Аргументы из произведения судьба человека – Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Судьба человека Шолохов М.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Аргументы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека". ЕГЭ -русский язык.

Проблема

Пример

1)Проблема ужаса войны

В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который был строителем, человеком мирной профессии. На войне он стал одним из бойцов, частью войска. Война перечёркнула жизнь героя, как и жизнь всей страны. Он остался без семьи: жены, дочерей и сына. Все уничтожила война. Весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила миллионы невинных жизней.

2)Проблема патриотизма

В рассказе М. Шолохова "Судьба человека" получили развитие идеи великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам "за все то, что причинили они Родине", и в то же время – великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор показывает красоту души и силу характера русского человека, который жизнью жертвует ради Отечества.

3)Проблема любви, счастья

Ах, как любил свою жену герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека», как ценил свое маленькое семейное счастье, где было трое детей! В это и был смысл его жизни – жить ради любимой женщины и дорогих детей! Ног посмотрите, как судьба все переворачивает, оставляя его одиноким. Но выдюжит Соколов, не сломается, а счастье обретет в маленькой семье, где главным человеком станет усыновленный Ванюша. Жизненный смысл есть! Он заключается в счастье сына!

4)Проблема нравственности

Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова - это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, но и испытание на человеческое достоинство. В лагере он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага - садиста-коменданта. Сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив.

5)Проблема чести и достоинства русского солдата

Через много испытаний, которые он выдерживает, пришлось пройти герою рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» . Не предав в комендантской чести русского солдата, он не теряет достоинства и перед своими товарищами. "Как будем харчи делить?" – спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. "Всем поровну",– ответил Соколов. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку. Такое нравственное поведение в тяжкие годы испытаний достойно уважения.

6)Проблема силы духа

Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А в День Победы Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить!

7)Проблема милосердия, смысла жизни

Проблему милосердия поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его.

8)Проблема семьи

Семья для Андрея Соколова была тем нравственным стержнем, который составляет суть человека. Он горячо любил жену, детей, а война отняла у него все. Но герой не сломался, он вновь создал маленькую семью, усыновив Ванюшу. Теперь есть ради кого жить и трудиться.

9)Проблема роли книги в жизни человека, роли искусства

Считаю, что каждый должен прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», потому что он учит нравственной стойкости, патриотизму, жизненной осмысленности, силе духа. Это настольная книга для молодого человека, воспитывающая его и наставляющая на путь истинный.

10)Проблема воспитания

Убежден, что Андрей Соколов, прошедший ад Великой Отечественной войны, достойно воспитает мальчика Ванюшу, которого он усыновил. Нравственно стойкий человек, гуманный, целеустремленный, разовьет в сыне самые лучшие мужские качества, и вырастет из мальчика достойный гражданин, настоящий человек.

11)Проблема исторической памяти

М. Шолохов в рассказе «Наука ненависти» с потрясающей детальностью показывает читателю ужасы войны, чтобы напомнить людям о той цене, которую заплатила наша страна за Победу, за счастливую, мирную жизнь детей и внуков. Страшные картины изнасилованной и убитой девочки и зверски порубленных на куски красноармейцев - это напоминание о том, чего забывать нельзя.

12)Проблема трусости, предательства

А вот Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова на предательство не способен, потому что не трус. Он Он отказался в лагере пить за победу фашистской Германии. Такое поведение вызывает уважение.

13) Проблема героизма

Я считаю героической жизнь Андрея Соколова из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Судите сами: он потерял всю семью (жену и троих детей), прошел ад Великой Отечественной войны, но остался человеком, способным на великий нравственный поступок – усыновление сироты Ванюши. Все потеряв, начинает жизнь сначала! Это героизм, величайший нравственный подвиг!

14) Проблема одиночества

В рассказе М.А.Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в День Победы погиб старший сын. Герой очень одинок, но одинок и мальчик-сирота Ваня, который остался без родителей. У него нет ни семьи, ни дома. И эти два человека объединились в семью, чтобы попытаться быть счастливыми!

15) Проблема войны и мира.

Войне, ужасу потерь, разрухи и голода М.Шолохов в рассказе «Судьба человека» противопоставляет мир детей и семьи. Мы видим, что Андрей Соколов, потеряв всех родных, усыновляет сироту Ванюшу и начинает жизнь с чистого листа. Так хочется верить, что у этой маленькой семьи все получится, рядом с надежным отцовским плечом вырастет настоящий человек – Иван Соколов!

infourok.ru

Судьба человека аргументы

Кто определяет судьбу человека

Как ты думаешь Евгений, судьба человека предрешена, или человек сам определяет ее?

Конечно же, все что происходит предрешено, и человек не имеет никакого контроля над этим происходящим. Человек является совокупностью движений происходящих в безличностном Сознании и на то, какие движения будут создаваться в человеке, какие действия будут протекать через него, оказывают воздействие все существующие в проявленном Сознании движения.

Иначе говоря, абсолютно на все человеческие действия оказывают влияние все происходящие в природе, в том числе и в окружении человека, действия и явления. Человек не может ничего сделать сам по себе без воздействия на него сил природы. Именно они вызывают в нем те или иные действия. Воздействия на человека сил природы проявляются в нем в виде мыслей, чувств, впечатлений, желаний, двигательных и эмоциональных реакций и производимых человеком действий направленных на воплощение этих желаний.

Нет у человека никакой возможности изменить то, что с ним происходит. Неоткуда ему брать силы кроме тех, что текут через него в определенных направлениях, создаваемые Единым Источником Жизни или Единым Сознанием.

Человек не является независимым существом имеющим свободу выбора действий. Он полностью зависим от всего существующего Мира. На все выполняемые человеком действия оказывают влияние абсолютно все природные явления: сила притяжения земли; расположение и взаимосвязь звезд и планет; природные условия, включающие в себя климатические условия и погодные условия; продукты питания; воздух; вода; окружающие человека люди и другие живые существа; происходящие в человеке внутренние процессы включающие в себя работу всех его внутренних органов; и т.д., и т.п.

Как же он может сам определять свою судьбу? Его судьбой является набор действий совершаемых им в результате воздействия на него Единой для всего Силы Жизни. Он сам является проявлением этой Силы.

Но, что бы ни было, можешь быть точно уверен в том, что то, что будет и должно быть, и именно это будет являться твоей судьбой, которую изменить нельзя. Ну, а раз ее изменить нельзя, то остается только принять ее и расслабиться наблюдая за ее проявлениями и свершениями, спокойно продолжая делать свои повседневные дела.

Пусть случается то, что должно случиться. Относись ко всему происходящему с тобой как к просмотру премьеры нового фильма. Ты не знаешь как будут развиваться события этого фильма, хотя кое-что можешь предполагать. Ты не знаешь какие герои будут появляться и в каких эпизодах этого фильма. Ты так же не знаешь и то, чем закончится эта картина и когда. Но ведь главное в просмотре фильма, это сам просмотр и получение в результате этого просмотра возникающих впечатлений.

Разные эпизоды фильма создают в тебе разные впечатления и приносят с собой разные ощущения, чувственные переживания и эмоции. И это доставляет тебе кайф от просмотра. И это заставляет тебя раз за разом ходить в кино и смотреть все новые и новые фильмы.

В реальной жизни все именно так и обстоит. Единое для всего безличностное Сознание проявляет себя через все что можно увидеть, услышать, ощутить и почувствовать, и само же наблюдая за всеми этими проявлениями проживает их в виде различных получаемых впечатлений.

Так же это можно сравнить со сном. Ты спишь и видишь сон. Этот сон появляется сам по себе, и ты его никак не делаешь. Он делается в тебе сам собой, и существует только потому, что ты есть. И вот, ты спишь и смотришь разные сны. Какие-то из этих снов вызывают в тебе приятные и радостные чувства, какие-то грустные, какие-то тяжелые, а какие-то страшные. Но какие бы чувства и переживания не вызывали сновидения все они являются лишь переживаниями, полученными в результате просмотра снов, впечатлений.

Не пытайся держаться ни за какие из этих впечатлений и не пытайся держаться ни за какие из просматриваемых тобой снов. Принимай все, что происходит с тобой и наблюдай их непредвзято, без каких-либо привязанностей к ним. Будет еще много разных картин и много разных впечатлений, те, что проходят перед тобой сейчас, лишь одни из них.

Ни кто конкретно не определяет судьбу человека, она определяется сама собой в соответствии с Единым Законом Единой Природы. Можно лишь наблюдать проявление этих законов наблюдая за проявлениями судьбы. И даже это наблюдение является одним из проявлений Единого Закона Единой Природы.

Вот, хоть убей меня, а не нравится мне такой подход. Я, собственно, и аргументировать никак не могу. И всё ты верно говоришь, Жень, но. Я ВЕРЮ, что есть, есть у человека и Свобода Выбора, и Свобода Воли.

Зачем же тебя убивать? Ну, не нравится тебе такой подход и пусть себе не нравится, почему тебе должны нравиться все подходы? У тебя вполне может быть и свой подход, и свое видение, и свое мнение, основанные на другой точке зрения. Мир един, но воспринимать его можно с разных точек. Эти точки и называются точками зрения. Точек зрения существует много, поэтому и видимостей и мнений, основанных на них существует много.

Вот ты говоришь, что аргументировать тебе нечем, но ты веришь что у человека есть и свобода выбора и свобода воли. А на чем основана эта твоя вера? Что является этой основой?

То о чем я говорю, вовсе не является абсолютной истиной. Это является лишь описанием видения протекающего через организм с именем Евгений Багаев. Это лишь указка на то, что есть. В это, или этому, вовсе не нужно верить. На это можно обратить внимание. И если у тебя есть в этом сомнения, или тебе кажется, что ты видишь это иначе, то ты можешь проверить это пронаблюдав то, о чем я говорю. Тогда это будет твоим собственным опытом, и это будет самым веским для тебя аргументом, который не будет требовать никакого подтверждения.

Вот ты считаешь, что у человека, а значит и у тебя, есть свобода выбора и свобода воли. Это значит, что ты по своему желанию можешь что-то делать, а что-то не делать, и имеешь возможность выбирать для себя способ жизни и способ действий — как тебе жить и что тебе делать.

Я предлагаю тебе проделать одно упражнение или точнее произвести наблюдение, которое может привести тебя к точному знанию того, что и как происходит.

Попробуй пронаблюдать все выполняемые тобой действия. Пронаблюдай их на предмет того, как они выполняются, кто является их делателем?

Начни с тех, которые ты точно считаешь своими, а затем перейди ко всем остальным. Причем во время наблюдения постарайся погрузиться и внутрь самого действия и пронаблюдай его со стороны.

Пронаблюдай за тем, откуда взялось желание совершить это действие? И совершить его именно так, как совершилось. Откуда появилась мысль о его выполнении? Кто ее создал и как? На основе чего эта мысль сформировалась? Как происходили или происходят сами действия? Как они делаются? Что именно ты делаешь для их выполнения? Что ты делаешь для выполнения этих действий?

Можешь так же пронаблюдать и то, откуда берется сила для выполнения всех этих действий, ведь без нее никакие действия выполняться не будут. И что ты делаешь, чтобы эта сила появилась и потекла именно так, как она течет?

Затем пронаблюдай то, как принимаются твои решения. Как ты их принимаешь? Что ты делаешь, чтобы они принялись и принялись именно такими, какие они есть. Что влияет на принятие всех твоих решений? И откуда берутся все эти влияния?

Когда ты пронаблюдаешь всю эту деятельность, то пронаблюдай еще и то, что ты делаешь для того, чтобы жить. Что ты делаешь для того, чтобы есть? Что ты делаешь для того, чтобы пить? Что ты делаешь для того, чтобы дышать? Что ты делаешь для того, чтобы двигаться? Что ты делаешь для того, чтобы все твои внутренние органы и все процессы происходящие в твоем организме происходили именно так как они происходят? Как конкретно ты все это делаешь? Как ты увязываешь между собой всю их работу? И как потом ты используешь их деятельность для выполнения всех своих дел, ведь все твои дела напрямую зависят от этой деятельности?

Источник:
Кто определяет судьбу человека
Как ты думаешь Евгений, судьба человека предрешена, или человек сам определяет ее? Конечно же, все что происходит предрешено, и человек не имеет никакого контроля над этим происходящим.
http://www.ponimanie.net/node/66

Литературные аргументы: проблема сиротства

В русской и зарубежной литературе писателями поднимались множество тем, которые со временем приобретали или теряли свою актуальность. Проблему сиротства можно отнести к вечным, поскольку на протяжении нескольких столетий лучшие авторы создали десятки художественных произведений. Выбрав эту тему на ЕГЭ, школьник с легкостью может рассмотреть ее на примере нескольких книг.

Коротко о главном: как писать литературные аргументы?

Сочинение на едином государственном экзамене в российских школах является самым сложным испытанием для выпускников. Здесь учащиеся обязаны проявить не только знание содержания произведения, но и умение анализировать ситуации и выдвигать аргументы. Проблема сиротства в литературе актуальна тем, что к ней всегда обращались многие отечественные и зарубежные писатели, поэтому у школьника не возникнет сложностей с выбором произведения. Выпускник имеет право остановить внимание максимум на трех рассказах или романах в одном сочинении.

«Республика ШКИД» — всеми любимая повесть, написанная почти 90 лет назад. Она входит в круг дополнительного чтения, и любой школьник знаком с ее содержанием по одноименному фильму. Выбрав на ЕГЭ это художественное произведение, вы сможете подобрать убедительные аргументы: проблема сиротства авторами Г. Белых и Л. Пантелеевым раскрывается весьма нестандартно.

  1. «Республика ШКИД» — автобиографическая повесть о становлении беспризорников порядочными людьми. Испытание на нравственность в школе социально-трудового воспитания выдержали не все, но большинство сирот смогли найти себя и пошли по праведному пути.
  2. В повести авторы говорят о необходимости открытия государственных учреждений для беспризорников и приводят убедительные аргументы: проблема сиротства будет вскоре искоренена, если юные воры и преступники будут постигать жизненные истины через труд и знания.

Литературные аргументы: проблема сиротства в рассказе «Судьба человека»

Михаил Шолохов является одним из любимых писателей старшеклассников, поскольку в своих произведениях он изображал людей разных характеров и пытался разрешить насущные проблемы двадцатого столетия. Выбрав на ЕГЭ тему «Проблема сиротства», аргументы из литературы вы сможете подобрать из рассказа «Судьба человека».

1. На войне советский народ показал свои лучшие качества характера. В это суровое время люди переживали смерть близких, но не начинали испытывать ненависть по отношению к другим: в семьи брались дети-сироты и воспитывались как родные. Такая история случилась и с главным героем рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

2. Андрей Соколов является собирательным образом большинства советских граждан, которые испытали смерть близких людей. Он потерял жену и детей, но приютил чужого мальчика Ванюшку, сказав ему, что они – отец и сын. Это поистине сильный поступок, характеризующий Андрея Соколова как человека великодушного.

Говорят, что сказка – ложь, да в ней намек. Это высказывание справедливо можно назвать правдивым, поскольку нередко события, отраженные в народной или авторской сказке, нередко происходят в реальности. Так, в сказке Шарля Перро «Золушка» автором поднимается актуальная проблема сиротства. Аргументы из жизни очень схожи с теми, которые можно почерпнуть из этого художественного произведения.

1. Обездоленные люди, стремящиеся достичь благополучия честным путем, всегда награждаются судьбой и обретают желанное счастье. Сирота Золушка, потерпевшая со стороны мачехи и сводных сестер унижения и издевательства, в итоге осталась победителем и стала жить полноценной жизнью, выйдя замуж за принца.

2. Зло всегда наказуемо, а несчастный человек, в конце концов, обретает свое счастье. Сирота Золушка является великолепным примером доброй и трудолюбивой девушки, которая побуждает всех девушек, выросших без матерей, не падать духом и надеяться на лучшую жизнь.

Русские писатели-реалисты отказывались от изображения идеалистического мира, поэтому зачастую героями их книги становились несчастные семьи и обездоленные дети. Таковой была и девочка по имени Нелли – героиня романа Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861), однако автора всегда продолжала интересовать проблема сиротства. Аргументы из литературы этого писателя можно выявить в рассказах «Неточка Незванова» (1849), «Мальчик у Христа на елке» (1876).

1. Конфликт романа «Униженные и оскорбленные» обостряется между семейством Валковских и Ихменевых, однако нельзя не обратить внимания на героиню, при помощи которой Достоевский усиливает драматичность произведения. Сирота Нелли, оставшись без семьи и перенесшая множество страданий, была удочерена, однако благополучная жизнь девочки продолжалась недолго: бедняжка умирает от порока сердца.

2. В рассказе «Мальчик у Христа на елке», входящий в школьную программу, также можно найти достойный литературный аргумент. Проблема сиротства раскрывается через изображение нищего мальчика, который в предсмертных грезах, голодный и замерзший, видит это пушистое новогоднее дерево, украшенное игрушками и сластями.

В среднем школьном возрасте дети должны постигать мир через чтение художественных произведений, а став взрослее, на основе полученного опыта они должны получить собственное представление об окружающей действительности. Рабство стало бичем современного общества, и, как правило, в нем оказываются дети, не имеющие семьи. В творчестве отечественных писателей эта проблема не поднимается в связи с благополучной обстановкой в стране. На западе иначе раскрывается проблема сиротства. Аргументы из литературы (ЕГЭ) можно привести из таких книг для дополнительного чтения, как «Убить пересмешника» и «Хижина дяди Тома». Из школьной программы можно рассмотреть произведения «Приключения Гекльберри Финна», «Кавказский пленник». Необходимо связать проблему с современностью и затронуть проблему детского рабства в странах Востока, где все попытки борьбы с подобным явлением остаются тщетными.

Источник:
Литературные аргументы: проблема сиротства
Статья станет полезной выпускникам школ, которые готовятся к сдаче ЕГЭ. Здесь вы сможете найти рекомендации к написанию аргументов, по два примера из некоторых художественных произведений, в которых автор поднимает проблему сиротства, а также связь данной темы с современностью.
http://fb.ru/article/191265/literaturnyie-argumentyi-problema-sirotstva

Сочинения по произведению Судьба человека (Шолохов — М

Сочинения по произведению «Судьба человека» (Шолохов М.А.):

«Борьба есть условие жизни. » (В. Г. Белинский)

&nbsp «Война — самое чудовищное явление на земле» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

&nbsp «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством. » (В.Г. Белинский).

&nbsp «Всякая благородная личность глубоко осознает свою кровную связь с отечеством. » (В.Г. Белинский).

«Русский чудо-человек. » (по рассказу «Судьба человека» )

&nbsp Анализ рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Анализ финала рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»

Гуманизм в рассказе Шолохова «Судьба человека»

Гуманистическая тема в рассказе «Судьба человека»

Гуманистическая тема в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Гуманистическая тема в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека».

&nbsp Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

&nbsp Жизненный путь Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Изменение мироощущения человека на войне

&nbsp Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Истинная красота человека (по повести М.А. Шолохова «Судьба человека»).

Как в финале рассказа «Судьба человека» проявилась авторская позиция?

&nbsp Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М.А.Шолохова «Судьба человека»)

&nbsp Литературный герой в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека»

Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Образ Андрея Соколова в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Образ воина-труженика в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Образ русского человека в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» )

&nbsp Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

&nbsp Проблематика рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Рецензия на рассказ М. Шолохова «Судьба человека».

Русский характер (О рассказе «Судьба человека»)

Сочинение-отзыв по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»

Судьба военного поколения

&nbsp Судьба семьи в судьбе страны (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)

&nbsp Судьба человека (по рассказам М.А. Шолохова «Судьба человека» и А.И. Солженицына «Матренин двор»)

&nbsp Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)

&nbsp Сцена допроса Андрея Соколова Мюллером (Анализ эпизода рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»)

&nbsp Тема героизма русского народа в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Тема трагедии русского народа в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

&nbsp Художественные особенности рассказа М.Шолохова «Судьба человека»

Смотрите также по произведению «Судьба человека»:

Источник:
Сочинения по произведению Судьба человека (Шолохов — М
Litra.RU :: Сочинения Судьба человека :: Сочинения Шолохов М.А.
http://www.litra.ru/composition/work/woid/00080901184773070971

psihologvsem.ru

Аргументы: Смелость и трусость в повести «Судьба человека»

Не пропусти реальные темы и онлайн-помощь по ИС в нашем паблике 

В своем произведении «Судьба человека» М. Шолохов затронул тему трусости и смелости. Он показал, какого человека можно назвать храбрым, а какого – слабым и неспособным на подвиги. Отвага – важная черта характера, которая во многом формирует судьбу. Смел тот, кто может побороть свои страхи, преодолеть самого себя. А трус не способен взять вверх над своими фобиями, колебаниями, сомнениями, не может постоять за себя. Это духовное бессилие зачастую оборачивается трагедией, причем не только для него, но и для того, кто находится рядом с ним и нуждается в его защите. Писатель создал предельно понятные образы, которые демонстрируют и то, и другое.

  1. Андрей Соколов был обычным, непримечательным советским гражданином с привычным набором ценностей и добродетелей: семья, честный труд на рабочем месте, воспитание детей. В этом тихом мужчине никто не мог бы заподозрить героизма, пока он ходил на работу и жил, как все. Только война показала его истинное лицо: он оказался настоящим храбрецом, способным на риск и самопожертвование ради Родины. Не думая о себе, он бросался в бой и яростно сражался за родную землю. Яркий пример автор описал, находясь со своим героем на поле брани: когда гаубичная батарея нуждалась в снарядах, солдат пошел на выручку своим товарищам с криком: «Какой разговор! Я должен проскочить!». Он победил свой страх смерти, самый могущественный из всех ужасов, заставляющих человека отступить, и стал смельчаком, которым родина может гордиться.
  2. Храбрость проявляется не только в поле боя, но и в случаях, когда давление на личность оказывается не физическое, а психологическое. Тогда тоже нужно проявить мужество и стойкость, подавляя те страхи, на которых паразитирует противник, пытаясь добиться своего. Такая ситуация была у Андрея Соколова в плену: пока другие падали духом и сдавались, наш герой проявлял удивительную выдержку и храбрость в поисках способа сбежать от врага. Например, когда русских военнопленных погнали на задание (вырыть могилы для умерших собратьев), он воспользовался безалаберностью охраны и улизнул от своих стражей. За попытку бегства ему грозила немедленная расправа, но Андрей был смел и напорист, поэтому лагерная жизнь не сломила его волю. Свобода была для него дороже, чем сомнительная безопасность в рабстве. За день изнеможённый, но не сломленный солдат преодолел путь в 40 километров. Для такого подвига нужно феноменальное напряжение воли, называемое отвагой.
  3. Крыжнев, пленный рядовой солдат, проявил на войне трусость, которая обернулась невероятной подлостью с его стороны. Попав в руки к жестокому и кровожадному врагу, он испугался опасностей и лишений плена. Его страх подпитывался напряженной атмосферой, ведь немцы уже начали «чистку» в русских рядах. Они пытались выяснить, кто подлежит расстрелу на месте по национальному или партийному признаку. И тут герой решил воспользоваться моментом и заручиться благожелательностью хозяев положения, предав своих товарищей и выдав командира. В разговоре с ним стало ясно, что он руководствуется известным девизом трусов и эгоистов: своя рубашка ближе к телу. То есть ради себя он способен на все: предать, обмануть, убить. Страх полностью контролировал его, так что от такого «защитника» подвигов ждать не пришлось. Однако его расчетливая трусость не привела ни к чему хорошему: его же однополчане отвернулись от него, он был убит.
  4. Настоящее мужество было описано автором в сцене допроса Соколова. Мюллеру доложили, что он является неким неформальным лидером лагерного сообщества и создает оппозиционные настроения в коллективе. В частности, доносчик дословно воспроизвел фразу Андрея: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и  одного кубометра через глаза хватит». За подобные афоризмы герою грозил расстрел, и по этому поводу его вызвали к коменданту. Вместо того чтобы испугаться, он собрался и продемонстрировал редкую выдержку, достойно взглянув в лицо приближающейся гибели. Солдат резко и коротко отвечал на вопросы, не реагировал на провокации, отказался пить за победу Рейха. Его храбрость вызвала у врага смешанные чувства, и вопреки ожиданиям он был помилован. Таким образом, настоящая смелость всегда вызывает уважение и сулит обладателю авторитетность.

Автор: Наталья Тихомирова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Тема мужества и самоотверженности в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»

Тема мужества и самоотверженности проходит красной нитью в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». Эти два понятия становятся самыми важными для образа главного героя. Андрей Соколов смог шаг за шагом преодолеть не только невзгоды, встречающиеся на пути, но и переступить через «не могу», когда силы уже оставляли его. И все это касается не только военной службы, но и периода плена. Когда же самая тяжелая полоса осталась позади, судьба снова нанесла удар человеку: погибают его родные. «Значит, я два года с мертвыми разговаривал?!» И теперь уже не мужество, а самоотверженность берет верх в этом человеке. Андрей Соколов смог собрать последние душевные силы, чтобы отправиться на то место, где была когда-то прекрасная семейная жизнь, уютный домашний очаг, что смогла создать Ирина. Снова и снова судьба словно обухом бьет по голове мужественного и самоотверженного человека — Андрея Соколова.

Семейную жизнь его сначала разрушает голод, а потом и ужасная беда — война. Новым испытанием для мужественного человека становится прощание с любимой женщиной и детьми. Андрей пытался оттолкнуть ее, но она прижалась к нему «как лист к ветке» и только вся дрожала. На полуслове обрывает свой рассказ Андрей, и у него что-то вроде как «клокочет и булькает в горле». Но и здесь главный герой смог пересилить себя, справиться с волнением и продолжить свой рассказ. Возможно, это удалось еще и потому, что горе его слезами не вышло, Ведь даже последний удар — гибель сына — не заставили выронить и слезинки такому человеку. «Товарищи-друзья моего Анатолия слезы вытирают, а мои невыплаканные слезы, видно, на сердце застыли». И теперь главный герой встретил собеседника, чтобы поделиться с тем, что накопилось у него на душе.

С первых фронтовых дней перед нами встает образ человека не только мужественного, но и понимающего. Ведь мужество — это не только умение бороться с чем-то или противостоять невзгодам. Это способность человека удержать в себе свои переживания, неудачи и невзгоды. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Этим высказыванием Андрей осуждал тех, кто писал домой жалостливые письма.

Словно проверяя на прочность, судьба нанесла Соколову новый удар — плен. Именно стойкость духа помогла Андрею преодолеть все унижения плена. Именно морально и духовно выиграл «поединок» главный герой на приеме у герр лагерфюрера. Собравшись с духом, там он думал только об одном: «...у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Однако не все выдерживают тяготы войны. Некоторые считают, что сделка с совестью поможет им сухими, а главное, живыми и невредимыми выйти из сложившейся ситуации. Таким в рассказе предстает Крыжнев, который в плену совсем забывает о товарищах. «Товарищи, — говорит, — остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе». И Соколов принимает верное в той сложившейся обстановке решение — придушить предателя. Этим он не столько спасает многих, сколько дает шанс пройти и вырваться из этих кругов ада. Ведь именно товарищи поддержали его в начале этого пути. «Но наши подхватили меня на лету, затолкали в средину и полчаса вели под руки». При такой поддержке товарищей только целеустремленный и самоотверженный человек смог пройти этот нелегкий путь. «Одна кожа осталась на костях, да и кости-то свои носить было не под силу. А работу давай и слова не скажи, да такую работу, что ломовой лошади и то не впору».

Когда же Соколов решился бежать, заметим, что это не первая его попытка, то думал при этом, как помочь своим. «Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати «языков»», — похвалил полковник бывшего военнопленного. Долгих два года плена помогли пережить только воспоминания о родных. Но «все рухнуло в единый миг, остался я один».

Война разрушила жизнь главного героя. Он снова остался один с глубокой не заживающей раной в сердце, которое со временем и пошаливать стало. И только маленький оборвыш смог растопить лед в душе самоотверженного человека. Теперь именно он становится опорой и вдохновителем для Андрея. Этот человечек стал для него тем, ради кого снова можно терпеть невзгоды и мужественно и самоотверженно преодолевать любые возникающие преграды.

В рассказе есть и другие персонажи, которые тоже соприкасаются с центральными понятиями темы сочинения. Это и военнопленные, всегда готовые помочь другому: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И друзья, приютившие одинокую душу после войны.

Но особо в этом ряду мужественных людей стоят женщины и дети: «Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под та-кой тяжестью не согнуться!» Мужчины и молодые парни находясь на передовой, смело шагали в бой не потому ли, что были уверены, что их прикрывает надежный тыл. Эти слабые и беззащитные люди не только самоотверженно трудились для фронта, но и помогали мужественным бойцам не сломаться. «А ведь в плену я почти каждую ночь про себя, конечно, и с Ириной и с детишками разговаривал...»

Еще одним мужественным человеком на страницах рассказа является военный врач. Он и в плену не забывает о своей профессии. Оказав медицинскую помощь даже в такой сложной обстановке, он дает военнопленным шанс снова со временем оказаться на свободе, а не погибнуть по дороге к этой цели. Ведь еще не известно, сколько жизней спасли вот такие военврачи. И снова этот отважный человек продолжает обход: «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал».

Обратим внимание еще на одного не столько мужественного, но очень самоотверженного героя — оборвыша, ставшего сыном Андрею Соколову. А в чем же проявляется это качество у маленького человечка, у которого «личико все в арбузном соку, покрытом пылью», и «глазенки как звездочки ночью после дождя»? Это видно по его уверенности, что отец жив и обязательно найдет его. «Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь»! И вот именно этот мужественный маленький оборвыш смог наполнить жизнь другого человека смыслом. Он своей маленькой судьбой показал, как самоотверженно можно ждать и надеяться на встречу с родным человеком.

Тема мужества и самоотверженности проявляется не только в образе главного героя. Благодаря этим качествам многие другие персонажи проходят суровую школу жизни. И эти две сущности человека, воспитанные с младенчества или привитые во время воспитания и взросления, становится мощной опорой в любой, порой самый трудный момент жизни человека. Судьба просто не в силах победить их или разрушить. «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

lit-helper.com

Равнодушие и отзывчивость в произведении Судьба человека Шолохова к ЕГЭ 2018

Обычно в книгах о войне мы встречаем немало примеров равнодушия, которое проявляется по разному, кто-то становится предателем, кто-то равнодушно смотрит на чужие боль и страдания, но не таков рассказ Шолохова «Судьба человека».

Невиданные испытания выпали на долю главного героя, простого шофера Андрея Соколова. Он попадает на фронт, потом в плен, судьба сталкивает его с другими пленными и в этой среде, где каждый второй потенциальный смертник, нет места равнодушию. Сам Соколов без жалости делит хлеб, который ему даровал «добрый» комендант лагеря, ему вправляет руку незнакомый человек, просто чтобы избавить от боли, пленные стояли друг за друга и потому многие из них выжили. Те кто погружался в себя, становился равнодушным к своей судьбе и судьбе остальных — те погибали.

Вернувшись с фронта Соколов сталкивается с новым испытанием — война отняла у него всю семью. Но его сердце все еще полно любви к людям и эта любовь требует выхода. Соколов берет на воспитание Ваню, мальчика-сироту и таким образом создает новую семью. Его одинокая душа уже не будет одинокой, раз рядом с ней появилась любящее сердце.

 

ЕГЭ 2018. Как написать итоговое сочинение — рассуждение Равнодушие и Отзывчивость по произведению Михаила Шолохова «Судьба человека»

Герой рассказа Шолохова «Судьба Человека» Андрей Соколов показан в произведении настоящим человеком, которому действительно досталась нелегкая судьба, но который несмотря на все перенесенные тяготы был и остался настоящим человеком.

На фронт Соколов попал, оставив дома жену и троих детей, с войны вернулся к пустому дому. Жена и две его дочери погибли при бомбежке, сына убили на фронте в последний день войны.

Сам Соколов попал в немецкий плен и много раз был на грани жизни и смерти, один раз его даже чуть не расстреляли, но и тут Соколову повезло. В рассказе показано, как люди в нечеловеческих условиях, в немецком плену, готовясь к смерти находят в себе силы думать о других. Как незнакомый врач вправляет руку Соколову, не зная, будет ли тот жив на следующее утро, как Сам Андрей раздает хлеб и сало, полученные от коменданта всем заключенным, как вернувшись домой и оказавшись совершенно один Соколов берет к себе мальчика-сироту. Война не сделало сердце Соколова черствым, он так и остался добрым и отзывчивым человеком.

А равнодушие, равнодушно Соколов задушил предателя, который хотел выдать взводного, и это равнодушие было ответом на равнодушие человека, готового разменять собственную жизнь на жизнь совершенно невиновного человека.

 

faston24.ru

«Судьба человека» - рассказ М. А. Шолохова - Итоговое сочинение 2017


Что значит победить себя? Способен ли человек вынести все испытания судьбы? Проиведние Шолохова послужит прекрасным примером победы человека над собой.

 

Готовый аргумент для итогового сочинения по литературе на тему "Победа над собой" по произведению "Судьба человека":

Величайшую победу одержал главный герой рассказа М. Шолохова судьба человека. Андрей Соколов ни раз ощущал на себе жестокие удары судьбы, но ничто не смогло сломать дух русского человека.

В гражданскую войну Сколов потерял семью: отец, мать и сестренка погибли от голода. Совсем один остался человек на земле. Но руки Андрей не опустил. Получил образование, устроился на работу. Через какое-то время женился. Была у Андрея дружная семья, трое детишек, на которых он не мог нарадоваться.

Так бы и жил Соколов счастливой семейной жизнью, но одним днем все разрушила Великая Отечественная Война, и отправился Андрей на фронт. Недолго пришлось повоевать герою, попал он в плен. Несколько лет его мучили голод и изнуряющий труд, Соколов видел, как умирают его товарищи. Лишь мысли о семье поддерживали в сердце Андрея маленький огонек жизни. Все терпел русский солдат, зная, что при первом же удобном случае сбежит из плена и не обманулся.

Мечты героя не сбылись, ему пришлось пережить потерю родных во второй раз. В их дом, где находилась жена с двумя дочерями, попал снаряд. Андрей был вне себя, но справился и вернулся на фронт, чтобы продолжить службу.

В день Победы война отняла последнюю радость героя: утром узнал он о гибели сына. Словами не передать всю боль, которую испытал Андрей. Мне сложно понять, где простой русский мужчина нашел столько сил, но он продолжил жить, несмотря ни на что, усыновив мальчика, такого же одинокого, как он сам. Любой другой на его месте сдался бы, потеряв всякий интерес жизни. Поэтому я считаю, что это самая главная победа Андрея, победа над собой.

(253 слова)

 

Возможные тезисы:

1. Победить себя способен только человек с огромной силой воли

2. Победить себя - значит продолжить путь

3. Перенести все жизненные удары - значит победить себя

4. Жить, несмотря ни на что,  - величайшая победа

decsoch.ru

Проблемы и аргументы к ЕГЭ по русскому на тему: Война (таблица)

Перед вами банк аргументов для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Он посвящен военной тематике. Каждой проблеме соответствуют литературные примеры, которые необходимы для написания работы наивысшего качества. Заголовок соответствует формулировке проблемы, под заголовком находятся аргументы (3-5 штук в зависимости от сложности). Также вы можете скачать эти аргументы в виде таблицы (ссылка в конце статьи). Мы надеемся, что они помогут вам в подготовке к ЕГЭ.

Трусость в бою и ее последствия

  1. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак предал отчизну, испугавшись пыток. Когда два товарища в поисках провизии для партизанского отряда нарвались на оккупантов, они вынуждены были отступать и скрыться в деревне. Однако враги нашли их в доме местной жительницы и решили допросить их с применением насилия. Сотников с честью выдержал испытание, а вот его приятель примкнул к карателям. Он решил стать полицаем, хоть и намеревался сбежать к своим при первом удобном случае. Однако этот поступок навсегда перечеркнул будущее Рыбака. Выбив подпорки из-под ног товарища, он стал изменником и подлым убийцей, который не достоин прощения.
  2. В романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» трусость обернулась для героя личной трагедией: он потерял всё. Пытаясь завоевать расположение Марьи Мироновой, он решил хитрить и лукавить, а не вести себя мужественно. И вот, в решающий момент, когда Белгородская крепость была захвачена бунтовщиками, а родители Маши были зверски убиты, Алексей не встал за них горой, не защитил девушку, а переоделся в простое платье и присоединился к захватчикам, спасая свою жизнь. Его трусость окончательно оттолкнула героиню, и, даже будучи у него в плену, она гордо и непреклонно противилась его ласкам. По ее мнению, лучше уж умереть, чем быть заодно с трусом и предателем.
  3. В произведении Валентина Распутина «Живи и помни» Андрей дезертирует и прибегает к себе домой, в родную деревню. В отличие от него, его супруга была мужественной и преданной женщиной, поэтому она, рискуя собой, прикрывает сбежавшего мужа. Он живет в соседнем лесу, а она носит ему все необходимое втайне от соседей. Но отлучки Насти стали достоянием общественности. За ней в погоню на лодке поплыли односельчане. Чтобы спасти Андрея, Настена утопилась, так и не выдав дезертира. Но трус в ее лице лишился всего: любви, спасения, семьи. Его страх перед войной погубил единственного любящего его человека.
  4. В рассказе Толстого «Кавказский пленник» противопоставляются два героя: Жилин и Костыгин. Пока один, оказавшись в плену у горцев, смело борется за свою свободу, другой смиренно ждет, пока родные заплатят выкуп. Страх застилает ему глаза, и он не понимает, что эти деньги будут поддерживать мятежников и их борьбу против его соотечественников. На первом месте для него – лишь собственная участь, а на интересы родины ему наплевать. Очевидно, что трусость проявляется на войне и обнажает такие черты натуры, как эгоизм, слабохарактерность и ничтожность.

Преодоление страха на войне

  1. В рассказе Всеволода Гаршина «Трус» герой боится сгинуть во имя чьих-то политических амбиций. Его тревожит, что он со всеми своими планами и мечтами окажется лишь фамилией и инициалами в сухой газетной сводке. Он не понимает, ради чего ему нужно воевать и рисковать собой, к чему все эти жертвы. Его друзья, конечно, говорят, что им движет трусость. Они дали ему пищу для размышлений, и он решил все же записаться добровольцем на фронт. Герой осознал, что жертвует собой ради великого дела – спасения своего народа и отчизны. Он погиб, но был счастлив, ведь сделал действительно значимый шаг, и его жизнь приобрела осмысленность.
  2. В повести Михаила Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов преодолевает страх смерти и не соглашается выпить за победу Третьего Рейха, как того требует комендант. За подстрекательство к мятежу и неуважение к надзирателям ему и так грозит наказание. Единственный способ избежать гибели – принять тост Мюллера, предать родину на словах. Конечно, мужчина хотел жить, боялся пыток, но честь и достоинство были ему дороже. Мысленно и духовно он воевал с оккупантами, даже стоя перед начальником лагеря. И он победил его силой воли, отказавшись выполнить его приказ. Враг признал превосходство русского духа и наградил солдата, который даже в плену превозмогает страх и отстаивает интересы своей страны.
  3. В романе Льва Толстого «Война и мир» Пьер Безухов боится участвовать в военных действиях: он нескладный, робкий, слабый, не приспособленный для военной службы. Однако увидев размах и ужас отечественной войны 1812 года, он решил в одиночку пойти и убить Наполеона. Он вовсе не обязан был идти в осажденную Москву и рисковать собой, с его-то деньгами и влиянием он мог отсидеться в укромном уголке России. Но он идет, чтобы помочь народу хоть как-нибудь. Пьер, конечно, не убивает императора французов, но спасает девочку из пожара, а это уже немало. Он победил свой страх и не прятался от войны.

Проблема мнимого и реального героизма

  1. В романе Льва Толстого «Война и мир» Федор Долохов проявляет излишнюю жестокость в ходе военных действий. Он получает удовольствие от насилия, при этом всегда требует наград и похвал за свой мнимый героизм, в котором больше тщеславия, чем отваги. Например, он схватил за ворот уже сдавшегося офицера и долго настаивал, что именно он взял его в плен. Пока солдаты вроде Тимохина скромно и просто выполняли свой долг, Федор кичился и бахвалился своими преувеличенными достижениями. Он делал это не ради спасения родины, а ради самоутверждения. Это и есть фальшивый, ненастоящий героизм.
  2. В романе Льва Толстого «Война и мир» Андрей Болконский идет на войну ради карьеры, а не ради светлого будущего своей страны. Его волнует только слава, которая досталась, например, Наполеону. В погоне за ней он бросает в одиночестве беременную жену. Оказавшись в поле брани, князь устремляется в кровопролитную схватку, призывая многих людей пожертвовать собой вместе с ним. Однако его бросок не менял исхода боя, а лишь обеспечил новые потери. Поняв это, Андрей осознает ничтожность своих мотивов. С этой минуты он больше не гонится за признанием, его волнует лишь судьба родной страны, и только за нее он готов вернуться на фронт и жертвовать собой.
  3. В повести Василя Быкова «Сотников» Рыбак слыл сильным и смелым бойцом. Он был крепок здоровьем и могуч с виду. В драках ему не было равных. Но настоящее испытание показало, что все его поступки – лишь пустое бахвальство. Побоявшись пытки, Рыбак принимает предложение врага и становится полицаем. В его напускной смелости не было ни капли настоящего мужества, поэтому он не смог выдержать морального прессинга страха боли и смерти. К сожалению, мнимые добродетели распознаются только в беде, и его товарищи не знали, кому доверились.
  4. В повести Бориса Васильева «В списках не значился» герой в одиночку обороняет Брестскую крепость, все остальные защитники которой пали замертво. Николай Плужников и сам еле стоит на ногах, но все равно до конца жизни выполняет свой долг. Кто-то, конечно, скажет, что с его стороны это безрассудно. Один в поле не воин. Но я все же думаю, что в его положении это единственный правильный выбор, ведь ему не выбраться наружу и не присоединиться к боеспособным частям. Так не лучше ли дать последний бой, чем тратить пулю на себя? На мой взгляд, поступок Плужникова – подвиг настоящего мужчины, который смотрит правде в глаза.
  5. В романе Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» описаны десятки судеб простых ребят, которых война загнала в тяжелейшие условия: голод, смертельный риск, болезни и постоянная усталость. Они – не солдаты, а обычные жители деревень и сёл, тюрем и лагерей: неграмотные, малодушные, прижимистые и даже не очень честные. Все они – лишь пушечное мясо в бою, от многих нет никакого толку. Что ими движет? Желание выслужиться и получить отсрочку или работу в городе? Безысходность? Может, их пребывание на фронте – безрассудство? Можно ответить по-разному, а я все-таки думаю, что их жертвы и скромный вклад в победу не напрасны, а необходимы. Я уверен, что их поведением управляет не всегда осознанная, но верная сила – любовь к отечеству. Автор показывает, как и почему она проявляется в каждом из героев. Поэтому их смелость я считаю неподдельной.

Милосердие и равнодушие в атмосфере военных действий

  1. В романе Толстого «Война и мир» Берг, муж Веры Ростовой, проявляет кощунственное равнодушие к соотечественникам. Во время эвакуации из осажденной Москвы он пользуется горем и смятением людей, покупая их редкие и ценные вещи подешевле. Его не волнует судьба отечества, он смотрит только в свой карман. Беды окружающих беженцев, напуганных и задавленных войной, его никак не трогают. В то же время крестьяне жгут все имеющееся у них достояние, лишь бы оно не досталось врагу. Они сжигают дома, убивают скот, рушат целые деревни. Ради победы они рискуют всем, уходят в леса и живут одной семьей. На контрасте Толстой показывает безразличие и сострадание, противопоставляя бесчестную элиту и бедняков, оказавшихся богаче духовно.
  2. В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» описано единение народа перед лицом смертельной угрозы. В главе «Два солдата» старики приветствуют Василия и даже кормят его, потратив драгоценные съестные припасы на незнакомца. Взамен на гостеприимство герой чинит пожилой чете часы и прочую утварь, а также развлекает их обнадеживающими разговорами. Хоть старуха и неохотно достает угощение, Теркин ее не попрекает, ведь понимает, как тяжело им живется в деревне, где даже некому помочь дров наколоть – все на фронте. Однако даже разные люди находят общий язык и сострадают друг другу, когда над родиной сгустились тучи. В этом единении и заключался призыв автора.
  3. В повести Василя Быкова «Сотников» Демчиха прячет партизан, несмотря на смертельный риск. Она колеблется, будучи напуганной и загнанной деревенской бабой, а не героиней с обложки. Перед нами живой человек не без слабостей. Она не рада незваным гостям, по деревне кружат полицаи, и если они что-то найдут, никто не выживет. И все же сострадание в женщине берет верх: она укрывает бойцов сопротивления. И ее подвиг не остался незамеченным: на допросе с пытками и истязаниями Сотников не выдает свою покровительницу, тщательно пытаясь выгородить ее, свалить вину на себя. Так, милосердие на войне порождает милосердие, а жестокость – только жестокость.
  4. В романе Толстого «Война и мир» описаны некоторые эпизоды, указывающие на проявление равнодушия и отзывчивости в отношении к пленным. Русские люди спасли от смерти офицера Рамбаля и его денщика. Замерзшие французы сами пришли к вражескому лагерю, они умирали от обморожения и голода. Наши соотечественники проявили милосердие: накормили их кашей, налили им согревающей водки, а офицера даже на руках отнесли в палатку. А вот оккупанты были менее жалостливы: знакомый француз не заступился за Безухова, увидев его в толпе пленных. Сам граф едва остался в живых, получая скуднейший паек в тюрьме и идя по морозу на привязи. В таких условиях погиб ослабевший Платон Каратаев, которому никто из врагов и не думал давать каши с водкой. Пример русских солдат поучителен: он демонстрирует истину, что на войне нужно оставаться человеком.
  5. Интересный пример описал Александр Пушкин в романе «Капитанская дочка». Пугачев, атаман бунтовщиков, проявил милосердие и помиловал Петра, уважая в нем доброту и щедрость. Юноша когда-то одарил его полушубком, не скупясь на помощь незнакомцу из простонародья. Емельян продолжил делать ему добро и после «расплаты», ведь и на войне стремился к справедливости. А вот императрица Екатерина проявила равнодушие к судьбе преданного ей офицера и сдалась лишь на уговоры Марьи. На войне она проявила варварскую жестокость, устроив казнь мятежников на площади. Неудивительно, что народ шел против ее деспотической власти. Только сострадание может помочь человеку остановить разрушительную силу ненависти и вражды.

Нравственный выбор на войне

  1. В повести Гоголя «Тарас Бульба» младший сын главного героя находится на распутье между любовью и родиной. Он выбирает первое, навсегда отрекаясь от семьи и отчизны. Его выбор товарищи не приняли. Особенно горевал отец, ведь единственным шансом восстановить честь рода было убийство предателя. Боевое братство мстило за смерть своих близких и за притеснение веры, святую месть попрал Андрий, и за отстаивание этой идеи Тарас тоже сделал свой тяжелый, но необходимый выбор. Он убивает сына, доказывая однополчанам, что самое главное для него, как атамана, — это спасение родины, а не мелкие интересы. Так он навек скрепляет казацкое товарищество, которое будет бороться с «ляхами» и после его смерти.
  2. В рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник» героиня тоже принимала отчаянное решение. Дине нравился русский человек, которого насильно удерживали ее родственники, друзья, ее народ. Перед ней стоял выбор между родством и любовью, узами долга и велением чувства. Она колебалась, думала, решала, но не смогла не помочь, так как понимала, что Жилин не достоин такой участи. Он добр, силен и честен, но денег на выкуп у него нет, и в том не его вина. Несмотря на то, что татары и русские воевали, что одни захватывали других, девочка сделала нравственный выбор в пользу справедливости, а не жестокости. В этом, наверное, выражается превосходство детей над взрослыми: даже в борьбе они проявляют меньше злости.
  3. В романе Ремарка «На западном фронте без перемен» изображен образ военного комиссара, который призывал старшеклассников, совсем еще мальчишек, на Первую Мировую войну. При этом из истории мы помним, что Германия не защищалась, а нападала, то есть ребята шли на смерть ради чужих амбиций. Однако их сердца были воспламенены словами этого бесчестного человека. Так, главные герои пошли на фронт. И только там они поняли, что их агитатор – трус, отсиживающийся в тылу. Он посылает юношей на погибель, а сам сидит дома. Его выбор – безнравственный. Он обличает слабовольного лицемера в этом с виду мужественном офицере.
  4. В поэме Твардовского «Василий Теркин» главный герой переплывает ледяную реку, чтобы довести до сведения командования важные донесения. Он бросается в воду под обстрелом, рискуя замерзнуть на смерть или утонуть, схватив вражескую пулю. Но Василий делает выбор в пользу долга – идеи, которая больше него самого. Он вносит свой вклад в победу, думая не о себе, а об исходе операции.

Взаимопомощь и эгоизм на передовой

  1. В романе Толстого «Война и мир» Наташа Ростова готова уступить раненым подводы, лишь бы помочь им избежать преследований французов и покинуть осажденный город. Она готова потерять ценные вещи, несмотря на то, что ее семья находится на грани разорения. Все дело в ее воспитании: Ростовы всегда готовы были помочь и выручить человека из беды. Отношения им дороже денег. А вот Берг, муж Веры Ростовой, во время эвакуации выторговывал у напуганных людей вещи по дешевке, дабы нажить капитал. Увы, на войне не все выдерживают проверку на нравственность. Истинное лицо человека, эгоиста или благодетеля, всегда проявит себя.
  2. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого «кружок аристократов» демонстрирует неприятные черты характера знати, оказавшейся на войне из-за тщеславия. Например, Гальцин – трус, все об этом знают, но никто не говорит, потому что он – высокородный дворянин. Он лениво предлагает свою помощь на вылазке, но его все лицемерно отговаривают, зная, что тот никуда не пойдет, да и толку от него мало. Этот человек – малодушный эгоист, который думает только о себе, не обращая внимания на нужды отечества и трагедию собственного народа. В то же время Толстой описывает молчаливый подвиг врачей, которые работают сверхурочно и сдерживают разгулявшиеся нервы от увиденного ужаса. Их не наградят и не повысят, им до этого нет дела, ведь цель у них одна – спасти как можно больше солдат.
  3. В романе Михаила Булгакова «Белая Гвардия» Сергей Тальберг бросает свою жену и убегает из раздираемой гражданской войной страны. Он эгоистично и цинично оставляет в России все, что ему было дорого, все, чему он клялся быть верным до конца. Елену взяли под защиту братья, которые, в отличие от родственника, до последнего служили тому, кому дали присягу. Они оберегали и утешали покинутую сестру, ведь весь совестливый народ объединился под бременем угрозы. К примеру, выдающийся подвиг совершает командир Най-Турс, спасая юнкеров от неминуемой гибели в напрасном бою. Сам он гибнет, зато помогает безвинным и обманутым гетманом юношам сохранить жизнь и покинуть осажденный город.

Негативное влияние войны на общество

  1. В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» жертвой войны становится весь казацкий народ. Былой уклад жизни рушится из-за братоубийственной распри. Гибнут кормильцы, дети выходят из-под повиновения, вдовы сходят с ума от горя и невыносимого ярма труда. Трагически складывается судьба абсолютно всех героев: гибнут Аксинья и Петр, заражается сифилисом и совершает самоубийство Дарья, разочаровывается в жизни Григорий, умирает одинокая и забытая Наталья, черствеет и наглеет Михаил, убегает и несчастливо живет Дуняша. Все поколения находятся в разладе, брат идет на брата, земля осиротела, ведь в пылу битвы о ней позабыли. В итоге гражданская война привела лишь к опустошению и горю, а не к светлому будущему, которое обещали все враждующие стороны.
  2. В поэме Михаила Лермонтова «Мцыри» герой стал очередной жертвой войны. Его подобрал русский военный, насильно увёз из родного дома и, наверное, дальше распоряжался бы его судьбой, если бы мальчик не заболел. Тогда его почти что бездыханное тело было брошено на попечение монахов в попутном монастыре. Мцыри вырос, ему уготовили участь послушника, а затем и священнослужителя, но он так и не смирился с произволом похитителей. Юноша хотел вернуться на родину, воссоединиться с семьей, утолить жажду любви и жизни. Однако его лишили всего этого, ведь он был всего лишь пленником, и даже после побега оказался вновь в своей тюрьме. Эта история — эхо войны, так как борьба стран калечит судьбы простых людей.
  3. В романе Николая Гоголя «Мертвые души» есть вставка, которая является отделённой историей. Это повесть о капитане Копейкине. В ней рассказывается о судьбе калеки, который стал жертвой войны. В бою за родину он стал инвалидом. В надежде получить пенсию или какое-то вспоможение он приехал в столицу и начал ходить к чиновникам. Однако те ожесточились на своих удобных рабочих местах и лишь загоняли бедного человека, никак не облегчив его исполненную страданиями жизнь. Увы, постоянные войны в Российской империи породили множество таких случаев, поэтому никто на них особо не реагировал. Тут нельзя даже однозначно кого-то винить. Общество стало равнодушным и жестоким, так люди оборонялись от постоянных тревог и потерь.
  4. В рассказе Варлама Шаламова «Последний бой майора Пугачева» главные герои, честно оборонявшие родину во время войны, попали в трудовой лагерь на родине за то, что когда-то они были в плену у немцев. Никто не пожалел этих достойных людей, никто не проявил снисхождение, а ведь они не виновны в том, что попали в плен. И дело не только в жестоких и несправедливых политиках, дело в народе, который очерствел от постоянного горя, от неизбывных лишений. Само общество равнодушно внимало страданиям невинных солдат. И они тоже вынуждены были убивать охрану, бежать и отстреливаться, потому что кровавая резня и их сделала такими: беспощадными, злыми и отчаянными.

Дети и женщины на фронте

  1. В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» главные героини – женщины. Они, конечно, больше мужчин боялись идти на войну, у каждой из них остались близкие и родные люди. Рита даже оставила родителям сына. Однако девушки самозабвенно сражаются и не отступают, хоть и противостоят шестнадцати солдатам. Каждая из них борется героически, каждая преодолевает свой страх смерти во имя спасения отчизны. Их подвиг воспринимается особенно тяжело, ведь хрупким женщинам не место на поле брани. Однако они разрушили этот стереотип и победили боязнь, сковывающую и более подходящих бойцов.
  2. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» последние защитники Брестской крепости пытаются спасти женщин и детей от голодной смерти. У них не хватает воды и припасов. С болью в сердце бойцы провожают их в немецкий плен, другого выхода нет. Однако враги не жалели даже будущих матерей. Беременную жену Плужникова, Мирру, забивают сапогами и протыкают штыком. Ее изуродованный труп забрасывают кирпичами. Трагедия войны заключается в том, что она лишает людей человечности, высвобождая все их скрытые пороки.
  3. В произведении Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» герои – не солдаты, а юные пионеры. Пока на фронтах длится ожесточенная схватка, они, как могут, помогают отечеству выстоять в беде. Ребята делают тяжелую работу за вдов, сирот и одиноких матерей, которым даже некому дров наколоть. Они тайком выполняют все эти задания, не дожидаясь похвал и почестей. Для них главное – внести свой скромный, но важный вклад в победу. Их судьбы тоже скомканы войной. Женя, например, растет на попечении старшей сестры, отца же они видят раз в несколько месяцев. Однако это не мешает детям выполнять свой маленький гражданский долг.

Проблема благородства и низости в бою

  1. В романе Бориса Васильева «В списках не значился» Мирра вынуждена сдаться в плен, когда обнаруживает, что беременна от Николая. В их укрытии нет воды и пищи, молодые люди чудом выживают, ведь на них ведется настоящая охота. Но вот хромая еврейская девушка выбирается из подполья, чтобы спасти жизнь своему ребенку. За ней зорко наблюдает Плужников. Однако у нее не получилось смешаться с толпой. Чтобы ее муж не выдал себя, не пошел ее спасать, она отходит подальше, и Николай не видит, как его супругу бьют бешеные оккупанты, как ранят ее штыком, как заваливают ее тело кирпичами. В этом ее поступке столько благородства, столько любви и самопожертвования, что его сложно воспринимать без внутреннего содрогания. Хрупкая женщина оказалась сильнее, мужественнее и благороднее, чем представители «избранной нации» и сильного пола.
  2. В повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» подлинное благородство в условиях войны проявляет Остап, когда даже под пыткой не издает ни единого крика. Он не подарил врагу зрелища и ликования, победив его духовно. В своем предсмертном слове он лишь обратился к отцу, которого не ожидал уже услышать. Но услышал. И понял, что дело их живо, а значит, и он жив. В этом самоотречении во имя идеи раскрылась его богатая и сильная натура. А вот окружающая его праздная толпа – символ человеческой низости, ведь люди собрались, чтобы смаковать боль другого человека. Это ужасно, и Гоголь подчеркивает, как ужасен лик этой разношерстной публики, как противен ее ропот. Он противопоставил ее жестокость добродетели Остапа, и мы понимаем, на чьей стороне автор в этом конфликте.
  3. Благородство и низость человека по-настоящему проявляются только в экстренных ситуациях. Например, в повести Василя Быкова «Сотников» два героя повели себя совершенно по-разному, хоть и жили бок о бок в одном отряде. Рыбак предал страну, друзей, свой долг из-за страха боли и смерти. Он стал полицаем и даже помог своим новым сотоварищам повесить бывшего напарника. Сотников же о себе не думал, хоть и претерпел мучения от пыток. Он пытался спасти Демчиху, своего бывшего друга, отвести беду от отряда. Поэтому он все валил на себя. Этот благородный человек не позволил себя сломать и с достоинством отдал жизнь за родину.

Проблема ответственности и халатности бойцов

  1. В «Севастопольских рассказах» Льва Толстого описывается безответственность многих бойцов. Они лишь рисуются друг перед другом, а на дело ходят только ради повышения по службе. Они совершенно не думают об исходе битвы, их интересуют только награды. Например, Михайлов заботится лишь о том, чтобы завязать дружбу с кружком аристократов и получить какие-то выгоды от службы. Получив ранение, он даже отказывается перевязать его, чтобы всех поразил вид крови, ведь за серьезную травму положено вознаграждение. Поэтому не удивительно, что в финале Толстой описывает именно поражение. С таким отношением к своему долгу перед родиной невозможно выиграть.
  2. В «Слове о полку Игореве» неизвестный автор повествует о поучительном походе князя Игоря на половцев. Стремясь к обретению легкой славы, он ведет дружину на кочевников, пренебрегая заключенным перемирием. Русские войска разбивают врагов, но ночью кочевники застают спящих и хмельных воителей врасплох, многих убивают, остальных берут в плен. Молодой князь раскаялся в своем сумасбродстве, но поздно: дружина перебита, его вотчина без хозяина, жена в скорби, как и весь народ. Антиподом легкомысленного правителя выступает мудрый Святослав, который говорит, что русские земли нужно объединить, а к врагам просто так не стоит соваться. Он ответственно относится к своей миссии и порицает тщеславие Игоря. Его «Золотое слово» впоследствии стало основой политической системы Руси.
  3. В романе Льва Толстого «Война и мир» друг другу противопоставляются два типа полководцев: Кутузов и Александр Первый. Один бережет своих людей, выше победы ставит благополучие армии, а другой думает лишь о быстром успехе дела, а на жертвы солдат ему наплевать. Из-за неграмотных и недальновидных решений русского императора армия понесла потери, воины были удручены и сбиты с толку. А вот тактика Кутузова принесла России полное избавление от врага при минимальных потерях. Поэтому очень важно на боле боя быть ответственным и гуманным руководителем.

Скачать таблицу с аргументами

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *