Чем различаются согласные и гласные звуки – 1.Чем звуки отличаются от букв? 2.Чем гласные звуки отличаются от согласных звуков? 3.сколько гласных звуков и букв в русс

6. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.

Гласные

Согласные

  1. Воздушная струя проходит через рот свободно, без препятствий.

  2. Чисто тоновые звуки

  3. Слабая струя воздуха

  4. Мускульное напряжение практически в равной мере распространено по ротовой полости

  5. Ртораскрыватели – чем громче произносим звук, тем шире рот.

  6. Можно кричать

  1. Воздушная струя преодолевает препятствия в ротовой полости.

  2. Шум+голос/ шум

  3. Более сильная струя воздуха

  4. Мускульное напряжение сосредоточено на месте преграды

  5. Ртосмыкатели – чем громче звук, тем сильнее смыкаем рот.

  6. Кричать невозможно.

7.Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования и способу образования.

Согласные: Артикуляционная классификация соглас­ных строится на основе следующих признаков:

  • Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

    • Зубные – к зубам.(т,д,с, з, н, л, ц)

    • Передненебные(альвеолярные) — к передней части нёба. (р, ш, ж, ч)

8. Артикуляционная классификация согласных звуков по уровню шума, участию голоса и твердости/мягкости.

  1. Уровень шума, степень его интенсивности, согласные делятся на сонорные (м, н, л, р, й) и шумные(п, б, ж, к…). Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных. Шумные согласные образуются при большем напряжении мышц в месте преграды + их сила воздушной струи больше чем при произнесении сонорных.

  2. Глухость/звонкость. Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении воздуха. Так образуются звонкие согласные(р, л, н, г…). Звонкие сонорные – голос преобладает над шумом. Звонкие шумные – шум преобладает над голосом. Глухие – только шум (к, п, с). Глухость/ звонкость – образуются пары согласных.

  3. Твердость/мягкость. Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык сосредоточен в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости. Это основное положение языка сопровождается доп.артикуляцией. При образовании мягких согласных в результате сдвига языка вперед происходит палатализация – приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка, а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные(кроме Й – он палатальный, т.к. эта артикуляция у него основная, а не дополнительная) палатализованные. У твердых согласных всё с точностью до наоборот: фарингализация – уменьшение объема и сужение глотки в результате сдвига языка назад (поэтому твердые согласные фарингализованные). Веляризация – приподнятие по направлению к мягкому небу задней части языка.( наиболее выражена у л, р, ш, ж). Согласные у которых набюдается веляризация – веляризованные. Велярные согласные – те у которых веляризация является основной артикуляцией ( к, г, х, украинское г

    х)

studfiles.net

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой состав слова.

Ход урока

I. Словарная работа.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

— Эти слова помогут определить тему нашего ypoкa.

II. Работа над темой.

1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)

  • А сколько фонем? (5)
    Записать транскрипцию этого слова.

  • Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

  • Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

  • Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

  • Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
    Записать транскрипцию этого слова.

  • Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

  • На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

  • Чем отличаются гласные звуки от согласных?

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

  • Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.

  • Сколько гласных звуков? (6) Почему?

  • Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Игра «Молчанка»

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

  • Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, языкназываются согласными.)

  • Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков?(36) Почему? .

Это интересно


В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на
и, ы
или нь.

Физкультминутка

Покачайтесь, Покружитесь,

Потянитесь, Распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

III. Работа с учебником.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Дополнительное задание: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.

  • Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?

  • На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили?

    (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.

IV. Итог урока.

Гласные — согласные

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные Тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные — согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш — шуршит опавший лист,

Жжж — шмели в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .

infourok.ru

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»

Симферопольского района Республики Крым

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

5-Б КЛАСС

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Усеинова Л.Н.

с. Кольчугино

2017

Учитель: Усеинова Л.Н.

Тема: Чем различаются гласные и согласные звуки

Цели: продолжить знакомство учащихся с фонетикой; научить различать гласные и согласные звуки.

Планируемые результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;

иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер.

Основные понятия

Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Вступительное слово.

— Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.

Какие звуки передают грохот, раскаты грома?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые… (г, р)

— Сегодня у нас необычное занятие — урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.

Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

2. Актуализаци знаний и пробное учебное действие

— Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)

— Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.)

— Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.)

Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.

Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

3. Выявление места и причины затруднения

— Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)

— Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)

— Графика?( Обозначение звуков буквами.)

— Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук.)

— А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)

Ответ-стихотворение (слайд)

Сколько на свете звуков?

Сколько звуков у речи?

Сколько в лесу – снежинок,

Сколько струек у речки.

Сколько в дождике – дождинок.

Сколько в песке – песчинок.

— Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что (слайд):

Закричал охотник: «Ой!»

Двери гонятся за мной!

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

— Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)

В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово —
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор —
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! —
Он охотно
Спрыгнет вниз.

Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

 Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

— Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки — смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.

Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом).

Упражнение 262. На магнитной доске схема:

Звуки речи

∕ \Гласные Согласные

/ \ / \

ударные безударные твердые мягкие

/ \

глухие звонкие

— Послушайте стихотворение Б. Заходера (слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы – смыслоразличители.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

ФИЗ. МИНУТКА

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

— Наша работа будет продолжена в группах.

1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123.

2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова.

3. Заполните таблицы:

№ 1 .

Раздел науки о языке

Что изучает

Фонетика

Звуки речи

Орфоэпия

Правила произношения

Графика

Обозначение звуков буквами

№ 2.

Звуки речи

Буквы

Гласные

[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6

а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я -10

№ 3.

Глухие -10

Звонкие -11

Согласные

[к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч]

[б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й]

№4

Всегда мягкие

[ч, ш, й]

Всегда твердые

[ж, ш, ц]

Шипящие

[ж, ш, щ, ч]


7. Рефлексия деятельности.

— Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?

-Что понравилось на уроке?

— Кто был самым активным?

— А самым грамотным?

8. Домашнее задание.

§50-51.

  1. Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков

  2. Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)

infourok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *