законы примерно одинаковы в тюрьмах всего мира. Система тюремных запретов и ограничений сама по себе направляет социально-психологическую организацию тюремной микросреды по определенному руслу. И чем суровее условия тюремного режима, тем суровее законы жизни ее обитателей.

Унизительный повсеместный контроль, строгая регламентация всех отправлений жизнедеятельности, нарочито жестокое обращение, ярлык третьесортности, невозможность самоутвердиться социально выработанными способами, утрата всяческой возможности к персонификации принуждают «зека» искать самореализации в сфере тюремного Зазеркалья.

Страстным желанием к восстановлению самоценности обуреваемы почти все заключенные. Человек в тюрьме не может улучшить свое положение активной деятельностью. Дополнительные блага здесь можно добыть лишь
грубым захватом, насильственным дележом — и всегда за счет другого. Личность, не утвердившаяся в социуме, стремится к самоутверждению в асоциальном мире. Будучи не социализированной, не охваченной культурой общества, она особенно быстро попадает в сферу асоциальной субкультуры.

Однако и здесь личность сталкивается с социальной иерархизацией, социальным клеймением, жестокой борьбой за самоутверждение. Личностный статус в криминализированной среде зависит от физической силы индивида, его криминальной «бывалости», толерантности (устойчивости к трудностям) в адаптационный период, жестокости и цинизма в обращении с «низами».

Одно из явлений криминальной субкультуры — стратификация (от лат. stratum — слой) — социально-групповое расслоение криминализированной общности. Каждый слой преступного мира имеет, по существу, собственную субкультуру.
Психика осужденного ищет выход из унылой, тягостной и однообразной повседневности. Возникают замещающие феномены, образно переживается прошлое, возникает «жизнь в воображении», гипертрофируется былая самореализация, возникают суррогаты самоутверждения — личность стремится к гиперкомпенсации

. Отсюда особая экспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения.

Весь уклад жизни осужденного определяется режимом соответствующего типа исправительного учреждения. Реализуя комплекс определенных правоограничений, режим исправительных учреждений создает осужденному все положенные для него тяготы, страдания и лишения. Каждому виду заключения соответствует свой режим. На стороне администрации — право осуществлять принудительное воздействие, а осужденного — проблематичное право находиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав.

Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра.

Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала, неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми.

Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень, закрепляется антисоциальная установка.

Понятия стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезают из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации.

Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.

В тюрьме спасается лишь тот, кто может спасти свой внутренний мир, не вступая в острые конфликты с внешним миром.

Основная особенность воспитательной деятельности исправительных учреждений — трудновоспитуемость осужденных. Сам факт определения индивида в исправительное учреждение свидетельствует о наличии у него глубоких социально-психологических дефектов, личностных аномалий. Для ^социализации осужденных сотрудники исправительных учреждений должны знать личностные особенности каждого из них. Задача эта сложна и трудоемка. Ее решение требует специальных психологических познаний, ориентации в структуре личности, динамике ее поведения, в релевантных (значимых) для нее средствах воздействия.

Без индивидуально направленной системы воспитательных воздействий исправительные учреждения не могут решать поставленные перед ними задачи. Успех индивидуально-воспитательной работы зависит от педагогической и психологической компетентности воспитателя. Здесь же мы можем дать лишь краткий обзор основных проблем воспитательной работы в исправительных учреждениях.

Источники получения информации о личности и методы ее изучения:

  1. Изучение материалов личного дела осужденного и иных документов — ознакомление с автобиографией и характеристикой, данной различными учреждениями и следователем, с содержанием приговора и другими материалами личного дела, выявление ценностно-ориентационных и поведенческих особенностей осужденного, его ролевого статуса в преступном сообществе, изучение поведения в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, анализ публикаций, переписки, социальных связей.
  2. Объективное и включенное наблюдение — получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности — особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, «уязвимые места» психики, зоны повышенной чувствительности.
  3. Изучающая беседа (метод опроса) — получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности. Общаясь с осужденным, воспитатель должен знать, где и когда он родился, его наиболее яркие впечатления в различные периоды жизни, уклад семейной жизни, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, взаимодействие с микросредой; наиболее существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства; в каком возрасте и при каких обстоятельствах совершил первые деликты (проступки) и первое преступление и т. д.
  4. Анализ данных медицинского (соматического и психотерапевтического) обследования — ознакомление с состоянием физического и психического здоровья осужденного, с рекомендациями по организации его труда и быта в связи с возможными личностными акцентуациями, психопатическими проявлениями.
  5. Анализ данных о психических особенностях личности — интеллектуальных (уровень интеллектуальных возможностей, широта кругозора, глубина и обоснованность суждений), волевой и эмоциональной сфер (особенности принятия решений, их транзитивность или нетранзитивность, самостоятельность и настойчивость реализации, сфера импульсивных проявлений, преобладающие эмоциональные > состояния, склонность к аффективному поведению).
  6. Анализ результатов различных воспитательных воздействий (разработка системы средств эффективного ресоциализирующего воздействия на данную личность, коррекция системы воспитательных воздействий).

Эффективность воспитательного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания его индивидуальной специфики, предпочтительных ориентаций и актуализированных интересов. Существенна также адекватная диагностика личностных психологических барьеров, системы психологической защиты индивида.

Взаимодействуя с личностью, необходимо рассматривать ее в системе групповых связей. Личность всегда представляет определенную малую группу. Группа, сообщество заключенных определяет поведение своих членов. Фундаментальный принцип пенитенциарности: реализуя карательную функцию, исправительные учреждения должны формировать способность осужденных к жизнедеятельности в условиях самоорганизации. Длительное существование индивида в условиях глобального надзора и регламентации подавляет механизм психической саморегуляции и по существу делает человека неспособным к последующей жизни на свободе.

Гуманность наказания следует понимать не как снижение его карательной функции, а как организацию такого наказания, которое не вытравляло бы в наказуемом его человеческих качеств, веры и надежды в возможность быть полноценным членом общества.

wiki.1vc0.ru

исправительная психология — это… Что такое исправительная психология?


исправительная психология
— область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно-трудовых учреждениях (интеллектуальные и личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к пребыванию в исправительных учреждениях, психические состояния, вызываемые лишением свободы, методы воспитания положительного отношения к труду, формирование установки на исправление). И. п. изучает как психологию отдельных правонарушителей, так и структуру формальных и неформальных групп в местах заключения, психологические механизмы их возникновения и функционирования. Результаты научных исследований по И. п. используются при создании практических психолого-педагогических рекомендаций, направленных на ресоциализацию правонарушителей, создание у них психологической готовности к нормальной жизни на свободе, а также на предупреждение рецидивной преступности.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

исправительная психология
Этимология.

Происходит от греч. psyche — душа + logos — учение.

Категория.

Отрасль юридической психологии.

Специфика.

Изучает особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • искусственный интеллект
  • исследовательское поведение у животных

Смотреть что такое «исправительная психология» в других словарях:

  • Исправительная Психология — отрасль юридической психологии, изучающая особенности психической деятельности в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий …   Психологический словарь

  • Исправительная психология — область юридической психологии, изучающая условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей, преимущественно в исправительно трудовых учреждениях (интеллектуальные и личностные свойства этих лиц, процесс их адаптации к… …   Психологический лексикон

  • ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их , вызванное пребыванием в местах лишения свободы …   Юридическая психология: словарь терминов

  • психология юридическая — общий раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы деятельности психической в сфере регулируемых правом отношений, психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. Стремится… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология криминальная — область психологии юридической. Изучает формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения, психологические механизмы правонарушений и психологию правонарушителей, проблемы образования, структуры, функционирования и распада… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) — (англ. correctional psychology) отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений (см. также Деликт). П. и.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология исправительная — отрасль психологии юридической, изучающая особенности деятельности психической в условиях применения уголовного наказания и перевоспитывающих мероприятий, условия и особенности исправления и перевоспитания правонарушителей (преимущественно в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …   Юридический словарь

  • психология юридическая — научно практическая дисциплина (отрасль прикладной психологии), изучающая проявление и использование психических закономерностей в сфере правовой регламентации. П.ю. включает разделы: психология криминальная, психология судебная, психология… …   Большой юридический словарь

  • ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука, изучающая психические явления.процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права, т.е. психологию юридически значимой и регулируемой… …   Энциклопедия юриста

psychology.academic.ru

Исправительная психология Википедия

Пенитенциа́рная психоло́гия (исправительная психология, исправительно-трудовая психология) (от лат. poenitentia — раскаяние, покаяние) изучает психологические основы ресоциализации осужденных: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполнения наказания (то есть отбывания срока), их поведение[1]. Заключенные способны переосмыслить свои ценности в процессе ресоацилизации, научиться ставить положительные для них цели, развить навыки социально положительного поведения. Областью изучения пенитенциарной психологии являются исследования эффективности наказания, исследования соответствия исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

История появления и развития пенитенциарной психологии в России

  • предпосылки возникновения пенитенциарной психологии появились в России в XVIII веке; общество нуждалось в правовом регулировании исполнения наказания
  • первый проект об устройстве тюрем (XVIII век) предусматривал структуру тюрем развитых стран и состоял из 3 разделов: о строении тюрьмы разного наименования; о содержании заключенных; о тюремной администрации. Этот проект так и не был реализован
  • И. Т. Посошков, участвующий в петровских реформах, предлагал учитывать психологию преступников, рекомендовал разделить их на классы, чтобы худшие заключенные не оказывали негативного влияния на менее испорченных
  • В. Ф. Ушаков в 1770 году написал трактат «О праве и цели наказания», где описал психологические условия воздействия наказания на преступника. Главное, как писал Ушаков — привести преступника к раскаянию
  • психологическое воздействие труда и общения воспитателей и малолетних заключенных было обосновано и практически реализовано А. Я. Гердом (1871—1874). Опираясь на его положения, в Петербурге было решено создать первую в своем роде колонию для несовершеннолетних преступников
  • после революции, в 1917 г. акцент в области пенитенциарной психологии был смещен на изучение проблем исправления и перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях. Основными принцами считались принципы исправимости преступников и подчинения кары (наказания) целям воспитания. Личность преступника понималась как жертва жизненных обстоятельств[2]
  • А. Ф. Лазурский (1921) изучал особенности личности. В своих работах он указывал, что в психике преступника присутствует врожденный компонент (эндопсихика), выражающий «внутреннюю взаимосвязь психологических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности», к которому он относил темперамент, характер, умственную одаренность, и приобретенный в жизни компонент (экзопсихика), содержащий отношение личности к окружающему миру. Лазурский также определил задачу пенитенциарной психологии: изучить преступника, чтобы правильно организовать деятельность в исправительных учреждениях
  • в 1966—1969 гг. В. Ф. Пирожков и А. Д. Глоточкин опубликовали лекции по курсу «Исправительно-трудовая психология» под редакцией К. К. Платонова
  • в 1975 г. вышел в свет первый учебник[3] по исправительно-трудовой психологии, авторы которого обосновали научную систему, методологию и методику данной науки. Пенитенциарная психология с этого момента считалась новой отраслью юридической психологии.
  • в 70-90-е годы ученые активно занимались дифференцированием заключенных на разные классы и типы, основываясь на социально-нравственных и психолого-педагогических особенностях заключенных (Л. А. Высотина, В. Д. Луганский), направленности личности (В. Г. Деев), волевой активности (А. И. Ушатиков, В. А. Семенов)
  • приказ МВД СССР от 27 апреля 1989 г. № 86, предусматривающий введение в штат исправительного учреждения позиции психолога, стал отправной точкой для создания психологических служб в местах лишения свободы.
  • 1 сентября 1992 г. вышел приказ министра внутренних дел СССР № 305 «О психологических лабораториях исправительно-трудовых учреждений», после которого в Рязанской высшей школе МВД СССР появился факультет психологии. Приказ был нацелен решить вопрос об обеспечении мест лишения свободы квалифицированными специалистами-психологами. Деятельность данных мест имеет особую специфику, поэтому сотрудники должны владеть хотя бы минимальным набором психолого-педагогических знаний. Следовательно, нужна определенная система переподготовки кадров, которая предполагает наличие у сотрудников знаний по пенитенциарной психологии и педагогикие
  • современная пенитенциарная психология вводит и разрабатывает новые направления: социально-психологический тренинг (А. В. Пищелко, Т. Ю. Базаров, А. Н. Сухов, М. Г. Дебольский, В. М. Поздняков и др.), психологическое консультирование (В. Г. Деев, В. В. Солодовников, Ю. А. Алферов и др.), групповая психотерапия, саморегуляция психических состояний (А. С. Новоселова, В. И. Серов и др.) и эмоционально-волевая тренировка (А. И. Ушатиков, В. М. Поздняков, О. И. Шеламов), а также развиваются отрасли прикладной пенитенциарной психологии (В. Г. Деев, М. Г. Дебольский, В. Н. Казанцев, А. Н. Сухов, В. И. Серов и др.)

Обзор пенитенциарной психологии

Основная цель пенитенциарной (по-другому, исправительной) психологии — составить перечень рекомендаций по ресоциализации осужденных, а также разработать методики и техники коррекции личности правонарушителей с учетом закономерностей психики. Кроме теоретической составляющей существует и практическая. Составленные рекомендации и разработанные техники используются на практике, формируются социально положительные жизненные перспективы, проводятся психотерапевтические сессии.

Основной постулат современной пенитенциарной психологии — через покаяние.

Места лишения свободы требуются для того, чтобы:

  • создать условия формирования адаптированного поведения личности
  • ресоциализировать личность в процессе исполнения наказания

Исправительная психология изучает закономерности и особенности жизнедеятельности осужденного. Психологи, работающие в местах лишения свободы, проводят диагностику личностных дефектов осужденных, разрабатывают коррекционные программы с целью их исправления, а также стремятся минимализировать отрицательные «влияния тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации[1]. В процессе исправления преступника психологи работают с глубинными личностными структурами заключенного. В практике психологи могут сталкиваться с некоторыми проблемами. Иногда преступники не осознают свою вину. Они видят в своем преступлении положительный смысл. Также часто приходится работать с «закоренелыми преступниками», которые имеют явные нарушения в психике, например, имеют проблемы с нравственным самоанализом[1].

Предмет пенитенциарной психологии:
  • изучение вопросов об эффективности наказания
  • динамика личности осужденного в процессе исполнения наказания
  • формирование поведенческих особенностей заключенного в разных условиях режима мест лишения свободы
  • система ценностей и стереотипы поведения личности, малых групп в условиях изоляции от общества
  • соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных[4]

Предмет изучения пенитенциарной психологии составляют факты, закономерности и механизмы проявлений психики у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, а также эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания[5].

Методы пенитенциарной психологии:
  1. Организационные методы: лонгитюдный (одна группа людей исследуется несколько раз на протяжении длительного промежутка времени), комплексный (изучение объекта представителями различных наук, которые порой используют различные методы и средства)
  2. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный, лабораторный), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы
  3. Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам) анализ
  4. Методы психолого-диагностического воздействия на личность осужденного (аутотренинг, групповой тренинг и др.)

Изучение личности осужденного

Для успешной ресоциализации личности заключенного необходимо учитывать его индивидуальные личные качества. Здесь потребуются специальные психологические знания, умение ориентироваться в структуре личности и динамике ее поведения, навыки воздействия на личность преступника.

Сперва необходимо изучить личность преступника. Методы для решения данной задачи: контент-анализ (качественное изучение личного дела, документов, переписок, автобиографии), объективное и/или включенное наблюдение, беседа с преступником, а также анализы медицинского обследования.

В процессе получения информации от заключенного обращается внимание на различные периоды его жизни, уклад семьи, особенности семейных отношений, этнические обычаи и традиции, стиль взаимодействия с окружающим миром. В том числе, анализируются существенные психотравмирующие жизненные обстоятельства, возникающие в процессе роста и развития, межличностного взаимодействия, осуществления определенной тактики поведения.

Методика ресоциализации должна основываться внутренней мотивации. В жестких условиях исправительных учреждений существует тенденция снижения воздействия внешней мотивации на человека в силу психологической установки заключенных на отрицательное отношение к тому, что исходит от администрации. Часто встречающая реакция заключенных на такое воздействие — отчужденность, недоверие и враждебность.

Важную роль стоит уделить изучению личности в деятельности. Существует специальная стратегия воздействия на личность через микросреду (ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность[6]). Микросреда приняла определенные ценности, так или иначе соотносимые с базовыми социальными ценностями. Трудовая деятельность в группе будет полезна для заключенных и показательна для изучения их личностей. Количество общих и производственных правонарушений резко снижается по мере создания современной промышленно-производственной базы исправительного учреждения, разнообразия трудовых процессов и повышения материальной заинтересованности в результатах труда[1].

Для успешной ресоциализирующей деятельности необходимы теоретические знания психологов и педагогов, образование сплоченного коллектива квалифицированных сотрудников, создание перспективы личностного самоутверждения и перспективы «завтрашнего дня». Данными навыками должна владеть администрация мест лишения свободы.

Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных

Нахождение в месте лишения свободы предполагает экстремальные условия, наличие фрустрирующих и стрессогенных факторов. Пенитенциарный стресс, как правило, негативно влияет не только на здоровье человека, отбывающего наказание, но и способствует различным деструктивным проявлениям. Пенитенциарный стресс — это субъективная реакция, представляющая собой комплекс психологических переживаний личности, оказавшейся в условиях изоляции, на стрессоры в виде факторов пенитенциарной среды, вызванных социальной изоляцией (ограничением свободы)[7]. При этом, стресс проявляется с разной интенсивностью на различных этапах жизни заключенного. Как показало исследование Дебольского М. Г. «Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых»[7], такое состояние наиболее часто проявляется на начальном этапе отбывания срока, где происходит социальная депривация и меняется привычный образ жизни (первый пик пенитенциарного стресса) и перед освобождением, во время волнения и тревоги из-за подготовки к жизни на свободе (второй пик стресса). Наиболее часто осужденные отмечают у себя следующие состояния: усталость, эмоциональное и физическое истощение; постоянная напряженность; раздраженность, агрессия; одиночество; подавленное состояние; равнодушие[7].

Актуальные задачи и проблемы пенитенциарной психологии

Задачами пенитенциарной психологии являются:

  • адаптация осужденных к условиям мест лишения свободы
  • психологическая подготовка их к освобождению
  • изменение личностных характеристик в условиях прогрессивной системы отбывания наказания
  • разработка методов профилактической работы

Задачами сотрудников исправительных учреждений, в свою очередь, являются:

  • определение имеющихся у осужденных психических отклонений, склонностей к побегу, суициду, агрессивным действиям, захвату заложников, нападению на персонал, созданию малых групп и группировок отрицательной направленности, пропаганде тюремных законов
  • разработка программ работы со злостными нарушителями режима, лицами с устойчивой антисоциальной направленностью, основанных прежде всего на применении последовательной системы мер, связанных с групповым осуждением, изменением статусно-ролевых ожиданий и функций.

Одной из проблем пенитенциарной психологии является проблема ресоциализации и адаптации освобожденных в условиях рыночной экономики. Чтобы данные процессы проходили успешно, рекомендуется задание определить организации (государственные и частные предприятия), готовые взять на работу бывших заключенных. Такие организации, как правило, получают дополнительную помощь и гарантии со стороны государства. Был проведен анализ передового пенитенциарного опыта, показывающий, что истинно гуманная психологическая среда возникает в местах лишения свободы в процессе ресоциализации, обеспечения формирования нравственных взаимоотношений среди заключенных[5].

Другая проблема — проблема психологического и психотерапевтического воздействия на сотрудников исправительных учреждений из-за стрессогенности их деятельности. Деятельность сотрудников исправительных учреждений нуждается в более глубокий исследованиях, требуется разработка новых методик по психологической подготовке персонала к работе в данной стрессогенной ситуации.

Психологи, работающие в данной области, делают акцент на необходимости создания подлинной гуманизации среды в пенитенциарных учреждениях. Для этого необходимо ввести в жизнь заключенных условия, соответствующие физическим, санитарно-бытовым, экономическим нормам, а также обеспечить гуманистическое преобразование характера взаимоотношений в исправительном учреждении (между осужденными, между осужденными и персоналом мест лишения свободы)[5].

Примечания

  1. 1 2 3 4 Еникеев М. И. Юридическая психология. — М.: Норма, 2005. — 640 с. — ISBN 978-5-91768-251-8. — ISBN 978-5-16-004005-9.
  2. Кузьмин С.И. Развитие советских ИТУ в 60-80-х годах. – М., 1990.
  3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. Учебник / Под ред. К.К. Платонова. — М: Изд-во Акад. МВД СССР, 1974.
  4. Еникеев М. И. Общая и юридическая психология: В 2 ч. — М., 1996.
  5. 1 2 3 Прикладная юридическая психология. Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М: Юнити-Дана, 2001.
  6. Андреева Г.М. Социальная психология. — 3. — М: Наука, 1994.
  7. 1 2 3 Мельникова Д. В., Дебольский М. Г. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 105—116..

Литература

  • Еникеев, Юридическая психология. — НОУ ВПО. — М Норма, 2005. — 640 с.
  • Кузьмин С.И. Развитие советских ИТУ в 60-80-х годах. – М., 1990.
  • Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. Учебник / Под ред. К.К. Платонова. — М: Изд-во Акад. МВД СССР, 1974.
  • Прикладная юридическая психология. Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М: Юнити-Дана, 2001.
  • Андреева Г.М. Социальная психология. — 3. — М: Наука, 1994.
  • Мельникова Д. В., Дебольский М. Г. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых. Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 105—116..

См. также

wikiredia.ru

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии, Глава 19. Психологические основы ресоциализации осужденных (исправительная психология). Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 114. Читать онлайн

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии

Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных:

• восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;

• проблемы эффективности наказания;

• динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих возможностей в различных условиях жизнедеятельности;

• соответствие исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

Исправительная психология призвана выработать практические рекомендации по ресоциализации осужденных, разрабатывать средства и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.

Ресоциализация личности осужденных связана прежде всего с их ценностной переориентацией, формированием у них механизма социально-положительного целеполагания, отработкой прочных стереотипов социально-положительного поведения. Создание условий формирования адаптированного поведения личности — основная задача исправительных учреждений. Решение этой задачи связано с теоретической разработкой проблемы личностного исправления, личностной реконструкции в процессе исполнения наказания.

Сложные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительными учреждениями, могут успешно решаться лишь на основе коренной перестройки их деятельности, комплексных социальных и психолого-педагогических программ ресоциализации различных категорий осужденных.

Исправительная психология исследует закономерности и особенности жизнедеятельности человека, отбывающего наказание, положительные и отрицательные факторы условий социальной изоляции для личностной самореализации индивида. Задача работников исправительных учреждений состоит в диагностике личностных дефектов осужденных, разработке обоснованной программы их исправления, предупреждении тех многочисленных отрицательных «влияний тюрьмы», которые традиционно содействуют криминализации.

Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных по силам только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии В связи с этим отметим и острый дефицит в подобных кадрах, и крайнюю научную неразработанность проблем пенитенциарной психологии — теории личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.

В качестве общих задач исправительной психологии можно указать следующие:

• психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции;

• разработка долгосрочной программы индивидуально-личностной психолого-педагогической коррекции, поэтапной ее реализации;

• осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации, нивелирование личностных акцентуаций, психопатических проявлений, снятие всевозможных психологических барьеров, проявлений криминальной психологической защиты;

• разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;

• всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально-положительной микросреды;

• формирование социально-положительных жизненных перспектив.

В настоящее время в связи с членством России в Совете Европы пенитенциарная78 система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и практически ориентированная современная пенитенциарная психология — наука о внутренних, психических механизмах самореорганизации личности. Исправить через покаяние — таков основной постулат пенитенциарной психологии.


78 Пенитенциарный (от лат. poenitentiarius — покаянный) — исправленный через покаяние, внутреннее самоочищение.


В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления. Но может ли кара быть средством исправления?

Исправление преступника — сложный психологизированный процесс его личностной реконструкции. Драматизм психического состояния преступников состоит в том, что своему жуткому, мерзкому преступлению они придают положительный личностный смысл, оправдывают себя путем обесценивания нарушенных ими ценностей, ограждения своего внутреннего мира от психотравмирующих воздействий, использования ложных, суррогатных замещений.

Исправить преступника — значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности. Но возможно ли достижение этих задач только методом наказания? Человека нельзя сформировать и тем более исправить методом устрашения, кары, прямого грубого принуждения. Одно и то же наказание по-разному действует на разных людей.

Психология bookap

Пенитенциарное воздействие — воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения — лишь условие для принятия ею своих решений.

Исправление провинившейся личности может быть достигнуто только через покаяние, чистосердечное самоосуждение — раскаяние, ее ценностную переориентацию, включение в сферу ее стыда и совести нарушенной социальной ценности.

bookap.info

8.Исправительная психология

МЧС России

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы

Кафедра психологии и педагогики

Методическая разработка

для проведения семинара

по дисциплине «Юридическая психология»

по специальности: 030301.65 «Психология»

Тема 8. Исправительная (пенитенциарная) психология

Рассмотрена и утверждена на

заседании кафедры

психологии и педагогики

Протокол № ____ от

«___» _________ 2010.

Санкт-Петербург

2010

  1. Цели и задачи

1. Закрепить знания ,полученные на лекции.

2. Изучить факторы ресоциализации личности осужденного.

3.Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине.

  1. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

  1. Предмет и задачи исправительной психологии.

  2. Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5

170

80

90

5

Литература

  1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2001.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

  3. Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л., 2006

Учебно-материальное обеспечение

1.Мультимедийный проектор;

2.Информационные слайды;

Методические рекомендации преподавателю

по подготовке и проведению семинара

Во вводной части занятия (5 мин) Проверяю готовность группы и учебной аудитории к занятию. Объявляю тему и цели семинара, последовательность заслушивания сообщений и обсуждение учебных вопросов. После объявления темы и целей семинара целесообразно провести краткий контрольный опрос, обращая внимание на то, что основные задачи исправительно-трудовой психо­логии не могут быть реализованы без исполь­зования наук, изучающих личность человека, его взаимоотношения с коллективом и общест­вом, а также роль различных факторов, положи­тельно или отрицательно воздействующих на личность осужденного. Исправительно-трудо­вая психология является одной из наиболее актуальных наук, способствующих решению указанных выше задач. Она исследует законо­мерности психической деятельности человека, отбывающего наказание, и основные факторы, влияющие на него в процессе перевоспитания. Затем изложить последовательность обсуждения учебных вопросов и заслушивания докладов.

При обсуждении первого учебного вопроса (80 мин) «Предмет и задачи исправительной психологии» следует отметить, что исправительная психология исследует психологи­ческие стороны перевоспитания лиц, совершивших пре­ступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факто­ры, влияющие на его перевоспитание, структуру коллекти­ва осужденных, а также разрабатывает практические реко­мендации по перевоспитанию и ресоциализации осужден­ных. Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психоло­гией труда и социальной психологией. Перед исправительно-трудовыми учреждениями стоят чрезвычайно сложные задачи по перевоспитанию лиц, со­вершивших преступления, приобщению их к трудовой дея­тельности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.

При обсуждении второго учебного вопроса (90 мин) «Режим и труд как факторы ресоциализации личности» следует отметить, что режимом обычно называют точно установленный рас­порядок труда, питания, отдыха. В то же время это и система необходимых правил, мероприятий. Режим вы­полняет функцию выработки тех или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятельности. Основной базой действия режима как фактора является его жесткость и неуклонность требований его выполнения. Труд, трудовой процесс воспитывает в человеке созна­тельность, дисциплинированность, чувство товарищества и коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке по­ложительные, моральные, этические, нравственные и пра­вовые программы. Воздействие труда на личность осужден­ного огромно, однако это чрезвычайно сложный процесс, так как многие осужденные, как уже отмечалось выше, не имеют трудовых навыков из связи с извращением своих моральных и нравственных критериев отрицательно отно­сятся к своему личному участию в трудовом процессе.

Заслушивание сообщений курсантов и их последующего обсуждения.

В заключительной части (5мин) необходимо отметить, что определение правил режима должно быть всегда психо­логически обоснованным, психологически целесообраз­ным, соответствующим научным требованиям организа­ции жизни и деятельности осужденных. Изучение личности многих трудных осужденных пока­зывает, что в большинстве случаев они невосприимчивы к воспитательным воздействиям из-за тяжелого эмоцио­нально-смыслового комплекса, вызванного конфликтными отношениями, в которых они формировались в прошлом, в детстве (оскорбления, унижения, грубость в семье и бли­жайшем окружении).

Задание к семинару

Тема 8: «Исправительная (пенитенциарная) психология»

Цели:

1. Закрепить знания ,полученные на лекции.

2. Изучить факторы ресоциализации личности осужденного.

3. Воспитывать у обучаемых стремление к самообразованию и прививать интерес к дисциплине

Учебные вопросы:

1.Предмет и задачи исправительной психологии.

2.Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

Перечень тем для сообщений (рефератов):

1.Задачи исправительной психологии.

2.Превентивные цели наказания.

3.Сущность коммуникативной деятельности .

4.Воспитательное воздействие работников ИУ как важный фактор ресоциализации осужденных.

Время: 2 часа

Место: учебный класс

Задание и указания обучающимся по подготовке к семинару:

При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить следующие вопросы:

1.Предмет и задачи исправительной психологии.

2.Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

При подготовке к первому вопросу необходимо повторить материалы лекции.

Для обсуждения второго вопроса требуется знать материалы лекции, самостоятельно изучить дополнительную литературу, быть готовым к контрольной работе.

Быть готовым в выступлениях не только пояснить основное содержание вопросов, но и использовать альтернативные концепции, воззрения научных школ.

Указания обучающимся по подготовке докладов:

При подготовке докладов целесообразно использовать дополнительную литературу (научные труды, статьи из журналов).

Вопросы для самоконтроля:

1.Режим и труд как факторы ресоциализации личности.

2.Задачи исправительной психологии

3. Применения в строго определенных случаях особых мер безопасности.

Литература:

1. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М., 2001.

2. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

3.Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н. Основы юридической психологии / Под ред. А.А.Крылова. Л., 2006.

Руководитель занятия:

начальник кафедры психологии и педагогики

полковник вн. сл. Ю.Н. Соболев

7

studfiles.net

Пенитенциарная психология.

Пенитенциарная (исправительная) психология изучает психологические основы ресоциализации – ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для её полноценной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективного наказания, динамику личности осуждённого в процессе исполнения наказания, формирования её поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентаций и стереотипов малых групп в условиях социальной изоляции.

Пенитенциарная психология на основе исправительного права призвана выработать рекомендации по ресоциализации осуждённых, разрабатывать средства и приёмы психологической коррекции личности правонарушителей. Ресоциализации личности осуждённых связана, прежде всего, с их ценностной переориентацией, с выработкой у них стереотипов социально-положительного поведения.

Наказанием считается особая мера государственного принуждения, сопровождающаяся лишением осуждённого определённых благ за совершённое им действие против интересов общества. Наказание – есть отрицательная социальная санкция, возникающая как следствие допущенной индивидом правового нарушения и заключается в ограничении его возможностей или понижении социального статуса. Не всякая мера принуждения является наказанием и не всякое наказание принудительно. (например «угрызение совести»).

Раскаяние – искреннее осуждение человеком своей вины, причастности к содеянному злу, готовность, нередко желание нести наказание, глубокое осуждение личностью своего поведения. – психический акт критической самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем. Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. В то же время для антисоциального преступника основной особенностью личности является выраженная устойчивость против самоосуждения, установка на самооправдание.

Стратегическая установка ИТУ – изолировать преступника от условий его криминализации, разрушить его преступные связи и установки. Однако в местах лишения свободы влияние криминальной среды не только не преодолевается, но и с учётом особенностей содержания заключённых это влияние получает дополнительные благоприятно влияющие на криминализацию факторы. Это, прежде всего, неискоренимое господство преступной идеологии, скученность, бесконтрольность свободного времени, принуждение среды к антисоциальному поведению, подчинению «закону» криминальной среды. В большинстве случаев тюремные обычаи, традиции превалируют над требованиями администрации ИТУ. Особенно «законы» преступного мира своей псевдоромантикой притягательны для молодёжи.

Режим ИТУ — это режим жизни осужденного, строгий распорядок его ежедневной жизнедеятельности. Все способы воздействия на осужденного соотносятся с режимом. Положения режима просты и конкретны. Режим, как кара, должен вызвать у осужденного неприятные и даже тяжелые переживания, с тем, чтобы вынудить его отказаться поступать вопреки требованиям общества.

Основной характеристикой психического состояния большинства осуждённых является состояние психического напряжения. В таком случае велика вероятность значительных сдвигов в психике осуждённого, у которого в таких условиях в первую очередь формируются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев – механизмы социального отчуждения. Осуждённый негативно, конфликтно реагирует на воспитательные воздействия сотрудников ИТУ, связывая условия своего содержания в колонии с этими воздействиями и с конкретными личностями. В этих условиях формируется конфликтность личности. Стихийно возникают малые группы, микроклимат которых оказывает решающее действие на формирование поведенческой стратегии заключённого, на возникновение смысловых барьеров во взаимоотношениях с персоналом ИТУ.

Особенно жестоко тюрьма травмирует неокрепшую психику подростков. Здесь возможны тяжкие, необратимые психические деформации личности. Значительная часть подростков становятся правонарушителями уже в силу имеющихся у них психических аномалий, психопатий и личностных акцентуаций. Эта психическая дезадаптация в условиях тюрьмы еще более усугубляется. Вписываясь в криминальную субкультуру в наиболее сензитивный к внешним воздействиям период своей жизни, подростки испытывают глубинные личностные перестройки — формируется системообразующие механизмы антисоциальной личности.

Ограниченность поля возможностей для развития и самореализации личности пагубна для подростков. Но еще более пагубна для них ранняя криминализация.

Важнейшим фактором воздействия на психику осужденного является режим отбывания наказания. Реализуя карательную функцию наказания, режим осуществляет ущемление в удовлетворении насущных потребностей индивида. Однако правоограничения не дают четкого перечня объема ограничения потребностей осужденного, вызывающих у него определенные страдания. Карательные функции исполняют и те элементы режима, которые не являются элементами наказания. Происходит превышение наказания. (К числу элементов превышения наказания относится и тяжелый, изнурительный принудительный труд без учета психического и физического здоровья осужденного.)

Страдания осужденного не должны определяться произвольно — они должны быть четко определены мерой наказания. Основной же «страдательный эффект» от наказания состоит в ограничении для индивида свободы его самоопределения. Режим следует трактовать не только как фактор наказания, кары, но и как фактор ресоциализации осужденного, как фактор приобщения осужденного к социально адаптированной жизнедеятельности, как фактор приобщения десоциализированной личности к условиям социализации, к условиям социальной нормы. В существующем же лагерном и тюремном режиме доминирует его карательная функция. Карой является даже ничем не обоснованная норма положенной для заключенного жилплощади — 2 кв.м. При такой «норме» заключенные страдают даже от недостатка кислорода. Чрезмерной карой, не предусмотренной приговором суда, является принудительное содержание заключенных в скученных барачных условиях с нарушением элементарных санитарно-гигиенических требований. Чрезмерной карой является и совместное содержание заключенных вне зависимости от уровня их десоциализации, глубины нравственно-психологической пораженности личности. Доведенная до автоматизма регламентация режима — также ничем не оправданная кара. С одной стороны, строго очерченный в правовом отношении внутренний распорядок ИТУ приучает осужденного к соблюдению элементарных правил поведения и общежития, дисциплинирует его. С другой стороны, он нивелирует личность, лишает ее индивидуальности, отучает от принятия самостоятельных решений. Повторяющаяся изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год одна и та же процедура жизненной организации превращает человека в автомат — человек теряет себя как личность.

Рациональный режим ИТУ может и должен быть мощным, основным средством ресоциализации личности.

students-library.com

Исправительная психология Википедия

Пенитенциа́рная психоло́гия (исправительная психология, исправительно-трудовая психология) (от лат. poenitentia — раскаяние, покаяние) изучает психологические основы ресоциализации осужденных: восстановление у них нарушенных социальных личностных качеств, динамику их личностей в процессе исполнения наказания (то есть отбывания срока), их поведение[1]. Заключенные способны переосмыслить свои ценности в процессе ресоацилизации, научиться ставить положительные для них цели, развить навыки социально положительного поведения. Областью изучения пенитенциарной психологии являются исследования эффективности наказания, исследования соответствия исправительного законодательства задачам исправления осужденных.

История появления и развития пенитенциарной психологии в России[ | ]

  • предпосылки возникновения пенитенциарной психологии появились в России в XVIII веке; общество нуждалось в правовом регулировании исполнения наказания
  • первый проект об устройстве тюрем (XVIII век) предусматривал структуру тюрем развитых стран и состоял из 3 разделов: о строении тюрьмы разного наименования; о содержании заключенных; о тюремной администрации. Этот проект так и не был реализован
  • И. Т. Посошков, участвующий в петровских реформах, предлагал учитывать психологию преступников, рекомендовал разделить их на классы, чтобы худшие заключенные не оказывали негативного влияния на менее испорченных
  • В. Ф. Ушаков в 1770 году написал трактат «О праве и цели наказания», где описал психологические условия воздействия наказания на преступника. Главное, как писал Ушаков — привести преступника к раскаянию
  • психологическое воздействие труда и общения воспитателей и малолетних заключенных было обосновано и практически реализовано А. Я. Гердом (1871—1874). Опираясь на его положения, в Петербурге было решено создать первую в своем роде колонию для несовершеннолетних преступников
  • после революции, в 1917 г. акцент в области пенитенциарной психологии был смещен на изучение проблем исправления и перевоспитания осужденных в исправительных учреждениях. Основными принцами считались принципы исправимости преступников и подчинения кары (наказания) целям воспитания. Личность преступника понималась как жертва жизненных обстоятельств[2]
  • А. Ф. Лазурский (1921) изучал особенности личности. В своих работах он указывал, что в психике преступника присутствует врожденный компонент (эндопсихика), выражающий «внутреннюю взаимосвязь психологических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности», к которому он относил темперамент, характер, умственную одаренность, и приобретенный в жизни компонент (экзопсихика), содержащий отношение личности к окружающему миру. Лазурский также определил задачу пенитенциарной психологии: изучить преступника, чтобы правильно организовать деятельность в исправительных учреждениях
  • в 1966—1969 гг. В. Ф. Пирожков и А. Д. Глоточкин опубликовали лекции по курсу «Исправительно-трудовая психология» под редакцией К. К. Платонова
  • в 1975 г. вышел в свет первый учебник[3] по исправительно-трудовой психологии, авторы которого обосновали научную систему, методологию и методику данной науки. Пенитенциарная психология с этого момента считалась новой отраслью юридической психологии.
  • в 70-90-е годы ученые активно занимались дифференцированием заключенных на разные классы и типы, основываясь на социально-нравственных и психолого-педагогических особенностях заключенных (Л. А. Высотина, В. Д. Луганский), направленности личности (В. Г. Деев), волевой активности (А. И. Ушатиков, В. А. Семенов)
  • приказ МВД СССР от 27 апреля 1989 г. № 86, предусматривающий введение в штат исправительного учреж

ru-wiki.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *