6. Согласные и гласные звуки, их акустические и артикуляционные различия.
Гласные | Согласные |
|
|
7.Артикуляционная классификация согласных звуков по месту образования и способу образования.
Согласные: Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков:
Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.
Зубные – к зубам.(т,д,с, з, н, л, ц)
Передненебные(альвеолярные) — к передней части нёба. (р, ш, ж, ч)
8. Артикуляционная классификация согласных звуков по уровню шума, участию голоса и твердости/мягкости.
Уровень шума, степень его интенсивности, согласные делятся на сонорные (м, н, л, р, й) и шумные(п, б, ж, к…). Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и ширине прохода для воздушной струи и в ее силе при произнесении сонорных и шумных. Шумные согласные образуются при большем напряжении мышц в месте преграды + их сила воздушной струи больше чем при произнесении сонорных.
Глухость/звонкость. Глухие и звонкие согласные определяются по отсутствию или наличию при их произношении голоса (тона). Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении воздуха. Так образуются звонкие согласные(р, л, н, г…). Звонкие сонорные – голос преобладает над шумом. Звонкие шумные – шум преобладает над голосом. Глухие – только шум (к, п, с). Глухость/ звонкость – образуются пары согласных.
Твердость/мягкость. Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образовании мягких согласных язык сосредоточен в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости. Это основное положение языка сопровождается доп.артикуляцией. При образовании мягких согласных в результате сдвига языка вперед происходит палатализация – приподнятие по направлению к твердому нёбу средней части спинки языка, а также расширение и увеличение объема глотки. Поэтому мягкие согласные(кроме Й – он палатальный, т.к. эта артикуляция у него основная, а не дополнительная) палатализованные. У твердых согласных всё с точностью до наоборот: фарингализация – уменьшение объема и сужение глотки в результате сдвига языка назад (поэтому твердые согласные фарингализованные). Веляризация – приподнятие по направлению к мягкому небу задней части языка.( наиболее выражена у л, р, ш, ж). Согласные у которых набюдается веляризация – веляризованные. Велярные согласные – те у которых веляризация является основной артикуляцией ( к, г, х, украинское г
studfiles.net
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО
Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличительных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой состав слова.
Ход урока
I. Словарная работа.
Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.
— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)
Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).
— Эти слова помогут определить тему нашего ypoкa.
II. Работа над темой.
1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)
А сколько фонем? (5)
Записать транскрипцию этого слова.Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)
Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.
Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?
Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
Записать транскрипцию этого слова.Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)
На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.
2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)
Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.
Сколько гласных звуков? (6) Почему?
Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.
Игра «Молчанка»
Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)
Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык— называются согласными.)
Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков?(36) Почему? .
Это интересно
В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на
Физкультминутка
Покачайтесь, Покружитесь,
Потянитесь, Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
III. Работа с учебником.
1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.
— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.
Дополнительное задание: в первом предложении подчеркнуть основу, указать связь слов.
Какое это предложение: распространенное или нераспространенное?
На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При произнесении гласных бумага не шелохнулась.)
2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.
При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.
IV. Итог урока.
Гласные — согласные
Мы — не буквы, мы — звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы — не буквы, мы — звуки речи,
Произносят и слышат нас.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье нас подвластно!
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные Тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные — согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс — змеиный слышен свист,
Шшш — шуршит опавший лист,
Жжж — шмели в саду жужжат,
Ррр — моторы тарахтят.
Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .
infourok.ru
ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №2 с крымскотатарским языком обучения»
Симферопольского района Республики Крым
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
5-Б КЛАССПодготовила учитель
русского языка и литературы
Усеинова Л.Н.
с. Кольчугино
2017
Учитель: Усеинова Л.Н.
Тема: Чем различаются гласные и согласные звуки
Цели: продолжить знакомство учащихся с фонетикой; научить различать гласные и согласные звуки.
Планируемые результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы, на которые делятся звуки речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков;
иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными, записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.
Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер.
Основные понятия
Звуки речи и буквы, фонема, транскрипция, алфавит.
Ход урока
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветствие.
Вступительное слово.
— Послушайте стихотворение « Весенняя гроза» Ф. Тютчева.
Какие звуки передают грохот, раскаты грома?
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые… (г, р)
— Сегодня у нас необычное занятие — урок погружения в разнообразный мир звуков, окружающий нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика.
Слушают выразительное чтение стихотворения, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
2. Актуализаци знаний и пробное учебное действие
— Назовите скороговорки, в которых звуки создают образ мчащейся конницы. (Звуки т, п, к. от топота копыт пыль по полю летит.)
— Каким звуком можно изобразить полёт жука? ( Звуками ж-ж-ж. Жутко жуку сидеть на суку.)
— Как называется этот приём в литературе? (Звукопись.)
Вспоминают поговорки, анализируют тексты поговорок. Одну из поговорок записывают в тетрадь.
Познавательные: осуществляют решение учебных задач, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
3. Выявление места и причины затруднения
— Как называется наука, изучающая звуки речи? (фонетика)
— Что изучает орфоэпия? (правильное произношение)
— Графика?( Обозначение звуков буквами.)
— Отгадайте загадку:
Его не видно, в руки не взять, но зато слышно. (Звук.)
— А сколько же звуков в природе? (Не сосчитать)
Ответ-стихотворение (слайд)
Сколько на свете звуков?
Сколько звуков у речи?
Сколько в лесу – снежинок,
Сколько струек у речки.
Сколько в дождике – дождинок.
Сколько в песке – песчинок.
— Звуки, которые мы будем изучать, помогают различать слова по смыслу. Если бы они не были смыслоразличителями, мы бы запутались и получилось бы вот что (слайд):
Закричал охотник: «Ой!»
Двери гонятся за мной!
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
— Теперь вы знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова. (Слайд)
В этой сказке
Нет порядка:
Что ни слово —
То загадка!
Вот что
Сказка говорит:
Жили-были
КОТ
и
КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал.
КОТ пыхтел.
КИТ купаться не хотел,
как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит
КИТ:
Ночью бродит,
Днем храпит.
КОТ
плывет по океану.
КИТ
Из блюдца есть сметану.
Ловит
КИТ
Мышей на суше.
КОТ
На море бьет
Баклуши!
КИТ
Царапался, кусался,
Если ж был неравен спор —
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ
Ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит
В глубину…
КИТ
Любил залезть повыше.
Ночью
Песни пел на крыше.
Позовешь его:
— Кис, кис! —
Он охотно
Спрыгнет вниз.
Обдумывают ответы на вопросы, смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для ответов
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
— Что у нас получилось? Меняем один звук, получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки — смыслоразличители. Замечательный ученый Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.
Вы уже знаете, что для фонем придумали алфавит – перечень букв, обозначающих звуки. (слайд с алфавитом).
Упражнение 262. На магнитной доске схема:
Звуки речи
∕ \Гласные Согласные
/ \ / \
ударные безударные твердые мягкие
/ \
глухие звонкие
— Послушайте стихотворение Б. Заходера (слайд). Вспомните, каких букв нет, и запишите алфавит, все 33 буквы.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Формулируют учебную деятельность в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли; обосновывают свою точку зрения. Выполняют упр.262. в сотрудничестве с учителем делают выводы о необходимости знать фонемы – смыслоразличители.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
5. Практическая деятельность и первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
ФИЗ. МИНУТКА
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
— Наша работа будет продолжена в группах.
1. Внимательно прочитайте §50-51, стр. 122-123.
2. Составьте таблицу « Гласные звуки». К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова.
3. Заполните таблицы:
№ 1 .
Раздел науки о языке
Что изучает
Фонетика
Звуки речи
Орфоэпия
Правила произношения
Графика
Обозначение звуков буквами
№ 2.
Звуки речи
Буквы
Гласные
[а] [о] [у] [э] [и] [ы]-6
а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я -10
№ 3.
Глухие -10
Звонкие -11
Согласные
[к,п,с, т,ш,ф,х,ц,щ,ч]
[б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й]
№4
Всегда мягкие
[ч, ш, й]
Всегда твердые
[ж, ш, ц]
Шипящие
[ж, ш, щ, ч]
7. Рефлексия деятельности.
— Вспомним цели нашего урока. Достигли ли мы их?
-Что понравилось на уроке?
— Кто был самым активным?
— А самым грамотным?
8. Домашнее задание.
§50-51.
Записать 6 односложных слов с разными ударными гласными. Записать транскрипцию этих звуков
Выучить наизусть и подготовиться к письму по памяти.
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. (К. Паустовский)
infourok.ru