Что такое звуковой состав слова – Что такое звуковой состав слова? Как выполнять, примеры?

Содержание

Что такое звуковой состав слова? Как выполнять, примеры?

Что такое звуковой состав слова? Как выполнять, примеры?

  • quot;Звуковой состав словаquot; это такой анализ слова, когда его разбивают на звуки и анализируют каждый из них. Сначала пишем транскрипцию слова, затем уже анализируем. Например: quot;юлаquot; запишем транскрипцию: { й у л а }.

    й - согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

    у - гласный безударный;

    л - согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

    а -- гласный ударный

    В слове 3 буквы, 4 звука.

  • Гласные буквы обозначаются кружочком, гласные которые обозначают два звука, например буква я, обозначаются двумя чрточками и кружочком. Тврдые согласные обозначаются одной чрточкой, а мягкие, например после которых стоит мягкий знак, обозначаются двумя чрточками.

  • По-другому,фонетический разбор слова.1.Сперва на перво разбиваем слово на слоги.2.Затем пишем транскрипцию и ставим ударение в слове.3.После пишем вс слово в столбик.4.Согласные могут быть звонкими или глухими,тврдыми или мягкими,а гласные:ударными или безударными.5.Подсчитываем сколько в слове звуков и букв.Вот и вс!

  • Звуковой состав слова -- это состав слова из ЗВУКОВ. Чтобы проанализировать звуковой состав слова, пишем транскрипцию слова. А затем даем характеристику каждому звуку.

    Например: слово quot;обаяниеquot; звучит как а б а й а н и й э.

    а -- гласный безударный;

    б-- согласный звонкий парный, твердый парный;

    а -- гласный безударный;

    й -- согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

    а -- гласный ударный;

    н -- согласный звонкий непарный, мягкий парный;

    и -- гласный безударный;

    й -- согласный звонкий непарный, мягкий непарный;

    э -- гласный безударный.

    В слове 7 букв, 9 звуков.

  • Его еще называют звуко-буквенный разбор слова. Суть в том, что анализируют каждую отдельную букву, ее звучание, принадлежность к твердым, мягким буквам, гласным и согласным, ударным и безударным, парным и непарным, звонким и глухим, сонорным и шумным звукам.

    Чтобы вы поняли о чем я говорю, вот пример звукового разбора слова quot;глухойquot;:

  • Звуковой состав слова - это наличие в нем мягких, твердых, гласных и согласных. Когда Вы говорите quot;СЛОВОquot;, то невольно именно набор этого позволяет Вам сказать и твердые, и гласные и согласные. В русском языке в частности, довольно богатый запас различных слов, демонстрирующий эти возможности. Например : СОБАКА, - здесь три гласных и три согласных.С,Б,К - согласные,О,А - 2 раза. ЧАЩА - Ч- мягкая,Щ -мягкая. ТРУД - Т,Р,-мягкие,Д -твердая, У - гласная.

  • info-4all.ru

    Как делать звуко-буквенный разбор слова?

    Звуко-буквенный раз­бор сло­ва — это раз­бор зву­ко­во­го и бук­вен­но­го соста­ва сло­ва. Чтобы  его выпол­нить, пишет­ся тран­скрип­ция  — запись зву­ко­во­го соста­ва сло­ва. Выполняется точ­ная запись, как зву­чит сло­во.

    Звуко-буквенный раз­бор — это ана­лиз зву­ко­во­го соста­ва сло­ва и его бук­вен­но­го отоб­ра­же­ния на пись­ме.

    Буквы и звуки

    Чтобы пра­виль­но выпол­нить звуко-буквенный раз­бор сло­ва, научим­ся раз­ли­чать, что на бума­ге мы видим бук­вы, а когда про­из­но­сим сло­во, то слы­шим зву­ки. Буквы — это гра­фи­че­ские зна­ки, с помо­щью кото­рых мож­но обо­зна­чить зву­ки речи.

    Различают глас­ные и соглас­ные зву­ки.

    Гласные буквы и звуки

    Гласные зву­ки обра­зу­ют­ся при сво­бод­ном про­хож­де­нии воз­ду­ха изо рта. Они состо­ят толь­ко из голо­са. В рус­ском язы­ке име­ют­ся

    6 глас­ных зву­ков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]

    и 10 глас­ных букв: а, о, у, э, и, ы, я, е, ё, ю, я.

    Гласные зву­ки [а], [о], [у], [э], [ы] зву­чат после твер­дых соглас­ных зву­ков, а бук­вы «и», «е», «ё», «ю», «я» и «ь» обо­зна­ча­ют, что преды­ду­щий соглас­ный звук явля­ет­ся мяг­ким. Эта фоне­ти­че­ская мяг­кость обо­зна­ча­ет­ся спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом:

    • лён [л’ о н]
    • редис [р’ и д’ и с]
    • соль [с о л’]

    Для выпол­не­ния звуко-буквенного раз­бо­ра сле­ду­ет поста­вить в сло­ве уда­ре­ние.

    Под уда­ре­ни­ем глас­ные зву­ки зву­чат отчет­ли­во, а без уда­ре­ния они иска­жа­ют­ся:

    •  бук­ва «о» обо­зна­ча­ет звук [а];

    до́мик [д о м’ и к], окно́ [а к н о]

    • после соглас­ных бук­вы «е», «я» без уда­ре­ния соот­вет­ству­ет зву­ку [и]

    cте­на́ [с т’ и н а] , ряби́на [р’ и б’ и н а]

    Согласные буквы и звуки

    В рус­ской речи зву­чат 36 соглас­ных зву­ков. При их про­из­но­ше­нии выды­ха­е­мый воз­дух трет­ся об губы, язык и щеки, в резуль­та­те чего воз­ни­ка­ет шум.

    Всегда звон­кие соглас­ные [л], [м], [н], [р] про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и мини­маль­ным шумом.

    Если соглас­ные зву­ки про­из­но­сят­ся с бо́льшей долей голо­са и шума, то обра­зу­ют­ся звон­кие соглас­ные:

    [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

    Каждому звон­ко­му соглас­но­му соот­вет­ству­ет пар­ный глу­хой соглас­ный, кото­рый про­из­но­сит­ся с боль­шей долей шума, чем голо­са:

    • [б] — [п];
    • [в] — [ф];
    • [г] — [ к];
    • [д] — [т];
    • [ж] — [ш];
    • [з] — [с].

    Буквы «х», «ц», «ч», «щ» обо­зна­ча­ют глу­хие соглас­ные [х], [ц], [ч’], [щ’], у кото­рых нет пар­ных звон­ких соглас­ных.

    Согласные зву­ки быва­ют твер­дые и мяг­кие:

    [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д’], [з] — [з’], [к] — [к’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’],  [р] — [р’], [с] — [с’], [т] — [т’], [ф] — [ф’], [х] — [х’];

    Выполняя звуко-буквенный ана­лиз, учи­ты­ва­ем, что бук­вы «й», «ч» и «щ» обо­зна­ча­ют все­гда мяг­кие зву­ки [й’], [ч’], [щ’],

    а бук­вы «ж», «ш», «ц» —  твер­дые зву­ки [ж], [ш], [ц].

    Как научиться делать звуко-буквенный разбор

    Для того, что­бы научить­ся делать звуко-буквенный раз­бор сло­ва важ­но пони­мать, что часто орфо­гра­фи­че­ская запись сло­ва и его зву­ча­ние не сов­па­да­ют. В сло­ве может быть:

    • оди­на­ко­вое коли­че­ство зву­ков;
    • зву­ков боль­ше, чем букв;
    • букв боль­ше, чем зву­ков.

    Примеры

    • не́бо [н’ э б а] — 4 бук­вы, 4 зву­ка
    • ярлы́к [й ‘а р л ы к] — 5 букв, 6 зву­ков
    • купа́ть [к у п а т’] — 6 букв, 5 зву­ков

    При запи­си зву­ко­во­го соста­ва сло­ва сле­ду­ет учи­ты­вать, что бук­вы «е», «ё», «ю», «я» могут обо­зна­чать два зву­ка в сле­ду­ю­щих пози­ци­ях в сло­ве:

    1. в нача­ле сло­ва:

    • е́дкий [й’ э т к’и й’]
    • ёмкий [й’ о м к’ и й’]
    • ю́ный [й’ у н ы й’]
    • я́сли [й’ а с’ л’ и]

    2. после дру­гих глас­ных зву­ков:

    • поезди́ть [п а й’ э з’ д’ и т’]
    • поём [п а й’ о м]
    • каю́та [к а й’ у т а]
    • мая́к [м а й’ а к]

    3. после раз­де­ли­тель­ных «ь» и «ъ»:

    • жулье́н [ж у л’ й э’ н]
    • въе́хать [в й ‘э х а т’]
    • курьёз [к у р’ й’ о с]
    • отъём [а т й’ о м]
    • рья́ный [р’ й’ а н ы й’]
    • изъя́н [и з’ й’ а н]
    • вью́нок [в’ й’ у н о к]
    • предъюбиле́йный [п р’ и д  й’ у б’ и л’ э й’ н ы й’]

    Как видим, в таких сло­вах все­гда боль­ше зву­ков, чем букв.

    После соглас­ных зву­ков бук­вы «е», «ё», «ю», «я» обо­зна­ча­ют их мяг­кость:

    • сел [с’ э л]
    • нёс [н’ о с]
    • люк [л’ у к]
    • пять [п’ а т’]

    Записывая зву­ча­ние сло­ва, сле­ду­ет учи­ты­вать, что в рус­ском язы­ке про­ис­хо­дит фоне­ти­че­ский про­цесс оглу­ше­ния звон­ких соглас­ных, нахо­дя­щих­ся перед глу­хим соглас­ным и в кон­це сло­ва, и, наобо­рот, озвон­че­ния глу­хих соглас­ных перед звон­ким соглас­ным, кро­ме «л», «м», «н», «р», «в», «й»

    • ло́жка [ло ш к а], ви́тязь [в’ и т’a с’], о́тблеск [о д б л’ и с к];
    • сма́зка [с м а с к а], дробь [д р о п’], сдви́нуть [з д в’ и н у т’];
    • все [ф с’ э], пруд [п р у т], вокза́л [в а г з а л].

    В сло­вах с бук­во­со­че­та­ни­ем «зж» слы­шит­ся длин­ный мяг­кий звук [ж’]

    • брюзжа́ть [б р’ у ж’ а т’]
    • мозжечо́к [м а ж’ и ч’ о к]

    В кон­це гла­го­лов бук­во­со­че­та­ния -тся и -ться зву­чат как [ца]:

    • бои́тся [б а и ц а];
    • стели́ться [с’ т’ и л и ц а].

    В сло­вах, в кото­рых есть «ь», кото­рый обо­зна­ча­ет мяг­кость преды­ду­ще­го соглас­но­го зву­ка или явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, ука­зы­ва­ю­щим на при­над­леж­ность сло­ва к жен­ско­му роду, букв насчи­ты­ва­ем боль­ше, а зву­ков мень­ше:

    • знать [з н а т’] — 5 букв, 4 зву­ка;
    • речь [р ‘э ч’] — 4 бук­вы, 3 зву­ка.

    Мягкие соглас­ные зву­ки могут смяг­чать преды­ду­щий соглас­ный звук.

    Послушаем, как зву­чат сло­ва:

    • све́чка [с’ в’ э ч’ к а]
    • гво́зди [г во з’ д’ и]
    • жизнь [ж ы з’ н’]
    • зо́нтик [з о н’ т’ и к]

    Образец фонетического разбора

    Источник изоб­ра­же­ния: fedsp.com

    Пример звуко-буквенного разбора

    Чтобы выпол­нить звуко-буквенный раз­бор, запи­шем сло­во и поста­вим в нем уда­ре­ние. Разделим его на сло­ги. Учитывая все фоне­ти­че­ские изме­не­ния в сло­ве, запи­шем по вер­ти­ка­ли бук­вы и соот­вет­ству­ю­щие им зву­ки сло­ва в квад­рат­ных скоб­ках. Дадим фоне­ти­че­скую харак­те­ри­сти­ку каж­до­му зву­ку, напри­мер, вот так:

    пра́здник  [п р а з’ н’ и к]

    пра-здник  — 2 сло­га.

    • п [п] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный;
    • р [р] — соглас­ный звон­кий непар­ный, твер­дый пар­ный;
    • а [а] — глас­ный удар­ный;
    • з [з’] — соглас­ный звон­кий пар­ный, мяг­кий пар­ный;
    • д — не обо­зна­ча­ет зву­ка;
    • н [н’] — соглас­ный звон­кий непар­ный, мяг­кий пар­ный;
    • и [и] — глас­ный без­удар­ный;
    • к [к] — соглас­ный глу­хой пар­ный, твер­дый пар­ный.

    В сло­ве «празд­ник» 8 букв, 7 зву­ков.

    Если у вас воз­ник­нут труд­но­сти при про­ве­де­нии звуко-буквенного (фоне­ти­че­ско­го) раз­бо­ра сло­ва, то все­гда мож­но про­ве­рить себя на сай­те phoneticonline.ru.

    Видеоурок «Фонетический разбор слов»

    Для закреп­ле­ния мате­ри­а­ла посмот­ри­те видео по теме уро­ка.

    russkiiyazyk.ru

    что это и как правильно его делать :: SYL.ru

    Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

    Звуковой анализ слова: что это

    Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

    Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

    Порядок разбора слова по звукам

    При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

    Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

    Звуковой анализ слова: схема

    При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки. С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

    Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

    Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

    Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

    Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
    Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

    Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях ( начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

    Краткая характеристика согласных

    Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

    В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

    Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

    Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

    Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться. Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

    1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
    2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.
    3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
    4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. ( карточка синего цвета).
    5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
    6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

    Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

    Звуковой анализ слова «группа».

    1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
    2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. ( карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
    3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
    4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
    5) Ставится ударение в схеме.
    6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

    Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

    www.syl.ru

    звуковой состав - это... Что такое звуковой состав?

    
    звуковой состав
    звуковой состав

    звуковой строй, фонетика

    Словарь русских синонимов.

    звуковой состав

    сущ., кол-во синонимов: 2


    Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

    .

    Синонимы:
    • звуковой
    • звуковой строй

    Смотреть что такое "звуковой состав" в других словарях:

    • звуковой строй — сущ., кол во синонимов: 2 • звуковой состав (2) • фонетика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

    • Звуковой процессор — Микросхемы звукогенераторов специализированные микросхемы для генерации звука. Они могут использоваться для воспроизведения звуковых эффектов и синтезированной музыки (см. chiptune) в компьютерах, игровых системах (консолях, автоматах) и бытовой… …   Википедия

    • Звуковой сопроцессор — Микросхемы звукогенераторов специализированные микросхемы для генерации звука. Они могут использоваться для воспроизведения звуковых эффектов и синтезированной музыки (см. chiptune) в компьютерах, игровых системах (консолях, автоматах) и бытовой… …   Википедия

    • ГОСТ Р 54746-2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия — Терминология ГОСТ Р 54746 2011: Железнодорожный подвижной состав. Устройства акустические сигнальные. Общие технические условия оригинал документа: 3.3 звуковое давление (sound pressure): Переменное давление, создаваемое источником шума,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    • Мюнхенский симфонический звуковой оркестр — Не следует путать с Мюнхенским симфоническим оркестром. Мюнхенский симфонический звуковой оркестр (англ. Munich Symphonic Sound Orchestra)  немецкий музыкальный коллектив под управлением Бориса Йожича (Boris Jojic), типичный… …   Википедия

    • Морфология (лингвистика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Морфология.   …   Википедия

    • ФОНЕТИКА — (греч. phonetikos, от phone звук). Учение о звуках человеческого голоса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОНЕТИКА в грамматике, учение о звуках. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

    • Польский язык — РАСПРОСТРАНЕНИЕ П. ЯЗ. П. язык принадлежит к группе зап. славянских яз. и вместе с кашубским и вымершим полабским яз. составляет их лехицкую группу (см. «Славянские языки»). Область распространения П. яз. состоит прежде всего из собственно Польши …   Литературная энциклопедия

    • ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ — обучение чтению и письму Выбор способа. О.г. определяется соотношением между устной и письменной речью, между звуками и буквами Способ О.г. опирается на знания о простейших элементах речи звуках и их обозначении буквами. Обучающийся грамоте… …   Российская педагогическая энциклопедия

    • Китайский язык —         язык китайцев (См. Китайцы), официальный язык КНР. На К. я. говорит 95% населения страны (свыше 730 млн. человек, 1970, оценка) и китайское население Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Бирмы, Малайзии, Таиланда, Сингапура и др. (свыше… …   Большая советская энциклопедия

    dic.academic.ru

    Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

    В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

    Обоснование темы

    После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

    Понятие фонетического разбора

    Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

    Теоретические рекомендации

    Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

    Пример первый

    Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:

    • п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара - [б], твердый;
    • о – [а] – это гласный звук, безударный;
    • к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара - г], твёрд.;
    • ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
    • в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его - [ф], твёрдый;
    • а - [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
    • л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
    • о – [а] – согласный, безударный.

    Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.

    Пример второй

    Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз'й'а´]. И анализируем:

    • д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара - [т], твёрдый;
    • р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
    • у – [у] – гласный, безударный;
    • з – [з'] – согл., является звонким, имеет глухую пару - [с], мягкий и тоже парный: [з];
    • ь – звука не обозначает;
    • я – [й'] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
    • [а´] – гласный, ударный.

    В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

    Пример третий

    Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й'изы´к]. Разберите фонетически:

    • я – [й'] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
    • з – [з] – согл., звонкий, парный, пара - [с], твёрдый;
    • ы – [ы´] – гласный, ударный;
    • к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.

    Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.

    Пример четвёртый

    Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б'э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:

    • б – [б'] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
    • е – [э´] – гласный, ударный;
    • л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
    • к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
    • а – [а] – гласный, безударный.

    В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

    Пример пятый

    Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л']. Теперь произведем анализ:

    • е – [й'] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
    • [э´] – гласный, ударный;
    • л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
    • ь – звука не обозначает.

    Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

    Делаем выводы

    Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

    Особые случаи разбора

    Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд'э´й'], «дождь» - [до´щ']. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з'н'ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

    О роли транскрипции

    Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр'иох'а´д'ирный']. Как видим, ударный тут звук [а].

    К вопросу о слогоделении

    Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

    Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.

    fb.ru

    что такое фонетический разбор слова, что значит, как выполнять фонетический разбор

    Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

    Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор. У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

    Это интересно: спряжения глаголов в русском языке, таблица.

    Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

    Как выполнять фонетический разбор?

    Лингвисты рекомендуют, как правило, такую последовательность действий:

    1. Написать разбираемое слово без ошибок.
    2. Разделить его по слогам.
    3. Определить слог под ударением.
    4. Отразить, как можно его переносить, не разрывая слогов.
    5. Указать в порядке очерёдности, какие звуки входят в слово.
    6. Охарактеризовать все звуки по очереди, перечислив их основные характеристики.
    7. Посчитать и записать, сколько всего букв и звуков.
    8. Отметить все факты, когда звук и обозначающая его буква не идентичны.

    Основная характеристика у гласных одна — расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

    Это интересно: односоставные определенно личные предложения, их примеры.

    Рекомендации при выполнении фонетического разбора

    1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
    2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
    3. Помните про орфограммы.
    4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

    Что надо знать, делая фонетический разбор

    Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков. Их немного: б — п, в — ф, г — к, ж — ш, з — с.

    Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

    Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука — [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель .

    А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий .

    Это интересно: примеры и правила написания слова с суффиксом -оньк-.

    Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

    Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению , которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] — как [ы].

    Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой .

    Так, «гриб» произносится [гр’ып].

    Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар , у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

    Нужно знать! Что такое диалектизм?

    Образец фонетического разбора

    Приведём несколько примеров.

    корабль

    ко-рА-бль, три слога, ударный второй

    [караб’л’]

    К — [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

    О — [а] гласный, безударный

    Р — [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

    А — [а] гласный, ударный

    Б — [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    Л — [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    Семь букв и шесть звуков.

    гриб

    грИб, один слог, ударный

    [гр’ип]

    Г — [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

    Р — [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

    И — [ы] гласный, ударный

    Б — [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

    Четыре буквы и четыре звука.

    ёж

    Ёж, один слог, ударный

    [йош]

    Ё — [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

    — [о] гласный, ударный

    Ж — [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

    Две буквы и три звука.

    Что ещё полезно знать?

    В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

    В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами. Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

    Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

    Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

    В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

    Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.

    obrazovanie.guru

    звук и буква | интернет проект BeginnerSchool.ru

    Продолжаем тему русского языка в начальной школе. В предыдущей статье мы говорили о правильном списывании с учебника, подготовке к диктанту и письму по памяти. Давайте сегодня поговорим о том, как сделать звуко-буквенный разбор слова.

    Итак, для начала вспомним, какими бывают звуки.

    Звуки бывают гласными и согласными.

    Буквы, которые обозначают гласные звуки, назовем гласными, буквы обозначающие согласные звуки – согласными.

    Что такое согласные звуки, и какими они бывают?

    Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия. Согласные звуки бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими.

    Многие согласные звуки образуют пары и называются парными. Пары бывают звонкие – глухие:

    и твердые – мягкие:

    Что такое гласные звуки

    Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.

    Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:

    В согласно – гласных слогах эти звуки, кроме звука И, обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: ДА, ДО, ДУ, ДЭ, ДЫ. Звук И обеспечивает мягкое произношение – ДИ.

    Остальные гласные буквы имеют по два звука:

    В согласно – гласных слогах эти звуки обеспечивают мягкое произношение: ДЕ, ДЁ, ДЮ, ДЯ.

    Гласные звуки делятся на ударные и безударные. Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.

    Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.

    Как сделать звуко-буквенный (фонетический) разбор слова.

    Пусть ребенок напишет слово и поставит знак ударения. Затем надо определить, сколько в слове слогов. Далее определяется, сколько в слове звуков и сколько букв. Затем ребенок определяет, сколько гласных букв, а сколько согласных. И наконец, какой звук обозначают согласные буквы.

    Образец записи:

    [л`д`и н к а]

    2 – гласных, 4 – согласных;

    л – [л`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный;

    ь –

    д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный;

    и – [и] – гласный, ударный

    н – [н] – согласный, твердый, звонкий, непарные;

    к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный;

    а – [а] – гласный, безударный.

    ________________________________________________

    6 – звуков, 7 – букв, 2 слога: льдин-ка

    О том, что такое слог, ударение и как правильно переносить слова, мы поговорим в следующей статье.

    Понравилась статья - поделитесь с друзьями:

    Подпишитесь на новости сайта:

    Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

    beginnerschool.ru

    Author: alexxlab

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о