Из опыта работы.Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по химии
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ и ОГЭ ПО ХИМИИ
Ковылина Наталья Степановна, учитель химии
МБОУ СШ № 36 г. Дзержинск
Одна из ведущих тенденций развития образования во всем мире и в нашей стране – создание независимой системы оценки образовательных достижений учащихся. Оценка качества образования должна соответствовать международным стандартам и способствовать интеграции в общеевропейскую систему образования. ЕГЭ является формой, которая обеспечивает единство требований к качеству подготовки выпускников и создает равные возможности для получения высшего профессионального образования вне зависимости от особенностей региона и школы.
С каждым годом эта форма выпускного экзамена приобретает всё большее доверие школьников, хотя учителя всё ещё с настороженностью и даже страхом относятся к новой форме итоговой аттестации как в 11 классе, так и в 9 классе.
ЕГЭ по химии выпускники нашей школы начали сдавать с 2009 года, девятиклассники сдают экзамен в новой форме с 2013 года.
Подготовка к ЕГЭ – это каждодневная кропотливая, хорошо продуманная система работы учителя на уроках и во внеурочное время.
Прежде всего, учителю необходимо хорошо знать спецификацию экзаменационной работы, изучить кодификатор элементов содержания, рассмотреть демо-версию.
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Считаю, что этим нужно заниматься постоянно, из урока в урок, с самых первых уроков химии в 8 классе. Ведь, за один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. А вот с начала 9-ого (т.к. экзамен в новой форме по структуре близок к ЕГЭ) и 11-ого классов необходимо переходить к детальному повторению.
Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит в 8 класс с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал, т. к. память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик, но сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание химических процессов.
Для устранения этого недостатка и следует использовать метод тестирования, как основной в КИМах ЕГЭ, который активизирует мыслительную деятельность учащихся.
В 8 классе, начиная с первых уроков, я использую самые простые формы заданий: «Верно-неверно», «Выбери верное утверждение», «Найди ошибку в предложении». Затем перехожу к заданиям тестового характера «Найди один верный ответ из двух предложенных», «Найди верный ответ из четырёх». Во втором полугодии 8 класса начинаю использовать тесты «Установи соответствие» при изучении тем «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами». Результаты экзаменов показывают, что наиболее трудным является задание на соотнесение одного элемента с другим (особенно В5 типа: формула вещества — реагенты). Учу выполнять подобные задания следующим образом: сначала учащиеся должны выбрать те варианты ответов, которые у них не вызывают сомнений; остальные ответы, по которым имеются сомнения, можно сортировать по различным критериям: классификация соединения, его химические свойства с учетом всех особенностей. Такой анализ позволит определить логические пары, из которых можно выбрать уже правильные ответы.
Задания «мысленного эксперимента» (С2) также традиционно вызывают затруднения, т.к. требуют учета особенностей проведения эксперимента, агрегатного состояния веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций.
Решению химических задач также уделяю большое внимание, начиная с 8 класса, так как считаю это умение важнейшим критерием эффективности усвоения химических знаний.
В 9 классе начинаю использовать задания «Выбери три ответа из шести», а также разнообразные задания по теме «Теория электролитической диссоциации» и «Окислительно-восстановительные реакции».
Уже с 8 класса применяю все формы тестовых заданий, которые встречаются в КИМах на ЕГЭ и ГИА в 9 классе.
Тесты использую на разных этапах урока: и во время проверки домашнего задания, и в момент актуализации знаний, и на этапах изучения и закрепления нового материала. Но перегружать урок тестами не следует. Оптимальное их количество в 8-9 классах – 5-7 за урок. Задания пишу заранее на доске, печатаю на карточках или создаю мультимедийные слайды.
В КИМах ГИА в 9 классе используются текстовые задания С3, которые требуют узнавания вещества и описания его химических свойств в виде уравнений химических реакций. Подобное задание проверяет следующие умения:
— быстро читать и извлекать необходимую для ответа информацию из незнакомого текста, представленную в скрытом или явном виде,
— отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тесте информацию;
— соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формирование у учащихся умений работать с текстом, что должно обучить школьников находить нужную информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос. Особое внимание следует обратить на формирование умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Этому способствует составление плана к параграфам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах, заполнение таблиц, схем, конспектирование материала, комментированное чтение, составление к тексту вопросов творческого характера, составление кроссвордов. Сформированность элементарных умений и навыков работы с учебником у учащихся средних классов явится основой для формирования более сложных умений этой работы у старшеклассников, что повлечет за собой развитие у них самостоятельности и готовности к самообразованию.
В старших классах я практикую зачёты, где от каждого ученика стараюсь добиться осознанного, осмысленного устного изложения зачетных тем; провожу семинары, к которым ребята готовят устные ответы на предложенные заранее вопросы (раздаю листы с вопросами в качестве домашнего задания).
В системе подготовки к ЕГЭ большое значение имеет самостоятельная домашняя работа с тестовыми заданиями. Для этого раздаю индивидуальные дидактические карточки, использую рабочие тетради на печатной основе. Проверку заданий провожу либо фронтально на уроке, либо собираю тетради для проверки и исправляю ошибочные ответы, а ученики при этом получают возможность провести работу над ошибками.
Большинство текущих и тематических контрольных работ провожу в тестовой форме, приближенной к ЕГЭ, с заданиями трёх уровней (А, В, С). В контрольные работы включаю и задания на ранее пройденный материал, который при изучении предыдущих тем вызвал затруднения.
Перед тематической контрольной работой на обобщающем уроке провожу фронтальную работу по тренировочному тестированию (вопросы, подобные контрольной работе): на каждую парту раздаю карточки или создаю мультимедийную презентацию, и в форме беседы обсуждаем тесты, возможные логические варианты их решения. Считаю очень важным научить учащихся распределять время на выполнение работы, научить технологии работы с тестами, умению делать выбор: при рассмотрении предложенных вариантов ответов отбирать заведомо неверные, а затем осуществлять окончательный выбор, а во избежание случайной ошибки процедуру поиска правильного ответа повторить несколько раз и только после этого записать ответ.
Опыт проведения контрольных работ в виде тестов доказывает, что опасения о возможности случайного угадывания ответов несостоятельны, и без хорошей подготовки хорошую оценку ещё никто не получил.
На выполнение тематической контрольной работы отвожу целый урок. Проверенные работы и тесты раздаю ученикам на дом для выполнения работы над ошибками, а на следующем уроке отвожу время для разбора наиболее сложных вопросов, вызвавших у большинства затруднения. Если такую работу проводить в системе, школьники быстро привыкают к ней, такие контрольные становятся для них привычными, и у ребят уже нет страха перед тестами и ЕГЭ.
В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших химию для ЕГЭ или ГИА. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией школы.
Считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной химии. Именно поэтому при организации повторения придерживаюсь обычной последовательности программы и оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ разбиваю на блоки по содержанию материала (темы) и провожу по следующей схеме:
1 занятие – лекционный обзор темы или блока тем;
2 занятие – фронтальная работа по разбору тестов уровней А и В;
3 занятие – семинар и разбор заданий уровня С;
4 занятие – контрольное тестирование по теме.
С КИМами работаем только в конце учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему.
Во втором полугодии 11 класса провожу консультации по заполнению бланков ЕГЭ. Полезно приучать выпускников к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому разборчивому письму. Это поможет избежать ошибок в ходе выполнения работы.
В 11 классе провожу три внутришкольных «пробных экзамена» (в октябре, декабре и в марте) и городской «пробный экзамен» (в апреле) с использованием бланков ЕГЭ.
В проведении пробных экзаменов помогают КИМы тренировочных и диагностических работ Московского института открытого образования, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград http://statgrad.mioo.ru.
При подготовке к ЕГЭ большое значение имеет и самостоятельная подготовка выпускников дома, а этому тоже должен научить учитель, начиная с первых уроков химии. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Сначала это самостоятельная работа учащихся на уроках под руководством учителя как групповая, так и индивидуальная, затем практические работы и творческие домашние задания (наблюдения, эксперименты, сообщения, рефераты, презентации и т.д.). Так происходит постепенное приобщение школьников к самообразованию.
Большой интерес у учащихся вызывает работа с интерактивными тестами. Для самоподготовки обучающимся рекомендую он-лайн тестирование в системе интернет-ресурсов http://www.moeobrazovanie.ru, http://www.examen.ru, http://egetestonline.ru, http://ege.yandex.ru, http://www.master-multimedia.ru, http://onlinetestpad.com и других.
Считаю, что не следует забывать и об информационной поддержке учащихся. На стенде «Подготовка к ЕГЭ» в кабинете химии я размещаю демо-версии КИМов, кодификатор элементов содержания, спецификацию экзаменационной работы, образцы решений заданий с развернутым ответом и их оценку с комментариями, список пособий и интернет-ресурсов, которыми учащиеся могут воспользоваться при подготовке к ЕГЭ. На стенде размещаются образцы бланков ЕГЭ, советы психолога.
Среди огромного количества пособий по подготовке к ЕГЭ предпочтение отдаю подборке учебно-тренировочных материалов под авторством В.Н. Доронькина, А. Г. Бережной, Т.В. Сажневой, В.А. Февралевой; А.А. Кавериной. Эти пособия предоставляют достоверную информацию о содержании единого государственного экзамена, так как к их составлению были привлечены специалисты Федерального института педагогических измерений. К экзамену можно готовиться и по другим пособиям, включенным в перечень, размещенный на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru.
Успех на ЕГЭ во многом зависит и от организационной подготовки, от того насколько выпускники информированы о технологии проведения экзамена. Поэтому провожу беседы с учениками, родителями о процедуре ЕГЭ, знакомлю с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение экзамена, официальными Интернет-ресурсами информационной поддержки ЕГЭ http://www.ege.edu.ru, http://obrnadzor.gov.ru, http://www.rustest.ru.
infourok.ru
№ п/п | Дата | Тема консультационного занятия | Коррекция |
1 | Строение атома | ||
2 | Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева | ||
3 | Тестирование по теме «Строение атома и периодический закон» | ||
4 | Строение молекул. Химическая связь. | ||
5 | Тестирование по теме «Химическая связь» | ||
6 | Валентность и степень окисления химических элементов. | ||
7 | Тестирование по теме «Валентность и степень окисления» | ||
8 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. | ||
9 | Тестирование по теме «Основные классы неорганических веществ» | ||
10 | Химические реакции. | ||
11 | Классификация химических реакций. | ||
12 | Тестирование по теме «Химические реакции» | ||
13 | ОВР. | ||
14 | Тестирование по теме «ОВР». | ||
15 | Электролиты и неэлектролиты. | ||
16 | ЭД кислот, щелочей, солей. | ||
17 | Ионные реакции | ||
18 | Тестирование по теме «Электролитическая диссоциация. Ионные реакции» | ||
19 | Химические свойства металлов и неметаллов. | ||
20 | Химические свойства оксидов. | ||
21 | Химические свойства оснований. | ||
22 | Химические свойства кислот. | ||
23 | Химические свойства солей. | ||
24 | Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | ||
25 | Тестирование по теме «Химические свойства основных классов неорганических веществ» | ||
26 | Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. | ||
27 | Тестирование по теме «Правила ТБ. Лабораторное оборудование и посуда». | ||
28 | Определение характера среды раствора кислот и щелочей. Качественные реакции. Получение газообразных веществ. | ||
29 | Тестирование по теме «Качественные реакции на различные ионы и газообразные вещества» | ||
30 | Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массовой доли вещества в растворе. | ||
31 | Расчеты по химическому уравнению. | ||
32 | Первоначальные сведения об органических веществах. | ||
33 | Тестирование по теме «Органическая химия». |
multiurok.ru
№ п/п | Сроки | Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы | |
Вещество | |||
Сентябрь | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. | ||
Сентябрь | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Степень окисления химических элементов. | ||
Октябрь | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | ||
Химическая реакция | |||
Октябрь | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Классификация химических реакций по различным признакам. | ||
Ноябрь | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | ||
Ноябрь | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | ||
Элементарные основы неорганической химии | |||
Декабрь | Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-неметаллов. | ||
Декабрь | Химические свойства классов неорганических соединений. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | ||
Январь | Химические свойства оснований, кислот, солей (средних). | ||
Представления об органических веществах | |||
Февраль | Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен | ||
Февраль | Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) | ||
Март | Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы | ||
Экспериментальные основы химии | |||
Март | Качественные реакции на ионы в растворе | ||
Апрель | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак | ||
Апрель | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. | ||
Май | Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции | ||
Химия и жизнь | |||
Май | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. |
multiurok.ru
Материал для стенда «Готовимся к ОГЭ по химии»
Материал содержит информацию для учащихся по подготовке к ОГЭ по химии.
Просмотр содержимого документа
«Общие сведения»
Просмотр содержимого документа
«рекомендации»
Рекомендации
по организации подготовки к ОГЭ
по химии
— Составьте план подготовки. Хотя итоговой экзамен проводится в конце учебного года, однако готовиться к нему стоит начинать заранее. Лучшее время для начала подготовки – начало учебного года.
– Готовьтесь систематически . Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или их отменить.
– Разбейте содержание, требующее к освоению на отдельные блоки-шаги . Размер такого шага может определяться сложностью изучаемого раздела, значимостью его в сравнении с другими разделами, а также вашими возможностями по темпам и объёму усвоения материала .
– Внимательно изучите кодификатор проверяемых элементов содержания, спецификацию и демонстрационный вариант с системой оценивания экзаменационной работы.
Эти документы определяют структуру и содержание экзаменационной работы по предмету. Кодификатор содержит перечень элементов содержания, проверяемых заданиями экзаменационной работы, согласно государственным требованиям к содержанию образования. Спецификация описывает структуру и содержание экзаменационной работы: какие задания и в каком количестве включены в экзаменационную работу. А демонстрационный вариант (демоверсия) позволяет непосредственно познакомиться с тем, как выглядит экзаменационная работа, оценить степень её трудности. После изучения разделов учебника, выполните задания демонстрационного варианта, сверьте свои ответы с системой оценивания, подсчитайте полученные баллы и определите, хватило ли вам отведённого для выполнения экзаменационной работы времени. Так вы в определенной мере сможете оценить свою готовность к сдаче экзамена по химии.
– Обращайтесь за советом к учителю, если вы испытываете затруднения с выполнением некоторых заданий или встречаете незнакомые понятия и термины. При систематической подготовке у вас всегда есть такая возможность.
— Посоветуйтесь с учителем относительно пособий и справочников, которые могут пригодиться при подготовке.
Просмотр содержимого документа
«сайты, пособия»
Просмотр содержимого документа
«формулы»
kopilkaurokov.ru
Подготовка к ОГЭ по химии
Из опыта работы учителя химии МАОУ «Лицей №3» г. Перми Субботиной Е.Г.
Подготовка к ОГЭ по химии
ОГЭ по химии – это один из экзаменов в конце 9-го класса, который может сдаваться по выбору ученика.
Подготовку к экзамену нельзя оставлять на конец учебного года, готовиться нужно заранее и делать это систематически и целенаправленно. Как готовиться? В настоящее время есть множество вариантов подготовки: курсы, репетитор, онлайн-подготовка и т.д. Каждый выбирает для себя нужный и подходящий только для него вариант. Это с точки зрения ученика. А учитель? Существует много способов выстроить подготовку к ОГЭ. Есть много печатных материалов, которые можно использовать. Но в таких тестах собраны вопросы по всему материалу одновременно, и это осложняет отслеживание ошибок. Когда появился открытый банк заданий, я стала часто обращаться к нему. Используя задания из открытого банка, я формирую тесты в формате ОГЭ по отдельным темам 9 класса. Конечно, это очень затратно по времени, но результат есть. На каждую тему курса химии 9 класса у меня есть минимум два варианта теста в формате ОГЭ на основе заданий открытого банка заданий. Хочу поделиться своими материалами. Предлагаю две работы.Пусть эти тесты помогут вам в достижении высоких результатов при сдаче ОГЭ по химии.
ТЕСТ ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ПОДГРУППА КИСЛОРОДА».
1.В атоме какого из перечисленных химических элементов во втором электронном слое содержится 6 электронов? серы
2)
углерода
3)
кислорода
4)
бериллия
2.Радиус атома серы больше, чем радиус атома
фтора
2)
фосфора
3)
алюминия
4)
кремния
3.Такой же вид химической связи, как и в молекуле H2S, характерен для
SiO2
2)
K2O
3)
BaS
4)
Na2S
4.Степень окисления, равную +4, сера имеет в соединении Fe2(SО4)3
2)
(NH4)2S
3)
SO2
4)
SF6
5.Вещества, формулы которых SO2 и Na2SO3, называются соответственно
оксид серы(IV) и сульфит натрия
2)
оксид серы(VI) и сульфат натрия
3)
оксид серы(IV) и сульфид натрия
4)
оксид серы(VI) и сульфит натрия
6.В уравнении химической реакции, схема которой
H2S + O2 → H2O + SO2,
коэффициент перед формулой кислорода равен
1
2)
2
3)
3
4)
5
7.Одинаковое число молей катионов и анионов образуется при полной диссоциации в водном растворе 1 моль
H2SO4
2)
(NH4)2S
3)
BaCl2
4)
CuSO4
8.Сокращённому ионному уравнению Cu2+ + S2- = CuS соответствует уравнение химической реакции, левая часть которого
СuO + H2S →
2)
Cu(OH)2 + H2SO4 →
3)
Cu + S →
4)
CuSO4 + Na2S →
9.При нагревании возможна реакция между
железом и серой
2)
азотом и водой
3)
медью и оксидом серы(IV)
4)
фосфором и оксидом цинка
10.Как с оксидом натрия, так и с оксидом серы(VI) реагирует
кислород
2)
оксид алюминия
3)
гидроксид железа(II)
4)
фосфат бария
11.И концентрированная, и разбавленная серная кислота взаимодействует с S
2)
Cu
3)
Al(OH)3
4)
FeSO4
12.Сульфат алюминия вступает в реакцию с каждым из двух веществ:
BaCl2 и KOH
2)
NaCl и Cu(OH)2
3)
Ba(NO3)2 и HNO3
4)
Na3PO4 и HCl
13.Верны ли следующие суждения о способах приготовления растворов в химической лаборатории и быту?
А. Для приготовления раствора кислоты следует к концентрированной кислоте приливать воду.
Б. Раствор медного купороса, используемый для опрыскивания садовых деревьев, не следует хранить в оцинкованном ведре.
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
14.При взаимодействии с каким из указанных веществ сера является восстановителем?
водород
2)
кислород
3)
натрий
4)
железо
15.Массовая доля кислорода в сульфате аммония равна
24,2%
2)
48,5%
3)
56,8%
4)
97,0%
16.В ряду химических элементов Te → Se → S
увеличиваются радиусы атомов
2)
усиливаются металлические свойства соответствующих им простых веществ
3)
увеличивается значение электроотрицательности
4)
усиливается кислотный характер их высших оксидов
5)
увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов
17.Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
молекула содержит 1 атом углерода
2)
является углеводородом
3)
атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью
4)
вступает в реакцию с гидроксидом меди(II)
5)
характерны реакции присоединения с хлороводородом
18.Установите соответств K2SO3 и K2SO4Б)
Cu(NO3)2 и CuSO4
В)
NH4NO3 и KNO3
HNO3
2)
СaCO3
3)
NaOH
4)
BaCl2
19.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с которыми это вещество может взаимодействовать.
SБ)
CuSO4
В)
NaOH
FeCl3, SO2
2)
O2, Zn
3)
Fe, BaCl2
4)
Ag, CaO
20. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
H2SO4 + Fe → Fe2(SO4)3 + SO2 + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
21.К раствору серной кислоты с массовой долей 5% добавили избыток раствора нитрата бария. При этом выпал осадок массой 11,65г. Определите массу исходного раствора серной кислоты.
22. Даны вещества: AgNO3, CuSO4, MgCl2, NaOH, раствор H2SO4. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор сульфата магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
ТЕСТ ОГЭ ПО ТЕМЕ: «ПОДГРУППА АЗОТА»
1.На приведённом рисункеизображена модель атома
бора
2)
фосфора
3)
мышьяка
4)
брома
2.Кислотные свойства P2O5 выражены сильнее, чем кислотные свойства
N2O5
2)
Cl2O7
3)
SiO2
4)
SO3
3.Такой же вид химической связи, как и в молекуле HBr, характерен для
PCl3
2)
KCl
3)
MgCl2
4)
CaCl2
4.Одинаковую степень окисления азот и фосфор имеют в соединениях
NH4Cl и Ca3P2
2)
KNO3 и PCl3
3)
Cu(NO3)2 и P2O3
4)
NH3 и PCl3
5.Кислотному оксиду и кислоте соответствуют формулы веществ
Na2O и NaOH
2)
N2O и NaNO3
3)
NO и H3N
4)
N2O5 и HNO3
6.Уравнению эндотермической реакции, протекающей без изменения степени окисления, соответствует запись
Cr2O3 + 3Al → 2Cr + Al2O3 + Q
2)
2KNO3 → 2KNO2 + O2 – Q
3)
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O – Q
4)
4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2O + Q
7.К электролитам относится вещество, формула которого –
SiO2
2)
HNO3
3)
C2H5OH
4)
C2H4
8.Сокращённое ионное уравнение
Н+ + ОН– = Н2О
соответствует взаимодействию веществ
HNO3 и Ba(OH)2
2)
НCl и Zn(OH)2
3)
Н2SiO3 и NaOH
4)
H2SO4 и Cu(OH)2
9.И кальций, и белый фосфор при комнатной температуре реагируют с
соляной кислотой
2)
гидроксидом калия
3)
кислородом
4)
водой
10.Оксид фосфора(V) реагирует с
кислородом
2)
водой
3)
оксидом углерода(IV)
4)
оксидом кремния
11.И с соляной, и с азотной кислотой реагирует
серебро
2)
цинк
3)
оксид углерода(IV)
4)
сульфат натрия
12.И хлорид аммония, и нитрат цинка могут взаимодействовать с
гидроксидом калия
2)
раствором хлорида натрия
3)
р
створом серной кислоты
4)
железом
13.Верны ли следующие суждения о смесях и составе моющих средств?
А. Раствор аммиака в воде (нашатырный спирт) – это однородная смесь.
Б. Для удаления жирных пятен с поверхности посуды целесообразно использовать моющие средства, имеющие щелочную среду.
верно только А
2)
верно только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения неверны
14.Элемент азот является восстановителем в реакции
NO2 + SO2 = NO + SO3
2)
2NH3 + 3H2O2 = N2 + 6H2O
3)
N2 + 3H2 = 2NH3
4)
2HNO3 + К2O = 2КNO3 + H2O
15.Массовая доля азота в нитрате кальция равна
8,8%
2)
17,1%
3)
25,8%
4)
34,2%
16.Для ряда химических элементов азот → фосфор → мышьяк → сурьма характерны следующие закономерности:
увеличивается число заполняемых электронных слоёв
2)
уменьшается масса атома
3)
уменьшается радиус атомов
4)
усиливаются металлические свойства простых веществ
5)
ослабевает оснόвный характер высших оксидов
17.Для этана верны следующие утверждения:
относительная молекулярная масса равна 28
2)
является жидкостью (н.у.)
3)
атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью
4)
вступает в реакцию с водородом
5)
сгорает с образованием углекислого газа и воды
18.Установите соответствие между двумя веществами, взятыми в виде водных растворов, и реактивом, с помощью которого можно различить эти два вещества. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Zn(NO3)2 и Mg(NO3) 2
Б)
KCl и KI
В)
NH4Cl и NaCl
NaOH
2)
Br2
3)
HCl
4)
BaCl2
19.Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.
P(красн)Б)
Fe2O3
В)
NH4Cl
HCl, HNO3
2)
O2, Ca
3)
BaCl2, CO
4)
KOH, AgNO3
20.Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
Сu2O + HNO3 → NO + Cu(NO3)2 + H2O
Определите окислитель и восстановитель
21.При взаимодействии 7,1 г оксида фосфора(V) с избытком раствора гидроксида натрия получили 164 г раствора средней соли. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
22.Даны вещества: Na2SO4, BaCl2, растворы HCl, H2SO4 и аммиака. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида аммония. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
infourok.ru
Материал по органической химии для подготовки к ОГЭ по химии
19
Органическая химия для подготовки к ОГЭ
(9 класс)
Изучив имеющийся материал, в том числе и из сети Интернет (открытый банк заданий ОГЭ по химии на http://fipi.ru/, задания с сайте «Решу ОГЭ» http://chem.sdamgia.ru/), мы отобрали наиболее часто встречающиеся определения признаков и свойств, характерные конкретным органическим веществам (так как умение написания химический реакций органических веществ на ОГЭ по химии не проверяется).
Метан СН4:
относится к предельным углеводородам (алкАнам) с общей формулой СnH2n+2
в молекуле все связи одинарные, ковалентные полярные (слабо)
форма молекулы – тетраэдрическая (тетраэдр)
по физическим свойствам – газ без цвета и запаха, легче воздуха (т.к. Мr=16), нерастворим в воде
является основной частью природного газа
вступает в реакции замещения с хлором и бромом на свету, с азотной кислотой
горит бесцветным или бледно-голубым пламенем с большим выделение тепла, образуя углекислый газ и воду (пары воды)
с воздухом образует взрывоопасные смеси
Этан С2Н6:
относится к предельным углеводородам (алкАнам) с общей формулой СnH2n+2
в молекуле все связи одинарные
по физическим свойствам – газ без цвета и запаха, чуть тяжелее воздуха (т.к. Мr=30), входит в состав природного газа, нерастворим в воде
вступает в реакции радикального замещения с газообразными хлором и бромом на свету, реакция протекает по цепному механизму
реагирует с разбавленной азотной кислотой (реакция радикального замещения)
горит бесцветным или бледно-голубым пламенем с большим выделение тепла, образуя углекислый газ и воду (пары воды)
устойчив к действия многих реагентов (конц. серной и азотной кислотам, раствору перманганата калия)
Этилен или этен С2Н4:
относится к непредельным углеводородам (этиленовым углеводородам или алкЕнам) с общей формулой СnH2n
в молекуле имеется одна двойная углерод-углеродная связь
по физическим свойствам – газ без цвета и запаха, чуть легче воздуха (т.к. Мr=28)
характерны реакции присоединения с водородом, галогенами, галогеноводородами, водой
вступает в реакции полимеризации и окисления
обесцвечивает растворы перманганата калия и бромной воды
горит светящимся пламенем (т.к. доля углерода больше, чем этана), образуется углекислый газ и вода (пары воды)
Ацетилен или этин С2Н4:
относится к непредельным углеводородам (ацетиленовым углеводородам или алкИнам) с общей формулой СnH2n-2
в молекуле имеется одна тройная углерод-углеродная связь
форма молекулы – линейная
по физическим свойствам – газ без цвета, малорастворим в воде, взрывоопасен, легче воздуха (т.к. Мr=26)
характерны реакции присоединения и окисления
обесцвечивает растворы перманганата калия (KMnO4) и бромной воды (Br2)
горит на воздухе коптящим пламенем (т.к. высока доля углерода), образуется углекислый газ и вода (пары воды)
в кислороде горит бледно-голубым пламенем, реакция экзотермична, температура до 3100оС (автогенная сварка и резка металлов)
Метиловый спирт или метанол СН3ОН:
относится к предельным одноатомным спиртам с общей формулой СnH2n+1ОН или СnH2n+2О
кислородсодержащее органическое соединение
в молекуле имеет одну функциональную группу (-ОН), называемую гидроксильной группой
по физическим свойствам: бесцветная жидкость с характерным запахом алкоголя, смешивается с водой в любых соотношениях (за счет образования водородных связей), является прекрасным растворителем, не проводит электрический ток (неэлектролит), очень ядовит (нервно-сосудистый яд, вызывает паралич зрения, поражая сетчатку глаз, а доза более 30 мл вызывает смерть!!!)
взаимодействует со щелочными металлами, с галогеноводородами (НCl, HBr), с другими спиртами (образуя простые эфиры) и карбоновыми кислотами (образуя сложные эфиры)
горит на воздухе бледно-голубым пламенем с образованием углекислого газа и паров воды
Этиловый спирт или этанол С2Н5ОН:
относится к предельным одноатомным спиртам с общей формулой СnH2n+1ОН или СnH2n+2О
кислородсодержащее органическое соединение
в молекуле содержит одну функциональную группу (-ОН), называемую гидроксильной группой
по физическим свойствам: бесцветная жидкость с характерным запахом алкоголя, смешивается с водой в любых соотношениях, является прекрасным растворителем, не проводит электрический ток (неэлектролит),
взаимодействует со щелочными металлами, с галогеноводородами (НCl, HBr), с другими спиртами (образуя простые эфиры) и карбоновыми кислотами (образуя сложные эфиры)
горит с образованием углекислого газа и паров воды
образуется в результате брожения углеводов (глюкозы)
Глицерин С3Н8О3 или С3Н5 (ОН)3
относится к предельным многоатомным спиртам
кислородсодержащее органическое соединение
в молекуле содержит три гидроксильные группы
по физическим свойствам: бесцветная вязкая жидкость, сладкая на вкус, неядовита, неограниченно растворима в воде, не проводит электрический ток (неэлектролит),
взаимодействует с натрием (калием), с азотной кислотой, со щелочью, с нерастворимым Cu(OH)2 дает ярко-синее окрашивание раствора (качественная реакция на многоатомные спирты), с галогеноводородами (НCl, HBr), участвует в образовании жиров
входит в состав многих кремов, помад, зубных паст, мыла (способствует смягчению кожи)
можно купить в аптеке
используют в медицине, в производстве кондитерских изделий и напитков, для изготовления взрывчатых веществ
сгорает с образованием углекислого газа и воды
Уксусная или этановая кислота СН3СООН или С2Н4О2
относится к предельным одноосновным карбоновым кислотам
кислородсодержащее органическое соединение
в молекуле содержит одну карбоксильную группу -СООН
по физическим свойствам: жидкость с неприятным раздражающим запахом, кислая на вкус, очень хорошо растворима в воде, проводит электрический ток
диссоциирует на ионы (окрашивает раствор лакмуса синего в красный цвет), взаимодействует с металлами, основными оксидами, щелочами, нерастворимыми основаниями и неорганическими солями (карбонатом натрия, калия или кальция)
используют для консервирования
сгорает с образованием углекислого газа и воды
Глюкоза С6Н12О6
относится к углеводам, содержится в большом количестве в соке винограда – называют еще виноградный сахар
кислородсодержащее органическое соединение
в молекуле содержит одну карбонильную группу -СОН и пять гидроксильных групп -ОН
по физическим свойствам: белое кристаллическое вещество, хорошо растворимо в воде, имеет сладкий вкус
образуется в зеленых листьях в процессе фотосинтеза
под действие ферментов превращается спирт, молочную кислоту
вступает в реакцию брожения
в организме человека окисляется до углекислого газа и воды
Подборка заданий из Открытого банка ФИПИ
Для глюкозы верны следующие утверждения:
1) относится к предельным углеводородам
2) содержит шесть атомов углерода
3) не растворима в воде
4) является жидкостью
5) вступает в реакции брожения
Для глицерина верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 3 атома кислорода
2) является газообразным веществом (н.у.)
3) атомы углерода в молекуле соединены с атомами кислорода двойной связью
4) характерны реакции присоединения
5) вступает в реакцию с натрием
Для этилена верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 26
2) является непредельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью
4) вступает в реакции замещения
5) вступает в реакцию полимеризации
Для метанола характерно(ы)
1) наличие в молекуле двух атомов углерода
2) жидкое агрегатное состояние (н.у.)
3) наличие двойной связи между атомами углерода и кислорода
4) взаимодействие с натрием
5) реакции присоединения водорода
Для глицерина верны следующие утверждения:
1) молекула содержит три атома углерода
2) нерастворим в воде
3) атомы углерода в молекуле соединены тройной связью
4) вступает в реакцию присоединения с водородом
5) cгорает с образованием углекислого газа и воды
Для этилового спирта верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 2 атома углерода
2) является непредельным углеводородом
3) плохо растворим в воде
4) реагирует с натрием
5) вступает в реакции присоединения с водородом
Задание №6e23fd
Этилен
1) является газом при обычных условиях
2) содержит в своем составе группу — ОН
3) хорошо растворим в воде
4) вступает в реакции присоединения
5) является предельным углеводородом
Задание №21F831
Для метана верны следующие утверждения:
1) состав молекулы отвечает общей формуле CnH2n
2) относительная молекулярная масса равна 16
3) является непредельным углеводородом
4) вступает в реакции присоединения
5) вступает в реакцию с бромом
Задание №F4A0E0
Для этана верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 28
2) является жидкостью (н.у.)
3) атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью
4) вступает в реакцию с водородом
5) сгорает с образованием углекислого газа и воды
Для этилена верны следующие утверждения:
1) атомы углерода в молекуле связаны тройной связью
2) является непредельным соединением
3) обесцвечивает раствор перманганата калия
4) взаимодействует с натрием
5) не вступает в реакцию горения
Для метана верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 2 атома углерода
2) является легковоспламеняющейся жидкостью (н.у.)
3) реагирует с активными металлами
4) образует с воздухом взрывоопасные смеси
5) не присоединяет водород
Задание №2cffa6
Укажите утверждения, верные для метана
1) хорошо растворим в воде
2) при сгорании выделяется большое количество теплоты
3) вступает в реакции замещения
4) реагирует с водородом
5) проявляет кислотные свойства
Для ацетилена верны следующие утверждения:
1) состав молекулы соответствует общей формуле CnH2n
2) является непредельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
4) вступает с водой в реакцию присоединения
5) сгорает с образованием углерода и водорода
Для метана верны следующие утверждения:
1) относится к предельным углеводородам
2) молекула содержит одну двойную связь
3) тяжелее воздуха
4) характерна реакция замещения с хлором
5) не вступает в реакцию разложения
Для глицерина верны следующие утверждения:
1) молекула содержит одну группу –ОН
2) является нерастворимой в воде жидкостью
3) все атомы в молекуле соединены только одинарными связями
4) вступает в реакцию с натрием
5) горит с образованием угарного газа и водорода
Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) составу молекулы отвечает формула С2Н4О
2) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
3) имеет специфический запах
4) вступает в реакцию с серебром
5) вступает в реакцию с гидроксидом меди (II)
Для ацетилена верны следующие утверждения:
1) молекула состоит из двух атомов углерода и четырёх атомов водорода
2) является непредельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
4) вступает в реакции с хлором
5) при разложении образуется углекислый газ и водород
Задание №12033b
Укажите утверждения, верные для глицерина
1) при комнатной температуре находится в газообразном состоянии
2) хорошо растворяется в воде
3) используется в быту в качестве горючего
4) применяется в медицине и при изготовлении косметических средств
5) имеет резкий, неприятный запах
Задание №0ef8d9
Укажите утверждения, верные для ацетилена
1) при обычных условиях – газ
2) хорошо растворим в воде
3) состоит из трёх элементов
4) является сильной кислотой
5) горит в кислороде с выделением большого количества теплоты
Этанол
1) при обычных условиях является газом
2) неограниченно смешивается с водой
3) представляет собой сильную кислоту
4) реагирует с натрием
5) является непредельным соединением
Среди приведённых веществ с водородом реагируют
1) метан
2) этан
3) этилен
4) ацетилен
5) этанол
Укажите утверждения, верные для этилена
1) молекула содержит шесть атомов водорода
2) является предельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
4) вступает в реакции присоединения
5) хорошо растворим в воде
Для метанола верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 2 атома кислорода
2) является хорошо растворимой в воде жидкостью (н.у.)
3) относится к классу углеводородов
4) при горении образуется углекислый газ и вода
5) вступает в реакцию с водой
Для ацетилена верны следующие утверждения:
1) является основным компонентом природного газа
2) молекула содержит 2 атома углерода
3) атомы углерода соединены двойной связью
4) хорошо растворим в воде
5) обесцвечивает бромную воду
Задание №60DFE1
Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) изменяет окраску лакмуса
2) молекула содержит 3 атома кислорода
3) реагирует со спиртами
4) взаимодействует с медью
5) горит с образованием водорода и угарного газа
Для этилена верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 4 атома водорода
2) является предельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены тройной связью
4) характерны реакции замещения
5) вступает с хлором в реакцию присоединения
Для уксусной кислоты верны следующие утверждения:
1) все связи в молекуле одинарные
2) молекула содержит два атома углерода
3) нерастворимая в воде жидкость (н.у.)
4) вступает в реакцию с Cu(OH)2
5) не реагирует с Na2CO3
Задание №FBB6B9
Для уксусной кислоты характерно(а)
1) наличие пяти атомов водорода в молекуле
2) хорошая растворимость в воде
3) наличие двойной связи в молекуле
4) взаимодействие с медью
5) взаимодействие с хлороводородом
Задание №B2E5DE
Для этилена верны следующие утверждения:
1) составу молекулы соответствует общая формула CnH2n+2
2) является непредельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены одинарной связью
4) вступает в реакции присоединения
5) при горении образуется углерод и водород
Задание №6ED74D
Для этилена верны следующие утверждения:
1) является жидкостью (н.у.)
2) является предельным углеводородом
3) атомы углерода в молекуле соединены тройной связью
4) характерны реакции присоединения
5) обесцвечивает раствор KMnO4
Задание №8aed77
Укажите утверждения, верные для уксусной кислоты
1) при комнатной температуре является твердым веществом
2) неограниченно смешивается с водой
3) является сильной кислотой
4) реагирует с карбонатом калия
5) обесцвечивает бромную воду
Задание №540708
Для этанола верны следующие утверждения:
1) в состав молекулы входит один атом углерода
2) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
3) является жидкостью (н.у.), хорошо растворимой в воде
4) вступает в реакцию со щелочными металлами
5) сгорает с образованием угарного газа и водорода
Задание №b0de9b
Укажите утверждения, верные для уксусной кислоты
1) при комнатной температуре это жидкость с резким запахом
2) используется в спиртовках в качестве горючего
3) водный раствор проводит электрический ток
4) является сильной кислотой
5) в состав молекулы входит только водород и углерод
Задание №1135D0
Для этана верны следующие утверждения:
1) относительная молекулярная масса равна 26
2) является газообразным веществом (при н.у.)
3) атомы углерода в молекуле соединены двойной связью
4) вступает в реакцию с хлором
5) сгорает с образованием угарного газа и водорода
Задание №BB5533
Для этана верны следующие утверждения:
1) в состав молекулы входит два атома углерода и шесть атомов водорода
2) является непредельным углеводородом
3) все атомы в молекуле соединены одинарной связью
4) характерны реакции присоединения
5) сгорает с образованием угарного газа и водорода
Задание №be0425
Укажите утверждения, верные для ацетилена
1) жидкость при обычных условиях
2) горит с выделением большого количества теплоты
3) способен присоединять водород и воду
4) сильный окислитель
5) широко распространен в природе
Задание №6F4822
Для метана верны следующие утверждения:
1) молекула содержит 2 атома углерода
2) является непредельным углеводородом
3) хорошо растворим в воде
4) газообразное вещество (н.у.)
5) горит с образованием углекислого газа и воды
Задание №9579DE
Для этанола верны следующие утверждения:
1) относится к многоатомным спиртам
2) является жидкостью (при н.у.)
3) проводит электрический ток (является электролитом)
4) реагирует с H2
5) вступает в реакцию горения
kopilkaurokov.ru