Чередование о а е и – Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков. Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] — [ж], [ч], [ш] — [с], [ц], [с] — Фонетика. Орфоэпия. Орфография — РОДНОЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Уроки для 5 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

Содержание

Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы] — ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ — Украинский язык 5 класс — С.Я. Ермоленко — учебник

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ

 

§ 35 Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы]

 

Запомним!

При изменении форм слова и при образовании однокоренных слов в некоторых глаголах происходят следующие чередования:

а) перед следующим составом из наголошеним а:

 

б) перед следующим составом: с -а-(-я-), -ува-(-юва-):

в) перед р, л, если в следующем составе есть отмечен а: заберу — забирать, тереть — стирать.

321 Заполните в тетради таблицу. Распределите приведенные пары глаголов в соответствующие колонки.

Дежурство

[о] — [а]

[е] — [и]

[э] — [ы]

 

 

 

Помочь — помогать, стелить — застилать, застегнуть — застегивать, сломить — ломать, катиться — кататься, содрать — сдирать, схватить — хватать, беречь — хранить, печь — выпекать, шептать — нашептывать, беру — забирать, тереть — стирать.

322 1. Спишите отрывок из стихотворения Т. Шевченко «Мені тринадцятий минало…». Вставьте пропущенные буквы.

Об..рнувся я на избы —

Нет у меня дома!

Не дал мне Бог ничего!..

И хлынули слезы,

Тяжелые слезы!.. А девушка

При самой дороге

Недалеко возле меня

Посконь выб..рала,

И услышала, что я плачу,

Пришла, поздравила,

Ут..рала мои слезы

И поцеловала…

323 Спишите предложения. Объясните чередование гласных в корнях выделенных глаголов.

1. Течет вода в синее море, и не вытекает; щука казак свою судьбу, а судьбы нет. 2. А журавли летят себе домой ключами. 3. Прилетает кукушечка над ними ковать… 4. И филин пуга, и сова из-под стрехи в поле вылетает. 5. Не сокрушается Екатерина — слезу утирает… 6. Быстренько слезы Мария утерла, смеясь. 7. Не умирает душа наша, не умирает воля! 8. Там отец, плача с детьми (а мы малые были и голые), не вытерпел злой судьбы, умер на барщине!.. 9. И солнце грело, не пекло! (Из тв. Т. Шевченко).

 

324 1. Спишите текст. К выделенным словам подберите однокоренные, в корнях которых произошло чередование.

Весело зазвенели струны. Старый кобзарь знает, что молодежь любит. «Коло млина, коло броду», «Ой летела горлица», — поет он. А дальше как ударит на все струны: «Ой за гаем, гаем, гаем зелененьким…» Парни и девушки схватились в пляс, аж пыль пошла. Допоздна наблюдал маленький Тарас, как молодежь танцевала, пела на майдане. Домой пришел очарован музыкой и долго не мог заснуть (За Д. Красицким).

2. Объясните лексическое значение слов кобзарь, «Кобзарь».

325 Запишите парами однокоренные слова по образцу.

Образец. Загонять — загонити: [а] — [о].

Катить, відстрілятись, расплести, помощь, выхватить, расплетать, стирать, подстрелить, катать, стереть, хватать, помогать.

326 1. Найдите в представленных отрывках из произведений Т. Шевченко глаголы, в которых происходит чередование [е] — [и], [э] — [ы]. Запишите их.

1. За солнцем облачко плывет,

Красные полы расстилает

И солнце баиньки зовет

В синее море: покрывает

Розовой пеленой,

Языков иметь ребенка…

2. Прилетает кукушечка

Над ними ковать;

Прилетает соловей

Щоніч щебетать;

Поет и щебечет,

Пока луна взойдет…

2. Составьте предложение с выписанными словами.

И кистью, и словом

327 1. Прочитайте текст о Шевченко-художника.

Поэзия Тараса Шевченко известна во всем мире. Но не менее богатой и интересной является творчество Шевченко-художника.

Шевченко очень любил рисовать портреты.

Он изображал своих товарищей, знакомых, самого себя. Художник не просто копировал человеческое лицо, а пытался глубоко проникнуть во внутренний мир человека.

Посмотрим на «Портрет Вари и Васи Репниных». На нем изображен младших детей Василия Репнина — Варю, которую в семье называли Люля, и Василька. О работе над этим произведением вспоминала тетя детей Варвара Репнина: «…он работал над портретами детей моего брата, а я их развлекала, чтобы они сидели спокойно».

Шевченко передал настроение обоих детей, нашел для каждого из них естественную позу. Легкая, уверенная манера письма и мягкие и теплые цвета делают изображение мальчика и девочки очень живыми. В миловидного Василька не по-детски серьезный взгляд, а волшебная девочка Варя смотрит нежно и мечтательно (Из журнала).

2. Рассмотрите репродукцию картины. Дайте ответы на вопросы.

1. Нравится ли вам картина? Почему?

2. По каким деталям можно определить время написания картины?

3. Какими прилагательными можно описать настроение детей?

4. Какие цвета называют теплыми, а какие холодными?

Найдите их на картине.

Т. Шевченко. Портрет Вари и Васи Репниных. Холст, масло. 1844 г.

Усміхнімось!

328 Прочитайте текст. Растолкуйте выделенное высказывание.

Увидела Муха Слона.

— А-а, привет, родственнику!

— Какая ты мне родственница? — вскипел Слон.

— Ну вот! — обиделась Муха. — А почитай только, что мудрые люди пишут. Вот тут черным по белому: «Из мухи сделали слона…»

Почесал Слон за ухом. Ничего не поделаешь. Придется, видимо, родниться с Мухой.

…Потому что Слона еще с детства приучили слепо верить написанному (П. Ларин).

schooled.ru

Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков. Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] — [ж], [ч], [ш] — [с], [ц], [с] — Фонетика. Орфоэпия. Орфография — РОДНОЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Уроки для 5 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 69

Тема. Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков.

Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] — [ж], [ч], [ш] — [с], [ц], [с]

 

Цель:

· обучающая: объяснить закономерности чередования гласных [о] — [и], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и] и согласных звуков в корнях слов; формировать загальнопізнавальні умение находить слова с указанной орфограмою в текстах; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать особое отношение к родительскому дому, патриотические чувства.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис.

Межпредметные связи: язык, литература, украиноведение, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лингвистический анализ текста

► Прочитайте текст. Определите основную мысль. Подберите заголовок. Что он отражает: тему или основную мысль?

ХАТО МОЯ, РОДНАЯ ХАТО!

Хата моя, родная родительская хато! Ты выплываешь из туманной дали прошлых лет и стоишь передо мной белым видивом, словно облачко среди буйного цветения вишен.

Каким теплом и ласковым семейным уютом, какой добротой и материнской лаской веет от тебя, родная хато!

Первые воспоминания о дом — словно розовый рассвет детства. У потолка у тебя над головой, под дубовым тесаным волоком засохшие полевые цветы. К балке на крюке прикреплена веревочками вербова колыбель. Мать напевает колыбельную песню про котика-вуркотика…

Из родительского дома началось познание мира. Солнечное сніп’я лилось через окна, и от того на стенах выигрывали розгаптовані цветами полотенца, распростерли крылья, словно петушки. Красные гроздья калины аж горели в дозрілій великолепии. Золотистые кисточки хмеля свисали с полотенец до самого стола и пахли хлебом. А может, то шел дух от хлеба, которые мама испекла в печи на капустном листе и положила на столе, накрыв белой скатертью…

Родная родительская хато! Всем лучшим, что есть в моей душе, благодарю тебе. Ты научила меня с детства уважать старших, чтить отца и мать, быть терпеливым, честным и трудолюбивым. Родная моя хато! Давно я ушел от твоего порога. И где бы я не был, под которыми высокими крышами не жил, никогда не забуду твоей крыши. Ибо разве может порядочный сын забыть свою мать, свой дом, в котором впервые взглянул на мир?

Будь благословенна, моя хато! (По И. Цюпою)

Беседа

► Чем люди украшали свои жилища?

► 3 чего была сделана колыбель?

► На чем выпекали лепешки?

► Выясните по толковому словарю значение подчеркнутых слов: гроздь, вышивать, сволок.

► Объясните точки и знак вопроса в конце предложения,

► Выпишите из текста выделенные слова. Подберите к ним однокоренные. Объясните, какое явление вы наблюдаете. Назовите звуки, которые чередуются, и запишите их парами рядом с теми словами, в которых произошло чередование.

Исследования-наблюдения

► Проанализируйте таблицу. Определите, какие случаи чередования вам уже знакомы (из предыдущего упражнения).

 

Самые распространенные случаи чередования звуков

 

Условия дежурства

Примеры

Гласные

В закрытых и открытых складах [е], [о] // [и]

конь — ко-ня;

ка-минь — ка-ме-ня;

В немногих глагольных корнях [е] // [ы], если далее следует суффикс-а-

беру — собирать;

тереть — стирать

В немногих глагольных корнях [о] // [а], если далее следует суффикс-а-

мочь — помогать;

клонитися — кланяться

В немногих глагольных корнях [е] // [и]

мести — выметать

Согласные

[г] // [ж] // [с]

лед — льдина — на кризисе

[к] // [ч] // [ц]

женщина — женский — женщине

[x]// [ш]// [с]

горох — горошек — в горохе

[г] // [ж]

мочь — могу

[т] // [ч]

катить — качу

[с] // [ш]

просить — прошу

[ст] // ш [шч]

пустить — пущу

[д] // [дж]

сажать — сажаю

[зд] // [ждж]

ездить — езжу

К губных согласных при чередовании прилагается |л’]:

[б] // [бл’], [п] // [пл’], [м] // [мл’], [в] // [вл ] [ф] // [фл’]

любить — люблю,

купить — куплю,

понимать — понимаю,

ловить — ловлю,

графити — графлю

 

Запомните исключения! Полотенце, ружье, подсолнечник, сердешный (в значении «бедный»), дворушний, мирошник, прошлогодний.

► Определите значение выделенных слов-исключений с толковым словарем.

Не происходит чередование

В глагольных корнях [о] чередуется с [а]:

произнести — произносить

вырастить — выращивать

простить — прощать

установить — устанавливать

[о], [е] не переходит в [и]:

1) В группах-ор-, -ер-, -ов — между согласными: волк — волка, шелк — шелка;

2) в группах с повноголоссям-оро-, -оло-, -ере-: огород, мороз, пыль, берег, зелень, через;

3) когда [о], [е] вставные или выпадающие: земля — земель, сказка сказок, ветер — ветра.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Классификация языковых единиц

► Подберите однокоренные слова, выясните случаи чередования. Подчеркните карандашом орфограми.

Воля, рука, гнать, муха, драть, работа, Ольга, ломив, глаз, друг, печь, радости, стелить, река, осень, украсить, наука, летать, схватить, корень, птица, плести, уважение, ухо, беречь, случится.

Орфографический практикум

► Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте правильность написанного по орфографічним словарем.

Зб..рати, вып..палачи, г..ь, замир..рати, ву..ко, шк..льный, щ..ка,к..ня, Льв.., л..ду, подп..рати, в ру..и, торг..свободный.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительный диктант

► Прослушайте слова. Запишите их в две колонки, распределив так: 1) слова, в которых происходит чередование гласных; 2) слова, в которых происходит чередование согласных.

Печь — выпекать, кожух в кожухе, катить — катать, берег — побережье, нести — носить, клонити — кланяться, свекровь — свекрушин, мести — подметать, брести — бродить, гнать — гонять, деру — задирать, воля — свободен, женщина — женин, нога — ноге, движение — в движении.

Игра «Кто больше?»

Вариант 1

К словам лететь и плести подбираются однокоренные слова. Происходит чередование звуков?

Вариант 2

К словам гнать, мочь подбираются однокоренные слова. Происходит чередование звуков?

Беседа

► Для чего необходимо знать различные случаи дежурств?

► Какие вы знаете виды чередования гласных звуков? Сформулируйте правила.

► Какие вы знаете виды чередования согласных звуков?

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите свой дом. Передайте в произведении те ощущения, которые она у вас вызывает.

► Выучите скороговорку Наша верба найкорчукуватіша.

na-uroke.in.ua

Чередование гласных [о] с [а], [е] с [и], [е] из [и] в корнях глаголов — СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ — УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС — Уроки для 5 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 88

Тема. Чередование гласных [о] с [а], [е] с [и], [е] из [и] в корнях глаголов

 

Цель: ознакомить учащихся с наиболее распространенными случаями чередования гласных звуков о-а, е-и, е-и; добиться усвоения ими этих правил, научить правильно писать гласные в словах; прививать ученикам уважение к предмету.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Работа с повторения.

Задачи: повторить сведения о способах словообразования.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 584.

Задачи: сравнить слова, представленные парами. Обратить внимание на суффиксы, которые стоят в складах после выделенных букв.

2. Слово учителя.

В корнях слов е чередуется с а, е и с, если дальше идет состав с суффиксом -а-, реже-ува-. Но если звук е стоит перед г, то он чередуется с ы. Звук е чередуется с и также в глаголах стелить — застилать (но застилать), клена — проклинать.

Исключения: нет чередования в словах произнести — произносить, просить — прощать, копать — выкапывать и др.

3. Творческая работа.

Задача: к поданным слов подобрать однокоренные, в которых е чередуется с и.

Плести, течет, замести, печь, искоренить, зацепить, убежать, загрести.

4. Работа по учебнику.

Упражнения 585, 586 (письменно).

5. Работа у доски.

Задачи: распространить поданные предложения. Записать их, выделить главные члены предложения.

Помочь матери. Стараться учиться лучше. Кататься на коньках. Катиться с горы.

6. Коллективная работа.

Задача: подобрать к поданным слов слова, в которых происходит чередование е-и.

Тереть, умереть, беру, жрать, стелить, драть.

7. Работа у доски и в тетрадях.

Задача: переписать записанные на доске предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть и объяснить орфограми.

Северные океанские ветры часто наг..няют волну с моря. (И. Цюпа.) Никакая тоска красоты перем..гвозди не должна. (Л. Украинка.) Метель гудит, зам..тает тропинку человеку. (П. Воронько.) Не вм..райе душа наша, не вм..райе воля. (Т. Шевченко.) Прямо над нашей хатой прол..тают лебеди. (М. Стельмах.)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по учебнику.

Упражнение 589.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 67, упражнение 590.

schooled.ru

Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков. Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] — [ж], [ч], [ш] — [с], [ц], [с] — Фонетика. Орфоэпия. Орфография — РОДНОЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ — Уроки для 5 классов — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 69

Тема. Самые распространенные случаи чередования гласных и согласных звуков.

Чередование [о] — [а], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] с [и]; [г], [к], [x] — [ж], [ч], [ш] — [с], [ц], [с]

 

Цель:

· обучающая: объяснить закономерности чередования гласных [о] — [ы], [е] — [и], [э] — [ы], [о], [е] из [и] и согласных звуков в корнях слов; формировать загальнопізнавальні умение находить слова с указанным орфограмою в текстах; совершенствовать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки коллективной и самостоятельной работы; способность к логическому мышлению, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать особое отношение к родительскому дому, патриотические чувства.

Внутрішньопредметні связи: лексикология, морфология, синтаксис.

Межпредметные связи: язык, литература, украиноведение, устное народное творчество.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Лингвистический анализ текста

► Прочитайте текст. Определите основную мысль. Подберите заголовок. Что он отражает: тему или основную мысль?

ХАТО МОЯ, РОДНАЯ ХАТО!

Хата моя, родная родительская хато! Ты выплываешь из туманной дали прошлых лет и стоишь передо мной белым видивом, словно облачко среди буйного цветения вишен.

Каким теплом и ласковым семейным уютом, какой добротой и материнской лаской веет от тебя, родная хато!

Первые воспоминания о доме — словно розовый рассвет детства. Возле потолка у тебя над головой, под дубовой тесаным волоком засохшие полевые цветы. К балке на крюке прикреплена веревочками ивовая колыбель. Мать напевает колыбельную песню про котика-вуркотика…

Из родительского дома началось познание мира. Солнечное сніп’я лилось через окна, и от того на стенах выигрывали розгаптовані цветами полотенца, распростерли крылья, словно петушки. Красные гроздья калины аж горели в дозрілій великолепии. Золотистые кисточки хмеля свисали с полотенец до самого стола и пахли хлебом. А может, то шел дух от хлеба, которые мама испекла в печи на капустном листе и положила на столе, накрыв белой скатертью…

Родная родительская хато! Всем лучшим, что есть в моей душе, благодарю тебе. Ты научила меня с детства уважать старших, чтить отца и мать, быть терпеливым, честным и трудолюбивым. Рідна хато моя! Давно я ушел от твоего порога. И где бы я не был, под которыми высокими крышами не жил, никогда не забуду твоей крыши. Разве может порядочный сын забыть свою мать, свой дом, в котором впервые взглянул на мир?

Будь благословенна, хато моя! (По И. Цюпою)

Беседа

► Чем люди украшали свои жилища?

► 3 чего была сделана колыбелька?

► На чем выпекали лепешки?

► Выясните по толковому словарю значение подчеркнутых слов: гроздь, вышивать, сволок.

► Объясните точки и знак вопроса в конце предложения,

► Выпишите из текста выделенные слова. Подберите к ним однокоренные. Объясните, какое явление вы наблюдаете. Назовите звуки, которые чередуются, и запишите их парами наряду с теми словами, в которых произошло чередование.

Исследования-наблюдения

► Проанализируйте таблицу. Определите, какие случаи чередования вам уже знакомы (из предыдущего упражнения).

 

Самые распространенные случаи чередования звуков

 

Условия дежурства

Примеры

Гласные

В закрытых и открытых слогах [э], [о] // [и]

конь — ко-ня;

ка-минь — ка-ме-ня;

В немногих глагольных корнях [е] // [ы], если дальше идет суффикс -а-

беру — собирать;

тереть — стирать

В немногих глагольных корнях [о] // [а], если дальше идет суффикс -а-

мочь — помогать;

клонитися — кланяться

В немногих глагольных корнях [е] // [и]

мести — выметать

Согласные

[г] // [ж] // [с]

лед — льдина — на кризисе

[к] // [ч] // [ц]

женщина — женский — женщине

[x]// [ш]// [с]

горох — горошек — в горохе

[г] // [ж]

мочь — могу

[т] // [ч]

катить — качу

[с] // [ш]

просить — прошу

[ст] // ш [шч]

пустить — пущу

[д] // [дж]

сажать — сажаю

[зд] // [ждж]

ездить — езжу

К губных согласных при чередовании прилагается |л’]:

[б] // [бл’], [п] // [пл’], [м] // [мл’], [в] // [вл ] [ф] // [фл’]

любить — люблю,

купить — куплю,

понимать — понимаю,

ловить — ловлю,

графити — графлю

 

Запомните исключения! Полотенце, ружье, подсолнечник, сердешный (в значении «бедный»), дворушний, мельник, прошлогодний.

► Выясните значение выделенных слов-исключений с толковым словарем.

Не происходит чередование

В глагольных корнях [о] не чередуется с [а]:

произнести — произносить

вырастить — выращивать

простить — прощать

установить — устанавливать

[о], [е] не переходит в [и]:

1) В группах -ор-, -ер-, -ов — между согласными: волк — волка, шелк — шелка;

2) в группах с повноголоссям -оро-, -оло-, -ере-: огород, мороз, пыль, берег, зелень, через;

3) когда [о], [е] вставные или выпадающие: земля — земель, сказка сказок, ветер — ветра.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Классификация языковых единиц

► Подберите однокоренные слова, выясните случаи чередования. Подчеркните карандашом орфограми.

Воля, рука, гнать, муха, драть, работа, Ольга, ломив, глаз, друг, печь, радости, стелить, река, осень, украсить, наука, летать, схватить, корень, птица, плести, уважение, ухо, беречь, случится.

Орфографический практикум

► Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверьте правильность написанного по орфографічним словарем.

Зб..рати, вып..кать, г..ь, замир..рати, ву..ко, шк..льный, щ..ка,к..ня, Льв в, л..ду, подп..рати, в ру..и, торг..свободное.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Распределительный диктант

► Прослушайте слова. Запишите их в две колонки, распределив так: 1) слова, в которых происходит чередование гласных; 2) слова, в которых происходит чередование согласных.

Печь — выпекать, кожух — в кожухе, катить — катать, берег — побережье, нести — носить, клонити — кланяться, свекровь — свекрушин, мести — заметать, брести — бродить, гнать — гонять, деру — задирать, воля — свободен, женщина — женин, нога — ноге, движение — в движении.

Игра «Кто больше?»

Вариант 1

До слов лететь и плести подбираются однокоренные слова. Происходит ли чередование звуков?

Вариант 2

До слов гнать, мочь подбираются однокоренные слова. Происходит ли чередование звуков?

Беседа

► Для чего необходимо знать различные случаи дежурств?

► Какие вы знаете виды чередования гласных звуков? Сформулируйте правила.

► Какие вы знаете виды чередования согласных звуков?

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: опишите свой дом. Передайте в произведении те чувства, которые она у вас вызывает.

► Изучите скороговорку Наша верба найкорчукуватіша.

schooled.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *