Какие согласные и гласные – Глава 2. Фонетика / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

Содержание

Звуки русского языка — гласные и согласные

Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.

Гласные звуки

В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.

  • Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я.
  • Гласные звуки: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.

Ударные и безударные

Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.

Йотированные гласные

Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:

  1. стоят в начале слова (ель, ёлка, юла, якорь),
  2. стоят после гласного (какое, поёт, заяц, каюта),
  3. стоят после ь или ъ (ручье, ручьём, ручью, ручья).

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.

Согласные звуки

Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.

Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.

Звонкие и глухие согласные

По тому, как мы произносим согласные звуки, существует разница. Звонкие согласные — образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные — образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.

Звонкие согласныеГлухие согласные
непарныепарныепарныенепарные
й → [й’]б → [б], [б’]п → [п], [п’]ч → [ч’]
л → [л], [л’]в → [в], [в’]ф → [ф], [ф’]щ → [щ’]
м → [м], [м’]г → [г], [г’]к → [к], [к’]ц → [ц]
н → [н], [н’]д → [д], [д’]т → [т], [т’]х → [х], [х’]
р → [р], [р’]ж → [ж]ш → [ш]
з → [з], [з’]с → [с], [с’]
9 непарных11 парных11 парных5 непарных
20 звонких звуков16 глухих звуков

По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).

Непарные звонкие согласные называются сонорными.

Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.

Твёрдые и мягкие согласные

Твёрдые согласныеМягкие согласные
непарныепарныепарныенепарные
[ж][б][б’][ч’]
[ш][в][в’][щ’]
[ц][г][г’][й’]
[д][д’]
[з][з’]
[к][к’]
[л][л’]
[м][м’]
[н][н’]
[п][п’]
[р][р’]
[с][с’]
[т][т’]
[ф][ф’]
[х][х’]
3 непарных15 парных15 непарных3 парных
18 твёрдых звуков18 мягких звуков

Разборы слов на сайте делаются в автоматическом режиме на основе нашего алгоритма, поэтому могут быть недостоверными. Используйте разборы исключительно для самопроверки.

frazbor.ru — фонетический разбор слов, составление транскрипции, определение звуков

frazbor.ru

Гласные и согласные буквы и звуки

Чем отличаются гласные и согласные буквы и звуки? Каким правилам они подчиняются? Как обозначается твердость и мягкость звуков и букв? На все эти вопросы вы получите ответы в представленной статье.

Общие сведения о гласных и согласных буквах

Гласные и согласные буквы представляют собой основу всего русского языка. Ведь при помощи их сочетаний образуются слоги, которые складываются в слова, выражения, предложения, тексты и проч. Именно поэтому данной теме посвящается довольно много часов в средней школе.

О том, какие гласные и согласные буквы имеются в русском алфавите, человек узнает уже с первого класса. И несмотря на всю кажущуюся простоту данной темы, она считается одной из самых сложных для учеников.

Правописание гласных в корне слов, окончаниях, суффиксах и приставках – это очень важные темы в дисциплине «Русский язык». Ведь без знания того, как пишутся такие буквы в том или ином слове, довольно проблематично составить грамотное письмо.

Согласные буквы и звуки в русском языке

Гласные и согласные буквы и звуки значительно различаются. И если первые можно легко тянуть, то последние произносятся максимально коротко (кроме шипящих, так как их можно тянуть).

Следует отметить, что в русском алфавите количество согласных букв — 21, а именно: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звуки, обозначаемые ими, принято делить на глухие и звонкие. Чем они отличаются? Дело в том, что во время произношения звонких согласных человек может слышать не только характерный шум, но и собственный голос (б!, з!, р! и проч.). Что касается глухих, то их никак нельзя произнести громко или, например, прокричать. Они создают только своеобразный шум (ш-ш-ш-ш-ш, с-с-с-с-с и проч.).

Таким образом, практически все согласные звуки подразделяются на две разные категории:

  • звонкие — б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р;
  • глухие — к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш.

Мягкость и твердость согласных звуков

Далеко не каждый знает, но гласные и согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Это второй важнейший признак в русском языке (после звонкости и глухости).

Отличительной чертой мягких согласных является то, что во время их произношения язык человека принимает особое положение. Как правило, он сдвигается немного вперед, а вся его средняя часть слегка приподнимается. Что касается твердых согласных, то при их произношении язык оттягивается назад. Можете сравнить положение своего речевого органа самостоятельно: [н] – [н’], [т] – [т’]. Следует также отметить, что звонкие и мягкие звуки звучат несколько выше, нежели твердые.

В русском языке практически все согласные имеют пары по признаку мягкости и твердости. Однако есть и такие, у которые их просто нет. К ним относятся твердые – [ж], [ш] и [ц] и мягкие – [й’], [ч’] и [ш’].

Мягкость и твердость гласных звуков

Наверняка мало кто слышал о том, что в русском языке имеются мягкие гласные. Мягкие согласные – это вполне привычные для нас звуки, чего не скажешь о вышеупомянутых. Отчасти это связано с тем, что в средней школе данной теме практически не уделяется время. Ведь и так понятно, при помощи каких гласных согласные становятся мягкими. Однако мы все же решили посвятить вас в эту тему.

Итак, мягкими называют те буквы, которые способны смягчать идущие перед ними согласные. К ним относятся следующие: и, ё, я, е, ю. Что касается таких букв, как а, у, ы, э, о, то они считаются твердыми, так как не смягчают идущие впереди согласные. Чтобы убедиться в этом приведем несколько примеров:

  • пакет;
  • ребенок;
  • автомобиль;
  • речь;
  • одежда;
  • кровать;
  • компьютер;
  • Петя;
  • древесина;
  • мороз;
  • веселье;
  • маленький и прочие.

Обозначение мягкости согласных букв при фонетическом разборе слова

Звуки и буквы русского языка изучает фонетика. Наверняка, в средней школе вас не раз просили сделать фонетический разбор какого-либо слова. Во время такого анализа следует обязательно указывать на то, является ли отдельно рассматриваемая согласная буква мягкой или нет. Если да, то ее необходимо обозначать следующим образом: [н’], [т’], [д’], [в’], [м’], [п’]. То есть вверху справа рядом с согласной буквой, стоящей перед мягкой гласной, требуется ставить своеобразную черточку. Аналогичным значком помечаются и следующие мягкие звуки – [й’], [ч’] и [ш’].

autogear.ru

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.
В русском языке насчитывается 43 звука, которые на письме обозначаются буквами. Для нас такой звуковой ряд очень привычен. Но следует знать, что каждый язык в мире обладает тем рядом звуков, которые характерны только тому или иному народу. Звуки бывают гласными и негласными.

Чередуясь между собой, они берут непосредственное участие в словообразовании. Каждый из видов звуков имеет свои особенности и выполняет свои функции. Языки отличаются между собой и соотношением гласных и согласных звуков – поэтому не странно, что некоторые народы характеризуются такой себе певучестью, а другие обладают сложными для произношения речевыми конструкциями.

Попробуем разобраться, чем же отличаются гласные звуки от согласных.

Гласные звуки — их особенности

Гласные звуки – это та категория речи, которая образовывается с помощью прохождения потока воздуха через голосовые связки. Они создаются исключительно с помощью голоса, без сторонних шумов и без участия артикуляционного аппарата. В русском языке, как и во многих других славянских языках, выделяют 6 гласных звуков, среди которых [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Стоит учитывать, что гласных букв насчитывается десять. Такая разница в количестве возникает потому, что буквы я, ю, е и ё состоят из двух звуков.

Гласные звуки играют очень важную роль в словообразовании. В первую очередь они образуют слоги. Не бывает слога без гласного звука! Во вторых, они придают каждому слогу свой оттенок, делая его ударным или же безударным. Ударный слог произносится значительно дольше и выразительнее, нежели остальные.

Что такое согласные звуки?

Согласные звуки – это звуки, которые создаются под воздействием голосового потока с участием артикуляционного аппарата. Произнося согласный звук, голос сталкивается с препятствиями, которыми служит язык или нижняя губа, и приобретает шумный оттенок . В русском языке существует 36 согласных звуков. На письме они обозначаются 21 буквой

.
Согласные звуки имеют четкую классификацию. В зависимости от степени использования голоса и шума согласные звуки бывают:

  • Сонорные.
  • Шумные.

Шумные в свою очередь делят на:

  1. Звонкие.
  2. Глухие.

Различают также мягкие и твердые согласные звуки. Определение типа звуков зависит от произношения. Так, мягкие отличаются тем, что их можно выговорить, только подняв среднюю часть языка вверх к небу. Мягкость или твердость согласного звука зависит от того звука, который следует за ним. Например, если после согласного следуют гласные е, ё, и, ю, я или ь, то он в любом случае будет характеризироваться, как мягкий. Кроме того, буквы ь и ъ, которые не обозначают звуки, указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

Отличия гласных звуков от согласных

Первое и самое главное отличие между гласными и согласными звуками состоит в том, что первые образовываются в гортани, другие же проходят через язык и зубы, небо или же губы. Чтобы овладеть всеми согласными звуками важно, чтобы человек не имел недостатков речевого аппарата. Для умения выговаривать гласные звуки специальных умений не нужно – они образовываются сами собой (гласные звуки легко произносят даже младенцы).

Также звуки отличаются тем, что благодаря гласным звукам создаются слоги. Количество гласных звуков в слове говорит о количество слогов при фонетическом разборе. Согласные в свою очередь такой способности не имеют.

Также благодаря гласным звукам слова приобретают выражение и интонацию. Знак ударения ставится исключительно на гласные звуки, что придает некую особенность ударному слогу.

Отличаются гласные и согласные звуки и долготой звучания. Гласные звучат дольше и громче, согласные – короткие, шумные им более тихие. К тому же гласные звуки можно пропеть, их часто используют певцы в вокализе. Этот термин обозначает пение без слов, с использованием только гласных звуков или слогов.

Согласные звуки способны объединяться в пары, и в сочетании с гласными звуками продлевать свое звучание. Но не смотря на все отличия, что гласные, что согласные звуки – это неотъемлемый компонент речи. Только сочетаясь между собой они способны создавать слова, которые объединяясь превращаются в предложения, а те в связанную человеческую речь.

vchemraznica.ru

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Гласные звуки и буквы, их обозначающие

В русском языке 10 гласных букв:

А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

И всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласный звук при произнесении не встречает преград и произносится только с помощью голоса.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением мы различаем все шесть гласных звуков: т.е. произносится то же, что и пишется.

Например: мо́ре [мо́р’э], поэ́т [паэ́т]

Исключением является буква «и» в положении после шипящих согласных — ц, ш, ж (мы слышим звук [ы], а пишем и). Например: цирк [цырк], шип [шы́п]. 

В безударном положении мы различаем не все гласные звуки, т.е. можем писать одну букву, а произносить другую.

Например: моря́ [мар’а́] — пишем о, а произносим [а].

Таблица гласных букв и звуков

БуквыЗвуки
В ударном положенииВ безударном положении
а[а́]  лавр [лавр][а]  ло́дка [ло́тка]
е[’э́]  те́сто [т’э́сто]

[и]  весло́ [в’исло́]

[э]  мо́ре [мо́р’э]

ё[’о́]  пёс [п’ос]не бывает
и

[’и́]  мирт [м’ирт]

[ы]  цирк [цырк]

[’и]  свисто́к [св’исто́к]

[ы]  цита́та [цыта́та]

о[о́]  торт [торт][а]  вода́ [вада́]
у[у́]  стул [стул][у]  пурга́ [пурга́]
ы[ы́]  пры́гнул [пры́гнул][ы]  прыжо́к [прыжо́к]
ю[’у́]  лю́стра [л’у́стра][’у]  слюна́ [сл’уна́]
я[’а́]  пять [п’ат’]

[’а]  пла́мя [пла́м’а]

[’и] пята́к [п’ита́к]

Гласные е, ё, ю, я, и смягчают предыдущие согласные (кроме твёрдых непарных согласных). В фонетической записи мы обозначаем мягкость согласного значком [’].

Например: весна́ [в’эсна́], клён [кл’он], свист [св’ист]

 

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать по два звука — согласный звук [й] и гласные звуки:

1). в начале слова:

е: [й’э] ель [й’эл’]

    [й’и] езда́ [й’изда́]

ё: [й’о] ёж [й’ош’]

ю: [й’у] ю́бка [й’у́пка]

я: [й’а] яд [й’ат]

    [й’и] язы́к [й’изы́к]

2). после гласных звуков или в начале слога:

е: [й’э] прие́хали [пр’ий’э́хал’и]

    [й’и] твоему́ [твай’иму́]

ё: [й’о] поё́т [пай’о́т]

ю: [й’у] пою́т [пай’у́т]

я: [й’а] стоя́т [стай’а́т]

    [й’и] заяви́л [зай’ив’и́л]

3). после разделительных твердого и мягкого знаков — Ъ, Ь (кроме всех перечисленных букв, два звука в этом случае обозначает также буква И):

е: [й’э] съел [с’й’эл]

    [й’и] уче́нье [уч’э́н’й’и], съеди́м [с’й’ид’и́м]

ё: [й’о] пьёт [п’й’от], объё́м [аб’й’о́м]

ю: [й’у] вью́га [в’й’у́га]

я: [й’а] семья́ [с’им’й’а́]

    [й’и] семьяни́н [с’имй’ин’и́н]

и: [й’и] воробьи́  [вараб’й’и́]

 

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Алфавит

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 2, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 28, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 23, Полякова, Учебник

Упражнение 28, Полякова, Учебник

Упражнение 32, Полякова, Учебник

Упражнение 10, Чуракова, Учебник

Упражнение стр. 40, Чуракова, Учебник

Упражнение 12, Чуракова, Учебник

Упражнение 47, Чуракова, Учебник

2 класс

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 109, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 51, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 26, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 51, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 39, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 44, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 71, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 124, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 149, Полякова, Учебник, 1 часть

3 класс

Упражнение 265, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 87, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 95, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 37, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 123, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 38, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 253, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

4 класс

Упражнение 107, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 109, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 146, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

5 класс

Упражнение 264, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 1, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 213, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть


© 2018 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

Как запомнить какие звуки гласные, а какие согласные?

Гласные зву­ки про­из­но­сят­ся толь­ко голо­сом, а в обра­зо­ва­нии соглас­ных зву­ков при­ни­ма­ют уча­стие  как голос, так и шум.

Гласные звуки

У глас­ных зву­ков гово­ря­щее назва­ние: они про­из­но­сят­ся голо­сом, при этом струя воз­ду­ха сво­бод­но про­хо­дит через полость рта, не встре­чая ника­ких пре­пят­ствий.

Термин «глас­ный» име­ет корень глас-, что в пере­во­де со ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка зна­чит «голос».

К глас­ным отне­сем зву­ки а, о, у, и, ы, э.

После мяг­ких соглас­ных пишут­ся бук­вы е, ё, ю, я, кото­рые обо­зна­ча­ют зву­ки э, о, у, а:

  • пять [п’ а т’]
  • нёс [н’ о с]
  • лес [л’ э с]
  • люк [л’ у к].

Согласные звуки

Согласные зву­ки обра­зу­ют голос и шум, воз­ни­ка­ю­щий в резуль­та­те пре­одо­ле­ния воз­душ­ной стру­ёй пре­пят­ствий в поло­сти рта (зубы, смы­ка­ние и раз­мы­ка­ние губ и т.д.).

Глухие согласные

С помо­щью шума обра­зу­ют­ся глу­хие соглас­ные, мяг­кие и твер­дые:

[п] — [п’], [ к] -[к’], [ф]-[ф’], [т]-[т’], [с]-[с’], [х]-[х’], [ч’], [ш], [щ’,] [ц].

Звонкие согласные

В обра­зо­ва­нии звон­ких соглас­ных одно­вре­мен­но участ­ву­ет как голос, так и шум.

Звонкие соглас­ные име­ют пары по при­зна­ку твёрдости/мягкости:

[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’], [з]-[з’], [л]-[л’], [м]-[м’], [н]-[н’], [р]-[р’], а так­же [й’], [ж], [ж’].

Длинный мяг­кий звук [ж’] встре­ча­ет­ся в неболь­шом коли­че­стве слов:

дрож­жи, вож­жи, езжу, виз­жать, брюз­жать и пр.

Видеоурок «Согласные звуки и их буквы»

СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ


russkiiyazyk.ru

Как объяснить ребенку гласные и согласные буквы и звуки? Видео.

Проблема понимания гласных и согласных букв у детей.

Довольно часто родители детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста сталкиваются с проблемой понимания и соответственно заучивания гласных и согласных букв у их чад.

 

В чём корень данной проблемы?

 

Во-первых, в отсутствии системы обучения. Во-вторых, в подборе методики, которая не подходит ребёнку. И, в-третьих, в отсутствии понимания родителями сложностей, связанных с научением их дитя: отчего то, что кажется столь очевидным и простым взрослому человеку, на деле оказывается сложным для ребёнка?

 

Самое важное в деле обучения гласным и согласным буквам заключается в обнаружении самим ребёнком разницы между этими понятиями. После её обнаружения родителям необходимо создать условия не только для понимания этой разницы на уровне разума, но и на уровне чувств.
 
Очень хорошо если Вы нашли время для пальчиковых игр и других замечательных упражнений для развития речи.
 

В таком случае у ребёнка появляется возможность более прочного «ментального закрепления» изучаемых понятий.

Несколько правил обучения гласным и согласным буквам.

 

  1. Правило первое: начинать учить буквы необходимо с гласных, так как они легче «даются» детям.
  2. Правило второе: после того, как ребёнок выучит гласные, вы можете переходить к обучению согласным буквам.
  3. Правило третье: используйте в обучении различные игровые приёмы, это поможет ребёнку закрепить в памяти графические образы букв.

     

    Вы можете выложить изученные буквы из тыквенных семечек, круп, фасоли, спичек, счётных палочек и тому подобное. Вспомните своё обучение в школе, когда учитель сравнивал изучаемые буквы со знакомыми вам в обыденной жизни предметами. Возьмите этот приём на заметку.

Основа обучения гласным и согласным буквам.

Как уже говорилось выше, начать обучение необходимо с объяснения разницы между гласными и согласными звуками.

Расскажите ребёнку о том, что гласные можно пропеть, а согласные — нет. Продемонстрируйте это ребёнку и попросите повторять за вами.

Затем покажите на своём примере, что при проговаривании гласных звуков ваш язык спокойно лежит во рту, и не мешает воздуху выходить из него. При произнесении же согласных — воздух будто бы цепляется за что-то, обтекает то ваши губы, то зубы, то язык, а иногда и вовсе не выходит изо рта, потому что «выпрыгивает» из носа, например, при произнесении звука «М».

 

Поместите перед ребёнком зеркало и попросите его произносить гласные и согласные звуки, следя за своим ротиком. Ребёнок увидит, что губы и язык при произнесении разных звуков ведут себя по-разному.

 

После этого можно приступить к тренировке, которая всегда должна осуществляться только в игровой форме: игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для знакомства со звуком можно использовать загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук; стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком.

 

Также можно использовать рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] — песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] — песенка комарика).

Покажите ребёнку яркие и красочные картинки с зайчиком, колобком, солнышком и так далее. Совместно с ребёнком выделите первые звуки в этих словах. Например, в слове котёнок. Для того, чтобы выделить звук, его нужно протянуть. Теперь попросите ребёнка не протянуть, а пропеть первый звук в этом слове.

 

Естественно, из этого ничего не получится. Далее предложите ребёнку карточку, например, с осьминогом.

 

Выделите первый звук, попросите протянуть, а затем пропеть. Первый звук в данном слове пропеть у ребёнка, конечно же, получится. Продолжайте игру до тех пор, пока ребёнок проявляет к ней интерес. На следующий день повторите снова.

Игры для детей, помогающие им в изучении гласных и согласных букв.

Детям всегда легче понять и принять на веру даже самый нереальный сказочный сюжет, нежели сухие правила, поэтому обучение гласным и согласным буквам необходимо производить через сказку.

 

  • Игра «Собери слово».

     

    Расскажите ребёнку историю о Чебурашке, который так торопился в гости к Крокодилу Гене, что рассыпал все гласные и согласные буквы. Ребёнок должен будет собрать буквы при помощи разноцветных квадратиков из картона и разложить их по двум кучкам. На красных квадратах будут изображены гласные буквы, на синих — согласные.

  •  

  • Игра «Домики».

     

    На листе бумаги нарисуйте небольшие клеточки синего и красного цвета — домики для букв. Попросите ребёнка поселить в красные клеточки — гласные буквы, а в синие — согласные.

  •  

  • Игра «Подарок».

     

    Положите перед ребёнком набор карточек с гласными и согласными буквами и вручите колокольчик и маленький мячик.

     

    Схема такова: вы называете согласную букву, ребёнок кладёт рядом с карточкой с её графическим изображением колокольчик, если же — гласную, ребёнок помещает рядом с ней мячик.

 

Многократное повторение, мягкость с вашей стороны и игровая подача материала помогут вам объяснить ребёнку разницу между гласными и согласными буквами. Удачи и хорошего настроения!

 

mamavod.ru

что такое гласные и согласные???

ГЛАСНЫМИ и СОГЛАСНЫМИ мы называем ЗВУКИ РЕЧИ.

ГЛАСНЫЕ звук, то есть ГОЛОСОВЫЕ, – это такие звуки, которые образуются с помощью голоса, при этом выдыхаемый воздух (слова мы произносим на выдохе), проходит через органы речи свободно, не встречая на своём пути существенных преград.

Гласных звуков в русском языке ШЕСТЬ: [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Они обознаются в словах ДЕСТЬЮ буквами: А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я.

Гласные звуки образуют слоги и бывают ударными (в ударном слоге) и безударными (в ударном слоге).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ – это звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух встречает на своём пути преграды (верхнее нёбо, язык, зубы, губы) и которые образуются при участии ГОЛОСА и ШУМА (звонкие согласные), только ШУМА (глухие согласные).

Всего согласных звуков в русском языке 36, они обозначаются 21 буквой.

По звонкости / глухости согласные образуют пары, их 11:
● [б] – [п] и [б′] – [п′];
● [в] – [ф] и [в′] – [ф′];
● [г] – [к], [г′] – [к′];
● [д] – [т], [д′] – [т′];
● [з] – [с], [з′] – [с′];
● [ж] – [ш].

Не образуют пар звонкие согласные [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′]. Они называются СОНОРНЫМИ. Кроме того, не имеют звонких пар глухие согласные [ч′], [щ′], [ц], [х], [х′].

Кроме того, в школьной программе изучаются согласные твёрдые и мягкие. По твёрдости / мягкости согласные составляют 15 пар:
● [б] – [б′] и [п] – [п′];
● [в] – [в′] и [ф] – [ф′];
● [г] – [г′] и [к] – [к′];
● [д] – [д′] и [т] – [т′];
● [з] – [з′] и [с] – [с′]
● [л] – [л′], [м] – [м′], [н] – [н′] и [р] – [р′];
● [х] – [х′].

Не имеют мягких пар твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], и не имеют твёрдых пар мягкие согласные [щ′], [й′], [ч′].

Согласные звуки [ж], [ш], [ч′], [щ′] называются шипящими.

Таблички из Интернета.

otvet.mail.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *