2. Предмет и метод экономической теории. Экономические законы и категории
Экономическая наука предполагает изучение динамичной, постоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономическая жизнь общества.
От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чистого продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксисты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
В становлении и развитии экономической науки прослеживается три этапа, каждый из которых представлен одним из трех названий: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.
Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.
Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике».
В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.
Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.
Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.
Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.
Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.
Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же индустриально-рыночный тип хозяйства.
В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наиболее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.
Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы.
Что же такое экономический ЗАКОН?
В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу.
Обобщения проверяются противоположным методом, называемым дедукцией (от лат. deductio — выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.
МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.
Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.
За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности.
ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.
Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.
Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме.
Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.
Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.
Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.
Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия — прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.
Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.
В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица — отдельная фирма, объединение и т. п.
МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).
В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.
МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.
Так, марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них.
Современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами, которые изложены в вопросе 8.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НАУКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ — ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.
При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов.
Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга.
Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления | и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств, j В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая
К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.
Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели.
Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе экономических наук она занимает центральное место.
Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологическую.
Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?
В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.
Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.
Выводы:
1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется позитивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение — это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Теории формулируются в виде позитивных утверждений.
На основе экономической теории определяется экономическая политика. Ее задача — найти варианты и механизмы решений экономических проблем.
В ходе реализации экономической политики совершенствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию.
studfiles.net
3. Что изучает экономическая теория:
ТЕСТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
(ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ)
(МИКРОЭКОНОМИКА)
Т Е С Т Ы
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
ТЕМА: ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
В а р и а н т А
1.Экономическая теория – это наука о:
а) богатстве, о методах создания благополучия для домохозяйств;
б) добывании средств к существовании;
в) проблемах эффективного использования ограниченных производственных
ресурсов в целях максимального удовлетворения неограниченных потребностей
людей;
г) деньгах, капитале, банковской системе.
2. Предметом изучения меркантилизма является:
а) сфера производства;
б) сфера обращения;
в) сфера обращения и сфера производства одновременно.
3. Автором термина «политическая экономия» является:
а) Аристотель;
б) Ф.Кенэ;
в) А. Монкретьен;
г) А.Смит;
д) К.Маркс
4. Макроэкономика изучает:
а) поведение отдельных экономических агентов;
б) ситуации в отдельных отраслях промышленности;
в) изменение цен и количеств на рынках взаимосвязанных товаров;
г) поведение агрегированных экономических агентов на агрегированных рынках.
5. Что из перечисленного изучает микроэкономика:
а) производство в масштабе всей экономики страны;
б) численность занятых в народном хозяйстве;
в) общий уровень цен;
г) производство зерна и динамику его цены.
6. Если теоретические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа
является:
а) описательным;
б) гипотетическим;
в) дедуктивным;
г) индуктивным
7. Позитивная экономика занимается:
а) принятием решений по тем или иным социально-политическим вопросам;
б) раскрытием законов и закономерностей развития экономики;
в) определением имеющихся ресурсов;
г) поисками путей выхода из кризиса
8. Нормативный научный анализ отвечает на вопрос:
а) как есть; б) как будет;
в) как должно быть; г) как было; д) как могло быть;
9. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что:
а) Создаются людьми и используются ими в практической деятельности;
б) Действуют независимо от воли и сознания людей;
в) реализуются через практическую деятельность людей;
г) устанавливаются государством для регулирования экономики.
10. Изучение экономической теории позволит:
А) улучшить свое материальное положение;
Б) научить студентов «уметь жить»;
В) расширить удовлетворение своих потребностей;
Г) сознательно участвовать в экономической жизни
В а р и а н т Б
1. Какое из положений не имеет отношения к экономической теории:
а) анализ рыночного хозяйства;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) потребности людей;
г) редкость блага
2. Какая из экономических школ впервые сделала предметом своего анализа процесс
производства, а не сферу обращения:
а ) меркантилизм;
б) физиократы;
в) классическая политическая экономия;
г) маржинализм
3. Термин «Экономикс» ввел в научный оборот (употребил в заглавии труда):
а) Жан-Батист- Сэй;
б) Джон Стюарт Милль;
в) Альфред Маршалл;
г) Джон Мейнард Кейнс
4. Макроэкономика определяется как область экономической теории, изучающая:
а) роль государства в экономике;
б) глобальные тенденции экономического развития человечества;
в) процессы, происходящие в национальной экономике;
г) те же проблемы, что и политическая экономия в первоначальном понимании этого
термина
5. Следующее утверждение относится к макроэкономике, а не к микроэкономике:
а) рост цены на рынке нефти привел к снижению объема ее продаж;
б) деятельность профсоюзов в черной металлургии привела к повышению средней
зарплаты сталеваров;
в) в 1998г. потребительские расходы домохозяйств снизились в 1,2 раза;
г) увеличение импортной пошлины на подержанные автомобили привело к
увеличению спроса на продукцию отечественного автомобилестроения
6. Понятие метода науки включает в себя:
а) набор фактических данных;
б) структуру предмета;
в) способы оптимального применения всей совокупности познавательных средств;
г) мировоззренческие установки ученого
7. Нормативная экономика занимается (два ответа):
а) процессом реализации экономической политики;
б) использованием экономических законов и принципов при решении определенных
социально-экономических задач;
в) выявлением взаимосвязей между природой и обществом;
г) исследованием фактов, процессов и явлений с целью выяснения их сущности.
8. Позитивный научный анализ отвечает на вопрос:
а) как было;
б) как должно быть;
в) как есть;
г) как могло быть;
д) как будет
9. Экономические категории представляют собой (два ответа):
а) единичные случаи тех или иных событий;
б) научные абстракции, выражающие экономические отношения;
в) обобщения, раскрывающие содержание экономических явлений и процессов;
г) доказательства о наличии тех или иных явлеий.
10.Какая из перечисленных экономических целей имеет точное количественное
измерение:
а) экономическая гарантия;
б) полная занятость;
в) экономическая свобода;
г) справедливое распределение дохода
В а р и а н т В
1. Термин «Политическая экономия» появился в :
а) 1615 г. ;
б) 1776г.;
в) 1867 г.;
г) 1890 г.
2. Какое из определений предмета экономической теории, приводимых в учебнике
«Экономика» П.Самуэльсона (5-е изд.), соответствует его понимаиию
неоклассиками:
а ) «Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и
денежными сделками между людьми»;
б) «Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или
ограниченных ресурсов для производства различных товаров и распределения их
между членами общества в целях потребления»;
в) «Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со
своими задачами в области потребления и производства»;
г) «Экономическая теория есть наука о богатстве».
а ) принципы делового общения;
б) законы экономического развития;
в) бухгалтерский учет;
г) экономическую статистику
4. Какое из определений более точно отражает предмет экономической теории:
а) экономика изучает производство и занятость;
б) это наука о мотивации поведения человека;
в) это наука об эффективном (рациональном) использовании редких (ограниченных)
ресурсов с целью удовлетворения потребностей;
г) Экономика изучает переменные величины, воздействующие на состояние
народного хозяйства
5. Главной задачей экономической науки является установление законов, которые
управляют распределением общественного богатства, считал:
а) Карл Маркс;
б) Джон Стюарт Милль;
в) Давид Рикардо;
г) Альфред Маршалл
6. Макроэкономика изучает только все из перечисленных явлений за исключением:
а) валютных систем;
б) роста мировых цен на кофе;
в) влияния инфляции на экономический рост;
г) экономических циклов в России.
7. Если исследуется экономика как целостная система, то это анализ:
а) микроэкономический;
б) макроэкономический;
в) позитивный;
г) нормативный
8. Из перечисленных моделей не является микроэкономической:
а) модель фирмы;
б) модель инфляции;
в) модель потребления;
г) модель отрасли.
9. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики или политики, во имя которого мы должны
работать;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора
10.Основное значение экономической науки сегодня в том, что она:
а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;
б) дает ученым возможность реализовывать свои способности ;
в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки
зрения удовлетворения потребностей людей;
г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ
«ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
Номер теста Правильный ответ | |||||||||
ВАРИАНТ- А | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
в | б | в | г | г | г | б | в | в | г |
ВАРИАНТ — Б | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
б | б | в | в | в | в | а,б | в | б,в | б |
ВАРИАНТ – В | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | б | б | в | в | б | б | б | а | г |
ТЕМА: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
В а р и а н т А
studfiles.net
Экономическая теория как наука. Экономические законы
Методы экономической теории. Экономические категории.
Экономическая теория как наука
Экономическая теория, как и другие науки об обществе, имеет общую основу в виде современной философии. Для нее большое значение имеют те разделы философии, которые выражают происхождение и сущность сознания закономерности изменений явлении природы и общества, особенность познания в области экономических явлений и процессов. В этой главе рассматриваются две проблемы: проблема мировоззрения, без уточнения которого нельзя приступать к систематизации экономической теории, и проблема методологии познания, обобщения практики, способов умозаключения и теоретических выводов, отражающих реальное состояние предмета экономической науки в нынешнем этапе ее понимания.
Богатство философии используется для разработки парадигмы экономического развития, которая, являясь методом исследования практики, служит для создания теории совершенствования жизни людей. В недрах экономической науки всегда накапливаются знания, которые могут синтезироваться в рамках единой парадигмы. Для дальнейшей развития науки следует обновить, модернизировать, упорядочить, сменить парадигму, предоставив тем самым возможность обобщения практики (эмпирического материала) под другим ракурсом, чтобы новые данные науки могли адаптироваться на новом витке процесса познания. Таким образом, теория вместе с новой парадигмой может сделать следующий шаг более полного и глубокого познания законов развития общества, обеспечив науке плюрализм и борьбу мнений, без чего невозможно дальнейшее обогащение знаний общества о законах собственного развития, об окружающей среде, философия – не описательная наука. Ее применение в процессе познания усиливает активную роль всех отраслей науки.
Общие основы экономической науки включают в себя толкование основного вопроса философии – что первенствует: материальное или идеальное. В истории человечества материя и сознание шли рядом, дополняя друг друга. Общество, в попытке объяснить мир и его движение, разделилось на два противоположных лагеря – материалистов и идеалистов. Материалисты считают, что источник развития находится в объективном мире идеалисты отдают предпочтение духовному, мыслительному началу, этот спор длится более 2500 лет. Становится всё понятнее, что противопоставлять материю и ее сознательную форму для объяснения законов развития обществе нельзя, если наука не желает получить искаженную картину цивилизации и ее истории. Происходит взаимное проникновение и отражение: материальных интересов – в сознании, сознательных представлений причин и следствия – в материальном бытии.
В современной экономической науке эти два направления представляют собой единство противоположностей Теория рынка, а именно она излагается в курсе, представляет борьбу за единство материального и духовного. В экономике материальные интересы и предпосылки обеспечивают общий интерес в производстве и в сохранение жизни, но право выбора формы собственности, своей ниши на рынке, организации труда и производства, методов вхождения человека в ассоциированную общность, крепость уз в ней остаются во многом предметом выбора предметом предпочтения индивидуума. В историческом плане по порядку происхождения и по условиям сохранения жизни материальное первенствует над идеальным. Однако происходит и определенное чередование материального и духовного на первых ролях, когда варианты материального развития господствуют в духовной жизни или обществе создает духовные конструкции жизни, которые не противоречат материальному интересу.
В индустриальном и постиндустриальном обществе, где высок уровень материального производства и духовного творчества, происходит диффузия: материальный результат становится следствием работы интеллекта – прежде чем создать, человек строит конструкцию в своей голове, а духовное качество общества постепенно снижает свою зависимость от материального развития. Экономическая наука имеет дело с идеальными моделями хозяйственного механизма и тем способствует развитию материального производства. Последнее не останавливается в своем развитии, порождает производство с новым качеством и ставит новые задачи перед познанием его законов. Сами идеи – если они разделяются всеми слоями населения – приобретают материальную силу в развитии общества. Таким образом, для цивилизации единство представляется в том, что для человека нет материального без идеального, идеального без материального. Отсюда следует, что философское понимание противоположности заключается в том, что материализм и идеализм чередуются и попеременно, в зависимости от состояния среды обитания у производительных сил общества, занимают первое место среди факторов развития общества.
Экономическое поле как среда определенного сочетания времени и пространства деятельности хозяйствующих людей делает условия развития приемлемыми для подавляющего числа людей. Экономическое поле становится носителем реально-объективного и реально-субъективного, материального и идеального, управленческого морально-нравственного, т. е. тех составляющих частиц и элементов сложнейшей системы хозяйствования, которую нельзя обрисовать какой-либо одной краской. В этом случае в экономических процессах природа и человек работаю на тенденцию к равновесию.
Система социально-экономических процессов развивается под воздействием закона отрицания. Одна система отношений заменяется другой, но только затем, чтобы создать условия для старения этих отношений и их отрицания. Возникает важная философская категория – соотношение. Экономическая система состоит из множества категорий, и возникает проблема их соотношения как качественного содержания и количественной определенности. К таким отношениям, например, относятся отношения свободы и необходимости, объективного и субъективного, цели и средства, сознательного и стихийного, производительных сил и производственных отношений.
При использовании экономических законов развития общества имеет место еще одна форма соотношений – сознательность и стихийность. Сознательные процессы получают преломление в головах людей, но отсутствие мыслей в той или иной голове не свидетельствует о стихийности их поведения, С другой стороны, стихийность – отсутствие четких предсказуемых результатов общественного поведения людей – не означает отсутствие сознательного решения о личном участии в хозяйственном процессе.
Стихийность – непознанная необходимость, сознательность – познанная необходимость, но стихийность имеет элемент сознательности, а в сознании есть элемент стихийности.
Сила стихийного – тесноте и прочности причинно-следственных связей, а сознательного – в выводах и аргументированной информации о степени прогрессивности объективных связей и о путях осознанного влияния на причины корректировки последствий. Слабость сознательного – в чрезмерно заинтересованной оценке объективной экономической среды. В связи с этим люди лишь приближаются к истине в оценке потенциала экономического роста и эффективности его использования.
В хозяйственном организме качественное положение в соотношении двух и более факторов зачастую определяется равновесием. В рыночной экономике это выражается в равновесной точке спроса и предложения, в равновесии цен реализуемых товаров и услуг и количества бумажных денег, необходимых для обращения в условиях равновесия. Однако и здесь не обходится без противоречий. Разные факторы роста генерируют противоположные тенденции. Пропорциональность текущего производства обусловливает равновесие между спросом и предложением. Более того, равновесие – самый экономный вариант роста. Между тем научно-технический прогресс находит в равновесии серьезного противника, который может затормозить экономический рост и повышение эффективности производства. Обществу нужны не равновесие, волнообразные движения, которые знают равновесие только как момент. В эту «дыру» устремляется научно-технический прогресс со всеми его противоречиями и социально-экономическими неожиданностями. Постоянное несовпадение тенденций диктует необходимость ограничивать условия при решении задач на оптимальность, т. е. находить варианты, которые не имеют конкурентов по заданному критерию.
Методы экономической теории
Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.
Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов и приемов анализа при определенном философском подходе: субъективном, диалектико-материалистическом, эмпирическом, рационалистическом. В настоящее время в науке господствует рационалистическая методология, которая предполагает изучение и открытие объективных рациональных законов экономической цивилизации на основе целостного исследования экономической системы независимо от классового состава населения. В качестве инструментария используется математический аппарат, эконометрика, кибернетика. Результатом исследования выступают экономические модели, схемы, графики.
Рационалистический метод предполагает анализ объективной реальности в постоянной динамике, включая, анализ внутренних связей, законов производства, распределения, обмена и потребления. Наиболее полно взаимосвязь рационалистического и аналитического подходов прослеживается в анализе процессов воспроизводства и экономического роста.
Методология основывается на методах. Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки и ее методология характеризуются тем, что исследуется, то метод как исследуется. Одно вытекает из другого. От правильно принятого метода зависит реальность результатов.
В экономической теории применяются различные методы познания: позитивный, нормативный, систематизация факторов, научная абстракция, эксперимент и др.
Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д. Так. философия экономической науки формирует учение о равновесии и эволюции систем командно-административной и рыночной, их структуре и инфраструктуре.
Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метола в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Применение этого метода предполагает использование математических приемов ранения экстремальных задач на минимум или максимум, решение системных ситуаций и проблем.
Развитие экономической науки в современный период предполагает использование такого метода как сбор информации, се анализ и синтез.
Экономическая жизнь это скопление фактов, которые существуют в конкретной действительности. Поэтому данный метод связан со сбором большого количества данных. Однако, чтобы познать эти факты, необходимо от их обозрения подняться на более высокую ступень, к научному обобщению.
Один из методов, активно используемый в экономической науке, – метод восхождения от абстрактного к конкретному, от сущности к явлению. Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главное определяющее движение, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность. Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.
Однако и здесь нужна оптимизация. Слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах искажающих, деформирующих законы развития.
Метод научной абстракции приобретает огромное значение именно в общей экономической теории. Общественную жизнь нельзя изучать в лабораторных условиях. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений и отыскивание главного, наиболее существенного в них. Таким образом, улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.
Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.
Анализ экономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого. Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.
Определенную роль среди используемых методов общей экономической теории играет эксперимент и экономические реформы. Они занимают особое место в исследовании и требуют тщательной подготовки, расчета, обоснования, научной проработки. В общей экономической теории широко используется принцип сочетания ис-торического и логического. Исторически общество развивается от простого к сложному, но развитие это не свободно от отступлений и забеганий вперед. Изучение истории помогает понять внутреннюю логику предмета, а знание внутренних структур общества придает истории научный характер. Единство исторического и логического – методологический принцип, который помогает концентрировать внимание науки на усилении аргументации, обоснованности выводов. Как в самих исследованиях, так и в логических построениях при изложении ее результата необходим постоянный взаимоконтроль: логику исследования надо постоянно контролировать историческим сопоставлением, а факты истории – располагать в логической последовательности, вытекающей из парадигмы экономической науки. Однако единство исторического и логического нужно понимать как определенную тенденцию, достаточно свободную в своем колебании. Жесткая связь исторического и логического может породить догматическое представление о некоторых эпизодах истории или возвести формальную логику в научный аргумент.
Таковы основные методы и приемы организации научного анализа и поиска оптимальных решений экономических задач.
Экономические законы и категории.
Экономические законы и категории. Все явления и процессы, совершающиеся в окружающем нас мире подчиняются действию объективных природных законов, аналогично и все наблюдаемые экономические процессы и явления так же развиваются под действием объективных законов. Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.
Экономическими законами, принято называть наиболее существенными, устойчивыми регулярно повторяющимися объективные причинно-следственные связи и взаимосвязи в экономических процессах и явлениях.
Объединяет экономические и природные законы, их объективность, то есть независимость от воли и сознания людей. Различие же, состоит в том, что законы природы действуют без участия человека, тогда как законы экономики возникают в процессе производственной деятельности людей. Еще одно отличие законов заключается во временной ограниченности действия значительной части экономических законов. Исторически приходящий характер экономических законов, позволяет разделить их на две группы:
Специфические
Общие
Специфические — действующие в условиях определенного типа производства и выражающие существенные черты функционирования и развития. Общие экономические законы – действующие во все периоды экономического развития общества.
Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов, где неправильное использование одного закона, расстраивает всю систему и нарушается равновесие в обществе. В ходе изучения и теоретического осмысления действительности, различные стороны экономических отношений, фиксируются сознанием в виде экономической категории.
Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде условия экономической жизни общества, например – товар, деньги, труд, заработная плата.
Категории не дают общего представления об экономической действительности, они выражают лишь отдельные формы бытия, характеризуют конкретные стороны развития системы экономических отношений.
Экономические категории историчны, так как выражают сущность в действительности, то есть отношения, абстракциями которых они являются. И экономические законы и экономические категории отражают одну и ту же объективную реальность производственных отношений людей. Но если в экономических категориях высвечивается лишь одна сторона экономических отношений, сущность одного явления, то экономические законы раскрывают взаимосвязь, нескольких или многих явлений одного порядка. В категориях фиксируется статическое состояние экономики, в законах динамическое. Логическое сочетание экономических законов и категорий образуют определенную структуру курса экономической теории.
sdalna10.com
Экономическая теория изучает законы рационального ведения хозяйства и поведение хозяйствующих субъектов на различных уровнях и в разные исторические эпохи.
Экономическая теория выполняет следующие функции:
Познавательная: состоит во всестороннем изучении формы экономических явлений и их внутренней сущности, что позволяет открыть законы, по которыми развивается национальная экономика. Исследуя экономические процессы, удается определить побудительные причины и направления поведения экономических агентов.
Методологическая: экономическая теория является теоретической базой конкретных экономических наук. Она разрабатывает общие методологические принципы, создает понятийный, категориальный аппарат экономической науки в целом.
Практическая: предназначена для научного обоснования целей и мероприятий экономической политики государства, выявление принципов и методов рационального ведения национального хозяйства. Эта политика призвана удовлетворять коренные интересы и насущные потребности членов общества.
Прогностическая: состоит в разработке научных основ перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Прогнозные разработки позволяют учесть складывающиеся тенденции и найти адекватные методы и средства для их реализации.
Идеологическая: экономическое образование формирует не только профессиональный кругозор человека, но и приобщает его к системе общечеловеческих ценностей, без принятия которых невозможно достичь дальнейшего прогресса цивилизации. Идеология — это некоторая система преимуществ и ценностей, которыми руководствуются люди. Экономическая идеология — формирует социальные приоритеты в сфере хозяйственной деятельности человека.
Экономическая теория является инструментом для изучения экономической действительности. Ее основные положения, концепции используются государством для разработки и осуществления экономической политики.
Экономическая политика представляет собой комплекс мероприятий государства в сфере общественного производства, а также распределения, обмена и потребления благ. Экономическая политика призвана учитывать интересы общества, всех социальных групп населения, и направлена на укрепление национальной экономики.
При познании экономических явлений и процессов в экономической теории используется диалектико-материалистический подход. В его основе — первичность материи при признании значения сознания.
Диалектический подход означает: а) явления рассматриваются не в статике, а в пути от возникновения к умиранию; б) развитие рассматривается от простого к сложному, от низшего к высшему; в) при исследовании происходит переход от конкретного к абстрактному и снова к конкретному; г) в качестве главной движущей силы развития рассматриваются противоречия, и их разрешение.
Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.
Метод (от греч. methodas — путь познания, путь к чему-либо) — означает средство познания как определенную совокупность или систему приемов и операций для мысленного воспроизведения изучаемого предмета.
Экономический метод — это подход к изучению хозяйственной практики.
Методы подразделяются на общенаучные и частные.
Метод научной абстракции (лат. аbstractіo — отвлечение) — означает отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его внутренних, существенных, постоянных и общих связей, соответствующих действительности тенденции движения.
Анализ — это мысленное расчленение исследуемого явления на составные части и исследование любой из этих частей в отдельности. Синтез — формулирование обобщений, законов на основе анализа. Анализ может проводиться на разных уровнях: макро — на уровне всей экономики в целом или ее агрегатах; мезо — на уровне средних величин; микро — на уровне отдельных единиц (фирмы, домохозяйства).
Широко используется индукция и дедукция. С помощью индукции(наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к частным.
Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.
Исторический метод — исследует хозяйственные явления и процессы в той последовательности, в которой они возникали в самой жизни, развивались и изменялись одни за другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, которые возникают раньше других и служат основой возникновения более сложных.
Логический метод — исследует те соотношения, законы связи и взаимодействия сторон исследуемого объекта, которые существуют в его развитом состоянии.
Методы исторического и логического находятся в диалектическом единстве.
Экономическим явлениям и процессам присуще качественная и количественная определенность. Поэтому политэкономия использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют обнаружить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.
Метод экономико-математического моделирования позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их следствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.
Экономическая модель — это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.
Функциональный анализ — позволяет раскрыть взаимосвязь между различными экономическими явлениями и процессами.
Функции — это переменные величины, которые зависят от других переменных величин.
При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную политэкономию. Позитивный анализ дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они являются на самом деле, что было или что может быть (отвечают на вопросы: что есть? что может быть?). Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.
Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть (ответ на вопрос: что должно быть?). Нормативное утверждение наиболее часто выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ошибочность. При нормативном анализе выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.
При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предугадать все вероятные результаты этих экспериментов.
Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшем практическом применении.
Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р.Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф.Тейлора, Г. Форда и Э. Мейо, на макроуровне — с именами Дж. Кейнса и М. Фридмена. Эксперименты на макроуровне проводились и в СССР.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru
|
www.mathtask.ru
Экономические законы и категории
Ключевые слова: экономические, законы, категории
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы.
Что же такое экономический ЗАКОН?
В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу.
Обобщения проверяются противоположным методом, называемым дедукцией (от лат. deductio— выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.
МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.
Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.
За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности.
ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.
Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.
Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме.
Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.
Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.
Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.
Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия — прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.
Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.
В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица — отдельная фирма, объединение и т. п.
МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).
В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.
МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.
Так, марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них. … читать далее …
newinspire.ru
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И
2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
Экономическая наука предполагает изучение динамичной, постоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Это значит, что объектом изучения данной науки является экономическая жизнь общества.От объекта изучения экономической науки следует отличать предмет ее анализа. Если объектом исследования всегда остается хозяйственная деятельность, то предметом анализа могут выступать различные стороны хозяйственной деятельности людей, что зависит прежде всего от идеологической ориентации исследователя, его целей и намерений. Так, меркантилисты предмет науки видели в изучении торгового баланса, физиократы — в исследовании «чистого продукта» в сельском хозяйстве, представители классической политической экономии — в накоплении богатства нации, марксисты — в изучении производственных отношений и экономических законов, регулирующих общественное производство, распределение, обмен и потребление, маржиналисты — в поисках наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования.
В становлении и развитии экономической науки прослеживается три этапа, каждый из которых представлен одним из трех названий: политическая экономия, экономике, экономическая теория. Исторически первой научной школой, претендовавшей на роль экономической науки, стала с 1615 г. политическая экономия.
Официальная история российской политической экономии берет начало в первом году XIX столетия, когда приглашенный в Московский университет немецкий профессор Х.А. Шлецер прочел курс политической экономии. В 1803 г. по Указу Александра I политическая экономия была включена в регламент Российской Академии Наук. В 1805-1806 гг. был издан первый в России учебник по политической экономии на русском языке, написанный Шлецером.
Конец XIX — начало XX в. обозначил новую развилку в экономической науке. Отказ от теории трудовой стоимости, место которой заняла теория предельной полезности, привел к зарождению новой научной школы с соответствующим названием — «экономике».
В 1902 г. А. Маршалл впервые прочел курс «Экономикс» в Кембриджском университете, заменив тем самым курс политической экономии классической школы Дж.С. Милля. С тех пор на Западе политэкономия утратила свое монопольное положение. Экономикс как наука есть теория и практика рыночной организации производства.
Переход России к формированию цивилизованного рынка сделал востребованной эту отрасль экономических знаний и у нас.
Экономикс представляет собой конгломерат разных научных школ, имеющих объединяющее начало, заложенное еще в трудах А. Смита: они базируются на принципе рациональности, которым руководствуется «экономический человек» в своей хозяйственной деятельности.
Политэкономия и экономике имеют разные методологические корни. Политэкономия изучает глубинные причинно-следственные связи в производстве с целью раскрытия его сущностных характеристик. Ее ключевой категорией является стоимость. Экономикс изучает поверхностные отношения и описывает функциональные зависимости на основе принципа рационализации потребительского выбора. Для экономике ключевой категорией является цена.
Значит, политэкономия ориентирована на изучении сущности экономических законов и категорий. Экономикс как учебная дисциплина ориентирован на изучение функциональных зависимостей в экономике.
Общим у них является то, что и политическая экономия, и экономике, несмотря на различные подходы к изучению хозяйственной жизни общества (сущностный — в политэкономии и функциональный в экономике), исследуют один и тот же индустриально-рыночный тип хозяйства.
В период становления информационно-технологического способа производства перед экономической наукой возникают новые вопросы. Ответ на них можно получить лишь при использовании научного потенциала как политической экономии, так и экономике. Новый анализ должен базироваться на новой концептуальной основе и иметь адекватный ей новый вариант названия, которым стала «экономическая теория». Объектом ее исследования являются особенности постиндустриальной хозяйственной системы, наиболее распространенной социально-экономической формой которой является смешанная рыночная экономика.
Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны — объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ — с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.
С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ОБЪЕКТИВНЫЕ ЗАКОНЫ ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы.
Что же такое экономический ЗАКОН?
В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio — наведение), т. е. логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу.
Обобщения проверяются противоположным методом, называемым дедукцией (от лат. deductio — выведение), т. е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам.
МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ.
Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными.
За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности.
ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ — ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ.
Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие.
Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме.
Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и др.
Назначение экономической теории состоит, во-вторых, в том, что она изучает рациональное поведение хозяйствующих субъектов.
Рациональное поведение — это поведение, направленное на достижение максимума результатов при имеющихся ограничениях.
Это значит, что индивидуумы максимизируют удовлетворение своих потребностей, предприятия — прибыль, тогда как государство должно максимизировать общественное благосостояние. Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек и позволяет достигнуть равновесного состояния рыночной экономики.
Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает экономические законы на разных хозяй-ственных уровнях.
В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица — отдельная фирма, объединение и т. п.
МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.).
В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т. п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т. д.
МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом.
Из определения предмета экономической теории следует, в-четвертых, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения.
Так, марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них.
Современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами, которые изложены в вопросе 8.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НАУКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ.
ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ — ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ.
При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов.
Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга.
Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления | и абстрагирование, т. е. отвлечение от второстепенных его свойств, j В результате возникает научное представление об этом явлении, т. е. формируется логическое понятие, или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т. п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции,
К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т. П.
Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели.
Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и др. В системе экономических наук она занимает центральное место.
Экономическая теория выполняет четыре важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологическую.
Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить?
В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты. Этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами. Этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить.
Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется.
Выводы:
1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется позитивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение — это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Теории формулируются в виде позитивных утверждений.
2. На основе экономической теории определяется экономическая политика. Ее задача — найти варианты и механизмы решений экономических проблем.
3. В ходе реализации экономической политики совершенствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию
Вперед >Содержание
uchebnik-online.com