Лексическое значение языка русского – Вопрос 1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова, его структура. Типы лексического значения слова. Полисемия. Семантическая структура многозначного слова.

Содержание

Лексическое значение слова — это…

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это то, что дан­ное сло­во обо­зна­ча­ет.

Слово как предмет изучения

Ежедневно мы поль­зу­ем­ся сло­ва­ми, что­бы офор­мить с их помо­щью свои мыс­ли, жела­ния, прось­бы в связ­ную речь. Слово нераз­рыв­но свя­за­но с мыс­лью. Оно явля­ет­ся твор­цом всей миро­вой куль­ту­ры, упра­ви­те­лем чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти отдель­но­го чело­ве­ка, наро­да и все­го чело­ве­че­ства. Какая дру­гая сила в мире может срав­нить­ся с без­мер­ной силой сло­ва?

Каждый из нас зна­ет, что сло­во, уст­ная или пись­мен­ная речь, — это необ­хо­ди­мое сред­ство обще­ния меж­ду людь­ми, сред­ство вза­и­мо­по­ни­ма­ния и свя­зи.

Слово — это мини­маль­ная зна­чи­мая часть язы­ка, кото­рая назы­ва­ет пред­ме­ты (дом), лица (хозя­ин), поня­тия (доб­ро­та), при­зна­ки (хоро­ший), коли­че­ство (один, шесте­ро), дей­ствия (гулять), состо­я­ния (тоск­ли­во)

Исходя из это­го утвер­жде­ния, теперь вполне понят­но, поче­му сло­во явля­ет­ся объ­ек­том при­сталь­но­го вни­ма­ния уче­ных и пред­ме­том их серьез­но­го изу­че­ния.

Все сло­ва язы­ка обра­зу­ют его сло­вар­ный состав, или лек­си­ку. Для изу­че­ния сло­ва в язы­ко­зна­нии суще­ству­ет спе­ци­аль­ная нау­ка — лек­си­ко­ло­гия.

Лексикология (греч. lexus-«слово, выра­же­ние, обо­рот» + logos -«поня­тие, уче­ние») — раз­дел нау­ки о язы­ке, кото­рый изу­ча­ет сло­вар­ный состав язы­ка, или лек­си­ку.

Лексическое значение — внутреннее содержание слова

Чтобы понять, что такое лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва, уста­но­вим, что сло­во явля­ет­ся цен­траль­ной зна­чи­мой еди­ни­цей язы­ка, кото­рая оформ­ля­ет­ся в виде зву­ков в речи и запи­сы­ва­ет­ся на бума­ге бук­ва­ми. У каж­до­го сло­ва име­ет­ся его зву­ко­вая обо­лоч­ка, изу­че­ни­ем кото­рой зани­ма­ет­ся фоне­ти­ка. Кроме зву­ко­вой оформ­лен­но­сти, каж­дая лек­се­ма име­ет своё внут­рен­нее содер­жа­ние — это его смысл.

С ран­не­го дет­ства ребе­нок, овла­де­вая речью, зна­ко­мит­ся со сло­ва­ми и поня­ти­я­ми, обо­зна­чен­ны­ми ими, с помо­щью роди­те­лей. Так, напри­мер, сло­во

«спич­ка» пона­ча­лу ниче­го для малы­ша не пред­став­ля­ет опас­но­го, пока он не узна­ет, что зажжен­ная спич­ка может обжечь его и быть при­чи­ной пожа­ра. Звуковая обо­лоч­ка сло­ва посте­пен­но соот­но­сит­ся с его смыс­лом, или лек­си­че­ским зна­че­ни­ем:

Спички — тон­кие, обыч­но дере­вян­ные палоч­ки, с голов­кой, покры­той вос­пла­ме­ня­ю­щим­ся веще­ством, слу­жа­щим для добы­ва­ния огня.

Т. Ф. Ефремова. Новый сло­варь рус­ско­го язы­ка. М., Русский язык, 2000

У сло­ва, кро­ме внеш­ней зву­ко­вой обо­лоч­ки, име­ет­ся внут­рен­нее содер­жа­ние, кото­рое в лек­си­ко­ло­гии назы­ва­ет­ся лек­си­че­ским зна­че­ни­ем сло­ва.

Без лек­си­че­ско­го зна­че­ния труд­но было бы отли­чить одно сло­во от дру­го­го, и тогда речь, как пра­ви­ло, состо­я­щая из слов с опре­де­лён­ным зна­че­ни­ем, поте­ря­ла бы свой смысл и свое пред­на­зна­че­ние быть, в первую оче­редь, сред­ством обще­ния меж­ду людь­ми. Лексическое зна­че­ние каж­до­го сло­ва помо­га­ет отли­чать одно сло­во от дру­го­го, напри­мер:

  • стол  — это пред­мет мебе­ли в виде широ­кой гори­зон­таль­ной дос­ки на несколь­ких нож­ках, на кото­рый кла­дут или ста­вят что-либо;
  • стул — пред­мет мебе­ли на нож­ках со спин­кой, пред­на­зна­чен­ный для сиде­нья одно­го чело­ве­ка.

Лексическое зна­че­ние сло­ва трак­ту­ет­ся по-разному. Начальное поня­тие о лек­си­че­ском зна­че­нии сло­ва для млад­ших школь­ни­ков мож­но пред­ста­вить в виде сле­ду­ю­щей фор­му­ли­ров­ки:

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это то, что обо­зна­ча­ет это сло­во.

Например, каж­дый с дет­ства зна­ет и пред­став­ля­ет, что такое рука. Рука — это часть тела чело­ве­ка, его верх­няя конеч­ность, кото­рая име­ет паль­цы. С помо­щью рук чело­век может выпол­нять раз­лич­ную рабо­ту (шить, масте­рить, стро­ить), играть на музы­каль­ных инстру­мен­тах, писать, рисо­вать и т. д. Как видим, в лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва

«рука», обо­зна­чен­но­го соче­та­ни­ем имен­но этих зву­ков речи, вхо­дят наи­бо­лее суще­ствен­ные  при­зна­ки и свой­ства пред­ме­та, обо­зна­чен­но­го этой лек­се­мой.

Значит, лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва — это един­ство его зву­ко­во­го оформ­ле­ния и внут­рен­не­го смыс­ла, заклю­чен­но­го в нем. Тогда опре­де­ле­ние рас­смат­ри­ва­е­мо­го поня­тия пред­ста­вим в таком виде:

Лексическое зна­че­ние сло­ва — это соот­но­ше­ние зву­ко­вой части сло­ва с его пред­мет­ным напол­не­ни­ем, обо­зна­че­ни­ем кон­крет­но­го пред­ме­та или явле­ния.

Грамматическое и лексическое значение слова

Не забу­дем еще об одном аспек­те сло­ва. У каж­дой лек­се­мы име­ет­ся грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние той части речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит.

Слово — лек­си­че­ское зна­че­ние + грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние

Например, неко­то­рые сло­ва обла­да­ют грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем пред­мет­но­сти, назы­вая реа­лии дей­стви­тель­но­сти  (шко­ла), лица (маль­чик), поня­тия (неж­ность, белиз­на), про­цес­сы (бег, ходь­ба) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что?

Это грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние пред­мет­но­сти объ­еди­ня­ет эти сло­ва в один лексико-грамматический класс — имя суще­стви­тель­ное.

Рассмотрим соот­не­сен­ность лек­си­че­ско­го и грам­ма­ти­че­ско­го зна­че­ния сло­ва «стол». Его лек­си­че­ское зна­че­ние уже опре­де­ле­но.

Грамматическое зна­че­ние заклю­ча­ет­ся в его фор­ме, кото­рая опре­де­ля­ет­ся по окон­ча­нию.

(сидеть) у стола — суще­стви­тель­ное, 2 скло­не­ния, муж­ско­го рода, в фор­ме род. п., ед. ч.

Однозначные и многозначные слова

Лексическое зна­че­ние слов фик­си­ру­ют и объ­яс­ня­ют спе­ци­аль­ные сло­ва­ри, кото­рые назы­ва­ют­ся тол­ко­вы­ми. Богатство лек­си­ки рус­ско­го язы­ка отоб­ра­жа­ет, напри­мер, «Словарь живо­го вели­ко­рус­ско­го язы­ка» В. И. Даля, кото­рый вклю­ча­ет более 200 тысяч слов, «Толковый сло­варь рус­ско­го язы­ка» Д. Н. Ушакова — око­ло 90 тысяч слов. «Словарь совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка» в 17 томах состо­ит из 120 тыс. слов.

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка есть сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют толь­ко один пред­мет, при­знак, дей­ствие, свой­ство и т. д.

Например, сло­вом «фио­ле­то­вый» обо­зна­ча­ет­ся один из цве­тов спек­тра.

Слово, у кото­ро­го име­ет­ся толь­ко одно лек­си­че­ское зна­че­ние, назы­ва­ет­ся одно­знач­ным.

Одним и тем же сло­вом могут назы­вать­ся раз­ные пред­ме­ты, при­зна­ки, дей­ствия.

Слово, у кото­ро­го име­ет­ся несколь­ко лек­си­че­ских зна­че­ний, меж­ду кото­ры­ми суще­ству­ет смыс­ло­вая связь, назы­ва­ет­ся

мно­го­знач­ным.

Вот как опре­де­ля­ет мно­го­знач­ность сло­ва «зем­ля» ака­де­мик Д. С. Лихачев в пре­ди­сло­вии к кни­ге «Земля род­ная»:

Я назвал свою кни­гу «Земля род­ная». Слово «зем­ля» в рус­ском язы­ке име­ет мно­же­ство зна­че­ний. Это и поч­ва, и стра­на, и народ (в послед­нем смыс­ле гово­рит­ся о Русской зем­ле в «Слове о пол­ку Игореве»), и весь зем­ной шар. В назва­нии моей кни­ги сло­во «зем­ля» может быть поня­то во всех этих смыс­лах.

Прямое и переносное значение слова

У сло­ва может быть пря­мое и пере­нос­ное зна­че­ние.

Прямое зна­че­ние — это лек­си­че­ское зна­че­ние в соб­ствен­ном смыс­ле, без допол­ни­тель­ных оттен­ков.

Переносное зна­че­ние — это вто­рич­ное, про­из­вод­ное, воз­ни­ка­ю­щее на осно­ве сход­ства пред­ме­тов по фор­ме, цве­ту, харак­те­ру, выпол­ня­е­мой функ­ции, ассо­ци­а­ции по смеж­но­сти. Так воз­ни­ка­ют мно­го­знач­ные сло­ва.

Например:

  • свет­лые воло­сы — свет­лая ком­на­та  — свет­лый ум — свет­лое буду­щее;
  • холод­ный день — холод­ный при­ем — холод­ный взгляд.

