Аргументы островский гроза – Проблематика «Грозы» Островского – описание проблем для сочинения по теме

Аргументы: верность и измена в пьесе «Гроза» (А. Островский)

В драме А. Н. Островского «Гроза» тема измены и верности раскрывается с помощью нескольких планов, так как автору было важно показать, что трагизм описанной им ситуации не заключается только на бытовом уровне. Поэтому важно анализировать не только основной сюжет, но и образы действующих лиц, пытаться понять их мотивацию и характеры.

  • Измена, которую можно оправдать. Размышляя о преданности и предательстве, в первую очередь читатель сразу обращает внимание на Катерину, так как она нарушает супружескую верность. Будучи замужем за Тихоном, героиня никогда не имела сильных чувств к нему. Но Борис, молодой, красивый, интеллигентный, показался ей идеальным, особенно по сравнению с ее мужем, и она влюбилась, сильно и искренне. И эта любовь, хоть и виделась пугливой и очень набожной Катерине преступной, в итоге победила: после мучительных метаний девушка поддается ей и решается на измену. По крайней мере, в её суждениях одна только мысль о чувствах к другому мужчине была тождественна измене. Но на самом деле острое желание любви в героине тесно переплетено с мечтой о возвращении утерянной после замужества свободы, с чувством освобождения от безвольного Тихона, от нескончаемого семейного гнета, от несправедливой, жесткой и ворчливой свекрови. Неудивительно, что Катерина, которая раньше не реагировала на внимание поклонников, влюбляется в Бориса, потому что в нем она видела человека более свободного, чем жители «темного царства». Таким образом, ее предательство можно оправдать, ведь она изначально вступила в брак не по своей воле, да и новая семья только давила на женщину, так и не став ей домом.
  • Преданность себе и своим убеждениям. Нарушая супружескую верность, Катерина остается верна себе. Заключенная в цепи невежественного общества, она не черствеет душой, а все также продолжает мечтать о том, как она летала бы, если бы была птицей. Она способна на глубокие и всепоглощающие чувства. Героиня практически в начале произведения уже говорит о своей смерти: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!». И верно – Катерина не согласна терпеть удушающий, рабский уклад общества, который прочно обосновался в Калинове. Именно поэтому у нее возникает конфликт со свекровью, которая пытается приучить ее к образу жизни «темного царства», кажущегося жителям Калинова единственно правильным. Таким образом, последний выбор героини – это доказательство верности своим идеалам и принципам. Если бы она приняла жестокие нравы из Домостроя, это означало бы измену себе.
  • Измена своему слову и любимой женщине. Предателем в пьесе оказался Борис, возлюбленный Катерины. Молодой человек вроде бы отличается от жителей «темного царства», но так ли это? Герой работает на своего дядю-тирана, который должен оставить ему наследство, но никакой уверенности у Бориса нет, ведь ему даже не платят. Однако он терпит и не оказывает никакого сопротивления, ссылаясь на то, что ему нужно заботиться о сестре. В сцене последней встречи Катерины с возлюбленным Борис говорит ей, что он «вольная птица», но уезжает от нее в Сибирь по поручению дяди и никак не может взять бедную девушку с собой. Интересно, что раннее он говорил, что любит Катерину больше жизни, но в сложный для героини период он сбегает; при прощании он постоянно повторяет, что у него нет времени, и ему пора идти, хотя видит, что его возлюбленная страдает. Катерина сразу поняла, что он ее покидает, но она не злится; ее чувства – сильные и возвышенные, но, к сожалению, Борис все равно ее предает.
  • Верность себе во вред. Одной из причин несчастливой жизни Катерины является верность горожан Калинова своему образу жизни. Здесь есть место тирании, жестокости, рабскому труду, клеветничеству – в целом, место удушающее, прогнившее. Старшее поколение, представленное Кабановой и Диким, угнетает молодых в лице Катерины, Бориса и Варвары. Достается также Тихону – он слишком слабый и безвольный, чтобы попытаться противостоять матери. Кабанова на протяжении всего произведения давила на сына и его жену, поучала их, указывала, какие отношения должны быть между супругами. Но она это делала не только из своих капризов – Кабанова свято верит в то, что говорит. Она сама была так воспитана и считает, что такой уклад жизни должен остаться. В городе Калинов царят невежество, грубость и угнетение, но многие жители уверены, что так и должно быть, и способствуют сохранению «темного царства». К сожалению, верность своим убеждениям не всегда является положительным качеством, ведь время идет, мир меняется, и каждый человек должен развиваться, а не застаиваться на одном принципе, который в течение лет опровергает сама жизнь.
  • Верность себе во вред. В драме Н.А. Островского есть еще один герой, который остаётся верным себе. Это Тихон Кабанов. Он живет в «царстве самодуров» и понимает это, однако не предпринимает никаких попыток, что изменить что-либо. Он научился выживать в таком обществе, и если он чувствует, что сил терпеть больше нет, то он пойдет выпить со знакомыми, а потом продолжит жить так, как делал это раньше. Тихон не перечит матери, в пьесе есть даже унизительная для него и Катерины сцена, когда Кабанова говорит ему, что он должен сказать жене перед своим отъездом, какие наставления ей дать. И он покорно все повторяет за ней. В конце произведения, когда Катерину нашли утонувшей, Тихон кидается на мать и обвиняет ее в смерти жены, на что Кабанова отвечает, что поговорит с ним дома. Вряд ли обличительные фразы героя означают, что он изменился: финальная реплика принадлежит именно Тихону, но видно, что он жалеет только себя: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться».
  • Верность своим убеждениям. Механик Кулигин тоже сосуществует с Кабановыми и Дикими, но в душе остается убежденным сторонником прогресса и просвещения. Он – один в поле воин, и все же пытается изменить жизнь города, внести в нее новые веяния и открытия науки. Он не боится прекословить сильным мира сего и говорит, что гроза – это всего лишь электричество, а не Илья-пророк на колеснице. Герой понимает, что его никто не поддерживает, да и обывателям не нужны перемены, и все же он не предает себе, а идет своей тернистой дорогой, чтобы помочь обществу начать развиваться.

Таким образом, конфликт в пьесе «Гроза» – конфликт разных времен и поколений. Трагедия заключается в том, что молодежь не хочет и не может больше жить так, как поучают их старшие, как это прописано в «Домострое», но жить «по-новому» у неё тоже пока не получится: слишком сильны старые законы, слишком крепки убеждения их защитников, слишком тяжел гнет. Интересно, что в произведении такие понятия, как верность и измена, которые имеют обычно определенную коннотацию, приобретают двойной смысл: измена – не всегда из греховных помыслов, верность себе – не всегда свидетельство стойкого характера.

Автор: Альбина Исмаилова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Аргументы: Человек и общество в пьесе «Гроза»

Как известно, человек – существо социальное, он не может жить вне общества; с другой стороны, и благополучие общества в целом зависит от каждого конкретного человека. Над проблемой этого взаимодействия задумывались мыслители всех времён: философы, историки, социологи… И конечно же, она нашла отражение в художественной литературе. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Человек и общество» из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

  1. Семья – первая и самая важная социальная группа, в которую попадает человек. Катерина, выросшая в атмосфере любви и заботы, после замужества оказывается в семье Кабановых, где царит тирания. Глава рода, богатая купчиха Марфа Игнатьевна по прозвищу Кабаниха, требует от окружающих беспрекословного повиновения и изводит их придирками и упрёками. И если дети Кабанихи, Варвара и Тихон (муж Катерины), привыкли к этому, то для Катерины жизнь в такой обстановке нестерпима. Та же атмосфера подавления и унижения царит во всем Калинове, поэтому в данном примере личности некуда деться от тлетворного общества. Отчаяние и одиночество толкают бедную женщину на измену, а затем и на самоубийство.
  2. Протест Катерины направлен не только против порядков в семье Кабановых. Она сознательно совершает два тяжких греха, идя против моральных устоев целого общества. При этом она больше боится Божьего суда, нежели людского; да и кому «бросить в неё камень», если все вокруг грешны? И если само общество принимает тяжкое положение, в котором находилась героиня, как норму? Поэтому вопрос о личной вине Катерины – с одной стороны, и о влиянии социальных обстоятельств – с другой, остаётся открытым. Однако на этом примере можно однозначно сказать, как социум может повлиять на личность: спровоцировать на бесплодный бунт, довести до отчаяния, лишить нравственной опоры, и все это ради того, чтобы подмять под себя индивидуальность.
  3. Что же за общество составляют жители Калинова? На примере этого города Островский изображает нравы и порядки российского мещанства. На первый взгляд, главная его черта – верность традиционному укладу жизни, но в реальности она оборачивается глубокой отсталостью (недаром Н.А. Добролюбов называет это место «тёмным царством»). В этом плане показателен разговор Дикого и Кулигина: Дикой: «Да гроза-то что такое по-твоему, а? Ну, говори!» Кулигин: «Электричество». Дикой (топнув ногой): «Какое еще там елестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается…». Страшнее всего, что такое общество производит себе подобных людей, плодя невежество и тормозя развитие, как каждого отдельного человека, так и целого государства. Значит, социум может не только развивать, но и отбрасывать человека назад, к ханжеству и глупости старых укладов.
  4. Обратим внимание на то, какие социальные позиции занимают основные герои пьесы. Дикой и Кабаниха – типичные представители «тёмного царства» и его оплот. Что им свойственно? «Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели» – вот как ведут себя богачи, но, несмотря на это, пользуются уважением. Бедняки же работают день и ночь, спят по три часа в сутки. А что же дети состоятельных людей? Они, будучи молодыми, «гуляют», а потом либо продолжают терпеть гнёт «диких» и «кабаних», либо уходят в лучшие места (как Варвара и Кудряш). Вот и получается, что некому изменить существующие порядки, а тираны и самодуры остаются самыми влиятельными горожанами. Личности, может, и могли бы изменить социум, но никто не решается пойти на риск, потому что всем дорого свое спокойствие. Даже Катерина ничего не добилась своим «одиночным пикетом», ведь никто не захотел поддержать ее, а один в поле не воин.
  5. «Лучом света в тёмном царстве» можно назвать не только Катерину, но и механика-самоучку Кулигина. Он единственный, кто пытается привнести в дремучую жизнь Калинова хоть толику цивилизации: поставить на бульваре часы, приделать к домам громоотводы… Более того, Кулигин – настоящий альтруист, он не требует никакой награды за свой труд и готов даже потратить средства от собственных изобретений во благо народа. К сожалению, он не в силах побороть устоявшиеся за долгие годы порядки. На примере Кулигина А.Н. Островский показывает: в конфликте с обществом отдельному человеку не выйти победителем.

Автор: Надежда Сидорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Аргументы на тему: Доброта и жестокость в пьесе «Гроза» (А. Островский)

Доброта и жестокость – две стороны одной медали. Эти понятия настолько всеобъемлющие, что встречаются на каждом жизненном этапе. Нас с раннего детства учат быть добрыми, помогать другим, но откуда тогда возникает жестокость? Подобные вопросы поднимались во множестве произведений, например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

  1. (Можно ли оправдать жестокость?) Чем вызвана жестокость и можно ли её оправдать – этими размышлениями пропитана пьеса Островского «Гроза». Пожалуй, настоящим олицетворением жестокости в этом произведении является Марфа Игнатьевна Кабанова. Она настолько неприятна читателю, что автор приписывает ей грубое прозвище – Кабаниха. На протяжении всего действия она оправдывает свой образ бессердечной, ни с кем не считающейся барыни, которой чуждо сочувствие к другим. Шквал своего гнева она постоянно обрушивает на собственного сына и его возлюбленную Катерину. Постоянные оскорбления и унижения не имеют никакой причинной подоплёки. Своим поведением она в прямом смысле сжила со свету невестку. Но самое страшное, что даже после этой трагедии она не раскаялась. Такой деспотизм не находит понимания, его нельзя оправдать никакими уловками, потому что он губит людей и делает мир хуже.
  2. (Почему добро не всегда побеждает зло?) Доброта – такое светлое и нужное качество, лежащее в основе милосердия, прощения, заботы. Но, к сожалению, она не всегда можете противостоять злу и делает своего носителя жертвой гонений. С подобной ситуацией столкнулась героиня пьесы Островского «Гроза» — Катерина. Для представления цельного образа этой девушки автор знакомит нас с её детством. «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» – так отзывается героиня о своих ранних годах. Жизнь в любви и нежности воспитала в ней такие качества как доброта, милосердие, наивность. Она всегда стремилась помочь нуждающимся и с теплом относилась к людям. Однако волей судьбы она попадает в «тёмное царство» — абсолютно противоположный ей мир, обитатели которого жестоки, тираничны и завистливы. Она сталкивается с неописуемой дерзостью и грубыми оскорблениями в свой адрес. Её свекровь – Кабаниха — тешится, издеваясь над своей невесткой. Катерина понимает, что единственный способ противостоять этой жестокости – ответная жестокость. Однако она не в силах переступить через себя и воспитанные в ней принципы добра и справедливости. Она не справляется с таким давлением и решается на самоубийство. «Гроза» — пример того, что добро не всегда побеждает зло. Однако это вовсе не значит, что нужно выбирать жестокость, это значит, что нужно всегда продолжать бороться за свои принципы и за себя.
  3. (Добро должно быть с кулаками). К сожалению, люди часто не могут защитить свои правильные убеждения, потому что одной доброты для этого недостаточно. Нужна сила, стоящая за благами намерениями, а когда ее нет, то и доброта находится под угрозой физического уничтожения. Например, в пьесе «Гроза» Катерина символизирует «луч света». Она милосердна, отзывчива и справедлива. Но ее убеждения не ценятся в доме мужа. Свекровь открыто притесняет невестку, заставляет ее придерживаться суровых законов Домостроя, то есть сводить жизнь к пустой и глупой обрядности. Своими упреками она раздражает и родных детей, но Тихон предпочитает отмалчиваться и сбегать в кабак, а Варвара врет и скрывает истинные чувства. И брат, и сестра – тоже добрые люди, они по-своему сочувствуют и помогают Катерине, но их помощь не выходит за рамки утешительных слов. Никто из молодых людей не противостоял Кабанихе, не говорил с ней начистоту. Их бездействие привело к трагедии: жена Тихона не смогла смириться со своей ужасной участью и утопилась. Увы, доброта обречена на исчезновение без силы, ее охраняющей. Если бы молодежь защищала свои интересы, если бы герои стояли горой друг за друга, трагического исхода удалось бы избежать.
  4. (Каковы последствия жестокости в семье?). Герои пьесы «Гроза» на своем примере показывают, что жестокость в семье ведет к ужасающим последствиям – разрушению этого социального института. Из-за невыносимой обстановки в доме (скандалов, упреков, обид) Тихон старался лишний раз покинуть семью и найти покой в трактире, где мужчина злоупотреблял алкоголем. Деспотизм Марфы Кабановой по отношению к невестке, и ее домашняя тирания привели к тому, что девушка покончила жизнь самоубийством. Также следствием такого поведения Кабанихи стал побег ее дочери из дома. После гибели Катерины Тихон во всем обвинил мать и открыто восстал против нее. Таким образом, жестокость старой купчихи привела к разрушению всей семьи.

Автор: Карина Великая

litrekon.ru

Направление «Мечта и реальность». Аргументы из литературы: Островский «Гроза», Куприн «Гранатовый браслет» — что писать в сочинении?

В обоих этих романах, мечта и реальность, исключительно сопряжена с темой любви. Роман «Гроза» Островского, показывает нам жизнь главной героини Катерины, которая в реальности, зажата в быту в оковы домостроя и которые не дают ей ни нормально жить, ни конечно жн любить, так как к своему мужу Тихону, у нее выроботалась, устойчивая антипатия.

В это же время в своих Мечтах, Катерина любит порядочного и образованного парня Бориса и он так же мечтает быть в реальной жизни с ней. Однако Катерине и Борису, не удается порвать и избавиться от оков самодурства Дикого и Кабанихи. В итоге Дикой отправляет в Сибирь, а Катерина максимум что смогла сделать в качестве протеста к случившемуся, так это покончить жизнь самоубийством, понимая что больше не в силах выдерживать реальных мук бытия в формате домостроя.

Что касается рассказа Гранатовый Браслет, то в нем терзания главного героя, выглядят менее мучительными, причем стоит отметить то, что в них есть и некий плюс, ведь они позволяют ему мечтать о том, что он когда то все таки сможет достичь объекта обожания. Однако критики считают, что на самом деле Желткову, не нужны реальные отношения с Верой, так как тогда он потерял бы тот вечный стимул к действиям в виде потенциальной любви и желания ее достичь, которые давали ему богатые и яркие мечты и его облагораживали как натуру в целом.

Направление: Мечты и реальность»

Аргументы на основе произведения Островского «Гроза».

Очень часто наши мечты не совпадают с реальностью. Это может сломить человека, обломать ему крылья и привести к непоправимой трагедии.

Главная героиня пьесы Катерина — мечтательная светлая натура. Она мечтала о хорошей крепкой семье, в которой будут свои традиции, теплые отношения.

Но выйдя замуж, она столкнулась с жестокостью свекрови, властной Кабанихи, которая постоянно попрекала и унижала девушку. Муж Катерины Тихон никогда не заступался за свою жену, он также боялся своей матери и не хотел ей перечить. Мечтам Катерины не суждено было сбыться. Она очень несчастна.

Катерина пытается найти утешение в отношениях с Борисом. Но он оказался слабовольным человеком.

 

Катерина понимает, что что ничего хорошего в жизни она больше не увидит. Мечты остались мечтами, а реальность жестока и несправедлива. Катерина бросается в Волгу, спасти ее не успевают.

Человека можно назвать «мечтателем», когда его мечты выходят за определенные рамки, установленные нашим обществом.

Люди мечтали всегда. Наверное, первым мечтателем, описанным в литературе был Икар, мечтающий о солнце. Впрочем, эта история окончилась очень печально: Икар опалил крылья о солнце и упал.

Помечтать свойственно любому человеку, чем он одухотверенней, тем интересней его мечты. Мечтают писатели — и мы читаем их произведения. Мечтают поэты, мы улавливаем их мечты в их стихотворениях. Мечтают музыканты и все это выливается в музыку.

Но есть и другие мечты. Такие, каким не суждено сбыться. И слабого человека это может погубить. Он не справляется с ситуацией, когда она уходит от его представления об идеальном мире.

Это все прослеживается в Гранатовом браслете и в Грозе.

В Гранатовом браслете Желтков мечтал о замужней женщине и довольствовался письмами, но когда ему было отказано и в этой крохе счастья сердце несчастного влюбленного не выдержало: Желтков свел счеты с жизнью. Так же в Грозе суровая реальность и запретная любовь погубила молодую Катерину.

Люди убегают от реальности, проводя время в своем идеальном мире. Желтков упивался своими письмами, не найдя времени посмотреть вокруг себя и найти новый незанятый «объект поклонения».

Чтобы смотреть в глаза реальности надо быть сильным человеком, который умеет помечтать в меру, его мечты приносят пользу, поднимают настроение, дают новый потонциал для работы и саморазвития.

«Мечтать не вредно» только в таком случае.

 

faston24.ru

Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Самое важное в подготовке к итоговому сочинению – это формирование личного банка аргументов, которые помогут раскрыть даже самую сложную тему. В этом деле вам поможет команда «Литерагуру», которая занимается созданием литературных примеров уже не первый год. Чтобы дополнить нашу подборку, пишите в комментариях, какое произведение добавить, и мы обязательно напишем соответствующий аргумент специально для вас.

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

  1. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь. Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и категоричность отцов и детей.
  2. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.

Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.
  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг. Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.

А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»

  • Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера. Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.
  • А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома. Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

А. С. Пушкин, «Дубровский»

  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары. Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.
  •  А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед. Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.

И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной. Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

  • К сожалению, плохое влияние отцов пагубно отражается на детях. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сам исповедует ложные ценности и навязывает их дочери. По его мнению, ее жених может быть ничтожеством, но только богатым и перспективным. Также его не смущает, что зять будет пресмыкаться и лицемерить, лишь бы получить чин. А еще отец выступает против образования, так что Софья довольствовалась только чтением романов. Естественно, подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки сыграла не последнюю роль в формировании ее дурных наклонностей. Она спокойно обманывает отца, встречаясь с Молчалиным, бессовестно лжет гостям, обвиняя Чацкого в сумасшествии. Героиня не видит во лжи ничего плохого, ведь отец тоже не порицает лицемерие. Он приветствует все, что ведет человека к успеху, и его дочь усвоила урок: своего можно добиваться любыми средствами. Вот так грехи отцов передаются детям.
  • Конечно, зрелые люди опытны и авторитетны, но не всегда правы. Доказательство мы можем найти в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поколение отцов ратует за консерватизм и перетягивает на свою сторону молодежь, которая не спорит, а подстраивается под стариков, чтобы получить высокий чин. Например, Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Он одобряет пороки: лицемерие, карьеризм, жестокость ради забавы. Барин даже не считает постыдным свое волокитство за горничной. Сам он волнуется лишь об общественном мнении, поэтому в финале восклицает: «О боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!». Сам скандал — пустяк, главное — это то, что подумают о вас важные люди. Такое мировоззрение никак нельзя назвать правильным, ведь оно сохраняет все недостатки старины и не принимает положительные обновления.

А. Н. Островский, «Гроза»

  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» конфликт поколений приобретает пугающий масштаб. Кабаниха и Дикой доводят молодежь до крайностей: Катерина уходит из жизни, Варя сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в преступлении, а Борис отказывается от любви, боясь остаться без обеспечения. Эти ужасные последствия конфликта отцов и детей фактически лишили Калинов светлого будущего, ведь его просто некому делать. В неравной борьбе победило то, что обречено на скорую смерть, а новые ценности и ориентиры больше некому защищать. Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
  • Почему отцы и дети не находят взаимопонимания? Дело в том, что они развивались в разных условиях, поэтому им не суждено понять друг друга в полной мере. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодое поколение существенно отличается от старшего. Если Кабаниха и Дикой росли в ханжеской атмосфере патриархального купечества, то молодежь растёт в мире, где есть альтернатива «Домострою». Перед ними Кулигин развенчивает невежественные стереотипы странниц, а Катерина, которая получила дворянское воспитание, произносит возвышенные речи о свободе. Естественно, Варвара и Тихон в такой среде ведут себя иначе, чем их предки. На пороге новое время, когда мужчина не будет попирать права женщины, когда люди поймут, что Илья-пророк не скачет по небесам. Но отцы не готовы просто так уступить власть. Они обороняют свою правоту, боясь признать себя побеждёнными. Они свято оберегают то, во что верят. Поэтому конфликт неминуем. Ни одна сторона не сможет понять другую, ведь между ними пролегла пропасть времени.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

  • От ошибок отцов сильнее всего страдают дети. Например, Соня Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание» вынуждена жертвовать собой, чтобы прокормить семью. Ее отец женился на многодетной вдове, чтобы помочь ей обеспечить детей, а сама запил и лишился работы. Естественно, Мармеладовы страшно голодали, каждая копейка уходила в кабак. Не выдержав упреков и истерик мачехи, героиня пошла на панель. Только ее позорное ремесло приносило деньги, необходимые для жизни. Тем временем отец ничуть не раскаялся в содеянном зле. Он продолжал пить и жалел только себя, рассказывая людям в трактире о своей несчастной судьбе. Частично деньги, добытые ценой позора, уходили на поощрение алкоголизма отца семейства. Таким образом, именно грехи отцов ложатся тяжким бременем на хрупкие плечи детей, и им невероятно сложно начать свой жизненный путь, исправляя чужие ошибки.

  • Не все дети похожи на своих родителей, есть и исключения из правила. Например, Соня Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание» существенно отличается от своего горемычного отца. Пока Мармеладов-старший жалеет только себя и заботится лишь об удовлетворении своей пагубной страсти к спиртным напиткам, его дочь ценой невообразимых жертв спасает семью от голода, причём кормит чужую для неё женщину и чужих детей. При этом она не разглагольствует, как ей тяжело живётся, в трактирах и кабаках. Девушка при своём роде занятий умудряется не опуститься в омут порока. Она сохранила чистоту души, несмотря ни на что. А вот ее отец сломался под натиском жизненных трудностей. Таким образом, дети не всегда являются копиями своих родителей. Новое поколение может исправить ошибки старого и стать гораздо лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве»

Сентябрь 8th, 2015 risusan7

«Уж сколько раз твердили миру…» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского. Да, «замылили» произведение и учителя, и хрестоматийные русские критики Д. Писарев и Н. Добролюбов. Да и я взглянула на это произведение по-другому совсем недавно. Потому давайте попробуем найти в пьесе все, что приблизит ее к современному читателю, откроет ее немного с другой стороны, хотя и без хрестоматийных выражений (о спасибо, великие!) мы не обойдемся.

О чем пьеса? (Конфликт и сюжет)

В маленьком провинциальном городишке Калинове живет семья купцов Кабановых: мать, сын Тихон, дочь Варвара и жена сына Катерина (обратите внимание на написание имени, очень часто я встречаю в сочинениях ЕКАТЕРИНА, что неправильно, так как нарушает стилистику пьесы). Мать, властная и сильная, совершенно подавила свое семейство и хочет, чтобы все подчинялись правилам Домостроя (XVI век, если кто не знает), свода законов, регулирующих жизнь семьи. Тихон подчиняется матери, но находит отдушину в частых отъездах по делам, где пьянствует без просыпу, Варвара живет по принципу «делай, что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Встречается с приказчиком Кудряшом. Катерине очень тяжело примирить свое желание быть счастливой в семье с пониманием счастья в доме мужа, она хочет любить и быть любимой. Борис, племянник купца Дикого, становится для Катерины отдушиной, она бросается в любовь как в омут. Но терзания совести заставляют ее признаться в грехе и покончить с собой.

Вот такая история, в моем пересказе похожая на мыльную оперу.

Поводом создания пьесы послужила история, услышанная Островским в поездке по Волге. Молодая купчиха покончила с собой, бросившись в омут. Но! Писатель увидел в этой мелодраматической коллизии намного больше, чем просто жестокий романс, и создал произведение-обвинение.

Конфликтов в пьесе два: между Катериной и «темным царством» и внутренний конфликт в душе главной героини.

Идем дальше.

Стороны конфликта: Материалы к сочинению

Начнем с общества Калинова, которое Н.А. Добролюбов назвал «темным царством».

Проблема: каковы законы «темного царства»? Кто его столпы? Как устроена его жизнь?

Ответим на все вопросы последовательно.

И еще. Обычно в школе (и правильно!) рассматривают Калинов в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Но давайте обратим внимание и на другие вещи.

  1. Пьеса начинается со сцены с Кулигиным и Кудряшом. Первый восхищается красотой Волги и говорит, что уже пятьдесят лет смотрит на нее и наглядеться не может. А Кудряш отвечает: «Ништо», то есть ерунда, блажь. Вот вам и начало конфликта: Кулигин ощущает течение времени, может любоваться красотой природы, а Кудряш ничего этого не видит, он примитивен, хоть и смел, и хитер. Тот же Кулигин говорит: «Бульвар сделали, а не гуляют… В шесть часов вечера по домам сидят, ворота заперты и собаки спущены». Во как! От чего отгородились? Часы не могут починить с тех пор, когда ударила в них молния. Вот и характеристика: отгородились ото всех, замкнулись, время там остановилось. Темные.
  2. Есть в пьесе интересный персонаж – Феклуша. Эта особа — странница, но далеко от Калинова не уходила, так, вокруг да около бродит. Все знания о мире калиновцы черпают от этой дамы. Ну, например, «в одной земле сидит на троне султан Махнут турецкий, в другой – Махнут персидский. И суд они творят по всей земле…». Дикость полная! Но вот калиновцы ее уважают, а она считает город «землей обетованной». Вот потому это «царство» из страшной сказки: ничего с реальностью общего Калинов не имеет.
  3. Кто является столпом общества в Калинове? Двое: Кабаниха и Дикой. Это богатые купцы, одна из них ханжа, считающая, что все должно быть правильно: если муж уезжает, то надо в голос выть, свекровь надо уважать до подобострастия, а если изменила жена – живьем в землю закопать. Но сама таких правил не придерживается, готова полюбезничать с Диким на досуге. Дикой – самодур. Что это такое? Это психологический тип. Он говорит про себя: «Очень я дикий сердцем». Как это понять? Сколько вы можете находиться в состоянии гнева? Минуту? Час? Не больше, я думаю. А он в таком состоянии ВСЕГДА. И жизни от него нет никому. Еще и трус: гусар его обругал, а весь дом потом день по чердакам прятался, Дикой же не мог ответить обидчику, а на семье отыгрался.
  4. И законы в царстве соответствующие: можно обманывать неимущих, наживаться на чужом горе, руки распускать, честно заработанное не отдавать, нельзя любить, учиться, тянуться к знаниям – нельзя жить по-человечески. Законы эти обходят, как могут. Варвара живет по принципу «делай что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Из нее со временем вырастет вторая Кабаниха. Кулигин ушел в себя, замкнулся, живет в своем мире. А Катерина – не может! Не та натура.

Идея: в «темном царстве» остановилась жизнь, атмосфера затхлости поглотила человеческие чувства и желания. Самое страшное, что это быт человека, его повседневность, окружающая его каждый день, час, минуту. Быт становится убийцей.

Для ЕГЭ! Материал о «темном царстве» можно использовать в сочинении по проблеме «человек и быт», «влияние общества на человека». Надо показать, что общество способно изменить человека как в лучшую, так и в худшую сторону («темное царство»). Можно протестовать и сохранить свои принципы, а можно приспособиться, но потерять себя, и тогда человек или сломается, или станет таким же.

Образ Катерины

Проблема: какой она предстает перед нами? Как изображена? В чем ее трагедия?

  1. Катерина рассказывает о своем детстве. Она любила поливать цветы, вышивать золотом по бархату (представьте, какая красота!), вставала рано. Она говорит: «Маменька меня любила, работать не заставляла». Но она не выросла лентяйкой! Напротив, выросшая в любви, она открыта для такой же любви в новой семье. В девичестве любила ходить в церковь, и Бог для нее был не карающей силой, как для калиновцев, а добром, благодатью.
  2. Если применить к героине модное нынче слово «образ» (в смысле вид), то это птица. Она говорит о желании полететь, о том, что в детстве, обидевшись, села в лодку, оттолкнула ее от берега и уплыла. Она натура цельная и решительная.
  3. Удушающая атмосфера убивает Катерину, а она просто хочет жить в соответствии со своими понятиями о любви и семье. Поэтому появляется Борис, не похожий на Тихона, которого она готова была любить, и бросается героиня в любовь как в омут, и это ее протест против страшного быта «темного царства».
  4. Внутренний конфликт героини порожден ее натурой: она не может простить себе грех измены. Она мучается, мечется. Во время страшной грозы признается во всем Тихону. В последней надежде на любовь обращается к Борису, но тот слаб, отказывает ей в помощи… и вот тогда для нее совсем конец – смерть.
  5. Я каждый раз, изучая это произведение с ребятами, объясняю им, молодым и сильным, почему Катерина покончила с собой. Они вместе с Д. Писаревым осуждают ее самоубийство. Но она не могла иначе! Почему? Ее внутренний конфликт, угрызения совести привели к трагическому концу. Главный признак трагедии – внутренний неразрешимый конфликт в душе героя. А Катерина его испытывает. Вот поэтому «Гроза» — это трагедия, и страшно то, что трагедия порождена бытом. Островский и называет свое произведение «драма», снижая градус напряжения, как-то не принято, что ли, что ужас существов
    ания пробрался в самое близкое человеку. Но еще страшнее делается от таких мыслей.
  6. Идею, заложенную в образ, лучше всех сформулировал Н.А. Добролюбов: «Самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых». И это конец «темного царства». Смерть Катерины стала грозой, предвещающей окончание власти самодуров. В этом смысл названия пьесы.

Внимание, ЕГЭ! Образ Катерины – прямая иллюстрация проблемы унижения человека, или проблемы свободы человека. Человек должен быть свободен внутренне, это его естественное право – вот тезис, который надо проиллюстрировать с помощью драмы «Гроза».

Вот такая пьеса, грустная, но заставляющая подумать о своей свободе, любви, жизни. Спасибо, А.Н. Островский!

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ


на Ваш сайт.

samarus-school.ru

аргументы к итоговому сочинению 2019. Война и мир. Недоросль. Гроза.

Итоговое сочинение. И.С. Тургенев "Отцы и дети". Л.Н. Толстой "Война и мир". Д.И. Фонвизин «Недоросль». Н.А. Островский "Гроза". НАПРАВЛЕНИЕ ОТЦЫ И ДЕТИ.   Темы: Проблема отцов и детей, взаимоотношения отцов и детей, конфликт поколений,причины конфликта, воспитание, гармония в отношениях отцов и детей, преемственность поколений, вечный спор отцов и детей. 

Д.И. Фонвизин «Недоросль» В пьесе проблема отцов и детей решается через события в семье Простаковых. Самовластная барыня-тиран – мать семейства, безгласная Еремеевна, супруг – забитый хуже крепостного, Митрофан, невообразимый обжора, увертливый и хитрый, как бес. Он весьма сметлив, и всегда в свою пользу. «Вот злонравия достойные плоды» - это о нем говорит Стародум. Пагубное влияние порочного воспитания сформировало в Митрофане склонность к предательству. Он предает свою «мамку» Еремеевну: «Ну, еще слово молви, старая хрычовка! Уж я те отделаю; опять нажалуюсь матушке…». Он предает и родную мать. Простакова, совершив ряд злодейств ради своего ненаглядного дитяти, лишенная права бесчинствовать в своем имении, бросается обнимать сына: «Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!» Но сын отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». По-человечески её жаль. Проще всего видеть в ней самовластную помещицу и только. Вряд ли надо доказывать, что она беззаветно любит своего единственного ребенка. Она его нравственно калечит своей любовью. Это бесспорно. Но ведь она и сама искалечена. Она глубоко страдает, когда убеждается в неблагодарности сына.  
НЕДОРОСЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Типы взаимодействия между представителями разных поколений и причины противоборства.
И.С. Тургенев «Отцы и дети»

М.Ю. Лермонтов вводит в литературу понятие «герой времени», означающее человека, наиболее типичного для данного поколения, характер и судьба которого сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения. Разумеется, поколение не может состоять из одних «героев времени». Основную массу людей эпоха как бы «задевает краем», они к любому времени могут приспособиться. Вечные типы любого поколения: «герои времени» и «люди нормы», то придерживающиеся привычных норм бытия. Братья Кирсановы (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева) как раз составляют такую психологическую пару. Павел Петрович не случайно назван Писаревым «маленьким Печориным». Он не только принадлежит к тому же поколению «лишних людей», что и Печорин, но и являет собой «печоринский тип» «героя времени», в котором все обусловлено эпохой: он стремится к великой деятельности, к испепеляющим страстям, к жизни, масштаб которой не вписывается в масштаб его эпохи. Все в обыденной жизни, в общепринятом пути человека от детства к возмужанию, к созданию семьи и воспитанию детей, к любованию на излете собственной жизни молодой порослью –

rustutors.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *