Историк ученый – Самые известные историки России

Содержание

Самые известные историки России

История русского народа является частью всемирной, поэтому важность ее изучения понятна каждому. Человек, знающий историю своего народа, может адекватно ориентироваться в современном пространстве и грамотно реагировать на возникающие трудности. Изучать науку, повествующую о делах прошедших веков, помогают историки России. Остановимся подробнее на тех, кто сыграл значительную роль в научных исследованиях этого направления.

Первые летописи

Пока не существовало письменности, исторические знания передавались из уст в уста. И такие предания имелись у разных народов.

Когда появилась письменность, события стали фиксироваться в летописях. Специалисты считают, что первые источники датируются X-XI веками. Более древние писания не сохранились.

Первая сохранившаяся летопись принадлежит перу монаха Киево-Печорского монастыря Никона. Наиболее полная работа создана Нестором, это «Повесть временных лет» (1113 год).

Конечно, эти труды еще нельзя считать научными, однако благодаря им были заложены первые камни в основание исторической науки Российского государства.

Позже появился «Хронограф», составленный монахом Филофеем в конце XV-начале XVI века. В документе предоставлен обзор всемирной истории и изложена роль Москвы в частности и России в целом.

Конечно, история – это не просто изложение событий, перед наукой стоит задача осмыслить и объяснить исторические повороты.

Появление истории как науки: Василий Татищев

Формирование исторической науки в России началось в XVIII века. В это время русский народ пытался осознать себя и свое место в мире.

Первым историком России считается Василий Татищев. Это выдающийся мыслитель и политик тех лет. Годы его жизни – 1686-1750. Татищев был весьма одарённым человеком, и ему удалось сделать успешную карьеру при Петре I. После участия в Северной войне, Татищев занимался государственными делами. Параллельно он собирал исторические хроники и приводил их в порядок. После его смерти был издан 5-томный труд, над которым Татищев трудился в течение всей жизни, — «История Российская».

В своей работе Татищев устанавливал причинно-следственные связи происходивших событий, опираясь на летописи. Мыслитель по праву считается родоначальником Российской истории.

Михаил Щербатов

Историк России Михаил Щербатов также жил в XVIII веке, он был членом Российской академии.

Щербатов родился в богатой дворянской семье. Этот человек обладал энциклопедическими знаниями. Он создал «Историю Российскую от древнейших времен».

Ученые более поздних эпох критикуют исследования Щербатова, обвиняя в некоторой торопливости при написании и пробелах в знаниях. Действительно, Щербатов принялся за изучение истории уже тогда, когда начал трудиться над ее написанием.

История Щербатова не пользовалась спросом у современников. Екатерина II считала его и вовсе лишенным дарования.

Николай Карамзин

Среди историков России Карамзин занимает ведущее место. Интерес к науке у писателя сформировался в 1790 году. Александр I назначил его историографом.

Карамзин на протяжении всей жизни трудился над созданием «Истории государства Российского». Эта книга представила историю широкому кругу читателей. Поскольку Карамзин был более писателем, чем историком, в своей работе он трудился над красотой выражений.

Основной идеей «Истории» Карамзина была опора на самодержавие. Историк сделал выводы, что только при сильной власти монарха страна процветает, а при ее ослаблении – приходит в упадок.

Константин Аксаков

Среди выдающихся историков России и известных славянофилов свое почетное место занимает Константин Аксаков, родившийся в 1817 году. Его работы продвигали идею противоположности путей исторического развития России и Запада.

Был автором диссертации о значении личности Ломоносова в истории культуры России. Занимался изучением быта древних славян.

Аксаков положительно относился к возвращению к традиционным русским корням. Вся его деятельность призывала именно к этому – возврату к истокам. Сам Аксаков отпустил бороду и носил косоворотку и мурмолку. Подвергал критике западную моду.

Аксаков не оставил ни одного научного труда, но его многочисленные статьи стали существенным вкладом в русскую историю. Известен также как автор филологических работ. Проповедовал свободу слова. Считал, что правитель должен слышать мнение народа, но не обязан его принимать. С другой стороны, народу не нужно вмешиваться в правительственные дела, а нужно сосредоточиться на своих нравственных идеалах и духовном развитии.

Николай Костомаров

Еще один деятель из числа историков России, трудившийся в XIX веке. Был другом Тараса Шевченко, имел знакомство с Николаем Чернышевским. Трудился в должности профессора в Киевском университете. Издал «Русскую историю в жизнеописаниях ее деятелей» в нескольких томах.

Значение работы Костомарова в отечественной историографии огромное. Он продвигал идею народной истории. Костомаров изучал духовное развитие россиян, эта идея была поддержана учеными более поздних эпох.

Вокруг Костомарова образовался кружок общественных деятелей, романтизировавших идею народности. По донесению все члены кружка были арестованы и подвергнуты наказаниям.

Сергей Соловьев

Один из самых известных историков России XIX века. Профессор, а позже и ректор Московского университета. На протяжении 30 лет работал над «Историей России». Этот выдающийся труд стал гордостью не только самого ученого, но и исторической науки России.

Весь собранный материал был изучен Соловьевым с достаточной полнотой, необходимой для научного труда. В своей работе он обратил внимание читателя на внутреннем наполнении исторического вектора. Своеобразие русской истории, по мнению ученого, заключалось в некотором опоздании развития – по сравнению с Западом.

Сам Соловьев признавался в своем горячем славянофильстве, которое немного остыло при изучении им исторического развития страны. Историк выступал за разумную отмену крепостничества и реформу буржуазного строя.

В научной работе Соловьев поддержал реформы Петра I, тем самым отходя от идей славянофилов. С течением лет взгляды Соловьева переходили от либеральных к консервативным. В конце своей жизни историк поддерживал просвещенную монархию.

Василий Ключевский

Продолжая список историков России, следует сказать и о Василии Ключевском (1841-1911 гг.) Он трудился профессором Московского университета. Считался талантливым лектором. На его лекциях присутствовало множество студентов.

Ключевский интересовался основами народной жизни, изучал фольклор, записывал пословицы и поговорки. Историк является автором курса лекций, который получил всемирное признание.

Ключевский изучал суть сложных отношений крестьян и землевладельцев, уделял этой мысли большое значение. Идеи Ключевского сопровождались критикой, впрочем, историк не вступал в полемику на данные темы. Он говорил, что выражает свое субъективное мнение по многим вопросам.

На страницах «Курса» Ключевский дал множество блестящих характеристик историческим деятелям и ключевым моментам русской истории.

Сергей Платонов

Говоря о великих историках России, стоит вспомнить и о Сергее Платонове (1860-1933 гг.) Он был академиком, лектором университета.

Платонов развивал идеи Сергея Соловьева о противодействии родового и государственного начал в развитии России. Он видел причину современных несчастий в приходе к власти дворянского сословия.

Сергей Платонов приобрел известность благодаря изданным лекциям и учебнику по истории. Октябрьскую революцию он оценивал с отрицательной точки зрения.

За сокрытие важных исторических документов от Сталина Платонов был арестован вместе с друзьями, имевшими антимарксистские взгляды.

Наше время

Если говорить о современных историках России, можно назвать следующих деятелей:

  • Артемий Арциховский – профессор исторического факультета МГУ, автор работ по древнерусской истории, создатель Новгородской экспедиции археологов.
  • Степан Веселовский – ученик Ключевского, в 1933 году вернулся из ссылки, трудился профессором и лектором МГУ, занимался антропонимикой.
  • Виктор Данилов – принимал участие в Отечественной войне, занимался историей российского крестьянства, удостоился награждения Золотой медалью имени Соловьева за выдающийся вклад в изучение истории.
  • Николай Дружинин – выдающийся советский историк, изучал декабристское движение, пореформенную деревню, историю крестьянских хозяйств.
  • Борис Рыбаков – историк и археолог XX века, изучал культуру и быт славян, занимался раскопками.
  • Руслан Скрынников – профессор Санкт-Петербургского университета, специалист по истории XVI-XVII веков, исследовал опричнину и политику Ивана Грозного.
  • Михаил Тихомиров – академик Московского университета, занимался изучением истории России, исследовал многочисленные общественные и экономические темы.
  • Лев Черепнин – советский историй, академик Московского университета, изучал русское Средневековье, создал собственную школу и сделал важнейший вклад в отечественную историю.
  • Серафим Юшков – профессор МГУ и ЛГУ, историк государства и права, участвовал в дискуссиях по Киевской Руси, занимался изучением ее строя.

Итак, мы рассмотрели самых знаменитых историков России, посвятивших науке значительную часть своей жизни.

fb.ru

Выдающиеся историки

Томас Карлейль

ТОМАС КАРЛЕЙЛЬ (1795—1881)Английский мыслитель, историк, публицист. Пытался объяснить всемирную историю решающей ролью великих личностей.Карлейль родился в местечке Эклфекан (Шотландия), в семье сельского…

Тьерри Огюстен

ОГЮСТЕН ТЬЕРРИ (1795—1856)Выпускник Высшей нормальной школы, Тьерри в 19 лет стал секретарем и ближайшим учеником Сен-Симона (см. Утопический социализм). Совместно с ним написал ряд публицистических статей. В…

Франсуа Пьер Гийом Гизо

ФРАНСУА ПЬЕР ГИЙОМ ГИЗО (1787—1874)Французский историк и политический деятель. С 1830 г. Гизо занимал посты министра внутренних дел, просвещения, иностранных дел и, наконец, премьер-министра.Внутренняя…

Фукидид

ФУКИДИД (ОК. 460 — ОК. 400 ДО Н. Э.)Фукидид принадлежал к той группе античных мыслителей, молодость которых совпала с “золотым веком” афинской демократии (см. Древняя Греция). Это в значительной мере определило…

Чулков Михаил Дмитриевич

Чулков Михаил Дмитриевич (1743—1792). Выходец из разночинских кругов. Обучался в гимназии при Московском университете вместе с С. С. Башиловым, С. Е. Десницким, М. И. Поповым, И. А, Третьяковым, а в дворянской…

Шлецер Август Людвиг

Шлецер Август Людвиг (1735—1809). Родился в семье немецкого пастора. Учился в Виттенбергском и Геттингенском университетах. В 1761 г. отправился в Санкт-Петербург в качестве помощника Миллера в издании…

Щербатов Михаил Михайлович

Щербатов Михаил Михайлович (1733—1790).  Один из основателей российской исторической науки, родился в известной княжеской семье 22 июля 1733 г. в Москве. С детства был записан в Семеновский полк и состоял…

Эдуард Гиббон

ЭДУАРД ГИББОН (1737—1794)Английский ученый, первый профессиональный историк, в трудах которого передовые философские идеи 18 в. соединились с высоким научным уровнем критического анализа широкого круга…

Татищев Василий Никитич

Татищев Василий Никитич (1686—1750). Родился в Пскове. В семилетнем возрасте был принят ко двору Ивана V стольником. После смерти царя Ивана покидает двор. С 1704 г. — на службе в Азовском драгунском…

Тойнби Арнолд Джозеф

АРНОЛД ДЖОЗЕФ ТОЙНБИ (1889—1975)Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего…

Томас Бабингтон Маколей

ТОМАС БАБИНГТОН МАКОЛЕЙ (1800—1859)Английский историк, поэт, литературный критик, оратор, общественный и политический деятель партии вигов-либералов. Родился в Лестершире (Англия), получил гуманитарное…

Сыма Цянь

СЫМА ЦЯНЬ (145 ИЛИ 135 -ОК. 86 ДО Н.Э.)В Древнем Китае большую роль играл культ прошлого. Оценка любого деяния, любого политического шага обязательно соотносилась с примерами прошлого, реальными или иногда…

Тарле Евгений Викторович

ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ТАРЛЕ (1876-1955)Русский историк, академик. Родился в Киеве. Учился в 1-й херсонской гимназии. В 1896 г. окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Работал под…

Публий Гай Корнелий Тацит(ОК.58—ОК.117)

ПУБЛИЙ ГАЙ КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ (ОК.58—ОК.117)Тацит родился в незнатной семье, в Нарбон-ской Галии и получил традиционное для этой среды образование. Незаурядные способности и трудолюбие позволили ему уже в…

Сказкин Сергей Данилович

СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ СКАЗКИН (1890—1973) С. Д. Сказкин родился в Новочеркасске, там же учился в кадетском корпусе, затем приехал в Москву и поступил в университет. Здесь его учителями были известные ученые…

Соловьев Сергей Михайлович

Соловьев Сергей Михайлович (1820—1879). Крупнейший историк дореволюционной России, родился в семье церковнослужителя. Обучался в духовном училище, гимназии, Московском университете. В 1845 г. защитил…

Льюис Генри Морган

ЛЬЮИС ГЕНРИ МОРГАН (1818—1881)Американский этнограф и историк. По образованию юрист, занимался адвокатурой, а позднее — предпринимательством. В 1840 г., заинтересовавшись жизнью индейцев, Морган создал…

Макс Вебер

МАКС ВЕБЕР (1864—1920)Немецкий социолог, философ, экономист и историк, профессор национальной экономики в Берлине, Фрейбурге, Гейдельберге, Мюнхене. Его работы по социологии, религии, политэкономии, праву,…

Марк Блок

МАРК БЛОК (1886—1944)Французский историк, один из крупнейших медиевистов (исследователь средневековья) нашего века, одновременно известен и как ученый, положивший в 1929 г. вместе со своим другом и единомышленником…

Миллер Герард Фридрих

Миллер Герард Фридрих (1705—1783). Родился в Вестфалии, где закончил гимназию. Обучался в Лейпцигском университете, получил степень бакалавра. В 1725 г. при создании Петербургской академии наук был вызван…

www.examen.ru

Самые великие учёные мира. ТОП-10

Ниже представлен список десяти самых великих учёных в истории, изменивших мир. Также рекомендуем, ознакомится с рейтингом самых известных женщин-учёных в мире.


10

Аристотель (384–322 до н. э.)


Аристотель — древнегреческий учёный энциклопедист, философ и логик, основатель классической (формальной) логики. Считается одним из величайших гениев в истории и самым влиятельным философом древности. Сделал огромный вклад в развитие логики и естественных наук, особенно астрономии, физики и биологии. Хотя многие из его научных теорий были опровергнуты, они значительно поспособствовали поиску новых гипотез их объяснения.


9

Архимед (287–212 до н. э.)


Архимед — древнегреческий математик, изобретатель, астроном, физик и инженер. Как правило, считается величайшим математиком всех времён и одним из ведущих учёных классического периода античности. Среди его вклада в области физики — фундаментальные принципы гидростатики, статики и объяснение принципа действия на рычаг. Ему приписывают изобретение новаторских механизмов, включая осадные машины и винтовой насос, названый в его честь. Архимед также изобрёл спираль, которая носит его имя, формулы для расчёта объёмов поверхностей вращения и оригинальную систему для выражения очень больших чисел.


8

Галилео (1564–1642)


На восьмом месте в рейтинге самых великих учёных в истории мира находится Галилео — итальянский физик, астроном, математик и философ. Был назван «отцом наблюдательной астрономии» и «отцом современной физики». Галилео стал первым, кто использовал телескоп для наблюдений за небесными телами. Благодаря этому он сделал ряд выдающихся астрономических открытий, таких как открытие четырёх крупнейших спутников Юпитера, солнечных пятен, вращение Солнца, а также установил, что Венера меняет фазы. Ещё он изобрёл первый термометр (без шкалы) и пропорциональный циркуль.


7

Майкл Фарадей (1791–1867)


Майкл Фарадей — английский физик и химик, в первую очередь известен за открытие электромагнитной индукции. Фарадей также открыл химическое действие тока, диамагнетизм, действие магнитного поля на свет, законы электролиза. Ещё он изобрёл первый, хотя и примитивный электрический двигатель, и первый трансформатор. Ввёл термины катод, анод, ион, электролит, диамагнетизм, диэлектрик, парамагнетизм и др. В 1824 году открыл химические элементы бензол и изобутилен. Некоторые историки считают Майкла Фарадея лучшим экспериментатором в истории науки.


6

Томас Алва Эдисон (1847–1931)


Томас Алва Эдисон — американский изобретатель и бизнесмен, основатель престижного научного журнала Science. Считается одним из самых плодовитых изобретателей своего времени с рекордным количеством выданных патентов на его имя — 1093 в США и 1239 в других странах. Среди его изобретений — создание в 1879 году электрической лампы накаливания, системы распределения электроэнергии потребителям, фонографа, усовершенствование телеграфа, телефона, киноаппаратуры и т. д.


5

Мари Кюри (1867–1934)


Мария Склодовская-Кюри — французский физик и химик, педагог, общественный деятель, пионер в области радиологии. Единственная женщина лауреат Нобелевской премии в двух различных областях науки — физики и химии. Первая женщина профессор, преподающая в университете Сорбонна. Её достижения включают разработку теории радиоактивности, методы разделения радиоактивных изотопов и открытие двух новых химических элементов — радия и полония. Мари Кюри является одним из изобретателей, которые погибли от своих изобретений.


4

Луи Пастер (1822–1895)


Луи Пастер — французский химик и биолог, один из основателей микробиологии и иммунологии. Открыл микробиологическую суть брожения и многих болезней человека. Инициировал новый отдел химии — стереохимии. Наиболее важным достижением Пастера считаются работы по бактериологии и вирусологии, в результате которых были созданы первые вакцины против бешенства и сибирской язвы. Его имя широко известно благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации. Все работы Пастера стали ярким примером сочетания фундаментальных и прикладных исследований в области химии, анатомии и физики.


3

Сэр Исаак Ньютон (1643–1727)


Исаак Ньютон — английский физик, математик, астроном, философ, историк, исследователь Библии и алхимик. Является первооткрывателем законов движения. Сэр Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, заложил основы классической механики, сформулировал принцип сохранения импульса, заложил основы современной физической оптики, построил первый телескоп-рефлектор и развил теорию цвета, сформулировал эмпирический закон теплообмена, построил теорию скорости звука, провозгласил теорию о происхождении звёзд и многие другие математические и физические теории. Ньютон также стал первым, кто математически описал явление приливов.


2

Альберт Эйнштейн (1879–1955)


Второе место в списке самых великих учёных в истории мира занимает Альберт Эйнштейн — немецкий физик еврейского происхождения, один из величайших физиков-теоретиков ХХ века, создатель общей и специальной теории относительности, открыл закон взаимосвязи массы и энергии, а также многих других значительных физических теорий. Победитель Нобелевской премии по физике в 1921 году за открытие закона фотоэлектрического эффекта. Автор более 300 научных работ по физике и 150 книг и статей в области истории, философии, публицистики и др.


1

Никола Тесла (1856–1943)


Самым великим учёным в мире считается Никола Тесла — сербский и американский изобретатель, физик, инженер-электромеханик, известный своими достижениями в области переменного тока, магнетизма и электротехники. В частности, ему принадлежат изобретения переменного тока, полифазовои системы и электродвигателя с переменным током. Всего же Тесла является автором около 800 изобретений в области электро- и радиотехники, в их числе первые электрические часы, двигатель на солнечной энергии, радио и т. д. Был ключевой фигурой при построении первой гидроэлектростанции на Ниагарском водопаде.

Поделится в соц. сетях

decem.info

Становление П.Н. Милюкова как ученого историка

Историографическая деятельность П.Н. Милюкова интересна тем, что она длилась сравнительно большой промежуток времени, более полувека. Первое историографическое произведение П.Н. Милюкова появилось в 1886 г., последнее было закончено незадолго до смерти. П.Н. Милюков оказался чрезвычайно плодовитым ученым, из под пера которого вышло около 200 историографических произведений разных жанров. В своих трудах он создал масштабную картину зарождения, развития и исчезновения теорий и систем, определявших работу по русской истории, прежде всего, в XVIII-XIX столетиях. В статье рассматривается становление и развитие П.Н. Милюкова как ученого историка.

17 мая 1892 г. Милюков защищал магистерскую диссертацию по вышедшей в этом же году книге «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого». Она была основана на огромном документальном материале из архивов Сената, Кабинета Петра I, Ближней канцелярии, Разрядного приказа и т.д. Он изучил многочисленные проекты реформ, записки русских и иностранных авторов, образцы реформаторской деятельности других государств.

Оппоненты диссертации (В.О. Ключевский и В.Е. Якушкин) отмечали новизну темы, обширность источников, наличие «крупных и ценных» выводов в изучении государственного бюджета, финансового управления, хода административной реформы и т.д. Главное возражение Ключевского сводилось к тому, что автору не удалось дать «прямого и отчетливого ответа» на вопрос о связи хода реформ с историей государственного хозяйства. Якушкин упрекал Милюкова в недооценке административной реформы Петра I и его личности.

На Ученом совете П.Г. Виноградов предложил присудить Милюкову сразу докторскую степень, минуя магистерскую; многие члены Совета присоединились к этому предложению. «…Запротестовал… Ключевский! Его пробовали уговаривать. Он остался непреклонен. Когда ему говорили, — вспоминал Милюков, — что книга выдающаяся, он отвечал: «Пусть напишет другую, наука от этого только выиграет».

Книга Милюкова была высоко оценена научной общественностью: за нее он получил премию им. СМ. Соловьева. Однако современники не смирились со столь низкой оценкой Милюковым роли Петра I. Так, М.М. Богословский, сам, будучи автором книги «Областная реформа Петра Великого» (1902), хотя и признавал книгу Милюкова «замечательной» по насыщенности новым архивным материалом, но упрекал его в принижении роли личности реформатора. Сравнивая труд Милюкова с исследованием Павлова-Сильванского «Проект реформ в записках современников Петра Великого» (1897), Богословский отдавал предпочтение последнему. «После изысканий Павлова-Сильванского, — утверждал Богословский, — Петр опять занял место на пьедестале смелого и оригинального преобразователя, с которого пытался столкнуть его Милюков».

С оценкой Богословского солидаризировался С.Ф. Платонов, отмечая во взглядах Милюкова на роль Петра I очевидную «крайность».

Ученый-историк, по Милюкову, должен ставить вопрос о причине того или иного явления, стремиться к уяснению закономерностей исторического процесса, устанавливать причинную связь явлений, ограничиваясь при этом «спокойным наблюдением и изучением фактов».

Подобные мысли он высказывал и в тезисах на защите своей магистерской диссертации «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» в 1892 году. Рассматривая реформы Петра I, Милюков подчеркивал, что как историк он не может оценить его сознательное творчество с точки зрения идеала или искусства. Настаивая на разграничении сфер знания и творчества. Милюков утверждал, что его отношение к деятельности Петра I как к предмету научного изучения связано с задачей уяснения причинной связи его реформ, а не выяснения их целесообразной значимости.

Милюков считал «естественным психологически» воздействие общественного деятеля на «направление научной работы», когда «точка зрения целесообразности переносится в не принадлежащую ей область причинного объяснения». Однако представление о целесообразности исторического процесса, толкуемое либо в теологическом плане, либо в виде волевого человеческого фактора, не обусловленного породившей его социальной средой и не выразившегося в общественно-целесообразном результате человеческой деятельности, Милюков считал неприменимым к научному пониманию истории.

«Милюков напрасно думает,— возражал ему известный историк-социолог Н. И. Кареев,— что… там, где ученый спрашивает о причине явления, практический деятель спрашивает о цели, вызвавшей это явление к жизни». Ученый, по верному наблюдению Кареева, изучая общественные явления — восстания, революции, не только интересуются выяснением их причин, но и может ставить вопрос о целях сознательного либо непреднамеренного действия людей.

Кареев обоснованно утверждал, что сам Милюков, выступая «критиком субъективной школы» (имеется в виду критика Милюковым субъективизма Кареева в рецензии на его книгу «Основные вопросы философии истории»), признает субъективизм в практической деятельности, направленной в угоду «точке зрения целесообразности», толкуемой произвольно. Развивая эту мысль, Кареев предостерегал Милюкова от понимания современности «в угоду обязанностям, налагаемым на общественного деятеля его принадлежностью к известному народу, государству, сословию, партии». Он советовал Милюкову в этих вопросах придерживаться так называемого этического отношения к личности и обществу, «которое не претендовало бы заменить собою научное объяснение».

Милюков уделял существенное взимание изучению исторического процесса. Теоретическая разработка этого вопроса служила основой для его общетеоретической и конкретно-исторической концепции, а также расширяла представления о позитивистской историографии в целом. Он полагал, что любое национальное развитие содержит долю своеобразного и индивидуального. «Сочетание исторических условий, создающих национальную жизнь, не может не быть бесконечно разнообразно в каждом данном случае, а, следовательно, и результат этого сочетания — национальное развитие — будет бесконечно разнообразен».

Обвинения экономического материализма в фатализме Милюков признавал справедливыми лишь к его «некоторым» «чересчур увлекшимся» адептам, но не к направлению в целом. «Можно утверждать,— отвечал он и Струве и Карееву,— что его (экономического материализма.— М. В.) исходный принцип узок, что сведение к этому принципу тех или других явлений — насильственно; но никак нельзя ставить в упрек ему то, что составляло его заслугу,— нельзя доказать, что экономический материализм отрицал тот класс явлений, объяснить которые из единого начала он считал своей главной задачей».

Милюков упрекал также Струве в том, что его попытка «сочетать экономический материализм» с гносеологией не увенчалась успехом.

Своими учителями Милюков считал О. Конта и Г. Спенсера, признавал их огромные научные заслуги в создании позитивистской философии и социологии. Это не исключало и критического осмысления их взглядов

Рассмотрение исторического процесса в России Милюков не ограничивал привлечением материала по западноевропейской истории. В первых изданиях «Очерков», рассматривая вопросы феодализма, и в частности формы собственности в Северо-Восточной Руси, Милюков отмечал их сходство с восточно-византийскими образцами. Это направление исследовательского поиска представлялось Милюкову, как и другим ученым того времени, в частности М. Ковалевскому, плодотворной перспективой.

В 1893 г. Павел Николаевич был избран председателем московской Комиссии по организации домашнего чтения. Посредством таких комиссий либеральная профессура, стремившаяся к просвещению народа, пыталась помочь самообразованию широких читательских кругов. Московская комиссия занималась не только выработкой программ домашнего чтения по истории, экономическим и естественным наукам, но и организацией лекций по этим дисциплинам в провинции. Милюкову было разрешено прочесть в конце 1894 г. в Нижнем Новгороде цикл лекций по истории русского общественного движения со времен Екатерины II. Залы ломились от публики.

В своих нижегородских лекциях Милюков прослеживал развитие общественного движения в России, доказывая эзоповым языком, что оно не раз вынуждало власть после периодов реакции приступать к попыткам реформ, что оно способно поставить преграду росту самодержавия. У слушателей возникало множество ассоциаций с современной эпохой. В октябре 1894 г. скончался император Александр III. Русское общество после тринадцатилетних политических заморозков встрепенулось, пришло в движение. Как всегда в начале нового царствования, ожили надежды на наступление оттепели. Успех лекций был оглушительным. Реакция властей не заставила себя ждать. Министерство внутренних дел возбудило против Милюкова следствие по делу о «прочтении лекций преступного содержания перед аудиторией, не способной отнестись к ним критически». В итоге Милюкову была запрещена любая преподавательская деятельность. В административном порядке он был выслан из Москвы в Рязань.

Курс лекций по русской историографии, прочитанный в 1886 и 1887 гг. в Московском университете, лег в основу книги «Главные течения русской исторической мысли», которую Милюков готовил к печати в рязанской ссылке. Движение исторической мысли рассматривалось автором на фоне общей эволюции научных и философских воззрений в России на протяжении XVIII и XIX вв.

Работа над «Очерками» отличалась от его прежних исследований. Кропотливый конкретно-исторический анализ уступил место взгляду сверху, широким концепционным обобщениям. В новом труде дали себя знать пришедший с годами опыт, окрепшее литературное мастерство, своеобразие научного мышления.

Милюков был, как бы создан для этого труда. Так думали и его современники. К примеру, молодой тогда П. Струве (в будущем соратник, а затем непримиримый противник Милюкова) констатировал: «Для задачи — представить большой публике научную, широко написанную картину развития русского общества — он был самым подходящим и чуть ли не единственным подходящим автором». И действительно — кто еще из историков обладал такой энциклопедичностью знаний, широтой кругозора, умением раскрыть в историческом событии актуальный политический смысл? Сочетание всех этих качеств дало Милюкову возможность создать произведение, которое известный в будущем историк-эмигрант М. М. Карпович назвал «явлением редким не только в русской, но и во всеобщей историографии».

Выход в свет первой части «Очерков» в 1896 г. обеспечил восхождение их автора на Олимп отечественной исторической науки. «Среди новейших русских историков Милюков занимает одно из первых мест, — писал Струве, — в молодом поколении, без всякого сомнения, — первое». Всего «Очерки» выдержали в России шесть изданий; последнее — уже при советской власти, в 1918 г.

Книга пользовалась огромным успехом, особенно в среде интеллигенции, молодежи. Характерна оценка, данная этому труду М. Горьким, который к Милюкову как к политику относился весьма негативно, однако его исторические произведения считал своего рода эталоном. Горький настойчиво рекомендовал молодежи штудировать «Очерки по истории русской культуры». Они скажут вам, писал он одному из своих молодых корреспондентов, «кто Вы исторически, чем Вы были в прошлом, в Ваших предках, может быть, укажут и на то, чем Вы должны быть теперь».

novainfo.ru

биография, цитаты, афоризмы, высказывания и интересные факты

Василий Ключевский (1841–1911 гг.) – крупнейший и один из самых видных российских историков второй половины XIX века. Его по праву считают основателем буржуазного экономизма в отечественной историографии, поскольку он первый обратил самое пристальное внимание на изучение народной жизни и экономические основы общественного быта.

Некоторые сведения о юности историка

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого представлена в настоящем разделе, родился в 1841 году в Пензенской губернии. Он был сыном сельского священника. Его оба деда и прадеда также были священнослужителями. Поэтому церковное учение оказало на него большое влияние. Интерес к православной истории исследователь сохранил на всю жизнь: его первая диссертация была посвящена житиям святых, а в своих знаменитых курсах по русской истории он неизменно обращался к духовному развитию народа и роли православия в прошлом страны.

Василий Ключевский учился в пензенском приходском училище и пензенской семинарии, однако решил посвятить себя светской науке истории. Его привлекал историко-филологический факультет Московского университета, который был центром общественно-политической жизни в рассматриваемое время. Однако церковное образование оказало на него большое влияние. Сам историк признавался, что изучение схоластики развило в нем умение логически мыслить.

Годы учебы и первые исследования

Ключевский Василий Осипович, краткая биография которого продолжена в настоящем разделе, четыре года проучился в Московском университете. Это время стало определяющим в выборе его профессии и тематики исследований. Большое влияние на него оказали лекции историка Ф. Буслаева. Тогда же будущий ученый очень сильно заинтересовался народной культурой, фольклором, поговорками, пословицами.

Василий Ключевский решил посвятить себя изучению основ народной жизни, как он выражался. Его первая диссертация была посвящена тщательному изучению агиографической литературы. До него никто из отечественных историков не занимался так подробно данной тематикой. Другое крупное исследование посвящено изучению состава Боярской Думы. Василий Ключевский очень тщательно проанализировал те социальные слои, которые входили в этот совещательный орган при российских князьях и царях. Его работа открыла новые подходы в историографии при изучении социальной структуры общества. Его методология включала подробнейший анализ всех проявлений жизни и быта простого народа, что было особенно актуально для России во второй половине XIX века после отмены крепостного права.

Работы по истории

Василий Ключевский, биография которого была вкратце представлена в предыдущих разделах, известен как автор знаменитого курса лекций, которые он читал на протяжении нескольких десятилетий. Будучи прекрасным оратором, он великолепно владел литературным языком, который делал его выступления особенно яркими и выразительными. Благодаря метким и остроумным замечаниями и заключениям, которыми он сопровождал свои научные рассуждения, его лекции приобрели особенную популярность. Василий Ключевский, история России которого стала настоящим эталоном не только для его учеников, но и для многих других отечественных ученых, также прославился как вдумчивый наблюдатель над бытом русского народа. До него исследователи, как правило, обращали внимание на политические события и факты, поэтому его работы без преувеличения можно назвать настоящим прорывом в историографии.

Язык ученого

Особенностью лексики Ключевского является выразительность, меткость и яркость высказываний. Исследователь умел очень четко выразить свои мысли по поводу самых разных проблем современности и прошлого. Например, ему принадлежит следующее высказывание о реформах первого российского императора: «От большой стройки всегда остается много сора, и в торопливой работе Петра пропадало много добра». Историк часто прибегал к подобного рода сравнениям и метафорам, которые, отличаясь остроумием, тем не менее, очень хорошо передавали его мысли.

Интересно его высказывание о Екатерине II, которую он называл «последней случайностью на русском престоле». Ученый довольно часто прибегал к подобным сравнениям, которые позволяли лучше усвоить пройденный материал. Многие выражение Ключевского стали своего рода поговорками в отечественной историографии. Нередко на его фразы ссылаются для того, чтобы придать выразительности рассуждениям. Многие его слова стали афоризмами. Так, высказывание «В России центр на периферии» почти сразу ушло в народ: его нередко можно встретить в прессе, на симпозиумах, конференциях.

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Некоторые факты из биографии

В заключение следует обозначить несколько интересных моментов из жизни этого выдающегося исследователя. Будущий исследователь научился читать в четыре года и с самого раннего детства проявил удивительную способность к учебе. В то же время он боролся с заиканием и в результате больших усилий сумел преодолеть этот порок и стать блестящим оратором. Он принимал участие в знаменитых Петергофских совещаниях по составлению проекта думы, а также баллотировался в качестве депутата от партии кадетов, однако не прошел. Итак, Ключевский Василий Осипович, биография и творчество которого стали предметом настоящего исследования, является одним из ведущих отечественных специалистов по изучению российской истории.

fb.ru

Ученый, исследователь, историк…

Наш город занимал особое место в жизни и творчестве известного курского историка середины XX века Лидии Медведской. И это не только потому, Что здесь прошли ее последние годы жизни, но и потому, Что именно здесь, в Курске, со всей полнотой раскрылся ее талант ученого и педагога.

Одним из направлений научной деятельности Лидии Алексеевны в этот период являлось исследование истории Курска XIX века. По воспоминаниям доктора исторических наук Елены Дружининой, «Лидия Алексеевна неоднократно приглашала нас к себе в гости в Курск, и мы мечтали о своей новой поездке в Курский край — родину моего отца Иоасафа Ивановича Чистякова и супруга Николая. Курск всегда присутствовал в наших творческих и человеческих отношениях с Лидией Алексеевной. Она многое делала для изучения и исследования его истории, и по ее предложению Николай Михайлович написал свои воспоминания о городе, которые впервые были опубликованы в Ученых записках Курского педагогического института, изданных под редакцией Л.А. Медведской».

Так случилось, что вся наша семья связана теперь не только с Курском, но и с Курским государственным университетом, где преподавала в 60-е годы Лидия Алексеевна, где заведовала также кафедрой истории СССР (1964 — 1970 годы). 

В первом издании книги «Курск. Очерки истории города» (1957 год) Лидия Алексеевна ввела в научный оборот такие ценные источники, как фонд следственной комиссии по делу курской помещицы Брискоры и «Записки» М.С. Щепкина… Лидия Алексеевна недолго работала в Курске, но как много сделано ею для краеведения.

Работая над книгой о Курске, Лидия Алексеевна много времени проводила в Государственном архиве Курской области, изучая документы и материалы, хранящиеся там. Она делила свою трудовую жизнь между институтом и архивом, работала самоотверженно и очень напряженно. Об этом вспоминают многие сотрудники архива (М.М. Литвинова, Т.В. Михайлова, А.С. Травина).

Лидия Алексеевна начала свою исследовательскую работу в Государственном архиве в 1965 году. Об этом свидетельствует ее личное дело, где четко обозначена тематика, интересующая исследовательницу, четко сформулирована тема «Экономическое развитие России первой половины XIX века. Движение декабристов». Мы имеем возможность ознакомиться и с перечнем фондов, над материалами которых трудилась Лидия Алексеевна. Эти материалы были не только просмотрены ею, но и глубоко изучены, проанализированы и использованы для разработки актуальных проблем исторической науки, исторического краеведения. Это была большая, кропотливая работа, которая требовала усидчивости, терпения в разборе и анализе текстов.

Бывала часто Лидия Алексеевна и в краеведческом музее, где занималась в библиотеке, имеющей уникальный книжный фонд. Эти материалы она использовала для своей исследовательской работы. Она также оказывала сотрудникам музея большую помощь, консультировала по различным вопросам краеведения (по воспоминаниям Н.А. Зайчик, старшего научного сотрудника Курского областного краеведческого музея).

Избрав общую тему своего исследования — «Курск первой половины XIX века», Л.А. Медведская выделила при этом широкий спектр вопросов, изучение которых имеет самостоятельное значение. По сути, это цикл статей, объединенных одним общим названием. Автор выделяет такие разделы: «Административный центр губернии», «Курск сословный», «Участие курян в Отечественной войне 1812 года», «Участники освободительного движения в Курске». Эти сюжеты сохраняют свою актуальность и значение до сих пор. Ни один современный исследователь истории Курского края XIX века не может обойтись без научных трудов Лидии Алексеевны, имеющих историческую достоверность и опирающихся на многочисленные документальные источники. 

Отметим, что в 2012 году в связи с 200-летним юбилеем Отечественной войны 1812 года статья Л.А. Медведской «Участие курян в Отечественной войне 1812 года» была дважды переиздана в научном сборнике Курского областного краеведческого общества «Отечественная война 1812 года» (под редакцией Ю.А. Бугрова) и в альманахе, вышедшем из печати под редакцией профессора В.В. Коровина, отметившего фундаментальный характер научных трудов Лидии Алексеевны. 

Обширный библиографический список источников и литературы, использованных Л.А. Медведской и прилагаемых к статье «Курск в первой половине XIX века», также свидетельствует о глубоком изучении автором обозначенных вопросов. Здесь представлены ссылки не только на новые архивные документы, впервые вводимые исследователем в научный оборот, но и на редкие дореволюционные издания по истории Курского края, в том числе периодическую печать, мемуары, а также сборники документов, монографические исследования. Обращает на себя внимание и использование автором материалов из центральных архивов Москвы, в том числе из ЦГАОР СССР (в настоящее время ГРАФ). Причем эти источники на французском языке требовали особого внимания и дополнительных усилий по их переводу на русский язык. Поиск многих литературных источников, особенно дореволюционных изданий, также требовал работы в Москве, в центральных библиотеках страны. 

Лидия Алексеевна была, как мы отмечали, первой в разработке указанных вопросов, а путь первопроходцев всегда тернист и сложен. Но счастье любого исследователя, если у него есть последователи и продолжатели. У Лидии Алексеевны они есть из числа ее учеников и новых поколений историков, расширивших границы научного поиска.

Большое внимание Л.А. Медведская уделяла и в научной, и в педагогической деятельности изучению и разработке вопросов истории освободительного движения в России. Коллега Лидии Алексеевны, доцент кафедры О.П. Запорожская в своих воспоминаниях отмечала: «Она буквально открыла тему о декабристах-курянах. Рассыпанные в разных документах и изданиях сведения были ею тщательно проанализированы. Своими меткими оценками и характеристиками она приблизила к нам этих людей, показала их искания и судьбы. Мы запомним поэта-декабриста В. Раевского и место, где он жил в Курске, темпераментного В. Вадковского в связи с доносом Шервуда, роль образованного юриста Семенова, разбиравшего конфликт помещицы Брискоры с ее подданными. Краеведческий материал, разработанный Лидией Алексеевной, прочно вошел в учебные программы».

Следует отметить, что Л.А. Медведская являлась автором нескольких монографий о декабристах, получивших высокую оценку  у специалистов. Книги «П.И. Пестель» (1967 год), «Сергей Иванович Муравьев-Апостол» (1970) вышли в Москве в центральном издательстве «Просвещение». Они сочетали популярность изложения и строгую научную аргументацию. Это отмечали в своих рецензиях академик Н.М. Дружинин, профессора И.В. Порох, В.А. Федоров. 

Заслугой Лидии Алексеевны явилось то, что она на документальной основе, используя большое количество источников, уделила много внимания декабристам, их гражданскому подвигу, их нравственному облику. 

Труды Лидии Алексеевны и сейчас актуальны, так как помогают понять нашу историю. Доцент КГУ С.В. Капинос вспоминал: «Студенты страстно сопереживали судьбам исторических личностей, многие из которых становились нашими любимыми героями. Им мы хотели подражать, у них мы учились бескорыстию, учились горячо любить родину. Именно такими любимыми героями для нас стали первенцы свободы, рыцари чести и справедливости — декабристы, которым посвящались многие работы Л.А. Медведской. Их мы чтили с большим увлечением и упоением». 

Появление книги, где раздел о Курске первой половины XIX века был написан Лидией Алексеевной, стало настоящим событием для краеведов. 

Заслугой Л.А. Медведской явилась также публикация воспоминаний профессора И.И. Чистякова и академика Н.М. Дружинина о Курске второй половины XIX века в «Ученых записках» Курского педагогического института. Она являлась редактором, составителем этого сборника. Публикация воспоминаний И.И. Чистякова была осуществлена не только с комментариями Л.А. Медведской, но и с углубленным изучением отдельных сюжетов по истории Курска второй половины XIX века. 

Истории Курска посвящена также статья Лидии Алексеевны «Странички истории нашего города», опубликованная в газете «Курская правда» от 26 мая 1967 года. Самой же значительной публикацией  по этому периоду является «Некоторые странички из истории Курского края второй половины XIX века».

Современному читателю будет небезынтересно узнать о строительстве железнодорожной линии в Курске, о создании водопровода, об учреждениях образования и культуры, о бытовых проблемах и повседневной жизни курян. 

Как прекрасного педагога высшей школы Лидию Алексеевну характеризует ее небольшая статья «Пополнять знания самостоятельно». Она отражает научно-методические подходы автора к учебному процессу, принципы, положенные им в основу изучения истории Отечества студентами, а также формы индивидуальной работы с ними. Лидия Алексеевна передавала своим ученикам любовь к истории, к родной земле, воспитывала в них трудолюбие, настойчивость, стремление к знаниям. Так удивительным образом в Лидии Алексеевне Медведской сочетались черты замечательного ученого, педагога и человека, яркого представителя российской интеллигенции 60-70-х годов XX столетия. О Курске она всегда говорила и писала с любовью.

Александра Друговская

gazetakursk.ru

Историк — это… Что такое Историк?

Исто́рик — учёный, изучающий историю, исторический процесс, литературу и культуру.

Профессиональные историки работают в университетах, в академических центрах и музеях, школах и других учреждениях среднего общего образования.

Историк изучает прошлое человечества во всем его многообразии, используя знания о всевозможных исторических фактах и процессах, воссоздает картину жизни государства, народов и отдельных людей в разные времена. Устанавливает закономерности развития общества и выявляет причинно-следственные связи между произошедшими событиями.

В зависимости от сферы интересов, история и специалисты делятся на следующие кафедры и дисциплины:


История изучает жизнь человечества на протяжении нескольких тысяч лет. Можно выделить историю древнего мира, средних веков, историю нового времени. Основной работой историка является сбор и интерпретация исторической информации путем проведения исследовательских работ и изысканий, работой с архивными материалами и документами. Он должен прочитать древний текст. установить автора, адресата, дату написания, вид документа, затем синтезировать информацию источника и информацию об источнике и дать интерпретацию полученным данным. В этом ему помогают такие специальные дисциплины, как нумизматика, геральдика, сфрагистика (наука о печатях), палеография и т.д. Уровень общения в работе историка минимальный при исследовательской работе и достаточно интенсивный при исследовательской деятельности.


Специфика профессии: Интересный, но очень кропотливый труд в библиотеках, архивах и хранилищах, выставочных залах и запасниках музеев, общение с частными коллекционерами. Нередко историки выезжают в археологические и этнографические экспедиции, участвуют в научных конференциях и симпозиумах. Специалисты, изучающие историю зарубежных стран, нередко отправляются в зарубежные командировки. Эта профессия привлекает и мужчин, и женщин.

Области применения: Работают в учебных заведениях различного профиля, в архивах, библиотеках, музеях.

Доминирующая профессиональная направленность: На работу со знаковыми системами (тексты, числа, формулы и т. п.), а также на работу с людьми.

Доминирующие интересы: История. Обществоведение. Археология… Сопутствующие: География. Искусство. Иностранный язык.

См. также

dic.academic.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *