Тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса
Тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса с ответами. Тест представлен в двух вариантах, в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
A1. Племена германцев до завоевания Западной Римской империи жили к востоку от реки:
1) Дунай
2) Рейн
3) Волга
4) Эльба
А2. Проживание большими семьями, которые состояли из родственников нескольких поколений, свидетельствует о том, что германцы в древности:
1) умели строить дома
2) занимались земледелием
3) жили общинным строем
4) жили до глубокой старости
А3. В работе народного собрания у германцев в первые века нашей эры имели право участвовать:
1) все жители поселения
2) только представители знати
3) взрослые мужчины и женщины
4) все взрослые свободные мужчины
А4. Набеги на Римскую империю:
1) усилили среди германцев неравенство
2) способствовали развитию коневодства
4) способствовали усилению Римской империи
В1. Установите соответствие между датой и названием исторического процесса. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Дата | Название исторического процесса |
А) IV-VII вв. Б) V-ХV вв. В) V-XI вв. | 1) период раннего Средневековья 2) Великое переселение народов 3) Средние века 4) период позднего Средневековья |
Вариант 2
A1. После падения Западной Римской империи ее территория была заселена племенами:
1) германцев
2) гуннов
3) славян
4) арабов
А2. Существование обычая кровной мести свидетельствует о том, что германцы в древности:
1) жили общинным строем
2) были крайне воинственны
3) создали письменное законодательство
4) отказывались общаться с соседними народами
А3. В первые века нашей эры право объявлять войну и заключать мир, принимать законы принадлежало у германцев:
1) вождю
2) дружинникам
3) народному собранию
4) старейшему члену племени
А4. Причиной Великоrо переселения народов было стремление германцев:
1) познакомиться с культурой Западной Римской империи
2) захватить плодородные земли и военную добычу
3) помочь Риму в обороне границ от гуннов
4) породниться с римской знатью
В1. Установите соответствие между названием племени и местом его расселения. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Название племени | Место eгo расселения |
А) саксы Б) франки В) остготы | 1) Британия 2) Галлия 3) Италия 4) Северная Африка |
Ответы на тест по истории Средних веков Древние германцы и Римская империя для 6 класса
Вариант 1
А1-2
А2-3
А3-4
А4-1
В1. А2 Б3 В1
Вариант 2
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
В1. А1 Б2 В3
testytut.ru
Презентация к уроку истории в 6 классе «Древние германцы и Римская империя»
Инфоурок › История › Презентации › Презентация к уроку истории в 6 классе «Древние германцы и Римская империя»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда: 5 слайд Описание слайда: 6 слайдКурс профессиональной переподготовки
Учитель истории и обществознания
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-058229
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Конспект урока 6 класс «Древние германцы и Римская империя»
Урок 6 класс: Древние германцы и Римская империя.
Цель: познакомить учащихся с особенностями жизни древних германцев: образом жизни, хозяйством, религией и переменами, произошедшими в результате Великого переселения народов.
Ход урока:
1. Организационный момент – сообщение темы урока.
2. Актуализация знаний:
Какое место занимают средние века во всемирной истории: (века нашей эры, между Древним миром и Новым временем.)
Источники знаний об истории средних веков: (природные, вещественные, письменные, художественно-изобразительные).
3. Объяснение нового материала: работа по карте
Деревни древних германцев.
В первые века нашей эры германцы занимали территорию от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эту территорию покрывали тогда дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины рек и побережье Балтийского моря.
Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже эти селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов. Деревни иногда ограждали валом и рвом для защит от врагов.
Образ жизни.
С начало главным занятием германцев было разведение скота, они разводили: коров, овец, свиней, кур, гусей. Позже у германцев стало преобладать земледелие. Они вспахивали землю сохой, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов.
Германцы добывали пищу также охотой, рыбной ловлей, собирательством плодов.
Посуду каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но были и специалисты – гончары. Мастера умели также строить повозки, лодки, корабли.
Германцы давно торговали с римлянами. Особенно в их покупке ценился янтарь.
Семья.
В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Кроме мужа и жены в семью входили престарелые родители, незамужние сестры, в зажиточных семьях – рабы.
Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстили в случае убийства – месть передавалась от одного поколения к другому. Кровавую месть могла заменить уплата большого штрафа.
Религия.
Древние германцы верили, что вся природа населена сказочными существами: эльфами, карликами, великанами. Над ними царят главные боги.
Отец богов Один (Водан) скачет по нему на восьминогом жеребце.
Валгаллу – повелитель царства убитых (царства мертвых).
Тор (Донар) – бог грома, бури и плодородия.
Германцы не имели храмов, а поклонялись богам в священных рощах, где ставили каменные алтари.
Знать древних германцев.
Племенем управляло народное собрание, они решали важнейшие дела: объявляли войну, заключали мир, выбирали военных вождей, решали споры между родичами.
В начале эры выделилась – знать – «первые люди племени». Это были старейшины родов и военные вожди племени – герцоги (нем. Ведущий за собой войско).
Во время войны все мужчины, способные носить оружия становились воинами – собирались народные ополчения.
Набеги среди германцев усилили неравенство. Знатные люди, занятые делами управления и войной, жили за счет военной добычи и перестали обрабатывать свои участки сами. Знать пользовалась трудом рабов из пленников. Рабу обычно выделяли небольшой участок земли, на котором он вел свое хозяйство. Часть выращенного зерна и скота раб отдавал своему господину.
Великое переселение народов.
Великое переселение народов – это огромный исторический период, начавшийся еще во времена существования Римской империи. Переселение шло с целью захвата плодородных земель, военная добыча. Переселение шло целыми племенами: впереди шли мужчины-воины, затем двигались повозки с домашним скарбом, женщины и дети, позади гнали стада скота.
Толчком к переселению послужило вторжение кочевников из глубин Азии – гуннов. Гунны разгромили племенной союз готов, и вынудили их двинуться на Балканский полуостров.
В середине века гуннов возглавил Аттила – «бич божий». Вместе с подчиненными он двинулся на галлию, однако около города Труа в 451 году римляне дали гуннам отпор, нанеся им страшное поражение. Вскоре союз гуннов распался.
Ослабевшей Западной Римской империи все труднее было сдерживать натиск варваров, так как население, уставшее от жестокого гнета, непосильных налогов, не сопротивлялось завоевателям. Многие города тогда были разрушены, опустели дороги – торговля замерла.
К началу 6 века германцы расселились на всей территории Западной Римской империи:
Вандалы – в Северной Африке;
Вестготы (западные готы) – в Испании;
Остготы (восточные готы) – в Италии;
Франки – в Галлии;
Англы и Саксы – в Британии.
Германцы создали здесь свои государства.
4. Итоги урока:
Какую роль в жизни германце играли семья, род, племя.
Когда и как началось Великое переселение народов.
Где расселились германцы к началу 6 века. (карта).
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по истории для 6 класса «Древние германцы»
Введение
Актуализация, переход к изучению темы «Древние германцы»
Закрепление
1)Вспомните из истории Древнего мира наиболее могущественную империю, о которой вам рассказывали в прошлом году. Что вам известно о ее размерах, достижениях проблемах?
2)476 год –падение Западной Римской империи, конец Древнего мира и начало эпохи Средних веков.
3)В этом году мы подробнее познакомимся с эпохой Средних веков, в которую сложилось большинство государств современной Европы, возникла письменность у европейских народов, распространили свое влияние мировые религии – христианство, буддизм, ислам, появилось университетское образование.
4)Откроем учебник на стр. 3 и обратимся к ленте времени. В каком веке началось Средневековье?
В каком веке оно закончилось?
Сколько столетий продолжалось?
Запишем в тетради период Средневековья.(открываем тетради, число и т.д.).
5)Первыми термин «средние века» стали использовать итальянские мыслители. Этим термином они называли большой исторический отрезок между двумя эпохами – Античностью и Новым временем.
6)Откуда мы знаем о жизни людей того времени?
Люди Средневековья оставили богатое наследие, которое рассказывает нам об их жизни.
7) Какие виды исторических источников вы знаете?
8)Давайте запишем в виде таблицы, какие источники рассказывают нам об эпохе Средних веков. Таблица (приложение 1).
9) Эпоха Средневековья богата яркими и интересными событиями, с которым мы познакомимся в этом году.
В 476 году произошло падение Западной Римской империи. В прошлом году вы узнали, что империя пала под натиском германцев ,сейчас нам предстоит узнать о том, что это за народ.
10)Записываем тему урока: Древние германцы.
11)Характеризовать исторические условия, в которых происходил процесс развития древних германцев мы будем по плану:
1)территория расселения
2)природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь, быт, культуру
3)устройство общества
4)достижения культуры (в том числе религиозные представления) – записывают план.(до этого на доске)
12) 1. Территория расселения – Германцы это северные соседи римлян. В первые века нашей эры они занимали территорию от Рейна до Одера, а также на части Скандинавского полуострова. 13)Давайте обратимся к карте на стр. 8 и определим территорию расселения германских племен.(Сначала перечислим германские племена).
-Какая часть света – Европа
Часть Европы – Запад
Направление относительно Западной Римской империи – северо – западнее.
14) 2) Природные условия: Большую часть владений занимали необъятные дремучие леса и топкие болота. Селились германцы на полях, у опушек лесов, около рек и ручьев. Их поселки обычно состояли из нескольких дворов. Позже селения разворачивались в деревни из 10-15 дворов.
15)Прочитайте и выпишите занятия древних германцев стр. 8 – 9.
16) 3) Устройство общества:
В длинных домах из жердей, покрытых соломой, жили большие семьи, состоящие из родственников нескольких поколений. Семья принадлежала к определенному роду.
Род(родовая община)- объединение нескольких семей, ведущих свое начало от общего предка. Несколько родов объединялось в племя, а несколько племен – в союзы.
Запишем.
17) Давайте прочитаем, как проходила жизнь в родовой общине – стр.10
18)Запишем – на смену родовой общине приходит соседская община.
-Какие права имели свободные общинники?
19)Племенем управляло народное собрание , куда входили все совершеннолетние мужчины.
Запишем.
20)На народном собрании избирался конунг – военный вождь. Запишем.
21)Постепенно выделялась родовая знать – старейшины и вожди. Знатные люди стали обзаводиться собственными дружинами
22)Самостоятельно прочитайте о древнегерманских верованиях – стр. -11
-Вспомнить религиозные верования людей Древнего мира и сравнить.
23) Какой вывод, мы можем сделать из следующих фактов:
— « Средства для подарков составляют грабёж и война» (Тацит)
— Один – верховный бог, был в то же время богом войны и победы, хозяином рая для доблестных воинов (Вальхаллы).
Вывод: германцы – воинственный народ. Обратим внимание на карту, какая территория станет целью нападения германцев (Западная Римская империя, их богатых и слабеющий сосед).
Подведем итог:
Я узнал сегодня…
Меня удивило…
1) Римская империя разделилась на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя пала под ударами германцев.
4) V в. – началась эпоха
XV – XVI в. – закончилась
Запись в тетради:
Тема: Введение
476 г. (падение Западной Римской империи) — XV – XVI в. – эпоха Средних веков.
7) Вещественные, письменные, устные
10) Древние германцы
15) скотоводство, земледелие , добыча металлов.
18)
Домашнее задание
С. 3- 6 – читать, параграф 1 –учить, записи в тетради
infourok.ru
Презентация по истории на тему «Древние германцы» (6 класс)
Тема: Древние германцы и Римская империя.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
изучить занятия германцев в период варварского общества;
выяснить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины;
ознакомить учащихся с возникновением раннефеодальных государств.
Основные понятия: варвары, готы, кельты, германцы, гунны, родовая община, род, племя, герцог, дружина.
Оборудование: карта «Европа в V-VII вв.», атлас «история Средних веков, карта №1; учебник Е.В.Агибалова / Г.М.Донской; методическое пособие Н.Ю.Колесниченко.
Ход урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся по теме «Введение»
Устный опрос.
Что изучает история Средних веков?
какой период охватывает Средневековье?
По каким источникам учёные изучают историю Средних веков?
Что поможет нам узнать о том, как жили в Средние века и чем занимались?
Изучение нового материала.
План:
1. Занятия.
2. Выделение знати.
3. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов).
1. В первые века н.э. германцы занимали территорию от Рейна до Одера, а так же на части Скандинавского полуострова. Эту территории покрывали дремучие леса и непроходимые болота. Селились германцы на полянах, у опушек, около рек и озёр, на побережьях морей. Их посёлки обычно состояли из одной усадьбы, причём « каждый окружает свой дом пространством» (Тацит). Позже эти маленькие поселения разрастались в деревни по 10-15 дворов. Деревни ограждались валом или рвом. Жители деревни или соседних усадеб составляли ОБЩИНУ, которая решала свои « Германцы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и самый приятный для них вид богатства» «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса» — писал Цезарь о германцах. Они разводили коров, свиней, Овец, а из птиц – кур, гусей, голубей. Позднее у германцев стало преобладать земледелие. Они распахивали землю сохой или плугом, рыхлили бороной. Тягловой силой им служили волы. Германцы обрабатывали свои участки до истощения почвы, затем забрасывали и расчищали новый. Германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собиранием дикорастущих плодов. Из комочков железной руды они ковали орудия труда и оружие .Посуду , одежду и утварь каждая семья обычно изготавливала для себя сама, но вскоре появляются специалисты – гончары, ткачи, плотники. Мастера умели так же строить повозки, лодки, корабли. В хозяйстве по дому помогали рабы из числа пленных. Германцы давно торговали с римлянами: покупали: изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, хорошие ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожу, особенно янтарь и меха. Задание в рабочей тетради.
Как называли римляне германцев, готов, вандалов?
Варвар – грубый, жестокий, невежественный человек. Придумали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие народы – «Вар-вар», римляне – «Бар-бар». Так появилось это название. Славяне также попали под это понятие.
Задание: самостоятельная работа с учебником: Прочитайте п. 3 на стр. 13 и ответьте на вопрос: « Какими были взаимоотношения у германцев с родичами?»
2. Племенем управляло народное собрание. Все взрослые мужчины по зову старейшин в лунную ночь сходились на обширной лесной поляне.
— Какие же вопросы могло решать собрание мужчин?
1) объявлять войну и заключать мир
2) выбирало военных вождей
3) разбирало споры
4) обсуждали события и законы
— Собрание мужчин судило по старинным законам. За предательство или трусость –смерть. В начале нашей эры у германцев появилась знать ( первые люди племени) Это были старейшины родов и военные вожди племени ( ярлы, герцоги – ведущие войска) Постепенно вошло в привычку выбирать вождей из одних и тех же знатных семей. На своих пирах они заранее обсуждали важные дела. Рядовые члены племени по обычаю звоном оружия и криками отвергали предположения. Все свободные мужчины у германцев носили оружие. Во время войны они становились воинами – собирали народное ополчение во главе с вождём, который должен был отличаться воинскими умениями и доблестью. Вожди стали набирать себе постоянные военные отряды – дружину. Дружинники приносили вождю клятву верности, считали позором предать своего вождя.Тацит писал: « Они считают леностью и малодушием приобретать то, что можно добыть кровью.»
Работа со схемой из методического пособия Н.Ю.Колисниченко стр. 13.
Римская империя с одними германскими племенами заключала договоры о союзе и принимала на службу, с другими, которые предпринимали набеги на Римские земли, воевала.
С конца IV века германцы от набегов перешли к завоеваниям. Это произошло потому, что из глубин Азии двинулись племена кочевников – гуннов, которые хотели захватить хорошие, плодородные земли и военную добычу. Поэтому германцы снимались с родных мест и отправлялись в далекие походы. Впереди шли мужчины-воины, за ними двигались повозки с вещами, женщины, дети, рабы, гнали стада скота. Так началось Великое переселение народов – время массовых перемещений племен. Под ударами кочевников земледельческие народы покидали обжитые места, вступали в борьбу с соседями и усиливали натиск на Римскую империю. В середине V века гуннов возглавил вождь Аттила. Вместе с подчиненными ему племенами Аттила двинулся в Галлию. В 451 году римляне со своими союзниками нанесли гуннам большое поражение, и гуннский военный союз распался.
Задание: Рассмотреть границы Римской империи до ее раздела, определить, каким цветом обозначались эти границы.
В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную, она ослабела и уже не могла сдерживать натиск германских племен, которые римляне называли варварами – непонятно говорившими.
Задание: Найти на карте границу раздела Римской империи, посмотреть, как обозначена.
В 455 г. одно из германских племен – вандалы – захватило Рим и подвергло его разграблению и разрушению. Погибли также и многие другие города. С тех пор словом «вандализм» называют бессмысленное разрушение и уничтожение культурных- ценностей. В 476 г. один из варварских вождей сверг последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула и отправил знаки его императорской власти императору Восточной Римской Империи. Западная Римская империя перестала существовать. К началу VI века германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи. Задание: Найти и прочитать в учебнике, где расселились германцы, посмотреть по карте территории, каким цветом обозначены эти территории, крупные города.
Вывод: в IV-VI вв. германцы переселялись со своей исторической родины на территорию Римской империи и создавали здесь свои государства. Со времён Великого переселения народов и началась в Европе история Средних веков.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Прочитать § 1.
Выучить новые слова.
Рабочая тетрадь Задание 2, 3.
*Рассуждение на тему «Почему римляне считали германцев варварами?»
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
infourok.ru
Древние германцы и Римская империя
К началу V века германцы расселились на большей части Западной Римской империи.
Расселение германцев
Тут они несли военную службу, защищали границы страны от других племён. За это они получали землю, леса, рабов. Больше всех получали вожди племён. Постепенно росло их могущество. Теперь они могли не обращать внимания на приказы из Рима, так как власть на местах принадлежала им.
И постепенно из вождей они превратились в независимых правителей – королей. В конце концов власть Рима стала мешать королям германцев.
В 476 году вождь германцев Одоа̀кр сверг последнего римского императора – Ро̀мула Авгу̀стула, тем самым прекратив существование Западной Римской империи.
Ромул Августул и Одоакр
Большую часть населения в новых германских землях составляли жители бывшей Римской империи. Хотя и жили они вместе, но подчинялись каждый своим законам. Налоги королям платили только римляне, в армии же служили только германцы.
Германские короли хотели стереть разницу между римлянами и германцами, поэтому начали принимать общие для всех законы. Отменили запрет на браки, уравняли в правах римлян и германцев.
В итоге германцы и римляне постепенно сливаются и создают новое общество с одним языком, культурой, религией и властью.
Германо-романское обществто
С началом господства германцев на территории бывшей Римской империи начался упадок. Было разрушено множество городов, дворцов, храмов. Разрушались дороги, прекратилась торговля, опустели порты.
Но германцы принесли с собой и много нового.
Они селились преимущественно в долинах рек и у ручьёв. Их посёлки состояли из нескольких дворов или чаще одной большой усадьбы.
В них жило несколько поколений одной семьи. Такая община называлась ро̀довой. Несколько родов составляли племя. Несколько племён – союз племён во главе с вождём.
Германцы разводили скот и птицу, охотились, занимались рыбной ловлей. Но главным было земледелие.
Занятия германцев
Сначала они использовали подсѐчно-огневу̀ю форму обработки земли. Брался участок леса, деревья вырубались, а пни сжигались. После на этой земле сеяли зерно.
Когда земля истощалась, переходили на новый участок. Но такая форма ведения хозяйства была очень трудоёмкой.
Поэтому германцы переняли от римлян двупо̀лье.
Пашню делили на две части, одну засевали, а вторую оставляли под паром, то есть отдыхать. Ежегодно эти поля менялись местами.
В итоге германцы получили большой прирост пищи.
Как уже было сказано, германцы жили большими семьями, или родовыми общинами. Они вместе обрабатывали поля, делили полученный урожай.
Но постепенно община разрасталась, а земли и еды, полученной с неё, оставалось столько же. Также кто-то работал лучше, кто-то хуже.
В итоге отдельные семьи начали переселяться на новые земли, где уже работали сами на себя и ни с кем не делились. Но выгоны для скота, леса и реки оставались общими.
Люди стали жить малыми семьями вместо одной большой.
В итоге родовая община в V–VI веках уступила место сосѐдской, тем самым обозначив закрепление неравенства в обществе германцев.
Знатные германцы, или вожди поступали по-другому. Они раздавали в пользование свои обширные земли бывшим римским рабам или земледельцам, получая за это от них часть урожая. Тем самым ещё больше укрепляя своё богатство и власть.
За период V века германские короли создали на территории бывшей Римской империи свои государства.
Варварские королевства
Наиболее крупными из них были Королевство Ванда̀лов в северной Африке, Королевство Вестго̀тов в Испании, Королевство Фра̀нков в Галлии, Королевство Остго̀тов в Италии. Самым могущественным было Королевство Франков.
Кроме того, ещё сохранилась Восточная Римская империя или Византѝя.
Подведём итоги.
Таким образом, к V–VII векам германцы завершили переход к соседской общине.
У них в обществе возникло неравенство.
В это же время германцы создали свои королевства.
videouroki.net
У р о к 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ | Поурочные планы по истории средних веков 6 класс
У р о к 2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ И РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ
08.09.2014 6562 0Цел и:
1. Изучить занятия германцев в
период варварского общест-
ва; выяснить, что завоевания германцев положили начало форми-
рованию соседской общины.
2. Ознакомить учащихся с
возникновением раннефеодальных
государств.
♦ Основные понятия и термины: варвары, готы, кельты,
германцы, гунны, родовая община, семья, род, племя.
Оборудование:
карты
«Европа в V-VII вв.», «Народы и их
передвижения в Европе в IV-VII вв.»;
атлас «История Средних веков», карта № 1.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
=> Начертить в тетради линию времени.
=> Показать место истории Средних веков в истории челове-
чества.
=> Исторический диктант по понятиям урока № 1.
=>Работа над вопросом № 4 (Введение, с. 11).
П. Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Древние германцы:
а) занятия; б) порядки; в) формирование знати.
2. Конец Западной Римской империи
(Великое переселение народов).
1. Древние германцы (занятия, порядки, формирование
знати). Учитель повторяет сведения о германцах, известные учащим-
ся из истории древнего мира.
=>
Какую территорию занимали германцы в древности? По-
кажите ее на карте (см. атлас, карта № 1).
=> В
каких отношениях находились германцы с Римской им-
перией?
Учителю рекомендуется объяснить понятие «варвар».
Варвар — грубый, жестокий,
невежественный человек. При-
думали это слово древние греки. Эллины дразнили все негреческие
народы — «Вар-вар», римляне — «Бар-бар». Так появилось это назва-
ние (латинское «барбар»). Славяне также подпадали под это понятие.
Рассказ учителя.
Греческие
и римские путешественники сильно удивлялись,
когда оказывались в северных краях. Они не понимали: как люди
могут жить в таких трудных природных условиях? Как эти люди
могут жить без элементов цивилизации? Почему у них нет пись-
менности, театра, городов? Почему на войну мужчины идут сами, а
не нанимают себе наемников?
В отличие
от греков, римляне начали захватывать земли вар-
варов и превращать их в свои провинции — Британию, Галлию и
др., но не все варварские племена становились подданными Рима.
Независимые варварские племена постоянно пытались вторгнуться
в провинции.
Древние германцы
Германцы
интересовали римлян как военные противники.
Римские историки очень внимательно изучали образ жизни гер-
манцев, но самое главное — изучали способы ведения ими войн.
Древние германцы в начале н.
э. занимали территорию от
Одера до Рейна и от Дуная до Балтийского моря. Селились герман-
цы на полянах, опушках леса, близ рек, ручьев маленькими племе-
нами. Поселки состояли из нескольких длинных домов. В каждом
доме жили семьи родичей, состоящие из трех поколений, и еще ос-
тавалось место для скота. Роды объединялись в племя. Во главе
рода стояли старейшины. Большим влиянием пользовался жрец.
Все люди в племени были равны, не было ни бедных, ни богатых.
Тем, кто попал в беду, помогал весь род; тот, кто хорошо поохо-
тился, обязан был делиться добычей с родственниками. Старейши-
ны вершили суд и обсуждали хозяйственные вопросы. Но самые
важные вопросы решались на
народных собраниях, на которых вы-
сказывалось мнение старейшин. В случае, если мнение не нрави-
лось, мужчины шумели, если нравилось — поднимали копья вверх.
Работая с
картой, учитель поясняет учащимся,
что к востоку от
германских племен жили предки славян, к западу — кельты.
Любимым
занятием германцев была охота. В поселках гер-
манцы держали домашний скот. Начинает развиваться земледелие.
Участки леса делились старейшинами рода между семьями. Семьи
выкорчевывали деревья, вспахивали землю и засевали ее просом и
ячменем. Землю обрабатывали деревянными орудиями, так как же-
лезо использовалось только для изготовления оружия.
Но основным занятием оставалось военное дело.
У германцев появляются
военные вожди. Первоначально они
имели поручение охранять племенные владения, а впоследствии
военные вожди это делали самостоятельно и еще совершали набеги
на соседей. Военной добычей они делились со всеми соплеменни-
ками и соратниками. Германцы любили сражаться в пешем строю,
постепенно осваивали конные походы.
Пока
Римская империя была сильной, германцы отважива-
лись только на пограничные набеги. В III веке и. э. Римская импе-
рия утрачивает свое могущество, так как ее коснулись смуты. Не
хватало средств на содержание охраны приграничных районов им-
перии.
Разрозненные германские
племена объединяются в союзы
племен: франки, вандалы, лангобарды и т. д. Германцы, видя, что
имперские провинции не могут себя защитить, стали целыми семь-
ями селиться по восточным окраинам Западной Римской империи.
В Риме шла борьба за власть.
В интригах против соперников
слабые правители стали использовать варваров-переселенцев.
Очень скоро армия Рима становится по составу варварской.
После
расселения на завоеванной территории Римской импе-
рии родовая община германцев начинает превращаться в соседскую.
Для закрепления данного вопроса учащимся предлагается
работа со схемой № 1.
2. Конец
Западной Римской империи (Великое переселе-
ние народов). Изучение информации о Великом переселении на-
родов целесообразно начать с вопроса:
=>
Почему германцы целыми племенами переселялись на
территорию Западной Римской империи?
[Т] Работа с картой.
Используя
карту в учебнике (§ 1, с. 16), учащиеся находят
территорию, которая была занята германцами в первые века нашей
эры. (Территория от Рейна до Одера, дальше на восток до Эльбы и
часть Скандинавского полуострова.)
Далее учитель объясняет, почему началось Великое переселение народов.
Рассказ учителя.
Гунны появились из-за Волги, сдвинули с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы.
Римляне
отступали, их место занимали варвары. В IV веке
началось Великое переселение народов и продолжалось 400 лет.
Оно вызвало значительные перемены:
— исчезали старые и возникали новые народы;
— распадались и формировались государства;
— в это время были заложены основы современной политической и этнической карты Европы.
Вестготы вторглись в Италию. В 410
году вестготы подошли к Риму. Рабы ночью открыли им ворота крепости. Три дня и
три ночи продолжалось сопротивление варварам.
Готы опустошили Апеннинский
полуостров, Сицилию и Се-
верную Африку. Закрепились готы в провинции Аквитания (южная
Франция), где основали Готское королевство со столицей в Толозе.
Это
государство становится вторым после Бургундского ко-
ролевства на Рейне, которое возникло на развалинах Западной
Римской империи. Римская знать стала переходить на сторону вар-
варов. Варвары ценили законопослушных подданных и давали им
высокие должности. Земли переходили в собственность вождей
варваров. Образовывается союз римской и варварской знати.
В VI веке
на территории бывшей Западной Римской империи
располагалось уже несколько варварских государств.
Далее учитель ставит вопросы для беседы:
=> Что послужило толчком к переселению народов?
=>
Почему германцы целыми семьями переселялись на тер-
риторию Западной Римской империи?
=> Чем
завершилось вторжение германцев в Западную Рим-
скую империю?
=> К
каким последствиям привели вторжения германских
племен в Западную Римскую империю?
Учащимся
дается задание : проследить на карте
(с. 16, § 1 учеб-
ника) пути переселения германцев и определить границы их государств к
началу VI века.
В ходе беседы предполагается
прийти к следующим
выводам:
— Толчком к переселению
послужило вторжение из Азии ко-
чевников — гуннов.
— Германцы, желая захватить
плодородные земли и военную до-
бычу, племенами снимались с родных мест и отправлялись в походы.
14
— На захваченных землях
германскими племенами создаются
государства: вандалами — в Северной
Африке;
вестготами — в Испании;
остготами — в Италии;
англами и саксами — на острове Британия;
франками — в Галлии.
Это были
варварские королевства, так как у них не было еди-
ных законов; местное население руководствовалось римским правом.
Учитель обязательно должен уточнить,
что объединяла ранне-
средневековые государства германских племен в единое целое христиан-
ская церковь.
Развитие Европы после падения
Западной Римской империи
шло двумя путями:
1) цивилизация Римской империи
превращалась в средневе-
ковую;
2) родоплеменная организация
варваров разрушалась, и на ее
основе складывались раннефеодальные государства.
III. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагается работа с вопросами 1; 4; § 1.
Вывод урока: в IV-VI вв. германцы переселялись со
своей исторической родины на территорию Римской империи и
создавали здесь свои государства. Со времени Великого переселе-
ния народов и началась в Европе история Средних веков.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: § 1, знать ответы на вопросы,
знать зна-
чение понятий и терминов.
* Задание повышенной
сложности для желающих: Рассуждение на
тему: «Почему римляне считали германцев варварами?».
tak-to-ent.net