Какие этапы включает в себя информационный процесс – 6.Понятие «информационный процесс». Характеристика основных этапов информационного процесса. — Методы и средства компьютерных информационных технологий

6.Понятие «информационный процесс». Характеристика основных этапов информационного процесса. - Методы и средства компьютерных информационных технологий

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения, использования информации.[

Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели).

 

Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

 

Наиболее обобщенными информационными процессами являются сбор, преобразование, использование информации.

 

К основным информационным процессам, изучаемым в курсе информатики, относятся: поиск, отбор, хранение, передача, кодирование, обработка, защита информации.

 

Этапы информационного процесса

Движение информации от одного субъекта к другому называется информационным процессом.Выделяют следующие этапы информационного процесса:

 

1.Получение информации. Прием информации субъектом в понятной ему форме.

 

2.Хранение информации. Системы, занимающиеся хранением информации, позволяют использовать ее многократно, а также использовать большому количеству субъектов.

 

3.Передача информации. Передача информации осуществляется с помощью информационных каналов, которые отвечают за правильную ее доставку. Перед отправкой, информация кодируется, а перед передачей ее субъекту раскодируется.

 

4.Обработка информации. Переработка информации для придания ей формы, удобной для субъекта.

 

5.Обратная связь. Проверка на искажение информации в ходе информационного процесса.

Эффективность информационного процесса, как на уровне экономики в целом, так и на уровне фирмы, определяет качество их функционирования.

Так как материальным носителем информации является сигнал, то реально это будут этапы обращения и преобразования сигналов (рис. 1.6).

На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное извлечение и анализ информации о каком-либо объекте (процессе), в результате чего формируется образ объекта, проводятся его опознание и оценка. Главная задача на этом этапе – отделить полезную информацию от мешающей (шумов), что в ряде случаев связано со значительными трудностями.

На этапе подготовки информации осуществляется ее первичное преобразование. На этом этапе проводятся такие операции, как нормализация, аналого-цифровое преобразование, шифрование. Иногда этап подготовки рассматривается как вспомогательный на этапе восприятия. В результате восприятия и подготовки получается сигнал в форме, удобной для передачи, хранения или обработки.

На этапе передачи информация пересылается из одного места в другое (от отправителя получателю – адресату). Передача осуществляется по каналам различной физической природы, самыми распространенными из которых являются электрические, электромагнитные и оптические. Извлечение сигнала на выходе канала, подверженного действию шумов, носит         Рисунок 1.6. Основные информационные процессы

характер вторичного восприятия.

На этапах обработки информации выявляются ее общие и существенные взаимозависимости, представляющие интерес для системы. Преобразование информации на этапе обработки (как и на других этапах) осуществляется либо средствами информационной техники, либо человеком.

Под обработкой информации понимается любое ее преобразование, проводимое по законам логики, математики, а также неформальным правилам, основанным на «здравом смысле», интуиции, обобщенном опыте, сложившихся взглядах и нормах поведения. Результатом обработки является тоже информация, но либо представленная в иных формах (например, упорядоченная по каким-то признакам), либо содержащая ответы на поставленные вопросы (например, решение некоторой задачи). Если процесс обработки формализуем, он может выполняться техническими средствами. Кардинальные сдвиги в этой области произошли благодаря созданию ЭВМ как универсального преобразователя информации, в связи с чем появились понятия данных и обработки данных.

Данными называют факты, сведения, представленные в формализованном виде (закодированные), занесенные на те или иные носители и допускающие обработку с помощью специальных технических средств (в первую очередь ЭВМ).

Обработка данных предполагает производство различных операций над ними, в первую очередь арифметических и логических, для получения новых данных, которые объективно необходимы (например, при подготовке ответственных решений).

На этапе хранения информацию записывают в запоминающее устройство для последующего использования. Для хранения информации используются в основном полупроводниковые и магнитные носители.

Этап отображения информации должен предшествовать этапам, связанным с участием человека. Цель этого этапа – предоставить человеку нужную ему информацию с помощью устройств, способных воздействовать на его органы чувств.

intellect.ml

2. Информационный процесс. Фазы информационного процесса

Процесс, возникающий в результате установления связи между объектами реального мира, один из которых является источником, а другой потребителем информации, называется информационным. В информационных процессах можно выделить отдельные части – фазы. Фазы информационного процесса образуют полный (замкнутый) цикл.

Сбор информации - деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может проводиться или человеком или с помощью технических средств (аппаратно). Например, пользователь может получить информацию о движении поездов несколькими способами:

  • самостоятельно изучив расписание движения поездов;

  • спросить у другого человека;

  • через документы, составленные другим человеком;

  • с помощью технических средств (автоматическая справка).

Обмен информацией – процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель – принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача информации. Передача может осуществляться различными способами: с помощью курьера, по почте, с помощью транспортных средств, передача по каналам данных. В результате обмена между источником и получателем устанавливается «информационный баланс», при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.

Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (бумажном, магнитном, фото, видео и др.). Процесс формирования исходного несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию, а могут быть и такие, которые не представляют ценности в настоящее время, но потребуются в дальнейшем.

Хранение информации – это процесс поддержания исходной информации в виде обеспечивающем выдачу данных по запросам в установленные сроки.

Обработка информации – упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задач.

После обработки информации результат должен быть выдан конечному пользователю в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации. Информация может выдаваться в виде текстов, таблиц, рисунков, диаграмм, графиков.

3. Количество информации

Существуют следующие способы измерения информации:

3.1. Энтропийный способ

В теории информации и кодирования принят энтропийный или вероятностный подход к измерению информации. Количество информации– это числовая характеристика сигнала, которая отражает ту степень неопределенности (неполноту) знаний, которая исчезает после получения сообщения в виде данного сигнала. Меру неопределенности в теории информации называют энтропией, следовательно, метод называется энтропийным.

Неопределенность можно охарактеризовать количеством возможных выборов действий в конкретной ситуации, а полученную информацию величиной, на которую уменьшилась степень неопределенности. При полной информации выбора нет.

Пример 1.Необходимо найти дом, в котором на какой-то известной улице живет нужный человек. Информация о том, что номер дома четный уменьшит неопределенность в два раза.

Пример 2.Человек бросает монету и наблюдает какой стороной она упадет. Обе стороны монеты равноценны, поэтому вероятности того, что она упадет орлом или решкой одинаковы. Такой ситуации приписывается начальная неопределенность, характеризуемая двумя возможностями. Когда монета упадет, неопределенность равна 0.

Этот пример относится к группе событий, применительно к которым можно поставить вопрос типа «Да – Нет». Количество информации, которое можно получить при ответе на такой вопрос называется битом (binarydigit).

Бит - это минимальная единица количества информации, т. к. получить информацию меньше одного бита нельзя. При получении информации в один бит неопределенность уменьшается в два раза. Таким образом, бросание монеты дает информацию 1 бит.

Пример 3. Рассмотрим систему из 2 электрических лампочек, которые независимо друг от друга могут быть включены или выключены. Такая система может иметь следующие состояния:

Лампа А

0

0

1

1

Лампа В

0

1

0

1

Чтобы получить информацию об этой системе, надо задать два вопроса: о лампочке А и о лампочке В., т. е. количество информации, содержащейся в этой системе I=2бита, а количество возможных состояний системыN=4.

Если взять 3 лампочки , то количество информации Iбудет равно 3бита, а количество возможных состояний системыN=8.

Связь между количеством информации и числом состояний системы устанавливается формулой Хартли

,

где N- количество возможных состояний системы (или количество равновероятных событий),

I– количество бит в сообщении о том, что такое событие произошло.

Ту же формулу можно записать

.

Если события не равновероятны, то количество бит в сообщении о том, что произошло данное событие будет равно

,

где - вероятность того, что произойдетj–е событие.

studfiles.net

Информационный процесс

Важным условием жизнедеятельности всех организмов является информационный процесс, который заключается в получении и преобразовании информации. Даже одноклеточные организмы воспринимают информацию и постоянно используют ее. Это сведения о температуре и составе среды, чтобы выбрать наиболее благоприятные условия существования. Существа живой природы способны не только взаимодействовать с окружающей средой, но и обмениваться информацией между собой.

Информационный процесс для человека также сопровождается восприятием информации органами чувств, а язык используется для обмена информацией. Человеческое общество существует очень давно, поэтому и таких языков для общения возникло немало. Прежде всего, это родной язык и распространенные языки народов мира. Для человечества роль языка исключительно велика. При его отсутствии, без обмена информацией, было бы невозможным прогрессирование общества.

Информационный процесс характерен не только для человека, общества и живой природы. Человечество изобрело технические приспособления – автоматы, в которых также задействован процесс получения информации, ее передачи и дальнейшего хранения. Термостат, например, является автоматическим устройством, которое фиксирует информацию о температуре в помещении и включает или отключает отопление в зависимости от заданного оператором температурного режима. Информационный процесс – это действие, выполняемое с информацией, включая момент ее получения. Он включат в себя несколько этапов.

Основные информационные процессы

Существуют такие типы процессов работы с информацией:

Благодаря органам чувств, люди могут воспринимать информацию, осмысливать ее и, используя свой опыт, имеющиеся знания, интуицию, принимать определенные решения, которые в дальнейшем воплощаются в реальные действия, преобразующие окружающий мир.

Так как человек является социальным существом, для общения с себе подобными он должен обмениваться с ними необходимой информацией. В повседневной жизни под «информацией» понимают различные сведения, осведомленность о положении ежедневных дел.

Информационный процесс протекает как в человеческом обществе, так и в природе. Например, его следствием является осеннее опадание листьев и временное засыпание всей растительности на время холодов. Весной же все оживает заново. Это все следствие информационных процессов.

От генетической информации зависит строение и развитие организмов, так как она передается по наследству, и ее носительницей является структура молекул ДНК.

В науке об управлении – кибернетике, информационный процесс описывает процесс управления сложными динамическими системами (живыми организмами или техническими устройствами). Процессы управления жизнедеятельностью любого организма или нормальным функционированием технического устройства поддерживают его параметры в необходимом диапазоне значений.

Процесс управления включает в себя определенные этапы: получение и хранение информации, а также ее преобразование и передачу.

Любой процесс управления основан на взаимодействии между собой управляющего и управляемого объектов, которые соединяются каналами связи - прямой и обратной. Канал прямой связи передает управляющие сигналы, а канал обратной связи возвращает информацию об управляемом объекте.

Проанализировать работу человека как управляющего объекта можно на примере его обращения с компьютером как с управляемым объектом. Используя органы чувств, человек получает информацию о функционировании компьютера по каналам обратной связи при помощи устройств вывода данных (монитора, акустических колонок). Эта информация позволяет человеку принимать решения об управляющих действиях, передающихся компьютеру по каналам прямой связи, используя устройства ввода информации (мышку или клавиатуру).

Информационный подход ко всем процессам реализуется комплексной наукой об информационных процессах – информатикой.

fb.ru

Информационный процесс, понятие | infosplanet

Определение информационного процесса

Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. [1]. Люди знакомые с информатикой, конечно же, знают этот термин, да и не только они. Вполне можно утверждать, что информационные процессы являются основой той жизни, которую мы знаем. В этой статье представлены основные алгоритма информационного процесса, различные формы его исполнения.

Информационный процесс как научное понятие

Любые действия, производимые с информацией, называются информационными процессами. Основную роль тут играют сбор, обработка, создание, сохранение и передача информации. На протяжении всей своей истории человечество развивала эти и другие процессы, а так же смежные отрасли. Одним из основных критериев развития общества было именно совершенствование информационных процессов. Искусство, религия, письменность, шифрование, книгопечатание, авторское право, телеграф, радиоэлектроника, компьютеры, интернет – это лишь основная часть достижений человечества в области работы с информацией.
Нужно отметить, что несмотря на кажущуюся определенность, научном сообществе не прекращаются споры об универсальности самого термина «информация». В частности, «информация» не синоним «данным», хотя в разговорной речи зачастую это и так. «Данные» это интерпретированная, обработанная и зарегистрированная в понятном виде информация, продукт информационного процесса [2]. То есть, информация это ресурс, данные это конечный, обработанный продукт прошедший обработку информационным процессом. Но как и любой продукт, данные потребляются для получения какого-то результата. В самом простом виде, можно представить такую схему:

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИЯ ПРИЕМНИК/ОБРАБОТЧИК ДАННЫЕ
Звезда ХХХ Световые, радио и прочие волны Телескоп и ЭВМ Температура, яркость, размер, дальность и т.д.
Иностранец  Речь на непонятном языке Переводчик Речь на понятном языке

 

Информационные процессы присущи всем биологическим организмам на планете, от простейших до человека. Но человек создал вычислительные системы и специфические каналы информации, которые породили особый их вид — информатику. Несмотря на единую схему алгоритма информационного процесса, как в природе, так и в информатике, они достаточно сильно различаются по своей сути. И различия, в первую очередь, в интерпретации.
В частности, если поместить в комнату человека, собаку, змею, цветок и через громкоговоритель дать голосовой сигнал, реакция у всех будет принципиально разная, а значит из одной и той же информации, каждый обработчик выдаст совершенно разные данные. В частности собака и змея обе способны слышать, но если собака хоть как-то может понимать команды человека, то змея на это неспособна. Цветок вообще не сможет даже воспринять звуковой сигнал, хотя в принципе он способен получать и обрабатывать информацию — некоторые растения могут даже двигаться вслед за солнцем или если их потревожить. Итак, следующей схемой является возможность интерпретации:

  ВОСПРИЯТИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭФФЕКТ
Человек Да Да Полный
Собака Да Да Частичный
Змея Да Нет Нет
Растение Нет Нет Нет

 

Основные элементы информационного процесса

Информационный процесс – это последовательные действия выстроенные в алгоритм, совершаемые с информацией, представленной в любом виде (цифровые/аналоговые данные, слухи, теории, факты, наблюдения и т.п.) для достижения некой цели (любой). Данный алгоритм состоит из ряда шагов, которые могут значительно отличаться в той или иной ситуации, но общая концепция выглядит следующим образом:

Получение   → Обработка   → Хранение   → Передача
  • Получение информации – сбор сведений, из каких любых доступных восприятию источников – химический состав среды, радио/электромагнитный сигнал, зрение, слух, флеш-карта и т.п. Как видно, в первую очередь тут важен именно физический способ восприятия информации и ее передачи. Человек никак не воспринимает окружающие его радиоволны, а радиоприемник не способен воспринимать звук, хотя и может его генерировать.
    Но кроме этого, для информационных процессов внутри общества и лично для конкретного человека неотъемлемой частью успешности данного шага есть то, что можно назвать актуальностью, выраженной в первую очередь в организации самого действия получения, а так же целей и источников. Археолог не сделает никаких открытий, копаясь в социальных сетях. Однако рекламщику социальные сети будут крайне полезны. Несмотря на то, что в обоих случаях оба получают одинаковую информацию, одинаково интерпретируют ее в данные, для одного этот процесс совершенно бессмысленный.

 

  • Анализ / обработка информации – алгоритм преобразования информации в данные. Данный шаг полностью связан с преобразованием информации во что-то иное. Информационный процесс дошедший до этого шага, совершенно точно изменит исходную информацию. Фактически анализ информации, это апогей всего информационного процесса.
    Это, вероятно, самый сложный шаг. Один из самых сложных и малопонятных механизмов на планете — человеческий мозг — предназначен именно для этого. Мышление это фактически крайне сложный механизм анализа информации. Хотя в другой ситуации, как например преобразование радиосигнала в звуковой, происходит значительно проще. Но в любом случае этот шаг изменит исходную информацию в нечто подчас совершенно иное. В радиоприемнике радиоволны превращаются в звуковые, свет, пройдя через глаза и попав в мозг, становится визуальными образами, набор электрических и химических сигналов в мозгу преобразуется в мысль, а затем в звуковые сигналы речи или текст на бумаге.
    В анализе и обработки информации и кроится основная разница информационного процесса в биологии и информатике. Биологические объекты, в частности человек, интерпретируют полученную информацию. И, исходя из этой интерпретации, дают оценку и реакцию.
    Представим ситуацию, когда в одном строю стоят несколько солдат говорящих на одном языке, иностранный и древний человек. Командир отдает приказ бежать, и понимающие его солдаты бегут. Иностранец так же побежит, хотя слов он и не понял, но он точно знает, что тут происходит и понимает, что ему нужно делать то же, что и остальным. Древний человек, возможно, тоже побежит, но о его мотивации можно лишь гадать. Сержанты вообще не побегут, хотя команда им предельно ясна, но им не нужно. А магнитофон только лишь запишет звук, никак ничего не интерпретировать, хотя и произведя обработку информации.

 

  • Сохранение информации – любые действия для того, чтобы полученные после обработки данные могли быть использованы в дальнейшем, начиная от памяти живых организмов и заканчивая электронными носителями. Сюда же могут входить любые действия, препятствующие нежелательному использованию сохраненных сведений, начиная от закапывания тайных книг и заканчивая современными криптографическими методами.
    Эффективность этого шага напрямую зависит от используемых методов и технологий – чем лучше технология, тем надежнее сохранена информация. В некоторых ситуациях этот шаг может быть исключен из алгоритма, но в таком случае обязательно выполняется другой – коммуникационный процесс. Хотя, так или иначе, информация все равно хотя бы какое-то время, но хранится на неких носителях. Даже радиоприемник, который лишь принимает сигнал (получение) и интерпретирует его в звук (обработка), некоторое время «хранит» информацию в виде электрических импульсов на своих схемах.

 

  • Коммуникации / передача информации – процесс передачи информации другим субъектам. Практически каждый информационный процесс подразумевает под собой передачу полученной информации кому-либо другому, будь то человек или автоматическая машина для ее дальнейшего использования. В некоторых ситуациях процесс коммуникации может быть, как не заметен, как и «сохранение» информации в проводах радиоприемника. Но даже личные, секретные записи алхимика-экспериментатора можно отнести к некому виду коммуникации с самим собой.
    Что характерно, информация не имеет значения, если она не была как-то кем-то использована. Очевидно,
    что установка счетчика, на водяную трубу совершенно бессмысленна, если счетчик не оборудован табло с цифрами. Вопрос написания автором романа и сокрытия рукописей конечно философский, но с точки зрения прагматизма он ясен – это действие бессмысленно. Фактически, коммуникация является логическим завершением информационного процесса, действием придающим смысл всему.
    По сути, коммуникация есть то, что отличает информационный процесс от похожих процессов в неживой природе — вещества в химической реакции меняют цвет не «для чего-то», а «потому-то». А любой информационный процесс происходит исключительно с какой-то конечной целью, хотя и не всегда конкретной. В частности, та же лакмусовая бумажка меняющая цвет «потому что», только элемент информационного процесса по определению человеком химического состава вещества, фактически заменяющий орган чувств.

 

Основные виды информационных процессов

Сбор информации. Нахождение и сбор первичной информации, извлечение ее из ее «среды». Иногда, возможно даже без конкретной итоговой цели. Полученная в итоге сбора информация может быть использована различными обработчиками с различной целью. Так археологи, ведущие раскопки собирают все найденные ими предметы, которые покажутся им интересными, но лишь после тщательного анализа они превратятся в какие-то научные данные, причем итог анализа может оказаться совершенно неожиданным, а так же кроме осколков древних кувшинов могут быть обнаружены залежи полезных ископаемых.

Поиск информации. Нахождение более-менее конкретной информации по определенному вопросу с конкретной целью из конкретных источников. При этом поиск происходит среди ранее кем-то собранной и возможно обработанной информации, а не из «среды». Для поиска в основном используются различные базы данных (места хранения информации), например вопрос к поисковой сети «как варить борщ».

Обработка информации. Совокупность действий направленных на то или иное преобразование исходной информации в новую. Вероятно самый важный и сложный информационный процесс. Хотя, иногда в обществе может быть сложно отличить его от других, например от представления информации, но у обработки информации всегда есть задача добиться чего-то нового от уже существующей информации, фактически создать новый информационный объект. Писатель, записывающий свои мысли на бумагу фактически ведет представление информации, но вот обработка прошла в его мозгу чуть раньше — из собственных знаний, опыта и эмоций он создал слова, которые в итоге представил в виде текста.

Представление информации. Изменение исходной информации в вид удобный и актуальный для ее использования в текущей ситуации. Наиболее часто встречается в информатике — в памяти компьютера вся информация храниться в виде двоичного кода, но пользователю представляется в виде графических данных и звуков. Но и человек очень часто представляет информацию, например, в виде составления картотек из разрозненных документов, переводя иностранные тексты или играя музыку по нотам на бумаге.

Хранение информации. Возможно, наиболее широко используемый вид информационного процесса. Так или иначе, все биологические объекты хранят информацию, хотя бы в виде генома. Хранение информации разделяется на два основных вида — долговременное и кратковременное. Предназначены они, само собой для совершенно разных целей. Под хранение информации может подходить только те действия, которые в итоге должны приводить к повторному использованию сохраненной информации.

Передача информации. Доставка информации от источника к потребителю без фактического участия передающего в каких-либо других частях информационного процесса. В качестве передатчика может выступать совершенно любой объект, как биологический (гонец с депешей, собака лающая на чужого во дворе), так и любые физические носители или ретрансляторы (книга, радиопередатчик, флеш-карта). Передача информации не всегда тождественна коммуникациям, в виду того что здесь передающий объект выступает лишь инструментом.

Защита информации. Любые действия, использующие какие-то дополнительные средства для защиты информации от использования другой стороной. Защита информации актуальна лишь в сложных информационных системах со многими участниками, в виду туго, что она нужна исключительно для того чтобы не дать нежелательному элементу воспользоваться некой информацией. Фактически единственный способ защиты информации это шифрование того или иного рода. Скрывание информации было бы неверно называть способом ее защиты, так как сокрытая информация и не требует защиты, ибо не участвует ни в каком процессе.
Использование информации. Самый объемный информационный процесс. Являет собой обоснованное принятие решений в разных видах человеческой деятельности в самом широком смысле.

 

 

Список источников:

  1. Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000 п. 3.1.10).
  2. ISO/IEC/IEEE 24765-2010 Systems and software engineering p 3.704

 

 

 

infosplanet.info

Этапы массово – информационного процесса — Мегаобучалка

Лекции № 2: Информация и ее виды

1. Что такое информация

Коренной проблемой для потребителя информации является ее отбор. Отдельный человек, коллектив, учреждение способны воспринять и переработать лишь ничтожную долю гигантского массива сведений, которые ежесекундно возникают вокруг них. Так, аудитория в среднем успевает познакомиться с четвертой частью газетного материала, с 5% телевизионного и 15% радийного вещания.

Потребность в информации определяется социальной ролью человека, его обязанностями и образом жизни. На основе потребности формируются информационные интересы – стремление получать именно те сведения, которые нужны для выполнения социальных ролей и конкретных задач.

Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации.

Выделяется три понимания термина "информация" в журналистике. В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника. В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размер шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню – формальный уровень. Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание.

Журналистика имеет дело с "массовой информацией". Массовая информация, в отличие от специализированной информации, общезначима и общедоступна. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания.

Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы.



Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Потенциальная, принятая и реальная информация

 

Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе (бумаге, кино - или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты, журнала или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Но текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации,поскольку, хотя он, и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

«Неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений нарушает или блокирует результативное функционирование всей системы. Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или о его прерывании. То, что достигает аудитории называется принятая информация.

Третий акт – это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. Сложившиеся представления, взгляды, суждения и т.д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не количественной мерой, как в первом акте, а качественной оценкой, характером и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.

Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

 

Виды информации:

По способам восприятия: По форме представления: По общественному значению:
визуальная текстовая Массовая -обыденная, общественно-политическая, эстетическая
аудиальная числовая Специальная - научная, производственная, техническая, управленческая – то есть соответствующая профессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям
тактильная графическая Индивидуально-личностная - включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы.
обонятельная звуковая  
вкусовая  

 

Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории.

 

Этапы массово – информационного процесса

 

Схематично массово-информационный процесс можно изобразить следующим образом:

 

Ж → Т (И) → А

Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам. В действительности, далеко не вся переданная журналистом информация оказывается принятой, и, тем более, сообразно замыслу журналиста освоенной. В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих.

1.Из информационной насыщенности текста, т. е. наличия в нем большого объема потенциальной информации.

2.Из высокой информативности текста,т. е. максимальной реализации его потенциала при столкновении с аудиторией, что и означает его высокую реальную эффективность.

Поэтому журналисты должны добиваться высокой информационной насыщенности в каждом тексте. Для этого существуют определенные правила, которые необходимо применять в практической деятельности. Эти правила формулируются в соответствии с тремя этапами массово-информационного процесса:

· фиксацией действительности и ее первичным отображением;

· созданием журналистского текста

· освоением текста аудиторией.

В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической, синтактической, прагматической.

Семантикатекста – это характер его отношений с действительностью (что и как отображено).

Синтактика текста – это характеристика его внутренней структуры (как организован текст).

Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).

Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача массово-информационного процесса, как информированность аудитории.

Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.

Стопроцентная, полностью соответствующая реальному положению вещей информированность – это, конечно, положение из области фантастики. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. Но, тем не менее, в каждом тексте журналист должен видеть шаг к основной цели своей деятельности – повышению информированности аудитории.

Вернемся к трем этапам массово-информационной деятельности и соответствующим аспектам «текстовой деятельности» журналиста – семантике, синтактике и прагматике. Они не постепенны, не изолированы друг от друга. Но на первый план выступает прагматический аспект. Если текст не находит контакта с аудиторией, то бессмысленно говорить, насколько качественно он организован или каких важных проблем касается.

Для прагматической ценности материала журналист должен знать свою аудиторию и стараться выполнять следующие требования.

1. Текст должен обладать таким свойством, какнебанальность, т. е. должен содержать оригинальность сведений. Проявления небанальности различны: это и новизна информации, наличие сведений, ранее неизвестных аудитории; это и углубление, систематизация уже известной информации; это и новая интерпретация уже имеющихся данных. Необходимо заметить, что неэффективна не только давно известная информация, но и совершенно новая. Лишенная основы из заранее накопленных знаний, она не будет воспринята аудиторией должный образом.

 

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным».

 

megaobuchalka.ru

3. Общая характеристика информационных процессов

Информация существует не сама по себе, она проявляется в информационных процессах.

Информационный процесс– это совокупность действий, проводимых над информацией, представленной в определённой форме, с целью достижения определённого результата

Сбор информации

Предполагает получение максимально выверенной исходной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе с информацией, поскольку от цели сбора и методов последующей обработки полностью зависит конечный результат работы всей информационной системы.

Технология сбора подразумевает использование определённых методов сбора информации и технических средств, которые выбираются в зависимости от вида информации и этих методов. На заключительном этапе сбора, когда информация преобразуется в данные, т. е. в информацию, представленную в формализованном виде, пригодном для компьютерной обработки, осуществляется её ввод в систему .

Хранение информации

Для ввода в ЭВМ информация об условиях задачи и методе её решения должна быть перенесена на специальный носитель, с которого она воспринимается ЭВМ.

Ранее использовались бумажные карты (перфокарты) или ленты (перфоленты), на которые буквы, цифры, другие символы наносились с помощью специальной системы знаков, например, совокупности пробитых и непробитых позиций.

Также применялись магнитная лента, гибкие диски (дискеты).

В настоящее время применяются жёсткие диски, компакт-диски, DVD, флеш-карты и др.

Процесс передачи

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними.

Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Источник информации – это тот элемент окружающего мира (объект, процесс, явление, событие), сведения о котором являются объектом преобразования.

Потребителем (приёмником) информации является элемент окружающего мира, который использует информацию (для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения).

Сообщение от источника к приёмнику передаётся в материально-энергетической форме (электрический, световой, звуковой сигнал и т. д.) по каналу информации.

Человек воспринимает сообщение посредством органов чувств.

Приёмники информации в технике воспринимают сообщения с помощью различной измерительной и регистрирующей аппаратуры.

В обоих случаях с приёмом информации связано изменение во времени значений какой-либо величины, характеризующей состояние приёмника.

В этом смысле информационное сообщение может быть представлено в виде функции X(t), характеризующей изменение во времени материально-энергетических параметров физической среды, в которой осуществляются информационные процессы.

Чаще всего функция X(t) может принимать любые вещественные значения в диапазоне изменения аргумента t. Например, температура в интервале времени измерения может непрерывно изменяться от некоторого начального значения до некоторого конечного. При этом функция X(t) передаёт характер изменения температуры во времени. В таком случае мы встречаемся с непрерывной, или аналоговой, информацией, источником которой обычно являются различные природные объекты, объекты технологических процессов и др.

Информационные сообщения, используемые человеком, чаще носят характер дискретных сообщений.

Таковыми являются, например, сигналы тревоги, передаваемые посредством световых и звуковых сообщений. Дискретными являются также языковые сообщения, передаваемые в письменном виде или с помощью звуковых сигналов; сообщения, передаваемые с помощью жестов, и др.  Из-за ограниченной точности чувственного восприятия и используемых измерительных приборов человек воспринимает непрерывную информацию чаще всего в дискретной форме.

Примером этого является определение по термометру цифрового значения температуры с определённой точностью.  Объектом передачи и преобразования в ЭВМ является дискретная информация.

Для её представления применяется так называемый алфавитный способ .

Обработка информации

Информацию можно:

  • создавать;

  • передавать;

  • воспринимать;

  • использовать;

  • запоминать;

  • принимать;

  • копировать;

  • формализовать;

  • распространять;

  • преобразовывать;

  • комбинировать;

  • обрабатывать;

  • делить на части;

  • упрощать;

  • собирать;

  • хранить;

  • искать;

  • измерять;

  • разрушать и др.

Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путём выполнения некоторых алгоритмов (в настоящее время – при помощи компьютеров).

Современные информационные технологии позволяют обрабатывать информацию централизованным и децентрализованным (т. е. распределённым) способами .

1. Централизованный способ

Предполагает сосредоточение данных в информационно-вычислительном центре, выполняющем все основные действия технологического процесса обработки информации. Основное достоинство централизованного способа – сравнительная дешевизна обработки больших объёмов информации за счёт повышения загрузки вычислительных средств.

2. Децентрализованный способ

Характеризуется рассредоточением информационно-вычислительных ресурсов и распределением технологического процесса обработки информации по местам возникновения и потребления информации. Достоинством децентрализованного способа является повышение оперативности обработки информации и решения поставленных задач за счёт автоматизации деятельности на конкретных рабочих местах, применения надёжных средств передачи информации, организации сбора первичных документов и ввода исходных данных в местах их возникновения. 3. Смешанный способ

Характерны признаки двух способов одновременно (централизованный с частичной децентрализацией или децентрализованный с частичной централизацией). 

studfiles.net

2.2 Этапы развития информационных технологий

Этапы развития информационных технологий

Важнейшими историческими этапами развития информационных технологий (ИТ) является письменность, изобретение книгопечатания, использование почты, телефона, телеграфа, телевидения. Особое место в развитии ИТ занимают компьютеры, электронная почта и широкое использование компьютерных сетей (локальных и глобальных), которые обеспечивают не только содержательную обработку информации, но и передачу текстовых, мультимедийных (графика, видео и звук) и других материалов практически на любые расстояния в реальном масштабе времени.

Информационные технологии являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации.

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления. Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением ПК (персональных компьютеров) начался новый этап развития ИТ. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека, как для профессиональной, так и для бытовой сферы.

Может быть рассмотрена следующая классификация развития ИТ по признакам:

По виду задач и по виду процессов обработки информации.

o 1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования.

o 2-й этап (с 80-х гг.) — создание ИТ, направленных на решение стратегических задач.

По используемому техническому обеспечению

o 1-й этап (до конца 60-х гг.) — решение проблемы обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

o 2-и этап (до конца 70-х гг.) — распространение ЭВМ серии IBM/360

o 3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а ИТ — средством поддержки принятия его решений

o 4-йэтап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и ИС.

По преимуществам, которое приносит компьютерная технология:

o 1-й этап (с начала 60-х гг.) — обеспечение эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем (ИС) была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались ИТ, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

o 2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию ИС — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

o 3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации.

По применяемому инструментарию ИТ

o 1-й этап (до второй половины XIX в.) — "ручная" ИТ, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.

o 2-й этап (с конца XIX в.) — "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.

o 3-й этап (40 — 60-е гг. XX в.) — "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

o 4-й этап (с начала 70-х гг.) — "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе ИС, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для различных сфер использования, особенно на организацию аналитической работы. Был приобретен опыт формирования содержательной стороны информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

o 5-й этап (с середины 80-х гг.) — "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации ИС, которая проявляется в создании систем поддержки принятия решений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

По методологии использования ИТ

o 1-й этап (до конца 80-х гг.) - централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров. Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ. Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям.

o 2-й этап (до конца 90-х гг.) - децентрализованная обработка информации связанная с появлением ПК и развитием средств телекоммуникаций.

o 3-й этап - рациональная обработка информации. Достоинства и недостатки централизованной и де-централизованной ИТ привели к необходимости разумного сочетания того, и другого подхода.

В настоящее время большое внимание в области ИТ уделяется электронному моделированию, которое становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютера, как ЭВМ, которая может обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *