Проблема тема – «Проблема (какая?) Проблема (чего?) Автор заставляет читателя (что делать?) Автор ? проблему ( чего?) Злободневная Актуальная Острая важная Серьезная Основная.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Содержание

Тема и проблема — Юнциклопедия

Темой художественного произведения называется круг событий, явлений, предметов действительности (а также человеческого сознания и культуры), который отразился в произведении и стал основой авторского повествования, средством конкретной реализации определенного идейно-эстетического замысла писателя. В каждом большом, значительном художественном произведении выделяется, как правило, не одна какая-нибудь, пусть и главнейшая, тема, а система взаимосвязанных тем — тематика.

  • Иллюстрация В. Бургункера к сказке Х. К. Андерсена «Крысолов».

  • Иллюстрация В. Минаева к роману Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

  • Иллюстрация М. Протасьевой к роману А. И. Герцена «Кто виноват?».

Понимание литературного произведения становится более ясным, если его содержание представить как ряд острых жизненных противоречий (проблем), стоящих перед художником и его персонажами и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии.

Так, проблема Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Имею право (на пролитие крови) или не имею?», или, иначе: «Наполеон я или тварь дрожащая?» — поворачивается разными гранями в различных фабульных ситуациях, в отношениях героя с другими персонажами романа. Она множится, укрупняется с развитием всего сюжета произведения, отражаясь в характерах и судьбах других действующих лиц. Почти каждый из них преступает какую-то черту нравственно дозволенного и совершает, таким образом, некое преступление против человечества, совести, гуманизма, убивая что-то в окружающих и в самом себе. Всеобщее «преступление» и неизбежное «наказание», объединяющее всех персонажей и все события произведения в тугой неразрешимый узел, — так может быть прочитано проблемное название романа, заключающее в себе, по мысли автора, ключевую проблему русской общественной жизни в переломные 1860-е гг.

По сравнению с

тематикой, лишь называющей основные предметы художественного изображения, литературная проблематика указывает на основные противоречия действительности, пережитые, осмысленные и поставленные художником в его произведении перед читателями. Нередко наиболее острые, животрепещущие проблемы современности выносятся авторами в заглавие произведений. В одних случаях это прямой, категорически сформулированный вопрос, настраивающий читателя на поиск ответа на него в содержании произведения («Кто виноват?», «Что делать?», «Много ли человеку земли нужно?»), или косвенный вопрос («Кому на Руси жить хорошо», «Как закалялась сталь»). В других — проблема представлена в виде заглавной социально-философской антиномии («Горе от ума», «Мертвые души», «Отцы и дети», «Война и мир», «Былое и думы» и др.). В третьих — образно, подчас символически обозначена проблемная ситуация эпохи, обрисованная в произведении как стечение обстоятельств, чреватое жгучей социальной проблемой («Пир во время чумы», «Накануне», «Гроза», «Обрыв», «В овраге», «На дне», «Разгром» и т. д.), причем формулировка самой проблемы еще должна быть домыслена читателем в процессе восприятия художественного произведения.

Проблемы литературного произведения, в принципе никогда не разрешаемые авторами до конца, рассчитаны на соучастие читателей, возбуждают интерес к путям и средствам их решения, способствуют самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, уже за пределами художественного текста. Однако писатель не только побуждает своих читателей решать проблемы, поднятые в его произведении, но и предлагает собственные варианты их решения, дает прямые, подчас декларативные, публицистически открытые ответы на заданные им же вопросы. Такие авторские решения литературных проблем в своей совокупности составляют множество художественных идей произведения, образующих его идейно-эстетическую концепцию.

Если проблематика выявляет структуру и организует тематическое содержание литературного произведения в соответствии с авторским замыслом — от художественных деталей до его названия, то идеи писателя характеризуют авторское отношение к изображаемым им событиям, характерам, обстоятельствам и выражают его оценку как тематики, так и проблематики произведения, как бы подытоживая художественное повествование обобщающими суждениями мировоззренческого, философского характера. В подлинно художественном произведении проблематика вычленяется из тематики.

Тема, проблема, идея являются элементарными составляющими трех различных, хотя и взаимосвязанных, уровней художественного содержания литературного произведения. Первый — предметно-тематическое наполнение произведения — составляет его строительный материал; второй — проблематика — упорядочивает этот во многом еще «сырой» материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого; третий — идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера.

yunc.org

15.Тема, проблема, идея

  1. Тема, проблема, идея литературного произведения.

Тема (гр. thema буквально значит нечто, положенное в основу) — это предмет познания. Тематика — это те явления жизни, которые отражены в произведении.

В древности полагали, что целостность литературного произведения определяется единством главного героя. Но еще Аристотель обратил внимание на ошибочность подобного взгляда, указав на то, что рассказы о Геркулесе остаются разными рассказами, хотя и посвящены одному лицу, а «Илиада», повествующая о многих героях, не перестает быть целостным произведением.

Целостный характер произведению придает не герой, а единство поставленной в нем проблемы, единство раскрываемой идеи.

Предметом изображения в произведениях худо­ж литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.).

Но основным предметом познания в художествен­ной литературе являются харак­терные особенности человеческой жизни. Это социаль­ные характеры людей как в их внешних проявле­ниях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни.

Разные авторы по-разному говорят об определении темы.

Есин: Тема – «объект художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания».

Томашевский: «Единство значений отдельных элементов произведения. Она объединяет компоненты художественной конструкции».

Сюжет может быть одним и тем же, но тема различается. В массовой литературе сюжет тяготеет над темой. Жизнь очень часто становится объектом изображения.

Тема часто определяется литературными пристрастиями автора, принадлежностью его к определенной группировке.

Понятие внутренней темы – темы, сквозные для писателя, это то тематическое единство, которое объединяет все его произведения.

Тема является организующим началом произведения.

Проблема – это выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, разрешающийся по мере развертывания произведения, — это идейное осмысление писателем тех социальных харак­теров, которые он изобразил в произведении. Писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он считает наиболее существен­ными.

Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миро­созерцание.

Мольер в комедии «Тартюф», выведя в лице главного героя пройдоху и лицемера, обманывающего прямодушных и честных людей, изобразил все его мысли и действия как проявления этой основной отрицательной черты харак­тера. Имя Тартюфа стало нари­цательным обозначением лицемеров.

Идея – это то, что хочет сказать автор, зачем написано это произведение.

Именно благодаря выражению идеи в образах литератур­ные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.

Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмыс­ления писателем изображаемых им характеров и вытекает из его мировоззрения.

Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя.

Читатель обычно искренне поддается иллюзии того, что все, изображенное в произ­

ведении, — это сама жизнь; он увлекается действиями, судьбами героев, переживает их радости, сочувствует их страданиям или же внутренне их порицает. При этом читатель часто сразу не осознает, какие существенные особенности воплощены в героях и во всем ходе изо­бражаемых событий и какое значение имеют подробности их поступков и переживаний.

А ведь эти подробности создаются писателем для того, чтобы через них возвысить характеры одних героев в сознании читателя и снизить характеры других.

Только перечитывая произведения и раздумывая о них, читатель может прийти к осознанию того, какие общие свойства жизни воплощены в тех или других героях и как их осмысляет и оценивает писа­тель. В этом ему часто помогает литературная критика.

studfiles.net

Проблема и тема исследования

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т. е. той сферы действительности (в нашем случае — педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, гражданское и нравственное воспитание, информатизация, процесс непрерывного образования и др. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.

Выбор области требует изучения потребности в обновлении элементов системы образования, а также учета реальных возможностей и условий. В условиях обновления всей системы актуальных сфер исследования имеется довольно не мало.

Дальнейшие, тесно связанные между собой шаги — это, определение проблем и тем исследования. Сама тема должна иметь в своём состав некую проблему, следовательно, для определения и тем более её уточнения необходимо выявить исследовательскую проблему.

Проблема понимается либо как синоним задачи на практике, либо как что-то неизвестное науке. Мы будем использовать данное понятие в его втором значении. В этом смысле проблема — это некий мост от известного факта к неизвестному. Другими словами, проблему можно обнаружить, только в том случае, если хорошо ориентироваться в той или иной области, только сопоставляя уже известные факты. В отличие от ответа на вопрос решение подобной проблемы не содержится в имеющемся знании, соответственно оно не может быть получено путем изменения уже имеющейся научной информации. Для этого потребуется найти способ получения новой информации.

Научная проблема не может выдвигаться произвольно, а является результатом досконального изучения состояния практики и научной литературы, что отражает противоречия познавательного процесса на его определенном этапе.

Источником проблемы в большинстве случаев являются узкие места, конфликты, которые рождаются в практике. Соответственно появляется потребность их преодоления, которая отражается в выявлении насущных практических задач. Таковы задачи устранения разрыва между формальными и неформальными молодежными структурами, обученностью и воспитанностью, координации усилий школы, профилактики трудновоспитуемости, семьи и прочих воспитательных институтов и т. п. Непосредственно побуждением к анализу, поискам могут стать успехи эффективного преодоления трудностей. Но и в таком случае основой поиска остаются противоречия, осознаваемые как некие барьеры на пути к заданной цели, только уже преодоленные. Чтобы перейти от практики к научной проблеме, необходимо осуществить, как минимум, две процедуры:

  • Определить необходимость в тех или иных научных знаниях, для решения данной практической задачи;
  • Установить, наличие знаний в науке. Если таковые имеются и необходимо их всего лишь систематизировать, и использовать, то научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не достаточно, или они не полные или не точные, то возникает проблема. Для ее определения и дальнейшего решения требуется лучше изучить то, что известно по данной теме, и смежным вопросам. Для решения практических задач необходима разработка комплекса теоретических и прикладных проблем, и наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач.

Заключение в вопросе любых противоречий должно прямо или косвенно отражаться в теме, формулировка которой одновременно способна фиксировать и определять этап уточнения и ограничения рамок любой проблемы.

Проблема иногда заключается в теме и имеет завуалированный вид, т. е. её можно обнаружить только после расшифровки (истолкования).

Процесс формулирования темы исследования

При отборе темы научного исследования можно использовать следующие приемы:

  • исследование состояния разработок в науке, что дает возможность установить содержание темы, а также связь с тенденциями развития предмета и науки, для этого необходимо выявить: — знания, определенные учеными и проверенные практикой; — вопросы, которые недостаточно разработаны и требуют дискуссии; — нерешенные вопросы, которые зафиксированы в литературе, или возникли в ходе выбора тематики.
  • знакомство с новыми результатами исследований в смежных областях, что дает возможность найти новые решения;
  • оценка разработок методов исследования, при этом рекомендуем обратить внимание на возможность применения методов других наук;
  • пересмотр уже известных решений с помощью инновационных методов, с новых позиций, на более высоком уровне.

При выборе темы научного исследования необходимо учитывать следующие критерии: новизна, эффективность, актуальность, соответствие профилю, перспективность, наличие теоретической базы, степень соответствия темы.

spravochnick.ru

Вопрос 3. Проблема и проблематика литературного произведения. Взаимосвязь темы и проблемы в произведении. Вечные проблемы.

Проблема – это ВОПРОС.

Этот вопрос ставит перед собой автор при создании литературного произведения для познания какой-то сферы внутренней и внешней жизни. Этот вопрос – задача для разрешения автором и читателем.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

— общественно-политические

— морально-этические

— национально-исторические

— общечеловеческие

— философские

— социальные

— психологические

Вечные проблемы:

— добра и зла

— тела и души

— времени и вечности

— любви и ненависти

— жизни и смерти

— смерти и бессмертия

— смысла жизни

— человека и общества

— человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторское отношение к изображаемому в произведении.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея связана с попыткой автора объяснить жизнь, с сущностью искусства — познанием действительности (внешнего и внутреннего мира).

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Идейное содержание: в литературном произведение не может быть только одной идеи, в нем – много идей, главные и второстепенные, и весь их полный набор называется идейным содержанием литературного произведения.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» — !!!

Типология идей в литературе.

Идея как выражение авторской интенции в художественном освещении темы и проблемы.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.

studfiles.net

Логическая структура исследования (2 часа) Вопросы :

1. Понятие о логике исследования

2. Проблема и тема исследования

3. Объект и предмет исследования

4. Цели и задачи исследования

5. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

1. Понятие о логике исследования

Разработка логики, воплощающей стратегию поиска, – сложный процесс, который не только предшествует, но и сопутствует всему процессу исследования, ибо характер и последовательность шагов во многом предопределяются полученными уже в ходе работы результатами и возникшими трудностями. Тем не менее основную работу по конструированию логики педагогического исследования необходимо проделать в начале работы, опираясь на принцип моделирования конечного результата и предположительные представления о тех этапах изыскания, которые обеспечат его достижение.

Можно выделить три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформительско-внедренческий.

Первый этап – от выбора темы до определения задач и разработки гипотезы – в значительной мере может осуществляться по общей для всех исследований логической схеме (проблема – тема – объект – предмет – научные факты – исходная концепция – ведущая идея и замысел – гипотеза – задачи исследования). Логика этой части научного поиска хотя и не строго однозначна, но все же в значительной мере задана. Логика же второго – собственно исследовательского – этапа работы задана только в самом общем виде, она весьма вариативна и неоднозначна (отбор методов – проверка гипотезы – конструирование предварительных выводов – их опробование и уточнение – построение заключительного вывода). Более однозначна логика заключительного этапа исследования. Она включает апробацию (обсуждение выводов, их представление общественности), оформление работы (отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т.д.) и внедрение результатов в практику.

2. Проблема и тема исследования

Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности (в нашем случае – педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.

Выбор объектной области требует изучения объективной потребности в обновлении элементов образовательной системы, учета реальных условий и возможностей.

Последующие, тесно связанные между собой шаги – определение проблемы и темы исследования. По сути, сама тема должна содержать проблему, следовательно, для сознательного определения и тем более уточнения темы необходимо выявление исследовательской проблемы.

Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Мы будем употреблять это понятие в его втором значении. В этом смысле проблема – мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе.

Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь.

Заключенное в проблеме противоречие должно прямо или косвенно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы.

Проблема может быть заключена в теме и в завуалированном виде, т.е. проблемность темы может обнаруживаться при ее расшифровке, истолковании.

Рассмотрим вышеуказанные положения на примере исследования «Формирование готовности студентов классического университета к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля».

Актуальность исследования определяется противоречием между объективными потребностями школ и классов физико-математического профиля в учителях физики, обладающих высоким уровнем предметной подготовки и сформированной готовностью к преподаванию физики в школах и классах физико-математического профиля, и существующей ситуацией, при которой учебные планы классических университетов не обеспечивают необходимую методическую подготовку студентов и эту готовность. Причиной существования этого противоречия является недостаточный учет влияния личностных структур, обеспечивающих мотивацию на все виды деятельности, на методическую подготовку студентов-физиков.

Дальнейший процесс развития проблемы связан с определением объекта и предмета исследования.

studfiles.net

Тема – проблема – идея литературного произведения тезисы лекции.

Вопрос 1. Понятие про идейно-тематическую основу литературного произведения.

Самая простая и доступная, на всю жизнь запоминающаяся формула определений. Что такое есть Тема – Проблема – идея литературного произведения:

«Тема – Проблема – Идея» = это «Жизнь – Вопрос — Ответ»

Художественная целостность литературного произведения как единство формы и содержания: воплощение идейно-тематического содержания в единственно возможной форме.

Элементы содержания литературного произведения:

— тема

— проблема

— идея

-конфликт

— пафос

— сюжет (?)

Элементы художественной формы произведения:

— сюжет (?)

— композиция

— персонажи и художественные приемы их создания

— вся система образов — вспомнить: разные классификации образов: по форме (включая 4 пласта художественной речи), по содержанию, по роду литературы, по степени обобщенности

Вопрос 2. Определение, роль и значение темы в литературном произведении. Тематика произведения. Вечные темы.

Приведем несколько различных определений понятия «тема литературного произведения».

Тема литературного произведения: жизненный материал, который отражается в литературном произведении.

Тема — предлагает предмет для авторского художественного исследования.

Тема – это то, что изображается в произведении.

Тема – это то, что придают целостный характер литературному произведению, и определяет единство поставленной в нем проблематики и идейно-художественного содержания.

Тема – это основной круг жизненных вопросов, на которых писатель сосредоточил свое внимание в литературном произведении

Термин «тема» употребляется в двух значениях:

  1. жизненный материал, взятый для изображения

  2. основная общественная проблема в общественной ситуации данного времени, поставленная в произведении

В некоторых произведениях в самом названии подчеркнуто, что тема данного произведения – это главный вопрос эпохи, ее главная проблема: «Что делать» (Чернышевкий), «Кто виноват?» (Герцен), и «Кому на Руси жить хорошо?»

Понимание темы может быть достигнуто только тщательным анализом литературного произведения как художественного целого.

Когда Льва Толстого спросили, какова тема «Анны Карениной», он ответил: «Прочтите «Анну Каренинну». То есть, по Толстому, весь текст романа, от первого до последнего слова – это и есть его тема.

Объект литературного произведения: он шире темы, в объекте произведения может быть отражена вся жизнь определенного периода, эпоха, страна…

Тематика: в одном произведении может быть несколько тем, главная и несколько подчиненных ей тем.

Каждое явление жизни в литературном произведении – это отдельная тема. Их совокупность – это ТЕМАТИКА произведения.

Типология тем в литературе:

— актуальные, злободневные, временные – и вечные

— значительные — и незначительные

— национальные — и общечеловеческие

— современные – и эпохальные

«Вечные» темы:

— национальные

— исторические

— психологические

— философские

— общечеловеческие

— тема искусства и художника

— родина, природа, человек, цивилизация, любовь, жизнь, смерть…

studfiles.net

Вопрос 3. Проблема и проблематика литературного произведения. Взаимосвязь темы и проблемы в произведении. Вечные проблемы.

Проблема – это ВОПРОС.

Этот вопрос ставит перед собой автор при создании литературного произведения для познания какой-то сферы внутренней и внешней жизни. Этот вопрос – задача для разрешения автором и читателем.

Проблема ставит вопрос для разрешения сущности предмета, который стал предметом исследования в литературном произведении. А предмет для исследования предлагает тема произведения. Вопрос вырастает из темы, как росток из почвы. Так проблема связывается с темой.

Если тема – это ЖИЗНЬ, отраженная в литературном произведении, то проблема – это ВОПРОС, поставленный на почве этой отраженной в литературном произведении жизни.

Одна и та же тема может стать основой для поднятия разных проблем.

Проблема – это сложный вопрос, поставленный в произведении, который решается или остается нерешенным, но показаны пути поисков его решения.

Вопрос тождества темы и проблемы – спорный.

Проблематика: в одном литературном произведении не может быть только одна проблема, в нем есть множество проблем, основная и второстепенные, вспомогательные.

Типология проблем в литературе:

— общественно-политические

— морально-этические

— национально-исторические

— общечеловеческие

— философские

— социальные

— психологические

Вечные проблемы:

— добра и зла

— тела и души

— времени и вечности

— любви и ненависти

— жизни и смерти

— смерти и бессмертия

— смысла жизни

— человека и общества

— человека и истории и т.п.

Вопрос 4. Идея литературного произведения как поиск ответа на проблему. Идейное содержание литературного произведения. Типология идей литературы

Идея – это ответ по наставленные проблемой вопрос на почве поставленной темой части жизни, отраженной в литературном произведении.

Идея – это оценка того, что отражается в теме произведения.

Идея – это основное принципиальное содержание произведения. Обобщенная мысль. Которая лежит в основе произведения и выражена в его образной форме.

Идея – это авторское отношение к изображаемому в произведении.

Идея – это авторская субъективная оценка, но кроме это в произведении проступает еще и объективная идея, которая может быть шире авторского замысла и открываться по-новому в каждую новую эпоху, у каждого нового поколения критиков и читателей.

Идея связана с попыткой автора объяснить жизнь, с сущностью искусства — познанием действительности (внешнего и внутреннего мира).

Идея произведения и его замысел – это разные вещи.

Замысел может и не включать те идеи. Которые современники или потомки найдут, и увидят, и откроют в литературном произведении.

Идейное содержание: в литературном произведение не может быть только одной идеи, в нем – много идей, главные и второстепенные, и весь их полный набор называется идейным содержанием литературного произведения.

Общая идея произведения = основная идея произведения, всегда отвечает или ищет ответ на главную проблема общества. времени, эпохи, человека, как их понимает автор.

Идея может быть не выражена в произведении прямо и однозначно, как ответ на вопрос, это может быть поиск ответа, намеченные пути ответа, варианты ответа, направления раздумий об ответе…

Идея не сводится лишь к прямым положительным утверждениям автора.

У каждого действующего лица, события, картины в литературном произведении есть своя идейная, содержательная функция.

У каждого образа поэтики произведения (NB! см. Классификация образов – вспомнить и написать в тетради для лекций в этом месте) есть своя идейная = концептуальная нагрузка.

Вся образная система произведения является носительницей авторской концепции – главной авторской идеи жизни.

Идейный смысл романа определяется не только прямым авторским словом и авторскими оценками, но прежде всего – идейной функцией каждого элемента художественной формы, концептуальностью стиля.

Понимание общей идеи произведения исходит из анализа всего идейного смысла всех элементов содержания и формы литературного произведения.

Гете: «Хорошая была бы шутка, если бы я попытался такую разнообразную жизнь Фауста нанизать на тонкий шнурочек единой для всего произведения идеи» — !!!

Типология идей в литературе.

Идея как выражение авторской интенции в художественном освещении темы и проблемы.

Субъективность художественной идеи: она зависит от субъективного мнения автора.

Образность художественной идеи: она выражается только в образной форме.

Вечные идеи: совпадают с формулировками вечных тем и проблем, но каждый автор пытатется найти свой путь их разрешения…

Приведите пример вечной идеи из любой вашей любимой книги – NB.

studfiles.net

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *