5 класс литература сказка – Методическая разработка по литературе (5 класс) по теме: Конспект урока литературы в 5 классе «Русские народные сказки», презентации к уроку | скачать бесплатно

«Сказки 5 класса» — Литература

ГОЛУБУШКА

Сказка

В одном маленьком городе жила семейная пара Дарья Петровна и Федор Степанович. Дарья Петровна работала на хлебзаводе пекарем, а Федор Степанович работал там же водителем. Жили они в домике на берегу реки, а за рекой — густой лес. Жили они дружно и счастливо, только не было у них детей.

Дарья каждый день рано утром шла на завод и пекла хлеб, а Фёдор развозил хлеб в магазины. Так проходил у них каждый день. Но один день в их жизни стал необычным и перевернул всю их жизнь….

На улице стояла золотая осень, сквозь серые тучи пробивались первые солнечные лучики. Дарья и Фёдор шли на работу, под ногами шуршала листва. И вдруг они услышали тихий плач. Фёдор подошел к тому месту, откуда шел звук, и увидел голубку с подбитым крылом. Она так плакала, что можно было подумать что плачет маленький ребёнок . Они подобрали голубку и отнесли домой, дали зерно, воду и уложили в теплый плед. Сами же побежали на работу.

День был тяжелым, супруги пришли домой уставшие. Войдя в дом, они увидели на печи горячий суп, пироги стояли на столе, а в доме был идеальный порядок. Они так удивились, но не могли понять, откуда все это взялось. А голубка тихо лежала в пледе….

На следующее утро Дарья и Федор опять отправились на работу. Голубке они оставили еду и воду, проверили её крылышко, а Дарья, поглаживая её по головушке, приговаривала: « Моя хорошая ,нет у нас деток, а ты будешь нам как дочь, никуда тебя не отпустим , любить и заботиться о тебе будем.»

На улице шёл дождик, холодный ветер стучал веточками в окно. Супруги, приближаясь к дому после работы, увидели свет в своём окошке, из трубы дома шёл дымок, а в окне мелькала чья-то тень. Они побежали, думая, что происходит в их доме. Но к тому времени свет в доме погас, и тень исчезла. В доме всё было как прежде, только в печи тихо потрескивали дрова, а на печке весело шипел чайник. Голубка так и лежала, укутавшись в плед.

Дарье и Федору стало очень интересно, что за чудеса происходят в их доме. И они решили проследить. Утром, как обычно, супруги собрались на работу, но далеко не ушли. Погуляв немного по городу вернулись к дому и заглянули в окно. Как велико было их удивление, когда они увидели , что по дому ходит маленькая девочка с голубыми глазками , белокурыми волосами . Она весело подметала пол и напевала песенку. Дарья и Федор вбежали в дом и стали спрашивать, кто она и откуда взялась в их доме. Девочка испугалась, и по её румяным щекам потекли слёзы. Супруги стали успокаивать девочку, налили чай и, усадив её за стол, стали слушать рассказ девочки.

«Меня зовут Настенька и мне всего семь лет. Раньше я жила вместе с родителями , но однажды в наш дом пришла беда. На улице был летний жаркий день, но поднялся сильный ветер, который разрушал всё на своём пути, он разрушил и наш дом, унеся с собой моих родителей, а я осталась одна. Я долго бродила по лесу, вдруг на моем пути встретилась старенькая бабушка, которая, услышав о моём горе, превратила меня в голубку и сказала, что я найду своё счастье там, где земля укрыта золотом. И я полетела в поисках счастья. Долго я летела, всё искала золотую землю, устала и упала, повредив крыло. Если бы не вы, я просто замерзла бы в золотой листве. Вы так были добры, что я решила отплатить вам тем же».

Дарья, утирая слезы, сказала:

— Настенька, золотом укрыта земля-это листва, а мы только можем попросить тебя остаться вместе с нами и стать нам дочерью.

— Не дал нам Бог своих детей, но послал нам тебя, оставайся с нами,- сказал Федор.

Настенька согласилась и стали они жить одной дружной семьей. Дарья и Федор называли свою доченьку ласково голубушкой, и стали самыми счастливыми родителями на свете.

Иванова Екатерина

multiurok.ru

Урок литературы в 5 классе по теме «Литературная сказка»

«Берестянская ОШ» — филиал МКОУ «Демушкинская СШ»

Конспект урока литературы

на тему: «Русская литературная сказка»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Васильева Лариса Александровна

2015 — 2016

Тема: «Русская литературная сказка»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Обучающие цели:

-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

— выявить различия авторской сказки от народной

Развитие цели:

— создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

— создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности

Воспитательные цели:

— создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята. Мир литературы в 5 классе мы начинали открывать для себя со знакомства с народными сказками. А недавно мы познакомились с творчеством писателей, которые также работали в жанре сказок. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Попробуйте сами сформулировать цели урока.

(Дадим определение сказки; покажем отличия авторской сказки от народной).

Итак, ребята, вспомним, что такое

сказка? (Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

Вспомните, какие сказки мы с вами уже прочитали? (Называют сказки)

Хорошо, вы перечислили сказки народные и литературные . Рассмотрим, чем отличаются эти сказки. Как ещё по-другому называют литературную сказку ? Почему?

(Авторской. У литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ).

Правильно. В этом и заключено первое отличие народной сказки от литературной. В какой форме существовала сказка народная? Почему?

(Когда книгопечатание не было развито, сказка передавалась из уст в уста, т.е. существовала в устной форме . Литературная сказка же существует в письменной форме)

Правильно. Это второе отличие. Из этого вытекает следующее: когда появилась возможность напечатать текст, он стал неизменяемым. А каков был в этом плане текст народной сказки?

(Народная сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение и не записывалась, поэтому текс ее постоянно изменялся. Каждый сказитель вносил что-то свое. )

Хорошо. Запишите третье отличие. Можно ли определить дату «создания» народной сказки, когда она появилась? А литературной?

(Нет. А дату создания литературной сказки можно определить, т.к. автор всегда датирует свое произведение )

Хорошо. Это ещё одно отличие. Запишите его в таблицу.

Так как народная сказка существовала в устной форме, было ограничение по времени . Что это значит?

(Народная сказка была невелика по объёму, т.к. и рассказывать , и слушать долго невозможно. Литературную сказку можно читать в свободное время и с перерывами). 

Правильно. Это следующее отличие. Теперь обратимся к внутреннему содержанию сказок. Вспомните, как начинаются народные сказки?

( В некотором царстве, в некотором государстве…)

Можем ли мы точно определить место и время действия?

(Точное место и время определить невозможно ).

А место и время действия в литературной сказке? Приведите пример .

(В литературной сказке автор называет место и время, а если нет, то оно угадывается. Например, в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» точно указано и время, и место событий ).

Правильно. Какие сказки вам кажутся более волшебными? Почему?

(Действие происходит будто бы в нереальном месте и пространстве, поэтому и события кажутся более волшебными, фантастическими. А события литературной сказки привязаны к действительности, которая нам близка).

Кроме этого, ребята, каждую литературную сказку отличает неповторимый авторский стиль, язык, способ решения художественной задачи. Таким образом, мы выявили следующие отличия:

Народная сказка

Нет автора. Автор — народ

Литературная сказка

Есть автор

Народная сказка

Устная форма

Литературная сказка

Письменная форма

Народная сказка

Изменяемый текст

Литературная сказка

Неизменяемый текст

Народная сказка

Нет даты

Литературная сказка

Есть дата

Народная сказка

Небольшая по объему

Литературная сказка

Больший объём

Народная сказка

Неопределенное пространство и время

Литературная сказка

Пространство и время определено

Народная сказка

События более волшебные

Литературная сказка

События приближены к реальности

Подведение итогов.

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по теме: « За что я люблю сказки?»

infourok.ru

Конспект урока по Литературе «Русские народные сказки» 5 класс

Урок литературы в 5 классе

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Будоговищенская ООШ»

Белёвского района

Тульской области

2012 г.

Тема урока: Русские народные сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма: нетрадиционная.

Класс: 5.

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • развить представление о сказке;

  • показать особенности жанра сказки;

  • дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся;

  • развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

Воспитательные:

  • привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

  • способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».

— Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?

— За что вы любите сказки?

— Назовите ваши любимые народные сказки.

— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

— Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

— Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

— Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)

— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8)крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8). Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) — это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение — композицию. (Слад 15).

Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. (Слайд 16). Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин (Слайд 17), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка (Слайд 18), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

— Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

Гномы:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

— А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

Гном Забывалка:

— Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

Гном Путалка:

Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

– «Царевна-Индюшка» (Слайд 24).

– «По собачьему веленью» (Слайд 25).

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Слайд 26)

– «Петушок — золотой пастушок» (Слайд 27).

– «Мальчик-с-кулачок» (Слайд 28)..

– «У страха уши велики» (Слайд 29).

— Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!

Гномы уходят.

Домашнее задание:

1. Дочитать сказку до конца.

2. Подготовить подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка».

3. Охарактеризовать главных героев (устно).

Использованные интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/321-1-0-37912

http://vseskazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/r/russkie/Ckazka_o_lagushke_i_bogature.jpg

http://www.licey.net/lit/istok/magic

http://www.hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod358.php

http://referat.mirslovarei.com/d/465643/

http://linda6035.ucoz.ru/

Использованная литература:

  1. В мире литературы. 5 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразовательных заведений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденва, Е.С.Романчева, А.К.Киселев. – М.: Дрофа, 1995.

  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч.1/Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – 4-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.

  3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. –М.: ВАКО, 2009.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература/Авт.-сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ –ЛТД,1997.

doc4web.ru

Конспект урока-викторины по литературе на тему «Мои любимые сказки» (5 класс)

Урок-викторина «Мои любимые сказки».

Цель:

  • поддержать интерес учеников к русским народным сказкам;

  • развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;

  • развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

Оборудование: сборник сказок, иллюстрации художников к сказкам; рисунки учеников, презентация, выставка «Русские народные сказки».

Ход урока.

  1. Вступительное слово. (Слайд 1)

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.

  1. Повторительно-обобщающая беседа по сказкам. (Слайд 2)

Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.

За что вы любите сказки?

— Назовите ваши любимые народные сказки.

— Каких сказочных героев вы особенно понравились?

— Чем интересны герои народных сказок?

— Каким героем народной сказки вы могли бы быть?

  1. Викторина. (Слайд 3)

— Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»

Задание 1 — «Разминка» (слайд 4).

  • Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)

  • Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

  • Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

  • Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)

  • Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)

  • С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)

  • О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)

  • Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)

  • Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)

  • Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)

— Вы хорошо знаете сказки, но в сказках, как и в других произведениях, встречаются непонятные слова. И следующее ваше задание заключается в том, чтобы объяснить эти непонятные слова.

Задание 2 – «Словарик» (слайд 5).

Объяснить значение слов.

Терем — (дом в Древней Руси).

Рыскучие (звери) — (бегущие).

Зачин – начало сказки.

Концовка – последние слова сказки.

— Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.

Задание 3 –«Чёрный ящик» (слайд 6).

  1. Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)

  2. Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)

  3. Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)

  4. Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)

— В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.

Задание 4 — «Творческое» (слайд 7).

Подберите пословицы к героям сказки:

1 команда — Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).

2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).

— Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».

Задание 5 – «Шуточный рисунок» (слайд 8).

Нарисовать портрет 1 команда – Кощея Бессмертного

2 команда — Бабы-Яги

— Воображение является неотъемлемой частью нашего творческого мышления. Все мы, когда читаем интересное произведение, то живо представляем себе героев произведения, захватывающие события. И нам всегда интересно, а какой же он этот Иван-царевич или Василиса Премудрая? А каким бы я их изобразил? Как бы я их сыграл? Следующий конкурс поможет нам это узнать.

Задание 6 – «Живые картины» (слайд 9).

— Ребята, вам было дано домашнее задание — создать иллюстрацию к народной сказке на ваш выбор, рисунки у вас получились очень хорошие, теперь ваша задача представить свою иллюстрацию в шуточной форме.

Задание 7 – Защита иллюстраций «Мои любимые сказки» (слайд 10).

  1. Подведение итогов (Слайд 11).

— Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр — сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.

Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.

— Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.

www.metod-kopilka.ru

Список литературы на лето 5 класс русские народные сказки

Список литературы на лето. 5 класс.

Русские народные сказки:

— «Царевна-лягушка»

— «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

— «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

Из древнерусской литературы:

— «Повесть временных лет»

— «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Из литературы VIII века:

— Михаил Васильевич Ломоносов «Случались вместе два астронома в

пиру…»

Из литературы XIX века

Русские басни:

— Иван Андреевич Крылов «Ворон и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Волк на псарне»

— Василий Андреевич Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»

— Александр Сергеевич Пушкин «Няне», «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Русская литературная сказка:

— Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»

— Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps»

— Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино»

— Николай Васильевич Гоголь «Заколдованное место»

— Николай Алексеевич Некрасов «На Волге», «Есть женщины в русских селеньях…», «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети»

— Иван Сергеевич Тургенев «Муму»

— Афанасий Афанасьевич Фет «Весенний дождь»

— Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник»

— Антон Павлович Чехов «Хирургия»

Поэты XIX века о Родине и родной природе:

— Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»

— А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок)

— И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок)

— А. Н. Майков «Ласточки»

— И. З. Суриков «Зима» (отрывок)

— А. В. Кольцов «В степи»

Из литературы XX века:

— Иван Алексеевич Бунин «Косцы»

— Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»

— Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

— Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

— Константин Георгиевич Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы»

— Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев»

— Андрей Платонович Платонов «Никита»

— Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро»

«Ради жизни на Земле…»:

— К. М. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»

— А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Произведения о Родине и родной природе:

— И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…»

— А. Прокофьев «Алёнушка»

— Д. Кедрин «Алёнушка»

— Н. Рубцов «Родная деревня»

— Дон-Аминадо «Города и годы»

Писатели улыбаются:

— Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

Из зарубежной литературы:

— Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мёд»

— Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

— Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

— Жорж Санд «О чём говорят цветы»

— Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

— Джек Лондон «Сказание о Кише»

Список литературы на лето. 6 класс.

Устное народное творчество:— Обрядовый фольклор. Пословицы, поговорки, загадки

Из древнерусской литературы:

— «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе»

Из литературы XVIII векаРусские басни:— Иван Иванович Дмитриев «Муха»

Из русской литературы XIX века:

— Иван Андреевич Крылов «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей»

— Александр Сергеевич Пушкин «Узник», «Зимнее утро», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Дубровский»

— Михаил Юрьевич Лермонтов «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы»

— Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»

— Фёдор Иванович Тютчев «Листья», «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…»

— Афанасий Афанасьевич Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

— Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка», «Железная дорога»

— Николай Семёнович Лесков «Левша»

— Антон Павлович Чехов «Толстый и тонкий»

Родная природа в стихотворениях русских поэтов:

— Я. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»

— Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»

— А. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Из русской литературы XX века:

— Андрей Платонович Платонов «Неизвестный цветок»

— Александр Степанович Грин «Алые паруса»

— Михаил Михайлович Пришвин «Кладовая солнца»

Произведения о Великой Отечественной войне:

— К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

— Д. С. Самойлов «Сороковые»

— Виктор Петрович Астафьев «Конь с розовой гривой»

— Валентин Григорьевич Распутин «Уроки французского»

— Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

— Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Родная природа в русской поэзии XX века:

— А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

— С. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»

— А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

— Василий Макарович Шукшин «Срезал», «Критики»

Из литературы народов России (обзор):

— Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга»

— Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира:

— Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

— Геродот «Легенда об Арионе»

— Гомер «Одиссея», «Илиада»

Произведения зарубежных писателей:

— Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот»

— Фридрих Шиллер «Пречатка»

— Проспер Мериме «Маттео Фальконе»

— Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

— Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Список литературы на лето. 7 класс.

Устное народное творчество:

— Предания «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Пётр и плотник»

— Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей -разбойник», «Садко», «Калевала»

— Пословицы и поговорки

Из древнерусской литературы:

— «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)

— «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

— «Повесть временных лет»

Из русской литературы XVIII века:

— Михаил Васильевич Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

— Гавриил Романович Державин «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Из русской литературы XIX века:

— Александр Сергеевич Пушкин «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов», «Станционный смотритель»

— Михаил Юрьевич Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел»

— Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба»

— Иван Сергеевич Тургенев «Бирюк»; стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

— Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Размышления у парадного подъезда»

— Алексей Константинович Толстой «Василий Шибанов», «Михайло Репнин»

— Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

— Лев Николаевич Толстой «Детство»

— Иван Алексеевич Бунин «Цифры», «Лапти»

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»:

— Антон Павлович Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня»

— В. Жуковский «Приход весны»

— И. Бунин «Родина»

— А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест»

Из русской литературы XX века:

— Максим Горький «Детство», «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

— Владимир Владимирович Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»

— Леонид Николаевич Андреев «Кусака»

— Андрей Платонович Платонов «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

— Борис Леонидович Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…»

На дорогах войны— А. Ахматова (стихотворения о войне)

— К. Симонов (стихотворения о войне)

— А. Твардовский (стихотворения о войне)

— А. Сурков (стихотворения о войне)

— Н. Тихонов (стихотворения о войне)

— Фёдор Александрович Абрамов «О чём плачут лошади»

— Евгений Иванович Носов «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя»

— Юрий Павлович Казаков «Тихое утро»

«Тихая моя Родина»:

— В. Брюсов (стихотворения о Родине)

— Ф. Сологуб (стихотворения о Родине)

— С. Есенин (стихотворения о Родине)

— Н. Заболоцкий (стихотворения о Родине)

— Н. Рубцов (стихотворения о Родине)

— Александр Трифонович Твардовский «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»

— Дмитрий Сергеевич Лихачёв «Земля родная»

Писатели улыбаются, — М. Зощенко «Беда»

Песни на слова русских поэтов XX века:

— А. Вертинский «Доченьки»

— И. Гофф «Русское поле»

— Б. Окуджава «По смоленской дороге…»

Из литературы народов России:

— Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине»

Из зарубежной литературы:

— Роберт Бернс «Честная бедность»

— Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!»

— Японские хокку

— О. Генри «Дары волхвов»

— Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы»

Список литературы на лето. 8 класс.

Устное народное творчество:

— Народные песни «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён»

— Частушки

— Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком…»

Из древнерусской литературы:

— «Жития Александра Невского»

— «Шемякин суд»

Из литературы XVIII века:

— Денис Иванович Фонвизин «Недоросль» (сцены)

Из литературы XIX века:

— Иван Андреевич Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз»

— Кондратий Фёдорович Рылеев «Смерть Ермака»

— Александр Сергеевич Пушкин «Туча»

— К*** («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября», «История Пугачёва» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

— Михаил Юрьевич Лермонтов «Мцыри»

— Николай Васильевич Гоголь «Ревизор», «Шинель»

— Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «История одного города»

— Николай Семёнович Лесков «Старый гений»

— Лев Николаевич Толстой «После бала»

Поэзия родной природы:

— А. С. Пушкин «Цветы последние милей…»

— М. Ю. Лермонтов «Осень»

— Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

— А. А. Фет «Первый ландыш»

— А. Н. Майков «Поле зыблется цветами…»

— Антон Павлович Чехов «О любви»

Из русской литературы XX века:

— Иван Алексеевич Бунин «Кавказ»

— Александр Иванович Куприн «Куст сирени»

— Александр Александрович Блок «Россия»

— Сергей Александрович Есенин «Пугачёв»

— Иван Сергеевич Шмелёв «Как я стал писателем»

Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи

— О. Дымов

— А. Аверченко

— «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”» (отрывки)

— М. Зощенко «История Болезни»

— Тэффи «Жизнь и воротник»

— Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»

— Александр Трифонович Твардовский «Василий Тёркин»

— Андрей Платонович Платонов «Возвращение»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов:

— М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

— Б. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»

— А. Фатьянов «Соловьи»

— Л. Ошанин «Дороги»

— Виктор Петрович Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

Русские поэты о Родине, родной природе:

— И. Анненский «Снег»

— Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»

— Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»

— Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…»

— Н. Оцуп «Мне трудно без России…» (отрывок)

— З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»

— Дон-Аминадо «Бабье лето»

— И. Бунин «У птицы есть гнездо…»

Из зарубежной литературы:

— Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта», «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…»

— Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве»

— Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

— Вальтер Скотт «Айвенго»

Список литературы на лето. 9 класс.

Из древнерусской литературы:

— «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII века:

— Михаил Васильевич Ломоносов «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

— Гавриил Романович Державин «Властителям и судиям», «Памятник»

— Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

— Николай Михайлович Карамзин «Бедная Лиза», «Осень»

Из русской литературы XIX века:

— Василий Андреевич Жуковский «Море», «Невыразимое», «Светлана»

— Александр Сергеевич Грибоедов «Горе от ума»

— Александр Сергеевич Пушкин «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Цыганы», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»

— Михаил Юрьевич Лермонтов «Герой нашего времени», «Фаталист», «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…»

— Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души»

— Александр Николаевич Островский «Бедность не порок»

— Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи»

— Лев Николаевич Толстой «Юность»

— Антон Павлович Чехов «Тоска», «Смерть чиновника»

Из русской литературы XX века

— Иван Алексеевич Бунин «Тёмные аллеи»

— Михаил Афанасьевич Булгаков «Собачье сердце»

— Михаил Александрович Шолохов «Судьба человека»

— Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор»

Александр Александрович Блок «Ветер принёс издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

— Сергей Александрович Есенин «Вот уж вечер…», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»

— Владимир Владимирович Маяковский «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок)

— Марина Ивановна Цветаева «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве»

— Николай Алексеевич Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

— Анна Андреевна Ахматова «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны»

— Борис Леонидович Пастернак «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»

— Александр Трифонович Твардовский «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом»

Песни и романсы на стихи поэтов XIXXX веков:

— А. С. Пушкин «Певец»

— М. Ю. Лермонтов «Отчего»

— В. Соллогуб «Серенада»

— Н. Некрасов «Тройка»

— Е. А. Баратынский «Разуверение»

— Ф. И. Тютчев «К. Б.»

— А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…»

— А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»

— А. А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

— К. М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»

— Н. Заболоцкий «Признание»

Из зарубежной литературы

Античная лирика:

Гай Валерий Катулл «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…»

Гораций «Я воздвиг памятник…»

— Данте Алигьери «Божественная комедия» (фрагменты)

— Уильям Шекспир «Гамлет»

— Иоганн Вольфганг Гёте «Фауст»

textarchive.ru

5 класс Материалы к уроку «Сказка как жанр.»

Добрый мир народной сказки…

виртуальная экскурсия

Карасёва Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 15 г. Усть-Илимска Иркутской области

Сказочное путешествие за тридевять земель

Маршрут

Влияние сказки на искусство

Ох, уж эта сказка!

Немного обо

всём

Известные персонажи

Художники и сказка

Ох, уж эта сказка! Виды и другое…

Самые знаменитые собиратели народных сказок – Александр Николаевич Афанасьев и Владимир Иванович Даль

В сказках о животных звери разговаривают и ведут себя как люди (Сказки «Кот, лиса и петух», «Теремок»)

Герои волшебных сказок одолевают врагов, спасают друзей, сталкиваясь

с нечистой силой

(Сказка « Марья Моревна»)

В бытовых сказках люди решают свои проблемы благодаря находчивости (Сказка «Каша из топора»)

4

Композиция и язык сказок

Присказки

Зачин

Назначение присказки – подготовить к восприятию сказки

«Было это на море, на окияне. На острове Кидане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн. Это не сказка, а присказка, сказка вся впереди»

В сказках употребляются повторы, чаще всего троекратные

Иван бьётся насмерть со Змеем Горынычем трижды, царевич выполняет три задания…

Концовка — итог сказочного действия

«И стали они жить-поживать и добра наживать»

Используются постоянные эпитеты : конь добрый

сравнения: быстр как ветер

Имена и прозвища у животных:

кот — Котофей Иванович,

волк – «из-за кустов хап»

Передают устоявшиеся представления о предметах

Красота передаётся формулой : «Ни в сказке сказать, ни пером описать». О быстром росте говорят : «Растёт не по дням, а по часам»

Зачин – начало сказки

В нём указываются герои, время и место действия:

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

Концовки

Повторы

Сказочныеформулы

Язык сказок

Известные персонажи

Зло недолговечно, добро и любовь победят всегда

Иван-Царевич, Иван-дурак, Василиса –главные персонажи волшебных сказок

Хитрая лиса, злой волк

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Избушка на курьих ножках

Глупый медведь

Кот Баюн — чудовище, встреча с которым грозила верной гибелью, побеждённый кот может исцелять людей песнями (Сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»)

Василиса Прекрасная наделена мудростью, мягким нравом, трудолюбием. Зовут её так за красоту и умение работать (Сказка «Василиса

Прекрасная»)

Емеля ловок и удачлив, обладает незаурядными способностями, получил магическую силу

от волшебной щуки

(Сказка «По щучьему велению»)

Иван — дурак в семье младший сын, носит имя — оберег, он поэт и музыкант, ищет собственные решения

(Сказка «Сивка — бурка»)

Баба Яга сторожит сказочное царство, служат ей звери и птицы. Иногда она вкусно кормит гостей, вручает чудесные дары (Сказка «Царевна — лягушка»)

Кощей жаден, превращает людей в камень, силу черпает из воды. Часто Баба Яга сообщает, как убить злодея

(Сказка «Кощей Бессмертный»)

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие предметы?

Увы!

Да !

К

А

В

Р

У

А

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

Ъ

Я

Ю

Э

Ь

Ы

Щ

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Художники и сказка

Детской книжной иллюстрации около

300 лет

Слово «иллюстрация» в переводе с латинского

означает «освещать, проливать свет, объяснять»

«Василиса

Прекрасная»

В картине «Ковёр-самолёт» выражена мечта о свободном полёте. Перед взором влюблённых в лучах заходящего солнца пролетают

горы, реки, леса («Сказка о ковре-самолёте»)

В «Царевне-лягушке» создана атмосфера русской старины, сказочности.

Орнамент – одна из особенностей работ художника (Сказка «Царевна-лягушка»)

Художник с увлечением работал над

картиной

«Иван-Царевич

на Сером Волке»

(«Сказка об Иване-Царевиче, Жар-птице и о Сером Волке»)

У тёмной воды художник увидел грустную девушку, вспомнилась сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке» . Так возник замысел картины

«Алёнушка»

У иллюстраций

свой стиль, рамки

с орнаментами продолжают содержание сказки. Изба Яги окружена орнаментом из поганок (Сказка «Василиса Прекрасная»)

Виктор Михайлович Васнецов одним

из первых познакомил детей со сказочным миром

«Царевна-лягушка»

В.М. Васнецов изобразил задорный танец Василисы, увлечённость музыкантов (Сказка «Царевна-лягушка»)

Прекрасный мир русской сказки живёт в картинах Ивана Яковлевича Билибина

Сказки рисовали Н.К. Рерих,

М.А. Врубель. Получили признание работы

Е.Д. Поленовой,

Т.А. Мавриной,

Ю.А. Васнецова и других художников

Влияние сказки на искусство

Лубки — народные картинки.

В лубочных картинках сказки занимали главное место

Не прошёл мимо сказки

кинематограф. Любимые мультфильмы созданы в традициях

жанра

Спектакли на сюжеты сказок всегда вызывают огромный интерес у детей

Сказки учат доброте, трудолюбию, делают людей человечнее и мудрее

Композиторы часто обращались к сказке И.Ф.Стравинский Балет

«Жар — птица»

«Волшебный сундучок»

Сказочный житель леса, помощник Бабы Яги

Л

Первый «летательный аппарат» женщины

Кто ездил к царю на печи?

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Змей Горыныч

Леший

Кощей Бессмертный

Кот Баюн

Змей Горыныч

Леший

Путешествию конец, кто был с нами – молодец!

Ракета

Емеля

Иван-дурак

Иван-царевич

Емеля

Иван-дурак

Иван-царевич

Ракета

Ступа

Ступа

Летучий корабль

Летучий корабль

Не начать ли нам

сказку сначала?

В сундучке вопросы, варианты ответов и ответы. Щёлкай по нему

Информационные источники:

1 слайд

Фон http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/81/37081886_32728262_29436103_2.jpg

Музыка http://detkam.e-papa.ru/mp/6/5.html

2 слайд

Лиса http://foxu.ru/uploads/posts/2010-05/1274987640_lisa_skazki21.jpg

Емеля http://ornament.my1.ru/_nw/0/68861.jpg

Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png

Водяной http://s49.radikal.ru/i124/0902/68/24b16629450d.png

Яга http://freelance.ru/img/portfolio/pics/00/07/7E/491230.jpg

Колобок http://www.bookin.org.ru/book/463176

Летучий корабль http://locator.ucoz.org/photo/letuchij_korabl_illjustracii_k_skazke/polet_nad_derevnej/5-0-62

3слайд Шарик со стрелкой

http://www.livegif.ru/Gallery/SAIT/navigation/NEXT/Button-04.gif

4 слайд

Теремок http://www.miromaxx.ru/2/1510-teremok.html

Сказка «Кот, лиса и петух» http://murzilka.km.ru/02-01/images/s02.jpg

Книга «Русские народные сказки» http://neznayka.ucoz.ru/russnar.jpeg

Каша из топора http://s05.radikal.ru/i178/1005/8d/bf2e27e3d7b5.jpg

  В.И.Даль http://img12.imageshost.ru/img/2010/11/21/image_4ce837b0a0078.jpg

А.Н.Афанасьев http://tale.mus-ani.com/page/tales_afanasiev

6 слайд

Баба Яга http://ornament.my1.ru/_nw/0/50899.jpg

Избушка на курьих ножках http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/131/47131331_e7b334c431fb.jpg

Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg

Маша и медведь http://www.kanc-eksmo.ru/upload/iblock/749/hpr.cdgabv.mynb-r-lvyrubx.jpg

Лиса и волк http://multjashki.net/img_kadr/lisa.patrikeevna.avi.image4.jpg

Кощей http://forum.materinstvo.ru/uploads/1166297036/post-22010-1166536043_thumb.jpg

Царевна http://s50.radikal.ru/i130/0902/bd/9ea686923f38.png

Иван-дурак http://i040.radikal.ru/1012/9b/db7e612357c1.jpg

Иван-царевич http://zenitbol.ru/_fr/17/8008083.png

7 слайд

Василиса http://www.stihi.ru/pics/2009/09/02/1059.jpg

Иван-дурак http://s52.radikal.ru/i138/0902/12/658f080f07e4.png

Емеля http://www.livejournal.ru/static/files/tech/themes/zoom/1408_2.jpg

Кощей http://mordikov.fatal.ru/images-2/vremenno/197.jpg

Кот Баюн http://i02.fsimg.ru/3/tlog_box/1439/1439373.jpg

Баба Яга http://www.ircenter.ru/files/products/pics/65609/fullsize/32231.jpg

8 слайд

Царевна-лягушка http://s39.radikal.ru/i083/1008/fd/7f59408e69b0.gif

  9 слайд

Книга «Русские народные сказки» http://www.ruslania.com/pictures/big/4601250351384.jpg

Рамка http://musplus.ru/uploads/posts/2010-10/1286783560_111.frames.musplus.ru.jpg

Кот и лиса http://blogs.mail.ru/mail/yoska57/6caafedfefbfc4f6.html

10 слайд

Автопортрет В.М.Васнецова http://bms.24open.ru/images/5104b9ce778cccf990ca36548fe573f1

«Царевна-лягушка» http://img11.nnm.ru/0/d/6/a/1/c526097a5a6fbbe1ce7e14fa489_prev.jpg

«Ковёр-самолёт» http://www.zhaba.ru/_pics/vmhute9adpwkn34e.jpg

«Иван-царевич на Сером волке» http://f70.rimg.info/1908445_41decbe2b71817f6f84e4cda81b8bbfd_1.jpg

«Алёнушка» http://www.vasnecov.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=6c771ef5-8da3-4c52-9473-4f30d49a39e6&key=main

И.Я.Билибин http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html

«Царевна-лягушка» http://s3.gzt.ru/f/upload/picture/10/11/09/image_35979.thumbnail.jpg

«Василиса Прекрасная» http://fotki.yandex.ru/users/peressa2009/view/411629/?page=0

11 слайд

Балет http://dancerussia.ru/img/pix/1276672355_zhar_ptica.jpg

Спектакль http://www.teatrostrovok.ru/upload/iblock/c13/1%20pglcjy%20pqnehmfygd%20vxzjoac.jpg

Лубок http://www.pereskazhi.com/gallery/albums/userpics/10001/normal_pro10a.jpg

Мультфильм http://rambller.biz/uploads/posts/2011-02/1296719536_6.jpg

Девочка с книгой http://www.cuded.com/wp-content/uploads/2010/10/20101029_a_fairy_tale_by_temporary_peace.jpg

Медвежонок http://www.mytwins.ru/wp-content/gallery/st/skazki.jpg

12 слайд

Гусляр http://skazochka.ucoz.ru/doz/big/skazka_06.png

«Сивка-бурка» http://s006.radikal.ru/i214/1001/e9/f595f4b467ea.jpg

Материалы портала, которые были использованы при создании ВЭ

Беленькая Л.В. Пример последовательной подачи информации. В помощь учителю

Беленькая Л.В. Как сделать фигуру полупрозрачной? И другое… В помощь учителю Беленькая Л.В. Алгоритм уменьшения веса презентации через опцию программы Power Point «сжатие рисунков» Беленькая Л.В. Общие правила оформления презентации

Беленькая Л.В. Анимация в PowerPoint . В помощь учителю

Беленькая Л.В. Изменение формата изображения. В помощь учителю.

Беленькая Л.В. Алгоритм выполнения триггера в презентации

Беленькая Л.В. Цвет в презентации

Мосина Г. А. Работа с триггерами Занятие 2

Сказки: Кн. 1 / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова.- М.: Сов. Россия, 1988. – (Библиотека русского фольклора; т. 2).

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://traditio.ru/wiki

http://www.bayushki.ru/tales_illustration.htm

http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/5.html#n2

http://community.livejournal.com/ru_oldrussia/57716.html

http://www.ruthenia.ru/folklore/antonov1.htm

http://rusprogram.ru/f-24

http://www.tanais.info/art/vasnetsov4more.htm

http://peressa2009.narod2.ru/illyustratori/bilibin_illyustratsii_k_skazkam/

http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

http://revolution.allbest.ru/sport/00034242_0.html

multiurok.ru

Сказка для 5 класса — Озеро сказок

Далеко-далеко, в дремучем лесу, в таком дремучем, что в нём могли потеряться даже самые шустрые и внимательные лесные жители, жил-был медвежонок Тимка. Медвежонок Тимка вовсе не боялся старого леса. Он знал каждую его тропинку, а ещё Тимка очень любил сидеть на обрыве скалы и смотреть на звёзды.

К обрыву было трудно подобраться. Только большой и сильный зверь мог пройти через густые заросли шиповника и осины. Но чем ближе пробирался зверь к заветному месту, тем мягче и гостеприимней становилась природа на его пути. Вот за осиной показала свои ветки белоствольная берёза. Вот могучая сосна, основание которой поросло мхом, скрипнула на ветру. А вот и белые грибы, собравшиеся дружной стайкой, прячутся от путника в траве.

Медвежонку Тимке всегда был приятен этот момент. Ему казалось, что на обрыве его кто-то ждёт. Он учащал шаг и вскоре оказывался на заветном месте.

Однажды мама медвежонка, бурая медведица, заметила, что вечерами её сынок куда-то пропадает. Медвежонок Тимка объяснял своё исчезновение походом к друзьям, но мама медвежонка не знала больше никаких медвежьих семей, да и соседей у них не было. Бурая медведица не на шутку испугалась и решила вечером проследить, куда её сынок уходит так поздно. Как только сыночек отправился на прогулку, мама, не торопясь, тронулась за ним вслед.

Каково же было её удивление, когда медвежонок привёл её на обрыв. Тимка уселся на самом краю и устремил глаза в небо. Бурая медведица тихо подошла к медвежонку и обняла его.

— Почему ты приходишь сюда, сынок? Здесь становится как-то не по себе…

— Мам, прости меня, что я долго скрывал от тебя правду, но меня словно магнитом тянет сюда!

— Конечно, Тимка, я тебя прощу. Только ты пообещай впредь не обманывать меня.

— Хорошо, мамочка.

Медвежонок сильнее прижался к бурой медведице.

— Мам, а откуда всё взялось? Откуда появилась земля, звёзды и вон та здоровенная луна на небе?

— Всё, что ты видишь, сынок, принадлежит Вселенной. Вселенная – это пространство, которое ограничено миллиардами галактик. В галактиках светят миллиарды звёзд, возле которых вращаются планеты, движутся метеориты и кометы. Причиной возникновения Вселенной стал большой взрыв, в результате которого и возник красивый мир, в котором ты живёшь.

— Мам, а в какой галактике я живу?

— Наша Галактика, сынок, называется Млечный путь. В ней находятся наша планета Земля, Солнце, звёзды, которые мы видим невооружённым взглядом…

— И даже Луна?

— И даже Луна, сынок, которая является спутником Земли.

— Мам, а как получилось, что появилось Солнце и планеты?

— Поговаривают, что первым делом образовалась солнечная туманность, которая была похожа на облако из пыли и газа. Потом это облачко становилось всё меньше и меньше. В его центре образовалось Солнце – удивительная звезда, а из плотных остатков газо-пылевого облака следом возникли планеты…

— Мам, а сколько планет в Солнечной системе?

— Всего восемь планет, Тимка.

— И на каждой из них живут медведи?

Бурая медведица улыбнулась:

— Нет, малыш.

Медвежонок Тимка загрустил:

— Как так? Неужели я один-единственный медвежонок из Солнечной системы?

— Тимочка, на нашей планете живут другие медведи, только они очень далеко от нас. Ты просто не встречал их.

— Мне так одиноко, мам, — загрустил медвежонок Тимка.

— Ничего, малыш, это пока так одиноко. Вот подрастёшь и обязательно встретишь других медведей.

Медвежонок Тимка ещё раз устремил свой взгляд в небо. В тёмно-синем пространстве блеснул небольшой метеор и полетел на землю.

— Как было бы хорошо, — подумал медвежонок Тимка, — если бы в другой галактике, на совершенно незнакомой мне планете с красной поверхностью и необычными деревьями с треугольными листьями в небо смотрел такой же, как я, медведь… Пусть у него и шкура будет другого цвета, например, зелёного, и антенны на голове болтаются в виде светящихся шариков… не важно… Главное, что этот медведь ждёт меня в гости, и я буду ждать его…

— Что ты там бормочешь, сынок? – спросила бурая медведица. – Нам пора идти домой, в родную берлогу, малыш.

Медведи тихонько отправились домой. Их путь освещали мерцающие звёзды.

Автор и иллюстратор: Юлия Раенко

www.ozeroskazok.com

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *