7 класс произведения литература – Рабочая программа по литературе (7 класс) по теме: Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов | скачать бесплатно

Список литературы для изучения в 7 классе. В данном списке произведения, которые мы будем изучать в определенном порядке.

Просмотр содержимого документа
«Список литературы для изучения в 7 классе. В данном списке произведения, которые мы будем изучать в определенном порядке.»

  1.                    Древнерусская литература. Знакомство с «Повестью временных лет», Читать «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2.     А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Учить наизусть.

3.      А. С. Пушкин. «Выстрел» (Из «Повестей Белкина»)

4.     М. Ю. Лермонтов. «Песня о купце Калашникове».

5.     А. К. Толстой,  Баллада «Василий Шибанов».

6.     Н. В. Гоголь. Повесть «Страшная месть», «Вий».

7.      Н. В. Гоголь.  «Тарас Бульба».

8.      Н. С. Лесков.  «Левша».

9.                        И. С. Тургенев.  «Бежин луг». (Для самостоятельного чтения — «Муму»)

10.                         М. Е. Салтыков-Щедрин.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

11.                       А. П. Чехов. «Хамелеон».

12.                        О Генри. «Дары волхвов».

13.                         Не для обязательного чтения. М. Сервантес.   Знакомство с героем и великой книгой. Прочитать обязательно только то, есть в презентационном материале.

14.                        Не для обязательного чтения. В. Скотт. «Айвенго». Только для ознакомления с  жанром исторического романа.

15.                        А. Дюма.  «Три мушкетера». Самый большой текст в 7 классе.

16.                         Л. Н. Толстой. «Детство».

17.                         М. Горький. «Детство». (В сокращении.)

18.                         А. Де сент Экзюпери.  «Маленький принц».

19.                        Е. Шварц. Пьеса «Тень».

 

 

multiurok.ru

Материалы школьной программы по литературе за 7 класс

Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:

 

В центре школьной программы по литературе в 7 классе стоят художественные произведения, содержащие нравственно-эстические проблемы, с которыми может столкнуться подросток в данном возрасте.

Изучаются произведения следующих авторов: А.И. Герцена, Л.Н. Толстого, М.Горького, С.Есенина, М.И. Цветаевой, Ш. Бронте, А.С. Пушкина, А. Грина, В.Ф. Тендрякова, В.Г. Короленко,  В.М. Шукшина, А.Г. Алексина, В.Г. Распутина,  М.А. Шолохова, Ю.Д. Левинтанского, Ч.Т. Айтматова, Р.Киплинга, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

Школьники изучают биографии различных писателей и отражение их жизни в их творчестве. Изучают героев прочтенных произведений и их характеры, а также приемы для создания характера героя.

  • На данной странице собраны основные темы изучаемые школьниками на уроках литературы в 7 классе. Все материалы написаны понятным и доступным языком при помощи наших репетиторов.

Темы школьной программы 7 класс Литература:

Изображение человека как важнейшая нравственно-эстетическая проблема литературы: герой и читательАвтобиографическая и мемуарная литература: личность автора в литературеГерцен «Былое и думы»: роль отрочества в становлении личности автораТолстой «Детство», «Отрочество» — внутренний мир героя, работа над собойГорький «Детство»: история детской души в повестиЕсенин «Письмо матери»: образ матери, деревни, РоссииЦветаева «Отец и его музей»: особенности мемуарной литературыБронте «Джен Эйр»: автобиографическое начало, вымышленные мемуарыСтихи и воспоминания о детстве: Бунин, Симонов, Тарковский, ЦветаеваОбъективное и субъективное в литературе: автор и герой, литературная традицияНравственные проблемы литературы: герой и приемы создания характераПушкин «Капитанская дочка»: становление характера Гринева, «Моцарт и Сальери»Грин «Алые паруса»: вера в прекрасное и мечта о счастьеТендряков «Хлеб для собаки»: муки человеческой совестиПушкин «Дар напрасный, дар случайный»: размышления о предназначенииКороленко «Слепой музыкант»: истинная слепота и духовное прозрениеКассиль «Ранний восход»: анализ, содержание, духовное становление герояПаустовский «Жизнь Александра Грина»: жанр, структура, образ мечтыТаунсенд «Дневники Адриана Моула»: ранимая душа подросткаФранк «Погибель»: духовное становление человека в годы войны«Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки» — смысл рассказаМотив одиночества в лирике: Огарев, Левитанский, Окуджава, МакаревичЛитературный герой и характер: речь и поступок как средство создания характераНравственные основы характера литературного героя: автор и его геройАлексин «Безумная Евдокия»: эгоизм и человечностьВзаимоотношения личности и коллектива: воспитание таланта человечностиРаспутин «Уроки французского»: проблема пробуждения совестиО Генри «Дары волхвов»: красота души героев их их нравственные ценностиЖелезников «Чучело»: сюжет, смысл и социальный вопрос в повестиСтихи о смысле жизни: Пушкин, Киплинг, Заболоцкий, Яшин, ОкуджаваОчерк как эпический жанр: роль заглавия, способы выражения авторской позицииГерои и обстоятельства: поступок героя, нравственная цена, вечные ценностиШолохов «Судьба человека»: военное время, характер СоколоваВлияние войны на жизнь человека: Левитанский, Друнина, ВасильевАйтматов «Первый учитель»: подвиг Дюйшена, характер герояПаустовский «Мещерская сторона»: бескорыстная любовь к обыкновенной землеСтихи о вечном и преходящем: «Зимнее утро», «Падают листья…», «Сага» и др.Сонеты Шекспира и стихи о любви: Пушкин, Лермонтов, ТолстойКомпозиция: композиционные приемы и понятие об авторском стилеСредства художественной изобразительности: сравнение и контраст, метафора

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Материалы школьной программы по литературе за 6 класс
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspМатериалы школьной программы по литературе за 8 класс

Все неприличные комментарии будут удаляться.


www.nado5.ru

Программа 7 класс литература

Календарно-тематическое планирование по литературе

( 2 часа в неделю)

По программе за год — 70 часов, фактически — 68 часов

/№

наименование

раздела

программы

тема урока

кол-во часов

дата проведения

по плану

фактич.

1

Введение

1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

2

Устное народное творчество

6 час

Устное народное творчество. Предания.

1

3

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1

4

Вн. Чт. Русский былины киевского и Новгородского циклов

1

5

Вн. чт. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос

1

6

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

1

7

Пословицы и поговорки

1

8

Из древнерусской литературы

2 час.

Русские летописи. «Повесть временных лет»

1

9

«Песнь о Петре и Февронии Муромских»

1

10

Из русской литературы

ХYIII века

2 час.

М.В. Ломоносов  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1

11

Г.Р Державин Стихотворения «Река времен в своем стремлении», «На птичку», «Признание»

1

12

Из русской литературы ХIХ века.

25 час.

А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок)

1

13

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн)

1

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1

15

А.С. Пушкин Драма «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре

1

16

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение маленького человека»

1

17

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои

1

18

М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

1

19

М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

1

20

М.Ю. Лермонтов стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Ангел», «Молитва»

1

21

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы

1

22

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий

1

23

Р.р. Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба»

1

24

И.С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой

1

25

И.С. Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа

1

26

И.С. Тургенев «Русский язык «Близнецы», «Два богача»

1

27

Н.А. Некрасов. « Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая»

1

28

Вн чт. Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения

1

29

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады.

1

30

Смех сквозь слезы, или уроки Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

31

Вн. чт. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик»

1

32

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

1

33

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1

34

Р.р. Урок контроля.

1

35

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

1

36

А.П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа

1

37

Вн. чт. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня»

1

38

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

В.А. Жуковский «Приход весны». И.А. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край»

1

39

Из русской литературы ХХ века

24 час.

И.А. Бунин. «Цифры».

1

40

Вн. чт. И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы

1

41

М. Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни

1

42

М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни

1

43

М. Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

1

44

Л.Н. Андреев. «Кусака»

1

45

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

46

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1

47

А.П. Платонов. «Юшка»

1

48

Вн. Чт. А.П. Платонов. «В прекрасном яростном мире»

1

49

Р.р. Классное контрольное сочинение

1

50

Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме».

1

51

А.Т. Твардовскй. «Снега потемнеют сине…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жзн…»

1

52

Вн. Чт. На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова ,А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова и др.

1

53

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади»

1

54

Е.И. Носов «Кукла» («Акимыч»)

1

55

Е.И.Носов. «Живое пламя»

1

56

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

1

57

Д.С. Лихачев. «Земля родная»

1

58

Вн. Чт. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы.

1

59

Тихая моя Родина. Стихи В.Я. Брюсова, Ф.К Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

60

Песни на слова русских поэтов ХХ века. А.А. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге».

1

61

Письменная контрольная работа. Тестирование.

1

62

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», ( из цикла «.Восьмистишия»), «О моей родине».

1

63

Из зарубежной литературы

6 час.

Вн. Чт. Р. Бернс. «Честная бедность» другие стихотворения

Дж.Г. Байрон»Душа моя мрачна…»

1

64

Японские хокку (трехстишия)

1

65

О. Генри «Дары волхвов»

1

66

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

1

67

Вн. Чт. Детективная литература

1

68

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги год и задание на лето

1

infourok.ru

Рабочая программа по литературе, 7 класс, ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе по литературе для

индивидуального обучения в 7 классе.

Программа по литературе – 68 часов. По учебному плану индивидуального обучения – 34 часа.

Возможно сократить часы на данные темы: «Былины» — с 6 до 2 часов, «Творчество М.Ю. Лермонтова» – с 5 до 2 часов, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» — с 6 до 4 часов, «Н.А. Некрасов» — с 5 до 2 часов, «Салтыков-Щедрин» — с 3 до 1 часа, «Л.Н. Толстой» — с 2 до 1 часа, «А.П. Чехов» — с 3 до 1 часа, «М.Горький» — с 5 до 3 часов, «Л.Андреев» — с 2 до 1 часа, «А. Платонов» — с 2 до 1 часа, «Стихи о Великой Отечественной войне» — с 2 до 1 часа, «Зарубежная литература» — с 5 до 3 часов.

Уроки внеклассного чтения сократить за счет домашнего чтения и письменных работ-миниатюр по данным произведениям, классные сочинения подготавливать на занятиях, оформлять дома. В конце года провести контрольную работу по изученному материалу, практиковать рисованные тесты, краткие письменные ответы на вопросы.

Календарно-тематическое планирование по литературе – 7 класс.

Касумова

Мариам

Лукашевич

Павел

пп

Тема урока

Виды учебной

деятельности

1

Устное народное творчество

(12 часов).

Былина и ее особенности. «Вольга и Мукула Селянинович»

Выразительное чтение былины.

2

Былины об Илье Муромце.

Самостоятельное чтение, пересказ.

3

Древнерусская литература (2 часа).

Поучение Владимира Мономаха.

Ответы на вопросы.

4

«Повесть о Петре и Февронии»

Выразительное чтение отрывка.

5

Русская литература 18 века (2 часа).

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия…»

Наизусть чтение отрывка.

6

Г.Р. Державин «На птичку», «Река времени»

Заучивание наизусть стихотворений.

7

Русская литература 19 века.

А.С. Пушкин «Полтавский бой», «Медный всадник» (отрывок).

Сравнительная характеристика Петра I и Карла XII

8

«Песнь о Вещем Олеге»

Выразительное чтение произведения, иллюстрация к тексту.

9

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

Сравнительная характеристика 2-х героев, заучивание наизусть отрывка.

10

Образ Кирибеевича и Калашникова.

Составление портретной характеристики царя Ивана Грозного.

11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» История создания.

Работа по иллюстрациям.

12

Нравы Запорожской Сечи.

Самостоятельное чтение произведения, работа с текстом, закладки.

13

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

Отбор материала к сравнительной характеристике героев.

14

Образ народного героя Тараса Бульбы.

Дом. сочинение, устное рисование.

15

И.С. Тургенев «Бирюк». Стихи в прозе.

Заучивание наизусть стихотворения в прозе.

16

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Самостоятельное чтение произведения.

17

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

Заучивание наизусть 1 части стихот., работа по иллюстрациям.

18

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Рисунок к произведению, самостоятельная работа с текстом, ответы на вопросы (письменно).

Касумова

Мариам

Лукашевич

Павел

пп

Тема урока

Виды учебной

деятельности

19

И. Бунин «Цифры».

Самостоятельная работа с текстом, ответы на вопросы (письменно).

20

А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник».

Самост. чтение рассказов Чехова, сочинение-миниатюра по 1 рассказу.

21

М. Горький «Детство»

Работа по иллюстрациям, отбор материала к портретной характеристике бабушки, деда.

22

М. Горький «Детство»

Работа по иллюстрациям, отбор материала к портретной характеристике бабушки, деда.

23

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Работа по иллюстрациям, письменные ответы на вопросы.

24

В. Маяковский «Необычайное приключение…»

Заучивание наизусть отрывка из произведения.

25

Л. Андреев «Кусака».

Самостоятельное чтение рассказа, рисунок к рассказу.

26

А. Платонов «Юшка»

Устные ответы на вопросы, работа с текстом.

Произведения о Великой Отечественной войне.

27

Стихи о войне (А. Ахматова, К. Симонов, Твардовский, Сурков, Тихонов)

Заучивание наизусть 1 стихотворения.

28

Ф. Абрамов «О чем плачут лошади».

Самостоятельное чтение текста, анализ текста.

29

Ю. Казаков «Тихое утро»

Рисованный тест, письменный ответ на вопрос «Тема и идея произведения»

Зарубежная литература

30

Р. Бернс «Честная бедность»

Выразительное чтение стихотворения.

31

Японские хокку (хайку), особенности жанра.

Выразительное чтение.

32

О Генри «Дары волхвов», Р. Брэдбери «Каникулы»

Работа по иллюстрациям. Определение темы и идеи произведения.

33

Д Лондон «Сказание о Кише»

Выразительное чтение отрывка.

34

Контрольная работа по произведениям, изученным в 7 классе.

Определение произведения и его автора по отрывкам, сравнительная характеристика 2 героев, ответ на проблемные вопросы.

Рекомендательный список литературы на лето.

infourok.ru

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года), Федерального базисного учебного плана (утверждён приказом Минобразования РФ № 1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 — 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной (М.: Просвещение, 2010) и учебника для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011).

Программа 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

 

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • §воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • §развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • §освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • §овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-7 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

ОСНОВНОЕ Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 4 часа

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для сам. чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3 часа

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА 2 часа

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 30 часов

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную…») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы . Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро…»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять…»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 22 часа

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости со страдания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго по ступка.

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…» Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая…»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой…»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 5 часов

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, ге рой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

 

Требования к УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  1. 1.Текст художественного произведения.
  2. 2.Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. 3.Особенности композиции изученного произведения.
  4. 4.Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  1. 1.Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. 2.Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. 3.Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. 4.Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. 5.Различать эпические и лирические произведения.
  6. 6.Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. 7.Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. 8.Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. 9.Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. 10.Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. 11.Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

практическое направление:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • определять свой круг чтения и давать оценку литературному произведению;
  • находить нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе, используя справочную литературу, периодику, телевидение, ресурсы Интернета

rusteacher.ru

Анализ произведений русской литературы. 7 класс.

on 03 Октябрь 2014.

Автор: Миронова Н.А.

Издательство: Экзамен

Год: 2014

Страниц: 224

Формат: PDF

Учебное пособие по литературе «Анализ произведений русской литературы. 7 класс (к учебникам В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой, А.Г.Кутузова)» составлено в соответствии с требованиями ФГОС.

Современная школа предъявляет повышенные требования к анализу художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в определенном классе. В частности, семиклассник должен уже владеть соответствующими навыками анализа художественного текста. Paзбop литературного произведения в 7-м классе уже нельзя сводить просто к пересказу изучаемых произведений и выяснению того, что понравилось, а что нет. Опираясь на определённые теоретико-литературные понятия, семиклассник должен уметь характеризовать литературное произведение в рамках программ по литературе и существующих стандартов.

Предлагаемое пособие в доступной для учащегося форме предлагает материал по анализу основных, изучаемых в 7-м классе художественных произведений. Особое внимание уделено грамотному использованию различных теоретических понятий, например определению жанровой специфики произведения, выявлению тематики, проблематики художественного текста, особенностей сюжета.

Используя пособие, семиклассник научится грамотно применять те или иные литературоведческие понятия, правильно анализировать художественные тексты.

Размер: 36,3 Mb

Скачать


Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая   Следующая >

school-box.ru

Любимые произведения по литературе в 7 классе»

Список литературы

7 класс

Былина «Садко»

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

М.В. Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» (Выучить)

Г.Р. Державин. Стихотворения «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи…» (На выбор)

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». » Станционный смотритель», «Полтава» (Отрывок выучить), «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов»

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова «

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения » Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» (На выбор)

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк»

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

Н.А. Некрасов. Стих. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день…» (На выбор)

А.К. Толстой. Историч. баллады «Вас. Шибанов», «Мих. Репнин»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»

Л.Н. Толстой «Детство»

А.П. Чехов «Хамелеон», «Злоумышленник», «Тоска». «Размазня»

И.А. Бунин. Рассказ «Цифры», «Лапти»

М. Горький. Повесть «Детство», «Свинцовые мерзости жизни», «Старуха Изергиль»

Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака»

В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное происшествие…», «Хорошее отношение к лошадям»

А.П. Платонов. Рассказ «Юшка», «В прекрасном и яростном мире»

Б.Л. Пастернак. Стихотворение «Никого не будет в доме..», «Июль» (На выбор)

А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль — макушка лета», «На дне моей жизни..» (На выбор)

Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади»

Е.И. Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя»

Стихи о войне (Выучить)

Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро»

М.М. Зощенко. Рассказ «Беда»

«Тихая моя Родина…» Родная природа в стихотв. поэтов ХХ века

Творчество Р. Гамзатова

Р. Бёрнс. «Честная бедность»

Дж. Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..»

О.Генри. Новелла «Дары волхвов»

Р. Бредбери. Фант. рассказ «Каникулы»

«Тихая моя Родина…» Родная природа в стихотв. поэтов ХХ века (Выучить)

multiurok.ru

Author: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *