Церемония в обществознании это – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (7 класс) на тему: термины по обществознанию 7 класс | скачать бесплатно

Что такое церемонии? Примеры церемоний

Благодаря культурному разнообразию в мире существует огромное количество различных церемоний. Одни из них связаны с торжественными праздниками, иные служат в качестве священного обряда, а третьи и вовсе стали неотъемлемой частью нашего быта. И все же, что такое церемонии в действительности? Вернее, как понять, что именно стоит причислять к этой категории?

На самом деле есть особые правила, которые регламентируют понятие церемонии. И сейчас мы об этом подробно поговорим.

Что такое церемонии?

Итак, начать следует с того, что нам предлагает толковый словарь. Согласно ему, церемония – это определенная последовательность действий, несущая в себе символическое значение. Прежде всего они подчеркивают особую ценность события для некой группы людей или даже всего общества. В целом они являются неким подобием ритуалов и обрядов, только с большим эмоциональным окрасом.

Следовательно, проведение церемоний необходимо для того чтобы вызвать у людей возвышенные чувства и возвеличить определенное событие в их глазах. Например, преподношение жертвы богам зачастую сопровождалось обязательным ритуалом. Благодаря ему у последователей складывалось впечатление того, что их действия помогут достучаться до сознания божества и заручиться его поддержкой.

Причины возникновения первых церемоний

Дабы лучше понять, что такое церемонии, следует обратиться к истории и осмыслить все через призму времени. Однако сначала необходимо понять одну важную вещь: наши далекие предки не знали о существовании законов физики и химии. Поэтому единственным логическим объяснением чудес природы было вмешательство сверхъестественных сил.

Исходя из этих соображений они сочли самым правильным решением начать поклоняться им, что в конечном счете привело к зарождению многих религий. Ну а дальше одни ритуалы начали сменяться другими, в зависимости от культурных особенностей определенного народа. И с годами у людей выработался некий устойчивый взгляд на обряды, согласно которому они должны были проводиться в строго установленном порядке.

Примеры ярких исторических церемоний

Чтобы еще лучше понять, что такое церемонии, давайте разберем несколько примеров из истории. В частности поговорим о тех ритуалах и обрядах, что знакомы всем нам.

Начать стоит с церемонии коронации любого монарха. Наблюдая за ней, можно увидеть, насколько важны здесь детали. Приготовления к этому торжеству начинаются за несколько недель до самой инаугурации. На протяжении всего этого времени ее участники тщательно репетируют свои роли, дабы в решающий момент не испортить все одним лишним движением.

Еще одним древним видом церемонии является чаепитие, особенно на Востоке. Там существует целая наука, которая описывает все особенности этого процесса. И их нарушение считается выражением неуважения к хозяину и к самому себе.

Примеры церемонии сегодня

Давайте оставим историю позади и поговорим о самых известных церемониях сегодняшнего дня. Ведь они намного ближе к нам, а значит, будут более понятными.

Итак, на первом месте стоит торжественная церемония бракосочетания. Через нее проходят практически все люди, независимо от их национальности и возраста. И даже несмотря на то, что в каждой стране этот ритуал проводится с некими отличиями, он все равно считается священным и нерушимым.

Также церемониальным является вручение дипломов по окончании учебного заведения. Особенно тот момент, когда выпускников приглашают на сцену, где под всеобщие овации им дарят этот документ.

Ну и напоследок можно упомянуть о церемонии открытия нового здания, например ресторана или клуба. В данном случае установленным ритуалом является перерезание красной ленты. Многие верят в то, что без такого обряда новому месту не видать удачи и процветания.

fb.ru

ЦЕРЕМОНИЯ — это… Что такое ЦЕРЕМОНИЯ?

  • ЦЕРЕМОНИЯ — ЦЕРЕМОНИЯ, церемонии, жен. (от лат. caeremonia, букв. почтение, благоговение). 1. Торжественное совершение чего нибудь, обряд по установленным правилам. «Он был страстный любитель всяких церемоний, и веселых и печальных.» Гончаров. Церемония… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕРЕМОНИЯ — (по имени этрусск. города Цере, от которого римляне переняли обрядность). 1) внешний установленный порядок, внешние формы, соблюдаемые при религиозных или общественных торжествах. 2) соблюдение внешней вежливости и учтивости. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • церемония — Обряд, чин, порядок. Без церемоний, без чинов, запросто. См. порядок.. без церемонии… . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. церемония обряд, чин, план, порядок, регламент,… …   Словарь синонимов

  • церемония

    — и, ж. cérémonie f., нем. Zeremonie f. < , лат. caerimonia, caeremonia религиозный обряд, святость. 1. Установленный порядок совершения какого л. обряда, торжество, проводимые в строгом порядке. БАС 1. 1.Чиноправление, чиноположение, обряд,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Церемония — Церемония: Обряд  торжественное совершение чего нибудь, торжественное мероприятие, обряд по установленным правилам. Вежливость  какой либо акт вежливости. Фильмы «Церемония»  фильм японского режиссёра Нагисы Осимы.… …   Википедия

  • ЦЕРЕМОНИЯ — «ЦЕРЕМОНИЯ» (La ceremonie) Франция ФРГ, 1995, 112 мин. Драма, детектив. «Церемония», 46 я по счету в обширной фильмографии (если не считать еще короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление… …   Энциклопедия кино

  • ЦЕРЕМОНИЯ — ЦЕРЕМОНИЯ, и, жен. 1. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего н. Ц. приёма посла. Ц. принятия присяги. Свадебная ц. 2. перен., обычно мн. Принуждённость, стеснение в поступках, обращении (разг.). К чему эти церемонии? Прошу без …   Толковый словарь Ожегова

  • ЦЕРЕМОНИЯ — жен., франц. установленный или обычный внешний порядок, обряд, чин. Церемониал муж. установленный порядок торжественного дела; чин. Церемониальная встреча, шествие, торжественная, по установленному чину. Церемониальность жен. свойство ·по·прилаг …   Толковый словарь Даля

  • ЦЕРЕМОНИЯ — (от лат. carimonia благоговение, культовый обряд) англ. ceremony; нем. Zeremonie. Формально установленный порядок поведения, обычно состоящий из стандартизированных ритуальных действий и призванный символически выражать важность к. л. события,… …   Энциклопедия социологии

  • Церемония — (лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд) – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • dic.academic.ru

    Обряд — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 января 2016; проверки требуют 28 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 января 2016; проверки требуют 28 правок. Обряд освящения воды на Крещение

    Обря́д — совокупность действий[1] стереотипного характера[2], которой присуще символическое значение[2][3]. Стереотипный характер действий обряда[2], то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок»

    [4]. Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека[3][5]. Нередко обряд отождествляется с ритуалом.

    Согласно академическому изданию «Большая российская энциклопедия» слова обряд и ритуал являются синонимами[6].

    Обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными[5].

    Церковный обря́д, рассматриваемый с религиозной точки зрения, — «внешнее выражение верований человека» в Бога; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо в

    ru.wikipedia.org

    церемония — это… Что такое церемония?

  • ЦЕРЕМОНИЯ — ЦЕРЕМОНИЯ, церемонии, жен. (от лат. caeremonia, букв. почтение, благоговение). 1. Торжественное совершение чего нибудь, обряд по установленным правилам. «Он был страстный любитель всяких церемоний, и веселых и печальных.» Гончаров. Церемония… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕРЕМОНИЯ — (по имени этрусск. города Цере, от которого римляне переняли обрядность). 1) внешний установленный порядок, внешние формы, соблюдаемые при религиозных или общественных торжествах. 2) соблюдение внешней вежливости и учтивости. Словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • церемония — Обряд, чин, порядок. Без церемоний, без чинов, запросто. См. порядок.. без церемонии… . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. церемония обряд, чин, план, порядок, регламент,… …   Словарь синонимов

  • церемония — и, ж. cérémonie f., нем. Zeremonie f. < , лат. caerimonia, caeremonia религиозный обряд, святость. 1. Установленный порядок совершения какого л. обряда, торжество, проводимые в строгом порядке. БАС 1. 1.Чиноправление, чиноположение, обряд,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Церемония — Церемония: Обряд  торжественное совершение чего нибудь, торжественное мероприятие, обряд по установленным правилам. Вежливость  какой либо акт вежливости. Фильмы «Церемония»  фильм японского режиссёра Нагисы Осимы.… …   Википедия

  • ЦЕРЕМОНИЯ — «ЦЕРЕМОНИЯ» (La ceremonie) Франция ФРГ, 1995, 112 мин. Драма, детектив. «Церемония», 46 я по счету в обширной фильмографии (если не считать еще короткометражные и телевизионные работы) Клода Шаброля, поначалу может произвести впечатление… …   Энциклопедия кино

  • ЦЕРЕМОНИЯ — (от лат. caerimonia благоговение культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок церемониал …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЦЕРЕМОНИЯ — ЦЕРЕМОНИЯ, и, жен. 1. Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего н. Ц. приёма посла. Ц. принятия присяги. Свадебная ц. 2. перен., обычно мн. Принуждённость, стеснение в поступках, обращении (разг.). К чему эти церемонии? Прошу без …   Толковый словарь Ожегова

  • ЦЕРЕМОНИЯ — жен., франц. установленный или обычный внешний порядок, обряд, чин. Церемониал муж. установленный порядок торжественного дела; чин. Церемониальная встреча, шествие, торжественная, по установленному чину. Церемониальность жен. свойство ·по·прилаг …   Толковый словарь Даля

  • ЦЕРЕМОНИЯ — (от лат. carimonia благоговение, культовый обряд) англ. ceremony; нем. Zeremonie. Формально установленный порядок поведения, обычно состоящий из стандартизированных ритуальных действий и призванный символически выражать важность к. л. события,… …   Энциклопедия социологии

  • Церемония — (лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд) – торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 …   Энциклопедия культурологии

  • dic.academic.ru

    Ритуалы в современной жизни человека

    Ритуал – «(от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религиозный обряд, торжественная церемония) одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей и лишённая какого-либо утилитарного или самоценного значения» [1].

    Важность ритуала была осознана еще на самых ранних этапах развития цивилизации и человеческого общества. Без ритуалов инициации невозможно представить себе жизнь древнейших племен и некоторых современных малоразвитых обществ. Таинство родов, достижение мальчиками 7-летнего возраста, а потом юношеского, переход девушки в статус невесты, становление главы семьи, племени или рода, смерть человека, обряд захоронения – все эти архетипические события сопровождались определенными ритуалами, несущими важный трансформационный смысл. До ритуала и после были совершенно разные реальности, но важным фоном любого ритуала была вписанность в систему общественных отношений. Смысл ритуалов – в упорядочении жизни, возможности внести в нее иное, неявное, архетипическое значение. Лишенные утилитарной функции, ритуалы ценны как вехи психологической жизни общества.

    Сегодня, после революций, войн и потрясений, ниспровержения религиозных ценностей ритуал оказался вытесненным из жизни общества в своей классической форме – как таинство. Он сохранился в жизни религиозных сообществ и отдельных народностей. Но если взять среднестатистического европейца, то его жизнь бедна классическими ритуалами. Однако, потребность в них столь сильна, что человек привнес новые ритуалы в свою повседневность. Они не столь символичны, лишены помпезного сопровождения и осуществления, но, изменив форму, все еще продолжают существовать и даже активно влиять на повседневную жизнь.

    Ритуальная природа Персоны

    Интересными ритуалами сопровождается самая насущная тема – отношения противоположных полов. Издавна на Руси костюмы девушки и замужней женщины имели принципиальные различия (вплоть до разности орнамента вышивки), но сегодня они сглаживаются: и девушки, и женщины могут носить футболки, джинсы, откровенные платья и любые другие наряды, стирающие отличия в их статусе. Однако, если женщина или девушка идет на свидание, сознательно или бессознательно наступает преображение: платье, каблуки, бижутерия, косметика – любое существо женского пола знает, что особенно ценят мужчины. Если раньше украшения нередко имели сакральную символику, отгоняли злых духов, свидетельствовали об уровне благосостояния родителей невесты, то сегодня они используются для привлечения внимания и проявления оригинального вкуса.

    Специальный наряд, предназначенный для свидания, сигнализирует о том, что женщина готова к отношениям и заинтересована в них, она нуждается в мужском восхищении, и при правильном поведении мужчины возможно продолжение свидания. По сути, внешнее преображение – это система невербальных сигналов, которые безошибочно угадываются мужчинами. Если рассмотреть ритуалы, связанные с одеждой, в других областях человеческих отношений (дресс-код, форма, одежда для праздничных случаев), то в любом случае можно выйти на ее архетипическую функцию.

    Сакральный смысл еды

    Издревле важные ритуалы были связаны с приемом пищи – например, рядом с умершим клали воду или что-то из пищи «в дорогу», свадьба не мыслилась без обильного угощения, которое имело целью не только сытно накормить присутствующих, но и несло смысл объединения двух родов, выражения доверия (отказ от еды в доме хозяина часто принимался как выражение неуважения, агрессии, угрозы). Сакральное значение еды – именно в выражении любовных или доверительных отношений, закреплении их совместным актом принятия пищи. И сегодня эта традиция не исчезла: часто мужчина приглашает женщину в кафе или ресторан. Совместное принятие пищи сближает, позволяет лучше узнать человека, закрепляет союз. В каких-то странах женщина предпочитает платить за себя сама – этим выражается ее независимость от партнера и некоторое дистанцирование. В славянских странах принято, чтобы мужчина расплачивался за совместную трапезу, и тогда его влияние усиливается – тем самым, женщина подпускает его ближе к себе.

    Подарки как ритуальное действо

    Мы помним легенду о дарах волхвов (во многих культурах есть феи-дарительницы) – с этим связана традиция дарения в дни рождения человека. Принесение даров – это еще одна древняя ритуальная традиция, распространенная практически во всех известных культурах. В древности принесение в жертву использовалось для своеобразного обмена материальной вещи (или живого существа) на благодать, защиту от верховного гнева, неприкосновенность племени. Сегодня эта архетипическая модель работает в самых разных областях: мужчина дарит женщине подарки и цветы, сигнализируя тем самым о своей заинтересованности и, если женщина принимает дары, она принимает обмен и соглашается сопровождать этого мужчину. Принцип «отдать – принять» работает и в заключении свадеб (приданое, выкуп, калым за невесту или, наоборот, родители невесты могут платить жениху). Если жених вносит выкуп – он фактически «покупает» невесту у родителей, заявляя на нее свои права. Если платят родители невесты – они вносят залог того, что дальнейшую жизнь жену будет содержать муж (и тогда это тоже передача полномочий). В разных культурах приняты разные традиции, но суть архетипической модели не меняется – материальное приносится в обмен на нематериальное.

    Ритуальный союз мужчины и женщины

    Если на Руси издавна свадебный ритуал имел свои этапы – до заключения брака (венчания), непосредственно бракосочетание, период после свадьбы – то сегодня они претерпели некоторые изменения. Люди сами придумывают собственные ритуалы (например, сделать предложение на яхте, перед прыжком с парашютом, в необычном месте), но суть ритуала остается прежней: используется система вербальных и невербальных сигналов, направленных на то, чтобы акцентировать архетипическое событие, придать ему важности и значимости. До сих пор, делая предложение, мужчина преподносит избраннице кольцо – символ самости, гармонии, завершенности. Кольцо на невербальном уровне означает решение остаться с этим человеком до конца своих дней, необратимость выбора. Обмен кольцами молодоженов – это принятие своеобразной «метки» об изменении статуса, оно сопровождается клятвой в любви и верности. Круговая структура кольца имеет еще один символический смысл – повторяемость, нелинейность времени. То есть, супруги клянутся быть вместе в вечности, в коловращении любых событий жизни. У них одинаковые кольца, которые относят их к одной природе, единому целому. Что характерно, предлагается, что они заявляют об этом прилюдно – то есть, в обряде свадьбы ярко ощущается именно социальная природа.

    В любом случае, природа ритуала остается выражением социальных отношений. Важно транслировать миру и обществу новый статус человека, подразумевающий обретение им новых качеств. Конечно, мы сейчас современны, амбициозны, активны, креативны. Но на каком-то глубинном уровне сохраняется потребность в архетипическом переживании через ритуал – это важное свойство психики, несущее, в том числе, терапевтический потенциал.

    Литература
    • 1. Ритуал// Философская энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://goo.gl/Wi2C3P Дата доступа – 19.03.2017.
    • 2. Элиаде, М. Мифы, сновидения, мистерии — Киев: Рефл-бук, Ваклер, 1996.
    • 3. Топоров, В. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. Москва: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1995.

    Автор: Павловская Гражина, психолог

    Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

    Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

    Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

    psychosearch.ru

    § 18 (§ 42). Культурные нормы. Обществознание 9 класс Кравченко

    

    Вопросы и задания

    1. Что такое культурная норма? Приведите примеры.

    Культурная норма – это предписание, требование, пожелания ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

    Например, запрет на убийство, воровство; здороваться при встрече; уважение друг к другу; не выражаться нецензурно в общественных местах; уступать место в транспорте пожилым людям; определенные требования к одежде человека в зависимости от ситуации и др.

    2. Чем традиции отличаются от обычаев? Понаблюдайте за своим окружение, какие примеры тех и других вы можете обнаружить?

    Обычай – это традиционно установившийся порядок поведения. А традиция – это все то, что унаследовано от предыдущих поколений. Другими словами, традиция – это более глубокий (во времени) обычай. Т. е. сейчас мы можем создать новый обычай, а традицией он станет, если его буду применять последующие поколения.

    К обычаям можно отнести празднование масленицы, Рождества, Нового года, Пасхи. К традициям – ставить в доме елку на новый год.

    3. * Предмет исследования – привычки, а объект наблюдения – ваша семья и вы сами. День за днем всматривайтесь в повседневное поведение себя и своих близких. Составьте список 15-20 индивидуальных и коллективных привычек.

    Индивидуальные привычки: рано вставать, утренняя гимнастика, хорошо позавтракать, выглаженная одежда, читать лежа, смотреть телевизор лежа, начищенная обувь, улыбаться при встрече, рисовать на листке во разговариваю по телефону, пить чай без сахара, пить молоко на ночь, всегда делать домашние задания, засыпать с телевизором, сушить волосы феном, громко включать телевизор, читать на ночь, громко разговаривать, ежедневно пользоваться духами, краситься каждый день, петь в душе.

    Коллективные привычки: умываться после пробуждения, умываться перед сном, чистить зубы 2 раза в день, желать «доброе утро» и «спокойной ночи», прогулка перед сном, обязательный завтрак, каждый день принимать душ, прощаться когда уходишь из дома, здороваться когда приходишь домой, мыть за собой посуду, носить с собой носовые платки, завтракать вместе с семьей, комфортно себя чувствовать в прохладном помещении, проветривать квартиру перед сном, ужинать вместе с семьей.

    4. * Мода и увлечения – это то, что вам больше всего знакомо. Как влияет мода на поведение ваших близких и знакомых? Объясните выражение «модный человек». Подумайте, с какими явлениями в жизни человека может быть связана мода?

    Есть категории людей, которые хотят выделиться и которые хотят быть похожи на других. В этом им способствует мода. Однако среди подростков это способ выделиться среди других (у кого телефон круче, у кого одежда соответствует последним тенденциям моды), и наоборот, другие подростки, смотря на своих сверстников, хотят быть похожими на них и начинают им подражать. И за всем этим теряется индивидуальность самого человека.

    «Модный человек» — следящий за тенденциями моды, который одевается и ведет исходя из этих тенденций, потому что мода может быть не только на одежду и технику, но и на определенные стили поведения.

    Мода в жизни человека связана прежде всего с развитием самого общества (экономическим, промышленным, культурным). Также мода будет зависеть и от климатических особенностей региона проживания, а также от национальных особенностей различных народов.

    5. Что такое обряд, ритуал, церемония? Что вы о них знаете? Обязательно ли их соблюдать?

    Обряд — совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В обрядах выражаются какие-то религиозные представления и бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям населения. Они сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга), переход в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

    Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Яркий пример ритуала – принесение человека в жертву языческим богам.

    Церемония — последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Она подчеркивает особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Пример церемонии – вступление президента в должность, награждение победителя на Олимпийских играх.

    Обряды, ритуалы и церемонии стали неотъемлемой частью нашей жизни. Церемонии могут носить и международный характер и без них уже не обойтись, т. к. они касаются не отдельно взятого человека, а нескольких государств. На мой взгляд выполнять те или иные обряды и ритуалы выбирает сам человек. Кто-то просто распишется в ЗАГСе, а кто-то сыграет свадьбу со всеми необходимыми обрядами; кто-то пойдет в церковь освящать пасхальный кулич, а кто-то посчитает это для себя ненужным.

    6. Расскажите о нравах, играющих огромную роль в нашей жизни.

    Совершение человеком поступка а следствие принятого им решения в ситуации морального выбора так или иначе затрагивает интересы людей, общества. Поскольку моральный выбор выражает реальную связь личности с другими людьми, а полученный результат имеет определенное значение и для них, то он всегда накладывает на эту личность определенную ответственность. Эта ответственность условно может быть разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя ответственность, являющаяся атрибутом такой моральной категории, как совесть, — это способность личности осознавать последствия своих действий и поступать в соответствии с этим осознанием, руководствуясь нормами морали. Внешняя ответственность выступает в виде общественных санкций

    Как и тысячи лет назад, так и сегодня большое значение играют нравы, записанные еще в Библии, такие как:

    1. Почитай отца твоего и мать твою.

    2. Не убивай.

    3. Не прелюбодействуй.

    4. Не кради.

    5. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

    6. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

    7. Для чего служат санкции и как они применяются?

    Санкции – средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

    В данном случае санкция совершается посредством оценки поведения людей. Оценивая какой-либо поступок как добро, моральное сознание тем самым предписывает совершать подобные поступки в дальнейшем. И наоборот, отрицательная оценка означает нравственный запрет на подобные поступки в будущем. Таким образом, моральная санкция служит дополнительным средством регулирования поведения людей, подкрепляет нравственные требования, выраженные в моральных нормах и принципах. Особенность моральной санкции состоит также в том, что ее осуществление не требует каких-либо официально утвержденных полномочий или реальной власти. Каждый человек, поскольку он обладает моральным сознанием, способен оценивать поступки окружающих и свои собственные. Авторитет моральной санкции основывается не на должностном или социальном положении человека, производящего оценку, а на его сознательности, определяется тем, насколько он сам усвоил содержание нравственных требований и способен выразить их смысл для других людей. Поскольку мораль является одной из форм идеологии, нравственная санкция применяется не только к поступкам отдельных людей, но и по отношению к социальным институтам, общественным явлениям и даже к тому или иному обществу в целом.

    Определенная степень неподчинения нормам существует в любом сообществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечет за собой жестокое наказание.

    В других случаях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – штрафом. В некоторых обществах малейшее отступление от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н. э. и советские партийные органы в XX столетии.

    Культурные нормы отличаются у разных народов, соответственно и санкции у этих народов будут отличаться.

    8. * Предположите, к каким последствиям может привести несоблюдение культурных норм.

    Нормы – это практический инструмент воплощения ценностей и идеалов. А если между средствами и целями возникают противоречия, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.

    Даже если не надолго представить, что культурные нормы перестали соблюдаться, то в голове представляется следующая картина. Все улицы забросаны мусором, мусор люди выбрасывают из окон квартир. Кроме грубости от людей вы не услышите ничего. Стариков и детей бросают, не заботятся о них. Каждый делает только то, что выгодно ему.

    ?Проблема. Как, по вашему мнению, более эффективно бороться с вредными привычками? А зачем с ними бороться?

    В обществе принято считать, что к вредным привычкам относится курени. Однако, грызть ногти, громко разговаривать, читать за обедом, постоянно перебивать собеседника, в обуви проходить в квартиру (особенно если она грязная), оставлять после себя грязную посуду (везде, где получится), чавкать, объедаться, ковырять в носу, не мыться – это тоже вредные привычки. Вредные привычки говорят о плохих манерах. Давайте ненадолго представим, что к вам в гости пришел знакомый, обладающий всеми этими вредными привычками. А в придачу еще и покурил в вашей комнате. Никому такое не понравится. И выйти прогуляться с ним будет неудобно из-за его манер поведения.

    Человек живет в обществе, взаимодействует с другими людьми. А с человеком взаимодействовать тяжело, когда он тебя не слушает и постоянно перебивает. Общество выставляет определенные требования поведения людям, которые они должны соблюдать, если хотят жить в этом обществе.

    Победить привычки можно путем самодисциплины и развития в себе положительных качеств и привычек.

    Практикум. Помогите двоечнику исправить таблицу, в которой приведены термины и даны определения, но те и другие перепутаны местами. (таблица исправлена)

    resheba.com

    РИТУАЛ — это… Что такое РИТУАЛ?

    (лат. ritualis – обрядовый, от ritus – торжеств. церемония) – исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в к-рой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредств. целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определ. социального отношения (существующего социального порядка, признания к.-л. ценностей или авторитетов и т.п.). Значение и происхождение Р. отчетливо прослеживается в связи с религ. культами. Система ритуальных действий (обрядов) является, наряду с мифологией и теологией, одним из выражений отношения людей к «священным» объектам, в т.ч. к «неприкосновенным» институтам и непререкаемым социальным нормам. В религ. сознании такие действия выступают как средство мистич. воздействия на «священные» силы (магия) либо как способ закрепления наличной системы культовых отношений. В большинстве древних религий Р. служит гл. выражением культовых отношений (ср. высказывание Энгельса о роли обрядности в дохрист. культах – см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 313). В дальнейшем с обособлением мифологии, а затем и религ.-филос. идей от культовой практики, создаются мифологич. комплексы, служащие объяснению древних Р., и, наоборот, ритуальные средства «драматизации» мифа. Хотя такие религии, как христианство, особенно в его протестантских формах, провозглашают примат «духовной» стороны (вероучения и чувства) перед Р., практически сохранение религ. отношений в массах обеспечивается прежде всего действием традиц. систем Р., к-рые составляют наиболее консервативный (и наименее поддающийся воздействию рацион. критики) элемент религии. Одним из моментов совр. процессов секуляризации обществ. жизни является постепенная утрата Р. своего «священного» значения. Генезис Ρ. можно рассматривать и в более широком плане в связи с прогрессирующим обособлением символич. действия от непосредственно целесообразного, поскольку «…ритуальный жест является не столько действием, сколько наглядным изображением действия» (Валлон А., От действия к мысли, М., 1956, с. 125). Выполняя какие-то более «вторичные» обществ. функции – трансляции трудового навыка, фиксации установившихся способов деятельности, формирования простейших обществ. представлений и т.д., Р. играет важную роль в истории общества (особенно в добурж. системах) как традиционно выработанный метод социального воспитания индивидов, приобщения их к коллективным нормам жизни. Развитие правовых норм, системы нравств. представлений, элементов рацион. поведения личности и науч. сознания вытесняет Ρ. на периферию обществ. жизни, гл. обр. в область церемониальных форм офиц. поведения и бытовых отношений, когда осознание индивидами усваиваемых ими обществ. норм является невозможным или излишним. Использование и создание ритуальных форм как средства массового идеологич. насилия чрезвычайно характерно для тоталитарно-фашистских, националистич., расистских режимов. Значение Р. неоднократно служило предметом острых дискуссий среди историков, этнографов (О. Э. Харрисон, Б. Малиновский, К. Клакхон), философов (Э. Кассирер), а в последнее время также лингвистов и семиотиков. Лит.: Кагаров Е. Г., К вопросу о классификации нар. обрядов, «ДАН СССР», 1928, No 11; Пропп В. Я., Историч. корни волшебной сказки, Л., 1946; Вийдалепп Р. Я., Исполнение нар. сказок, как производственно-магич. обряд, М., 1964; MacDonald M., Ethics and the ceremonial use of language, в кн.: Philosophical analysis, ed. by M. Black, Ithaca, 1950; Kroeber A. L., The nature of culture, Chi., 1952; Durkheim E., Les formes élémentaires de la vie religieuse, 4 éd., P., 1960. См. также лит. при ст. Магия, Мифология, Обычай.

    О. Дробницкий, Ю. Левада. Москва.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

    dic.academic.ru

    Author: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *