Рабочая программа по русской литературе 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхне-Арбашская средняя школа им.А.Х.Газизуллина» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено»Руководитель МО гуманитарного цикла
______/Гибадуллина Л.Г./
Протокол № ___ от
«____»____________2016г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
_________/Зиятдинова Р.К./
«____»____________2016г.
«Утверждаю»
Директор
___________/ Исламов Р.И./
Протокол педагогического совета № ____
от «___» __________ 2016г.
Приказ № _____
от «___»___________2016г.
Рабочая программа
по русской литературе для 9 класса
Гильмутдиновой Саджиды Сулеймановны,
учителя I квалификационной категории
2016 — 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
— Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 года № 237 – ФЗ.
-Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, учрежденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 год № 1089
-В настоящее время в школе используются Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Цели:
— формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
— овладение умениями грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
— формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
— обогатить духовный мир учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
— формировать умения сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
Количество часов – 102 ( 3 часа в неделю).
Содержание программы
Введение.(1 час) Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература XVIII, XIX, XX веков. Древнерусская литература. (2 часа) Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси.Патриотизм древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.
Русская литература XVIII века.(11 часов) Классицизм как литературное направление. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном», «Случились два астронома в пиру». Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства.
Г.Р. Державин «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник». Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии.
Д.И. Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль». Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Классицистическая комедия. Проблема воспитания истинного гражданина. Идеи русского просвещения в пьесе”Недоросль”.
Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Изображение в повести жизни простых людей.
Н.М. Карамзин. Черты сентиментализма в повести. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
А.Н. Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. «Путешествие из Петербурга в Москву» . Гневный протест против крепостного права.
Русская литература первой половины XIX века. (37 часов) Романтизм в русской литературе.
В.А. Жуковский «Лесной Царь», «Вечер», «Море». Мир нравственных переживаний в лирике поэта.
Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума». История создания.
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Система образов комедии. Русская классическая литература в оценке русских критиков(И.А. Гончаров о Грибоедове).. Сюжет и конфликт комедии». Анализ сцены на балу. «Горе от ума» в оценке русской критики. «Мильон терзаний» Чацкого. Авторская позиция и средства ее выражения в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика любви «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна». «К морю», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Евгений Онегин»-первый реалистический роман в стихах в русской литературе. Недюжинность натуры Онегина». Татьяна-любимая героиня Пушкина. Образ автора. Особенности композиции романа. «Онегинская строфа» В.Г.Белинский о Пушкине. Тема одиночества в романе «Евгений Онегин». Внеклассное чтение А.С. Пушкина «Цыганы».
М.Ю. Лермонтов Трагическая судьба поэта. Лирика. «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина». Мотивы вольности и одиночества. «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт», «Молитва», «Пророк» . Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова.
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность композиции. Психологизм в литературе . «Герой нашего времени». Глава «Бэла». Глава «Максим Максимыч». Печорин- «портрет поколения»
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества. Н.В. Гоголь . «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы. «Мертвые души» Т.1 гл.6 Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека .Чичиков и помещики. Чичиков — новый герой эпохи. Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями».
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы.
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Творческая история романа. Смысл названия.
Базаров и его мнимые последователи. Характер конфликта между «отцами и детьми.”
Пейзаж и его роль в романе.
Русская литература второй половины 19 века. (19 часов) Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы. Образы крестьян. Проблема «господского счастья». Гриша Добросклонов- образ народного заступника.
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Жизнь и творчество. Замысел романа и его воплощение. Трагедия «маленьких людей» в жестоком мире. Образ Петербурга-бездушного призрачного города, убивающего людей. Проблема смирения и гордости, бунт маленького человека.
Л.Н. Толстой Биография писателя. Повесть «Юность» Автобиографическая основа повести. Стремление героя к самосовершенствованию. Вера в победу счастья и добра.
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Общие сведения о романе. Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Бородинская битва. Подвиг в понимании и изображении Толстого. Изображение партизанской войны.
В.М.Гаршин. Жизнь и творчество. «Красный цветок».
Русская литература 20 века. (23 часа) М.Горький «Макар Чудра». А.А. Блок Биография поэта. Лирика «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Ты – как отзвук забытого гимна…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…». Тема Родины.
С.А. Есенин. Биография поэта. Лирика. «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Собаке Качалова». Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта.
М.А. Булгаков. Биография писателя. «Собачье сердце». История создания. Смысл названия. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
А.П. Платонов. Биография писателя. «Песчаная учительница». Гуманизм рассказа.
М.А. Шолохов Биография писателя. «Судьба человека». Великая Отечественная война 1812 год. Андрей Соколов и Ванюша. Забота о судьбе детей. Гуманизм рассказа.
В.М. Шукшин. Биография писателя. «Мастер» Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности. «Крепкий мужик». Два типа человека-мастер, созидатель и разрушитель.
Вн.чт. В.М.Шукшин. «Чудик».
Развитие речи. Отзыв на прочитанную книгу.
Ф.А. Абрамов. Биография поэта. «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях. Репрессия.
Ч.Т. Айтматов. Биография поэта. Роман. «Буранный полустанок».( «И дольше века длится день…»). Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров. «И дольше века длится день…». Тема памяти в романе. Гуманистический пафос романа.
Н.М. Рубцов. Судьба поэта. Лирика. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Песня», «Березы», «Видения на холме».
А.А.Вознесенский. В.С.Высоцкий. Лирика.
Зарубежная литература. (9 часов) Ф.Шиллер «Коварство и любовь». Античная лирика. Э.Т.А.Гофман. В.Шекспир. «Гамлет». Обзор. Трагизм любви Гамлета и Офелии. И.В.Гете. «Фауст». Обзор. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».Честь и достоинство в понимании Мольера.
А.Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Обзор. Философская проблематика сказки (любовь, добро, зло, одиночество, смысл земного существования.)
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
Введение.1
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы: древнерусская, литература XVIII, XIX, XX веков
1.09
Древнерусская литература.
2
Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси
5.09
3
Патриотизм древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности
7.09
Русская литература XVIII века.
4
Классицизм как литературное направление. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы
8.09
5
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном», «Случились два астронома в пиру». Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства
12.09
В связи с праздничным днем, переносится на 14.09
6
Г.Р. Державин «Фелица», «Властителям и судиям», «Памятник». Взгляды Державина на назначение поэта и поэзии
14.09
7
Д.И. Фонвизин. Биография писателя. «Недоросль»
15.09
8
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Классицистическая комедия
19.09
9
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина
21.09
10
Идеи русского просвещения в пьесе”Недоросль”
22.09
11
Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Изображение в повести жизни простых людей
26.09
12
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Черты сентиментализма в повести. Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности
28.09
13
А.Н. Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Зарождение в литературе антикрепостнической направленности
29.09
14
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» .Гневный протест против крепостного права
3.10
Русская литература первой половины XIX века.
15
Романтизм в русской литературе
5.10
16
В.А. Жуковский «Лесной Царь», «Вечер», «Море». Мир нравственных переживаний в лирике поэта
6.10
17
Реализм в русской литературе и литературе других народов России, многообразие реалистических тенденций. А.С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга. «Горе от ума». История создания
10.10
18
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Система образов комедии. Русская классическая литература в оценке русских критиков(И.А. Гончаров о Грибоедове).
12.10
19
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Сюжет и конфликт комедии
13.10
20
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Анализ сцены на балу
17.10
21
А.С. Грибоедов «Горе от ума» в оценке русской критики. «Мильон терзаний» Чацкого
19.10
22
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
20.10
23
А.С. Пушкин. Личность поэта, его судьба. Лирика любви «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна»
24.10
24
А.С.Пушкин. «К морю», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина
26.10
25
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»-первый реалистический роман в стихах в русской литературе
27.10
26
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Недюжинность натуры Онегина
7.11
27
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна-любимая героиня Пушкина
9.11
28
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Образ автора
10.11
29
А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Особенности композиции романа. «Онегинская строфа» В.Г.Белинский о Пушкине.
12.11
30
Тема одиночества в романе «Евгений Онегин»
14.11
31
Внеклассное чтение А.С. Пушкин «Цыганы»
16.11
32
М.Ю. Лермонтов Трагическая судьба поэта
17.11
33
М.Ю. Лермонтов Лирика. «Смерть поэта», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина». Мотивы вольности и одиночества
21.11
34
М.Ю. Лермонтов ««Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт», «Молитва», «Пророк» . Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова
23.11
35
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Сложность композиции. Психологизм в литературе
24.11
36
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Бэла»
28.11
37
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Глава «Максим Максимыч»
30.11
38
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Печорин-«портрет поколения»
1.12
39
Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
5.12
40
Н.В. Гоголь. Очерк жизни и творчества
7.12
41
Н.В. Гоголь . «Мертвые души». История создания. Смысл названия поэмы
8.12
42
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Т.1 гл.6 Образ Плюшкина как воплощение последней степени падения человека
12.12
43
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Т.1 гл.7 Содержание и роль лирических отступлений в поэме
14.12
44
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Чичиков и помещики
15.12
45
Н.В. Гоголь «Мертвые души». Чичиков — новый герой эпохи
19.12
46
Н.В. Гоголь «Выбранные места из переписки с друзьями»
21.12
47
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»
22.12
48
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы
9.01
49
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Творческая история романа. Смысл названия
11.01
50
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и его мнимые последователи
12.01
51
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Характер конфликта между «отцами и детьми»
16.01
52
И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Пейзаж и его роль в романе
18.01
Русская литература второй половины 19 века
53
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы
19.01
54
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян
23.01
55
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Проблема «господского счастья»
25.01
56
Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов- образ народного заступника
26.01
57
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Жизнь и творчество. Замысел романа и его воплощение
30.01
58
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание» Трагедия «маленьких людей» в жестоком мире
1.02
59
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Образ Петербурга-бездушного призрачного города, убивающего людей
2.02
60
Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание». Проблема смирения и гордости, бунт маленького человека
6.02
61
Л.Н. Толстой Биография писателя. Повесть «Юность» Автобиографическая основа повести
8.02
62
Л.Н. Толстой «Юность». Стремление героя к самосовершенствованию
9.02
63
Л.Н. Толстой «Юность». Вера в победу счастья и добра
13.02
64
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Общие сведения о романе
15.02
65
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Тема войны в романе.Шенграбенское и Аустерлицкое сражения
16.02
66
Л.Н.Толстой. «Война и мир» Бородинская битва. Подвиг в понимании и изображении Толстого
20.02
67
Л.Н.Толстой. «Война и мир». Изображение партизанской войны
22.02
68
В.М.Гаршин. Жизнь и творчество. «Красный цветок»
23.02
69
Красный цветок-как воплощение мирового зла
27.02
70
А.А. Блок Биография поэта. Лирика «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье», «Ты – как отзвук забытого гимна…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»
1.03
71
А.А.Блок. «Ты – как отзвук забытого гимна…», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» Тема Родины.
2.03
72
С.А. Есенин. Биография поэта. Лирика. «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая…»
6.03
73
С.А.Есенин. «Низкий дом с голубыми ставня-ми», «Собаке Качалова». Основополагающее значение темы родины в творчестве поэта
8.03
74
М.А. Булгаков. Биография писателя. «Собачье сердце». История создания. Смысл названия
9.03
75
М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика
13.03
76
М.А. Булгаков. «Собачье сердце». «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
15.03
77
А.П. Платонов. Биография писателя. «Песчаная учительница»
16.03
78
А.П. Платонов. «Песчаная учительница». Гуманизм рассказа
29.03
80
М.А. Шолохов Биография писателя. «Судьба человека». Великая Отечественная война
30.03
81
М.А. Шолохов «Судьба человека». Андрей Соколов и Ванюша. Забота о судьбе детей
3.04
82
М.А. Шолохов «Судьба человека». Гуманизм рассказа
5.04
83
В.М. Шукшин. Биография писателя. «Мастер» Обращение писателей второй половины 20 века к острым проблемам современности
6.04
84
В.М. Шукшин «Крепкий мужик». Два типа человека-мастер, созидатель и разрушитель
10.04
85
Вн.чт. В.М.Шукшин. «Чудик»
12.04
86
Развитие речи. Отзыв на прочитанную книгу
13.04
87
Ф.А. Абрамов. Биография поэта. «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести
17.04
88
Ф.А. Абрамов. «Поездка в прошлое». Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях. Репрессия
19.04
89
Ч.Т. Айтматов. Биография поэта. Роман. «Буранный полустанок».( «И дольше века длится день…»). Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных национальных характеров
20.04
90
Т. Айтматов «И дольше века длится день…». Тема памяти в романе. Гуманистический пафос романа
24.04
91
Н.М. Рубцов. Судьба поэта. Лирик. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Песня», «Березы», «Видения на холме»
26.04
92
А.А.Вознесенский. В.С.Высоцкий. Лирика
27.04
93
Урок-композиция «Песни и романсы на стихи русских поэтов»
1.05
Зарубежная литература.
94
Ф.Шиллер «Коварство и любовь»
3.05
95
Античная лирика. Э.Т.А.Гофман
4.05
96
В.Шекспир. «Гамлет». Обзор
8.05
97
В.Шекспир. «Гамлет» Трагизм любви Гамлета и Офелии
10.05
98
И.В.Гете. «Фауст». Обзор
11.05
99
И.В.Гете. «Фауст». Трагизм любви Фауста и Гретхен
16.05
100
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»
18.05
101
Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Честь и достоинство в понимании Мольера
19.05
102
А.Сент-Экзюпери. Сказка «Маленький принц». Обзор Философская проблематика сказки (любовь, добро, зло, одиночество, смысл земного существования.)
23.05, 25.05
Ученик должен знать:
— содержание изученных литературных произведений;
— изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
— воспринимать и анализировать художественный текст;
— выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
— определять род и жанр литературного произведения;
— выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
— характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
— выражать свое отношение к прочитанному;
— выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
— владеть различными видами пересказа;
— строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;
— писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
— сопоставлять тематически близкие произведения русской и родной литературы, произведения, раскрывающие сходные проблемы, а также произведения, близкие по жанру; раскрывать в них национально обусловленные различия;
— создавать устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы, писать изложения с элементами сочинения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
— определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
— поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Информационно- методическое обеспечение:
Русская литература 9 класс в 2-х частях. Под редакцией М. Г. Ахметзянова, Казань Издательство «Магариф» 2006
Методическое пособие для учителя: Золотарева И.В., Михайлова, Т.И.. Поурочные разработки по литературе I-II половины 20 века-М., «ВАКО», 2007 год
Журналы «Магариф», «Литература в школе»
Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Санкт-Петербург, Издательство «Тригон», 2007 год
Г.А.Анищенко. Литературный справочник. Москва «Форум», 2012 год
Программы Русская литература для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г. Ахметзянова Казань «Магариф»,2009
Интернет-ресурсы
http: school-collection.edu.ru
http:/fcior.edu.ru/
http: //interneturok.ru/
http: //km.edu.tatar.ru
https: //geo-oge.sdamgia.ru 6. http: //www.fipi.ru
Итоговая работа для промежуточной аттестации
Тест по литературе для 9 класса.
Древнерусская литература относится к
(отметь верный ответ):
А. — 12 веку;
Б. – 11-13 векам;
В. – 11-17 векам.
Произведения древнерусской литературы – это
(отметь лишнее):
А. – «Повесть временных лет».
Б. – «Горе от ума».
В. – «Слово о полку Игореве».
Г. – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Д. — «Евгений Онегин».
Литературные направления в русской литературе возникли:
(подчеркни верную дату):
классицизм — 17 век, 18 век;
сентиментализм — 18 век, 19 век;
романтизм – 19 век, 20 век.
Авторы и произведения русской литературы 18 века — это
(отметь лишнее):
А. — М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…1747 года».
Б. — Г. Р. Державин. «Фелица».
В.- М. А. Шолохов. «Судьба человека».
Г — Д.И.Фонвизин. «Недоросль».
Д. — Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза».
5. Русские романтики – это
(отметь лишнее) :
А — К.Ф. Рылеев,
Б. — В.А.Жуковский,
В. — А.С.Пушкин,
Г. — М.Ю. Лермонтов,
Д. – А.Н. . Островский.
А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
А. — Кому из героев принадлежат следующие слова
(подчеркни верный ответ):
«И дым Отечества нам сладок и приятен»- (Фамусов, Чацкий)
«Герой не моего романа» — (Лиза, София)
«Злые языки страшнее пистолета» — (Лиза, София)
«Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца» — (Молчалин, Фамусов)
7. С. Пушкин.
Даты, события
(Отметь верный ответ)
1. А.С.Пушкин родился
а — в Москве;
б — в Санкт-Петербурге;
в- в Михайловском.
2. В лицее Пушкин написал:
а.-«Воспоминания в Царском Селе»
б- «Деревня»
в – «Лицинию».
3. Кто из великих поэтов 18 века «в гроб сходя, благословил» поэта?
а– Ломоносов
б- Державин
4.19 октября в жизни А.С. Пушкина:
а- день открытия Царскосельского лицея и встречи с лицейскими друзьями:
б – день окончания Лицея.
5. Дуэль Пушкина с Дантесом состоялась
а — 27 января 1837 года:
б — 6 июня 1837 года.
8. Лирика А.С.Пушкина
Фрагмент какого стихотворения приведен ниже
(выбери правильный ответ):
1.Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
а- «К Чаадаеву»
б – « К морю»
2 . Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
а – «Осень»
б – «В Сибирь»
3. Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
а – «Я вас любил»
б- «К ***»
9. Роман «Евгений Онегин»
О каких героях романа идет речь в приведенных отрывках
(выбери правильный ответ):
1.Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно….
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра,
И завтра то же, что вчера.
а – Евгений Онегин
б — Владимир Ленский
2. С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
а – Евгений Онегин
б — Владимир Ленский
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан…
а- Ольга Ларина
б – Татьяна Ларина
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная, боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
а- Ольга Ларина
б – Татьяна Ларина
10. Выберите правильный вариант ответа из текста, отвечая на вопрос
1. Почему Татьяна влюбилась в Онегина:
а — Как он, она была одета
Всегда по моде и к лицу
б- И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
2. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны:
а- Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.
б- Он уезжает со двора,
Спокойно дома засыпает
3. Почему Онегин соглашается на дуэль с Ленским:
а- В разборе строгом
Он обвинял себя во многом…
б — …в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист….
И вот общественное мненье!
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
Оценка «5» — 90 – 100 %;
Оценка «4» — 70 – 89 %;
Оценка «3» — 50 – 69 %;
Оценка «2»- менее 50 %.
infourok.ru
ЛИТЕРАТУРА 9 класс.doc — программа по литературе 9 класс
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7е издание, М. Просвещение, 2014 Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами,
проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовноэстетическая ценность, освоение идейноэстетического
богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и
уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историколитературных сведений и теоретико
литературных понятий;
•
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретноисторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Концентр 59 классов готовит школьников к восприятию линейного историколитературного курса 1011 классов формирует грамотного читателя.
Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.
Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и
наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика
литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение
на литературную и историколитературную темы, презентации проектов
итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
znanio.ru
Рабочая программа по литературе; 9 класс — Планирование — Русский язык и литература
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Полный текст материала Рабочая программа по литературе; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
pedsovet.su