Переносное зна­че­ние слов — это осно­ва появ­ле­ния худо­же­ствен­ных образ­ных средств речи:

Видеоурок

russkiiyazyk.ru

Какое лексическое значение слова «язык»?

Слово quot; языкquot; многозначное, поэтому обладает несколькими значениями.

Язык—1) орган речи у человека;

2) средство, при помощи которого общаются люди разных национальностей;английский язык, русский язык;

3) язык—в военной терминологии это человек,которого берут в плен с целью добычи сведений об укреплениях противника, о численности войск и т.д.

4) язык—продукт питания; говяжий язык, например.

Кажется, все. Больше ничего и не вспомню.

Вообще, прежде чем задавать вопросы по поводу каждого слова из домашнего задания, может стоит воспользоваться каким-нибудь Толковым словарем русского языка? Можно даже онлайновым.

Например, взято из толкового словаря ОРФО

язык (м. род)

  1. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

русский язык

славянские языки

литературный язык (высшая форма общенародного языка)

  1. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции.

лизать языком

попробовать на язык (на вкус)

показать язык (высунуть; также в знак насмешки, пренебрежения)

  1. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе; стиль в 3 знач.

язык Пушкина

язык писателей

язык художественной литературы

  1. Подвижный мышечный орган в ротовой полости некоторых животных, используемый человеком как пища.

говяжий язык

заливной язык

  1. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
  2. Речь, способность говорить.

лишиться языка

Больной лежит без языка и без движений.

  1. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.

язык животных

язык пчл

язык жестов

язык программирования

  1. перен. (чего или какой) О чм-либо, имеющем удлиннную, вытянутую форму.

языки пламени

языки ледника

языки волны

  1. перен. (чего) То, что выражает, объясняет собой что-либо (о предметах и явлениях).

язык фактов

язык танца

  1. разг. перен. Пленный, захваченный для получения нужных сведений.

взять, привести языка

  1. устар. (мн. языки, -ов) Народ, нация.

нашествие двунадесяти языков (об армии Наполеона во время войны 1812 года)

info-4all.ru

Типы лексических значений слов в русском языке

В этой статье мы рассмотрим типы лексических значений слов и представим самую известную их классификацию, созданную В. В. Виноградовым.

Что такое лексическое значение?

Как известно, у слова есть два значение – грамматическое и лексическое. И если грамматическое значение носит абстрактный характер и присуще большому числу слов, то лексическое всегда индивидуально.

Лексическим значением принято называть закрепленную в сознании носителя языка соотнесенность предметов или явлений действительности с определенным звуковым комплексом единицы языка. То есть лексическое значение обозначает содержание, свойственное определенному слову.

Теперь разберем, на основе чего выделяют типы лексических значений слов. А затем рассмотрим одну из самых популярных классификаций.

Типы лексических значений

Семантическое соотнесение различных слов русского языка позволяет выявлять различные типы лексем. На сегодняшний день существует множество систематизаций таких значений. Но наиболее полной считается классификация, предложенная В. В. Виноградовым в его статье под названием «Основные типы лексических значений слов». Эту типологию мы и разберем далее.

По соотнесенности

По номинации (или соотнесенности) принято выделять два значения лексемы – прямое и переносное.

Прямое значение, его также называют главным или основным, — такое значение, которое отражает явление действительности, реального мира. Например: слово «стол» обозначает предмет мебели; «черный» является цветом угля и сажи; «кипеть» означает клокотать, бурлить, испаряться от нагревания. Такая семантика носит постоянный характер и подвергается только историческим изменениям. Например: «стол» в древности означало «княжение», «престол» и «столица».

Основные типы лексических значений слова всегда подразделяются на более мелкие, что мы и доказали в этом пункте, говоря о прямом и переносном значениях.

Возвращаясь к основной теме, можно добавить, что слова в прямом значении менее других находятся в зависимости от контекста и других слов. Поэтому считается, что такие значения обладают наименьшей синтагматической связностью и наибольшей парадигматической обусловленностью.

Переносные

Типы лексических значений слов были выделены на основе живой русской речи, в которой очень часто используется языковая игра, частью которой является и употребление слов в переносных значениях.

Такие значения возникают вследствие переноса названия одного объекта реальности на другой на основе общности признаков, сходства функций и проч.

Таким образом, слово получило возможность иметь несколько значений. Например: «стол» — 1) в значении «часть оборудования» – «стол станка»; 2) в значении «питание» — «получить комнату со столом»; 3) в значении «отделение в учреждении» — «круглый стол».

Имеет ряд переносных значений также и слово «кипеть»: 1) в значении «проявление в высокой степени» — «кипит работа»; 2) чрезмерное проявление эмоций — «кипеть негодованием».

Переносные значения основываются на сближении двух понятий с помощью разного рода ассоциаций, которые без труда понятны носителям языка. Очень часто непрямые значения обладают большой образностью: черные мысли, кипеть негодованием. Эти образные словосочетания быстро закрепляются в языке, а затем попадают в толковые словари.

Переносные значения с ярко выраженной образностью отличаются своей устойчивостью и воспроизводимостью от метафор, придуманных писателями, публицистами и поэтами, так как последние носят строго индивидуальный характер.

Однако очень часто переносные значения утрачивают свою образность для носителей языка. Например, «ручки сахарницы», «колено трубы», «бой часов» уже не воспринимаются нами как образные словосочетания. Такое явление называют потухшей образностью.

Типы лексических значений слов по происхождению

В зависимости от степени семантической мотивировации (или по происхождению) выделяются:

  • Мотивированные слова (вторичные или производные) – выводятся из словообразовательных аффиксов и значений словопроизводной основы.
  • Немотивированные слова (первичные или непроизводные) – они не зависят от значения морфем, входящих в состав слова.

Например: к немотивированным относятся слова «строить», «стол», «белый». К мотивированным – «постройка», «настольный», «белить», так как эти слова были образованы от немотивированных, кроме того, слова-первоисточники помогают понять смысл новообразованных лексем. То есть «белить», образованное от «белый», обозначает «делать белым».

Но не все так просто, мотивированность некоторых слов не всегда так ярко проявляет себя, так как язык меняется, и не всегда есть возможность найти исторический корень слова. Тем не менее если провести этимологический анализ, то зачастую удается найти древнюю связь между, казалось бы, совершенно непохожими словами и объяснить их значения. Например, после этимологического анализа мы узнаем, что слова «пир», «жир», «сукно», «окно», «облако» произошли от «пить», «жить», «сучить», «око», «волочить» соответственно. Поэтому не всегда удается неспециалисту с первого раза отличить немотивированное слово от мотивированного.

Типы лексических значений слов по сочетаемости

В зависимости от лексической сочетаемости значений слова могут делиться на:

  • Свободные – имеют в основе своей только предметно-логические связи. Например: «пить» можно сочетать только со словами, которые обозначают жидкость (чай, вода, лимонад и проч.), но никогда не сможет употребляться со словами типа «бег», «красота», «ночь». Таким образом, сочетание таких слов будет регулироваться предметной совместимостью или несовместимостью тех понятий, которые они обозначают. То есть «свобода» в сочетаемости таких слов весьма условна.
  • Несвободные – такие слова ограничены в возможности лексически сочетаться. Их использование в речи зависит и от предметно-логического фактора, и от языкового. Например: слово «потупить» может сочетаться со словами «глаза», «взгляд», «очи», при этом это слова нельзя соотнести с другими лексемами – не говорят «потупить ногу».

Несвободные типы лексических значений слов в русском языке:

  • Фразеологически связанные – реализуются исключительно в устойчивых (или фразеологических) сочетания. Например: заклятый враг – не употребляется заклятый друг, если это только не является авторской языковой игрой.
  • Синтаксически обусловленные – реализуется только в тех случаях, когда слово вынуждено исполнять необычную для него функцию. Например, слова «шляпа», «дуб», «бревно» становятся сказуемыми, характеризуя человека как недалекого, тупого, растяпу, бесчувственного, безынициативного. Исполняя такую роль, слово всегда приобретает образность и причисляется к типу переносных значений.

К синтаксически обусловленным значениям относятся и те словарные конструкции, которые могут реализоваться только в определенных синтаксических условиях. Например: «вихрь» обретает образное значение только в форме род. п. – «вихрь событий».

По функции

Типы переносов лексического значения слов могут выделяться в зависимости от характера исполняемых функций:

  • Номинативные – название происходит от слова «номинация», и обозначает называние предметов, явлений и их качеств.
  • Экспрессивно-семантические – у таких слов преобладающей семой становится коннотативная (эмоционально-оценочная).

Пример номинативного слова: «высокий человек» — это словосочетание информирует слушателя о том, что у человека, которому дается характеристика, высокий рост.

Пример экспрессивно-семантического слова: в том же случае, что описан выше, слово «высокий» заменяется словом «долговязый» — так к информации о высоком росте прибавляется неодобрительная, негативная оценка этого роста. Таким образом, слово «долговязый» является экспрессивным синонимом к слову «высокий».

По характеру связи

Основные типы лексических значений русских слов в зависимости от характера связи в лексической системе одних значений с другими:

  • Соотносительные значения – слова, противопоставленные друг другу по какому-либо признаку: хороший – плохой, далеко – близко.
  • Автономные значения – относительно независимые слова, обозначающие конкретные предметы: стул, цветок, театр.
  • Детерминированные значения – слова, обусловленные значением других слов, так как являются экспрессивными или стилистическими их вариантами: слово «кляча» обусловлено словом «лошадь», «прекрасный», «великолепный» — «хороший».

Выводы

Таким образом, мы перечислили типы лексических значений слов. Кратко можно назвать следующие аспекты, которые лягли в основу представленной нами классификации:

  • Предметно-понятийные связи слов или парадигматические отношения.
  • Синтагматические отношения или отношение слов друг к другу.
  • Деривационные или словообразовательные связи лексем.

Благодаря изучению классификации лексических значений, можно лучше понять семантическую структуру слов, более подробно разобраться в системных связях, которые сложились в лексике современного языка.

fb.ru

Лексика, лексическое значение слов

Содержание статьи «Лексика»:
Что такое лексика? Лексическое значение слова Общеупотребительные и необщеупотребительные слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значения слов Омонимы Синонимы Антонимы Паронимы Сравнение групп

Что такое лексика?

Основная значимая единица любого языка — слово. Совокупность всех слов составляет лексику языка. Раздел науки о языке по изучению словарного состава языка с точки зрения лексического значения слов, их употребления и происхождения называется лексикологией.

Лексическое значение слова

Слова в русском языке служат для обозначения предметов, признаков предметов, количества предметов, действий, признаков действий. То, что слово обозначает, является его лексическим значением. Слова в русском языке, в зависимости от лексического значения и в рамках школьной программы, можно разделить на группы:

  • общеупотребительные и необщеупотребительные слова;
  • однозначные и многозначные слова;
  • слова с прямым и переносным значением;
  • омонимы;
  • синонимы;
  • антонимы;
  • паронимы.

Слова в русском языке помимо лексического значения имеют грамматическое значение. Рассмотрим подробнее каждую группу и дадим определение с точки зрения лексического значения.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова

Слова, известные всем людям и употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Лексические значения общеупотребительных слов понятны любому человеку. Слова, известные ограниченному кругу людей, называются необщеупотребительными. К ним можно отнести диалектные слова, профессиональные, сленговые. В школьной программе русского языка дают общее понимание и приводят примеры для следующих групп слов:

Выделяют и другие группы, изучение которых выходит за рамки школьной программы. На нашем сайте есть статья про интересные слова русского языка и подборки слов по разным тематикам.

Однозначные и многозначные слова

Одно и то же слов русского языка может называть разные предметы, признаки, действия. В таком случае слово имеет несколько лексических значений и называется многозначным. Слово, которое обозначает один предмет, признак, действие и, соответственно, имеет только одно лексическое, называется однозначным. Многозначные слова встречаются во всех самостоятельных частях речи, кроме числительных. Примеры многозначных слов: сковать цепь и сковать льдом пруд, лист дерева и лист бумаги, серебряный поднос и серебряный век.

Прямое и переносное значения слов

Слова в русском языке могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение слова служит для обозначения конкретного предмета, признака, действия или количества предмета. Переносное значение слова в дополнение к уже имеющемуся основному значению (прямому) обозначает новый предмет, признак, действие. Например: золотые слитки (прямое значение) и золотые руки/слова/волосы (переносное значение). Переносное значение иногда называют косвенным, оно является одним из значений многозначного слова. В русском языке есть слова, переносное значение которых стало основным. Например: нос человека (прямое значение) и нос лодки (переносное → прямое значение).

Омонимы

Слова русского языка одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Примеры омонимов: кран (подъёмный и водопроводный), среда (место обитания и день недели), бор (сосновый лес и химический элемент). Классификация, типы омонимов, а также примеры слов приведены в отдельной статье — омонимы.

Синонимы

Слова русского языка одной части речи, обозначающие одно и то же, но имеющие разные оттенки лексического значения и употребления в речи, называются синонимами. У многозначного слова синонимы могут относиться к разным лексическим значениям. Примеры слов, являющихся синонимами: большой и крупный (прилагательные), строить и сооружать (глаголы), земля и территория (существительные), смело и храбро (наречия). Хороший и понятный материал о синонимах и примеры различия их лексического значения даны на сайте словаря синонимов.

Антонимы

Слова русского языка одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям. Примеры слов, являющихся антонимами: война — мир (существительные), белый — чёрный (прилагательные), высоко — низко (наречия), бежать — стоять (глаголы). Материалы с примерами и объяснениями есть на сайте словаря антонимов.

Паронимы

Слова русского языка, близкие по написанию и звучанию, но имеющее разное смысловое значение, называются паронимами. Паронимы имеют морфологические деление, лексико-семантическое деление. Примеры слов, являющихся паронимами: одеть — надеть (глаголы), невежа — невежда (существительные), экономический — экономичный (прилагательные). Определение, классификация и примеры даны в словаре паронимов.

Сравнение групп

Группа словНаписание и звучание словЛексическое значение словПримеры
Синонимыразноеодинаковое или схожеемаленький — крошечный, мелкий, хрокотный
Антонимыразноепротивоположноемаленький — большой
Паронимысхожееразличное*абстрактность — абстракция
Омонимыодинаковоеразличноеэфир (химические вещество) — эфир (трансляция)

* Лексическое значение слов из паронимического ряда различное. Оно может быть схожим, противоположным и просто различным (ни схожим, ни противоположным).

wordsonline.ru

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — Словарь лингвистических терминов — Русский язык

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков. Носителем лексического значения является основа слова.

Номинативное (прямое) значение с л 6-в а. Лексическое значение, непосредственно связанное с отражением в сознании предметов, явлений, отношений объективной действительности. Нож (название предмета), красивый (название качества), читать (название действия), десять (название числа), быстро (название признака действия). Слова, имеющие номинативное значение, образуют свободные словосочетания.

Фразеологически связанное значение слов а. Лексическое значение, существующее или приобретаемое только в составе фразеологической единицы. Прилагательное чреватый в значении “способный вызвать, породить что-либо” реализует это значение во фразеологизме чреватый последствиями. Во фразеологическом обороте us огня да в полымя оба существительных приобретают значение “неприятность»

Синтаксически обусловленное значение слова. Лексическое значение, приобретаемое словом только в определенной синтаксической функции. Существительное указ в функции сказуемого с отрицанием не приобретает значение ^не может служить авторитетом, основанием, указанием для кого-либо» Самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает (Добролюбов).

Лексическое значение складывается из вещественного значения, носителем которого является корень слова (непроизводная основа), и деривационного значения, выражаемого словообразовательными аффиксами. Значение “маленький дом” в слове домик складывается из вещественного (предметного) значения, заключенного в корне дом-, и деривационного значения, выражаемого суффиксом реального уменьшения -ик. В словах с непроизводной основой лексическое и вещественное значения совпадают. см. вещественное значение , деривационное значение .

Словарь лингвистических терминов. 2012

Словари → Русский язык → Словарь лингвистических терминов


Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:


slovar.cc

Урок русского языка «Лексическое значение слова. Словарный запас языка»

Тема урока лексическая: Абай и Пушкин — два светила в содружестве народов и культур

Тема урока грамматическая: Лексика. Лексическое значение слова. Словарный запас языка.

Дата проведения: 23.09.2014 года

Преподаватель: Садвакасова А.Д.

Предмет: Русский язык

Цель урока: обобщение знаний о жизни и творчестве А.Кунанбаева и А.С.Пушкина, приобщение студентов к культурному достоянию казахского и русского народов,  привитие интереса к творчеству выдающихся поэтов – Абая и Пушкина, изучению языков.

Учебные:

  • расширить, углубить представление о лексике русского языка благодаря чтению литературных произведений;

  • повторить и систематизировать сведения о лексике, словарном запасе языка;

  • совершенствовать умения и навыки в различной речевой деятельности, овладение культурой общения и культурой речевого поведения.

  • Расширить знания студентов по творчеству А. С. Пушкина и Абая.

Развивающая: 

Воспитательная:

  • воспитание у студентов отношения к поэзии классиков, языку как к бесценному хранилищу исторической памяти этноса.

Тип урока: комбинированный:

  • урок обобщения и систематизации материала;

  • урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Оборудование: компьютер, интегрированная доска, отрывки из музыкальных произведений Абая (фонограмма), произведения поэтов; мультимедия.

Основные понятия урока: жизнь и творчество поэтов, культурное достояние казахского и русского народов, лексика казахского и русского языков.

Ход урока

  1. Организационный момент

Эпиграфом нашего урока станут слова великого русского поэта:

Бессмертен тот, чья муза без конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

 

         А.С.Пушкин

  1. Актуализация знаний студентов.

  • Что изучает лексика?

  • Что такое лексическое и грамматическое значения слова?

  • Слова с одним и несколькими значениями.

  • Происхождение лексики современного русского языка

  • — Каково общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

  • — Какие группы слов вам известны?

  1. Изучение новой темы

  1. Лексика языка. Лексическое значение слова. Словарный состав языка.

  • Лексика, ж.(от греч. leksjkos – словарный, словесный). Совокупность слов какого-н. языка, диалекта или отдельного человека. 

  • Лексика (от др.-греч. τὸ λεξικός — «относящийся к слову», от ἡ λέξις — «слово», «оборот речи») — совокупность всех слов русского языка.

  • Лексинон, -а, м.(от греч. leksjkon – словесный). 1. Словарь (устар.). 2.Запас слов, лексика (разг.). У него грубый л. Слов модных полный лексикон (Пушкин)

  • Лексикология, -и; ж.(от греч. leksjkos – словарный и loqos – учение). Отдел языкознания, изучающий лексику, словарный состав языка. Труды по лексикологии. Заниматься лексикологией.

  • Лексема, -ы; ж. (от греч. lekjs – слово, выражение). Лингв. Слово как структурный элемент языка, рассматриваемый во всех своих формах и значениях.

  • Словарь языка имеет в своем составе активную лексику т.е. слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие, и пассивную лексику, т.е. слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

  • Пассивная лексика: историзмы, архаизмы, неологизмы. Историзмы — устаревшие слова, обозначающие понятия, ушедшие из современной жизни; архаизмы — устаревшие слова, обозначающие названия существующих в настоящее время предметов и явлений, по каким-либо причинам, вытесненные другими словами из активного лексического запаса,

неологизмы — новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями существующих предметов, явлений

  • (Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный-алый, Родина — Отчизна)

  • (Антонимы – слова, противоположные по значению: север-юг, далекий-близкий.)

  • (Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: брак, гриф, мешать, бор, кисть.)

  • (Омофоны — слова, которые различно пишутся, но произносятся одинаково: код-кот, пруд-прут, чистота-частота.)

  • (Омографы – слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: замок-замок, мука-мука, парить-парить.)

  • (Омоформы – разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах: лечу, мой, стекло, печь.)

  • (Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши — бездельничать, сломя голову — быстро.)

  • (Паронимы – слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, невежа-невежда, искусный — искусственный.)

  • Состав русской лексики с точки зрения ее происхождения можно схематично представить так: ЛЕКСИКА

Близкое соседство тюркских народностей (половцев, печенегов, хазар), военные столкновения с ними, а зачем и монголо-татарское нашествие оставили русском языке тюркские слова. Они относятся главным образом к кочевому быт этих народов, одежде, утвари: колчан, аркан, вьюк, шалаш, бешмет, кушак, каблук, кисет, кумач, сундук, кистень, кандалы, кабала, казна, караул и другие. Этот признак заимствования свидетельствует о взаимном обогащении культур.

Уже в первых главах “Евгения Онегина” Пушкин писал об употреблении заимствованных слов: “Но панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет”.

Великий Абай писал в «Словах Назиданий»: «Изучив язык и культуру других народов, человек откроет для себя ключ к мировым сокровищам. Владеющему этим ключом все другое достанется без особых усилий». Нельзя не согласиться с его словами, т.к. в наше время невозможно представить себе государства, люди которых владеют только одним языком. Изучать язык — значит, изучать и культуру его народа. Ведь язык и культура неразделимы. Язык — мощнейшее орудие познания мира, сокровищница национальной культуры. Языком поистине владели два поэта.

  1. Мозговой штурм «Абай», «Пушкин»

  2. Абай и Пушкин- два светила

Абай и Пушкин — два светила,
Два светлых гения Земли.
Поэзией сердца будили,
Гуманности учили вы!
Пройдут года ,пройдут столетья,
Но помнить будут вас всегда.
Ваш слог нетленен… Это вечно…
Ведь истина всегда жива.

Пушкин и Абай… Светочи поэзии, наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов.

Сегодня их имена неразделимы. Случайно ли это?  Что связывает людей, живших на земле в разные годы  и по этой естественной причине не имевших возможности общаться лично?

Удивительные и прекрасные имена – Абай и Пушкин! Пушкин и Абай! Кем они стали для нас? Время не отделяет, а приближает нас к ним. Думать о них, говорить о них – счастье. Они с нами, они наши современники, они те, кто всегда идет впереди и ведет за собой других, освещая факелом чувства и разума дорогу в будущее. Пушкин и Абай – выдающиеся поэты, гении. Великие сыны русского и казахского народов. У них были разные жизненные пути, но судьба – одна.

 Бессмертен тот, чья муза без конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел сердца

И в них будить стремленье к идеалу.

  1. Работа в группах

Исследовательская карта №1

Абай и Пушкин — два светила,
Два светлых гения Земли.

I этап: Слово об Абае и Пушкине…

II этап: Презентации о поэтах

А.С.Пушкин Понятно, что гении приходят в мир незаметно, а с Пушкиным было иначе. В день его рождения, 6 июня 1799 года, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в честь новорожденного Сашеньки. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. Поэтому был перезвон колоколов. Но есть в этом совпадении символичное судьбоносное для русской культуры. Мальчика с глазами цвета чистого, лазурного неба нарекли Александром Сергеевичем Пушкиным. А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Для каждого человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, советчик. В его произведениях мы можем найти ответы на все наши вопросы.

 А.Кунанбаев

10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области  в кочевьях рода Тобыкты     у правителя родаКунанбая    родился сын Ибрагим. Ласковое имя Абай, данное матерью, позже стало известно всему миру. «К стихам стремятся смертные равно, но лишь избранника венчают славой». Таким избранником стал Абай Кунанбаев – выдающийся поэт, мыслитель, просветитель – демократ, основоположник казахской национальной письменной литературы, переводчик. Его бесценное наследие опубликовано на 60 языках народов мира. «Народу отдал я любовь», — эти слова могут быть эпиграфом ко всему творчеству поэта.

 

Исследовательская карта №2

Тема природы в творчестве двух великих поэтов.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик;
В ней есть душа, ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

I этап: Знакомство с текстами Абая «Қыс», А.С. Пушкина «Зимнее утро». Какие поэтические средства используют поэты, изображая зимний пейзаж? 
Что связывает природную лирику двух поэтов?

II этап: Определить тему, идею стихотворений.

III этап: Звучит песня «Зимнее утро» музыка Геннадия Шарина.

Выразительное чтение стихотворения Абая «Қыс»

IV Выводы
Ответы:

Абай

Пушкин


Қыс — Зима


  1. тема: описание зимнего пейзажа

  2. идея: передать красоту зимнего пейзажа, поэтического осознания человеческого бытия.

Эпитеты


Чудесный день

Прелестный друг

Мутное небо

Бледное пятно

Тучи мрачные

Голубые небеса

Прозрачный лес

Ақ киімді, ақ сақалды, соқыр мылқау, түсі суың

Бұлттай қасы

Боралдай бұрқ-сарқ етіп долданғанда

Олицетворение


Вечор, ты помнишь… (обращение в вечору)

Ақ киімді денелі, ақ сақалды. Басқан жері сықырлап келіп қалды.

IV Выводы

Абай

Қүнанбайұлы

Общее

  1. Тема, идея стихотворения

  2. Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения

  3. Поэтическое осознание человеческого бытия

  4. Поэтическое восприятие природы

А.С.Пушкин

Исследовательская карта №3

Тема любовной лирики в творчестве двух великих поэтов.

Случалось ли поэтам слезным

Читать в глаза своим любезным

Свои творенья? Говорят

Что в мире выше нет наград.

А.С. Пушкин

I этап: Знакомство с текстами Абая «Көзімнің қарасы», А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…».

II этап: — Определить тему, идею стихотворений

Можно ли назвать стихотворения поэтов Гимном любви?

Можно ли, читая любовную лирику Пушкина и Абая, сделать вывод о неразрывной связи поэзии и любви? Что связывает любовную лирику двух поэтов?

III этап: Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» и песня Абая «Қөзімнің қарасы»

IV Вывод:

Тема стихотворений о любви.

Идея – строки любви вечны, нет и не будет им конца, пока жив на Земле человек. Стихи поэтов о любви – это гимн любви – торжественная песнь любови, тысячу раз прав М. Горький, сказавший, что «любовь – это желание жить», вот почему стихи о любви Абая и Пушкина – это Гимн любви, которую они поют во славу Жизни. Возвеличивание Женщины, котрая виделась поэтам источником обаятельной силы, преобразующей мужчину. Поэзия и любовь, любовь и поэзия – понятия эти вряд ли можно отделить друг от друга.


Абай

Қүнанбайұлы

Общее

  1. Тема, идея стихотворения

  2. Поэтические средства: олицетворение, эпитеты, сравнения

  3. Стихи Абая и Пушкина – это Гимн любви

  4. поэзия и любовь – это гимн жизни

  5. Женщина – источник обаятельной силы.

А.С.Пушкин

Исследовательская карта №4

Тема поэта и поэзии в творчестве двух великих поэтов.

Встречаются как стих и слово,

Сливаясь в вечность, времена.

О.Сулейменов

I этап: Знакомство с текстами стихотворений Абая «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма?» и А.С.Пушкина «Памятник»

II этап: Определить тему, идею стихотворений.

Чем они для нас являются?

Как Абай и Пушкин оценивают то, что они сделали в течение своей жизни?

Можно ли назвать стихотворения – самоотчетом?

Что объединяет философскую тему двух поэтов?

III этап: Выразительное чтение стихотворений.

IV этап: Выводы

Тема поэта и поэзии, назначение поэзии. Оба стихотворения объединяет содержание – это завет. Абай через слово великого предшественника осознает свое жизненное назначение, свою поэтическую миссию.

Поэты определили свою роль, свое место в памяти потомков. Они выполнили свою миссию на земле, сказали миру то, что должны были сказать, а сказав, поняли несовершенство человеческого сознания.

Стихи поэтов явились самоотчетом в их творчестве. Гёте писал: «Поэзия – самоотчет, стремление охватить умственным взором большую полосу исторической жизни и ту роль, которую автору пришлось играть на протяжении ряда десятилетий».


Абай

Қүнанбайұлы

Общее

1. Тема, идея

2. Напоминают завет

3. Написаны незадолго до смерти (Пушкина за год, Абая за четыре года)

4. В стихотворении итог своему времени

5. Неизмерима глубина поэзии

6. Жизнелюбие, трагизм, роковая предопределенность последних дней.

А.С.Пушкин

Исследовательская карта №5

Что мы, потомки, могли бы сказать, обращаясь к гениям? Первые поэтические опыты, посвященные великим творцам, представляют наши начинающие поэты.

Мой Абай и Пушкин

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом…

I этап:

Чтение стихов Абая и Пушкина гостями и студентами

II этап: синквейн или эссе (3-4 предложения)

Есть в мире сердце, где живу я

  1. Рефлексия. Назовите основные слова Абая и Пушкина, их лексическое значение. Высшее назначение человека по Абаю – приносить пользу людям.

Что Пушкин для меня?

Средь дней однообразных вереницы

Он для меня, как дивная жар-птица,

Как дар волшебный счастья и добра.

Мой Пушкин – море красоты,

Волшебных грез очарованье.

Он факел на моем пути,

Несущий свет, добро и состраданье.

Абай и Пушкин – прекрасные поэты –

Соединили две культуры на века,

Они писали нам свои великие творенья

И  в жизнь путевку дали, а пока…

Мы чтим их, помним и храним

В своих сердцах плоды их вдохновенья,

Абай и Пушкин – великие творцы,

Что знает каждый, без сомненья.

  1. Домашнее задание: найти опорные слова в поэзии Абая и Пушкина, сделать лексический разбор 7 слов, закончить эссе « Есть в мире сердце, где живу я…»

  1. (Примеры синквейна:

  2. Есенин
    Простой, любящий
    Писал, изумлял, покорял
    “Есенин не только человек, сколько орган, созданный природой исключительно  для поэзии, для выражения неисчерпаемой печали полей, любви ко всему живому в мире”.
    Лирик

  3. ****

  4. Слово
    Есенинское, меткое
    Называет, воздействует, выражает
    “Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения” (В.Г.Белинский).
    Лексика).

III

IV

V

VI

VII

videouroki.net

Лексическое значение — это… Что такое Лексическое значение?

Лекси́ческое значе́ние — соотнесённость звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности или просто то, что слово обозначает. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого. Лексическое значение определяет общие свойства для ряда предметов, действий, явлений, а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет, действие, явление. Например, лексическое значение слова жираф определено так: «африканское парнокопытное жвачное животное с очень длинной шеей и длинными ногами», то есть перечисляются те признаки, которые отличают жирафа от других животных.

Значение имеют не все слова русского языка. Слово может иметь одно лексическое значение (однозначные слова): синтаксис, тангенс, ватман, потайной и др. Слова, имеющие два, три и более лексических значения, называются многозначными: рукав, теплый. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Определить конкретное значение многозначного слова можно только в контексте: звезда — на небе зажглись звезды; звезда экрана; морская звезда.

Лексическое значение может быть объяснено:

  • описательно, характеристикой отличительных признаков предмета, действия, явления;
  • через однокоренное слово;
  • подбором синонимов.

Лексическое значение слова приводится в толковых словарях.

Термин «лексическое» или, как в последнее время стали говорить, «смысл слова» не может считаться вполне определенным. Под лексическим значением слова обычно разумеют его предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка. Общественно закрепленное содержание слова может быть однородным, единым, но может представлять собою внутренне связанную систему разнонаправленных отражений разных «кусочков действительности», между которыми в системе данного языка устанавливается смысловая связь.

Переносное значение слова

Производное от основного (главного) лексического значения слова, относящееся к нему метонимически, метафорически или ассоциативно, посредством пространственной, временной, логической и других зависимостей. Переносное значение может становиться главным и наоборот. Такие изменения в семантической структуре слова могут быть обусловлены эмоционально-оценочными, ассоциативными и другими факторами воздействия.[1]

Примечания

Литература

  • Виноградов В. В., «Основные типы лексических значений слова», Избранные труды. Лексикология и лексикография. — М., 1977. — С. 162—189
  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка
  • Огекян И. Н., Волчек Н. М., Высоцкая Е. В. и др. «Большой справочник: Весь русский язык. Вся русская литература» — Мн.: Изд-во Современный литератор, 2003. — 992 с.

ushakov.academic.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *