Диплом философа: куда идти работать?

Любовь к мудрости называется философией.
Цицерон
Что такое философия?
Давайте заглянем в самый популярный энциклопедический источник — Википедию. Итак, филосо́фия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях (универсалиях) ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.
Кто такой философ?
И опять давайте обратимся к Википедии: «Фило́соф (др.-греч. φιλόσοφος — любящий мудрость, любящий знания, любознательный, стремящийся к истине, искатель истины) — человек, который занимается поиском истины, изучением сущего. В связи с тем, что каждый человек на протяжении всей своей жизни занимается поиском истины (как говорили древние: каждый человек — философ), философами называют тех людей, которые этому занятию уделяют первоочередное внимание».
Получается, что каждый из нас философ. Ведь все мы время от времени, а бывает, и большую часть времени думаем над вопросами: «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл жизни и есть ли он? Что выбрать и какой дорогой пойти?»
И если Вы делаете поиск ответов над вопросами делом всей жизни, вы официально называетесь философом. Если же вы иногда рассуждаете на философские темы и о своем месте в этом мире, то для окружающих, выражаясь повседневным языком, вы погрузились в хандру.
Рассмотрим первый вариант, вы – философ! Что вас ждет?
С детства вы были задумчивы, читали книжки не по годам. Или, наоборот, непоседливы, энергичны, легки… Теперь вы студент философского факультета. И это становится объектом нашего повышенного внимания. Возникает совсем не философский вопрос – а куда идти выпускнику с дипломом, в графе которого указана специальность «философ»?
Я училась на факультете социологии и политологии, где в течение 2-х лет преподавали предмет «философия». И это был один из моих любимых предметов. Судите сами, где еще все вами сказанное есть истина? Математика? Литература? Или может быть история? Нет, таких наук больше нет и в этом уникальность философии!
И все же, кем работают философы? С этим вопросом я обратилась в деканат философского факультета. Вот, что мне сказали: «Наши выпускники везде находят себя, в разных отраслях». Согласитесь, ответ вполне в духе факультета. Но ведь это действительно так. Если Вы философ, Вы можете делать научную карьеру, а можете уйти в журналистику или открыть свой бизнес.
Подтверждением этому служит и небольшое интервью с бывшим студентом философского факультета, который, спешу отметить, в настоящее время работает в одном крупном рекламном агентстве.
— Роман, кем могут работать выпускники философского факультета?
— Журналистика, реклама, в основном там и работают, но есть знакомый в турсфере.
— Какие планы на будущее у среднестатистического студента философского факультета?
— Реклама, журналистика, секретариат, в общем куда возьмут. По-моему, это сейчас касается почти всего образования. Заканчиваешь одно, а работаешь там, куда берут. Ну а особые счастливцы работают где захочется. Так что, философский факультет не исключение.
— Какие минусы и плюсы учебы на философском факультете?
— Не понравилось изобилие лишнего народу среди студентов, которые туда случайно поступили и не разделяют твоего благоговения перед Фукидидом, много «выскочек», людей с Богатым Внутренним Миром…Некоторым башню сносит от Ницше и Вольтера… И самый главный минус — у всех кафедр свой подход к преподаванию, нет единой выстроенной системы, в которую бы укладывались все осваиваемые знания. Это серьезный минус.
Среди плюсов можно отметить хорошую атмосферу, почти все преподаватели вызывают уважение, можно высказывать свое мнение, отличное от преподавательского, ну и фундаментальное изучение философских дисциплин — это вообще добро.
Таким образом, философское образование универсально по своей сути и, прежде всего, делает Вас всесторонне развитой личностью, личностью, чьи знания становятся базой дальнейшей жизни. И, тем не менее, любая учеба – это огромный труд. А на философском факультете придется трудиться очень серьезно. И, если вам философия действительно интересна, тогда дерзайте и не бойтесь. Сартр говорил, что человек – это чистый лист бумаги, и вы сами пишете себя и свою историю!
P.S. Вот и мне пригодились 2 года философии, что еще раз подтверждает ценность, вернее бесценность, данной науки! Удачи!
Ксения Третьякова
Мне нравится
15
www.uralstudent.ru
Как и где могут найти себя выпускники философских факультетов — Российская газета
Предпочтение в выборе трудоустройства часто отводится специальностям, имеющим конкретную направленность. Философия представляется занятием неопределенным, не имеющим привязки к прикладной деятельности, а потому неперспективным и даже бесполезным. Это впечатление в корне неверно. Философа можно причислить к представителям свободной профессии. Будучи не закрепленным ни за одной из конкретных специальностей, он исполняет роль модератора, который, соотнося концепции из разных областей знания, создает новые интеграционные модели.
Область деятельности философа необязательно определяется специальностью, прописанной в дипломе. Выпускники философского факультета МГУ работают в разных сферах. Например, Наталья Тимакова, нынешний пресс-секретарь председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, окончила факультет социальной философии. Председатель совета директоров Global Ports Никита Мишин и генеральный директор группы «Н-Транс» Константин Николаев (входят в список богатейших бизнесменов России по версии Forbes) также учились на философском факультете.
— Мы живем в современном коммуникационном мире, философия дает очень важные предпосылки для освоения коммуникационного пространства, — полагает декан философского факультета МГУ Владимир Миронов. — Коммуникация сегодня доминирует. Она присутствует везде: в бизнесе, в политике, в различных властных структурах, конечно, в масс-медиа. И философы могут занимать эти ниши, опираясь в том числе на умение мыслить. Как известно, не все умеют мыслить. Как писал Гегель, известное от того, что оно известно, еще не становится познанным.
Понимание общих законов развития помогает философу выстраивать стратегии в различных областях профессиональной деятельности. Например, осмысление проблемы принятия решения является предметом философской рефлексии. В условиях отсутствия жестко фиксированных правил и недостаточного владения нужным объемом информации это знание является особенно востребованным. В период экономического кризиса, когда от одного решения зависит положение целой компании, умение сделать правильный выбор может быть определяющим для всего дела предпринимателя.
— Человек, находящийся внутри бизнеса, может дойти до обоснования проблемы принятия решений, — отмечает Миронов. — Но при этом нужно понимать, что философ функционально знает общие законы развития. Он осознает, что противоречия неизбежны, так же как конфликты в какой-нибудь корпорации. Сократ, когда произносил свою знаменитую фразу: «Я знаю, что ничего не знаю», говорил о том, что философ в отличие от представителя конкретной области знания работает при принципиальном понимании, что знания всегда будет не хватать, при том что нужно принимать решения.
— Если выпускник философского факультета не хочет преподавать, то он, как правило, уходит в бизнес, в финансовую аналитику, — считает заведующий кафедрой истории зарубежной философии МГУ Вадим Васильев. При этом он отмечает, что многие философы также занимаются переводами, которые не могут сделать выпускники филологических факультетов.
— У философии есть прикладные измерения, — полагает аспирант философского факультета, главный редактор студенческого журнала «Финиковый компот» Евгений Логинов. — Это ряд выкладок из этики: бизнес-этика, гендерные исследования и т.д. С другой стороны, фундаментальная философия в последнее время начинает иметь практические измерения благодаря активному взаимодействию с естественными науками.
В России условия для преподавания философии лучше, чем в других странах. Это связано с тем, что философия является обязательным предметом во всех образовательных программах российских вузов. Ни в Европе, ни в Америке нет стран, где сдача курса по философии является необходимым условием получения высшего образования.
Выпускнику иностранных вузов, получившему философское или хорошее гуманитарное образование, сложнее найти работу, чем дипломированному специалисту в РФ. В Германии, например, университеты не подписывают долгосрочных договоров с преподавателями. Немецкие выпускники не имеют возможности в течение нескольких лет работать ассистентом при университете. Вместо этого им предлагается участие во всевозможных коммерческих проектах.
— Философ становится дополнительной профессией, — констатирует Владимир Миронов. — С этой точки зрения устроиться философом как таковым очень трудно. Например, у нас на факультете работают около 70 профессоров, а в Гейдельбергом университете им. Рупрехта и Карла, там точно такой же большой факультет, работают только четыре профессора. Остальные нанимаются. Постоянно идет текучка.
Тем не менее философское образование очень ценится за границей. Американские исследователи с интернет-портала physicscentral.com установили, что студенты, получающие философское образование, умнее своих коллег с других факультетов. Решить задания, которые требовали от студентов составления предложений с наиболее подходящим словом или фразой, а также находить в них наиболее важную информацию лучше всего получалось у философов (84%), студентов, обучающихся на факультете английского языка (74%), и политологов (70%). Написание двух эссе, требовавших в первом случае разрешения логических головоломок, а во втором — краткого тезиса с содержательной аргументацией, также лучше всего получалось у представителей философского факультета, совокупный балл которых составил 4,4 из 6 возможных. Лишь в заданиях, требовавших анализа данных, а также алгебраических и геометрических вычислений философы оказались не на первом месте (50%), уступив его математикам и инженерам (84%).
В России условия для преподавания философии лучше, чем в других странах
— Если вы хотите работать в университете, вы помимо бакалавра и магистра должны получить степень доктора, — описывает ситуацию с трудоустройством философов в США Вадим Васильев. — Почти нет исключений, когда человека берут на работу «неостепененного». Если вы учитесь, вы рано или поздно понимаете — это ваше. Вы идете на Phd программу (аналог аспирантуры в РФ. — Прим. «РГБ»), она обычно длится пять лет. И только потом вы боретесь за место в университете. Если вы только суперталантливый, конечно, вас возьмут сразу. В целом в Америке работает конкурсная система. Даже в самые большие университеты на низшие ставки конкурс не менее пятидесяти человек на место.
rg.ru
Специальность Философия бакалавриат — Учёба.ру

15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Институт гуманитарного образования и информационных технологий
ИГУМО — современный вуз

Российский технологический университет
Потенциал 3 университетов! Все программы, условия и главные факты.

Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Закодированный мир
Зачем учить детей программированию и как это влияет на развитие?

Классная экипировка
Полезные и забавные предметы для школьников.
Московский социально-экономический институт
Профессии для общества

Кузница кадров
Самые перспективные профессии в колледжах.

Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Новая педагогика
Как меняется главный педагогический вуз страны, и что такое универсальный бакалавриат.
Онлайн-образование
Можно ли получить качественное образование, не выходя из дома.
Федеральные университеты
О том, как получить образование мирового уровня в регионах России.

Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
www.ucheba.ru
Кем работать после Философии
К посту 10, остальные повыходили замуж и работают кто кем, несколько в кадрах, в основном все обыкновенные манагеры и овощи. И, учтите, это выпуск сильного вуза: на поступление конкурс, к 5 курсу дошло менее половины поступивших, и отчисляли только так, деканат ни с кем не носился, больше трех долгов — отчисление, за тотальные прогулы гнали ссаными тряпками, некоторые экзамены были фееречины, а большинство преподов — мечта! Нам на парах часто рассказывали и поясняли то, что нет в учебниках. И спрашивали также не по учебнику на экзаменах, это надо прочувствовать, пережить, понять, это невызубришь. И если ты лично не присутствовал на лекции или практике, то даже самые подробные конспекты не дадут ничего. Такие дела.
Я по специальности не работала ни дня. Я доучилась с превеликим трудом, сильный вуз и педагоги научили меня думать, но специалистом я себя не чувствовала. После того, как вышла на практику, разочаровалась совсем — нудная, не интересная, бесполезная работа, никакого творчества, все под копирку и кальку, сверху куча руководства и ограничений, мало возможностей для введения чего то нового. Фу короче, я отказалась. И считаю это своим самым правильным решением в жизни, не заставлять себя идти работать по профессии (я ж пять лет угробила), а пойти работать и получать второе образование. Но это во многом удача, мне повезло, что со второго раза угадала, а могла бы и не угадать(((((
Я получила второе высшее, тоже гуманитарное, но теперь я нашла себя и счастлива, работа нравится, обожаю ее, хотя со стороны может показаться, что работа нудная, нервная и малотворческая. Но вот именно мне она подходит, я себя нашла, я себя чувствую творцом, а когда выходит проблема, решать ее невероятно интересно, и соревноваться с другими умами тоже интересно, когда выигрываю просто что то невероятное испытываю, а когда проигрываю, получаю волшебный пендель, уже спортивный интерес. Я юрист-судебник)))))
Автор, желаю Вам найти себя! И быть счастливым специалистом!
www.woman.ru
Добрый день! Очень интересны мнения и советы пользователей сайта по следующему вопросу. В какой сфере лучше и продуктивней искать работу и стоить карьеру студенту/выпускнику философского факультета (государственного вуза) в Москве? При условии знания ин.языка (ов) на среднем уровне и свободной работе с ПК, естественно. И исключая из вариантов преподавание философии (этот вариант очевиден). Спасибо!) Комментарии
|
www.superjob.ru
Профессия «философ»
Почти для всех абитуриентов философский факультет является своего рода «темной лошадкой». Возникает вопрос: какие преимущества дает философское образование в процессе поиска работы?
Прежде всего следует понять, что после философского факультета выпускник не становится философом в полном смысле слова. Философ – это не профессия, сводящаяся к набору знаний и умений. Это определенный тип мышления и миропонимания. Философом можно стать, и для этого необязательно оканчивать философский факультет. Тогда что может дать такое образование в современном мире?
Исторически философские факультеты готовили и продолжают готовить в первую очередь преподавателей, педагогическую элиту страны. Получив степень бакалавра, выпускник имеет право преподавать в средних и средних профессиональных образовательных учреждениях. Степень магистра дает возможность претендовать на пост преподавателя вуза. А это прямой путь к академической карьере.
В то же время понятно, что далеко не каждому абитуриенту профессия преподавателя интересна. Но это вовсе не значит, что философский факультет для него закрыт. На вопрос «где работают выпускники философского факультета?» самым простым и честным ответом является – «везде».
Философское образование – это фундаментальное образование, которое дает умение свободно мыслить, учит критичности, нестандартным подходам к обыденным вещам, развивает гибкость ума и способность к креативным решениям. Эти качества ценятся в любой сфере, какую бы ни избрал для себя выпускник. Также данное образование не является чисто гуманитарным, но включает естественно-научные дисциплины.
При этом выпускники философского факультета нередко оказываются даже в лучшем положении, чем более узкие специалисты. Приобретенная однажды специальность может устареть или стать неприбыльной. Но способность ориентироваться в современном мире, умение выделять стратегически важные вещи, осваивать новые знания остаются ценными во все времена.
Выпускники философских факультетов работают в сферах, связанных с переводческой и редакторской деятельностью, аналитикой в области культурной политики и СМИ, реализацией медийных и арт-проектов, в журналистике, политической сфере, бизнесе и творческих профессиях.
Получить философское образование можно практически во всех крупных университетах России, среди которых ведущими являются философские факультеты таких университетов, как МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, РУДН, СПбГУ и УрГУ.
Другие профессии из данной тематической группы
www.examen.ru
Профессия – философ: где работают современные Аристотели и зачем философия детям
Накануне Всемирного дня философии 1prof.by узнал, куда могут трудоустроиться специалисты этой профессии.
Всемирный день философии отмечается 16 ноября.
Современные философы не прогуливаются в парке, услаждая слух и ум окружающих мудрыми беседами, как это было в аристотелевские времена. Однако последователи древнегреческого мыслителя и сейчас предпочитают высказывать свои умозаключения «на ходу» – как Аристотель, который вел занятия, гуляя с учениками по роще неподалеку от основанного им первого лицея.
О том, где сегодня можно встретить мыслителей и куда они устраиваются на работу, порталу 1prof.by рассказали заместитель декана по учебной и воспитательной работе факультета философии и социальных наук (ФФСН) БГУ Александр Бобр и заведующий кафедрой философии и методологии науки, заслуженный деятель науки Республики Беларусь, профессор Анатолий Зеленков.
Философию – детям
Ежегодно кафедра философии и методологии науки выпускает порядка 30–40 человек специальности «Философия» очной и заочной формы обучения. За свою более чем полувековую историю отделение выпустило свыше 2 200 философов, из которых больше 350 защитили кандидатские, а порядка 25 – докторские диссертации.
– Большинство наших выпускников связывают свою дальнейшую деятельность с образованием и наукой, – рассказывает Александр Бобр. – Из выпускников дневного отделения 2016 года около 60% распределились по специальности – в основном в высшие учебные заведения или ссузы, где есть кафедры социально-гуманитарных дисциплин. Некоторые работают в школах преподавателями обществоведения. Ежегодно 2–3 наших бывших студента берет на работу Институт философии НАН Беларуси.
И все-таки, по мнению замдекана по учебной и воспитательной работе, существующая система распределения в отношении специалистов философского профиля работает не настолько эффективно, как хотелось бы.
– В отдельные годы распределение становилось большой проблемой факультета, поскольку кафедры региональных вузов вместо того, чтобы пригласить на работу наших выпускников, брали в качестве преподавателей философии людей, которые не получили базового философского образования. Хотелось бы, чтобы Министерство образования рассмотрело ситуацию и поставило наших выпускников в приоритетное положение, – высказывает пожелание Александр Бобр.
Вероятно, в ближайшем будущем у современных философов появится еще одно место работы – детские сады и начальные классы школы.
– Было бы интересно адаптировать американский опыт и создать философские факультативы для детей даже дошкольного возраста, где бы такие базовые понятия как добро, зло, совесть, мир, человек объяснялись в форме сократовских диалогов. Это научит детей мыслить и рассуждать, – считает Анатолий Зеленков.
Подобные факультативные занятия проводят не только во многих школах США, но и в некоторых странах Западной Европы. Есть множество адаптированных пособий, где Платон, Сократ и Аристотель предстают в формате, который понятен и интересен детям.
Зачем философу китайский язык и основы бизнеса
Сегодня на философском отделении студентов ориентируют, чтобы они еще во время учебы искали свое место на рынке труда. С этого учебного года для обучающихся на 4-м и 5-м курсах ввели обязательный психолого-ориентированный курс, рассчитанный на 12 занятий. Вести его будут представители кадровых агентств, которые расскажут студентам, как составить резюме и показать себя на собеседовании.
Вопросы, о которых размышляют современные мыслители, не так далеки от жизни, как принято думать. Если философскую антропологию по-прежнему волнует человек и его сущность, то социальная философия рассматривает проблемы устойчивого развития, мировой политической и экономической нестабильности. На сегодняшний день многие пытаются постичь феномен цивилизационного прорыва стран Востока.
– Еще в прошлом веке утвердилось мнение, что западноевропейская культурная матрица себя исчерпала. Возможно, решение дальнейшего развития цивилизации кроется именно в разгадке восточного феномена. Но для его познания необходимо доскональное знание китайского, японского, корейского языков, – рассказывает Анатолий Зеленков.
Не все философы согласны жить в бочке, как Диоген. Некоторые современные мыслители добиваются больших успехов в бизнес-среде. Яркий пример тому – кандидат философских наук, замдиректора Института философии РАН Петр Щедровицкий, прославившийся благодаря своим деловым играм. Белорусский философ Андрей Мирошниченко, являясь руководителем Центра управления знаниями и компетенциями Института философии НАН Беларуси, работает как бизнес-тренер и профессиональный коуч ICU.
Впрочем, среди студентов философского отделения ФФСН достаточно и тех, кто сразу после окончания учебы меняет профессию. В основном бывшие выпускники идут в организации госуправления, банковскую и экономические сферы, рекламу или консалтинг.
– К сожалению, нынешний век – не самое лучшее время для философии. В суете каждодневных забот многие отдают предпочтение повседневности. А философия как бы откладывается на потом, – рассуждает Анатолий Зеленков. – Но универсальное философское образование становится базисом, плодородной почвой для нового знания. Наши выпускники обладают большим преимуществом – специфическим аналитическим стилем мышления, умением систематизировать и делать выводы. Такие качества сегодня востребованы.
Философ-блогер
Среди сменивших профессию – выпускник философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, автор проекта «Скрытый смысл» Роман Таран. После окончания учебы он освоил веб-программирование, потом – интернет-маркетинг. Полученные навыки очень помогли при создании канала на YouTube, который позволил ему вернуться к началу начал – к философии.
– Я работаю на стыке психологии и философии. Делаю по большей части психологические разборы популярных фильмов, в которых обыгрываются разные психологические установки и типы. Иногда удается поднять философские вопросы. Например, объясняя происходящее в фильме «Господин Никто», я использовал концепцию платонизма. А при анализе «Ауры» Фабиана Бьелински мне удалось выйти на самый глубинный уровень мышления – онтологии. Думаю, я понял и озвучил довольно важные вещи, – рассказывает Роман.
По мнению автора проекта «Скрытый смысл», сегодня философией интересуется довольно много людей, однако философские концепции сами по себе мало кому любопытны. Одно из наиболее популярных заблуждений обывателей – то, о чем говорили мыслители прошлого, уже неактуально, поскольку якобы опровергнуто.
– Еще больше людей считают, что сегодня философия в принципе не нужна и для развития человечества достаточно науки. Они не могут понять главного: наука рассматривает вещи и явления, а философия наполняет их смыслом, – объясняет Роман Таран.
В современных условиях, когда нужно заботиться прежде всего о своем выживании и заработке, на философию у людей просто не остается времени. Но это совсем не значит, что она не нужна. Буквально в ближайшие десятилетия человечество столкнется – или уже сталкивается – с острой необходимостью в философских интерпретациях. В нашу жизнь все глубже проникают такие явления, как кибернетизация человека и искусственный интеллект, ученые смело редактируют геном и даже начинают вмешиваться в наш разум. Чтобы не сбиться с пути и не воплотить в жизнь пугающие варианты будущего, человечеству просто необходима философия.
Диана ФИЛИМОНОВА
1prof.by