Аргументы проблема роли личности в истории – Аргументы ЕГЭ по литературе по разным проблемам: подборка в помощь учителям и ученикам — Преподавание русского языка и литературы — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Проблемы и аргументы для сочинения на ЕГЭ по русскому на тему: Личность (таблица)

В данной подборке мы собрали интересные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся личности и ее взаимоотношений с окружающим миром. К каждой проблеме подобраны литературные аргументы к сочинению для ЕГЭ по русскому языку. Все они доступны для скачивания в формате таблицы (ссылка в конце статьи). Приятного просмотра!

Влияние общества на личность

  1. Общество всегда стремится подавить личность. Подобный пример можно найти на страницах комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий — едва ли не единственный здравомыслящий человек, который открыто говорит о его пороках и лживых идеях. Для него Молчалин – пустой и лицемерный карьерист; Фамусов – эгоистичный и порочный барин; Скалозуб – невежественный солдафон. Однако все вокруг не хотят слушать его разоблачений, напротив – собеседники убеждают гостя в том, что это у него не все в порядке, а уж они-то живут праведно. Александр не в силах вытерпеть «политику» дома Фамусова, поэтому он покидает это болото ограниченных людей, тем самым отстояв право личности на индивидуальность. Его пример доказывает, что не стоит идти на поводу у большинства, даже если ты – один в поле воин.
  2. Однако далеко не каждый человек может быть силен душой. Иногда общество все же выигрывает в борьбе за право «обладания личностью». Дмитрий Старцев, главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч», попал в круг эгоизма, пошлости и лжи, именуемый «ценностями уездной жизни». Из приятного и доброго юноши Дмитрий превращается в подобие человека, которого принято называть «Ионычем». Он теряет не только свое имя, но и свою личность, забывая о том, что мечтал он об ином уделе – служении науке и людям. Поэтому в финале он разочаровывается и в себе, и в своих прежних идеалах, находя мир вокруг себя пустым и банальным. Вот, что бывает, если личность поддалась давлению большинства.
  3. Погубить право человека на индивидуальность – еще не самая страшная вещь, гораздо ужаснее – убить в нем возможность следовать зову сердца. Так, например, героиня
    повести А. Куприна «Олеся»
    — девушка, которая всю жизнь прожила вдали от крестьянской деревни, не зная ни поведения, ни быта живущих там людей. Она встретила настоящую любовь, но предпочла отказаться от своих чувств, столкнувшись с угрозами бушующей толпы. Избив «ведьму», которая пришла в церковь, люди подумали, что она в качестве мести послала им стихийный разгул, погубивший урожай. Тогда они решили пойти на штурм жилища «колдуньи». Олеся вынуждена была бежать. Но она знала, что не может связать жизнь с барином, ведь крестьяне обратят свой гнев и на него тоже, поэтому она ушла без прощания. Повинуясь условностям и предрассудкам, она потеряла личное счастье.

Проблема становления личности

  1. Чувство ответственности помогает человеку развить в себе способность к самопожертвованию и уверенность в собственных силах. Такими качествами обладает главный герой повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Алексей Ястребов воспитал в себе мужество и требовательность под гнетом опасности. Алексей прекрасно осознает тот факт, что настоящая личность способна спасти не только Родину, но и право на личные интересы и убеждения — именно поэтому он поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не столько над ним, сколько над своим «Я».
  2. Становление личности  — процесс трудный и долгий, но заветный «финиш» стоит затраченных сил и терпения. Путь ошибок, утрат и нравственных переживаний пережил главный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир» — Пьер Безухов. Он метался из стороны в сторону, словно ветер, который не знает какое направление ему нужно для достижения цели. Пьер пережил предательство, плен и войну, но это не просто не сломило его, а закалило его характер на новые победы. В финале он возмужал, остепенился и нашел счастье в любви, а свое предназначение открыл в семье и доме, где судьба жены и детей зависит от его умения вести курс в большом плавании.

Роль личности в истории

  1. Зачастую проблема личности в истории представляет двоякую ситуацию: с одной стороны, человек может быть героем, а с другой – злодеем. Однако в обоих случаях он совершает неоценимый вклад в историю, или же ряд действий, повлекших за собой целое скопище различных толкований. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Емельян Пугачев для восставших крестьян является освободителем, а для дворян и солдат императрицы – убийцей. Жестокость, с которой он расправляется с дворянством, совсем не согласуется с милосердием, проявленным к Маше Гриневой – в этом и заключается основная проблема роли выдающейся личности в истории. Ее сложно оценить объективно и однозначно, ведь власть бунтовщика была порою гуманнее, чем тирания императрицы, а в своих подходах к врагам они и вовсе неотличимы. Но хроники прошедших лет пишут победители, и образ кровавой пугачевщины выписан рукой Екатерины Великой.
  2. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» раскрывает проблему роли личности в истории на примере Кутузова и Наполеона. Нет сомнений в том, что оба военных руководителя отличались невиданной храбростью и мужеством, однако их различала общность с народом. По мнению Толстого, Кутузов был един с интересами общества, тогда как Наполеон думал только о собственном величии. Кроме того, в случае с российским полководцем видна точка зрения автора на поставленную проблему: историю вершит народ, а не его предводитель. Русский фельдмаршал лишь выражает общую для всех волю к победе, он не стремится лично попасть в первые ряды исторической арены. А вот французский император пытается вершить судьбу мира в одиночку и терпит заслуженное поражение. Толстой решающую роль всегда отдавал социуму, коллективу, этносу, а не одному представителю рода людского. И это правильно, ведь воевали и одерживали победы не два военачальника, а два народа.
  3. В поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» любимец царя оскорбил жену купца Калашникова. Тогда мужчина вступается за честь семьи и наносит удар еще перед боем, говоря Кирибеевичу о предстоящей битве. Естественно, он побеждает в поединке, но гибнет от «правосудия» царя, отказавшись выдать причину своего возмездия, дабы не порочить жену. В данном примере видно, что личность не может переломить ход истории, она идет своим чередом: суровое время делает честного купца жертвой произвола. Однако героизм и мужество таких людей в течение десятилетий все-таки меняют вектор развития общества, ведь теперь нравы гораздо мягче, а суд менее пристрастен. Значит, личность может внести свой вклад в историю, только он будет скромен, а результат постепенен.

Одиночество индивидуума в толпе

  1. Личность может взбунтоваться против общества и сделать это крайне успешно, если смотреть на это со стороны «обывателя». Так, например, Григорий Мелехов – главный герой романа М. Шолохова «Тихий Дон» — идет против устоев того общества, где правят «отцы», а не молодое поколение; где брак и труд ценятся превыше всего, а измена считается непозволительной «выходкой». Григорий нарушает все то, что строила его семья, не признавая ни моральных устоев, ни жизненных ценностей. Он одинок в своих взглядах, но не в жизни. Однако судьба, перемолотая войной, все же приводит его к трагедии одиночества: он лишается всех, кто был ему дорог. Из-за вечных метаний он не смог уберечь ни одну из женщин, да и его в финале мы видим загнанным и разочаровавшимся во всем человеком.
  2. Далеко не все «отлучившиеся» от общества люди способны быть счастливыми. Об этом пишет на станицах своего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев, противопоставляя «старым» взглядам на устройство жизни «новые», которые разделяет Базаров. Он не находит поддержки ни среди дворянства, ни среди такого «близкого» ему крестьянства. Базаров был одиноким не только во взглядах, но и в личной жизни, получив отказ от любимой женщины, отдалившись от семьи и потеряв друга. На смертном одре Евгений осознает, что и стране он не нужен.
  3. На примере Печорина – главного героя романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — можно увидеть, как одинок выдающийся, но лишний человек. Печорин — действительно личность исключительная, но далеко не простая: он играет судьбами других людей, не беря во внимание ни их чувства, ни возможность изменения их судеб. И все эти действия он совершает лишь для того, чтобы отлучится от понятий и стереотипов общества. Он развлекает себя в попытке унять потребность в действительно близком и понимающем его человеке. Он очень одинок, и подтверждение мы видим в сцене, где Григорий бросается на колени и рыдает, потеряв Веру навсегда. Конечно, он сам во многом является причиной своих несчастий, но все же нам жаль этого потерянного скитальца, невиновного в своей роковой исключительности, отделяющей его от социума.

Свобода и вседозволенность личности

  1. Есть ли у человека шанс вырваться из порочного круга общественных зол? Такой вопрос поставил в пьесе «На дне» М. Горький
    . Противопоставив защитника правды – Сатина – и нового обитателя ночлежки – Луку, автор заявляет о высоком предназначении людей, об их силе, которая открывается только при наличии истины. Если бы бедняки открыли глаза на то, что привело их на дно, что не отпускает их наружу, то они бы выбрались на свет. Но, утопая в фантазиях и утешениях, они становятся рабами выдумок и собственного бессилия. По Горькому, необходимо трезво оценивать ситуацию, искать выходы из нее, а не тешить себя иллюзиями и оправданиями, выдумывая иные шансы и миры. Только так личность обретает свободу и гордое право назваться «человеком».
  2. Повесть В. Быкова «Обелиск» содержит в себе историю настоящего человека, готового отстоять свои моральные убеждения, несмотря на жизненные обстоятельства. Преподаватель Мороз, всегда учивший детей честности и справедливости, стоит на грани добра и зла, где зло – отказ от своих же слов, а значит и от самого себя. Если возможность спастись означала ограничение его принципов, то смерть, которую он предпочел, явилась ничем иным как «нравственной свободой личности». Он перешагнул свои страхи, победил сомнения и стал тем, кем всегда хотел быть.
  3. На вопрос о свободе и вседозволенности личности ответил Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание», где главный герой – Родион Раскольников – убил старуху-процентщицу для того, чтобы доказать правильность своей теории. Он полагал, что имеет право распоряжаться судьбами мира сего, однако писатель не признает такого права даже за талантливым юношей, ведь такое своеобразное правосудие на крови открывает личности просторы вседозволенности, анархии, которая губит не только самого человека, но и мир вокруг него. Независимость заканчивается там, где начинается свобода другого живого существа. Это золотое нравственное правило, определяющее границы нашей воли.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Алина Прошина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Роль личности в истории — аргументы и сочинение |


Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Роль личности в истории»


Текст из ЕГЭ

(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.

(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.

(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.

(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.

(По Д.А. Волкогонову)

Вступление

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

Автор говорит, что при поверхностном рассмотрении проблемы может показаться, что только великим дано менять ход истории. Эту точку зрения подтверждают некоторые философы.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

spadilo.ru

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: История

ЕГЭ по русскому языку – серьезное испытание. Но не тесты пугают ребят, а именно сочинение, ведь его оценивают люди, которые могут по-разному взглянуть на одни и те же работы. Чтобы найти примеры из литературы, которые точно подойдут по всем критериям и мнениям, обратитесь в нашей подборке. Там  есть проблемы и аргументы об истории и ее роли в нашей жизни.

Роль личности в истории

  • Л. Н. Толстой «Война и мир». В романе-эпопее раскрывается исторический ход Великой Отечественной Войны 1812 года. Пожалуй, это произведение считается самым масштабным писательским откликом на историческое событие, поскольку в нем отображается несколько десятилетий из жизни России. Ключевой темой произведения является роль личности в ходе истории. Можно найти образы разных императоров и полководцев и проследить, как они влияют на исход сражения. Например, основными фигурами стали Наполеон Бонапарт, Александр Первый и М. Кутузов. Толстой убежден, что настоящий герой отражает интересы народа, ведь именно народ творит историю. Поэтому Кутузов, по мнению писателя, являет собой истинный пример предводителя, за которым готова идти вся страна. Это происходит потому, что он думает не о своих личных амбициях, а о том, как объединить народную стихию в один всепобеждающий порыв.
  • А. С. Пушкин «Медный всадник». «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно» — эти строчки посвящены Петру I. По мнению Пушкина, правитель изменил ход истории. Петр является одним из активных политических деятелей, который стремился улучшить жизнь народа, но в достижении любых своих целей он не брезговал средствами. Петр, будучи у власти, определил дальнейший курс развития России в 18 веке. Благодаря его правлению, был построен первый русский флот, способный защитить страну на море, были введены важнейшие реформы, а дворяне получили возможность учиться за рубежом. Но главное достижение императора – строительство северной столицы, которое, однако, не обошлось без жертв, которые описывает автор. Народ беспомощен перед инициативой царя. Все будет, как он решит. И в этом Пушкин видит ответ на вопрос, какова роль личности в истории. Если личность принадлежит к правящей династии, она решающая.

Проблема исторической памяти

  • Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас считал, что сыновья, Остап и Андрий, получат полное воспитание лишь после боя. Им надо было ощутить боевую мудрость. Тогда они смогут стать достойными наследниками. Но Андрий изменил своему роду, забыл свое историческое наследие. Изменив родне, он забыл родные места. А ведь это история, его история. Испокон веков сложилось, что его гордый народ защищал себя от любых атак и был един. Эту память поколений разрушил герой, следуя зову сердца. Тарас не выдержал измены и убил сына. Трагедия была неминуемой, ведь Ивану, не помнящему родства (так наши предки прозвали людей, которые разорвали связь поколений), презирающему прошлое, нет места в будущем.
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Писатель рассуждает, что ничто в мире не проходит бесследно. Взять, к примеру, мятый бумажный листок. В следующий раз он сомнется почти также, по тем же линиям. Если человек не хочет хранить память о прошлом, то он не осознает важности каждого момента, любой жизненной истории. История – это не одни завоевания, войны, новые открытия. История – это наше наследство от сотен людей, которые жили и умирали ради того, чтобы передать нам частицу своего опыта. Мы должны ценить и уважать этот дар, иначе нам будет сложно двигаться вперед.

Проблема сохранения исторического наследия

  • В. Солоухин «Черные доски». В произведении говорится о церквях и старинных иконах, которые были уничтожены во время революции. Солоухин убежден, что такие исторические памятники достойны лучшей доли, даже если люди не верят в Бога. К данным местам надо относиться с уважением. Автор остерегает людей. Ведь от разрушения церквей недалеко и до надругательства над могилами. Разрушая исторические памятники, люди теряют человечность и свое достоинство.
  • Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном». В книге есть фрагмент, где описывается разнообразие городов России, таких как Москвы, Ленинград и т.д. Каждый город подчеркивает свою индивидуальность памятниками архитектуры, живописи. Задача людей – сохранить это многообразие, историческую значимость. Благодаря этому страна воспитывает человека, в нем проявляются положительные качества, тяга к творчеству и самопознанию. Иными словами исторические памятники способны расширить кругозор и сделать человека культурным.

История семьи

  • А. С. Пушкин «Борис Годунов». В исторической драме описывается личная, родовая память поэта. В «Борисе Годунове» есть действующий герой, являющийся предком Пушкина. Память, по мнению писателя, отражает осознание народом своих культурных ценностей. Историческая память – это наше богатство, которое должно передаваться из поколения в поколение. Автор очень гордился своим славным предком, родоначальником его дворянской ветви.
  • М. А. Булгаков «Белая Гвардия». Турбины – потомки старинного дворянского рода. Они помнят свое знатное происхождение и гордятся им. Поэтому в период гражданской войны они выступили за защиту царя и старых порядков, которые гарантировали сохранение всего того, что составляло духовное наследие Руси. Революция принесла необходимые перемены, но вместе с ними она сулила разрушение важнейших социокультурных связей с прошлым. Этого дворяне не могли допустить, забыть о своем происхождении – значит отказаться от того, кем ты являешься сейчас.

Ответственность перед историей

  • Ю. Яковлева «Учитель истории». События рассказа происходят в Хорватии. Прошло десять лет после Второй мировой войны. Дети продолжают играть в партизан и учителя. Туристы заинтересовались этим. Как стало известно, во время войны учитель истории не покинул класс с учениками, которых немцы намерены были расстрелять. Преподаватель говорил, что это последний урок истории. Этот пример показывает, что люди умеют помнить подвиги, уважать героический поступок. Герой проявил не только отвагу, но и ответственность за тех, кого он воспитывал и будет воспитывать даже после смерти, ведь его поведение до сир пор учит людей быть лучше, сильнее и смелее.
  • Рэй Брэдбери «И грянет гром». В рассказе автор решил поразмышлять, что произошло бы при существовании машины времени. Главный герой Экельс решил опробовать машину времени, но ему сказали, что в прошлом ничего нельзя менять, и запрещено убивать животных. Будучи в Эпохе динозавров, он случайно раздавил бабочку, когда убегал от криков больших млекопитающих. Вернувшись, он замечает, что все непоправимо изменилось. Таким образом, мы должны быть в ответе за каждый поступок не только перед теми, кто окружает нас сейчас, но и перед будущими поколениями людей.

Автор: Вера Куруч

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Литературные аргументы

  1. Главная
  2. Часть С
  3. Литературные аргументы

Проблемы:

  • Историческая память
  • Любовь к Родине, патриотизм 
  • Научный прогресс и его влияние на нравственные качества человека
  • Ответственность человека за жизни окружающих
  • Отцы и дети
  • Роль примера, учителя.
  • Воспитание человека
  • Самопожертвование
  • Сострадание, чуткость и милосердие
  • Человек и власть
  • Искусство, воздействие искусства на человека
  • Человек и история, роль личности в истории
  • Человек и познание
  • Ложные ценности
  • Человек и природа, роль природы в жизни человека
  • Экологическая катастрофа
  • Черствое и бездушное отношение к человеку
  • Честь и бесчестье, нравственный выбор
  • Утрата духовных ценностей
  • Подлость и бесчестность
  • Вандализм, бездумное отношение к своей культуре
  • Роль семьи в воспитании личности
  • Материнство как подвиг
  • Изменения в русском языке
  • Чинопочитание и человеческое ничтожество
  • Несправедливость социального устройства
  • Проблема поиска смысла жизни
  • Значимость труда в жизни человека
  • Проблема выбора профессии
  • Свобода, ответственность перед обществом
  • Бесчеловечное отношение к людям в тоталитарном государстве
  • Умение видеть прекрасное в обыденном
  • Проблема одиночества в старости, неуважительгого отношения к старикам
  • Проблема совести
  • Проблема преодоления жизненных обстоятельств
  • Проблема жадности
  • Роль цветов
  • Роль литературы

 

Историческая память наверх ↑

А. Чехов. «Вишневый сад»
Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Париж. Он – живое воплощение беспамятства. 

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
Базаров, который пренебрежительно относится к «старичкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустяковой царапины. И этот драматический финал показывает безжизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций своего народа. 

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут его достой­ными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

В. Распутин «Прощание с Матёрой»
В повести «Прощание с Матёрой» В. Распутин расска

5splusom-school.ru

аргументы из литературы. Авторское сочинение!

Доброго времени суток, дорогие друзья! Продолжаем рубрику “Сочинения“. В данной теме я раскрою тему, в чем выражается проблема становления личности: аргументы из литературы.

  • Для написания данного сочинения я буду использовать следующие источники: Л. Н. Толстой «Война и мир»,  И. С. Тургенев “Отцы и дети”.

Становление личности – один из самых сложных и многогранных процессов для каждого человека. В зависимости от того, какие качества и мировоззрение будут сформированы индивидом, зависит будущее всего общества. Именно поэтому проблема становления личности, которую поднимает автор, является одной из актуальных и по сей день.

На мой взгляд, развитие положительных качеств человека зависит от его воспитания. В романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир” прослеживается сильная связь между Наташей Ростовой и ее матерью. Каждый вечер перед тем, как ложиться спать, главная героиня приходит к своей маме и делится тем, что с ней произошло за день. Она не боится задавать ей вопросы о жизни, о том, как лучше ей поступить в той или иной ситуации. Такое воспитание делает героиню достойным членом общества, стойким перед трудностями, ведь за её плечами есть материнский тыл.

Яркий пример воспитания демонстрирует Иван Сергеевич Тургенев в своем романе “Отцы и дети”. Отец Аркадия Кирсанова при переезде в Петербург не просто воспитывает сына, но и пытается сблизиться с его соучениками, чтобы узнать о жизненных принципах и увлечениях данного поколения. Его беспокоит не только материальное положение своего сына, но и духовно-нравственное развитие.

Проблема становления личности описана в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита”. В психиатрической больнице Иван Бездомный знакомится с трагической судьбой мастера и понимает, что живет в государстве, полном лицемерия, беззакония и лжи. Он осознает, что был частью этого общества. Оценивая свои труды, Иван понимает, насколько они ничтожны и чудовищны. В одночасье с его личностью происходит трансформация, и в конце он предстает нам в образе духовного наследника Мастера. На мой взгляд, автор хотел передать, что, живя в своей зоне комфорта, мы забываем о своем развитии, теряем чувство собственного достоинства, становясь лишь шестеренкой однообразной системы.

Таким образом, автор поднял одну из актуальнейших проблем современного общества. Мы всегда должны развиваться, воспитывать в своих детях достойных членов общества, ведь, только начав с себя, можно в лучшую сторону изменить этот мир.


Вот такой вариант сочинения на тему “проблема становления личности: аргументы из литературы” я предлагаю использовать вам при подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку или обществознанию. Если у вас остались какие-либо вопросы, задавайте их в комментариях. Я обязательно дам ответ! Всего доброго!

free-blog.ru

«Роль личности в истории» (сочинение): рассуждения, аргументы

Школьная пора – прекрасное, но непростое время для каждого ребенка. Сложные науки, домашние задания, проекты – все это не так легко дается ученику. Что и говорить о сочинениях, которые пишут уже с начальной школы. С каждым учебным годом написание сочинений усложняется, а их объем увеличивается. Поэтому даже старшекласснику порой непросто справиться с поставленной задачей.

«Роль личности в истории» — сочинение, которое пишется в старших классах. Данную тему используют как в сочинения по обществознанию, так и в темах по таким предметам, как история и литература. Давайте разберемся в особенностях написания и научимся правильно излагать свои мысли.

Основные требования

Чтобы написать грамотное сочинение на тему «Роль личности в истории», следует соблюдать основные правила:

  1. Объем. По каждому из вышеперечисленных школьных предметов размер сочинения отличается. Так, сочинение по литературе должно составлять не менее 5-6 страниц для 10-11 класса. Сочинение по обществознанию и истории не имеет строгих рамок, однако вы должны учитывать, что для полного раскрытия темы вам потребуется не менее 150 слов.
  2. Любое сочинение должно иметь строгую структуру: вступление, основную часть и заключение. Основная часть составляет не менее ½ от всего объема.
  3. Ваше рассуждение обязательно должно иметь аргументы.

Соблюдая три этих правила, можно грамотно и правильно изложить ход своих мыслей и написать достойное сочинение.

А теперь следует разобраться с тонкостями данного задания.

Сочинение по истории

«Роль личности в истории» — итоговое сочинение, которое пишут ученики, выбравшие для сдачи ЕГЭ такой предмет, как история.

Данная область науки является непростой для изучения, ведь существует множество теорий и дискуссий касательно каждого периода и даже каждой исторической темы. Потому при написании сочинения вы должны придерживаться официально утвержденной версии.

К примеру, ваше сочинение затрагивает период татаро-монгольского ига. В последнее время данная тема крайней актуальна у историков, и существует множество мнений касательно данного периода, начиная от суждения, что нашествия не было вообще, и заканчивая теорией о том, что татаро-монгольское иго – это лишь прикрытие междоусобных войн. Но сочинение на тему «Роль личности в истории» должно содержать только официально принятую информацию, иначе при проверке будет засчитана фактическая ошибка.

«Татаро-монгольское иго – это период захвата монголами земель Руси, затянувшийся более чем на 2 века», — такое суждение вполне может присутствовать в сочинении ученика.

Что еще следует знать об историческом сочинении?

Критерии, которые необходимо соблюсти, — это осветить следующие обязательные моменты:

  • 2 события, произошедших в описываемый период времени;
  • 2 личности, связанные с описываемыми событиями, также вы должны охарактеризовать данные личности;
  • 2 причинно-следственные связи между событиями;
  • оценка данного периода для дальнейшего развития России.

Таким образом, может быть раскрыта тема «Роль личности в истории». Сочинение может набрать максимум 11 баллов.

«1019-1054 – годы правления Ярослава Мудрого. Данный правитель запомнился в истории как человек, оказавший на развитие Руси огромное влияние. Прежде всего, Ярослав заключал династические браки, одним из которых был брак его дочери Анны с французским королем. Союз Анны способствовал укреплению отношений между Русью и Францией.

Кроме того, Ярослав Мудрый издал первый свод русских законов – «Русская правда». Данный документ стал прообразом будущего законодательства на Руси и помог закрепить основные права и обязанности жителей русской земли».

В этом небольшом отрывке уже присутствует несколько критериев исторического сочинения – указаны 2 личности, 2 исторических события, 1 причинно-следственная связь. Продолжая свое сочинение в подобном духе, ученик заслужит высокий балл.

Сочинение по обществознанию «Роль личности в истории»

Сочинение по обществоведению значительно отличается от исторического изложения. Чтобы получить высокий балл за свою работу, ученику необходимо выполнить лишь 3 основных пункта:

  • раскрыть значение выбранного суждения;
  • использовать специальные термины;
  • привести 2 аргумента.

Таким образом, для написания сочинения потребуются точные знания в области выбранной темы. Важно отметить, что данные критерии относятся к эссе по обществознанию по ЕГЭ. Но это не значит, что если вы пишете обычное сочинение на уроке, то можно пренебречь всеми критериями. Проверка сочинения по ЕГЭ более жесткая, но данные пункты необходимо соблюдать в любом случае.

К примеру, в центре вашего сочинения оказывается Карл Маркс – немецкий философ, его непосредственное суждение. Ваша задача — не просто объяснить значение высказывания или рассказать краткую биографию жизни философа. Вам необходимо обозначить роль данного человека, его деятельность. Так, аргументом значимости личности Маркса послужит пример большевизма.

Сочинение «Роль личности в истории», аргументы, которые вы приводите, должны содержать термины из обществознания. В рамках нашего примера это могут быть такие слова, как капитал, собственность, экономика, труд и т. д.

Сочинение по литературе

«Роль личности в истории» — сочинение-рассуждение, писать которое сложнее всего именно по литературе. Прежде всего это обосновано большим объемом текста. Однако это позволяет полностью раскрыть заданную тему.

Чтобы раскрыть тему «Роль личности в истории», сочинение по литературе должно соответствовать следующим пунктам:

  • Описывая выбранную личность, не стоит делать упор на одной лишь биографии.
  • В сочинении необходимо приводить примеры произведений автора, использовать цитаты.
  • Следует четко выразить, в чем заключается роль выбранной личности, почему она запомнилась и оставила след в истории.
  • Приводить аргументы.

Сложности структуры

Поскольку сочинение должно получиться достаточно большим, необходимо разбить его на несколько подтем. Примерно это должно выглядеть так:

  1. Краткая биография автора, рассказывающая, как автор пришел к известности.
  2. Наиболее популярные, яркие произведения.
  3. Краткий анализ творчества автора.
  4. Влияние творчества выбранной личности на общество того времени.
  5. Значение произведений автора в наши дни.
  6. Вывод о значении личности в истории.

Сочинение «Роль личности в истории» (аргументы, рассуждения) должны содержать не только голые факты, но и ваше личное мнение и выводы. Потому при написании важно давать личную оценку каждой части.

Пример литературного сочинения

«Лев Николаевич Толстой – величайший писатель 19-го века. Множество его произведений сегодня входит в школьную программу. Лишь роман «Война и мир» настолько плотно вошел в историю литературы, что даже сегодня это произведение остается актуальным. В нем раскрыты самые главные вопросы человеческой жизни: вопрос любви, чести, дружбы, жизненных ошибок и перипетий. Неудивительно, что именно из этого произведения чаще всего берут цитаты и высказывания для написания различных сочинений и эссе не только на школьном уровне, но и на ступени высшего образования. Таким образом, можно сделать вывод, что Лев Николаевич Толстой оказал огромнейшее влияние не только на общество своего времени, но и на современность».

Подобные строки могут послужить как вступлением, так и заключением вашего сочинения. Главное, чтобы ученик максимально широко раскрыл поставленную тему и значение выбранной личности.

Немаловажно контролировать стилистику текста и не допускать различных ошибок. Если грамматические и пунктуационные ошибки простительны в сочинениях по истории и обществознанию, то в литературе их делать непозволительно.

Вот и все. Осталось только собрать все знания вместе и изложить их на бумагу, пользуясь вышеописанными советами.

fb.ru

Роль личности в истории — Банк аргументов к сочинению егэ часть 1 (основные проблемы аргументы)


Роль личности в истории

1) «Записки охотника» И. Тургенева сыграли огромную роль в общественной жизни нашей страны. Люди, прочитав свет­лые, яркие рассказы о крестьянах, поняли, что безнравственно

владеть людьми как скотом. В стране началось широкое дви­жение за отмену крепостного права.

2) После войны многих советских солдат, которые попали во вражеский плен, осудили как предателей родины. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека», в котором показывается горь­кая доля солдата, заставил общество по-другому взглянуть на трагическую судьбу военнопленных. Был  принят закон об их реабилитации.

3) Американская писательница Г. Бичер-Стоу написала ро­ман «Хижина дяди Тома», в котором рассказывалось о судьбе кроткого негра, забитого до смерти безжалостным плантато­ром. Этот роман всколыхнул все общество, в стране вспыхнула Гражданская война, и позорное рабство было отменено. По­том говорили, что эта маленькая женщина начала большую войну.

4) Во время Великой Отечественной войны Г. Ф. Флеров, используя короткий отпуск, зашел в научную библиотеку. Он обратил внимание на то, что  в зарубежных журналах нет пуб­ликаций о радиоактивности. Значит, эти работы засекречены. Он тут же написал тревожное письмо в правительство. Сразу после этого всех ученых-ядерщиков вызвали с фронта и нача­лись активные работы, связанные с созданием атомной бом­бы, что в будущем помогло остановить возможную агрессию против нашей страны.

6) Вряд ли король Англии Эдуард III до конца понимал, к чему приведет его дерзость: на государственном гербе он изоб­разил нежные лилии. Тем самым английский король показал, что отныне ему подвластна и соседняя Франция. Этот рисунок властолюбивого монарха стал поводом для Столетней войны, которая принесла людям бессчетные бедствия.

7) «Свято место пусто не бывает!» – эта поговорка с обидной легкомысленностью выражает мысль о том, что незаменимых людей нет. Однако история человечества доказывает, что очень многое зависит не только от обстоятельств, но и от личных качеств человека, от его веры в свою правоту, от его привер­женности своим принципам.  Имя английского просветителя  Р. Оуэна известно всем. Взяв в управление фабрику, он создал благоприятные условия для жизни рабочих. Построил удобные домики, нанял мусорщиков для уборки территории, открыл  библиотеки, читальни, воскресную школу, ясли, сократил ра­бочий день с 14 до 10 часов. За несколько  лет жители городка буквально переродились: они овладели грамотой, исчезло пьян­ство, прекратилась вражда. Казалось бы, сбылась многовеко­вая мечта людей об идеальном обществе. У  Оуэна появилось много продолжателей. Но, лишенные его пламенной веры, они не смогли успешно повторить опыт великого преобразователя.

Человек и природа

1) Почему так получилось, что в Древнем Риме стало чрез­ мерно много обездоленных бедствующих «пролетариев»? Ведь в Рим стекались богатства со всей ойкумены, а местная знать купалась в роскоши и безумствовала от излишеств.

Большую роль в обеднении земель метрополии сыграли два фактора: истребление лесов и истощение почв. В результате мелели реки, снижался уровень грунтовых вод, развивалась эрозия земель, уменьшались урожаи. И это – при более или менее постоянном росте населения. Ужесточался, как мы те­перь говорим, экологический кризис.

2) Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им – конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя потребностей своего произ­водства он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты. Ведь Сахара и Кара­ Кумы – очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свиде­тельством тому является загрязнение Мирового океана? Чело­век лишает самого себя в ближайшем будущем последних не­ обходимых ресурсов питания.

3) В древности человек ясно осознавал свою связь с природой, наши первобытные предки обожествляли  животных, счи­тали, что именно они оберегают  людей от злых  духов, даруют удачу на охоте. Так, например, египтяне с почтением относи­лись к кошкам, за убийство этого священного животного по­лагалась смертная казнь. А в Индии и сейчас корова, уверен­ная в том, что человек никогда не причинит ей зла, спокойно может зайти в овощную лавку и съесть все, что ей захочется. Лавочник ни за что не прогонит эту священную гостью. Мно­гим такое почтение к животным покажется нелепым суевери­ем, но на самом деле в нем выражено чувство глубокого, кров­ного родства с природой. Чувство, которое стало основой человеческой морали. Но оно, к сожалению, сегодня многими утрачено.

4) Нередко именно природа дает людям уроки доброты. Из­вестный ученый вспоминал случай, который надолго врезался ему в память. Однажды он, прогуливаясь с женой по лесу, уви­дел лежащего в кустах птенца. Возле него тревожно металась какая-то большая  птица с ярким оперением. Люди увидели дупло в старой сосне и положили туда птенца. После этого в течение нескольких лет благодарная птица, встречая в лесу спасителей своего птенца, радостно кружила над их головами. Читая эту трогательную историю, задумываешься о том, всегда ли мы проявляем столь искреннюю признательность тем, кто помог нам в трудную минуту.

5) В русских народных сказках часто прославляется беско­рыстие человека. Емеля не собирался ловить щуку – она сама попала ему в ведро. Увидит странник выпавшего птенца – по­ложит его в гнездо, попадет птица в силки – он ее освободит, выбросит волной рыбу на берег – он отпустит ее обратно в воду. Не искать выгоды, не губить, а помогать, спасать, беречь – этому учит народная мудрость.

6) Разразившиеся над американским континентом смерчи принесли людям бесчисленные бедствия. Что же вызвало эти природные катаклизмы? Ученые все больше склоняются к тому, что это результат необдуманной деятельности человека, кото­рый зачастую игнорирует законы природы, считает, что она призвана обслуживать его интересы. Но за такое потребитель­ское отношение человека ждет жестокая расплата.

7) Вмешательство человека в сложную жизнь природы мо­жет привести к непредсказуемым последствиям. Один известный ученый решил привести в свой регион оленей. Однако животные не смогли приспособиться к новым условиям и ско­ро погибли. Зато клещи, которые жили в шкуре оленей, осво­ились, наводнили леса и луга и стали настоящим бедствием для остальных обитателей.

8) Глобальное потепление, о котором все настойчивее гово­рят в последнее время, чревато катастрофическими последстви­ями. Но не все задумываются о том, что эта проблема является прямым следствием жизнедеятельности человека, который в погоне за наживой нарушает устойчивое равновесие природ­ных циклов. Не случайно ученые все больше говорят о разум­ ном самоограничении потребностей, о том, что не прибыль, а сохранение жизни должно стать главной целью деятельности человека.

9) Польский фантаст С. Лем в своих «Звездных дневниках» описал историю космических бродяг, которые разорили свою планету, изрыли шахтами все недра, продали полезные ископаемые обитателям других галактик. Возмездие за такую сле­поту было страшным, но справедливым. Наступил тот роковой день, когда они оказались на краю бездонной ямы, и земля под ногами стала осыпаться. Эта история – грозное предуп­реждение всему человечеству, которое хищнически грабит при­ роду.

10) Один за другим исчезают на земле целые виды живот­ных, птиц, растений. Испорчены реки, озера, степи, луга, даже моря.

В обращении с природой человек похож на дикаря, кото­рый, чтобы добыть кружку молока, убивает корову и взрезает ей вымя  вместо того, чтобы кормить, холить и получать того же молока ведро каждый день.

11) Недавно некоторые западные специалисты предложили сбрасывать радиоактивные отходы в глубины океана, полагая, что там они окажутся навеки законсервированными. Но сво­евременно проведенные океанологами работы показали, что активное вертикальное перемешивание воды  oxвaтывает  всю толщу океана. Значит, радиоактивные отходы непременно рас­пространятся по всему Мировому океану и, следовательно, заразят атмосферу. К каким неисчислимым вредным по­ следствиям это привело бы, ясно и без всяких дополнительных примеров.

12) В Индийском океане есть маленький остров Рождества, на котором иностранные компании добывают фосфаты. Люди вырубают тропические леса, экскаваторами срезают верхний слой почвы и вывозят ценное сырье. Остров, некогда покры­тый пышной зеленью, превратился в мертвую пустыню с тор­чащими, словно гнилые зубы, голыми скалами. Когда тракто­ры соскоблят последний килограмм почвы, насыщенной удоб­рением. Людям на этом острове делать будет нечего. Может быть, печальная судьба этого клочка суши среди океана отра­жает судьбу Земли, окруженный безбрежным океаном космо­са? Может быть, и людям, варварски разграбившим родную планету, придется искать себе новое пристанище?

13) Обильно рыбой устье Дуная. Но рыбу добывают не только люди – ее промышляют и бакланы. Уже поэтому бак­ланы, конечно, птицы «вредные», И было принято решение уничтожить их в устье Дуная, чтобы увеличить уловы. Унич­тожили … А потом пришлось искусственно восстанавливать поголовье «вредных» птиц – хищников в Скандинавии и «вред­ных» бакланов в устье Дуная, потому что в этих районах начались массовые эпизоотии (инфекционные болезни жи­вотных, превышающие уровень обычной заболеваемости), погубившие огромное количество и птицы, и рыбы.

После этого с немалым опозданием, было установ­лено, что «вредители» питаются преимущественно больными животными и тем самым предупреждают массовые инфек­ционные заболевания …

Этот пример лишний раз свидетельствует, насколько все сложно переплетено в окружающем нас мире и как осто­рожно нужно подходить к решению природных проблем.

14) Увидев червя, вымытого дождем на тротуар, доктор Швейцер клал его обратно в траву, а насекомого, барахтающе­гося в луже, вынимал из воды. «Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, я пытаюсь тем самым искупить часть вины человечества за совершенные им против животных преступле­ния». По тем же причинам Швейцер выступал в защиту жи­вотных. В своем эссе, написанном в 1935 г. он призывал «быть добрыми по отношению к животным по тем же самым причи­нам, в силу которых мы добры к людям».

Рубрика №5. Возвысить человека

1. Проблемы

1. Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества


  1. Воздействие искусства на духовное становление человека

  2. Воспитательная функция искусства

II. Утверждающие тезисы

  1. Подлинное искусство облагораживает человека.

  2. Искусство учит человека любить жизнь.

3. Нести людям свет высоких истин, «чистые ученья добра и правды» – в этом заключается смысл подлинного искусства.

4. Художник должен вложить в произведение всю душу, чтобы заразить своими чувствами и мыслями другого человека.

III. Цитаты

1. Без Чехова мы были бы во много раз беднее духом и сердцем (К Паустовский. русский писатель).

2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книгах (А. Герцен, русский писатель).

3. Совестливость – вот чувство, которое обязана будоражить  литература (Н. Евдокимова, русская писательница).

4. Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

5. Мир книги – это мир настоящего чуда (Л. Леонов, русский писатель).

6. Хорошая книга – просто праздник (М. Горький, русский писатель).

7. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

8. Они ушли во тьму, но не исчез их след (В. Шекспир, анг­лийский писатель).

9. Искусство – это тень божественного совершенства (Мике­ланджело, итальянский скульптор и художник).

10. Цель искусства – сгущено  передать растворенную в мире красоту (французский философ).

11. Нет карьеры поэта,  есть судьба поэта (С. Маршак, русский писатель).

12. Суть литературы не в вымысле, а в потребности сказать сердце (В. Розанов, русский философ).

13. Дело художника – рождать радость (К Паустовский, рус­ский  писатель).

IV. Аргументы

1) Учёные, психологи давно утверждают, что музыка может оказывать различное воздействие на нервную систему, на то­нус человека. Общепризнанно, что произведения Баха повы­шают и развивают интеллект. Музыка Бетховена возбуждает сострадание, очищает мысли и чувства человека от негатива. Шуман помогает понять душу ребёнка.

2) Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит … Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

3) Многие фронтовики рассказывают о том, что солдаты ме­няли курево и хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публи­ковались главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Значит, бойцам ободряющее слово порой было важнее пищи.

4) Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

5) Известный детский писатель Н. Носов рассказывал слу­чай, который произошел с ним в детстве. Однажды он опоздал на поезд и остался ночевать на привокзальной площади с бес­призорниками. Они увидели в его сумке книжку и попросили ее почитать. Носов согласился, и ребята, лишенные родитель­ского тепла, затаив дыхание, стали слушать историю про оди­нокого старика, мысленно сравнивая его горькую бесприют­ную жизнь со своей судьбой.

6) Когда фашисты осадили Ленинград, на жителей города огромное воздействие оказала 7-я симфония Дмитрия Шоста­ковича. которая, как свидетельствуют очевидцы, дала людям новые силы для борьбы с врагом.

7) В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Мит­рофанушки, пережили подлинное перерождение: стали при­лежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

8) В Москве долгое время орудовала банда, которая отличалась особой жестокостью. Когда преступников схватили, они признались, что на их поведение, на их отношение к миру огромное влияние оказал американский фильм «Прирожден­ные убийцы», который они смотрели чуть ли не каждый день. Повадки героев этой картины они стремились копировать и в реальной жизни.

9) Художник служит вечности. Сегодня мы представляем себе то или иное историческое лицо именно таким,  каким оно изображено в художественном произведении. Перед этой по­истине царственной властью художника трепетали даже тира­ны. Вот пример из эпохи Возрождения. Молодой Микеланд­жело выполняет заказ Медичи и достаточно дерзко себя ведет. Когда один из Медичи выразил неудовольствие по поводу не­ достаточного сходства его с портретом, Микеланджело сказал: «Не беспокойтесь, ваше святейшество, через сто лет будет похоже на вас».

10) В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, д’ Артаньян – эти ге­рои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, – олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на ре­альную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «францyз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины должны проливать кровь не из-за мелких ссор, а ради своей отчизны. Но под пером романиста Ришелье обрел со­ всем другой облик, и выдумка Дюма на читателя воздействует гораздо сильнее и ярче исторической истины.

11) В. Солоухин рассказал такой случай. Два интеллигента спорили, какой бывает снег. Один говорит, что бывает и си­ний, другой доказывает, что синий снег – это чепуха, выдумка импрессионистов, декадентов, что снег и есть снег, белый, как …снег.

В этом же доме жил  Peпин. Пошли к нему разрешить спор.

Репин: не любил, когда его отрывали от работы. Он сердито он крикнул:

— Ну, чего вам?

— Какой бывает снег?

— Только не белый! – и захлопнул дверь.

12) Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден – свою силь­нейшую крепость – не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими – и немцы не осмелятся стрелять!, – утверждали они.

Рубрика N 6. «Не потеряйте человека!»

1. Проблемы

1.Образование и культура


  1. Воспитание человека

  2. Роль науки в современной жизни

  3. Человек и научный прогресс

  4. Духовные последствия научных открытий

  5. Борьба нового и старого как источник развития

II. Утверждающие тезисы

  1. Познание мира ничем нельзя остановить.

2. Научный прогресс не должен опережать нравственные воз­можности человека.

  1. Цель науки – делать человека счастливым.

III. Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древ­негреческий философ).


  1. Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

7. Мы были достаточно  цивилизованны, чтобы построить ма­шину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

8. Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

historich.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *