Аргументы к проблеме трусости – Трусость — аргументы

Содержание

аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ

Доброго времени суток! В данной статье мы предлагаем сочинение «Проблема трусости: аргументы из литературы».

Будут использованы следующие аргументы:

– А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

– Эмили Бронте, «Грозовой перевал»


Духовная сторона без исключения каждого человека состоит из набора различных качеств и черт, как положительных, так и отрицательных. К последним можно отнести трусость. Достаточно часто эту черту можно скрыть. Тем не менее она дает о себе знать в самых неожиданных ситуациях, выбивая человека из его привычного образа жизни, ставя врасплох. Антиподом трусости является смелость, и оба этих качества могут присутствовать в человеке. Вопрос в том, какое из них перевешивает.

Трусость сдерживает человека перед трудными, но достойными уважения поступками, и наоборот, толкает на совершение низких, мелочных и отталкивающих действий. Данная тема является актуальной и в наше время, особенно часто встречается в произведениях русской и зарубежной литературы.

На примере известного романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина показано, как в одном человеке может присутствовать и смелость, и трусость. Евгений Онегин показывает презрение к обществу и безразличие к общественному мнению, ему присущи уверенность в себе и смелость в высказываниях. Однако позже главный герой, слепо следуя общественному мнению, идет на дуэль. Причиной этому является трусость. Это яркий пример губительного результата минутной слабости: Онегин потерял друга из-за боязни негативного отношения общества к себе. Одно неверное решение, движимое трусостью, губит несколько человеческих судеб.

Роман английской писательницы и поэтессы Эмили Бронте, «Грозовой перевал» повествует об истории любви Хитклиффа и Кэтрин, о сильном чувстве, связывающем двух людей с раннего детства и соединившем их после жизни. Однако, этому чувству не суждено было связать их и во взрослой жизни. Познакомившись с семьёй Линтонов, Кэтрин привыкает к их образу жизни, сближается с Эдгаром Линтоном, чем отдаляет от себя Хитклиффа. В решающий момент, когда Эдгар делает предложение Кэтрин, та не может ему отказать. Несмотря на то, что она любит только Хитклиффа, Кэтрин боится жизни с ним: страх перед неопределенным будущим берет верх. Эта трусость, боязнь пойти за любимым до конца, становится решающим моментом в судьбе нескольких людей. Именно из-за этой трусости Кэтрин разлучится с Хитклиффом, чем обречет его на страдания в течение всей жизни, не сможет сделать счастливым Эдгара и уйдет из мира в столь молодом возрасте.

Подводя итог, можно сказать: трусость, какая бы она не была, живет в каждом из нас. Будь то боязнь темноты или страх потерять уважение в обществе, каждый человек должен работать над собой, преодолевать себя, не бояться в тех ситуациях, где нужно рискнуть. Необходимо учиться быть смелее, чтобы в будущем не жалеть об упущенных возможностях и совершенных ошибках.


Мы разобрали сочинение на тему: “

Проблема трусости: аргументы из литературы“, обсудили два примера из литературы. Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.

egeshik.ru

Проблема «смелости и трусости»: какие подобрать аргументы, тезисы, примеры из жизни, цитаты

Смелость и трусость — два извечных понятия человеческой природы. Как известно, смел не тот, кто не испытывает страха, а тот, кто превозмогает свой страх, обуздывает его и становится сильнее. В литературе масса ярких примеров и смелости, и трусости, а также примеры того, как нерешительный и робкий человек преодолевает себя и превращается в смельчака.

Героями не рождаются, героями становятся.

Например, казачий атаман Тарас Бульба из произведения Гоголя — несомненно смелый человек, как и его сын Остап. Когда Остапа собирались казнить, в последние минуты перед смертью он не дрогнул, только крикнул «Батько!», а старый Тарас, который стоял среди толпы, наблюдавшей за казнью, рискуя жизнью, ответил сыну, чтобы поддержать его в последний момент.

Наоборот, главный герой произведения Премудрый Пескарь — живое олицетворение трусости, всю жизнь он живет по принципу — как бы чего не случилось. Так же и умирает, в страхе и боязни.

В эпическом произведении Шолохова — Судьба Человека много примеров смелости среди советских солдат. Они не задумываются, а просто делают что нужно, жертвуют собой во имя победы в войне. Главный герой романа, Андрей Соколов, прошел всю войну и смог сохранить себя, оставшись тем же преданным общему делу, верным и хорошим человеком.

 

Проблема «смелости и трусости». Аргументы к итоговому сочинению, тезисы

Сочинение такое можно написать основываюсь на противоположных чертах личности от смелости, проявления силы воли героев и до желания спрятаться, убежать, то есть до трусости. Например возьмем «Капитанскую дочку». Там два главных героя. Гринев умереть был готов, когда был захват крепости, а Швабрин струсил и в итоге перешел на вражью сторону.

В произведении «Евгений Онегин» главный герой струсил не отменив дуэль с Ленским, слишком много думал что о нем скажут в обществе. Смелость и трусость ярко проявляется и в романе Толстого «Война и мир». Жерков там в боях не хотел участвовать, в то время как Андрей Болконский наоборот и своей смелостью заражал других солдат. Хотя он тоже живой человек и тоже боялся.

ЕГЭ 2018: сочинение на тему «смелость и трусость», как писать, какие примеры привести из литературы

Смелость и трусость разбирается в сочинениях на основе многих произведений. При этом аспект может быть любовного характера или военного. К примеру в романе Пушкина Евгений Онегин — это рьяный пример Онегина.

Его пугает мнение общества, проще пожертвовать наклевывающимся чувством и отвергнуть миловидную Татьяну. С мужской точки зрения — это трусость. А вот с женской — признание Тани — это смелость.

Она не побоялась быть отвергнутой. По большей степени сама не могла больше терпеть недомолвок и данную ситуацию. А вот в дальнейшем, когда уже замужем — смелость с ее стороны — отказать Онегину.

Мужчина хотел хоть как то вернуть возлюбленную. Но та не стала предавать мужа и правильно сделала.

 

faston24.ru

Литературные аргументы 2 — СМЕЛОСТЬ И ТРУСОСТЬ — ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2017/18 г — Итоговое выпускное сочинение: 2017/2018 г. — ЕГЭ 2018 — Произведения школьной программы — сборник сочинений

Итоговое выпускное сочинение: 2017/2018 г.

Литературные аргументы

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» писатель показал нам знатного по происхождению, но бесчестного по своей сути человека, приятеля главного героя — дворянина Швабрина, который был способен не только мстить девушке, отказавшей ему, но и нанести подлый удар в спину Гринёву во время дуэли.

Забыв о присяге, данной государю, утратив понятия о чести и достоинстве, Швабрин даже совершает измену, предательство, нарушает свой долг офицера.

При захвате Белогорской крепости Пугачёвым Швабрин нарушил присягу дворянина (защищать власть) и перешёл на сторону бунтовщика Пугачёва. Гринёв же готов был пожертвовать своей жизнью.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Грушницкий был трусом. Он проявил слабую волю, сцена его дуэли показывает его слабохарактерность. Он вызвал на дуэль Печорина и стрелял в него из заряженного пистолета, хотя знал, что у того пули в пистолете нет. Этот ложный романтический пафос обличает главный герой, давая шанс Грушницкому раскаяться, но тот отказывается.

Л. Н. Толстой «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» трусом был и адъютант Жерков, уклоняющийся от боёв и прикрывающийся поисками своей батареи. Когда его направили на батарею Тушина, он, боясь оказаться на передовой, искал её в другом месте. Такими видит Толстой большинство штабных офицеров. За внешней холёноситью и знатным происхождением скрывается трусливая душа неумных, недалёких люде.

Им противопоставлен храбрый Андрей Болконский, который поехал на передовую и своей смелостью вдохновил всех вокруг. Хотя он и испытывал чувства страха, но сам себя убедил: «Я не могу бояться». Князь Андрей передал приказ об отступлении, а также помог солдатам отойти в тыл. До батареи Жерков подменяет храбрость простой бравадой, желанием показать себя. Он струсил доехать до батареи Тушина, однако на офицерском ужине смеялся над робким капитаном, которого Багратион ругал за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашёл в себе смелости сообщить, что батарея Тушина была совершенно без прикрытия. Лишь князь Андрей назвал капитана и его солдат героями, которым все обязаны успехом.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против толпы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одиночестве.

В монологе «А судьи кто?» Чацкий смело и решительно утверждает право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к московскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заветам отцов-лицемеров, прислуживать мелким, недостойным людям, терять своё достоинство ради благ и удобств. Фамусов выступает в роли человека, охраняющего это общество. Как любящий отец, как крупный чиновник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум молодого человека, он кажется ему странным.

Фамусов хочет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляется. Он отстаивает свою правду и доказывает, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много такого, что нужно исследовать и изучать.

Однако людям, не понимающим пылкость его натуры, сложно разгадать его сложные мысли. Они не готовы к таким трудностям, им легче признать этого человека, который так не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий всё же отстоял своё право думать так, как он этого хочет, право быть самим собой. Целеустремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и самосовершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротивление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны.

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Сентиментальная повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» показывает нам пример предательства, совершённого по отношению к самому себе. Эраст — наделённый умом и довольно обеспеченный молодой дворянин, полюбивший бедную девушку не своего круга, предаёт свои чувства, выбрав материальное благополучие и женившись на другой, что приводит к трагедии как для Лизы, так и для самого героя.

Судьба дворянина, ведущего ветреную светскую жизнь, думающего только о собственном удовольствии, доказывает, что слабость характера, неправильный выбор ценностей, трусость делают человека несчастным, приводят к ошибкам, трагедии и подлости.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»

Проблема обывательщины, пустой и никчёмной жизни отражена в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Олицетворением этой пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь, смыслом жизни которого становится самосохранение, уход от столкновений, борьбы.

Да, этот трус дожил до глубокой старости, остался невредимым, но его жизнь была ничтожна, никчёмна и унизительна. Она вся состояла из постоянного, непрерывного дрожания за свою шкуру. Писатель не зря лаконично, но очень чётко охарактеризовал его жизнь: «Он жил и дрожал — только и всего».

А. Н. Островский «Гроза»

Сложна и противоречива натура Катерины. Она обладает чувством собственного достоинства, смелостью, силой характера и природным чувством прекрасного. Её характер своеобразен. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины в цельности её характера, в способности всегда быть самой собой, ни в чём и никогда не изменять себе.

С любимым человеком Катерину навсегда разлучают. В душе у неё нет мира, так как она осознаёт, что совершила смертный грех и потеряна в глазах Бога. Единственным выходом оказывается самоубийство. Она избавилась от страданий единственным возможным, по её мнению, способом.

Катерина не захотела мириться с убивающей её достоинство действительностью, не могла жить без любви и гармонии. Это не поражение, а утверждение силы свободного человека, протест против тёмного царства, «страшный вызов самодурной силе». Катерина не смогла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии. Она проявила смелость и решительность, не уступила и пошла до конца.

Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Героем произведения стал реальный человек, самоотверженно и героически сражавшийся с врагом за штурвалом самолёта. Он показал нам, как можно одержать победу над самим собой. Лётчик-истребитель Алексей Мересьев, сбитый в бою над оккупированной территорией, несколько недель пробирался по заснеженным лесам, пока не выбрался к партизанам. Продолжением подвига на войне для него стало желание победить во что бы то ни стало и продолжать бороться с врагом.

И он совершил этот подвиг. Потеряв обе ноги, герой проявляет волю к победе, силу характера и мужество, заставив себя подняться, встать на костыли и снова сесть за штурвал самолёта.

Этот человек даже после поражения вновь возвращается в строй. Он, как и прежде, опять увеличивает число своих воздушных побед над врагом.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе писатель поднимает проблему трусости и предательства как духовного поражения человека. Великий кесарь Иудеи Понтий Пилат отдаёт распоряжение о казни Иешуа, хотя и не считает его виноватым. В душе Пилата борются два противоположных начала — добро и зло. Побеждает зло. Палач предаёт Иешуа страшной казни.

Пилат, струсив, совершает предательство, обрекая Иешуа на мучительную смерть. Таким образом, он предал свои убеждения и человека, который стал для него близким. Пилат признаётся: «Предательство — самый страшный грех человека». Он испытывает нестерпимые муки от содеянного. Он будет терзаться и мучиться до конца своих дней, потому что предательство никогда не забывается, оно живёт, пока жив человек, его совершивший.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия»

Массовый героизм во время войны был проявлен не во имя личной славы, а во имя победы. Главным было не допустить покорения страны — молодые юноши и девушки на оккупированной немцами территории, не боясь смерти, вели подрывную деятельность. Герои романа создали подпольную антифашистскую организацию. Олег Кошевой и Сергей Тюленин, Ульяна Громова и Любовь Шевцова, а также Иван Земнухов — реальные юноши и девушки, призывавшие население встать на борьбу с врагом, вселявшие в окружающих веру в непобедимость с помощью листовок и водружения флагов на оккупированной немцами территории, а также спасшие многих своих ровесников от угона на принудительные работы в Германию. Они уничтожили документацию, совершив поджог здания, где хранились списки.

Смелые, героические поступки этих людей были обусловлены чувством великой любви к родине, желанием победить во что бы то ни стало.

Б. Л. Васильев «В списках не значился»

Герой романа смело отдаёт свою жизнь во имя победы. Подвиг Николая Плужникова, показанный в романе, является примером цельного характера.

Война требует сосредоточиться на главном — на победе над врагом. Именно ради этого он до самой весны без еды, без воды, без оружия вёл «свою войну» с немцами, сохраняя знамя Брестской крепости. Плужников соглашается выйти из подземелья только после того, как узнаёт о положении советской армии. Выйдя наверх, он достойно ведёт себя перед врагом. Седой, слепой, с отмороженными пальцами, Плужников предстал перед немцами как гордый человек, гордо сказав: «Я — русский солдат».

Немецкий генерал приветствовал этого человека, приложив руку к козырьку фуражки, а его солдаты салютовали. Он умер свободным, одержал победу в схватке с немецкими захватчиками.

Человек на войне думал прежде всего о победе, для него честь Родины была превыше всего. И во имя этого он шёл в неравный бой, оставался верен своим принципам, своему долгу.

В. В. Быков «Сотников»

Писатель затрагивает в повести проблему трусости и предательства как духовного падения человека. Попав в плен к фашистам и стремясь спасти собственную жизнь, партизан Рыбак предаёт свой отряд, тех, кто помог ему выжить. Он предаёт своего друга Сотникова, соглашается принять участие в его казни. Преступив через истинно человеческое, вымолив себе жизнь ценой предательства, Рыбак достоин презрения.

Писатель ставит вопрос: что лучше — спасти свою жизнь, предав ближнего, или умереть с достоинством? Сотников делает свой нравственный выбор. Он гибнет, сохранив человеческий облик, одержав нравственную победу.

А. П. Чехов «Месть»

Автор рассказывает о трусливой и мелкой мести заурядного актёра молодой актрисе только за то, что она не захотела дать ему красивый халат для участия в спектакле. Писатель показал низость и ничтожность людей, способных трусливо «прятаться в кустах», мстить и втихомолку радоваться. Однако задуманная месть неудачного комика не достигла своей цели.

Даже понимая, что найденное и вывешенное объявление «На сегодняшний спектакль все билеты проданы» сорвёт представление, комик наслаждался тем, что смог отомстить дерзкой девчонке. Разрушающая человеческую сущность месть постепенно превращала испорченную душу героя в нечто ещё более отвратительное.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин» поднимает проблемы самопожертвования, героизма, смелости, терпения, глубокой боли за объятую огнём родину.

Описывая картины голода и холода, поэт говорит, что на войне «жить без пищи можно сутки, можно больше», но каждый день нужно иметь мужество быть готовым к смерти. И все эти тяготы солдаты выносят терпеливо и достойно.

Несмотря на оптимистический настрой поэмы, необходимый в то время для поднятия солдатского духа, её трагичность прорывается в типичной картине, описанной в главе «Про солдата-сироту», в которой герой, проходя мимо родных мест, не узнал родной деревни, не нашёл родного дома:

Ни окошка нет, ни хаты,

Ни хозяйки, хоть женатый,

Ни сынка, а был, ребята…

Понимая, что родных уже нет в живых, солдат, сам оставшийся сиротой, горько плакал; и эти слёзы воспринимаются как плач по жизни, сгоревшей в Огне войны. Поэма полна патриотизма, боли, но и веры в народ, вставший на защиту своей земли. Поэт уверенно говорит:

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за всё на свете.

Даже о смерти А. Твардовский говорит как о чём- то не столь важном, ведь это смерть во имя Родины: «страшный бой идёт кровавый, смертный бой не ради славы, — ради жизни на земле».

Кажется невероятным, что о самой трудной и жестокой войне в истории человечества можно было написать так оптимистично, жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной философией, как это сделал А. Твардовский в поэме «Василий Тёркин».

Ю. В. Друнина «Запас прочности»

Проблема войны особенно остро поставлена в поэтических произведениях Ю. Друниной, известной поэтессы, которая сама прошла всю войну, самоотверженно спасая раненых на полях сражений.

Женщину на войне вообще очень трудно представить, ведь она — хранительница очага и мать. Поэтому роль женщины на войне и воспринимается неоднозначно: это противно всей человеческой природе.

Может быть, именно потому, что женщина и война — понятия несовместимые, смело сражались все вместе — и мужчины, и женщины — за спокойствие материнства, благополучие детей, чтобы сохранить мир для нового человека.

В стихотворении «Запас прочности» поэтесса с гордостью и болью говорит, что силы и мужество русского народа не иссякают, если они нужны для защиты отчизны:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! — Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…»

Роль женщины на войне, её участие в боях и стойкость, которую она проявляла, отражена во многих произведениях о войне. Но контраст сочетания женственности и кровавой бойни являет собой непримиримое противоречие сил добра и зла. Именно эта идея прослеживается в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…».

В повести Б. Васильева юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. И в этом столкновении пять девушек, выступивших против матёрых немецких диверсантов, погибают, проявив смелость, мужество и отвагу, присущие настоящим бойцам.

Да, враг задержан, но эта маленькая победа достаётся ценою пяти юных жизней. Небольшая повесть стала гимном женственности, символом вечности обаяния, душевного богатства и красоты пятерых девчат, силы их духа. Б. Васильев с горечью описывает, как суровая и жестокая действительность войны вступает в борьбу со всем прекрасным, что есть в героинях.

В. Л. Кондратьев «Сашка»

Тяготы войны, мужество и ежедневный подвиг людей на фронте, в тылу, в больницах и в поле отражены в повести В. Кондратьева «Сашка». Через восприятие главного героя читатель видит солдат, наблюдает за их суровыми буднями, вместе с ним проходит путь становления характера, вместе с ним гордится проявленной смелостью и храбростью при задержании немца и заслуженной Сашкиной наградой.

К. М. Симонов «Жди меня…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Имя поэта Константина Симонова было хорошо известно уже в годы Великой Отечественной войны.

Прошедший всю войну, хорошо знавший её героев, он просто и искренне писал стихи, дающие надежду, вселяющие веру в победу, исцеляющие боль. Его стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…» и другие призывали солдат к мужеству и стойкости, верности и готовности выполнить свой долг.

Своими стихами поэт утверждает, что никто из солдат, сражавшихся за счастье будущих поколений, не будет забыт, что память о них вечно будет жить в сердцах, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» поднимается проблема не только мужества и героизма простого советского солдата на войне, но и проблемы сохранения человеческих чувств, готовности помогать людям, чуткости и милосердия к слабым и беззащитным. Андрей Соколов, главный герой рассказа, прошёл всю войну, перенёс тяжелейшие испытания на фронте, потерял родных и друзей. Однако он нашёл в себе силы, волю, чтобы совершить нравственный подвиг, усыновив мальчика-сироту. В чудовищных условиях войны, под натиском вражеской силы Соколов остался человеком, несломленным, душевным, надёжным.

В этом и заключается его настоящий послевоенный подвиг. Наверное, благодаря таким людям, их внутренней силе и стойкости, смелости наша страна одержала победу в нелёгкой борьбе с фашистами.

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Герой повести рыбак Сантьяго, одинокий старик, живущий в хижине, думал о море как о живом существе, способном на всё. Люди ведут вечную борьбу со стихией, и эта борьба делает героя сильным и волевым человеком. Морская стихия приготовила рыбаку

испытание. Старик долго смело и самоотверженно борется с огромной рыбой. Трёхдневный поединок с ней старик «выиграл». Повесть вызывает гордость за человека, которого нельзя победить. Человек многое может в этой жизни, даже быть сильнее самой природы, но он всегда должен ощущать связь с ней и осознавать перед ней свою вину.

scribble.su

Проблемы и аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому на тему: Пошлость (таблица)

В данной подборке мы акцентировали внимание на тех аспектах проблемы пошлости, которые наиболее часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К ним подобраны аргументы из литературы, раскрывающие суть вопроса. Все они доступны для скачивания в виде таблицы, ссылку увидите в конце статьи.

Пошлость как мировоззрение

  1. Часто человек остаётся слеп по отношении к самому себе. Он может не осознавать своих пороков, оправдывая себя за счет сравнения с другими людьми. В романе Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» герой является настолько себялюбивым и пошлым по своей натуре, что буквально ломает окружающих его людей. Князь Валковский богат и имеет огромное влияние на окружающих. Он легко обманывает доверчивых знакомых, заставляет их считать, что он — друг и помощник. Например, князь притворяется, что рад помолвке своего сына с девушкой из не знатной семьи, и рад её отцу, который считает Валковского своим другом. Но всё это он делает только ради обогащения. Его мотивы низменны, а вкусы посредственны. Но он постоянно сравнивает себя с теми, кто находится ниже него на социальной лестнице, и это сравнение дает ему мнимое право возвышать себя. Он видит в нижестоящих людях мелких сошек, недостойных его благородного внимания. Но именно это мелкое самодовольство и делает его по-настоящему пошлым человеком.
  2. В произведении Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», королева Червей является воплощением людских пороков. Она эгоистичная, жестокая, пошлая по своей натуре. За любое неповиновение героиня тут же кричит: «Отрубить голову». Вместо того, что бы управлять своим королевством, помогать подданным и решать трудные задачи, она предпочитает играть в крокет и мнить себя иконой стиля и образцом воспитанности. Героиня ничего не умеет, ничем не выделяется, но, тем не менее, ставит себя и свои мелкие прихоти выше судьбы страны. В этой узости взглядов проявляется пошлость человека.

Заразительность пошлости

  1. Пошлость – это всё поддельное, ненастоящее, что может показывать, придумывать посредственный человек, чтобы казаться не тем, кем он является на самом деле. Иногда такое поведение становится заразительным. Так, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главный герой является интеллигентным человеком, врачом. Он переезжает в маленький город, где встречает семью Туркиных. Они хоть и представляются одной из знатнейших семей, но на самом деле являются мелочными и ограниченными людьми. Они пытаются создать образ весёлой, ненавязчивой атмосферы в доме: читают стихи, играют на пианино. Однако всё это напускное, показное. Отвергнув предложение героя выйти замуж, Екатерина Иванова срывает пелену с глаз героя и обрекает его на такую же «застойную», не меняющуюся жизнь. Спустя годы герой толстеет, начинает легко раздражаться, обзаводится двумя имениями и предпочитает проводить вечера в клубах. От прежнего молодого и целеустремлённого человека не остаётся и следа, жизнь и быт города, пошлых по своей натуре Туркиных, поглощает его и делает таким же.
  2. С первых страниц романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» нам представляют пошлого и безнравственного по своей натуре Анатоля Курагина. Он предпочитает проводить свою жизнь на балах, не стыдится ухаживать за множеством девушек и не стесняется того, что о нём говорят. Его образ жизни кажется весёлым и беззаботным, но он сам отвратителен по своей натуре. В первые дни в России главный герой произведения, Пьер Безухов поддаётся очарованию такой жизни. Он встречается с Анатолем, и они проводят несколько дней за алкоголем и развлечениями. Доходит это всё до того, что умный, воспитанный и интеллигентный Пьер участвует в авантюре. Они привязывают квартального к медведю. Из-за этого случая портится репутация главного героя, а сам он винит себя, осознавая собственное моральное падение.

Пошлость в мещанстве

  1. Проявление пошлости в мещанской среде точно показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель постарался отобразить русскую действительность начала двадцатого века. Один из героев, Никанор Иванович Босой использует свою власть, чтобы постоянно требовать деньги от жителей. Он только и делает, что спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?», — а затем вымогает взятки. За эту низость души его наказывает Воланд. Но кто знает, возможно, в соседнем доме есть другой Никанор, который живет с тем же самым обывательским набором ценностей: нажить капитал любой ценой, обеспечить себя водочкой и закуской, найти такую же мелочную и ограниченную женщину, чтобы вместе коротать сытые и однообразные дни.
  2. В своей особой манере описывает пошлость мещанского сословия В.В. Маяковский в стихотворении «О дряни». Он изображает в сатирическом ключе советских обывателей, которые проникают на все должности во всех учреждениях. Однако они стремятся занять высокие посты не для блага страны, а для своих корыстных целей. Для того чтобы попивать чай за самоваром на работе, получить прибавку в размере «24 тыщи» и купить жене платье с серпом и молотом, а то на балу нельзя появляться без великого символа. Поэт полагает, что в такой тине рутины и безынициативности увязает великое дело строительства социализма.

Проявление пошлости в высокомерии

  1. Иногда пошлость видна через желание людей приукрасить свои успехи перед другими людьми, даже совсем незнакомыми. Ярко раскрывает эту проблему А. П. Чехов в рассказе «Орден». Автор показывает жизнь обычного учителя. Персонаж Лев Пустяков имеет говорящую фамилию, заранее предупреждая читателя о его недалёкости и ничтожестве. Герой собирается на празднование нового года и просит своего друга одолжить орден, чтобы произвести впечатление на двух дочек купца Синичкина. В гостях он встречает своего коллегу – учителя французского, который так же украсил свою грудь фальшивым орденом. Герой не стыдится обмана, наоборот, ему становится легче на душе, когда он понимает, что врёт не один. Пустяков даже начинает сожалеть, что взял слишком низкий по рангу орден.
  2. Пошлые люди, по мнению Н.В. Гоголя, – это тщеславные эгоисты, стремящиеся показать окружающим свою значимость, которой на самом деле не существует. В комедии «Ревизор» мелкого чиновника Хлестакова по случайности принимают за ревизора. Молодой человек осознаёт ситуацию, в которой находится, и вместо того что бы сказать людям правду, начинает использовать своё положение ради выгоды. Он собирает взятки, живёт в роскошном доме и ухаживает за дочерью и женой городничего, и, несмотря на знакомство в несколько дней, просит руки его дочки. В данной ситуации он обнажает свои примитивные желания и потребности. Вся комичность ситуации состоит в том, что отец соглашается на брак по расчету, и рад этому. Пошлость проявляется не только в Хлестакове, ею заражён весь город, и главному герою лишь повезло оказаться в такой ситуации.
  3. В пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» отлично показан пример пошлого по своей натуре человека. Господин Карандышев постоянно стремится выставить себя в лучшем свете, возвыситься перед богатыми людьми своего города. Во время подготовки свадьбы с Ларисой Огудаловой читатель видит всю низость души героя. Он рассказывает всем, что самая прекрасная и умная девушка согласилась выйти за него, потому что он — достойнейший кандидат из всех возможных. Для празднования своей помолвки он в первую очередь зовёт богатых и влиятельных людей. И в то же время вешает на бутылки от дешёвого вина этикетки от дорогого. Его тяга к самоутверждению застилает даже любовь к Ларисе. Поэтому невеста окончательно разочаровывается в избраннике и убегает с Паратовым.

Скачать таблицу с аргументами к ЕГЭ

Автор: Виктория Абросимова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Аргументы «Смелость и трусость». К итоговому сочинению

Подробности
Категория: Аргументы к сочинению
1. В.А. Каверин «Два капитана»

В романе В.А. Каверина «Два капитана» другом главного героя Сани Григорьева является Валька Жуков. Они подружились с момента встречи в школе-интернате, куда попал Саня как беспризорник. Валька – настоящий друг Сани, не то, что Михаил Ромашов. Когда между Ромашкой и Григорьевым возникает конфликт, Валька знает правду, но боится её сказать, так как подлый Ромашов его шантажирует. Однако, понимая, что его молчание может стоить другу слишком дорого, он рассказывает всё Сане, а тот просит его сказать это всем на педсовете, на котором будет обсуждаться его исключение из школы. Если у тебя есть поддержка такого смелого и отважного друга – никто не страшен.

2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии возникает конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Молодой человек смело говорит в лицо всем представителям московского света о том, насколько нелепо выглядят их привычки и пристрастия. Он отважно осуждает ханжество и лицемерие, царящие здесь, презрительно отзывается о чинопочитании и низкопоклонстве. Каждый гость на балу услышал в его словах что-то оскорбительное. А ведь, на самом деле, кому приятно слышать о себе что-то обличительное. Так для графини-внучки такими словами показались сравнение её с модисткой, для Натальи Дмитриевны Горич – рекомендация переехать в деревню, старуху Хлёстову оскорбил его смех по поводу Загорецкого. Но тем не менее Чацкий продолжает говорить о подлости крепостников, которые обращаются с крестьянами как со скотом, о лизоблюдстве, о вечном подражании иностранцам. Именно за эту смелость И.А.Гончаров назвал героя Грибоедова победителем.

3. Б.Васильев «Завтра была война»

В повести показаны взаимоотношения трёх подруг: Зина Коваленко, Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Однажды на дне рождения в квартире Люберецких прозвучали стихи Есенина. Творчество этого поэта считалось запрещённым. Завуч школы Валентина Андроновна собирала информацию от детей, которые были слабее других по характеру и личным качествам. Такой оказалась Зиночка. Она и сообщила Валендре, что читали Есенина. Спустя некоторое время отца Вики Люберецкой арестовывают. Вика оказывается перед сложным выбором: она должна либо отказаться от отца, либо выйти из комсомола. Она не может сделать ни того, ни другого. Не желая выслушивать обвинительные слова в её адрес, подставлять друзей, она решает отравиться. Своей смертью Вика высказывает протест существующему миропорядку. Искра Полякова на похоронах своей подруги читает стихи Есенина, доказывая всем, что эти люди не победили ни Вику, ни их дружбу.

litera.su

Проблемы и аргументы

Проблемы

Литературный материал

Проблема несправедливости социального уст­ройства общества.

И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, — Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

В чем заключается смысл жизни человека?

1.А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» Поиск смысла жизни молодым героем, «лишний человек» — человек, не привыкший трудиться.

2. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, пол его собственному признанию, непонимание смысла своей жизни, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения.

3. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Даже любовь не смогла спасти Обломова.

4. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям.

Проблема воспитания. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения?

Каким должен быть хо­роший учитель (ученик)?

Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки.

В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести.

Д.И.Фонвизин «Недоросль» Митрофан был невоспитан, грубый, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Митрофан был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. У Митрофана была завышенная самооценка.

«Поучение» Владимира Мономаха. Уже в летописных источниках проблемам воспитания уделялось огромное влияние: в «Поучении» говорится о вечных нравственных ценностях, о любви к родине, уважении к старшим, о необходимости доброты, верности…

И А. Гончаров. «Обломов». В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Первая глава романа посвящена проблеме формирования характера Онегина. Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле».

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Отсутствие цели в жизни, привычки трудиться формируют «лишнего человека», «эгоиста поневоле». Печорин сам осознает свой эгоизм, признается, что всем приносит несчастье. Таким его сделало воспитание.

Значимость труда в жиз­ни человека.

М. М. Пришвин «Кладовая солнца» Митраша и Настя, маленькие дети, в годы ВОВ оставшиеся без родителей, упорным трудом заслужили уважение односельчан.

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Машинист Мальцев всецело предан труду, своей любимой профессии. Во время грозы ослеп, но преданность друга, любовь к избранной профессии совершают чудо: он, попав на любимый паровоз, вновь обретает зрение.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой, праведницей.

Какое влияние оказывает личность на ход ис­тории?

Л. Н. Толстой. «Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Эта проблема раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. По мнению Толстого, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс, поэтому был велик. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.

Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.

Что такое свобода? Какого человека можно назвать свобод­ным?.

Проблема бесче-

ловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве

Л. Н. Толстой. «Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без тисовки, без высоких фраз выполняют свой долг.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на личностей, и материал, «тварей дрожащих». Личность по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор.

А. И. Солженицын «Архипелаг Гулаг»

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением

(неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и

под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: аташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле. Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину.

Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»

Историческая память

А. Чехов. «Вишневый сад».

Надменный лакей Яша из пьесы А. Чехова «Вишневый сад» не помнит своей матери и мечтает поскорее уехать в Па­риж. Он – живое воплощение беспамятства.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети».

Базаров, который пренебрежительно относится к «ста­ричкам», отрицает их нравственные устои, умирает от пустя­ковой царапины. И этот драматический финал показывает без­жизненность тех, кто оторвался от «почвы», от традиций свое­ го народа.

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.

В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Остров, на котором веками жили люди, хотят затопить. Рядом с проблемами экологии встают проблемы нравственного характера, исторической памяти.

М. Булгаков. «Роковые яйца»: профессор Персиков случайно вместо больших кур выводит гигантских гадов, которые грозят цивилизации.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям.

Федор Абрамов «О чем плачут лошади». Рыжуха старая кобыла, узнав о том, что когда-то лошадей называли кормилицами, ласкали, говорит об этом своим товарищам. Но они лишь засмеяли ее, сказав, что это ложь. Лошади уже потеряли всякую надежду, они не верили в то, что когда-то были счастливые времена.

Влияние природы на человека. Почему не каж­дый человек воспринимает красоту природы?

М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Произведения Тургенева. Роль пейзажа в них

Проблема сложности взаимоотношений лю­дей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравст­венная ответственность человека перед другими людьми).

А. С Пушкин. «Евгений Онегин». «Эгоист поневоле», Онегин равнодушен к судьбам других людей, делает несчастливыми и исамого себя, и других людей.

М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени».

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

В. Г. Распутин «Живи и помни». Муж-дезертир тайком появляется в окрестностях родной деревни. Его жена Мария пытается спасти его, но людская молва страшнее: преследуемая односельчанами, понимая, что загнана обстоятельствами в тупик (она бремена, выдать мужа не может, но и жить во лжи страшно), Мария кончает жизнь самоубийством. Она самоотверженна, муж труслив и эгоистичен.

В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора: что лучше – спасти свою жизнь ценой предательства (как это делает герой повести Рыбак) или умереть не героем (никто не узнает о героической смерти Сотникова), но умереть с достоинством. Сотников делает непростой нравственный выбор: гибнет, сохранив человеческий облик.

Проблема доброты, всепрощения.

Проблема ответственности за свои дела

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек», прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

Образ прокуратора Иудеи символизирует то, как человек может быть наказан за трусость. Из-за трусости он невинного Иешуа отправляет на казнь, на страшные муки, за что страдает и на земле, и в вечной жизни.

Проблема взаимоотношений «отцов» и «де­тей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

И С. Тургенев. «Отцы и дети». Классическое произведение, в котором показана проблема непонимания между старшим и младшим поколениями. Евгений Базаров чувствует себя чужим и старшим Кирсановым, и своим родителям. И, хотя по собственному признанию, любит их, своим отношением приносит им огорчения.

Л. Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский «Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Проблема любви/ревности, дружбы/преда­тельства.

Л.Н. Толстой «Война и мир» ЛЮБОВЬ

1. К князю Андрею истинная любовь приходит не сразу. С самого начала

романа мы видим, насколько далек он от светского общества, а его жена

Лиза — типичная представительница света. Хотя князь Андрей по-своему

любит жену (такой человек не мог жениться без любви), духовно они

разобщены и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе —

совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого, понятного,

искреннего, естественного, любящего и понимающего то, что знает и ценит

князь Андрей. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он до конца

верит Наташе и ни перед кем не скрывает своей любви. Любовь делает его

моложе и сильнее, облагораживает его, помогает ему. («В его душе

поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд…»)

Князь-Андрей решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем

сердцем.

ДРУЖБА

Своим романом Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная

дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда

ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или

отступничестве, — между князем Андреем и Пьером складываются именно

такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые

трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь

Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за

помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не

возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать

за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в

истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать

и оберегать невесту своего друга.

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус чело­века?

Статьи Д. Лихачева.

Лихачев говорит, что вкус развивают – в себе и в других. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ведь серьезную музыку нельзя понять, не занимаясь музыкой.

Глеб Успенский «Выпрямила». Главный герой Тяпушкин в дурном расположении духа оказался возле Лувра. Увидев статую Венеры Милосской, он говорит: «Душа моя выпрямилась». Если до этого он был похож на скомканную перчатку, то сейчас его будто наполнили воздухом. Тяпушкин подводит нас к выводу, что задача искусства «распрямлять человеческие души».

Научный прогресс и нравственные качества человека

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Доктор Преображенский превра­щает пса в человека. Ученым движет жажда познания, стрем­ление изменить природу. Но порой прогресс оборачивается страшными последствиями: двуногое существо с «собачьим сердцем» — это еще не человек, потому что нет в нем души, нет любви, чести, благородства.

Какова роль книги в жизни человека? Пробле­ма выбора книг для чтения.

Рассказ «Валя» Леонида Андреева

Сказка Андерсена «Русалочка» помогает сделать осознанный выбор: она должна помочь мальчику поддержать мать в трудную минуту.

Ответственность человека за жизни окружающих

А. Куприн. «Чудесный доктор».

Человек, измученный нищетой, готов в отчаянно покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента его жизнь и жизнь его семьи изменяется самым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей.

Проблема развития и сохранения русского язы­ка. Что такое хорошая речь?

И. С. Тургенев «Русский язык»

В этом лирическом этюде И.С. Тургенев размышляет о сущности русского языка, о необходимости родного языка особенно «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах… родины». Русское слово является поддержкой и опорой автору, находящемуся вдали от родины, ведь во время написания лирических миниатюр И.С. Тургенев жил за границей. Писатель характеризует русский язык с помощью следующих эпитетов: «великий, могучий, правдивый и свободный». Размышляя о тяжелой судьбе своего народа, И.С. Тургенев пишет: «…как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома». Но финал стихотворения в прозе не трагичен, писатель верит в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

Проблема подлинных и мнимых ценностей.

И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Мир в котором живет Господин из Сан – Франциско алчен и глуп. Даже богатый г-н в нем не живет, а лишь существует. Даже семья не прибавляет ему счастья. В этом мире все подчинено деньгам. Все планы, дальнейшую жизнь убивает сердечный приступ. И уже после смерти тело не несут в шикарные номера гостиницы, его несут в маленький, дешевый номер. И потом кладут в ящик из – под воды. Даже жена и дочь, самые близкие люди, не страдают о смерти Господина из Сан – Франциско. А где – то в трюме лежит ящик не с человеком, а с телом без имени.

Какую роль в жизни человека играет доброта (ми­лосердие, отзывчивость, сострадание)?

М. Шолохов «Судьба человека».

В рассказе повествуется о трагической судьбе солдата, ко­торый во время войны потерял всех родных. Однажды он встре­тил мальчика-сироту и решил назваться его отцом. Этот по­ступок говорит о том, что любовь и желание делать добро дают человеку силы для жизни, силы для того, чтобы противостоять судьбе.

В. Гюго «Отверженные».

Писатель в романе рассказывает историю вора. Переночевав в доме епископа, утром этот вор украл у него серебряную посуду. Но через час полиция задержала пре­ступника и доставила его в дом, где ему дали ночлег. Священ­ник сказал, что этот человек ничего не воровал, что все вещи он взял с разрешения хозяина. Вор, пораженный услышанным, в одну минут пережил подлинное перерождение, и после этого он стал честным человеком.

Счастье

Эмма из романа Густава Флобера «Госпожа Бавари» У девушки было все, чего бы она не пожелала, но героиня не была радостна.

Булгаков «Мастер и Маргарита» За свои тридцать лет Маргарита ни одного дня не была счастлива. А встретив Мастера, она чувствует себя по-настоящему счастливым человеком.

Что такое зло и добро?

1.М. А Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд — воплощения зла, Иешуа – носитель идеи добра, но зло и добро порознь не имеют смысла: Воланд – дьявол говорит, что он часть зла, которая, не желая того, несёт добро.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *