Рекомендательный список литературы для 7 класса
Устное народное творчество:
Былины.
Древнерусская литература:
Поучение Владимира Мономаха.
Повесть о Петре и Февронии Муромских.
Русская литература 18-19 веков:
Гоголь Н.В. Тарас Бульба.
Державин Г.Р. Стихотворения.
Лермонтов М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Ломоносов М.В. Стихотворения.
Некрасов Н.А. Русские женщины. Размышления у парадного подъезда.
Пушкин А.С. Полтава. Медный всадник. Песнь о вещем Олеге.
Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки.
Толстой Л.Н. Детство.
Тургенев И.С. Бирюк. Певцы. Стихотворения в прозе.
Чехов А.П. Хамелеон. Злоумышленник. Тоска. Пересолил. Маска.
Русская литература 20 века:
Абрамов Ф.А. О чем плачут лошади.
Андреев Л.Н. Кусака.
Астафьев В.П. Последний поклон.
Белых Г. Республика ШКИД.
Беляев А.Р. Голова профессора Доуэля. Ариэль.
Богомолов В. Иван.
Бунин И.А. Лапти. Цифры.
Горький М. Детство. Старуха Изергиль.
Дубов Н.И. Мальчик у моря. Беглец.
Жвалевский А., Пастернак Е. Время всегда хорошее. Правдивая история Деда Мороза.
Иванов А. Старая Немецкая сказка, или Игра в войну.
Казаков Ю.П. Тихое утро.
Крапивин В.П. Рыцарь прозрачного кота. Семь фунтов брамсельного ветра. Голубятня на жёлтой поляне.
Куприн А.И. Изумруд. Тапер.
Маяковский В.В. Хорошее отношение к лошадям.
Носов Е.И. Кукла. Живое пламя.
Нусинова Н. Приключения Джерика.
Платонов А.П. Юшка. Неизвестный цветок.
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Тендряков В.Ф. Весенние перевертыши.
Тор А. Остров в море. Пруд Белых лилий. Глубина моря. Открытое море.
Троепольский Г.Н. Белый Бим — Черное ухо.
Зарубежная литература:
Буссенар Л. Капитан Сорви-голова.
Верн Ж. 20000 лье под водой.
Де Мари С. Последний эльф.
Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста.
Дюма А. Три мушкетера.
Киплинг Р. Отважные капитаны.
Купер Ф. Последний из могикан. Следопыт. Зверобой.
Лондон Д. Зов предков.
Маршалл А. Я умею прыгать через лужи.
О’Генри. Дары волхвов.
По Э. Овальный портрет. Лягушонок.
Пулман Ф. Северное сияние. Янтарный телескоп.
Рид М. Всадник без головы. Оцеола, вождь семинолов.
Скотт В. Айвенго. Квентин Дорвард.
Стивенсон Р. Остров сокровищ.
Шклярский А. Таинственное путешествие Томека (и др.)
За страницами учебника:
Воскобойников В. Жизнь замечательных детей (Пушкин А., Суворов А., Петр I, Лермонтов М., Македонский А. и др.)
Гальперштейн Л. Забавная физика.
Даррелл Дж. Моя семья и другие звери.
Лаврова С. Занимательная медицина.
Наследник встал рано и за уроки сел…
Перельман Я. Занимательная алгебра.
Попов Н. Бородинское сражение.
Порудоминский В.И. Друг бесценный, или Восемь дней на пути в Сибирь.
Рони Ж. Борьба за огонь. Пещерный лев.
Книги серии «Библиотека открытий»
spislit.ru
Дата | День недели | Время | Тренинг | 11.10. | вс | 11:00 | «Маленькие умники» Детская группа (дети 4-5 лет) — Краснодар | 11.10. | вс | 12:00 | «Пси-школьники» — Краснодар | 11.10. | вс | 13:00 | Подростковая группа — Краснодар ФМР | 17.10. | сб | 11:00 | «Перепрограмма негативных событий и эмоций» — Краснодар ЧМР | 18.11. | вс | 11:00 | «Маленькие умники» Детская группа — Краснодар | 18.11. | вс | 12:00 | «Пси-школьники» Детская группа — Краснодар | 25.11. | вс | 11:00 | «Маленькие Умники» Детская группа (дети 4-5 лет) — Краснодар | 01.12. | вс | 13:00 | «Работа с желаниями» дистанционный тренинг | 02.12. | вс | 11:00 | «Маленькие Умники» Детская группа (дети 4-5 лет) — Краснодар | 02.12. | вс | 12:00 | «Пси-школьники» — Краснодар | 02.12. | вс | 13:00 | Подростковая группа — Краснодар ФМР | 09.12. | вс | 11:00 | «Маленькие умники» Детская группа — Краснодар | 09.12. | вс | 12:00 | «Пси-школьники» Детская группа — Краснодар | 09.12. | вс | 13:00 | Подростковая группа — Краснодар ФМР | 22.12. | сб | 11:00 | Ресурсный транс — Краснодар ФМР | 23.12. | вс | 11:00 | Ресурсный транс — Краснодар ЧМР | 12.01. | вс | 12:00 | «Маленькие умники» Детская группа — Краснодар | 20.01. | вс | 11:00 | «Маленькие умники» Детская группа — Краснодар | 20.01. | вс | 12:00 | «Пси-школьники» Детская группа — Краснодар | 20.01. | вс | 13:00 | Подростковая группа — Краснодар ФМР |
ashinova.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
Как выбрать современную детскую книжкуСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
ПО ПРОГРАММЕ: Школьная программа от BOOKMATE
7 класс (список от Гильдии словесников)
О.В. Смирнова. Что читать в 14-15 лет?
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛЕТНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
(ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИЗУЧЕНИЯ)
Н. А. НЕКРАСОВ. «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» И. А. БУНИН. «Цифры», «Лапти», стихотворенияЛ. АНДРЕЕВ. «Кусака»
В. В. МАЯКОВСКИЙ. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям»
А. П. ПЛАТОНОВ. «Юшка», «Неизвестный цветок»
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ. Стихотворения
Ф. А. АБРАМОВ. «О чем плачут лошади»
Е. И. НОСОВ. «Кукла», «Живое пламя»
А. В. ВАМПИЛОВ. «Свидание»
Ю. П. КАЗАКОВ. «Тихое утро»
Д. С. ЛИХАЧЕВ. «Земля родная»
Р. БЁРНС. «Честная бедность»Дж. Г. БАЙРОН. «Ты кончил жизни путь…»
Японские трехстишия
Дж. ОЛДРИДЖ. «Отец и сын» (По повести «Последний дюйм»)
О. ГЕНРИ. «Дары волхвов»
Л. ПИРАНДЕЛЛО. «Черепаха»
Дополнительно О твоих ровесниках В. Богомолов «Иван» Л. Пантелеев «Лёнька Пантелеев» А. Свирский «Рыжик» А. Грин «Алые паруса» и другие повести и рассказы Н. Дубов «Мальчик у моря» Ю. Нагибин «Эхо» А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи» Р. Погодин «Сколько стоит дом» и другое В. Железников «Путешественник с богажом», «Чучело» О природе и животных В. Бианки. «Одинец»; «Аскыр»; «Мурзук» и другие рассказы Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» Г. Трояпольский «Белый Бим Чёрное ухо» Дж. Дарелл «Моя семья и звери» Зарубежные классики Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста», «Дэвид Копперфильд». А. Дюма «Три мушкетера» В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард» М. Твен «Принц и нищий» Ф. Шиллер «Вильгельм Тель» М. Рид «Всадник без головы». Ш. де Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле…» О. Генри «Вождь краснокожих», «Трест, который лопнул», «Короли и капуста». Приключения, фантастика Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». А. Беляев «Человек – амфибия», «Ариэль» Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров» И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Ойкумены» Ф. Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой» Г.Р. Хаггарт «Копи царя Соломона». «Дочь Монтесумы». Г. Уэллс «Человек – невидимка» К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с земли» Р. Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы. Дж. Лондон «Сердца трёх», «Посёлок Тру-ля-ля», «Мексиканец». Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии». А. Кристи «Потерянный ключ», «Шутка старых дядюшек».Литература — художественное отражение жизни человека и общества | 7 класс учебник «Русская литература»
Если на каждой странице данного учебника написать названия произведений русской литературы, оставивших вечный след в памяти людей и ставших достоянием мирового искусства, — этих страниц не хватило бы.
За свою тысячелетнюю историю русская литература обогатилась выдающимися произведениями — замечательным миром образов, мыслей, идей. Изучить все произведения, получить о каждом полное представление невозможно. Но знать имена выдающихся поэтов и писателей, читать созданные ими творения необходимо. Литература, как и любой другой вид искусства, обогащает нас, делая умнее, образованнее, воспитывает характер, доставляет наслаждение. Дорогу ко всему подлинно значимому и прекрасному в мире литературы открывают те произведения, которые мы называем классическими.
Творцом произведения, которому суждено стать классическим, может быть только особо выдающийся, гениальный художник. Если ему удалось в своем творчестве выразить то, что волнует всех, находит отклик у каждого читателя, то перед нами — великое творение. Говоря о подобных произведениях, мы ставим вопрос и о том времени, когда они были созданы. Это время может совершен* но отличаться от современности. Казалось бы, и искусство определенной эпохи может представлять только исторический интерес. Но нет. Особенность классического произведения заключается в том, что оно типично для своего времени и вместе с тем раскрывает общечеловеческие ценности. В нем отражается определенная эпоха со своими неповторимыми признаками и в то же время выражаются существенные и важные для человечества взгляды, мысли, идеи. При этом общечеловеческое начало в произведении становится наиболее важным.
Слово «литература” происходит от латинского littera, которое переводят как «буква”, «письмена”, т. е. письменность, все написанное.
Долгим был путь от рисуночного письма древнего человека к современной буквенной литературе. Были на этом пути иероглифы и клинопись, каменные плиты, обожженные глиняные таблички, дощечки, покрытые воском. Появление бумаги и печатного станка в средние века стало настоящим информационным взрывом. Рельефное изображение буквы на деревянном, металлическом, пластмассовом брусочке с тех пор и по сей день называется литерой. Все напечатанное стало литературой. Так возникло первое, са мое общее значение этого слова. Литература -это вся совокупность письменных произведений того или иного народа, эпохи, всего человечества в целом.
Письменность как средство информации имеет две стороны: первая — умение писать, вторая — способность воспринимать текст. Может показаться, что чтение гораздо проще, чем овладение правилами правописания. На самом деле это не так. Подлинная образованность и культура человека определяются не только тем, сколько и каких книг он прочел, но и тем, как он умеет читать.
Человек может удовлетворять свою любознательность, обратившись к политической, публицистической, научно-популярной литературе. Средства массовой информации знакомят его с жизнью страны и планеты. Но совершенно особое место занимает художественная литература, с которой связано другое значение термина «литература” как совокупности художественных словесных произведений. Именное этим значением связано название учебного предмета. В этом значении литература — это явление искусства, искусство слова.
Чтение художественных произведений имеет свои особенности, здесь есть свои, порой весьма сложные «формулы”, разобраться в которых весьма непросто.
Ответы на многие важные вопросы дает литературоведение — наука, изучающая мир художественной литературы, закономерности развития, своеобразие как отдельных произведе ний. так и творческого наследия писателей, связь с традициями национальной и мировой литературы. Литературоведение изучает теоретические понятия, необходимые для осмысления художественного текста. С некоторыми из них вы уже познакомились в 7 классе и знаете, что такое система образов, образ-персонаж, автор-повествователь, художественное время и художественное пространство, пейзаж в искусстве и т. д. Вероятно, вы поняли, что постижение художественного произведения — это сложный процесс. Сложность его объясняется и тем, что литература на всем протяжении своей истории изменялась и прошла тысячелетний путь от устного народного творчества до современной, чрезвычайно многогранной системы, называемой литературным процессом.
Литература как специфический вид искусства, художественно отражающий жизнь человека и общества с древнейших времен и до наших дней, как и история, развивается по хронологическому принципу. В течение исторического пути в литературе развивались тенденции и направления, преемственность и традиции, формировались основные этапы, давшие названия периодам и стилям в литературе. В 8 классе вам предстоит изучение с историкохронологических позиций основных направлений, периодов и стилей в литературе: древней русской литературы, литературы средневековья, эпох Возрождения и Просвещения, классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма в русской литературе.
Что же такое направление и стиль?
Направление, или течение- это литературные понятия. обозначающие общность содержательных и эстетических принципов, жанрово-тематических и стилистических особенностей, характерных для творчества нескольких писателей, творческих групп и школ. Литературное направление характеризуется общностью духовно-эстетических основ художественных произведений, обусловленной сходством социально-культурной ситуации и однотипного миропонимания писателей. Однако идеалы отдельных авторов, их отношение к поставленным проблемам и представление о путях и способах решения может быть различным.
Так, в основе романтического миропонимания и романтизма как литературного направления лежат глубокое разочарование в действительности, жажда совершенства, страстное стремление к абсолютным идеалам. Однако конкретное содержание «разлада” и «мечты” у писателей-романтиков было неодинаковым: одни жаждали кардинального переустройства общественной жизни (например, Байрон, Лермонтов), другие искали спасения в религии (Шатобриан, Жуковский), третьи — в слиянии с природой и возврате к народной старине.
Чередование и определенная последовательность, хронологичность смены литературных направлений в разных странах позволяют рассматривать их как явление наднациональное, международное, как явление мировой литературы. Однако в каждой отдельно взятой стране и в национальной литературе литературное направление имеет ряд специфических признаков. Так, для русского романтизма характерно сочетание собственно романтических начал с сентиментализмом (например, у Жуковского), классицизмом (у Рылеева), анакреонтикой (у Батюшкова), реализмом (у Пушкина, Лермонтова, Гоголя).
При всем конкретно-историческом своеобразии национальных разновидностей литературных направлений они могут быть сближены по значению в литературном процессе. Такова, например. роль сентиментализма — «оппонента” классицизма и предшественника романтизма в литературном процессе Франции и России. Между национальными разновидностями литературных направлений, таким образом, существует внутренняя связь — выражение закономерностей общелитературного порядка и основа взаимовлияний в литературе.
С содержанием понятий литературного направления, течения, периода тесно связано понятие стиль в литературе. Словом stylos древние греки называли деревянную, костяную или металлическую палочку, заостренную на конце и предназначенную для писания на восковых дощечках. Но научное понятие стиль, конечно, гораздо сложнее и многограннее.
Литература, как и искусство в целом, обладает единством содержания и формы произведения. Стиль обеспечивает эту прочную связь в самом процессе творчества. Первоначальное значение слова «стиль» помогает понять, что явление связано с творчеством, единым способом обработки того материала, которым располагал художник перед началом работы.
Характер отпечатка зависит от stylos, но не зависит от восковой дощечки; почерк зависит от нажима пера, но не от качества бумаги. Иначе говоря, художественный стиль — это инструмент освоения и передачи действительности писателем.
Одна и та же тема (например, «маленького человека”) по- разному решается Пушкиным в «Станционном смотрителе”, Гоголем в «Шинели”, Достоевским в «Бедных людях” благодаря различию стилей, которыми реализуется различие художественного сознания авторов. По-разному предстают в разных стилях одни и те же предметы, события, мысли. Да и такой материал, как язык, тоже преобразуется под воздействием стиля, поэтому мы говорим «язык Пушкина”, «язык Гоголя”, «язык Достоевского”.
Вот мир Достоевского: слово звучит с напряженностью, доходящей до исступления, с постоянной интонацией вопроса, требующего незамедлительного ответа. Детали и описания резко контрастны, события и отношения героев конфликтны, всякая идея находит заостренное выражение в сюжете. Отсюда можно заключить, что напряженность, контрастность и гиперболичность — свойства стиля Достоевского, которые соответствуют трагическому образу мира, созданному им в своих романах и повестях.
Формирование литературных стилей, направлений, периодов — сложный исторический процесс, для понимания которого нужны знания теоретических понятий, чтение и анализ произведений разных писателей.
Каковы особенности классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма в русской литературе, каким образом они преломляются в творчестве отдельных писателей и поэтов; что такое историзм, цикличность, хронологичность по отношению к истории словесности; каково место русской словесности в истории мировой литературы?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете, внимательно изучив учебник, начиная от фрагментов из «Слова о полку Игореве” и «Повести временных лет” до произведений писателей XX в. Мировая литература представлена в 8 классе творчеством У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Дж. Байрона, чьи произведения в определенной степени оказали влияние на развитие русской литературы. В раздел учебника «Русская литература Казахстана” включены произведения И. Шухова и Ю. Герта.
1. Что такое литература: история, наука или искусство? Кокос определение и почему вы считаете наиболее точным?
2. В чем отличие литературы от других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры, кино, театра, телевидения и т. п.?
3. В чем, на ваш взгляд, заключается задача литературы — учить, воспитывать, убеждать, утешать, тревожить? Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных книг.
4. Каково место и значение литературоведческого анализа в процессе постижения художественного текста?
5. Прочитайте в рабочей тетради и перескажите текст «Совет поэта».
6. Прочитайте в рабочей тетради текст «Доверяйте искусству” и выполните задания к нему.
7. Прочитайте в рабочей тетради афоризмы н высказывания об искусстве и литературе. Выберите наиболее интересные, с вашей точки зрения, и поясните их смысл.
8. Заполните в рабочей тетради таблицу о значении литературы в жизни человека цитатами из прочитанных книг и афоризмами.
9. Выполните в рабочей тетради задание 1.
10. Расскажите о книге, прочитанной вами в последнее время и в определенной степени изменившей ваши взгляды на жизнь.
1. Что изучает литературоведение как наука?
2. Что такое литературное направление?
3. Что такое стиль в литературе? Каково первоначальное значение слова «стиль?
4. Приведите примеры, характеризующие стиль писателя.
5. Что обозначает хронологический принцип в литературе?
6. Каковы хронологические рамки изучения литературы в 8 классе?
tak-to-ent.net